Этапы игровой деятельности ранний возраст. Методическая разработка на тему:«Игровая деятельность в раннем возрасте. «По ровненькой дорожке»

https://pandia.ru/text/80/125/images/image002_49.jpg" alt="http://www.69frspb.caduk.ru/images/kids148.gif" align="left" width="310" height="181 src=">Ранний возраст ребёнка – это чрезвычайно ответственный период в развитии человека, когда происходит закладка фундамента его личности. Общаясь со взрослым в повседневной жизни (в самостоятельной деятельности, режимных процессах, на прогулке), ребенок самостоятельно осваивает ближайшее окружение, однако обеспечить правильный темп физического и психического развития малыша можно только путем включения его в процесс целенаправленного обучения. Ведущий вид деятельности и основа становления личности ребёнка до 3-х лет – предметная игра . Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры – занятия, в которых усвоение материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. На занятии инициатива принадлежит взрослому: учитывая возрастные и индивидуальные возможности каждого, он объединяет детей в подгруппы, выбирает тему, ставит задачи и цели, подбирает необходимый материал, намечает методы и приемы обучения и т. п. Все воздействия взрослого должны быть индивидуально адресованными, даже если занятия носят групповой характер. Малыши второго и третьего года жизни готовы к активному обучению в коллективе . У них достаточно развиты слуховое и зрительное восприятие, речь, умение подражать, отмечаются проявления самостоятельности. На занятиях дети продолжают получать новые знания, овладевать предметно-специфическими действиями, правилами взаимодействия с товарищами, учатся быть внимательными, слушать, не отвлекаясь, адекватно реагировать на предложения взрослого. Малыши отличаются недостаточной подвижностью нервных процессов, непроизвольностью внимания, поэтому обучение должно быть непродолжительным. Длительность занятия зависит от возраста, уровня развития детей и поставленных задач обучения. После 1 года 6 месяцев дети могут заниматься от 8 до 10 минут. Количество детей на занятии постепенно увеличивается: от 3-4 до 6-8 человек. Такие занятия, как ориентировка в окружающем, музыкальные, могут длиться немного дольше с участием всех детей возрастной подгруппы. Время проведения занятия определено в режиме дня (см. программу). С детьми старше 1 года 6 месяцев занятия проводятся утром, перед прогулкой и в вечерние часы. Учитывая недостаточно развитое произвольное https://pandia.ru/text/80/125/images/image004_25.jpg" alt="http://www.abacuspreschool.in/wp-content/uploads/2015/05/playgroup.jpg" align="left" width="336" height="214 src=">

Для этого необходимо :

обеспечивать эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в группе, основанную на любви, терпении, понимании;

дать малышу духовную пищи, открыв ему мир музыкальных звуков, красок, цвета;

не ограничивать его в экспериментировании;

утолять его жажду познания всего вокруг.

Как было сказано выше, предметно-игровая деятельность - ведущая в раннем возрасте для ребенка. Она оказывает особое влияние на его разностороннее развитие. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством развития личности маленьких детей. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат их мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др.

Дидактические игрушки развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым.

Поэтому для ребенка до 3 лет крайне необходимы игрушки:

Для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т. п.);

Для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;

Для прокатывания;

Образные с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией);

Разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся по форме (шар, куб), и т. д.

Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта)

Дорогие воспитатели, помните, что малыш беззащитен перед взрослым, он безгранично верит вам и ждет от вас только хорошего. Не разочаруйте его! «Любите детство: будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту» (). Помните, что судьба ребенка в ваших руках! Воспитание - длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Поэтому будьте терпеливы. Главное - сделать ребенка счастливым!

https://pandia.ru/text/80/125/images/image006_3.png" alt="http://elena-kruglikova2011.narod.ru/olderfiles/1/78.png" align="left" width="220" height="266 src=">1. Учебный (предоставляемый) материал должен соответствовать программным требованиям (индивидуальной программе), перспективному плану, теме занятия, поставленным задачам.

2. Организация игрового пространства и подбор игрушек в соответствии с возрастом ребенка (не должны быть опасны для жизни и здоровья детей). Величина предметов уменьшается с возрастом ребенка.

3. Должны соблюдаться санитарно-гигиенические требования: обработка игрушек или использование индивидуальных игрушек. Желательно использовать пластмассовые, резиновые игрушки.

4. Использование игровой мотивации на всех занятиях.

5. Построение занятия с учетом лексических тем и единой сюжетной линии.

6. Построение занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

7. Занятие должно носить интегративный характер, что дает возможность решения нескольких разноплановых задач в рамках одного занятия.

8. Построение занятий должно осуществляться так, чтобы на каждом последующем занятии усложнялись задачи работы и в каждом виде деятельности навыки не только закреплялись, но и усложнялись.

9. Работа по развитию речи должна прослеживаться на протяжении всего занятия (не только как часть основной структуры занятия, но и на каждом этапе занятия).

10. Продолжительность занятия устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от состояния ребенка в данный день, но не более 15 минут.

11. Занятие должно быть подчинено обще дидактическим, научным принципам.

12. Принцип создания успешности.

13. Занятия должны носить предметно-практическую направленность.

Примерная структура занятия с детьми раннего возраста

I. Организационный момент (игры и упражнения на установление эмоционального контакта с ребенком, игры и упражнения направленные на развитие коммуникативных навыков).

II. Основная часть.

1. Упражнения на развитие сенсорного восприятия:

Игры для развития зрительного восприятия

Игры для развития слухового восприятия.

2. Игры и упражнения по развитию речи.

Артикуляционная, дыхательная гимнастика;

Игры по стимулированию звуковой активности.

3. Игры, направленные на физическое развитие:

Упражнения по развитию движений руки и действий с предметами;

Упражнения по развитию общей моторики;

Развитие ориентировки в пространстве.

III. Итоговая часть.

1. Теоретическая часть – игровая деятельность в раннем возрасте.

2. Практическая часть – личный опыт в организации игровой деятельности в группе.

Заключение.

Список используемой литературы.

Введение

«Для ребят дошкольного возраста игры

имеют исключительное значение: игра

для них учеба, игра для них – труд,

игра для них серьёзная форма

воспитания»

Н. К. Крупская

Игра издавна использовалась для воспитания и обучения. Народная педагогика умело применяла ее для разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других – физического, в-третьих – художественного.

Во многих из игр содержание обучение как бы выливается в игровой сюжет, интересный и близкий по их жизненному опыту. Предполагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, не заметно для себя, усваивают заложенный в них учебный материал. Так, в подвижной игре «Воробышки и автомобиль» они учатся бегать, действовать по сигналу. Сюжетно-дидактическая игра «научим куклу раздеваться» помогает запомнить им последовательность раздевания, учит аккуратно вешать и складывать одежду, побуждает использовать в речи названия одежды.

