Что делать, если ваш ребенок использует нецензурную лексику? Психолог Софья Шокотько рассказала корреспонденту , что когда к ней приходят с такой проблемой, первым делом она спрашивает: «В каких случаях это происходит?»
Дети могут просто не понимать, что такая речь не подходит для разговоров с родителями.
1. Понять причину
В какой ситуации ребенок ругается матом? Как это бывает? Что происходит до того, что происходит после этого? Все зависит от нюансов. Первый вариант – слова и фразы, к которым ребенок привык, вырываются у него «сами по себе». Может быть, ребенок находится в такой среде, где мат – это обычный язык. Такое может быть у усыновленных детей. Или, может быть, у него в школе мат – это обычное дело. Дети могут просто не понимать, что такая речь не подходит для разговоров с родителями.
Второй вариант –ребенок хочет таким образом обратить внимание родителей на то, что он говорит. Это могут быть, например, эмоциональные высказывания во время ссоры. Когда все идет нормально, родители могут в силу своей загруженности не обращать на детей внимания. Но когда ребенок делает нечто экстраординарное, то мы сразу включаемся –бросаем все дела и начинаем ругать, разговаривать, обсуждать с ребенком какие-то темы, то есть, по сути – включаемся в его жизнь. Иногда бывает, что именно этой нашей включенности ребенку, особенно подростку, не хватает, и он так привлекает внимание.
2. Больше времени проводить вместе
Привлекать наше внимание ребенок может и другими способами, делая что-то, на что родитель точно откликнется, это может быть, например, драка. Нельзя сказать, что ребенок это делает специально, намеренно, с заранее подготовленным планом. Это происходит скорее бессознательно. Нужно посмотреть, достаточно ли внимания мы уделяем своему ребенку. Есть ли время, когда наше внимание принадлежит ребенку безраздельно? Может быть, это нужно делать чаще, организовывать для этого какие-то поводы, давать ему позитивный опыт разговора с родителем, особенно когда ребенок и родители занимаются вместе чем-то, что им обоим приятно.
Обсуждать проблемы лучше в спокойной обстановке.
3. Сделать паузу в разговоре
Бывает, что ребенок, особенно подросток, таким образом отстаивает свои границы, таким образом сигнализирует: «Дальше я не могу». В момент накала страстей, когда все на взводе, у подростка с языка срываются матерные слова. Лучше, не дожидаясь этого момента, заранее сказать: «Я не буду говорить в таком тоне». А разговор о границах лучше отложить на тот момент, когда все успокоятся.
Нужно подумать о том, в какой момент возникло непонимание, может быть, вы настаивали на том, что важно для вас, а для ребенка не является ценностью, может быть, вы пытались как-то ребенка дисциплинировать, настаивали на каких-то правилах, которые ребенок не считает важными. Все это нужно обсудить с ребенком в более спокойной обстановке.
Разумеется, фраза «Я не буду говорить в таком тоне» не означает, что должен быть какой-то бойкот. Она означает, что нужно сделать паузу в разговоре и успокоиться.
4. Переводить с его языка
Зачастую такие проблемы возникают с приемным ребенком, который попал в семью уже подростком. В этом случае нужно иметь в виду, что он пришел к нам из другого мира, он говорит на другом языке. С ним нужно быть очень аккуратным. Иностранца невозможно сразу обучить всем премудростям, нужно начинать с азов. Нужно осознать, понять, что этот человек привык общаться иначе. Его способ выражения мыслей отличается от нашего. Ребенок выругался – спрашивайте: «Возможно, ты хотел сказать вот это? Правильно ли я понял?». Затем нужно разъяснить: «Знаешь, я бы хотел с тобой разговаривать другими словами. Будь внимательнее, и я тебе в этом помогу».
Нужно договариваться с ребенком, но уделять особого внимания, акцентироваться на этом – не нужно. Если устраивать показательные скандалы из-за произнесенного слова, то оно скорее закрепится. Не надо драматизировать, не нужно вспыхивать. Скажите: «Знаешь, мне неприятно, когда так говорят. Старайся выражать эмоции по-другому».
