Зимние праздники: от истоков к современности. Чем хороша зима? Традиции русского народа

Просматривая историю зимних праздников на Руси, понимаешь, что большинство праздников кануло в лету, и упоминания о них можно найти лишь на страницах истории. Уже не так далеко осталось до наступления традиционных новогодних праздников, и мы решили сделать небольшой обзор зимних праздников, кратко описать их особенности.

Открывает календарь зимних праздников один из двенадцати церковных праздников - Введение во храм Богородицы, отмечаемый 4 декабря. Считалось, что именно с этого момента зима официально вступает в свои права. Именно в этот день в старину пробовали санный путь. Это право на красивых, легких расписных санях предоставлялось молодоженам.

7 декабря - день Катерины-санницы. В этот день на Руси традиционно устраивались гонки на санях. Вся деревня собиралась на каком-нибудь пригорке, и наблюдали захватывающее дух зрелище петляющих по заснеженной дороге саней. Вечер «под Екатерину» считался одним из лучших для гаданий и ворожбы.

Новый год в России отмечать 1 января стали по указу императора Петра I. Именно он велел украшать дома и улицы новогодними украшениями и устраивать фейерверки, которые просто обожал.

А вот обычай наряжать елку пришел позже и был позаимствован у немцев. А знаете ли вы то, что первые рождественские елки продавались в кондитерских, потому что были украшены сладостями? И уже потом, по прошествии некоторого количества лет, елочку можно было купить на базаре в Москве.

Праздник Васильев вечер приходится на канун Старого Нового года - 13 января, как раз на то время, когда в России было введено новое летоисчисление. Праздновали этот день, исполняя колядки. Ряженые с песнями ходили по домам и складывали в приготовленный для этого случая мешок угощения от щедрых хозяев. В наши дни этот праздник не теряет актуальности, и, как показывает статистика, Старый Новый год празднует каждый второй житель нашей страны. Ведь это повод лишний раз увидеться с близкими и родными людьми, в будничной суете порой не так-то просто это сделать.

Праздник Рождества Христова - один из самых главных праздников зимнего календаря. По торжественности празднования Рождество уступает другому православному празднику - Воскресению Христову (Пасхе), а вот на Западе является самым главным праздником года.

Самые точные гадания выпадали на святочную неделю перед праздником Крещения (отмечается 19 января). И наука, и церковь считают гаданье пустым суеверием, но люди тем не менее обращаются к такого рода предсказаниям будущего.

15 февраля отмечается церковный праздник Сретенье Господне. В этот день, согласно повествованию евангелиста Луки, Богоматерь с младенцем Христом на руках пришла в Иерусалимский храм.

23 февраля вся страна празднует День Защитника Отечества. Будет немного неправильно, если в этот день мы будем поздравлять только военнослужащих. Каждый мужчина, не зависимо от своего статуса и рода деятельности, прежде всего является защитником своей Родины, своей семьи. Более старшее поколение помнит, что этот праздник именовался как День Рождения Красной Армии, в советское время он носил гордое название - День Советской Армии и Военно-морского флота, но как бы он ни назывался, для нас это прежде всего День Настоящих Мужчин. Ведь если рядом настоящие мужчины, то мы чувствуем себя в полной безопасности.

Ну и, конечно же, Масленица. Этот праздник считался самым веселым на Руси, да и сейчас он празднуется не менее интересно. Весь день был похож на сплошной калейдоскоп разных забав. Это и катание на санях, и нешуточный бой «стенка на стенку», а также «кулачные бои», ну и, конечно же, самое главное - лакомство блинами! По размаху празднования масленица похожа на заграничные карнавалы. На масленицу было принято навещать близких родственников, друзей, соседей. В последние дни масленицы делали куклу из соломы, которую наряжали и усаживали в большие сани, за которыми шли ряженые, распевая песни. В воскресный вечер чучело Масленицы сжигали в присутствии всей деревни на сооруженном костре на возвышенности возле деревни - с шутками и выкриками. Таким образом, считалось, что зима наконец-то отступит и настанет долгожданное потепление.

Современное население отмечает далеко не все праздники, которые описаны выше, а если и отмечает, то уже не с таким размахом, как это делали на Руси. В наше время в основном празднуют Новый год, Рождество, День Защитника Отечества и масленицу. Постепенно на задний план уходят те традиции, которых придерживалось при проведении гуляний предыдущее поколение.

Зима сейчас не всегда радует снежной погодой, но с приближением новогодних торжеств настроение все одно поднимается в предвкушении карнавалов, шумного застолья, фейерверков и подарков. Под конец года календарь нас радеет целой чередой интересных праздников, которые занимают несколько недель. Если прибавить к ним еще и католическое Рождество с китайским Новым годом, а наш народ любит веселиться по любому подходящему поводу, то можно до самой весны отрываться в клубах да на веселых пирушках. Но здесь мы перечислим традиционные русские зимние праздники, ставшие для восточных славян народными. Знание истории поможет вам лучше подготовиться к предстоящему веселью и даст возможность блеснуть в компании эрудицией, если случайно зайдут споры на эту увлекательнейшую тему.

Традиции зимних праздников

Многие цари и императоры, стремясь выглядеть реформаторами, начинали перекраивать календари, запрещали старые торжества и вводили на их место свои собственные. Иногда подобные начинания после смерти диктаторов забывались, но в других случаях интересные идеи приживались, особенно когда они падали на благодатную почву. Славяне всегда славились умением гулять от души, поэтому новому желанию царя Петра не особо противились, и с 1699-го года традиция наряжать зеленые елочки в канун Нового года постепенно стала общенародной. Европейские новшества по дате проведения очень удачно совпали с Большими зимними святками (7 января – 19 января ). Новый главный зимний праздник страны во многом напоминал святочные игрища, когда люди рядились в чертей, зверей и других существ, собирали угощения с местных жителей, и ходили с песнями да колядками по улицам.

Для христиан на первом месте среди новогодних зимних праздников, несомненно, стоит Рождество. Начинают его встречать еще в (6 января ), когда следует поминать усопших за постным столом в кругу самых близких людей. 7 января уже разрешалось проводить красочные шествия со звездой в карнавальных нарядах. Таким образом, старые обряды удачно сливались с христианскими традициями, и народ имел возможность шумно провести зимние праздники, следуя обычаям предков, не нарушая новых законов.

(13 января ) – последствие ленинских реформ, когда большевики жестко перевели страну с юлианского календаря на грегорианский календарь, передвинув все зимние праздники на целых 13 дней. Естественно, что народ подобные новшества принял своеобразно, начав отмечать их, как по старому, так и по нововведенному стилю. В христианском календаре Старый Новый год припадает на поминание преподобной Мелании и Василя, что всегда отражалось в народных обрядах. Например, в украинских селах Меланкой наряжали парня, а Василем – красивую девушку, и они в компании ряженых цыган, козы, медведя, деда, бабы и других персонажей обходили все село с особыми песнями щедривками.

Крещенский Сочельник (18 января ) знаменовал подготовку к большому празднику – Великому водоосвящению. Следовало поститься, кушать овощные блинчики, кашу, кутью, медовые оладьи. На Богоявление Господне Крещение (19 января ) люди стекались к водоемам, где возле крестообразной полыньи (Иорданьи) проводились службы. Кстати, купание в ней, даже в стужу, считалось полезным для здоровья делом, ведь при этом проводится полное очищение тела от грехов.

Думаем, что наш небольшой обзор на этом можно закончить, хотя после Крещения есть еще много интересных дат. Можно долго описывать, какие бывают зимние праздники, упомянув еще, например, веселый Татьянин день (25 января ) или День святого Валентина (14 февраля ), но формат статьи просто не уместит такого большого материала. Желаем вам весело отметить новогодние торжества по новому и старому стилю!

Без праздников жизнь скучна и однообразна. Праздники созданы для того, чтобы мы могли ощутить полноту жизни, повеселиться и отвлечься от рутинных забот. Особенно тоскливой без праздников была бы зима – из-за мороза и темноты вечерами сильно не разгуляешься, а телевизор уже опостылел! Поэтому зимой так много веселых праздников: и Новый год и Рождество Христово и Крещение Господне.

Новогодние перестановки или когда же наступает Новый год?

Самым любимым и долгожданным зимним праздником для всех был и будет Новый год. Дети с нетерпением отсчитывают дни до Новогодней ночи в надежде получить подарки, а взрослые спешат избавиться от накопившегося за прошедший год груза проблем. Отмечая наступление Нового года ночью 31 декабря, многие из нас даже и не задумываются, что этот замечательный праздник несколько раз переносили. А ведь в языческие времена наступление Нового года символически связывали с весенним равноденствием и провожали старый год 22 марта. С 998 г. год начинался 1 марта, а связано это было с введением нового летоисчисления (в связи с Крещением Руси) и принятием Юлианского календаря. Со временем Новый год стали встречать 1 сентября. Идея заключалась в том, что к сентябрю урожай был собран, а значит, можно подводить итоги прошедшего года. В 1699 г. Петр I утвердил новую дату – 1 января и основал традицию ожидать прихода Нового года шумно и весело.

Традиции праздничного застолья на Новый год

Для встречи Нового года принято приглашать к себе в гости близких друзей и любимых родственников. Традиционные новогодние гуляния продолжаются до утра. В Новый год под елочку подкладывают подарки всем без исключения – и детям, и взрослым.

Обязательным атрибутом Новогоднего празднования является украшенная елка. Лесную гостью украшают не только стеклянными шарами и гирляндами, но и разными «вкусняшками», завернутыми в фольгу – мандаринами, конфетами, яблоками, орехами. На дверях вешают еловые ветки или венки. Создают атмосферу праздника и зажженные повсюду свечи.

Обязательными гостями Новогоднего вечера должны быть Дед Мороз и Снегурочка. Кстати, под елку желательно поставить символические изображения этих сказочных персонажей.

Согласно традициям, на столе в Новый год должно быть представлено 12 различных блюд. Однако советский период истории внес свои коррективы и теперь невозможно представить новогодний стол без салата «Оливье», «Советского шампанского» и мандарин.

В новогоднюю ночь принято устраивать с переодеванием или надеванием маскарадных масок. Чтобы не скучать, можно придумывать забавные конкурсы и игры за новогодним столом.

Новый год вступает в законные права в полночь 31 декабря под оглушительный бой курантов. В последние мгновенья уходящего года принято принимать поздравления от действующего президента. А под звон бокалов с шампанским нужно постараться загадать желание – если успели, то оно обязательно сбудется.

Наступление Нового года пропустить невозможно – освещающие все вокруг фейерверки и взрывающиеся петарды известят всех о свершившемся событии.

Немного о праздновании Рождества

В то время как Новый год – это пышный и шумный праздник, не предусматривающий абсолютно никаких ограничений в еде или играх, а – тихий и скромный праздник. В Сочельник, т.е. 6 января, завершается пост, и трапезу начинают не ранее восхода первой звезды. Для трапезы в Святой вечер нужно приготовить 12 блюд, обязательно постных, и, конечно же, кутью. Кутью варили всегда из пшеницы, риса, ячменя или гороха и приправляли сладким узваром с медом, сухофруктами, маком и др.

А вот на Рождество (7 января) уже готовили праздничный ужин и всей семьей садились за стол. Согласно традициям, на столе символически укладывают охапку сена как напоминание о том, что Иисус родился в хлеву для скотины. Для трапезы готовят уже мясные и рыбные блюда, но центральным блюдом вечера должна стать кутья. Традиционно празднование начинают с кутьи, ведь по народному поверью тот, кто съел в Рождество хотя бы одну ложку кутьи, будет здоров и успешен в наступившем году.

Современным людям очень трудно соблюдать вековые традиции по организации того иного праздника. Постоянная занятость, стрессы и спешка не позволяют выделить достаточно времени на приготовление нужных 12 блюд или той же кутьи. Однако праздники как раз и созданы для того, чтобы остановить свой бег на минутку, подарить близким свою любовь и ощутить причастность к традициям своего народа.

Празднуем Крещение Господне

Крещение Господне празднуют в ночь с 18 на 19 января. Из-за того, что для истинных христиан церковное крещение было событием очень важным и значимым, крещение спасителя Иисуса Христа в речке Иордан приобрело особую масштабность. Поэтому Крещение – это основной церковный праздник, в который все христиане стараются покаяться в совершенных за год грехах.

Очищение души происходит посредством купания в зимней проруби. Сначала в церкви совершается богослужение, посвященное Крещению Христа, а затем все священники и люди, пришедшие в церковь, совершают крестный ход к близлежащему водоему. Прорубается полынья и священник освящает воду по всем церковным канонам. После освящения вода становится целительной и трехкратное окунание в ледяную воду способствует очищению души и исцелению от хворей. Святую воду рекомендуется набрать и окропить дом, давать как лекарство больным людям или использовать как средство от разных приворотов, сглаза и т.д.

В Крещенский Сочельник принято готовить на ужин постную кашу и овощи. Вечер накануне Крещения издавна славился народными гуляниями, гаданиями и прочими таинствами. К примеру, в Крещение было принято выбирать себе невесту, крестить детей и заключать браки.

Крещением завершается цикл зимних праздников, и зима начинает понемногу сдавать свои позиции. Несмотря на то, что крещенские морозы самые сильные, народ знал, что зима лютует напоследок.

Зимние календарные праздники и обряды в русской тр. Кул.

Декабрь – первый месяц зимы. Студень. Студенец. Зазимник. Грудень.

* декабрь год кончает, зиму начинает.

Введение. Введенские ранние морозы. На введение зима вводится. Начинались первые зимние ярмарки, а с ними вместе и первые санные выезды на гуляния. Обычай "казать молоду"- вывозить молодую, по первому году жену для показа всему народу обязательно соблюдался в этот день.

Колядки – до середины января (зимние святки). Ряженые ходят с песнями и шутками-прибаутками по дворам, выпрашивая угощения.

25 дек. – Спиридон поворот. Спиридон-солнцеворот . "солнце – на лето, зима- на мороз."

Январь

просинец, перелом зимы, перезимье, у малорусов – сечень,

Овсень – новый год, сень, синь – сияние, ов (про)-приставка – малое. Малоеначало нового сияния . Представления о возрождении солнечного света. В другом значении – сеять, семя,начало жизни. Святки – зимний солнцеворот, открывают народный солнечный год. Длились 12 дней, по числу месяцев года.

Рождественский Сочельник 24 декабря/ 6 января Жгут костры «греют умерших предков». Кликание коляды, Овсеня и Плуга (возглашаются хвалебные песни плугу)

Рождество 25 декабря/ 7 января - день зимнего солнцеворота, пробуждение солнца после зимы. Уход старого года и начало нового, рождение нового солнца, Граница между старым и новым – «лазейка для нечисти».– начало святок.(песни – Коляда, Виноградие (виноград –

сад – благополучие), Щедровка, Авсень) В фольклоре – колядования, молодёжные игрища, аграрная магия (весенняя обрядность), гадания (наиболее обширные – связь с разгулом нечистой силы) , ряженье, поминовения предков. Богатая коляда. Обрядовые бесчинства.Колядование - обрядовый обход группами деревенских жителей во время святок, исполнение колядок. Песни аграрной направленности, величальные хозяевам, прославление Христа (после принятия христианства)Колядовщики – «выходцы из иного мира», предки. Подаяние им – жертвоприношение предкам. Костюмы: животных, «нечисти», представителей некрестьянской, чужой среды (барыня, фельдшер ит.д.) Святочные игры эротического характера. Преобладают две темы: брак и похороны. Эротизм - остаток древнего обряда, т.к.древняя языческая семантика праздника в обновлении Солнца-Даждьбога, и зачатия природной плодородной силы, Ярилы. Смысл языческих святочных игр – прощание с умирающим годом и радость от рождения нового. Позднее приуроченность эротических игр к святкам объяснялась также приближением мясоеда – времени сватовства и свадеб. Святки делились на две части:Святые вечера и Страшные вечера .

