Казачьи традиции. "Посажение на коня"

4 мая 2015, впервые за многие десятилетия, последовавшие за Гражданской войной в России, в Пятигорске провели обряд посажения казачат на коня. Об этом рассказывает портал "Благословенный Кавказ".

На праздник, который посвятили 70-летию Великой Победы, приехали казаки из казачьих обществ, действующих на территории Пятигорской епархии: региона Кавказских Минеральных Вод, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Пригласили кунаков из КБР и КЧР.

Обряд был распространен еще в Древней Руси для боярских, княжеских детей и их дружинников, отметили организаторы. У казаков он сохранился без изменений почти до наших дней. Воин по рождению и воспитанию, казак с детства приучался думать и чувствовать по-военному. Сын, внук и правнук казака, он ребенком уже был казаком. Обычай посажения на коня остается актуальным и сегодня. Ведь это - первое испытание будущего защитника Отечества. Прикосновение к истокам, слияние с родными традициями и обычаями. Возможность почувствовать себя равным старшим братьям-казакам.

Местом проведения праздника стала гора Машук. В организации участвовали Горячеводская казачья община, Пятигорская епархия и мэрия столицы Северо-Кавказского округа.

По решению оргкомитета всем гостям был предписан казачий дресс-код: мужчинам - национальные рубахи или рубахи с длинными рукавами, головные уборы в виде папах либо форменные фуражки. Женщин пропускали только в длинных юбках и блузках с длинными рукавами и убранными волосами.

Казаки, люди православные, каждое серьезное дело начинают с молитвы. Так же было и в этот день. На поляне была установлена походная часовня, в которую принесли ковчег с мощами великомученика и Победоносца Георгия.

Молебен перед cвятыней совершил архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в сослужении казачьего духовенства Пятигорской епархии. Особо помянули вождей и воинов, и всех отдавших свои жизни на фронте и в тылу ради Победы.

"Мы помним о подвиге наших предков, защитивших народ от страшной угрозы уничтожения, и сегодняшний праздник становится очень важным свидетельством того, что от крепкого корня Великой Победы появляются новые побеги. Мы не придумываем что-то новое, а обращаемся к тысячелетнем опыту народа", — отметил архиерей.

По окончании богослужения состоялось вручение наград отличившимся казакам, а затем начался сам обряд посажения на коня. Посвящение прошли более ста казачат Горячеводской общины возрастом от одного года до десяти лет. Под казачьи песни отец, дед или крестный отец сажали казачат в седло. На них впервые одевали казачью шашка и папаху. Сделав почетный круг, казачата получали благословение стариков и атамана.

Завершением праздника стала показательная джигитовка.

Православие.Ru

С появлением в Нагайбакском районе своего станичного казачьего общества, постепенно приживаются на нашей земле и старинные традиции казаков. Не так давно в поселке Южном четверо мальчишек прошли обряд посажения на коня. 8 января на площадь перед домом культуры съехались казаки Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и г. Магнитогорска. Все они принадлежат второму отделу Оренбургского казачьего войска. Жители посёлка были приглашены заранее, поэтому после полудня площадь начала заполняться людьми. Программа праздника включала подвижные игры, казачьи песни, казачью кухню. Ровно в 15-00 атаман Нагайбакского казачьего общества Васильев А.П. открыл праздник вступительным словом. К сожалению, уплотнённый график рождественских мероприятий не дал возможности присутствовать ни протоирею Андрею (Иващука), ни о. Александру, осуществляющих окормление казаков станицы «Нагайбакской». Поэтому начало обряда по-отечески благословил напутственным словом атаман 2-го отдела ОКВ Егоров А.П. Он отметил, что в старину мальчика садили на боевого ретивого коня, тем самым создавая условия для немалого труда, чтобы малец доказал, что он дорос до звания мужчины удержавшись в седле. Радует, что для составления сценария не нужно было идти нетореной дорогой, потому что традиция эта возрождается по всей России и сценарий праздника везде практически одинаков.

Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

Были времена, по словам атамана станицы Уйской Чвалова А.А., когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина – казака, власти наделяли его землёй, чем пользовались родители и проводили обряд посажения на коня даже и до года – «лишь бы в седле удержался.». Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому — «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне – не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Уж дорого это «любо» тем, что каждому из среды казаков известно, что ни один казак не покривит душой, и если «не любо» — не промолчит такой казак, а обязан высказать — что не так. Ну, уж если казакам любо, то на вопрос: «Ты кто?» можно ответить: «Казак!». Да прибавить: «Оренбургский!» Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» — можно услышать от стариков. Приметы оставим в стороне – отметим главное — с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определённым свыше предназначением.

«Традиционному обряду главное место не на сцене, а в бытовании казаков» — так говорят казаки станицы Нагайбакской. В планах проводы сына одного из казаков в армию.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До темна проводились подвижные игры, в том числе удалось провести «стенка на стенку». Эту забаву традиционно проводили казаки из магнитогорского клуба «Славяне», которые не смогли в этот раз выехать в Южный. Не смотря на это, «стенка на стенку» удалось провести по всем правилам. Благодарными остались зрители казакам и за вкусную хашламу – кавказское блюдо на открытом огне. Казаки шутили, что любое блюдо, при приготовлении порубленное шашками, автоматически становится казачьим.

Особый колорит внесли гости. из магнитогорского «Дома дружбы народов», которые, являясь неизменными участниками многих казачьих мероприятий, предлагают приобрести изделия традиционной казачьей культуры – нагайки, кнуты.

Праздник получил хороший резонанс в казачьей среде и обществе. В ходе общения представителей разных станиц были расставлены акценты по задачам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Как отметил войсковой старшина Крылов К.В.: «В этом все мы идем в одном направлении, но разными путями».

Чему присягали тому и служим.

Атаман станицы «Нагайбакская»
Васильев А.П.

Возрастное посвящение, которое происходит в три года называется в народе „сажанием на коня”. Этот обычай очень и очень древний, несмотря на то, что сегодня традиция возрастных посвящений разрушена, и все же во многих селах остались
рассказы об этом обряде. Семья принимает мальчика как будущего мужчину.

Утром мама и отец обращаются в молитвах к Богам нашим родным, приглашают их прийти в гости. С сегодняшнего дня Коляда Божич отдает свое опекунство над ребенком Симарглу, Богу земного огня. Его наши предки видели и как крылатой собакой, и как крылатого коня. Конем он прилетал к людям тогда, когда нужна была его магическая сила, когда человек делал переход с одного состояния в другой. Когда коня приводили на двор к ребенку, Симаргл проникал в сознание коня и сам посвящал мальчика, проявляясь через кожу коня огнем, и через его рот - паром, дыханием.

После молитв и прославлений - обязательное омывание ребенка, мама купает его в душистых травах. Травы должны быть мужские. Во время купания мама приговаривает на здоровье сына, ум, мужество. Для этого действия должна быть приготовлена одежда: вышитая рубашка и мужские штаны (шаровары, и т.п.). Вышивка должна быть ярко красная, защитная, лишь одежда без пояса! Подпоясывание ребенка происходит в семь лет, и это значит, что теперь ребенок идет на обучение.

Мать провожает сына из дома, а перед тем, возле Покутья стелет тулуп на лаву, на тулуп отец посыпает зерно и деньги, под лаву ставит плуг, оружие, уздечку от коня и книгу. Вместе все обращаются в молитвах к Сварогу и Ладе, Ярилу и Перуну, особые молитвы к Симарглу, чтобы опекался ребенком, помогал воспитывать их сына.
Бабушки кладут на вышитый рушник каравай и, держа над головой внука, благословляют его на счастливую судьбу и мужественный мужской характер.

После всех молитв отец берет сына за руку, снимает из тулупа и спрашивает, желает ли он настоящим воином стать, защитником рода своего? Если ребенок с радостью отвечает да, тогда праздник продлевается. Отец ведет сына за руку на двор, где Божат, или дедушка держит за уздечку коня. Сзади ребенка обязательно идет кто-то из женщин: мать или Божатка с хлебом на вышитом рушнике. Перед посвящением, отец трижды кланяется дому, как храму, и сын также, и целуют каравай. После чего, все женщины их благословляют на обрядодейство.

