Какие нужны игрушки для ребенка 4 месяца. Какие игрушки предложить крохе? Развитие тактильных ощущений ребёнка

В этом возрасте грудничок более любознателен и активен. Ему не интересно просто лежать в кроватке и наблюдать за окружающим миром. Он уже способен приподниматься на локотки и тянуться к игрушке, которая находится в поле его зрения. Изучая незнакомые предметы, кроха развивает тактильные ощущения, слух, но главное – усовершенствует мелкую моторику. Возникает вопрос, какие игрушки будут нужны ребенку в 4-5 месяцев? И что должны знать родители при выборе игровых приспособлений? Об этом пойдет речь в нашей публикации.

Игрушки для развития

Развивающие игрушки не должны быть сложными для детей и соответствовать их возрасту. Не стоит покупать конструкторы, механические машинки, которые пригодятся крохе только через определенное время. Такие взрослые забавы в манеже ребенка – это дополнительная информационная перегрузка. Как и прежде, актуальными для этого возрастного периода остаются – погремушки, сенсорные мячики и детские музыкальные устройства.


Малыш в возрасте 4-5 месяцев способен не только следить за игрушкой. Он легко берет и сжимает ее в ручке, внимательно рассматривает, бросает, наблюдает за ее действием. В ходе игры с предметом, ребенок вырабатывает созерцательно-исследовательские навыки и умения, изучает причинно-следственные связи, а также знакомится с новыми впечатлениями. Благодаря такой игровой деятельности младенцу легче адаптироваться в социальной среде.

Зрение

В первую очередь, для развития зрения, ребенку необходимы яркие игрушки – красного, синего, зеленого цвета. Они быстрее привлекают внимание, поэтому малыш различает их первыми. Для того чтоб кроха хорошо фокусировал свой взгляд и не переутомлялся, перед ним должно находиться не более 2-3 разноцветных предметов.

Если над кроваткой малютки висит мобиль с крутящимися фигурками, их меняют через каждые два-три дня. Новые игрушки заставляют грудничка 4-5 месяцев сосредотачиваться на их передвижении по кругу и тем самым способствуют развитию зрительского восприятия.

Не нужно цеплять на подвеску много объектов, иначе у карапуза начнут разбегаться глазки, а в будущем может появиться косоглазие. Лучше подцепить меньше, но с пользой для глазных мышц.

Если ребёнок не фокусирует взгляд, либо у него отсутствует какая-либо реакция на передвижение предметов – следует обратиться за консультацией к детскому терапевту.

Слух

По мере того, как ребенок растет, происходит формирование слуха, речи и осязания. В 4-5 месяца маленький карапуз уже хорошо определяет речь мамы, слышит звуки и поворачивает голову в сторону издаваемого шума. В этом возрасте для развития слухового восприятия лучше выбирать «музыкальные мобили» и «погремушки-тарахтелки». Помните, что такие игрушки не должны быть громкими и пугающими малыша. Иначе они не принесут радость общения во время игр и желаемого результата в познании мира.

Тактильные ощущения

Подарите ребенку мир тактильных ощущений. Опустите его пальчики в теплую водичку, затем в холодную. Дайте пощупать предметы разной формы и фактуры. Посмотрите за его реакцией. Также можно провести ручкой по разным поверхностям – гладкой, шероховатой, ребристой. Такие примитивные занятия развивают у малыша логическое мышление и умение делать выводы.

Какие игрушки в 3-4 месяца необходимо приобретать

В перечень нужных развивающих игрушек, которые пригодятся ребенку можно включить:

  • Звонящие погремушки.


  • Неваляшки.


  • Подвески


  • Пупсы.



  • Музыкальные.


Игрушки для мальчиков и девочек необходимо подбирать лишь те, которые будут отвечать следующим требованиям:

  • безопасности – твердость материала, отсутствие вредных примесей, посторонних запахов;
  • игровые приспособления должны быть удобными и легкими, чтоб у младенца формировался правильный захват ручкой;
  • размер и вес должен соответствовать возрасту и потребностям ребенка;
  • игрушка должна помогать в физическом и эмоциональном развитии малыша, а не вызывать отвращение или испуг.

Как правильно выбрать

Для детей в возрасте 4-5 месяцев следует выбирать игрушки по таким критериям:

  • покупать игровые принадлежности в соответствии с возрастными особенностями;
  • приобретайте забавы небольших размеров, чтоб ребенку было удобно держать в ручке;
  • на игрушках не должно быть сколов, мелких разборных деталей и острых углов;
  • на товар имеется инструкция и сертификат качества от производителя;
  • приобретайте игрушки из твердых экологически чистых материалов (пластмассы, дерева);
  • не приобретайте предметы с резким ядовитым запахом, без гарантии от производителя. В противном случае есть угроза здоровью маленького человечка.

Каждую неделю меняйте игрушки на новые, чтоб малышу было интересней играть и получать новые ощущения.

