Методики развития памяти у детей разного возраста. Также на его работу благотворно влияют продукты. Игры на развитие зрительного внимания

Мозг человека имеет удивительную способность адаптироваться к окружающей среде и изменяться. Это называется нейропластичностью. У детей такая способность развита особенно хорошо. Так воспользуйтесь этим! Чтобы улучшить память, нужно постоянно учиться чему-то новому. Поэтому обучение вашего чада только одному «ремеслу» (например, только музыке или только рисованию) не всегда оправдано. Пусть хобби и увлечения ребенка сменяют друг друга. И важно: выбирайте деятельность для ребенка по принципу: «это ново - это сложно - это интересно»!

Еда для хорошей памяти: рыба (лосось, тунец, форель, скумбрия, сельдь); грецкие орехи; тыква; фасоль; листовые зеленые овощи (шпинат, брокколи); бананы; абрикосы; дыня; зеленый чай.

Не экономим на физкультуре и сне

Ежедневные тренировки тела повышают способность мозга обрабатывать и воспроизводить информацию. Секрет прост: физические упражнения увеличивают поступление кислорода в мозг, клетки «серого вещества» начинают работать активнее. И при этом уменьшается риск заболеваний, приводящих к ослаблению работы мозга.

Важность соблюдения режима для детей - неоспорима. Ведь кроме всего прочего после полноценного сна восстанавливаются навыки критического мышления и процессы памяти.

Обнимаем и целуем

Многочисленные исследования показывают, что ребенок, который растет в крепкой, дружной семье, лучше усваивает школьные знания. Почему? Да просто поддержка и крепкие эмоциональные связи важны не только для душевного здоровья, но и для здоровья мозга! Поэтому дарите любовь, обнимайте ребенка, заботьтесь о нем и занимайтесь с ним. Это станет залогом его успешной учебы.

Смеемся от души

В отличие от эмоциональных реакций, ограниченных определенными областями мозга, смех активизирует различные зоны. Когда ребенок шутит, смеется и слушает веселые рассказы, у него быстрее начинают работать области, отвечающие за процессы обучения и за творчество. Не зря говорят, что смех помогает мыслить шире и свободней. Научите ребенка самоиронии - вместо того чтобы грустить над неудачей, можно и посмеяться над собой. Научите видеть во всем только положительную сторону. Чаще смешите его и провоцируйте на шутки.

Учим приемы

Существует целый ряд приемов запоминания, которые легко и удобно использовать в учебе и повседневной жизни. Вот некоторые из них.

Визуальный образ. Посоветуйте связать слово, которое нужно запомнить, с приятным знакомым предметом, явлением, человеком. Изображение лучше представить ярким, красочным и трехмерным. Это может быть любимый персонаж, герой из мультика.

Акростих. Научите ребенка запоминать предложения следующим образом: «держим в голове» первые буквы каждого слова в этом предложении. Получается аббревиатура. Кстати, для примера - существуют книги со стихами и загадками-акростихами для детей. Отличная тренировка!

Акроним. А это обычная аббревиатура. Например, чтобы по географии запомнить названия озер или рек, выучим в определенной последовательности первые буквы их наименований. И когда придет время воспроизводить - аббревиатура всплывет! А за ней и реки подтянутся.

Метод локусов. Прекрасный способ запомнить информацию (например, исторические даты и сражения) - это «расположить» ее в своем воображении в хорошо известном месте. Например, в детской. На кровати - Крещение Руси, за столом - Ледовое побоище и так далее.

Рифмы и аллитерации. Повторяющиеся звуки и слоги помогают легко запомнить сложные факты и цифры.

Попробуйте сделать из таблицы умножения веселую считалочку.

Кстати

Мы не можем вспомнить что-то, если не уделяли этому знанию должного внимания. Любая «кодировка» информации занимает около 8 секунд.

При запоминании надо привлекать все свои органы чувств - слух, зрение, осязание, обоняние и вкус.

Можно попробовать связать информацию, которую нужно запомнить, с той, которую ребенок уже знает.

Для запоминания сложного материала нужно суметь сосредоточиться на понимании основных идей - и легко, доступно объяснить их для себя.

Посоветуйте ребенку отрепетировать перед зеркалом то, что он пытается запомнить. Может, он расскажет это с выражением или представит, что выступает перед классом.

