Н и пирогов статья вопросы жизни. Вопросы жизни

"История пропавшего в 2012 году и найденного год спустя самолета "Ан-2", а также таинственные сигналы с него, оказавшиеся обычными помехами, дали мне толчок к сочинению этого романа, и глупо было бы от этого открещиваться. Некоторые из первых читателей заметили, что в "Сигналах" прослеживается сходство с моим первым романом "Оправдание". Очень может быть, поскольку герои обеих книг идут не зная куда, чтобы обрести не пойми что. Такой сюжет предоставляет наилучшие возможности для своеобразной инвентаризации страны, которую, кажется, не зазорно проводить раз в 15 лет".

Дмитрий Быков

Дмитрий Быков
Сигналы

Мы считали, что нашли обыкновенный Термитник, только кремового цвета и похожий на зонтик, но вышло, что он никакой не Термитник, а хозяин большого и богатого рынка. Дорога была чистая - ни единого следа, и постепенно мы стали догадываться, в чем дело: дорога-то вела в Безвозвратный Город, и живые существа по ней не ходили, потому что если кто-нибудь попадал в этот город, то обратно он уже никогда не возвращался: там жили дикие и злобные существа. Мы шли на юг до четырех часов дня, но дорога по-прежнему оставалась пустой, и тогда нам стало совершенно ясно, что она ведет в Безвозвратный Город.

И вдруг мы глянули и увидели себя, и сначала удивились, но потом успокоились: поняли, что смотрим на свои изображения - они были точь-в-точь похожи на нас, только белые, и тут мы опять удивились: мы не могли догадаться, откуда они взялись, и подумали, что Взгляд, который фокусировал, был никакой не Взгляд, а обычный фотограф, и он снял нас. Но точно мы этого не знали.

Амос Тутуола.

Путешествие в город мертвых

Глава первая
Союз пяти

1

Вышло это так: в час ночи, любимое свое время, когда еще не тяжелеет голова, он сидел у себя в гараже, где была оборудована отличная любительская радиостанция с японской комплектацией, с позывным R9C8WN, где R обозначала Россию, 9 - Свердловскую область, 8W - город Пышва, а что обозначала N, вам пока знать не надо.

В час ночи на частоте 145,17, которая на его памяти сроду не использовалась, он услышал громкий и трагический женский голос, сказавший ему:

Отец, молись за меня.

Радиопоиском Савельев занимался ровно полжизни и к тридцати годам был перворазрядником с перспективой кандидатства, со второй категорией и десятком грамот. В обычной жизни он работал ортопедом и профессию эту не любил, потому что приходилось иметь дело с людьми. Если бы можно было исцелять без личного контакта, по перечню жалоб, анализу и снимку - ему бы не было цены, и работа была бы ровно по нему; но иметь дело с людьми, их страхами и запахами (чем сильней страх, тем хуже запах) Савельев не хотел. Именно поэтому он до сих пор не женился, а случайные связи у него длились недолго. Специалистом он считался хорошим, поскольку чем меньше и жестче врач разговаривает, тем больше его чтут, - но перебираться из Пышвы хотя бы в Екатеринбург не собирался. Зачем, когда в гараже к его услугам был весь мир, причем в лучшем виде? Этот мир был лишен запаха, плоти, унизительной физиологии - он уже перешел в высшую форму существования, чем все мы когда-нибудь кончим, как позитивы, негативы и кассеты закончились цифрой. Высшая цель человечества - перевод себя в информацию; Савельев это знал, но никому не рассказывал.

В России порядка 50 тысяч настоящих радиолюбителей, дело это тонкое и требующее глубокой нелюбви к тому, что обычно называют жизнью. Радиолюбитель - человек без быта и сам в некотором смысле волна. У Савельева были друзья в Таиланде, Мексике, Японии и даже один друг в России, со странным позывным, относительно которого просил не расспрашивать: как известно, в региональной русской номенклатуре нет пятерки, но у этого странного собеседника почему-то была. Наверное, что-нибудь секретное. Личные тайны не волновали Савельева, поскольку он любил загадки высшего порядка: аномальные зоны, таинственные исчезновения туристических групп и одиноких странников, порталы в соседние миры.

В освоении всякой науки есть три уровня: неофита интересуют тайны, профессионал знает, что никаких тайн нет и у всего на свете есть материалистическое объяснение, а специалист понимает, что за всеми материалистическими объяснениями стоит тайна превыше людского понимания. Лучше всего эту аналогию понимают водители. Начинающий водитель понятия не имеет, как машина ездит, и в случае неполадки в лучшем случае подкачивает колеса, а в худшем очищает пепельницу; профессионал может разобрать свой автомобиль до последнего винтика и даже, случается, собрать обратно, - ас знает про машину все и все-таки не понимает, почему она ездит. Савельев был ас.

Отец, молись за меня.

Это явно не был фрагмент милицейских переговоров, прослушиванием которых Савельев баловался еще в девятом классе, и уж тем более не диалоги "Скорых". "Летуны", как называют отряд рисковых радиолюбителей, ловящих переговоры летчиков с диспетчерами, работают преимущественно в диапазоне от 117 до 136. Мобильной связью тут тоже не пахло. Это было черт знает что такое. Савельев насторожился, включил запись и стал настраиваться. Через три минуты та же частота сказала сиплым мужским баритоном:

Повторяю: колхоз имени (захлеб, бульканье). Семьдесят километров от Перова. Приходите, поздно будет. Повторяю: поздно!

