Сочинение на тему «Как я отпраздновала Масленицу

Каждый год в России провожают зиму Масленицей. Это неделя, когда устраивают народные гулянья, забавы и игры в честь того, что холода минуют и скоро наступит весна. А еще в неделю Масленицы люди готовят вкусные блины и в изобилии едят их! Так что она называется еще и Блинной неделей.

На этой неделе в среду зять обязательно наведывается на блины к своей теще. А в четверг празднуется Разгуляй. На улицах жгут костры, устраивают массовые игры, кулачные бои «стенка на стенку». В этот день катаются на лошадях и на санках со снежных горок. Самое интересное - это постройка из снега крепости, а потом попытки захвата этой снежной крепости «армией». Противники забрасывают друг друга снежками.

Масленица называется в народе Объедухой потому, что всю неделю надо есть блины: с маслом, с икрой, со сметаной, с вареньем, с мясом. Народным рецептам по приготовлению блинов поистине нет конца.

Конец Масленицы - это Прощенное воскресенье. В это день нужно попросить прощения у близких и знакомых за все, что причинил им неприятного. А когда прощения просят у тебя, нужно отвечать: «Бог простит». Такова старинная русская традиция.

В этот же день провожают Масленицу: переодеваются в ряженых, водят хороводы, пляшут и поют песни, влезают на шест за подарками. Я сам не раз участвовал в таком празднике. И конечно, самое главное - сжигают на костре чучело Масленицы в пестрой одежде. А когда сгорит чучело, это значит, что зима прошла. Наступает весна.

В феврале или марте издавна на Руси праздновали Масленицу. Это один из немногих языческих праздников, который дошёл до нас от наших предков — древних славян. Но связана она и с Церковью: это последняя неделя перед Великим постом.

Из истории праздника Масленица

Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепёшки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Древние считали блин символом солнца и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества. С введением христианства изменился и обряд празднования. Христианская церковь оставила главное празднование весны, чтобы не вступать в противоречие с традициями русского народа. Но сдвинула любимый праздник проводов зимы по времени, чтобы он не противоречил Великому посту, и сократила срок праздника до 7 дней. Поэтому после Крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.

Масленица получила своё название от церковного календаря, потому что в последнюю неделю перед Великим постом разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в православной церкви именуется Сырной. Дни Масленицы меняются в зависимости от того, когда начинается Великий пост.

* * *

В народе каждый день Масленицы имеет своё название.

Понедельник — встреча. К этому дню достраивались горки, качели, балаганы. Те, кто побогаче, начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с горок и отведать блинов. Звали родных и знакомых: «У нас-де горы готовы и блины испечёны — просим жаловать».

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей.

Четверг широкий разгул. С этого дня Масленица гулялась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам: катаниям с гор, балаганам, качелям, катаниям на лошадях, карнавалам, кулачным боям, шумным пирушкам.

Пятница тёщины вечёрки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.

Суббота — золовкины посиделки. Золовка — сестра мужа. Молодая невестка приглашала в гости на блины золовку. И должна была подарить ей какой-нибудь подарок.

Прощёное воскресенье — последний день Масленицы. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других священнослужителей и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят: «Бог простит».

Семь дней Масленица звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пёстрыми красками нарядов. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну.

Торговые ряды в Масленичном городке ломятся от всевозможных лакомств: бархатный чай из пузатых самоваров, душистые связки баранок, орехи, медовые пряники, да не обычные, а с узорами да надписями: «Кого люблю — тому дарю», «От милого подарок — дороже золота». Соленья, рыба, икра — ешь до отвала! Но самое главное — это блины! Блины подают с икрой, со сметаной, с красной и белой рыбой. Народ веселится, радуясь уходу надоевшей зимы и ожидая приход весны. Ведь круглый румяный горячий блин — это символ солнышка.

А когда ещё можно прокатиться на расписных санях так, чтоб захватило дух? Спуститься с огромных ледяных гор? Покружиться на гигантских каруселях? Закружит широкая Масленица в танцах и хороводах — ноги сами пойдут плясать под задорные частушки и прибаутки. А шуты и скоморохи насмешат до слёз. В балаганах и театрах — представления без конца. А тот, кто не захочет остаться просто зрителем на этом празднике, может сам поучаствовать в маскараде.

