Маска (комикс)

Маска. Многие из нас видели художественный фильм «Маска», вышедший в 1994 году, с Джимом Керри в главной роли. Маска озорной и придурковатый герой, который наделен сверх способностями, используемые им для борьбы со злом. Но так было далеко не всегда.

Маска был создан сценаристом Джоном Аркуди и художником Дагом Мэнки на основе концепта Майка Ричардсона. Наброски персонажа были созданы еще 1982 году, и в 1985 году Маска дебютировал как уже готовый персонаж в небольшой скетч публикации, изданной издательством писателя Марка Вёрхейдена.

В 1989 году издательство Dark Horse выпускает первый официальный комикс про Маску, который назывался «Mayhem». Но стоит принять во внимание факт того, что это была уже вторая попытка. В 1987 году издавалась серия The Masque, от Dark Horse Presents. Однако чрезмерная политизированность сюжета заставила авторов закрыть серию. Так что вернемся к серии Mayhem.

Сюжет строился на парне по имени Стенли Ипкис, который живет в городе Эдж Сити. Доходяга и скромник, который в поисках подарка для своей девушки, нашел нефритовую маску. Стенли маска сразу же понравилась, так что он решил ее купить. По дороге домой он угодил в стычку с хулиганами, которые издевались над ним. Из-за своего мягкого характера Ипкис не смог им ответить. Придя домой, Стенли решает примерить маску. Сделав это, он меняет свой облик и превращается в человека с большой, зеленой, лысой головой и гигантской улыбкой.

Вообще стоит оговориться на счет способностей Маски. Во всех версиях она наделяет своего владельца безграничной силой и меняет внешний вид, характеризующийся огромной улыбкой и зеленой головой. Но все персонажи, одевавшие маску, были меняли внешность как Ипкис. Например, Лобо и Джокер, которые на некоторое время овладевали артефактом, оставались с оригинальными прическами. Маска непосредственно влияет на личность владельца, убирая все личные и социальные запреты, превращая надевшего в психопата. Здесь можно усмотреть некоторую параллель между Джекилом и Хайдом.

Осознав свои вновь приобретенные силы, Стенли решил отомстить своим обидчикам. И сделал он это ультра-жестоко.

Пожалуй, в этом и есть основное различие комиксов и теле адаптации. Комиксы характеризуют Маску как антигероя, который имеет набор способностей, например создание всевозможного оружия и предметов. Также в комиксах Маска убивает своих врагов, в то время как в адаптациях лишь издевается над ними на манер детских мультиков, натягивая трусы на голову, спуская штаны, переодевая в детскую одежду и т.д. Еще одно существенное отличие состояло в том, что из-за непропорциональных размеров головы, персонажа прозвали «Большая Голова», в фильмах же и сериале его звали просто — Маска.

Происхождение самой маски, как артефакта, не раскрыто. Фильм 1994 года создает мнимую версию о том, что маска была создана богом по имени Локи, из скандинавской мифологии. Локи был богом озорства и коварства, поэтому он создал маску в шутку. В нее он поместил частичку своей силы, отправил ее в мир людей и стал наблюдать за тем, как люди ее использовали. Повторюсь, что эта версия не является достоверной, а лишь частью сценария адаптации.

Ипкис пробыл владельцем маски недолго. Из-за частого использования, его личность стала постепенно изменяться. Из застенчивого парня он превратился в агрессивного и вспыльчивого. Однажды, благодаря такой вспышке гнева, он ударил свою девушку, после чего та выгнала его из дома. Позже Стенли проник к ней в дом, и выкрал маску.

Все жертвы Ипкиса были записаны в список, который он составлял. Весть о том, что в городе появился таинственный маньяк-психопат, убивающий людей, разошлась быстро. Кэти, девушка Стенли, вспомнила как при просмотре репортажа про маньяка, Стенли вышел из себя, из-за чего они и поссорились. После этого девушка стала подозревать молодого человека в том, что он и есть Большая голова. Тем временем число жертв стало расти, и Кэти отправилась домой к Стенли, прихватив с собой пистолет. Подозрения девушки подтвердились и она убила парня выстрелом в спину. Так Стэнли Ипкис перестал быть владельцем маски.

Вторым официальным владельцем маски принято считать Митча Кэлловея. Он был лейтенантом полиции, который охотился за Большой головой, считая его опасным. В одной из перестрелок его ранил Большая голова. После того, как Кэти забрала маску у Стэнли, она рассказал о случившимся и отдала маску на сохранение Митчу, предупредив, чтобы он ее ни в коем случае не пытался одевать. Кэлловей счел ее слова шоком и бредом, поэтому он надел маску.

Получив силу маски, Митч решает стать борцом с преступностью. Начав уничтожать уголовников и правонарушителей, он свято верит, что делает добрые дела, однако городские власти и полиция посчитали иначе. По их мнению, Большая голова вернулся и решил продолжить убивать. В одной из стычек полиция нападает на Митча в образе Большой головы, что приводит к неразберихе с обеих сторон. Кэлловей, считает себя героем и борцом с преступностью, а полиция, что перед ними все тот же маньяк-убийца, нападающий на всех подряд. В конечном счете, характер Митча также подвергается изменениям и он нападает на своего напарника. Этот поступок заставляет Кэлловея задумать и отказаться от маски. Он прячет ее в подвале своего дома, и заливает цементом, поклявшись, что не будет ее использовать.

На этом официальная история Большой Головы заканчивается. Первая половина истории, повествующая о похождениях Стенли Ипкиса как владельца маски, была выпущена в виде антологии The Mask #0-4, позже вышедшей как комикс в мягкой обложке.

