Амазонки кастрируют пленных. Кастрация и стерилизация в истории человечества

Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи Талалай Станислав

Религиозная кастрация

Религиозная кастрация

В прошлом производилась кастрация людей в религиозных целях.

Так как половые органы считались самым ценным сокровищем мужчины, то они соответственно и рассматривались как вполне достойное жертвоприношение богам. Особо требовательной в этом отношении была Кибела в Древней Греции и сирийская богиня Астарта из Гиераполиса.

Посвященные этим богиням службы в храмах проводили только кастрированные священнослужители. Священнослужители - евнухи постоянно демонстрировали свое усердие по отношению к богине Астарте, особенно во время религиозных праздников, когда к храму стекались многочисленные толпы людей.

Если такое великолепное торжество происходило прямо на улице, то евнухи-священники полосовали себя ножами. Вид крови и страданий священнослужителей производил настолько сильный эффект на верующих, что некоторые даже принимали решение подвергнуться немедленной кастрации.

Вот что писал знаменитый английский антрополог Джеймс Фрейзер:

«Мужчина сбрасывал с себя одежду, с криками выбегал из толпы, схватывал один из приготовленных для этой цели кинжалов и тут же совершал кастрацию. Потом он носился как угорелый по улицам города, сжимая окровавленную часть своего тела в руке, от которой в конце отделывался, швыряя ее в один из домов».

Вновь испеченному кастрату выдавали женскую одежду с женскими украшениями, которую ему теперь было суждено носить до конца жизни. Подобные жертвоприношения мужской плоти совершались в честь богини Кибелы в Древней Греции во время торжества, известного как День крови.

В Древнем Египте горы только что отрезанных половых органов можно было увидеть под алтарями, где кастрировали себя сотни молодых людей во время церемонии посвящения в мужчины. Еще в 1896 году Д.Р.Фарнел сообщал о случаях религиозной кастрации среди племен Ба Убвенде и Ба-Сунди в Заире.

Евнухи играли очень важную роль в некоторых регионах мира в прошлом. В Китае они занимали достаточно высокое социальное положение.

В Персии некоторые евнухи становились шахами, и одна из причин такого возвышения заключалась в том, что у них не было детей, поэтому после их смерти не было споров из-за престолонаследия. В императорском Китае бытовал обычай хранить отрезанные половые органы в специальном ларце до конца жизни, и этот божий дар хоронили вместе с его владельцем. Евнухи часто демонстрировали его при найме на работу.

Хотя Коран запрещает кастрацию, евнухи тем не менее играли важную роль во многих исламских домах. Они были идеально приспособлены для гаремов, куда мужчины - слуги не допускались.

Интересно отметить, что существовал особый тип евнухов, так называемых «элгази». У них удаляли яички, сохраняя при этом сам член, который не терял способности к эрекции. Эти мужчины пользовались большой популярностью у женщин в гаремах, так как они слыли за страстных любовников. Некоторые них становились, по существу, хозяевами гарема.

Вот что сказал один из них:

«Для всего, что создано Богом, у человека есть свое применение. Он, которому принадлежит слава Небесная, создал человеку руки чтобы ими хватать, ноги, чтобы ходить, глаза, чтобь видеть, уши, чтобы слышать, пенис, чтобы размножаться, и так далее. Все это верно в отношении всех частей человеческого тела, за исключением двух шаров.

Им не найти никакого применения, поэтому в один прекрасный день раб взял нож и отрезал их у меня, и с тех пор я наслаждался тысячей женщин, и ни у одной из них не было от меня ребенка».

Среди готтентотов Южной Африки считалось, что мужчина должен отрезать у себя одно яичко, чтобы не допустить появления на свет близнецов, ибо двойня, по всеобщему поверью, приносила несчастье.

Удаление одного яичка было обычным делом среди жителей Каролинских островов (Микронезия), где полукастрировали, повинуясь распространенному ритуалу, шестнадцатилетних юношей. Но могли отхватить и второе, чтобы продемонстрировать тем самым свою искреннюю преданность своему вождю, особенно во время войны.

Из книги Тайные общества и секты [Культовые убийцы, масоны, религиозные союзы и ордена, сатанисты и фанатики] автора Макарова Наталья Ивановна

16. Религиозная организация «Традиция, семья, собственность» (ТСС) Религиозная организация «Традиция, семья, собственность» (ТСС) была основана в I960 г. бразильским адвокатом Плинио Коррера ди Оливейра. Он не скрывал, что кодекс своей секты во многом позаимствовал у

Из книги Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура автора Тодд Малькольм

Глава 6 Религиозная жизнь Справедливо будет сказать, что источники по верованиям ранних германцев восходят еще к бронзовому веку, поскольку предыстория германской религии хорошо отражена в петроглифах Скандинавии. Представленные там мифологические и религиозные сцены

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Религиозная скульптура Если принять одно из утверждений Тацита буквально, то мы вообще не могли бы ожидать найти религиозную скульптуру в Северной Европе. Согласно римским историкам, германцы считали, что изготовление антропоморфных изображений или статуй божества

Из книги Сельджуки [Кочевники – завоеватели Малой Азии] автора Райс Тамара Тэлбот

Из книги Византийцы [Наследники Рима (litres)] автора Райс Дэвид Тальбот

Глава 4 РЕЛИГИОЗНАЯ И СВЕТСКАЯ МЫСЛЬ И ЛИТЕРАТУРА Не жил тот, кто не посвятил свою жизнь познанию. Высказывание пророка Мухаммада Уже на сравнительно раннем этапе их истории арабские мыслители попали под влияние работ великих мыслителей Индии и Древней Греции. Именно

Из книги Мсье Гурджиев автора Повель Луи

Религиозная основа художественных ремесел Подобное увлечение религиозными мотивами характерно и для малых форм искусства – художественных ремесел. Особенно это касается резьбы по слоновой кости, работ по металлу и с эмалью. Произведения из резной кости замечательны и

Из книги О методах и приемах иностранных разведывательных органов и их троцкистко-бухаринской агентуры автора Заковский Леонид

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ «Земную жизнь пройдя до половины…» Жоржетт Леблан в оценке Колетт. Кэтрин Мэнсфилд плохо понимала Гурджиева. Следует обладать хорошим здоровьем. Гурджиев и умножение препятствий. Страх больше никогда не обрести себя. Нас надо вспахать, как поле.

Из книги Гарем до и после Хюррем автора Непомнящий Николай Николаевич

Б. Кандидов. Религиозная агентура германского фашизма Статья из газеты «Комсомольская правда» от 28 июня 1937 года.Германские фашисты широко используют религиозные организации для укрепления своих позиций в «третьей империи» и за ее пределами, в частности для

Из книги Соборный двор автора Щипков Александр Владимирович

Кастрация на религиозной почве Религиозный фанатизм способствовал кастрации. Служители культа из племени галла (орома) в Абиссинии, а также сирийской богини Кибелы отождествляли себя со своими божествами, лишаясь признаков мужского пола. В Европе в III веке секта,

Эти два гнусных вида наказания широко применялись в истории человечества и поныне остаются в арсенале принуждения государства. Исторически первым вошла в употребление и очень активно использовалась кастрация мужчин. Еще на древнеегипетских барельефах можно видеть кастрацию пленников. Очень часто ее наказывали пленных и в Ассирии, Вавилоне, других странах Древнего мира. Не были тут исключением и Древняя Греция и, тем более, Рим. Распространенная во многих государствах, практика использовать в гаремах кастрированных мужчин, дабы исключить нежелательное общение с женщинами господина, породила одну из наиболее отвратительных форм этого наказания - оскопление (emusculation). По преданию, персидский царь Кир как-то увидел, как кастрированный жеребец - мерин, покрывает кобылу. Тогда он приказал отрезать член всем своим евнухам. Если при кастрации жертве удаляли только мошонку и яички, то при оскоплении отрезали все, что болталось снаружи у мужчины.

