Обряды, связанные с рождением детей. Какие обычаи и традиции в разных странах при рождении младенца

Рождение ребенка в любой стране, в любые времена являлось самым важным событием и самым большим счастьем для каждой семьи. Ведь ребенок — это символ продолжения жизни, носитель фамилии, продолжатель семейной трудовой традиции, наследник накопленных знаний, умений и имущества.

В традиционном русском обществе наличие у человека семьи считалось первым необходимым условием и признаком правильной жизни. Семья без детей не мыслилась. Рождение детей было истинным предназначением брака. Появление детей в семье, по мнению церкви, знаменовало благочестивость брака.

У русского народа, как и у любого друго существовали свои традиционные обряды, связанные с этим важным событием. Испокон веков старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей, сохранить хорошее самочувствие беременной для рождения здорового и крепкого малыша.

Так, беременную женщину освобождали, по возможности, от трудной работы и пытались удовлетворить ее запросы в пище и питье. Неисполнение ее желаний считалось грехом. Ей запрещалось употреблять определенные продукты, смотреть на некоторых животных, калек, слепых и других больных людей.


Беременная должна была больше употреблять молока, тогда, по поверьям, кожа ребенка будет белой, как молоко; она должна есть красные ягоды (бруснику, клюкву),чтобы младенец был румяным. Чтобы негативные действия и недостатки окружающих людей не перешли на роженицу, женщину охраняли от нервных потрясений, испуга, ссор. Сама женщина, как правило, скрывала свою беременность как можно дольше, чтобы никто не сглазил ее и ее будущего ребенка, и чтобы роды не были тяжелыми.

Также, беременная женщина не должна была ссориться, гневаться, поддерживать сплетни, заниматься воровством и т.д., чтобы все эти действия по жизни не сопровождали ребенка, не передались ему. Если муж был в отъезде, молодой женщине советовали подпоясываться его поясом и на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы «сила» мужа охраняла, оберегала жену. В последний месяц перед родами беременной не рекомендовалось выходить со двора, а лучше из дома, чтобы домовой и священный огнь очага всегда могли прийти на помощь ей.

Для охраны беременной женщины существовала особая молитва, которую нужно было читать на ночь, чтобы греховные дела совершенные даже в течение дня, не отразились на вынашиваемом ребенке. К постели роженицы и младенца подвешивались охранительные амулеты и ладанки с заговорами и молитвами.

И в селах, и в городах, почти к каждой женщине при родах приглашали повивальную бабу. Привести ее надо было тайно, потому что считалось, что чем больше людей знает о родах, тем дольше будет мучиться роженица. Придя в дом роженицы, баба-повитуха открывала все окна, двери, открывала замки, развязывала все узелки, чтобы ребенку было легче появиться на свет, а также окропляли святой водой помещения, в котором находилась будущая мама. Женщина и повитуха отправлялись в баню - самое чистое и самое теплое место. Сразу после рождения ребенка повитуха перерезала пуповину, совершала необходимые действия и обряд первого купания. В воду для очистки опускали серебряные монетки, желая малышу богатства в будущем, в лечебных целях добавляли череду и соль.

Принося новорожденного в первый раз в избу, бабка передавала его на руку отцу, который сам клал его в люльку и тем как бы официально признавал его своим детищем. Для того чтобы ребенок был здоров и спокоен, его люльку кропили святой водой, окуривали ладаном и клали внутрь нее крестик.

Последним обрядом, в котором участвовала повитуха, являлся обряд подпоясывания младенца накануне сорокового дня. Пояс, которым она повязывала ребенка, рассматривался одновременно и как магический оберег от злых сил, и как знак долголетия и здоровья. Таким образом, современный обычай обвязывать новорожденного, спеленатого в одеяльце, при выписке из роддома лентой-мальчика синей (голубой), а девочку красной (розовой) имеет объяснение. У царского дома Романовых существовал обычай награждать новорожденного мальчика орденом Святого Андрея Первозванного (синяя орденская лента), а девочку - орденом Святой Екатерины (красная лента).

Почитали повитух в особый день - «бабины», или «бабьи каши», который отмечался на следующий день после Рождества Христова. В церковной традиции этот праздник называется Собором Пресвятой Богородицы и отмечается по сей день.

Придавалось большое значение и послеродовому периоду. Это был период сорокодневной изоляции родильницы от общественной жизни, от некоторых домашних дел. Существует масса народных примет, связанных с этим периодом жизни, например, при выходе из дома ей нужно было взять какой-нибудь оберег и т.п. Вообще, все ритуалы этого периода были направлены на скорейшее восстановление здоровья роженицы. Кроме того, это необходимый адаптационный период и для новорожденного, поскольку из-за отстутствия широкого круга контактов снижается опасность возможного заражения инфекциями и минимизируется стрессорное воздействие окружающей среды. Матери предписывалось все эти сорок дней думать только о ребенке, молиться о его защите.

Родины

Появление на свет ребенка сопровождалось двумя семейными торжествами: справлялись родины и крестины.

В первые послеродовые дни устраивались родины: женщины-родственницы, соседки, в основном детородного возраста,- приходили проведать роженицу и приносили ее семье различную еду- хлеб, булку, пироги, печенье. Пришедших приглашали в дом и угощали. Родильница,приняв подарки и поблагодарив, уходила к ребенку, застольем распоряжалась свекровь - потчевала гостей пирогами и чаем. Мужчины, как правило, в родинах не принимали участия.Позднее, особенно в городах этот обычай преобразился в подношение новорожденному денег «на зубок», «на обмывание ножек». Сохранился он и поныне, чаще в форме подарков новорожденному от родственников и близких в виде игрушек, детской одежды

Крестины

Крещение было строго обязательно для каждого рожденного в православной семье

До совершения обряда крещения на семейном совете обсуждалось имя, которым может быть наречен младенец. При этом, конечно руководствовались святцами. Но, как правило, наречение имени предоставлялось священнику. Он выбирал имя по святцам в соответствии с чествованием того или иного православного святого, совпадающим с днем крещения или рождения ребенка или близким к этому днем. Нельзя было выбирать имя святого, чей день памяти уже миновал, ибо такой святой не мог защитить ребенка.

