Церковный развод. Церковный развод: процедура «развенчания» супругов

При сотворении людей брачный союз Бог установил для неразрывного соединения супругов в одну плоть, так что христианский закон провозглашает святость семейного союза и его нерасторжимость. Это поддерживает достоинство человеческой природы, с одной стороны, и с другой, дает благо нашей жизни: Церковь дает нам правила счастливой семейной жизни.

Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать канонические основания для развода, существующие сегодня, что является лишь его юридической, формальной стороной, логика которой такова: он допускается, когда брак фактически утратил свой смысл. Это не инструкция о том, как разводиться «по-церковному», а всего лишь указания на то, что делать, если брак уже распался. Недаром в Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить у епископа, если человек после распада брака решил вновь создать семью.

Основной вопрос темы нашей беседы должен был бы звучать иначе: «При каких обстоятельствах можно говорить о том, что брак утратил смысл?» Сам Господь в Евангелии вполне определенно указывает на одно единственное основание для расторжения брака - это вина прелюбодеяния: «кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (Мф. 19:9).

Исповедуя этот взгляд на брак, Церковь, однако, не могла не считаться с человеческими слабостями, со злой волей людей, находящихся внутри Церкви. Исходя из принципа икономии снисхождения и милости к немощам людей, но основываясь на двух первоначальных причинах развода (смерти одного из супругов и измены одного из них) она сформулировала целый ряд других. Как например, к смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшаяся сторона признается вдовствующей и не обязана томиться далее в безнадежном ожидании.

Развод, как наказание

Церковное брачное право, в том числе нормы, касающиеся расторжения брака, формировалось на протяжении столетий. При этом канонисты опирались на евангельские заповеди, хотя им приходилось учитывать особенности светского законодательства. Основные условия заключения и расторжения брака, запечатленные в канонах Русской Православной Церкви, заимствованы из Византии, однако со временем они претерпели некоторые изменения, впрочем, не очень существенные.

Когда развод на основании лишь взаимного согласия супругов был исключен из византийской правовой практики, сохранилось несколько причин, дававших законное основание для расторжения брака: прежде всего, измена, а также те случаи, которые можно было рассматривать как аналогию супружеской неверности или смерти.

Измена одного из супругов доказывалась в суде с помощью свидетельских показаний, либо фактом рождения ребенка или беременностью, при условии долговременного отсутствия мужа. К измене приравнивалось и добрачное распутство жены, в том случае если муж не знал о нем до свадьбы. Измена переставала быть причиной для развода, если обе стороны оказывались виновны в ней, а также, если пострадавшая сторона уже простила супругу его преступление прямо или косвенно, т.е. продолжая с ним жить семейной жизнью. Государственный преступник лишался гражданских прав, поэтому супруга была обязана прекратить брак. В России до 1917 года не требовалось обязательно разводиться с политическим преступником (всем известен случай с женами декабристов), однако лишение свободы на длительный срок или ссылка на вечное поселение в Сибирь давало право другой стороне требовать развода.

Расторжение брака не по вине супругов

Причинами безусловного расторжения семейного союза, не связанного с проступком одного из супругов, являлась, например, неспособность к супружескому сожитию, приобретенная до вступления в брак (жена могла искать развода по этой причине лишь через 2 года с момента начала семейной жизни). Бесплодие жены, в отличие от языческого римского права, не признавалось основанием для развода. Сумасшествие супруга, будучи препятствием к браку, не могло служить основанием для его расторжения, если проявлялось уже после создания семьи. По византийским нормам безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет для гражданского лица и 10 лет для воина, пропавшего на войне, приравнивалось к смерти, и оставшийся супруг был волен заключить новый союз. В том случае, если после вступления жены во второй брак первый муж возвращался, он имел право вернуть свою супругу. Однако, пленение воина не являлось основанием для развода с ним. Брачный союз также расторгался при обоюдном произнесении супругами монашеских обетов, равно как и в силу монашеского пострига одного из них, с согласия другого. При этом гражданские законы Византии, приравнивая монашество к естественной смерти, не лишали оставшегося в миру возможности вступления во второй брак.

Возрастные ограничения

Если браку предшествовали обстоятельства, делавшие его заключение невозможным, это также было основанием для расторжения семейного союза. В частности, это касалось возраста вступления в брак. В византийском праве он составлял 12-13 лет для женщины и 14-15 для мужчины. В России в начале XIX века было введено так называемое гражданское брачное совершеннолетие: 16 лет для женщины и 18 лет для мужчины соответственно (византийские нормы остались действительными для Кавказа). Если супруги по факту оказывались моложе, брак немедленно должен был быть прекращен принудительно, если только не родился ребенок или не наступила беременность. По достижении брачного совершеннолетия семейные отношения могли быть возобновлены без повторного венчания. Если муж и жена отказывались от этого, семейный союз считался расторгнутым. При вступлении во второй брак такие лица считались второбрачными и на них канонами налагались соответствующие ограничения.

Возрастные ограничения касались и вдовствующих, и старых дев, и старых женихов в равной степени. Предельным возрастом для вступления в брак для женщин считалось 60 лет, для мужчин предельный возраст канонами не был определен.

Вопросы, связанные с расторжением брака, рассматривались на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917 году. Перечень оснований для развода в итоговых документах Собора был значительно расширен. К их числу отнесено подтвержденное отпадение одного из супругов от Православной Церкви, систематическое издевательство одного супруга над другим либо тяжелая, неизлечимая душевная болезнь одно из них, причем приобретенная в браке. Причиной расторжения семейного союза признавалось также неизлечимая тяжкая заразная болезнь, в частности, сифилис и проказа.