6. Следи за собой, будь осторожен
А если вы сами выругались, нужно обязательно извиняться. Ребенок, если у него вырвалось грубое слово, должен говорить: «Прости меня, я нечаянно». Так же должен поступать и взрослый. Чтобы самому отучиться от резких эмоциональных слов, нужно отслеживать, на какой стадии закипания вы находитесь. Если этот навык отработан, то взрослый может понять, что с ним происходит, и успеть выбежать из комнаты, где происходит ссора, прежде чем полетят злые слова и начнет биться посуда. Некоторым помогает прогулка, к примеру, пару кругов вокруг дома в быстром темпе.
Если вы вспыхиваете моментально – это сложно. Бывает, что у взрослого возникает неконтролируемый гнев при некоторых действия или словах ребенка. Например, ребенок шмыгает носом (качает ногой, хрустит пальцами), а взрослый при виде этого моментально приходит в точку кипения. Такие реакции сильнее нас (и быстрее).
Взрослому необходимо контролировать свои эмоции.
Но чем чаще взрослый отвечает гневом, тем меньше шансов, что это прекратиться. Нужно перестать реагировать вообще. Здесь нужна последовательная работа с самим собой. Нужно договориться с собой. Часто это возникает из-за того, что мы-то сами уже отучились, например, грызть ногти, мы-то смогли себя выдрессировать, а ребенок – нет. Обычно такие ситуации идут из детства. Реакция получается неадекватная. Например, нам в детстве запрещали плакать, и мы в таких ситуациях моментально впадаем в гнев и говорим уже своему ребенку: «Ты уже взрослый, а плачешь!». Это – автоматическая реакция. Нужно договариваться с нашим личным «чертиком», который выскакивает и вызывает гнев при некоторых обстоятельствах.
7. Спортивное предложение
В некоторых кружках и спортивных секциях существует штрафная система: «Пять отжиманий (рубль в общую копилку) за каждое вылетевшие матерное слово». Если по душе такая система, можно ее внедрить. Однако подобный договор не должен иметь характер штрафа. Я ругаюсь – я плачу штраф, ты ругаешься – ты платишь штраф, затем идем, покупаем торт и вместе его едим. В идеале договор должен быть равноправным.
Но самое главное – борьба с нецензурной лексикой не должна портить ваши отношения с ребенком. Есть риск, что эта борьба обретет форму дрессировки, надзора за выполнением каких-то правил, и тогда будет потеряно самое важное – тепло в отношениях между родителями и детьми. В первую очередь нужно выстраивать отношения любви и доверия, а потом уже следить за выполнением каких-то правил.
Нецензурная лексика – вроде бы обычное явление, к которому все привыкли, и в то же время парадокс. Мы слышим мат ежедневно - на улице, от окружения и даже по телевизору. Дети легко перенимают нецензурные слова от родителей и посторонних. Что делать, если в повседневном обиходе вашего ребёнка появились матерные словечки? Отучить ребёнка от употребления нехороших слов не просто. В статье вы прочтёте о причинах появления мата в речи ребёнка и способах его искоренения.
Нередко причина появления мата в речи детей исходит от равнодушия родителей. Родители часто заняты собственными делами, а ребёнку так хочется внимания. А не обратить ли на себя внимание с помощью смачного словца? Не важно, что родители будут кричать и вздыхать, и даже пытаться наказать ребёнка, услышав из его уст нечто неприличное. Цель достигнута, внимание привлечено. Если ребёнок поймёт, что он таким образом может манипулировать взрослыми, нехорошие слова будут появляться в его речи снова и снова. Часто ребёнок даже не понимает смысл того, что говорит: главное - .
Родители частенько грешат тем, что сами того не замечая, используют время от времени в речи бранные слова. А потом мы поражаемся: где малыш нахватался ужасных словечек? Нужно думать заранее, когда собираетесь выражать своё недовольство, какие слова при этом будете употреблять, чтобы не «обогатить» лексикон малыша бранным словом.
Используя в своей речи бранную лексику, детям достаточно бывает и нескольких слов, чтобы украсить ближайшую стену в подъезде или анекдот.
В каждом детском возрасте существуют свои особенности употребления нецензурных слов:
Раскрытие смысла некоторых ошибок в воспитании поможет родителям скорректировать своё на ребёнка:
Нельзя просто так запретить ребёнку материться. Только эффективным в перевоспитании не будет. Даже если маленький поклонник безобразий согласится с запретом, что это будет для видимости. Ребёнок будет пытаться делать то, что ему хочется, в ваше отсутствие.