Позже выходит серия «Возвращение Маски», в которой рассказывается, что к Митчу подсылают убийц. При попытке спастись и использовать маску, его серьезно подстреливают, из-за чего он впадает в кому. Один из нападавших успевает заметить антикварную маску у Кэлловея и решает забрать ее с собой, как трофей. Потом водитель Нанзо примеряет маску и становится новой Большой Головой, а после серии убийств и расправ — новым криминальным босом города. Кэти узнает о том, что Большая голова снова продолжает свои убийства и считает, что Митч не приложил все усилия для сохранности маски, решая сама разобраться с проблемой. Одевшись проституткой, она находит Нанзо. Обманув его, она заставляет снять маску, после чего убивает его.

«Возвращение Маски» считается одной из самый популярных серий про Маску, от чего, на фоне растущей популярности, создатели продолжали издавать комиксы с участием героя и создавали новых владельцев артефакта.

В 1996 году вышел комикс «Ночь возвращения живого Ипкиса», про то как, Кэти посетила могилу Стенли Ипкиса, после чего тот воскрес из мертвых. По привычке, он стал убивать. Его жертвами стали герои предыдущих комиксов, такие как лейтенант Кэлловей и его друг Лайонел. Когда Стенли встретился с бывшей девушкой, та накричала на него, и сказала, что он больше не носит маску, и что не может быть живым (одно из свойств маски в комиксах - исцеление, прим.автора ). После этих слов Стенли превратился в прах и исчез, а его жертвы ожили.

В 1997 владельцем маски был Лобо, в серии комиксов «Лобо против Маски» (февраль-март, 1997 г.)

В 2000 году серия Mayhem прекратила свое существование, но была создана кроссовер серия Маска/Джокер, выходившая с мая по август 2000 года. В этой серии Кэлловей сотрудничает с Бэтменом в борьбе с надевшем маску Джокером, ставшим безгранично сильным. Бэтмен обманом заставляет Джокера снять маску и передает ее Митчу. Тот прячет ее в могиле Стенли Ипкиса.

Также существует комиксовая адаптация кинофильма Маска. Она состоит из двухсерийного комикса, который помимо пересказа основного сюжета фильма, содержит вырезанные моменты, не вошедшие в фильм. Комикс содержит несколько новых сцен с участием Стенли, где его характер раскрывается более полно, нежели то, что было показано в фильме.

Был перенесен на страницы комикса и сюжет мультсериала про Маску. Серия состоит из 12 выпусков.

Список комиксов про Маску:

  1. Mayhem (#1-4, Mай 1989-Сентябрь 1989, Переоформлен в The Mask #0)
  2. The Mask (#1-4, Июль 1991-Oктябрь 1991)
  3. The Mask (#0, Дкабрь 1991)
  4. The Mask Returns (#1-4, Октябрь 1992-Март 1993)
  5. The Mask Strikes Back (#1-5, Февраль 1995-Май1995)
  6. The Mask: The Hunt for Green October (#1-4, Июнь 1995-Октябрь 1995)
  7. The Mask: World Tour (#1-4, Декабрь 1995-Март 1996)
  8. The Mask: Southern Discomfort (#1-4, Апрель 1996-Июль 1996)
  9. The Mask: Toys in the Attic (#1-4, Август 1998-Ноябрь 1998)
  10. Joker/Mask (#1-4, Май 2000-Август 2000)

Список Кросовер выпусков с Маской:

  1. Marshal Law vs. The Mask (Февраль -M арт 1998)
  2. Grifter/The Mask (Сентябрь r- Октябрь 1996)
  3. Lobo vs. The Mask (Февраль - Март 1997)
  4. Night of the Return of the Living Ipkiss…Kinda (Сентябрь 1996)
  5. The Mask: Official Movie Adaptation
  6. Adventures of the Mask (#1-12)

Мнение о комиксе «Маска» от Джона Аркуди и Дуга Манке.
Практически каждый знаком с Маской благодаря фильму с блистательным Джимом Керри в главной роли. Все помнят Маску как комедию, которую можно смотреть со всей семьей, а самого главного героя, Стэнли Ипкиса, как обаятельного неудачника с чистым сердцем, который, надев маску, становится харизматичным безумцем, шутящим направо и налево.

Открыв оригинальный комикс, человек с такой предустановкой испытает форменный шок. Ведь комикс практически никак не связан с фильмом, кроме парочки деталей и персонажей. Первоначальная история намного жестче (плашка «18+» — не шутки), взрослее и являет собой чистый трэш.
Добряк Стэнли Ипкис по оригинальной задумке является озлобленным и жалким неудачником, попадание маски к которому становится отправной точкой в жутких и безумно кровавых событиях. А сама маска создает из него настоящего убийцу-садиста, чьи мотивы ограничены лишь мелкими обидами. Не сказали Стэну «Доброе утро!»? Получите гранату в рот. Вы задолжали мистеру Ипкису лишний доллар? Приготовьтесь к появлению лишних дырок в вашем теле. И это только начало истории.

Основной лейтмотив – известная любому фанату комиксов тема «Силы и Ответственности». Признайтесь, что бы вы сделали, попади к вам такая сила? Вы бы стали спасать детей из горящего дома? Или бы подожгли дом обидчика? Сняли бы котенка с дерева или же воткнули бы ветки этого дерева в глаза школьной учительнице, обидевшей вас в детстве? Судя по всему, мистер Ипкис и не слышал о комиксах про Человека-Паука. На что способен зажатый и угнетаемый обществом человек, который ввиду своей слабости и инфантильности не мог дать отпор ни хулиганам, ни жадному автомеханику? Что может натворить этот человек, если получит неограниченную силу?
При этом очень интересно, что комикс показывает и вторую точку зрения, тем самым уравновешивая чашу весов. Люди бывают разные и движут ими разные желания. Маска в данной истории – лишь катализатор, спичка, брошенная в огромную гору динамита. Кем быть в итоге – решает сам человек, а не маска. Надевая одну маску, персонажи этой книги снимают другую. Социальную. Ту, которую мы с вами носим каждый день. И комикс прекрасно раскрывает эту тему через гиперболизированного анархиста, который творит всякие безумства, на которые не решился бы в обычной жизни.