Игра является жизненной потребностью ребенка и средством всестороннего развития. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Общаясь с детьми, ребенок учится играть вместе, уступать, помогать товарищу, делится игрушками. В итоге игры воспитывается выдержка. Игра – это важнейшая часть жизни ребенка и относится к игре, надо очень внимательно. Через игру ребенок познает окружающий мир.

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Игра для ребенка – очень серьезное занятие. Не может быть здорового развития без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре, свободной, им самим создаваемой, или играх с правилами. Игра единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет собственные законы развития. В игре формируется память, сенсорные процессы, моторика, многие способности, качества личности, причем формируется, иногда легче, чем в трудовой и учебной деятельности. В игре форсируются все стороны психики ребенка, он играет, потому что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.


1. Теоретическая часть – игровая деятельность в раннем возрасте

Игрой малыш овладевает при руководстве и непосредственном участии взрослых (в детском саду – воспитатели, дома – родители, бабушки…). Конечно, ребенок может научиться играть и сам, глядя на играющих сверстников на игровой площадке, наблюдая игры старших братьев и сестер, имея в своем распоряжении игрушки, которыми его щедро снабжают родители. Но опыт показывает, что стихийное овладение игрой происходит очень медленно и неполно, особенно в тех случаях, когда ребенок единственный в семье, а взрослые больше пекутся о его физическом благополучии и гигиене, нежели о психическом благополучии и эмоциональном благополучии. Приобщение маленького ребенка (от 1,5 до 3 лет) к сюжетной игре не требует от взрослых больших усилий, зато обеспечивает полноценное развитие, постепенно увеличивающиеся «островки» самостоятельной занятости ребенка (т.е. облегчение его «открепление» от взрослых, которые не могут им беспрерывно заниматься).

Как же начинать формирование у ребенка? Основа сюжетной игры, которая должна быть заложена в раннем детстве, - это игровое действие. Чтобы наши дальнейшие рекомендации были яснее, покажем на примере, каким может быть игровое действие, сравним его с настоящим, реальным.

Ребенок ест ложечкой кашу – это его реальное действие, имеющее ощутимый результат. А вот, он черпает «кашу» из игрушечной тарелки (пустой) и подносит ложечку ко рту куклы, мишки – это уже игровое действие, ненастоящее, «понарошку». Такое действие не имеет реального результата. Однако игровое действие может быть очень похожим на настоящее (и предметом, и самим движением), а может быть очень обобщенным, условным (предмет вообще отсутствует или заменяется чем-то, лишь отдаленно напоминающем настоящий, а от движений остается только характерный жест или обозначающее его слово). К примеру, кормить куклу можно не игрушечной ложкой, копирующей настоящую, а палочкой; «рулить» не игрушечным рулем, а ничем, поворачивая воображаемый руль руками и сопровождая этот характерный жест гудением. Поначалу маленькому ребенку проще усвоить игровое действие, детально копирующее настоящее и производимое с игрушкой, похожей на настоящий предмет (понятно, что это действие должно быть хорошо известно ребенку по собственному опыту). Однако, основная задача родителей – постепенно перевести ребенка к обобщенным, условным игровым действиям. Каким образом такие действия можно вызвать у ребенка? Как сделать их для него необходимыми и осмысленными (ведь само по себе поднесение палочки ко рту куклы – акт достаточно бессмысленный)? Осмысленность условного игрового действия (т.е. действие с предметом – заместителем или воображаемым предметом) обеспечивается взрослым, который включает это действие в целостный смысловой контекст-сюжет (иначе говоря, сопровождает данное действие поясняющим рассказом). Делать он это может двояким образом: во-первых, играя сам с игрушками и подключая к своей игре ребенка; во-вторых, поясняя рассказом (комментируя и интерпретируя, возникающие у ребенка отдельные игровые действия). Рассмотрим оба способа более подробно. При первом способе – в центре игры взрослого должна быть игрушка-персонаж (кукла, мишка, зайчик и т.п.). Взрослый выполняет с ней несложные действия (кормит, укладывает спать, одевает и т.п.) делает он это непринужденно, эмоционально, обязательно разговаривает с куклой; играя, объясняет смысл своих действий. Проиллюстрируем это примером. Алеша (1г. 7мес.) проснулся после дневного сна, мама его подняла и одела, и обращает его внимание на мишку, который уложен в игрушечную кроватку и накрыт одеяльцем, в качестве которого можно использовать любой лоскут, носовой платок и пр.

Мама: Мой сыночек уже встал, а мишка все еще спит. Вот соня! Надо его поднять. Вставай, Мишка! (Алеше) Давай-ка умоем его.

В ходе такой игры взрослый не только привлекает ребенка к выполнению отдельных игровых действий вслед за ним, но и обращает его внимание на необходимость выполнения игровых действий, игровые (реалистические) предметы, для которых отсутствуют.

– Надо Мишке лапки помыть. Гед у нас мыло? Намылим Мишке лапки. Подай-ка мне вот это (кубик). Это у нас мыло. Намылим Мишке лапки.

В следующий раз ребенка можно просто попросить: «Дай-ка мне мыло, будем Мишке лапки мыть!». Ребенок может принести использованный взрослым тот же предмет-заменитель или предложить другой – это уже показатель усвоения условного игрового действия. Если ребенок фиксирует внимание на заменителях, предложенных взрослым, то имеет смысл перед игрой убрать эти предметы и постепенно расширять их диапазон, предлагая каждый раз новые. Введение предметов-заменителей можно чередовать с введением воображаемого предмета: «Вот тебе яблоко (в ладошку ребенка взрослый кладет воображаемое яблоко), покорми Мишку!». При этом необходимо помнить, что для малыша существует в одновременном замещении предметов – задающих игровую ситуацию, должен быть реалистическим (если Мишку моют мылом-кубиком, то тазик или ванночка должны быть похожи на настоящие; если куклу кормить палочкой, то должна быть тарелочка или чашка и т.п.) только постепенно переходить к одновременному использованию нескольких заменителей.

Совместная игра с малышом может длиться до 15-20 минут. После этого взрослый должен тактично выйти из игры (ни в коем случае резко ее не обрывая), представив ребенку возможность продолжать самостоятельно. Это можно сделать переключив внимание ребенка на другие игрушки-персонажи, указав на неумытых или ненакормленных кукол.

– Посмотри-ка, Мишку мы накормили, а зайчик у нас голодный. Ох, как хочет кушать. Покормишь его сам?

