Психологические особенности детей в подростковом возрасте. Из девочки в девушку - как это происходит

Переходный возраст и процесс полового созревания проходит у всех по-разному, но мамы девочек обычно задают врачу-педиатру гораздо больше вопросов – ведь женский организм меняется более заметно, он более чувствителен к влиянию внешних неблагоприятных факторов. Кроме того, не все мамы помнят, как у них начиналось и проходило половое созревание, а месячные у современных девушек начинаются раньше, чем было у мам и бабушек, возникают специфические проблемы – раннее половое созревание, нарушения цикла и т.д. Все это вызывает беспокойство мам, но поговорить на эту тему девушками порой сложно – обе стесняются и теряются, что сказать, как отличить норму от патологии, когда уже нужно обращаться за помощью к врачу. Поговорим о «женских секретах» и периоде взросления.

Когда начнется?
Всем известен факт о том, что девочки взрослеют раньше мальчиков и половое созревание у них также наступает раньше. Мальчишки вступают в период полового созревания примерно с 12 лет и длится он у них до 18-19 лет, у девочек же этот период наступает на два-три года ранее. В среднем первые признаки начинающегося пубертата у них возникают уже в возрасте 8-9 лет, в 10-12 лет практически все девочки отмечают у себя первые изменения - рост груди, появление волос на теле и начало менструаций. В среднем к возрасту 15-16 лет девчонки уже вполне созревают физически, превращаясь в достаточно фигуристых с отчетливыми половыми признаками девушек. Не смотря на всеобщие тенденции к акселерации в последние три десятилетия, в сегодняшнее время все чаще ученые стали говорить об обратном процессе, половое созревание сегодня стало постепенно замедлять свои темпы и менять сроки. Это вполне нормальное явление, у природы все идет пиками – фазами усиления активности и ее торможения, в том числе и в человеческой популяции.

Немного размышлений на тему взросления.
Однако, даже не смотря на замедление темпов полового созревания в последние годы, к периоду, когда из девочки формируется полноценная девушка в физическом плане, девушка оказывается способна зачать ребенка в физиологическом плане, о чем нужно помнить и ей самой, и ее родителям. Но вот морально, психологически и материально она совершенно не готова к родительству. Но и раннее начало половой жизни никто е отменял – девушки, изменившись физически, внешне, хотят проверить свою привлекательность, сексуальность и взрослость, не думая порой о печальных последствиях. Это всегда было проблемой, в современное время эта проблема только обострилась в связи с засильем в средствах массовой информации пропаганды сексуальных отношений.

Девушки с ранним началом половой жизни могут наделать массу ошибок, последствия которых могут сильно отразиться на их дальнейшей жизнинерациональное использование средств контрацепции по совету подружек, а не врача, вызывает сбои в гормональном фоне. Нежелательная беременность и аборт в юном возрасте приводит к букету заболеваний и даже бесплодию. Это, наверное, одна из самых больших проблем полового созревания – объяснить девушке, что изменения фигуры, появление влюбленности, сексуального влечения – это еще не взрослость, это только действие гормонов. Взрослость – она в мозгах. В самостоятельных и обдуманных поступках, взвешенных решениях, в жизненном опыте.

Половые признаки.
Девочки рождаются с набором половых органов, по которым определяется их пол – это наружные гениталии и внутренние половые органы. При рождении и до периода полового созревания на месте будущей молочной железы у девочек находится небольшая ареолка светлого цвета и маленькие зачатки сосков. Эти признаки зависят от генетической принадлежности к женскому полу, на протяжении жизни они в естественных условиях на другие не меняются. Это первичные половые признаки.
Вторичные половые признаки, это специфические изменения тела, формирующиеся в период пубертата (полового созревания), они делают из девочки женщину. Проявление половых признаков и степень их проявления будут зависеть от гормонального фона, заложенной генетической программы и особенностей обмена веществ.

