Родительское собрание тема: «воспитание любознательности средствами природы. Нетрадиционное родительское собрание «Растить любознательных

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«Воспитание любознательности средствами природы»

Цели: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы; определить факторы, влияющие на развитие любознательности дошкольников.

I этап проведения

Ведущий. Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть вас на нашей встрече.

Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребенка? Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? (Ребенок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой ).

Да, влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение. В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснить нормы и правила поведения в природе.

чествами личности и выражают отношение к окружающей жизнеЛюбознатльность и познавательный интерес являются ценными каи, к природе. Что же такое любознательность? (Высказывания родителей).

Любознательность - склонность к приобретению новых знаний, пытливость (толковый словарь русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой). Любознательность - общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения. Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе, объяснить нормы и правила поведения в природе.

Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

А что такое любопытство? (Высказывание родителей).

У слова «любопытство», согласно все тому же «Толковому словарю русского языка» С. Ожегова и Н. Шведовой, есть 2 значения.

1. мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (например - праздное любопытство, спрашивать из любопытства).

2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь (например - возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство).

Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.

Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины? (Стремление познать, а что у нее внутри, почему она двигается? ).

С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? Для чего? И мы называем это возраст «почемучки»: «А почему травка зеленая?», «А почему птицы летают?», «А почему, почему?» Множество таких вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы? (Безусловно, хорошо ).

Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых ребенком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов можно судить о творческих способностях малыша.

Задают ли вам дети вопросы? Какие? Как вы думаете, о чем говорят детские вопросы? (О высоком уровне развития ребенка ).

Ведущий. Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к вам со своими вопросами. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь - узнаешь» - значит дать его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос - большое искусство, и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него. Можете вспомнить какой-нибудь вопрос ребенка, на который вам трудно ответить? (Родители делятся воспоминаниями).

Не рекомендуется также давать ответы в категорической форме - «да» или «нет». Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами.

Если в 3 года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после 3 лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить - способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес как черты характера.

В 5-6 лет все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями. Наша задача - поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов - один из сигналов неблагополучия в его развитии.

Но нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете вы? (Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Можно ребенку предложить найти ответ самому. Понаблюдав за интересующим его явлением .)

Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючков. Все новое его увлекает. Но время проходит, и ребенок, «набравшись опыта», уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него не развилась та любознательность, которая необходима для обучения в школе. Да. Любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли сам, чтобы добыть эти знания. Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.

II этап самостоятельной работы

Ведущий. Предлагаем вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника и отметить их галочкой (раздает каждому родителю перечень).

(Родители знакомятся с перечнем, обсуждают его. Ведущий подытоживает сказанное).

Да, прежде всего - это общение с ребенком. Общение должно создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни, уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляется. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его наблюдательности, тренировки внимания и памяти. Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием, чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе нет такого периода, когда бы нечего было сказать ребенку.

«Глубоко ошибаются, считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом факте кроется могучий стимул умственного развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источник воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», - говорил В. Сухомлинский. Согласны? (Высказывания родителей).

Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. «Все вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы. Игры во время прогулки будут создавать ощущение интереса. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонек любознательности и познавательной активности дошкольников.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов - увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить их жизни.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу.

Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка. Какие темы можно развивать? (Например, какие животные обитают в лесу, лесная аптека под ногами, зима в природе и др. )

Детская художественная литература о природе взаимодействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно ее воспринимать.

Важным средством приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи. Посещение музеев развивает у детей любознательность, наблюдательность, побуждает в ребенке творчество. В каждом музее имеются богатые и интересные экспозиции, в них организуются тематические выставки, имеются кинозалы для просмотра фильмов о природе. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посещать несколько раз. Ходите все вместе в музеи!

Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом - залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснется.

Уважаемые родители, здравствуйте! Мы рады видеть вас на нашей встрече .

Скажите, каким бы Вы хотели видеть своего ребенка?

Как Вы думаете, что необходимо для того, чтобы ребенок был здоров и правильно развивался? (Ребенок должен как можно больше быть на свежем воздухе, гулять, общаться с природой.)