Не забывайте, что «маленькие исследователи» тянут к своему рту любые объекты, которые попадаются на пути их следования. Такие действия могут быть вызваны по причине прорезывания первых зубов. Но в большинстве случаев, карапузу интересно пробовать незнакомый предмет на вкус. Поэтому после игр с ребёнком, каждую игрушку необходимо тщательно вымыть и вытереть чистым полотенцем.

С наступлением четвертого месяца жизни ребенок становится активнее. В это время он бодрствует большую часть дня, поэтому возможностей для проведения развивающих занятий становится больше. Следует воспользоваться ситуацией и помочь малышу усовершенствовать сенсорные, двигательные и эмоциональные навыки, ведь то, что упущено в этот период, наверстать впоследствии будет очень сложно.

Цель и предназначение развивающих игр для детей четырехмесячного возраста

Четырехмесячный ребенок может самостоятельно играть с игрушками. Общение со взрослыми также доставляет ему немалое удовольствие. Развивающие игры являются особенно эффективными, если они способствуют развитию следующих навыков и умений:

  • совершенствование зрительных, слуховых и тактильных навыков малыша;
  • дальнейшее развитие хватательного рефлекса и умения крепко держать в руках различные предметы;
  • укрепление мышечного аппарата туловища, рук и ног;
  • укрепление эмоционального и душевного контакта с родными людьми;
  • изучение окружающего мира, получение новых впечатлений.

Игры, предназначенные для развития малыша четырехмесячного возраста, можно классифицировать следующим образом:

  • игры-занятия с игрушками;
  • музыкальные упражнения;
  • игры, основанные на активном движении малыша;
  • занятия, направленные на тренировку памяти и внимания ребенка.

Виды развивающих игр для ребенка в возрасте 4 месяцев

Наиболее соответствуют возможностям 4-месячного малыша следующие игры:

Подойдите с малышом к большому зеркалу, чтобы он смог увидеть себя. Спросите при этом: «Кто это?». И сразу же отвечайте: «Это Маша (Петя, Таня, и т.п.)». «Это щечки Маши». «Это Машин носик». «Это ручки Маши». В момент произведения вышеуказанных фраз притрагивайтесь к соответствующим частям тела малыша так, чтобы он это видел в зеркале.

Затем возьмите ручку малыша и осторожно постучите по зеркальному изображению. Малышу наверняка потравятся подобные манипуляции.

Указанная игра направлена на совершенствование зрительных навыков малыша, способствует изучению своего «второго Я».

Продолжительность игры – 3-4 минуты. Занятие лучше выполнять в первой половине дня при ярком дневном освещении.

Конечно же, четырехмесячный малыш не сможет участвовать в этой игре в ее классическом варианте, но можно поиграть в нее в упрощенном виде. Например, мама закрывает лицо платком или какой-либо другой тканью, а другой взрослый спрашивает: «Где мама?». Затем мама открывает лицо, при этом малыш наверняка обрадуется ее появлению.

Точно так же взрослый может спрятаться за спинку кровати, чтобы ребенок не смог увидеть его. Мама, в свою очередь, спрашивает у малыша: «Где папа?». Через некоторое время отец или другой родственник появляется из «укрытия», тем самым доставляя неподдельную радость ребенку.

Данная игра развивает внимание малыша, укрепляет эмоциональный контакт между ребенком и взрослыми. Время проведения – 4-7 минут. Заниматься можно в течение дня в период наибольшей активности малыша.

Указанная развивающая игра основана на известном народном стишке для детей «Идет коза рогатая». Во время ее проведения можно импровизировать. Один из вариантов игры с малышом следующий:

Идет коза рогатая (указательный и средний пальцы складываем в виде «козы»)
За малыми ребятами (пальцами слегка щекочем ребенка)
Кто кашку не ест? (выполняем вопросительно-восклицательный жест рукой)
Молоко не пьет? (повторяем указанный жест)
Забодает, забодает, забодает (перебираем пальцами, как будто собираемся «забодать» кого-то).

В процессе проведения игры не следует излишне щекотать ребенка. Если малыш боится щекотки, можно просто поглаживать его ладонью.

Указанная игра-потешка способствует укреплению эмоционального контакта между матерью и малышом, развивает навыки наблюдения у ребенка. Время проведения – 4-7 минут. Заниматься лучше в течение дня или ранним вечером.

Для выполнения указанного упражнения необходимо иметь в наличии предмет в форме палки. Держим палочку перед грудью малыша в поле его зрения. Как только ребенок ухватится за палку, тотчас же начинаем медленно тянуть ее на себя. При этом малыш также будет подтягиваться.

Процедуру подтягивания следует выполнять не слишком усердно, ведь малыш еще не настолько силен физически, чтобы самостоятельно садиться или подниматься с кровати. При этом следует обращать особенное внимание на то, чтобы ребенок случайно не упал на спинку во время подтягивания, поэтому лучше подстраховаться и свободную руку разместить у него за спинкой.

Данная игра направлена на развитие мышечного корсета малыша, укрепление силы его мышц и развитие координации движений. Рекомендуемая продолжительность выполнения – от 3 до 6 минут. В течение одного занятия можно выполнить два-три повтора. К занятию желательно приступать в течение дня, в вечернее время от указанной игры лучше отказаться.

