Сочетание черного и красного. Психология цвета и значение цветов в психологии. Кому подходит и как правильно носить

Подбирая одежду, люди чаще всего обращают внимание на сочетание цветов изделий. Стоит заметить, что одеваясь, необходимо подобрать не больше трех цветов (это классика жанра). Но в современной моде встречаются стили, разрешающие большее количество красок одежды.

Среди сочетаний цветов есть достаточно удачные. Например, красный и черный. Это сочетание всегда было модным и, пожалуй, никогда не устареет. Красный в паре с черным выбирают женщины, которые стремятся показать свою индивидуальность и независимость.

Сочетание черного и красного: страсть и уверенность

Комбинация этих красок очень точная. Чувственный, энергичный красный подчеркивает и дополняет элегантный и сдержанный черный. Комбинирование оттенков позволяет создавать яркие неординарные образы, например, готический или страстный. Женщины в красно-черной одежде выглядят более уверенными в себе и непокоренными.

Что представляет собой красно-черное сочетание в стилях одежды? Допустим, это могут быть классические черные брюки или брюки стиля Мадлен и ярко-красная атласная блуза. В таком туалете можно спокойно отправиться в офис, а ваши коллеги будут знать, что вы сильная, волевая женщина. При этом красные брюки и черный блейзер – уже не такое официальное сочетание – подойдут для неформальной встречи или вечеринки. Красно-черное сочетание может быть в одном изделии, например, платье. Черное с красным и наоборот – выгодно отличит и выделит вас среди других гостей.

Если вы боитесь, что ваш образ уж слишком похож на образ роковой женщины, дополните сочетание черного и красного еще каким-то цветом. Например, белые детали подчеркнут вашу уверенность в себе, а вот серые вкрапления в черно-красное сочетание подойдут для делового ужина или рабочих будней.

Макияж, обувь и аксессуары к красно-черному наряду

Выбирая одежду таких ярких насыщенных цветов, следует также обращать внимание на другие детали создаваемого образа. Макияж не должен быть в пастельных тонах, иначе черты лица просто потеряются в свете яркой одежды. Но тени и помада все равно должны быть нанесены умеренно, а то может создаться впечатление, что вы вульгарны и легкодоступны. Лучше всего глаза выделить с помощью черного карандаша, а губы покрыть помадой цвета гнилой вишни.

Что качается обуви, то в идеале это должны быть туфли или босоножки на каблуке и желательно черного цвета. Можно надеть и красные туфли, но тогда красным должны быть верх одежды и, например, сумочка. Черно-красное платьице комбинируют также с белыми лаковыми туфлями и таким же клатчем.

В общем, красный и черный – достаточно «кричащие», насыщенный цвета. Одежду таких цветов следует подбирать и комбинировать с предельной внимательностью. Иначе вместо яркого элегантного образа, вы создадите вульгарный и вызывающий. Уделяйте также внимание подбору аксессуаров, макияжу и обуви. Отдавайте предпочтение изделиям из хорошей, качественной ткани (пусть лучше красная блуза в вашем гардеробе будет одна, но первоклассная). Запомните, что выделится из толпы легко. А вот для того, чтобы оставаться на высоте, надо изрядно потрудиться.

Мало найдется женщин, у которых нет одежды черного цвета. Ведь он практически универсален. Он замечательно совмещается с другими цветами, так что всегда получится создать комплект для самых разнообразных случаев. Чёрные вещи практически незаменимы в офисе, ведь цвет допускается даже по самому строгому дресс-коду. В то же время вечерние ансамбли смотрятся изысканно. А для повседневной жизни наряды с этим оттенком отличаются практичностью. Неудивительно, что он всегда остается в моде.

Но это совсем непростой колор. Он способен скрыть лишние килограммы, и это относится к достоинствам. Но он также подчеркивает даже мелкие недостатки на лице, например, первые морщины. Женщины в возрасте кажутся старше, чем есть. Девушки с неярким оттенком лица рискуют выглядеть бледными и нездоровыми. Поэтому надо знать, кому идет черный цвет у лица, чтобы блузки или платья украсили модницу.

Корректируем цветом


Чернильный оттенок в одежде в первую очередь подходит . Они сами по себе яркие, поэтому не потеряются на фоне комплекта. Они могут позволить себе total look в темных тонах. Всем другим цветотипом надо экспериментировать с чёрным цветом с осторожностью.

