Ритейл по новым правилам: что изменилось в законе о торговле. Правила торговли для ип продовольственными и непродовольственными товарами

В новой редакции частей 1 и 2 статьи 9 Закона № 381-ФЗ предусмотрено предоставление поставщику доступа к информации:

    о порядке отбора контрагентов,

    о существенных условиях договоров поставки

только путем ее размещения в Интернете - на сайте субъекта, торгующего через торговую сеть. Тем самым исключена альтернативная возможность предоставления такой информации в виде ответа безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.

Вознаграждение покупателю

Вознаграждение покупателю в связи с приобретением им у поставщика определенного количества продовольственных товаров теперь содержит две составляющие (ч. 4 ст. 9 Закона № 381-ФЗ):

    вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров. Оно может исчисляться в процентах от цены приобретенных продовольственных товаров;

    плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров. Она может быть включена в договор возмездного оказания услуг и определяться не в процентном выражении, а в фиксированной стоимости.

Если каждая конкретная услуга по продвижению товаров идентична для всех поставщиков, то есть имеет одинаковое содержание и объем действий, при оказании услуги разным поставщикам торговая сеть будет нести равные затраты. Установление торговой сетью цены договора оказания услуг по продвижению товаров в процентах от товарооборота (объема приобретенных торговой сетью у поставщика продовольственных товаров в денежном выражении за определенный период времени) будет приводить к установлению различных цен на одну и ту же услугу для разных поставщиков торговой сети и будет рассматриваться антимонопольным органом в качестве нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона № 381-ФЗ.

Запреты при продвижении товаров

Частью 13 статьи 9 Закона № 381-ФЗ установлены запреты на указанные в ней действия по продвижению товаров для хозяйствующих субъектов, торгующих продовольственными товарами через торговую сеть, и для поставщиков продовольственных товаров в торговые сети. При выявлении антимонопольным органом нарушений этих запретов он возбуждает дело об административном правонарушении без проведения расследования по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Запреты по дискриминации

Запрещающие нормы уточнены в части 1 статьи 13 Закона № 381-ФЗ. Изменения внесены с целью установления четких требований к участникам рынка и направлены на борьбу с практикой создания дискриминационных условий. При этом все разъяснения ФАС России, подготовленные в рамках применения статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", применимы к положениям статьи 13 Закона № 381-ФЗ с учетом особенностей субъектного состава статьи 13 Закона № 381-ФЗ.

Административная ответственность

С 15.07.2016 была скорректирована административная ответственность по нарушениям антимонопольных правил и по нарушениям требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров (ст. ст. 14.14, 14.42 КоАП РФ). Были предусмотрены запреты не только за включение запрещенных условий в положения договоров, но и за исполнение (реализацию) таких условий.

В связи с этим ФАС России сообщила:

    если условия договоров, заключенных до 15.07.2016 и подлежащих регулированию Законом № 381-ФЗ, не отвечают новым требованиям, то до 01.01.2017 за исполнение соответствующих договоров лицо не может быть привлечено к административной ответственности;

    если договоры были заключены после 15.07.2016 на условиях, не соответствующих новый правилам, то виновные лица подлежат административной ответственности.

Статья 14.40 КоАП РФ

Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.40 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ. Дела об этих правонарушениях возбуждаются с момента вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа.

Однако по статье 14.40 хозяйствующие субъекты могут быть привлечены к ответственности с учетом сроков давности, то есть в течение одного года со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - в течение одного года с момента его обнаружения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Срок давности исчисляется со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства РФ (ч. 6 ст. 4.5 КоАП РФ).

Под статью 14.40 Кодекса РФ об административных правонарушениях подпадают, в том числе, нарушения запретов по дискриминации из статьи 13 Закона № 381-ФЗ.

Статья 14.42 КоАП РФ

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении по статье 14.42 являются (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ):

    непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события правонарушения;

    поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения;

    сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения.

Сроки давности по статьям 14.41 - 14.42 Кодекса РФ об административных правонарушениях исчисляется в течение года со дня совершения правонарушения, а при длящемся - со дня обнаружения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). В этих случаях дело об административном правонарушении возбуждается немедленно после получения должностным лицом достаточных данных, свидетельствующих о совершении административного правонарушения в сфере законодательства о торговле (без проведения расследования по делу о нарушении антимонопольного законодательства).

И в заключение …

Практически идентичное разъяснение ФАС России уже давала в письме от 22.07.2016 № АК/50406/16. Из этого следует, что точка зрения антимонопольной службы устоялась и соответствует действующему законодательству, а значит, поводов для споров и санкций будет меньше.