Для проведения этой игры понадобится игрушка, которая издает звуки в тот момент, когда по ней ударяют рукой. Это может быть игрушечный барабан, большая погремушка или миниатюрный музыкальный инструмент для детей.

Возьмите игрушку и попросите малыша постучать по ней ручкой. Если ребенок пока не знает, как это сделать, постучите по поверхности предмета сами, а затем предложите ребенку выполнить подобное действие. При этом повторяйте название игрушки, можете рассказать малышу, какие звуки она издает и для чего предназначена.

Представленная игра прекрасно развивает слух малыша, способность воспринимать различные звуки и определять источник их возникновения, усиливает душевный контакт с матерью. Продолжительность игры – 5-8 минут. Время проведения – днем или ранним вечером.

Занятие, подобное предыдущей игре. Предложите ребенку погремушку или любой предмет, способный издавать звуки при перемещении в пространстве. Дайте малышу игрушку в руки, чтобы он начал ее трясти. В этот момент комментируйте вслух, какие звуки издает погремушка, как интересно она звучит.

Затем заберите у малыша игрушку и потрясите ею сами. Ребенок в это время попытается дотянуться до игрушки, чтобы забрать ее обратно. Отдавайте погремушку не сразу: пусть малыш немного потренирует свои мышцы. Так поочередно погремите игрушкой несколько раз, пока малыш не начнет терять интерес к игре.

Указанное упражнение развивает слух малыша, укрепляет тактильные навыки, способствует тренировке мышечного аппарата. Продолжительность выполнения – 5-10 минут. Заниматься можно в течение дня, за исключением периода подготовки ко сну.

Сейчас уже можно приступать к занятиям, помогающим малышу освоить новые для него звуки. Попробуйте спеть ему песенку или прочесть текст как стишок:

Ты сначала мне скажи (показываем ручкой на малыша)
Как жу-жу пчела жужжит (выполняем вопросительный жест рукой)
Я потом тебе скажу (слегка машем руками в такт песне)
Про пчелиное жу-жу (просим малыша повторит звук «ж»).

Указанная игра способствует развитию артикуляционного аппарата малыша, развивает его музыкальный слух и усиливает эмоциональный контакт со взрослым. Продолжительность проведения – 3-7 минут. Заниматься можно в любое время дня, за исключением периода подготовки ко сну.

С наступлением четвертого месяца жизни малыш пытается освоить новый для него навык – переворачивание со спинки на живот и обратно. Чтобы помочь ребенку быстрее пройти этот этап, рекомендуется ежедневно выполнять с ним в игровой форме следующее упражнение.

Когда малыш лежит на спинке, аккуратно подложите руки под его туловище и начните его потихоньку покачивать из стороны в сторону. При этом подпевайте любую веселую песенку или декламируйте сказку про колобка.

Продолжайте осторожно подталкивать малыша, чтобы он перевернулся со спинки сначала на бок, а затем – на животик. Когда малыш немного одохнет, приступайте к обратному процессу – переворачиванию с живота на спинку. Точно так же аккуратно помогайте малышу перевернуться сначала на бок, после этого – на спинку. Не забывайте петь песенку или декламировать стишок.

Малышу наверняка понравится эта игра, ведь он поймет, что самостоятельно изменить положение тела – не так уж сложно. Игру «Колобок» можно выполнять ежедневно до того момента, пока ребенок полностью освоит данный навык.

С помощью указанного занятия происходит тренировка мускулатуры ребенка, совершенствуются координация его движений и ориентация в пространстве. Заниматься следует по 5-7 минут ежедневно в любое время дня или ранним вечером.

Настала пора показать малышу, как называются части тела его любимых игрушек. Четырехмесячный малыш уже наверняка привык к своим куклам или игрушечным животным, поэтому для проведения занятия следует выбрать одну-две игрушки из числа самых любимых.

Возьмите в руки игрушку (например, зайчика), и покажите поочередно, как называются части его тела. Например: «Где у зайчика глазки? Вот глазки!»; «Где у зайчика ушки? Да вот же ушки!».

Сначала родитель должен сам задавать вопросы и давать на них ответы, но после нескольких повторов можно лишь задать вопрос, приблизив в этот момент игрушку к малышу, и попросить малыша показать, где находится та или иная часть тела зайчика или мишки.

Время от времени состав игрушек следует менять, чтобы малыш не потерял интерес к данной игре.

Указанное занятие способствует развитию памяти малыша, обогащает словарный запас ребенка. Продолжительность проведения игры – от 5 до 10 минут, в зависимости от степени заинтересованности малыша. Оптимальное время занятий – в первой половине дня или ранним вечером.

