Коррекционно-развивающие занятия, на развитие внимания, для детей с ОВЗ. Коррекционно-развивающее занятие для развития памяти у младших школьников

Коррекционно – развивающие занятия.

Занятие №1

Цель: развитие слухового и зрительного восприятия, развитие внимания и памяти; развитие мышления и речи; развитие двигательных навыков; Совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование:

Мягкая игрушка- котенок, сюжетные картинки с изображением времен года; предметные картинки с изображением овощей и фруктов; карточка к упражнению «Найди отличия», тарелочки, простые карандаши.

Ход занятия.

В кабинете психолога детей «встречает» мягкая игрушка- Котенок. Дети здороваются, говорят ласковые слова друг другу, психологу, игрушке, затем садятся за столы.

Психолог.

- Какое сейчас время года? (осень)

Какие приметы осени вы знаете? (дети перечисляют приметы).

Какой сейчас месяц? (ноябрь)

Вы можете вспомнить название всех осенних месяцев? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Психолог прикрепляет к доске сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Найди картинку, на которой изображена осень.

Дети выполняют задание.

Как вы догадались?

Дети перечисляют признаки осени.

Психолог рассказывает детям о событиях, происходящих в растительном и животном мире в осеннюю пору.

Когда за окном сырой и холодный ветер, очень хорошо сидеть на мягком диване в теплой комнате и играть с веселым пушистым котенком.

Психолог показывает детям пушистого игрушечного котенка.

Давайте расскажем котенку стихотворение, которое учили на прошлом занятии: «Как у нашего кота, шубка очень хороша…»

Молодцы! Котенок благодарит вас и просит сказать, чем отличаются два рисунка, которые я вам сейчас раздам.

Ребята посмотрите внимательно и скажите, чем отличаются котята?

А теперь поиграем в игру, которая называется «Осенние приметы». Когда я назову приметы осени, хлопайте в ладошки. Если приметы относятся к другому времени года, хлопать не надо. Готовы? Начнем.

Листья падают. Дети купаются. Сосульки тают. Идет холодный дождь. Дети катаются на коньках. Созрела земляника.

Молодцы, вы были очень внимательны! Вы не устали? Тогда новое задание.

Психолог прикрепляет к магнитной доске изображение фруктов и овощей.

Посмотрите, в верхнем ряду находятся фрукты. Они растут в саду на деревьях, а в нижнем – овощи. Они растут в огороде на грядке. Назовите фрукты (ответы детей). Назовите овощи (ответы детей).

Игра «Кто самый внимательный?»

По кругу становят 5 стульев, 6 детей становятся вокруг них.

Дети пока я хлопаю в ладоши, вы бегаете вокруг стульев, как только я перестану хлопать, сразу садитесь на любой стульчик. Кто останется без стула будет помогать мне хлопать. Начали!

Дети и психолог поздравляют победителя и хлопают ему.

Давайте вспомним и расскажем нашему котенку, чем мы занимались сегодня.

Дети припоминают ход занятия, отмечают то, что понравилось, говорят друг другу комплименты, затем прощаются с психологом и котенком.

До свидания, я вас люблю, и буду ждать!

Занятие №2.

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия; развитие внимания и памяти; развитие мышления и речи; развитие воображения и творческого потенциала; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование: мягкая игрушка (мышонок); игрушки для игры «Запомни»(синий резиновый мяч, желтая деревянная пирамидка, коричневый меховой медвежонок, белый бумажный кораблик, зеленая пластмассовая лопатка). Ширма, длинная веревка; индивидуальный набор сюжетных картинок к стихотворению «Мышонок». Карточки к упражнению «Где, что лежит», «Дорисуй круги», «Дорисуй овалы». Тарелочки, простые карандаши.

Ход занятия.

В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка- Мышонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.

Психолог:

Ребята, давайте поиграем. Посмотрите, какие игрушки находятся на моем столе. Назовите их (ответы детей). Запомните, как они расположены, какого они цвета.

Психолог дает время для запоминания, затем закрывает игрушки ширмой. Дети должны вспомнить расположение игрушек, назвать их цвет.

А знаете ли вы, что игрушки делают из различного материала: резины, дерева, меха, бумаги, металла, пластмассы, глины. Подойдите к моему столу. Давайте рассмотрим, потрогаем игрушки и определим, из какого материала сделана каждая из них.

Дети с помощью психолога выполняют задание и садятся на стулья.

Психолог показывает детям игрушечного мышонка.

Ребята у нас в гостях веселый Мышонок, который очень любит пошалить. Давайте выучим и расскажем мышонку стихотворение про мышек- шалунишек.

«Скачут мышки-шалунишки,

Кто на чашке,

Кто на крышке.

Тише, тише, тише, мышки,

Не мешайте спать малышке».

Дети сначала рассказывают стихотворение с опорой на сюжетные картинки и с помощью психолога, а затем самостоятельно. Мышонок хвалит и благодарит каждого ребенка.

Ребята, Мышонок хочет поиграть с вами в интересную игру «Что где лежит». Рассмотрите стеллаж. Помогите мышонку разложить вещи на полочки. Возьмите из тарелочки карандаши и проведите линию от предмета к полке, на которой вы хотите разместить выбранный предмет. Обратите внимание на форму предмета и геометрическую фигуру, нарисованную на полке.

По ходу выполнения упражнения психолог называет геометрические фигуры и помогает детям.

Сейчас мы будем рисовать.

Психолог раздает детям карточки к упражнениям «Дорисуй круги», «Дорисуй овалы». На них изображены круги и овалы и различные предметы, которые получаются из фигур при дорисовывании дополнительных элементов.

А теперь мышонок научить вас новой игре, которая называется «Наоборот»

Встаньте в круг и возьмите в руки веревку. Когда вы услышите команду «Держи», то должны ее выполнить наоборот, т.е. бросить веревку. А если услышите команду «Брось»- то вы должны, наоборот, крепко держать веревку (игра проводится в течении 2-3 минут).

Вот и подходит к концу наше занятие. Давайте расскажем мышонку о том, что мы делали, хором прочитаем ему стихотворение, которое учили: «Скачут мышки- шалунишки».

Дети рассказывают стихотворение, вспоминают наиболее понравившееся и запомнившееся моменты занятия, делятся своими впечатлениями, говорят друг другу ласковые слова, прощаются с психологом, с мягкой игрушкой.

До свидания! Я вас люблю, и буду ждать следующего занятия!

Занятие №3.

Цель: развитие зрительного и слухового восприятия; развитие внимания и памяти; развитие мышления и речи; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование навыков общения. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование: мягкая игрушка (Зайчонок), серия сюжетных картин «Осень», листья различных деревьев: дуба, березы, липы, клена, рябины и др. Карточки к упражнению «Найди и зачеркни», тарелочки, листы бумаги, простые карандаши.

Ход занятия.

В кабине психолога детей встречает мягкая игрушка- Зайчонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.

Ребята, давайте расскажем зайчонку стишок, который мы учили на прошлом занятии. Молодцы, зайчонок рад, что вы помните стишок. Он приготовил для вас интересное задание.

Психолог раздает карточки к упражнению «Найди и назови».

Рассмотрите таблицу, какие картинки нарисованы на ней? Вы помните, какое сейчас время года? Правильно, посмотрите на рисунки и подумайте, все ли предметы подходят этому времени года. Я буду спрашивать, а вы отвечайте. Листья подходят? Почему? Молодцы, грибы подходят? Почему? Верно, а морковь подходит? Правильно. Осенью морковь созревает, и люди убирают урожай моркови, картошки, капусты и других овощей. А как называется цветок, который здесь нарисован? Подходит ли подснежник? Почему? Молодцы, возьмите карандаши и зачеркните все подснежники, которые вы найдете на таблице.

Дети выполняют задание.

По окончании задания психолог предлагает детям проверить работу.

Посчитайте, сколько подснежников вы зачеркнули.

Зайчонок тоже знает, что сейчас осень. Он принес на занятие картины, но не знает, как правильно их расположить. Послушайте стихотворение и расставьте картины по порядку.

Листья клена пожелтели,

Птицы к югу улетели.

Дождику идти не лень

И всю ночку, и весь день.

Дети расставляют серию сюжетных картин «Осень» в заданной последовательности, затем заучивают и рассказывают стихотворение, используя помощь психолога и опорные картины.