Нужно, чтобы все были празднично одеты и ощущали всю важность каждой минуты обряда. Теперь женщины остаются за порогом дома, а в двор выходят лишь мужчины. Возле коня, должна собраться вся мужская часть рода. Сын должен ощущать, что он сейчас герой и центр всех событий. Теперь, когда все ждут, отец, подбодрив сына, берет его на руки и садит на коня, говоря: а ну казаче, покажи, из какого ты рода племени, и гордиться ли мне тобой, как вырастешь, славу принесешь роду нашему? Когда мальчик сядет на коня, отец берет за повод коня и трижды проводит коня с сыном вокруг дома.

Очень важно в настоящее время говорить (программировать) сына на мужские качества.

1 -ый круг -
вокруг дома, вы учите и программируете его, как хозяина дома: „хороший хозяин из тебя будет, работящий и богатства имеешь вдоволь и семью будешь иметь добрую. Жену умную, хозяйку добрую, и деток много, чтобы род наш множился и плодился, и много нас было».

2 -ой круг -
вокруг дома, вы учите его как воина, защитника рода своего: „Вот растешь ты у меня сильным воином, честью и славой покрытый путь твой. И гордится тобой весь род и народ наш. Добрый воин,сын мой, смелый и отважный. Ловкий в оружии всяком”.

3 -ий круг -
вокруг дома - идет наука мужчины ведающего. „Умный ты у меня сын, и читать, и писать, и знаний много уметь и знать должен. Так как ум - это, прежде всего, что мужчина должен развивать в себе. И еще Богов любить. С умом все сладится, а с любовью к Всевышнему всегда тебе благословение будет от предков и Богов наших”.

Объезжая вокруг дома, смотрите, как ребенок реагирует на ваши слова, какие ему больше к сердцу придутся, а какие - меньше. Речь ваша должны быть четкая и громкая. Четко и громко проговаривайте каждое слово, так, чтобы ребенок их хорошо слышал. Не спешите наговорить много, должно быть вдоволь: ни мало, ни много. Нужно употреблять лишь утверждающие слова. Без частицы «не», «нет», избегайте таких слов. Например, скажете: не боишься, сознание ребенка воспримет - боишься.
Отрицательные слова: „чтоб ты у меня не был бездельником и.т.д” в таких важных моментах нельзя говорить. Все должно быть лучше всего в настоящем и будущем времени, и очень положительное: „трудолюбивый у меня сын (Ярослав) и будешь таким”.

Перед тем, как снимать его с коня, нужно, чтобы все мужчины, которые в жизни были успешными, похвалили его мужество. Отец должен позвать маму, чтобы и она высказала сыну свою радость, от того, что он у нее такой крепкий и сильный. Присутствие мамы в этот момент очень важно, ведь это признание женственностью - мужества.

Теперь, отец снимает сына, все мужчины говорят какой он мужественный казак, и спрашивает, желает он еще на коне ездить или нет? Если ребенок говорит, что да, значит, все обстоит благополучно, вы воспитали на данном этапе прекрасного будущего мужчину. Если же он боится и говорит нет, не разочаровывайтесь, но подумайте что было не так, чего он испугался. Не показывайте сыну своего недовольства, это плохо ляжет на его подсознание, и в будущем, он будет бояться испытаний. Наоборот, поддержите его силой своего духа, скажите, что это было легко и весело.

Дальше, все мужчины готовят обрядовый костер во дворе, где стоит ваша Божница. Сын должен активно участвовать в подготавливание костра. С молитвами, старший в роде, или отец разжигает огонь, призывая Симаргла прийти к его дому и взять под опеку сына. В огонь ложится пожертвование Богам. Сначала молоко с медом, а потом - каравай, который испекли бабушки.

Вся семья обращается к Богам, молясь за счастливую судьбу сына, чтобы помогли ему получить славу и честь. От рода пожертвование ложатся в огонь. Старший в роде призывает предков помогать внуку, опекаться им и поддерживать в сложную минуту. Свою молитву говорит и мальчик. После действия над огнем, мать приглашает всех к столу. Отец ведет сына за руку к дому, гости одаривают ребенка, приговаривая хорошие пожелания.

