Во сколько встречают новый год древние римляне. Древний новый год. Новый год в древнем Риме

Новый год в Риме: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии Новый год в Риме в 2019 году.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Добавить отзыв

Следить

Предыдущая фотография Следующая фотография

Если Рождество для итальянцев - это святой семейный праздник, то Новый год - повод для вечеринки с друзьями и шумных гуляний. Праздновать Новый год в Италии любят, и Рим - одно из лучших для этого мест наряду с Миланом и другими большими городами.

На Новый год в Риме обычно тепло, но дождливо. Температура воздуха днем около +8...+11 °С, ночью чуть прохладнее - до +5 °С. В районах у реки бывает ветрено, так что теплая куртка, свитер и водонепроницаемая обувь не помешают.

Праздничные традиции

На Новый год в Италии принято дарить подарки, так что за несколько дней до 31 декабря все идут по магазинам выбирать презенты для родных и друзей. Тем более что 25 декабря по всей стране начинаются рождественские распродажи.

За пару часов до Нового года все собираются за столом, дома или в ресторане, чтобы проводить уходящий год и вспомнить все хорошее, что в нем случилось. На стол обязательно подают чечевицу, копченую рыбу и запеченную курицу или индейку - считается, что это приносит удачу. У римлян на столе также обязательно присутствуют блюда из свинины.

Пьют обычно шампанское или пиво. Пиво вряд ли можно назвать праздничным напитком, но итальянцы верят, что это «брага, приносящая удачу», поэтому обязательно предлагают его гостям.

Сразу после полуночи итальянцы идут тусоваться на городские площади, поздравлять и угощать шампанским всех прохожих. В Италии принято знакомиться со всеми подряд на улицах в новогоднюю ночь: считается, что это принесет удачу в Новом году.

Куда сходить в новогоднюю ночь

Главные ночные гуляния в Риме проходят на Пьяцца-дель-Пополо . Приходить нужно до 22:00, так как потом вход на площадь будет закрыт. Ровно в полночь здесь пьют шампанское из горлышка, разбивают бутылки о подножие памятника, запускают фейерверки, а самые отчаянные граждане прыгают в Тибр.

Красиво наряжаться и праздновать Новый год всю ночь в ресторане в Риме не принято, но если очень хочется, то можно. Цены на меню будут выше примерно на 30-40 %, а из развлекательной программы обычно только живая музыка. Но, гуляя по городу, перекусить можно всегда: кафе и рестораны работают до рассвета.

1 января все традиционно отсыпаются, так что на культурную программу лучше не рассчитывать - экскурсий никто не предложит, а многие музеи будут закрыты. А вот на следующий день уже можно прогуляться в Ватикан , посмотреть соборы и фонтаны и другие достопримечательности . Туристов на Новый год в Риме много, так что билеты в популярные музеи лучше бронировать через интернет, чтобы не стоять в очереди.

Новый год - это праздник, когда заканчивается старое, когда мы анализируем результаты своей работы, когда так хочется отпустить плохое и с новыми впечатлениями вступить в приходящий год. Лучшего места, чем Рим для этого не найти. Здесь умеют отмечать праздники с невероятным размахом, превращая каждое торжество в настоящую феерию.

Праздничные традиции

Перед поездкой в Италию стоит узнать, как празднуют Новый год в Риме:

  • Праздник - это, в первую очередь, покупки подарков близким. Итальянцы зачастую приобретают сувениры для родных и друзей 31 декабря. С самого утра они ходят по бутикам и выбирают приятные сюрпризы для любимых людей.
  • Непосредственно встреча Нового года у них начинается около 9 вечера. Семья и приглашенные друзья садятся за стол, на котором обязательно находится 13 блюд. Считается, что они помогут привлечь удачу в будущем году.
  • Как правило, праздничный стол римлян состоит из копченой рыбы и обязательно фаршированной запеченной птицы.
  • Главным признаком новогоднего стола итальянцы считают чечевицу.
  • Невозможно представить банкет римлян без свинины. Ее подают в любом виде: вареную, жареную, запеченную. Итальянцы верят, что свинья - животное, которое постоянно в пути и обязательно продвинет дела в будущем году.
  • Пьют итальянцы на Новый год, как правило, шампанское. Но часто у них на столе есть и пиво. Это кажется странным, ведь у нас это непраздничный напиток. Однако жители Италии считают его брагой, приносящей успех, поэтому обязательно предлагают гостям. Это символизирует приворот удачи в грядущем году.

Отмечать Новый год в Риме принято большой, веселой и шумной компанией родных и друзей, поэтому после пиршества за новогодним столом дома, люди выходят на площади города и вместе с окружающими радостно встречают грядущий год.