Влияние природы на ребенка огромно. Знакомство с разнообразным миром природы и общение с ним начинается с первых лет жизни. Только при условии тесной связи с природой, ее явлениями, с самой жизнью у детей проявляются эмоции, обостряется восприятие и воображение.

В процессе познания у детей вырабатывается способность творчески мыслить, появляется желание приобретать новые знания. Только познавая природу ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры, которая является частью общечеловеческой культуры и отражает взаимосвязи человека и всего общества с природой во всех видах.

Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к природе и любознательность.

нормы и правила поведения в природе.

Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе.

Что же такое любознательность? (высказывания родителей) Любознательность — склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка» СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

Любознательность - общая направленность положительного отношения к широкому кругу явлений. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения.

Воспитание любознательности не требует каких-либо специальных занятий и осуществляется на занятиях, в играх, в труде, в общении. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий.

Что же такое любопытство?

Любопытство - 1. Мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства).

2. Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, про-g явление интереса к чему-нибудь (возбудить любопытство, удовлетворить пустое любопытство). («Толковый словарь русского языка» СИ. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

Ребенок очень любознателен по своей натуре. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из который он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому, который проявляется в его постоянных вопросах.

Каждый ребенок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдем в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им открывать как можно больше тайн живой и неживой природы.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризное, развлекательности,

Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например, с поломкой машины? (Стремление познать, а что у нее внутри, почему она двигается.)

С ростом ребенка растет и его любопытство к окружающему его

миру, к природе. Часто возникают вопросы: почему? для чего? И

мы называем это возраст «почемучки»: «А почему травка зеленая?»,

«А почему птицы летают?» А почему, почему? Множество таких

вопросов ежедневно обрушивается на родителей, которые порой

не знают, как от них увернуться, как на них ответить?

Ваше мнение, хорошо или плохо, когда дети задают вопросы? |

Очень часто сигналом задержки психического развития служит

количество и качество задаваемых ребенком вопросов, по которым можно судить не только об отставании ребенка, но также и о его творческих способностях.

Задают ли Вам дети вопросы? Какие? Как Вы думаете, о чем говорят детские вопросы? (о высоком уровне развития ребенка)

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум открытиями. Это очень хорошо, когда дети приходят к Вам со своими вопросами. I

Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям о жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка способами самостоятельного поиска ответа.

A.M. Горький писал: «Сказать ребенку на его вопрос: «Подожди, вырастешь - узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос - большое искусство, и оно требует осторожности».

Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребенку увидеть не только внешние признаки, но и связи. Однако не следует перегружать детей сложными ответами. Если в три года малыш лишь удивляется чему-то новому и проявляет любопытство, то после трех лет вопросы становятся признаками любознательности ребенка. Это тот период, когда ребенок не просто удивляется новому, а желает все о нем узнать. Таким образом, в этот период многочисленные «почему» свидетельствуют о познавательных мотивах. Важно не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизируют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения.

Поставленная перед детьми задача и предложение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить - способствуют развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный интерес, как черты характера.

В 5-6 лет все «почему» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины, связи между предметами и явлениями.

Наша задача - поддерживать в детях любознательность и пробуждать ее, чтобы число вопросов росло, помня при этом, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребенка и не перегружать его.

Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творческий потенциал. Отсутствие таких вопросов - один из сигналов неблагополучия в его развитии.

Нужно ли сразу отвечать ребенку? Как поступаете Вы?

(Не стоит сразу давать готовый ответ. Возможно даже ответить неправильно, если убеждены, что ребенок знает ответ. Правильный ответ доставит ему удовольствие. Можно ребенку предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.)

Но вот ребенок пошел в школу. Первое время он весь горит приготовлением уроков, написанием палочек и крючочков. Все новое его увлекает. Но время проходит, и ребенок, «набравшись опыта», уже не так восторженно рассказывает о школьных событиях, с неохотой садится за тетради. Что же случилось? Он перестал быть любознательным? Скорее всего, у него не развилась та любознательность, которая необходима для обучения в школе. Да, любознательность присуща каждому ребенку. Все дело в ее «качестве»: что именно хочет узнать ребенок и трудится ли сам, чтобы добыть эти знания.