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Правила торговли. Санкции (постановление Правительства РФ) с дополнениями и изменениями на 2018 год

@ ООО «Издательство АСТ», 2018

* * *

Постановление правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации


В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила продажи отдельных видов товаров;

Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

2. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. № 995 «О Правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 43, ст. 4092);

постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. № 109 «Об утверждении Правил продажи новых автомототранспортных средств» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 8, ст. 601);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 1994 г. № 553 «Об утверждении Правил продажи меховых товаров» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 7, ст. 762);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 1994 г. № 684 «Об утверждении Правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 9, ст. 1006);

постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 169 «Об утверждении Правил продажи товаров по заказам и на дому у покупателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 9, ст. 761);

постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 1996 г. № 595 «О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 21, ст. 2517).

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Правила продажи отдельных видов товаров

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

(в ред. постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104, от 06.02.2002 № 81 (ред. 23.05.2006), от 12.07.2003 № 421, от 01.02.2005 № 49, от 08.02.2006 № 80, от 15.12.2006 № 770, от 27.03.2007 № 185, от 27.01.2009 № 50, от 21.08.2012 № 842, от 04.10.2012 № 1007, от 05.01.2015 № 6, от 19.09.2015 № 994, от 23.12.2015 № 1406, от 23.12.2016 № 1465)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.

2. Под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Под продавцом понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи (далее именуется – договор).

3. Режим работы продавца – государственной или муниципальной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

Режим работы продавца – организации иной организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя устанавливается ими самостоятельно.

В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности.

4. Ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания определяются продавцом самостоятельно в соответствии с профилем и специализацией своей деятельности.

При осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется – разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, медицинских изделий, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

(абзац введен постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 81, в ред. постановлений Правительства РФ от 12.07.2003 № 421, от 27.03.2007 № 185, от 04.10.2012 № 1007, от 05.01.2015 № 6, от 19.09.2015 № 994)

5. Продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 5 в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

6. Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров.

7. Продавец обязан иметь и содержать в исправном состоянии средства измерения, своевременно и в установленном порядке проводить их метрологическую поверку.

Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.

8. Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

9. Настоящие Правила в наглядной и доступной форме доводятся продавцом до сведения покупателей.

10. Продавец обязан довести до сведения покупателя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы, размещая указанную информацию на вывеске организации.

(в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

Продавец – индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если деятельность, осуществляемая продавцом, подлежит лицензированию, то он обязан предоставить информацию о номере и сроке действия лицензии, а также об органе, ее выдавшем.

Указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах.

Аналогичная информация также должна быть доведена до сведения покупателей при осуществлении торговли во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля осуществляется вне постоянного места нахождения продавца.

При осуществлении разносной торговли представитель продавца должен иметь личную карточку, заверенную подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца (при наличии печати), с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце.

(абзац введен постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 81; в ред. постановления Правительства РФ от 23.12.2016 № 1465)

11. Продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.

Информация в обязательном порядке должна содержать:

наименование товара;

место нахождения (адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), место нахождения (адрес) организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, для импортного товара – наименование страны происхождения товара;

сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

сведения об основных потребительских свойствах товара;

сведения об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;

срок службы (срок годности), если он установлен для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанного срока и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанного срока представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;

цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита – размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.

Если приобретаемый покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), покупателю должна быть предоставлена информация об этом.

Об имеющихся в товаре недостатках продавец должен предупредить покупателя не только в устной, но и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).

(п. 11 в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

12. Продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.

(в ред. постановлений Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007, от 23.12.2016 № 1465)

13. Продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Продажа ввезенных в Российскую Федерацию товаров, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, осуществляется на основании разрешения компетентного органа страны экспортера, а товаров, конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, – на основании разрешения уполномоченного органа.

(в ред. постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 81)

При продаже таких товаров продавец обязан предоставить покупателю по его просьбе сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего разрешения.

14. Продавец должен предоставить также другую информацию о товарах, предусмотренную федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

15. Информация о товаре, его изготовителе и продавце должна доводиться до сведения покупателя способами, установленными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а если указанными актами они не определены, то способами, принятыми для отдельных видов товаров.

(в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

Объем обязательной информации о товаре, его изготовителе, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

(в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

Информация о продавце, товарах и их изготовителях доводится до сведения покупателей на русском языке, а дополнительно, по усмотрению продавца, на государственных языках субъектов Российской Федерации и языках народов Российской Федерации.

16. Потребителю также должна быть предоставлена наглядная и достоверная информация об оказываемых услугах, ценах на них и условиях оказания услуг, а также о применяемых формах обслуживания при продаже товаров (по предварительным заказам, продажа товаров на дому и другие формы).

