«В современном мире дети учатся не только в школе.От того что они видят,слышат,от того что они читают,во многом зависит морально нравственный климат,зависит общество в целом»В.В.Путин ЕГЭ обществознание. Современное воспитание детей: методы и проблемы

Всякого, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни — все резко изменилось, стало с ног на голову. Эту ненормальную жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С младенчества с современным ребенком обращаются как с семейным божком: его прихоти удовлетворяются, желания исполняются, он окружен игрушками, развлечениями, удобствами, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, а дают развиваться в том направлении, куда клонятся его желания... Возможно, это случается не во всех семьях и не все время, но это случается достаточно часто для того, чтобы стать правилом современного воспитания детей, и даже родители, имеющие самые благие намерения, не могут целиком этого избежать. Если родители и стараются растить ребенка в строгости, то родственники, соседи пытаются сделать что-то иное. Это надо учитывать при воспитании ребенка.

Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же, к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку — почти на любой аспект нашей современной культуры, — подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.

В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу — и в религии (это легко разглядеть в распространенных уродующих душу культах, требующих подчинения самозваному "святому"), и в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения вкусы.

Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?.. Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения (а большинство современных школ позорно проваливается и в этом), его научат многим неправильным точкам зрения и идеям. Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование.

Родители должны следить, чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект, совершенно отсутствующий в общественном образовании.

Родители должны знать, какую музыку слушают их дети, какие они смотрят фильмы (слушая или смотря с ними вместе, если необходимо), какой язык они слышат и каким языком говорят сами — и всему этому давать христианскую оценку.

В тех домах, где недостает мужества выбросить телевизор в окно, его надо контролировать строго, стремясь избежать отравляющего воздействия, которое оказывает в самом доме на молодых людей этот главный проводник антихристианских идей и оценок.

Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей. А как только у ребенка сформировалась неправильная позиция, задача его христианского воспитания становится трудной вдвойне.

Навязываемые нам самопоклонение, расслабление, наплевательство, наслаждение, отказ от малейшей мысли о другом мире — это в различных формах обучение безбожию. Зная, что именно мир пытается сделать с нами, мы должны активно защищаться. Увы, когда наблюдаешь за жизнью православных семей в сегодняшнем мире и за тем, как они передают свое Православие, создается впечатление, что эту битву с миром куда чаще проигрывают, чем выигрывают...

И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый взгляд не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания.

Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдо музыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии.

Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за "учителями" века сего.

Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая вещь — лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.

В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая почти всегда имеет определенное религиозное, христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.

Именно поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем и должны использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого лучшего; все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие.

На 4-м году жизни появляются попытки упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить связи и закономерности. С 5 лет возникает первый абрис детского мировоззрения. Восприятие ребенком мира отличается от восприятия взрослого. Ребенок рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, т.е. он не видит вещи в их внутренних отношениях. Это восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным. Ж.Пиаже назвал это явление реализмом, который не позволяет рассматривать вещи независимо от субъекта, в их внутренней взаимосвязи.

Ребенок не умеет различать свой субъективный и внешний мир. С одной стороны, ребенок находится ближе к непосредственному восприятию вещей, чем взрослый, с другой, - больше удален от реальности. Вследствие этого ребенок не различает психический и объективный мир.

Особенности детского мышления

1. Анимизм (одушевление всего неживого. Неодушевленные предметы обладают сознанием и душой).

2. Артификализм (рассмотрение природных явлений как результата сознательной деятельности людей).

3. Для ребенка центр всего мира – человек (вернее, он сам). Все вещи и явления «сделаны» для человека им самим, и «хотят» обеспечить ему счастливую жизнь. Данные особенности детских представлений сохраняются и у современных детей, несмотря на технический прогресс и поток теле- и радиопередач.

4. «Овеществление» психики – психические явления обладают свойствами вещей (мысль находится во рту или голове. Сон – картинка из воздуха и света, который входит в глаза извне, может выйти из комнаты).

5. Ребенок еще не выделяет самого себя из окружающего мира, он как бы растворен в нем. Эта особенность детского мировоззрения, которая заключается в невыделенности себя и своей позиции, Ж.Пиаже назвал эгоцентризмом. Но это не гипертрофия своего Я, а, наоборот, непосредственное отношение к миру, где субъект игнорирует свое Я, не может выйти за его пределы. Феномены Пиаже показывают, что ребенок доверяет только своему непосредственному восприятию, рассматривает вещи со своей субъективной позиции, которая выступает как единственная и абсолютная.