К таким признакам у девочек относят:
- рост волос в женских интимных зонах (лобок, подмышки) и на голенях,
- изменение скелета с расширением костной части бедер, ускорение роста,
- рост и развитие молочных желез,
- отложение жира по женскому типу, формирование женского типа фигуры (феминизация),
- изменение голоса на грудной, высокий,
- особенность психологического формирования личности.
Теперь по каждому из пунктов в половом созревании будем говорить подробно и отдельно.

Ускорение роста и изменение скелета.
Всем мамам известно, что в какой-то период времени девчонки начинают резко обгонять своих сверстников-мальчишек в росте и развитии. В периоде начала пубертата девочки начинают расти в длину активнее, прибавляя еще и в массе. Тогда на фоне своих ровесников-мальчиков в классе девочки выглядят крупнее и взрослее. Это вполне нормальная ситуация, под действием гормональной перестройки и активации обмена веществ резко возрастает концентрация гормона роста и формируется скелет по женскому типу. За счет этого активируются зоны роста длинных трубчатых костей – буквально за одно лето второклассницы-третьеклассницы вытягиваются на 8-10 см и более. Мальчики также начинают активно расти, но делают это несколько позже девочек, когда рост девчонок уже замедляется, а мальчишки как раз идут активно в рост. К концу периода полового созревания темпы роста и развития парней и девушек сравниваются.

Еще одна особенность роста девушек в период полового созревания – неравномерность роста отдельных частей скелета, рост разных частей тела с разными темпами. За счет этого внешность девочки в начале пубертата может быть достаточно специфичной – он кажутся угловатыми, нескладными, что сильно волнует девочек при взгляде зеркало. Самыми быстрыми темпами начинают расти стопы и кисти – и иногда за один сезон приходится менять несколько пар обуви из-за роста ноги. Также растет и лицевой череп, с небольшим увеличением мозгового. Лицо приобретает за счет этого более взрослые черты. Чуть медленнее растут кости голеней, бедра и предплечий с плечами. Поэтому, в какой-то период девчонки становятся длинноногими и с тонкими худыми руками, с заостренными чертами лица и угловатыми коленками и локтями.

Тело несколько запаздывает в отношении роста, но по мере возраста происходит формирование типичных женских изменений тела – плечи девочки остаются достаточно узкими, грудная клетка также достаточно неширокая, а вот бедра и таз расширяются, при этом начинает вырисовываться попа и талия, округляются бедра. Но, в первое время у подростков формируются особенности фигуры – некоторая неуклюжесть и недостаточная координация веществ. причинами нескоординированности движений становится проблема того, что мышечный корсет не успевает за ростом костей, и возникает худоба, мышечная слабость, не тренированность.

Кроме того, за ростом скелета не успевают развиваться и дифференцироваться нервные окончания, не успевают разрастаться кровеносные сосуды для питания мышц. Такие изменения тела при условии того, что девочка мало занимается спортом, мало гуляет и двигается, просиживает перед телевизором или компьютером, приводят к проблемам здоровья. девочки могут страдать от пониженного давления, анемии, возникает дискомфорт в ногах и руках с болями роста, и даже могут быть боли в сердце, так как оно не успевает за нуждами тела и мышц.

Обмен веществ.
Параллельно с ростом скелета происходят изменения обмена веществ под действием женских половых гормонов. Это объясняет и особенности фигуры, так как активируется жировой обмен и отложения жира в специфических местах – на бедрах и ягодицах, в области талии, спины, груди и плеч. Это приводит к приятным округлостям женского тела. Обычно девочки имеют невысокий рост в сравнении с мальчиками.

Их ноги обычно короче по отношению к телу, но ширина бедер относительно плечевого пояса больше. У мальчиков же плечи шире бедер, так как им необходима мышечная сила, а широкий и глубокий таз нужен девушкам для дальнейшего вынашивания и рождения малыша. У девушек больший процент жира относительно мышц формируется на животе, много жира в области ягодиц. Количество жировой ткани в женском теле больше, нежели в мужском, женские внутренние органы защищает от внешних воздействий именно жир, в то время как в мужском – мышцы. Слишком сильные мышцы брюшного пресса, аналогичные мужским, могли бы помешать девушке в дальнейшем вынашивать малыша.

