Эскизы татуировок надпись made in ссср. Тату знак качества ссср: что означает известный советский символ

Татуировки в советское время, мягко говоря, не поощрялись в обществе, поскольку вызывали стойкую ассоциацию с криминальным миром. По этой причине встретить женщину с татуировкой (наколкой, как тогда говорили), было довольно сложно. Однако из каждого правила есть исключения. Были в годы советской власти в нашей стране дамочки, щеголяющие разнообразными рисунками на теле.

Представительницы преступного мира

Точной статистики на этот счет не существует, однако, можно смело предположить, что среди татуированных женщин в СССР большинство были представительницами криминального мира. Длительное пребывание в местах заключения формирует определенное мировоззрение, среди ценностей которого не последнее место занимают знаки на теле. Женские тюремные наколки не так разнообразны, как мужские, однако, и среди них встречались весьма любопытные сюжеты. В большинстве своем, наколки зечек повествовали об их несчастной любви и покинутых детях. Одним из самых излюбленных сюжетов является изображение ребенка, иногда украшенное крылышками или нимбом, сопровождающееся надписью «Мой Коля» или «Моя отличница Танюша» и в таком роде. Надписи, носящие ксенофобский характер (антисемитский, антиазербайджанский и т.п.) объясняются отнюдь не убеждениями владелицы, а тем, что причиной тюремного заключения стали действия представителя именно этой национальности. Среди популярных женских наколок – изображение русалки и надпись «Люби свободу, как русалки воду». Тюльпан на плече означал, что свое совершеннолетие дамочка встретила в местах лишения свободы. Неудачницы, злые на судьбу, выплескивали свое отношение к миру изображением оскаленной волчьей морды и надписью «Человек человеку волк». Активные лесбиянки украшали себя наколками обнаженных женщин в призывных позах. Очень любили зечки запечатлевать на своем теле Богородицу с младенцем и портреты любимых мужчин.

Женщины, служившие в армии и на флоте

Как известно, в СССР девушки могли добровольно проходить службу в армии. Немало их было и во флоте, как в военном, так и в гражданском. Однако, далеко не все они решались украсить себя татуировками. Ведь армейскую татуировку надо заслужить. По негласному правилу, чем опаснее служба, тем проще военное начальство смотрело на наколки. Поэтому героические изображения тигров в беретах ВДВ, скорпионов, парашютов и вертолетов оставались уделом мужчин. Правило тут было простое – оружия в руки не берешь, жизнью не рискуешь – о татухе забудь. Так что, если и появлялись изредка дамы с наколкой группы крови и изображением, например, летучей мыши или автомата, это могло означать лишь одно: она воевала наравне с мужчинами.

Морские татуировки – отдельная тема. В СССР почему-то именно моряки пользовались негласным правом на татуировку. Сюжеты морских наколок – якоря, чайки, штурвалы и прочая морская атрибутика. Девушки, служившие на флоте или работавшие на судах уборщицами, стюардессами, радистками и т.п. вполне могли украсить себя якорьком. Но происходило это, как правило, по пьяному делу или по откровенной глупости. Впоследствии татуировка сводилась или тщательно скрывалась одеждой. Особая статья – портовые шлюхи. Секса в СССР, как известно, не было, но продажная любовь очень даже была, особенно в международных портах. Здесь «девушки с низкой социальной ответственностью» украшали себя наколками, чтобы сразу дать понять истосковавшемуся по любви моряку, что он достиг цели. Проститутки в портах украшали себя изображениями русалок с рыбиной в руке и надписями: «Хочу рыбку съесть и на шлямбур сесть».

Представительницы неформальных объединений и субкультур

В 80-е годы в СССР буквально расцвели разнообразные молодежные субкультуры. Неотъемлемой чертой образа хиппи, панка или металлиста являлось, как и теперь, наличие татуировок. Девушки в этом смысле не отставали от парней. Можно считать, что это вообще первые, если не считать зечек, женщины в СССР, которые демонстративно украшали свое тело татуировками. Хиппи любили цветочные мотивы, изображения символов пацифизма и борьбы за мир, металлисты увлекались, как и теперь, разнообразными кельтскими мотивами, картинками с мистическим подтекстом. Самыми агрессивными были панки, и татуировки у них были соответствующими – ярко демонстрирующими отрицание всех общественных норм. Это сейчас на девушку с татуировкой мало кто обращает внимание, а в 80-е годы барышня с ирокезом и изображением черепа на лысом виске привлекала всеобщее внимание. Таких было, разумеется, немного, но именно в неформальной среде носительниц татуировок можно было встретить чаще всего.