«А знаете ли вы, что запрет - не лучший способ воспитания? Этот метод побуждает противостоять ребёнка запрещающей стороне и поступать вопреки запрету».
Если родители в повседневной жизни сами используют бранные и обидные слова и выражения, то они могут даже не надеяться, что ребёнок ни разу не повторит их. В такой ситуации возникнет противоречие: им, значит, можно, а мне - нет. Ребёнок обозлится, затаит обиду, а родителям придётся с ещё одной проблемой - поиском взаимопонимания. Если по-настоящему бороться с «крепкими» выражениями, то всей семьёй. Какими средствами - пусть каждая семья решает по-своему. В одних семьях будет эффективной система штрафов, в других - утверждение правил поведения дома, в третьих - собственный хороший пример.
Если вы заметили, что ваше чадо время от времени вводит в речь жаргонные или матерные слова, то можете воспользоваться следующими рекомендациями и советами :
«Совет. Установите дома правила поведения, выполнять которые нужно беспрекословно и взрослым, и детям. Пусть важными пунктами в них будет отсутствие бранных слов и агрессии».
Что делать в случае, когда ваши уговоры на ребёнка не действуют и малыш позорит вас в обществе?
Родителям, столкнувшимся с проблемой употребления матерных слов детьми, помогут простые приёмы :
Услышав нецензурное выражение из уст вашего ребёнка – не ужасайтесь и не отчаивайтесь: всё поправимо. В конце концов, вспомните себя, когда вы только познавали мир, изучая неизведанное.
Поверьте, один из предложенных способов обязательно вам подойдёт, и вы всё-таки отучите ребёнка материться, хотя это и потребует последовательности, большого терпения и педагогического такта.
6 4 321 0
Ученые не едины во мнении, где и когда зародился мат. Однако большинство из них конкретно отмечает, что на протяжении жизни есть периоды, когда матерщина особенно крепко «въедается» в сознание человека. Одним из таких периодов является переходный возраст.
Начинаясь приблизительно в 11, подростковый возраст длится 5-6 лет. Однако эти принятые рамки довольно условны. Бывают ситуации, когда физиологические и психологические изменения начинаются раньше или позже обусловленных границ. К физическим изменениям относят:
Причиной психологических изменений является гормональная перестройка организма. Девочки «вырабатывают» больше эстрогенов, мальчики – тестостерона.
Именно гормональные изменения приводят к переменчивому настроению, импульсивности, неуправляемости и порой к грубости.
Эмоциональный фон подросткового комплекса характеризуется повышенной чувствительностью к суждениям других, крайней самонадеянностью и сосуществованием противоположных черт характера: пассивности с гиперактивностью, неуверенности с развязностью, показной свободолюбивости с идолопоклонством. Весь этот эмоциональный шторм нуждается в определенном выходе, в словесном выражении.
Существует несколько причин грубости подростка.
Сильное изменение гормонального фона приводит к шквалу эмоций, которые нужно куда-то девать. По одной из легенд, первоначально мат использовался для психологической атаки противника на поле боя. Что-то сродное и в этом случае. Эмфатическая функция мата позволяет ребенку наиболее точно выразить свои чувства, показав при этом их силу.
Подросток в переходном периоде – это гроза авторитетов. Для него не существует важного мнения, кроме признанного им самим.
Для реализации своего потенциала ребенок хочет показать, что он сам себе хозяин, что у него уже давно «режутся зубки».
Из-за того, что родители слишком требовательны, из-за их вмешательства ответная грубость может возрасти в разы. Может дойти даже до того, что сын будет избивать собственную мать, а дочь уйдет из дома. Как минимум, «защитная» порция мата обеспечена.
Чем-то сродни предыдущему пункту. Однако отличие в наследовании определенной группы людей или просто знакомых взрослых. Однажды услышав, как люди, с которыми подросток хочет себя идентифицировать, используют мат, он укоренить привычку браниться и у себя. Сколько взрослых особей полностью отказались от мата?
Согласно статистики ресурса «Фактрум», более 70% россиян подтвердили использование мата в своем общении.
Как ребенок может устоять перед искушением ругнуться, если все так делают?