О второбрачии

Церковь неодобрительно относится к повторным бракам и допускает их только по снисхождению к человеческим немощам. По каноническому праву повторно вступить в церковный брак может только тот супруг, который при расторжении брачного союза оказался пострадавшей стороной. Виновник развода мог вновь создать семью только в случае покаяния и готовности понести определенное Церковью наказание на это. Намеренное оставление супруга со времен Византии также рассматривалось, как основание для развода. При расторжении брака сторона, признанная виновной, лишалась права на создание новой семьи, невиновная сторона это право получала. С начала ХХ века было разрешено вступать во второй брак и тому, кто совершил супружескую измену, ставшую причиной развода. Однако, это было возможно не ранее срока окончания церковной епитимии, определяемого в 3,5-7 лет. Данная норма действует по сей день.

Как правило, вопрос о церковном разводе встает в тот момент, когда один из расторгнувших семейный союз супругов - как правило тот, который не был виновником распада семьи, избирает нового спутника жизни и решает обвенчаться с ним. Однако после отделения Церкви от государства гражданско-правовые последствия имеют только акты, совершенные в ЗАГСе, либо через суды, поэтому церковное признание факта прекращения брачных отношений ничего не значит при отсутствии государственной регистрации развода. Церковь может только учитывать сложившиеся семейные отношения. Если распад семьи - это объективная данность, в частности, если супруги уже давно не живут вместе, и восстановление семьи невозможно, церковный развод допускается по пастырскому снисхождению.

Церковное право, допуская повторный церковный брак (венчание), третий брак разрешает лишь в порядке исключения, при обязательном выполнении двух требований: лицо, вступающее в новый семейный союз, должно быть в возрасте не старше 40 лет и не иметь детей. Если после двух браков, даже в случае раннего вдовства, человек имеет ребенка, церковный брак не дозволяется. Если детей нет, но миновал сорокалетний возраст, брак также не дозволяется. Возможность четвертого брака церковными канонами вообще не рассматривается.

Беседовали Савельева A. и Кирьянова О.

Добрый день, дорогие наши посетители!

Каковы те причины, по которым сегодня Церковь допускает возможность развода для венчанных супругов?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«Первая и главная причина, как основание для развода, указана в Евангелии, когда Господь, в Нагорной проповеди, говорит о нерасторжимости брачного союза, кроме вины прелюбодеяния. То есть такого искажения брака, после которого можно говорить о том, что, по сути дела, он, как единство двух людей перед Богом, перестает существовать.

Ибо церковный развод – это не санкция супругам расстаться, это констатация того, что их брак уже перестал существовать, как такое единство, которое перед Богом в Церкви может быть освящено. И Церковь об этом свидетельствует: да, это трагедия, это беда, но этого больше нет. Грех прелюбодеяния разрушает брак или искажает его настолько, что он может быть скорее не сохранен, а воссоздан. Воссоздан покаянием, которое приносит согрешивший, и прощением, которое дарует невиновный в этом грехе. И речь здесь идет не о сохранении, а именно о воссоздании, о возрождении, о новом строительстве семьи.

Каждый, кто испытал такое несчастье, по опыту знает, что после прелюбодеяния одного из супругов, приходится заново восстанавливать и скреплять все истончившиеся или порванные ниточки отношений. И это становится возможным, если только есть действительная готовность простить. Но если прощение невозможно, то по церковным канонам, невиновному супругу дается право вступления в другой законный брак.

В исторической жизни Церкви был расширен круг оснований для развода, но это исходило из того же самого принципа, то есть присоединение к прелюбодеянию такого рода грехов, которые, по сути дела, также делают брак реально несуществующим.

И в Византии, и потом на Руси, и в более близкое нам время – на Церковном Поместном Соборе 1917–1918 годов, а затем – на юбилейном Соборе 2000 года – были перечислены причины, по которым допускается расторжение церковного брака. Собственно, достаточно будет упомянуть два последних церковных постановления.

Итак, на Соборе 1917–1918 годов говорится, что, кроме прелюбодеяния или вступления одной из сторон в новый гражданский брак, основанием для развода считается:

— Отпадение одного из супругов от Православия. То есть, в том случае, если он был верующим христианином, но после некоего внутреннего кризиса ушел или в другую веру (скажем, в какую-нибудь секту: к мормонам, к иеговистам, в московскую церковь Христа – и стал практикующим ее адептом, тем более в нехристианскую религию – к тем же кришнаитам), или просто стал воинствующим атеистом, то понятно, что такого рода отпадение делает невозможным церковный брак, и невиновной стороне дает право на развод.

— Неспособность к брачному сожитию одного из супругов, либо как следствие врожденных противоестественных телесных пороков одного из супругов, либо как следствие намеренного самокалечения, бывшее до брака. Скажем, вступая в брак, жених или невеста, по какому-то безответственному недомыслию сокрыли, что неспособны к нормальной брачной жизни. В таком случае, конечно же, второй супруг свободен от брачных обязательств. До революции была целая секта скопцов, да и сейчас есть некоторые нехристианские культы, также допускающие какие-то самокалечения, самооскопления. И ясное дело, если один из супругов впал в такое катастрофическое заблуждение, в такую ересь, то он просто, по определению, не может быть нормальным членом семьи.

— Заболевание проказой, поскольку эта болезнь поставляет человека вне всех социальных возможностей в силу необходимости его полной и пожизненной изоляции. Поэтому считать другого супруга связанным узами брака с тем, кто все равно будет оторван от него навсегда (я не имею в виду возможность материального попечения и окормления), Церковь также не считает необходимым.

— Заболевание сифилисом, ведь в девяноста девяти случаях из ста, если не в девятьсот девяносто девяти из тысячи, ответственность за это лежит на самом заболевшем, и не связана со случайными факторами.

— Длительное и безвестное отсутствие кого-то из супругов, который уехал неизвестно куда, бросил свою семью, и о нем нет никаких вестей. Или многолетнее отсутствие мужа, не вернувшегося с войны, когда уже истекли те естественные сроки ожидания, по которым можно надеяться на то, что он жив и вернется. Однако это только право на развод, но не обязанность. То есть это не значит, что вдова, ожидающая своего не вернувшегося с войны мужа, неправо поступит, если останется ему верной до конца. Конечно, она выше поступит. Но просто Церковь не связывает ее такого рода обязательствами на всю жизнь, тем более, если ей, на ее жизненном пути, еще встретится достойный человек.

— Осуждение мужа или жены к наказанию, соединенное с лишением всех прав состояния. Это дореволюционная норма судебного приговора, которая применялась к самым тяжким преступникам, скажем к убийцам или к покушавшимся на жизнь Государя. Понятно, что в наше время Церковь не считает жену серийного убийцы, о преступлениях которого она ничего не знала, связанной с ним узами брака, Церковь также не может возлагать на нее такие бремена.

— Посягательство на жизнь и здоровье либо супруги (супруга), либо детей – что сейчас происходит, как правило, в состоянии алкогольной или наркотической зависимости, когда человек впадает в некое неадекватное состояние и представляет угрозу для жизни близких. Конечно же, считать, что несчастная супруга такого наркомана должна претерпеть от него даже и убиение, когда он накурился очередного наркотика, в том числе, быть может, еще и детей, было бы противно самому смыслу любви, как закону церковной жизни.

— Снохачество и сводничество, то есть побуждение супруга к непотребным связям с другими лицами. (Кстати, под эту категорию подпадают и все участвующие в экстракорпоральном оплодотворении на стороне, даже несмотря на то, что элемент полового удовольствия здесь исключен.)

— Извлечение выгод из непотребств супруга (супруги). То есть такого рода аномальные ситуации, которые, к сожалению, сегодня имеют место, когда, скажем, муж побуждает свою жену к заведомо недоброй жизни и при этом извлекает для себя какую-то материальную выгоду.

— Неизлечимая тяжелая душевная болезнь, которая делает человека абсолютно и на всю жизнь неадекватным.

— Злонамеренное оставление одного супруга другим, к примеру, когда жена говорит мужу: живи-ка ты сам, как хочешь, у меня теперь своя жизнь, не лезь ко мне, как хочешь, так и обретайся. И выгоняет его из квартиры. Разумеется, это также является основанием для развода.

В настоящее время Собором 2000 года этот перечень оснований к расторжению брака дополнился такими причинами, как:

— Заболевание СПИДом (основания здесь такие же, какие и при заболевании сифилисом).

— Медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм и наркомания.

— Совершение женой аборта при несогласии мужа, увы, вошедшее в жизнь нашего Отечества скорее уже в XX столетии. То есть в том случае, если муж прилагал все возможные усилия к тому, чтобы не допустить убийства младенца во чреве матери, но она, вопреки всему, на это пошла, тогда понятно, что нравственное сознание мужа-христианина может противиться тому, чтобы и дальше жить с женщиной-детоубийцей».

Упоминание о возможности развода можно найти в Новом Завете. Иисус Христос определяет единственной причиной развода супружескую измену. «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).
Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Развод осуждается Церковью как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам, и особенно детям. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака.
Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради прихоти или для “подтверждения” гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом, а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод.
В 3 пункте 10 главы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» мы можем найти информацию о том, что в 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в “Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак:
отпадение супруга или супруги от Православия,
противоестественные пороки,
неспособность к брачному сожитию, наступившую
до брака или явившуюся следствием намеренного
самокалечения,
заболевание проказой или сифилисом,
длительное безвестное отсутствие,
осуждение к наказанию, соединенному с
лишением всех прав состояния,
посягательство на жизнь или здоровье супруги
либо детей,
снохачество, сводничество,
извлечение выгод из непотребств супруга,
неизлечимую тяжкую душевную болезнь,
злонамеренное оставление одного супруга другим.

В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
После церковного развода второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с канонами. В любом случае, Церковь благословляет максимум 3 брака.
«Церковный развод» можно получить обратившись в епархиальное управление по месту проживания (для жителей Подмосковья Епархиальное управление Московской епархии находится в Москве, в Новодевичьем монастыре (станция метро "Спортивная") с прошением на имя правящего архиерея имея с собой свидетельство о расторжении гражданского зарегистрированного брака и, если сохранилось, свидетельство о Венчании.

Венчание: потребность души или дань моде?

Само по себе венчание – очень красивый, торжественный обряд. Церковь, свечи, иконы, молитвы священника и прочее вызывают интерес и привлекают молодых людей, решивших соединить себя семейными узами.

