Новый год и рождество до революции. Будут ли и дальше расхождения между юлианским и григорианским календарем? Будет ли смещаться дата празднования Старого Нового года? В версте от города

Одной из реформ, введенных российским императором Петром I в 1699 году, стал отсчет нового года с 1 января

До этого времени старый год заканчивался с приходом осени: 1 сентября. С тех пор новогодние традиции претерпели множество изменений: от обязательного празднования по указу императора, до тихих домашних посиделок за закрытыми дверями. Дни праздника не всегда считались выходными, долгое время 31 декабря, 1 января и все последующие до Рождества дни были рабочими. Однако самый первый праздник по царскому приказу отмечали целых семь дней.

Новогодние праздники ассоциируются, прежде всего, с нарядной елкой. Традиции украшать дерево, чаще хвойное, пришли из Германии, где на них вешали фрукты, сахарные изделия и бумажные открытки. В Российской Империи в обязательном порядке должны были украшаться дворы, ворота и ели перед домами. В честь торжества на центральных площадях стреляли из пушек и зажигали всевозможные свечи, пускали фейверки. Поскольку первые светящиеся электрические гирлянды появились только в 1895 году в США, в нашей стране подсветку елок заменяли свечи. Также традиционно обилие свечных огоньков украшало дворы, дома и питейные заведения. Электрическая гирлянда в Советской России появилось лишь в 1938 году.

Одним из наиболее ярких и радостных событий в новогодние дни в Царской России был канун Рождества - Сочельник. К этому дню завершался четырехнедельный Рождественский пост и «до первой звезды» православные воздерживались от приема пищи. Рождество отмечали 25 декабря по старому стилю и 7 января по-новому. Как правило, Рождество отмечали в кругу семьи, а Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января носил более светский характер, принято было приглашать компании к себе домой или самим ходить в гости.

Праздничный стол обязательно должен был быть обильным, не менее 12 блюд. Не обходилось без мяса (чаще поросенка на вертеле), сладостей и водки (это был наиболее популярный напиток различной крепости, менее крепкую водку на Руси называли вином). Известный литературный труд XVI века под названием «Домострой» содержала в себе следующие рекомендации праздничного стола: «В Великий пост мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареный гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину, кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур». Современный салат «оливье», селедка под шубой, мандарины и заливное на фоне барских яств тех времен смотрятся простой закуской.

Среди напитков доступным и популярным считался сбитень, его делали как алкогольным, так и безалкогольным для детей. Сбитень всем нравился своим ярким вкусом и согревающим эффектом.

Стоит отметить, что в светской России во времена правления Петра I, празднование не зацикливалось на кулинарных изысках. Более важным мероприятием у знати были танцы и костюмированные балы. На них гостям, как правило, подавали лишь напитки для утоления жажды. Как такового праздничного стола не было. Наиболее праздничным всегда оставался Рождественский стол и, как правило, он был в семейном кругу. Бальные залы декорировали объемными елями, красиво украшенными и, как правило, в золотисто-красных тонах. Вообще золото и красный бархат в оформлении очень характерны для Царской России, как символ победы, красоты и богатства.

К традициям, схожим с современными, можно отнести стремление людей одеться во все новое, раздать долги (только не в сам праздник, а немного заранее), простить обиды, помириться с теми, с кем в ссоре, выбросить старую и битую посуду и все перемыть всё в доме. Так встречающие праздник могли обеспечить себе достаток и счастье в Новом году.

Что касается шампанского, то оно появилось на наших столах только в начале XIX века. После победы над Наполеоном, русские солдаты высоко оценили великолепие этого напитка, который не пользовался особой популярностью во Франции. Спустя короткое время, шампанское попало в Россию и пришлось по вкусу знати. Чуть позже игристый напиток стал традиционным новогодним. Стоит отметить, что благодаря Императору, которому вкус сухого брюта показался тогда кислым, в нашей стране традиционно используют сладкие и полусладкие сорта шампанского. Самой популярной маркой была Вдова Клико. После полного поражения Наполеона, сама провинция Шампань была занята российской армией. В результате массового потребления игристого напитка, все подвалы Вдовы Клико были быстро опустошены, на что она пророчески заметила: «Сегодня они пьют, завтра они заплатят». И оказалась абсолютно права, последующие 100 лет, вплоть до революции 1917 года, Российская Империя по объему заказов стала вторым в мире потребителем шампанского.