Полезные советы, которые желательно учитывать во время проведения занятий

В процессе проведения развивающих игр желательно обратить внимание на следующие моменты:

  • в процессе занятий с использованием игрушек и различных предметов ни в коем случае нельзя оставлять малыша одного. Ребенок может попытаться засунуть игрушку в рот, от игрушки могут отсоединиться мелкие детали. Все это очень опасно для малыша, поэтому сразу после завершения игры все предметы необходимо убрать подальше;
  • не следует показывать малышу слишком большие и громоздкие игрушки, которых он может испугаться. Если у вас в доме имеется подобный предмет – подождите некоторое время, ведь ребенок очень быстро растет, и в возрасте около года сможет играть с более «серьезными» игрушками;
  • соблюдайте правила гигиены при проведении занятий;
  • продолжительность развивающих игр необходимо дозировать, ведь малыш может устать от занятий или начать капризничать.

Малыш в этом возрасте еще не умеет ползать, но тем не менее не следует оставлять его одного на поверхности пеленального стола или диване – это очень опасно. Внимательно следите за ребенком как во время проведения развивающих игр, так и в любых других ситуациях.

В этой статье:

Первый триместр года позади – вашему ребёнку исполнилось 4 месяца. Многие считают этот возраст новой ступенью в жизни малыша. С этого времени происходит адаптация нового уровня – вертикального. Малышу надоедает лежать на одном месте – он начинает переворачиваться и старается ползать. Сейчас его ползанья похожи на барахтанья червячка, но совсем скоро он будет мгновенно переползать из комнаты в комнату за новыми приключениями.

Несмотря на проявления самостоятельности, каждому малышу необходима мамина поддержка. А значит, родителям тоже необходимо подготовиться к этому периоду.

Какие игрушки нужны ребёнку в 4-5 месяцев?

В 4 месяца малыш уже умеет брать игрушки, мотать ими в разные стороны, сжимать их в кулачке. Ему нравятся различные предметы, материалы и расцветки. Чем ярче игрушка, тем больше она привлекает внимание малыша. А если игрушка начнёт издавать звуки, это приведёт малыша в полный восторг. Чем разнообразнее игрушки по ткани, форме и размерам, тем быстрее малыш начинает усваивать то, что в мире очень много разного и интересного.

Необязательно
выкладывать круглые суммы за бесконечное множество однотипных погремушек. Вашего ребёнка так же порадуют ложки, небьющиеся кружки, баночки, контейнеры, шкатулки. Единственное, что нужно – это внимательно осмотреть предмет, обратив внимание на остроту краёв и возможность отсоединения мелких предметов.

В 4-5 месяцев ваш малыш учится ползать и делает это всё увереннее. Для забавы и развития подойдут игры с подвижными игрушками – от мяча до ускользающих ёжиков на батарейках. Светящаяся медуза на колёсиках, мягкая и пищащая, будет водить за собой малыша по комнате, а он будет радостно практиковаться в активном ползании, желая достать светящийся шарик. Есть для игры шарики и побольше. Их можно толкать не только ручками, но и лицом, и даже ногами. Это вызывает восторженный смех и даже визг восхищения у детей.

Чтобы малыш
чувствовал себя хорошо и в кроватке, и в манеже, и посреди комнаты, купите ему развивающий коврик или сделайте его самостоятельно из подручных материалов. Как делать коврик, можно найти в интернете. Неваляшки, юла и большие картинки с мелкими, но яркими деталями весьма забавляют мальчиков и девочек. Случаются моменты, что родители успевают спокойно пообедать в то время, пока малыш с удивлением разглядывает цветной поднос для утренних завтраков и стучит по нему пластиковой кружкой.

Если для вас актуальны карусельки и подвесные гномики над кроватью малыша, то постарайтесь установить подвеску так, чтоб малыш дотягивался до игрушек с некоторым усилием. Это научит его достигать своей цели, преодолевая трудности. А если ваш малыш в 4-5 месяцев уже активно переворачивается в разные стороны и способен самостоятельно поползти, лучше класть игрушки недалеко от него, но в поле зрения. Так у него возникнет желание взять яркий предмет. Для этого он проявит смекалку и преодолеет небольшой путь.

По исследованию психологов и педиатров, ребёнок, который может занимать себя сам в возрасте 4-5 месяцев, умеет развлекаться с погремушкой и «рассуждать» над картинками, также легче отходит от пустышки и не тянет в рот пальцы.

Умения ребёнка в 4-5 месяцев и развитие речи

Ребёнок в 4-5
месяцев направляет все свои силы на то, чтобы окрепнуть, ползая на четвереньках. Дети так активно способны передвигаться на ручках и ножках, что порой и взрослому человеку трудно догнать проворного «бегунка». Время от времени, при помощи маминых и папиных рук, ребёнок радостно встаёт на обе ножки.

Пока что его держат руки взрослых, но скоро он захочет передвигаться сам. Чтобы стимулировать это желание, играйте с ребёнком, пока он стоит на ногах. Под русское народное «тритатушки-тритата» приседайте вместе с ребёнком, играйте «по кочкам» только стоя. Чаще ставьте малыша на пупырчатую поверхность или большой мяч.

Вместе с движениями, переворотами и хватательными рефлексами у ребёнка развивается потребность к общению. Он издаёт новые звуки, через которые вы совсем скоро
услышите неосознанное, но такое приятное и ранимое «мама» и «папа». Конечно, не хочется в такие минуты понимать, что сейчас это ещё не обращение, а случайный набор звуков. Но, продолжая краткий диалог с ребёнком, вы готовите его к тому, что этот случайный звук впоследствии станет для него частым и родным. Слово «мама» понимают во всех уголках планеты, и означает оно одно и то же.