Примерно раз в неделю взрослый должен вводить в игру новый сюжет (разыгрывать с ребенком новое событие), чтобы игра не превратилась в стереотипное повторение одних и тех же действий. Для самостоятельный занятий целесообразно давать ребенку игрушки, использованные взрослыми и в предыдущих совместных играх. Это будет стимулировать в самостоятельной игре переход от одного сюжета к другому, соединение их ребенком, включение в них новых действий, т.е. элементарную творческую активность ребенка.

Вторым способом введения смыслового контекста является комментирование и смысловая интерпретация, возникающих у ребенка в самостоятельной деятельности игровых действий (своего рода приписывание смысла простому предметному действию), осуществляемое взрослым через реплику, рассказ.

Этот способ дополняет описанную выше совместную игру с ребенком. Действительно, мама (или другие близкие родственники) не может все время играть с малышом. Она должна заниматься другими делами но при этом среди домашних дел надо выбирать моменты для частичного включения в игру ребенка на речевом уровне – подать вовремя реплику, проинтерпретировать действие, задать вопрос, т.е. проявить интерес к занятиям ребенка.

Например, мам гладит белье, а двухлетний малыш тут же возит свою машину, дергает ее за колеса и т.п. не отрываясь от своего дела, мама может наполнить смыслом действия ребенка.

– Машина за кирпичиками поехала? Привезем кирпичики, чтобы строить дом? Где у тебя кирпичик?

Такое осуществляемое время от времени взрослого поддерживает, удлиняет самостоятельную игру ребенка. Игровые сюжеты, вводимые взрослым, должны строиться на событиях, действиях, знакомых ребенку по его собственному опыту; первоначально это сюжет, построенный на событии (кормление, купание и т.п.), затем сюжеты становятся двухфазными, включает уже два связанных между собой события, например, купание и укладывание спать. Постепенно можно осуществлять переход от сюжетов, связанных с событиями, где ребенок является непосредственным участником, к событиям, которые он только наблюдает. При этом сюжет может строиться вокруг самого ребенка. В таких случаях взрослый, поясняя свои игровые действия, стимулирует ребенка к таким действиям.

– Мы поехали на машине в лес (машиной может быть перевернутый детский стульчик). Ту-ту! Остановка. Выходим. Будем с Алешей цветы в лесу собирать.

Самостоятельная работа ребенка 1,5-3 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду (т.е. от подбора игрушек и их расположение).

Среди многих родителей бытуют мнения, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше он будет играть и тем свободнее будут сами взрослые. На самом деле это далеко не так. Обилие игрушек, их неадекватность возрасту (заводные или даже управляемые машины, передвигающиеся куклы и т.п.) приводят лишь к механической манипуляции с ними, рассеивают внимание ребенка. Нам многократно приходилось наблюдать детей, комнаты которых буквально забиты игрушками, бесцельно манипулируя то одной, то другой игрушкой и в конечном итоге перебирающийся на кухню, где можно поиграть крышками от кастрюль и привлечь к себе внимание мамы. Нет смысла давать строгие рецепты относительно набора игрушек для ребенка раннего возраста, но можно приблизительно наметить круг необходимых предметов и принципов их сочетания. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, которые имитируют в игре самого ребенка и заменяют живых партнеров (кукла, мишка, заяц и прочие игрушки, имеющие антропоморфный облик), набор посуды, игрушечный тазик, небольшой грузовик, набор полиэтиленовых или деревянных кубиков различного размера (или строительный набор), кроватка для куклы. В качестве предметов-заместителей, кроме кубиков, можно взять палочки, кольца от пирамидок или какие-то предметы из домашнего обихода, которые по усмотрению родителей, могут быть представлены в распоряжение ребенка. Для обозначения игрового пространства могут быть использованы: детский стульчик (в перевернутом виде – отличная машина), пустая коробка (гараж или дом, или кроватка для большой куклы), диванная подушка или что-то другое. Здесь многое зависит от изобретательности взрослых, а от них умение использовать в игре любой предмет постепенно перейдет к ребенку. Даже с небольшим набором игрушек и предметов-заместителей можно построить множество игровых сюжетов.

Перенос игровых действий из игры с взрослыми в самостоятельную деятельность ребенка требует, чтобы предметно-игровая ситуация, созданная взрослым, некоторое время сохранялась. Поэтому важно заботиться о постоянном игровом уголке ребенка, где можно расположить кукольную мебель и игрушки соответствующим образом. Для создания игровой ситуации можно использовать и детский столик, если мать убирает игрушки или у ребенка нет постоянного места для игры, его самостоятельную деятельность организовать труднее. При большом количестве игрушек (а это очень распространенное явление, т.к. каждый гость, приходящий в семью, где сеть маленький ребенок, как правило, считает своим долгом наполнить дом новой игрушкой) целесообразно разделить их на несколько равноценных наборов и периодически менять их (раз в 1-2 месяца), убирая лишние игрушки из поля зрения ребенка.

Даже, если малышу еще нет 3-х лет и он не ходит в ясли, родители должны думать о том, что скоро ему придется включиться в совместную игру с другими детьми в детском саду, на игровой площадке, поэтому следует позаботиться и о том, чтобы ребенок овладел элементарными способами игрового взаимопонимания, взаимодействия.

Для этого родители должны создавать такие ситуации, где ребенок почувствовал бы, что взрослый не только образец для подражания (хотя и в игре), но и равноправный партнер. В этом неоценимую услугу могут оказать игрушки, допускающими обмен одинаковыми действиями партнеров по игре – мячики, симметричные каталки, вагончики и т.п.

– Давай, покатаем мячик, - предлагает взрослый, - встань там, а я здесь. К тебе мячик покатился. А теперь - ко мне… кати его ко мне.

При организации такого игрового взаимодействия – катать мячик или тележку по желобу, скамейке, дорожке, где легко обозначить места для играющих и направление действия.

В таких, поначалу очень простых ситуациях, требующих лишь зеркального отображения действия взрослого, ребенок впервые получает опыт поочередных взаимоответных действий, составляющих основу более сложного игрового взаимодействия. Без этой основы ему трудно будет налаживать игровые контакты со сверстниками.

По аналогии взрослый может организовать другие игры – взаимодействия строительство башни из кубиков (Я первый кубик поставлю. А ты теперь следующий ставь на него. А теперь опять я… Бах! Упала башня. Давай снова строить), пирамидки и т.п.

На прогулке такие игры-взаимодействия можно организовать с двумя детьми – своим малышом и другим ребенком, гуляющим со своей мамой. В дальнейшем это элементарное предметное взаимодействие можно усложнять и разнообразить, включая в него обмен не только одинаковыми, но и разнообразными действиями, сопровождая его рассказом (т.е. вводя и здесь сюжетный смысловой контекст), переводящим предметные действия в условный план:

– Погружу кирпичики и отправлю ее Васе (взрослый нагружает кубики в грузовик и откатывает ее ребенку). Вася, разгружай кирпичики! Теперь отправляй мне обратно машину. Приехала ко мне машина уже пустая. Я тебе еще кирпичиков отправлю. Потом из них будем строить!