Толпы перемещаются по улицам Рима и знакомятся друг с другом, чтобы вместе провести эту волшебную ночь.

Погода для празднования Нового года в Риме в 2019 году подходит тем, кого утомили морозные дни, ведь здесь в январе теплая и ясная погода.

Сколько стоит поехать в Рим на Новый год?

Существует два способа провести новогодние каникулы в Вечном городе:

  1. Поехать своим ходом. Самостоятельно найти жилье организовать развлечения и отдыхать по личному плану.
  2. Заказать экскурсионный тур в турагентстве.

В первом случае поездка в Рим на неделю обойдется в 700-1000 евро, учитывая, что на перелет вы потратите около 300 €, проживание в отеле - 170, питание - 150, развлечения - 100, и плюс шоппинг, сумма которого для каждого своя. Готовый тур выйдет в сумму от 400 до 900 евро.

Что будет в Риме на праздники?

Новый год в Риме 2019 года предполагается традиционно веселым и фееричным. Вас ожидают бешеные скидки на брендовые вещи, поэтому шоппинг в итальянской столице запомнится надолго. Не менее впечатляющими будут недельные гуляния с 26 декабря. Они включают каждодневные фестивали, фейерверки и фонтан положительных эмоций.

Куда пойти в Риме в канун Нового года?

Перед новогодней ночью вы можете прогуляться по всему Риму и посетить интересные места, памятники, монументы, достопримечательности, которых здесь неимоверное количество. Это и Колизей, и Пантеон, фонтан Треви, и собор Святого Петра, и музеи Ватикана.

  • Непосредственно праздник можно встретить на площади (Остановки метро Lepanto или Spagna). Здесь, по традиции, после 12 ночи разбивают бутылки шампанского о подножие памятника, а самые рисковые - прыгают в реку Тибр. Рядом с этой площадью открыто огромное количество ресторанов и кафе, поэтому вопрос «Где можно будет посидеть?» вас не побеспокоит.
  • Интересным местом для празднования Нового года считается район Колизея . Там, как и на главной площади города, работает множество заведений общепита. К числу самых популярных относится кафе Roof Garden Hotel . Добраться до него можно за 10 минут неторопливым шагом. От фонтана delle Naiadi нужно двигаться вперед мимо Обелиска Догали, который будет слева от вас. Далее следует поворот направо, потом один квартал вперед и еще раз направо, оттуда дойти до отеля Diana. Рядом с ним и находится кафе. Оно предоставит возможность вкусно поесть и насладиться прекрасным видом на Рим. Стоимость проведения там новогодней ночи составляет около 350 евро.
  • Популярен ресторан Casa Coppelle на улице Piazza delle Coppelle в центре Рима. Ваша ориентировка - . От него нужно двигаться вправо до храма божественного Адрина, после шагать вверх и возле площади Колонны повернуть налево, затем идти по прямой, пока не дойдете до поворота на Via della Scrofa. От него ведет непосредственная дорога до самого ресторана.
  • Удобным местом для русских туристов считается кафе Il Chianti на Via delle Lavatore рядом с . Здесь русскоязычный персонал изъясняется на русском, при этом всегда отзывчив. Добраться до ресторана нужно ориентируясь на академию Сан Лука. Надо пройти кафе Accademia и завернуть вправо. Возле Deutsche Bank также поверните в правую сторону и ступайте до улицы Via in Arcione, где последует поворот налево, и далее уже шагать до самого ресторана.

Провести Новый год в Риме в 2019 - это отличная идея, но куда бы вы ни поехали, важно взять с собой хорошее настроение, тогда каникулы будут незабываемыми.

Вам также может понравиться:

Новый год наряду с Рождеством является, наверное, самым популярным и любимым в народе праздником, возникшим, по мнению некоторых, в глубокой древности. Тем не менее, если считать началом Нового года 1 января, получится, что праздник не такой уж и древний, и не представляет особой сложности назвать точное время и место его появления.

Новый год у различных народов

Поздравление с Новым годом на разных языках мира.

Новый год можно назвать универсальным праздником человечества, потому что традиция его празднования существует с незапамятных времён практически у всех народов мира. Однако время, которое считают его началом, различается от народа к народу. Чаще всего оно связывается с местоположением земли относительно солнца (зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие), периодом начала или окончания сельскохозяйственных работ или же с наиболее значимыми для общества природными явлениями.

Так, на Древнем Востоке - в Древнем Египте, Ассирии и Вавилоне - начало нового года было связано с разливом чрезвычайно важных для сельского хозяйства рек - Нила, Тигра и Евфрата. В Древней Греции Новый год праздновали в день летнего солнцестояния. В Древней Индии - в день весеннего равноденствия. В этот же день он до сих пор официально празднуется во многих ираноязычных и тюркоязычных странах под именем Новруза, являясь в некоторых из них, таких, например, как Азербайджан, Казахстан, Турция и др., государственным праздником.