Подарки в дореволюционной России было принято дарить только детям. Праздник в самом ярком и волшебном понимании этого слова был ориентирован в первую очередь юное поколение. Им разрешалось не спать в праздничную ночь (за исключением малышей до 7 лет), всем дарили безделушки и угощали сладостями и чаем, водили вокруг елки хороводы и пели песни. Дети всегда с нетерпением ждали этот зимний праздник. Традиционно красиво украшались улицы и дома (конечно в основном зажиточных крестьян и знати), но и простые провинциальные крестьяне по-своему оформляли дом, в основном подручными средствами и тем, что могли смастерить сами. Елка не всегда присутствовала в доме, часто использовали еловые ветки, а стол был более скромным. Однако подарки детям старались сделать все.

В целом Царская Россия времен Петра I только закладывала традиции празднования Нового года и Рождества, однако праздник настолько вписался в календарь, что спустя 3 столетия, стал одним из самых значимых и ожидаемых в году.

И, напоследок, строки и воспоминания о празднике из дневника цензора Александра Никитенко, историка литературы, профессора Петербургского университета и действительного члена Академии наук:

Новый год. Все как будто вдруг обезумели, какая беготня и суматоха! Что же это такое? В природе ли произошла какая-нибудь радикальная перемена или в людях? Ведь в сущности ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1862 и 1863 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам, вероятно и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом. А впрочем, не худо, что такой обычай существует. За недостатком истинных благ человеку нужен хоть призрак хорошего лучшего. И вся эта беготня -- своего рода занятие, которое разнообразит обыкновенную прозу жизни».

19 декабря 1699 года (здесь и далее даты указаны по старому стилю) император Петр I издал указ, в котором говорилось «о писании впредь января с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». С этого времени в России установилось новое летоисчисление.

Этот указ был дан в связи с тем, что «во многих христианских окрестных народах, которые прославляют православную христианскую Восточную веру, пишут лета числом от Рождества Христова». Уже на следующий день вышел следующий указ Петра с подробными указаниями и распоряжениями о порядке встречи Нового Года и нового счисления. Торжество началось в двенадцать часов ночи 1 января 1700 года. Епископ Русской Православной Церкви Стефан Яворский после службы произнес обстоятельную проповедь, в которой, поздравив присутствующих, доказывал необходимость такой перемены. В течение целой недели «большая проезжая и знатные улицы были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, такое же украшение было сделано над воротами. На Красной площади происходили огненные потехи и стрельба, зажигались хворост, солома и смоляные бочки

С годами традиция празднования Нового Года прочно входила в жизнь российского общества. Из чужеродного элемента, первоначально вызывавшего неподдельный интерес, удивление и даже некое возмущение населения, он превратился в один из любимейших праздников россиян.

О праздновании Нового Года в Оренбургской губернии становится известно преимущественно из периодических изданий второй половины XIX века. Этот праздник оренбуржцы отмечали весело и с задором. Ежегодно проводились маскарады, устраивались елки, благотворительные вечера и балы.

Популярным способом среди населения была встреча Нового Года в общественном клубе. В газете «Оренбургский листок» 1882 года опубликована заметка: «Новый Год оренбуржцы встретили в общественном клубе очень весело – с музыкой, танцами, ужинами. Гостей собралось много; были и первостатейные купцы».

Много публики привлекали и маскарады. Так, из газеты «Оренбургский листок» 1889 года за № 52 известно, что подобные гулянья проводились не только в дни новогодних праздников, но и по нескольку раз в зимнем сезоне. Интересно то, что существовала некая градация праздничных мероприятий. Состоятельные сословия и беднейшие слои населения праздновали Новый Год отдельно. В том же номере газеты «Оренбургский листок» сообщается: «Маскарады в зимнем собрании и в прежние времена привлекали много публики; но теперь посетителей надо ожидать еще более, так как вольные маскарады в театре и в вокзале бульварном запрещены, желающих же потанцевать, развлечься найдется немало и из чистой публики, которая брезговала ходить на маскарады в театр и в вокзал. По крайней мере, в прежние годы вольные маскарады в общественном собрании всегда были приличны и многолюдны. Этому помогает распорядительность старшин. На первый день праздника по обычаю состоятся лакейские балы в вокзале Белова и в общественном собрании, да, кажется, и в прочих клубах. В этот вечер хозяева-господа остаются без прислуги и сидят дома».