Формирование у ребенка условных игровых действий и элементарного игрового взаимодействия позволит подвести его к концу третьего года жизни к более сложным формам сюжетной игры, в центре которых лежит игровая роль и ролевое взаимодействие со сверстниками.

Формируя условное игровое действие и организуя условия для самостоятельной сюжетной игры, не следует забывать еще об одном виде игры, который обеспечивает самостоятельные занятия маленького ребенка – о дидактической игре. Дидактическая игра направлена на развитие общих сенсорных и умственных способностей ребенка. Для маленьких детей существует целый разряд игрушек, обладающих свойством автодидактизма, - в самом игровом материале заложено правило действий с ним. Это различного рода пирамидки, матрешки, коробочки-вкладыши, доски со вставками разной формы, разрезанные картинки и т.п. Занимаясь с ними, ребенок осваивает цвет, величину, форму предметов, упражняется в движениях.

Однако, при первоначальном освоение таких игрушек все же целесообразно участие взрослого. Например, если впервые дать ребенку пирамидку, он будет собирать ее, не обращая внимание на величину колец. Для него вначале важен сам процесс нанизывания колец на стержень. После того, как малыш два-три дня поупражнялся в этом и освоил действия снимания и нанизывания колец, взрослый должен обратить его внимание на то, что пирамидку надо складывать особым (способом) образом, чтобы она получилась ровная и аккуратная.

– Проведи-ка ручкой по пирамидке. Она неровная получилась. Сними колечки, я тебя научу собирать красивую пирамидку. Смотри, здесь большие колечки и маленькие. Сначала, самое большое наденем. Какое самое большое? (Надо помочь ребенку выбрать нужное из разложенных перед ним колец). Наденем его. Теперь опять найдем самое большое. Какое наденем колечко?

Хорошо, если мама купив игрушку, позанимается, таким образом, ею с ребенком два-три раза. По такому же принципу надо учить ребенка играть матрешкой, коробочками-вкладышами, разрезными картинками и пр.

Итак, для того, чтобы 1,5-2-летние дети полноценно развивались, взрослые должны систематически играть с ними; а так же стимулировать самостоятельные действия детей с различными предметами и игрушками. Овладение элементарными игровыми умениями, о которых мы писали в статье, создает необходимые предпосылки для перехода к более сложным формам игры.


2. Практическая часть – личный опыт в организации игровой деятельности в группе

Я работаю в ясельной группе 30 лет. Каждый год я набираю новую группу детей. Дети идут из дома неорганизованные. Отрываясь от дома, мамы, папы дети попадают в коллектив. И от того как я их здесь встречу зависит их адаптационный период. Одна из основных задач адаптационного периода – это формирование чувства уверенности в окружающем. Для этого, я считаю, необходимо познакомить детей с окружающей средой, что в основном организуется в форме развивающих игр, где от взрослого требуются знания и выполнения определенных условий. Первое, что я делаю – это создаю в группе благоприятный микроклимат.

Для этого своими руками и с помощью родителей создаю развивающую среду: детские игры, пособия для занятий, оформляю игровые зоны (Д/и «Что за форма?», «Подбери по цвету», «Найди по цвету» и многие другие). Эти игры дают детям представление о предметах ближайшего окружения, учу их называть части предметов, их детали, устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями в жизни. Чтобы развивать доброжелательные отношения друг к другу в игре организовывала в группе семейный уголок, где разместила: парикмахерскую, кухню, спальню, прачечную, уголок природы, где учу их формировать игровые действия, объединять их несложным сюжетом («Уложи куклу спать», «Напоим Мишку чаем», «Причешем куклу Машу», «Погладим кукле платье» и т.д.). для саморегуляции психического состояния в приемной в каждом шкафчике сделала аппликацию из самоклеющейся бумаги «Мамину ладошки», что способствует эмоционального напряжения у детей. Аналогично в групповой комнате из цветной самоклеющейся бумаги сделала аппликации детских ладошек – «Здравствуй, я пришел».

В начале учебного года дети приходят в основном с ослабленным физическим развитием. Чтобы дети чувствовали себя уверенными, я часто провожу с ними подвижные игры («Кошки и мышки», «Лохматый пёс», «Догони меня» и др.). Поначалу не все дети включается в игру, одни играют, другие наблюдают. Но потом начинают активно принимать участие, изъявлять желание сами поиграть в ту или иную игру со мной. Я считаю, что все эти игры позволяют детям чувствовать себя уверенными и равными среди своих сверстников.

В группе организовала предметно-развивающую среду:

1. уголок театрализованная деятельность – уголок ряженья

Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2. уголок сенсорного развития

Материал для освоение малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения

3. уголок конструирования

Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

4. спортивный уголок

Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.

5. уголок изобразительной деятельности

Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»

6. музыкальный уголок

Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

7. художественно-речевой уголок

Яркие картинки, книжки.

8. экологический уголок

Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.

Я считаю, что игра – это своеобразная форма размышления ребенка о мире. О глубине и разносторонности этого размышления можно судить по содержанию игры. В течение всего учебного года провожу беседы, консультации, совместные игры с родителями. Объясняю родителям, что маленькие дети не всегда могут словами выразить то, что у них на душе.

В возрасте от 2 до 6 лет формируются самые основные качества личности маленького человечка, поэтому для родителей очень важно, вовремя заметить какие-то особенности или возможные отклонения в характере вашего ребенка. А для этого нужно всего лишь внимательно присмотреться к тому, в какие игры он играет. О чем же говорят игры вашего малыша?

Вид игры. Ребенок выражает заботу о кукле или плюшевом мишке, которому «больно», гладит по голове и жалеет.

Возможное значение. Возможно, ваш сынишка или дочурка проигрывают эпизод, просмотренный им где-то недавно.

А может он играет «в маму», копируя ваше поведение. Это говорит о том, что малыш любит вас и зависит от вас.

Но, возможно, ваш ребенок по той или иной причине больше нуждается в любви, заботе и нежности, а, жалея и успокаивая куклу, пытается компенсировать то, чего не достает ему.

Вид игры. Игрушечные машины то и дело сталкиваются, ребенок постоянно стучит или бьет крышкой по кастрюле.

Возможное значение. Может быть, ему просто нравится шум и необычные звуки.

Но подобный вид игры также означает наличие конфликтов, которые он может испытывать в отношениях с вами, отцом, братом, сестрой или товарищем по игре. Выражая гнев, он таким образом «разряжается» и успокаивает себя, и от этого ему становится легче на душе.