Общим для многих народов в праздновании Нового года является религиозное представление о том, что он знаменует собой смену жизненных циклов, разрушение старого и возникновение нового миропорядка, когда в природе ненадолго воцаряется первозданный хаос.

Таким образом, Новый год первоначально был связан с первобытной религией. В качестве же светского праздника он впервые появился в Древнем Риме.

Древний Рим. Новый год как светский праздник

Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н.э.) - древнеримский общественно-политический деятель, писатель, военачальник и пожизненный диктатор.

В Древнем Риме Новый год традиционно наступал в марте месяце и, следовательно, считался праздником плодородия и начала весны подобно нашей Масленице, о чём, кстати, свидетельствует и само название месяца «март», т.е. посвящённый богу Марсу, который изначально никоим образом не был связан с войной, являясь богом растительности и плодородия. Существовал также праздник Сатурналий, связанный, подобно Рождеству, с зимним солнцестоянием.

Всё изменилось, когда к власти пришёл ставший пожизненным диктатором Гай Юлий Цезарь. Ему удалось, при помощи группы александрийских учёных во главе с египетским астрономом и математиком Созигеном, реформировать древнеримский календарь, который после реформы к десяти прежним месяцам прибавил ещё два - январь и февраль, а Новый год получил официальную дату своего начала - 1 января.

Стоит отметить, что 1 января было выбрано не случайно. Месяц «январь» был посвящён Янусу - древнеримскому богу входов и выходов, дверей и всякого начала. Однако, кроме символического, эта дата имела ещё и практическое значение.

Дело в том, что с конца II в. до н.э. новоизбранные римские консулы вступали в должность именно 1 января, а официальное летосчисление велось по консулам, т.е. запись в государственном архиве имела примерно такой вид - «в год консулов такого-то и такого-то». Кроме того, именно в это время начиналась активная политическая и хозяйственная деятельность в Древнем Риме. Поэтому любая другая дата начала Нового года, отличная от 1 января, была бы явным несоответствием фактически установившемуся порядку.

Система летосчисления, созданная Цезарем и Созигеном, стала называться юлианским календарём, а 1 января Новый год впервые наступил в 45 г. до н.э., став, по всей видимости, первым нерелигиозным праздником в истории человечества, праздником, возникшем из жизненной необходимости и введённым волевым решением сверху, что несомненно подчёркивает его чисто светский характер.

Несмотря на это в Древнем Риме он прижился. Более того, римляне стали отмечать приход Нового года в течение первых пяти январских дней - с 1 по 5 января, веселясь, распевая песни, проводя спортивные состязания и принося благодарственные жертвы богам.

В ночь на 1 января люди разгуливали в масках, желая прохожим счастья и благополучия, а наутро в праздничных одеждах с оливковыми ветвями в руках приветствовали всех словами «Да здравствует день счастливых надежд!». Дети предлагали прохожим яблоки, а те взамен одаривали их монетами. Существовал также обычай делать друг другу подарки, на которых были написаны пожелания на следующий год.

Византия. Продолжение традиции

Константинополь периода наивысшего могущества Византийской империи.

Традиция празднования Нового года 1 января была перенесена из Древнего Рима на территорию Восточной Римской империи - Византии.

Официально Новый год в Византийской империи начинался 1 сентября по юлианскому календарю (14 сентября по новому стилю), что объясняется влиянием христианства, точнее - определением Никейского собора 325 г. Однако в народе продолжали встречать январский Новый год, который в Византии назывался «календами». Данная традиция была настолько сильной, что её не смог искоренить даже запрет VI Вселенского собора, предавший календы анафеме.

Сначала календы праздновали, как и в Древнем Риме, с 1 по 5 января, но затем их празднование было приурочено к Рождеству, а сами календы стали двенадцатидневными. Сделано это было, по всей видимости, чтобы со временем заменить в народном сознании языческий праздник христианским. Хотя стоит отметить, что набожные византийские императоры всегда старались отделить языческие торжества от христианских, и основные новогодние развлечения устраивались не в ночь на 25 декабря или 1 января, а только в ночь на 2 января. Развлекались же византийцы совсем, как римляне времён Юлия Цезаря.

Чаще всего мужчины переодевались женщинами, а женщины - мужчинами. Люди надевали маски и бродили от дома к дому с весёлыми песнями и танцами, требуя награду за свои выступления. Стучались в двери незнакомых людей и принимали участие в их пиршестве. Немало византийцев толпилось в трактирах и кабаках, а также на ночных улицах.

Праздновали наступление Нового года и во дворце василевса ромеев, т.е. византийского императора. В ночь на 2 января там устраивались так называемые «готские игры», которые заключались в пении песен, прославлявших императора и его наследников. Петь были обязаны все присутствующие на играх: профессиональные музыканты, члены цирковых партий «голубых» и «зелёных» и даже приглашённые на праздник именитые византийские вельможи.

Песенное славословие перемежалось плясками ряженых и людей, вооружённых мечами и щитами, которые назывались «готами». От них-то и получило название всё праздничное действо. В обязанность «готов», кроме пляски, входило исполнение имевших когда-то ритуальное значение песен на испорченной до неузнаваемости латыни. Смысла этих песен в то время уже никто не понимал, однако их исполнение, несомненно, придавало атмосфере праздника аромат таинственности.

Древняя Русь. Новый год 1 сентября. Два Новых года

Соборная площадь Московского Кремля. Акварель Д. Кваренги (1797). Слева - Архангельский собор, справа, за колокольней Ивана Великого, Успенский собор.

Внутренняя и внешняя политика Византийской империи была теснейшим образом связана с жизнью её менее продвинутых в экономическом и культурном отношении соседей, среди которых была и Киевская Русь. Русско-византийские контакты с годами становились всё более частыми, а в конце X века Древнерусское государство стало равным по силе и могуществу партнёром, но иногда и соперником, Византии. Именно тогда, в 988 году, крестился киевский князь Владимир Святославович, а вместе с ним приняло христианство его государство - Древняя Русь.

С приходом христианства русское летосчисление стало вестись на византийский манер - от сотворения мира по юлианскому календарю, а православные церковные праздники сделались праздниками Древней Руси. Однако вплоть до XIV в., а по другой версии - до конца XV в., продолжалась языческая традиция празднования Нового года в марте, и только в 1348 или 1492 году русская церковь перенесла его начало на 1 сентября.

Сентябрьский Новый год стал одним из главных русских праздников допетровского времени, который, кстати говоря, и сейчас отмечается Русской православной церковью. В те же времена это было достаточно торжественное празднество согласно установленному церковью церемониалу. Вот как описывается выход русского монарха на Новый год в книге «Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв».

Первый выход [царя] был в Новый год, начинавшийся тогда 1 сентября, «на летопровождение», в десятом часу утра. Посреди соборной площади, против Красного крыльца, устраивался обширный помост. На нем, с восточной стороны, поставлялись три налоя, на одном из которых ставили образ Симеона Летопроводца; с западной стороны устраивались два особых места, одно для государя, другое для патриарха. Патриарх выходил на «действо» из западных врат Успенского собора в сопровождении духовенства в богатейших облаче­ниях, в то же время из дворца показывалось шествие госу­даря, возвещавшееся звоном на Иване Великом. Взойдя на помост, государь прикладывался к Евангелию и иконам, потом принимал благословение от патриарха, который спра­шивал при этом о его царском здоровье. Духовные власти и бояре становились по обе стороны мест государя и патриарха по чину. Вся соборная площадь еще до выхода государя покрывалась служилыми людьми, стоявшими парадно на заранее назначенных местах.

По окончании молебствия патриарх осенял крестом государя и «здравствовал» ему длинной речью, которую заканчивал пожеланием здравия государю, государыне и всему его семейству. Государь благодарил патриарха и потом прикладывался к Евангелию и святым иконам. После того государя и патриарха поздравляли с Новым годом духовные власти и бояре. За этими поздравлениями госу­даря поздравляла вся площадь; все стрелецкие полки, бывшие на площади, и многое множество народа, весь «мир» - все в одно мгновение ударяли челом в землю и многолетствовали государю. Государь ответствовал «миру» поклоном. После этого государь отправлялся в Благовещен­ский собор к обедне или к себе в хоромы.

Цит. по: Домашний быт русских царей в XVI-XVII вв. По Забелину, Ключевскому, Карновичу и другим. М., 1992. С. 63-64.

Стоит сказать, что новогодняя традиция, приуроченная к весеннему равноденствию и марту месяцу, не была забыта русским народом, о чём, кстати, свидетельствует доживший до наших времён праздник Масленицы - праздник весеннего Нового года. Поэтому, начиная с XIV или XV в., в общественной жизни Древней Руси сложилась знакомая современному россиянину ситуация. Новый год встречали дважды: в соответствии с языческой традицией - в марте и в соответствии с христианской - 1 сентября. 1 же января не праздновали вовсе, хотя этот день в составе святочных торжеств от Рождества до Крещения носил название Васильева дня в честь одного из отцов церкви - Василия Великого или Василия Кесарийского.

Реформа Петра I. Переход на новое летосчисление

Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского. Акварель В. Сурикова (1900)

Возрождение январского Нового года связано с именем первого российского императора - Петра Алексеевича Романова (1672-1725), который, как некогда Юлий Цезарь в Древнем Риме, реформировал российское летосчисление. Во всех своих начинаниях Пётр I преследовал вполне определённую цель - сделать из России одно из ведущих европейских государств. Поэтому царский указ от 19 декабря 1699 года предписывал «лета счислять в Приказах и во всех делах и крепостях» не от сотворения мира, а от Рождества Христова, как в других государствах Европы.

Несмотря на несомненную прогрессивность, указ оставил в силе действующий юлианский календарь, по которому Россия будет жить вплоть до начала 1918 года, в то время как остальная Европа с конца XVI жила по более точному григорианскому календарю.

Последний раз осенний Новый год был официально отпразднован 1 сентября 1699 года. Но уже на следующий год появился вышеупомянутый именной указ Петра за номером 1735 «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира», который был зачитан москвичам царским дьяком с высокого помоста, устроенного на Красной площади. За ним последовал указ от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года». Указ самым подробным образом регламентировал празднование предстоящего новолетия.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же.

Новый год до Октябрьской революции

Несмотря на то, что указ Петра строжайше предписывал веселиться с 1 по 7 января, в послепетровское время праздник не стал массовым. В народе продолжали праздновать Рождество и Святки, и даже такой неизменный атрибут современного Нового года, как Новогодняя ёлка, который по указу Петра должен украшать каждый дом, не был в широком употреблении до середины XIX века. Но и с этого времени обычай ставить в общественном месте или у себя дома украшенное свечками, фруктами и различными игрушками хвойное дерево, ассоциировался только с Рождеством. 1 же января продолжало оставаться всего лишь официальной датой начала нового календарного года и, кстати говоря, рабочим днём, который стал выходным только в 1898 году по закону от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности».

Советский плакат «С новым годом, дорогие товарищи!»

Новый год в том виде, в каком мы его знаем сейчас, возник в СССР. Однако сама дата да и все знакомые нам с детства атрибуты праздника - ёлка, мандарины, шампанское, салат оливье, Дед Мороз и Снегурочка - появились не сразу.

Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» на территории России стал действовать более точный григорианский календарь, принятый и в других странах Европы. Разница между юлианским и григорианским летосчислением, которая в XX веке составляла 13 дней, была ликвидирована за счёт того, что вышеупомянутый декрет «выбросил» первые 13 дней февраля, т.е. за 31 января 1918 года сразу же следовало 14 февраля.

По григорианскому календарю мы продолжаем встречать Новый год и по сей день, хотя многие россияне не забывают и о старом празднике, получившем в народе название Старый Новый год (Новый год по юлианскому календарю), который теперь наступает с 13 на 14 января. Тем не менее в первые годы Советской власти - в 20-е годы XX века - ни одного, ни другого праздника в современном понимании ещё не существовало.

В то время народ продолжал веселиться в рождественские и святочные дни, с чем начали активно бороться большевики, устраивая празднование «комсомольского рождества», «комсвяток» и «комсомольской ёлки», организовывая антирелигиозные уличные шествия и научно-просветительские мероприятия, стараясь «разоблачить» «поповский праздник».

Однако все усилия оказались тщетными, и празднование Рождества попросту запретили на XVI партийной конференции, проходившей в апреле 1929 года. Таким образом, на некоторое время Россия осталась без одного из своих главных праздников.

Ситуация изменилась в конце 1935 года, когда по предложению кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышева, было решено возродить Новый год (точнее - традиции празднования Новогодней ёлки), но совсем в ином качестве - в качестве нового советского праздника для юных строителей коммунизма, которым, в отличие от несчастных сверстников из других стран, выпала счастливая судьба родиться в Советском Союзе, где нет эксплуатации человека человеком, где всё принадлежит советскому народу и его будущему - советским детям. Таким образом, наряду с развлекательной, новый праздник получил и пропагандистскую составляющую, которая до неузнаваемости изменила рождественскую символику.

Голубая семиконечная Рождественская звезда превратилась в красную звезду РККА, а ёлку чаще всего стали украшать игрушками, пропагандирующими советский образ жизни и советские ценности. Отныне тематика ёлочных украшений стала сугубо политической или общественно-значимой: серп и молот, ракеты, танки, стратостаты, дирижабли, солдаты, пограничники, пионеры-горнисты и даже члены Политбюро ЦК ВКП(б). Были и другие курьёзы, связанные с празднованием Новогодней ёлки в 30-е годы. Например, Дед Мороз, чтобы подчеркнуть свою независимость от «поповского» Рождества, зачастую появлялся на ёлках, держа в руках «Курс истории ВКП(б)». Кстати, этот персонаж вместе со своей спутницей - Снегурочкой впервые появился перед советскими людьми в январе 1937 года на празднике в московском Доме Союзов. Но это ещё не был праздник в нашем современном понимании.

С 1930 по 1947 год 1 января люди выходили на свою обычную работу, и только 23 декабря 1947 года указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным днём.

Постепенно советский праздник утратил свой политико-пропагандистский облик. К началу 50-х годов на ёлках появились совсем другие украшения: сказочные снеговики, снежинки, красные шапочки, зайчики, белочки, клоуны, звездочёты и гирлянды электрических лампочек; а к середине 70-х Новый год превратился, скорее, в семейное торжество с бенгальскими огнями, хлопушками, серпантином и детскими подарками под Новогодней ёлкой, когда закупались неизменные мандарины, изготавливался салат оливье и накрывался праздничный стол, куда ставилась бутылка шампанского. Свой же окончательный вид праздник приобрёл на рубеже 1975 и 1976 года.

Именно тогда, 31 декабря 1975 года, жители нашей страны впервые услышали новогоднее телевизионное поздравление главы государства (в то время - Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева), а 1 января 1976 года по телевидению впервые показали самый новогодний советский, да и российский, фильм - трагикомедию Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». С тех пор празднование Нового года в России не претерпело существенных изменений.

Новый год в наши дни

Новый год, плавно переходящий в Рождество и Старый Новый год. Праздник каждый день со всеми вытекающими из этого последствиями.

Вплоть до 1991 года в январе празднично-выходным был только первый день нового года, после которого советские граждане возвращались к своим занятиям. Однако в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, согласно которому православный праздник Рождества уже 7 января 1991 года стал нерабочим днём. И что же получилось в результате?

Типично советский праздник, сильно отдающий язычеством, который плавно перетекает в праздник христианский. Несколько необычно для всенародных праздников, не правда ли? Впрочем, если повнимательней присмотреться к нашей сегодняшней государственной символике - гербу и флагу Российской империи на фоне разглагольствований о демократии, гимну СССР со словами о Боге - то два всенародных праздника, идеологически чуждых друг другу, не покажутся чем-то из ряда вон выходящим. Скорее, одним из символов современной России. Да и народ, в общем и целом, мало задумывается над смыслом и значением каких-либо торжеств.

Для народа важно то, что есть причина выпить, повеселиться и как-то разнообразить монотонность своего существования. А что это будет за причина - католическое или православное Рождество, Новый год, Старый Новый год или китайский Новый год - дело десятое. Главное, период с 1 по 7 января по григорианскому календарю - праздник каждый день со всеми вытекающими из этого последствиями. Затем наступает «настоящий» Новый год, он же Новый год по юлианскому календарю, он же Старый Новый год, т.е. праздник продолжается до 14 января. Затем самые продвинутые вспоминают про Крещение, отодвигая окончание торжеств до 19 января. Итого - девятнадцать дней. А если кто-нибудь загодя вспомнит и про католическое Рождество, то новогодний и рождественский марафон продлится месяц и более, учитывая послемарафонское состояние спортсменов.

Хотя, если говорить серьёзно, ничего плохого в новогодних и рождественских каникулах нет, если, конечно, по совету Горация, придерживаться золотой середины. К тому же, как мы видели, Новый год в России традиционно встречали и встречают не один раз. Но если не один, тогда сколько?

Сколько раз празднуют Новый год в России

Вопрос, действительно, интересный. Итак, давайте посчитаем, не учитывая, конечно, экзотических и заимствованных праздников.

14 января. Новый год по юлианскому календарю, известный в народе как Старый Новый год.

Февраль-март. Масленица - в дохристианскую эпоху праздник весеннего равноденствия, которое являлось началом нового года у древних славян.

Получается, что встречать новый год в России можно целых пять раз. Для одной культурно-исторической традиции факт более чем впечатляющий!

Рождество в Риме, безусловно, является самым любимым праздником. Римляне, как и все итальянцы, любят встречать Рождество в кругу семьи. В Италии есть поговорка: "Встречай Рождество с семьей, а Пасху - с кем хочешь". Рождественские праздники начинаются с кануна Рождества 24 декабря и продолжаются до 6 января следующего года, когда здесь отмечают Епифанию (Богоявление).

Однако традиция отмечать этот праздник уходит своими корнями далеко а прошлое. В Древнем Риме в конце декабря отмечали праздник Сатурналии — время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причём друзья и родственники обменивались подарками. Среди праздничных подарков фигурировали, в числе прочего, cerei (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник сатурналий приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являлись пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.

Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia).

Но самая известная особенность Сатурналий - роль, играемая в этом действии рабами. На время Сатурналии различие между господами и рабами как бы упразднялось – раб получал возможность поносить своего господина, напиваться, подобно свободным, сидеть с ними за одним столом. Причем его нельзя было даже словесно упрекнуть за проступки, за которые он в любое другое время был бы наказан побоями, тюрьмой или казнен. Более того, господа менялись местами со своими рабами и прислуживали им за столом; с хозяйского стола убирали не раньше, чем окончил свою трапезу раб.

В IV веке праздник переродился в известное нам Рождество, соединившись с праздником Sol invicta («Солнца побеждающего»). Роль Сатурна исполняет Дед Мороз. Люди той эпохи были тесно связаны с сельским хозяйством: Иисус родился в яслях, в его Учении люди повсеместно сравниваются со стадом (лат."паства"), а сам он с агнцем, ряженые в сатиров похожи на зверюшек присутствующих при рождении Иисуса. Звезда ёлки — это Вифлеемская звезда. Волхвы, пришедшие с дарами при рождении Иисуса — одни из прообразов Деда Мороза. Интересно, что святой Николай, прототип Деда Мороза, тоже жил именно в IV веке. Таким образом в Риме синкретизировались все соседствующие национальные мифологии того времени, и впоследствии мифологии всей Европы.

Современные рождественские традиции связаны с почитанием Девы Марии и младенца Иисуса. 8 декабря в праздник непорочного зачатия девы Марии по улицам г. Рима проходит праздничная процессия, в которой участвует сам Папа Римский. Он приезжает на своём папамобиле на площадь Испании, где торжественно возлагают венок на колонну непорочного зачатия, которую венчает статуя богоматери.



Именно в этот день в каждой церкви и в каждом доме обязательно устанавливается рождественский вертеп, иллюстрирующий сцену Рождения Христа и поклонения волхвов.

Эта традиция для итальянцев — столь же священна и нерушима, как для нас — поставить и украсить на Новый год ёлку, которую тоже наряжают в римских семьях в этот день.

На главной Рождественской ярмарке города на площади Навона среди палаток с традиционными для нас новогодними атрибутами вы увидите также огромный выбор материала,при помощи которого каждый сможет воссоздать у себя дома (на столике или на подоконнике, например) свой собственный вертеп, изображающий приход волхвов, желающих поклониться младенцу Иисусу — вот ясли, вот фигурки волхвов, вот Мария и Иосиф, а вот и сам Иисус. Ну и всякие второстепенные персонажи, дополняющие картину — животные, кустики, трава и т.д. Фигурку самого Иисуса добавляют лишь 25 декабря, после того, как он и родится!

А вот традиция красочно украшать улицы пришла в Рим совсем недавно. Говорят, что даже ёлку на площади св. Петра стали ставить только при Папе Римском — Иоанне Павле II.

Главный цвет Рождества - красный , поэтому во многих семьях ёлка декорирована алыми шарами, праздничный стол накрыт красной скатертью, а дом украшают растения с ярко-бордовыми цветами, которые здесь принято называть « Stella di Natale » -«Рождественская звезда». Это не что иное, как Пуансетия или Молочай Прекраснейший, родом из Мексики. Цветок действительно очень красивый и праздничный, который принято дарить друг другу с пожеланиями хороших праздников.


И ещё один непременный атрибут предрождественского Рима — это жареные каштаны, которые приготавливают на огромных металлических противнях прямо на улице и насыпают в конусообразные кулёчки из грубой бумаги.

В сочельник24 декабря принято идти всей семьёй на службу в церковь, а позже все вместе собираются за праздничным столом.

В канун принято устраивать постный стол, а значит, в меню бывает только рыба, но какая! По традиции во многих семьях готовят capitone или anguilla (угря, жареного или маринованного), и вяленую треску baccalà, чаще всего жаренную во фритюре.


Из первых же блюд часто готовят спагетти с соусом из тунца или с моллюсками vongole . Впрочем, это вовсе не значит, что другие моллюски, морепродукты или любая другая рыба «не имеют права быть».

На десерт подают обычно пандоро или панеттоне, торроне, сухофруктыв шоколаде и орехи.

В Италии подарки обычно принято открывать после праздничного ужина, причём рождественские подарки - это самые важные и дорогие, и зачастую их покупают заранее, чуть ли не за несколько месяцев.

Если в семье есть маленькие дети, то тогда втайне от них красочные пакеты и коробки кладут под ёлку, где утром 25 декабря их и находит счастливая детвора, веря, что ночью их принёс не кто иной, как итальянский Санта, Babbo Natale.