Рисунок, как говорится, привет из 90-х. Сцены насилия показаны сочно, сцены с Маской сделаны максимально резко, чтобы передать суть персонажа. Сам протагонист нарисован отлично, да и образ в целом получился весьма удачным. Огромные безумные глаза, улыбка на все лицо и постоянно меняющаяся мимика. Практически каждый кадр с Маской радует глаз. Палитра колориста не обладает большим разнообразием, что иногда разочаровывает. Правда, к финалу книги цвета становятся приятнее, а рисунок более профессиональным.

Русскоязычное издание комикса подготовлено издательством «SALBEN» . Стоит оговориться, что это не первое издание «Маски» на великом и могучем. Изначально оно было черно-белым, перевод был местами очень вольный, никаких дополнительных материалов, а сама книга разваливалась после первого прочтения. Новое же издание в мягком переплете содержит предисловие от основателя Dark Horse Comics Марка Ричардсона, послесловие Джона Аркуди и зарисовки, которые в последствии перекочевали в сам комикс. Стоит отметить прекрасное качество бумаги и хорошую печать. Сама TPB достаточно толстенькая и плотная. Сразу видно, проживет не один год даже при постоянном чтении. Единственный явный минус издания состоит в ошибках, которые видны в послесловии. Все остальное выполнено на твердую пятерку.

Что такое «Маска»? «Маска» — это дикий трэш. «Маска» — это чистое ультранасилие с черным юмором. «Маска» — это «Американский Психопат» мира комиксов. Сумасшедшее приключение, авторы которого которое положили кирпич на педаль газа, а тормозную педаль просто вырвали с корнем. Безумно, кроваво, брутально, смешно. После такого фильм с Джимом Керри никогда не будет прежним.

За экземпляр комикса для обзора выражаем свою благодарность магазину комиксов

Владелец нефритовой маски наделяется сверхсилами и становится вспыльчивее и опаснее. Кроме того, носитель получает большую зеленую лысую голову, большие зубы и силу сделать почти все, что захочет, заплатив за это самоконтролем и здравомыслием. Он становится живой смертоносной мультяшкой.

История

Стэнли Ипкисс искал подарок своей подруге Кэти. В поисках он зашел в антикварный магазин, где обнаружил старую маску, которая так и просилась в руки. По пути домой его сбивают с ног хулиганы, и в ответ на прошептанное Ипкиссом ругательство, избивают его. Дома ему чудится, что маска говорит с ним. Стэнли примеряет маску, и становится, как его впоследствии назвали, Большеголовым (Big-Head). В новом облике он отправляется мстить тем, от кого когда-то терпел обиды. К примеру, его первая учительница и несколько хулиганов из его старой школы. Тех, кто избил его ранее, он забивает битой, создает из воздуха автомат, расстреливает из него уцелевших и сжигает. Когда Стэнли снял маску, его эмоциональное состояние изменилось. Дни он стал проводить составляя список обидчиков и вычеркивая тех, кого навестил ночью. От его мягкого характера не осталось и следа и однажды, когда он пил пиво наслаждаясь выпуском новостей, в котором говорилось об очередном налете таинственного маньяка, Кэти завела с ним разговор. Это разозлило Ипкисса, и он ударил ее. Кэти выгнала Стэнли, но оставила маску, так как это был его подарок.

Стэнли чувствовал, что должен вернуть маску и проник в квартиру. Заслышав шум, Кэти вызвала полицию. Стэнли видел единственный выход в использовании Маски. Пытаясь сбежать Большеголовый убивает множество людей, впервые демонстрируя имитацию другого человека, а именно старушки-соседки . Когда Стэнли вернулся к себе домой, он устало снял Маску. Это была его последняя ночь в качестве Большеголового - ему в спину выстрелила Кэти. Тогда подтверждается ее подозрение, что Большеголовый - это Стэнли.

Кэти надела маску, но позже отдала ее лейтенанту Келлэуэю, самому непримиримому копу города, раненому в перестрелке с Большеголовым. Она объяснила, что эта маска создала Большеголового, попросила никогда не одевать ее и ушла. Лейтенант Келлэуэй проигнорировал ее предупреждение и в шутку надел маску. Но это повлекло за собой превращение. Испытав свои новые силы, лейтенант стал охотиться на преступников, ставя свою работу под угрозу. Вольтер, молчаливый преступный лорд, обладающий невероятной силой и стойкостью, в злости на Большеголового начинает устранять помощников, но Большеголовый добирается до него и избивает до полусмерти. Полиция все же пересеклась с Большеголовым и попыталась арестовать, что взбесило его, поскольку он считал себя героем. Уничтожив несколько патрульных экипажей, Кэллэуэй начал избивать своего напарника и лучшего друга за то, что тот назвал его трусом. Разъяренный Большеголовый создал динамит, поджег его и запихнул в рот обидчику. Сообразив, что теряет свою личность, Кэллэуэй выхватил взрывчатку и побежал прочь. Последовал взрыв, полиция сочла террориста мертвым. Дома лейтенант Келлэуэй снял маску, что еще больше прояснило его разум. Поняв, что происходило, он спрятал маску в своем подвале, поклявшись никогда не позволить ей быть примененной снова.

Происхождение

Маска была создана Локи, Богом Обмана. Когда кто-то надевает маску, он получает небольшую часть его силы. Следует отметить, что это происхождение относится только к киноверсии маски, оригинальное происхождение до сих пор остается загадкой.