Святые Вечера – от кануна Рождества до Васильева Вечера (Щедреца - Щедрого Вечера), Страшные вечера от Васильева дня до Крещения. Рождественская ель (позднее, из Европы) – символ райского дерева, увешанного яблоками и орехами (плодами). Необмолоченный сноп Дед, солома и сено на столе, хождение по домам с плугом, посыпание зерном, гадания об урожае, зерно(символ зачатия) – всё говорит о посеве, жатве, обилии плодов желаемых в наступающем году. трапеза (узвар, каша – родины, мёд, кутья – похороны)

По церковному календарю:

Рождество Христово – двунадесятый праздник. Иисус Христос – «Солнце правды». Был рождён Девой Марией, непорочно зачавшей от Святого Духа. Славление Христа – обрядовый обход

крестьянских дворов с поздравлениями и пожеланиями благополучия, пели «Рождество» - рождественский тропарь. Молодёжь «славила» со звездой (в честь звезды, которая привела волхвов к колыбели иисуса) или вертепом (кукольный механический театр, изображающий сцену Рождества Христова.

Васильев день 1 / 14 января Страшные (Ворожные, страстные) Вечера, продолжавшиеся до Крещения Господня – середина святочных праздников, День Нового солнечного года.. Постная коляда. Аграрные колядки, пик святочных гаданий, обильные трапезы. Особое блюдо: «кесаретский» зажаренный поросёнок. (св. Василий – покровитель свиней). Кесаретский поросёнок – пережиток древнего славянского ритуала жертвоприношений богам в обмен на благополучие. С этого дня разрешение есть свинину. От Васильева дня до Крещения было много магических обрядов, т.к. особо «буйствовала» нечистая сила. Обряд посыпания знаменует весеннее осеменение Матери-Земли, вступающей в брачный союз с «просветлённым» (богиней Весной) Небом. Зёрна – символ оплодотворяющего семени, дождя и солнечных лучей. (Такие же посыпания на свадьбах). СЕЯТЬ-СВЕТИТЬ-ОВСЕНЬ. Овсень – бог, возжигающий солнечное колесо, дарующий свет миру (Афанасьев)

Оканчиваются Рождественские святки.

Крещение 6 / 19 января . У язычников –водокрес - , религиозные омовения у язычников на праздник Коляды, вызванные мыслью об освобождении вод с поворотом солнца, превращение их в живые потоки, несущие обновление и силу плодородия Завершение святочных праздников, искра небесного огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. В христианстве день изгнания нечистой силы и очищения людей от грехов. Открывается небо – будет услышана молитва. Крещенское водосвятие – очищение вод от нечисти, заполнившей мир в дни новолетия (святок). Особенно старательно очищались от грехов в крещенской проруби Иордани те, кто участвовал в ряженьях и игрищах. Обряды освящения скотины. В крещенский сочельник – поминовение усопших. В этот день устраивались смотры невест. «Крещенское рукобитье – к счастливой семье.» После этого дня наступает мясоед. (20 января) Начало свадеб.

Февраль

сеченъ, снежень, бокогрей, у малоруссов – лютый

В народе его называли бокогрей, основываясь на том, что скотина выходит в феврале из хлевов обогревать бока. В наших летописях его называли: свадебным, от зимних свадеб, совершаемых от дня Богоявления до масленицы.

Сретение 2 / 15 февраля. Двунадесятый церковный не переходящий праздник. Сретение- слово славянское что означает "встреча".

Сретение считается границей мужду зимой и весной. " на сретение зима с летом встречались" В народном календаре – встреча зимы и лета. В это время иногда случались первые громы. . «На Громницу зима с летом (весной) встретились». «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». Приметы о будущем урожае. Обычай «закармливать кур» , подготовка и починка летней сбруи, ездовой и пахотной. Обрядовое блюдо для починок – «семейная саломата». «Приехала саломата на двор, расчинай починки». Женщины совершали обряд «семенное» - выставляли на 3 морозные утренние зари семена для будущего посева. Так же «зорнили пряжу»выставляли первый моток пряжи «на зорю», чтобы пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. Первое закликание весны.

Сочельник (Сочевник)

Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения.

Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли сок или молоко из семян, а также кушанье, состоящее их зёрен, то есть кашу. Такую постную кашу ели в рождественский и крещенский Сочельник. Сочнями же назывался вид лепёшек на конопляном масле, а так же сдобные выпечные изделия с начинкой сверху (шаньги, ватрушки) или без неё (пряженики). Постные и пресные сочни изготовляли к Рождеству, поэтому название «Сочельник» относится, прежде всего, к кануну Рождества Христова.