17. При продаже товаров покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с необходимыми товарами.

Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Продавец обязан проводить проверку качества и безопасности (осмотр, испытание, анализ, экспертизу) предлагаемого для продажи товара в случае, когда проведение проверок предусмотрено законодательством Российской Федерации или условиями договора.

(в ред. постановления Правительства РФ от 04.10.2012 № 1007)

18. Цены товаров, реализуемых продавцом, а также иные условия договора должны быть одинаковыми для всех покупателей, за исключением случаев, когда федеральными законами или иными нормативными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий покупателей.

19. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.

При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.

(п. 19 в ред. постановления Правительства РФ от 23.12.2015 № 1406)

20. Договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором между продавцом и покупателем.

При разносной торговле вместе с товаром (за исключением продовольственных товаров, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящих Правил) покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце, дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца.

21. Расчеты с покупателями за товары осуществляются с применением контрольно-кассовых машин, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев.

22. Предлагаемые продавцом услуги в связи с продажей товаров могут оказываться только с согласия покупателя.

Покупатель вправе отказаться от услуг, предлагаемых при продаже товара, а также потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за услуги, предоставленные без его согласия.

Продавец не вправе обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других товаров или обязательным оказанием услуг в связи с их продажей, за исключением случаев, когда товары по техническим требованиям не могут быть собраны и (или) установлены (подключены) без участия соответствующих специалистов.

В случае доставки крупногабаритного товара силами покупателя продавец обязан бесплатно обеспечить погрузку товара на транспортное средство покупателя.

23. Продавец обязан передать покупателю товар надлежащего качества, в таре и (или) упаковке за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки, в определенном наборе (комплект товаров) и комплектности, с относящимися к товару документами и принадлежностями.

(в ред. постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 81)

Требования к качеству, таре и (или) упаковке передаваемого товара, его комплектности, принадлежностям и документации, комплекту товаров, а также к условиям доставки товара устанавливаются законодательством Российской Федерации.

24. Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности.

25. При продаже товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок продавец не может продать товар другому покупателю в течение этого срока.

Если иное не предусмотрено договором между продавцом и покупателем, неявка покупателя или несовершение иных необходимых действий для принятия товара в течение определенного договором срока могут рассматриваться продавцом в качестве отказа покупателя от приобретения товара.

26. Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу. Продавец обязан сообщить покупателю, потребовавшему обмена непродовольственного товара, о его поступлении в продажу.

Требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца, за исключением товаров, не подлежащих обмену или возврату по указанным в настоящем пункте основаниям в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

27. Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

соразмерного уменьшения покупной цены;

незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

возмещения расходов, понесенных покупателем или третьим лицом, на устранение недостатков товара.

(в ред. постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 81)

При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Покупатель вправе требовать замены технически сложного или дорогостоящего товара в случае существенного нарушения требований к его качеству (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, либо выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).

В отношении технически сложных товаров указанное требование покупателя подлежит удовлетворению согласно Перечню таких товаров, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

В случае обнаружения недостатков товара, свойства которого не позволяют устранить их (продовольственные товары, парфюмерно-косметические изделия, товары бытовой химии и другие товары), покупатель вправе по своему выбору потребовать замены такого товара товаром надлежащего качества либо соразмерного уменьшения покупной цены.

Вместо предъявления указанных требований покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

При этом покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.

При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за его полного или частичного использования, потери им товарного вида или других подобных обстоятельств.

В случае предъявления покупателем требования об устранении продавцом недостатков товара длительного пользования или замены такого товара покупатель вправе одновременно потребовать предоставление ему на период ремонта или замены товара ненадлежащего качества аналогичного товара надлежащего качества, за исключением товаров по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на которые это требование не распространяется.

28. Продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у покупателя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Покупатель вправе участвовать в проверке качества товара.

При возникновении спора о причинах появления недостатков товара продавец или организация, выполняющая функции продавца на основании договора с ним, обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Покупатель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

(в ред. постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 81)

Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований и не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

(абзац введен постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 № 81)

29. Сроки удовлетворения продавцом требований покупателя, а также ответственность за нарушение этих сроков определяются в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

30. Покупатель вправе предъявить указанные в пункте 27 настоящих Правил требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня продажи товара покупателю. Если день продажи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара.

(в ред. постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 81)

Срок годности товара определяется периодом, исчисляемым со дня изготовления товара, в течение которого он пригоден к использованию, или датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Если покупатель лишен возможности использовать товар вследствие обстоятельств, зависящих от продавца (товар нуждается в специальной установке, подключении или сборке, в нем имеются недостатки и др.), гарантийный срок исчисляется с даты устранения продавцом таких обстоятельств. Если день доставки, установки, подключения, сборки товара установить невозможно, гарантийный срок исчисляется со дня заключения договора купли-продажи.