Как только ребенок идет в школу, родители неминуемо сталкиваются с ситуациями, когда чадо становится рассеянным, отрешенным. И даже если с вечера всей семьей учили стихи, заданные учителем, то утром он едва может вспомнить пару строк. В полный рост перед семейством встает вопрос - как улучшиться память ребенка и как отличить проблемы с памятью от других проблем, преимущественно психологического плана, и банальной лени.

В этой статье мы расскажем, как проверить память ребенка и как ему помочь ее улучшить.




Особенности возраста

На вашего сына или дочку с началом обучения в школе ложится новая и непривычная ответственность: раньше все было просто и понятно, сейчас с ребенка требуют и в школе, и дома. От этого большинство детей впадает в тот самый период, который называют кризисом 7 лет. Они боятся не оправдать ожиданий самых дорогих для них людей - родителей, и уже начинают опасаться насмешек со стороны сверстников. От постоянного нервного напряжения страдает нервная система, дети становятся забывчивыми, рассеянными. Временное ухудшение памяти в этом возрасте является вариантом нормы развития.


Но есть и ребята, которым учеба дается легко и непринужденно.

Однако и у них бывают «пробелы» в памяти, но связаны они скорее с ленью в той или иной степени. Чтобы понять, почему ребенку в одно ухо влетает, а из другого вылетает, нужно внимательно наблюдать за чадом, чаще говорить с ним, меньше требовать и отказаться от всяких проявлений категоричности.


Проводим тесты

Проверить способности к запоминанию, хранению и воспроизведению информации можно самостоятельно. Для этого существует несколько простых тестов на память:

  • Тест Лурия. Эта методика исследования покажет, насколько у ребенка развита произвольная память, именно она является важнейшим элементом процесс обучения. Проводите тестирование в спокойной обстановке, желательно, в тихой комнате, чтобы ребенка ничто не отвлекало. Попросите чадо сесть поудобнее и постараться запомнить слова. Называйте без лишний спешки (с паузой в 2-3 секунды) десять слов, которые ребенок хорошо знает, но они не должны быть связаны между собой логически. Пример: кошка, школа, ложка, качели, лес, варенье, машина, море, молоко, слон.


Попросите ребенка воспроизвести те слова, которые он запомнил, и отмечайте на бумаге, сколько слов и какие из них он запомнил сразу.

Потом повторите словесный ряд и дайте вторую попытку, это даст возможность понять, какие слова чадо «зафиксировало» в голове во вторую очередь. Поблагодарите его и отложите продолжение теста на потом. Через час-полтора попросите ребенка вспомнить, какие слова вы называли, так станет ясно состояние способностей к воспроизведению новой информации (отложенное запоминание).

Если ребенок вспомнил 3-4 слова при первом подходе - это говорит о нормальной способности к запоминанию. При второй попытке чадо с нормальной памятью должно воспроизводить не менее 6-7 слов. Через час ребенок должен вспомнить не менее 6 слов. При высоких запоминающих способностях ребенок после второй попытки сможет назвать от 8-10 слов, а при низких показателях - от 0 до 2.


  • Тест Смирницкой. Этот тест позволит оценить состояние зрительной памяти, важной для учебы. Положите перед ребенком 10 картинок с самыми разными предметами (мяч, земляника, воздушный шар и т. д.), дайте ему две минутки, чтобы внимательно посмотреть на весь ряд, а потом попросите отвернуться и уберите 1-2 или даже три карточки. Попросите чадо ответить, чего не хватает. Если ему это удается с первой попытки, то все в порядке, но если даже с пятой попытки чадо затрудняется сказать, какие карточки отсутствуют - это довольно тревожный признак.


  • Тест на проверку долговременной памяти. Для проведения исследования можно использовать те же карточки с изображениями знакомых ребенку предметов. Положите их в ряд, а потом показывайте по одной и называйте, что там изображено. Потом карточки убирают и просят ребенка перечислить все 10 слов, которые прозвучали. Затем вернитесь к этому через полтора часа и попросите вспомнить, что было изображено на карточках и какие слова вы называли. Результат оценивают так: в норме ребенок запоминает при первом просмотре и прослушивании до 7 слов. После того, как пройдет час-полтора, он должен помнить не менее 5-6 из них.


Как улучшить память?