Умственное развитие заключается в преодолении центрированной позиции.

Л.С.Выготский отмечает, что позиция ребенка, его отношение к миру вещей и людей с самого начала формируются под влиянием взрослого, т.е. с самого начала социально. В мире, обществе, где живет ребенок, уже существуют определенные представления о реальности. Ребенок не конструирует своего собственного знания о реальности, а усваивает его от тех, кто эти знанием уже владеет.

Феномены Пиаже Выготский объясняет как непосредственность восприятия и суждения. Преодоление центрации заключается в присвоении средств (эталонов, мер, ориентировочных действий). Суть децентрации: переход с непосредственной позиции на новую, объективно-общественную, которая всегда имеет опосредованный характер. Для преодоления детского эгоцентризма важна сюжетно-ролевая игра, в которой дети при реализации ролей становятся на различные точки зрения; использование мер и меток.


Особенности мыслительной деятельности дошкольников

1. В отличие от раннего детства в дошкольном возрасте мышление опирается на представления (то, что знает по прошлому опыту). Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольников внеситуативным, что значительно расширяет границы познания.

2. Более тесная взаимосвязь с речью, что приводит к появлению развернутого мыслительного процесса (рассуждение); к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности (речь выполняет планирующую функцию); к бурному росту мыслительных операций.

Рассуждение начинается с постановки вопроса (что свидетельствует о развитии любознательности, стремлении постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность процесса).

Как появляются вопросы:

1) В результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять, стремится найти ему место среди своего прошлого опыта, знаний.

2) При нарушении сложившихся представлений. Если новое представление совпадает со сформированным только по некоторым признакам, а по остальным различается, возникает вопрос.

3) Стремление утвердиться в правильности своего вывода.

Отношение взрослого к детским вопросам определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность найти ответ, может быть, с помощью взрослого или сверстников. Взрослый должен развить у ребенка самостоятельность мышления, любознательность.

Характер детских вопросов как показатель развития словесно-логического мышления

Получает воспитание, прежде чем начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Родителям приходиться вкладывать много сил физических и душевных. Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Ведь для них важным моментом было, чтобы ребёнок был одет, сыт и хорошо учился. Все потому, что от людей многого не требовали, главное - покорность и исполнительность во всём. Поэтому дети учились спокойно, а после уроков отдыхали, как им вздумается.

Если говорить о сегодняшнем дне, то современное воспитание детей представляет собой набор определённых методов. Это помогает направить ребёнка в правильное русло, чтобы он стал успешным, востребованным, сильным и конкурентоспособным. Причём важно делать это уже со школы, иначе стать человеком с большой буквы невозможно. По этой причине ребёнок, приходя в первый класс, уже должен уметь читать, знать цифры, а также информацию о своей стране и родителях.

Современного ребёнка разнообразны, поэтому сложно выбрать оптимальный вариант. По мнению специалистов, главным является единство политики родителей и учителей. В крайнем случае, дополнять друг друга, а не противоречить. Если учителя имеют современный взгляд на воспитание детей, то ребёнку сильно повезло. Ведь именно такой специалист сумеет правильно преподнести знания в подходящем именно ему формате.

Современные методы воспитания

Воспитание детей в современной семье обязательно должно начинаться с родителей, а также с учителей и воспитателей. Все потому что они берут на себя ответственность прививать малышу какие-либо качества. Причём невозможно его научить быть добрым, справедливым, щедрым, вежливым, не обладая таковыми качествами. Ведь дети хорошо чувствуют ложь, поэтому уроки окажутся бессмысленными.

Сегодня деток обучают уже с рождения. Окружают картинками и надписями, стимулируя интеллект. Затем ребёнка отправляют в центр раннего развития, где профессионалы, используя определённую методику, продолжают формировать маленькую личность. Кроме того, современные подходы к воспитанию детей можно разделить на четыре типа.

Деспотический стиль воспитания

Здесь строгие родители себя ставят в качестве авторитета. Причём часто выдвигают завышенные требования. Главная проблема здесь - это отсутствие инициативности малыша, подавление его воли, а также исключение возможности принимать самостоятельно решения. Такая забота чревата неумением преодолевать жизненные препятствия.