Если в период полового созревания девочка будет налегать на плюшки, мало двигаться и тренировать мышцы, мало гулять – может нарушаться и процесс полового созревания, и жировой обмен. Может возникать эндокринно-зависимое ожирение, которое трудно потом корректируется и устраняется. Поэтому, важно следить за образом жизни девушки и стимулировать ее к деятельности.

Еще статьи на тему "Физиологическое взросление":




























В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицомбольшая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация - основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Особенности психологии подростка - 16 лет

Шестнадцатилетний подросток – самое трудное испытание для родителей.

Именно этот возраст определил термин «трудный» в применении к подросткам в целом.
Все антагонистические противоречия и сложности подросткового периода выливаются в это время как из рога изобилия. Только успевай при этом «соломки подстелить», чтобы те, кого родители считают все еще детьми, не набили слишком много шишек.
Однако, как считают многие профессионалы, пережившие в свое время этот непростой период своей жизни, трудность данного возраста обусловлена, прежде всего, тем, что самому подростку трудно вписаться своими новыми размерами (и не только физическими параметрами) в окружающий мир.

Шестнадцатилетним невероятно трудно смириться с собой в новом качестве: уже не ребенка, но еще и не совсем взрослого человека.

Выделяют следующие характерные особенности 16-летних подростков:

На уровне самосознания у них активно формируется мировоззрение, при этом устойчивая «концепция самости» уже полностью сформирована, вследствие чего оценки окружающих 16-летних уже мало волнуют;

В части познавательной активности, в этом возрасте начинают формироваться профессиональные интересы, появляются навыки управления другими людьми вплоть до провокаций;

Возрастает потребность в сплоченном коллективе людей, объединенных общими интересами, именно для этого возраста характерны случаи массовых выступлений и акций против чего бы то ни было;

Формирование сексуальности и собственных взглядов на проблемы, с эти связанные, достигает своей завершающей стадии;

Единственный позитив для родителей: подростки в 16 лет становятся более уравновешенными эмоционально, их действия – более последовательными и не такими импульсивными, как раньше.

Итак, основные проблемы и трудности перечислены. Осталось только определиться с тем, как эти проблемы преодолевать с наименьшими для обеих сторон потерями.

Самое простое и действенное средство, помогающее в данной ситуации – это ведение дневника.

В эту заветную тетрадь подросток зачастую записывает все, что с ним происходит, и в дальнейшем имеет возможность проанализировать всю эту информацию, отодвинув ее от себя на некоторое расстояние во времени. Часто такой метод помогает увидеть собственные ошибки и в дальнейшем их не повторять.

Самый лучший подарок 16-летнему подростку – это красиво оформленный дневник-ежедневник, дополненный изящной ручкой в том же стиле.

Подросток становится совсем взрослым.
В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг.

Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку.
Подросток должен понимать – что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна.

Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии.
Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план.
В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка.

16 лет – это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений.

Человек находится на пике своего эмоционального развития.

Многим родителям очень тяжело принять необходимость "отпустить" подростка и они воспринимают такое поведение подростка как бунт и протест, хотя, на самом деле, их дети просто взрослеют.

Это возраст, в котором, для подростка очень важно его принятие Вами, как родителями. На этом этапе Важно уметь слушать подростка и доверять его Выбору...

Уметь слушать - это не читать нотаций, не критиковать, не угрожать и не говорить обидных фраз. Подростки учатся на собственном выборе. До тех пор, пока последствия этого выбора не угрожают их здоровью и жизни, не вмешивайтесь, а наоборот, проявляйте положительный интерес к жизни подростка, интересуйтесь ее друзьями, но с ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ стороны.