Давайте поиграем. Игра называется «Листопад». Наступила осень. С деревьев осыпаются листья. С каких деревьев опали листья?

Психолог показывает детям различные листья деревьев.

Возьмите из тарелочки лист бумаги и карандаш. Сегодня мы снова попробуем запомнить слова с помощью рисунков. Я буду называть слова, а вы – быстро зарисовывать предметы. Готовы? Начнем: зайчик, дождь, дерево, дом, лист, туча, шарик, морковь, гриб.

Игра «Зевака».

Наше занятие заканчивается, дети вспомните, и расскажите зайчонку, чем вы сегодня занимались.

Давайте скажем друг другу спасибо! До свидания!

Занятие№4.

Цель:

Оборудование: мягкая игрушка (Мышонок); сюжетная картинка «Зимний лес»; плакат с изображением геометрических фигур, карточки к упражнению «что сначала, что потом?» наборы геометрических фигур разного размера и цвета, тарелочки, листы бумаги, простые и цветные карандаши, длинная веревка.

Ход занятия.

Какое сейчас время года? Почему вы так думаете? На прошлом занятии мы рассматривали картину «зимний лес». Кого из зверей вы видели на этой картине? Где спал медведь? Где спал ёжик? Кого из птиц вы видели на картине? Где сидел клест? Где сидела сорока? Где сидел снегирь? Давайте проверим ваши ответы.

Психолог прикрепляет картину магнитом к доске, дети проверяют правильность ответов.

Молодцы! У вас хорошая память. Хотите научиться запоминать еще быстрее и лучше? Тогда будем тренироваться.

Психолог прикрепляет к магнитной доске плакат с изображением геометрических фигур.

Приготовьте листы бумаги и карандаши. Внимательно рассмотрите фигуры и запомните их.

Психолог дает время на запоминание, затем снимает плакат и просит детей нарисовать и раскрасить геометрические фигуры.

Дети выполняют задание, потом сверяют с образцом.

Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. А теперь вспомните, чем занимаются дети зимой на улице.

Дети перечисляют зимние забавы.

Психолог раздает детям карточки к упражнению «что сначала, что потом?»

Представьте, что мы лепим снеговика. Что мы сделаем сначала? А что потом?

Правильно, вот и готово туловище снеговика, а какой комок нужно взять, чтобы сделать голову?

Верно, разложите картинки по порядку.

Дети располагают картинки в нужной последовательности. Психолог проверяет результаты выполнения задания у каждого ребенка, хвалит малышей.

Следующая игра для очень внимательных и умных детей.

Молодцы, давайте отдохнем. Встаньте в круг и возьмите в руки веревку.

Психолог проводит игру «Наоборот».

Давайте вспомним и расскажем мышонку, чем мы сегодня занимались.

До свидания! Я вас люблю!

Занятие№5

Цель: развитие слухового и зрительного восприятия; развитие внимания и памяти; развитие речи и мышления; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование: мягкая игрушка (Мышонок); карточки к упражнению «Части суток»; наборы геометрических фигур: кругов, треугольников, квадратов, различающихся величиной и цветом, наборы из 6 палочек; тарелочки, листы бумаги, простые карандаши.

Ход занятия.

В кабине психолога детей встречает мягкая игрушка- Мышонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.

Какое сейчас время года? Как называются зимние месяца? Ребята, вспомните, из каких частей состоят сутки? Приготовьтесь, я буду начинать предложение, а вы его продолжать.

Утро, это когда я …(встаю, умываюсь, делаю зарядку, завтракаю, иду в детский сад).

День, когда я … (гуляю, занимаюсь, обедаю, сплю).

Вечер, когда я…(прихожу домой из детского сада, ужинаю, играю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).

Ночь, когда я… (сплю).

Для выполнения следующего задания психолог раздает детям наборы геометрических фигур, различающихся по величине и цвету.

Работа с раздаточным материалом состоит из серии заданий.

Дети, разложите геометрические фигуры на две кучи, похожие фигуры с похожими.

При выполнении первого задания дети должны определить один из принципов классификации – величину фигур, и отделить маленькие фигуры от больших.

Ребята, теперь разложите фигуры на три кучи, похожие фигуры с похожими.

При выполнении второго задания дети классифицируют фигуры по форме: круги, треугольники, квадраты.

Теперь разложите геометрические фигуры на четыре кучи.

При выполнении последнего задания дети ориентируются на цвет фигур.

Сложите фигуры в тарелочки. Вы замечательно потрудились. Были очень внимательны и сообразительными, поэтому справились с трудными заданиями.

Психолог предлагает детям взять из тарелочки по 5 палочек.

Дети считают палочки.

Психолог рисует на доске фигуру:/.

Ребята, рассмотрите и запомните эту фигуру.

Психолог дает время на запоминание, затем стирает образец и предлагает детям сложить такую же фигуру из 5 палочек.

Дети выполняют задание.

Сколько квадратов у вас получилось? А сколько треугольников? Молодцы! Возьмите еще одну палочку. Сколько теперь у каждого из вас. Сделайте из них домик.

Дети выполняют задание.

А сейчас возьмите из тарелки чистый лист бумаги, карандаш и нарисуйте домик. Рядом с домиком нарисуйте снеговика.

Дети выполняют задание.

Если рядом с домиком стоит снеговик, значит, какое время года вы нарисовали?

Верно. Давайте поиграем в игру «ам»

Вот и подошло наше занятие к концу. Расскажем мышонку, чем мы сегодня занимались.

Молодцы! Я вами очень довольна! До свидания.

Занятие №6

Цель: развитие слухового и зрительного восприятия; развитие внимания и памяти; развитие речи и мышления; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование: мягкая игрушка (котенок);

10 кубиков; серия сюжетных картин «Находчивый котенок»; карточки к упражнениям «Четвертый лишний», «Снежинки»; тарелочки, простые карандаши.

Ход занятия.

В кабине психолога детей встречает мягкая игрушка-Котенок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.

Ребята, давайте посчитаем от одного до десяти.

Дети считают хором, психолог под счет выставляет однородные предметы на стол.

А теперь посчитайте от десяти до одного.

Дети считают, психолог убирает предметы со стола.

Психолог делает на доске запись: «4=» и спрашивает детей:

Из каких чисел состоит число 4?

Психолог хвалит детей и раздает карточки к упражнению «Четвертый лишний». Дети, сидящие рядом, получают разные варианты упражнений.

Поиграем в игру, которая называется «Четвертый лишний». Возьмите из тарелочки карандаш. Внимательно рассмотрите все рисунки и зачеркните лишний предмет.

Ребята, подойдите ко мне.

Дети подходят к психологу.

Вспомните, на чем катаются дети зимой?

Давайте представим, что мы катаемся на лыжах… Теперь на коньках…

Дети имитируют катание на лыжах и коньках, затем садятся за столы.

Психолог прикрепляет к доске серию сюжетных картин «Находчивый котенок». Дети составляют рассказ по серии сюжетных картин, используя помощь психолога и опорные картины.

Молодцы, ребята! Осенью падают листья, и мы готовим листопад, а зимой падает снег, и мы готовим… снегопад.

Правильно, зимой часто бывает снегопад. Если вы рассматривали снежинки, то конечно заметили, что они отличаются друг от друга. Но среди них есть и похожие.

Психолог раздает карточки к упражнению «Снежинки». Предлагает детям взять карандаши и соединить линиями одинаковые снежинки.

Дети выполняют задание.

Наше занятие подошло к концу. Давайте пойдем к котенку и расскажем ему, чем мы сегодня занимались.

Похвалите друг друга. Скажите ласковые слова нашему Котенку.

До встречи! Я вами горжусь!

Занятие №7

Цель: развитие слухового и зрительного восприятия; развитие внимания и памяти; развитие речи и мышления; развитие общей и мелкой моторики; совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.

Оборудование: мягкая игрушка (медвежонок); иллюстрация к стихотворению «Как-то вечером к медведю…»; картинки с изображением диких животных и их детенышей: медведица, медвежата, бельчиха, бельчата, зайчиха, зайчата, ежиха, ежата, волчица, волчата, лисица, лисята. Карточки к упражнениям «Кто здесь лишний», «Кто, где живет?», картинки с изображением домашних животных, тарелочки, листы бумаги, простые карандаши, веревка (прыгалки).

Ход занятия.

В кабине психолога детей встречает мягкая игрушка – Медвежонок. Психолог и дети здороваются, говорят игрушке и друг другу ласковые слова, затем садятся за столы.

Наш медвежонок очень умный и сообразительный, вот только задачки решать, пока не научился. Вы поможете ему решить задачи?

конфеты. Сколько конфет осталось на столе?

Дети решают задачи без опоры на наглядность. Если задание вызывает затруднения, психолог инсценирует условие задачи.

Правильно. Сейчас я расскажу вам стихотворение про медведя, к которому в гости пришли друзья. Вы должны быть очень внимательными и сосчитать всех гостей:

Как-то вечером к медведю,

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою лисой,

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

Помоги ему скорей,

Сосчитай-ка всех друзей.

А на сколько частей медведю нужно разделить пирог?

Если задание вызывает затруднения, психолог показывает иллюстрацию к стихотворению. Затем психолог убирает иллюстрацию и просит детей перечислить всех диких животных, которые пришли в гости к медведю.

Дети выполняют задание.

Дикие животные приходят к друг другу в гости только в сказках. А что делают звери зимой в лесу? Давайте вспомним, что делают медведь и ёж?

Догадайтесь, кто скачет по веточкам, шишки собирает, запасы свои проверяет. Кто кору деревьев объедает, от волка, лисы и охотников прячется, следы запутывает?

Молодцы! Скоро зима закончится, наступит…(весна)

Верно, после зимы наступит весна, у диких животных появятся детеныши. Как называются детеныши медведицы?

Правильно. Повторите за мной: «У медведицы- медвежата».

Дети повторяют предложение. Аналогичная работа проводится по другим картинкам с изображением диких животных и их детенышей.

Психолог снимает часть картинок. На доске остаются изображение трех диких животных.

Психолог добавляет картинку с изображением домашнего животного и просит детей сказать, кто из животных – «лишний», и объяснить почему.

Психолог раздает карточки к упражнению «Кто здесь лишний?».

Ребята, посмотрите картинки и в каждом ряду найдите того, кто здесь лишний. Возьмите из тарелочки карандаш и зачеркните цифру под лишним рисунком. Когда мы будем проверять задание, вы будете называть только зачеркнутую цифру в каждом ряду.

Психолог раздает карточки к упражнению «Кто, где живет?».

Коррекционно-развивающее занятие "Развитие внимания и памяти" для младших школьников

Елизарова Мария Алексеевна, Учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Галкинская средняя общеобразовательная школа, Камышловский район, с. Галкинское
Данный материал будет полезен дефектологам, учителям начальных классов, воспитателям группы продленного дня
Коррекционно-развивающее занятие.
Тема: Развитие внимания и памяти.
Класс : 3-4
Цель занятия: Развитие познавательной сферы учащихся (внимания и памяти), посредством выполнения индивидуальных задании.
Задачи занятия:
Профилактика девиации в поведении;
Развитие зрительного и слухового восприятия; внимания, памяти, мыслительных процессов и операции;
совершенствование умения составлять предложения из отдельных слов
Коррекция отклонений в развитии, поведении.
Оборудование учителя: раздаточный материал на каждого ученика.

Ход занятия.

1.Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я проведу у вас развивающее занятие.
2.Мотивационный этап.
- Сегодня на занятии мы будем развивать память и внимание. А для этого вы будете выполнять различные задания и упражнения.
3. Основной этап.
3.1. Ориентационный этап.

- Итак, послушайте первое задание. С помощью него мы узнаем, насколько у вас развита память.
- Послушайте и напишите в любом порядке услышанные вами слова в течение 3 минут. Слова:
Собака, Мальчик, Река, Ветер, Попугай, Кувшин, Вода, Небо, Пила, Птичка, Девочка, Дерево, Музыка, Гриб,Ковер.
- Если у вас написано 10-15 слов, значит у вас замечательная память.
- Если у вас написано 6-10 слов у вас неплохая память.
Если меньше 5 слов, вам нужно тренировать память.
- Следующее упражнение на внимание.
Посмотрите на слайд. Обратите внимание на линии, отслеживая их глазами, определите, каким буквам соответствуют цифры. Запишите получившиеся слова.

- Какие слова у вас получились?
(Кораблик, Солнышко).
- Может у кого-то получились другие слова? (ответы детей).
- Правильные слова – это кораблик и солнышко.
3.2. Реконструктивный этап.
- Упражнение на память. Посмотрите на слайд. В течение 30 секунд рассмотрите внимательно рисунки, запомните их расположение, форму, мелкие детали. Я уберу слайд и после этого, вы прочитаете вопросы, и постараетесь на них ответить. Затем мы проверим себя. Слайд:

(вопросы у каждого ученика). Вопросы:
На какой странице открыта книга? _____________
В какую сторону смотрит собака? ________________
С какой стороны дома растёт ёлка?______________
Сколько точек на чашке? _________
Есть ли ручка у портфеля?___________
Есть ли в чашке вода?____________
Сколько карандашей на рисунке?___________
Сколько окошек в доме?__________
С какой стороны у чашки ручка? ________________

Самостоятельная проверка по слайду.
На какой странице открыта книга? 11
В какую сторону смотрит собака? На нас
С какой стороны дома растёт ёлка? За домом справа
Сколько точек на чашке? 7
Есть ли ручка у портфеля? Да
Есть ли в чашке вода? Да
Сколько карандашей на рисунке? Один
Сколько окошек в доме? Два
С какой стороны у чашки ручка? Справа

- Задание на внимание. Перед вами таблицы, в которых в произвольном порядке расставлены числа от 1 до 20. Но чисел 20, а клеточек – 16. Вам нужно найти и записать по четыре отсутствующие цифры в каждой таблице.

Проверка.
- Каких же цифр не было в задании под буквой «а»: 4 , 12, 16 , 19.
- Каких цифр не было в задании под буквой «б»: 11, 14, 17, 18.
- И каких же цифр не было в задании под буквой «в»: 13, 15, 16, 18.

Физ. Минутка. На внимание.
«Летает- не летает». Если летает – хлопаем, если не летает – топаем.
Стрекоза, парта, вертолёт, дом, книга, самолёт, мяч, бабочка, белка, лебеди, петух, ракета, божья коровка, листочек, пчела, диван, комар, сова, почта, сорока, письмо.

3.3. Закрепляющий этап.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется "Дама сдавала в багаж".
- Первый учащийся говорит: "Дама сдавала в багаж… (книгу)… " Второй игрок тоже, говорит: "Дама сдавала в багаж … чемодан…". Каждый играющий сначала повторяет название всех предыдущих предметов, а потом добавляет к цепочке свой.

У каждого из вас на столах карточки с рядами букв. Вам нужно найти все слова в строчках и подчеркнуть их.


Проверка.
- Сколько слов вы нашли? (ответы детей).
- Какие слова вы нашли? (ответы).

4. Итоговый этап.
- И последнее задание на нашем занятии. Посмотрите на слайд. Вам нужно понять, как связаны правая и левая таблицы. Тогда вы сможете прочитать зашифрованную фразу. Когда найдёте данную фразу, запишите её.


- Какая же фраза у вас получилась? (Ребята, давайте жить дружно!)
- Знакома ли вам эта фраза?
- Откуда она вам знакома? Кто же говорил такие слова?

Спасибо за урок!

Гимаздинова Людмила Евгеньевна, педагог-психолог, МКОУ г. Астрахани «Школа-интернат №2», г. Астрахань.
Коррекционно-развивающие занятия, на развитие внимания, для детей с ОВЗ предназначены для педагога-психолога. Рассчитаны на учащихся начальных классов. Проводятся в форме занимательных упражнений и увлекательных заданий.

Дата публикации: 05.03.2018

Коррекционно-развивающие занятия, на развитие внимания, для детей с ОВЗ.

Развитие внимания, к сожалению, дело нелегкое, прежде всего потому, что требует высокой самоорганизации, причем в первую очередь от взрослых, которые проводят занятия с ребенком. Дело в том, что заниматься нужно каждый день, за редчайшим исключением (например, если заболели вы или ребенок), но при этом занятие не должно быть длительным - всего 15-20 минут. В заданиях такого типа очень важна мотивация малыша, его нацеленность на результат.

Важно именно для вашего ребенка подобрать «волшебный ключик», зачем ему нужно быть внимательным, и вообще разобраться, что такое внимание, и какие «выгоды» можно обрести, становясь более внимательным. «Общего рецепта» для подбора мотива, конечно, нет, ведь у каждого человека свои интересы и всех под одну гребенку не расчешешь, поэтому подумайте, что важно и интересно именно для вашего малыша.