Либеральный стиль воспитания

Современное воспитание детей по либеральному методу представляет собой противоположность деспотии. Здесь за основу берётся принцип потакания желаниям отпрысков. Выходит, дети получают много свободы, если не ссорятся и не конфликтуют со взрослыми. Такой вариант может привести к самым серьёзным последствиям. Всё потому, что опека родителей-либералов помогает растить эгоистичных, злых и безответственных детей. Такие люди в жизни добиваются, наверно, многого, но вот по-настоящему человеческих качеств в них мало.

Стиль воспитания - равнодушие

Очень опасно воспитание ребёнка в современном мире по методу наверное, самое страшное, когда родители не уделяют своему малышу никакого внимания. Последствия безразличия могут быть непредсказуемыми. Поэтому родителям, переживающим за будущее своего ребёнка, об этой методике стоит забыть.

Демократический стиль воспитания

Воспитание детей в современном обществе по такому методу позволяет одновременно предоставлять детям свободу и при этом воспитывать. Здесь родители имеют контроль над ребёнком, но своей властью они пользуются с особой осторожностью. Важно проявлять гибкость и каждую ситуацию рассматривать отдельно. В результате малыш может получить жизненные знания, более объективно понимая, и зло. При этом за ним всегда остаётся право выбора. Выходит, что современное воспитание детей - это целая наука. Имея правильные знания, можно обеспечить ребёнку хорошее будущее. Он будет счастливым, самостоятельным и уверенным в себе человеком. Главное - уметь не злоупотреблять правами родителей, и уж тем более не игнорировать его. Кроме того, важно уметь находить компромиссы, чтобы в семье не было вражды.

Проблемы воспитания

Современные детей тесно связаны с окружением, в котором они находится. Ведь детская психика воспринимает одинаково быстро хорошую и плохую информацию. По сути, для ребёнка семья - это обстановка, в которой он воспитывается. Здесь он учится многому и получает знания о жизненных ценностях, формирующихся на опыте многих поколений. Сегодня жизнь устроена так, что родителям приходится много работать, иначе можно забыть о достойном существовании. Поэтому родственники, или же они вовсе предоставлены сами себе. Получается, что современные проблемы, возникающие при воспитании ребёнка - общества в целом.

Современные проблемы отцов и детей

На сегодняшний день семьи испытают много проблем, воспитывая своё дитя. Они возникают в зависимости от определённого периода времени.

Младенец

Дети до шести лет ещё не имеют сформировавшегося характера. Тем не менее, они действуют в соответствии со своими инстинктами. Главное желание человека, даже маленького. - это свобода. Поэтому малыш спорит со своими родителями, делая все, что ему запрещают. Причём многие шалости ребенка возникают на фоне простого любопытства.

На таком этапе основной проблемой родителей является желание взять шефство. Малыш же, наоборот, борется за свою свободу. Такое противоречие вызывает конфликт. Поэтому современное воспитание детей подразумевает наличие тактики, гибкости и спокойствия по отношению к действиям ребёнка. Необходимо стараться держать его в рамках, но при этом позволять самостоятельно решать какие-то вопросы, делать выбор в определённых ситуациях, а также спрашивать его мнения, если речь идёт о семейных делах.

Младшие классы

Данный период является самым сложным. Все потому, что ребёнок получает определённую свободу действия. Он пытается занять своё место в социуме. Поэтому появляются новые знакомые, он играет собственную роль. Ему приходится самостоятельно справляться с какими-то возникшими проблемами. Конечно, это его пугает - отсюда все появляющиеся капризы и недовольства. Методы воспитания современного ребёнка в такой период обычно подбираются тщательнее. Причём основываться они должны на доверии, доброте, заботе и понимании. Следует лояльнее относиться к своему ребёнку, учитывать нагрузки, которые он испытывает.

Подростковый период

Когда ребёнок становится подростком, он начинает отчаянно стремиться к свободе. Период можно сравнить с младенческим временем, но отличие здесь есть. Ведь теперь он уже имеет свой характер, взгляды на жизнь, и у него есть друзья, оказывающие на него определённое влияние. Поэтому воспитание детей в современном обществе на данном этапе является самым сложным. Ещё не до конца сформировавшийся человек отстаивает свою позицию, не понимая, что его мнение может быть ошибочным.

Здесь родителям важно не рушить убеждения, возникшие у ребёнка. Правильнее будет дать свободу, но при этом держать его под незаметным контролем. Все советы и мнения должны выражаться в мягкой форме. Причём критиковать тоже нужно осторожно, старясь не задеть детское самолюбие. Главное - сохранять доверительные и тёплые отношения со своим ребёнком.

Взрослая жизнь

Подросток, переступивший грань совершеннолетия, уже не нуждается в нравоучениях, исходящих от его родителей. Теперь он желает сам принимать решения и испытать на себе все, что раньше ему запрещали. Это всевозможные вечеринки, алкоголь и курение. Да, родителям страшно такое слышать, но через такое проходят многие. Зачастую возникают конфликты между родителями и детьми, после чего они вовсе прекращают общение. Важно до такого момента ситуации не доводить, стараться решать проблемы, идя на компромиссы.

Конечно же, бывают редкие исключения, когда повзрослевшие дети очень привязаны к своим родителям. Поэтому в них чувство бунтарства выражено в меньшей степени. Тем не менее, родителям нужно смириться и отпустить своё дитя во взрослую жизнь. Главное - стараться сохранять тёплые отношения. Пусть у него будет своя жизнь, но вот делиться радостями и проблемами он будет с родителями. Ведь когда они стараются понимать своего ребёнка, то он отвечает им тем же. Особенно во взрослой жизни, когда так нужна помощь и поддержка близких ему людей.

ДЕТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ?

Наверное, многие из нас ловили себя на мысли, что мир уже не таков, как был в нашем пузатом детстве.

Глобальная компьютеризация, переход от социалистической модели к капитализму, мобильные телефоны, социальные сети и многие другие факторы свидетельствуют о том, что мы живем в изменившемся обществе. Хорошо ли все то новое, что вошло в жизнь наших детей? Не нужно ли с этим бороться?

Ребенок - это дар Божий. Ребенок - это поприще, дарованное нам Богом. В наше духовно ущербное время воспитание детей становиться приоритетным заданием всех здравомыслящих родителей, желающих своим детям доброго и светлого будущего и вечного спасения. Кроме всего прочего, правильное развитие детей и воспитание ребенка – залог нашей спокойной жизни в старости, и счастливая, дружная семья! Этот труд, совершаемый ради Господа, есть подлинный христианский подвиг, и трудности на этом пути еще раз подтверждают важность этой миссии.

Сменяются поколения. Каждое поколение приносит свои изменения в политику, культуру и быт. Дети в современном мире в наше время развиваются уже не так, как раньше. Мы живем в эпоху информационного БУМА. Поэтому, развитие детей сейчас происходит намного быстрее, чем раньше. Развиваются технологии и не только в технике, но и в социальных процессах. Человеку свойственно настороженно относиться ко всему новому. Много нового появилось в жизни наших детей и внуков, поэтому можно понять настороженность родителей, бабушек и дедушек, переживающих за физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Некоторые родители занимают очень простую позицию: «В моем детстве и молодости этого не было, значит и тебе не надо.»
Другая категория родителей позволяет своим детям пользоваться чем угодно, так как это позволяет детям занять свое свободное время, заменяет отсутствующих родителей, а родителям позволяет не отвлекаться от своих «любимых дел», таких как работа, бизнес или другие занятия.

Какую же позицию избрать нам, если мы любим наших детей, желаем им добра, и пытаемся направить на путь Христа? Запретить или позволить? Что можно, а что нельзя?

Прежде всего нужно помнить, что воспитание детей, это не веселая прогулка полем, а тяжелый изнурительный труд, который приносит свои плоды не сразу, а со временем. И в воспитании хороших послушных детей нет простых путей.

Для начала, давайте, сравним времена своих детства и юношества с современными условиями, и попробуем увидеть, что же изменилось. Обозначив, с чем мы имеем дело, нам будет проще определить, как же нам поступать. (Учитывать будем разницу в поколениях 20-30 лет и больше, и ориентируемся на постсоветское пространство)

– Игры. В наши времена основным способом развлечения и проведения досуга были подвижные игры на свежем воздухе (футбол, хоккей и множество других), или развивающие игры, такие как шахматы, шашки и прочие. Все свободное время детвора проводила во дворах и улицах. Кроме физической активности, дети учились общаться, строить отношения, работать в команде. Сейчас же все меньше детей и подростков спешат на улицу, но все больше спешат к компьютеру. Возможно, и играют все тот же футбол или хоккей, только мышцы не развиваются, а позвоночник очень часто приобретает сколиоз.
В вопросе игр, нам, родителям, следует быть бдительными. Следить, во что же играют дети на компьютере, и, что намного важнее, помочь играть в подвижные игры на свежем воздухе, особенно вместе с ними. Ведь развитие детей в игровой форме – самый удобный, а также самый интересный и результативный вариант.

– Книги. Вспоминая свои учебные годы, книги были главным источником информации и знаний. Сегодня же все меньше людей пользуется библиотекой, и все больше обращаются в Google, Яндекс, Википедию и другие службы. Это быстрее, удобнее, иногда даже дешевле. Объем информации огромный. Для поиска не нужно выходить из дома. Можно сказать, вся информация под рукой.
Будет неправильно забыть о печатных изданиях. Но также будет ошибкой склонять учеников и студентов пользоваться исключительно книгами, минуя все преимущества сети Интернет.

– Мобильные телефоны. Кто бы мог предположить лет 30 назад, что из любой точки планеты, из маленького устройства, помещающегося на ладони, можно будет связаться с любой другой точкой планеты, быстро качественно, иногда очень дешево, иногда относительно не дорого. В свое время, чтобы позвонить кому-то, необходимо было идти к соседям. Сегодня сотовым телефоном никого не удивишь. И хотя есть некоторые побочные эффекты, влияющие на состояние здоровья, мы получаем много преимуществ, а именно, быть всегда на связи с нашими родными и детьми.

– Иностранные языки. В Советском Союзе, а при распаде и в станах СНГ, иностранные языки начинали учить в старших классах школы. Сегодня же их изучают с первых классов. Многим старшим людям это не понятно и кажется чрезмерной нагрузкой на детские умы. Но опыт показывает, что чем раньше человек начинает изучать иносранный, тем лучше у него это получается. Поэтому, взрослым следует быть более внимательным. И вместо критики министерства образования (по вопросу иностранных языков) порадоваться вместе с детьми за такую возможность, и поощрять в изучени. Ведь знание иностранного языка сегодня очен високо ценится. Как говориться: „Сколько языков ты знаеш, столько раз ты человек”. Как много преимуществ появляется у наших детей, вледеющих иностранным язиком и в обществе, и работе и служении.

– Семья. Семья – оплот социального общества. Семья –социальная ячейка общества. Семьи – это домашние церкви, из которых строится вся Церковь Иисуса Христа. Крепкие семьи – крепкая Церковь. Крепкие семьи – крепкое общество. Принцып всем понятен. Принцып действует. Но сегодня очень немногие осознают и понимают то, что наше общество является таким, каким оно есть во многом благодаря нашим семьям. Какое здание можно построить из разломаных и раздробленых кирпичей. Какое общество может быть построено из разделенных, разбросаных семей без любви, где очень часто
дети предоставлены сами себе, а родители всецело поглощены заработком денег. Кто их научит жить, если родители за несколько десятков лет не научились. Вместо воспитания морали и богобоязненности, родители все больше озабочены лишь материальным обеспечением. Мы и не заметили как многое изменилось. Сегодня враг восстал на институт семьи. Он разрушает Богом определенные устои семейной жизни и счастья. Взамен пытается построить извращенное, богохульное, грешное общество, движимое похотью и развратом. Тогда как семья по божьему дизайну должна строиться исключительно на любви.
Здесь нам необходимо обратиться к нашим богобоязненным дедушкам и бабушкам, отцам и матерям. Сохраните свой домашний очаг. Если он гаснет, защитите все вместе от ветров мира сего. Если он погас, молите Господа воскресить вашу семью. Очень сложно детям выросшим в разваленной семье построить свою крепкую семью.

Итак подведем итоги.

В этой статье мы обсудили далеко не все новшества современного мира. Мы и не пытались ответить на все волнующие вопросы, а только очертили общие тенденции, задали направление для размышления.