Голос заглушили помехи, и, как Савельев ни вслушивался, ничего, кроме шума и треска, слышно не было еще долго. Потом сквозь шум снова прорвался голос, но прежний или другой, Савельев не понял. Говоривший не представился, не назвал позывного. Голос прокричал:

Р-восемнадцать больше нет! Л-двадцать пять стыкуется с Б-десять. Р-восемнадцать нет. Нужны кашки, без кашек все пропало.

И все действительно пропало, утонуло в помехах.

Р-18 - сталь для режущих инструментов, у кого-то она закончилась, что ли? Но почему в эфире? А Л-25? Что-то знакомое… Модель танка? Или самолета? Но с кем они стыкуются? Савельев понял только, что неведомые кашки вряд ли были едой. Но ассоциации заработали, захотелось есть. Приемник молчал, и Савельев уже полез было на полку за консервами, как вдруг услышал еще один голос, явно принадлежавший человеку немолодому. Медленно, разделяя слова, голос произнес:

Земля. Медведь. Человек. Быстро. Асимптота. Корабль. Бог. Котлета.

Затем то же самое повторилось по-английски. Это напоминало шифр или бред. Первый вариант был лучше, конечно, но в эфире нередко встречался и второй - Савельев чего только не наслушался за годы. Теперь вообще эфир был уже не тот, любой школьник мог купить AOR-3000 и творить на волнах что угодно. Малолетние хулиганы, откровенное хамье, психи всех мастей… Однажды Савельев даже подслушал переговоры домушников - через мат-перемат взломщики договаривались с теми, кто стоял на стреме.

Но говоривший не шутил, это было слышно. Савельев закурил и, продолжая вслушиваться в замолчавшую опять частоту, стал крутить в голове бессвязные слова. Он выписал их в аппаратный журнал, но без ключа шифр оставался бредом. Можно еще было объединить землю и медведя, но Бог и котлета? Савельев так погрузился в раздумья, что вздрогнул, когда приемник снова заговорил. Мужской голос доложил быстро и нервно:

Самолет упал. Пилот мертв. Второй мертв. Еще двое ушли, не знаю, живы ли. Медведи вокруг. Атаман сказал, патронов больше не будет. Он видел, знает, он подтвердит. Охотники ушли за теми двумя. Пилот мертв. Ищите нас…

- …люции! Семьдесят…

И смолк уже окончательно. Савельев еще послушал, но все зря. Тем не менее переключаться не хотелось - словно уходом с частоты он отнимал у бедствующих последний шанс. Сна не было ни в одном глазу. Самолет - очевидно, несчастный "Ан-2", два месяца назад вылетевший из Перовского аэропорта (аэропорт - одно название, раздолбанная полоса, пыльная крапива в асфальтовых трещинах, три с половиной машины в дырявом ангаре), вез каких-то местных чиновников, что ли, в отдаленные уголки на политпросветительскую работу - да так и пропал с концами. Тогда его поискали-поискали, ничего не нашли, как сквозь землю провалился, и к сентябрю почти забыли. Савельев, правда, не забыл, но у него была своя причина.

Приемник все равно молчал, так что Савельев отключил запись и прослушал все подряд, подробно несколько раз прокрутив неразборчивые куски - но они и остались неразборчивыми. Он задумался. Пилот мертв, сказал последний голос. Еще двое, скорее всего, тоже. Что за атаман? Сколько там вообще народу было? Савельев не помнил. А что такое тогда "Р-18" и "кашки"? Ясно одно - люди живы, и людей надо спасать.

Николай Иванович Пирогов (1810-1881), знаменитый врач-хирург, организатор медицинской помощи героическим участникам обороны Севастополя в Крымской войне, выступил в 1856 г. в журнале «Морской сборник» со статьей «Вопросы жизни», в которой поставил ряд важных вопросов семейного и обществен­ного воспитания детей. Статья привлекла всеобщее внимание и послужила поводом к широкому обсуждению этих вопросов в прессе, учебных заведениях, среди педагогов и родителей. В этой статье Пирогов обосновывал свой идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Он воз­мущался тем, что родители, не считаясь со склонностями детей, «самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или иной касты общества», спешили подготовить его к выполнению сословных обязанностей, забывая о том, что надо прежде всего обеспечить развитие личности, сформировать нравственнее убеждения, необходимые человеку при вступлении на самостоятельный жизненный путь. Он указывал на вред ран­ней профессионализации, специализации в образовании как для самого человека, так и для общества. Общее образование Пирогов считал необходимым для всех людей, поскольку оно является той основой, на которой должно строиться специальное образова­ние. Мысли Пирогова о важной роли общего образования в формировании человека были исторически прогрессивными для своего времени.

Однако в педагогических высказываниях Пирогова отразилась и его классовая ограниченность. Основой воспитания нравствен­ного человека он считал христианскую религию и настаивал на необходимости религиозного воспитания детей с самого раннего возраста. Для преобразования общественной жизни России он видел только один путь - воспитание: «Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества».

Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного воз­раста Пирогов считал той ступенью, с которой начинает формиро­ваться нравственный человек, той основой, на которой строится дальнейшее школьное образование. Основные мысли Пирогова о воспитании нравственного чело­века с самого раннего возраста, о важной, ответственной роли матери в первоначальном семейном воспитании детей, об идеале матери-воспитательницы зародились у него задолго до опублико­вания статьи «Вопросы жизни». Они были высказаны им в письмах к своей будущей жене еще в 1850 г. Главное назначение матери, утверждал Пирогов,- «отдать себя полностью семье, делу вос­питания детей», и женщина должна быть подготовлена к вос­питательной деятельности. «Неоценимое счастье,- писал он,- быть воспитанным в первых годах детства образованной матерью, знавшей и понимавшей всю высокость, всю святость своего призвания». Чтобы выполнить это призвание, матери необходимо постоянно стремиться к самовоспитанию и самообразованию, иметь способность ясно говорить с детьми, а главное - «постоянно трудиться над улучшением воспитания детей». В статье «Вопросы жизни» Н. И. Пирогов подверг резкой критике постановку женского воспитания в России, которое не отвечало, по мнению ученого, ни личным склонностям, ни общест­венному назначению женщины. Он стремился возвысить женщину в глазах общества. Более того, Пирогов полагал, что, «ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова и первую молитву, они делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками». Н. И. Пирогов настаивал на том, чтобы мать была окружена особым внима­нием и уважением со стороны общества. «Только близорукое, тщеславие людей, строя алтари героям, смотрит на мать, корми­лицу и няньку, как на второстепенный, подвластный класс. Только торговый материализм и невежественная чувственность видит в женщине существо подвластное и.ниже себя». Отметив, что в руках матерей «лежит будущность челове­чества», Пирогов указывал на необходимость бережного и внима­тельного отношения к детям, ум и сердце которых под влиянием воспитания и обучения, подобно мягкому воску, могут принять разные формы. Нужны постоянные заботы и труды матери, чтобы руководить общим развитием, поведением ребенка: «Прозорливым и наблюдательным оком она должна замечать его действия, его склонности, данные ему от природы, врожденные и зависящие от природы темперамента: то развивать их, то удерживать их развитие и давать им другое направление, смотря по тому, каковы эти склонности,- вот ее труд».


В семейном воспитании имеется больше возможностей, чем в школе, руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности. Пирогов призывал воспитателей и родителей тщательно изу­чать духовный мир ребенка, разумно направлять развитие и вос­питание детей. Н.И. Пирогов поставил на обсуждение педагогов важнейший вопрос дошкольной педагогики: каково должно быть направление воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в семье? Сам он дал этому вопросу оригинальное решение: в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры. «...В ребенке,- писал Пирогов,-.весьма рано развивается уже множество различных способностей к реальному образованию; понятие, например, о форме и других чувственно-физических свойствах предметов развивается уже в нем очень рано. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию. Как близоруки наши воспитатели, видно из того, что самый важный, самый сильный рычаг первоначального образования - детские игры - остается почти в совершенном бездействии в руках матери и воспитателей. Горячий патриот своей Родины, Н. И. Пирогов считал обяза­тельным, чтобы воспитание и обучение проводилось на родном языке. Он восставал против космополитизма в деле воспитания и образования детей, выражавшегося в том, что детям привилегиро­ванных слоев общества с раннего возраста бонны и гувернеры прививали презрение к родному языку и любовь к иностран­ному. Пирогов высказал ценные мысли о психологии детского внима­ния, о средствах его развития с раннего возраста. Внимание Пирогов рассматривал с материалистической точки зрения, как «особое состояние напряжения тех элементов мозга, которыми воспринимаются приносимые органами чувств впечатления», подчеркивал необходимость индивидуализировать приемы и сред­ства воспитания у детей внимательности. Имя Н. И. Пирогова вошло в историю развития мировой хирургической науки, в историю развития русской науки и просве­щения. Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных окру­гов, II. И. Пирогов показал себя как гуманный и чуткий руководи­тель молодежи, он содействовал оживлению деятельности педаго­гических советов гимназий, развитию творческой инициативы учащихся путем организации литературных утренников и т. п. Вместе с тем в педагогической теории Пирогова, как уже указыва­лось, отразились и.некоторые черты, свойственные либерально-буржуазной педагогике: абстрактно-идеалистическое обоснование цели воспитания, примирение научного образования с религиоз­ным воспитанием, непоследовательность в решении проблемы о телесных наказаниях детей и пр.

Минский Государственый Лингвистический Университет

Реферат


Педагогические взгляды Н . И . Пирогова

1998 год

План реферата

    Введение .

    Жизнь и деятельность Н . И . Пирогова .

    Вопросы жизни ”.

    . И . Пирогова .

    Значение педагогического наследия Н . И . Пирогова .

    Заключение .

7 . Библиографический список .

Введение

Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки , народного образования . Своей выдающейся деятельностью как в области медицины , так и народного образования Н . И . Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности . Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности . Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем , таких , как единство школы и жизни , педагогической науки и практики ; воспитывающее обучение ,“гармоническое развитие всех врожденных сил народа ”, воспитание человека - гражданина , полезного своей стране .