Так у древних скифов бытовал обычай брать с собой на войну маленькие медные или железные серпы, чтобы оскопить попавших в плен. Поскольку у этого народа женщины сражались бок о бок со своими мужьями и любовниками им зачастую отдавался этот унижающий противника ритуал.

Во времена Римской империи применение этого наказания достигает одного из пиков: после разгрома восставшей Иудеи, пленные мужчины были оскоплены раскаленным железом, ослеплены на один глаз и загнаны в африканские каменоломни добывать мрамор. Римские патриции очень часто использовали евнухов. Не лучше обстояло дело и в Византийской империи, когда в роскошных женских покоях прислуживали десятки евнухов. Как описывал историк Кавказа, «в те времена в Аланских горах правили князья из ромеев (византийцев). Это были волки, а не правители. Они кастрировали красивых мальчиков и продавали их в рабство». Надо отметить, что в те времена, да и в более поздние на Востоке начинают создаваться два типа евнухов. В первом случае, когда операцию проводили в детстве, удаляли все - оскапливали, при этом в результате жестокой операции погибали сотни красивых рабов. Их обычно покупали для гаремов, когда владельцы боялись, что скучающие жены и наложницы смогут развлекаться и с таким любовником. В зрелом возрасте удаляли только мошонку с яичками. Такой мужчина был способен совершить половой акт, но забеременеть от него женщина господина уже не могла. Таких евнухов часто приобретали для публичных домов, где их заставляли обучать девушек любовным играм.

Не уходил в забытье этот варварский обычай и в Средневековье. Очень часто оскоплением наказывали за изнасилование или прелюбодеяние. Во многих арабских странах в те времена за супружескую измену забивали камнями провинившуюся женщину, мужчина «подлежал лишению своего естества под ножом палача». Как писал Низами, «даже великий визирь не мог взять мужнюю жену под страхом быть битым палками по пяткам и лишению мужества».

Почему это наказание было так распространено, надо вспомнить, что большинство народов обожествляло мужской орган, знаки фаллоса, стоящего мужского члена, встречались по всему миру. Зачастую от сексуальной силы мужчины зависело и его общественное положение. Так, в ряде африканских стран, вождя племени убивали, когда он не мог удовлетворить определенное число женщин. Например, в Библии (во Второзаконии, если не ошибаюсь) говорилось «у кого раздавлены ятра или отрезан детородный член не может войти в Царство Божье». Даже в общении с Богом отказывалось тому, кто был оскоплен. Лишенный мужских частей становился как-бы изгоем, парией в обществе.

Когда в XIV веке состоялось так называемое дело «Нельской башни», обвиненные в совращении бургундских принцесс - жен принцев Франции, рыцари д’Онэ были приговорены к страшному наказанию - им перебили ноги и руки железным ломом, оскопили их и «палачи, рассчитанным одновременным движением, высоко подбросили в воздух то, что ввергло братьев д’Онэ в смертный грех», затем с них заживо содрали кожу и, наконец, обезглавили. Их тела обвязали под мышками веревкой и повесили на виселице, чтобы их расклевали птицы. Оскопление входило в дьявольски жестокую «квалифицированную казнь» в Англии.

Иногда оскопление применяли, как орудие варварской расправы - прославившаяся своей жестокостью и распутством меровингская королева Франции Фредегонда, если любовник не совсем удовлетворял ее приказывала вырвать ему половые органы. Не менее жестокая сестра турецкого султана Селима, Тейше, еще в XIX веке, заманивала к себе молодых красавцев, а после бурной ночи либо приказывала их утопить, либо «при помощи известной операции сделать так, чтобы Тейше осталась последней женщиной в их жизни». Те, кому повезло умереть не избегали этой позорной участи.

Во время печально известной Варфоломеевской ночи во Франции д’Обинье описывал, как толпы придворных дам «своими нежными ручками снимали с убитых мужчин одежду, дабы удостовериться, сколь велики их принадлежности». Эти, славящиеся своей порочностью, красавицы не удовлетворялись простым зрелищем, некоторые уродовали трупы, отрезая им мужские части. В Древней Ирландии описывалось, как после боя оскверняли трупы убитых врагов, отрезая причинные места мужчинам, трупы женщин (которые в этой стране сражались, как и у скифов, рядом в мужчинами в роли колесничьих или лучниц) насиловали, втыкали в их влагалища разные предметы. Даже в наше время и германские нацисты и их более восременные последователи не упускали случая засунуть в рот убитому его отрезанный член.

Кастрация мужчин была широко распространена в древности и в средние века для подготовки евнухов (хранителей гарема), а также у мальчиков-певцов для сохранения у них детского голоса (сопрано). Кастрация применялась как средство мщения и наказания пленных не только в древние и средние века, но и во время Великой Отечественной войны немецкими фашистами.

Некоторый интерес представляет собой эта операция, производившаяся ранее с религиозной целью у скопцов. Так, среди жрецов финикийской богини Астарты (войны и половой любви) бытовал обычай самокастрации, такой же ритуал существовал в древнеегипетских мистериях оплодотворения Изиды. В России оскопление лиц обоего пола применялось приверженцами религиозной секты скопцов, появившейся еще в XVIII в. В первое время существования скопчества ими применялось так наз. «огненное крещение», заключавшееся в том, что адепту данной секты производилось удаление яичек с частью мошонки с помощью раскаленного железа. В дальнейшем для этой операции стали применять разного рода режущие инструменты, а раскаленное железо - лишь для остановки кровотечения. Эта операция удаления яичек, по скопческому учению, представляет собой «первое очищение» или «малую печать». «Большая», или «царская печать», представляет собой сочетание удаления яичек с отнятием полового члена. Операция эта обычно производится в сидячем положении оперируемого и после предварительной перевязки основания мошонки и полового члена. После этих операций остаются обширные и весьма характерные рубцы.

Что же происходит с человеком после подобного изувечивания?

Последствия, обусловленные кастрацией, в организме мужчины в большой мере зависят от возраста, в котором производилась данная операция. При кастрации в детском возрасте до полового созревания отмечается недостаточное развитие полового аппарата. Как показали вскрытия трупов евнухов, семенные пузырьки и предстательная железа у них атрофичны, половой член мал и недоразвит. Волосы на теле скудны, на конечностях и у заднего прохода отсутствуют. В подмышечных впадинах и на половых органах волосистость мало выражена. В области лобка волосы растут по женскому типу. На голове у кастратов волосы густые, и они почти не лысеют (на это указывал еще Аристотель). Лицо безбородое, на щеках и на верхней губе небольшой пушок; в пожилом возрасте на подбородке и на углах губ отмечается рост бороды, как у некоторых старых женщин. После кастрации, произведенной до полового созревания, происходит усиленный рост костей в длину в результате длительного сохранения зоны роста костей. Рост длинных трубчатых костей влечет за собой несоответствие между длиной конечностей и туловища. Поэтому среди кастратов (евнухоидов) довольно часто встречаются люди высокого роста. Череп кастратов мал, челюсти сильно развиты, надбровные дуги выпячены, корень носа запавший, выступ затылочной кости сглажен. Таз вследствие роста костей широкий. Голос высокий, к старости - более низкий. Гортань останавливается в своем развитии, выступ ее (адамово яблоко) сглажен, так что кадык похож на женский. Выражение лица обычно постоянно усталое, безразличное, темперамент очень спокойный и вялый (может быть этим была обусловлена кастрация строптивых рабов). Если кастрация была проведена в зрелом возрасте, то половое влечение сохраняется в течение длительного времени, часто сохраняется даже способность к половому акту (тут работают гормоны желез, расположенных внутри тела).

Рисунок их арабской миниатюры - трое евнухов несут сундук (обратите внимание на их женоподобные фигуры).

Внешне оскопленные мужчины бывают двух видов: 1 -высокие, худощавые, с резкой диспропорцией тела в результате удлинения конечностей; походка качающаяся, движения медленные, избыточное отложение жира на лобке, животе и бедрах, такое бывает обычно при кастрации детей; 2 -ожиревшие, когда оскапливают взрослого мужчину, жир в больших количествах откладывается по женскому типу на бедрах, ягодицах, груди, животе, на лобке и веках. Эти отложения жира придают им женский облик.

Надо сказать, что и в наше время кастрацию используют, как средство принуждения и наказания. Когда международный трибунал в 1989 году расследовал преступления ЮАР в Намибии, ряд свидетелей показывали, «мы также часто кастрировали сторонников СВАПО, попавших в плен, если они отказывались перейти на нашу сторону». Кастрировали пленных и во время событий на территории бывшей Югославии. Очень часто угрозу кастрации, ее имитацию (надрезы на мужских органах) применяли во время допроса, как род пытки. Эта угроза очень сильно действует на мужчин, поскольку для большинства угроза превратить в бесполое существо страшнее смерти.

В ряде африканских стран применялось отрезание полового члена, так в преданиях марин-аним (Папуа Новая Гвинея), рассказывалось, что когда оскорбивший дочь одной из предводительниц другого племени (там не говорится, как именно, может быть он хотел принудить девчонку к любви?) Бамаран, попал в плен, мать острым листом отрезала ему член и бросила его в реку. Такое наказание хотя и не уродовала несчастного, как оскопление, но лишало его всякой возможности интимных контактов.

Применительно к женщинам использовалось несколько другое наказание. Поскольку ее половые железы находятся в брюшной полости, то любая попытка вырвать их кончалась смертью приговоренной.

Конечно, и в те времена случались моменты, когда палачам было наплевать на то, что случится с пленницей после экзекуции. Бытовали казни, когда подвешенной либо распятой жертве вырывали матку, нередко проткнув ее крюком и подвесив груз. Известны примеры, когда те же монгольские или китайские солдаты вспарывали женщине живот и вырывали матку, «чтобы не могла вынашивать в чреве будущих врагов». Но все это было гораздо реже.

Обычно, наказывая женщин, прибегали к выжиганию (огнем или раскаленным железом, кипящей водой или маслом) или отрезанию ее наружных половых органов - клитора и внутренних половых губ, чтобы лишить осужденную способности получать сексуальное удовлетворение. Иногда дополнительно удаляли соски.

Бывали случаи, когда во время пытки женщину подвешивали над котлом с кипящей водой или маслом, так чтобы при опускании одними из первых были бы сожжены ее интимные части и проводили допрос, угрожая изуродовать несчастную.

В большинстве источников не говорится за что женщин подвергали подобному истязанию. Обычно это были жены, подруги или родственницы вражеских предводителей, руководительницы восстаний, либо просто несчастные, как-то сильно досадившие сильным мира сего. Попытка реконструировать подобную процедуру дана в рассказе.

Ситуация резко изменилась с открытием рентгеновских лучей, губительно действовавшей на яичники и яички. Сначала в 20-х годах рентгеновскими лучами стерилизовали закоренелых преступников и преступниц в ряде американских штатов. Затем в годы Второй мировой войны, германские нацисты тысячами подставляли под рентгеновские установки женщин и мужчин «неполноценных» народов, выжигая их половые железы. Говоря об этом наказании, следует рассказать о стерилизации.

Под стерилизацией, в отличие от кастрации, понимают не удаление половых желез и не выключение их функции, а создание условий, исключающих оплодотворение. Обычно это перевязка или перерезка семевыносящих протоков у мужчин и маточных труб у женщин. Уже в древние времена сдавливали мошонку приговоренных мужчин, после чего их травмированные яички уже не могли продолжать род, реже применялся рывок за нее, при точно расчитанном усилии, рвались хрупкие семевыносящие протоки, органы оставались на месте, но как мужчина, человек уже был мало на что способен. Появившись в конце XIX века, стерилизация поначалу начала применяться, как средство контрацепции, последователи Мальтуса рекомендовали проводить ее у женщин из беднейших классов общества (ну и уроды!). Однако в виду необходимости достаточно сложной операции ее популярность несколько снизилась. В начале этого века в законах некоторых штатов США была введена насильственная стерилизация закоренелых преступников, некоторых психически больных. Наиболее широкое распространение она получила в Третьем Рейхе, когда по закону от 1938 года, ей подвергались душевнобольные, преступники, а позднее и неполноценные личности. Что значил этот термин, показывает следующий пример, приведенный на Нюренбергском процессе - один свидетель показал «будучи вызванным в комиссию по расовым вопросам, на опросе он не смог назвать даты рождения Гитлера, Гебельса. Его обвинили в расовой неполноценности и стерилизовали». Был и другой пример «В 1940 году судили одну из немок, Грету С. Было установлено, что будучи в Польше, она вышла замуж за польского офицера и родила троих детей. За расовый позор она и ее дети были приговорены к суровому наказанию. Приписывалось детей стерилизовать и отправить в один из государственных детских домов. Мать погибла в концлагере». Так что задуманная родоначальниками евгеники, как средство улучшения человеческой породы, стерилизация превратилась в орудие судебного преследования. В некоторых концлагерях вывешивали грозные приказы «Хотя половые отношения между заключенными не поощряются, отношение к ним терпимое, другое дело беременность. Неполноценные не имеют права беременеть. Беременные осужденные женщины будут подвергнуты принудительному аборту и стерилизованы. Мужчины, виновные в беременности, будут казнены». Правда такой «гуманизм» продержался не долго, где-то до 1941 года, когда лагеря были жестко разбиты на мужские и женские зоны и любое нарушение порядка, вплоть до взгляда на своего супруга, мог быть наказан смертью. Когда было открыто действие рентгена на половые железы, немцы были в восторге. Доктор Шпрех (позор всех немецких врачей), приволок в Освенцим рентгеновскую установку, облучил 300 евреев, в течение недели они работали на общих основаниях, затем их кастрировали и исследовали половые органы. Был шумный восторг, Шпрех и Менгеле писали Гиммлеру, что «открыто оружие, сродни боевому. Если мы сможем обеспложивать наших врагов, т. е. они смогут работать, но не будут размножаться, расовый вопрос будет решен сам собой». На радостях Шпрех даже пообещал стерилизовать в месяц 300000 человек (ну и стахановец). Правда, через пару месяцев выяснилось, что на женщин рентген не действует стопроцентно, да и облученные мужчины, при передозировке, что было неизбежно на потоке, мерли, как мухи. Так что этот вопрос повис в воздухе.

Так как рентген фактически является лучевой кастрацией со всеми ее последствиями, сейчас стерилизацию применяют только хирургическую, зачастую при помощи лапароскопов и другой современной аппаратуры. К сожалению, мудрецы, пытающиеся использовать ее в полтических целях не перевелись, так она широко применяется китайским правительством в борьбе с женским движением Тибета и в ряде других стран. Так как для основной части женщин материнство является неотъемлемой частью семейного счастья, эта угроза разрушительно действует на психику жертв подобных репрессий…

Человеческая многоножка 3 (The Human Centipede III (Final Sequence), 2015)

Начальник тюрьмы в третьей части хоррора Тома Сикса – настолько беспредельная и отталкивающая личность, что все окружающие люто его ненавидят. Не понимая, что одной только жестокостью и репрессиями уважения не заслужишь, Билли Босс продолжает придумывать новые и новые способы подавления беспорядков, а когда все они терпят крах, самолично кастрирует главного смутьяна и съедает его тестикулы на обед. Но если Билли и верил, что таким образом унаследует смелость своего врага, то зря: оставаясь трусом, постоянно ожидающим бунта, он на этом не успокаивается и вскоре устраивает совместную хирургическую операцию для всех заключенных. Это уже не кастрация – но оскопление в данном случае, пожалуй, было бы более гуманным вариантом…