Девушкам, которые предпочитают черный в одежде, стоит уделить особое внимание аксессуарам. С их помощью получится каждый день создавать разные и стильные образы.

Какой же выход есть для любительниц одежды черного цвета, которая к тому же сейчас в моде? Совсем не обязательно от нее отказываться. Но стоит отделять комплект от лица. Например, надев крупное украшение на шею. Можно использовать шарфик или палантин для этой цели. Или брюки и юбки носить темные, а блузки - другого оттенка. Тем более, что колор прекрасно сочетается практически со всей палитрой. Именно в этом и заключается его прелесть, не зря вещи этого цвета рекомендуется иметь в составе Еще один вариант - попробовать разные оттенки, они все в моде. Они отличаются по насыщенности: это может быть, например, глубокий чернильный или почти серый.

Подбираем сочетания

Если возник вопрос, какой цвет больше подходит к чернильному в одежде, то ответ прост: практически любой. Можно смело брать красный, синий, зеленый, желтый и другие.

Сочетание с насыщенным оттенком выглядит очень контрастным, так что его стоит выбирать ярким девушкам. Обладательницам более мягкой внешности стоит отдать предпочтение приглушенным тонам.

Белый, красный, синий

Сочетание белого с чернильным в одежде давно в моде и не теряет своей актуальности. Оно позволяет выглядеть строго, но в то же время элегантно, как показывают фото. Белые блузки и темные юбки - классика офисного дресс-кода. Ансамбли, в которых комбинируются эти два цвета выглядят стильно и несколько торжественно. Но их надо уметь носить правильно. Образ получается особенно стильным, если один из тонов будет доминировать, а второй дополнять его в виде акцентов. Какой станет главным, можно определить, если вспомнить об особенностях своей внешности. Девушке «зиме» можно сделать черный основным, а вот больше подходит преобладающий белый.

Красный часто используют для дополнения чернильных оттенков в одежде, что видно на фото. Но такой образ получается чересчур насыщенным и напряженным, особенно если пропорции будут приблизительно равны. Конечно, алые блузки способны оживить чёрные костюмы, придав комплекту чувственности, так что они остаются актуальными в моде. При этом такой ансамбль вполне уместен в рабочей обстановке. А если выбрать темный верх и красный низ, то вид будет не столь формальным. Так можно отправиться на встречу с друзьями.

Макияж должен соответствовать яркому образу. Если он будет нейтральным, то лицо потеряется на фоне одежды.

Варианты макияжа



Аксессуарам также нужно уделить внимание. Хорошо подойдут в данном случае туфли черного цвета. Если образ все-таки кажется слишком тяжелым, то можно разбавить сочетание вещами белого цвета. Они добавят легкости, освежат красное и темное, избавят от лишней агрессивности. Это хорошо заметно на фото. Ансамбль, в котором комбинируются чёрные брюки, белые блузки и красный жакет, смотрится необычайно стильно, он сейчас в моде.

Как и красный, синий позволяет создать достаточно спорное сочетание в одежде. Многие считают его мрачным и угнетающим. В комбинации с темным оттенком синий кажется еще более холодным. К тому же образ получается сдержанным и консервативным. В повседневной жизни может возникнуть желание более жизнерадостного ансамбля, соответствующего моде, а вот для деловых встреч это удачное решение. Поэтому отказываться от него не стоит.

Так же как и красный, синий цвет хорошо сочетается чёрным, если один из них проявляется только в деталях. Например, темный поясок на платье цвета неба. Синий жакет сделает классическую комбинацию - белой блузки, темных брюк или юбки, менее скучной.

Желтый, оранжевый, зеленый, розовый

Если синий кажется в подобном сочетании мрачным, то возникает вопрос, какой колор позволит получить действительно яркий образ, соответствующий моде. Конечно, это желтый, примеры можно найти на фото.

Они совмещаются даже в самой природе, так что вместе выглядят органично. украсит чернильный горошек, можно подобрать и вариант наоборот. Можно носить блузки одного цвета с низом другого.

Интересно выглядит и сочетание черного цвета с изумрудным и оливковым, как показывают фото. Не вся палитра зеленого подходит: нежные пастельные тона упростят вид. А вот более глубокие можно комбинировать. Например, интересные композиции можно создать с оливковым оттенком. Но как и в случае с синим оттенком, есть риск выглядеть мрачновато. Чтобы этого не происходило, стоит добавить еще один оттенок. Скажем, белый разбавит комплект. Оригинально и менее удручающе будут выглядеть чёрные блузки с оливковым низом, если надеть золотистый пояс. Облик сразу преобразится.