Вид игры. Ребенок притворяется, что ест конфеты или делает что-нибудь запретное.

Возможное значение. Это может быть проявление бунтарства, внутреннего протеста против запретов.

Но, возможно, это всего лишь здоровый способ справиться с разочарованием оттого, что он не может делать то, что ему хочется. Вместо того чтобы закапризничать или закатывать истерику, он успокаивает себя, делая «понарошку» то, что ему не позволяют делать по-настоящему.

Вид игры. Ребенок ругает и/или наказывает куклу или другую игрушку, за то, что она в чем-то провинилась.

Возможное значение. Воспитывая игрушку, ребенок признает и в какой-то мере принимает те запреты и ограничения, которые получает от вас.

Вид игры. Ребенок играет в богатыря или другого супер-героя.

Возможное значение. Он чувствует себя могущественным и уверенным в себе, а также способным помогать слабым и защищать обиженных. Таким образом, малыш демонстрирует свою готовность воздействовать на внешний мир. игра в супер-героя формирует и укрепляет его уверенность в себе.

К сожалению, я на своем личном наблюдении за игрой детей раннего возраста очень часто наблюдаю, что большинство детей не умеет играть.

Причин у этого явления существует несколько. Прежде всего, позиция самих родителей, которые не поощряют детей играть, считая это ненужным и глупым занятием. Известно, что современная семья, как правило, имеет одного ребенка, поэтому игровой опыт не передается от старших детей к младшим. Родители не считают нужным учить детей играть, они убеждены, что игра может возникнуть и сама по себе, но жизнь показывает, что развернутая игра без игрового опыта старших детей, без специального обучения рождается сама по себе лишь у меньшинства детей.

Я считаю, что отсутствие игровой деятельности у детей дошкольного возраста во многом связано с тотальным влиянием на их жизнь телевидения. В среднем статистика показывает, что дошкольники смотрят телевизор 2 часа в день, и притом, что они посещают детский сад. Практически все свое свободное время дети сидят перед вожделенным экраном. Времени на игру в домашних условиях не остается.

Обычно, когда у ребенка возникают те или иные трудности развития и родители чувствуют, что теряют контакт с собственным ребенком, они обращаются за помощью к воспитателю, учителю или психологу. Однако, я считаю, в большинстве случаев малыш жаждет понимания, интереса к своей личности. Понятия его таким, каков он есть. И в этом ему сможет помочь родитель, играющий с ним по специальной методике.

Один или два раза в неделю мама (или папа) в течении часа полностью принадлежат ребенку, играя с ним в одной и той же эмпатической манере, т.е. разделяя чувства ребенка. Поскольку родитель не инициирует и не направляет игровую деятельность, а лишь отражает чувства ребенка, давая ему возможность проявить свой творческий потенциал и одновременно испытать чувство ответственности, малыш обретает уверенность в себе, успокаивается, устанавливает новые радостные отношения с родителями.

Во время игры не следует:

  • Критиковать ребенка;
  • Хвалить ребенка;
  • Задавать наводящие вопросы;
  • Прерывать занятие;
  • Нагружать ребенка информацией и учить его, читать нотации;
  • Предлагать какую-либо деятельность;
  • Быть равнодушным или пассивным.

Необходимо:

  • Оформить интерьер набором игрушек;
  • Позволить ребенку вести вас за собой;
  • Отслеживать его ребенка;
  • Устанавливать ограничения;
  • Поощрять энергию и усилия ребенка;
  • Принимать участие в игре, предоставляя инициативу реьенку;
  • Проявлять речевую активность.

Заключение

Игра для ребенка – это способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети постигают смысл и ценности человеческой жизни. Игра – способ реагирования га неприятные, сложные ситуации. Когда дети играют, они выражают собственную индивидуальность и развивают внутренние личностные качества.

Игра – реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом. Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично «играючи».

Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,

когда он живет в мире игры, сказки, музыки,

фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок.

В.А. Сухомлинский

Список используемой литературы:

  1. Н.К. Крупская «Роль игры в детском саду».
  2. «Воспитание детей в игре» под редакцией Менджерицкой.
  3. Макаренко «Лекции о воспитании детей».
  4. А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей».
  5. Журналы «Дошкольное воспитание».
  6. Шустова, раздел «Игра».
  7. Н. Короткова – кандидат педагогических наук.
  8. А. Михайленко – кандидат педагогических наук.
  9. Собственный опыт.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Кутлу-Букашский детский сад «Дуслык»

Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

«Игровая деятельность детей

раннего возраста»

Выполнила:

Сибгатуллина Г.Р. –воспитатель

I - кв. категории.

2014 г.

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, спо­соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра­жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Актуальность. Раннее детство – особый период в жизни человека. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого.

Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия. Однако, эти воздействия имеют серьёзную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста.

Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая деятельность. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры, игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.

Не маловажным в играх для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила, которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести. Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.

В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения.

Но игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. В самом деле, все мы знаем, как ребенку раннего возраста трудно управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу. Оказалось, что в игре, выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу до 9–10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легко двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса, как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими.

Таким образом, мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Она сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания, тем самым являясь мощным средством воспитания и развития ребенка.

Ранний возраст – первоначальный этап усвоения об­ щественного опыта. Ребенок раз- вивается под воздействием воспи­ тания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра для ребенка наиболее доступный вид деятельности, своеобразный спо­соб переработки полученных впечатлений. Она соответствует на­ глядно-образному характеру мышления ребенка, эмоциональности и активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечты о том, чтобы самим стать такими же взрослыми, лечить больных, учить детей, водить автобус. В игре обнаруживаются переживания ребенка и отношение к жизни.

Таким образом, закономерно, что в жизни ребенка игра появляется на самых ранних стадиях его развития. К игре детей побуждает стремление знако­миться с окру- жающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Элементы игры впервые появляются в младенческом возрасте, со временем складываются ее высшие формы, в частности сюжет­но – ролевая игра. Зарождается игра как предметно – игровая деятельность. Игре с эле- мен­тами воображаемой ситуации предшествуют этапы игры младен­ца: ознакомительный и отобразительный.

Во второй половине второго года жизни расширяется сфе­ра взаимодействия ребенка с окружающим миром. Нарастает потреб­ность ребенка в совместной деятельности со взрослым. Наблюдая мир взрослых, ребенок выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседнев­ной жизни, дает ребенку возможность отображать действия взрослых с предметами в соответствии с принятым в обществе назначением

Таким образом, дей­ствие становится условным, а его результат воображаемым. Ребенок переходит к сюжетно – отобразительному этапу развития игры

На третьем году жизни ребенок начинает стремиться к реа­лизации игровой цели. Описанные выше действия приобре­тают определенное значение: кормит куклу, чтобы накор- мить ее обедом. Действия постепенно обобщаются и становятся услов­ными. ребенок некоторое время качает куклу и, считая, что она уже спит, переходит к другому игровому действию – укладывает ее в кровать. Ребенок постоянно сравнивает свои действия с действиями взрос­лого. Важно, что возникновение игровых целей возмож­но только в том случае, если у ребенка сложился образ взрослого и его действий

В сюжетно – отобразительной игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в ре­альной жизни. В играх детей появляется «роль в действии».

По мере усложнения игровых действий происходит и усложнение сюжета игры. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными предметами в одной или нескольких последовательно сме­ няющихся ситуациях. Затем сюже­ ты включают несколько персонажей с набором определенных связей. И уже к концу третьего года жизни в играх детей наблюда­ ются такие сюжеты, в которых наряду с набором действий существуют и некоторые отношения между персонажами. Развиваются взаимоотношения де­ тей в игре. Происходит становление их игрового взаимодействия.

Таким образом, уже на третьем году жизни складываются предпосылки сюжетно – ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться на протяжении всего дошколь­ного детства.

Сюжетно – ролевая игра имеет социальную природу и стро­ится на все более расширяющемся и усложняющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивает­ся ребенком в этой игре, становятся мотивы, смыслы жиз­ни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре соотносится с образом другого человека. Ребенок встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отно­шения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Выполнение роли протекает с помощью определенных игровых действий. Освоение разнообразных игровых действий позво­ляет ребенку наиболее полно и точно реализовать роль. Постепенно появляются игры в воображаемом плане, когда ре­бенок переходит от игры с реальными игровыми предметами к игре с воображаемыми.

Сюжетно – ролевая игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляет ее сюжет. Именно поэтому на протяжении всего дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры являются любимыми для детей, так как они сами ежедневно включены в подобные отношения, а значит, имеют о них наиболее полное представление.

Таким образом, показано, что игра зарождается как предметно – игровая деятельность, проходя ознакомительный и отобразительный этапы

Таким образом, игра является ведущей деятельностью детей, и, эта деятельность довольно разнообразна. Но это разнообразие не просто баловство для ребенка – это приятный и занимательный труд, учение, воспитание.

Сюжетно-ролевая игра в первой младшей группе.

Тема: «Кукла Алсу у нас в гостях» .

Программное содержание:

Закрепить знание детей о чайной посуде; умение различать цвет;

Активизировать их речь;

Формировать навыки поведения за столом, общение с гостем; воспитывать приветливость, заботливость.

Оборудование: кукла, игрушечный стол, стул, скатерть, набор чайной посуды -кукольной (чашки, блюдца, чайные ложки, заварной чайник, сахарница) , «сладости».

Предварительная работа: на занятиях «познание» (ознакомление с окру- жающим) дети познакомились с чайной посудой; проводились ситуативные беседы «Напоим Мишку чаем», «День рождения у Зайки».

Дидактические игры: «Подбери по цвету», « Найди такую - же».

Рассматривание картинок с изображением чайной посуды.

Приготовлено из соленого теста «угощенья».

Ход игры:

Игра проводится в игровом уголке. Дети садятся на поставленные полукругом стулья. Воспитатель сообщает, что кукла Алсу обещала сегодня прийти в гос- ти.

Воспитатель: Как мы встретим Алсу?

Диля: скажем: “Здравствуй!”

Воспитатель: Да, скажем: “Здравствуй, Алсу!”

А как мы предложим Алсу стул?

Воспитатель ставит стул и говорит : “Садись, Алсу, пожалуйста”.

Раздается стук в дверь. Младший воспитатель вводит большую куклуАлсу. Алсу здоровается.

Дети : Здравствуй, Алсу

Воспитатель :Айдар предложи, пожалуйста, Алсу стул.

Айдар несет стул и говорит: “Садись, Алсу, пожалуйста!”

Воспитатель: Мы рады, Алсу, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим Алсу чаем!

Аделя: Алсу, пей чай!

Воспитатель: нужно сказать: “Садись, Алсу, чай пить”.

Аделя повторяет приглашение, Алсу благодарит.

Воспитатель: Альбина, а какую посуду надо приготовить для чая? Правильно, чашку, блюдце, ложечку.

Алмаз, расставь, пожалуйста, посуду на столе. Какую чашку по цвету ты поставишь?

Алмаз: Красную чашку.

Воспитатель: Камиля какое по цвету блюдце поставишь?

Камиля: Красное блюдце.

Воспитатель : Эльвира налей кукле Алсу чай из синего чайника. (Эльвира наливает) . Эльвира из какого по цвету чайника ты налила чай? (Эльвира от-

вечает)

А чем мы будем угощать куклу?

Дети: Конфетами и печеньем. (Самира ставит тарелку с угощением перед куклой.)

Кукла Алсу пробует чай, и он ей кажется невкусным.

Воспитатель: Алсу почему тебе не нравится наш чай?

Алсу: Я, люблю сладкий. Он несладкий.

Воспитатель: Дети, а что мы забыли поставит на стол? Правильно, сахарницу. Алмаз, поло- жи кусочек сахара в чашку Алсу. (Алмаз выполняет просьбу воспитателя.) Молодец, Алсу, а сейчас вкусный чай?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в чайный сервиз входит и сахарница – по суда для сахара.

Кукла Алсу благодарит детей за угощенье и приглашает тоже попить чай с конфетами и пе- ченьем. Все дети садятся за стол и «пьют» чай. За столом воспитатель напоминает, какую посуду необходимо приготовить для чая. После чаепития Алсу прощается с детьми и уходит.

Третий год жизни ребёнка знаменуется зарождением, началом игры. Поэтому большое внимание мы уделяем игровой деятельности детей.

Это ещё не игра в полном смысле этого слова: малыш пробует свойства разных игровых материалов, а использует их по назначению, воспроизводя жизненные события. Малыш может долго повторять одно и то же действие. Одно действие может переходить в другое без логической связи. Игре присуща воображаемая ситуация, но благодаря ей ребёнок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.

Таким образом, создание условий для формирования игровой деятельности направлено на освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.

Исходя из этой цели, перед нами стоят следующие задачи:

  • Развивать самостоятельную игру с различными предметами.
  • Стимулировать овладение орудийными действиями в игре.
  • Воспитывать познавательный интерес с помощью игр с элементами экспериментирования.
  • Формировать интерес к подвижным и досуговым играм.
  • Способствовать возникновению и развитию сюжетно- отобразительных игр.

Условия поставленных задач таковы:

Игра – это ведущий вид деятельности, обеспечивающий физическое, психическое, эмоциональное благополучие ребёнка.

Средством реализации цели являются:

  • Организация пространственной, предметно – развивающей среды.
  • Систематизация игровой деятельности.

А теперь мы бы хотели подробнее раскрыть поставленные задачи.

1.Развитие самостоятельной игры с различными предметами.

Самостоятельная игра наряду с проведением непосредственной образовательной деятельности является одним из важнейших путей воспитания ребёнка. В самостоятельной игре он совершенствует то, чему научил его взрослый, у ребёнка происходит дальнейшее расширение и углубление знаний об окружающем мире. Во время игры у детей вырабатывается самостоятельность в выборе игрушек, в применении различных способов действий с предметами. Самостоятельная игра способствует формированию интересов и активному проявлению индивидуальных особенностей. В процессе её ребёнок приобретает умение занять самого себя. После проведения цикла непосредственной образовательной деятельности многие дети в самостоятельной игре воспроизводили показанные им действия с куклой (заворачивали в одеяло, укладывали спать в кроватку, кормили), с другими игрушками (строили домик, катали коляски), строили из кубиков и кирпичиков различные постройки (дорожку, машину).

Вместе с тем выяснилось, что не все дети, и не всегда отражают свои знания и умения, полученные от взрослого в ходе непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной игре. Это объясняется тем, что на занятиях они либо не усвоили её содержание, либо не умеют ещё воспроизводить это содержание в процессе самостоятельной игры. Безусловно, от ребёнка этого возраста не следует добиваться точного копирования того или иного игрового действия воспроизводимого взрослым.

2. Стимулировать овладение орудийными действиями в игре.

Игровым действиям свойственны два этапа.

На ознакомительном этапе предметно – игровой деятельности, действия с игрушками носят манипулятивный характер, ребёнок действует с ней так, как позволяют ему его неумелые руки. Затем малыш сам или с помощью взрослых обнаруживает в игрушке отдельные свойства. Так начинается этап отобразительной предметно – игровой деятельности . Дети усваивают способы действия с разными предметами, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, катают, двигают и т.д. Ребёнок, который при выполнении различных практических занятий использует предметы- орудия совершенствует не только «ручную» умелость, но и расширяет возможности мышления, памяти и восприятия. Ребёнок в 2-2,5 года начинает интересоваться для чего служит тот или иной предмет, как его можно использовать. Поэтому назначение предметов он усваивает подражая взрослому.

Например, во время прогулок зимой мы раздаем детям деревянные лопатки, показываем им, как можно лопатками копать снег, сгребать его в кучки, возить на игрушечных санках, счищать с дорожки, а затем предложить им самим поиграть со снегом.

3. Воспитывать познавательный интерес с помощью игр с элементами экспериментирования.

При помощи игр с элементами экспериментирования мы развиваем у ребёнка любознательность, понимание простейших причинно – следственных отношений в системе «действие – результат». Воспитываем познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдательность, запоминать, сравнивать. Практически знакомим детей с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формируем представления о некоторых свойствах предметов, вещей. Обогащаем впечатления ребёнка произведениями поэтического творчества и фольклора. Например игра «Водичка-водичка» (учим не только последовательно выполнять определённые действия с куклой, но и даём ребёнку возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, течёт, журчит, булькает»).

4. Формирование интереса к подвижным и досуговым играм.

Существенное значение в воспитании начальных волевых проявлений и навыков произвольного поведения приобретают подвижные игры. Они помогают развивать двигательную активность детей в течении дня, так и свободную детскую деятельность (прогулки, развлечения и праздники, досуг). Такие игры носят несложный характер: дети пока ещё не обладают способностью удерживать в уме большое количество правил; Поэтому организуются игры на основе 1- 2 правил («Догоните меня», «Наседка и цыплята»). Предлагаются игры на выполнение разнообразных общих движений: ходьба, бег, подпрыгивание.

Вторая половина дня пребывания ребёнка в детском саду наполняется досуговой деятельностью игрового характера – играми – забавами (игры с прищепками), играми – развлечениями (« Солнышко и дождик»). В такие игры часто включаются образные, народные и музыкальные игрушки, герои литературных произведений.

5. Способствовать возникновению и развитию сюжетно- отобразительных игр.

Сюжетно-отобразительные игры детей второго и третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется роль в действии, например: “девочка, накрывая на стол, явно подражает маме, на вопрос: “Кто ты?” отвечает: “Я Юля”. Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: я — шофер, ты – мама.

Игровые действия в сюжетно-отобразительной и сюжетно-ролевой игре претерпевают значимые изменения. Они становятся более обобщенными, превращаясь в условные действия. Часть игрушек постепенно заменяется игрушками-заместителями и воображаемыми предметами. Так, ребенок к трем годам осознает условность в игре, игровую воображаемую ситуацию, заявляя: “это как будто”, “это понарошку”. Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, лисичкой, в помещении группы “поплавать”, “походить на лыжах” и т.д.

У ребёнка третьего года жизни имеются два источника игровых целей:

Первый источник – действия взрослого, которые вызвали у малыша вспышку интереса, привлекли его внимание и побудили к похожим действиям. Например, девочка несколько дней подряд жарит яичницу, как мама.

Вторым источником игровых целей могут служить для ребёнка цели, которые специально ставит перед ним взрослый. Этот источник очень важен для развития малыша, потому что, как уже отмечалось выше, собственные игровые цели детей ещё очень ограниченны (ребёнок только и делает, что катает машину), а у некоторых они отсутствуют совсем. Для того, чтобы побудить ребёнка к тому, чтобы он принял поставленную нами игровую цель и начал самостоятельно реализовать её, мы совершаем игровые действия относительно самого ребёнка, а не игрушки. Например, «понарошку» кормим малыша, моем ему руки, катаем на машине и т. д. В такой игре ребёнок относительно пассивен и получает удовольствие от общения с нами. Затем предлагаем ребёнку самому осуществить те же самые действия: покатать воспитателя на машине, покормить, причесать и т.д.

Основная задача в этих играх состоит в том, чтобы игровые действия, которые дети осуществляют относительно взрослого, доставляли им максимум удовольствия, а положительные эмоции, которые ребёнок может пережить, осуществляя в отношении взрослого новые для него игровые действия, побудят малыша повторять их и по отношению к игрушкам.

Не надо забывать, что невозможно было бы организовать детей на сюжетные роли в играх, не научив их общаться и играть на начальном этапе в адаптационный период, когда многим детям тяжело и одиноко в новой непривычной для них обстановке. Именно игра может скрасить первое время пребывания ребёнка в детском саду. Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребёнком, подарить малышам минуты радости, попытаться вызвать у них положительное отношение к детскому саду. Чтобы решить эту задачу, мы в игровой форме выразили каждому ребёнку своё доброжелательное отношение. Поэтому основной игровой целью, которую мы ставили перед собой, должна быть цель: проявить заботу, доброжелательность и внимание к каждому («я вас всех спрячу от дождя» — подвижная игра « Солнышко и дождик»). Иногда цели общения в игре могут объединяться с практическими целями. Так, если вариться каша для детей, то угощая их, мы обязательно находим приветливое слово, выражающее расположение к ребёнку («Я так старалась сделать тебе вкусную кашу. А это, Костя, тебе кашка»).

Все усилия, направленные нами на овладение детьми игровой деятельности не будут иметь ожидаемых результатов без понимания и поддержки родителей, Наладить взаимоотношения помогают разнообразные формы работы:

— анкетирование (с целью изучения потребностей родителей по вопросам формирования игровой деятельности детей);

Индивидуальные беседы (они дают возможность узнать, как и во что любит играть ребёнок дома);

— тематические родительские собрания (с привлечением родителей к практическим действиям);

— совместное создание предметно- игровой развивающей среды в группе.

Всё это повышает педагогическую компетентность родителей.

Проводимая нами работа в данном направлении даёт хорошие результаты.

Обследование детей по владения игровыми замыслами выявило следующие показатели:

1. Овладели предметно — игровыми способами игры – 42%

2. Совершают одно игровое действие с разными игрушками и разные действия с одной игрушкой – 68%

3. Владеют предметами заместителями -89%

4. Умеют играть вместе -68%

5. Умеют занять себя игрой -63%

6. Владеют предметно – игровой средой -89%

Итак, игровая деятельность детей третьего года жизни проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их отношений. Игра становится всё более самостоятельной и творческой. Малыши овладевают самостоятельной игрой, чувствуют себя по-настоящему счастливыми.

Скачать презентацию

Татьяна Писклина
Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

В раннем возрасте основой становления личности является предметно-игровая деятельность . Миновав ее, невозможно расчитывать на полноценное взросление человека.

Игры для детей являются сложным многофункциональным и позновательном процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм, у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адапитируется к окружающему его миру.

Через игру ребенок развивается физически , умственно и эмоционально. Через игру он творит свой реальный жизненный опыт, приобретамый в общении со взрослым, в собственной практической деятельности . Игровая деятельность проходит длинный путь развития . Элементы игры появляются в младенческом возрасте , со временем складываются ее высшие формы – сюжетно-ролевая игра.

Зарождается игра как предметно-игровая деятельность . Игра с элементами воображаемой ситуации предшествуют этапы игры младенца : ознакомительный и отобразительный.

На первом году жизни игрушка у ребенка выступает в том же качестве, что и любой другой предмет, с которым можно манипулировать : ребенок перекладывает ее с места на место, стучит ею. Если взрослый не переводит эти действия на более высокий игровой уровень , ребенок на долгие годы застревает на таком способе исполнения предметов. Если малышу показывают как нужно играть, открывают ему смысл сюжетной игры, то в конце первого года жизни он начинает усваивать игровое значение предметов : кормит куклу, укладывает спать, одевает.

На втором году жизни круг игрушек расширяется, возникает перенос действия с одного предмета на другой. Например, если годовалый ребенок укаладывал спать только ту куклу, что убаюкивала мама, то в полтора года может и медведя и собачку, которые у него есть в игровом уголке .

На втором году жизни у ребенка расширяется сфера взамодействия с окружающим миром. Наростает потребность его совместной деятельности со взрослым . Наблюдая мир взрослых, малыш выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни дает ребенку отображать действия взрослых. Теперь действия направляются не на получение результата, а на выполение понятной условной цели. Ребенок переходит к сюжетно-отобразительному этапу игры.

В конце второго и на протяжении третьего года жизни диапазон отображамых в игре действий расширяется (большее количество предметов) . Изменения носят не только количественный, но и качественный характер. Игровые действия перестают быть случайными. Действия постепенно обобщаются и становятся условными : ребенок некоторое время качает куклу, считая, что она уснула – укладывет ее в кровать.

На данном этапе развития игровой дейятельности появляется еще одно кордиональное изменение игры – введение замещений. Замещния возникают в проблемной ситуации : что делать, когда кукла хочет есть, а ложки нет? С помощью взрослого ребенок находит подходяший предмет – карандаш. Постепенно ребенок начинает варьировать игру взрослого, вносить элементы новизны. Истенное замещение возникает только тогда, когда ребенок называет предмет – заместитель в соответствии с его новой функицией. Использование предметов- заместителей обогащает детскую игру, расширяет возможности моделирования действительности и способствует развитию знако-символической функции сознания.

Следует подчеркнуть роль слова в развитии замещающих действия с игрушками. В начале перенос действия с одного предмета на другой происходит на невербальном уровне : ребенок может осуществить замещение, но правильно назвать его еще не в состоянии.

Так он может помешивать предметы в кострюле, занимаясь приготовлением пищи, но на вопрос взрослого, что он делает, ответит : «Там пирамидки и палочки» . Его игровое использование и реалистическое название не совпадают. Малыш смутно осознает смысл замещения. Это проиходит все постепенно.

К трем годам жизни дети играют свободно. К этому возрасту относятся появление элементов ролевого поведения, то есть складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которые интенсивно развиваются на протяжении всего дошкольного детства.

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и стороится на все более расширяющемся и усложняющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новые сферы деятельности , которые осваиваюся ребенком в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых . Ребенок встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющимися в отношения.

Сюжетно-ролевая игра предполагает создание вооражаемой ситуации, которую составляет сюжет. Сюжет – это сфера деятельности , которая моделируется детьми в игре. Игра зарождается как предметно-игровая деятельность , проходя ознакомительный и отобразительный этапы, когда действия с предметами носят манипулярный характер. С интересом ребенка, направленным на получение результата от действий с предметом, приходит этам предметно-игровой деятельности . Действие становится условным, в результат – воображаемым. Это ребенок переходи к сюжетно-обобразительному этапу игры.

Научное представление о поэтапном развитии игровой деятельности дают возможность вырабатывать более четкие рекомендации по реководству игровой деятельности детей с различных возрастных группах .

Таким образом, игра – легкая и радостная для ребенка деятельность . Она наиболее естественный и продуктивный способ обучения маленьких детей . В ней создаются наиболее приятные условия развития наглядно-образного мышления, речи, закладываюся основы творечества и предпосылки страновления сюжетно-ролевой игры – ведущей деятельности в дошкольном возрасте .

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста в игровой, продуктивной и трудовой деятельности Опыт работы воспитателя МКДОУ №200 города Кирова Зубковой Зои Михайловны Тема: «Развитие мелкой моторики руки детей дошкольного возраста.

Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности Методические рекомендации На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую.

Что еще почитать