С появлением в Нагайбакском районе своего станичного казачьего общества, постепенно приживаются на нашей земле и старинные традиции казаков. Не так давно в поселке Южном четверо мальчишек прошли обряд посажения на коня. 8 января на площадь перед домом культуры съехались казаки Агаповского, Верхнеуральского, Карталинского, Чесменского районов и г. Магнитогорска. Все они принадлежат второму отделу Оренбургского казачьего войска. Жители посёлка были приглашены заранее, поэтому после полудня площадь начала заполняться людьми. Программа праздника включала подвижные игры, казачьи песни, казачью кухню. Ровно в 15-00 атаман Нагайбакского казачьего общества Васильев А.П. открыл праздник вступительным словом. К сожалению, уплотнённый график рождественских мероприятий не дал возможности присутствовать ни протоирею Андрею (Иващука), ни о. Александру, осуществляющих окормление казаков станицы «Нагайбакской». Поэтому начало обряда по-отечески благословил напутственным словом атаман 2-го отдела ОКВ Егоров А.П. Он отметил, что в старину мальчика садили на боевого ретивого коня, тем самым создавая условия для немалого труда, чтобы малец доказал, что он дорос до звания мужчины удержавшись в седле. Радует, что для составления сценария не нужно было идти нетореной дорогой, потому что традиция эта возрождается по всей России и сценарий праздника везде практически одинаков.

Как правило, мальчику помогает сесть на коня отец, дядя или крёстный. Шашка одевается на мальчика, как при службе. Конь и посажённый на него проходят три круга перед казаками и обществом. В присутствии атамана, мать снимает шашку с сына и передает ему: «Возьми атаман, послужи, а казаку нужно еще подрасти».

Были времена, по словам атамана станицы Уйской Чвалова А.А., когда после признания казачьим обществом в мальчике будущего воина - казака, власти наделяли его землёй, чем пользовались родители и проводили обряд посажения на коня даже и до года - «лишь бы в седле удержался.». Другие делали акцент именно на достижении мальчиком 3-х лет и называли этот важный для ребенка праздник по-простому - «день штанов». Всё дело в том, что лет до трёх мальчик бегал в рубахе, а штаны были положены уже только тому, кто в седле удержался и признан был казаками.

Со стороны это может показаться просто красивым обрядом, но представьте себя мальчиком лет десяти (а что сказать о пятилетнем?). Тебя заранее готовят: «Ты перед казаками проедешь на коне - не оплошай!» Здесь нужно справиться с волнением перед многими людьми проехаться на коне так, чтобы услышать заветное: «Любо!». Уж дорого это «любо» тем, что каждому из среды казаков известно, что ни один казак не покривит душой, и если «не любо» - не промолчит такой казак, а обязан высказать - что не так. Ну, уж если казакам любо, то на вопрос: «Ты кто?» можно ответить: «Казак!». Да прибавить: «Оренбургский!» Ничего страшного, если у кого-то из мальчишек не получится удержаться с первого раза в седле. «Пластуном будет!» - можно услышать от стариков. Приметы оставим в стороне - отметим главное - с этого дня, как повелось испокон веков у казаков, мальчик становится настоящим мужчиной с определённым свыше предназначением.

«Традиционному обряду главное место не на сцене, а в бытовании казаков» - так говорят казаки станицы Нагайбакской. В планах проводы сына одного из казаков в армию.

День посажения на коня получился праздничным не только для участников обряда, но и для зрителей. До темна проводились подвижные игры, в том числе удалось провести «стенка на стенку». Эту забаву традиционно проводили казаки из магнитогорского клуба «Славяне», которые не смогли в этот раз выехать в Южный. Не смотря на это, «стенка на стенку» удалось провести по всем правилам. Благодарными остались зрители казакам и за вкусную хашламу - кавказское блюдо на открытом огне. Казаки шутили, что любое блюдо, при приготовлении порубленное шашками, автоматически становится казачьим.

Особый колорит внесли гости. из магнитогорского «Дома дружбы народов», которые, являясь неизменными участниками многих казачьих мероприятий, предлагают приобрести изделия традиционной казачьей культуры - нагайки, кнуты.

Праздник получил хороший резонанс в казачьей среде и обществе. В ходе общения представителей разных станиц были расставлены акценты по задачам духовно-нравственного воспитания современной молодежи. Как отметил войсковой старшина Крылов К.В.: «В этом все мы идем в одном направлении, но разными путями».

Чему присягали тому и служим.

Атаман станицы «Нагайбакская»
Васильев А.П.

Конспект фольклорного занятия для детей старшего возраста.