Для становления речи отлично помогают маленькие игровые стишки, потешки, народные песенки. В них содержаться простые и короткие слова. А весёлый напев маминым голосом заставит улыбнуться даже самого грустного малыша.

Есть много несложных частушек, которые пришли к нам из детства наших бабушек и дедушек. Недаром русское слово самое сильное и немного магическое, ведь благодаря русским народным песням и сказаниям выросло немало людей, психика которых, как и физическое здоровье, остаётся в полном порядке и в восемьдесят, и в сто лет.

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!

Можно и фривольнее:

Ай, скок, поскок,

Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

По кочкам, по кочкам,
По сереньким дорожкам,
Шёл петух
Провалился в ямку «бух»

(крепко держите ребёнка, но выталкивайте из-под его ног мячик и опускайте его ножками на пол)

Ладушки, ладушки,

где были?

У бабушки!

Что ели?

Кашку

Что пили?

Бражку!

Кашка сладенька,

Бражка добренька!

Всё, что происходит вблизи ребёнка, радует его и забавляет. Но до полугода вам не стоит полагать, что малыш будет интересоваться общей панорамой, которую ему покажет папа в стеклянном лифте. Он не будет фокусировать внимание на самолёте или птичке, если полёт происходит высоко в небе. Всё оттого, что мир вокруг ещё не до конца осознан и уяснён. Не торопите события. Не различать предметы вдали – это нормально для ребёнка в 4-5 месяцев.

Да и знакомство с новыми предметами пока проходит настороженно. Чтобы показать ребёнку что-то новое, сначала возьмите вещь в руки сами и покажите, что это «хорошо», если же вы хотите предостеречь ребёнка, покажите, что это брать в руки нельзя, это «плохо», «ой-ёй, жига, кусь».

Познакомьте ребёнка с зеркалом. Подведите его к большому стеклу и понаблюдайте, что будет происходить. Реакция ребёнка должна быть адекватной. Он улыбается своему отражению и тянет к нему ручки, чтобы познакомиться поближе. Дайте ему потрогать стекло. Так к нему быстрее придёт осознание, что есть отражающая поверхность, где он может взглянуть на себя со стороны.

Аккуратно изучайте мелкие и крупные предметы дома и в гостях. Ребёнок, познавший мир вместе с мамой, более осведомлён в вопросах безопасности своих действий, чем дети, которых
беспокойные мамы закрывали в манеже, чтобы избежать несчастья.

Лучшим занятием для ребёнка 4-5 месяцев будет изучение частей тела. Можно долго рассматривать ручки и ножки, говорить о них. Мама может гладить ушки и носик и говорить, что она делает. Потом можно взять игрушку и показать на ней, какие могут быть глазки, ушки, ротик…

Очень понравятся малышу детские стишки в сочетании с жестами и демонстрацией. Такими стишками можно усыплять ребёнка и будить по утрам, помогать ложке полной каши добраться до маленького ротика, умываться и собираться на прогулку. С песенкой и байкой все дела становятся намного интереснее.


Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,

Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ - приехали.


Потягунюшки, порастунюшки,

В ножки - ходунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)

В роток - говорок,
(приближая губы к губам ребенка)
А в головку - разумок.
(легко трепля волосы ребенка)

      • Сорока, сорока, кашку варила,
        Кашу варила, своих детей кормила (перебирая пальчики)

Этому дала в плошке,

Этому на ложке,

Этому на блюдце,

Этому в чашке

А этому в лукошке.

      • Мальчик-с-пальчик, где ты был?
        С этим братцем в лес ходил,
        С этим братцем щи варил,
        С этим братцем кашу ел,
        С этим братцем песни пел.

Такие незатейливые стишки-считалочки входят в жизнь ребёнка с мамиными делами. За рассказами вы можете вымыть и переодеть ребёнка, подстричь ему ногти, накормить, сделать массаж, причесать и уложить спать – и все это получится с радостью и без капризов.

К рождению детей в семье готовятся ответственно – покупают одежду, переставляют мебель, готовят ванночки и коляски. Важным являются игрушки для грудничков. Это не только средство развлечения. С ними дети познают окружающий мир, учатся задействовать органы чувств, поэтому выбирать их надо правильно.

Требования к изделиям для детей

Груднички должны играть с безопасными, экологически чистыми предметами, ведь они их облизывают, кусают. К изделиям для маленьких детей предъявляются особые требования, но самый строгий контроль должен быть со стороны родителей. При выборе стоит обратить внимание на такие тонкости:

  • Изделие должно легко дезинфицироваться. Это игрушки из резины, пластмассы хорошего качества;
  • Расцветки должны быть умеренные. Слишком насыщенные, даже ядовитые цвета ставят под сомнение безопасность красителя;
  • Музыкальные игрушки, погремушки должны издавать приятные звуки. Громкий раздражающий звон способен напугать маленького ребёнка;
  • У игрушек не должно быть вкуса;
  • Покупать надо изделия, от которых грудничок не сможет оторвать, откусить мелкие детали, например, пуговицы, кнопочки. Они не должны порваться, содержимое рассыпаться.