Главный вывод, к которому мы можем придти:
Время меняется, и приносит с собой много нового и непривычного. Некоторые вещи – хорошие, некоторые плохие. Разумные родители распознают, и то и другое и помогут своим детям.
Мы не сможем заставить жить наших детей в прошлом веке, только потому, что в нем было меньше искушений. Но мы можем научить наших детей следовать за Богом и различать добро и зло.

Нам родителям необходимо понять обстоятельства, в которых живут, и будут жить наши дети. Или хотя бы попробовать их понять. Когда мы их будем понимать, мы станем для наших детей лучшими друзьями. Ведь, наш современный мир так скуп на понимание.

Может где-то старшему поколению стоит стать «современнее». А где-то стоить приложить все усилия, чтобы сохранить те хорошие ценности и устои, которые могут разрушиться современными нововведениями.

Ответственность за воспитание наших детей Господь возложил на нас, родителей. Ответственность означает, что когда-то придется отвечать. Так не останемся пассивными и нейтральными.

ДІТИ В СУЧАСНОМУ СВІТІ. ЯК ВБЕРЕГТИ ДІТЕЙ В СУЧАСНОМУ СУСПІЛЬСТВІ?

Напевно, багато хто з нас ловили себе на думці, що світ вже не такий, як був у нашому пузатому дитинстві.
Глобальна комп’ютеризація, перехід від соціалістичної моделі до капіталізму, мобільні телефони, соціальні мережі та багато інших чинників свідчать про те, що ми живемо в зміненому суспільстві. Чи добре все те нове, що увійшло в життя наших дітей? Чи не потрібно з цим боротися?

Дитина – це Божий дар. Дитина – це поприще, дароване нам Богом. У наш духовно складний час виховання дітей стає пріоритетним завданням всіх розсудливих батьків, які бажають своїм дітям доброго і світлого майбутнього і вічного спасіння. Крім всього іншого, правильний розвиток дітей і виховання дитини – запорука нашого спокійного життя в старості, і щасливої, дружньої сім’ї! Ця праця, що робиться заради Господа, є справжнім християнським подвигщм, і труднощі на цьому шляху ще раз підтверджують важливість цієї місії.

Змінюються покоління. Кожне покоління приносить свої зміни в політику, культуру і побут. Діти в сучасному світі в наш час розвиваються вже не так, як раніше. Ми живемо в епоху інформаційного буму. Тому, розвиток дітей зараз відбувається набагато швидше, ніж раніше. Розвиваються технології і не тільки в техніці, але і в соціальних процесах. Людині властиво насторожено ставитися до всього нового. Багато нового з’явилося в житті наших дітей та онуків, тому можна зрозуміти настороженість батьків, бабусь і дідусів, які переживають за фізичне і психічне здоров’я підростаючого покоління.

Деякі батьки займають дуже просту позицію: «У моєму дитинстві і молодості цього не було, значить і тобі цього не треба.»
Інша категорія батьків дозволяє своїм дітям користуватися чим завгодно, так як це дозволяє дітям зайняти свій вільний час, замінює відсутніх батьків, а батькам дозволяє не відволікатися від своїх «улюблених справ», таких як робота, бізнес або інші заняття.

Яку ж позицію обрати нам, якщо ми любимо наших дітей, бажаємо їм добра, і намагаємося спрямувати на шлях Христа? Заборонити чи дозволити? Що можна, а що не можна?

Перш за все потрібно пам’ятати, що виховання дітей, це не весела прогулянка полем, а важка виснажлива праця, яка приносить свої плоди не відразу, а з часом. І у вихованні хороших слухняних дітей немає простих шляхів.

Для початку, давайте, порівняємо часи своїх дитинства та юнацтва до сучасних умов, і спробуємо побачити, що ж змінилося. Позначивши, з чим ми маємо справу, нам буде простіше визначити, як же нам поступати. (Враховувати будемо різницю в поколіннях 20-30 років і більше, та орієнтуємося на пострадянський простір)

– Ігри. У ті часи основним способом розваги та проведення дозвілля були рухливі ігри на свіжому повітрі (футбол, хокей і безліч інших), або розвиваючі ігри, такі як шахи, шашки та інші. Весь вільний час дітвора проводила у дворах і вулицях. Крім фізичної активності, діти вчилися спілкуватися, будувати відносини, працювати в команді. Зараз же все менше дітей і підлітків поспішають на вулицю, але все більше поспішають до комп’ютера. Можливо, і грають все той же футбол або хокей, тільки м’язи не розвиваються, а хребет дуже часто набуває сколіоз.
У питанні ігор, нам, батькам, слід бути пильними. Стежити, у що ж грають діти на комп’ютері, і, що набагато важливіше, допомогти грати в рухливі ігри на свіжому повітрі, особливо разом з ними. Адже розвиток дітей в ігровій формі – найзручніший, а також найбільш цікавий і результативний варіант.