Силы и Способности

Надев маску, владелец может использовать силы подобные мультяшным, например достать из своего карман гигантский молоток или базуку. Также он может изменить свою одежду или тело, но независимо от облика у владельца всегда будет большая зеленая голова. Он может почти все: стать мухой, съесть автомобиль и т. д. Владелец не чувствует боль и не может умереть, хотя и кровоточит, как обычный человек, но не ощущает никаких последствий этого. В зависимости от личности владельца Маска дает выход его второму Я, как правило, это месть всем людям, что сводили владельца с ума, либо просто уничтожение того, что ему не нравится.

Маска: Официальная киноадаптация

После успеха фильма Dark Horse создает комикс по киноверсии, но с небольшими отличиями, как например, когда Стэнли сделал животных из воздушных шариков (в раннем комиксе это делал лейтенант Кэллэуэй) до того, как вернул свои часы.

Различия между комиксом и фильмом

Есть несколько заметных различий, между комикс- и кино-версией Маски. Во-первых, это имена. В комиксе владелец называется "Большеголовый", что привело к тому, что в более поздних комиксах персонаж изображается с действительно большой головой. Кино- и мульт-версию называют "Маска".

Комикс повествует о различных людях, становящихся Большеголовым и вызывающих кровавый хаос, где бы они не появились. Центр сюжета кино и мультфильмов - Стэнли Ипкисс, добросердечный, но слабохарактерный человек, который использует маску, чтобы защитить родной город и часто - мир.

Хотя оба они странные и могущественные, их можно назвать противоположностями. Большеголовый - чрезвычайно жестокий псих. Он балансирует между антигероем и злодеем, в зависимости от владельца. Маска, с другой стороны, гораздо комичнее, как обычный персонаж мультфильма. Он изображен озорным и дурачащимся персонаж, который просто хочет весело провести время, но совершает героические подвиги в случае необходимости. Большеголовый не церемонится с большинством личных неприязней, просто убивая противника, в то время как Маска шутит над врагами, например натянув их трусы до отказа.

Большеголовый использует настоящее оружие, такое как пистолеты и топоры, а Маска пользуется комедийным фарсом и шуточными предметами. Большеголовый является более прямолинейным и его сражение с Маской высвобождают мультяшное безумие и смятение в нем.

Также показано, что Маска гораздо могущественнее, чем Большеголовый. Его способность изменения реальности значительно превосходит Большеголового, который может всего лишь создавать предметы из воздуха. Маска способен изменить свои размеры и форму, войти в рисунок, превращаться в разных людей и предметы, может сделать практически все. Однако Маска, как было показано, не всемогущ. В мультсериале, когда злодей Канальный Серфер (Channel Surfer) заманил его в ловушку, собственных сил Маски оказалось недостаточно для выхода оттуда. А в другой раз, когда Стэнли простудился, это сказалось на силах Маски, когда он ее надел. Это заметное отличие от Большеголового, который мгновенно исцелялся, когда надевал маску.

Другие владельцы

Среди других владельцев был и Джокер (Joker). Джокер завладел маской и, надев ее, смог победить Бэтмена . Но Джокеру наскучило быть настолько сильным, и он решил взорвать каждый крупный город с ядерным оружием. Впоследствии он был обманут и утратил Маску. Другим владельцем стал Лобо . Лобо наняли, чтобы найти "Абсолютного Засранца" ("Ultimate Bastich"). Лобо и Маска столкнулись, видя, что они не могут убить друг друга, Маска предложил ему получить поощрительный приз. Они заключают сделку, ведь носитель Маски не был тем, кого заказали Лобо. В итоге Лобо побеждает и становится владельцем маски.

Кроссоверы

Джокер/Маска

Джокер нашел маску в Городском музее Готэма и, не зная о силе, которой она обладала, надел ее и стал непобедим. Он использовал свои новые силы, чтобы атаковать Бэтмена и почти искалечил его. Это также вызвало напряженность между ним и Харли Квинн , которая обратилась за помощью к Ядовитому Плющу , чтобы та помогла снять маску с него. Позже лейтенант Келлэуэй и Бэтмен работали вместе пытаясь победить Джокера. Бэтмен обманом заставил Джокера снять маску, сказав, что тот потерял свой стиль и уже не смешной.

Мошенник/Маска

(Cole Cash) направлялся перехватить контрабанду оружия на оружейное шоу в Лас-Вегасе. Мошенник (Grifter) сначала думал что Маска был плохим парнем, но после того, как подруге Маски угрожали, Мошенник и Маска объединились, чтобы остановить контрабанду.

Лобо против Маски

Лобо наняли, чтобы найти "Абсолютного Засранца". Охота приводит к Земле, где вор стал Маской. После сражения, которое опустошило Манхэттен, Маска наконец согласился помочь Лобо найти предыдущего владельца. Путем массовых уничтожений и хитрости, Лобо наконец заполучает маску себе. Надев ее, он уничтожил множество планет. Черная дыра отправляет Лобо на месяц назад во времени. По иронии судьбы выясняется, что он и есть "Абсолютный Засранец". Затем Лобо снимает маску и оставляет ее там, где вор нашел её раньше. Так Лобо замыкает петлю времени и получает денежное вознаграждение, отдав заказчикам самого себя из прошлого.

Маршал Закон против Маски

Маршал Закон призван, чтобы остановить серийного убийцу сверхлюдей, обладавшего Маской.

Примечание

Поскольку при срывании такого временного лица текла кровь, можно предположить, что в качестве маски Большеголовый использовал лица своих жертв. Хотя возможно это так проявлялось его чувство юмора, и лица он создавал также как и одежду и оружие.