Но часто они гонятся за красивыми фотографиями, видеосъемкой, новыми впечатлениями, при этом, совсем не задумываясь о том, что предстать перед алтарем и Богом – ответственный шаг, таинство, которое совершается над истинно верующими и уверенными в себе и своей половинке людьми. Поэтому в наше время обряд венчания для многих стал всего лишь модной процедурой, а после развода супруги пытаются узнать, возможно ли расторжение церковного брака, даст ли на это свое согласие церковь.

Что Бог сочетал, то человек разлучит?

Как таковой процедуры развенчания после развода в церкви нет, специального обряда для этого также не существует. Дается право не развестись, а обвенчаться снова, если на то будут веские канонические причины. Церковь вообще осуждает разводы и выступает против них, но существует снисхождение к людской немощи. «В беседе с фарисеями Господь Иисус Христос сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так». (Мф. 19 4-8). Сначала не было, но развенчаться все-таки можно.

Причины для расторжения венчанного брака прописаны в перечне, который в 1918 году составил и огласил Поместный Собор Русской Православной Церкви.

  1. Прелюбодеяние – первая и самая весомая причина.
  2. Отхождение от православия, принятие другой веры мужем или женой.
  3. Вступление во второй брак одним или обоими супругами.
  4. Неспособность к совместной жизни из-за самокалечения одного из супругов.
  5. Тяжелые заболевания (проказа, сифилис и др.).
  6. Отсутствие без вести одного из супругов более пяти лет.
  7. Посягательство на жизнь детей или супруга (супруги).
  8. Сводничество и снохачество.
  9. Неизлечимая душевная болезнь, вследствие которой человек не может отвечать за свои действия.
  10. Осуждение с привлечением к ответственности и наказанием одного из супругов.
  11. Насильственное заключение брака против воли одного из супругов.
  12. Бездетность.
  13. Незаконное заключение брака (при наличии законного супруга у мужа или жены, между людьми, состоящими в близком родстве).

Однако в современном мире этих причин оказалось мало, и в 2000 году список был дополнен. Поводом для развенчания после светского развода так же может стать:

  • заболевание СПИДом, наркомания или алкоголизм, подтвержденные медицинским заключением
  • аборт, сделанный женщиной без согласия супруга (за исключением случаев, когда он необходим по медицинским показаниям или беременность несет угрозу жизни женщины).
  • Как таковой церковный развод в корне отличается от светского. По сути, он состоит в разрешении и благословении церковью второго брака с признанием первого безблагодатным, нехристианским. Редко, но все же случается, что может быть благословлён и третий брак, но при этом все равно повторный и тем более последующие будут считаться тяжким грехом. Право на повторное венчание получает супруг, не виновный в первом разрыве супружеских отношений. Тот же, чьи поступки послужили развалу семьи, прежде должен покаяться и выполнить наложенную на него епитимью, причем срок и характер в каждом случае индивидуален.

    Многие люди сразу после развода не задумываются о необходимости развенчания. Но для истинно верующих людей этот вопрос крайне важен. Некоторые ощущают себя в каком-то смысле зависимыми от бывшего супруга, пока не состоится их церковный развод. Тем более появляется проблема, когда люди решают создать новую семью, женить или выйти замуж и пройти таинство венчания снова.

    Для проведения процедуры развенчания необходимо обратиться в областное Епархиальное управление, где подается прошение на имя епархиального архиерея, которое принимается в строго определенные дни. Прошение может подавать один из супругов, но письменное согласие второго также необходимо. Поэтому лучше на такое ответственное, важное мероприятие идти вдвоем. В прошении указывают:

    1. историю брака
    2. причину развода
    3. дату и место венчания.

    Также прикрепляют копию документа о венчании (если есть), копию свидетельства о гражданском разводе, письменное согласие супруга на развенчание. Заканчивается прошение словами «Прошу прощения за расторгнутый брак…». Полученные документы духовник представляет в Епархию, управляющий ставит свою резолюцию, после чего документ выдается бывшим супругам. В некоторых случаях для развенчания требуется, чтобы просящий уже находился в новом браке, свидетельство, о регистрации которого также представляют в Епархии. Тогда человек признается «свободным» от предыдущего венчания и ему разрешается новое. В этом случае расторжение церковного брака сводится к тому, что благословляется другой брак, уже официально зарегистрированный в государственных органах. Возможно, за эту процедуру придется и заплатить (примерно 250 руб.).

    Каждый церковный развод очень индивидуален и требует особого подхода. Единого регламента не существует. Если кто-то из ваших знакомых сумел расторгнуть предыдущий венчанный брачный союз и получить благословение на новый, это совсем не значит, что и у вас получится. Даже священники расходятся во мнениях в данном вопросе. Поэтому если вы решили развенчаться, то необходимо обратиться в Епархию, где и дадут совет, как правильно поступить. Но нужно быть готовыми к тому, что вас будут стараться наставить на путь истинный, примирить, убедить, что брачные узы, освещенные в церкви, должны быть вечными и нерушимыми, что в принципе, конечно, верно.

    После венчания у молодоженов остаются венчальные свечи и иконы, которые принято бережно хранить и почитать как семейную реликвию. Свечи можно спрятать, а можно поставить перед иконами. Их зажигают перед молитвой, если в семье случаются какие-то проблемы или один из супругов находится далеко. Следует оберегать свечи от посторонних людей: считается, что злой человек, завладев ими, может навлечь беду на супругов, которым они принадлежат. Но что делать со свечами, иконами и прочими венчальными атрибутами после развода? Некоторым людям становится не по себе хранить эти вещи в своем доме. Священнослужители советуют не связывать каких-либо мистических или суеверных представлений с венчальными предметами. Иконы не принесут в дом чего-то плохого, а свечи можно либо сжечь самим дотла, либо отнести в храм и, поставив, зажечь там. Не следует только передавать их кому-то, тем более, если вы суеверны.