(в ред. постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 81)

Для сезонных товаров (одежда, меховые товары, обувь и другие товары) гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения покупателей.

В случае если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, продавец несет ответственность, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

(в ред. постановления Правительства РФ от 06.02.2002 № 81)

31. Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем при условии, что недостатки обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю либо в пределах более длительного срока, установленного в соответствии с федеральным законом или договором.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового, товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Согласитесь, что такие договоры торговые организации заключают каждый день. В нашей статье мы расскажем об основных правилах, которые должны соблюдать эти фирмы.

Е.Е. Амарина, эксперт АГ «РАДА»

Фирмы и предприниматели должны соблюдать определенные правила продажи товаров. Они установлены постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 и действуют на всей территории России (далее - Постановление).

В соответствии со статьей 14.15 Кодекса об административных правонарушениях за нарушение этих правил торговая инспекция вправе оштрафовать:

  • фирму - на сумму от 10 000 до 30 000 рублей;
  • руководителя - от 1000 до 3000 рублей.
Этих правил много. В статье мы расскажем об основных их них. Начнем по порядку.

Информация для покупателя

Знакомство покупателя с магазином начинается с его вывески. Она должна размещаться на видном месте перед входом в помещение. Для того чтобы покупатель сразу понял, какой перед ним магазин и как он работает, вывеска должна содержать следующую информацию:
  • наименование организации и ее профиль;
  • режим работы;
  • название организационно-правовой формы торгового предприятия;
  • юридический адрес организации.
Кроме того, продавец-индивидуальный предприниматель должен предоставить покупателю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшей его организации. Эти данные можно разместить на стенде, информационной доске магазина и т. д. Главное условие - чтобы эта информация находилась в доступном для покупателя месте.

Если деятельность магазина подлежит лицензированию (например, аптека), то он также обязан предоставить данные о номере и сроке действия лицензии, а также об организации, ее выдавшей.

При осуществлении торговли во временных помещениях (ярмарки, торговля с лотков и т. д.) покупателям должна быть предоставлена аналогичная информация. Об этом сказано в пункте 10 Постановления.

Организация работы в магазине

После ознакомления с вывеской покупатель входит в магазин. Чтобы человек лучше ориентировался в незнакомом помещении, продавец должен позаботиться об удобном размещении информации в торговом зале.

В письме Роскомторга от 17 марта 1994 г. № 1-314/32-9 предприятиям розничной торговли рекомендуется сообщать о себе следующую информацию:

  • указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;
  • фамилию и инициалы работников торгового зала (на их рабочих местах или нагрудных знаках);
  • перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
  • порядок обмена товаров.
Помимо этого в доступном месте надо повесить выписку из правил розничной торговли отдельными товарами и телефоны организаций, контролирующих работу данного магазина.

Обратим внимание: на предприятиях, торгующих мясом, на видном месте должна размещаться схема разруба мяса по сортам. Согласитесь, что такое приходится видеть довольно редко.

Остановимся подробнее на оформлении ценников на товары. Поскольку местные власти предъявляли различные требования к их оформлению, Роскомторг выпустил письмо от 13 марта 1995 г. № 1-304/32-2 «О порядке оформления ценников на реализуемые товары». В нем рекомендуется указывать в ценниках определенные реквизиты. Например, для весовых продовольственных товаров нужно указывать наименование товара, сорт (если товар имеет сортность), цену за грамм или сто граммов. Для товаров, продаваемых в розлив, указываются наименование товара и цена за единицу емкости. А для штучных или фасованных товаров - наименование товара, емкость, вес и цена за фасовку.

Отметим, что эти правила существуют как для продовольственных, так и непродовольственных товаров.

Обратите внимание: товары, расфасованные непосредственно в магазине, должны иметь вкладыш, на котором будут указаны наименование товара, вес и цена за фасовку. Эта же информация может содержаться и на упаковке товара.

На ценниках и вкладышах все реквизиты должны быть нанесены четко, разборчиво, штемпельной краской (штампом), чернилами или пастой. Исправления в ценниках не допускаются. Ценники на все виды товаров должны быть подписаны материально ответственным лицом или работником, на которого возложена эта ответственность.

Кроме того, продавец обязан иметь в магазине измерительное оборудование для проверки веса, цены или размера товара. Продавец отвечает за его исправное состояние и должен своевременно и в установленном порядке проводить метрологическую поверку. Весы следует установить в торговом зале в доступном месте. На это указано в пункте 7 Постановления.