Противоположная сторона медали. Иногда подростки матерятся, чтобы привлечь внимание папы и мамы. Особенно это происходит в семьях, где воспитанию не уделяют должного внимания. А это уже камень в огород родителей, которые вовремя не откликаются на проблемы своих чад. Ведь известно, что внешней грубостью подростки пытаются скрыть внутреннюю ранимость.
Эта причина использования ругани не только у молодых особей, но и вполне зрелых людей.
Чтобы отодвинуть свое внимание от собственных недостатков, на свою речь люди наслаивают грубости.
Это позволяет уравновесить подсознательное недовольство собой с внешним обликом, равно как не позволить другим увидеть свою слабость.
Сразу стоит отметить, что панацеи нет – важен индивидуальный подход. Однако, в качестве попытки можно применить и общий совет. Прежде всего нужно осознать ту грань, до которой дошел ребенок. Ситуация, когда изредка можно услышать матерщину от своего чада, отличается от регулярных попираний собственных родителей.
Стоит представить себя на месте ребенка и докопаться до корня проблемы.
Определить ту рану, которую щиплют «соленые» словечки. Лишь вернувшись в прошлое и “поносив шкуру” своего чада, можно его по-настоящему понять и полюбить.
Если не идти на уступки, конфликт никогда не разрешится. Время родителей-диктаторов прошло, их методы не действенны в современном мире. Придется договариваться. Нужно свою готовность к содействию. Обсудить в семье корень проблемы, объясниться с «виновником» собрания на обычной тональности, без криков. Проявить заботу и понимание.
Задача ответственных родителей – утвердить в понимании ребенка, что к вам можно обратиться с любой проблемой.
Любое дело нужно начинать из себя. Искорените привычку использования мата в собственной речи.
Главное достижение родителей – когда они являются примером и авторитетом для своих детей.
Для этого нужно стать «свояком». При этом показывать исключительно правильную сторону медали. Глядя на живой образ, ребенок сам захочет подтянуться к идеалу.
Никогда нельзя сыпать на трудных детей новыми попреками. Это только отдаляет родителей от желания стать «свояком». Тем более, нельзя применять физическую силу. Иногда сказки «когда вырасту – отомщу» превращаются в реальность. Это крайняя грань, но о ней нужно помнить всегда.
Нельзя и пускать воспитание на самотек. Оно должно быть незаметным, из позиции наблюдателя, но действенным и эффективным. Не стоит навязывать свое мнение. Порой лучше порекомендовать, предложить и предоставить право выбора.
Ее никто не отменял. Однако есть сомнение, что «молодой сапожник» с радостью воспримет поход к специалисту. Лекарь душ меньше всего интересует молодежь. Но он может помочь излечить проблему в самой среде обитания «злостного матерщинника». К примеру, в классе, путем проведения интерактивных игр и занятий.
Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?
Из этой статьи вы узнаете
Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:
Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.
Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.
Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.
Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.
В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?
Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.
Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.
Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.
Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой. Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.
Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:
Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.
Замечание педагога. Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.
Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.
И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.
Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.
Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.
Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.
Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.
Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.
В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.
Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.
Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.
Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.
В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы. Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.
Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.
Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.
Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.
Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?
В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование. «Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.
Важно ! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.
Прием 1.
Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.
Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и через гордость за пращуров.
Прием 2.
Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.
Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится. Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.
Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.
Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов! » С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.
Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».
На заметку ! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть. Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.
Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:
Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.
Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.
Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?
Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила. Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.
Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!
В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.
Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»
Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.
Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.
Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:
Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.
Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.
С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.
Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:
Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.
В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.
С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!
ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво
Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>
Нецензурные, неприличные, грязные, скверные – каких только определений не придумали для слов, произносить которые в обществе решится далеко не каждый, но – увы! – только не ваш ребенок. Шок, ужас, потрясение – довольно сложно описать те чувства, которые вы испытали, когда узнали, что он, такой маленький, такой хороший и замечательный, ругается матом. И теперь вас мучают только два вопроса: кто в этом виноват и что теперь можно сделать для исправления ситуации? Давайте разбираться.