Хостел 2 (Hostel: Part II, 2007)

Бизнесмен, живущий под каблуком властной жены, так ненавидит ее, что однажды решает «спустить пар» в братиславском клубе для богатых извращенцев: по заказу Стюарта мафия похищает американскую туристку, похожую на его супругу, и дает клиенту возможность замучить ее до смерти в подвале. Но девушка оказывается не промах – завладев секатором, она совершает ответный акт возмездия, которому, надо полагать, аплодировали бы многие феминистки. Не обижайте женщин, господа, если не хотите убедиться, что страшными в гневе могут быть даже самые кроткие из них…

Омерзительная восьмерка (The Hateful Eight, 2015)

На войне как на войне. Начав стрельбу в избушке, набитой уголовниками, наивно ожидать, что они не предпримут ответных мер. В результате возникшего конфликта охотник за головами Маркус Уоррен (Сэмюэль Л. Джексон) получает ранение, лишающее его надежды на обзаведение потомством. Но и после того, как выпущенная бандитом злая пуля разносит гениталии Уоррена в клочья, он продолжает, морщась, вершить правосудие. Глыба-человек, кто бы еще так смог? К примеру, один из персонажей «Добермана» Яна Кунена, получив подобную травму, сразу застрелился…

Возвращение реаниматора (Beyond Re-Animator, 2003)

Похотливый мертвец? Oh, really? В третьей части своей трилогии об оживших трупах Брайан Юзна расширил идеи Говарда Ф. Лавкрафта далеко за пределы оригинальной повести: теперь безумный ученый Говард Уэст сидит в тюрьме, но даже там он умудряется ставить эксперименты по оживлению трупов. Уэст продвинулся настолько, что его пациентов трудно отличить от нормальных людей: к ним возвращаются воспоминания, моторика, мыслительные способности. Первое время тренироваться приходится на крысах, но затем, конечно, дело доходит и до людей. Умерщвленный Уэстом тюремный охранник после возвращения к жизни смелеет настолько, что пытается принудить к оральному сексу журналистку, за которой давно увивается – и та откусывает его детородный орган, начинающий после этого жить собственной жизнью. Фанатов трэша должна впечатлить сцена на фоне финальных титров, где зомби-пенис сражается с зомби-крысой, встреченной им в темном углу. Угадайте, кто победил?

Рикко (Ricco, 1973)

Пираньи 3D (Piranha 3D, 2010)

Что может быть хуже для режиссера порно, чем утрата репродуктивных органов? Разумеется, введя такого персонажа в сюжет, режиссер Александр Ажа не мог не натравить на него гигантских пираний, отгрызших пенис сластолюбца и вдобавок обглодавших ему ноги до костей. Если кому-то этого мало – в фильме есть также сцена, в которой рыба отрыгивает полуразжеванный член прямо в камеру. В 3D -- эффект незабываемый.

Пир (Feast, 2005)

В сиквеле «Пираний» тоже обошлось без кастрации: здесь пиранья проникает во влагалище девушки во время купания, после чего… Ну, вы поняли. Джон Гулагер, сменивший Александра Ажа в режиссерском кресле, в этой скользкой теме не новичок -- он успел поиграть с ней еще в своем дебютном трэш-хорроре «Пир». Любопытно, что усекновению детородных органов у него там подвергается даже не человек, а неизвестный науке монстр, играющий с посетителями затерянного в пустыне бара в игру «три поросенка». К счастью, те успевают захлопнуть дверь перед носом твари, прищемив ее огромные гениталии, после чего задействуют мачете. Но от зрелища других монстров, занимающихся самым отвратительным в мире сексом, зрителей это, увы, не спасает…

Ад каннибалов (Cannibal Holocaust, 1980)

Создавая первый в истории полноценный фильм в жанре «найденной пленки», режиссер Руджеро Деодато продемонстрировал, что цивилизованные люди могут быть ничуть не лучше дикарей – особенно если они резвятся в диких местах, где никто не спросит с них за совершаемые злодеяния. В этом смысле кастрация, которой амазонские каннибалы подвергают одного из белых пришельцев-насильников в финале ленты, выглядит вполне логичным возмездием. Многочисленные кровавые сцены, сдобренные эпизодическим потрошением реальных животных, получились настолько убедительными, что итальянская Фемида чуть не упекла Деодато за решетку – ему пришлось привести актеров в суд, чтобы доказать, что все они живы и здоровы. О том, просили ли Луку Барбарески, сыгравшего кастрированного оператора Марка, спустить штаны, дабы убедиться, что его хозяйство все еще на месте, история умалчивает.

Каннибалы (Cannibal Ferox, 1981)

«Каннибалы» Умберто Ленци, вышедшие в 1981 году по следам успеха фильма Деодато, не только снимались в точно тех же местах в Колумбии, но и позаимствовали у предшественника основной сюжетный мотив о белых людях в гостях у людоедов (вот разве что без эффекта found footage решили обойтись). Градус насилия был поднят: Ленци демонстрирует сразу два оскопления – туземца и приезжего белого наркоторговца, – причем вторая кастрация не только показывается крупным планом, так еще и экзекутор после этого съедает свежеотсеченный пенис жертвы под одобрительные крики остальных членов племени. За кастрацией следует вскрытие черепа. Впрочем, сказать, что усопший был хорошим человеком, вряд ли у кого повернется язык. Амазонское правосудие – оно такое.

Калигула (Caligola, 1979)

Как бы преданно ты ни служил сбрендившему тирану, тебя это не спасет, если тому захочется позабавиться. В «Калигуле» Тинто Брасса император-извращенец, узнав, что один из его офицеров планирует жениться, преподносит ему «свадебный подарок»: невесту насилует у жениха на глазах, а самого Прокулуса содомизирует кулаком. Но и этого Калигуле мало: вскоре он объявляет Прокулуса изменником (на основании того, что тот «честный человек, а значит, плохой римлянин») и приказывает замучить его до смерти, после чего помочиться на бездыханное тело, гениталии же несчастного отрубить и частично кормить собакам, частично отдать супруге.

Сценарист Гор Видал планировал оставить все эти подробности за кадром, но продюсер Боб Гуччионе потребовал показать сцену в деталях. Поскольку это было далеко не единственное отступление от сценария, да еще вдобавок Гуччионе распорядился напихать в сюжет чистой порнухи, в стане авторов произошел раскол: брыкавшегося режиссера Брасса уволили, а Видал ушел сам, потребовав убрать свое имя из титров. То, что в итоге получилось, отдавало чистым безумием, поэтому для релиза фильм жестко порезали, выкинув оттуда и сцену кастрации – увидеть ее зрители смогли только много лет спустя в uncut-издании. Кстати, историки утверждают, что реальный Прокулус умер совсем иначе, да и Калигула, судя по уцелевшим хроникам, кастрировать никого не приказывал. Но кто же в это теперь поверит?

Зубы (Teeth, 2007)

Героиня этого комедийного хоррора – обладательница того самого зубастого влагалища (т.н. vagina dentata), которое, как считается, существует только в мифах. На этом описание ленты, пожалуй, можно закончить. Такого количества откушенных гениталий не знает, пожалуй, ни одно другое кино… Хотя нет: по правде говоря, еще был немецкий трэш «Презерватив-убийца» о кондоме с зубами, -- но смотреть его без смеха невозможно, чего авторы, конечно, и добивались. И, чтобы закрыть тему комедийных хорроров: в трэше «Уличный мусор» живущие на свалке бомжи, упившись токсичного пойла под названием «Гадюка», отрезают член своему не менее пьяному товарищу и долго перекидывают «игрушку» друг другу, как баскетбольный мяч. Простым людям порой так не хватает развлечений…

Город грехов (Sin City, 2005)

Накануне выхода на пенсию полицейский Джон Хартиган ловит сынка сенатора Рорка, блатного убийцу-педофила по прозвищу Желтый Ублюдок и успешно отстреливает ему некоторые части тела, включая половой член. Но добить не успевает, о чем потом горько сожалеет на нарах, куда его сажает папаша Рорк. Ублюдок же, поправившись и восстановив «утрату» с помощью пластических хирургов, становится только злей. Когда Хартиган выходит из тюрьмы, он снова схлестывается с Ублюдком и в честном поединке отрывает ему наращенные гениталии буквально голыми руками (похожий трюк проделывает Сонни Чиба в классическом «Уличном бойце»). Закадровый комментарий мстителя -- «Я забрал у него его оружие. Оба его оружия» -- ожидаемо стал популярной киноцитатой. Фильм поставлен по графическому роману Фрэнка Миллера.