Каждый Новый Год улицы города были переполнены гуляющими пешком и катающимися на лошадях людьми. Каждый день с 3-4 часов густой и бесконечной вереницей шагом тянулись сани, запряженные лошадьми и нагруженные разряженными красавицами из слободок. Это являлось своего рода выставкой «выездов» и «закладок». Не оставались без посетителей и общественные места: театр, детские елки и танцевальные вечера. В слободках по улицам ходили толпы славильщиков и ряженных

Регулярными в Оренбурге были детские елки, которые устраивались женами правящих губернаторов Оренбургской губернии. Как правило, они были пышными и запоминающимися. Один из таких праздников описан в «Оренбургском листке» 1895 года следующим образом: «Детский праздник, устроенный ее превосходительством Е.М. Ершовой 2 января в обширных помещениях губернаторской квартиры, вышел блестящим и будет надолго памятным для детей, явившихся на вечер в сопровождении приглашенных из местного общества родителей. Благодаря заботливости и ласковой предусмотрительности хозяев, вечер этот начался детским спектаклем. В большом зале была приготовлена сцена, и юные исполнители сыграли шутку Мансфельда «Не зная броду, не суйся в воду» и водевиль Андреева «Старый математик». После спектакля детям были предложены чай и угощение из конфеток, фруктов, печений и прочих лакомств. Вечер закончился играми, продолжавшимися почти до 12 часов вечера».

С 1896 года в газетах отмечается возрастающая в Оренбурге популярность всевозможных елок: «Так, например, в губернаторской больнице доктор М.М. Кенигсберг устраивал елку для деток, больных дифтеритом, конечно выздоравливающих.

В 1-ом кадетском корпусе весьма удачным оказался, кроме того, вечер кадетов старшего возраста, данный 3 января, по разнообразной программе. Оркестром кадетов дан был настоящий концерт, с удовольствием прослушанный посетителями. Кроме того кадеты прекрасно исполняли характерные танцы, например лезгинку или малороссийский гопак.

Елка была во всех приютах и даже в воскресной женской школе, конечно, с подарками. Это национально немецкое праздничное развлечение видимо привилось у нас, по крайней мере, в области детских забав. На площадях городских никогда еще мы не видели столько молодого хвойника, как в эту зиму: сосенки и даже настоящие ели и елочки (не распроданные) красуются до сей поры, а еще не так давно весьма трудно было достать даже за 3 рубля одну ветку сосновую, а не то что красивое деревце, которое теперь можно купить с выбора за 30-40 коп».

Действительно, с годами елки вошли в обычай и устраивались везде, где только это предоставлялось возможным: в кадетских корпусах, в женском институте, собрании и даже в казармах для батальонных солдат

Подобно тому, как сегодня перед новогодними праздниками беспощадно вырубают елки, так и в XIX веке «два раза в году – накануне Троицына дня и Рождества Христова, – начиналась беспощадная резня елок и берез в лесах и кустарниках». О проблеме вырубки леса сообщают газеты
1900 года. В «Оренбургском листке» не только обозначена пагубная ситуация, но и предложены возможные варианты для предотвращения истребления леса: «Нечего говорить о том, что резня эта производится без всякого порядка нашими пригородными крестьянами, вовсе не воспитавшими в себе духа бережливости к лесу и природным богатствам. Этой возмутительной трате леса пора давно положить предел. Уже будет довольно много сделано в этом отношении, если подлежащим надзором будут указываться лесные площади и места, подлежащие невозбранной вырубке.