Также продавец должен иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по первому требованию (пункт 8 Постановления).

Информация о товаре

Продавцу необходимо создать для покупателя все условия, чтобы тот мог быстро выбрать товар, подходящий ему по качеству и цене. Для этого на видном месте должны быть указаны необходимые сведения о товаре и его производителе. Обязательной информацией является:
  • наименование товара;
  • цена и условия приобретения товара;
  • фирменное наименование и местонахождение (юридический адрес) изготовителя товара;
  • местонахождение организации, уполномоченной изготовителем или продавцом на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
  • обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар;
  • сведения об основных потребительских свойствах товара;
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
  • гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара;
  • срок службы или срок годности, если они установлены.
Если приобретаемый товар был в употреблении или в нем устранялся какой-либо недостаток, продавец должен заранее предупредить об этом покупателя. Информацию о недостатках товара следует сообщать как в устной, так и в письменной форме. Это можно указать на ярлыке товара, товарном чеке или любым другим способом.

Качество товара

Качество товара подтверждается сертификатом. С 1 июля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», который в течение семи лет поменяет правила сертификации товаров.

В соответствии с ним постепенно на смену привычным ГОСТам, являющимся на данный момент обязательными стандартами товаров, придут технические регламенты. Но они будут разрабатываться только в целях защиты жизни, здоровья людей, их имущества, а также окружающей среды. Стандарты качества, которые влияют на конкурентоспособность товара, теперь будут регулировать сами производители, причем добровольно. То есть обязательная и добровольная сертификации останутся, но список продукции, подлежащей обязательной сертификации, постепенно будет уменьшаться. Также вскоре будут разработаны и национальные стандарты качества продукции.

Продукция, соответствующая национальному стандарту, будет маркироваться знаком соответствия, а техническому регламенту - знаком обращения на рынке. Так что на смену привычному знаку качества со временем придут сразу два, и при покупке товара нужно будет обращать внимание на их наличие.

Пока технические регламенты еще не разработаны, и фирмам нужно руководствоваться действующими правилами сертификации товаров. В соответствии с пунктом 12 Постановления по требованию покупателя в магазине ему должны предоставить один из следующих документов:

  • сертификат или декларацию о соответствии товара;
  • копию сертификата, заверенную держателем подлинника сертификата, нотариусом или организацией, выдавшей сертификат;
  • товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) товара.
Эти документы заверяются подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

Режим работы

В соответствии с пунктом 3 Постановления режим работы организация-продавец устанавливает для себя самостоятельно. В случае временного приостановления своей деятельности магазин обязан своевременно сообщить покупателю о дате и сроках, когда магазин не будет работать. Например, при проведении плановых санитарных дней, ремонта и т. д. Для этого при входе в магазин на видном месте нужно повесить объявление с необходимой информацией.

При изменении графика работы магазина, например, в предпраздничные и праздничные дни, покупателей также следует проинформировать об этом заранее.

Со 2 января 2016 года действуют новые правила, по которым в торговле должны оформляться ценники на товары. О том, что это за изменения, какие у них положительные и отрицательные моменты, какие санкции предусмотрены за нарушения – об этом наш материал.

Постановление Правительства России о новых правилах оформления ценников было подписано 23 декабря 2015 года и уже через неделю, точнее, со 2 января 2016 года оно начало действовать.

Изменения означают, что если в магазине ценники были неоднообразные, например, в одном отделе они были написаны вручную маркером на бумаге, в другом отделе напечатаны на принтере, в третьем отделе на каких-нибудь стилизованных бланках и т. д., и это делать не воспрещалось, то сейчас закон в этом плане строг: абсолютно все ценники должны быть одинаковые. Кроме того, все ценники обязательно должны содержать следующую информацию о товаре:

  • Название.
  • Разновидность – сорт, вид, если есть такое деление.
  • Цену за вес (за 1 кг, за 100 граммов и т. д.) или за единицу.

Плюсы изменений в правилах оформления ценников в 2016 году

Как и любые изменения законодательства, новшества в правилах торговли, касающиеся оформления ценников, будут иметь как положительные, так и отрицательные моменты для тех, кто непосредственно с ними работает: для работников торговли, руководителей торговых предприятий, магазинов и ИП.

В целом специалисты в области торговли – представители бизнеса и эксперты по защите прав потребителей – изменения оценивают положительно: они считают, что новые правила пойдут на пользу. Прежнее требование оформления ценников на бумаге уже давно не соответствует современному состоянию торговли, это, скорее, архаизм прошлого века. К тому же «бумага» часто становилась источником и неоправданных трат, и лишней головной боли.

Дело в том, что по оценкам специалистов, в супермаркете среднего размера на замену бумажных ценников сотрудники тратят до 5 (!) рабочих дней в месяц. А при изменении цен на какой-то вид товара цена на бумажном ценнике не всегда изменяется оперативно, что приводит к излишней нервозности, когда покупатель о новой цене узнает только на кассе.

До изменений, согласно правилам, ценники должны были оформляться на бумаге. Кроме того, в некоторых магазинах ценники скреплялись печатью и подписью ответственного лица. Сейчас этого делать не нужно: на электронном табло, например, подпись и печать очевидно ставить некуда и незачем.

Электронные ценники и табло. Новые правила торговли разрешают использовать их со 2 января 2016 года. Главное, чтобы в торговой точке эти электронные ценники были единообразными. А вообще, как оценивают специалисты, использование электронных ценников (табло) совершенно адекватно текущему современному состоянию торговли по нескольким причинам:

  • Удобство для предпринимателя. Электронные ценники (табло) позволяют оперативно производить изменения в ценах.
  • Удобство для покупателя. Электронное табло позволяет разместить в одном месте ценники по группе (группам) товаров, а также позволяет производить удобный поиск нужной информации в случае необходимости.
  • Система электронных ценников (табло) может быть интегрирована или являться функциональной частью учетной (бухгалтерской, торговой) программы. Это позволит максимально оперативно управлять ценообразованием и избегать ошибок.

Грифельные доски. Это примерно то же самое, что и доска в школьном кабинете, на которой пишут мелом. Такие доски актуальны для торговых предприятий (ИП) малого и микро-бизнеса, мелких баров и ресторанов. Плюс в том, что грифельные доски, на которых указана цена товара, теперь признаны официально, и никто не вправе сказать вам, указывая на такую доску, что у вас не оформлены или неправильно оформлены ценники. Главное, чтобы на грифельной доске была вся необходимая информация.

Минусы изменений в правилах

Минусы и неудобства, связанные с изменениями в новых правилах оформления ценников, касаются необходимости их переделать. Естественно, это не для всех, а для тех, у кого ценники были оформлены вразнобой, а также тем, чьи ценники не содержали всю необходимую информацию.

Владельцы многих мелких торговых точек, например, ларьков раньше оформляли ценники максимально простым способом: это был кусочек бумаги с написанной на нем авторучкой цифрой, обозначающей, собственно, цену. Такой элементарный ценник приклеивался на товар. Сейчас им придется все ценники поменять, как минимум написав, даже хоть и от руки, всю необходимую информацию – название товара, его сорт или вид, если есть, цену за единицу. В противном случае можно поплатиться штрафом.

ЕГАИС, «умные кассы», новые отчеты - к этим и другим новшествам, вступившим в силу с первых чисел января, власти готовили ритейл заранее. Подробности об основных изменениях в сфере торговли и общепита, читайте в статье Петербургского правового портала.

Предпринимателям, работающим в сфере торговли, в этом году придется немало потратиться. Начиная с 1 января 2016 года, им необходимо подключиться к ЕГАИС, позаботиться о закупке контрольно-кассовой техники нового поколения, перейти на новые санитарные правила. Власть, правда, дает бизнесу некоторые поблажки, предоставляя отсрочки по наказаниям и налоговые вычеты.

Статистический отчет об объемах торговли

() До 5 февраля 2016 года микропредприятиям в сфере торговли необходимо сдать специальный в Росстат «Сведения об оборотах розничной торговли и общественного питания микропредприятия». Согласно приказу ведомства, отчитываться по новой форме необходимо всем организациям торговли, в том числе реализующим автотранспортные средства, мотоциклы, их узлы и принадлежности, моторное топливо. В то же время физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сдавать такой отчет не должны. Микроорганизациям позволено передавать статистическую информацию в электронном и в бумажном варианте. При этом за несдачу отчета экономическому агенту грозит штраф от 20 до 150 тысяч рублей по статье 13.19 КоАП РФ .

Отчет и уплата налога на коммерческую недвижимость

() В 2016 году налогоплательщики, которые платят налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости, обязаны отчитываться перед налоговиками по итогам первого, второго и третьего квартала календарного года. Это предусмотрено поправками в . При этом правила отчетности могут быть отменены по решению властей в каждом конкретном субъекте. Поэтому не исключено, что не всем предпринимателям придется отчитывать перед ИФНС каждые три месяца. Кроме того, как ранее Федеральная налоговая служба, по итогам 2016 года налог на имущество с объектов недвижимости торгово-офисного назначения, исчисляемый исходя из кадастровой стоимости, придется платить не только собственникам таких объектов, но и организациям, владеющим ими на праве хозяйственного ведения.