Список серий

  • The MASK: Mayhem (сборник (TPB) из 4х частей)
  • The MASK (4)
  • The MASK Returns (4)
  • The MASK Strikes Back (5)
  • The MASK - Hunt for Green October (4)
  • The MASK - World Tour (4)
  • The MASK - Southern Discomfort (4)
  • Lobo & The MASK (2)
  • Joker vs MASK
  • Night Of The Return Of The Living Ipkiss... Kinda!

Большинству как наших соотечественников, так и людям по всему миру при упоминании такого персонажа как Маска всплывает в памяти одноимённый фильм 1994 года, главную роль в котором гениально сыграл Джим Керри. То была криминальная комедия с элементами фантастики и обилием качественного, порой убойного юмора. Маска, благодаря фильму, без преувеличения стал одним из самых узнаваемых персонажей. Однако история героя началась не с Джима Керри, а сам зеленоголовый приколист отнюдь не всегда был столь радужным персонажем.

Личина и личное дело

Широкую известность Маска получил в выпуске Dark Horse Presents #10 1989 года и первоначально это был не герой и даже не антигерой, а скорее злодей. Надлежит сразу оговорится что Маска это и не совсем персонаж, как таковой. Это предмет, точнее артефакт, наделяющий своего владельца огромным могуществом, взамен лишающим самоконтроля, после чего владелец и сам становится рабом предмета. Надев маску-личину человек превращается в экстравагантно одетую мультяшку в широкополой шляпе, а-ля Фриказоид умноженный на Дэдпула и разбавленный кучей других суперов. В фильме персонажа так и называют - Маска, однако в комиксе он носит имя Большеголовый (Big-Head). Отличительные признаки внешности Большеголового - зелёная башка, схожая с черепом, огромные зубы и глаза, а также маленький нос.Как и подобает мультяшному герою Маска обладает свойственными способностями. Из его кармана можно вытащить базуку, гаубицу и другие предметы. А фраза “Smoken!” 1 стала его визитной карточкой.

Между делом…

Приём использованный в произведениях о Маске весьма примечателен и продуман с точки зрения психологии. Как выразился отец психологии Карл Гюстав Юнг: «Маска - это функциональный комплекс, возникающий для удовлетворения потребности в адаптации или для обеспечения некоторых других удобств, но отнюдь не идентичный личности как таковой». Тем самым получается, что истинная натура человека как правило отличается от его внешнего образа. Всё это обусловлено несколькими факторами, такими как воспитание, формальные правила, этикет, уголовный кодекс и так далее. Никто не говорит, что носить маску плохо, в подавляющем большинстве случаев совокупность ограничивающих комплексов как раз помогает выживать в обществе и самому не стать угрозой ему. Не удивительно что одним из ключевых персонажей как фильма, так и мультфильма является доктор психологии Артур Ньюман.

К чему всё это? Создатели персонажа очевидно ориентировались на психологическую составляющую коя характеризует человека. В данном случае использован интересный приём, при котором надев маску носитель проявляет истинную натуру, противоречиво не так ли? Можно даже сказать - авангардизм. Разумеется, это не совсем оригинальный приём в художественном произведении. Яркий образчик «История доктора Джекилла и мистера Хайда» - всем известное готическое произведение. Суть и смысл весьма схожи - герой в результате таинственного обстоятельства меняется до неузнаваемости, если быть точным - став своей полной противоположностью. Первый носитель маски Стэнли Ипкисс, человек слабохарактерный и слабый, одев маску выявил из недр себя всю копившуюся злость, показав своё истинное лицо. Он не смог, впрочем, и не захотел ограничивать свою кровожадность и безумие, которое явились следствием чрезмерной сдержанности в обычной жизни, а получив невыразимое могущество он стал неуправляем. Любой человек если не осознаёт, то как минимум инстинктивно понимает, что копить в себе негатив не самое лучшее действие. Натура и маска должны проявляться в человеке сбалансировано настолько чтобы попросту не довести до беды. Другой носитель маски настоящий блюститель закона Митч Кэллоуэй получив с помощью маски свободу от оков закона, который он защищает, становится линчевателем, карающим без суда и следствия, что чуть не приводит его к убийствам своих же друзей. Чем более проявляет свою натуру тот или иной носитель, тем сильнее это отражается после его соединения с маской.

Другая важная составляющая при создании франшизы является мифология. Не секрет, что маски занимают значительное место в ритуальных обрядах и искусстве древних цивилизаций. Внешний вид маски показанной в комиксе в точности воспроизводит погребальную маску самого известного в истории правителя майя по имени К’инич Ханааб Пакаль. Это несмотря на то что в тех же комиксах объявляется что маска является артефактом вуду. И африканцы и майя в равной степени верили, что в маске воплощается тот или иной дух — хороший, плохой, олицетворение сил природы, либо тьмы или света. Зловещесть многих ритуалов с использованием масок усугублялось кровавыми жертвоприношениями, как правило человеческими. Культисты в масках оказывали на присутствующих очень сильное влияниеэмоциональное напряжение столь велико, что участникам кажется, что в человека в маске, посредством носимого предмета вселяется дух. Посему не удивительно, что наш персонаж приобретает неведомые простому смертному силы, напялив на себя маску.

Когда же режиссёр Чак Рассел решил снять фильм, бэкстори артефакта изменили с вудуистского на скандинавское. Причём создатели фильма разъяснили это сюжетом про наказание Локи. Как известно со слов сказителя викингов Снорри Стурлуссона и Старшей Эдды, Локи являлся богом-проказником, нечто вроде дьявола, но близкого к небожителям. В какой-то момент богам осточертели его выходки и они его связали до пришествия Рагнарока - конца света. Вот только художественные произведения имеют обычай переиначить классические мотивы. Так согласно фильму Локи был заточён в маску-личину и любой кто её наденет (причём ночью, т.к. Локи ночное божество) сольётся с личностью могущественного бога-озорника. Но надо отдать должное сценаристам которые не сильно исковеркали древнее предание, а лишь немного приукрасили, что не скажешь о том же в сиквеле 2005 года. В дальнейших выпусках комиксов о Маске, артефакт стали изображать таким же как в фильме.