Антисоветская татуировка злостного нарушителя режима в ОЛП «Джидастроя», дважды судимого за хищение государственной и общественной собственности, осужденного на 10 лет лишения свободы. Скопирована в г. Улан-Удэ в квартире С. П. Балдаева летом 1975 года.


Редкая татуировка уголовного авторитета по кличке Доцент, имеющего неоконченное высшее образование. Скопирована в ОЛП «Краслага». 60-е гг. Живот.


Русская мужская националистическая татуировка крупного уголовного авторитета, неоднократно судимого за кражи, грабежи и разбойные нападения на лиц нерусской национальности в городах Казахской ССР - Чимкенте, Джамбуле и Алма-Ате. По словам носителя татуировки, он происходит из казаков. Скопирована в тюрьме г. Алма-Аты в 1968 году.


Художественная татуировка вора-гастролера, склонного к побегу из мест заключения. Лица с подобными татуировками требуют особого надзора в местах лишения свободы. Скопирована в 60-х гг.


Художественная татуировка, выполненная на груди военного строителя в мастерской на Лиговском пр., д. 202. Сложный процесс нанесения татуировки проходил поэтапно и занял в общей сложности две недели. Ленинград. 80-е гг.


Художественная, «оскал» на власть КПСС. Скопирована в спецприемнике ГУВД на ул. Каляева, д. 6. Ленинград. 1979 г. Грудь.
Татуировка, встречающаяся в 60-70-х гг. у представителей «отрицаловки» - злостных антисоветчиков, нарушителей режима содержания в местах лишения свободы.


«Оскал» на власть, татуировка, нанесенная на левую ягодицу (на правой изображен орден Ленина) судимого за фарцовку - спекуляцию зарубежными товарами, приобретенными у моряков загранплавания. Скопирована в спецприемнике для временно задержанных ГУВД на ул. Каляева, 6. Ленинград. 1981 г.


Татуировка судимого по Указу ПВС от 04.06.1947 г. за кражу государственного имущества. Срок заключения - 25 лет. Сделана в г. Бугульме в 1950 году. Скопирована в «Краслаге» в 1952 году. Грудь.


Татуировка, имеющая среди зеков -ветеранов ГУЛАГа - ГУИТЛК названия «Экспериментальная зона Сатаны и Дьявола», «Зона марксистско-ленинского коммунизма», «Сталинский соцлагерь коммунизма», «Зоопарк КПСС», «Мировой погост». Скопирована в ОЛП по добыче угля в пос. Букачача Читинской обл. Забайкалье, Восточная Сибирь. 50-е гг. Спина.


Татуировка воровского авторитета по кличке Луба, бывшего узника ИТЛ Колымы, проведшего в местах заключения 21 год. Скопирована в пос. Ушаковка под Иркутском в 1967 году.


Татуировка судимого за спекуляцию (фарцовку), имеет название «Бабушка октября 1917 года». Скопирована в 1997 году после окончания срока заключения по второй судимости - за частнопредпринимательскую деятельность.


Редкая, художественная, карикатурная, исполненная на левом боку ранее судимого художником Владимиром Федоровым в художественной мастерской на Лиговском пр., д. 202. Ленинград, 70-е гг.


Один из вариантов карикатурной антикоммунистической молодежной татуировки, принадлежащей злостному нарушителю правил и режима содержания в местах лишения свободы. В некоторых зонах подобные татуировки по приказанию администрации уничтожались хирургическим путем. Скопирована в ИТК «Иркутлага», ст. Китой. 60-е гг.


Редкая татуировка ранее дважды судимого за хулиганство. ИТК Архангельской обл. Скопирована в больнице им. Кащенко в 1979 году. Живот.
Носитель татуировки, алкоголик по кличке Ванька-сатана, Дурак или Косач, пришел «сдаваться» в больницу им. Кащенко после длительного прогула, чтобы избежать крупных неприятностей.