Можно носить рассматриваемый колор и с розовым. Они комбинируются органично, но с очень ярким оттенком комплект может получиться несерьезным и инфантильным. Чаще подобные решения используются в некоторых субкультурах.

Даже зная, кому идет черный цвет, надо уметь его правильно носить и комбинировать с другими цветами. Синий, красный, оранжевый и прочие помогут выглядеть гармонично и стильно. Интересные сочетания получаются и с оливковым оттенком. Так что стоит пробовать разные варианты, чтобы найти идеальный. И не забывать о фото с примерами.

Многие девушки и женщины предпочитают черный цвет в одежде, и почти у каждой в шкафу найдется хотя бы одна такая вещь. Он невероятно стильный и может стать отличной базой для множества комплектов.

Он прекрасно сочетается с другими тонами, подойдет для любого случая и повода. Даже в офис со строгим дресс-кодом можно носить черные вещи, а праздничный вариант наряда с его использованием будет выглядеть изысканно и элегантно. Для повседневных луков особенно актуально такое его качество, как практичность.

Лаконичность, строгость, глубина, практичность, универсальность и стиль — черный цвет никогда не выходит из моды.

Кому подходит и как правильно носить

Всем уже давно известно об одном из самых важных его достоинств — делать нас визуально стройнее, и это несомненный плюс, но… Черная одежда способна подчеркивать даже мелкие недостатки на лице, например, мелкие морщинки. Поэтому рекомендуем воспользоваться нашими советами:

  • Девушки с неяркой, мягкой внешностью, облачившись в темный наряд, рискуют «потеряться» на его фоне, выглядеть бледными и невыразительными. Но это касается одежды у лица (блузок, платьев и т.д.). А вот «низ» (джинсы, брюки, юбки) можно носить смело;

  • Чернильный подойдет в первую очередь девушкам-обладательницам цветотипа «Зима». Их яркая и выразительная внешность только выиграет от его использования. Они могут позволить себе total look . Модницам с другими цветотипами рекомендуется быть с ним осторожнее и пробовать различные вариации с другими оттенками.

Если вам нравится носить черное, но цветотип ваш, как говорится, «не позволяет»? Все очень просто! Отделяйте темный оттенок от лица при помощи различных аксессуаров. Это могут быть шейные платки, шарфы, какие-то украшения. Или комбинируйте черные юбки или брюки с верхом другого тона.

Многие модные эксперты любят включать вещи данного цвета в .

Интересно, что у него есть свои оттенки: чернильный, антрацитовый, угольный, агатовый, асфальтовый, маренго и др.


Сочетание цветов в одежде — создаем образы

С чем лучше всего носить черный? Какой цвет к нему подобрать, это, наверное, будет один из самых простых вопросов в колористике:) Любой! Любой можно сочетать с ним.

Более контрастные вариации годятся для девушек и женщин с яркой внешностью, а обладательницам более мягкой внешности лучше в пару к чернильному выбирать более нежные приглушенные оттенки.

+ Белый

Черное-белое сочетание в нарядной и повседневной одежде всегда актуально. Такой вариант выглядит эффектно, нарядно и ярко, благодаря резкому контрасту. Классика офисного наряда — это черные брюки или юбка и светлая блузка, смотрится строго, но элегантно. Но не всегда достаточно просто надеть белое и черное,

чтобы ваш образ выглядел оригинально, можно использовать один прием: одного из цветов должно быть больше, чем другого либо один будет основным, а второй лишь дополнять его в виде аксессуаров. Это позволит сделать соотношение более динамичным и интересным.

Для каждого подойдет сочетание чернильный + белый + любой другой.

Юбка-карандаш прекрасно впишется в комплект с молочной блузкой, жакетом или джемпером.



На фото чернильный наряд дополнен небольшими аксессуарами и белой обувью, которая создает отличный акцент всего образа.

Интересные комбинации можно получить, если использовать сочетание однотонных вещей с принтом или узором. Благодаря интересному контрасту даже самые простые «полоска», «клетка» или «елочка» будут выглядеть очень эффектно и выразительно.