Любознательность важна, и поэтому ее необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника .

(раздать каждому родителю)

Да, прежде всего — это общение с ребенком. Общение должно

создавать у детей радостное, оптимистическое ощущение жизни,

уверенность в своих силах и способностях. Без всего этого естественные проявления умственной активности, пытливости, любознательности сдерживаются и притупляются. В этом нам помогают прогулки в природу, которые сближают нас с детьми, помогают установлению дружеских отношений, в основе которых лежит взаимопонимание. Во время таких прогулок мы имеем неограниченные возможности воспитательного воздействия на ребенка, развития его наблюдательности, тренировки внимания и памяти.

Нужно только научиться наполнять такие прогулки содержанием,

чтобы каждая из них стала светлым праздником, ведь в природе й

нет такого периода, когда бы нечего было показать ребенку.

«Глубоко ошибаются считающие, что если детей окружает природа, то уже в самом факте кроется могучий стимул умственного о развития. В природе нет никакой магической силы, влияющей на разум, чувства и волю. Природа становится могучим источник воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно-следственные связи», — говорил В.А. Сухомлинский.

Раздвигая круг интересов ребенка, расширяя его знания о мире, вместе с тем мы укрепляем его любознательность. «Все вокруг интересно!» Именно наблюдения, беседы, игры во время прогулки о будут создавать ощущение интереса.

Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает возможность ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к природе, создают условия для применения знаний в новой ситуации, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности дошкольников.

Важно усиливать стремление ребенка самостоятельно разбираться в вещах и явлениях, а не ждать и не требовать помощи от взрослых. При этом не скупитесь на одобрение робких попыток детей достигнуть успеха. Здесь главное, чтобы дело с успехом было доведено до конца. Взрослый должен оберегать огонек любознательности. Одним из источников, питающих этот огонек, является радость успеха.

Большое значение для умственного развития ребенка имеет экспериментирование с природным материалом. Здесь перед ребенком стоит определенная познавательная задача, требующая самостоятельного решения. Проведение опытов — увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру природы. При организации опытов с растениями и животными детей нужно учить осторожному обращению с живыми существами, стараться не повредить их жизни.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит

а, в том, что она представляет собой логическую задачу.

Отгадать загадку — значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Развитию мыслительных и речевых способностей способствуют и природоведческие беседы с ребенком, содержание которых должно быть интересным и доступным пониманию ребенка (например, какие животные обитают.в лесу, лесная аптека под ногами, зима в природе).

Детская художественная литература о природе воздействует как а на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе. Природоведческая книга а помогает присматриваться к окружающей природе и учит правильно ее воспринимать.

Важным средство приобщения ребенка к природе являются природоведческие музеи (Дарвиновский музей, биологический музей им. К.А. Тимирязева и другие). Посещение музеев развивает у детей любознательность, наблюдательность, пробуждает в ребенке творчество. В каждом музее имеются богатые и интересные экспозиции, в них организуются тематические выставки, имеются кинозалы для просмотра фильмов о природе. Музей сразу осмотреть невозможно, его необходимо посещать несколько раз. Ходите все вместе в музей!

Старайтесь, чтобы у ребенка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Все это будет способствовать формированию у ребенка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом — залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснется.

Решение родительского собрания

1. Широко использовать прогулки в природу для развития любознательности детей.

2. Поощрять самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным «А как ты думаешь?»

3. Стимулировать любознательность ребенка и щедро поощрять за нестандартные вопросы «почему».

4. В общении с детьми широко использовать загадки, вместе с детьми придумывать и свои.

5. Организовывать совместные с ребенком походы в музеи.

Памятка для родителей по развитию любознательности

1. Внимательно относитесь к детским вопросам и не отмахивайтесь от них.

2. Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.

3. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка

4. Все время прививайте ребенку познавательные интересы

5. Научите его играть в шашки и шахматы.

6. Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.

7. Организовывайте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.

8. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, к водоему, в лес.

9. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги.