Татуировка уголовного авторитета из г. Тамбова, находящегося в местах заключения более 42 лет. Имеет названия «Большой Людоед -организатор Большого Террора», или «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». Скопирована в Межобластной больнице МВД в 1979 году.


Мужская художественная воровская татуировка рецидивиста по кличке Профессор. Скопирована в морге на Загородном, 47. Ленинград. 1960 г.


Антисоветская, художественная, военно-строительного рабочего в/ч 48868, ранее судимого за кражу. Бедро.


Художественная, мужская, воровская. Скопирована в ИТК-9. 1979 г. Живот.


Распространенная в 50-60-х гг. зоновская татуировка - подражание известному плакату времен Гражданской войны. Скопирована на спецотделении больницы им. 25 Октября в Ленинграде в 1956 году.


Художественная татуировка уголовного авторитета. Скопирована в ИТК-5. 70-е гг.


Антикоммунистическая, антиеврейская татуировка злостного нарушителя режима содержания в ИТК-9, дважды судимого за кражи. Скопирована в 1966 году. Живот.


Редкая, художественная. Аббревиатура ЖИРСПК - «Жиды из русских сделали подопытных кроликов,» Скопирована в больнице № 21 им. Коняшина в 1985 году. Ленинград. Левая лопатка.


Женская татуировка. Антикоммунистический «оскал». Редкая, сделана в ИТК Коми АССР. Скопирована в «бомжатнике» на ул. Бакунина, 10 в 1977 году.


Еще одна татуировка из женской зоны. Польская, «полупортачка»-«оскал», полячки по имени Броня, сосланной из г. Белостока в 1940 году в один лагерь с уголовницами. «Тайшетлаг». 1949 г. Правое бедро.
Со слов носительницы татуировки, Брони (Брониславы), она рано осиротела и с девяти лет воспитывалась в еврейской семье, которая содержала два магазина, где Броня работала продавщицей после окончания гимназии и торговых курсов. В возрасте двадцати лет Бронислава вместе со своими приемными родителями была этапирована на Урал по «спискам НКВД» как «чуждый буржуазный элемент». В г. Свердловске конвой НКВД отделил всех молодых полек от их родителей и старших родственников, после чего Броню вместе другими привезли в «Тайшетлаг». Здесь Броня организовала вокруг себя группу из польских и прибалтийских девушек, которые давали дружный отпор русским уголовницам, которых поддерживала администрация ОЛП. Бронислава была красивой, хорошо сложенной девушкой, чем-то напоминающей Софи Лорен.


Мужская, воровская, имеющая название «Безотцовщина». 50-60-е гг.


Художественная, воровская. 60-е гг.
Татуировка, довольно часто втречающаяся у авторитетов уголовного мира. Наносится на предплечье. Может принадлежать и авторитетным уголовницам, в этом случае называется «Паханша», «Воровская мама». Женщинам наносится на живот, бедро, плечо.


Воровская, имеющая название «Крылатое капризное счастье». Скопирована в спецприемнике для административно-задержанных за мелкое хулиганство, ул. Каляева, 6. Ленинград. 1981 г.
Татуировка вора, мечтающего совершить очень крупную, дерзкую кражу и на этом «завязать».


Художественная татуировка одесского грека. Скопирована в г. Одессе в 1960 году.


Подобная наколка встречается у «сексуально озабоченных», т. е. насильников. Бедро, живот.


Художественная, выполненная с использованием реальной фотографии. Надпись: «Судьба, рок» (лат.). Ленинград. 60-е гг. Живот.


Варианты татуировок пассивных педерастов.


Татуировка «врожденного» активно-пассивного педераста. Осужден по статьям 120 (развратные действия в отношении несовершеннолетних) и ст. 121 мужеложство с несовершеннолетними) Срок 8 лет. Скопирована в СИЗО № 1 в начале 60-х гг..


Художественная татуировка гомосексуалиста по кличке Повар, осужденного за изнасилование по Указу ПВС от 4 января 1949 г. Скопирована в ОЛП пос. Китой Иркутской обл. 50-е гг. Спина.