Брюки с узором «елочка» в паре с черной блузкой (рубашкой) или пальто с узором «клетка» плюс прямая юбка и белая блузкаотличное решение на каждый день.


+ Серый






Простота и ясность черного цвета обманчива и важно научиться правильно носить его и комбинировать с другими тонами. Это несложно и, мы надеемся, наша статья поможет вам.

Черный - это нечто непознанное, какая то загадка... Красный - это страсть.

Человек в красно-чёрном - принадлежит обществу(высокому) и его невозможно игнорировать,он страстен.

Черный цвет традиционно ассоциируется с элегантностью, изысканностью и сексуальностью. Он является основным цветом в одежде современных женщин, живущих в городах. Очень часто женщины надевают на деловые встречи именно черные костюмы. Для любого официального приема черный смокинг и маленькое черное платье - это беспроигрышный вариант. Черное белье выглядит очень сексуально - наверное, потому, что черный цвет так же связан и с опасностью.

Каково значение черного цвета? Черный цвет- цвет ночи и смерти, цвет ведьмовства и черной магии, цвет незаконных действий (черный рынок), цвет отверженности (черный список) и изгнания (черная овца). В пословицах и поговорках черный цвет часто ассоциируется со страхом, гневом и депрессией. Черный цвет подталкивает к конфронтации и нарушению запретов. В среде художников - модельеров и дизайнеров черный цвет приобрел популярность очень давно, поскольку он всегда говорил о нарушении запретов. И очень скоро черный оказался настолько плох, что стал хорош

Мы постоянно видим на улицах банды подростков в черной одежде. Они посылают зрительный сигнал о том, что не хотят находиться внутри общества. Смешно, но черный цвет быстро превращается из признака изгоя в признак принадлежности к обществу. И это происходит не потому, что черный цвет вошел в моду и стал считаться изысканным, но и в силу его необыкновенной практичности.

Отлично смотрится сочетание черного цвета с другими цветами, а что еще нужно современному человеку? Да к тому же черный цвет еще и стройнит! Мечта! Сегодня практически любой предмет можно найти в черном цвете - от маленького платья для коктейля до фарфора и детских футболок. Черный цвет всегда говорит о силе, власти и изысканном вкусе. Это совершенно безопасный выбор.

Красный цвет из всех цветов спектра вызывает наиболее сильную физиологическую реакцию - то есть учащение сердцебиения. Красный цвет не позволит вам пройти мимо, он сразу же притягивает внимание и управляет ситуацией. Проигнорировать его вам не удастся. Во всех мировых культурах по мере развития языка красный цвет получил название в числе первых, сразу после белого и черного.
Красный -это основной теплый цвет. Порой он действительно вызывает в человеке ощущение тепла. Комнату, стены которой выкрашены красным (или хотя бы розовым), можно топить меньше, чем комнату, выкрашенную холодным цветом, например голубым. На протяжении долгих лет красный цвет использовался для праздничных скатертей, поскольку он вызывал теплые чувства и согревал сидящих за столом. Значения красного цвета разнообразны.

В природе красный цвет - это цвет изобилия, цвет спелых ягод и помидоров, цвет рубинов и гранатов, цвет мака и пуансеттии. Не забывайте и о том, что красный - это цвет крови, а следовательно, и цвет религиозных жертвоприношений - цвет сердца и огня. Красный цвет вызывает сильные эмоции. Характер этих эмоций сильно зависит от ситуации, но какие бы ассоциации ни связывались у вас с красным цветом, одно не вызывает сомнения: эмоции эти будут очень сильными.
Красный цвет люди обычно связывают с любовью и яростью. В смысле чувственности красный настолько популярен, что мужчины часто выбирают именно красное белье для своих возлюбленных. Красный цвет часто связывается с праздниками и весельем. Древние египтяне положили начало традиции, которая жива и по сей день: праздничные и выходные дни в календаре отмечены именно красным цветом. Красным же мы с вами выделяем все, на что следует обратить внимание.

Красный цвет сигнализирует об опасности и о готовности встретить эту опасность лицом к лицу. Красный цвет издавна использовался в военной форме, да и красную планету назвали именно в честь бога войны - Марс. Это очень сильный цвет, который непосредственно воздействует на человека и не оставляет его равнодушным.

Цвета белый-красный-черный – устойчивая триада в символике цвета. Она встречается во многих древних культурах. В текстах Упанишад она служит цветовым выражением качеств (гун) материальной природы – благости-страсти-невежества. Во многих символических системах эти цвета соотносятся также с основными стихиями, качествами, органами, чертами характера итд. (например, в китайском «Каноне Перемен», где к базовой триаде добавляются желтый и синий (или зеленый) цвета).


Базыма А.Б. Цвет и психика

1.1. Цвет и магия у первобытных народов

В наскальной живописи первобытных народов чаще всего встречаются три цвета - белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей. Как подчеркивают различные исследователи, преобладание этих красок нельзя объяснить, например, легкостью их добычи. Ведущее значение этих трех цветов подтверждается изучением магических обрядов первобытных народов современности, живущих в Африке, Южной Америке и т.д. Особая заслуга здесь принадлежит английскому этнографу В. Тэрнеру (1983), собравшему большой фактический материал по «цветовой классификации» у первобытных народов, в частности, африканского племени Ндембу.

Наблюдения за обрядами и ритуалами Ндембу, а также беседы с членами племени, позволили В. Тэрнеру подробно описать символические значения трех «основных» цветов в жизни первобытного человека.

Ндембу связывают эти цвета с тремя реками (сущностями) одного Бога, который ими представлен. Конкретные символические значения каждого цвета (реки) следующие.

1. Благо;
2. Источник сил и здоровья;
3. Чистота;
4. Безбедность;
5. Сила;
6. Отсутствие неудач, слез, смерти;
7. Главенство или власть;
8. Встреча с духами предков;
9. Жизнь, здоровье;
10. Зачатие или рождение ребенка;
11. Охотничья доблесть;
12. Щедрость;
13. Поминание духов предков;
14. Дружелюбие;
15. Поедание пищи;
16. Размножение;
17. Явность для глаза (ясность, открытость, доступность);
18. Возмужание или созревание;
19. Омовение;
20. Отсутствие насмешек.

Среди приведенных значений мы не обнаруживаем ни одного отрицательного. В целом, белый цвет означает для Ндембу благо, добро, счастья, развитие.

Это обобщенное значение белого универсально для всех первобытных народов, как древности, так и современности. Белый для них - символ бытия, мира, жизни.

Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов, и отпугивал злых. Наиболее важными из этих ритуалов были ритуалы, посвященные рождению, инициации, браку и смерти.

Остановимся более подробно на роли белого в ритуале похорон. Белый цвет для древних не имел отрицательных значений, и тем более, не являлся символом смерти, траурным цветом. Каков же смысл его использования в данном ритуале? Жизнь представлялась первобытными людьми как последовательность рождений и смертей. Умерший член племени не считался исчезнувшим без следа, окончательно ушедшим в небытие. Смерть рассматривалась как трансформация, переход в новое качество. Умерший, либо воплощался во вновь родившемся члене племени, либо становился духом, божеством. Поэтому присутствие белого на похоронах (раскрашивание покойника белой краской и т.д.) не носит негативного характера, а указывает на «новую жизнь» умершего соплеменника.

Белый цвет использовался и как защитное средство от сглаза и порчи. Злые силы не могли нанести вред человеку, животному или жилищу, если они были помечены белой краской, либо имели амулеты белого цвета.

Важную роль играл белый и в ритуале жертвоприношения. Добрым богам и духам стремились приносить в жертву животных белого цвета, либо окрашенных в белое.

Для первобытных людей белый - не только наглядно-чувственный символ, но и понятие, выражающее основные морально-этические принципы поведения. Так у ряда африканских народов до сих пор существует обычай клясться своей печенью. Если дающий клятву хочет подчеркнуть, что его намерения честные и он не питает никаких злых умыслов, то специально указывает на то, что у него «белая печень». Имеет смысл, поэтому, говорить о регламентирующей роли белого в поведении первобытных людей, как своеобразного критерия, с помощью которого люди организовывали свое поведение. В этом аспекте белый цвет можно рассматривать как психологический знак - т.е. средство управления человека своими психическими функциями и поведением. Как указывает В. Тэрнер (1983), у Ндембу есть понятие «белого поведения». Оно означало быть явным для соплеменников, т.е. - не уединяться, не замышлять плохого и т.д., другими словами, быть «чистым».