В воскресенье, последний день Масленицы, по языческому обряду торжественно сжигают чучело Масленицы (или чучело Зимы). Его делают из веток и соломы, наряжают в ветхую старенькую одежонку. Зачем? У наших предков это был символ избавления от всего ненужного, отслужившего свой век и надежды на обновление, достаток. Затем чучело торжественно сжигают на пустыре. Прощай, Масленица, до следующей зимы!

Масленица для русских — всё равно что карнавал для итальянцев, тем более что и первоначальный смысл праздников один и тот же: ведь в переводе с итальянского «карнавал» (carne-vale) означает «говядина, прощай!», а Масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась Мясопустом, потому что в эту неделю запрещалось есть мясо.

Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права.

Веселое расставание с зимой, озаренное радостным ожиданием близкого тепла, весеннего перерождения природы русский люд отмечал празднованием масленицы.

Можно с уверенностью назвать масленицу самым веселым, народным и сытным праздником, длящимся аж неделю.

Масленица - древнейший русский народный праздник, перешедший в настоящее время из дохристианских времен, сохранившись и после крещения Руси. Масленица была принята церковью как собственный религиозный праздник, получив название Сырной недели. Однако сути масленицы это не изменило. Масленица приходится на неделю, предстоящую Великому посту. По данной причине в это время люди отдыхали перед тяжелым и длительным Великим постом. Масленица всегда праздновалась с очень обильными застольями. Во время празднования масленицы было принято кушать много. Бытовало мнение людей, что тот, кто масленицу встретит в грусти, скуке так и проведет весь год до следующих проводов зимы. Неудержимое масленичное поедание всяческих яств и веселье являли собой предвестие благосостояния и успеха в домашних и деловых начинаниях. Блины, необходимый «спутник» масленицы, символизировали солнце. Проходило время, менялась жизнь, с Крещением Руси появились новые праздники, но масленица продолжала отмечаться. Масленицу встречали с той же неудержимой радостью, что и в древнеславянские века.

Масленица - это не один день празднования. Это недельный обрядовый праздник с вождением хороводов, плясками, песнями, игрищами. Важным элементом являлось сжигание тряпичного чучела Зимы.
Прощание с Масленицей оканчивалось в первый же день Великого православного поста «Чистый понедельник,» считающийся днем очищения от грехов. Обязательно в Чистый понедельник все жители мылись в бане, мыли посуду и чистили утварь.

Любой из дней масленичной недели имеет свое значение и название, говорящее о том, как поступать в этот день. Масленичная неделя это, как правило не только блины, походы в гости и посиделки в трактире, да и прямо на улице. Первым делом долг каждого русича-славянина был помочь прогнать холодную студеную зиму и пробудить природу от зимнего сна. Все традиции масленицы на это и были завсегда направлены.

В некоторых местах на Руси начиная с субботы перед масленичной неделей праздновали «малую Масленку». Данное событие происходило следующим образом: ребятня малыми группами бегала по деревне и у всех собирали лапти, а после встречали возвращающихся из города или с базара следующим вопрошанием: «Везешь ли Масленицу?» а вот тех, кто отвечал: «Нет», того шутя били лаптями.

А в воскресенье пред Масленицей ходили в гости к соседям, друзьям, родственникам, а также звали в гости. Всю масленичную неделю вообще нельзя было кушать мясо. И по этой причине последнее воскресенье в преддверии масленичной недели, называли просто и незатейливо - «мясное воскресенье»..В это воскресенье тести ездили звать зятьев «доедыватьть мясо».

Понедельник - это «встреча» Масленицы. В этот понедельник раскатывали ледяные горки. Считали, что чем дальше скатятся сани, и чем громче смех во время катания, тем лучшим и большим будет урожай. Был обычай - чтобы лучше в этом году выше росли растения, необходимо было качаться на качелях, причем чем выше, тем будет лучше.

Вторник - это «заигрыш». И именно в этот день начинаются забавные игры, за шутки и веселье угощают блинами.

Среда - звалась «лакомка». Название говорит за себя. Именно в этот день хозяйки следуют обычаю: «Что есть в печи - все на стол мечи!» Главным угощением были блины.

Четверг - зовется «разгуляй». Дабы подсобить солнышку и прогнать зиму, люд устраивал катания на лошадях по часовой стрелке, «по солнышку», быстро вокруг деревни. Самое важное и главное праздничное дело для мужчин в четверг - взятие или оборона снежного городка.

Пятница - это так называемые «тещины вечера». Зятья едут «к теще на блины», а тещи зятьев привечают, и угощают блинами.

Суббота - звалась«золовкины посиделки». В эту субботу ходят в гости к родичам, и угощаются блинами.

Воскресенье - называли «прощеный день». Было принято попросить прощения у родичей и знакомых, а после этого, обычно, поют и пускаются в пляс, провожая таким образом Масленицу.

Так и проходила масленая неделя. Во все времена, народ старался провести празднование ее веселее, ярче,сытнее, шумно, богаче. Принято было считать - как проведешь празднование масленичной недели таким и весь год будет!

Доклад на тему:

«Масленица»

Масленица - один из любимых русских праздников. Это праздник необычный, содержит в себе множество различных обрядов и традиций.

Самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжал каждый, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми коврами да медвежьими шкурами, крестьянские лошаденки вычищены были до блеска, украшены цветными ленточками и бумажными цветами. Особый задор катанию на санях придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой «молодые» ездили по улицам «казать себя», делали визиты родным и знакомым. Везде они оказывались в центре внимания, и это означало всеобщее одобрение и признание заключенного союза. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. «Новоженов» и помолвленных узнавали сразу: и по счастливым лицам, и по щегольским нарядам, а особенно по тому, что им положено было ездить обнявшись.

Катание с гор Катание с горок на Масленицу было повсеместным. В нем принимали участие все -- и стар и млад. Катанию с гор придавался особый смысл. Дети катались с гор все дни Масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды -- четверга. Все поженившиеся пары деревни должны были скатиться по одному разу. Катание с гор сопровождалось песнями, которые пели в основном девушки, ожидавшие своей очереди покататься. Как правило, со среды к катанию с гор и на лошадях активно подключалась и неженатая молодежь. Кое-где существовал даже обычай возить своих повивальных бабок. При массовых катаниях использовались большие сани, куда могли поместиться 8-10 человек во главе с «кормчим». Катались также на небольших санках, деревянных чурбаках, опрокинутых скамейках («козлы»), загодя приспособленных коробках с намороженным днищем («морозянки»), толстых кусках льда, вырубленных в реке.

Чучело Зимы - главный символ Масленицы

Кульминацией Масленицы остается сжигание чучела Зимы -- символ ухода зимы и наступления весны. Предваряют сожжение песни, игры, пляски, хороводы, сопровождающиеся угощением горячим сбитнем (медовым напитком) и блинами, и булочками - жаворонками. В качестве жертвоприношения (когда-то это именно так и осмысливалось) изготавливали огромную смешную и страшную куклу -- чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, как древний священный образ божества. Затем несли ее через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую «Масленицу»: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег («проводили Масленицу»). Этот обряд праздника плодородия связан с идеей возрождения через жертвоприношение и смерть; плодоносящих сил природы, обновления ее жизненной силы. Оказывается, в этот первобытный праздник народом был заложен глубокий смысл: рождение жизни через борьбу, смерть и воскресение. Христианская церковь пыталась искоренить этот праздник как языческий, но смогла лишь немного перенести его по срокам и сократить дни празднования с четырнадцати до восьми.

Другой вариант этого обряда выглядит так: на санках вывозят соломенную куклу больших размеров, наряженную в национальный костюм. Это Зима. Ее устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ней шутками, песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний голод и благодаря за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же Зима сгорит -- финальная забава завершает праздник: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в веселье и ловкости и завершается праздник Масленицы. А вот еще один деревенский обряд сжигания чучела масленицы, который происходил в воскресенье -- в последний день праздника (к сожалению, этот ритуал праздника почти утрачен). «Сударыню - Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягались трое молодых людей, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, сопровождавших Масленицу. За околицей устраивался большой костер. Давали чучелу Масленицы блин, после чего «Сударыня - Масленица» сжигалась на костре со словами: «Гори, блины, гори, Масленица!» Блинами как бы хоронили Масленицу, принося их в жертву (блины бросали в костер) как символ будущего плодородия. Ритуальное сжигание чучела Масленицы тоже имело древний смысл: уничтожение символа зимы было необходимо для воскрешения его силы весной в злаках. По представлению древних славян, взошедшие зерна -- как бы воскресший покойник; гибель зерна в почве необходима для возрождения его новой жизни в колосе.

Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд «проводов масленицы» состоял, главным образом, в разжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье -- лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра. У западных и южных славян русской «Масленице» соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи -- чучела, «проводами» которых завершалась масленичная неделя.

В центральных областях России «проводы масленицы» сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда.