– Книги. Згадуючи свої навчальні роки, книги були головним джерелом інформації та знань. Сьогодні ж все менше людей користується бібліотекою, і все більше звертаються в Google, Яндекс, Вікіпедію і інші служби. Це швидше, зручніше, іноді навіть дешевше. Обсяг інформації величезний. Для пошуку не потрібно виходити з дому. Можна сказати, вся інформація під рукою.
Буде неправильно забути про друковані видання. Але також буде помилкою схиляти учнів і студентів користуватися виключно книгами, минаючи всі переваги мережі Інтернет.

– Мобільні телефони. Хто б міг припустити років 30 тому, що з будь-якої точки планети, з маленького пристрою, що поміщається на долоні, можна буде зв’язатися з будь-якою іншою точкою планети, швидко якісно, ​​іноді дуже дешево, іноді відносно не дорого. У свій час, щоб подзвонити комусь, необхідно було йти до сусідів. Сьогодні стільниковим телефоном нікого не здивуєш. І хоча є деякі побічні ефекти, що впливають на стан здоров’я, ми отримуємо багато переваг, а саме, бути завжди на зв’язку з нашими рідними і дітьми.

– Іноземні мови. У Радянському Союзі, а при розпаді і в країнах СНД, іноземні мови починали вчити в старших класах школи. Сьогодні ж їх вивчають з перших класів. Багатьом старшим людям це не зрозуміло і здається надмірним навантаженням на дитячий розум. Але досвід показує, що чим раніше людина починає вивчати іноземну мову, тим краще у нього це виходить. Тому, дорослим слід бути більш уважними. І замість критики міністерства освіти (з питання іноземних мов) порадіти разом з дітьми за таку можливість, і заохочувати у вивченні. Адже знання іноземної мови сьогодні дуже високо цінується. Як говориться: “Скільки мов ти знаєш, стільки разів ти людина”. Як багато переваг з’являється у наших дітей, які володіють іноземною мовою і в суспільстві, і роботі і служінні.

– Сім’я. Сім’я – оплот соціального суспільства. Сім’я – соціальний осередок суспільства. Сім’ї – це домашні церкви, з яких будується вся Церква Ісуса Христа. Міцні сім’ї – міцна Церква. Міцні сім’ї – міцне суспільство. Принцип всім зрозумілий. Принцип діє. Але сьогодні дуже мало хто усвідомлює і розуміє те, що наше суспільство є таким, яким воно є завдяки нашим сім’ям. Яку будівлю можна побудувати з побитої і роздробленої цегли. Яке суспільство може бути побудоване з розділених, розпорошених сімей без любові, де дуже часто діти віддані самі собі, а батьки цілком поглинуті заробітком грошей. Хто їх навчить жити, якщо батьки за кілька десятків років не навчилися. Замість виховання моралі і богобоязливості, батьки все більше стурбовані лише матеріальним забезпеченням. Ми й не помітили як багато змінилося. Сьогодні ворог повстав на інститут сім’ї. Він руйнує Богом визначені норми сімейного життя і щастя. Натомість намагається побудувати збочене, богохульне, грішне суспільство, яким рухає пожадливість і розпуста. Тоді як сім’я по Божому дизайну повинна будуватися виключно на любові.
Тут нам необхідно звернутися до наших богобоязливих дідусів і бабусь, батьків і матерів. Збережіть своє домашнє вогнище. Якщо воно гасне, захистіть всі разом від вітрів цього світу. Якщо він згас, моліть Господа воскресити вашу сім’ю. Дуже складно дітям, які виросли в розваленій родині побудувати свою міцну сім’ю.

Отже підведемо підсумки.

У цій статті ми обговорили далеко не всі нововведення сучасного світу. Ми й не намагалися відповісти на всі хвилюючі питання, а тільки окреслили загальні тенденції, задали напрямок для роздумів.