Антихрист (Antichrist, 2009)

Героиня скандальной драмы Ларса фон Триера настолько травмирована смертью маленького сына, выпавшего из окна, пока родители занимались сексом, что начинает сходить с ума. В попытке успокоить ее муж предлагает переехать на какое-то время в лесной домик, но там все становится только хуже. Секс больше не приносит супругам удовольствия: виня себя за плотские утехи, приведшие к трагедии, женщина приходит к выводу, что грех нуждается в искоренении: в пароксизме безумия она отсекает себе клитор ножницами, а мужу разбивает мошонку деревянной колодой. По правде говоря, этот краткий пересказ -- лишь попытка проникнуть в режиссерский замысел, намеренно оставляющий пространство для трактовок, но если вы боитесь крови, лучше не испытывайте свои нервы: в стремлении шокировать зрителя фон Триер сумел здесь обскакать даже Михаэля Ханеке с его «Пианисткой».

Империя чувств (Ai no korida, 1976)

Этот фильм режиссера Нагиса Осимы более знаменит тем, что в нем демонстрируется несимулированный оральный секс – но и кастрации место нашлось. Заигравшись в сексуальные игры со своим работодателем, девушка Сада Абэ однажды удушает его слишком уж сильно. Что делать с трупом? Сада придумывает весьма оригинальный ход: отсекает ему член, пишет кровью слова любви на груди усопшего (нечто похожее можно наблюдать в немецком малобюджетном хорроре «Король смерти», где один из персонажей смотрит по телевизору фильм о нацистах, кастрирующих мужчину и рисующих обрубком члена свастику на его груди) и несколько дней скитается со своим кровавым трофеем, спрятанным в дамскую сумочку, по улицам японской столицы, пока ее не арестовывает полиция. Фильм основан на реальной истории – но, в отличие от секса, кастрацию покойника, конечно, пришлось сымитировать. К слову, когда реальную Абэ спросили, зачем она носила с собой гениталии любовника, та ответила: «на память». Что убийца при этом выделывала с отрезанными органами, мы здесь лучше писать не будем. За убийство и расчленение трупа Абэ получила шесть лет – после выхода на свободу она вскоре сменила имя и навсегда исчезла из поля зрения СМИ.

Как малые дети (Little Children, 2006)

Ронни – психопат, отсидевший за обвинение в непристойном поведении и получивший клеймо педофила. После выхода на свободу от него шарахается весь городок, а бывший полицейский Ларри, мечтающий о восстановлении в органах, неутомимо преследует извращенца. Ларри считает, что с ним поступили несправедливо, выпнув из полиции за превышение полномочий, и хочет снова доказать свою профпригодность, вернув живущего по соседству педофила за решетку – но добивается только того, что затравленный Ронни в отчаяньи кастрирует себя секачом и рискует умереть от потери крови у него на руках. Мама Ронни мечтала, чтобы он был хорошим мальчиком – он и попытался, да только хорошо от этого, кажется, никому не стало. Фильм снят по роману Тома Перротты.

Я плюю на ваши могилы (I Spit on Your Grave, 2010)

Когда жертва мстит насильникам, без кастрации тут никуда – во всяком случае, в голливудских фильмах. Героиня триллера «Я плюю на ваши могилы» (также известного как «День женщины»), жительница Нью-Йорка, последовательно расправляется с надругавшимися над ней деревенскими мужиками, в числе прочего проворачивая довольно изощренный трюк: заманивает одного из негодяев домой, парит его в горячей ванне, возбуждает мануально, после чего молниеносно отсекает половые органы заготовленным ножом и покидает ванную. Разомлевший злодей даже не сразу понимает, что произошло, а потом уже поздно: дверь заперта на щеколду, Дженнифер удовлетворенно слушает музыку в кресле-качалке, а подонок медленно умирает от потери крови. Деталей зрителю не показывают, но от сцены все равно дерет мороз по коже – не приходится удивляться, что фильм вызвал большой скандал. В ремейке 2010-го года сцена кастрации присутствует тоже, но теперь экзекуция проводится садовым секатором, и ее предваряет вырывание зубов (после чего отрезанный член запихивается истекающему кровью обидчику в беззубый рот). Присутствует оскопление и в сиквеле ремейка, где задействуется брутальное раздавливание мошонки тисками.

Чтобы не вставать два раза – еще несколько похожих примеров. В хорроре Уэса Крейвена «Последний дом слева» мать, мстящая за дочь, откусывает насильнику половой член и выплевывает в реку. Похожие сцены присутствуют в фильмах «Ведьма, явившаяся из моря» и «Канун разрушений» (причем в последнем случае зубами работает женщина-киборг, которой имплантированы воспоминания жертвы насильника!). Российские кинематографисты отметились «Ворошиловским стрелком», где насильнику отстреливает член дедушка пострадавшей девушки. В исходной книге, заметим, отстреливалась нога, -- но так, конечно, куда эффектней. Мафиози Марселлас Уоллас, изнасилованный в «Криминальном чтиве», мстит за поруганную мужскую честь аналогичным способом. Робот-полицейский в «Робокопе» тоже разделяет мысль о том, что насильников следует кастрировать пулями (существует даже пародийная короткометражка, в которой Робокоп за пару минут экранного времени отстреливает члены целой толпе извращенцев). А сможете угадать, как расправляется с одним из встретившихся ему негодяев герой ленты «Бомж с дробовиком»?

Выживший (The Revenant, 2015)

Скитаясь по диким местам США в первой половине 19-го века, траппер Хью Гласс натыкается на лагерь французов, один из которых пытается изнасиловать представительницу местного индейского племени. Эта похищенная женщина – дочь вождя, и когда Гласс спасает ее от мучителя и вооружает ножом, гордая индианка незамедлительно расправляется с французом тем самым способом, который сегодня некоторые граждане требуют применять к педофилам. Сам Гласс под шумок угоняет лошадей, оставив врагов умирать на морозе, так что суровое возмездие так или иначе настигает всех похитителей. Но истечь кровью без штанов и медицинской помощи в дремучем лесу – это однозначный джекпот. Поздравляем победителя!

Сенезино в опере Генделя «Флавио», Лондон, ок. 1723 г. Приписывается Уильяму Хогарту.

Примерно 25 столетий назад на далеком Эгейском острове Аристотель пришел к заключению, что «все животные, если они прооперированы в молодом возрасте, становятся крупнее и привлекательнее своих непокалеченных собратьев; если же их прооперировать, когда они уже полностью выросли, то никакого увеличения в размерах не последует... Можно вывести общее правило: изувеченные животные вырастают до большей величины, чем неизувеченные».

Под «увечьем» Аристотель подразумевал кастрацию. О том, как она влияет на самцов, было хорошо известно греческому фермеру в IV веке до н.э., равно как и его современному потомку. Но греческий философ имел в виду не только домашний скот. Он имел в виду и человека.

В зависимости от дальнейшего предназначения римляне делили кастрированных рабов на несколько категорий: semivir (полумужчина), eviratus (выхолощенный мужчина), mollis («обабившийся мужчина»), malakos (танцор по образу и подобию женщин).