Можно идти дальше в этом направлении и заметить, что как бы обязательное требование иметь для каждой семьи елку вовсе не служит таким аргументом, который почти невозможно преступить. Правда устройство рождественской елки для детей является отголоском далекой старины; оно доставляет детям большую радость и традиция эта представляет как-бы священной не только у нас, в России, но и за границей. Елку может устраивать не одна семья самолично, а три четыре семьи, где есть дети, на общие средства. Такая богатая, сравнительно, елка принесет детям больше удовольствия и оживления чем какая-нибудь тощая, скучно убранная елка, с трудом устроенная детям малосостоятельной семьи.

Детские приюты, народные школы, различные детские убежища устраивают бесплатные елки для детей. Следовательно, неимущий класс населения легко может обойтись и вовсе без собственной домашней елки, если только число этих устраиваемых обществом рождественских елок будет достаточно. Ребенок, которому будет дана возможность увидеть такую ослепительную грандиозную елку, в волшебной для него обстановке, конечно, забудет про отсутствие своей собственной нищенской елки в своей нищенской обстановке».

В документах, хранящихся в фондах Государственного архива Оренбургской области, а также в периодических изданиях XIX века сохранились сведения об организации елок для детей «Обществом взаимного вспомоществования приказчиков». Как свидетельствуют документы, «народу на елку собралось бесчисленное множество. Масса трудовой детворы весело и радостно играла вокруг высокой разубранной елки, а взрослая публика, та которую принято называть «ситцевой», чувствовала себя тоже по-домашнему. Танцы шли необыкновенно оживленно. Все проходы помещений общественного собрания были заняты карточными столами и играющими за ними. Танцы продолжались до четырех с лишним часов утра. Публика же оставалась много позднее»

Однако необходимо отметить, что в сравнении с Рождеством, празднование Нового Года в XIX веке было весьма скромным. Главное торжество приходилось на православный праздник.

Итак, если вкратце об основном.
В дореволюционной России традиционный для нас Новый Год не праздновался. Зато с большим размахом отмечалось Рождество, как и в других странах Европы. Само Рождество Христов - это один из важных праздников, который отмечают все христиане мира. Он отмечается 25 декабря по юлианскому (7 января по грегорианскому) календарю, кроме Католической Церкви, Элладской, Константинопольской Православных Церквей (25 декабря по грегорианскому и новоюлианскому календарю соответственно). Установлен в честь рождения Христа.

Дед Мороз.

Известный нам новогодний волшебник – Дед Мороз – собирательный славянский образ в советское время в период антирелигиозной компании, который образовался только в 30-х годах XX века. Традиционно в Российской Империи подарки приносил Святой Николай Чудотворец (он же – Санта Клаус в западноевропейской трансляции; Санта - «святой», Клаус - «Николай») - известный своей благотворительностью, помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей. Кстати, тема Святого Николая сейчас активно культивируется в Украине. Насколько мне известно, у него даже своя резиденция в западной части страны имеется (у украинского Дедушки Мороза её нет). А, например, при Александре II вводится новый вариант Дедушки Мороза - «старый Рупрехт» (немецкого происхождения, 1861 год), но быстро забывается среди населения. Ближе к началу XX года формируется образ зимнего покровителя – Морозко. Также было распространено, что подарки дарил сам Иисус. Но первый образ Деда Мороза складывается только к началу 20-х годов XX века.

Дореволюционные открытки с образом Святого Николая.

Рождественская ёлка.

Традиция ставить ёлку на Руси впервые появилась при Петре Первом, но известно, что среди жителей Немецкой Слободы в Москве, где обитали приезжие мастера, ремесленники и учёные, елку ставили ещё до петровских реформ. 20 декабря 1699 года по возвращении из-за границы Петр издает указ, в коем предписывает вести летосчисление от Рождества Христова, а не от Сотворения Мира, а первым днем нового года считать 1 января, а не 1 сентября. Этим же указом вводился в обиход обычай пускать ракеты, зажигать огни, устраивать маскарады в день Нового года, а также «украшать дома от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».
Сама же традиция наряжать ёлку появилась в Германии, откуда в последующем распространилась на всю Европу. Первое время рождественская ёлка была распространена только среди аристократии, но к концу XIX века стала обычным явлением и непременным атрибутом Рождества, как среди дворян, так и среди крестьян. Разница между ёлками была только в одном – украшении. Аристократы на неё весили шоколад и другие сладкие вкусности. Елочные шары же тогда ещё не существовали, вместо них на елку вешались яблоки, как символ плодородия. У простых людей всё было скромнее.

Рождественский стол.

В Рождество стол изобиловал разнообразными угощениями. Подавали запеченного поросенка или гуся, пироги, разносолы, сладости. Среди напитков доступным и популярным считался сбитень, его делали как алкогольным, так и безалкогольным для детей. Сбитень всем нравился своим ярким вкусом и согревающим эффектом. Что касается шампанского, то оно появилось на наших столах только в начале XIX века. После победы над Наполеоном, русские солдаты высоко оценили великолепие этого напитка, который не пользовался особой популярностью во Франции. Спустя короткое время, шампанское попало в Россию и пришлось по вкусу знати.

Гулянья.

В Рождество господа побогаче устраивали пышные балы, дамы наряжались в роскошные платья, а кавалеры в парадные мундиры. У простых людей были хороводы, гулянья на улицах городов. Все ходили друг к другу в гости и поздравляли с благим праздником, дарили подарки. Устраивались театральные выступления на центральных площадях городов, катки, ледяные горки и катание на лошадях.

Ну по поводу святого Николая в Украине, до конфликта он вполне существовал наравне с дедом морозом и дарил подарки в ночь с 19 на 20 декабря(или с 18 на 19 декабря, точно не помню). А сейчас его сделали ещё и символом нового года и рождества. Хотя это выборочно,

Ответить

Павел, спасибо за пояснение! Извините, скажите, пожалуйста, Вы случайно не знаете, как сейчас обстоят дела с Николаем в Украине? Слышал, что теперь им заменили абсолютно всё рождественское и новогоднее с прошлым Дедом Морозом, а в детских садах и школах вместо Мороза приходит на ёлку Николай. Верно?

А у наших предков было также или процесс празднования Нового года отличался более «системным» подходом? А еще интересно – какую роль на этом торжестве играли дети, был ли у них Дед Мороз и елочка с подарками?

«Колядую, колядую, я зайду в избу любую, попрошу хозяйку: «Сладостей давай-ка!»

Для древних славян главными вехами в году было обновление природы, связанное с движением солнца. Каждый такой этап был важен и почитаем: например, приход весны отмечали Масленицей, а лета – днем Ивана Купалы. В конце декабря встречали Солнце, вновь рожденное, молодое и сильное. День, на который приходилось зимнее солнцестояние, наши предки отмечали «с огоньком»: они жгли большие костры, призывая Солнце вернуться на землю, да и любимое угощенье этого события – каравай – тоже символизировал небесное светило.

© Сычков Ф.В. «Христославы» 1935
В ночь 24 на 25 декабря наступали Святки и начинались колядки, которые длились 12 дней. Особую роль в этом празднично-магическом действии исполняли дети и подростки. Ребятня наряжалась домашними животными: овцами, козами, коровами и т.д., ходила по улицам, пускаясь в пляс и распевая особые песни – «колядки». В это время дети могли зайти в любой двор, постучаться в любую избу и потребовать угощенья. Им никто не отказывал – еще бы, ведь они изображали Молодой год, да и песни пели не простые, а «волшебные». Колядки были формой магического заклинания для всяческого благополучия и изобилия.
Среди ряженых обычно присутствовал персонаж, изображающий Деда – сильного духа, который способен заморозить злых людей и наградить хороших. Возможно, это и был прообраз Дедушки Мороза. Однако древнеславянский Дед сам с охотой принимал подарки, а не одаривал ими малышей. Равно как и другие зимние духи, которые почему-то считались добрыми: например, Морок, Трескун и Морозко. Они, по народным поверьям, сковывали реки льдом, приносили метель и насылали морозы. Чтобы их задобрить, на окна хозяйки выставляли угощение: кисель, кутью, блины.
31 декабря отмечали еще один праздник – Щедрец. В этот день все от мала до велика должны были навестить родню, украсить свой дом засушенными цветами, калиной, косами чеснока, разрисовать посуду, ворота, накрыть обильный стол и т.д. При этом обязательно нужно было петь веселые песни и составлять планы на будущее. Считалось, что все это служит оберегом от зла. В более поздние времена праздник взяла под свою эгиду церковь, и он стал Васильевым вечером – в честь дня памяти Василия Великого. Но и это еще не все: по одной из версий, именно Щедреца скопировали большевики, когда в 30-х годах XX века вводили «пролетарский» Новый год.

Но это – лишь краткое изложение фактов. В разные века и в разных местностях славяне могли встречать Новый год и в марте, как в древнем Риме, и в сентябре, как в Византии. Относительный порядок был наведен в непростом праздничном вопросе лишь с принятием христианства на Руси.

«От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье, пели разные колядки, по дворам ходили в Святки»

Вплоть до XV века на христианской Руси Новый год встречали 1 марта по юлианскому календарю или в день Пасхи. А вот с XV века праздник перенесли на 1 сентября, и назвали по-другому – первым днем в году или «Новолетием». Этому поспособствовал великий князь Иоанн III, который в 1492 году повелел считать именно эту дату началом года. Кстати, реформа придала празднику не самый веселый оттенок: помимо радости от окончания сбора урожая, люди теперь испытывали и другие чувства. Отныне им приходилось к 1 сентября по княжьему велению платить дани, пошлины и оброки. Зато «первый день» был обставлен очень торжественно – устраивались пышные гулянья и праздничные службы в церквах.
Петр I, как все мы знаем, был гениальным оптимизатором, коснулось это и календаря вообще, и Нового года в частности. В конце 1699 года он отменил летоисчисление от сотворения мира, заменив его на летоисчисление от рождества Христова - как во всем цивилизованном мире. Заодно и новогодний праздник распорядился отмечать в первый день января. Был 7208 год от сотворения мира – стал 1700 год от Рождества Христова. Было сентябрьское новолетие – стал Новый год 1 января. Также император очень хотел, чтобы подданные отмечали наступление нового года по европейским традициям – с елками и подарками под ней, но это новшество прижилось поначалу лишь в высших слоях общества.

© Чернышев А. «Рождественская ёлка в Аничковом дворце»
Настоящего размаха новогодние торжества достигли во второй половине XIX века, причем языческие славянские традиции мирно уживались с современными европейскими: так, для детей из состоятельных семей на Святки устраивались балы-маскарады, а дети «рангом попроще» в то же самое время могли бойко колядовать на улицах. И никто не считал это вопиющим диссонансом. Кстати, для детей именно эти времена стали самыми любимыми, самыми радостными по части новогодних праздников, ведь и развлечение и угощение находилось для всех.

«Кто в чудесный праздник верит - открывайте шире двери!»

В конце декабря мир волшебным образом преображался: в витринах магазинов и лавок появлялись картонные фигурки волхвов, младенца Христа, рождественские звезды, создавались целые композиции на библейскую тематику. Разумеется, дети любовались этими чудесами, подолгу прилипая носами к той или иной витрине.

© Досекин С.В. «Подготовка к рождеству»
В домах ставили елку и наряжали ее. Люди попроще обходились деревцем из леса, а состоятельные граждане покупали елки, которые начали выпускать… кондитерские заведения. Они были щедро украшены сладостями и свечами. Но и те дети, у которых елки не было, могли полюбоваться на зеленую красавицу: в городах повсеместно стали устанавливать публичные ели. Первая из них появилась в 1852 году на Екатерингофском вокзале (Санкт-Петербург).
Повсюду, как грибы после дождя, вырастали дощатые балаганы и ярмарки. Одним из самых любимых развлечений детей всех сословий были именно они. «Балаганами назывались специально в короткий срок построенные большие и маленькие сараи, в которых давались всякие представления. Эти балаганы служили главным аттракционом рождественского гулянья. Здесь можно было увидеть и арлекинады, и зверинцы, и цирковые представления», – пишет историк. Одним из самых запоминающихся героев был Петрушка – кукла-шут с крючковатым носом, иногда – с горбом. В Италии этого персонажа знают как Пульчинеллу, во Франции зовут Полишинелем, в Англии - Панчем. В Российской Империи был Петрушка, Петр Петрович Уксусов, Самоваров или Ванька Рататуй.