Сочни или тесто для них нередко использовалось девушками для святочных гаданий. В ночь на Рождество Христово или в день самого праздника с сочнем спрашивали имя суженого на улице, в проделанные в тесте дырочки смотрели через подворотню на проходящих, и по внешнему виду первого встречного судили о будущем.

В Сочельник, рождественский и крещенский, обычно готовились к празднику: с особенной старательностью мыли в доме полы, стены и потолок, аккуратно всё прибирали, обтирали иконы от пыли, украшали красный угол. В это время обязательно соблюдали строгий пост, то есть полностью отказывались от пищи до момента обрядовой трапезы в полночь. Неотъемлемой частью Сочельника являлись домашние моления, а так же посещения служб в церкви.

Главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в Рождественский Сочельник (6 января) и, завершаясь в день Крещения.

Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческий характер. Вместе с тем на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному периоду были приурочены события жизни Иисуса Христа.

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, включающие ритуальную пищу, которую после ужина оставляли на столе для появляющихся в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза.

Полагали, что и умершие предки, и природная стихия, вкусив обрядового блюда, будут способствовать хорошему урожаю в новом году.

В традиционной культуре вкушение обрядовой пищи осмысливалось не как обычное насыщение, а как приобщение к жизненным силам, и соответственно к вечному обороту жизни. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех покойных предков, которые по народным представлениям являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. М., 1986 г., с. 56.

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуальными действиями, к которым был причастны все члены деревенской общины.

В первый день Рождества совершался обряд Славление Христа. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в Новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в Рождественский Сочельник или рано утром на Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики, исполняя поздравительные песни хозяевам домов, за что получали вознаграждения обильным угощением.

Современная праздничная обрядность находится в процессе становления и развития. Утверждаются новые праздники и наряду с ними, видоизменяясь, продолжают сохраняться и некоторые традиционные. Отдельные элементы старинных празднеств органически вплетаются в новые.

Традиционные черты более отчетливо прослеживаются в современных общественных календарно-трудовых праздниках, непосредственно связанных с сельскохозяйственной деятельностью. Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрение народа, она изменялась в соответствии с развитием общества. Непреходящая ценность для жизни людей сельскохозяйственного производства способствовала сохранению календарной обрядности до наших дней. Конец и начало года, приходящиеся на наиболее свободный от работ период, отмечались серией праздников. С ними был связан цикл различных обрядов, в основных чертах сходных у всех восточнославянских народов. На территории России наиболее массовый характер носили и носят, по сей день народные праздники зимнего периода. Они затрагивают все возрастные группы населения, сохраняют большое число традиционных действий и обрядов. Зимние празднества называются святками. Начало года отмечается общегосударственным праздником, в народном календаре с ним совпадал по времени Василиев день. Святки повсеместно являлись временем отдыха, игр, развлечений, гуляний молодежи; начинались они с Рождества и кончались Крещением. Святки повсюду на Руси были, в основном, молодежным праздником. В Мордовии, как и повсюду, парни и девушки днем гуляли по улицам, катались на санях с колокольчиками, собирались компаниями, сговаривались, где провести вечер. В конце дня молодежь сходилась на «вечорки», или «посиделки». В состав святочных обрядов входит гадание. Гадания, как и святочные песни и игры, также были направлены на выяснение личной судьбы в будущем году. Святочными гаданиями занимались вечером или ночью. В Мордовии среди русского населения сохранились гадания, известные еще в конце XIX века. Например, называются такие гадания как окличка прохожих или проезжих. Информаторы Ковылкинского района называют обычай подслушивания под окнами. Судя по услышанным словам, веселому или неприятному разговору, предрекали себе приятную или скучную жизнь, ласкового или сердитого мужа. По опросам информаторов у русских в Мордовии распространен был обычай выбрасывать валенок на улицу, в какую сторону носком он упадет, в той стороне и живет суженый. Если же валенок ляжет носком к воротам, из которых выкинут валенок, то девушке в этот год не суждено выйти замуж. В святочные вечера нередко рядились. Участвовать в этом могли люди любого возраста. Как и в других местностях России, женщины рядились в платье мужчин и наоборот, одевались цыганами, медведем и т.д. Ряжение было типично святочным действием, широко распространенным во всех районах обитания русских. В сохранившейся святочной обрядности русских Мордовии ряжение потеряло свой первоначальный смысл и стало действием, цель которого посмеяться и поразвлечься. В рождественский вечер, по обычаю, полагалось «славить Христа», ходить с пением колядок. Происхождение Коляды учеными объясняется по-разному. Забылин считает, что русские язычники славили Коляду, бога торжества и мира. А. Терещенко объясняет происхождение Коляды от польского Коленда, означающего поздравления. Сообщения о том, что ходили с «припевками», «колядками» зафиксированы практически во всех районах Мордовии. Как рассказывает жительница села Потьма Лазарева Анна Ивановна, во всех домах ждали ряженных, готовились к их приходу. Готовили свиные ножки, пекли блины, пироги. Считалось, как угостишь ряженых, такого счастья они тебе и пожелают, поэтому не жадничали, подавали щедро. Колядовали о семейном благополучии, здоровье, плодородии земли и приплоде скота. «Под Новый год ходили колядовать, это в основном ребятишки и молодые парни и девушки. Запасались зерном. Со смехом и прибаутками ходили по домам. Подходя к дому, бросали горсти зерна в окно. Пели коляды. Аналогичные обряды с зерном отмечены исследователями среди русских по всей территории России. Подобное бытует и среди мордвы. Как отмечают исследователи, славильные песни и коляды, вошли в мордовскую обрядовую культуру со времени приобщения мордовского народа к христианству. Брыжинским В.С., исследовавшим традиции мордовского народа, записаны коляды, поющиеся в мордовских селах: «Таунсяй! Рожали бы женщины. Таунсяй! Только мальчиков. Таунсяй! Умные головки». В мордовских колядках, также как и в русских, отражены пожелания благополучия, процветания, семейного счастья. Следующий праздник русских - Крещение 19 (6 января). Крещенские обряды проводятся на водоемах. В этот день собирались к «Иордани» на водосвятие, святили воду, купались в освященной проруби, устраивали гулянья, ходили в гости друг к другу. Обряд Крещения нам удалось полностью зафиксировать в деревне Зарека Краснослободского района. В ночь на 19 января на реке Мокша готовят прорубь. Ее огораживают специальными поручнями, для того, чтобы удобно было войти и выйти из воды. Ближе к полуночи воду освящает священник. После полуночи в эту прорубь окунаются многие жители. После крещения в течение 12 дней не стирали, так как воду считали святой». Большинство русского населения в эти же дни запасали освященную крещенскую воду для оздоровительных целей. Возвратясь от проруби, брызгали в доме и хлевах освященной водой, окропляли скотину. Встречались сообщения, что в этот же день на воротах, на всех дверях и окнах дома ставили кресты мелом или копотью свечи, принесенной из церкви. Рождество, Святки и Крещение проходили с обильными застольями. При этом обязательным считалось преобладание мясных блюд. Особенно заботились о рождественском столе, так как, по поверьям, его изобилие способствовало обеспечению семьи пищей на весь год.

Святки начинались задолго до Рождества, но вплоть до праздника они имели спокойный и благочинный характер. Канун Рождества Христова, рождественский сочельник, был наиболее тихим днем святок. Он проходил в строгом посте, а есть садились только после первой звезды. Перед заходом солнца все семейство становилось на молитву, потом зажигали особую свечу и прикрепляли ее к хлебу, лежавшему на столе. Хозяин приносил охапку сена или соломы и раскладывал ее в переднем углу. Затем под образами на приготовленном месте, обычно скамье застланной полотенцем или скатертью, ставили необмолоченный сноп ржи (овса, пшеницы) и кутью (это теперь стали делать кутью из риса, а раньше делали из пшена). Теперь все приготовления к празднованию Рождества Христова считались законченными. Вся семья снова становилась на молитву, после которой приступали к трапезе, которая проходила, обычно, в полной тишине. К концу вечери начиналось легкое оживление: вначале выдергивали из снопа соломинки и по ним гадали о будущем урожае, а затем заставляли маленьких детей залезать под стол и изображать цыплят, чтобы куры хорошо неслись. Приближалось время безудержного веселья. Остатки кутьи и трапезы разносили по бедным избам, чтобы они тоже могли праздновать, а затем начинались колядки и прочие увеселения.

Взрослые больше развлекались по части выпивок, причем со второй половины XIX века отмечается почти безудержное пьянство по всей стране и среди всех сословий. Молодежь же и дети начинали колядовать и веселиться. Следует заметить, что колядовали за святки три раза: были колядки рождественские (самые богатые и щедрые), Васильевские (в ночь под Новый год) и крещенские (в крещенский сочельник). Название праздника коляды производят от римских календ: в Риме январские календы тоже были праздником, который через Византию попал в Россию. Колядой часто называли рождественский сочельник, а, кроме того, так назывались песни, исполняемые в этот праздник. Карамзин утверждал, что Коляда был славянским богом пиршеств и мира, но это утверждение не подтверждается данными летописей.

В Московской губернии в ночь на Рождество возили в санях девушку, которая поверх теплой одежды надевала белую расшитую рубашку. Ее-то, девушку то есть, и называли Колядой. В Новгородской и Вологодской губерниях святки назывались еще окрутниками по названию парней, которые ряжеными ходили по городу или деревне и развлекали хозяев игрой на различных инструментах, песнями, плясками и шутками. В Тихвине собирали целый поезд из саней, на которые ставили большую лодку, украшенную флагами и лентами. Окрутники сидели как в лодке, так и на лошадях, везущих лодку. Ряженых часто сопровождали толпы народа, а более состоятельные люди угощали ряженых едой, питьем (да, выпивкой!), а иногда и денежкой.