11. Поощряйте экспериментирование детей.

12. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по ее содержанию.

Любите своего ребенка!

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Ребенок по своей натуре уже любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей: то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Любопытство и любознательность! Как вы думаете, уважаемые родители, одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность?(Ответы родителей)

Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства. Праздное любопытство.

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Как вы думаете, нужно ли отвечать на все вопросы ребёнка?

Нужно относиться к любым вопросам детей с уважением, не отмахиваться от них, давать им краткие и доступные ответы. (вывод на слайде)

А как же отвечать на детские "почему", чтобы интерес, заключенный в вопросе не угасал, а развивался?

Представьте такую ситуацию: Мать с пятилетней дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочь спрашивает: "Мама, почему идёт дождь?" Давайте посмотрим на экран и узнаем, что ответила мама. (На слайде появляется ответ мамы: "Ты плачешь, и небо плачет") Согласны ли вы с таким ответом?(Нет). Как бы Вы ответили ребёнку? (Ответы родителей)

Молодцы, уважаемые родители! Ваши ответы соответствуют возрасту этой девочки. А ответ: "Ты плачешь, и небо плачет" можно дать ребёнку трёх лет.

Вашему вниманию я предлагаю следующую ситуацию. Находясь на прогулке на лугу, шестилетняя Катя увидела красивую бабочку с оранжевыми крылышками: "Мама, как называется эта бабочка?" Мама не знала, что ответить, но предложила дочери внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки.

Для чего мама предложила это ребёнку? (Ответы родителей)

Уважаемые родители, чтобы ответить на возникающие вопросы, можно обратиться к книге. Этим вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение книги.

А мы с вами делаем следующий вывод: отвечая на вопрос ребенка, постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал. (вывод на слайде)

Прилавки в книжных магазинах переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие родители вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась малышу.

Как вы выбираете книги для своих детей? (Ответы родителей)

Мы можем сделать следующий вывод: По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место. (вывод на слайде)

Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребёнка хорошо иметь разные книги: рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины. Определим последовательность знакомства детей с жанрами произведений.

Посмотрите на экран и проверьте сами себя. На первом месте стоят потешки. Уже до года ребёнок слышит потешки "Идёт коза рогатая", "Ладушки-ладушки" и т.д. Именно поэтому первыми произведениями для ребёнка является фольклор.

Согласно исследованиям, дети раннего возраста предпочитают стихотворные произведения. Доказано, что успешность восприятия детьми рифмованного текста на 22 % выше того же варианта прозаического.

Следующим жанром, с которым мы знакомим детей, являются народные сказки. Сказки читаются в любом возрасте.

После этого в круг детского чтения вводятся литературные сказки.

И уже начиная с 4-х летнего возраста детям читают короткие рассказы. Но нельзя вводить только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребёнка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах.

Самым сложным жанром для восприятия являются былины. Поэтому их используют для чтения детям подготовительной группы.

Итак, хочется сделать вывод: в библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров, начиная с народного фольклора до детской научной литературы (энциклопедии). (вывод на слайде)

Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Они учат нестандартности мышления: отыскивать сходство между самыми отдаленными, внешне несходными вещами.

Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный), спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь.

Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность, потребность задавать вопросы.

Послушайте загадку: сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? (Морковь). Это шаблонный ответ детей, хотя отгадкой может и репа, и редиска, и свёкла, и редька.

У нас ещё один вывод: Используйте загадки в развитии любознательности, они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям. (вывод на слайде)

Мы все прекрасно понимаем, что наступил век информатики. Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Дети с раннего возраста тянутся к этому загадочному предмету. Ребенок с пеленок наблюдает, как мама работает за компьютером, а папа эмоционально давит на клавиши с криками: "Ура! Наши победили!"

Интерес малыша с возрастом растет, он не хочет быть уже сторонним наблюдателем работы взрослых за компьютером, он хочет сам прикоснуться к святыне. Как вы думаете, уважаемые родители, является ли компьютер средством развития любознательности? В нашем обществе существуют разные мнения по этому поводу.

Давайте разберёмся, компьютер - это добро или зло?