© Манизер Г.М. «Ёлочный торг»
В праздничные гулянья дети угощались разными сладостями, которые продавались в лавочках, покупали «пищалки», «дуделки» и другие игрушки, и, конечно же, посещали аттракционы. Самыми востребованными были качели, большие карусели и ледяные горки. Во всем мире их называют русскими – и не зря: первые горки появились в XVII веке, высотой 25 м и с углом наклона 50º. Очень важным сегментом зимних развлечений был каток, который устраивали практически в каждом населенном пункте. На коньках катались и гимназистки и крестьянские девушки, и студенты элитных учебных заведений, и мальчишки-подмастерья. Была еще популярная командная игра в «Крепость», дошедшая до наших дней, и «Катанье по шестам» (похоже на катанье с горки, но вместо нее были два гладких шеста).
Как и в языческие времена, делом престижа каждой хозяйки было приготовить побольше вкусной еды, чтобы наступающий год был сытным и изобильным. В домах побогаче главным блюдом на Васильев вечер был жареный поросенок, а при более скромном достатке – куски свинины. Детей непременно баловали – покупали им конфеты, фрукты, дарили небольшие подарки. Даже в откровенно бедных семьях малыши не оставались без праздника – в Империи очень сильны были традиции благотворительности, и для бедноты устраивались Елки со спектаклями, угощением, подарками.
А когда все-таки появился Дед Мороз в его современном виде? Только на новогоднем празднике в 1910 году, причем он очень напоминал Пэр Ноэля. Снегурочка же появилась в России в самом конце XIX века – тогда была издана одноименная сказка Александра Николаевича Островского. Но оба этих персонажа были известны лишь образованной публике. Широко вошли они в моду лишь в 1937 году, когда впервые появились вместе на новогодней Елке в Доме Союзов в Москве. Впрочем, это история уже другой страны и другого Нового года.

В дореволюционные времена Новый год не так широко отмечался, как Рождество Христово. Именно оно подарило нам все сегодняшние атрибуты праздника. Кто положил начало череде новогодних праздников? Откуда пришла к нам праздничная ёлка? Какими были первые подарки - об этом и другом в нашей статье.

на фото: императрица Александра Федоровна

Рождество: 25 декабря или 7 января

В большинстве православных стран Рождество отмечается в ночь с 6 на 7 января, в то время как другие христианские конфессии отмечают его в ночь с 24 на 25 декабря. Это связано с тем, что долгое время православная церковь использовала юлианский календарь, в то время как в Ватикане был утвержден григорианский, так как это была куда более точная система исчисления.

В 1918 году советские власти решили перейти на григорианский календарь, но дата празднования Рождества так никуда и не сдвинулась в связи с атеистическим направлением государства, а все традиции были перенесены на Новый год . Вопрос перенесения церковных праздников поднимался не раз, но, увы, общего знаменателя православная церковь не достигла. По сути, выходит, что празднование Рождества Христового выпадает и у нас на то же 25 декабря по новому стилю. Из-за этих несостыковок с календарными датами у нас появился еще один, абсолютно искусственный, праздник - Старый новый год , который отмечается в ночь с 13 на 14 января, а в действительности является 1 января по юлианскому календарю.

Первые атрибуты современного празднования Рождества (а точнее, для бывших советских стран это атрибуты Нового года ) принес в Российскую Империю Петр І, но они были далеки от того, что привычно современному человеку. Само празднование проходило довольно шумно: как правило, устраивался бал-маскарад, сопровождавшийся всевозможными играми. Первыми предшественниками ёлки стали еловые или какие-либо другие ветки, развешенные в качестве украшений по домам и кабакам.

Народные гуляния в рождественские дни

Рождественская ёлка

А новогоднюю (в те времена рождественскую) ёлку принесла в Российскую империю императрица Александра Фёдоровна, жена Николая І, в 1817 году. По происхождению она была немкой, а эти традиции в Германии уже давно укоренились. В то время, чтоб сделать её по-настоящему волшебной, на ёлке зажигались свечи.