Нецензурная лексика так или иначе присутствует в жизни каждого человека даже против его воли: он может не употреблять в общении бранных слов, но он не в силах оградить от них свои уши. Эта беззащитность перед внешней вербальной средой касается как детей, так и взрослых. Так что не нужно уповать на то, что проблема употребления матерных выражений вашего домашнего ребенка никогда не затронет только потому, что вы его всячески от них ограждаете. Не обольщайтесь: коснется, и еще как. Но и не расстраивайтесь: если вовремя уловить момент знакомства ребенка с неприличными ругательствами, понять причину их присутствия в детской жизни и адекватно на этот факт отреагировать, то велика вероятность того, что проблема будет благополучно разрешена. А пока смиритесь с тем, что косвенных или прямых поводов для произнесения запретных слов у ребенка в том или ином возрасте может быть предостаточно:
Если лексикон вашего ребенка изменился под влиянием возраста, то этот момент нужно перетерпеть, но не пассивно, а корректно указывая своему чаду на недопустимость использования плохих слов в речи. По уверениям специалистов, ребенок «перерастает» эти периоды без особых проблем. Но дело в том, что дети могут ругаться матом не только под влиянием возрастной психологии, но и в силу других причин:
Какой бы ни была причина употребления вашим ребенком нецензурных выражений, вы как нормальный родитель не можете на это не реагировать. Другой вопрос, что эта реакция должна быть адекватной.
Многие родители, открыв в своем ребенке доселе неведомые им качества, теряются. Первая реакция – запретить употребление мата – вполне понятна. Но зачастую взрослым невдомек, что чересчур резкое и недипломатичное реагирование может сыграть роль бомбы замедленного действия. Если вы не хотите отдалиться от своего ребенка, то необходимо избегать следующих действий :
Это не значит, что от проблемы детского сквернословия нужно самоустраниться. Для ребенка подобный шаг будет сигналом о том, что ничего плохого он не делает, значит, можно не просто продолжать, но и совершенствовать свое мастерство сквернословия.
Родители должны выбирать тактику поведения с учетом возраста своего ребенка. Проще всего будет с совсем юными сквернословами. Те, кому от двух до тех, вряд ли отдают себе отчет, что они говорят. Случайно повторенное за кем-то неприличное слово не трагедия. И тем более не станет ею, если не заострять на этом особого внимания. Детская память короткая: то, что легко пришло, может так же легко и уйти.
С теми детьми, кто постарше, будет сложнее, но и с такими новоявленными любителями бранных слов можно справиться, если последовательно придерживаться некоторых правил:
Конечно, плохие привычки прилипают к человеку гораздо быстрее и проще, чем формируются хорошие. Нецензурные слова в этом смысле очень коварны. Входят в нашу жизнь незаметно, но избавиться от них, как от назойливого соседа, очень сложно. Главное – не делать из этого трагедии: все поправимо. В конце концов, человека формирует среда, и в ваших силах сделать ее благоприятной.
Источник: http://onwomen.ru/rebenok-rugaetsya-matom.html
Практически все взрослые рано или поздно сталкиваются с тем, что их милый златокудрый ангелочек начинает нецензурно выражаться. Конечно, в семьях, в которых матерщина являются нормой, этот факт никого не шокирует. Однако родители, выступающие категорически против ненормативной лексики, приходят в недоумение и ужас. Откуда берётся сквернословие и как отучить детей материться?
Источники «нехороших» фраз встречаются повсюду. Ими могут оказаться садик, школа, телевизионные передачи, мультики, знакомые и посторонние люди, а также семья. Не всегда мы следим за своей речью, особенно в моменты раздражения и гнева. А дети, как губки, впитывают любые наши слова.
Малыши до трёх лет бранятся во многом неосознанно, не понимая, что так делать нельзя. Чрезвычайно важна правильная реакция родителей, чтобы ругательство не закрепилось в детском словаре. Лучше всего – не замечать острое словцо, если же оно повторяется – твердо сказать: «Мы так не говорим». Конечно, подобная фраза возымеет действие, если вы сами не злоупотребляете крепкими выражениями.
Детки постарше сквернословят уже с конкретной целью. Необходимо понять, почему они так поступают, прежде чем выбрать эффективный способ борьбы с этой проблемой.
Бешеный темп жизни не всегда позволяет родителям уделять достаточное количество времени своему отпрыску. Они заняты зарабатыванием денег, решением бытовых вопросов, но юный проказник находит несколько «волшебных» слов, после произнесения которых интерес к нему обеспечен.
Ребёнок стремится быть похожим на выбранный образец поведения, роль которого может исполнять родственник, старший брат, персонаж мультика или кинофильма. Тем самым он ассоциирует ругательства с мужеством и добродетелью, ведь в силу возраста он зачастую идеализирует полюбившегося героя.
Дети часто обижаются на кого-то или на весь мир – в семье появилась младшая сестрёнка, родители постоянно ссорятся или вообще развелись, не купили желанную машинку, наказали несправедливо. Неумение адекватно выражать чувства приводит к ругани и оскорблениям.
Он характерен для детей постарше, которые примыкают к дворовым компаниям. Если большинство сверстников в коллективе нецензурно бранятся, подросток копирует их манеру, чтобы не прослыть белой вороной.
Универсальный совет прост и одновременно сложен: если вы не хотите, чтобы ваш отпрыск матерился, перестаньте делать это сами, даже вполголоса. Нельзя малышу, значит, и маме с папой тоже не разрешается. Установите единые правила для всех домочадцев.
Если ваш малолетний отпрыск принёс с улицы ругательство, прежде всего, не паникуйте. Нецензурные слова в устах крохи не означают, что вы плохая мама, а он в будущем вырастит плохим человеком. Это обычное выражение, значение которого он ещё не понимает.
Ребёнок произнес матерное словечко при посторонних? Не теряйте самообладание. Безусловно, очень сложно не дать в сердцах подзатыльник, ведь вам неловко, хочется оправдаться и извиниться. Лучше сделать вид, что это всего лишь недоразумение и перевести разговор на другую тему. Приступайте к беседе с чадом, когда остынете.
Постарайтесь устранить главную причину матерщины – недостаток внимания. Проявляйте заботу, одновременно предоставляя малышу относительную свободу, соответствующую его возрасту. Вам необходимо создать дома благоприятную атмосферу, помогать быть успешным и показать, что можно стать взрослым, мужественным и без сквернословия.
Расширьте словарный запас детей словами, которые описывают негативные чувства (я разозлен, рассержен, расстроен). Тем самым решите проблему нецензурной лексики, научите ребёнка понимать свои эмоции и покажете, что конфликты необходимо решать конструктивно.
Объясните, что грубости и брань не являются признаком «крутизны» и могущества. Сравните мат с вредной привычкой, которая больше всего напоминает ковыряние в носу.
Осторожно поинтересуйтесь, понимает ли он значение слова, которое только что произнёс. Объясните, что подобные оскорбления обижают того человека, на которого они направлены: «Это слово ужасно, им нельзя называть женщину. Оно может причинить боль и рассорить человека с тобой. Тетя Нина очень расстроилась, когда услышала его от тебя!»
Продолжайте делать упор на то, что матерщина оказывает на окружающих крайне негативное впечатление. Те, кто постоянно матерится и бранится, не смогут завоевать авторитет в обществе. Сейчас в моде вежливые люди!
Предложите своему отпрыску соревнование: следить друг за другом и отмечать случаи употребления грубых слов. Отслеживая чужую речь, ребёнок сам станет говорить правильно и культурно.
Вы не сможете противостоять в одиночку, если ругательства процветают в детском коллективе. Лучший выход – объединиться с мамами других подростков и учителями.
Если сквернословие существует, значит, ваше чадо может им «заразиться». Откажитесь от угроз и запугивания, а попытайтесь понять, что скрывается за неприличной фразой – стремление заявить о себе, попытка самоутверждения, крик о помощи или всего лишь бездумное повторение.
Копирование материалов строго запрещено без обратной ссылки на сайт Клуб Мам.
Источник: http://club-mam.com/parenting/kak-otuchit-rebyenka-materitsya.html
Как отучить ребенка материться? Хороший вопрос. С таким явлением, как грубая брань, рано или поздно придется столкнуться каждому из родителей. Какая самая первая реакция обычно возникает? Правильно. Ругань. А давайте-ка сначала отругаем родителей, прежде, чем начнем корить ребенка?
Где там кисейные барышни? Те самые, которые закатывают глазки и падают в глубокий обморок от слова хрен или пипец. Или лицемеры, которые услышав на улице матерное слово от чужого ребенка, высоко поднимают брови и причитают что-то про ужас ужасный? Пошли все вон отсюда, если нет смелости смотреть правде в глаза.
Все остальные здравомыслящие люди и адекватные родители дружно, весело читаем, стыдимся и принимаем к сведению. На сегодняшний момент правда такова, что матерщина - это неотъемлемый атрибут нынешних реалий. Встречаются, конечно, люди, которые сами не матерятся. Но и не делают брезгливых гримас, услышав от других.
Чтобы оградить чадо от непечатных выражений, нужно вывезти его на необитаемый остров без связи и интернета. Иначе никак. Брань сейчас везде. В кино, литературе, обществе. Иногда мат просто необходим, но это не значит, что его нужно употреблять для связки слов.
Говорят, что нужно личным примером показывать ребенку, что нельзя ругаться матом. Хорошо. А со сверстниками он общается? Телевизор смотрит? Интернет ему уже знаком? В таком случае личный пример будет работать только тогда, когда вы будете круче всех. Извините за выражение, но так и есть. Иногда интеллигентная мама имеет меньший вес в глазах чада, чем матерящийся одноклассник.
Будьте для своего отпрыска почти что божеством. Но не тем, которому нужно поклоняться. А тем, которому хочется подражать. Родители могут не употреблять непечатные выражения, но стоит только один раз сделать неприемлемый поступок на глазах малыша и все. Авторитет потерян.
Что делать? Повышать свой авторитет. Совместное времяпрепровождение очень способствует этому. Начинать нужно с самого детства, а не когда подросток выдает при вас «шедевр» словесного творчества. Характер человека формируется к 5 годам. Вот и успейте завоевать доверие до этого возраста. После придется основательно потрудиться.
Играйте в его игры, читайте его книги, научитесь разбираться в том, что сейчас модно в его среде. Тогда вы сможете аккуратно выводить ребенка на правильный путь. Ну и не материтесь.
Ваш малыш при вас первый раз грязно выругался? Не спешите хлопать его по заднице или топать ногами с громкими криками запрета. И уж тем более не смейте его ругать при посторонних. Какое вам дело до того, что думают другие? Извинитесь, если смущены. Этого достаточно. Желательно не показывать позитива (улыбка, смех), даже если мат в устах малыша звучит комично.
Что делать? Подумайте, а он сам понял, что ругается? Спросите у ребенка, что означает произнесенное слово? Откуда он его знает? Почему решил употребить именно сейчас? И только после всего услышанного, решайте, как поступить. Естественно, что интересоваться надо между делом, привычным голосом, не меняя интонацию. И уж тем паче категорически нельзя гневно требовать ответа! Не сдержались и сорвались на крик? Отвесьте себе мысленных подзатыльников - вы сейчас сильно пошатнули свой авторитет.
Возраст 2- 5 лет. Вполне возможно, что малыш даже не знает значения матерного слова. Вместо нравоучения с запретами и угрозами всех небесных кар, просто объясните, что так говорить некрасиво. Если он ответит, что часто слышит такое выражение, то можно рассказать, что не все в этом мире имеет красивый внешний вид.
Желательно переводить разговор в другое русло. Обычно детям в таком возрасте трудно сосредоточиться на чем-то одном слишком долго. Поэтому вполне возможно, что бранное слово вскоре забудется навсегда.
Возраст 5-9 лет. В этот период детки очень сильно хотят казаться повзрослевшими и самостоятельными. И, кстати, большинство из них уже достаточно хорошо понимают значение матерных слов. Поэтому придется действовать методом от обратного.
Объясните ребенку, что просто так непечатными словами выражаться нельзя. И если он будет продолжать это делать, то все окружающие будут считать его маленьким несмышленышем. Зачастую, чадо из чувства противоречия перестает использовать матерщину в речи. Или для того, чтобы окружающие считали его совсем взрослым.
Только не забывайте подбадривать ребенка, хвалить и напоминать почаще: «Ты у меня совсем большой!».
Возраст старше 10. К этому времени среди подростков уже есть определенные лидеры и кумиры. Иногда они завоевывают себе популярность далеко не будучи белыми и пушистыми. А у детей сейчас идет процесс выделения и активный поиск белых ворон. И, возможно, во дворе или в классе, маленькому человечку приходится доказывать, что он такой, как все. Если ребенок заявляет вам, что матерится, потому что все так делают, то объясните ему, что уникален. Что быть индивидуальностью, а не серой массой - это круто и престижно. А значит, если все употребляют бранную речь, то он этого делать не должен.
Хорошо срабатывает в этом возрасте чувство противоречия. Если направить его в нужное русло, то можно достигнуть отличных результатов. Например, разрешите своему ребенку выражаться всегда и везде, где он захочет. Обычно дети назло родителям поступают наоборот.
Если ваше чадо не стремится противоречить вам, то есть другой способ. Нужно подробно рассказать о том, что уважения в обществе может достичь не тот человек, который использует мат в повседневной речи. А только тот, кто знает когда можно материться.
Иногда сами родители толком не могут привести достойные аргументы, почему выражаться непечатно нельзя. И действуют старым проверенным дедовским способом: наказывают. Этот метод нельзя применять при единичном выражении или если малыш случайно произнес услышанное где-то слово. Зато прекрасно работает с теми маленькими хулиганами, которые осознанно употребляют запрещенные выражения.
Что делать? Запрещать. Хочет гулять? Пусть сидит дома. Желает идти с вами в магазин? Нечего там делать. Привык сидеть в интернете? Забирайте ноутбук или планшет. Не ведитесь на мольбы, слезы, угрозы. Принимайте во внимание только обещание больше не материться.
При повторном случае запрещайте более серьезные вещи. Выбирайте самые любимые. Жестоко? Конечно. Но по-другому никак. Ребенок очень хорошо умеет манипулировать родителями и получать все по первому требованию А для нормальной социальной адаптации малыш должен знать, что такое запрет и правила хорошего поведения в обществе.
Иногда малыш выражает непечатными словами свои эмоции: восхищение, удивление, испуг. В таком случае рекомендуем вам постараться обогатить словарный запас чада. Ведь есть столько синонимов, выражающих всю гамму чувств красиво и богато. Можно преподать урок, как игру. Причем вовсе не обязательно посвящать этому специально отведенное время. Например, по дороге в садик. Увидели роскошную клумбу. Попросите малыша описать ее хорошими словами. Когда он начнет повторяться, то подскажите ему новые.
Конечно, для этого вы и сами должны иметь хороший словарный запас. Если мамочка владеет речью, как Эллочка-людоедка, то о каком богатстве языка может идти разговор?
Можно обогащать речь ребенка не только чтением книг или специальными обучающими программами. Покажите малышу несколько черно-белых фильмов 1960-69 годов. Особенно с участием Ефремова или Дорониной. Там такие монологи, закачаешься! И не обязательно заставлять малыша их смотреть. Пусть он занимается любимой игрушкой, а фильм идет как фон.
Пусть чадо не научится театральной речи, зато хоть в памяти отложатся правильные красивые выражения. А японских мультиков с возгласами вместо текста он еще успеет насмотреться.
При общении со сверстниками более продвинутые товарищи просвещают любознательного подростка на тему полов. Причем в выражениях совершенно не стесняясь. Ребенок употребляет мат именно в контексте обозначения частей тела или процесса совокупления? Так что мешает вам взять детский учебник по физиологии и научить чадо называть их грамотными словами, а не площадной бранью?
Иногда ребенок, услышав новое выражение, сам спрашивает родителей, что оно означает. Не надо картинно хвататься за сердце и показательно пить валерьянку. Вы не в театре играете. Не надо пытаться обвинить свою вторую половинку в распущенности малыша, тем более в его присутствии. Это стыдно в первую очередь для вас.
Совершенно спокойно выясняем у отпрыска, откуда он его узнал. Вспомните героев нескольких анекдотов, возможно, чадо просто не расслышал фразу или неправильно ее произносит. Если же это именно брань, то не повышая голоса, объясняем. Что это нехорошее выражение, его употребляют, когда хотят обидеть другого человека. И обязательно растолковываем, что пользуются матом тоже нехорошие люди. Иначе малыш будет по-своему «обижать» того, кто доставил ему неприятности.
Иногда случается, что все ваши потуги оканчиваются поражением. А отпрыск продолжает выкрикивать ругательства на каждом шагу. Тогда придется обратиться к психологу. Возможно, у вашего ребенка редкое заболевание.
Как отучить ребенка материться? Соблюдайте собственную культуру речи, побольше разговаривайте с ним и поменьше заостряйте внимание на бранных словах.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам