1. Что дается человеку от рождения, и чем люди пользуются чаще, чем он сам? (Именем.)
2. Почему мы каждый день ходим и никогда не ездим? (По лестнице.)
3. Какое слово всегда пишут неправильно? (Неправильно.)
4. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Остановившиеся.)
5. Какие камешки не найдешь ни в одном море? (Сухие.)
6. Когда руки называют тремя местоимениями? (Когда они вы‑мы‑ты.)
По окончании застолья можно устроить веселую беспроигрышную лотерею – небольшие недорогие предметы пронумеровать и пустить по кругу коробку с лотерейными билетами‑номерками. Вручение призов сопроводить веселыми комментариями, а самим призам придумать забавные названия (например, тропический остров в океане – открытка с видом тропического пляжа, машина – игрушечная машинка, тостер – листок с написанными на нем тостами, швейная машинка – нитка с иголкой, фен известной фирмы – расческа, канцелярский прикол – кнопка и т. п.). Затем, когда гости достаточно развеселились, можно переходить к веселым конкурсам и подвижным играм
Предложите ребенку пройти с закрытыми глазами под вашим руководством между расставленными кеглями, не сбив их, или по нарисованному на асфальте лабиринту. Вы подаете команды: «Шаг вперед, два шага влево, шаг назад». А ребенок, выполняя их, проходит маршрут.
Создавая вместе с ребенком экспонаты для коллекции "древностей", вы окунетесь в мир давно ушедших цивилизаций, что-то вспомните, узнаете что-то новое для себя, а главное - приоткроете для своего ребенка загадки и тайны истории и археологии. “Узловое письмо Инков” Для того чтобы запомнить важные события, древние инки пользовались веревками с завязанными на них узлами. Такое узловое письмо называлось "кипу". Материалы: разноцветные веревочки или тесьма. Шаг за шагом: 1. Самое просто, что может освоить ребенок - это передавать с помощью кипу цифры. Это может быть количество скота в стаде, количество корзин с зерном или численность надвигающегося вражеского войска. 2. Продумайте, какой цвет что именно будет означать, например, коричневая тесьма - скот, зеленая - воинов. 3. Пусть ребенок завяжет нужное количество узлов на каждой тесьме. “Египетские иероглифы” Материалы: 1 стакан пищевой соды, полстакана картофельного крахмала, 2/3 стакана теплой воды, кастрюля, лоток для выпечки пирогов, вощеная или другая бумага, толстый гвоздь, крем для обуви и бархотка, прозрачный лак для ногтей. Шаг за шагом: 1. Сначала приготовьте массу для таблички: смешайте в кастрюле крахмал, влейте воду и размешайте, чтобы не было комков; поставьте кастрюлю на средний огонь, вскипятите и размешивайте, пока масса не достигнет консистенции картофельного пюре. Вылейте смесь в лоток, остудите. Вместе с ребенком замесите нечто вроде теста. 2. Выложите готовую массу на вощеную бумагу и придайте будущей плосокой табличке форму прямоугольника, не слишком ровные края придадут табличке древний вид. 3. Дайте табличке засохнуть (эта смесь сохнет довольно быстро, ее можно использовать в тот же день). 4. Когда табличка достаточно подсохне, предложите ребенку поцарапать на ней гвоздем любые символы и рисунки, напоминающие иероглифы. (Если ребенок непременно хочет изобразить настоящие иероглифы, их образцы вы можете найти в энциклопедических словарях или в Детских познавательных книгах.) Но ребенок может придумать и свою собственную систему символов и знаков, и возможно, станет первым создателем новой письменности и заставит поломать головы будущих археологов. 5. С помощью бархотки вотрите немного темного крема для обуви в некоторые иероглифы таблички, это придаст ей еще более древний вид. 6. При желании можно покрыть табличку защитным слоем лака для ногтей, и таким образом законсервировать экспонат для домашнего музея. “Монеты” Материалы: толстая фольга, монеты разных стран или советские и российские монеты старого образца, простой карандаш, ножницы. Шаг за шагом: 1. Предложите ребенку отрезать небольшой кусок фольги. 2. Кусок фольги нужно приложить на монетку и придерживая фольгу, заштриховать ее простым карандашом по всей поверхности монеты. 3. Предложите ребенку вырезать "монеты" по контуру. Если монеты получатся не слишком ровными - не беда, это только придаст им вид настоящих древностей, долго пролежавших в земле. Амулеты Материалы: картон, ножницы, клей, кусочки кожи, меха, бусины, проволка, нитки, тесьма и др. Шаг за шагом: 1. Ребенок может сделать амулет руководствуясь своей фантазией, и придумать, от чего он охранял своего хозяина. 2. Самый простой амулет можно сделать, обклеив картонный кружок кожей, пришив к нему бусины, а края украсив кусочками меха.
“Варвара”
Повернуть голову влево, постараться это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше /вдох/. Мышцы шеи напряжены. Вернуться в исходное положение /выдох/. Аналогично в другую сторону. Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону. Любопытная Варвара
Смотрит влево…
Смотрит вправо…
А потом опять вперёд –
Тут немного отдохнёт.
“Письмо на ладони”
Дети встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Последний участник получает карточку с изображением геометрической фигуры и чертит фигуру пальцем на ладони предпоследнего участника, тот – на ладони следующего, пока знак не дойдёт до первого. Первый участник молча рисует фигуру мелом на доске.
“Сядьте те”
Дети стоят возле столов. Внимательно слушают указания ведущего и выполняют их в соответствии с содержанием.
Сядьте те, кто сегодня позавтракал;
Сядьте те, у кого есть носовой платок;
Сядьте те, кто сегодня чистил зубы;
Сядьте те, у кого сегодня хорошее настроение и т.п.
“Пальцы”
Вначале детей предупреждают, что игра сложная, и что сразу не получится. Потребуется несколько занятий, чтобы её освоить. Игра поможет узнать, как мы умеем работать вместе. Дети становятся в круг. По команде руководителя все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники выбросили одинаковое количество пальцев. Участникам игры запрещено договариваться, перемигиваться, то есть нельзя пытаться согласовать свои действия каким-либо способом. Для того, чтобы предоставить друг другу оценить обстановку и учесть её в последующих играх, участники после выбрасывания пальцев фиксируют их на какое-то время. В первый раз игру следует провести не более 3 раз, посмотреть на результат. Если у ребят с первых попыток будут получаться неплохие результаты, то следует обязательно сказать детям, что они хорошо уже научились чувствовать друг друга. В противном случае, нужно ребят успокоить и настроить на то, что очень сложно добиться желаемого результата, но они постараются и обязательно его добьются.
“Запретное слово”
Детям задаются вопросы, они могут давать различные ответы, но нельзя произносить запретные слова ""да"" и ""нет"". После объяснения правил игры, привести пример. Вопросы:
Ты умеешь летать?
Снег белый?
Ты спишь в ванной?
Ты был на луне?
Ты умеешь ремонтировать утюг?
Зимой можно купаться в речке? И т.д.
“Прочти слово”
Детям раздаются листы нелинованной бумаги, на которых вверху листа написано слово из 3-4 букв, буквы переставлены местами (например, "" е п л о ""). От каждой буквы к низу листа ведутся перепутанные линии (Приложение 5). Детям предлагается проследить за направлением линии и найти место каждой буквы. По линии дети могут вести ручкой или пальцем. Усложнение. Проследить направление линии взглядом. Использовать слова из 5-6 букв.
“Птица – рыба – зверь”
Дети в кругу. Ведущий ходит внутри по окружности и предлагает в свободном порядке каждому участнику три слова ""рыба"", ""птица"", ""зверь"". Внезапно останавливаясь перед кем-нибудь из играющих, он произносит одно из этих слов. Участник должен в ответ припомнить представителя того или иного вида. Повторять названное ранее нельзя. Пример: птица – снегирь, рыба – лещ, рыба – карась, зверь – медведь и т.д.
Выделение жанра «интервью» произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал.
Из публикации «Знакомьтесь: Павел Бородин» (Мир за неделю. № 1. 2000) |
Знакомьтесь: Павел Бородин. - Ваше любимое блюдо? - Рыба. - Ваш любимый алкогольный напиток? - Водка. - Наличие дачи? - Нет. - Наличие автомобиля? - «Газ 2410». - Хобби? - Работа. - Любимая телепрограмма? - «Футбольное обозрение». А также обязательно смотрю «Время» и «Вести». |
В данном тексте интервьюер не вышел за пределы одного вида вопроса: что? (т.е. он, а вместе с ним и аудитория, узнали, что в наличии у Павла Бородина (машина), что он любит есть и пить (рыбу и водку), что является его хобби (работа), что он любит смотреть по телевизору (футбол и информационные программы). |
Конечно, в прессе чаще встречаются не столь лаконичные, а более развернутые информационные интервью, содержащие гораздо больше разных по типу вопросов, дающих более подробные ответы. Но в любом случае, независимо от объема и количества вопросов и ответов, информационное интервью ставит перед собой цель лишь проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но отнюдь не проанализировать этот предмет.