В любом возрасте для младенца важнее всего безопасность, так как малыш не в состоянии осознавать последствия. Предвидеть это должны взрослые.

Распределение по месяцам

Игра будет в детские годы основным познавательным процессом. Для каждого месяца нужны свои игровые предметы, потому что до года грудничок стремительно растёт. Чтобы развивать свои возможности, ему нужна правильная игрушка.

В таблице представлены необходимые игровые элементы для младенца по месяцам.

Возраст Развитие детей Что выбрать
1 месяц Зрение в этом возрасте ещё слабое, предметы вблизи кажутся размытым пятнами. Только к концу первого месяца младенец начинает фокусировать взгляд Над пеленальным столиком, кроваткой ребёнка повесить чёрно - белые изображения геометрических фигур. Контраст поможет различить малышу картинку.
2 месяца Грудничок может поворачивать головой в разные стороны, водить глазами, держать в руках игрушку, приподнимать голову. Над кроватью можно повесить мобиль, погремушку, чёрно-белую фигурку, потому что малыш начинает интересоваться окружающим миром.
3 месяца Постепенно формируется хватательный рефлекс. Мышцы на спине, шее становятся крепкими, большое значение приобретает зарядка. Хорошо подойдут погремушки разнообразные по форме, материалу изготовления – ткань, пластмасса, дерево. Полезен развивающий коврик с дугой, подсветкой. Гимнастический мяч (фитбол) можно использовать во время зарядки.
4 месяца Различает цвет, форму предметов. Возникают попытки захватить яркие предметы, тянется к контрастным картинкам. Пригодятся мячи, неваляшки, мягкие звери, колокольчики, пищалки. Полезны будут предметы из разного фактурного материала, игрушки для развития мелкой моторики.
5 месяцев Развивается координация, младенец своими руками может ухватить небольшие предметы. Начинают появляться первые зубки. Грудничок с удовольствием будет играть с шариками, кубиками, брусками. Деревянный набор геометрических фигурок разовьёт мелкую моторику, доставит радость малышу. Для снятия боли с дёсен помогают специальные прорезыватели с водой, которые охлаждают в холодильнике.
6 месяцев Дети могут подолгу играть с любимыми вещами, прятать предмет, находить его. Прислушиваются к рассказу, который проговаривается интересно, эмоционально с жестами, мимикой. Музыкальные звуки заставляют малыша прислушиваться, искать источник. В ванной нужны предметы для купания – рыбки, уточки, лодочки, наборы для рыбалки. Груднички уже интересуются книжками, любят перелистывать страницы, рассматривать страницы, гладить животных по ходу рассказа. Для сна пригодится комфортер.
7 месяц Всё чаще младенец оказывается в вертикальном положении, так удобнее держать предметы, перекладывать их. Подходящим для развития будет кукла – неваляшка, кубики или стаканчики, которые складываются в башенку. Своими руками можно сделать развивающие панно с кнопками, колёсиками, двигающимися цилиндрами, телефонными дисками, дверцами, зеркальцами – всё это интересно грудничку.
8 месяцев Ребёнок научился манипулировать с предметами, то есть мячик катит, а бумагу рвёт. Вещи узнаёт под разным углом зрения. В этом возрасте подойдёт пирамидка, колышки с молоточком для забивания, игры с предметами для бросания. Музыкальные игрушки перестают интересовать, не надо настаивать, это временное явление.
9 месяцев Малыш активно исследует пространство, любит ползать на четвереньках, открывать ящики, проверять содержимое коробок. Хорошо подойдут матрёшки, которые вкладываются одна в другую, подобные игрушки. Развлекут малыша заводные машинки или зверьки, которых он будет догонять. Полезны машинки, мячи. Пригодятся музыкальные инструменты, из которых можно извлекать звуки – барабан, маракасы, бубен.
10 месяц Ребёнок научится разжимать пальчики, брать вещи указательным и большим пальцем. Все движения будут более скоординированные. Именно в этом возрасте проявится первые признаки превосходства одной руки над другой. Начинается время логических игр. Первая развивающая игрушка такого вида – сортер. Это деревянная рамка с отверстиями. Малыш должен вставить элементы нужной формы в эти отверстия. Также хорошо играть в крупную мозаику, простые конструкторы, кубики. Увлечённо играют малыши в сюжетные игры. Даже если растёт мальчик, кукла должна быть в 4 месяца. По ней изучаются части тела, прививаются основы нравственного воспитания.
11 месяц В этом возрасте у малыша появляются признаки сообразительности. Он умеет играть в простые сюжетные игры, может выбрать нужные предметы из игрушек. Для развития познавательных способностей хорошо подходит желоб с шариком. В процессе игры малыш должен отгадать, к какому ящику покатится шарик.
Фигурки животных во время игр помогают детям запоминать звукоподражательные слова, незаметно развивают речь.
12 месяц Малыш научился использовать предметы по назначению, подражать взрослым, жестом высказывать свои эмоции, желания. Освоенный навык ходьбы позволяет играть с машинками, предметами, которые надо тянуть на верёвочке. Для развития мелкой моторики подходит магнитная рыбалка, рисование мелками. Активным ребятам понравится детская палатка с тоннелем, мячи разного размера, кегли, другие спортивные принадлежности.