Да, действительно, компьютер служит отличным пособием для развития любознательности. Малыш овладевает новыми знаниями в таких сферах, как чтение, математика, биология, иностранные языки и т.д. Учеными давно доказано, что компьютер не приносит особого вреда зрению, намного опасней смотреть телевизор. Конечно, нужно ограничивать время общения с электронным другом - 15-20 минут в день ребенку вполне достаточно.

Последний вывод нашей дискуссии: необходимо соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребёнка на компьютере, чтобы не нанести вред его здоровью. (вывод на слайде)

Итак, уважаемые родители! В результате мы совместными усилиями составили памятку для родителей "Как развивать любознательность у ребёнка".

Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно. Вопросы ребенка к вам, взрослому - это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает "бедным" взрослым ни минуты покоя!

И не стоит забывать о создании для ребёнка ситуации успеха, ведь успешная деятельность ребёнка является стимулом развития познавательного интереса.


Список литературы:

1. Буркова Л. Воспитываем почемучек. //Дошкольное воспитание. - 1993. - № 1.- с.4.

2. Годовикова Д. Формирование познавательной активности. // Дошкольное воспитание.- 1986.-№ 1.

3. Дусавицкий А.К. Воспитывая интерес.-М.: Знание, 1984.

4. Купарадзе Н.Ц. Формирование любознательности у детей старшего дошкольного возраста. - М., 2001, – 121 с.

5. Марусинец М., Изучение познавательной активности// Дошкольное воспитание.- 1999.- №12.- с.7-9.

6. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье.– М.: 2011.

Сценарий родительского собрания в детском саду по теме: «Растим любознательных»

Цели:

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

Форма проведения:

Круглый стол.

План проведения:

Вступительная часть собрания.
Прослушивание и обсуждение ответов детей.
Решение педагогических ситуаций.
Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы».
Показ детьми сценки «Почему».
Обсуждение вопроса о подключении родителей к процессу познавательного развития детей данной группы.
Подведение итогов собрания. Принятие решений.

Ход мероприятия:

Подготовительный этап

Провести анкетирование родителей (смотри приложение).
Подготовить приглашение на собрание каждой семье (изготовить вместе с детьми в виде индивидуальных открыток).
Оформить с детьми на занятиях памятки «Как отвечать на детские вопросы» (Смотри приложение).
Распечатать памятки для родителей по развитию любознательности.
Подготовить с детьми сценку «Почему».
Написать на листе ватмана обращение к родителям (Смотри приложение).
Опросить детей, записать ответы на вопросы (смотри приложение).

Организационный этап

Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.

Вступительная часть собрания

Ведущий:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу.

Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Наша дискуссия – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»? Мы решили заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
«Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый …
Любопытство:
Мелочный интерес ко всяким, даже не существенным подробностям (праздное любопытство).
Стремление узнать, увидеть что-нибудь новое, проявление интереса к чему-нибудь.

Прослушивание и обсуждение ответов детей.

Ведущий:

Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей) Послушайте, пожалуйста, ответы детей. (слушается запись ответов детей. Приложение.)

Вы услышали ответы детей, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение.
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Обсуждение вопросов.

Решение педагогических ситуаций.

Ведущий:

Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.
2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?
3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?
5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).
Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»
Обсуждение возможных вариантов ответов.
Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает как она называется.
Обсуждение.
Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.
Обсуждение.

Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»

Ведущий:

У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы». Эти памятки оформили наши дети и очень хотели, чтобы вы с ними познакомились.
Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?
Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)

Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча».

Будете ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите?

Уважаемые родители, вы, надеюсь, поддержите предложение о создании в каждой семье альбомов с загадками. Очень важно, чтобы в составлении загадок в рисунках, аппликациях по темам загадок принимали участие ваши дети.
- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).
Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.
- Какого вы мнения? (обсуждение).
Ну а сейчас дети покажут нам свою сценку.

Показ детьми сценки «Почему»

Ведущий:

Сын пришел к отцу с вопросом.

Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?

Отец:

Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.

Ведущий:

Сын вернулся вскоре …

А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?

Отец:

После, некогда, отстань!