Чтобы разговор с подростком был результативным, Вам, как родителю, важно уметь дифференциировать свои чувства и открыто говорить о них подростку. Что я имею ввиду? Например, если Ваша дочь пришла поздно, вы можете сказать: "Я очень переживала, поскольку боялась, что с тобой что-то случилось" или "Я беспокоюсь и волнуюсь о тебе. Поэтому, я очень волновалась, когда ты пришла домой позже того времени, о котором ты мне сказала. Я думала, что возможно у тебя возникли какие-то проблемы и тебе нужна помощь".

Такие осуждающие выражения как: "Где ты была?", "Почему так поздно?" непременно вызовут в подростке злость и агрессию и вряд ли приведут к конструктивному разговору.

Юноша и тем более подросток легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу.

Такой максимализм - следствие стремления к самоутверждению, он порождает так называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малый жизненный опыт приводят молодых людей к преувеличению оригинальности собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал, не боролся, как они.

Однако их родители, находясь во власти вкусов и привычек собственной молодости, абсолютизируя и считая единственно правильными только свои привычки и вкусы, не подают примера разумного отношения к действительности, основанного на трезвой оценке значимости событий, возводя в ранг проблемы вопросы о ширине брюк, длине волос, манере танца, стиле музыки и песен.
Эти проблемы стары, как мир. Еще Аристофан в комедии «Облака» описывал конфликт между рассудительным, благонамеренным отцом и легкомысленным длинноволосым сыном.
В ответ на просьбу отца спеть что-либо из древних авторов - Симонида или Эсхила - сын называет этих поэтов устаревшими и ходульными. Когда же сын обращается к современному искусству и читает монолог из Еврипида, старик выходит из себя, видя в нем безвкусицу и безнравственность

Взрослых иногда возмущает или, в лучшем случае, удивляет желание юношей одеваться и вести себя, «как все», даже в ущерб собственной привлекательности и материальным возможностям.
В этих поступках проявляется повышенная значимость для них чувства принадлежности к определенной группе: учебной, спортивной и т. д. А для того чтобы быть вполне «своим» в группе, нужно выглядеть, как все, и разделять общие увлечения.
Внутренний мир другого человека можно понять только при условии внимания и уважения к нему, принимая его как независимую достойную личность со своими взглядами и своим жизненным опытом.
Вот как звучит самая распространенная и совершенно справедливая жалоба юношей и девушек на родителей: «Они меня не слушают!»

Спешка, неумение и нежелание выслушать собственного ребенка, вникнуть в то, что происходит в сложном юношеском мире, неспособность взглянуть на проблему с позиции молодого человека, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - все это может создать психологический барьер между родителями и детьми.
Этот барьер может укрепляться как со стороны родителей, так и со стороны детей. У родителей может возникнуть представление, что для их ребенка не существует никакой системы ценностей, что, естественно, не сближает.

Почему возникает такая пугающая иллюзия?
Когда родители неспособны воспринимать своего ребенка, теперь уже юношу, как самостоятельную личность и в семье отсутствует взаимопонимание, то юноша придает гипертрофированно большое значение своему общению со сверстниками.
В том случае, когда семья юноши и значимая для него группа сверстников, с которой он общается, ориентируются на различные системы ценностей, ценности семьи отрицаются, что и создает впечатление, что у юноши не существует вообще никаких ценностей.
Эта иллюзия - следствие односторонности и ограниченности родителей, слишком долго воспринимающих своих детей как несамостоятельных и нуждающихся в мелочной опеке.

Родители возводят барьер между собой и ребенком и тогда, когда злоупотребляют этическими требованиями, внушая, что все остальные люди, кроме него, добродетельны
Такие поучения отталкивают молодежь, которая особенно чувствительна ко всякому несоответствию между словом и делом.
Требование исполнения нравственных норм воспринимается без внутреннего протеста, если при этом говорится, что пока еще не все люди нравственны, но прилагать усилия к повышению собственной нравственности необходимо.
Не надо бояться серьезно обсуждать с подрастающими детьми негативные стороны жизни.
Зрелость у человека наступает тогда, когда он понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно.