Блины на Масленицу

Блины -- блюдо, обрядовое использование которого известно у восточных славян, главным образом у русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно. Основная символика блинов связана с представлением о смерти и потустороннем мире: блины посвящают умершим, символически кормят ими души предков, передают блины на «тот свет» в гробу с покойником и т.п. Посредниками между реальным и потусторонним миром выступают лица, являющиеся «извне»: нищие, странники, колядники, которым раздают блины. Блины предназначаются также суженому, первому встречному, пастуху, скоту, Христу, св. Власию, чучелу Масленицы, Морозу и др. Особое значение в обрядах имеет горячий, первый блин и блин, испеченный последним, сухой, лежащий сверху в стопе, в гаданиях -- соленый блин. Блины, блинчики, оладушки пеклись на Руси весь год, но все же именно они стали главным угощением и символом праздника Масленицы, видимо потому, что круглый румяный блин похож на жаркое летнее солнце, которого ждали всю долгую зиму. Каждая хозяйка имела свой особенный рецепт приготовления блинов. Рецепт этот передавался из поколения в поколение, от матери к дочке, потом к внучке и дальше. Пекли блины из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, иногда с добавлением пшенной или манной каши, картофеля, тыквы, яблок, сливок. В деревнях опару ставили еще в ночь на понедельник, чтобы с утра, к завтраку, на столе уже высилась стопка ароматных блинчиков «с пылу, с жару». Существовал интересный обычай: первый блин всегда был за упокой, его посвящают Власию или умершим. Блин, выпекаемый первым на масленой неделе, выкладывали «родителям» на слуховое окно, божницу, крышу или могилу, давали нищим в память о предках или съедали за упокой усопших. Если его клали на слуховое окошко «для душ родительских», то обязательно приговаривали: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!» В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул всех усопших. В обряде похорон Масленицы блин дают в руки чучелу, которое сожгут. Ели блины с утра до вечера, чередуя с другими блюдами. Особенной популярностью в этот период пользовались сдобные дрожжевые блины, которые продавались с лотков на каждом углу, подавались в трактирах и закусочных вместе со сметанкой, грибочками, икоркой, селедкой, килькой, взбитыми сливками, вареньем, медом. Запивали их чаем, сбитнем, горячим молоком. В знаменитых петербургских и московских ресторанах расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками.

Зазывание Масленицы в гости Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу к себе в гости во двор. Душа ль ты моя, Масленица, перепелиные косточки бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости, на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты ль, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Как навстречу Масленицы выезжал честной Семик в салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Приезжала честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Ей-то Семик бьет челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток. Как и тут ли честная Масленица на горах покаталася, в блинах повалялася, сердцем потешалася. Ей-то Семик бьет челом, кланяется, зовет во тесовый терем, за дубовый стол, к зелену вину. Входила честная Масленица, широкая боярыня, к Семику во тесовый терем, садилась за дубовый стол, к зелену вину. Как и она ль, честная Масленица, душой потешалася, умом повеселилася, речью наслаждалася! Приехала Масленица! Приехала Масленица!

Масленица веселый праздник, праздник больше уже весенний. Хорошо, что ее придумали.

К концу зимы надоедает мерзнуть, надоедают хмурые дни. И так здорово и радостно, наконец, распрощаться с надоевшей зимой и встретить Масленицу, как первую вестницу скорой весны.

Так получилось, что с самого понедельника мама пекла блины, и я питалась практически только блинами. Это вышло не специально, но мне понравилось.

В воскресенье всей семьей мы отправились в парк на праздникпроводов Масленицы.

В парке был концерт и конкурсы, были скоморохи. После концерта всех угощали блинами и чаем. Погода была не очень хорошая, и народу пришло мало. Так получилось даже лучше, душевнее, по-семейному.

Потом мы катались с горок. Было и здорово и страшно до жути. Горки оказались крутыми и очень быстрыми.Давно так долго с горок не каталась. Катались все, кто пришел на праздник. Визг и писк стоял невообразимый.

Уже ближе часам к трем пошли сжигать чучело. Скоморохи пели песни и плясали. Костер с Масленицей на вершине получился грандиозный. И опять, как всегда мне было жалко веселую размалеванную куклу. Я сдерживала слезы, а моя сестренка рыдала в голос, прижавшись к маме.

Уставшие, пропахшие костром, мокрые насквозь и даже немного зареванные вернулись мы домой. Дома, чтобы успокоить сестру сшили с ней маленькую тряпочную куколку — Масленицу и уложили ее спать в лучшую кукольную кроватку. Сестренка успокоилась и тоже уснула.

Что еще почитать