Распространенная «классическая» татуировка гомосексуалистов, выполненная на спине осужденного по ст. 120 УК РСФСР за развратные действия в отношении несовершеннолетних и по ст. 121 за мужеложство в отношении мальчиков. Скопирована в ОЛП «Ангарлага» в 50-е гг.


Татуировка имеет название «Любовь за один чирик (10 рублей)» Бедро, голень.


Татуировка воровского авторитета по кличке Луба (от фамилии Лубов). Скопирована в Иркутске в 1967 году. Нанесена под грудной костью в области желудка.


Татуировка судимого по ст. 59-3 УК РСФСР 1926 года за участие в банде, занимающейся грабежами, и осужденного на 10 лет. Скопирована в 1972 году в Ленинграде. Живот.


Татуировка зека, отбывшего срок на «Стройке 501», на строительстве «Мертвой дороги» - железной дороги от Пабытнанг до порта Игарка на Енисее, протяженностью 1300 километров, стоившей жизни сотням тысяч зеков и впоследствии «провалившейся» в болота и тундру. Скопирована в Межобластной больнице МВД в 1951 году.


Татуировка вора в законе по кличке Фартовый. Фартовый тихо скончался во сне от инфаркта в возрасте 84 лет в больнице им. Коняшина в 1985 году. Всего же, по его словам, он провел в местах заключения 42 года. Грудь, правая сторона.


Татуировка старого блатного, авторитетного уголовника, отбывавшего заключение на Соловках и Беломорско-Балтийском канале. Скопирована в морге Обуховской больницы в Ленинграде. У трупа отсутствовала правая нога. 1960 г.


Татуировка авторитетного вора-рецидивиста, отбывавшего наказание в СЛОНе, впоследствии отправленного этапом на строительство Беломоро-Балтийского канала. Скопирована в пересыльной тюрьме Ленинграда в 1947 году.


Распространенная в 70-80-х гг. художественная, «оскал» на власть; имеет название «Главный начальник зверинца». Скопирована в Воронежских банях на Литовском проспекте, Ленинград. 1978 г.


Карикатурная, художественная. Скопирована в 1963 году. Бедро.

Старший эксперт-криминалист в Министерстве внутренних дел СССР по имени Аркадий Бронников за 30 лет своей службы собрал огромную коллекцию фотографий тюремных татуировок. Далее вы увидите расшифровку и описание тюремной символики, которую заключенные набивают на кожу в виде тату.

На фото: обвивающая шею змея – знак того, что обладатель татуировки употребляет наркотики. Большинство заключенных – или алкоголики, или наркозависимые. Многие преступления они совершали в состоянии интоксикации. Звезды на ключицах и эполеты на плечах говорят о том, что перед нами авторитет. Штаны на заключенном – часть формы колонии особого режима, самого строгого режима заключения в Советском Союзе. Заключенные таких колоний называются особо опасными рецидивистами, на их счету могут быть такие тяжкие преступления, как педофилия. Они приговорены к более строгому содержанию под стражей, чем другие заключенные, и не могут быть освобождены условно-досрочно.

Звезды на плечах говорят о том, что этот заключенный – криминальный «авторитет». Медали – дореволюционные награды, поэтому их изображение становится знаком неповиновения советскому режиму. Глаза на животе указывают на гомосексуальность их обладателя (пенис становится «носом» на изображенном лице).

Изображения монастырей, церквей, соборов, Девы Марии, святых и ангелов, обычно на груди и спине, означают принадлежность к воровскому миру и его «понятиям». Татуировки в виде черепов, в некоторых местах сопровождаемые изображением улетающего ангела, говорят о том, что заключенный был осужден за убийство. Гроб – еще один знак убийства, в нем хоронят убитого.

Форма эполетов, вытатуированных на плечах, заимствована или из дореволюционной формы, или из существующей советской, оба варианта говорят о негативном отношении их обладателя к системе. Эти татуировки встречаются у криминальных авторитетов, носящих такие клички, как «майор» или «полковник». Эполеты с тремя маленькими звездами или черепами можно расшифровать так: «Я не раб лагерей, никто не в силах заставить меня работать», «Я узник, но рожденный свободным», «Я полковник в зоне – не буду пачкать руки о тачку», «Сильные побеждают – слабые умирают», «От работы лошади дохнут».