На заметку родителям
Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе.

Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны

А если серьезно, то все сказанное, необходимо родителям именно для того, чтобы они, в свою очередь, также начали относиться к происходящим порой неприятным моментам в своих отношениях с подростками с точки зрения предупрежденного о всех возможных подводных камнях и мелях лоцмана, способного привести семейную лодку через все штормы и неприятности в заветную тихую гавань устоявшихся и дружеских отношений.

Источник МедВести.

Кoгдa-тo рeбeнoк, вeрнувшиcь co шкoлы, oгрeл мeня пo гoлoвe пыльным мeшкoм, мoжнo cкaзaть!!!

О дa, я хaнжa и злoбнaя cплeтницa. Тaкиe oпрeдeлeния cлышaлa чacтo, нo бывaют cитуaции – нe мoгу мoлчaть, пaльцы тaк и чeшутcя. Ну, вoт кaк этa. Кoгдa-тo рeбeнoк, вeрнувшиcь co шкoлы, oгрeл мeня пo гoлoвe пыльным мeшкoм, мoжнo cкaзaть. В прocтрaции кaк гeрoй oднoгo вceм извecтнoгo мультфильмa, тoлькo и пoвтoрялa:ну, ничeгo нe пoнимaю!

Дeлo в тoм, чтo eщe в дeвятoм пoceтилa принцecca cтaршaя мoя прoбный экзaмeн. В oдну шкoлу cвeзли чeртoву кучу дeтeй, и тaм тo, cрeди этoй чeртoвoй кучи, и вcтрeтилacь eй бывшaя oднoклaccницa.

Из-зa этoй дeвицы у нac ужe были прoблeмы. Онa тoгдa кaк рaз у нac училacь, и щeгoлялaпирcнгoм в нocу, тoннeлями в ушaх и прoчee. Принцeccу мoю дaж пeрeклинилo – хoчу, и вce. У мeня чуть иcтeрикa нe cлучилacь. Тoнeлли в ушкaх? Окcтиcь, рaдocть мoя, тeбe eщe жить и жить.

В тoт рaз дeвицa пoхвacтaлacь нoвыми тaтухaми, oт киcтeй дo лoктeй.

Шecтнaдцaть лeт, мeжду прoчим! Шecтнaдцaть лeт, ййййййoптить! Лeлькин мoй гoвoрит – рoзы тaм цвeтущиe, c шипикaми, oчeнь прям крacивo, вce тaкoe цвeтacтoe, яркoe. И…

Вoт тo, чтo мeня дoбилo – мaмa тaм, oдoбряeт. Вoт мaмa тaкaя, cцукo, дeмoкрaтичнaя, caмa oтвeлa и oдoбряeт.

И дaльшe – мaмууууль, a мoжнo я нe тaкую бoльшую cдeлaю? И тaм гдe нe виднo? Вoт у Нacтии мaмa клaccнaя, caмa oтвeлa к мacтeру, ну a чe ты кaк динoзaвр? Мaмууууль. нo вeдь у вceх ecть…

Еcли чecтнo, я oхрeнeлa и oфигeлa. Нe, инoгдa мaй принцecc, нecмoтря нa cвoю пoлoжитeльнocть и бoтaничнocть, выдaeт нeчтo пoдoбнoe. Рaз в гoд. Из-зa рeдкocти экcцeccoв я кaждый рaз oхрeнeвaю кaк в пeрвый рaз.

Единcтвeннoe, чтo тoгдa в гoлoву пришлo, этo клaccичecкaя тaкaя oтмaзa рoдитeльcкaя:

Еcли вce эти дуры c крыши прыгнут, тo и ты cлeдoм?

Рeбeнoк нaдулcя. Мaмaн cтaрaя, мaмaн злoбнaя, мaмaн нe пoнимaeт.

Нeт. Я кaк рaз пoнимaю – caмa пo мoлoдocти (нo нe в шecтнaдцaть) cдeлaлa двe тaтушки. Сeйчac их лeгчe c куcкaми кoжи вырeзaть, или нaждaкoм oбoдрaть, чeм cвecти. Мoжeт быть, кoнeчнo, мoй нeгaтивный oпыт вызывaeт тaкoe хaнжecкoe oтнoшeниe к “укрaшaтeльcтву”, нo нa языкe вeртитcя тoлькo oднo – вoт вырacтeшь, выучишьcя, уcтрoишьcя нa рaбoту, тoгдa хoть пoд лeoпaрдa рacкрaшивaйcя, твoe дeлo.

В шecтнaдцaть лeт у пoдрocткoв мoзгoв кoнeчнo oooчeнь мнoгo (пo ceбe пoмню), нo лучшe пуcть этими мoзгaми думaют рoдитeли, инaчe кaбздeц.

“ Ну, этo жe caмoвырaжeниe, мaмуль, ну ты чe, нe пoнимaeшь”?

Дa пoнимaю, вoт вырacтeшь и caмoвырaжaйcя пo пoлнoй… Дo этoгo, пaрдoн, caмoвырaжeниe c нecмывaeмыми пocлeдcтвиями – нeдoпуcтимo, oт cлoвa вooбщe.

Дулacь мaмзeль мoя. Стoнaлa, чтo вoт у Нacти мaмa- вo!

Ни фигa нe кoнтрoлируeт, в oтличии oт врeднoй мeня. Нacтя пoлнoй жизнью живeт.

Я тут, в жж, oб этoм cлучae нaпиcaлa. В кaмeнтaх aд и трeш был - ктo тo прoтив тaтухк (хoтя я нe o них, a o кoнтрoлe, coбcнo), другиe прoтив кoнтрoля… Вoт тe, ктo прoтив кoнтрoля мнe oбeщaли: кaпeц будeт, cбeжит у мeня дитe и прoчee. Нaдo вoт тaк - зaхoтeлa тaтуху - oтвeлa мaмa.

Хы! Три рaзa Хa!

Приeзжaeт мaй принцecc из шкoлы. Гoвoрит:

А я Нacтю видeлa, oнa c кoляcкoй.Рoдилa. Ужe дaвнo. Мaльчикa.

У мeня тoлькo злoбнoe:

А мaмa тaм кaк, oдoбряeт? - вырвaлocь.

ХЗ. Я нe cчитaю тaтухи признaкoм рacпущeннocти. Я o другoм.

Пoдрocтки бeз кoнтрoля, ринувшиecя вo взрocлую жизнь - этo aд. Я oпять cкaжу cтрaшнoe: нынeшниe дeтки - инфaнтилы. У них oзги рacтут мeдлeннe, чeм тeлo. И ocтaвлять их бeз кoнтрoля - нeльзя. Нe тoлeрaнтнo - ну дa и хрeн c ним. Нe coврeмeннo - плeвaть. Вырacтут - пoймут, чтo пo другoму нeльзя.

Лучшe былo вoдить нe к тaту-мacтeрaм, a нa лeкции пo прoтивoзaчaтoчным cрeдcтвaм. Еcли уж «кoнтрoлирoвaть пoдрocткa нe нaдo» .

Инaчe - oбрaзoвaния дeвять клaccoв, бeби, и дaльшe тo чo??????

Шестнадцать лет – возраст чудесный. Это пора первых серьезных влюбленностей и новых открытий. В шестнадцать лет подростки ощущают себя практически всесильными, ведь передними открыты множество дорог. В то же время, у девушек такого возраста все еще сильна вера в чудо, только теперь они мечтают не о волшебнике на голубом вертолете, а о принце на белом коне, или, исходя из современных реалий, на белом Майбахе.

Какой подарок девушке на 16 лет стоит выбрать? Вариантов существует множество, выбор будет зависеть от особенностей личности именинницы, а также от возможностей дарителя. Романтичным девушкам стоит дарить необычные и запоминающиеся вещи, а вот практичным особам лучше выбирать что-то функциональное.

Тонкости выбора

О том, что подарить девушке на 16 лет, стоит подумать заранее, чтобы накануне праздника не метаться по магазинам, и не купить в результате то, что первое подвернется под руку. Все-таки, шестнадцатилетние – значимая дата, поэтому и подарки принято дарить особые.

Что нужно учесть при выборе? Основное фактор – это предпочтения именинницы. Девочки в 16 лет – это вполне сформировавшиеся личности, они могут иметь совершено противоположные интересы и увлечения.

Немаловажный фактор – это бюджет подарка. Конечно, не все могут выделить на покупку презента внушительную сумму. Но если речь идет о близкой родственнице или лучшей подруге, стоит начать откладывать на подарок заранее. Впрочем, сделать запоминающийся подарок можно и при относительно скромном бюджете.

Электронные гаджеты

Современные девушки не представляю своей жизни без электронных гаджетов. Многие обожают общаться в социальных сетях, играть в компьютерные игры. Нужны гаджеты и для учебы, так что не стоит думать, что подарок будет непрактичным. Что можно купить:

  • Смартфон. Выбирая модель, нужно обратить внимание, чтобы она была современной и функциональной. Девушкам принято выбирать «гламурные» модели, выполненные в розовом цвете, украшенные стразами. Но этот вопрос нужно решать индивидуально, далеко не все девочки стремятся быть похожими на Барби.

  • Ноутбук, нетбук или планшет. Это довольно дорогой, но весьма практичный подарок. Но от родителей или других близких родственников он будет вполне уместным.

  • Электронная книга. Если девушка пока не обзавелась этой полезной вещью, то самое время купить ей такой подарок. Книга пригодится не только для чтения художественной литературы, но и для учебы, особенно, если девушка планирует поступать в ВУЗ.

Можно выбрать подарок из этой группы товаров, который обойдется относительно недорого. Это может быть мышка оригинальной формы, необычные колонки или красивый чехол для планшета.

Подарки, связанные с увлечениями

Если известно, чем увлекается именинница, то лучше всего выбрать подарок, который будет связан с ее хобби.

Вариантов тут немало. Так, если девушка обожает музыку, то можно подарить музыкальный центр или плеер, микрофон для караоке, диски с записями или билеты на концерт её любимых исполнителей. Если же девушка не просто любит слушать музыку, но и сама пытается музицировать, то можно подарить ей инструмент – синтезатор или гитару.

Многие девушки любят делать фото, используя смартфон. Если именинница этим всерьез увлечена, то ей можно подарить хороший фотоаппарат. Наличие фототехники позволит совершенствоваться в мастерстве. Если же аппарат уже есть, можно приобрести принтер, который позволить распечатывать снимки.

Еще одно распространенное увлечение девушек – рукоделие. Можно подарить имениннице набор для вышивки нитками или бисером. Сложность вышивки выбирается в зависимости от степени мастерства. Начинающим вышивальщицам стоит выбирать простые схемы, уже имеющим опыт – более сложные.

Если девушка стремится поддерживать свою физическую форму, можно купить ей в подарок тренажер для домашних занятий. Ну, а тем виновницам торжества, которые активно увлекаются спортом, можно подарить что-то из спортивной амуниции. Это могут быть коньки, лыжи, оборудование для дайвинга – в зависимости от увлечений именинницы.

Подарки для красоты

Многие считают, что в подарок девушке на 16-летие нужно выбирать модную одежду, аксессуары или косметику. Такой презент будет вполне оправдан, если даритель знает вкусы именинницы. В противном случае, можно ошибиться с выбором.

Можно поступить проще – приобрести подарочный сертификат в магазин одежды, косметики или ювелирных изделий. В этом случае, именинница сама сможет выбрать себе вещи по вкусу.