В данном реферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога , просветителя и организатора народного образования Н . И . Пирогова , творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики .

Жизнь и деятельность Н . И . Пирогова

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве , в семье казначейского чиновника . По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г . Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний . В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете , а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге .

В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной “сестер милосердия ”.

В 1856 году появилась статья Пирогова Вопросы жизни ”, освещавшая важные вопросы воспитания . Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании , сделала имя автора широко известным .

В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа . Александр II отрицательно относился к Пирогову , считая его “красным ” (хотя он был только либералом) , но , назначая его на этот пост , хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании . В течении двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии , внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям , подготовил открытие университета в Одессе . Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей . Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа . Здесь продолжал улучшать работу школ , рекомендовал учителям посещать уроки друг друга , поощрял методические искания учителей ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы , способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых .

Когда в 1861 году Порогов был уволен с должности попечителя , прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы .

Правительство сделало вид , что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога , и назначило его руководителем молодых людей , подготовлявшихся за границей к профессуре , но в 1866 году лишило его и этой должности . Великий хирург , крупнейший ученый , видный общественный деятель и педагог , Пирогов должен был удалиться , еще полный сил , в свое небольшое имение на Украине , где скончался в 1881 году ./Константинов Н . А ., Медынский Е . Н ., Шабаева М . Ф . История педагогики . -М .: Просвещение , 1982 . - C.200-201/.

Вопросы жизни

Рассмотрение педагогических взглядов Н . И . Пирогова следует начать со статьи Вопросы жизни опубликованной им в 1856 году . Это была первая педагогическая работа Пирогова . Благодаря ей имя Пирогова стало широко известным и обратило на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании .

В статье Вопросы жизни (впрочем , как и в других своих педагогических сочинениях) Н . И . Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки , которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи . Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания , которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором ./Н . А . Константинов Е . Н . Медынский М . Ф . Шабаева История педагогики .-М .: Просвещение , 1982 .-С . 201/.

Свою статью Пирогов начинает с исторической справки о поисках выдающимися мыслителями древней Греции ответов на вопросы о назначении человека в общественной жизни , о смысле человеческой жизни . Из этой справки выясняется , что речь идет о вопросах общественной жизни , о жизни человека в обществе , об его взаимоотношениях с другими людьми , о неизбежности для каждого из нас разрешения вопроса о нашем личном отношении к общественным потребностям и обязанностям .

В чем состоит цель нашей жизни ? каково наше значение ? к чему мы призваны ? чего должны искать мы ?”./ Пирогов Н . И . Вопросы жизни cоч ., т . I, Киев 1910 . -C. 37-72/. Таковы первые вопросы жизни , выдвигаемые Пироговым в его статье . В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество с его господствующим направлением , и каждая отдельная личность . С этим трудно не согласиться . Я считаю , что для своего времени в преддверии серьезной реформы феодально-крепостнического государства , такая постановка вопроса была более чем уместна . Более того , я думаю , что она уместна и по сей день , когда страну охватил жесткий экономический кризис .

Казалось бы , рассуждает далее Пирогов , что на поставленные вопросы о цели и назначении нашей жизни члены христианского общества получат ответы в процессе воспитания в семье и в школе , и таким образом подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной жизни . Но в действительности такого господства христианской морали не наблюдается . В противоположность христианским основам воспитания , полученным в школе , во всех проявлениях общественной жизни господствует резко выраженное материальное , почти торговое стремление ”./Красновский А . А . Педагогические идеи Н . И . Пирогова . - М .: Учпедгиз , 1949 . -C. 33-34/ .

Что же остается делать при таких обстоятельствах ? - вот естественно возникающий вопрос . Остается глубже взглянуть в существо окружающей жизни . С исключительным мастерством излагает Пирогов “философию ” восьми мелких общественных групп .

“ Взглядов , которым следуют эти толпы , наберется до десяти , а может быть , и более .

Вот , например ,первый взгляд - очень простой и привлекательный . Не размышляйте , не толкуйте о том , что необъяснимо . Это по малой мере лишь потеря одного времени . Можно , думая , потерять и аппетит , и сон . Время же нужно для трудов и наслаждений . Аппетит - для наслаждений и трудов . Сон - опять для трудов и наслаждений . Труды и наслаждение - для счастья .

Вот второй взгляд - высокий . Учитесь , читайте , размышляйте и извлекайте из всего самое полезное . Когда ум ваш просветлеет , вы узнаете , кто вы и что вы . Вы поймете все , что кажется необъяснимым для черни . Поумнев , поверьте , вы будете действовать как нельзя лучше . Тогда предоставьте только выбор вашему уму , и вы никогда не сделаете промаха .

Вот третий взгляд - старообрядческий . Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья . Читайте только благочестивые книги , но в смысл не вникайте . Это главное для спокойствия души . Затем , не размышляя , живите так , как живется .

Вот четвертый взгляд - практический . Трудясь , исполняйте ваши служебные обязанности , собирая копейку на черный день . В сомнительных случаях , если одна обязанность противоречит другой , избирайте то , что вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно . Впрочем , предоставляйте каждому спасаться на свой лад . Об убеждениях , точно так же как и о вкусах , не спорьте и не хлопочите . С полным карманом можно жить и без убеждений .