Цель : Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций казаков Нижнего Поволжья.

Задачи :

Ход занятия

Средь донских степных полей,
Да и волжских ковылей,
Там, где Волга, Дон текут,
Казаки давно живут!
Гордый и лихой народ,
Заслужил себе почёт:
Храбрость, мужество, отвагу,
На своих плечах несёт.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.

Воспитатель : О ком сегодня пойдёт наш разговор, вы наверно уже догадались?

Дети : О казаках.

Воспитатель : Правильно, казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Они умели храбро воевать и жить честно, были смелыми и бесстрашными. Семьи у них были большие, многодетные и дети с родителями жили в дружбе и любви.

Воспитатель Казачья семья .) О чём нам может поведать это фото? (О том, как жили наши предки .) Какие главные законы должны знать казаки с детства, я вам уже говорила, вспоминайте?

Дети : С уважением относится к старшим. Уважать родных. Защищать от врагов свою Родину.

Дети : К отцу и матери обращались только на «Вы».

Воспитатель : Что изображено на этой фотографии? (Дед и дети Дед рассказывает внукам о традициях казаков .) Какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети : При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке. Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.

Дети : Не разрешалось сидеть, разговаривать, прерывать разговор старших. Воспитатель: А какие ещё правила соблюдали казаки?

Дети : Старым и пожилым людям младшие должны были уступать дорогу.

Воспитатель : Уважение к старшим прививалось в казачьих семьях с ранних лет. Во время приёма гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры.

Крёстный сажает мальчика на коня .) О чем она нам может поведать, рассказать? (О традициях казаков .) Во сколько лет сажали детей на коня? (В три года .) Да. Посвящение в казаки происходило когда ребёнку исполнялось 3-4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал мальчонку на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице.

Что изображено на этой фотографии? (Казак и конь .) О чём эта фотография нам может поведать? (Конь был верным другом казака .) У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. А знаете ли вы пословицы и поговорки о лошадях?

Дети : Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.

Воспитатель : Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наряди казачку». Ну-ка казаки выходите, да казачку нарядите.

«Наряди казачку»

(Выходят 2 казака и 2 казачки. На середине зала стоит дерево, на нём висят по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут за бусами, преодолевая препятствия и т. д. )

Воспитатель : Что изображено на этой фотографии? (Казака провожают на войну .) О чём она нам может поведать? (Казаки должны защищать свою Родину. Их провожала и благословляла вся семья .) Да, казаки большую часть жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако. Несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. А какие пословицы вы знаете о смелости казаков?

Дети : Казак и в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Где враг, там и казак.

Воспитатель : Что изображено на этой фотографии? (Папаха и шашка .) О чём она нам может поведать? (Папаха головной убор казаков. Шашка – главное оружие казаков .) Правильно. Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: жилище построить, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. По обычаю шашка передавался по наследству от отца к сыну, дарилась или добывалась в бою.

«Папаху одеваю – на вопросы отвечаю!»

(Мальчик надевает шапку (папаху). Воспитатель задаёт вопросы, ребёнок отвечает на вопрос и передает папаху другому ребёнку .)

Как называется предводитель войск казаков? (Атаман .)
Где выбирают атамана? (На кругу. )
А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? (Любо! )
Как называется место, где живут казаки? (Станица .)
Как называется казачья шапка? (Папаха .)
Как называется оружие казаков? (Шашка .)
Как называется дом, в котором живут казаки? (Курень, хата .)
В каком возрасте детей сажали на коня? (В 3 года .)

Воспитатель : Я вижу, что вы знаете историю своих предков – казаков. Так будьте их достойны.
И хорошо, чтоб в наши дни,
Традиции веков мы с вами берегли,
В чудном крае, где живём мы у Дон-реки,
Где жили здесь, когда-то наши предки-казаки!

Воспитатель : О ком мы с вами сегодня говорили?

Дети : О казаках, их обычаях и традициях.

Воспитатель : А зачем нам нужно это знать?

Дети : Чтобы знать традиции своих предков, не забывать откуда мы родом, кто мы!

Наталья Акимова, ст. воспитатель, Вера Песковацкова, воспитатель,
Вера Лисицкая, воспитатель МОУ детский сад № 290, г.Волгоград

Что еще почитать