Каковы истоки символики белого у первобытных людей? В. Тэрнер полагает, что корни символики белого (впрочем, как и других основных цветов) следует искать в психобиологическом опыте человека. Несомненна связь белого цвета с двумя важнейшими жидкостями (тканями) человеческого организма - семенной и молочной, которые считались древними людьми священными. Вспомним, что Ндембу трактуют белый в качестве одной из рек верховного божества. Семенная и молочная жидкости лежат в основе жизни человека, являясь теми началами, от которых первобытный человек вел отсчет своего существования и поэтому их цвет получил значения блага, жизни, здоровья и т.п. Кроме этого, белый - свет, день, когда человек наиболее активен и деятелен, когда он воспринимает окружающее ясно и отчетливо. Оптически, белый - эталон чистоты, противоположность хаоса и грязи и поэтому служит образцом чистоты мыслей и поведения. Таковы основные психобиологические источники символики белого цвета, позволяющие понять его магическое значение в жизни первобытного человека.

Вторым важнейшим цветом в жизни первобытных людей был черный цвет. Если белый означал свет, то черный - мрак, если белый - жизнь, то черный - смерть, белый - чистота и порядок, черный - грязь и хаос. Тем самым, черный - антипод белого. Оптически, контраст белого и черного наиболее сильный; также контрастны и символические значения этих двух цветов. Белый и черный относятся к дуальным символам и, как отмечает Х.Э. Керлот (1994), подобно всем дуальным формулам имеют непосредственную связь с великим мифом о Близнецах. Члены дуальной пары (люди, животные, растения и т.д.) имеют противоположную окраску, что отражает противопоставление двух миров.

Для примера, приведем наиболее важные символические значения черного цвета для Ндембу (В. Тэрнер - 1983).

1. Зло, дурные вещи;
2. Отсутствие удачи, чистоты;
3. Страдание;
4. Болезни;
5. Ведовство и колдовство;
6. Смерть (в том числе и ритуальную);
7. Половое влечение;
8. Ночь, тьму.

Черный - антитезис белого, противоположная сторона жизни. Все самое негативное в жизни первобытных людей выражал черный. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет. В отличие от «белой» «черная магия» апеллирует к силам зла, и приводит человека к гибели и проклятию.

Наиболее важные значения черного - небытие, смерть, хаос, разрушение. Черный цвет используется в магических ритуалах, тема которых связана со смертью, окончанием или прерыванием чего-либо, вмешательством в жизнь человека враждебных ему сил и т.п. Отсюда становится понятна роль черного в ритуале инициации. Раскрашивание черным цветом тел посвящаемых, означало их ритуальную смерть - окончание предыдущего этапа существования.

Черный также использовался для защиты от сглаза и порчи, но смысл этой символической защиты в сравнении с белым другой. Если над белым зло, по мысли первобытного человека в принципе, не властно, то использование черного означало, что его носитель не обладает ничем, что могло бы быть достойным зависти. Исходя из этого, на лица новорожденных наносили черные точки, чернили животных, дома (черный краеугольный камень) и т.д.

Черный считался цветом злого колдовства и ведовства. К «черным магам» относились со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносили черную краску. Выражение - «у него черная печень» означает человека со злыми намерениями.

Несмотря на то, что все негативное в жизни первобытного человека символизировалось черным, этот цвет обладал не только отрицательными значениями, но и положительными, то есть, в отличие от белого, являлся амбивалентным символом. Например, у племен засушливых районов Африки черный почитается как цвет дождевых туч, а люди с особо черными волосами считаются красивыми. Интересна связь черного с половым влечением. У Ндембу черный считается цветом, возбуждающим половую страсть, поэтому женщины этого племени специально чернят свои половые органы. В случае удачного полового акта в первую брачную ночь у порога молодоженов рассыпают черный пепел.

Истоки символики черного также необходимо искать в психобиологическом опыте первобытных людей. Черный - это отсутствие света, ночь, когда активность человека снижена, и он не может хорошо ориентироваться в окружающем, становится беззащитным перед стихиями и хищниками. Черный - отсутствие сознание, сон, подобный смерти, цвет пепелища и распада. Черная река - река смерти и забвения. Е.П. Блаватская (1888) и J.G. Frazer (1911) отмечали, что у первобытных людей черный символизирует внутреннюю или подземную сферу мира, Скрытый Источник, из которого исходит первоначальная (черная, оккультная или бессознательная) мудрость.