В игре ребёнок познаёт окружающий мир, учится строить с ним отношения. Нельзя легкомысленно относиться к выбору игрушек для своего ребёнка.

Лучшие игрушки для малышков

Можно составить топ – 10 игрушек необходимых для грудничков. С ними они разовьют основные навыки, укрепят мышцы рук, спины.

№1

Первая игрушка – погремушка. Её звуки завораживают новорождённого малышка, заставляют искать источник звона, поворачивать голову. Всё это полезно для развития мозга и слуха. До 4 месяца интересна малышу.

№2

Мобиль или подвеска на кровать. Разнообразные, разноцветные предметы двигаются под приятную мелодию. Это стимулирует ребёнка фокусировать взгляд, удерживать его. Используют такое приспособление в 2 месяца.

№3

Кукла неваляшка. Приятная игрушка с ярким прорисованным лицом, красивой мелодией подходит новорождённым, детям постарше.

№4

Тряпичная кукла. Это хороший вариант для малыша. Её можно носить с собой, сажать, обнимать, кормить. Одним из вариантов является комфортер (кукла для ночного сна). В 3 месяца можно на небольшой срок заменить маму такой куклой, ночью это сделает комфортер (мамочка поносит его немного на себе, чтобы он пропитался её запахом).

№5

Игрушки – животные. Они приучают детей к доброте, сопереживанию, заботе. Мордочка зверька обязательно должна быть добродушной с большими глазами. Непонятных животных лучше оставить для старшего возраста. Для ребёнка в 4 месяца животное должно иметь привычный набор лап, хвост, уши.

№6

Перчаточные куклы. Надетая на руку кукла сказочным образом оживает, начинает петь, говорить, двигаться. Малыш в 4 месяца ещё сам не сможет управлять такой куклой, но общаться с ней захочет. Можно с ней здороваться, гулять по квартире, учится махать рукой, желать хороших снов. Встречу с куклой можно сделать ритуалом по утрам или перед сном.

№8

Мягкие игрушки. Такие изделия не должны иметь длинного ворса, потому что дети часто тянут его в рот, могут подавиться. Для совсем маленьких детей, например трёх месяцев, мягкие игрушки не подходят. Малыши могут уткнуться в них носом, задохнуться.

Ребята постарше очень рады поиграть с такими обезьянками, слониками, котиками.

Педиатры напоминают, что в таких изделиях накапливается большое количество пыли, их надо чаще стирать, выставлять на солнышко.

№ 9

Книжки. Уже в 3 месяца можно предложить ребёнку книжку с крепкими страницами, яркими картинками. Взрослый должен читать книгу интересно, а не нудно. Подбирать произведения по возрасту, интересам ребёнка. В 6 месяцев можно начинать учить стихи, в которых ребёнок будет движениями показывать слова.

№10

Конструктор. Это игра для детей в 1 год. Но построение башни из кубиков тоже можно назвать простейшим конструктором. Обязательно надо иметь конструктор из геометрических брусков, он развивает пространственное воображение ребёнка.

В продаже имеется огромный выбор товаров для детей. Имея 10 видов из списка можно развить в ребёнке все нужные навыки.

Правила ухода и чистки

Необходимо часто мыть игрушки, ведь груднички буквально слизывают с них грязь. Мягкие игрушки стирают в машинке, пылесосят или замораживают в морозильнике.

Резиновые, пластмассовые изделия замачивают в мыльной воде на 20 минут, затем протирают губкой, споласкивают проточной водой, насухо вытирают. Также поступают с деревянными предметами, только замачивают на 10 минут.

Развивающие игрушки на батарейках очищают влажной салфеткой. Затем помещают в морозильник. Нужно внимательно следить, чтобы на батарейки не попала вода.

Своими руками можно сшить замечательные предметы для грудничков. На ненужное покрывало можно нашить разные по текстуре лоскутки ткани, кожи, драпа, ленточки. Крупные пуговицы, деревянные бусины, колечки привязать на ленты, верёвочки.

В 3 месяца можно положить грудничка поиграть. Мама должна лечь рядом, так как научить ребёнка играть. Перебирая руками лоскутки, пуговицы надо издавать звуки, чтобы привлекать внимание малыша.

Многим нравится комфортер, мягкий зайчик для сна. Как сшить, рассказано в интернете. Грудничку приятно, уютно будет с ним спать. В любом возрасте пригодится комфортер, его можно взять в садик, на прогулку, это маленький друг.