На следующий день 25 декабря торжественный обед начинается обычно с большого колбасно-мясного ассорти, затем подают тортеллини в бульоне, лазанью или пасту с рагу, после чего на столе появляется фаршированный каплун или запечённая индейка, ягнятина или мясное ассорти в бульоне.


На сладкое едят рождественские пироги Панеттоне и Пандоро, но на этот раз с английским кремом или с тёплым сабайоном, а в качестве приятного дополнения всегда можно погрызть кусочек торроне, горсть орехов или полакомиться сочным мандарином. Любопытно, что на Рождество не принято подавать и есть яблоки, поскольку они являются как бы напоминанием о первородном грехе.

И ещё одна традиция - во время рождественских праздников итальянцы зачастую собираются за столом с родственниками или друзьями, чтобы поиграть в лото (giocare a Tombola). Это довольно весёлое занятие берет свои корни с давних времён. Игра в лото очень популярна именно во время новогодних праздников в Италии.

Новый год в Риме – это ещё один повод для веселья. «Capodanno » (а именно так называется Новый год в Италии) отмечается здесь весьма активно и чаще всего в ресторане или в гостях, а в последнее время молодёжь встречает новый год прямо на площадях, где организовывают праздничные концерты.


Перед наступлением Нового года настоящий итальянец обязан сделать две вещи: во-первых, рассчитаться с долгами, а во-вторых, выбросить старые вещи, символически простившись со всеми неприятностями и освободив место для нового счастья. Вот только расставание с хламом непременно должно осуществляться посредством окна. Поэтому, хотя в последние годы многие итальянцы отказываются от этой традиции, в предновогодний период ходить по итальянским улицам – не слишком безопасное занятие.

После выполнения вышеизложенных ритуальных действий, в девять вечера накрывается праздничный стол. Обязательными блюдами новогодней программы являются жирная свиная колбаса и чечевица. Чечевица считается символом удачи и богатства – её круглая форма и золотистый цвет олицетворяют монеты. Поэтому, съесть хоть немного чечевицы (даже если человек её терпеть не может) должен каждый итальянец, ведь чем больше съешь, тем богаче станешь.

Интересная традиция пришла сюда из Испании, нужно взять веточку винограда и считать виноградинки на ней, а в конце, когда начинается отсчет нового года, нужно съесть 12 виноградинок в 12 последних секунд уходящего года (они символизируют 12 месяцев). Если всё получилось, можно считать, что удача в ближайшие двенадцать месяцев уже в кармане

Если в новогоднюю ночь обмакнуть палец в бокал с шампанским и дотронуться им до своего уха, удача обязательно улыбнётся тебе в следующем году (или же дотронуться до уха того, кому ты желаешь удачи).

Кроме того в новогоднюю ночь принято одевать новое красное белье, которое символизирует не только любовь и удачу, но и плодородие. Поэтому в Италии так популярно на новый год дарить красное нижнее белье. Но внимание: согласно традиции, это белье нужно выкинуть на следующий день!

Кульминация праздника происходит на центральной площади Пьяцца дель Пополо, куда стекается множество людей наблюдать грандиозный фейерверк и веселиться до утра с выступающими на сцене артистами. А в первый день нового года проходит традиционное шествие при свечах в катакомбах святой Присциллы.

В ночь с 5 на 6 января жители Италии встречают праздник Святой Епифании или Богоявления, завершающий череду новогодних и рождественских праздников.

Богоявление, католический праздник, следующий за Рождеством, праздник трёх волхвов, восточных царей Каспара, Мельхиора и Балтасара, пришедших с дарами поклониться новорождённому младенцу Иисусу. Именно в этот день Христос впервые предстал перед людьми,

В день Богоявления на улицах и площадях городов Италии устраиваются ярмарки и весёлые представления с угощениями.

Непременным участником праздника Епифании является Бефана, сказочное существо, похожее на известную нам Бабу Ягу – нос крючком, остроконечная шляпа, длинный плащ и дырявые шерстяные чулки. Перемещается она на метле.

По легенде, к ней в дом постучались волхвы, чтобы спросить путь до Вифлеема, Бефана указала его, но с ними почему-то не пошла. А когда опомнилась, не смогла их догнать. С тех пор Бефана приходит ко всем детям в надежде найти Младенца Христа и попросить у него прощения. Она проникает в дома через дымоход и одаривает тех детей, которые хорошо себя вели в течение года сладостями, тем же, кто был непослушен, она приносит уголь. Подарки они обнаруживают утром в заранее приготовленных чулках.

Так, итальянским детишкам везет дважды: в канун Рождества они получают подарки от Babbo Natale (итальянского Деда Мороза), а в день Святой Епифании - сладости от Бефаны.

Что еще почитать