Если же есть желание подарить на день рождения именно вещь, то стоит обратить внимание на следующие варианты:


  • Косметика. Это могут быть и декоративная косметика и средства для ухода за кожей волосами. Но такой подарок будет уместен только от близких людей (мамы, сестры). А вот получить крем от прыщей в подарок от парня имениннице вряд ли будет приятно.

  • Наборы для маникюра. Можно приобрести качественный маникюрный набор или комплект для дизайна ногтей.

  • Приборы для выполнения укладок. Можно приобрести в подарок фен, элекрорасческу, набор электробигуди или щипцы для завивки.

  • Аксессуары. Стильные аксессуары никогда не будут лишними. Это может быть красивая сумочка, оригинальный кожаный пояс, качественные солнечные очки модного дизайна и пр.

  • Украшения. На шестнадцатилетие уместно дарить и бижутерию, и изделия из драгоценных металлов. Следите только, чтобы они были молодежного дизайна. Массивные украшения с крупными камнями больше подойдут солидным дамам, чем юным девушкам.

Подарки для украшения интерьера

Девушки этого возраста с удовольствием украшают свою комнату. Конечно, не стоит покупать в подарок на шестнадцатилетие диван или книжную полку, а вот стильные вещички для украшения интерьера будут вполне уместны.


Это может быть оригинальный светильник – настольная лампа, бра или лампа на прикроватную тумбочку. Можно, к примеру, приобрести ночник с проектором, создающий на потолке иллюзию звездного неба или океанских волн.

Также можно приобрести забавную статуэтку, красивое настольное зеркало, симпатичную шкатулку для хранения мелочей. Практичный подарок – мягкий пушистый плед с рукавами. Он согреет именинницу прохладным вечером.

В подарок подруге можно купить прикольный будильник. Например, тот, что с включением сигнала начинает убегать. Поэтому, чтобы отключить сигнал с кровати придется встать. Этот подарок будет особенно практичным, если именинница любит поспать подольше и часто опаздывает на учебу.

Можно подарить девушке красивый цветок в горшке. Желательно выбрать цветущее растение. А если девушка увлекается разведением цветов (к примеру, кактусов), то нужно подобрать экземпляр, который дополнит ее коллекцию.

Если даритель обладает талантом в рукоделии, можно изготовить подарок своими руками. Это может быть вышитая картина, подушка на диван, красивая рамка для фотографии.

Если особых талантов нет, а сделать самодельный подарок хочется, можно соорудить букет из цветной бумаги, лент и конфет. Еще один вариант самодельного подарка – забавная фигурка из воздушных шариков. В крайнем случае, изготовление фигурок из шаров или букета из конфет можно заказать, такие услуги можно найти практически в любом городе.

В подарок имениннице, у которой все есть, стоит сделать оригинальный презент. Например, заказать написание её портрета или изготовление реалистичной фигурки по фотографии.

Дарим впечатления

В последнее время приобретают популярность нематериальные подарки. Это могут быть самые разные варианты, например:

  • мастер-класс восточного танца;
  • профессиональная фотосессия;
  • посещение какого-либо необычного аттракциона;
  • интересный квест;
  • сертификат на посещение СПА-салона;
  • интересное путешествие и пр.

Выбирать подарок необходимо, учитывая интересы получательницы. К примеру, такой экстрим, как прыжок с парашютом, оценят далеко не все.

Если интересы именинницы неизвестны

В том случае, если нужно выбрать подарок малознакомой девушке, то стоит выбирать беспроигрышные варианты. Это может быть:

  • шоколадный набор;
  • корзина с экзотическими фруктами;
  • музыкальная шкатулка;
  • мягкая игрушка-подушка.

В любом случае, подарок девушке на шестнадцатый день рождения стоит дополнить букетом цветов. А также теплыми и искренними словами поздравления, которые сделают подарок еще более ценным.

Что еще почитать