История создания или автора-автора!

Большинство долгоиграющих персонажей со временем, подобно растущему человеку изменяются. Маска исключением также не стал. Впервые Маска появился в 1982 году, а его создателем явился Майк Ричардсон. Считается что прообразами персонажа стали Джокер, Крипер 2 , ну и конечно мистер Хайд. Первый выпуск комикса вышел только три года спустя в самиздательстве APA-5. Автор недолгое время сотрудничал с известным автором комиксов Марком Бэджером. Теперь комикс выходил под эгидой молодого издательства DarkHorseComics и называлась «TheMasque» . Надо отдать должное Ричардсону который увидев что его детище стали использовать в политически настроенных сюжетах, отозвал дальнейшие публикации, воспользовавшись авторским правом. «The Masque» представляла собой нуароподобный карикатурный концепт-комикс. Рисунок первых комиксов не отличался высокохудожественностью, однако это и не требовалось. Гротеск вполне пришёлся кстати в подобной истории.

В 1989 году комикс о магической маске получил вторую жизнь. Новый художник Крис Уорнер получил заказ на обновление персонажа. Таким образом оригинальные рисунки Ричардсона были переработаны. За комикс в целом отвечали Джон Аркуди и сценарист Даг Мэнки. Так в комиксе “Mayhem”главный герой появился в нынешнем облике, а Майк Ричардсон увидя новую Маску назвал его помесью Терминатора и Тэкса Айвери 3 . Кстати наименование артефакта поменялось с "The Masque" на "The Mask". Серия “Mayhem” закончилась после четвёртого выпуска и появился только в 1991 году благодаря тем же создателям Mayhem’а. Новая серия также уложилась в четыре выпуска и стала довольно популярной. В той же серии появился противник Маски громила Уолтер, который даже появился в собственной серии комиксов, а также стал одним из персонажей мультсериала.

Создатели продолжили выпускать новые мини-выпуски, рассказывающие о разных носителях маски. Популярность комикса вылилась в экранизацию фильма в 1994 году с Джимом Керри в главной роли, а потом и мультсериала, по большей части основанного на фильме, а не комиксе.

В 2000 году вышел последний выпуск комикса с участием Маски «Joker/Mask».Персонаж был забыт надолго, пока в 2014 году серию не обновили. Однако прежний стиль с обилием насилия, расчленёнки и чёрного юмора ныне ушёл в небытие, став банальной супергероикой.

Хроники в комиксах

В комиксах Стэнли Ипкисс, зажатый и замкнутый, неуверенный в себе молодой человек. На этом начальные сходства между Ипкиссом киношным и Ипкисом из комиксов заканчиваются. Стэн покупает нефритовую маску из антикварного салона, а не находит в заливе. Надо заметить, что Ипкисс здесь мягко говоря злопамятен и, поэтому неудивительно, что, впервые надев маску сразу встаёт на дорогу кровавой мести. Это обстоятельство также обусловлено издательством Dark Horse Comics, стиль и особенности которого определяются словами «чёрный юмор», «садомия», «секс» и «насилие», частенько с приставкой «бессмысленное и беспощадное». Так или иначе Ипкисс в комиксах падёт жертвой своей кровавой закомплексованности, а если быть точным его кокнула Кэти, его же девушка. Вскоре она и сама надевает маску, хоть и ненадолго.

Кэт испугавшись себя самой передаёт маску Кэллоуэю, крутому копу из Эдж-сити. Кстати в фильме «Маска» Кэллоуэй также присутствует. Лейтенант становится новым носителем, став линчевателем, по типу Роршаха с Карателем, если б у них были ещё и суперсилы. Кэллоуэй в деле борьбы с преступностью выходит за рамки, как и в случае с другими носителями маска начинает склонять его ко злу. Однако ему удаётся справится с собой и снять проклятый предмет с себя.

Не обошёлся комикс без модного слова «кроссовер». Не все из них столь удачны по части угарного юмора, но без сомнения присущего насилия хватает с избытком.

Так Маска сталкивается с такими героями как Бэтмен, Грифтэр 4 , Лобо и т. д. и т. п. В случае с Бэтменом, маской овладевает никто иной как Джокер. Хотя ведь странно - Джокер и сам ещё тот комик-тире-психопат, с не меньшей больной фантазией чем Большеголовый. Впрочем, Бэт на этом и сыграл, дабы победить, ведь одев маску Джокер приобрёл невыразимое могущество. Что интересно, Джокер изначально был одним из прообразов Маски.

Более запоминающимся является кроссовер «Лобо против Маски». Сюжет комикса вертится вокруг заказа, сделанного Лобо некими инопланетянами на поимку маньяка вселенских масштабов по имени «Абсолютный Засранец». Для выполнения заказа лучший в мире киллер прибывает на Землю нашу матушку. А там, там носителем маски становится нью-йоркский озорной гуляка воришка. Лобо уверен, что зеленоголовый мульт со сверхсилами и есть «клиент». Но так как Маска и не собирается сдаваться, уж тем более он и умереть не может по своей природе, между двумя отмороженными антигероями и мэтрами угара начинается месиво, повлекшее хаос и разрушение Манхэттена. Интересно, что такие герои как Супермен, Бэтмен и другие ДиСишники также присутствуют в эпизоде, но, как и подобает жанру комедии, они не то что не спасают Нью-Йорк от разрушения, но, видите ли заняты домашними делами слишком сильно чтобы отвлекаться на такую банальщину. Чёрный юмор основной двигатель сюжета этого довольно неплохого комикса. Чего только стоит ругань и поношение героев друг друга. Маска один из немногих героев, сумевших не только неплохо отделать «настоящего мужика Лобо», но и вывести его из колеи. Разумеется, Лобо и сам вскоре становится очередным носителем, и это приводит к последствиям более разрушительным чем его столкновение с предыдущим носителем - Лобо попросту начинает уничтожать целые планеты погружая Вселенную в хаос, став тем самым “Абсолютным Засранцем” на которого получил заказ, не правда ли иронично.

Ещё одним комиксом является «Маршал Лау против Маски» в котором Маска предстаёт в привычном образе суперзлодея.

Фильм, фильм, фильм…

Помнится, когда вышел фильм «Тор», многие стали связывать Локи, в исполнении Тома Хиддлстона с персонажем Джима Керри. И тут ничего удивительного. Речь разумеется пойдёт о кинематографическом образе Маски.

«Маска» также, как и её продолжение, вышедшее в виде мультфильма, повествует о стеснительном добряке Стэнли Ипкиссе. Первоначально режиссёр фильма Чак Рассел объявил, что предстоящий фильм не будет отличатся от комикс-оригинала, то есть будет содержать сцены насилия и ужасов, однако это у него не получилось. Рассел известен как режиссёр одной из частей «Кошмара на улице вязов» и других триллеров и фильмов ужасов, поэтому его новая задумка должна была стать очень точной адаптацией комикса, и новой кинофраншизой ужасов. Вскоре от идеи хоррора режиссёр отказался, переделав в комедию, и в коммерческом плане не прогадал. На это повлиял сам создатель Маски Майк Ричардсон, который поменял концепцию использовав стилистику мультфильмов Тэкса Айвери (это хорошо прослеживается по выходкам героя Джима Керри). В итоге от первоисточника осталось небольшое количество сцен. Что до происхождения Маски в фильме, как уже говорилось также отличается от комикса, в котором маска берёт корни от африканских культов вуду. Локи как нельзя лучше пришёлся для "легенды" о происхождении маски. В скандинавских легендах бог-трикстер и своими выходками схож на персонажа как фильма так и комикса.

Кинообраз героя отличен от комикса тем, что Стэн основной носитель и отнюдь не злодей, а напротив - как принято называть - супергерой, стоящий на страже города, а порой и мира. Становясь Маской, он учиняет такое, что просто невозможно не ржать до колик в животе и слёз на глазах. Чего не скажешь о злодеях, которые носили маску. Образ последних более близок к комиксу. В фильме маска делает из носителя почти всемогущую личность, но с тем отличием от комикса, что носитель становится лучше, то есть не деградирует. Хороший человек не станет отпетым негодяем, добавив себе лишь озорства и безмерного задора, однако плохой человек надев маску станет намного дурнее. Будь носителем Стэн, его собака Майло или ребёнок он не причинит умышленного вреда, тем более добропорядочным людям. Маска может ограбить банк, жёстко, но смешно поиздеваться, к примеру, натянув трусы на голову жертвы. Из киноадаптации более близок к образу Большеголового персонаж-антагонист Дориан Тайрелл в исполнении знатного кинозлодея Питера Грина. Кроме всего прочего в режиссёрской версии картины присутствуют две сцены, не попавшие в окончательный вариант. Во-первых, вырезан пролог, в котором вкратце повествуется о происхождении проклятой маски: известный первооткрыватель Америки Лейф Эрикссон привозит маску с заключённым в ней Локи. Второй вырезанной сценой является убийство продажной журналистки Пэгги Брандт злодеем Дорианом: Тайрелл выкидывает её за ненадобностью в газетный печатный станок, после чего станок сразу выпускает газету с заголовком о загадочном убийстве журналистки. По-видимому, вторая сцена была вырезана дабы не повышать как рейтинг возрастной, так и кровавый.

Следует упомянуть и не очень удачный фильм 2005 года «Сын Маски», являющегося продолжением фильма 1994 года. Однако сиквел вышел не ахти каким, а целевой аудиторией были дети от одного до семи-восьми лет, собственно это заметно и по главному персонажу. Психопатия, злобота и другие нехорошести, присущие традиционной Маске к БОЛЬШОМУ сожалению, напрочь отсутствуют. Скука скучная!

P. S.

Большинство носителей маски в комиксах, какими они хорошими не были бы, погружались с головой во всеразрушающий хаос, терроризируя и уничтожая всё и вся. Маска раскрывает в человеке скрытые тёмные стороны носителя, если даже эти стороны продиктованы благими и благородными побуждениями, маска их преумножит и исказит. Как говорится: “Благими намерениями вымощена дорога в ад”. Что и говорить за тех «масочников», которые изначально являлись негодяями. Носитель становится настоящим воплощением Зла, сея страх и смерть. Кинематографистам же само по себе цензура особо не позволила распоясаться и экранизировать согласно первоисточнику. Впрочем, оно может и к лучшему.

Примечания:

1 Smoken! - переводится с английского как «Дымится!».

2 Крипер - персонаж-антигерой Стива Дитко.

3 Тэкс Айвери - мультпликатор. В честь него был назван герой фильма «Сын Маски».

4 Грифтер, он же Коул Кэш - один из суперсолдат отряда Gen-7, одноимённой серии комиксов.