Строго говоря, евнух и кастрат не одно и то же, поскольку существуют два вида кастрации: белая и черная. При черной кастрации удаляются и семенники, и пенис, таким образом, мужчина становится кастратом. При белой кастрации у мальчика или у мужчины вырезаются только семенники, превращая его в евнуха. Увечье это отнимает способность к оплодотворению, но не мешает заниматься сексом.

Это достоинство немало ценилось женщинами в гаремах, а также поклонницами певцов-евнухов (которых все-таки называли кастратами) в XVIII веке. Известен также случай из истории Китая, когда один из евнухов даже стал отцом детей вдовствующей императрицы и матери правителя. Вероятно, кастрированному в детстве евнуху яички до конца не удалили, а искусственных приспособлений для занятия любовью и в средние века было предостаточно... В Древнем Риме рабов кастрировали даже чаще, чем в Арабском халифате или Китае и использовали мальчиков-кастратов как наложников.

А вот в Древнем Китае операцию делали либо взрослому человеку по доброй воле, либо ребенку в раннем детстве с согласия отца. Пациента укладывали на подогретую кушетку, в положении полусидя, обвязывали материей живот и бедра, а гениталии несколько раз промывали горячей водой с перцем. После операции мочеиспускательный канал затыкали пробкой, а рану закрывали бумагой, пропитанной холодной водой, и крепко перевязывали. Прооперированным не разрешалось пить в течение 3 дней, пока не удаляли пробку. Операция постоянно совершенствовалась, и в Китае достигли наивысших успехов в производстве евнухов.

Но там, где кастрация являлась отголоском древнейших обрядов жертвенного поклонения жестокой – и вместе с тем милосердной – Богине-Матери, например, в Египте, процедура была варварски жестокой. Жрец крепко-накрепко затягивал половые органы шерстяной нитью и вырывал их. Хлынувшую из раны кровь останавливали с помощью пепла и горячего растительного масла, после чего евнуха зарывали по пояс в раскаленный песок, где он должен был провести 5-6 дней. В результате подавляющее большинство кастратов умирали. В Древней Индии будущему кастрату перед процедурой давали изрядную дозу опиума. Его гениталии зажимали бамбуковыми щепками и отрезали острым лезвием. Рану промывали горячим растительным маслом и закрывали тряпкой, пропитанной маслом. Пациент лежал на спине и пил только молоко - до того дня, он пока не придет в себя. Смертельных исходов у индусов было гораздо меньше, чем у египтян.

Со временем на Востоке возникли настоящие центры кастрации, где готовили будущих стражей брачных покоев и идеальных слуг. Вначале «учеников» аккуратно оскопляли, затем обучали надлежащему поведению. Такие «университеты кастратов» находились, например, в Самарканде и Дербенте. Восточных повелителей отчего-то не смущали слова пророка Мухаммеда, запретившего оскоплять зверей и людей.

Есть одна любопытная закономерность: мальчики, которых кастрировали до наступления полового созревания, вырастали необычайно высокими. На гравюре, приписываемой Хогарту, показан кастрат, исполняющий одну из партий в опере Генделя. Он башней высится над другими артистами.

Почему кастраты были такими высокими? Последний ватиканский кастрат Алессандро Морески умер в 1922 году. Но в других странах сотни, если не тысячи мужчин, кастрированных в детстве, жили на протяжении почти всего XX века. Это были придворные евнухи, и их встречалось немало. К моменту отречения у китайской императорской семьи, последних отпрысков династии Кинг, в Запретном городе в Пекине находилось в услужении до 2 тысяч евнухов. Последнего придворного китайского евнуха Сунь Яотина похоронили только в 1996 году. Вместе с его яичками, которые тщательно сохранялись в специальном сосуде. Около двухсот евнухов жило во дворце Топкапи в Стамбуле вплоть до 1924 года, то есть до изгнания султана, которому они служили. Вообще же на обширных территориях, которые некогда контролировала Блистательная Порта, должно быть, насчитывалось намного больше евнухов. В 1920-х годах часть стамбульских евнухов была тщательно обследована группой немецких врачей. То, что они обнаружили, казалось действительно странным. Эти пожилые люди, последние в ряду евнухов, непрерывно служивших своим римским, византийским и османским хозяевам, имели кости подростков.

По мере приближения поздней фазы подросткового периода у детей постепенно закрываются ростовые пластинки – источник клеток, стимулирующих рост кости. Именно по этой причине рост в конце концов прекращается. На рентгенограммах видно, как далеко зашел этот процесс; по ним можно даже определить «костный возраст» ребенка. Если у восьмилетних детей на каждом конце длинных костей имеются широкие ростовые пластинки, то у четырнадцатилетних они сужаются, а у восемнадцатилетних почти или полностью зарастают. У стамбульских евнухов ростовые пластинки так и не закрылись. Напрашивается ясный, хотя и слегка неожиданный вывод: из-за отсутствия тестикулов эти люди никогда не переставали расти.

В 1994 году к врачу из Цинциннати обратился пациент с типично евнухоидными чертами – диспропорционально длинными конечностями, несмотря на наличие у мужчины двух неповрежденных и с виду здоровых яичек. Ему было 28 лет, и рост его составлял 204 сантиметра. Необычным было то, что, судя по его водительским правам, его рост в шестнадцать лет составлял всего лишь 178 сантиметров. Иными словами, за прошедшие двенадцать лет он каким-то образом вырос практически на 22 сантиметра. При обследовании пациента была выявлена мутация рецепторов эстрогена.

Эстрогены – эстрадиол и эстрон – являются типично женскими гормонами. Это гормоны молочных желез, менструаций, беременности и менопаузы. Однако у мужчин эстрогены также продуцируются, притом в больших количествах: именно из них вырабатывается тестостерон. Далеко не все имеющиеся у мужчин эстрогены подвергаются трансформации, часть из них остается и играет важную роль в прекращении роста костей. В последние годы были обнаружены еще двое мужчин, один в Японии, другой в Нью-Йорке, не способных продуцировать эстроген из-за отсутствия одного фермента. Оба они также перешагнули за двадцать и продолжали расти. С другой стороны, у детей с избыточной продукцией эстрогена пубертат начинается и заканчивается очень рано. Они растут быстро, но недолго, в результате чего на всю жизнь остаются низкорослыми.

У кастратов (евнухов) также наблюдаются перемены в психике: они становятся флегматичными, малоподвижными, упрямыми, скупыми, скрытными, с оттенком черствости в характере, исчезают бодрость и живость мысли, замечается склонность к депрессивным состояниям и меланхолии. Наряду с вялостью, кастраты отличаются полнейшим равнодушием к людям.

Но все эти болезненные (или не болезненные) последствия кастрации не мешали многим евнухам достичь величия. Причем в самых разных сферах...

Легендарный халиф Харун аль-Рашид, правивший Багдадским халифатом в 786-809 годах, держал при себе две сотни женщин. Его ближайшим наперсником и оруженосцем был евнух Мазрур. Халиф даровал ему весьма сомнительную привилегию отсекать головы своим врагам. Кастраты порой имели огромное влияние на своих господ и даже правили на подобии «серых кардиналов» целыми странами. Например, в течение десятков лет, пока у власти в Византии находился император Констанций II, страной управлял глава его опочивальни Евсебий.

Среди первых отцов церкви известны кастраты, например, философ Ориген (185-254 гг.), Леонтий, епископ Иерусалима, или Валерий (ок. 250 г.), который учредил даже секту кастратов, позднее запрещенную. Но самый известный христианский кастрат – богослов и философ Пьер Абеляр (XII век). Его оскопили после соблазнения знатной девицы Элоизы и рождения у нее ребенка, после чего оба они приняли монашество, и пара прожила долгие годы, ведя романтическую и философскую переписку.

Другим примером власти кастратов является Китай, где эта процедура известна более 5 тысяч лет. Причем многие из них служили не только при дворе, но и в армии. И добивались заметных успехов на сугубо мужском поприще! Некоторые современные историки даже убеждены, что Америку открыл не Колумб, а один из китайских кастратов - Чжен Хе, известный в XV веке под прозвищем Адмирал-евнух, когда отправился во главе морской экспедиции искать сокровища для царствующей династии Мин. Он совершал в XV веке морские путешествия в Индию, Шри Ланку, Аравию, плавал вдоль берегов Восточной Африки и командовал огромным флотом, насчитывавшим 300 с лишним кораблей и 30 тысяч матросов. Известны даже случаи, когда кастраты практически заменяли императоров во всех сферах жизни.

Многие из знаменитых кастратов были также известны победами на любовном фронте. Еще в Древнем Китае евнухи имели свои семьи - усыновляли детей, брали себе жен и наложниц. С помощью искусственных органов они ловко имитировали любовь. А в XVIII веке, по свидетельству исторических источников, романтическая связь с кастратом считалась заманчивым приключением. Ценилось и то, что сексуальные отношения с ними не могли привести к беременности. У кастратов-гомосексуалистов было еще одно преимущество: они с легкостью могли замаскироваться под женщину – в одного из них влюбился даже Казанова. Циничная эпоха барокко ничего не осуждала!

Более других в Европе прославился певец-кастрат Фаринелли (1705-1782).


Карло Броски – настоящее имя певца, получил широкую популярность в первой половине XVIII века. Он родился в Неаполе в 1705 году, дебютировал в Риме, затем блистал в Вене, Венеции, Неаполе, Милане, Лондоне и Париже.

Карло Броски был кастрирован в детстве с разрешения своего старшего брата, композитора, боявшегося, что с возрастом тот потеряет свой чудесный голос. Его сопрано покорило самого Генделя, а зрители и особенно зрительницы приходили в экстаз от его голоса, называя певца «божественным Фаринелли».

В великих оперных театрах, таких, как «Ла Скала», царили не теноры, как это происходит сейчас, а, скорее, кастраты. Прославляемые за диапазон, силу и неземные свойства своих голосов, некоторые кастраты становились богатыми, знаменитыми и влиятельными людьми. Фаринелли пел для испанского короля Филиппа V и был награжден титулом кабальеро; Кафарелли стал герцогом и отстроил себе дворец в Неаполе; Доменико Мустафа стал папским рыцарем и штатным директором хора понтифика. Россини, Монтеверди, Гендель, Глюк, Моцарт и Мейербер - все писали музыку специально для кастратов. Когда они пели, зрители в ложах кричали: «Eviva il coltello!» («Да здравствует скальпель!») и сходили с ума от восторга.

Главными особенностями кастратов-певцов были форма и положение гортани. У мальчиков гортань после мутации опускается, и даже у девочек при созревании в какой-то степени происходит то же самое, что отражается на тембре голоса. У кастратов опущения гортани не происходит, то есть связки у них не удаляются от резонирующей полости, что и придает их голосам столь необычную чистоту и звонкость и способствует гармоничности звучания. По своей костной структуре такая гортань больше похожа на женскую как по размеру, так и по отсутствию создаваемой адамовым яблоком кривизны. Тембр тоже был женский, так что некоторые партии сопранисты и певицы могли исполнять с равным успехом: например, партию Ринальдо у Генделя одинаково исполняли и кастраты Николино и Бернакки, и певицы-сопрано Барбье и Вико. Но при всем том гортань кастрата сохраняла положение, форму и пластичность детской гортани, и к удвоенным преимуществам такой «гибридной глотки» добавлялась присущая только кастратам замечательная сила голосовых связок, развивавшаяся благодаря усердным - от 4 до 6 часов ежедневно! - многолетним упражнениям.

В Италии XVIII века около 4 тысяч мальчиков в год теряли свое мужское достоинство ради сохранения ангельских голосов. Но лишь для некоторых эта жертва становилась тропой к славе. Объяснение большого количества кастратов в Европе лежит в запрете на пение женщин в церкви, а затем и в оперных театрах Рима, находящихся под неусыпным контролем папы. Католическая церковь многократно осуждала практику кастрации, но на деле продолжала привлекать таких певцов в капеллы. Именно они пели в хоре Сикстинской капеллы до 1903 года и получали сказочные гонорары и подарки.

К счастью, итальянские кастраты вышли из моды, а сама операция была запрещена папой Пием X в 1920 году. Век кастратов канул в Лету - последний из них, Алессандро Морески, умер в 1922 году. Его голос сохранился на записи с концерта 1902 года в Риме. В современных постановках барочных опер при всей моде на винтаж и аутентизм (историческую достоверность) партии кастратов отдают иногда женщинам меццо-сопрано и мужчинам контра-тенорам. Но их фальцет редко производит то неповторимое чарующее впечатление: сила и мелодичность голоса кастрата намного превосходила женское пение. И некоторые труднейшие оперы Вивальди, Глюка и Генделя оказались вытеснены с театральных афиш.

Есть некоторая наивность в представлении о наказании виновных в преступлении частей тела – например, в том, что ворам рубят руки. Если следовать такому подходу, почему бы не наказывать половые органы людей, совершающих преступления на сексуальной почве? Или онанистов и гомосексуалистов, которые бросают вызов правилам хорошего тона и рискуют своим здоровьем? На протяжении столетий логика таких предложений удовлетворяла многих представителей власти, ответственных за соблюдение законности. И, таким образом, покончить с их – скажем так: с чем угодно, лишь бы окончательно решить проблему.

Практика увечья половых органов была освящена веками. Как средневековое наказание за изнасилование или измену это соответствовало jus talionis – око за око. С 1906 г. в Европе это был обычный приговор для преступников на сексуальной почве. В XIX в. двоюродный брат Чарльза Дарвина Фрэнсис Гальтон придумал термин «евгеника» для системы, призванной увеличить генетический фонд людей за счет отбора для воспроизводства «лучших» их представителей. Очевидным способом предотвратить участие в этом процессе «неполноценных» была их стерилизация. В 1931 г. британский парламент решительно осудил законодательство в пользу евгеники, но в других странах Европы его с энтузиазмом поддержали. Сотни тысяч несчастных были стерилизованы как для «улучшения нации», так и для экономии средств нации, что случалось чаще.

Физическая кастрация – удаление яичек – представляет собой тот же процесс, который применялся к кастратам , чтобы остановить развитие их гортанных структур. У взрослых это снижает половое влечение и убавляет сексуальную активность, что делает кастрацию приемлемой при обращении с преступниками на сексуальной почве. Она также была использована в евгенике. В США кастрация по мотивам евгеники продолжалась с 1899 по 1930 г., а в нескольких южных штатах использовалась в качестве предпочтительного наказания для чернокожих мужчин, обвинявшихся или хотя бы подозревавшихся в изнасиловании белых женщин.

В Европе евгенику с энтузиазмом встретили в Германии, и принятый в 1933 г. «Закон о предотвращении рождения потомства с наследственными заболеваниями» сделал стерилизацию обязательной для всех, кто страдал наследственными проблемами со здоровьем. В этом оказывал поддержку Институт кайзера Вильгельма, разъясняя врачам детали «расовой науки» и обучая их выполнять связанные с ней обязанности. Нацистское «правосудие» тоже нередко прибегало к увечью половых органов. В эпоху Третьего рейха были стерилизованы, и многие из них кастрированы, четыреста тысяч человек, осужденных на запрет иметь детей. К одной из первых групп, отобранных для этой процедуры, относились «рейнландские бастарды» – смешанные в расовом отношении дети, рожденные от немецких матерей и афроамериканских военных из оккупационных войск после Первой мировой войны. К числу отбиравшихся для стерилизации относились и те, кто страдал от слепоты, глухоты, физической инвалидности, умственной неполноценности, шизофрении и маниакальной депрессии. Бродяг, бомжей и алкоголиков также могли причислить к умственно неполноценным и на этом основании стерилизовать.



Особенно пристальное внимание вызывали сексуальные отклонения и извращения, и потому с пристрастием разыскивали и ловили гомосексуалистов. Имперское министерство юстиции постановило, что каждый акт гомосексуализма между взрослыми почти наверняка является следствием инстинкта, приобретенного в силу дурной наследственности. Один тюремный врач сделал так много операций кастрации, что усовершенствовал их технику и скорость проведения до такой степени, что на каждого пациента ему было достаточно восьми минут, причем он использовал только местную анестезию.

В Скандинавии, США и Канаде также существовали крупные движения, связанные с евгеникой. В Дании пересмотрели закон о стерилизации 1929 г. так, что к 1935 г. он очень напоминал немецкий и другие европейские законы такого рода. Кандидатам должно было быть не меньше двадцати одного года, и виновники должны были совершить «серьезное сексуальное» преступление, включая инцест и эксгибиционизм. Хотя гомосексуализм и проституция при этом из списка сексуальных преступлений исключались, некоторых мужчин за это кастрировали. Часть мужчин предпочитали кастрацию тюремному заключению.



В 1941 г. Швеция также расширила свои законы 1934 г., включив в их состав «антиобщественные», и потому оказалась неспособной позаботиться о детях преступников. И датские, и шведские законы оказали влияние на Финляндию, где утвердили аналогичные акты в 1935 г. Норвегия сделала то же самое в 1934 г., Эстония – в 1937 г., а Исландия и Латвия – в 1938 г. Всего в Европе в качестве наказания за различные сексуальные преступления были кастрированы тысячи мужчин.

В 1929 г. двадцать четыре штата США, в частности Калифорния и Виргиния, приняли законы о стерилизации с целью исправления проблем, связанных с генетическими изъянами. К 1958 г. было кастрировано 60 929 человек, причем тех из них, кто пытался скрыться, полиция разыскивала и заставляла вернуться к этой процедуре.

В Канаде законы, имеющие отношение к евгенике, были приняты только в провинциях Британская Колумбия и Альберта. В Британской Колумбии стерилизовали не более нескольких сот человек. В Альберте с 1928 по 1971 г. Совет по евгенике вынес решение о стерилизации двух тысяч восьмисот двадцати двух граждан. Около семисот из них, которые живы до настоящего времени, возбудили судебные дела о компенсации.

Кастрация за сексуальные преступления часто приводила к появлению евнухов, и чем старше был кастрат, тем большей была вероятность того, что операция приведет к его импотенции. Исследования, проводившиеся с ними, свидетельствуют о том, что непосредственно после операции по меньшей мере 60 процентов утрачивали половое влечение и потенцию, а со временем это происходило еще с 20 процентами. Им были присущи и другие побочные эффекты: приливы крови, уменьшение волосяного покрова на лице и теле, развитие жировой ткани, изменения кожи, при которых она становилась более мягкой, рыхлой и дряблой, на лице возникало больше складок и сеточки морщин, оно приобретало черты, характерные для лица кастрата. Кастрация также приводила к снижению рецидива сексуальных преступлений с 84 процентов перед операцией до примерно 2,2 процента после нее.

В настоящее время стерилизация сексуальных преступников проводится путем не физической, а химической кастрации. Она считается менее жестокой и потенциально обратимой. Проводится серия уколов гормонами или другими медицинскими препаратами, которые снижают сексуальное влечение, тем самым улучшая способность пациента реагировать на разные типы психотерапии и изменение поведения. Химическая кастрация используется в США, Канаде и Европе. В результате ее применения возникает несколько больше рецидивистов (около 6 процентов, как сказано в одном исследовании), чем при физической кастрации.

В наше время новый закон о евгенике и защите здоровья в перенаселенном Китае направлен на то, чтобы предотвратить «неполноценные рождения» через сочетание принудительной кастрации, стерилизации, абортов и целибата. Он применяется к людям с наследственными, венерическими, инфекционными заболеваниями (например, гепатитом Б), с сильным душевным расстройством.

В Таиланде в настоящее время развивается любительская форма неофициальной, но радикальной кастрации. Больше сотни мстительных женщин подмешивали неверным мужьям наркотики в еду или питье, а потом отрубали их половые члены. Власти отнеслись к этой проблеме настолько серьезно, что создали Патруль полового члена. Этот Патруль вызывают, когда очередная жертва приходит в себя и обнаруживает, что область тела в районе расположения половых органов в крови, а сам важнейший орган отсутствует. Как поисковый отряд они осматривают близлежащие поля в надежде найти половой член, отрубленный с безжалостной жестокостью, причем делают это как скоростной пробег, надеясь успеть в больницу, чтобы его хоть как-то смогли восстановить. Нередко его находят, но одна женщина в ярости смогла их провести, прикрепив половой член мужа к шарику, наполненному гелиево-воздушной смесью, для полной уверенности в том, что муж никогда не сможет его себе вернуть.

Одним из следствий волны ампутаций половых членов стало то, что тайские хирурги теперь лучшие в мире специалисты по их восстановлению. Один хирург восстановил владельцам тридцать один такой орган. Другим следствием является некоторое увеличение численности монахов буддийских монастырей, поскольку некоторые новые кастраты, стремясь примириться с состоянием стерильности, ищут духовного утешения в религии в качестве монахов.

А те, кто занимается таким варварством, – женщины, не желающие терпеть легкомысленного поведения супругов на стороне и их любовниц, разворачивают свою незаконную, но действенную кампанию. Если их находят виновными в совершенном преступлении, им грозит десять лет тюремного заключения, но суть проблемы состоит в том, что они готовы сидеть в тюрьме столько, сколько нужно, чтобы в зародыше пресечь неверность мужей.

Глава 10

Целибат для подавления нетрадиционной, или скорбной сексуальности

Леонардо да Винчи уклонялся от тюремного заключения

Льюис Кэрролл развеял подозрения

Джон Раскин избегал мерзких сексуальных отношений

Сэр Исаак Ньютон врачевал разбитое сердце

Бостонские браки славят романтическую дружбу

Целибат представляет собой самый очевидный способ избежать проявления или ощущения нетрадиционной сексуальности, в частности гомосексуализма и педофилии. В разные исторические эпохи эти формы сексуальности объявлялись вне закона. Подверженные им люди рисковали подпасть под самые разные наказания, нередко весьма жестокие: тюремное заключение, унижения, профессиональное бесчестье, общественный бойкот и религиозное осуждение. В таких обстоятельствах соблюдение целибата представляло собой прекрасную возможность для того, чтобы скрывать, отрицать или даже «излечивать» гомосексуализм и педофилию.

Целибат является удобным способом уклоняться от нежелательных сексуальных ощущений, включая чувство отвращения либо к гениталиям, либо к половому акту, либо к тому и другому. Для некоторых людей это самый легкий путь справиться с постигшим их горем, самозащита от тоски, которая гложет их после того, как распались отношения с близким человеком.

Все эти ситуации, связанные с целибатом, достаточно легко себе вообразить, и вдумчивые взрослые люди могут определить, соблюдают ли целибат их собственные знакомые, возможно принадлежащие к одной из упомянутых выше категорий. Конечно, часто это остается лишь на уровне догадок. Люди, стремящиеся скрыть соблюдение ими целибата, отрицают или подавляют проявление сексуальных желаний, считают их неприемлемыми, вредными или омерзительными. Вряд ли они готовы к обсуждению проблем такого рода. Еще в большей степени это относится к историческим личностям. Природа зверя часто ставит под вопрос как уверенность в соблюдении ими целибата, так и – даже в большей степени – толкающие их к тому причины. Тем не менее известные люди, упоминаемые ниже, по установившемуся мнению, действительно соблюдали целибат, причем каждый из них имел на то собственные причины.

Что еще почитать