Ведущий:

Снова сын пришел к папаше …

Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?

Ведущий:

А в ответ сверкнула вспышка:

Отец:

У меня свои дела!

Ведущий:

И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:

Отец:

Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?

Ведущий:

В самом деле, почему?

Обсуждение ситуации.

Ведущий:

Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в наших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.

Обсуждение вопроса помощи группе в плане познавательного развития.

Ведущий:

Пожалуйста, подумайте:
Что можно сделать для наших детей?
Кто из членов ваших семей может принять участие в организации встреч с детьми?

Обсуждение.

А теперь, если вы подумали, то отметьте, пожалуйста, на плакате то, что вы выбрали, напишите время встречи и фамилию.

Подведение итогов собрания. Чаепитие.

Приложение

Анкета для родителей «Познавательные интересы»

Задает ли ваш ребенок вопросы? Как часто? Какого содержания?
Чем интересуется ваш ребенок больше всего?
Стремится ли ваш ребенок пополнить свои знания используя различные средства информации?
Рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах?
К кому из членов семьи ребенок чаще обращается с вопросами?
Широк или узок круг интересов ребенка? Постоянны или изменчивы его интересы?
Что делается в семье для развития интересов ребенка?
Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?
Всегда ли ребенок удовлетворен тем, как вы отвечаете на его вопросы?

Памятка для родителей по развитию любознательности

Внимательно относитесь к детским вопросам, не отмахивайтесь от них.
Не раздражайтесь из-за них на ребенка.
Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
Проводите в семье различные конкурсы.
Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
Проводите постоянные прогулки на природу.
Мастерите с детьми поделки из природного материала.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу.

Любите своего ребенка!

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

Вопросы для детей

Любите ли вы загадки? Кто загадывает их вам дома?
Чем вы любите заниматься больше всего? Почему?
Принимают ли участие взрослые в ваших играх?
Если бы вы были взрослыми, как бы вы помогали своим детям в занятиях и играх?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Екатерина Михницкая
Родительское собрание «Развитие любознательности»

Всем родителям хочется , чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным . Ребенок по своей натуре уже любознателен . Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день : то он впервые узнает, что сосулька, зажатая в руке, превращается в воду, что бумага рвется, мнется, шелестит, что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей : то нечаянно режут салфетки, т. к. хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат заводские игрушки с целью узнать, что там внутри, и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растёт. Возрастает его любознательность к окружающему , незнакомому. Часто возникают вопросы : что это? для чего? из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

(музыка из передачи «Сто к одному» ) Сегодня мы проведём родительское собрание в виде игры «Сто к одному» . Наша дискуссия - о развитии любознательности у детей . Родители уже поделились на две команды : Знаечки и Умеечки. По ходу совместной деятельности мы основные выводы будем вывешивать на доску.

Любопытство и любознательность ! Как вы думаете, уважаемые родители , одинаковы ли по значению слова любопытство и любознательность ? (Ответы родителей )

Любопытство - мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям. Спрашивать из пустого любопытства . Праздное любопытство .

Любознательность - стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.

Итак, начинаем нашу игру. Каждая команда получает по карточке, на которых написано несколько вопросов, которые нередко задают дети. (Раздаются карточки с 6-7 вопросами) .

Я попрошу выбрать три самых популярных вопроса. На выполнение задания даётся 30 сек.

1. Откуда берутся дети?

2. Откуда берётся гром?

3. Почему движутся облака?

4. Почему наступает ночь?

5. Почему зима?

6. Почему нельзя есть снег? ___7. Зачем надо учиться?

Итак, время закончилось. Какой первый по популярности вопрос вы выбрали? (Ответ команд поочерёдно. На экране появляется первый вопрос) .

Какой второй вопрос вы выбрали? (Ответ команд поочерёдно. На экране появляется второй вопрос)

Какой третий вопрос выбрали команды? (Каждая команда зачитывает свой вопрос. На экране появляется третий вопрос). Сколько совпадений у каждой команды? Хорошо! Эти вопросы мы выявили в результате анкетирования родителей , наблюдений за детьми. Как вы думаете, нужно ли отвечать на все вопросы ребёнка? Какой же мы сделаем вывод?