в начало
Напомним, что опрос - это схожий с интервью метод получения информации, обладающий рядом самостоятельных характеристик. В отличие от интервью, цель которого - получение ответов на несколько (порой - множество) различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей. Если автор опрашивает только одного человека, то такой опрос превращается в интервью. Те публикации, которые представляют собой фиксацию хода опроса, могут быть отнесены к самостоятельному жанру опроса. Схема образования данной жанровой группы та же, что и при образовании жанровой группы интервью. Встречающиеся на страницах современной прессы публикации, построенные на изложении хода опроса, цель которых - краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений, часто появляются под рубрикой «Блиц-опрос». Такая рубрика вводится для отделения подобных публикаций от развернутых опросов, нацеленных на более глубокое исследование предмета и относящихся по своим характеристикам к аналитическим жанрам.
Из публикации «Блиц-опрос студентов ИМПЭ» (Вестник ИМПЭ. № 1. 2000) |
Что бы Вы хотели взять с собой в XXI век? - Все самое лучшее, что было в XX веке. - Трезвость (ума) и молодость (души). - Друзей. Слишком они у меня замечательные. Других таких в XXI веке не найти. - Жизнерадостность. Людей, которым можно доверять. - Удачу - пригодится. Пару любимых книг. - Себя, друзей и все хорошее вокруг. - Компьютер, так как я думаю, что в XXI веке будут работать в основном компьютеры. - Своих друзей. Без них скучно. - Счастье. - Зачетку и студенческий. Хочу учиться. - Знания. Потому что знания - это наше будущее. - Я хотел бы взять с собой только лучшую свою половину. Потому что всем от этого станет только лучше. |
«Веер» ответов, полученных в ходе данного опроса от 12 студентов, дает довольно четкое представление о том, что именно готовы были бы «взять с собой в XXI век» студенты данной учебной группы. То есть данная публикация обладает чисто информативным характером. |
Сколько раз в неделю вам приходится вести ничего не значащие беседы на неинтересные для вас темы или обсуждать вопросы, которые вы уже обсуждали тысячу раз , из-за того, что просто нужно что-то говорить? Обычно это происходит в моменты вынужденного ожидания чего-либо, например, в ожидании очень медленно движущегося лифта в компании собственных сослуживцев или случайных знакомых во время проведения различных мероприятий. Чтобы сделать подобные скучные разговоры более интересными, стоит задавать людям неожиданные вопросы , которые заставляют их задуматься, и на которые нельзя просто ответить «да» или «нет».
Результат, скорее всего, окажется потрясающим: вы узнаете массу интересных фактов о других людях, которых бы никогда не выудили из привычной нудной беседы. И, как дополнительный бонус, вы станете ближе друг другу. Иной раз это может оказаться по-настоящему важным!
Если вы готовы к нешаблонным действиям - просмотрите список самых удачных вопросов, который для удобства разделен на темы.
Безусловно, далеко не каждый из этих вопросов уместен для разговора с любым человеком и в любой ситуации, но, тем не менее, в этом списке представлен довольно широкий выбор, чтобы избежать неловкого молчания.
О людской бестактности сказано уже немало, но очень хочется внести свои 5 копеек.
За последний год я сменила уже две работы, но больше всего задолбало меня не это. А то, с чем на предыдущих местах трудовой деятельности, где я провела довольно много времени, я то ли по везению не сталкивалась, то ли не придавала большого значения. Я про новые знакомства, которые всё чаще стали оборачиваться стремлением чуть ли не с разбегу выяснить всю твою подноготную.
Я человек не то чтобы очень скрытный, но с новыми людьми весьма осторожный. Я с удовольствием поболтаю на отвлечённые темы, но сразу же рассказывать о себе не стремлюсь. Итак, хотите - верьте, а хотите - нет, но за последний год и на предыдущей, и на нынешней работе мне встретилось сразу несколько человек, которые сходу устраивали допрос с пристрастием.
Мы увиделись в первый раз, но у них уже есть несколько вопросов, которые необходимо сразу прояснить. Начинается всё это, как правило, весьма невинно. «Где ты живёшь, откуда ты?» - обычный вопрос, тем более что в нашей части области есть несколько небольших и довольно близко расположенных населённых пунктов, так что на любом предприятии работают люди из разных городов.
Таким образом вы вступили в диалог и ещё не чувствуете никакого подвоха, но не расслабляйтесь - ведь дальше вас ожидает самое интересное. Обычно уже на этом «простые» вопросы заканчиваются, и собеседник переходит к цели разговора - выуживанию личной информации. «Дети есть? А муж? А парень? А сколько тебе лет?» Самым безобидным, на мой взгляд, тут является вопрос про детей. Его обычно задают детные или те, кто планирует детей. Понятно, что они не прочь лишний раз поговорить на эту тему. И, в случае положительного ответа, продолжение, скорее всего, было бы тоже вполне невинным: какого пола дети, сколько им лет, ну и далее по логике отклика.
Но, скажите, какую ценную информацию для вас несёт ответ на вопрос, есть ли у человека, которого вы видите первый раз в жизни, муж или парень? Или вы спрашиваете об этом, продолжая разговор об отсутствии детей? Так, детей нет, а есть ли муж? Ибо если есть муж, то почему нет детей? Ах, мужа нет. А есть ли парень? Если есть парень, то, возможно, будет муж с детьми? Такая логическая цепочка у вас в голове? Или вы просто собираете информацию для сплетен в духе «у нас новенькая, есть дети/нет детей, есть муж/мужа нет, есть парень/парня нет»?
И, конечно, узнав о том, что нет мужа и детей, вы не забудете поинтересоваться возрастом. Что вами движет в этом случае? Сделать вывод, что мне «уже пора»? Тема детей и мужа для меня вовсе не больная, как могло бы показаться, так как я никогда особо не стремилась ни к первому, ни ко второму. Впрочем, в отличие от первого, второго я не исключаю, хотя и самоцелью это не является. Но рассказывать об этом первому встречному я не желаю, а вот в вашей реакции явно ощущается сожаление и сочувствие.
На теме возраста хотелось бы остановиться отдельно. Мне 30 лет, это не особо много, я не комплексую, но всё же это не та цифра, которую сообщаешь с такой же лёгкостью, как 20 или 25. Я выгляжу немного моложе (нет-нет, не на 16 лет, как стало модно говорить , а моложе лет на 5). И на одной из прошлый работ случился очень неприятный для меня инцидент, когда коллеги 22 и 23 лет узнали, что мне 28 (было на тот момент), и не только сказали, что считали меня своей ровесницей (причём почему-то с досадой), но ещё и побежали сообщать всему отделу, сколько мне «на самом деле» лет. С тех пор тема возраста для меня немного больная, и я не люблю лишний раз об этом говорить.
Я не скрываю возраст и не убавляю себе лет, но мне не нравится, когда этим интересуются из чистого любопытства, и при том посторонние люди. Уясните, пожалуйста, что подобные вопросы уместно задавать только совсем юным девушкам, даже если вам и кажется, что мне всего 20−25. Или вы с лёгкостью спросите то же самое у женщины лет 40−50?
Впрочем, всё вышеописанное относится лишь к допросам от совсем незнакомых людей. Если мы уже хоть недолгое время, но общаемся, и есть какой-то намёк на приятельские отношения, то я не посчитаю зазорными ответить на ваши вопросы про детей, вторую половину и возраст.
А последней каплей, побудившей написать, стало вот что. Ранее всё выше сказанное относилось только к женщинам. Но сегодня меня «порадовал» и коллега мужского пола. Мы никогда не общались, виделись только мельком несколько раз. И вот мы оказались вдвоём в курилке. Чтобы прекратить неловкое молчание, он вдруг говорит… О погоде, о природе? О работе? Нет. Он изрекает: «А сколько тебе лет?» Вот так, ни с того, ни с сего, именно этим вопросом он решил нарушить тишину.
Люди, пожалуйста, прекратите! Я не хочу грубить и портить с вами отношения, которые ещё даже и не начались. Но отвечать на подобные вопросы мне неприятно. Вы меня очень задолбали!
Интервью — один из самых благодарных видов контента.
Подбираешь вопросы, отправляешь герою, получаешь ответы, форматируешь и — в печать! Конечно, это поверхностная схема создания интервью. На самом деле, это самостоятельный и яркий контентный формат. И в блоге он очень выгодно смотрится на фоне привычных статей, руководств и новостей.
На тему интервью мы уже подготовили несколько материалов. Можете при желании ознакомиться с ними , и . Сейчас речь пойдет о самом важном этапе подготовки к интервью — о вопросах.
Изучая героя, хочется задать ему важные и острые вопросы одновременно. Хочется, чтобы интервью не было скучным, банальным и типичным. Хочется, чтобы читатель проглотил его, смакуя каждую букву, каждую реплику.
И в такие моменты под рукой очень не хватает подборки вопросов для интервью , которые можно адаптировать под отдельного персонажа.
Конечно, эти вопросы больше относятся к персональному, а не к профессиональному интервью. Но в любом случае каждый из них может повлечь за собой цепочку новых идей, которые в итоге превратятся в полноценный сценарий беседы.
Трансформируйте их, перекручивайте, адаптируйте к теме диалога. Главное, что эти вопросы станут вашим материалом для работы.
Удачных интервью!
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам