Положительные персонажи сказок список. Самые известные герои сказок и мультфильмов в мире. Герои русских сказок. Иван-дурак

Предлагаем вам ознакомиться с характеристиками сказочных персонажей, которые являются действующими лицами любимых Вашими детками, а может и вами, сказок. Они помогут вам более направленно выбирать те или иные сказки для своих детей в коррекционных целях. Возможно, Вы узнаете что-то новое и интересное… А возможно с чем-то не согласитесь. Но знакомство с характеристикой персонажей поможет вам в выборе героя собственных сказок для своего малыша, а также для общей информированности.

Золушка живет на кухне возле печки и спит в ящике с золой. Зола (пепел) представляет суть того, что сгорело. Огонь — символ уничтожения, очищения и трансформации. Золушка живет рядом с огнем, который передает ей свою силу, и она в свою очередь помогает ей пережить невзгоды и страдания. Подобно огню, превращающему воду в пар, Золушка перерабатывает, пережигает унижения, обиды и боль, превращая их в чистую любовь. Надо иметь горячее сердце, чтобы не озлобиться и не очерстветь душою, когда тебя оскорбляют, унижают и ненавидят.


Царевна-лягушка

Земноводная лягушка и Василиса Прекрасная — одно и то же существо: животная и земная силы слиты воедино. В каждом человеке таятся невероятные и чудесные возможности. Сливаясь с образом Василисы прекрасной, ощущаешь себя всемогущим, гармоничным и радостным. лягушка, превращающаяся в красавицу, реализует свои потенциальные возможности, данные от рождения.


Спящая красавица

Во времена Спящей красавицы человек иначе воспринимал и осознавал окружающий мир. Сознание никогда не стоит на месте, оно развивается, и на смену интуитивному восприятию должно было прийти логическое мышление. Веретено — символ прядения. А процессы прядения и мышления изначально родственны. До сих пор существуют выражения «Я потерял нить рассуждения», «Я потянул за ниточку и все вспомнил». «Прясть» на образном языке означает выстраивать мысли, создавать логическую цепочку.

Принцесса, которая по проклятию злой феи уколется о веретено и умрет (уснет), не готова легко и быстро перейти на иной тип мышления. И она погружается в сон, чтобы принять этот процесс на бессознательном уровне.


Снежная Королева

Женщина изо льда… Лед — это замерзшая кристаллизованная вода. Ледяная королева символизирует застывшие чувства и эмоции, остановившееся движение. Любоваться кристаллами льда, правильностью линий, геометрией пространства и времени и не ощущать нежности цветка, теплоты солнца, мягкости прикосновения любимых рук — значит жить с холодным застывшим сердцем. Снежная Королева и ее ледяной замок — это на психологическом уровне отрешенность, бесчувственность, твердость, решительность, ледяное спокойствие, хладнокровие, умение владеть собой. Так ли уж плохи эти качества? Разве не бывает в жизни ситуаций, когда нам необходимо быть хладнокровными, уравновешенными и спокойными? Просто все избыточное вредит. И даже самое прекрасное в большом количестве утомляет. А когда разум и чувства находятся в гармонии — что может быть лучше?

Образ Снежной Королевы очень полезен детям (взрослым) слабым и безвольным, неуверенным и робким, ранимым и мягким: придаст им силу, твердость, веру в себя, стойкость перед лицом трудностей. Образ Снежной Королевы поможет также и чрезмерно возбудимым, темпераментным и горячим: охладит излишний пыл, уравновесит и успокоит.

Русалочка

Русалочка — дитя стихии воды и символизирует собой эмоционально-чувственный мир. Страстное стремление Русалочки испытать земную любовь и провести свою жизнь не в водных просторах, а на твердой суше можно ассоциировать с тем, что неосязаемое и невидимое стремится обрести форму. Но жизнь на земле связана у Русалочки с огромной болью. Вероятно, не случайно героиня так и не сумела осуществить свою мечту — стать возлюбленной и супругой принца. Казалось бы Русалочка заслужила свое счастье, но не получила его.

В подобных случаях можно предложить детям сочинить собственную сказку и изменить ее конец. Техника изменения сказок позволяет более оптимистично и радостно посмотреть на окружающий мир. Это особенно важно для грустных, нерешительных, заторможенных и ослабленных детей.

Хозяйка Медной горы

Эта женщина необыкновенно красива, уравновешенна и сильна. Каменная женщина, однако же, и плакать способна, и справедлива, и сострадательна. Так почему же даже добрым людям не несет она радости? Может, дело не в Хозяйке Медной горы, а в самом человеке, который выходит бороться с более сильным, а выдержать борьбу не способен? Драгоценные камни — символ богатства и власти. Многие ли способны обладать сокровищами и не иметь к ним привязанности, не впадать в зависимость? Образ Хозяйки Медной горы позволяет ощутить себя сильным и по-хорошему властным, справедливым и одновременно безжалостным, могущественным и богатым.

Легкое, воздушное существо, наделенное магической силой. Вестница судьбы, ведунья, волшебница — другие ее имена. Фея — прекрасное звездное существо, своеобразный посредник между Космосом и Землей, миром людей. Фея неразрывно связана со светом, пронизывающим любые пространства. Ощутить себя феей — значит несокрушимо верить в себя, в силу своей мысли; пережить состояние волшебника, для которого нет ничего невозможного.

Свое имя получила от глагола «ведать» — знать. Другие ее звания — ведунья, сведущая, знающая, ворожея. Ведьма — это прежде всего знахарка, колдунья. Она легко повелевает многообразными силами природы и любыми существами. В отличие от феи и доброй волшебницы ведьма использует силы во вред человеку или существу, требует немалую плату за услуги, радуется, когда хорошо ей самой, излучает злость, зависть, напряженность и грубую силу (силу урагана, вихря, землетрясения).

Одна из ведьм. Древние славяне на Руси называли ее адской богиней, страшной богиней, которая губит тела и души людей. Баба Яга — могущественная колдунья, а ее избушка на курьих ножках — нечто вроде проходной, своеобразный мост между миром живых и царством мертвых. Только храбрый герой, способный преодолеть страх смерти, может противостоять Бабе Яге. Воплотиться в Бабу Ягу, прожить ее образ — значит ощутить могущество, сокрушительную силу и отсутствие страха смерти.


Кощей Бессмертный

Принадлежит миру мертвых. Почему же его называют бессмертным? Кощей Бессмертный состоит из одних костей. кости — самая твердая, самая прочная, самая жесткая ткань в человеческом организме, способная выдерживать огромные нагрузки. Кости в определенных условиях не гниют и не разлагаются, трудногорючие.

Кощей Бессмертный символизирует полную бесчувственность и бездуховность, жесткость, стереотипность, ограниченность и косность. В то же время образ Кощея Бессмертного помогает помогает обрести твердость духа, бесстрашие, непоколебимую уверенность в себе, решительность и силу.

Царь (король)

Управляет государством, в его подчинении огромное количество людей. На символическом уровне царь означает некий главенствующий высший психический центр. Быть в царственном состоянии — значит ощущать объединение всех частей «Я». Чувствовать себя царем — значит управлять своими мыслями, эмоциями, состояниями, ощущать ответственность за все, что происходит в твоем «царстве».

Высший регулирующий центр, несет ответственность и управляет. Однако в отличие от царя она символизирует женские эмоции и чувства.

Прекрасный знак красоты и расцвета жизненных сил. Чтобы точнее понять символику того или иного цветка, опишите его для себя 3-5 прилагательными. Эти прилагательные и будут означать то состояние Вашей души, которое Вы видите в цветке. Если, к примеру, взять «Аленький цветочек», то его хочется описать такими прилагательными: прекрасный, горящий, пылающий, алый. Неправда ли, ассоциируется с сердцем, любовью? Желание купеческой дочери обрести аленький цветочек — это желание любви, страстности, самоотдачи, сердечной привязанности.

Символ свободы. Проживая состоние птицы, можно избавиться от тяжелых привязанностей к желаниям, ощутить состояние независимости, легкости, воздушности и полета.


Простая и одновременно таинственная птица. Вороны наделяются мистической силой и способностью проникать в сверхъестественные миры, включая загробное царство. Вороны — умные и мудрые птицы. Перевоплотившись в ворона, появляется возможность взглянуть на мир другими глазами, увидеть глубинные и таинственные сферы жизни, исследовать темную сторону своей души и прикоснуться к внутренней мудрости.

Ласточка

Красивая быстрокрылая птица является символом весны и обновления, символом новой жизни. Не случайно именно ласточка перенесла Дюймовочку в новый мир, в котором девочка нашла дом, своего принца и счастье. Ухаживать за ласточкой, как это делала Дюймовочка, — значит готовиться к переменам, к состоянию весны, радости, счастья.

Белый лебедь символизирует прекрасные и чистые помыслы. Лебедь — знак величия, красоты и грации.

Филин (сова)

Хищная ночная птица, прекрасно видящая в темноте. Она символизирует неизвестность и тьму. Неведомые темные пространства обычно устрашают, и потому люди всегда побаиваются филина (сову). Но недаром филин (сова) считается символом мудрости. Именно его бесстрашное восприятие темной и таинственной стороны жизни дает глубину и мудрость. Филин (сова) — символ трансформации, перехода негативных темных состояний в спокойное и гармоничное восприятие жизни.

Хищный зверь, сильный, умный и осторожный. Иногда его наделяют такими чертами, как жестокость, свирепость, ненасытность и жадность. У волков сильно развито чувство семьи, стаи. Они заботливые родители и прекрасно чувствующие друг друга партнеры. В одних сказках волк — кровожадное, свирепое и беспощадное чудовище, а в других, в частности в «Маугли», — заботливый, внимательный и даже благородный родитель. Поэтому волк может символизировать разные состояния души.

В русских сказках обычно выступает как самостоятельное умное и находчивое существо, умеющее легко защитить себя и дать отпор любому зверю. Его иголки символизируют осторожность, неприступность, закрытость, боязнь боли и потребность в защите.

Заяц считается символом страха, слабости, а также хвастовства, неоправданной самоуверенности. И во многих сказках он действительно представлен именно так. Однако в сказке «Заяц Коська и Родничок» показаны другие стороны заячьей натуры: любопытство, игривость, терпеливость и смелость.

Неоднозначный и глубокий образ, ее боятся, с ней связывают коварство и подлость. Библейские мотивы характеризуют змея как соблазнителя и искусителя. Змея обладает способностью часто менять кожу, и этим она символизирует возрождение и обновление. Разные змеи символизируют разное: удав, например, может символизировать огромную удушающую сжимающую мощь и силу, а гадюка — возможно, хитрость и подлость.

Относится к разряду земноводных животных и одинаково хорошо ощущает себя в воде и на суше. Ей подвластны как эмоционально-чувственный мир, так и материально-предметный. В разных сказках мы видим разные образы лягушек. в сказке «Лягушка-путешественница» на первый план выступают любопытство, стремление к изменениям, хвастовство и напыщенность; в сказке «Царевна-лягушка» — благородство, скрывающееся за кажущейся внешней безобразностью.

Истолковывая образ медведя, следует учитывать его двойственную природу. С одной стороны, медведя считают неуклюжим, неповоротливым, тяжелым существом, с другой — медведь необычайно ловок и быстр. Медведь представляет жестокость, грубость, злую силу, и одновременно его образ связывают с добродушием и защитой. В сказке «Маугли» медведь — символ учительской мудрости, внимания, благородства и защиты.

Умна, отважна, бесстрашна, хитра, обладает обольстительной грациозностью и гибкостью, бесшумностью, терпеливостью, иногда безжалостностью. Образ пантеры поможет уравновесить имеющиеся качества, придаст силу, твердость, трезвость, решительность и отвагу.

С образом рыбы связано множество разнообразных выражений: молчать как рыба, биться как рыба об лед, как рыба в воде… каждое из этих выражений описывает определенные действия человека. Образ рыбы часто ассоциируется с «всплыванием» глубинной психической бессознательной информации. Можно говорить также о таких чертах характера, как холодность и бесстрастность. Иногда рыба символизирует скользкость, когда человек, с которым мы общаемся, ловко уходит от нужной темы, избегает острых моментов или ситуаций.

Известна своей способностью сбрасывать хвост во время опасности и со временем отращивать новый. Поэтому ее считают символом обновления, реинкарнации, изворотливости и жизненной энергии. Может быть, благодаря сказкам Бажова, а возможно, по другой причине места обитания ящериц связывают с залежами драгоценных камней, золота или кладов. И оттого ящериц считают символом богатства, материальной выгоды или награды.

Самым популярным русским сказочным героем является Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами, заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.

Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих от страшного змея, пленившего красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры. А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках «Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других.

Русские люди в большинстве своем считали, что «горбатого могила исправит», поэтому для русских сказок не характерна трансформация героя из отрицательного персонажа в положительный.

Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым . Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.

Положительные герои зарубежных сказок

Герои европейских сказок кардинально отличаются от русских, они слабы физически, ум и хитрость в них не воспевается так, как в фольклоре. На первое место выходят такие качества как доброта, покорность, и трудолюбие. Белоснежка и Золушка – забитые красавицы, рожденные для любви и роскоши, но, по воле , они обязаны исполнять роль служанок. Они не прилагают никаких усилий, чтобы изменить свою судьбу, они покорны ей и освобождаются от оков лишь по воле случая. Причем основной идеей подобных сказок является мысль о том, что для справедливости необходимы только добродетель и трудолюбие, а бог или добрые феи щедро вознаградят героиню за все лишения.
Пиноккио – сказка итальянского писателя о трансформации глупой, непослушной и, порой, жестокой деревянной куклы в доброго и заботливого мальчика. Пиноккио или Буратино одни из самых положительных детских персонажей.

Герои-воины в зарубежных сказках представлены довольно редко, одним из немногих таких персонажей считается Чиполлино, хотя это в большей степени образ революционера, сражающегося с диктаторами против буржуазии и рабства. Особняком стоит и другой положительный герой – средневековый революционер Робин Гуд. Собирательный образ благородного разбойника-воина романтизирован и одухотворен. Он борется со злом в лице жестоких феодалов, с беззаконием и несправедливостью.

Восточные сказки в своих идеях ближе , например, Аладдин – аналог Ивана-дурака или Емели. Восточным персонажам, как и русским, часто помогают хитрость, ловкость и изворотливость, самый популярный герой – «багдадский вор», преступник, который сумел обвести вокруг пальца не один десяток толстосумов и так и не был пойман. Практически в каждой арабской сказке присутствует и направляющая рука – как и в русской традиции, . Умная и хитрая жена Али Бабы, Сакине, Шахерезада, как и Василисы в русских сказках олицетворяют такую сообразительность и смекалку, которая присуща только .

Шехереза́да, она же Шахереза́да, Шахраза́да – дочь визиря, а впоследствии жена царя Шахрияра, персонаж цикла сказок «1000 и 1 ночь».Свои знаменитые сказки она рассказывала именно царю.

Кому и зачем рассказывала сказки Шахерезада

У Шахрияра был брат Шахземан, которому изменила жена. Убитый горем, он поделился этим известием с царем. После этого Шахрияр решил удостовериться в верности собственной супруги, но она оказалась еще более распутной, чем жена брата. Он казнил ее и всех своих наложниц, решив, что ни одна женщина в мире не способна быть верной. С тех пор царь каждый день приказывал привести к нему невинную девушку, проводил с ней ночь, а наутро казнил ее.

Так продолжалось до тех пор, пока не настала очередь дочери визиря отправиться к царю. Шахерезада была не только очень красива, но еще и исключительно умна. Она придумала, как остановить жестокость Шахрияра и при этом не погибнуть самой.

В первую ночь, когда Шахерезаду привели к царю, она попросила дозволения развлечь его и рассказать поучительную историю. Получив согласие, девушка рассказывала ему сказки до самого рассвета, но на самом интересном месте настало утро. Шахрияру так понравилось ее слушать, что он решил перенести казнь и узнать продолжение. Так и повелось: Шахерезада каждую ночь рассказывала всевозможные истории, оставляя самое интересное на потом.

По прошествии 1000 и 1 ночи Шахерезада пришла к царю с просьбой помиловать ее, и принесла трех сыновей, рожденных от него за это время. Шахрияр ответил, что давно решил ее не казнить, так как она показала себя целомудренной и верной женщиной, и теперь он раскаивается в убийстве ни в чем не повинных девушек.

Кто придумал «1000 и 1 ночь»?

Сама история Шахерезады является обрамлением и связкой цикла. Все сказки в сборнике можно разделить на три типа. К героическим относят истории с большой долей содержания фантастического сюжета. Считается, что они самые ранние по времени возникновения, и составляют первоначальное ядро «1000 и 1 ночи». Более поздняя группа сказок отражает быт и нравы торгового населения, чаще всего это разнообразные истории любви. Их называют городскими или авантюрными сказками. Последними вошедшими в сборник являются плутовские сказки, которые отличает ирония по отношению к представителям власти и повествование от лица бедноты.

Сказки, известные нам по европейским изданиям, такие как «Али-Баба и 40 разбойников», «Волшебная лампа Алладина», на самом деле не входили ни в одну арабскую рукопись.

История возникновения «1000 и 1 ночи» до сих пор является невыясненной до конца. Принято считать, что сказки арабские, однако, существует множество гипотез происхождения сборника. Отдельные истории оттуда были известны задолго до появления цикла. Не без оснований можно утверждать, что изначально народное творчество редактировалось профессиональными рассказчиками, а потом было записано уже книгопродавцами.

За много веков составления и формирования книга вобрала в себя культурное наследие арабов, индийцев, персов, и даже греческий фольклор.

Сборник оказал большое влияние на творчество многих писателей, таких как Гауф, Теннисон, Диккенс. Пушкин восхищался красотой «1000 и 1» ночи, что неудивительно, т.к. сказки обладают яркостью повествования, красочным описанием Востока того времени, сочетанием фантастического и вполне реального сюжета.

Степанова Инна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1862
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Положительный герой русской народной сказки и его влияние на нравственно-эстетическое развитие ребенка дошкольника
Дата публикации: 12.05.2017
Раздел: дошкольное образование

СТАТЬЯ

Положительный герой русской народной сказки и его влияние на

нравственно-эстетическое развитие ребенка дошкольника

Произведения

народного

творчества

з апеч атле ли

национальную культуру и мудрость предшествующих поколений. Сказка и в

настоящее время не теряет актуальности в воспитательной работе с ребенком.

Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, во многом опирается

на знакомство дошкольника со сказочными героями. Ведь сказка запечатлела

традиции и обычаи народа, характер образного мышления. Именно поэтому,

сказочные

персонажи

возможность

воспитание

дошкольников. Знакомство с ними позволяет передать ребенку жизненный

опыт. В связи с тем, что материалом народной сказки служила жизнь народа,

она отражает лучшие его черты, учит ребенка трудолюбию, отваге, доброте,

пониманию красоты, духовным ценностям, героизму, мужеству и повествует

об этом в доступной дошкольнику форме.

В современном мире воспитание этих качеств особенно актуально, ведь

утрата нравственных и эстетических ценностей обнаруживает в XXI веке

стремление к тенденции. В сложных и противоречивых условиях развития

современного общества особую значимость в воспитании подрастающего

поколения приобретает проблема обеспечения в нем единства этического и

эстетического,

развития

общества

передний

выдвигаются

формирования

человека

творчески

активной

личности,

носителя

этических и эстетических ценностей. Нравственное воспитание – одна из

важнейших сторон многогранного процесса развития ребенка, освоение им

моральных

ценностей,

выработка

нравственных

патриотизма.

дошкольный

является

периодом,

возникают первые осознанные нравственные качества, поэтому это время

наиболее благоприятное для его нравственного воспитания.

В связи с этим, цель данной статьи – рассмотреть положительного

героя русской народной сказки и его влияние на нравственно-эстетическое

развитие дошкольников.

отметить,

зарубежных

достаточно

распределены

положительных

отрицательных.

Несомненно,

позволяет дошкольнику легко определять и усваивать именно положительные

качества на наглядном примере и учиться видеть разницу между добром и

отличать

поступки

порицать

поступки

черты характера.

Рассматривая положительных героев русской народной сказки, следует

отметить, что самый популярный из них – это Иванушка-дурачок, однако,

далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные

черты. В сказке «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана

представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается

хитростью

смекалкой

чудовищами,

заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и

несомненно,

положительный

Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и

страшного

пленившего

красавиц

богатырь,

разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры.

«Иван-царевич

положительным

персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого

верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках

«Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других. Таким образом,

положительные герои могут быть представлены и в виде животных.

Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках

выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую

отличается

добротой,

помогает

избраннику

победить

хитростью

смекалкой,

волшебный

направляет его мудрым советом. Как ни странно, но в некоторых сказках

положительной

снабжает

напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную

помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или

Рассматривая положительного героя подробнее, следует остановиться

именно на Иване-дураке, как наиболее частом положительно герое русских

народных сказок. Следует отметить, что это собирательный персонаж, тем не

менее, обладающий яркой индивидуальностью. Его черты – черты русского

национального

общественного

сознания.

Иван-дурак

зачастую

оказывается

удачливее

казалось

противников.

например,

Иван-дурак,

представленный

царевича – третий сын, младший в семье. Его братья – старше, умнее,

прагматичное.

глупостью

наивностью

младшего брата, не принимают его как равного. Он же, не обижается на

братьев. По русской традиции, младший сын – хранитель родовых традиций,

он близок дому, домашнему очагу, печи. Здесь можно привести в пример

Емелю, разъезжающему на печи, который также является представителем

данного образа. Вскоре ему помогает чудесное животное – щука. Помощь

чудесных животных весьма часта для положительного героя. Необходимо

отметить,

указывает

положительными

русских народных сказках, представлены глупость, лень, а герой – а лишь

удачливый человек, которому повезло получить помощь чудесного животного

или магическую помочь, например, от Бабы-яги.

Положительные черты Ивана-дурака – в другом. “Дело в том, что

«глупость» Ивана-дурака – это на самом деле просто верность традициям

старины, прежнего, справедливого общественного порядка в изменившемся

мире – бескорыстие, доброта, благородство, уважение ко всему живому”.

Иван-дурак не намерен изменять всем этим чертам, независимо от того, что

«современными» ему условиями они порицаются. «А это, с точки зрения

братьев-прагматиков,

глупым». Именно поэтому, с самого начала народной сказки, положительный

герой представлен как более глупый, чем другие, нуждающийся в помощи.

Стоит отметить, что и помощь эту он получает, лишь за свои положительные

черты. Делясь последней краюхой хлеба со старушкой в лесу, он получает от

нее награду. «В Иване-дураке заключено донкихотское начало – внутреннее

благородство, полное отсутствие стремления к выгоде, материальным благам,

власти – вспомните того же Емелю: «Не-а, царем я ленюсь»”. Последнее

показывает

порицание

народной

сиюминутных

ценностей

мудрость русского народа включила в сказку концепт того, что человеческие

ценности должны побеждать сиюминутные.

Рассматривая

положительных

сказочных

животных,

отметить,

изображение

иносказательно

показывает в себе определенные черты человеческого характера. Так, лисы

изворотливы,

олицетворение

положительных

персонажей,

является,

наделенный

добродушием

медведь. Появляются в положительных героях и зайцы, ежи, мыши – мелкие

зверушки,

олицетворяющие

положительные

качества,

взаимопомощь, находчивость и изобретательность перед лицом грубой силы.

положительных

животных

встречаются

человеку домашние животные – кот, петух, собака – животные, полезные для

человека.

Положительные герои представлены и другими персонажами. Один из

отметить,

рассматривать

ипостась

Ивана-царевича,

положительными чертами. Солдат представляет собой завершение перехода

волшебной

положительных

выступает и хитрость, которая порицалась в волшебной сказке.

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических

чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечной чуткости к

человеческому

несчастью,

состраданию.

Благодаря

познает мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления

окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.

Рассматривая

положительного

нравственно-

эстетическое

развитие

дошкольников,

некоторые

Дети не могут жить и расти без сказок и их героев. Воспитательное значение

положительного

народной

эмоциональной

воздействия

переоценить

значение

положительных

эстетическом

воспитании

неотделимы от красоты. Народные сказки включают чарующие картины в

сюжетной

поступков

положительных

оказывает

огромное

эмоциональное

воздействие.

Эстетические,

нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под

впечатлением сказочных образов положительных героев, активизируют поток

мыслей, который побуждает мышление ребенка к активной деятельности.

Через сказочные образы положительных героев в сознание детей входит

слово с его тончайшими оттенками. Оно становится сферой духовной жизни

средством

выражения

реальностью

мышления.

Трудно найти другое такое качество словесного воздействия на ребенка,

с которым была бы сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и

фантастические

знакомые

незнакомцы.

объясняет

положительного

народной

Положительные

развивают

воспитывают

воспитание воспринимается им с удовольствием, так как сказки увлекают в

волшебный мир. Сказки входят в жизнь ребенка с момента, как он обретает

способность понимать речь, поэтому положительные герои народной сказки

начинают свое влияние с самого раннего возраста.

Благодаря

возрастным

особенностям

подражательности,

рефлексивности,

воспитываются

человеческие

характера при наблюдении за положительными героями народной сказки.

учитывать,

количество

многообразие

позволяет найти и посоветовать каждому ребенку тот или иной пример для

подражания

Опосредованное

зачастую

эффективно, нежели замечания. Дошкольник может рассказать о том, чем

нравится ему положительный герой, и чему бы он у него хотел научиться.

стимулировать

поощрять

положительные

изменения

поведении или деятельности дошкольников.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и

волшебством,

привлекает

возможность

оценивать

выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в

воображаемом

творчески

преобразуя

Перевоплощаясь

положительных сказочных героев, следуя за ними, дошкольник получает

эстетические

нравственные

нравственные

взаимоотношений

союзников

бороться за справедливость, верить в силы любви и добра. Таким образом,

положительные герои выступают в роли нравственных воспитателей.

Необходимо акцентировать внимание дошкольников на нравственных и

эстетических аспектах и вопросах, поднимаемых в сказке. Так, например,

дошкольнику можно пояснить, что относиться к другим следует так, как

относились

Помогать

бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут. Нужно уметь

делиться тем, что у тебя есть. Любое дело легче делать сообща, чем одному.

Только хорошее поведение и дела помогают найти настоящих и верных

друзей. Дошкольник видит эти примеры у положительных героев русской

народной

привыкает

нравственность

безнравственности. Таким образом, положительные герои русской народной

сказки служат таким нравственно-эстетическим аспектам как:

– развитие интереса к объектам и явлениям окружающего мира;

– обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям

окружающих и желание оказать им посильную помощь;

– возникновение у дошкольников под воздействием благополучного

конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается

на развитии доброжелательных отношений между ними;

формирование

нравственных

справедливости.

Народная

положительного

способствует

формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек

– это красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый

трудолюбивый,

Родину). Идеал для дошкольника – это далекая перспектива, к которой он

будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный

в детстве, во многом определяет – его как личность.

Сказочные персонажи воспринимаются не только как звери, птицы, но

и как люди с определенными чертами. У дошкольника не возникает сомнения

в том, как относиться к герою сказки: ленивому, жадному, доброму, смелому.

Элементарные, но важные представления об уме и глупости, хитрости и

прямодушии,

героизме

трусости,

щедрости

жадности,

почерпнутые из сказок, на примерах героев, складываются у дошкольника в

нормы поведения. Бесхитростные истории о животных легко запоминаются и

воспроизводятся

жизненно

представления

нравственно-этетических

аспектах.

Доставляя

эстетическое наслаждение, сказки приучают мыслить, обобщать, проводить

сравнения.

Развивается

образное

логическое

мышление,

кратко, емко и красиво выражать мысль. Положительные герои сказок со

своими невероятными приключениями учат, как следует и не следует вести

простейших

жизненных

ситуациях.

богатства

выпадают

положительным героям сказок прежде всего за их нравственные поступки, за

умение делать добро окружающим, не ожидая за это вознаграждения. Во

непременным

условием

положительного

выступает труд. Прямо или косвенно в них выражается одобрение поступков

положительных

Положительный

оказывает

сильнейшее

эмоциональное

воздействие

сопереживая

положительным

сказочным

становится

соучастником

обретает эмоциональный опыт, в чем и состоит особая ценность сказочного

стимулируют

творчество,

слушатели

превращаются в их сочинителей и исполнителей.

нравственно-эстетического

воспитания

проходило осознанно. Необходимы знания, на основе которых у дошкольника

будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его

необходимости

преимуществах

овладения

появиться желания овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы

возникли

приобретения

соответствующего

нравственного

качества.

поражают

потребность

практической

реализации

поступках,

поведении,

позволяют

проверить

подтвердить

прочность

формируемого

качества.

конечном

нравственный облик зависит от источников, из которых черпал человек свои

радости в детстве. Если знания прошли через сердце ребенка, отразились в

его личном духовном мире, то появляется человек с честным, чутким и

горячим сердцем, ясным умом и золотыми руками.

В заключение, хочется сказать о том, что несмотря на то что в сказках,

как и в жизни, много предательства, зла, зависти, всё же торжествует всегда

добро и справедливость, а зло наказывается. Положительные сказочные герои

в борьбе с врагами пользуются различными волшебными предметами, в

борьбе со злом им помогают птицы, животные, рыбы и даже сама природа.

Тем самым сказки внушают уверенность в торжестве правды и добра. Иными

словами, можно сказать, что сказки и их положительные герои являются

важнейшими

словесными

средствами

умственного

нравственного-

эстетического

воспитания.

обогащают

морально-нравственным

настраивают

развивают

эстетические качества. Складывающиеся каноны этноэстетики учат ребенка

целеустремленности, передают жизненный опыт русского народа. Опираясь

на прежние достижения, традиции учат реализовать своё духовное богатство,

эстетическое отношение не только к окружающим людям, но и природе.

По силе воздействия на чувства детей вряд ли может сравниться какой-

то жанр народного творчества со сказкой. Без положительных героев сказок

не мыслимо воспитание благородства души, чуткости к людскому горю.

Благодаря сказке, ребенок познает окружающий мир не только разумом, но и

сердцем. От положительных героев сказки дошкольники черпают понятия

справедливости и не справедливости.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает

о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми,

противостоять злу, презирать хитрецов. Она утверждает народные принципы

жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм, доброжелательность

и т.д., что делает влияние положительного героя русской народной сказки на

нравственно-эстетическое воспитание дошкольника огромным.

В русских и зарубежных сказках все персонажи намеренно разделены на исключительно положительных и отрицательных. Ведь так маленькому слушателю проще понять разницу между добром и злом, хорошими и плохими поступками.

Положительные герои русских народных сказок

Самым популярным русским сказочным героем является Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами, заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.

Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих близких от страшного змея, пленившего русских красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры. А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках «Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других.

Русские люди в большинстве своем считали, что «горбатого могила исправит», поэтому для русских сказок не характерна трансформация героя из отрицательного персонажа в положительный.

Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым советом. Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.

Положительные герои зарубежных сказок

Герои европейских сказок кардинально отличаются от русских, они слабы физически, ум и хитрость в них не воспевается так, как в русском фольклоре. На первое место выходят такие качества как доброта, покорность, любовь и трудолюбие. Белоснежка и Золушка – забитые красавицы, рожденные для любви и роскоши, но, по воле злых людей, они обязаны исполнять роль служанок. Они не прилагают никаких усилий, чтобы изменить свою судьбу, они покорны ей и освобождаются от оков лишь по воле случая. Причем основной идеей подобных сказок является мысль о том, что для торжества справедливости необходимы только добродетель и трудолюбие, а бог или добрые феи щедро вознаградят героиню за все лишения.
Пиноккио – сказка итальянского писателя о трансформации глупой, непослушной и, порой, жестокой деревянной куклы в доброго и заботливого мальчика. Пиноккио или Буратино одни из самых положительных детских персонажей.

Герои-воины в зарубежных сказках представлены довольно редко, одним из немногих таких персонажей считается Чиполлино, хотя это в большей степени образ революционера, сражающегося с диктаторами против буржуазии и рабства. Особняком стоит и другой положительный герой – средневековый революционер Робин Гуд. Собирательный образ благородного разбойника-воина романтизирован и одухотворен. Он борется со злом в лице жестоких феодалов, с беззаконием и несправедливостью.

Восточные сказки в своих идеях ближе к русским, например, Аладдин – аналог Ивана-дурака или Емели. Восточным персонажам, как и русским, часто помогают хитрость, ловкость и изворотливость, самый популярный герой – «багдадский вор», преступник, который сумел обвести вокруг пальца не один десяток толстосумов и так и не был пойман. Практически в каждой арабской сказке присутствует и направляющая рука – как и в русской традиции, это женщина. Умная и хитрая жена Али Бабы, Сакине, Шахерезада, как и Василисы в русских сказках олицетворяют такую сообразительность и смекалку, которая присуща только женщинам.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

У каждого народа есть сказки, в которых действуют волшебные предметы. В русских народных сказках присутствуют предметы быта и одежды. которые делают своего владельца неуязвимым и дают ему бесконечные возможности, чтобы совершать велики дела. …

Сказка погружает человека в волшебный мир, полный выдуманных героев, совершающих подвиги во имя справедливости и противостоящих силам зла. В этом персонажам помогают чудесные помощники и волшебные предметы. Кто, например, не слышал о ковре-самолете…

Сказки начинаются не одинаково. Особенно разнообразны начала авторских сказок. Однако можно проследить определенную тенденцию в написании зачинов. Возможно, корни многих из них уходят в известные всем слова «жили-были…». Начальные…

Герои русских сказок представляют собой часто волшебные силы, которые в древние времена служили предметом веры людей в мистическую реальность. Каждый сказочный герой обладает своим уникальным типажом – один затевает козни, другой блестяще побеждает…

В сказках Салтыкова-Щедрина всегда присутствовала неповторимая социальная сатира, щедро сдобренная политическими остротами, гротескностью и лукавством. В них чудесным образом уместились образы и проблемы всего творчества Салтыкова-Щедрина – великого…

Число три это число гармонии и совершенства, которое используется во всех мировых культурах. Особенно троицу любят русские, что видно по многочисленным русским сказкам. Число три в русских сказках
Русскую землю охраняли в сказках три главных…

В большинстве сказок мира ворону представляют в образе темной, таинственной птицы, которая связана с миром мертвых. Однако в каждой сказке ее называют по-разному. И каждое новое название характеризует ворону совершенно в другом свете. Инструкция…

Сказки о животных встречаются в фольклоре любого народа. Существуют они и в русской традиции. Среди персонажей этих сказок особое место занимает волк. Животные в сказках являют собою определенные человеческие типы: хитрая лиса, добрый и беззащитный…

Русские сказочные персонажи создают мифическую реальность фольклора: эти герои - важная часть жизни наших предков. Описание волшебной силы, которой владел каждый из героев и в которую верили в древности, дошло до нашего времени практически без…

Сказка - это первое знакомство с миром любого человека. Именно с вымышленных, хотя иногда и с правдивых историй начинается познание общества и его законов. В раннем детстве нам рассказывали занимательные истории, несущие в себе информацию о добре и…

Волшебные сказки с давних времен являются неотъемлемым элементом культуры и творчества любого народа. В каждой стране есть свои сюжеты для них, свои добрые и злые персонажи. Для нас одной из любимых героинь является Василиса Премудрая из сказки…

В русских сказках особенности человеческого характера проявляются во всей широте. Вообще сказка каждого народа характеризуется национальными особенностями. Так что, несмотря на то что многие сюжеты сказок разных стран схожи между собой, герои сугубо…

Как вы уже знаете, сказка - это прозаическое или стихотворное произведение народного устного творчества (фольклора) или художественной литературы. В основном сказки рассчитаны на детей. Попросите любого ребенка: «Напиши названия русских…

Сказка - это основной жанр фольклора. С ними люди знакомятся с самого детства. Основная функция сказок - воспитательная, ведь они учат добру, бескорыстности, альтруизму.История русского фольклора насчитывает большое количество сказок. Многие из них…

Для детей сказка - это удивительная, но вымышленная история о волшебных предметах, чудовищах и героях. Однако если посмотреть глубже, то становится понятно, что сказка - это уникальная энциклопедия, отражающая быт и нравственные устои любого…


У сказок есть своя особая структура – в ее композиции постоянно используются устойчивые сюжеты и мотивы, встречаются герои сказок со своими неизменными функциями и способностями. Все мы помним популярные народные сказки с их троекратными повторами, с повторяющимися формулами «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Сказка – ложь, да в ней намёк…». Пространство в сказке условно и отдалено от реальности.

Герои сказок отличаются такими светлыми человеческими качествами, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, а добрые силы в сказках всегда одерживают верх. Среди положительных героев русских народных сказок есть и храбрые царевичи, и былинные богатыри, и простые крестьяне, и целый ряд женских образов.

Богатыри – изначально герои русских былин, но со временем они проникли и в народные сказки. Наиболее известен герой сказок Илья Муромец. Он воплощает в себе идеал героя-воина, который славится не только своей недюжинной физической силой, но также и особенными нравственными качествами, присущими настоящему богатырю: спокойствием, стойкостью, добродушием. В былинах и сказках этот богатырь является народным заступником. Вспомним, например, такое произведение как «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Также заслуживает упоминания благородный, но малоизвестный старинный герой русских сказок Руслан Лазаревич. Сюжеты и приключения, в которых он появляется, близки известным сюжетам с Ильей Муромцем.

Добрыня Никитич, как герой сказок, выступает надежным помощником князя, которому он, верно, служит долгие годы. Он выполняет личные поручения князя, например, спасти его дочь или племянницу. Добрыня отличается особенной храбростью – он сам решается выполнять задания, от которых отказываются остальные богатыри. Часто это герой сказки о змееборстве, равно как и Алёша Попович. Их приключения и те сюжеты сказок, в которых они появляются, крайне схожи друг с другом. Вспомним, например, такие сюжеты, как «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» и «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Все эти три былинных богатыря находятся в тесном взаимодействии друг с другом, и в разных сказках по-разному проявляют свои сильные и благородные качества. Всем знакомы эти имена героев народных сказок. Алёша Попович является собирательным образом богатыря в русском фольклоре. В характере этого героя сказки мы видим смешение самых различных черт. В первую очередь Алеша отличается смелостью, но также он очень задорен и хитер. В его образе отразилась вся широта души русского человека, вся ее многогранность.

Любимый герой народных сказок – Иван-царевич. Это известный всем положительный персонаж, который борется со злом, помогает слабым и обиженным. Зачастую это младший из трех сыновей царя. В некоторых сюжетах Иван вовсе и не знает о своем царском происхождении, но, тем не менее, олицетворяет собой благородство и добрые качества души. Например, он борется с Кощеем, одолевает его, спасает жену или прекрасную царевну. И за свое героическое поведение и добрые дела этот герой народных сказок получает полагающееся ему царство или чужие полцарства, и царскую дочь, и прочие волшебные умения.

Иванушка-дурачок – также очень важный герой сказок, стоящий на стороне добра и светлых сил. Иван-дурак – всего лишь крестьянский сын и он совсем не походит на благородного сказочного героя. Его особенность в том, что внешне он совсем не таков, как другие положительные герои русских сказок. Он не блещет умом, но именно благодаря своему нерациональному поведению и нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, побеждает своего противника и получает богатство.

Важно отметить, что Иван-дурак обладает особым творческим умением – он играет на музыкальных инструментах (гуслях или дудочке), и в сказках часто придается большое значение его чудесному пению. В этом состоит его особенность, ведь не всегда положительные герои сказок способны сотворить нечто прекрасное самостоятельно, не прибегая к помощи волшебных животных или предметов.

Среди женских сказочных образов особенно выдающимся является тип Чудесной невесты. Этот необыкновенный герой сказок отличается умом и особой женской хитростью. Зачастую она владеет какими-то волшебными предметами или умеет пользоваться чудесными силами. Всем нам известны героини, соответствующие этому типу: Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая и Царевна-Лягушка. Это женский вариант сильного героя народных сказок.

Эта добрая героиня является отражением светлой стороны, олицетворением добра и мира, но в, то, же время во многих сюжетах чудесная невеста приходится дочерью врагу главного героя сказки. Добрый герой народных сказок проходит, суровые испытания и разгадывает сложные загадки, а чудесная невеста помогает ему с выполнением этих заданий. Тем самым, иногда в одной сказке мы встречаем не одного, а двух, а то и трех персонажей, которые помогают друг другу в борьбе со злом.

Как мы видим, положительные герои народных сказок весьма разнообразны. Они раскрывают разные стороны народного характера: здесь и благородство, и самоотверженность, и смекалка, и хитрость, и особый героизм, прямодушие, и женская мудрость. Все препятствия на своем пути герои сказок преодолевают благодаря этим положительным качествам. Ведь в русском фольклоре сказочные герои стремятся к свету, а добрые силы всегда одерживают верх.

Что еще почитать