И прочее , и прочее , и прочее . /Пирогов Н . И . . - М .: Педагогика , 1985 . -C. 32-34/.

Своим изложением “философии ” жизни восьми мелких общественных групп Пирогов сформулировал господствовавшие в русском так называемом образованном обществе язвы и пороки , служившие предметом изображения и в нашей могучей , исключительной по своим моральным тенденциям художественной литературе XIX в .

Разоблачая пошлость , господствующую в привилегированном обществе , Пирогов вместе с тем показал бессилие школы и воспитания его времени в деле преобразования общества на каких бы то ни было разумных началах . А если так , то возникал следующий серьезный вопрос о смысле и назначении всей системы воспитания и образования . Очевидно , школа и воспитание ни в какой мере не вели к усовершенствованию общественной жизни на нравственных основах .

“Существует , -пишет Пирогов только три возможности вывести человечество из ложного и опасного положения :

Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества .

Или переменить направление общества .

Или , наконец ,, неминуемой и роковой ,”.

Пойти первым путем , рассуждает далее Пирогов , это значило бы “искажать то , что нам осталось на земле Святого , Чистого и Великого ...” “Изменить направление общества есть дело промысла и времени ”. Остается третий путь , .т . е “приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе ..., доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой ”. Приготовить нас с юных лет к этой борьбе , значит именно “сделать нас людьми , т . е . тем , чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в мире , заботясь сделать из нас , с самого нашего детства , негоциантов , солдат , моряков , духовных пастырей или юристов ”.

В этом рассуждении выясняется основная общественно-педагогическая позиция Пирогова . /Красновский А . А . Педагогические идеи Н . И . Пирогова .- М .: Учпедгиз , 1949. -С . 37-38/.

Подводя итог под вышесказанным , можно сделать , что наивысшая общественно-историческая заслуга Пирогова заключалась уже в том , что он раскрыл и назвал своим именем “торговое ” направление жизни , показал его противоречие со всем , что еще осталось в жизни “святого ”, раскрыл разлагающее влияние меркантильного направления на подрастающее поколение и поставил на очередь дня вопрос о том , что же можно сделать путем воспитания , чтобы преодолеть развращающее влияние торгового направления в общественной жизни .

Еще раз позволю себе заметить , что данные высказывания Пирогова (в частности о дурном влиянии торгового направления в обществе) крайне точно характеризуют сегодняшнее положение общества , особенно положение молодежи .

Основные положения педагогической системы Н . И . Пирогова

Изучение педагогических сочинений , биографических и автобиографических данных , оставленных нам Пироговым , показывает , что на протяжении всей своей жизни он непреклонно осуществлял одну основную идею : боролся с сословно-крепостническим строем в системе образования и стремился к тому , чтобы поставить образование и воспитание подрастающих поколений на службу назревавшим потребностям нашей страны во всех областях культуры в пореформенное время .

Пирогов вел борьбу с сословными и национальными привилегиями прежде всего в деле народного образования и распространения культуры и науки в нашей стране .

Таким образом , педагогические позиции Пирогова теснейшим образом сплетались с политическими стремлениями демократического либерализма , отличавшего его и от представителей бюрократов-реакционеров и консерваторов , и от представителей революционной демократии ( в политическом смысле Пирогов не был революционером) ./Красновский А .А . Педагогические идеи Н . И . Пирогова .- М .: Учпедгиз , 1949 .-С . 92-93/.

В чем же заключается ценность педагогической системы Пирогова ? Я считаю , что наибольший интерес и ценность представляется система образования выдвинутый им . Принцип этой системы заключается в переходе из одной ступени в следующую , высшую и в то же время в законченности образования в каждой ступени .

В качестве первой ступени образования идет элементарная начальная двухгодичная школа . Программа занятий в этой школе рассчитана на развитие у учащихся первоначальных основ мышления и наблюдательности путем обучения родному языку , счету и , в частности , развитие наблюдательности путем наглядного обучения в духе Песталоцци . Кстати , Пирогов придавал огромное значение наглядному обучению и считал , наиболее важно применять принцип наглядности в как можно раннем возрасте . Приведу по этому поводу цитату из статьи Пирогова О наглядном обучении . В этой статье Пирогов говорит о способе преподавания естественных наук .“Вообще , главная обязанность педагога заключается преимущественно в том , что бы науку излагать не столько для самой науки , сколько для развития , посредством науки той или другой умственной умственной или душевной способности . Естественное и должно именно служить к развитию наблюдательной способности у ребенка , начинающего знакомиться с окружающей его природой . Надобно приучить с ранних лет и его глаз , и его осязание к отчетливому отыскиванию различных признаков , характеризующих естественные тела ; дайте ему в руки минерал , растение , животное и спрашивайте его , что он видит и что он находит особенного ; заставьте его найти и описать различие между тем и другим телом , и задача ваша будет разрешена , цель будет вполне достигнута .” /Пирогов Н . И . Избранные педагогические сочинения . - М .: Педагогика , 1985 . -C. 143-144/.

По традициям того времени , в программу начальной школы , как и в программу следующих за ней высших ступеней , Пирогов вносит и основания так называемого закона божия , т . е . изучения священной истории ветхого и нового завета .