Санитарные требования к продуктовым магазинам и кафе

() В 2016 году Роспотребнадзор готовится ввести новые санитарные требования к организациям торговли, реализующим пищевую продукцию. Они заменят пока еще действующие Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли, выпущенные в 2001 году и отредактированные в 2007-ом. Согласно , новые нормы станут обязательными для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых реализацией продуктов питания через магазины, склады, ярмарки, рынки и иные объекты. Причем переходный период для вступления их в силу, пока не запланирован. Среди новшеств от Роспотребнадзора – запрет на размещение в общих складских помещениях непродовольственных товаров и пищевой продукции. Аналогичное требование заработает и для объектов торговли: продавать в одном торговом зале продукты питания и иные товары запретят. Кроме того, все кулинарные изделия должны будут продаваться в упаковке, а пищевые продукты не разрешат паковать под вакуумом. Одновременно вводится запрет на реализацию яиц в отделах, где размещены неупакованные продукты, готовые к употреблению. Еще одно новшество: сотрудникам магазинов и кафе не разрешат больше самостоятельно нарезать торты и продавать их порционно. Обсуждаемые санитарно-эпидемиологические нормы также предусматривают некоторые новые требования к помещениям, где принимаются, хранятся и реализуются пищевые продукты.

Присоединение к ЕГАИС

() Согласно действующей редакции закона № 171-ФЗ о регулировании производства и оборота алкогольсодержащей продукции, с 1 января 2016 года к единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) должны присоединиться:
  • организации, производящие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху (кроме тех, ежегодные объемы производства у которых не превышают 300 тыс. дал указанной продукции);
  • организации, осуществляющие закупки, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
  • индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также алкоголя для последующей розничной продажи.
[М=134776] Для этого к началу года экономическим агентам необходимо было закупить специальные технические средства фиксации и передачи информации. Подробности о том, какое именно оборудование позволит предпринимателям своевременно и в полном объеме отчитываться перед государством, представлены на официальном сайте системы egais.ru. В связи с расширением списка пользователей ЕГАИС накануне нового года правительство обновило правила функционирования этой системы, а также уточнило, какую информацию необходимо передавать в Росалкогольрегулирование. Так, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи для их последующей розничной продажи, обязаны передавать следующие сведения:
  • данные о налогоплательщике, в том числе ИНН;
  • наименование, вид и код (по классификатору) закупаемой продукции;
  • информацию, содержащуюся в товарно-транспортной накладной и (или) международной транспортной накладной, справке, прилагаемой к товарно-транспортной накладной или к таможенной декларации;
  • номера, даты и время представления заявок о фиксации в ЕГАИС информации об организации/ИП, о продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции;
  • сведения о контрагенте (контрагентах) при поставке и закупке продукции (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, адрес);
  • данные об объеме алкогольной продукции, установленные по результатам инвентаризации алкогольной продукции, в том числе с указанием номеров федеральных специальных марок и акцизных марок, нанесенных на маркируемую алкогольную продукцию;
  • сведения о списании продукции в случае брака или иных причин.
Поскольку розничные продавцы алкогольной продукции отчитываются только по закупкам, а государство хочет усовершенствовать контроль за всем ее оборотом, Росалкогольрегулирование ввело с 1 января 2016 года новую форму журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. Этот документ необходимо заполнять организациям и ИП, продающим пиво, сидр, пуаре, медовуху, алкогольную и/или спиртосодержащую продукцию. Сам журнал можно вести в бумажном либо электронном виде, но сведения в него следует заносить не позднее следующего дня после реализации каждой единицы потребительской тары (упаковки) либо по факту вскрытия транспортной тары, используемой для поставки и последующего розлива продукции потребителю. О сроках и периодичности сдачи этого журнала ни в одном законодательном акте пока не сказано. Однако, в своих разъяснениях Росалкогольрегулирование уточняло, что данные из него налогоплательщики должны использовать при заполнении «алкогольных» деклараций, которые сдаются ежеквартально. При этом у инспекторов есть право контролировать порядок ведения журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также применять санкции при несоблюдении требований либо отсутствии этого документа. Согласно статье 14.19 КоАП РФ , за нарушение порядка учета продажи спиртных напитков должностных лиц могут оштрафовать на 10-15 тысяч рублей, а юридических – на 150 – 200 тысяч рублей. [М=135018] Что касается штрафов за неподключение к самой ЕГАИС, пункт 4 статьи 2 закона № 182-ФЗ гласит, что за непередачу сведений в нее до 1 июля 2016 года индивидуальных предпринимателей и организации наказывать не будут. Фактически законодатели дали бизнесу отсрочку на полгода для того, чтобы они привыкли к новым требованиям и научились взаимодействовать с системой. Кроме того, в Росалкогольрегулировании , что до 31 марта 2016 года не будут штрафовать организации и ИП за отсутствие необходимого оборудования и соответствующего программного обеспечения.