Важным моментом был и остается выбор крестных родителей для ребенка или восприемников. Они считались вторыми родителями ребенка, его опекунами, покровителями и духовными наставниками. Приглашение в крестные было почетным, расценивалось как проявление большого уважения и доверия. Лучше выбирать крестных из числа близких людей - родственников или друзей.


Если в семье случались какие-то проблемы, то в трудную минуту крестные родители помогали заниматься ребенком. В случае, когда с родными родителями случалось несчастье, крестные родители заменяли родных. Крестный отец - кум, крестная мать - кума. В разных регионах к выбору восприемников подходили по-разному: возраст крестных, пол, один или двое. По мнению церкви, крестный должен быть один, мужчина у мальчика, соответственно женщина у девочки. После крещения считается, что младенец находится под охраной Бога от всевозможных болезней и зла.

Крещение ребенка считалось и сегодня считается одним из самых торжественных событий в жизни человека. Поэтому на празднование после крещения ребенка собиралось много гостей: родственники, соседи, знакомые. Какими бы разнообразными не были блюда на крестильном обеде, обязательно подавали кашу (гречневая или пшенная). Крестильную кашу готовили на молоке, даже крупу замачивали в молоке. В кашу клали много масла. Могли запекать в ней курицу или петуха (в зависимости от пола ребенка). Чтобы жизнь новорожденного ребенка была веселой и счастливой, гости произносили много пожеланий и по традиции крестные отец, мать и все приглашенные дарили подарки.

Появлялся на свет, у мальчика пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым, у девочки - на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. После благополучного окончания родов повивальная бабка закапывала детское место в каком-нибудь углу избы, затем обмывала новорожденного нагретой водой, в которую обычно клали серебряные монеты, желая малышу богатства в будущем.

Родившегося малыша бабка приносила в дом и передавала на руки отцу, который сам клал его в люльку и тем как бы официально признавал малыша своим сыном или дочерью.

Чтобы ребенок был спокоен, после рождения его обертывали отцовскими портами или при пеленании использовали толстые нити, так называемые верчи, а сверху покрывали материей зеленого цвета.

Приметы и обычаи на рождение ребёнка

Если ребенок родился в воскресенье, вторник, четверг или субботу, ему пророчили долгую счастливую жизнь.

Счастливым считался мальчик, похожий на мать, и девочка, похожая на отца.

К счастью для ребенка, если в день, когда он родится, в доме будет какая-нибудь прибыль, и к несчастью, если случается какая-нибудь потеря, убыток в доме, или когда отдадут в другой дом какую-нибудь вещь насовсем или взаймы.

Не очень хорошо, если ребенок родился под исход месяца.

После рождения ребенка

Для родильницы готовили теплую брагу или рыбные пироги. В первые дни после родов родственницы, соседки, в основном детородного возраста, приходили проведать роженицу и приносили различную еду - хлеб, булки, пироги, печенье. Позднее, особенно в городах, этот обычай преобразился в подношение новорожденному денег «на зубок», «на обмывание ножек» - отсюда современный обычай дарить малышу игрушки, детскую одежду и т. д.

Полезные советы для будущих и молодых мамочек

❧ Если беременная женщина испугается, то это может сильно повредить еще не родившемуся ребенку. Чтобы не случилось беды, ее муж должен лить через сито воду, а женщине необходимо умываться этой водой.

❧ Если беременная женщина чего-то испугается и при этом схватится за живот, то у ее ребенка впоследствии на теле могут появиться красные пятна. Чтобы этого избежать, скажите:

Иисусе, знаменуйся светом лица Твоего

На младенце моем

И пребудь с ним

Во веки веков.

❧ Давно замечено: если беременная женщина возьмет в руки веревку, то ее ребенок может родиться обмотанным пуповиной. Чтобы отчитать ошибку, муж этой женщины должен купить новую веревку и выбросить ее на улице со словами:

Иуда брал веревку,

Иуда плел петлю,

Но не мою жену.

Аминь. Аминь.

❧ Беременная женщина не должна переступать беременную кошку, иначе ее ребенок будет капризным и крикливым.

❧ Беременная женщина ни в коем случае не должна отдавать остатки своей еды собаке, иначе ребенок родится глупым.

❧ Беременным женщинам не стоит носить узких и коротких юбок, ведь тем самым они укорачивают жизнь своему ребенку.

❧ Если беременная женщина поперхнется и начнет кашлять, то должна тут же сказать:

Я от крошки кашляю,

А не моя крошка.

Если этого не сделать, то ребенок в будущем, скорее всего, будет страдать от кашля. К тому же существует примета, согласно которой, если беременная женщина по-перхнется, то в старости будет страдать от грубости и невнимания своего ребенка.

❧ Беременной женщине не стоит запрокидывать голову, когда она пьет, в противном случае ее ребенок в будущем рискует пристраститься к спиртному.

❧ Беременная женщина не должна собирать хлебные крошки со стола, иначе ее ребенок проживет жизнь в нищете.

❧ Не позволяйте чужим людям прикасаться к вашему животу.

Если же подобное произошло, тут же скажите:

Ангел мой, закрой мое дитя,

Спаси, сохрани его и меня.

❧ Беременной женщине не стоит произносить в разговоре такие фразы, как «Пошел вон!» В противном случае она рискует не доносить ребенка до положенного срока.

❧ Давно замечено: если беременная совершит кражу, то ее ребенок не доживет до тридцати трех лет. Если вы все же совершили подобный грех, то необходимо обратиться к мастеру.

❧ Беременная женщина не должна смотреть на покойника или ходить на кладбище. Дело в том, что там она может подцепить порчу или оказаться жертвой духов из иного мира, а так как ребенок в этом возрасте еще очень слаб, то весь негатив матери он примет на себя и вряд ли проживет долгую и счастливую жизнь.

❧ Попросите своих родных и знакомых женщин не приходить вас встречать роддом, если у них в этот день месячные, иначе у вашего ребенка потом могут появиться проблемы с кожей.

❧ Беременная не должна ходить на похороны и на кладбище, иначе ребенок может рано умереть.

❧ Если в роду у вас были самоубийцы, то не называйте таким же именем своего ребенка, в противном случае ребенок повторит жизнь того, кто умер не своей смертью, а бесовской.

❧ Родившегося 2 августа, в Ильин день, человека не следует называть именем Илья, иначе он будет угрюмым, злым и вспыльчивым. Человек, родившийся в Ильин день, трудолюбив и очень бережлив, у него не забалуешь и зря денег не возьмешь (ему жалко тратить деньги даже на себя).

❧ Если девочку не стричь до семи лет, то она вырастет умной и талантливой и проживет долгую жизнь.

❧ Мальчика до семи лет наголо стричь нельзя, иначе у него будет слабое потомство (волосы можно лишь подравнивать).

❧ Пока ребенку не исполнился год, не следует продавать его вещи.

❧ Пока ребенку не исполнится год, не шейте ему одежду из своих старых вещей, в противном случае вы обрекаете его на нищету. Если же ошибка уже была допущена, то купите новый отрез ткани, отнесите ее к церкви и отдайте нищему, который стоит ближе всех к углу церковной ограды. После этого подайте записку о здравии ребенка на весь год.

❧ Не следует рисовать портрет ребенка, пока ему не исполнится семь лет (до этого возраста он еще считается младенцем).

❧ Тем, у кого в доме есть младенец, не следует давать взаймы хлеба и соли, чтобы не отдать счастливой доли ребенка.

❧ Когда купаете ребенка, не пускайте в дом посторонних.

❧ Купать ребенка первый раз следует в пеленке, которую затем нужно взять с собой на крестины, а после обряда спрятать в укромном месте. Такая пеленка подарит родителям долголетие.

❧ Первую кроватку своего ребенка ни в коем случае не сжигайте. Лучше продайте или подарите друзьям. Однако кроватку не стоит отдавать в семью, где родился третий ребенок.

❧ Пока ребенку не исполнится год, попросите своих знакомых женщин не приходить к вам в гости во время месячных, иначе ребенок может стать крикливым. Если подобное уже произошло, нужно прочитать следующий заговор:

Кровь у Евы прекратилась - дитя зародилось.

Ева разродилась - кровь объявилась.

Как ты, кровь, приходишь и уходишь,

Так чтобы и всякая неприятность ушла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

❧ Конечно, детей нужно хвалить, но вот все время, по поводу и без, этого делать не стоит, иначе вы рискуете сглазить ребенка. Если же подобное произошло и после ваших неуемных похвал ребенок стал капризным и перестал спать ночами, то вам необходимо это срочно отчитать. Для этого перелейте из стакана в стакан воду, приговаривая: Вода водой смоет.

❧ Если ребенок разбил себе нос, губу или бровь, никогда не вытирайте ему лицо подолом, иначе ребенок проживет очень тяжелую жизнь. Если же подобное все же произошло, то возьмите ребенка за руку, три раза подряд переведите его через порог входной двери (туда и обратно), читая при этом такой заговор:

Люди приходят и уходят,

Так чтобы и всякая беда

От моего дитятка отошла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

❧ Если у вас есть собака, следите внимательно за тем, чтобы ребенок не давал ей откусывать от своей еды. Знахари уже давно заметили, что если ребенок потом съест такую еду, то на всю оставшуюся жизнь станет изгоем: люди не будут его признавать. Если подобное все-таки произошло, следует обратиться к знахарю.

❧ Не позволяйте ребенку сидеть на только что вскопанной грядке, иначе он может заболеть. Если вы недосмотрели, то следует тут же сказать:

Ни в землю, ни к земле,

А по земле.

❧ Если вы увидите, что над детской коляской кружат пчелы, то это предвещает серьезную болезнь или даже смерть ребенка в течение года. В этом случае нужно немедленно сказать:

Тело, кость, кровь, смола,

Жаль, пчела, себя, а не Божьего раба (имя).

Оборони, Господи, моего младенца,

Его душу и тельце.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Ныне и присно и во веки веков.

❧ Даже в шутку никогда не дуйте ребенку в лицо - так вы сдуваете его счастливую долю. Если вы совершили ошибку, то прочитайте следующий заговор:

Не приведи, Господи, зреть

Всякую беду для раба Божьего (имя),

Осени его крестом сохранным от всякого зла.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

❧ Не следует часто щекотать ребенка, иначе он может вырасти глупым.

❧ После захода солнца не следует играть с ребенком, подкидывая его над головой, иначе он станет часто болеть.

❧ Объясните своим детям, что нельзя играть ни в свадьбу, ни в. похороны, в противном случае это может наложить негативный отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Если же подобное все-таки произошло, то обратитесь за помощью к знахарю.

❧ Попросите ребенка не прыгать на кровати, иначе ему будет сложно уснуть.

❧ Люди, рожденные в високосный год, чаще других погибают от насильственной смерти. В раннем детстве у них могут быть опасные заболевания или серьезные травмы. У людей, рожденных в високосные годы, зачастую неразделенная судьба. К счастью, существуют сильные магические заговоры, которыми можно заговорить этих людей.

❧ На третий день после крещения младенца мать смотрит, долголетний ребенок или нет. Для этого она берет волосы младенца и, закатав их в воск, опускает в святую воду. Если воск тонет, то ребенок не жилец. Не теряя времени, нужно заговорить младенчика на долголетие. Если вы этого не умеете делать, нужно обратиться к опытному мастеру.

❧ Когда родится первенец и его покрестят, то эту крестильную рубашечку убирают до следующих родов и крестин. Потому что если в семье крестить всех детей в одной рубашке, то они будут всегда очень любить друг друга и не будут никогда ссориться.

❧ На крестинах не кладите много еды в тарелки. Если гости оставят объедки, новокрещеный будет неудачлив.

В разных странах на протяжении столетий формировались особые ритуалы и обычаи, призванные помочь маме и крохе. Многие приметы мы соблюдаем до сих пор, что-то считаем глупыми суевериями, а некоторые обычаи вызывают настоящий ужас. Какие обычаи и традиции в разных странах при рождении младенца соблюдают и по сей день?

3 165729

Фотогалерея: Какие обычаи и традиции в разных странах при рождении младенца?

У славян

Роды всегда были великим таинством, к которому женщина готовилась заранее. В этот период окружающие относились к ней с пониманием и заботой — освобождали от домашних обязанностей, выполняли все прихоти. Да и прихоти-то назывались по-особому. «Забожала» — говорили в народе. То есть все желания женщины от Бога, и перечить им нельзя. Да и не ее это желания, а ребенка, который высказывает их единственно возможным способом. Поэтому у нас существовал особый обычай — беременная женщина могла зайти в любой огород и съесть все, что пожелает: яблочко, огурчик, репку. И отказать ей считалось большим грехом. По особым критериям выбиралась повивальная бабка — женщина, имеющая только здоровых детей, обладающая чистотой души и помыслов. При первых же схватках она уводила роженицу подальше от жилья. Из-за опасения «дурного глаза» и «лихих людей» рожать часто приходилось на сеновале, в бане, а иногда и в печи, в то время как отец усердно молился перед иконой. Из-за того, что места для родов выбирались не по критерию чистоты, многие роженицы часто становились жертвой инфекции, зачастую ведущей к смерти матери и ребенка. В народе болезнь эту называли „родильной горячкой", и судьба женщины зависела исключительно от ее здоровья. Интересно, что первые роды были важны лишь тем, что оценивались как „пробный камень", — если они прошли успешно, значит, в будущем женщина сможет рожать. Гибель первенца не становилась трагедией, важен был сам факт успешного разрешения от родов.

Киргизия

В Киргизии рождение малыша всегда было самым главным и радостным событием в жизни семьи и рода. Ведь ребенок считался символом бессмертия народа. Поэтому беременную всячески оберегали, запрещали выходить за пределы аула без сопровождения, следили, чтобы она носила амулеты от злых духов („тумар" с изречениями из Корана, амулеты из когтей медведя и лапы филина). Во время родов в юрте днем и ночью горел огонь, около очага лежал кинжал острием к двери, а над головой роженицы вешали заряженное ружье — по поверьям, все это отгоняло злые силы. А после родов существовал целый ряд действий и ритуалов: подарки вручали за сообщение радостной вести, за право впервые посмотреть на малыша, а для сородичей в честь новорожденного устраивался пир. Повеселиться надо было на славу.

Казахстан

У казахов существовал целый ритуал магических действий с последом и пуповиной. Обычно пуповину перерезала повитуха — многодетная подруга беременной или пожилая женщина, которая становилась для ребенка как бы второй матерью, „киндик шеше". Она должна была быть честной, энергичной и обладать исключительно хорошими качествами, которые, по поверью, передавались и ребенку. Если в семье долго не было детей и рождался сын, то пуповину перерезал мужчина. Послед закапывали далеко от дома, в „чистом" месте. А пуповина служила оберегом, ее пришивали к колыбели младенца. Иногда пуповину клали в воду, и через несколько суток этот „настой" использовали как лекарство для скота.

Кавказ

На суровом Кавказе роды (особенно первые) были радостным и значимым событием. Например, в Дагестане с самого начала супружества выполнялись определенные „магические" действия, которые должны были привести к зачатию. Так, молодая жена пила сырые куриные яйца и купалась в воде из семи родников. Также будущую мать обрызгивали водой с пеплом из домашнего очага. О беременных заботились, не загружали работой, всячески опекали. Сами роды проходили в доме мужа, откуда выгоняли всех мужчин.

Иран

В этой стране одной из самых жестоких по отношению к беременным является религия зороастрийцев, в которой болезни и рождение ребенка рассматриваются как осквернение чистоты организма и нарушение идеального физического состояния человека. Перед самыми родами женщины получали некоторые льготы — в их доме всегда горел огонь, и вся семья должна была поддерживать плавность его пламени. Считалось, что когда рождается малыш, к нему является дьявол, и уберечь ребенка от него может только плавно горящее пламя огня. После родов ритуал очищения матери и ребенка был очень тяжелым и продолжался 40 дней. В первые дни после родов женщина не могла пить чистую воду, подходить к очагу и греться около него, даже если роды происходили зимой и было очень холодно. Часто эти ограничения приводили к смерти неокрепшей после родов женщины и ее ребенка.

Великобритания

В Шотландии был обычай открывать все замки и засовы в доме, когда женщина разрешается от бремени. А также развязывать узлы и распускать пояса на женских одеждах. Считалось, что это поможет ребенку легче появиться на свет. А в соседней Англии рождение ребенка сопровождалось веселым пиршеством и обильным застольем — всем гостям в этот день обязательно подавали чай с бренди или виски, печенье, булочки с изюмом, и считалось дурным знаком, если кто-то отказывался от выпивки или угощения.

Израиль

По библейским законам, после рождения мальчика женщина остается нечистой 7 дней, а потом еще 33 дня ей нельзя прикасаться ни к чему священному — „пребывать в очищении". При рождении девочки все сроки увеличиваются вдвое: женщина считается нечистой две недели, а потом „пребывает в очищении" целых 66 дней. Несмотря на это, в Израиле иудеи признавали и до сих пор признают материнство особым путем служения Богу. Не зря же женщина-мать пользуется большим почетом, а родство передается по материнской линии. Изучив библейские описания родов, ученые пришли к выводу, что раньше женщины-иудейки рожали, сидя на особом стуле, „машбере", или на коленях мужа. За неделю до родов к будущей матери приходили подруги и пели песни, прося счастливую судьбу для ребенка. В день родов роженица развязывала все ленты, расплетала косу, открывались все двери и окна — это должно было облегчить роды.

Папуа - Новая Гвинея

В этой стране до сих пор существует забавный старинный обычай (характерный, впрочем, для многих племен): узнав о беременности жены, мужчина обязан покинуть дом, не общаться с соплеменниками и жить в построенной им хижине, пока ребенок не появится на свет. В самом начале схваток женщина отправляется в лес, где рожает, сидя на корточках или стоя на четвереньках. В это время будущий отец в своей хижине стонет и бьется в судорогах, подражая роженице. Так он отвлекает злых духов от жены и ребенка.

Древний Китай и Древняя Индия

Очень рациональными, с современной точки зрения, были обычаи Древнего Китая и Древней Индии: уже через 3 месяца после зачатия начиналось „воспитание ребенка до рождения". Беременных окружали красивыми вещами, они слушали только прекрасную музыку — существовали даже специальные концерты для беременных, ели вкусную освященную пищу, рисовали, играли на музыкальных инструментах. Одежда для будущих мам шилась только из дорогих, приятных телу тканей. Такая гармоничная обстановка должна была развивать у ребенка чувство прекрасного. В Индии женщины обязательно должны были петь спокойные красивые песни. Важность пения заключалась в том, чтобы задействовать диафрагмальное дыхание, которое помогает насыщать организм кислородом. Глубокий вдох — долгий выдох. И сегодня такое дыхание — основа множества упражнений и расслабляющих методик для будущих мам.

Интересные факты

♦ Мать Наполеона, будучи беременной сыном, рисовала эскизы солдатиков, а потом устраивала с ними сражения. Возможно, это стало залогом страстной любви Наполеона к битвам.

♦ По преданию, Юлий Цезарь (Кейсар на иврите означало „император") родился в результате сечения, которое впоследствии и назвали „кесаревым".

♦ От „родильной горячки" (сепсиса) в период эпидемий в XIX веке в роддомах умирала треть рожениц; это продолжалось до 1880 года, когда широкое распространение получило применение антисептиков.

♦ Из 72 текстов „Гиппократова сборника" 3 посвящены непосредственно беременности и акушерству:

„О семимесячном плоде", „О восьмимесячном плоде", „Об эмбриотомии".

♦ У арабских женщин был самый длительный послеродовой отдых — он длился 40 дней.

В этой статье список традиций со всего мира. От на вид странных методов воспитания до интереснейших ритуалов... Читайте, будет интересно.

1. Упаковка пуповины в деревянную коробку (Япония).

Когда ребёнка в первый раз стригут, большинство сохраняют локон волос, другие хранят первую обувь ребёнка... Но японские матери берегут пуповину.

В японских больницах пуповину ребенка упаковывают в деревянную коробку и дарят матери во время выписки. В коробку иногда кладут куклу в кимоно, которая символизирует душу ребёнка. Кимоно при этом может быть развёрнуто, а пуповина помещена внутри. Считается, что хранение пуповины таким образом гарантирует позитивную связь между ребёнком и матерью.

Спустя неделю после рождения ребёнка новоиспечённые родители и близкие родственники проводят для ребёнка церемонию Ошичия, во время которой ребёнок получает его официальное имя перед домашним алтарем.

2. Уличный сон для младенцев (Дания и Швеция).

Вы оставили бы своего малыша на улице в холод во время дневного сна? Большинство скандинавских родителей даже не задается этим вопрос. Для них это - часть распорядка дня, из-за убеждения, что холодный воздух помогает младенцам лучше спать и есть.

Датские и шведские младенцы проводят день, отсыпаясь на балконе или на улице, пока их матери и отцы ходят по магазинам или кафе. Кроме того, в большинстве детских садов в Швеции детей укладывают спать на улице, несмотря на низкие температуры.

Теория уличного сна состоит в том, что дети, находящиеся на свежем воздухе, летом и зимой, имеют меньше шансов простудиться. Родители полагают, что нахождение целый день в одной комнате с 30 другими детьми приносит отрицательные результаты.

Датский Государственный департамент здравоохранения также рекомендуют такую практику. Некоторые компании даже делают детскую уличную сигнализацию, которая сообщает родителям, когда их младенцы просыпаются.

3. Каждый новорожденный получает "коробку матери и ребенка" от правительства (Финляндия).

Есть высказывание, что “каждый ребёнок рождается с ломтем хлеба в руке”. Ну, а в Финляндии младенцы рождаются с коробкой!

В течение 75 лет беременным женщинам Финляндии государство дарит коробку. Это - начальный набор одежды, пелёнок и игрушек, а коробка может даже использоваться в качестве кровати.

У матерей есть выбор между получением коробки или суммы наличными, которая в настоящее время составляет 140 евро (190 долларов США), но 95% выбирают коробку, поскольку её содержимое стоит намного больше.

Первоначально созданная для семей с низким доходом, коробка стала доступна всем родителям в 1949 году. С тех пор это главный продукт нового статуса родителя и знак, что независимо от того, в каком слое общества они родились, все финские младенцы получают равноправие в начале своей жизни.

4. Встряхивание новорожденного в большом решете с целью помочь ему привыкнуть к капризам жизни (Египет).

В современном Египте неразрывно связаны жизнь и число семь. Именно на седьмой день жизни ребёнка показывают миру на церемонии под названием Себух.

Согласно традиции, мама помещает ребёнка, одетого в белую одежду, в большое решето и слегка встряхивает его, чтобы помочь новорожденному привыкнуть к капризам жизни. Затем, младенца кладут на одеяло на пол с ножом, помещённым вдоль его груди, чтобы отогнать злых духов, в то время как гости рассыпают зерно, золото и подарки вокруг него. Всё это - символы изобилия, которого желают ребёнку. Мать семь раз стучит по телу ребёнка, чтобы отогнать злых духов, в то время как гости поют заклинания, чтобы ребёнок всегда слушался мать.

Процессия из огня и ладана следует за новой матерью, освещающей путь. Поющие дети и гости следуют за ней со свечами и ладаном, чтобы благословить дом и его жителей.

Во время Себуха выбирают имя для ребёнка, зажигая несколько свеч в начале церемонии, каждая из которых соответствует имени ребёнка. Свеча, которая горит дольше всех, указывает на имя ребёнка.

5. Посадите ребёнка на пол с разложенными на нём символическими предметами, чтобы узнать его будущее (Армения).

Когда у ребёнка прорезывается первый зуб, армянские родители празднуют церемониею Агра Хадиг. Они сажают ребёнка на пол и кладут перед ним символические предметы, такие как рулетка, стетоскоп, лопатка, книга и другие. Родители просят ребёнка выбрать один из них.

Тот предмет, который ребёнок выберет и с которым будет играть, символизирует его будущее. Например, если мальчик выберет рулетку, то это означает, что он будет архитектором или инженером. Конечно, только время покажет.

6. Родители ребёнка раздают окрашенные в красный цвет яйца, как символ счастья и начала жизни (Китай).

В китайских семьях, когда ребёнку исполняется месяц, проводят церемонию Полной луны, чтобы ознаменовать первый месяц жизни. Это - первое важное событие для новорожденного ребёнка.

Утром 30-го дня родственники и друзья собираются, чтобы дать благословение и одарить подарками новорожденного. Родители ребёнка также делают подарки своим родственникам и друзьям. Типы подарков варьируются в зависимости от места, но яйца, окрашенные в красный цвет, являются самым популярным подарком, вероятно потому что в китайской культуре яйца являются символом изменяющегося процесса жизни. Их круглая форма является символом гармоничной и счастливой жизни, в то время как красный цвет является символом счастья.

Во время празднования родственники и друзья также делают подарки. Бабушка и дедушка обычно дарят своё золото и серебро внуку, чтобы показать их глубокую любовь. Конечно, родители и новорожденный получают также и современные подарки, такие как детская одежда, игрушки, книги и подарочные купоны, но наиболее распространённым являются деньги, завёрнутые в красную бумагу.

7. Послед и пуповина прячутся в надёжном месте, и на этом месте сажают дерево (Ямайка).

Конечно, Вы неоднократно слышали эту цитату: "Каждый мужчина должен посадить дерево, вырастить сына и построить дом". На Ямайке родителям остаётся только построить дом, так как остальное уже сделано!

Согласно ямайской традиции, после того, как мать рожает, послед и пуповину закапывают в специальном месте и сажают там дерево. Деревом занимаются родители, крёстные или другие родственники и друзья. Дерево является педагогическим инструментом, который учит ребенка брать на себя ответственность в жизни, так как оно используется, чтобы показать ребёнку, что это начало его жизни и он должен заботиться о нём.

Эта традиция прибывает из ямайского выражения: "Дом - там, где закопана твоя пуповина", которое символизирует духовную близость к месту, из которого произошёл каждый человек.

8. Ноги младенцев не должны касаться земли, так как новорожденные - благословение небес (Бали).

В то время как некоторые родители во всём мире не чувствуют себя спокойно, оставляя своих малышей, играющими на полу, ноги балийских младенцев не должны касаться земли до своего 210-го дня жизни, потому что ребёнка считают божественным существом, которое спустилось с небес. Когда ноги ребёнка касаются земли впервые, это символизирует пересечение некой границы, после чего ребенок становится человеком.

9. Дайте деньги в руки новорожденному, чтобы принести ему процветание (Тринидад и Тобаго).

В Тринидад и Тобаго, когда люди навещают новорожденного младенца, они обычно дают деньги прямо ему в руки, чтобы принести процветание и благословение.

Другой обычай из этой страны заключается в том, что некоторые родители не позволяют людям входить в свой дом после 18:00, так как считается, что вечерняя роса вызывает у ребёнка отвращение.

10. Двадцать или больше имён ребенка (Нигерия).

На седьмой день после рождения нигерийской девочки и на девятый день после рождения мальчика, ребёнок наделяется определёнными свойствами, которые обычно проявляются как вкус на губах матери и ребёнка. Им дают воду, чтобы у них не было врагов, пальмовое масло, чтобы была гладкая и лёгкая жизнь, горький Кола (вид ореха, который едят в Нигерии), чтобы была долгая жизнь, и перец и соль, чтобы заполнить сладкую жизнь эмоциями, смыслом и счастьем.

Тогда же выбирают имя для ребёнка. Кроме фамилии, ребёнку дают несколько других имён. Одно из них описывает обстоятельства, сопровождающие рождение. Например, имя Идоу означает "ребёнка, родившегося после близнецов". Другой пример, если пожилая женщина в определённом ообществе умерла непосредственно перед тем, как родилась девочка, то девочку назовут Иетунде, или "возвращением матери".

У родителей часто существует уменьшительное имя, которое указывает на то, что они видят в своём ребёнке, такое как Айоке, "тот, кто благословлён", или Титилаио, "вечное счастье".

В этот день родители объявляют имя ребёнка, которое они выбрали, а родственникам предлагают добавить дополнительные имена, если они желают. Прежде, чем они назовут имена, их просят поместить символ (денежный вклад) в корзину для ребёнка. После того, как у всех был шанс дать ребёнку имя, денежные символы собирают и вручают родителям, чтобы они открыли счёт. В итоге ребёнок может получить двадцать или больше имён!

Церемония заканчивается молитвами, а затем все переходят к пиршеству.

11. Мама готовит подарки каждому человеку, который навещает ребёнка (Бразилия).

В Бразилии беременная женщина готовит корзину с подарками, которые раздаёт всем, кто приезжает в больницу, когда рождается ребёнок. Обычно, подарки небольшие, такие как леденцы, магниты на холодильник, мини блокноты, пакетики и даже крошечные флакончики духов, все их выбирает мать прежде, чем ребёнок родится. Часто на сувенирах нанесено имя ребёнка и благодарность за посещение.

12. Массаж горячими камнями и лечение всего тела с целью избежать послеродовых изменений (Малайзия).

После прочтения этого пункта каждая молодая мама захочет поехать в Малайзию для послеродового лечения. Позвольте мне объяснять эту захватывающую малайзийскую традицию.

После рождения ребёнка молодая малайская мать подвергается пантангу или периоду заключения, длящемуся приблизительно 44 дня, который предназначен для сохранения здоровья и женственности матери. Ей делают массаж горячими камнями, чтобы очистить матку, и проводят лечение всего тела, чтобы смягчить и осветлить кожу, исправляя послеродовые изменения тела.

Молодым мамам не разрешают носить тяжёлые вещи или делать что-либо, кроме ухода за ребёнком. Вся работа по дому ложится на мужа и родственников, если добровольно вызываются помочь, или наёмных людей.

13. Мальчик или девочка? (США)

У американцев есть традиция, которая появилась недавно, но уже достаточно хорошо прижилась. Врач, который делает УЗИ, не сообщает пол ребёнка будущим родителям, а пишет его на бумажке и запечатывает в конверт. Будущие родители, отдают конверт пекарю, который должен испечь торт.

В назначенный день друзья и родственники собираются на праздник, который называется "Gender reveal party", где торжественно разрезают торт. Если начинка торта розовая, будет девочка. Если голубая - мальчик

Copyright сайт © - GusenaLapchataya

А если Вы собрали рожать в Англии, то обязательно подготовьтесь.

Культура ногайского народа

6. Обряды, связанные с рождением ребенка

Рождение ребенка ногайцы воспринимали как радостное, торжественное событие. Однако в условиях отсталого кочевого быта далеко не всем удавалось спасать своих детей от смертоносных эпидемий, опасных заболеваний (оспы и тифа). Причиной тому легкое одевание в ненастную погоду. Отсюда исходят все лихорадки, простуды, лишающие их жизни. "По этой причине ежегодное число рождающихся превышает число умирающих весьма незначительное количество, и редко встречаются семьи многочисленные" Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.110 .

В доме мужа беременная жена освобождалась редко. Рожала она в тяжелых, антисанитарных условиях. Медицинская помощь отсутствовала, зато существовало много религиозно-магических обрядов. "По представлениям ногайцев к роженицам могла придти "албаслы" (демоническое существо), убить ее проглотить, или убить младенца. Поэтому они тщательно охраняли помещение роженицы" Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.111 .

Рожать женщина ходила в дом своих родителей за меся или за два до родов. Некоторые (караногайцы) всех своих детей рожала в родительском доме, другие (едисанцы) только первенца - "тунгъош".

Роженица оставалась в доме своих родителей пока ребенку не исполнится 40 дней. Муж в течении этого времени не имел права посещать жену. С появлением мальчика на свет подростки спешили к родственникам сообщить радостную весть и получить подарок.

"Рожала женщина в той же юрте, где жила до замужества. При родах присутствовали мать, и ее енге (сноха). Роль акушерки выполняла опытная бабка - повитуха" Там же - стр. 111 .

Отрезав и завязав пуповину ребенка, бабка опускала его в соленую воду, пеленала и соблюдая обычай "аналык" (материнство) передавала пососать грудь другой женщине из дома или соседке. Эта женщина получала от семьи подарок - серебренное кольцо. "Суът ана" (молочная мать) становится как бы второй матерью ребенка бала почитаема им всю жизнь.

С материнско-родовым началом можно связывать обычай, согласно которому родители, после того как внук или внучка отнимались от груди, нередко воспитывали их сами.

Очень важным моментом, сопровождавшимся целым рядом религиозно-материнских обрядов, было торжественное укладывание ребенка в люльку "бесик" через неделю после рождения. В это день собирались близкие родственницы, которым хозяева дома устраивали богатое угощение. Гости приносили подарки ребенку и бабке. Когда все были в сборе одна из родственниц приносила младенца в столовую семьи и передавала его в руки старшей женщины - "куртка", которая торжественно укладывала его в люльку, причем два раза намеренно неправильно. Совершая этот обряд она каждый раз, обращаясь к присутствующим: "Правильно ли я кладу? ". Те отвечали: "нет". Наконец, в третий раз она укладывала ребенка как надо.

После этого одна из женщин, которая специально держала в руках кошку тут же клала его на грудь ребенка, чтобы он спал "много и спокойно как кошка". В этот момент другая трижды подкатывала под люльку куриное яйцо со словами "юмырткадай тыгырсын" (пусть катится как яйцо). Обряд этот завершался тем, что одна из присутствующих женщин, имеющая ребенка грудного возраста, давала младенцу свою грудь.

На этих же торжествах ребенку давали имя. Обычно имя заранее одобренное семейным советом, кричали в ухо ребенка (рис.7).

"Если дети часто умирали, то пологая, что семью преследует дух смерти, через 5-6 дней, а иногда и через год после рождения ребенка инсценировали обряд его похищения или усыновления" Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.114 . В таких случаях кто-нибудь из соседок или родственников уносили ребенка к себе. В новой семье ему меняли имя, надевали на левое ушко кольцо. Родители инсценировали поиски "пропавшего" ребенка через некоторое время его "находили" и "покупали" за деньги. Считалось, что семья, отдав на время ребенка в другой дом могла запутать дорого "нечистым силам".

Через год-полтора ребенка отнимали от груди, столько же, а иногда и больше держали в люльке. Молодая мать не имела право качать своего ребенка в люльке, держать его на руках при старших - эти обязанности выполняли старшие женщины или девочки подростки. Колыбельные песни обычно пела бабушка такого содержания:

Почему не ложился мой маленький?

Почему все время плачешь?

Солнце пошло на закат,

Солнце спряталось, не видно

Все в мире живо сном.

Ушли спать и птицы,

Курица, цыпленок - все спят ночью

Спи, мой глаз не плачь

Перестань меня мучить.

Закрой глаза, что бы заснуть

Сон - лекарство для существования Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.116 .

После шести месяцев или года ребенку впервые стригли волосы. Для этого ребенка везли к деду или дяде по матери.

Как все исповедующие ислам, ногайцы делали своим сыновьям обрезание. Обычно, это осуществлялась в возрасте от двух до восьми лет. Для этой процедуры семья приглашала муллу.

Детей воспитывали в строгости, беспрекословном послушании, уважения к страшим. Мальчиков с раннего возраста приучали к труду по дому и хозяйству. Девочек учили кроить, шить и вышивать,

Светского образования дети не получали. Зато в каждом ауле было примечетская школа, где учили читать Коран. Особое место уделялось физической подготовке мальчиков.

В вечерние часы дети слушали традиционную музыку, обычно в исполнении деда. Песни деда об удальцах-батырах воспитывали в ребятах храбрость.

Изменение коснулись обрядов, связанных с рождением ребенка. Исчез старый порядок, согласно которому роженица рожала с помощью бабки на полу. Ногайки теперь рожают в больничных условиях. По традиции ногайцы часто дают детям имена своих покойных предков.

7. Аталычество

"Существовавший у многих народов под различными под различными названиями общественный институт аталычества, согласно которому дети отдавались на воспитание в другие семья, бытовал у ногайцев" Там же - стр.118 .

Первая форма аталычества заключалась в том, что ребенка сразу же после появления на свет передавали на воспитание в другую семью. Передача на воспитание осуществлялась следующим образом: еще до рождения ребенка для этой цели намечалась семья. При отдаче на воспитание требовалось, чтобы жена аталыка была здоровой кормящей матерью. В день рождение ребенка или на кануне прибывала в дом кормилица. Она оставалась в доме до тех пор, пока младенец не был наречен именем. После пира, посвященного наречению именем, который происходил с участием аталыка и его родни, ребенка перевозили в дом воспитателя. Жена аталыка кормила грудью и своего и чужого ребенка. Но если она чувствовала, что молока двоих не хватает, то предпочтение должна была оказать второму. Кормилица должна была избегать новой беременности, в противном случае ребенка тут же отбирали и отдавали в новую семью.

Срок пребывания воспитуемого в старину колебался от двух лет и вплоть до совершеннолетия. В конце 19-20 веков ребенок находился у аталыка обычно до трех лет. Семья аталыка должна была за свой счет кормить, одевать воспитанника, учить военному делу, управлению хозяйством, стрельбе, а иногда и грамоте.

Воспитанницу семья учила будущим обязанностям хозяйки. Она должна была много времени уделять рукоделию, золотому шитью и т.д.… Аталык вместе с женой время от времени на несколько дней отвозили ее домой. Иногда родители навещали.

Готовя воспитанника к возвращению в родительский дом, богатые справляли ему красивую одежду, дарили дорогого коня, скот, а бедные ограничивались скромными подарками.

Возвращение воспитанника сопровождалось целым рядом торжественных церемоний. Родители готовили богатое угощение. Члены двух семей, отныне связанные крепкими узами дружбы, выступали с благодарственными речами.

8. Кровная месть

Даже убийство среди ногайцев случалось редко. Если это случалось, то убийцу назвали "выпивший кровь". Когда убийство было преднамеренным, родная убитого старались отомстить за кровь. Это должен сделать самый близкий родственник по отцу - прежде всего родной брат, а при отсутствии двоюродные, троюродные. Почти всегда это кончалось миром. "До того как объявлялся мир, убийца и его близкие родственники должны были находится под защитой влиятельного аульчанина или князя. Соблюдая обычай, за кровь убитого вносили выкуп. Если был убит кормилец семьи, то убийца всю жизнь должен помогать ей их своего хозяйства.

Примирение происходило следующим образом: через несколько дней после похорон убитого люди аула - аксакалы, мурзы - устраивали обряд "лицезрения" во время которого враждующие стороны должны были несколько минут постоять лицом к лицу в 20-30 шагах" Гаджиева С.Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. ХХ вв. - М., 1979 г. - стр.132 .

Примеряющие размещались между ними, увещая из прекратить вражду. После перемирия обе стороны расходились по домам.

Анализ деятельности организации Центр Развития Ребенка "ЛИМПИК"

Рассмотреть существующий регламент внедрения новых секций в структуре работы кампании. Запустить к реализации проекты «Мастерская-Z» и «Lympik BEATbox CLUB» на базе Центра Развития Ребенка «ЛИМПИК»...

Библиотека и семья

Быт древних римлян

Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Дети при рождении, по условленному ритуалу опускались на землю...

Жизнь современных девочек

2.1 Самые популярные куклы Совсем недавно мы знали только одну куклу-иностранку -Барби. С ней знакомы все мои сверстницы. Стройную, успешную, оптимистичную, модную молодую женщину, у которой есть дом, машина...

Искусство скандинавских народов V-VIII веков

Обряды кремации и ингумации совершались бок о бок, и общих правил погребения не существовало. Сожжение остается более популярным в Центральной Швеции, что, возможно, связано с популярностью в этом регионе культа Одина...

Культура ногайского народа

Рождение ребенка ногайцы воспринимали как радостное, торжественное событие. Однако в условиях отсталого кочевого быта далеко не всем удавалось спасать своих детей от смертоносных эпидемий, опасных заболеваний (оспы и тифа)...

Культура, традиции и обряды Кореи

В традиционной Корее рождению детей (точнее, детей мужского пола) придавалось огромное значение, так как в соответствии с господствующими представлениями они не только служили продолжателями рода, но и, принося жертвы душам своих предков...

Мифология восточных славян как источник народной художественной культуры

Обряд - это церемониальное действо, проводимое в соответствии с определённым народной традицией обычаем, посредством нахождения порядка в материальном мире, служащего - порядку в мире духовном. Обряд не есть нечто оторванное от жизни, условное...

Обрядовый театр

Слово "календарь" восходит к латинскому "calendae" (первый день месяца), а оно, в свою очередь, - к глаголу "calare", что означает "выкликать": в Древнем Риме обязанностью главного жреца было громкое провозглашение первого дня каждого нового месяца...

Основные функции библиотечного обслуживания

библиотека обслуживание читатель В библиотечном обслуживании реализуются многообразные функции: ь социальные - мировоззренческие, информационные, культурно-просветительские, образовательные...

родильный обряд крещение православный Безусловно, обрядово-магическая деятельность сочеталась с рациональными действиями, основанными на народном практическом опыте и медицинских знаниях, передаваемых устно из поколения в поколение...

Родильно-крестильный обряд как один из основных элементов семейной обрядности

Представления о младенце как существе иного мира, мира неживых, отразилось в поверии о появлении детей. Объясняя детям деторождение в иносказательной форме, связывали его с колодцем, родником: поясняя, "что ребенка зачерпнули в колодце"...

Традиция как культурообразующий элемент народной культуры

Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды. }

Что еще почитать