    Семь раз отмерь

    Необходимо осознавать всю серьезность таинства венчания. Людям неверующим не стоит совершать обряд, в силу которого они не верят. Когда жених и невеста приходят в церковь заказывать церемонию, священник обязательно с ними беседует, чтобы выяснить действительно ли они являются верующими, крещенные ли и готовы ли хранить верность и почитать друг друга в церковном браке, подробно рассказывает и о самом обряде, и о подготовке к нему. Не каждый готов пройти все это, поэтому, прежде чем решиться на венчание, стоит несколько раз все обдумать, проанализировать. Прислушайтесь к себе: чувствуете ли вы в себе на самом деле потребность закрепить свой семейный союз в церкви, стоит ли обременять себя и свою половинку такими обязательствами, а ведь именно бременем становится венчанный брак, если совместная жизнь не удалась и семейная лодка дала течь.

    Как расторгнуть церковный брак?

    Никак. По Библии супруг один на всю жизнь.

    I Возлюбленный смерти I+++ Мыслитель (8169) 4 года назад

    стань атеистом хД

    Натали Просветленный (29520) 4 года назад

    Расторжение церковного брака

    Расторгнуть церковный брак может только архиерей или церковный суд, при наличии измены одного из супругов или других серьезных причин. Например, вины прелюбодеяния или обмана при произнесении свадебных клятв.

    Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Как говорится в Библии, "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует и женившийся на разведенной прелюбодействует". Церковь осуждает развод, как грех, потому что считается, что он приносит тяжкие душевные страдания и супругам, или кому-то из них, а также детям. В случаях если между супругами происходят конфликты, то Церковь настаивает на сохранении семьи и целостности брака.

    Перед венчанием священники должны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им важность и ответственность предпринимаемого шага.

    расторжение церковного брака реально при:

    измене или вступлении кого-либо из супругов в новый брак

    принятие одним из супругов новой веры, отлучение от православия

    неспособность к рождению детей

    длительное безвестное отсутствие

    осуждение к наказанию

    посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей,

    если брак был заключен незаконно (насильно, без уведомления о душевном расстройстве или другой тяжелой болезни, между близкими родственниками, при наличии законного супруга (супруги) и т. д.

    злонамеренное оставление одного супруга другим.

    Кроме этого, сейчас священники допускают церковный развод при медицински засвидетельствованных алкоголизме или наркомании, а также совершение женой аборта при несогласии мужа.

    После законного церковного развода, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии увеличивается. Епитимия - это наказание, форму которого определяет священник (пост, милостыня, паломничество и т. д.)

    Прошение о расторжении брака пишется на имя Архиерея (епископа, архиепископа, митрополита).

    ЧеШиР Мыслитель (6378) 4 года назад

    сходить обратно в церковь и развестись!

    Расторжение церковного брака или можно ли развенчаться после развода

    Вы клялись друг другу в вечной любви, и даже решили соединить ваш союз перед небом, то есть совершить обряд венчания. Но в нашем зачастую легкомысленном мире не каждый держит обещанные слова и по разным причинам семьи распадаются. Если решение о разводе обоюдное, то собрать документы и подать в ЗАГС сущий пустяк. Но можно ли совершить расторжение церковного брака? Как выглядит процедура развенчания и можно ли развенчаться? Многих заставали врасплох эти вопросы. Попробуем разобраться.

    Основания для расторжения церковного брака

    Русская Православная церковь не одобряет развенчание и считает, что это большой грех. Христос называл лишь одну причину, по которой можно осуществлять развод - это прелюбодеяние, то есть супружеская неверность. Процедура прекращения христианского брака очень глубокомысленная, и требует серьезного на то основания.

    Поводом для развенчания по церковному законодательству могут быть:

  • измена одного из супругов
  • вступление одного из супругов в новый брак
  • отречение от православной веры
  • душевная неизлечимая болезнь, или смертельное венерическое заболевание
  • бесплодие, неспособность иметь детей
  • покушение на супружескую жизнь или детей
  • алкоголизм или наркомания
  • осуждение, признание виновным в преступлении
  • умышленное оставление семьи или длительное отсутствие (более трех лет)
  • супруга сделала аборт без согласия мужа.
  • В церковном законодательстве есть и мирские поводы. Например, несходство супругов характерами не ладные отношения с родней или неспособность содержать и обеспечивать семью.

    Мы видим, что оснований для церковного развода великое множество, хоть церковь очень старается сделать обряд венчания не просто официальным церковным браком, но и священным союзом двух людей, которые взяли на себя ответственность за своего супруга перед Господом Богом. Но если люди решили развенчаться, их иногда ничего не может остановить.

    Как оформить церковный развод

    Официальная часть процесса развенчания достаточно проста и незамысловата. Для этого супругам или одному из них необходимо составить прошение о расторжении их церковного брака. Образец заявления можно найти в интернете или спросить у служителей храмов и церквей. Документ рассматривается епархиальным архиереем. В бумаге следует обязательно указать:

  • предысторию вашего брачного союза
  • дату и время вашего венчания
  • место, где проходил обряд
  • основание для развода (из вышеперечисленных).
  • При подаче нужно приложить ксерокопию свидетельства расторжении гражданского брака и свидетельство венчания. После этого остается ждать решения. Каждое прошение рассматривается отдельно, в индивидуальном порядке. При наличии веской причины на развод, после процедуры развенчания, есть возможность получить допущение на новый церковный брак. Но этот шанс дается не всем и исключительно только после беседы с батюшкой. Важно знать, что венчаться человек может трижды за свою жизнь. Виновный супруг венчаться больше не сможет.

    Повторное венчание

    Церковь не одобряет второй брак, и относится к нему скептически. Исключение составляют овдовевшие супруги. Но все же повторное венчание не запрещено, а значит шанс получить благословение на новый брак есть. Но стоит понимать, что это духовная ответственность и идти под венец следует только тогда, когда есть искренняя необходимость и уверенность будущих супругов. В случае повторного венчания второбрачным ставится условие выполнения епитимии на усмотрение батюшки. Кроме того, он должен провести с вами беседу для выяснения готовности к венчанию и серьезности ваших намерений.

    Правила венчания

    Перед венчанием внимательно ознакомьтесь с правилами. Основные из них:

    1. Оба супруга должны быть православными, крещеными людьми. Не допускается венчание если один из брачующихся исповедует другую веру
    2. Таинство венчания может произойти только после официального заключения брака в органах ЗАГСа.
    3. Должно быть искреннее желание создать семью и хранить верность супругу до гробовой доски.
    4. Духовно подготовиться. Пройти таинства причастия и исповеди, выдержать пост.
    5. Пройти беседу со священником. Договориться о дате венчания.

    Препятствия к созданию христианского брака

    1. Нельзя вступать в новый брак людям, уже находящимся в браке.
    2. Если человек хоть однажды стал виновником расторжения церковного брака.
    3. Несогласие родителей одной из сторон.
    4. Наличие у венчаемых кровного или духовного родства.
    5. Если один из супругов является атеистом и решил венчаться лишь по настоянию другого. Или же человек готовый принять обряд крещения ради последующего венчания.

    Прежде чем прийти к решению расторгнуть церковный брак взвесьте все за и против и оцените трагичность сей ситуации, ведь когда-то вы любили этого человека, иначе не согласились бы на столь важный шаг. Бог создал семью как единение двух людей на протяжении всей жизни. Тем, кто готовится к таинству венчания, совет осознать всю серьезность и ответственность предстоящего события.

    ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОШЕНИЙ О РАСТОРЖЕНИИ ЦЕРКОВНОГО БРАКА:

    1) Священником, совершавшим Таинство Венчания, должно быть произведено дознание о причинах расторжения брака.

    2) Согласно Основам Социальной Концепции, принятых Архиерейским собором РПЦ в 2000 году, поводом к расторжению брачного союза, освященного Церковью являются только: прелюбодеяние, вступление одной из сторон в новый брак, отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию вследствие намеренного самокалечения, заболевание проказой, сифилисом или СПИДом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь супруга или детей, сводничество, снохачество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимая тяжкая духовная болезнь, злонамеренное оставление одного супруга другим, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.

    3) В канцелярию Епархиального Управления на предмет расторжения духовного брака подаются следующие документы:

    а) прошения от разводящихся

    б) ходатайство священника с указанием причин (согласно п. 2)

    в) свидетельство о венчании (оригинал)

    г) свидетельство о расторжении гражданского брака (копия).

    4) Епархиальная комиссия рассматривает поданные прошения, и, после изучения, передает свое заключение на усмотрение Архиерея.

    Р азвод, как крайняя мера, может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью, как поводы для развод а. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для подтверждения гражданского развода, по слову Господню: Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мф. 19, 6).

    ОБРАЗЕЦ ПРОШЕНИЯ

    Его Высокопреосвященству,

    Высокопреосвященнейшему Евлогию,

    архиепископу Сумскому и Ахтырскому

    прихожанина (-нки) __ храма

    Ф. и. а,

    проживающего (-ей) по адресу:

    Просим Вашего свидетельства о расторжении церковного брака _________________ (Ф.И.О. супруга) с_______________ (Ф.И.О. супруги), совершенного_______ (дата) в___________ (название храма) города\села _____________ (название населенного пункта), который был расторгнут по причине ___________________ (указать действительную причину расторжения брака (Согласно Разъяснению № 1/1-01). До вступления в новый брак обещаю проводить свою жизнь в целомудрии и чистоте.

    ЕСЛИ ЕСТЬ НАМЕРЕНИЕ ВСТУПИТЬ В НОВЫЙ БРАК, ТО ДОБАВЛЯЕМ К ПРОШЕНИЮ:

    Одновременно прошу благословения на вступление в повторный брак с_________________ (Ф.И.О.) с совершением Таинства венчания по чину Православной Церкви.

    Дата подпись

    К сему прошению прилагаются:

    1. Свидетельство о расторжении брака гражданским судом (копия).
    2. Свидетельство о Венчании (оригинал).
    3. Медицинская справка (если есть необходимость).

    Порядок расторжения церковного брака

    По сути, процедура развенчания достаточно проста и не требует посторонней помощи.

    В органах ЗАГС при разводе не требуется указание причин и их объяснение, в суде тоже особо вопросов не возникает, в случае церковного расторжения брака необходимы серьезные основания и доводы.

    При данном виде расхода супругам необходимо подать прошение о расторжении брака епархиальному архиерею. Прошение рассматривается в индивидуальном порядке.

    Если архиерей посчитает причину весомой, то в таком случае бывшие супруги имеют право на новый брак.

    Что это такое

    Расторжение брака церковного и гражданского имеют существенные отличия. Церковный развод, по сути, дает право на разрешение второго брака и признает данный брак нехристианским.

    В церкви не приветствуют такие разводы и считают развенчивание большим грехом.

    Чем регулируется

    Основными актами церковного законодательства являются:

    Взаимосвязь церковного, гражданского и фактического брака

    Существуют такие виды браков:

  • церковный (освящается церковью и Богом)
  • гражданский (регистрируется государственным органом ЗАГС, выдается свидетельство о браке)
  • фактический (совместное проживание, которое никаким образом не оформляется).
  • Церковный и гражданский брак имеют взаимосвязь, т.к. таинство венчания возможно только после заключения брака в органах ЗАГСа.

    Причины расторжения

    Церковный брак может быть расторгнут только по весомым причинам:

  • супруг или супруга отреклись от православной веры
  • один из супругов изменил
  • супруг женился/вышла замуж
  • болезнь СПИДом или сифилисом
  • без вести пропал или осужден
  • супруга/ супругу признаны психически больными
  • аборт без согласия супруга.
  • По мнению церкви, такие причины являются существенными и весомыми при принятии решения о развенчании.

    Такие же причины как «не сошлись характером» или не нашли общий язык, отсутствие материального обеспечения семьи не могут быть основаниями для церковного развода.

    Измена

    Основной причиной развода согласно церковному законодательству является прелюбодеяние, в результате чего брак осквернен. Христианское учение не сразу было воплощено в жизнь, его правила противоречили традициям как еврейского народа, так и нормам римского права.

    По преданиям Евангелие верность должна храниться как с стороны мужа, так и жены.

    Но по решению церковного суда было решено, что это требование слишком высокое для общества.

    Суд брал во внимание нормы гражданского права, в основе которого лежало:

  • римское право
  • и включало христианские нормы.
  • Новая вера

    Если один из супругов решил принят другую веру, то обратиться с просьбой о развенчании имеет право тот, кто остался с православной верой.

    Новая семья

    Если супруг или супруга вступили в другой гражданский или фактический брак, то это может быть основанием церковного развода.

    Видео: причины развенчания

    Невозможность иметь детей

    При отсутствии у пары ребенка, а также неспособности их иметь, пара имеет право обратиться в церковь с просьбой о развенчании.

    Длительное отсутствие

    Согласно византийским преданиям, если супруг – военнослужащий и отсутствует в течение 5 - 10 лет, это приравнивается к смерти, и супруга имеет полное право вступить в новый брак.

    В случае, если супруг после нового брака жены вернулся, он в полном праве может вернуть свою супругу и восстановить брак.

    Если же военнослужащий оказался в плену и находился там все это время, это не являлось для супруги основание развода.

    Неизлечимое психическое заболевание

    В случае обнаружения у одного из супругов психического заболевания или он стал психически неуравновешенным, это дает право второму супругу обратиться о просьбе пару развенчать.

    Аборт

  • не уведомив об этом мужа
  • или же уведомив, но не получив от него согласия.
  • В таком случае супруг имеет право на прошение о церковном разводе.

    Рукоприкладство

    Если в семье применяется рукоприкладство, и постоянное насилие, то потерпевший в этой ситуации имеет право подать заявление о прошении на развенчание.

    Другое

    О том, как правильно провести процедуру расторжения брака с осужденным, написано тут.

    Образец прошения о расторжении церковного брака

    Написание прошения не составит труда, в нем нужно указать:

  • историю брака
  • дату совершения таинства венчания
  • где оно проводилось
  • и причину развода.
  • Помимо прошения, к нему нужно приложить определенные документы. Заканчиваться прошение должно словами «Прошу прощения за расторгнутый брак…».

    Кому подавать

    Прошение нужно подавать только в епархиальное управление епархиальному архиерею. Прошение будет рассмотрено Владыкой в индивидуальном порядке, после чего примет решение.

    Указание согласия второго супруга

    История брака

    Причину развода

    Дату и место венчания

    В прошении нужно указать:

  • дату вашего таинства венчания
  • и в каком соборе или церкви оно проходило.
  • Дополнительные документы

    К прошению необходимо приложить копию свидетельства о разводе гражданского брака.

    Если у вас есть документ о венчании, стоит приложить и его копию, а также согласие второго супруга на церковный развод.

    При подаче документов в Епархию, на них ставится резолюция, после чего документ выдается бывшим теперь супругам.

    Рассмотрение

    Епархиальный архиерей рассматривает предоставленное прошение и документы, и если он примет решение, что данные причины развода являются существенными, супругов развенчают и благословят на новый брак.

    Не знаете, какие существуют убедительные основания для расторжения брака? Смотрите здесь.

    Раньше не было понятия развода, люди женились и выходили замуж только раз в жизни. Иногда это случалось дважды, если один из супругов вдруг овдовел, а потом решил устроить свою личную жизнь и вновь обзавелся второй половиной, да и детям нужна полная семья. Как правило, вторую половину своему чаду выбирали родители, с их решением не спорили, подчинялись родительской воле беспрекословно, им ведь виднее, они жизнь прожили.