Если результаты тестирования вас мало удовлетворяют, самое время заняться улучшением памяти и внимания своего чада. Для этого есть несколько простых «домашних» методик, которые помогут ребенку уже через месяц-полтора запоминать материал легко и быстро, и воспроизводить через время с большой точностью.

Возьмите за правило каждый день спрашивать, как его дела.

Пусть рассказывает о своем школьном дне в самых детальных подробностях, вплоть до цвета резинки на волосах соседки по парте. Читайте с ним вместе, чаще задавайте уточняющие вопросы по содержанию книг. Запишите чадо в спортивную секцию, следите, чтобы он достаточно гулял и дышал свежим воздухом.


Эффективные упражнения и игры

  • «Путешествие в Африку». Поиграть в эту полезную игру можно вечером, даже за семейным ужином или по дороге в школу. Вы начинаете и говорите: «Я ездила в Африку и видела там слона!». Задача ребенка повторить названием вашего животного и добавить нового («Я ездил в Африку и видел там слона и мартышку!». Вы или третий член семьи должен перечислить уже названных зверей и добавить одного от себя (« Я ездил в Африку и видел там слона, мартышку и страуса»). Хорошо, если длина цепочки до первой ошибки будет 20-25 слов.


  • «Сыщик Шерлок Холмс». В эту игру можно поиграть во время прогулки, по дороге куда-нибудь и даже на собственной кухне. Назовите предмет, который находится в поле вашего зрения квадратной формы (коробка для крупы). Ребенок похватывает «эстафету» и называет второй квадратный предмет на вашей кухне (рамка для фотографии). Потом ваша очередь, а потом - снова слово ребенку. Как только вы вместе переберете все квадратные предметы в помещении, попросите чадо закрыть глаза и спрячьте один из них. Задача ребенка - найти пропажу.



  • «Большая разница». Предложите ребенку две одинаковые картинки, которые отливаются лишь незначительно (такие можно найти в интернете и распечатать). Попросите его за отведенное время (за 5 минут, например), найти все отличия. Упражнение постоянно усложняется, ребенку предлагаются более сложные картинка, а времени на поиск различий дается все меньше.

Детскую память можно и нужно развивать! Об этом неустанно твердят педагоги и ученые: мозг ребенка растет до 7 лет, и к этому времени детишки уже способны узнать и запомнить массу информации. Чем больше малыш будет разучивать, тем легче ему это будет даваться. И тем проще ему будет заниматься в школе и вузе.

Поэтому так важно тренировать память у детей, причем делать это можно чуть ли не с пеленок…

С рождения до года

Игры-запоминалки

Больше общайтесь с ребенком и тренируйте его тактильную память — пусть он прикасается к разным предметам и запоминает ощущения.

«Волшебные слова». Надо придумать 7-10 пар слов, связанных по смыслу: тело — нога, река — рыбка, яблоко — груша и т.д. Повторите несколько раз, выделяя пары интонацией. Потом называйте ребенку первые слова пар, а вторые пусть вспомнит сам.

«Магазин». Отправьте ребенка в «магазин», чтобы купить хлеб, кефир, картошку (всего 10 продуктов). А затем превратитесь в продавца: пусть маленький покупатель вспомнит как можно больше слов.

«Узнай предмет!» Надо завязать малышу глаза и поочередно класть ему в руку различные вещи. Пусть догадается, что это за предмет. После 3-5 исследований попросите назвать предметы в том порядке, в каком он их трогал.

Серия развивающих игр для учащихся 1-2 класса

Игры на развитие внимания и памяти, или Как преодолеть рассеянность и забывчивость

Игры на развитие зрительного внимания

1. Игры «Лото» и «Домино».

2. Игра «Найди два одинаковых предмета» . Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

3. Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

4. Игра «Найди отличия» . Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.

5. Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек» . Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

6. Игра «Нанижи бусинки». Ребенку предлагают образец или схему нанизывания бус (например: -ОХОХОХО-, -ОООХХ- ХООО-, -ООХХОХОХХОО-), нитку или проволоку, бусинки. Ребенок собирает бусы.

7. Игра «Срисуй по клеточкам» . Ребенку дают лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, в случае затруднения — пальцем или карандашом.

9. Игра «Назови предмет». Ребенку дают рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.

10. Игра «Сколько чего?» . Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на определенную букву — все стеклянные или металлические, все круглые или все белые предметы.

11. Игра «Дорисуй» . Ребенку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.

12. Игра «Зачеркни» . Ребенку предлагают таблицу, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.

13. Игра «Корректор» . Материал: листы с крупным печатным текстом. Попросите ребенка найти и вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву. Следите, чтобы он двигался по строкам. Фиксируйте качество работы ребенка (время, за которое он просматривает 3-5 строк, количество ошибок), поощряйте его за прогресс.

14. Игра «Разведчики» . Ребенку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

Игры на развитие слухового внимания

1. Игра «Что звучало?». Ребенку демонстрируют звучание разных предметов (игрушки, музыкальные инструменты). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучало.

2. Игра «Четыре стихии» . Играющие стоят в кругу и выполняют движения в соответствии с произнесенными словами: «воздух» — поднимают руки в стороны и изображают взмахи крыльев птицы; «земля» — садятся на корточки, руки вниз; «вода» — вытягивают руки вперед, изображают пловца; «огонь» — производят вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим и выбывает из круга.

3. Игра «Послушай и воспроизведи». Взрослый демонстрирует ритмичные удары палочкой по столу или хлопки в ладоши, и ребенку предлагается воспроизвести их.

Игры на развитие моторно-двигательного внимания

1. Игра «Кто и что летает?». Взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает: летает — и машет руками. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не поднимает руки.

2. Игра «Съедобное — несъедобное» . Дети образуют круг, в центре которого становится ведущий (взрослый или ребенок). Ведущий называет слова - названия самых различных предметов и бросает мяч одному из игроков. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему ведущим.

3. Игра «Ухо — нос — рот». Ребенок, услышав команду «Ухо», дотрагивается до уха. Услышав команду «Нос», дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибаться.

4. Игра «Запретное движение» . Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он делает разные движения руками, ногами и неожиданно показывает запретное движение. Тот, кто повторил его, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

5. Игра «Пожалуйста» . Ведущий дает команды детям и сам выполняет их, показывая движение. Но дети должны выполнить только те команды, в которых прозвучало слово «пожалуйста», несмотря на движения, которые показывает ведущий.

Игры на развитие памяти

1. Игра «Шкафчики». Для проведения игры необходимы шкафчики, склеенные из четырех и более спичечных коробков, мелкие предметы. Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирает на несколько секунд и показывает снова. Ребенка просят найти игрушку.

2. Игра «Что исчезло?» . На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет предмет, который исчез.

3. Игра «Что изменилось?» . На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Он отворачивается, одну игрушку добавляют или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

4. Игра «Художник» . Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

5. Игра «Запомни и воспроизведи».

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Вы хотите улучшить память, внимание и другие когнитивные функции? Тренируйте основные способности вашего мозга с помощью CogniFit! Программа автоматически определяет наиболее ослабленные когнитивные функции и предлагает режим тренировок, который подходит именно вам! Тренируйтесь регулярно 2-3 раза в неделю в течение 15-20 минут, и уже через несколько месяцев вы сможете заметить улучшения.

Постоянно повторяйте уже усвоенный материал, пройденные уроки, выученную информацию и вообще всё, что предполагает запоминание. Кривая забывания Эббингауза наглядно показывает, что только про постоянном повторении материала возможно его закрепление в памяти на длительный промежуток времени. Лучше всего запоминается информация, которая уже частично присутствует в нашем мозге, так как мозг постоянно связывается с уже имеющейся информацией и привязывается к ней. Так что если хотите улучшить и развить память – больше учите наизусть. Чем больше информации хранится в мозге, тем легче запоминается новое.

Спрашивайте у ребёнка, как прошёл его день, попросите назвать уточняющие детали – с какой игрушкой играл, что ел на обед/ завтрак, в каком платье была учитель или подружка, какую книжку им читали и пр.

Освойте различные мнемотехники для улучшения запоминания информации.

Мнемотехника “цепочка” или “репка” подходит для запоминания ряда слов. Нужно представить каждое слово в виде образа, и затем мысленно присоединить его к следующему слову. Важная деталь – образы должны быть равными по величине.

Мнемотехника “метод Цицерона” или “карта” также хорошо подходит для запоминания ряда слов. Каждое слово также представляется образом и раскладывается на хорошо известной территории – в квартире, в комнате, на столе. Затем нужно представить привычный маршрут следования и/или действий и просто “видеть” слова/образы. Например: захожу в квартиру – на коврике лежит апельсин, включаю свет – на выключателе приклеен слон, и т.д. Все образы также должны быть равной величины.

Мнемотехника для запоминания цифр очень хорошо помогает для запоминания номеров телефонов и прочей цифровой информации. Каждую цифру нужно представить в виде фигурки или некоего образа. Затем из образов составляется цепочка, которая запоминается так же, как и цепочка слов.

Для развития памяти необходима комплексная работа. Помимо постоянных тренировок памяти:

Обеспечьте правильный режим дня . Ребенок должен иметь достаточное количество часов для сна. Сон необходим для восстановления и снятия нервного напряжения, которое может вызвать сложности с запоминанием или воспроизведением информации. ?

Запишите ребенка в спортивную секцию . Спортивные нагрузки помогают работе мозга.

Больше гуляйте . Обеспечьте ребенку возможность получения достаточного количества кислорода.

Выполняйте кинезологические упражнения . Они помогают работе мозга и снимают лишнее напряжение.

Освойте с ребенком . Это поможет ему научиться контролировать свое тело, снимет лишнее напряжение и увеличит насыщение мозга кислородом.

Как тренировать память и внимание детей в домашних условиях?

10 способов развить память

  1. Играйте в повторения цифр (номера телефонов или просто произвольный набор цифр) – как в прямом, так и в обратном порядке.
  2. Играйте в пары слов. Придумайте 10 пар слов, Затем медленно повторите их вслух. После этого называйте первое слово, а ребёнок должен повторить второе. Сначала называйте связанные ассоциативно слова, а затем усложняя задачу – не связанные.
  3. Играйте в поход в магазин. Напишите список покупок и распределите роли. Покупатель должен купить всё строго по списку, а продавец проверить правильность покупки.
  4. Угадай, что это? Завязываем ребенку глаза и даём в руки небольшие предметы. Ребенок наощупь должен узнать предмет. После узнавания 5-7 предметов просим назвать их в первоначальном порядке.
  5. Играйте в карточки – найди пару. Игра хороша известна, но от этого не становится менее эффективной. Переверните рисунком вниз несколько пар одинаковых карточек, и затем, переворачивая попарно, находите одинаковые. Если перевернуты непарные карточки, то они вновь переворачиваются картинкой к столу. Если открыта верная пара, то она или убирается или остаётся лежать открытой на столе.
  6. Что изменилось, или кто лишний? На столе располагается 5-7-9 предметов/игрушек. Ребёнку предлагается запомнить, что именно находится на столе. После этого ребёнок отворачивается, а взрослый изменяет местоположение предметов и меняет часть из них на новые или добавляет/ убирает имеющиеся. Задача ребёнка – обнаружить изменения. Чем больше изменений будет найдено – тем лучше. Можно просить назвать изменение местоположения, что именно изменилось – добавилось, убавилось или повернулось другой стороной.
  7. Сравни списки. Разновидность игры “поход в магазин”. Родитель пишет ребёнку список слов (примерно 10 шт). Задача ребёнка – за 1 минуту запомнить этот список. После этого родитель даёт ребенку другой список, в котором 7 слов заменены. Задача ребёнка – найти те слова, которые были в первоначальном списке (то что он уже “купил”).
  8. Нарисуй по памяти. Родитель показывает ребёнку картинку на несколько секунд. После этого ребёнок должен зарисовать картинку по памяти. Картинка необязательно должна быть полноценным изображением, как мы привыкли ее понимать, это может быть набор геометрических фигур так или иначе наложенных друг на друга, т.е. любое изображение, которое может повторить ребенок. Также вы можете использовать техники .
  9. Поиграйте в поход в “темноте”. Завяжите ребенку глаза и попросите пройти аккуратно по квартире в нужном направлении. Например, дойти до кухни или принести со стола книгу. Чем меньше предметов будет при этом задето, тем лучше выполнено задание. Естественно, при этом обеспечьте безопасность прохода ребенка.

    Дипломированный психолог в области телесно-ориентированной психологии и психокоррекции с 2014 года. Ведёт психокоррекционные группы и занимается личной практикой. Прошла курсы повышения квалификации по программам: “Физиология центральной нервной системы”, “Психодиагностика”, “Нейролингвистическое программирование”. В настоящее время обучается в магистратуре по профилю “Нейролингвистика” и на курсах МГУ “Нейрофизиология поведения”, “Нейропсихология”.

Что еще почитать