Колядами, как я уже говорил, называли и различные песни, которыми славили хозяев домов и семей, поздравляли их с праздниками и желали им богатства и благополучия. Ребятишки организовывались в специальные группы, которыми руководил старший паренек, несущий звезду с фонариком, рядились в разные одежды и личины (хари) и ходили по домам. Обязательными элементами их выступлений были праздничные молитвы и песнопения, которые переходили в праздничные присказки. Затем начиналось славление хозяина дома и всех его домочадцев, пожелание им здоровья, богатства, урожая, девушке - жениха, воину - славно воевать и т.д. Не принять и не угостить таких "христославов" считалось грехом. Не обязательно колядование проходило на улице и под окнами: состоятельные жители часто приглашали колядующих в дом (особенно в рождественскую ночь), дарили денежки, гостинцы, а иногда подносили и водочки тем, кто постарше. Самого младшего усаживали в переднем углу на шубу (чтобы куры хорошо неслись и вывели много цыплят). Я повторяюсь, но что поделаешь, так как видов колядования было больше, чем способов благодарности.

В некоторых местностях было в ходу "цыганьичанье". Девушки наряжались в цветастые одежды, желательно не по размеру, накидывали цветные платки и шли гулять. В руках у них были гармошки, балалайки и, обязательно, лукошки. Они шли веселой толпой, играли, плясали и пели цыганские песни. У хозяев они выпрашивали все, что увидят, а в случае отказа, могли и стащить, что плохо лежит. Впрочем, украденные вещи за небольшое вознаграждение обычно возвращали хозяевам. На вырученные деньги девушки покупали себе угощенья на весь праздник, причем заработанные таким образом деньги нельзя было тратить ни на что иное.

В некоторых местностях к этим праздникам были приурочены и "субботки". Так назывались вечера, когда незамужние девушки собирались в избе для посиделок, одетые в свои лучшие наряды. Причем, собирались и бедные и богатые, исключений не делалось ни для кого. Изба украшалась цветными лентами, свечами, бумажными украшениями и еловыми ветками. Если девушек было много, то амфитеатром ставились скамьи, а девушек расставляли на них рядами. По сторонам ставились скамьи для холостых мужчин и парней, которых допускали, когда все девушки были в сборе. Прибытие каждого гостя сопровождалось песнями. За эту честь каждый гость должен был платить деньгами, которые шли хозяйке избы. Женатые и замужние люди на субботки не допускались.

В некоторых местностях в колядовании принимало участие и сельское духовенство. Впрочем, его участие сводилось к сбору подаяний деньгами и натурой.

Взрослые же, и мужчины и женщины, тем временем накачивались водкой, часто вспыхивали драки, так же быстро и затухавшие. Во многих местах, а особенно в Сибири, в рождественскую ночь в любую избу мог войти любой прохожий и пить, что хочет и сколько хочет.

С Рождества начиналась самая веселая часть святок, а также один из самых важных элементов святок - гадания. Но о гаданиях я сейчас, за некоторыми исключениями, говорить не буду, так как этой теме я посвящаю отдельный выпуск (не переживайте, пожалуйста, он выйдет, если успею, уже завтра).

Новый год в России еще в середине XIX века не считался каким-то особым праздником. Народная легенда говорила, что в ночь на Новый Год в честь рождения младенца Иисуса Бог выпустил погулять всех чертей и бесов, которые вплоть до кануна Богоявления носятся по всему свету и чинят пакости православному люду. Они издеваются над всеми, кто забыл оградить крестом свои жилища и нежилые помещения. А чтобы совратить человечество, черти на погибель ему и придумали такое количество развлечений, которым предается неразумная молодежь. Но мне кажется, что эту легенду придумали церковники. Единственно чем отличался этот праздник, так это верой в то, что гадания в Васильев вечер (Новогоднюю ночь) являются более действенными. Но все гадания потом.

Можно отметить, что в Васильев день было принято колоть так называемых "кесарийских" (или кесаретских) поросят. Обычай требует, чтобы поросенок был обязательно жареным и подавался на стол целиком. Такой поросенок считался всеобщим достоянием: любой односельчанин мог придти и есть его, но он должен был принести хозяину немного денег, которые на следующий день передавались в церковь. Перед едой хозяин три раза поднимал блюдо с поросенком и приговаривал:

"чтобы свиночки поросились, овечки ягнились, коровушки телились".

После трапезы хозяин вызывал смельчака из числа гостей, который бы решился отнести кости поросенка в свинарник: носить кости надо было по одной, а в свинарнике уже ожидают черти, которые могут поколотить смельчака этими же костями, требуя себе съеденного поросенка. В некоторых же местностях крестьяне жертвовали церкви части свиных туш, а из голов варили щи на всю деревню.

Существует несколько новогодних примет. Если ночь на Новый год звездная, то будет много грибов и ягод. Если утром на Новый год первой в дом придет женщина, то год для хозяев будет неудачным, а если мужчина, то - счастливым. Если на Новый год в доме есть деньги, то они будут и весь год, только в этот день нельзя давать деньги в долг и проигрывать их в карты или кости. Ребятишки тоже в этот день никому не давали своих игрушек. Вот, собственно, и все про Новый год!

Осталось рассказать про последний праздник из этого цикла - Крещенье Господне или Богоявление. Причем важными праздниками считались как крещенский сочельник, в который проводилось водосвятие, так и само Крещение. Крещенский сочельник проводился взрослыми в строгом посту до первой звезды (иногда и дети старались не есть до первой звезды). Перед вечерней, во время которой происходит водосвятие, перед сосудами, в которых освящается вода, ставятся свечи, украшенные лентами и цветными нитками. Церкви во время водосвятия обычно заполняются до отказа. Вернувшись домой с водосвятия, все члены семьи отпивают по несколько глотков освященной воды из принесенного сосуда. Затем из-за иконы достается священная ветка вербы и окрапливается святой водой весь дом, все имущество в нем, пристройки и скотина. Немного воды выливается и в колодец, чтобы черти не опоганили воду. Остатки святой воды ставятся к образам.

Существовало народное поверье, что в ночь на Крещенье (С 18-го на 19-е января или с 5-го на 6-е января по ст. стилю) в реке купается сам Иисус Христос - поэтому вода во всех реках и озерах в эту ночь колышется. Чтобы увидеть это, надо в самую полночь придти на реку, стать у проруби и ждать, пока не пройдет волна.

В день Крещенья, как только пробьет колокол к заутрене, у изб зажигали вязанки соломы или костры. По одним поверьям это делалось для того, чтобы мог согреться искупавшийся Христос, а по другим поверьям, таким образом, отогревались души умерших предков. На реке вырубалась особая прорубь - иордань, около которой совершалось торжественное богослужение. После богослужения все стремились омыться освященной водой и попить ее, а наиболее отчаянные парни купались в реке, так как считалось, что в освященной воде нельзя простудиться. Обязательно должны были искупаться для очищения те, кто на святках был ряженым или "харей". В деревнях запрещалось в течение недели после Крещения мыть или стирать белье в реке, так как распуганная крестом нечистая сила хватается за белье и выбирается наружу. Нарушение этого обычая считалось большим грехом, а нарушители считались приспешниками черта.

На крещенье устраивались и последние в сезоне девичьи смотрины. Гадания на Крещенье, в основном, были те же, что и в другие дни святок. Расскажу лишь о двух видах типично крещенских гаданий.

Гаданье с кутьей состоит в том, что гадальщица, спрятав под фартуком или платком чашку с горячей кутьей, выбегает на улицу, бросает щепотку этой кутьи в лицо первому попавшемуся мужчине и спрашивает его имя. Так девушки могут определить имя своего суженого.

Это ночное крещенское гаданье носит очень специфический характер. После заката солнца совсем голые девушки выбегают на улицу, (иногда писают на снег), хватают щепотку этого снега, кидают его через плечо и слушают: откуда раздастся какой-нибудь звук, в ту сторону и быть выданной замуж.

Масленица - первый в году из «Кочующих» праздников, связанных с Пасхой. В 1992 году ее начало пришлось на 2 марта, в 1993 году Масленицу начнут праздновать 21 февраля.

Один из иностранных гостей, посетивших Россию в 1698 году в дни Масленицы, писал об этом русском празднике с порицанием: «Масленица потому так издавна называется, что русским в продолжение этой недели позволяют вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное вкушание. Самой популярной забавой в дни Масленицы считается катание на санках. Впервые эту забаву иностранцы отметили в 1472 г. при Иване Грозном. Неистощимым затейником в народных праздниках прослыл Петр I. Особенно он любил потехи на Масленицу. Каждую зиму он устраивал шумные и веселые катания на Москва Реке, вдоль кремлевской стены от Воскресенских ворот до Троицких, где ныне простирается Александровский сад. Подобные затеи - катания вереницами и «поездами», с музыкой, песнями и «Лицедейством» и другими забавами устраивались на масленицу в городах и селах по всей России. Каждый день масленицы имел сове название.

Понедельник - встреча, гостей встречали. И застолье посвящалось началу масленицы.

Вторник - заигрыши, начинались катания на санках.

Среда - лакомка, стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами.

Четверг - разгул, этот день сам за себя говорит.

Пятница - «тещины вечерки», ходили к теще на блины.

Суббота - «заловкины посиделки», в этот день навещали сестер мужа.

Воскресенье - «прощеный день». На этом неделя завершалась. Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просить прощение за умышленные и случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году.

Основным лакомством во все дни сырной недели были блины. С чем только их не ели: с маслом, медом, патокой, икрой.

Символом масленицы стали блины.

С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась новая жизнь в природе. Масленица была праздником весеннего животворного солнца.

В воскресенье, которым завершалась веселая неделя - Масленица, «заготовлялись» старались подобрать, съесть все, что было настряпано за неделю. А остатками - блинами и другими яствами - угощали нищих. От Масленицы на следующий день не оставляли даже куска хлеба; если не кому было отдать, вносили скотине.

В первый понедельник Великого поста начинался уже иной образ жизни и питания.

Но еще самую последнюю «дань» масленице отдавали в субботу первой великопостной недели, эта суббота называлась «тужилка по масленице». Молодожены в этот день угощались караваем, впрок испеченным еще в дни масленицы; он так и назывался «тужильником», а в других семьях в последний раз пекли, но уже постные блины. Мужики позволяли себе «ополоснуть рот» - в последний раз принимали рюмочку хмельного. Наступивший Великий пост уже никаких отступлений более не дозволял.

Рассмотрим один из зимних праздников более подробно - Зимние святки.

Что еще почитать