На руке написано «Помни меня, не забывай» и «15 лет я ждал тебя».
Этот человек – мусульманин. На животе слева – культовое здание с полумесяцем, черты его лица также указывают на то, что он не русский. Он не авторитет воровского мира, но пытался притвориться им с помощью татуировок, которые должны были повысить его положение в тюремной иерархии. Маяк на правой руке обозначает стремление к свободе. Наручники на каждом запястье говорят о том, что он приговорен больше, чем к пяти годам заключения.

Мадонна с младенцем – талисман воров, защищающий от несчастий и бед. Он также указывает на то, что обладатель был вором с раннего возраста: «Тюрьма – мой дом», «Дитя тюрьмы».

Восьмиконечные звезды – эмблемы вора-авторитета, живущего по «воровским понятиям». Существует много вариантов «воровских» звезд. Линии внутри концов звезды означают, что обладатель татуировки нес военную службу, но бросил ее и ушел в криминал, буквально татуировки таких заключенных означают «Я презираю армию».

Этот заключенный – жертва сифилиса, болезнь оставила его лице, глазах и рту глубокие шрамы. В тюрьмах и колониях заключенные, и мужчины, и женщины, страдающие от венерических заболеваний (таких, как сифилис) называются «букетниками». Их также награждают армейскими чинами в зависимости от того, насколько тяжело состояние болезни. Например, «Колька таскался по бабам и не парился, вчера мне врач сказал, что он уже "лейтенант"» (заключенного, страдающего от сифилиса второй стадии, называют «полковником», третьей – «генералом»). Были случаи, когда люди заражались сифилисом, СПИДом и столбняком, когда им делали татуировки в антисанитарных тюремных условиях. Нанесение татуировок запрещено в тюрьмах и лагерях. Статус этой процедуры рос по мере того, как она становилась все более тайной из-за запретов и суровых наказаний со стороны администрации.

«Демоны» на плечах этого заключенного символизируют ненависть к авторитетам и тюремной иерархии. Этот тип татуировки известен как «оскал» – ее обладатель «показывает зубы» системе. Иногда «оскалы» сопровождают антисоветские подписи.

На руках написано: «Спасибо, дорогая Родина, за юность загубленную нашу».
Изображение кинжала на горле говорит о том, что заключенный совершил убийство в тюрьме, и его можно нанять для того, чтобы он совершил еще одно. Капли крови могут означать количество убитых им людей.
Многими криминалами Ленин воспринимается как «пахан» (главарь) Компартии. Буквы ВОР, которые иногда можно увидеть под его изображением, несут двойной смысл. Это акроним для фразы «Вождь октябрьской революции», но также и просто русское слово «вор».

Надпись на груди: «Кто не со мной, тот против меня».
Свастика и нацистские символы могут означать, что их обладатель симпатизирует фашизму, хотя чаще их делают для того, чтобы показать враждебное отношение заключенного к тюремной или лагерной администрации. В советский период администрация часто удаляла такие татуировки насильно – или хирургическим путем, или с помощью чернил. Изображение русалки может означать приговор за изнасилование ребенка или растление малолетнего. В тюремном жаргоне для обозначения совершившего такое преступление есть слова «амурик», «лохматый» и «универсал». Они становятся «опущенными» в тюремной иерархии после того, как их насилуют другие заключенные, иногда группами.

Надпись над крестом: «О Боже! Спаси и сохрани раба своего... Виктора», под крестом – «Боже, суди меня не по делам моим, а по милосердию своему». Надпись над талией «*** нужду и горе...» [Равнодушен к нужде и горю].
Череп и кости указывают на то, что заключенный отбывает пожизненное наказание. Одна восьмиконечная звезда означает, что он полуавторитет среди воров. Девочка, цепляющая платье удочкой, на левом предплечье, – татуировка хулиганов и насильников. Змея, свернувшаяся вокруг человеческих останков (на сгибе каждой руки) – вариант старой воровской татуировки. Змея – символ искушения, здесь же голову змеи заменила женская голова искусительницы. На правой стороне живота – версия «Юдифи» Джорджоне 1504 года: символ лукавой обольстительницы, предающей благородного человека.

Долларовые купюры, небоскребы и автомат с аббревиатурой US говорят о люби заключенного к образу жизни американской мафии. Глаза означают «Я слежу за тобой» (за другими заключенными в тюрьме или лагере).