К слову сказать, это было довольно опасно для большого дворца и однажды даже привело к пожару. Но многие из императриц относились к ритуалу зажжения и тушения свечей на ёлке более, чем серьёзно. Например, жена Николая II очень гордилось тем, что сама этим занимается. Рождественская ёлка также украшалась позолоченными и посеребренными фруктами и елочными украшениями. Стоит отметить, что, помимо отдельных ёлок для подарков в Большом зале Зимнего дворца, для каждого из членов императорской семьи также стояла своя собственная ёлка в покоях.

Рождественские ёлки изначально стали устраиваться среди знати, и лишь потом закрепились и в домах простых горожан. Первое Рождество с ёлкой и подарками было чрезвычайно роскошным и отмечалось лишь императорской семьей и их свитой. Для каждого императрица подготовила свою личную ёлку, рядом с которой стоял стол с подарками, и с особенной гордостью лично подавала каждому его подарки. Хоть празднование и проходило в царской семье, но подарки были довольно скромны - всевозможные игрушки и обязательные конфеты. Зато самым важным в них было то, что каждый член императорской семьи сам лично выбирал подарки. Эта традиция сохранилась до самого развала Российской Империи, подарки же при дворе с каждым годом становились всё богаче.

Празднование Рождества в Зимнем дворце

Поздравительные открытки

Еще одним важным атрибутом празднования Рождества стали поздравительные открытки. Традиция дарить к Рождеству красочные открытки родилась в Англии в конце IX века. В России первая поздравительная открытка появилась в 1897 году. По тем временам, цена таких открыток была довольно высока и поэтому к ним относились очень бережно, придавая большое значение. Многие даже обращались к каллиграфам, чтобы ничто не могло омрачить их рождественское поздравление. Тематика новогодних и рождественских открыток в дореволюционной России была разнообразна. На них изображали детей, ангелов, библейских персонажей, животных и даже солдат Первой мировой войны.

Рождественская открытка

Рождественская открытка

Рождественские традиции

Празднование Рождества также сопровождалось пышным ужином и игрой в лото, на которой разыгрывались разнообразные дорогие подарки. Но до всеобщего веселья, рождественские праздники начинались со всенощной службы в малой дворцовой церкви.

Простые жители Петербурга также переняли традицию украшения ёлок. И, что было очень важным, чтоб сделать детям сюрприз, родители всегда украшали ёлку в их отсутствие. Поздравления сочиняли, как правило, в стихотворной форме, после чего вручались подарки. Трапеза в день перед Рождеством была лишь одна - ужин. Все собирались у стола с первой звездой. Празднование сопровождалось зажиганием бенгальских огней, хлопаньем хлопушек и хороводами вокруг ёлки. Также, было принято приглашать в гости одиноких знакомых, так как считалось, что никто не должен быть на Рождество одинок, а к традициям этого праздника все относились очень серьезно.

Хоровод вокруг ёлки

Хотя на празднование Рождества Христового царская семья приглашала самую приближенную к себе знать, что всё равно составляло немалое количество людей, этот праздник считался среди них семейным. А вот простой люд отмечал его больше в стиле народных гуляний. Было распространено хождение ряженых с разнообразными народными песнями и стихами, более известное сейчас, как колядование. Участники одевались в какие-то необычные костюмы, чтоб всем было весело. Всегда среди ряженых присутствовали коза, конь, медведь и другие. Ряженые несли с тобой посох со звездой на конце. На Рождество были распространены и всевозможные гадания, - в основном, девушки гадали на будущего супруга.

Стол на Рождество украшался особым образом: под скатерть клали пучок соломы или сена, как напоминание о яслях, в которых лежал Христос. Под столом специально устанавливали что-нибудь железное, и все, кто сидел за ним, по очереди ставили ноги на этот предмет. Железо считалось символом крепости, поэтому и ассоциировалось у крестьян с прочным здоровьем.

Колядование

Празднование Рождества и по сей день имеет множество традиций. Всё зависит, в основном, от места вашего проживания. В городе этот праздник отмечается более тихо, по-семейному. А вот в некоторых селах и по сей день можно встретить множество разнообразных традиций и обрядов. Но, как бы кто его не отмечал, Рождество является одним из самых светлых и добрых празднований в году.

Что еще почитать