Пирогимназии составляют в системе образования , защищаемого Пироговым , вторую ступень образования , опять-таки предназначенную для всех сословий и классов . Пирогимназии , по плану Пирогова , разделяются на два типа - реальная и классическая , каждая с 4-летним курсом обучения .

Классическая пирогимназия в проекте Пирогова имеет в учебном плане почти те же предметы , что и реальная . Но за счет количества часов , отводимых на предметы реальных знаний , в классической пирогимназии отводится внимание основательному изучению латинского и греческого языков и одного , а не двух новых языков . В классические пирогимназии открыт доступ опять-таки для всех желающих , имеющих образование в объеме элементарной начальной школы . А кроме того , и окончившие реальную пирогимназию могли поступать без экзамена в III класс классической пирогимназии .

Над двумя типами пирогимназий организуется гимназия опять-таки двух типов - реальная и классическая .

Образование в реальных гимназиях Пирогов предназначает для удовлетворения практических потребностей производственно-технической жизни . Окончившие такие реальные гимназии , по плану Пирогова , получат выход либо непосредственно на поприще практической деятельности , либо в высшие , но специальные учебные заведения , а не в университет . /Красновский А .А . Педагогические идеи Н . И . Пирогова .- М .: Учпедгиз , 1949 .-С . 115-117/.

Придавая исключительное значение в воспитании учащихся науке и научному образованию , Пирогов учитывал роль и других специально воспитательных воздействий на учащихся . И почти в каждой статье его мы находим глубокие , оригинальные мысли , советы и практические указания в этом направлении .

Главное в воспитательной работе , чему Пирогов придает решающее значение , это намерения , жизненные цели и задачи , какие ставят себе воспитатели в семье и в школе , согласованность семьи ,школы , общества и государства в этих целеустремлениях .

Пирогов дал ряд ценнейших соображений по методике воспитательной работы . Избранные им вопросы и характер их разрешения вводят учителей в наиболее важные и решающие стороны воспитательной работы в школе .

На место разрозненных , неорганизованных воздействий н учащихся со стороны администрации школ (директора и инспектора) и надзирателей Пирогов выдвинул в качестве основной воспитательной силы коллективную работу учителей или , как он их называет , наставников , объединенных в педагогических советах средних учебных заведений . Таким образом единоличное , часто случайное и произвольное действие учителей получало не только единство , но и естественно большую разносторонность и глубину влияний на учащихся .

Постановления педагогических советов приобретали в глазах учащихся больший авторитет большую силу .“Опыт доказывает , - пишет Пирогов , - что заключения и определения педагогического совета несравненно более пользуются доверием между учащимися , чем решения одного лица , будет ли оно второстепенным в заведении , как учителя или надзиратели , - или главное , как директор ”.

Пирогов был озабочен развитием у учителей внимательного , чуткого отношения к учащимся . Он требовал от учителей при обсуждении каждого поступка учащегося не формально юридического отношения , а “хорошо вникнуть в те обстоятельства ”, которыми вызывается поведение ученика . В этих целях Пирогов предлагал воспитателям завести у себя карманные журналы , в которых бы они отмечали , с надлежащей подробностью и только для себя , все замеченные ими поступки учеников , их образ мыслей и т . п .

Требованиями такого рода Пирогов ставил перед учителями сложнейшую и труднейшую , но в то же время самую основную задачу в искусстве воспитания - изучать своих учеников и индивидуализировать воспитательные воздействия на учащихся . /Красновский А .А . Педагогические идеи Н . И . Пирогова .- М .: Учпедгиз , 1949 .-С . 124-131/.

Значение педагогического наследия Пирогова

Чтобы судить об исторических заслугах Пирогова , нам следует помнить слова В . И . Ленина : “Исторические заслуги судятся не по тому , чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями , а по тому , что они дали нового сравнительно с своими предшественниками ”. Никто не сомневается в том , что Пирогов оставил богатейший и значительный вклад в сокровищницу нашей национальной культуры . Общепризнан гений Пирогова как ученого , новатора , трудами которого , начиная с его ранней молодости , пользовались не только его ученики , но и его учителя во всех культурных странах мира .

На протяжении всей своей жизни , Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому , чтобы создать для высшей и средней школы такие условия , которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все , что мешало развитию самостоятельной русской науки .

Он искренне стремился к осуществлению в нашей стране всеобщего обучения , он защищал право на полноценное образование не только русских людей , но и самых угнетенных наций населявших Россию .

Наряду с большими принципиальными педагогическими вопросами Пирогов в своих литературных трудах и в практической деятельности на посту попечителя учебного округа постоянно ставил и разрешал методические вопросы , развивал и поддерживал деятельность учителей и школ по развертыванию кабинетов , лабораторий и других учебно-вспомогательных средств для усовершенствования преподавания и обучения ./Красновский А .А . Педагогические идеи Н . И . Пирогова .- М .: Учпедгиз , 1949 .-С . 175-182/.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы .

1. Пирогов внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий , расширил содержание обсуждаемых вопросов , ввел в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам , всячески поощрял методические изыскания учителей , рекомендовал взаимное посещение уроков .

2. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения , активность и наглядность .

3 .Требуя , чтобы учителя и руководители прогимназий и гимназий хорошо изучали учащихся и их успеваемость , Пирогов предлагал перевод из класса в класс производить по результатам годовой успеваемости учащихся . Он отрицательно относился к переводным экзаменам , отмечая наличие в них значительного элемента случайности и формализма .

    К преподаванию в высшей школе Пирогов предлагал привлечь крупных ученых , рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами , проводить семинары , просеминары и практические занятия и всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы . /Константинов Н . А ., Медынский Е . Н ., Шабаева М . Ф . История педагогики . -М .: Просвещение , 1982 . - C.202-203/.

Заключение

Своей оживленной , глубоко плодотворной административно-педагогической и научно- литературной деятельностью Пирогов привлек внимание всех передовых , прогрессивных сил нашей страны и поднял педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов нашей культурной жизни .

По справедливости и единодушному признанию Пирогов вошел в историю русской культуры не только как выдающийся гениальный ученый анатом и талантливейший врач-хирург , но и как классик оригинальной передовой русской педагогической мысли . И можно быть уверенным в том , что подлинные заслуги Пирогова перед культурой нашей страны и глубоко плодотворная значимость его педагогических идей и педагогической деятельности будут еще долго находить высокую оценку и вызывать глубокое уважение со стороны всех людей .


РЕЦЕНЗИЯ

на реферат студента 332 группы технологического факультета

Смирнова Алексея Владимировича

по философии и истории образования на тему :

Педагогические взгляды Н . И . Пирогова

На мой взгляд данный реферат является довольно успешной попыткой раскрыть суть педагогических взглядов Н . И . Пирогова . Прочитав реферат можно с уверенностью сказать что Смирнов А . В . серьезно отнесся к раскрытию данной ему темы . Не смотря на то что в реферате главный акцент делается на раскрываемую тему , Смирнов А. В. довольно подробно и интересно описывает биографию Н .И . Пирогова и историческое значение его педагогических идей .

В третьем пункте реферата Смирнов А. В. анализирует одну из самых первых и самых известных работ Пирогова Вопросы жизни ”. Анализируя эту статью (как впрочем и другие работы Пирогова) Смирнов А. В. делает несколько своих выводов , что говорит о тщательном и углубленном изучении данной темы .

По тексту реферата Смирнов А. В. делает ссылки на литературные источники , список которых приведен в конце реферата . Это так же свидетельствует о тщательной работе над темой .

Естественно , в рамках данного реферата невозможно дать полный анализ педагогическим взглядам Пирогова , но я считаю что тема реферата раскрыта в достаточной степени подробно , чтобы получить положительную оценку .

Рецензент

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Пирогов Н . И . Избранные педагогические сочинения . - М .: Педагогика , 1985 .

    Красновский А . А . Педагогические идеи Н . И . Пирогова . - М .: Учпедгиз , 1949 .

3. Константинов Н . А ., Медынский Е . Н ., Шабаева М . Ф . История педагогики . -М .: Просвещение , 1982 .

4. Егоров С . Ф . Хрестоматия по истории школы и педагогики в России . - М .: Просвещение , 1986.


Предисловие

Все разъясняется, все делается понятно - умей только хорошо обращаться с фактом, умей зорко наблюдать, изощрять чувства, научись правильно наблюдать, тогда исчезнут перед тобой чудеса и мистерии природы, и устройство вселенной сделается таким же обыденным фактом, каким сделалось теперь для нас все то, что прежде считалось недоступным и сокровенным.

Такое убеждение с каждым днем все более проникает в сознание не только передовых людей, жрецов науки, но и целых масс.

Н.И.Пирогов

После работы он обычно возвращался в свое имение. По мере удаления от города становилось все тише и тише, на землю спускались ранние сумерки, затем наступала темнота; где - то там, в стороне от дороги, где стояла деревня, зажигались неяркие огоньки и доносился собачий лай. Коляска въезжала в ворота усадьбы, и старый слуга, помогая ему сойти, говорил свое привычное: «Пожалуйте, барин, домой», - и открывал перед ним тяжелую дверь дома. Он входил в переднюю, полную знакомых запахов и каких - то неприметных шорохов, которых, если к ним не прислушаться, как бы и не было. Домашний скрип половиц сразу начинал действовать на него успокаивающе. Там, в беспокойном шумном городе, остались все его заботы, стоны больных, кровавые бинты оперируемых, хирургические инструменты, которые он ощущал каждый день своими пальцами как привычную часть своих рук, смешанный запах лекарств, которого он, хирург, вдыхал так много, что временами даже не замечал его. Все это он не впускал в свою уютную деревенскую усадьбу, стараясь здесь оградиться от всего того, что мешало ему думать и размышлять. Эти размышления с некоторых пор все больше и больше увлекали его. Они приносили ему радость неожиданных открытий и тайных мыслей, которыми он не мог, а скорее, не хотел делиться с остальными, даже самыми близкими. Эти мысли обычно настигали его во время вечерних прогулок, удивляя своей стройностью и скрытым в них смыслом. Они противоречили всему образу его жизни, его главному делу, в котором он достиг многого. Его имя в медицинских кругах было весомым и непоколебимым. Его авторитет хирурга и ученого - непревзойденным и прочным. Но ни то ни другое не имело никакого отношения к его размышлениям во время тихих вечерних прогулок. Он всегда занимался серьезным делом спасения жизни людей и облегчения их страданий. И это дело он считал самым главным не только для себя, но и вообще. Философия или подобные ей так называемые

науки его никогда не привлекали. И вот в самом конце жизни надо же было такому случиться…

После прогулок он записывал свои размышления в толстую тетрадь, которую тщательно скрывал от посторонних взглядов. Особенно интересные мысли у него появлялись, когда погода была ясной, а над дальним лесом и его домом зажигались бесчисленные и таинственные звезды. Он делал записи каждый день, пропуская лишь те дни, когда по каким - то причинам не мог отправиться на прогулку. Потом он озаглавит свои записи - «Вопросы жизни., писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что, может быть, когда - нибудь прочтет и кто другой. 5 ноября 1879 - 22 октября 1881». Сам же автор дневника после своей последней записи прожил совсем немного - не более месяца и умер в том же 1881 году. Сведения о нем можно найти в энциклопедических словарях: «Советском энциклопедическом словаре» (1988) и «Малом словаре Брокгауза и Ефрона» (1994, репринтное переиздание). Если объединить информацию того и другого источника, получится небольшая справка, в которой окажется все существенное. Справка выглядит так: Пирогов Николай Иванович (1810–1881), русский хирург, основоположник военно - полевой хирургии и анатомо - экспериментального направления в хирургии, член - корреспондент Петербургской Академии наук (1847). Участник Севастопольской обороны (1854–1855), франко - прусской (1870–1871) и русско - турецкой (1877–1878) войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя. Кроме этого ввел неподвижную гипсовую повязку и разработал методику ряда важных хирургических операций. Применил новые методы анатомических исследований. Основал в Петербурге анатомический институт, а при нем музей. Им написаны многие тома научных работ в области медицины, среди которых и «Топографическая анатомия», получившая мировое признание. Пирогова называли «отцом русской хирургии». Он был также выдающимся общественным деятелем. Вел последовательную борьбу с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов и всеобщее начальное образование. Кроме всего этого, он был человеком великого мужества, не менее великого самопожертвования и высочайшей скромности. По причине последнего качества и его дневник, «писанный исключительно для самого себя», так долго не находил своего читателя…

План

1. Введение .

2. Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова.

3. Вопросы жизни ”.

4. Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова.

5. Значение педагогического наследия Н. И. Пирогова.

6. Заключение .

7. Библиографический список .

Введение

Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки, народного образования. Своей выдающейся деятельностью как в области медицины, так и народного образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, “гармоническое развитие всех врожденных сил народа ”, воспитание человека - гражданина, полезного своей стране.

В данном реферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.

Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве, в семье казначейского чиновника. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.

В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной “сестер милосердия”.

В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”, освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.

В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его “красным” (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течении двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Здесь продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.

Когда в 1861 году Порогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы.

Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году./Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982. - C.200-201/.

“Вопросы жизни”

Рассмотрение педагогических взглядов Н. И. Пирогова следует начать со статьи “Вопросы жизни” опубликованной им в 1856 году. Это была первая педагогическая работа Пирогова. Благодаря ей имя Пирогова стало широко известным и обратило на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании.

В статье “Вопросы жизни” (впрочем, как и в других своих педагогических сочинениях) Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. /Н. А. Константинов Е. Н. Медынский М. Ф. Шабаева История педагогики. -М.: Просвещение, 1982.-С. 201 /.

Свою статью Пирогов начинает с исторической справки о поисках выдающимися мыслителями древней Греции ответов на вопросы о назначении человека в общественной жизни, о смысле человеческой жизни. Из этой справки выясняется, что речь идет о вопросах общественной жизни, о жизни человека в обществе, об его взаимоотношениях с другими людьми, о неизбежности для каждого из нас разрешения вопроса о нашем личном отношении к общественным потребностям и обязанностям.

“В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы призваны? чего должны искать мы?”./ Пирогов Н. И. Вопросы жизни cоч., т. I, Киев 1910. -C. 37-72/. Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым в его статье. В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество с его господствующим направлением, и каждая отдельная личность. С этим трудно не согласиться. Я считаю, что для своего времени в преддверии серьезной реформы феодально-крепостнического государства, такая постановка вопроса была более чем уместна. Более того, я думаю, что она уместна и по сей день, когда страну охватил жесткий экономический кризис.

Казалось бы, рассуждает далее Пирогов, что на поставленные вопросы о цели и назначении нашей жизни члены христианского общества получат ответы в процессе воспитания в семье и в школе, и таким образом подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной жизни. Но в действительности такого господства христианской морали не наблюдается. В противоположность христианским основам воспитания, полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует “резко выраженное материальное, почти торговое стремление”./Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз, 1949. -C. 33-34/ .

Что же остается делать при таких обстоятельствах? - вот естественно возникающий вопрос. Остается глубже взглянуть в существо окружающей жизни. С исключительным мастерством излагает Пирогов “философию” восьми мелких общественных групп.

“ Взглядов, которым следуют эти толпы, наберется до десяти, а может быть, и более.

Что еще почитать