На руке под изображением черепа написана фраза на латыни Memento Mori, что означает «Помни, что ты прах».
Двуглавый орел – символ русской государственности, уходящий корнями в XV век и использовавшийся Петром Великим. После падения коммунизма в 1993 году он заменил серп и молот на гербе Российской Федерации. Фотография сделана в советский период, тогда татуировка в виде этой эмблемы была знаком ненависти к СССР. Его также можно трактовать как «Россия для русских» или «За Россию без жидов, хачей и марксистов-ленинистов». Статуя Свободы указывает тоску по свободе, а темный персонаж с ружьем говорит о том, что этот заключенный готов к насилию и убийствам. Глаза на груди означают «Я вижу все» и «Я слежу», это знаменитая татуировка заключенного, принадлежащего к касте «смотрящего». Восьмиконечная звезда на плечах означает, что ее обладатель – вор-авторитет.

Надпись на правой руке: «Любовь береги и свободу». На правой руке: «Грешник». Надпись на груди: «Каждому – свое». Надпись под черепами: «Бог против всех, все против бога». На запястье написано Mein Gott, «Мой Бог» по-немецки.
Ковбой с ружьем указывает на то, что этот вор готов рисковать и не упустит ни одного вызова. Голубка, несущая ветвь (на левом плече) – символ хороших вестей и избавления от страданий.

Звезды на плечах отмечают вора-авторитета. Роза на груди означает, что свое восемнадцатилетие он встретил в тюрьме. Для аббревиатуры SOS на правом предплечье есть несколько вариантов расшифровки: «Спасите от суда», «Спасаюсь от сук», «Спасаюсь от сифилиса», «Спаси, отец, сына», «Суки отняли свободу».

Надпись на груди: «Спаси и сохрани». С каждой стороны креста написано «ХВ» («Христос воскрес»).
Восьмиконечная звезда на ключице указывает на высокое положение в воровской иерархии. Галстук-бабочка на шее часто встречается в колониях строгого режима. Изначально это изображение было позорящей татуировкой. Такие татуировки насильно делали ворам-карманникам, нарушившим «воровские понятия» и начавшим работать на администрацию, их помещали под изображениями кошек на ключицах. Однако впоследствии связь этого символа с позорными метками исчезла. Знак доллара на бабочке показывает, что его обладатель – или «медвежатник», или занимался отмыванием денег, или был осужден за кражу государственного имущества.

Татуировка с изображением герба означает принадлежность человека к определенному кругу, превосходство, верность, почтение власти и государства, указание на свои цели, жизненные принципы или сильные качества характера, власть.

Значение татуировки герб

С давних пор любой народ, община или группа людей, связанная определенными интересами, имели собственный знак, который ранее выглядел в виде религиозного символа или тотема. Начиная с эпохи Средневековья в Англии стали появляться гербы, которые носили рыцари и передавали их наследникам. Немногим позже гербы стали служить обозначением городов и стран, при этом на них в основном изображались щиты, шлемы, мантия или надписи.

Тату с гербом выбирают для себя в основном мужчины, будь то символика спортивных клубов, государства, рода или какого-либо закрытого общества. Смыл такой татуировки в отличии от других изображений сугубо индивидуален и зависит от характера ее обладателя, его жизненных взглядов, интересов и опыта.

Если на теле человека имеется герб страны либо спортивной команды, он желает показать этим свою верность им. К слову, нанесение на тело герба государства, например, в Швеции запрещается всем, кроме членов королевской семьи или государственных служащих. А вот флаг Швеции вполне может выбрать для себя в качестве тату и обычный гражданин.

В нашем государстве тату с гербом России говорит о преданности своей стране. При этом хорошо известно, что символика страны часто менялась в зависимости от конкретного исторического периода. Сегодня это двуглавый орел на фоне геральдического щита красного цвета. Над головами птицы – три короны Петра I, олицетворяющие законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, в его лапах – скипетр и держава, а на туловище – всадник с копьем, убивающий змея, – Георгий Победоносец.