Заключает триаду «основных» цветов для первобытных людей красный цвет. В отличие от белого и черного он относится к хроматическим цветам и из всех трех является наиболее амбивалентным символом. По данным В. Тэрнера, для Ндембу красный выражает т.н. «красные вещи», которые сделаны из крови или красной глины. Символические значения красного определяются «видом» крови:

1. Кровь животных;
2. Кровь последа (роженицы);
3. Кровь всех женщин (менструальная кровь);
4. Кровь процедуры обрезания крайней плоти;
5. Кровь убийства;
6. Кровь колдовства и ведовства (связанная с некрофагией).

Все «красные вещи» разделяются на две категории, в зависимости от того, приносят они добро или зло. Но, независимо от своей валентности, все «красные вещи» обладают силой, т.к. кровь - сила, без нее человек умирает.

Сила - главное значение красного и этим объясняется его роль в качестве магического средства. Например, в ритуале, посвященном рождению ребенка, новорожденному наносились красные точки на голову, половые органы и другие части тела для того, чтобы он рос здоровым и сильным (Е. Вундерлих - 1925). По мнению этого же автора рисунок красной руки перед входом в первобытную пещеру служил для отпугивания злых демонов. Раскрашивание красной краской лиц воинов, магически, должно было придать им силу и храбрость и одновременно устрашить врагов. Как символ силы, красный использовался и в качестве средства от сглазов и наговоров.

Уже первобытные люди считали красный лечебным цветом, способным заживлять раны и возвращать здоровье. С этой целью к пораженным участкам тела прикладывались красные тряпки или глина. Также они наносили кровь на предметы, которые хотели оживить (Х.Э. Керлот - 1994).

Важную роль красный цвет играл в обрядах очищения. Члены племени, участвовавшие в процедуре обрезания, должны были на протяжении определенного времени носить на руках и шее предметы красного цвета.

В сочетании с белым цветом красный составляет т.н. «жизнеутверждающую пару», символизирующую добрые силы, могущество, почет, власть и богатство. В паре с белым нивелируются отрицательные значения красного и, наоборот, сочетание красного и черного усиливает негативные стороны красного цвета, придает ему зловещий характер, и с точки зрения древней магии, символизирует злые силы.

Символические значения красного объясняются его связью в сознании древних с кровью. Красный - третья река верховного Бога, цвет одной из самых важных жидкостей человеческого организма. Причем, связь красного с кровью для первобытного сознания более существенна, чем с огнем.

Главенство белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается, практически, у всех ныне живущих племен Африки с первобытнообщинной организацией. Это Догоны, Маны, Бакту, Семанги, Сакаи и др. (L. Griale - 1950, В. Тэрнер - 1983). Сходная картина отмечается и на Мадагаскаре. У первобытных племен этого острова черный выражает низменное, неприятное, злое; белый - радость, свет, надежду, чистоту; красный - силу, могущество, богатство, успех (A. Leib - 1946). Пещерные росписи австралийских аборигенов также, в основном, выполнены этими тремя красками. Белый у них символизирует воду, а красный - кровь (С. Мountford - 1962). Практически, сходные значения «основных» цветов наблюдаются и в Северной Америке у индейцев племени Чироки: белый - мир, счастье; красный - успех, торжество; черный - смерть.

В палитре первобытных людей присутствуют и другие цвета. В частности, синий и желтый. Но эти цвета не являются «самостоятельными». Желтый «тяготеет» (в символическом плане) к белому, а синий - к черному.

Принципиальное сходство цветовой символики у первобытных народов различных частей света позволяет нам вслед за В. Тэрнером трактовать цветовую триаду как архетип человека. Для первобытного человека три «основных» цвета - не просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращенное или концентрированное обозначение больших областей его психобиологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека, он является всеобщим для всех людей как представителей человеческого рода. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в самых различных культурах.

1.2. Цветовая символика в древней Индии и Китае

В Индии и Китае с древности и по сегодняшний день существуют развитые системы цветовой символики. Учения о цветах считаются эзотерическими и в полном объеме передаются только посвященным. Отдельные фрагменты этих учений содержатся в дошедших до нас памятниках философской и религиозной литературы.

Цветовая триада занимает ведущее место в этих учениях, а символические значения цветов во многом схожи с теми, что отмечаются в первобытных культурах.