Головний висновок, до якого ми можемо прийти:
Час змінюється, і приносить із собою багато нового і незвичного. Деякі речі – хороші, деякі погані. Розумні батьки розпізнають, і те й інше і допоможуть своїм дітям.
Ми не зможемо змусити жити наших дітей в минулому столітті, тільки тому, що в ньому було менше спокус. Але ми можемо навчити наших дітей слідувати за Богом і розрізняти добро і зло.

Нам батькам необхідно зрозуміти обставини, в яких живуть, і будуть жити наші діти. Або хоча б спробувати їх зрозуміти. Коли ми їх будемо розуміти, ми станемо для наших дітей кращими друзями. Адже, наш сучасний світ такий скупий на розуміння.

Може десь старшому поколінню варто стати «сучаснішим». А десь варто докласти всіх зусиль, щоб зберегти ті хороші цінності й переконання, які можуть зруйнуватися сучасними нововведеннями.

Відповідальність за виховання наших дітей Господь поклав на нас, батьків. Відповідальність означає, що колись доведеться відповідати. Тож не залишимося пасивними і нейтральними.

Діліться інформацією у соціальних мережах.
Якщо Вам є що додати, пишіть в коментарях.

ДЕТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия в Покровской епархии прошел цикл лекций известного психолога, публициста Татьяны Львовны Шишовой, специализирующейся на проблемных вопросах современного воспитания детей.

28 ноября в Балакове Т.Л.Шишова провела лекцию о духовно-нравственном воспитании детей в современных условиях. Встреча прошла в малом зале драматического театра. На мероприятие собралось 350 человек: прихожане, педагоги средних образовательных школ, представители прессы, молодые семьи с детьми. Участники встречи активно задавали вопросы, которые сегодня в равной степени беспокоят и родителей, и педагогов - вопросы, касающиеся духовно-нравственного воспитания детей, опасности ювенальной юстиции, пагубного воздействия на подростков сексуального просвещения. Интерес у присутствующих вызвала тема соблюдения и установления субординации между родителями и детьми.

Психологическое и психическое состояние детей зависит, прежде всего, от обстановки, которую транслируют взрослые, - подчеркнула Т.Л.Шишова.

Рассказывая о своей деятельности, Татьяна Львовна отметила, что начиная работать в данном направлении, она поставила себе задачу помочь родителям распознать истинные ценности и применить их в воспитании своих чад. В соавторстве с И.Я. Медведевой был написан ряд книг, посвященных детской агрессивности, застенчивости, ревности, упрямству, гиперактивности, а также воспитанию детей в неполных семьях.

Татьяна Львовна подчеркнула, что негативному влиянию, которое сегодня оказывает современное общество на психологию ребенка, должны противостоять семейные устои:

Родители должны следить за нравственным климатом в семье; за тем, какую информацию «поглощает» ребенок и за его кругом общения; объяснять, что вредно для него, а что полезно.

Она отметила, что даже влечение ребенка к Интернету можно и нужно направить в нужное русло. Для этого родителям достаточно выбирать вместе со своим ребенком «пищу для ума и сердца».

Собравшиеся, в свою очередь, задали вопросы, касающиеся деятельности психолога, роли религиозного воспитания детей в современном обществе, жестокости среди подростков и пагубного влияния сексуального просвещения. Подробно обсуждалась перспектива введения некоторых законопроектов, которые, по мнению Татьяны Львовны, могут негативно отразиться на состоянии нашего общества. Психолог дала советы о том, как научить ребенка жить в современном мире, сохраняя христианские принципы, в какой степени следует ограничивать детей в их желании соответствовать духу времени (играть современными игрушками, смотреть телепередачи, покупать дорогие телефоны, общаться со сверстниками, в семьях которых дозволяется вольное, распущенное поведение).

В завершение встречи Т.Л. Шишова сообщила, что ответы на многие вопросы, касающиеся воспитания детей, можно получить из передачи «Родители и дети», которая регулярно выходит на радиостанции «Народное радио». Книги Т.Л.Шишовой в скором времени должны поступить в церковный магазин «Православное Заволжье» г. Покровска, их можно будет приобрести и в храмах епархии.


Число прочтений: 767

Что еще почитать