Самыми популярными составляющими герба принято считать корону и орла, которые несут разный смысл исходя из общей композиции изображения. Так, к примеру, с давних пор орел символизировал солнечное светило, могущественность, вечную жизнь, принадлежность к царскому роду. В Древнем Риме орел являлся знаменем победы, а в христианской культуре обозначал сильный дух и крепкую веру. Сегодня же орел воплощает собой свободу, смелость, мужество, власть и величественность. Рисунок орла на гербе характеризует сильную личность, не ограничивающую себя поиском простых решений, лидера с независимыми взглядами.

Корона также имеет множественность значений. Ее изображение в гербе может свидетельствовать о наличии королевских или аристократических кровей, материальное благополучие, авторитет. Корона нередко сочетается в татуировке с другими элементами, чем может подчеркиваться превосходство над ними.

В целом можно сделать вывод, что татуировка с изображением герба указывает на желание человека показать свою принадлежность к определенной группе людей или государству, рассказать о своих принципах и целях в жизни либо поведать о сильных сторонах характера.

Стоит ли говорить, об отношении постсоветских людей к тату? Обладатели тату наверняка слышали в свою очередь не самые приятные высказывания, вроде: «Ты чего в наколках? Зэк что ли?» и много чего подобного. Но это можно легко объяснить, рассмотрев процентное соотношение тюремных тату ко всем остальным в СССР. Любители украсить тело появлялись так же среди военных и моряков, музыкантов и футбольных фанатов, да и просто в компаниях бунтарей-подростков.

Учитывая как внешнюю, так и внутреннюю изоляцию тату искусства в Советском Союзе до 80-х годов, развивалась тату исходя из более старых вариаций европейских тату, изменяясь под воздействием клиентов. «Олд-скул», выполняемый с минимумом деталей, можно сравнить с нынешним стилем домашней тату. В те времена татуировщики собирали машинки своими руками из подручных материалов, а вместо привычной для нас краски, использовали канцелярскую туш или жженый каблук и, простите за грубость, мочу.

Армейская татуировка

Историческая сводка

Не сложно предположить, что разгар военного тату в СССР пришелся на Вторую Мировую Войну. Нательное искусство не было легализировано и приравнивалось к членовредительству. Старшие по званию должны были пресекать все попытки сделать тату, а свежий рисунок могли заставить удалить теркой для овощей, например. Серьезно к этому относились в местах, где проблемы пострашнее возникали редко. Чем сложнее проходила служба, тем более лояльны были прапорщики и т. д.

Мотивы изображений

Классическая военная тату обычно не содержит сложных художественных и технических элементов, а содержит личную информацию солдата. Род деятельности, часть, в которой человек служил, даты, девизы, традиционные в различных ротах тау и прочее. Вариации позволяли нанесение обнаженных женщин или мелкие изменения привычных изображений.

Морская тату

Историческая сводка

В истории нательного искусства татуировки моряков занимают важное место одних из первопроходцев. Что же касается СССР, то сложно сказать, когда тату стали распространятся среди моряков. Есть данные, доказывающие, что в Первой Мировой моряки уже были «украшены», а есть источники, опровергающие данную информацию.

Мотивы изображений

В советском союзе татуировки не обладали художественными качествами, часто пытаясь изобразить обычную для морского волка атрибутику. Это могли быть фехтующие моряки, прекрасные русалки, морские чудища, суда или их отдельные части. Нередко можно было встретить тату-надписи, с лаконичной надписью «Нюра» или «Маня».

Тюремная тату

Историческая сводка

Татуировка в советской тюрьме - это не просто рисунок, это очень детализированный язык, который насчитывает огромное количество символов и значение которых в кругах не столь далеких, весьма легко объясняется. По некоторым данным, с 60-х по 90-ые в тюрьмах насчитывалось от 25 до 30 миллионов заключенных с наколками, а такие цифры не могут не впечатлять. Самый большой сборник тату из советских тюрьм, увидел свет после развала СССР и насчитывает более 3000 изображений (Russian Criminal Tattoo).

Мотивы изображений

Список символов очень велик, обычно отмечает важные имена и даты, характер преступления, статус в тюрьме, личные характеристики и важные обеты. В советском союзе возник особенный стиль тату, который восхищает мастеров по всему миру своей индивидуальностью и символизмом. Однако среди местного населения это тату презирается за происхождение и не воспринимается как нательное искусство.

Что еще почитать