Новые форматы ценников

() Согласно обновленной редакции постановления правительства о правилах продажи отдельных видов товаров меняются требования к ценникам. Теперь вместе с традиционными бумажными ценниками в магазинах разрешается использовать и электронные, в том числе в виде любых визуально доступных носителей информации – бегущих строк, световых табло, стендов, грифельных досок. В то же время чиновники , чтобы при разносной торговле продавец (его представитель) мог представить прейскурант с указанием наименований и цен на все реализуемые товары.

Доля иностранных работников

() В конце 2015 года правительство выпустило постановление , согласно которому ограничивается доля иностранных работников, которые имеют право работать в сфере торговли. При этом никаких изменений в государственной политике не наблюдается. Как и в 2015 году, в 2016-ом доля иностранных работников не должна превышать 15% общей численности работников, торгующих алкогольными напитками (включая пиво) и табачными изделиями в специализированных магазинах. По-прежнему продавать лекарства в аптеках, а также работать на рынках и в нестационарных торговых объектах иностранным гражданам запрещается.

Рынки в капитальных сооружениях

() С 1 января 2016 года все сельскохозяйственные рынки и сельскохозяйственные кооперативные рынки, работающие в городах с численностью населения свыше 1 миллиона человек, должны «переехать» в капитальные здания и строения. Согласно поправкам к закону о розничных рынках, их расположение во временных сооружениях с начала этого года запрещено. Кроме того, с 1 января управляющие сельскохозяйственными рынками должны оборудовать торговые площади с соблюдением архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил.

Переход на «умные» кассы

() На протяжении всего прошлого года чиновники обсуждали, как наиболее безболезненно перейти на контрольно-кассовую технику нового поколения, оборудованную онлайн-передатчиком информации о совершенных операциях. в декабре о поэтапном переходе на «умные кассы», правительство недавно внесло в Госдуму законопроект , по которому в 2016 г. установка аппаратов, передающих информацию об операциях в реальном режиме, станет делом добровольным. Но уже с февраля 2017 г. предпринимателей могут обязать устанавливать фискальные накопители нового образца. Также через год им придется осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных. Новые правила для всех экономических агентов, по закону обязанных пользоваться ККТ, в полной мере заработают уже с 1 июля 2017 года. [М=135052] А к 1 июля 2018 года чиновники собираются перевести на обязательное использование ККТ индивидуальных предпринимателей, применяющий патентную систему налогообложения. С указанной даты им, согласно законопроекту, будет запрещено осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. В этом же законопроекте уточняется, что от обязательного применения ККТ освободят следующие виды деятельности:
  • продажу газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота;
  • продажу ценных бумаг;
  • продажу проездных документов (билетов) и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечение питанием учащихся и работников образовательных организаций;
  • торговлю на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся здесь торговых точек (магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автофургонов;
  • разносную мелкорозничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков;
  • продажу в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в утвержденном ассортименте;
  • торговлю в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговлю из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
  • торговлю вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • реализацию предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказание услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях;
  • продажу по номинальной стоимости почтовых марок и иных знаков, подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Не исключено, что в ходе обсуждения депутаты еще изменят предложенные правительством нормы. Кроме того, им предстоит законодательно утвердить размер налогового вычета на компенсацию расходов предпринимателей на закупку и установку новых касс. По некоторым , он может составить 18 тысяч рублей. Пока власть решает вопросы, связанные с распространением «умных касс» по всей стране, правительство продлило проведение эксперимента, в рамках которого данные о проводимых операциях передаются налоговым органам в электронном виде. Согласно постановлению N 1402 , участникам этого проекта разрешается применять имеющуюся в их распоряжении технику до 31 декабря 2016 года включительно. Несмотря на некоторые поблажки со стороны государства, предпринимателям, работающим в сфере торговли, в этом году делать бизнес будет непросто. Их положение усугубится, если депутаты во время весенне-летней сессии утвердят новые правила для торговцев, по которым сократится количество дней для оплаты поставленных товаров, снизятся ретро-бонусы, а контроль за торговыми сетями ужесточится. Не исключено, что власть примет и другие «жесткие» меры – изменит время продажи алкоголя, запретит продавать сигареты в определенные часы, откажется от круглосуточных магазинов, расположенных в помещениях, где раньше располагались квартиры. Как бы ни менялись события, читатели Петербургского правового портала узнают о них из первоисточников.

Что еще почитать