Маска
The Mask

Обложка Mask Toys in the Attic #4 (ноябрь 1998 года)
История
Издатель
Формат

Серия комиксов

Периодичность

Ежемесячно

Даты публикаций
Количество выпусков

по 4 за раз, всего 36 (9 минисерий)

Персонажи

Маска
Стэн Ипкисс
лейтенант Келлавэй

Создатели
Шрифт

Пэт Броссоу

Авторы

Джон Аркуди и Даг Мэнки

История публикаций

Базовый концепт Маски был создан Майком Ричардсоном в 1982 году. Впервые персонаж появился в качестве скетча в 1985 году для APA-5 , любительского издательства созданного Марком Вёрхейденом. После начала Dark Horse Comics Ричардсон предложил свой концепт автору Marvel Марку Бэджеру, что привело к недолгой серии под названием The Masque , которая изначально была запущена Dark Horse Presents. Позже, однако, комиксы Бэджера стали слишком политическими, и Ричардсон закрыл серию, чтобы вернуть персонажа в прежнее русло.

Художник Крис Уорнер был нанят, чтобы реконструировать персонажа, основываясь на оригинальных набросках Ричардсона и в итоге создал окончательный вариант. Персонаж получил новый старт в 1989 году на страницах комикса Dark Horse под названием «Хаос» (англ. Mayhem ). Писатель Джон Аркуди и художник Даг Мэнки были наняты, чтобы создать новые приключения для Маски, что сделало серию очень популярной за счет оригинального рисунка, «комбинацией Текса Эйвери и Терминатора » по словам Ричардсона. История Маски из «Хаоса» №1-4 была позже переиздана в 1991 году в виде комикса The Mask №0 и в бумажном переплете.

Серия «Хаос» была закрыта после четырех номеров, но в 1991 году Аркуди и Мэнки продолжили историю в другой серии из четырех номеров, в котором был представлен один из противников Маски, молчаливый брутальный гигант по имени Уолтер. Эта серия стала одной из самых продаваемых серий Dark Horse; следуя за успехом, Dark Horse продолжила выпускать мини-серии о Маске, представляя разных носителей мистической маски. Выпуски Маски закончились в 2000 году, когда Dark Horse, совместно с DC Comics выпустили кроссовер Joker/Mask , в котором Маска попадает в руки главного противника Бэтмена, Джокера. Все серии, включая кроссовер, были переизданы в формате trade paperback, а также в ограниченном издании с твёрдой обложкой.

Напишите отзыв о статье "Маска (комикс)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Маска (комикс)

В это время застенчиво, тихими шагами, вошла графиня в своей токе и бархатном платье.
– Уу! моя красавица! – закричал граф, – лучше вас всех!… – Он хотел обнять ее, но она краснея отстранилась, чтоб не измяться.
– Мама, больше на бок току, – проговорила Наташа. – Я переколю, и бросилась вперед, а девушки, подшивавшие, не успевшие за ней броситься, оторвали кусочек дымки.
– Боже мой! Что ж это такое? Я ей Богу не виновата…
– Ничего, заметаю, не видно будет, – говорила Дуняша.
– Красавица, краля то моя! – сказала из за двери вошедшая няня. – А Сонюшка то, ну красавицы!…
В четверть одиннадцатого наконец сели в кареты и поехали. Но еще нужно было заехать к Таврическому саду.
Перонская была уже готова. Несмотря на ее старость и некрасивость, у нее происходило точно то же, что у Ростовых, хотя не с такой торопливостью (для нее это было дело привычное), но также было надушено, вымыто, напудрено старое, некрасивое тело, также старательно промыто за ушами, и даже, и так же, как у Ростовых, старая горничная восторженно любовалась нарядом своей госпожи, когда она в желтом платье с шифром вышла в гостиную. Перонская похвалила туалеты Ростовых.
Ростовы похвалили ее вкус и туалет, и, бережа прически и платья, в одиннадцать часов разместились по каретам и поехали.

Наташа с утра этого дня не имела ни минуты свободы, и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей.
В сыром, холодном воздухе, в тесноте и неполной темноте колыхающейся кареты, она в первый раз живо представила себе то, что ожидает ее там, на бале, в освещенных залах – музыка, цветы, танцы, государь, вся блестящая молодежь Петербурга. То, что ее ожидало, было так прекрасно, что она не верила даже тому, что это будет: так это было несообразно с впечатлением холода, тесноты и темноты кареты. Она поняла всё то, что ее ожидает, только тогда, когда, пройдя по красному сукну подъезда, она вошла в сени, сняла шубу и пошла рядом с Соней впереди матери между цветами по освещенной лестнице. Только тогда она вспомнила, как ей надо было себя держать на бале и постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но к счастью ее она почувствовала, что глаза ее разбегались: она ничего не видела ясно, пульс ее забил сто раз в минуту, и кровь стала стучать у ее сердца. Она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешною, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами только скрыть его. И эта то была та самая манера, которая более всего шла к ней. Впереди и сзади их, так же тихо переговариваясь и так же в бальных платьях, входили гости. Зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях.
Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Всё смешивалось в одну блестящую процессию. При входе в первую залу, равномерный гул голосов, шагов, приветствий – оглушил Наташу; свет и блеск еще более ослепил ее. Хозяин и хозяйка, уже полчаса стоявшие у входной двери и говорившие одни и те же слова входившим: «charme de vous voir», [в восхищении, что вижу вас,] так же встретили и Ростовых с Перонской.
Две девочки в белых платьях, с одинаковыми розами в черных волосах, одинаково присели, но невольно хозяйка остановила дольше свой взгляд на тоненькой Наташе. Она посмотрела на нее, и ей одной особенно улыбнулась в придачу к своей хозяйской улыбке. Глядя на нее, хозяйка вспомнила, может быть, и свое золотое, невозвратное девичье время, и свой первый бал. Хозяин тоже проводил глазами Наташу и спросил у графа, которая его дочь?

Что еще почитать