Выполняя задания, ребенок будет развивать внимательность, тренировать наблюдательность и усидчивость, и все это должно проходить в игровой форме. Не перетруждайте ребенка в занятиях, пусть это будет увлекательной и радостной ежедневной игрой мамы и ребенка или психолога и ребенка.

Задания и упражнения на развитие внимания:

«Корректурная проба»

На бланке за 2 минуты нужно, по порядку просматривая все строчки, найти и зачеркнуть все знаки, заданные в образце, например, все черные треугольники и белые ромбы. Обратите внимание на то, что задание выполняется ровно 2 минуты. Выполнять задание необходимо строго по порядку, чтобы закреплять навык сканирования пространства, то есть просматривать строчки слева направо. Главная цель данного задания - научить ребенка максимально собираться, концентрироваться на относительно не продолжительный промежуток времени. На каждом занятии таблицы и значки меняются. В следующий раз это могут быть буквы, цифры, другие фигуры.

«Найди спрятавшийся предмет»

Во всем многообразии линий ребенку необходимо найти изображенный предмет и раскрасить его. Вы можете сами рисовать любой предмет, а потом прятать его под хаотичными линиями.

«Не пропусти хлопок»

Ребенку дается задание: когда он услышит слова, принадлежащие к определенной категории, он должен каким-то образом показать это, например, хлопнув в ладоши. Ребенку зачитывается набор тематически подобранных слов или заранее подготовленный текст, слушая который, ребенок должен выполнять это упражнение.

Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь любое мужское имя: Маша, Таня, Коля, Николай, Кристина, Александра, Семен, Степан, Сергей, Ольга, Ира, Ирина, Иннокентий, Кеша, Шарик, Шурик, Лёня, Лена, Никита, Вера, Мурка, Бобик, папа, котенок, Сережа, Андрюшка, Димочка, Лариса, Ульяна, Кузьма, Зоя, Евгений».

Инструкция 2: «Подпрыгни один раз на месте, когда услышишь название цвета. Блестящий, голубой, красный, красивый, зеленый, фиолетовый, коричневый, светлый, белый, мрачный, тусклый, зеленый, синий, черный, темный, желтый, матовый, шершавый, разноцветный, серый, яркий, гладкий, потухший, салатный, розовый».

Инструкция 3: «Когда услышишь название дикого зверя, присядь. Утка, лебедь, волк, корова, собака, дикая собака динго, слон, тигр, лошадь, петух, кошка, жираф, леопард, обезьяна, еж, белка, сова, ворона, лось, олень, индюк, суслик».

Инструкция 4: «Когда услышишь название овоща, подпрыгни. Помидор, клубника, яблоко, огурец, тыква, персик, лук, слива, картофель, кабачок, редис, клюква, морошка, капуста, репа, брусника, свекла, чеснок, груша, смородина».

«Корректор-1»

В этом упражнении ребенку нужно по образцу заполнить пустые фигуры значками, как показано на образце, в каждом занятии таблицы и значки меняются.

«Следопыты»

Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунок, в котором спрятались какие-либо предметы или персонажи. Они могут быть едва заметными или находиться в самых неожиданных частях рисунка. Главное - быть внимательным и найти все предметы, которые условились искать.
Инструкция: «Найди и раскрась всех птичек на рисунке. Сколько их? А теперь раскрась весь рисунок до конца».

«Царевна Несмеяна»

Ребенок на время игры превращается в царевну Несмеяну. По команде «замри» он замирает, и, что бы ни происходило вокруг, ни в коем случае ему нельзя смеяться. Задача взрослого - постараться рассмешить ребенка или заставить его пошевелиться, соблюдая всего одно условие: замершего нельзя касаться.

«Скульптор»

Попросите ребенка закрыть глаза или завяжите их, и вот так на ощупь предложите вылепить какую-либо фигуру. Если ваш ребенок хорошо справляется с пластилином, то лепить можно что-то более сложное; если не очень хорошо получается, то делать можно самое простое - шарик или кубик. Лепить можно все что угодно - начинать лучше с простых форм, постепенно переходя к более сложным.

«Да» и «нет» не говорить

Черное и белое не называть». Игра заключается в том, что ребенку запрещается употребление некоторых слов. Из названия понятно, что вводится запрет на произнесение слов «да», «нет», «черный», «белый». Спрашивать можно о чем угодно - о книгах, игрушках, цветах, развлечениях. Отвечающий должен помнить, что запретные слова ни при каких условиях говорить нельзя. Кроме правила о запретных словах стоит договориться и о том, что паузы между вопросом и ответом затягивать нельзя и что длительное молчание также может вести к проигрышу. Для того чтобы игра не продолжалась бесконечно, ограничивается время игрового диалога, например три минуты. Если отвечающий на вопросы не ошибается за это время, значит, он выигрывает. Выполнять роль задающего вопросы может и взрослый, и, впоследствии, ребенок.

«Путаница»

В зависимости от сюжета рисунка создается история, которая рассказывается ребенку. Главное в этом задании то, что остается неизменным при любой сюжетной линии, - паутина перепутанных линий, в сплетениях которых нужно разобраться ребенку.
Инструкция: «Найди какой котенок играется клубком».

«Тихая эстафета»

Дайте малышу колокольчик. Пусть он держит его за ленточку. Попросите ребенка, держа колокольчик в руках, выполнить различные движения. При этом ему нужно постараться, чтобы колокольчик не зазвонил.

«Не звени, мой колокольчик»

Выложите на стол несколько предметов - тарелки, ложки, колокольчики, погремушки - все, что может звякнуть. Попросите ребенка переложить с места на место несколько предметов так, чтобы не прозвучало ни звука.

Игра с мячом «Живое - неживое»

Познакомьте ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный», объясните, что все одушевленные, живые предметы - это «кто», а неодушевленные, неживые - «что». Приведите несколько примеров. Объясните правила игры: когда вы, кидая мяч, называете что-то живое - мяч нужно ловить, неживое - мяч ловить нельзя.

«Бирюльки»

Для игры понадобятся счетные палочки или спички. Допустим, вы взяли спички. Возьмите десять спичек, перемешайте их в руках и высыпьте на стол так, чтобы они не разлетелись слишком широко, а касались друг друга. Игроки вытаскивают по одной спичке так, чтобы ни одна другая лежащая спичка не шелохнулась. Игрок, под чьей рукой шевельнулось одновременно больше одной спички, передает ход другому игроку. Побеждает тот, кто вытащит больше спичек.

«Небылицы»

На рисунке допущены ошибки. Попросите ребенка их найти и показать вам. Затем предложите раскрасить смешной рисунок.

«Монетки»

Ребенок берет горсть жетонов или монет. Ему необходимо, держа монеты на ладони, выставить их стопочкой на столе, добавляя каждый раз сверху по одной. Важно, чтобы все складываемые монетки изначально были в руке, и чтобы ребенок их выкладывал, доставая пальцами с середины ладони. Ну и, конечно же, все это он должен проделывать только одной рукой.

«Солнышко»

На спине ребенка взрослый пальцем «рисует» или «пишет» некие символы. Изображать можно предметы, буквы, цифры - в зависимости от уровня общего развития вашего ребенка. Начинать лучше с использования простых рисунков - солнце, елочка, домик. Первые несколько раз можно рисовать на тех участках кожи, где ребенку видно, чтобы он мог соотнести то, что он чувствует, и то, что он видит, в единое целое. При более развитой телесной чувствительности можно использовать более сложные образы или писать целые примеры или слова. Все будет зависеть от вашей фантазии и уровня развития вашего ребенка.

«Что забыл художник?»

Ребенок, рассматривая изображения, на которых чего-то не хватает, дорисовывает недостающие детали. Главная цель игры в том, чтобы научить ребенка находить особенности, видеть детали. В ходе выполнения данного задания развивается способность видеть ошибки, неточности, дошкольник учится контролировать правильность выполнения.

«Гляделки»

Нужно сесть или встать друг напротив друга и пристально, не отрываясь, смотреть друг другу в глаза, моргать при этом разрешается. Проигрывает тот, кто первым отведет взгляд в сторону. Если вы затеваете эту игру с совсем еще маленьким ребенком, мне кажется, главным в данном случае будет мотивировать его, вовремя поддаваться, хвалить, эмоционально откликаться на его успехи и неудачи.

«Половинки»

Для этого задания понадобятся карточки, на которых нарисованы рисунки, открытые лишь наполовину. Это могут быть верхние или нижние половинки картинок, а может быть, левые или правые, а может быть, и каким-то еще образом спрятанные частички. Смысл задания - восстановить недостающие элементы.

«Найди отличия между картинками»

Перед ребенком кладут лист, на котором нарисованы два похожих рисунка. Вместе с взрослым он рассматривает, что нарисовано, и ищет различия между изображениями. После чего один из рисунков ребенок раскрашивает.

«Посмотри внимательно»

На мой взгляд, это наиболее сложное задание из всех здесь представленных, так как требует абсолютной отдачи отчета самому себе, что делается и зачем, а это не всегда бывает возможным, ведь одно дело, чего хочет взрослый, а другое - чего хочет ребенок и насколько он осознает необходимость происходящего.

Предложите ребенку удобно сесть, расслабиться и в течение определенного времени очень пристально рассматривать какой-то предмет. Промежуток времени лучше выбирать небольшой, от 1 до 5 минут. Предмет для созерцания может предложить взрослый, а может выбирать и сам выполняющий задание. Стоит заранее предупредить, что внимание будет рассеиваться, появится желание отвести взгляд, но нужно удерживать себя от этого и продолжать рассматривать предмет. Усилием воли нужно снова и снова возвращаться к рассматриваемому предмету, разглядывать его вдоль и поперек, находить все новые мельчайшие подробности и детали. Моргать можно, главное - удерживать взгляд. Если вы сможет мотивировать ребенка, можно усложнить данное упражнение. Предложите малышу закрыть глаза, представить некий предмет, допустим яблоко, и «рассматривать» его как можно более подробно, представляя, как оно поворачивается то одной, то другой стороной. Упражнение очень сложное с одной стороны, но очень действенное - с другой. Важно решить вопрос с мотивированием и силой воли выполняющего.

«Интеллектуальные таблицы»

Вопросы, задания, предлагаемые ребенку, довольно просты и практически не требуют от него каких-либо специальных знаний. Главная трудность для выполняющего заключается в ограничении количества времени - для каждого задания 2-5 секунд. Кроме временного ограничения, обязательным условием является однократность предъявления задания, то есть каждое задание зачитывается только один раз, иначе оно попросту теряет свой развивающий смысл. О правилах выполнения упражнения ребенку сообщают заранее, чтобы он знал и был готов к этим ограничениям. Диктуя задания, произносить слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок вас понял.

1. «Если ты мальчик, нарисуй солнышко, если девочка, то цветочек.
2. Поставь в круге точку.
3. Нарисуй три круга, закрась любой не первый круг.
4. Закрась фигуру, у которой три угла.
5. Закрась стрелочку направленную вниз.
6. Под чертой нарисуй кружок.
7. Закрась первый квадрат и последний,
8. Нарисуй любой круглый предмет.
9. Обведи то число, которое больше.
10. Если елки зеленые, то нарисуй круг, если синие то квадрат.
11. Нарисуй внутри круга треугольник.
12. Если собаки умеют мяукать, то поставь плюсик.
13. Раздели круг пополам.
14. Подчеркни все треугольники.
15. Напиши любое число».

«Интеллектуальные таблицы». 2-й вариант

1. «Если сейчас зима, нарисуй круг, если нет - квадрат.
2. Закрась третий кружок и зачеркни первый.
3. Если собаки лают, поставь в треугольнике плюсик, если нет - минус.
4. Нарисуй столько же квадратов, сколько медведей в сказке «Три медведя».
5. Если ты девочка, то нужно нарисовать бантик, а если мальчик, то шарик.
6. Над линией поставь точку, а под ней нарисуй овал.
7. Если на руке 5 пальцев, зачеркни все единицы, если другое количество - все двойки.
8. Раздели вторую сверху линию пополам.
9. Закрась фигуру без углов.
10. В каждый треугольник поставь точку.
11. Если Рита - имя мальчика, напиши любую букву, если имя девочки, то любую цифру.
12. Нарисуйте три треугольника, и зачеркни из них средний.
13. Нарисуй рыбку.
14. Нарисуй столько же палочек, сколько времен года.
15. Поставь три точки не в круге».

«Интеллектуальные таблицы». 3-й вариант

1. «Если яблоко - это фрукт, напиши, сколько будет к 2 прибавить 1, если овощ, то от 2 отнять 1.
2. Нарисуй столько же квадратов, сколько лап у кошки.
3. Нарисуй столько же кругов, сколько хвостов у коровы.
4. Нарисуй любой зеленый овощ.
5. Нарисуй, что выше - куст или дерево.
6. Поставь в квадрате 5 точек и соедини их линией.
7. Если сегодня ясный день, нарисуй солнце, если пасмурный - тучу.
8. Если рыбы умеют плавать, то нарисуй волну.
9. Если груша - это овощ, напиши сумму чисел 1 и 1.
10. Нарисуй в квадрате треугольник, а в круге квадрат.
11. Закрась меньшую фигуру, и обведи большую.
12. Заштрихуй квадрат.
13. Внутри треугольника нарисуй круг, а в квадрате поставь три точки.
14. Если кошка - это животное, нарисуй треугольник, если нет, то круг.
15. Нарисуй три плюса и один знак равенства, зачеркни те знаки, которых меньше».

«Интеллектуальные таблицы». 4-й вариант
1. «Обведи все фигуры, у которых нет углов.
2. Поставь по одной точке в каждом углу квадрата.
3. Нарисуй столько же кругов, сколько поросят в сказке «Три поросенка».
4. Зачеркни все круги.
5. Поставь в квадрате плюс, а в треугольнике минус.
6. Выбери лишнюю фигуру, и закрась ее.
7. Соедини нижний конец четвертой линии с верхним концом пятой.
8. Зачеркни все фигуры без углов.
9. Реши только третий пример.
10. Под каждым минусом поставь плюс.
11. Поставь плюс в меньшем треугольнике.
12. Реши один любой не третий пример.
13. Внутри треугольника нарисуй круг.
14. Закрась все треугольники.
15. Подчеркни самое большое число».

«Интеллектуальные таблицы». 5-й вариант

1. «Соедини верхний конец третьей линии с верхним концом первой.
2. Нарисуй круг над чертой и галочку под ней.
3. Поставь единицу в круг.
4. Закрась все круги.
5. Если написанные числа равны, обведи их в круг.
6. Если сейчас зима, нарисуй треугольник, если нет - квадрат.
7. Если ты можешь ходить по потолку, поставь плюс, если нет - прочерк.
8. Подели пополам все стороны квадрата.
9. Подчеркни третье слово одной чертой, второе двумя, первое зачеркни.
10. Поставь три точки в квадрат, так чтобы они были снаружи треугольника,
11. Если сейчас утро, поставь плюс в треугольник, если нет - в квадрат.
12. Зачеркни фигуру с наибольшим количеством углов.
13. Обведи более длинное слово.
14. Нарисуй линию и поставь на ней четыре точки.
15. Закрась второй круг, в третий поставь точку, а два последних зачеркни».

Программа коррекционно-развивающих занятий
Для развития психических процессов
(памяти, внимания, мышления, восприятия)

Занятие№1
Цель:
1.Развивать умение сравнивать предметы по величине и форме;
2.Развивать зрительную и слуховую память;
3.Упражнять в ориентировке на бумаге;
4.Упражнять в составлении целого по частям;
Словарь: экскурсия, пассажиры, транспорт, маршрут.

Ход занятия
1.Игра «Чем похожи, чем отличаются?» (таблица № 1)Нужно найти сходство и отличие.

2.Игра с геометрическими фигурами(Составь любой вид транспорта (лодка, автобус, паровоз, грузовик и т. д.)

3.Игра « Что изменилось?»(на наборном полотне выставляются игрушки, затем меняю их местами- дети рассказывают, что изменилось)

4. Работа в тетради
Игра «Нарисуем маршрут следования нашего автобуса» (графический диктант- дети под диктовку рисуют маршрут по клеточкам)(таблица№2)

Занятие №2
Цель:
1.Упражнять в выделении основных признаков предмета(цвет, форма, величина;)
2.Учить находить предметы с заданными свойствами;
3.Знакомить с приемами мнемотехники;
4.Развивать объяснительную речь;
Словарь: геометрические фигуры по- порядку, волшебная.
Ход занятия:

1. «Игра с Вини-Пухом в слова»(чтобы запомнить слова по порядку, можно их зарисовать в виде простых рисунков-схем) (таблица№1)
Слова: мальчик, мороженное, круг, конфета, треугольник, квадрат и т. д.)
(Произношу слова, а дети зарисовывают и повторяют по порядку, используя свои рисунки)

2.Игра со счетными палочками (таблица№2)
а) отсчитай 5 палочек. Сколько палочек потребуется, чтобы получить треугольник?
А сколько потребуется палочек для двух треугольников?
У нас всего 5 палочек. Кто догадался?
б)взять 7 палочек. Составим квадрат. Сколько палочек потребовалось?
А для двух квадратов? (делаем зарисовки в тетрадях)

3. Игра «Геометрическое лото» (таблица№3)
(у каждого ребенка 1 карточка с узором из геометрических фигур)
Показываю детям узоры образцы, а дети поднимают только те карточки, где такой же узор.

4. Работа в тетрадях
«Дорисуй недостающую фигуру» (таблица №4)

Занятие №3
Цель:
1Развивать воображение, логическое мышление;
2Развивать слуховую, зрительную и двигательную память4
3Упражнять в ориентировке на бумаге;
4. развивать монологическую речь;
Ход занятия
1. Игра «Что сначала, что потом?»(таблица№1)

2.Работа в тетрадях
«Дорисуй вторую половинку по клеточкам» (таблица№2)

3.Игра «Повтори как я» (дети повторяют движения за взрослым)

4.Игра «Лабиринты» (у детей на столах»лабиринты» покрытые пленкой. Дети, используя фломастер, намечают путь следования.(таблица №3)

5. Игра «Назови, что лишнее?»
(диван, стол, окно, кровать)
(береза, сосна, ель, тополь)
(автобус, самолет, троллейбус, трамвай) и т. д.

Занятие №4
Цель:
1.Раэвивать ориентировку в пространстве;
2.Учить видеть характерные признаки предметов, выделять геометрические фигуры;
3.Развивать память и внимание;
4.Развивать связную речь;
Словарь: экскурсовод, реставратор. Право, лево, вперед, назад.

Ход занятия

1. Мы работники музея.Нужно расставить мебель в комнатах музея.
Игра «Расставь мебель» (таблица №1)
2На магнитной доске-«Карта комнат» Ребенок выставляет предметы мебели по указанию учителя (В центре поставь стол, в верхнем левом углу- шкаф, и т. д.)

2. Работа в тетрадях:
Игра «На что это похоже?»(таблица№2)
Во время войны многие экспонаты музея разбились. Мы с вами реставраторы. Будем восстанавливать эти предметы.(Дорисуй и назови, что это за предмет)

3. Игра «Заплатки»(таблица№3)
(у каждого ребенка геометрические фигуры разной формы и с разным узором. Дети по сигналу поднимают нужную «заплатку»)

4.Игра «Нарисуй, что запомнил» (таблица№4)
(в течении 5-ти секунд показываю образец) Дети рисуют по- памяти. что запомнили.
Занятие №5
Цель:
1Закрепить знание геометрических фигур, умение сравнивать их и сопоставлять.
2.Упражнять в анализе образца.
3. Упражнять в ориентировке на бумаге;
4.развивать мелкую моторику рук.
5.развивать связную речь, активизировать словарь детей за счет новых слов;
Словарь: архитектор, проект, схема.

Ход занятия
1. Игра «Загадки»
Загадываю загадки о геометрических фигурах, дети отыскивают их в «Чудесном мешочке» на ощупь.

2.Составь изображение из геометрических фигур.(Детям даются картинки- образцы- контуры предметов) Дети должны составить их из геометрических фигур) (таблица№1)

3. Работа в тетрадях.(таблица №2)
Мы архитекторы, строим крепость. Дети под диктовку рисуют узор.

4. Игра «Повтори слово»(Называю слово. Дети подбирают слова- ассоциации)

Занятие № 6
Цель:
1.Развивать логическое мышление, умение выделять характерные признаки предметов, понимать суть задачи –шутки;
2.Развивать внимание, зрительную память;
3.Развивать доказательную речь, умение согласовывать существительные с прилгательными;
Ход занятия:
Игра «Загадки-шутки»
а) «2 числа-1 и 3 быстро их сложи и ответ скажи»
б) «На дереве сидят 4 птицы-2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?»
в) «Ежики по лесу шли,
На обед грибы нашли:
2- под березкой,
1-у осинки.
Сколько их будет
В плетеной корзинке?»

г) «Под кустом, за полем ржи
Жили дружные ежи
Дочка, сын, отец и мать,
Кто их может сосчитать?»

2.Игра «Сложи узор по образцу» (таблица№1)

3. Игра «Чего не стало?»

4. Игра «Дедушка Мазай»
(Дети придумывают движения, а ведущий- Дед Мазай- отгадывает, что делают дети)

Занятие №7
Цель:
Развивать смекалку, находчивость, логическое мышление;
Развивать умение сосредоточенно слушать и видеть;
Развивать способность анализировать, различать геометрические фигуры по цвету и форме;
Развивать мелкую моторику, быстроту реакции;
Развивать способность обобщать, делать простейшие умозаключения;
Словарь: домашние и дикие животные, мебель, деревья

Ход занятия
1.Задачи-шутки:
«У бабушки Даши внучка Маша,
Кот Пушок, собачка Дружок»
(Сколько у бабки внуков?)

«Стоит кадушка, в ней лягушка
Если б было 7 кадушек,
Сколько было б в них лягушек?»

«Ежик спросил ежа соседа
-Ты откуда, непоседа?
-Запасаюсь я к зиме,
Видишь, яблоки на мне.
-Собираю их в лесу
-2 отнес, да 2 несу.
Призадумайся.сосед,
Это много или нет?»

2.Игровое упражнение «Зарисуй по памяти»(таблтца№1)
3. «Сложи узор»(дети самостоятельно составляют узор из геометрических фигур)

4. Игра «Что лишнее?»
а) стакан, кружка, сковородка, чашка.
б)береза, липа, ромашка, сосна.
в) волк, собака, заяц, лиса
г)корова, коза, медведь, лошадь.

Занятие №8
Цель:
1.Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
2.Развивать все виды памяти;
3.Упражнять в счете и отсчете предметов, закрепить порядковый счет;
4.Учить самостоятельно искать пути решения поставленных задач;
5. Развивать связную речь, формировать правильное произношение
;
Ход занятия
1.Игровое упражнение «Назови отличия» (даются 2 картинки с незначительными отличиями)

2.Работа в тетради (Дети рисуют по клеточкам лодочки и закрашивают 2 и 4 зеленым цветом.1и 5 синим)

3.Игра «Вопрос-ответ» (Дети сидят по кругу, у воспитателя-мяч. На правильный ответ дети делают шаг вперед)
А)Чей сын цыпленок?
в)сколько хвостов у двух ослов?
г)сколько ног у двух детей?
д)сколько ушей у двух малышей?
ж)сколько пальцев на руке?
З)А на двух руках?
ж)Сколько лап у папы?
и) сколько носов у 3-х поросят? И т. д.

4. «Сложи узор» (Составляют из 7 палочек три треугольника (таблица№2)
Из 9 палочек 4 равные треугольника.

Занятие №9
Цель:
1.Развивать зрительное и слуховое внимание. Учить находить отличие из общего множества.
2.Развивать память, умение сопоставлять, сравнивать.
Словарь: правый верхний угол, левый верхний угол и т. д.
Ход занятия.

1.Игровое упражнение «Найди лишнюю» (таблица№1)

2. «Что изменилось?» (На схеме-карте комнаты меняю местами « мебель». Дети рассказывают, где что стоит, что поменяли местми)

3. «Составь картинку» (Каждый ребенок составляет картину из любой сказки, разрезанной на 9-12 частей)

4.Работа в тетрадях «Дорисуй узор»

Занятие№10
Цель:
1.Развивать память, внимание, умение анализировать, сравнивать.
2.Развивать воображение;
3.Развивать монологическую речь, умение составлять небольшой рассказ.
4. Упражнять в употреблении в речи существительных в родительном падеже
(собак, медвежат, бельчат, котят, лисят и т. д.)
Ход занятия
Задачи-шутки:
На столе 4 яблока, одно разрезали. Сколько яблок на столе?
В лесу 5 елок. На каждой елке по 2 яблока. Сколько всего яблок на 5 елках? И т. д.

2. Игра «Чего не стало?»

3. Игра «Волшебные фигуры»(Дети из геометрических фигур самостоятельно выкладывают волшебные фигуры и составляют из них рассказ)
4.В тетрадях «Дорисуй фигуру» (таблица№1)

Занятие № 11
Цель:
1.Развивать логическое мышление, умение понимать смысл образных выражений;
2.Упражнять в самостоятельном поиске путей составления фигур;
3.Развивать память, внимание;
4.Развивать мелкую моторику.
Ход занятия:
1.Знакомство и объяснение пословиц:
а) Ум хорошо, а два лучше;
б)Ноль без палочки;

В)Делу время, потехе час.

2.Упражнение с палочками:
Как составить квадрат. Сколько палочек потребуется?
Сколько палочек потребуется для двух квадратов?
Как составить 2 квадрата из 7 палочек?
Как составить 3 квадрата из 10 палочек?

Игра «Будь внимателен»(в тетрадях) (Таблица№2)
Показываю таблицы в течении 3-х секунд, дети рисуют по памяти расположение точек в клетках.

Занятие № 12
Цель:
1.Развивать логическое мышление, воображение;
2.Упражнять в выделении из общего частное и составлять из частей целое;
3.Упржнять в использовании мнематических способов для лучшего запоминания;
4. Развивать слуховое внимание, память;
5. развивать монологическую и диалогическую речь;
Ход занятия:
1.Отгадывание загадок:
«У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня,
Он по очереди сверху
Смотрит ими на меня» (светофор)

«Три братца по дорожке бегут:
Один впереди, два позади»
(трехколесный велосипед)
«Один ствол- много веток
А на веточках –гостей»(дерево)
2. Игровое упражнение «Дорисуй и назови»(в тетрадях) (Таблица №1)

3.Игра «Составь новую фигуру» (Из знакомых фигур составляют новую, используя образцы)

4. «Запомни слово» (использование детских зарисовок) Я буду называть слова, а вы, чтобы легче запомнить, делайте рисунки- схемы. Затем предлагаю повторить слова, опираясь на схематичные рисунки.

Занятие № 13
Цель:
1.Развивать умение обобщать,сравнивать предметы, делать простейшие умозаключения;
2.Упражнять в разгадывании алгоритмов, ориентировка на бумаге;
3.Развивать зрительное и слуховое внимание;
4.Учить фантазировать;
Словарь: маршрут, домашние, дикие животные;

Ход занятия
Игра «Выберем маршрут прогулки» (Дается общая карта и маленькая схема маршрутов. Взрослый рассказывает. Куда идем, а дети отыскивают нужную схему) Таблица№1

«Кого встретили в лесу?»(Выставляю алгоритмы животных- волк. заяц, лиса, еж, белка)Таблица№4 Приложение №6

«Отгадай, что лишнее?»(Зачитываю слова, дети на слух определяют, что лишнее- объясняют свой ответ)
а) заяц, волк, лиса, корова, медведь, белка
б)снег, дождь, ветер, гроза, лужа
в)голова, собака, хвост, туловище)
г) молоко, хлеб, макароны, коробка. сахар
Игровое упражнение в тетради «Дорисуй картинку» (Таблица №3)

Занятие №14
Цель:
1.Развивать воображение, умение фантазировать, внимание, память;
2.Упражнять в составлении целого из частей;
3.Упражнять в умении сравнивать, выделять сходство и различие;
4.Развивать логическое мышление;

Словарь: постройка, сооружение, части, детали, здание;

Ход занятия:
«Придумай постройку из геометрических фигур»(башня, крепость, ворота, мост и т.д.)
«Сложи квадрат» Таблица№1
«Найди два одинаковых здания» Таблица№2
«Какой постройки не хватает?» Таблица№3

Работа в тетради Таблица№4 «Дорисуй фигуру»

Занятие №15
Цель:
1.Закрепить знания о видах транспорта;
2. Упражнять в различении погоды по условным значкам(алгоритмам)
3. Закрепить знания о животных леса и их особенностях(место обитания, питание)
4. Развивать зрительное и слуховое внимание.
5. Упражнять в составлении целого по частям;
6.Развивать мелкую моторику мыщц рук;

Ход занятия:
1.Игровое упражнение: «Отгадай, на чем можно путешествовать?»Таблица№1(дети отгадывают закодированные слова)

2. «Определи погоду»(использую алгоритмы) Таблица№2

3. «Отгадай, кого встретили в лесу?» Таблица№4 Приложение 6

4. Игровое упражнение «Повтори, что запомнил?»(Читаю пары слов, потом повторяю первое слово, а второе дети называют самостоятельно)
Лиса-хвост еж-иголка
Волк-зубы медведь-мед
Заяц-уши мышка-сыр
Собака-хвост кот-усы

5.Игровое упражнение в тетрадях «Продолжи гирлянду»Таблица№4

(в конце занятия дети закрашивают в определенные цвета. Например: 1,3,5,7-зеленым, 2, 4. 6, 8-красным цветом)

«Составь картинку»

Занятие№16
Цель:
Закрепить знания о достопримечательностях родного города(Домик Петра, Летний сад, Петропавловская крепость, памятник Петру Первому)
Развивать внимание и память;
Упражнять в разгадывании закодированных слов;

Упражнять в умении составлять более сложные узоры из палочек по образцу;
Развивать умение пользоваться приемами мнемо-техники для лучшего запоминания.
Словарь: узор, решетка, скульптор, Фальконе, баснописец, Крылов.

Ход занятия
«Догадайся, чье имя зашифровано»(Таблица№1)
Игра «Повтори, что запомнил?»(дети используют рисунки-схемы для лучшего запоминания)
Слова:
1.Ваза,озеро, памятник, аллея, дворец, музей
2.грусть, радость, горе, счастье, любовь
3.Работа в тетрадях: «Дорисуй узор Решетки Летнего Сада»
4.Работа с палочками «Составь узор по образцу»

Занятие №17
Цель:
1.Упражнять в ориентировке на схеме-карте;
2.Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
3.Упражнять в выделении частного из общего, умение сравнивать и сопоставлять.
4.Развивать мелкую моторику.

Ход занятия
Игра «Лабиринты» (таблица№1
Игра «Назови лишнее»
А)береза, дуб, ясень, сосна, клен, пень
Б) узор, ограда, решетка, забор.
В) река, озеро,дорога, водоем, море
Г) река, озеро, дорога, водоем, море
Д) стул, стол, велосипед, диван, шкаф

Игровое упражнение «Покажи по схеме, где что находится?» Таблица№2
(Дается схема Летнего Сада. Дети по указанию взрослого показывают, где что расположено в Летнем Саду, используя рисунки- схемы)
4. «Дорисуй фигуру» (Работа в тетрадях)

Занятие №18
Цель:
1.Развивать память, использовать приемы мнемотехники для запоминания;
2. Учить выполнять графический диктант, ориентироваться на бумаге;
3.Развивать мышление, умение сравнивать, сопоставлять;
4. Развивать фонематический слух.
Ход занятия:
1.Показываю 8 картинок, затем показываю 15 картинок. Где среди всех есть 8 знакомых? Дети должны их называть и показывать.
2. Нарисуем маршрут нашей прогулки. Графический диктант.
3. Игра «Отгадай, где спрятано?» (карта-схема класса, значком на карте указано, где спрятан предмет. Дети отыскивают спрятанный предмет в классе)
4. Задание в тетради «Дорисуй четвертую картинку» Таблица№1

Занятие №19
Цель:
Упражнять в умении различать герб нашего города, среди других;
Закрепить знания о соборе Петра Павла и других достопримечательностях города.
2.Упражнять в составлении целого по частям;
3.Продолжать учить расшифровывать закодированные слова;
Словарь: герб. Скипетр, якорь
Ход занятия:
игровое упражнение «Найди сходство и различие между гербами» Таблица№1
«Помоги собрать собор Петра и Павла» (Таблица №2)
«Разгадай зашифрованное слово» (Таблица№3)
В тетрадях «Дорисуй герб города и раскрась его»

Занятие №20
Цель:
1Закрепить знания о зимующих птицах;
2.Продолжать учить ориентировке на бумаге и схеме-карте
3.Упражнять в умении сравнивать, сопоставлять;
4.Развивать зрительную память, внимание;
Словарь: маршрут, перелетные, зимующие;

Ход занятия:
Игровое упражнение «Где спрятался зайчик?»(Таблица№1) (дети по своим маршрутам определяют по общей карте, где спрятался зайчик?»
2.Игра «Кто лишний?»
А) ворона, воробей, ласточка, голубь
Б) синица, грач, дятел, снегирь
В) голубь, стриж, галка, клест

3.«Догадайся, что не дорисовал художник» (Таблица№2)
«Нарисуй, где сидели птицы?»
Графический диктант «Маршрут воробья»

Занятие№21
Цель:
1.Закрепить знания о родном городе (Адмиралтейство, архитектор
Захаров)
2. Продолжать учить самостоятельно разгадывать зашифрованные слова, пользуясь кодом
3.Развивать внимание, умение составлять целое по частям;
4. Развивать логическое мышление, память. Закрепить умение делать устно вычисления на сложение и вычитание;
5. Развивать мелкую моторику рук;
Словарь: флаг, флагшток, аллегория

Ход занятия:
1.Чтение отрывка знакомого стихотворения «Маленький кораблик» С.Скаченко. Догадались. Куда мы сегодня отправимся? (К зданию Адмиралтейства)(ориентировка по схеме-карте)
2. Игровое упражнение «Закодированное слово»(Разгадав слово, узнаем фамилию скульптора) Таблица№1
3.Игра «Собери картинку»(По сигналу дети собирают разрезанную картинку здания Адмиралтейства (Таблица №2)

4.Игровое упражнение «Повтори слово» (зачитываю пары слов. Потом повторяю слова первого столбика, а дети вспоминают слова второго столбика- ассоциации)
Шпиль – кораблик аллегория- сказка
Скульптуры- богини флаг- флагшток
Стройка- верфь училище- курсант

5.Главный вход в Адмиралтейство украшают башня с колоннами и шпиль.
А) Узнай, сколько колонн на башне?
Б)узнай, сколько статуй украшает Адмиралтейство?(таблица№4)
В) Сколько улиц идет от Адмиралтейства? (таблица№5)
5.Работа в тетрадях «Дорисуй Адмиралтейство» (Таблица №6)

Занятие №22
Цель:
1.Развивать слуховое внимание;
2.Продолжать учить анализировать рисунок, сопоставляя, сравнивая его части;
3.Развивать память;
4.Упражнять в ориентировке на карте- схеме;
5.Развивать мелкую моторику рук;
Словарь: скворечник, маршрут, вперед, назад;
Ход занятия:
Игра «Будь внимателен» (Читаю 10 слов, потом спрашиваю детей. Сколько было названо животных и какие?)
Слова: шкаф, конфета, волк, лиса, пряник, стол, заяц, диван, медведь
Слон, сорока, окно, книга, ворона, дверь, замок, воробей, корова, собака(сколько птиц и какие?)
Игровое упражнение «Какого скворечника не хватает?»
«Продолжи узор»(Дети из геометрических фигур продолжают узор по образцу) Таблица № 2
«Отыщи, куда спрятался зайка?»Таблица №3

Занятие №23
Цель:
1.Развивать умение сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;
2.Развивать воображение, умение преобразовывать фигуры;
3.Развивать зрительную память, слуховое внимание;
Словарь:контур, геометрические фигуры, разложить, положение, кладет;

Ход занятия
Игра «Найди лишнюю»Таблица № 1.
Игра со счетными палочками. Предлагается фигура из 7 палочек, затем нужно переложить палочки так, чтобы 3 равных треугольника и т. д.
Игра «Сложи узор» («Волшебный квадрат» Таблица №2 Дети выкладывают сначала по образцу расчлененному, затем лишь по контуру)
Игра « Быстро сосчитай от 1 до 10» (Таблица №3.)

5.Игровое упражнение «Запомни и нарисуй»(работа в тетрадях) Таблица №4.

Занятие № 24
Цель:
1.Развивать творческое воображение, смекалку, умение воссоздавать модель по образцу;
2.Развивать зрительное и слуховое внимание, память;
3.Развивать монологическую речь, умение доказывать свой ответ, пользуясь правильно построенными предложениями;
Ход занятия
«Выложи узор» (Ученики выкладывают узор из геометрических фигур)
Игра «Что изменилось?»
Игра «Волшебный квадрат»(Сложи животное по образцу и расскажи о нем)
Работа в тетрадях «Дорисуй предмет»

Занятие №25
Цель:
1.Продолжать освоение приемов мнемотехники;
2.Развивать умение выделять основные признаки предметов; находить предметы с заданными свойствами;
3.Развивать внимание, воображение;
4.Развивать мелкую моторику рук;
5. Развивать грамматически-правильную речь;

Ход занятия
1.Игра «Запомни цепочку слов»
(Чтобы слова легче запомнить, можно «связать» их с помощью картинок)
Дети рисуют схематичные рисунки на каждое слово. Слова: корабль, кот, мышка, мяч, домик, дверь, клетка, замок, дети, нора, записка.
2.Игра « Кто быстрее соберет гирлянду» Таблица №1 Даю образец, дети должны за 3 минуты собрать гирлянду. У кого она длиннее, тот и выиграл.
3.Игра «Назови, что лишнее?»
А)окно, дверь, стена, забор, потолок;
Б)лейка, грабли, дверь, лопата, ведро
В)клещи, молоток, лампа, пила
Г)снег, дождь, ветер, дерево, гроза
4. Работа в тетрадях «Угадай и нарисуй» Таблица№2.

Цель занятия:

Задачи занятия:

Коррекционно-развивающие:

Образовательные:

Здоровьесберегающие:

Воспитательные:

Просмотр содержимого документа
«Коррекционно-развивающее занятие «Развитие зрительной памяти и внимания»»

Коррекционно-развивающее занятие

«Развитие зрительной памяти и внимания»

Цель занятия: коррекция и развитие зрительной памяти и внимания учащихся.

Задачи занятия:

Коррекционно-развивающие: увеличение объема внимания и зрительной памяти; развитие пространственной ориентации и координации движений.

Образовательные: уточнение обобщающих понятий.

Здоровьесберегающие: профилактика нарушений зрения

Воспитательные: воспитание способности к анализу.

Ход занятия:

1.Упражнение «Вставь недостающее слово»

Инструкция. В каждом примере надо подобрать такое слово, которое подходило бы сразу к двум словам - и слева, и справа.

Ум (острый) боль

кровь () цветок

разговор () дождь

друг () шкаф

взгляд () куст

запах () анекдот

напиток () загар

ткань () мысль

утро () развитие

душа () посуда

воспоминание () лекарство

2. Упражнение «Найди лишнее слово»

Инструкция. В каждом из следующих рядов выбери слово, которое по смыслу не подходит к остальным четырем словам.

Птица, самолет, пчела, машина, бабочка

Дождь, снег, град, молния, изморозь

Хлопок, шерсть, нейлон, лён, шёлк

Берёза, ясень, ель, ива, клён

Нарцисс, гладиолус, подснежник, хризантема, тюльпан

3. Дыхательное упражнение «Бабочка»

Инструкция. Исходное положение: сидя, склонив голову, обняв себя за плечи. Сделайте медленный вдох, руки через стороны поднимите вверх, выдохните. Задержи дыхание. Снова сделай медленный вдох, прямые руки опустите через стороны до уровня плеч. Задержи дыхание. Снова сделай медленный глубокий выдох, руки при этом совершают в такт с выдохом плавные махи («крылышки бабочки»).

4. Упражнение «Найди слова в слове»

Инструкция. Составь из бкув данного слова новые слова (буквы не повторять, составлять только имена существительные).

кустарник -

барракуда -

кровать -

девочка -

5.Упражнение на развитие сенсомоторики

Инструкция. Возьмите в каждую руку по карандашу и постарайтесь нарисовать на листе два квадрата только обеими руками одновременно.

6.Упражнение на развитие памяти

Инструкция. Перед тобой 4 квадрата, в которых определенным образом расставлены точки. Посмотри внимательно и постарайся запомнить.

7. Упражнение для профилактики нарушения зрения

Инструкция. Зафиксируйте подбородок ладонями. «Нарисуйте» глазами 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов – против.

8. Рефлексия. Оценка своей работы и своего настроения на протяжении всего занятия с помощью смайликов.

Что еще почитать