Вот, что об этом говорится в Чхандогья Упанишаде (комментарии Шанкарачарьи): «красный цвет (материального) огня - цвет первоогня, белый цвет (материального) огня - цвет первичных вод, черный цвет (материального) огня - цвет изначальной земли. Так в огне исчезает все то, что, обычно, зовется огнем, видоизменение - это лишь имя, возникающее в речи, и только три цвета (формы) истинны» (цит. по В. Тэрнеру - 1983). Согласно Чхандогья Упанишаде, весь мир трехцветен (трехчастен). Так съеденная пища распадается на три части: самая тяжелая, темная часть (черный) становится калом; средняя часть превращается в плоть (красный); и, наконец, наиболее легкая часть становится мыслью (белый). То же верно и в отношении выпитой воды, распадающейся в организме человека на три части: мочу (черный), кровь (красный) и прану (белый).

В другом философском произведении Санкхьякарике Ишваракришны три «основных» цвета соответствуют трем гунам или «нитям существования мира» - саттва, раджас и тамас. Гуна саттва означает «бытие», ее цвет белый, символизирующий чистоту и безмятежность. Вторая гуна - раджас (красный) представляет собой активное начало, порождающее карму. Третья гуна - тамас (черный) может быть понята как состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии.

На этих примерах видно, что в Древней Индии «основные» цвета являлись символами главных мировых (космических) сил, составляющих частей мироздания (см. также Махабхарату, Рамаяму и др.).

Основа основ для древних индийцев - солнце (Брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определенного цвета, может постигаться только в мышлении, а не чувственно. Оно содержит в себе любые цвета, точнее, порождает их. Отсюда существует понятие «невидимого света», «черного солнца» и др.

Свет и тьма (белый и черный) понимались как единство, тьма являлась инобытием света. В «Ригведе» это единство выражено следующим образом: огонь, чистый и яркий в небе, оставляет черные полосы на земле (или обгоревшем предмете); дождь, черный в небе (в виде дождевых облаков), становится прозрачным на земле (М. Schneider - 1946).

Более низкие по рангу божества имеют определенный, устойчивый цвет (Махабхарата). Цвет богини любви - белый, смерти (Кали) - черный и красный, богини материнства - красный, т.к. она связана с принципом творения, активности, который выражается красным цветом (H. Zimmer - 1946). В целом, добрые боги и силы обозначались белым цветом, а злые - черным или сочетанием черного и красного.

Китай

В Древнем Китае цвет также рассматривался в качестве символа важнейших сил и стихий. Согласно эзотерическим учениям три ряда символов (оттенки цветов, составные и природные элементы, чувства и реакции) исходят из общего источника, действующего на глубочайших уровнях действительности (Х.Э. Керлот - 1994). В «Книге перемен» («И цзин») мы находим следующую систему цветовой символики (см. таблицу 1.2.1.), исходящую из принципов теории соответствий.

К списку «основных» цветов в Древнем Китае добавились синий (зеленый) и желтый. Л.Н. Миронова (1984) указывает, что у древних китайцев понятия синего и зеленого были взаимозаменяемы, а четкого различия в цветовых обозначениях этих двух цветов не было, возможно, потому, что зеленый рассматривался как порождение синего.

Цвет и символизируемая им стихия для китайцев не были жестко связаны друг с другом. У одной и той же силы могло быть несколько цветовых символов в зависимости от состояния этой силы или стихии. Так светло-синий являлся символом полуденного неба, а черный с небольшой долей красного (Сюань) - предрассветного, означая зарождение света в недрах мрака (Щуцкий Ю.К. - 1960).

В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией императорской фамилии (A.Beaumont - 1949). Цвета делились на «благородные» и для простого народа, как об этом говорится в «книге песен» («Ши цзин»).

В учении о первосущностях Инь и Ян также присутствует цветовая символика. Ян имеет белый (желтый) цвет, а Инь - черный (синий).

Сравнивая содержание цветовых символов у первобытных народов с цветовой символикой Древней Индии и Китая, можно сделать вывод о его принципиальном сходстве, а значит и единстве корней цветового символизма у самых различных культур, разделенных между собой во времени и пространстве. По мнению В. Тэрнера (1983), цветовая символика мировых начал имеет древнейшее происхождение, возможно, доиндоевропейское, а дошедшие до нас памятники представляют собой более поздние философские спекуляции на данную тему.

Что еще почитать