Нужно относиться к любым вопросам детей с уважением, не отмахиваться от них, давать им краткие и доступные ответы. (Вывешивается вывод на доску)

А как, по-вашему, отвечать на детские "почему", чтобы интерес заключенный в вопросе не угасал, а развивался ? Представьте такую ситуацию :

Мать с пятилетней дочкой идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Дочь спрашивает : «Мама, почему идёт дождь?» Давайте посмотрим на экран и узнаем, что ответила мама. На слайде появляется ответ мамы : "Ты плачешь и небо плачет". Согласны ли вы с таким ответом? (Нет) . Вопрос обеим командам : Как бы Вы ответили ребёнку? На обсуждение вопроса даётся 30 сек. (Ответы родителей )

Молодцы, уважаемые родители ! Ваши ответы соответствуют возрасту этой девочки. А ответ : "Ты плачешь и небо плачет" можно дать ребёнку трёх лет.

Вашему вниманию я предлагаю следующую ситуацию : Находясь на прогулке на лугу, шестилетняя Катя увидела красивую бабочку с оранжевыми крылышками : «Мама, как называется эта бабочка?» Мама не знала, что ответить, но предложила дочери внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки. Вопрос командам : «Для чего мама предложила это ребёнку?» . На обсуждение даётся 30 сек. (Ответы команд)

Уважаемые родители , чтобы ответить на возникающие вопросы, можно обратиться к книге. Этим вы воспитываете у дошкольника уважение к знаниям. Ребенок начинает понимать, что знания приобретаются разными путями, среди которых наиболее интересный и увлекательный - чтение книги.

А мы с вами делаем следующий вывод (на доску) : отвечая на вопрос ребенка, постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

Прилавки в книжных магазинах переполнены литературой для детей, и в этом изобилии достаточно трудно сориентироваться. Поэтому многие родители вынуждены решать вопрос о том, как выбрать книгу для ребёнка, чтобы она была и красивая, и полезная, и понравилась малышу. Уважаемые родители , какие книжки лучше выбирать для детей? (Даются книги разного формата и разной толщины) .

Выберите, пожалуйста, одну книгу, которую вы бы приобрели для ребёнка 4-5 лет. Время на задание 30 сек. (Ответы родителей ) - Почему вы выбрали именно эту книгу?

Мы можем сделать следующий вывод (на доску) : По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц и был в состоянии переносить книгу с места на место.

Педагог : Давайте и мы встанем в круг и немножко разомнёмся. Потянулись высоко, до самой далёкой звезды. А теперь обнимем наш земной шар.

Самое главное в книге - это содержание. В библиотеке ребёнка хорошо иметь разные книги : рассказы, литературные сказки, народные сказки, стихи, фольклор, былины. Вам предлагаются карточки, в которых нужно определить последовательность знакомства с жанрами произведений. На выполнение заданий даётся 30 сек. (Даются карточки) . Посмотрите на экран и проверьте сами себя. На первом месте стоят потешки. Уже до года ребёнок слышит потешки «Идёт коза рогатая» , «Ладушки-ладушки» и т. д. Именно поэтому первыми произведениями для ребёнка является фольклор. Согласно исследованиям, дети раннего возраста предпочитают стихотворные произведения. Доказано, что успешность восприятия детьми рифмованного текста на 22 % выше того же варианта прозаического. Следующим жанром, с которым мы знакомим детей, являются народные сказки. Сказки читаются в любом возрасте . После этого в круг детского чтения вводятся литературные сказки. И уже начиная с 4-х летнего возраста детям читают короткие рассказы. Но нельзя вводить только те тексты, которые дают образцовые, назидательные примеры для ребёнка, и тем более не надо призывать его следовать им, иначе у крохи возникнет представление о литературе не как об искусстве, а как о поведенческих рецептах. Самым сложным жанром для восприятия являются былины. Поэтому их используют для чтения детям подготовительной группы.

Итак, хочется сделать вывод : в библиотеке ребёнка должны быть книги разных жанров, начиная с народного фольклора до детской научной литературы (энциклопедии, (на доску)

Очень эффективно развивается любознательность детей с помощью загадок. Они учат нестандартности мышления : отыскивать сходство между

самыми отдаленными, внешне несходными вещами.

Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого в сто шуб.

Обязательно, после того, как ребенок предложит свой ответ (пусть даже неправильный, спросите его, почему он так думает, что ему помогло найти ответ? Как правило, дети охотно запоминают загадки, чтобы самим загадывать их. Замечательно, если дети научатся сами придумывать загадки, а вы должны им в этом помочь. Я предлагаю вам поучиться придумать загадки по схемам. Придумайте загадку и загадайте её команде напротив.

Не стремитесь получить от ребенка предполагаемую отгадку, поощряйте нешаблонные ответы. Важнее, что, задумываясь над отгадкой, ребенок учится наблюдать окружающий мир, выделять существенные признаки предметов, у него развивается любознательность , потребность задавать вопросы. Послушайте загадку : сидит девица в темнице, а коса на улице. Что это? (Морковь) . Это шаблонный ответ детей, хотя отгадкой может и репа, и редиска, и свёкла, и редька.

На карточках даны загадки. На экране вы видите шаблонные ответы на них. Я предлагаю за 30 сек. подобрать как можно больше отгадок к этим загадкам :

1-й команде . (Автомобиль, трактор, автобус, грузовик, мотоцикл)

2-й команде «Зимой и летом одним цветом» . (Ель, сосна, туя, кедр, пихта) Послушаем отгадки на загадку «Одевают обувь резиновую, кормят маслом и бензином» . А сейчас отгадки на загадку «Зимой и летом одним цветом» .

У нас ещё один вывод : Используйте загадки в развитии любознательности , они обогащают ребенка новыми знаниями, побуждают к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Мы все прекрасно понимаем, что наступил век информатики. Компьютеры

прочно вошли в нашу жизнь и в жизнь наших детей. Дети с раннего

возраста тянутся к этому загадочному предмету. Ребенок с пеленок

наблюдает, как мама работает за компьютером, а папа эмоционально давит

на клавиши с криками : «Ура! Наши победили!»

Интерес малыша с возрастом растет, он не хочет быть уже сторонним

наблюдателем работы взрослых за компьютером, он хочет сам

прикоснуться к святыне. Как вы думаете, уважаемые родители , является ли

компьютер средством развития любознательности ? В нашем обществе

существуют разные мнения по этому поводу.

Давайте разберёмся, компьютер - это добро или зло?

Итак, задание командам : команда «Умеечек» доказывает, что компьютер

нужен ребёнку дошкольного возраста, а команда «Знаечек» доказывает

противоположную точку зрения. Время на обсуждение 1 мин.

Итак, начинаем высказывать доводы оппонентов по очереди. (Когда у

команды «Знаечек» закончатся доводы, педагог делает заключение) Компьютер служит отличным пособием для развития любознательности . Малыш овладевает новыми знаниями в таких сферах, как чтение, математика, биология, иностранные языки и т. д. Учеными давно доказано, что компьютер не приносит особого вреда зрению, намного опасней смотреть телевизор. Конечно, нужно ограничивать время общения с электронным другом - 15-20 минут в день ребенку вполне достаточно.

Итак, последний вывод нашей дискуссии : необходимо соблюдать требования и правила при организации игровой деятельности ребёнка на компьютере, чтобы не нанести вред его здоровью.

Итак, уважаемые родители ! Обе команды сегодня хорошо поработали. Вам, наверно, интересно, почему мы не выставляем оценки и не подсчитываем баллы, хотя мы поделились на команды. Потому что соревновательный дух стимулирует интерес, азарт и активизирует мыслительные процессы.

В результате нашей игры мы совместными усилиями составили памятку для родителей «Как развивать любознательность у ребёнка » . Это и есть решение нашего родительского собрания .

Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно. Вопросы ребенка к вам, взрослому - это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает "бедным" взрослым ни минуты покоя!

Уважаемые коллеги! Надеюсь, памятка поможет и вашим родителям .

Что еще почитать