    Возраст девушек, когда они становились женами, равнялся примерно 15-16 годам от роду, это совсем ребенок, а вот мужьями мужчины становились уже довольно в преклонном возрасте, им часто было около сорока лет, потому как воинская служба длилась 25 лет. Молодых венчали, желали им много детей и семейного счастья. Как в действительности жила пара? Девушки лили слезы в подушку и мечтали о молодых парнях, иногда убегая с ними и наставляя своему законному супругу рога, но понятия развода в те далекие времена не существовало. Так и жили, со временем приходило уважение, в редких случаях любовь.

    Потом венчание ушло в прошлое, церкви упразднили, вера в России считалась противозаконной, за это можно было угодить в ссылку. Но все равно разводы, появившиеся в 20 веке, считались глубоким позором для семьи. Сейчас на дворе 21 век, и традиции прошлого возвращаются. Стало модно молодым произносить слова клятвы перед алтарем, да и сам обряд очень красивый. Часто слова, произнесенные в церкви, являются неискренними, молодые понимают, что не подходят друг другу, у них слишком разные характеры. Люди стали толерантнее, развод уже не является позором — это обыденное дело. Так что же такое церковный развод и как его получить, если такая необходимость возникла?

    Разводиться — это великий грех

    Храм никаких разводов не дает, такого понятия в церковном лексиконе не существует. Развод — мирское слово, которое придумали неверующие люди. Церковь же только может дать благословение на повторное венчание, если один из супругов умер.

    Но считается, что первый супруг все равно будет ждать свою половинку на небесах. Получается, что человек, который попросил благословение у церкви и вступил в брак повторно, имеет несколько супругов, а как же любовь?

    Даже сейчас повторное венчание считается исключением, а не закономерностью, подходить к святому таинству нужно осознанно, чтобы не возникло проблем с разводом.

    Кроме смерти одного из супругов существует ряд причин, когда церковь может дать свое благословение на повторный брак. Вот некоторые из них.

    Как получить церковный развод: причины

    Измена одного из супругов. Раньше это называлось не изменой, а прелюбодеянием. Муж или жена, застукав свою вторую половинку в постели с любовником, могли смело пойти в церковь и просить о разводе, раньше этим правом никто не пользовался, чтобы избежать позора. Но теперь измена считается довольно веским основанием для получения церковного развода.

    Принятие одним из супругов новой веры. Церковь не против других религий, но брак между людьми, которые верят в разных богов, является противоестественным. Поэтому церковный развод тоже может быть оформлен по причине принятия новой веры. Сюда же относится и отлучение от церкви. Сейчас от церкви никого насильно не отлучают, бог прощает даже тяжкие грехи раскаявшимся людям, но в старые времена отлучение от церкви встречалось часто, а отлученных людей называли ведьмами и колдунами, браки с ними были запрещены.

    Новая семья. Иногда люди, получив мирской, или светский, развод в ЗАГСе или суде, забывают о небесном браке и заводят новую семью, необязательно официальную, они могут жить и без брака. Но новая семья одного из супругов — достаточный довод для получения благословения у церкви на новый брак.

    Невозможность иметь детей. Хотя в 21 веке есть много медицинских приемов для возможности завести ребенка, например, суррогатное материнство или искусственное оплодотворение, но не все бездетные пары имеют достаточное количество средств, чтобы провести такую дорогостоящую операцию. Не каждая семья согласится взять приемного ребенка из детского дома, поэтому остается только одно — развестись и попробовать заиметь детей в новой семье. Церковь не противится такому желанию людей.

    Длительное отсутствие (более 5 лет) или отбывание наказания в местах лишения свободы. Конечно, бог прощает и тяжкие грехи, но человеку этого делать необязательно. Поэтому развод дают и тем, чьи супруги оступились и попали в тюрьму, чтобы у человека был шанс обрести счастье в новой семье. Если человек долгое время отсутствует, и от него нет никаких вестей, то это тоже может являться причиной церковного развода.

    Получить благословение у храма на новый брак можно и при наличии у второй половины неизлечимого психического заболевания, особенно такого, которое угрожает жизни здорового человека и всей его семьи, если есть общие дети.

    Рукоприкладство. Оформить расторжение предыдущего венчания можно, если есть возможность доказать факт рукоприкладства супруга или посягательства на жизнь и здоровье детей.

    Аборт. Если жена сделала аборт без ведома мужа, а он был против, то супруг имеет право развестись по церковным понятиям. Но это все в том случае, если у женщины не было медицинских противопоказаний к беременности и родам.

    Есть и некоторые другие причины церковного развода, например, сексуальные извращения или сексуальные домогательства до собственных детей.

    Как оформить церковный развод

    Чтобы получить развод, необходимо составить прошение и приложить к нему нужные документы:

    1. Само прошение о церковном разводе.
    2. Свидетельство о расторжении брака в миру, т.е. в ЗАГСе или суде (оригинал).
    3. Копию свидетельства о расторжении брака.
    4. Документ с указанием места и времени венчания.

    Чтобы получить развод у церкви, нужно правильно составить прошение. В нем необходимо подробно описать историю распада семьи и причины, которые этому свидетельствуют. Если один супруг тяжело болен или у него наблюдаются психические расстройства, то прикладывается копия медицинской справки, которая доказывает этот факт. Также в прошении описываются измены, прелюбодеяния и рукоприкладства, если подобные инциденты случались. Если у пары нет детей, а курс лечения длится более одного года, то это тоже подробно описывается в документе прошения о разводе.

    Документ прошения составляется на имя архиерея и подается в епархиальное управление.

    Что еще почитать