Из носков получаются милые зайчики, снеговики. Инструкция по пошиву есть в интернете. Если несколько носочков набить крупой, сшивать вместе, получится гусеница. На первом носочке нарисовать забавную мордочку, которая будет улыбаться младенцу. В 6 месяцев будет отличная зверюшка. С четвёртого месяца такие носочки, набитые крупой, полезно давать щупать, под присмотром взрослых.

Позади третий месяц жизни малыша. Все это время вы проводили время с вашим малышом с пользой и удовольствием, много разговаривали и играли с ним. Малыш растет и развивается с каждым днем, он уже многое знает и умеет, и сегодня перед вами встает вопрос, .

Очень многие игры и занятия, которые вы освоили в предыдущие месяцы, продолжают сохранять свою актуальность, но новые умения и навыки малыша позволяют вам предложить ему и новые игры. Какие? Об этом в сегодняшней статье «Как развивать ребенка в 4 месяца»

Игры для физического развития малыша

О различных подходах в определении соответствия развития ребенка общепринятым нормам вы найдете в статье « «, а мы поговорим об играх, которые помогут крохе реализовать свой потенциал.

Игра «Большой мяч» для ребенка 4 месяца

Если помните, еще в период новорожденности я предлагала вам с помощью надувного пляжного мяча (пункт «Оттолкни мяч»). Тогда его движения были обусловлены действием врожденного рефлекса. Теперь же ваш подросший малыш способен к совершенно сознательной игре с мячом, поэтому мы ее немного модифицируем.

Ребенок лежит перед вами на спине. Держите мяч прямо над ним, слегка вращая и раскачивая его. Кроха попытается схватить эту крупную добычу. Сначала он будет хватать мяч ручками, сжатыми в кулачки, затем, постепенно (ближе к 6 месяцам) он научится обхватывать мяч широко раскрытыми ладошками. Если вы поднесете мяч к ножкам четырехмесячного ребенка, он самостоятельно согнет ножки в коленях и оттолкнет мячик. Самое время поэкспериментировать с сухим и мокрым мячом, также вы можете намазать мячик массажным маслом и проследить за реакцией малыша.

Упражнение способствует развитию тактильных ощущений ребенка, укрепляет мышцы ног и живота. Кроме того, для малыша будут полезны , которые вы найдете по ссылке.

Подтягивания для ребенка 4 месяца

Еще одно упражнение, которое способствует укреплению мышц живота, а также рук и спины и подготавливает малыша к будущему самостоятельному сидению.

Для его выполнения расположитесь на достаточно упругой поверхности – например, на полу или пеленальном столике. Протяните руки к малышу и дайте ему захватить ваши большие пальцы. Указательными пальцами придерживайте кулачки малыша с тыльной стороны ладони. Мягко поднимайте руки вверх – малыш потянется к вам. Сначала он будет только слегка поднимать голову и плечи, но в результате регулярных тренировок кроха постепенно научится поднимать свое тело почти в положение «сидя». Не слишком задерживайтесь в этом положении, а мягко помогите малышу лечь обратно и обязательно похвалите вашего старательного спортсмена.

Если такое упражнение дается крохе легко, вы можете усложнить его. Теперь ребенок поднимается из положения «лежа», схватившись за кольца или перекладину. Не забудьте подстелить что-нибудь мягкое под голову (я использовала чистый подгузник) и будьте готовы поймать малыша в случае, если он разожмет кулачки.

Подпрыгивания для ребенка 4 месяца

Четырехмесячный малыш уже достаточно уверенно чувствует себя в вертикальном положении с поддержкой под мышки, а значит, пришло время поиграть в любимую всеми взрослыми игру. Сядьте и, поддерживая ребенка двумя руками под мышки, приподнимите его над вашими коленями так, чтобы он мог коснуться их согнутыми ногами.

Малыш начнет отталкиваться ножками, а вы в это время приподнимайте его, не давая ему полностью перенести вес собственного тела на ножки. Получается, что малыш как бы прыгает на ваших коленях. Смотрите крошке в глаза и улыбайтесь. Можно проговорить или пропеть ритмичную потешку, например, я использовала такую:

Баба сеяла горох,

Прыг-скок, прыг-скок,

Обвалился потолок,

Прыг-скок, прыг-скок,

Баба встала на носок,

А потом на пятку,

Баба сеяла горох

И сказала громко «Ох!»

На слово «Ох!» прижимаем малыша к себе и крепко обнимаем.

Упражнение способствует развитию укреплению мышц ног и живота, а также развивает способность малыша контролировать положения головы и тела в пространстве.

Другие активные игры вы найдете в статье « «

Развитие тактильных ощущений

Пальчиковая гимнастика

К четырехмесячному возрасту в ваш игровой арсенал должны уже прочно войти пальчиковые игры. Возможно, вам придутся по вкусу некоторые из потешек, которые мы с сыном использовали для пальчиковой гимнастики в этом возрасте:

Летела сова

(Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела
(Снова машем руками)
И опять полетела.

Белка

(В самом начале кулачек сжат)
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

Потешка “Мальчик-Пальчик”

Взрослый берет ручку ребенка в свою, поглаживает по очереди каждый пальчик и при этом приговаривает:
Мальчик-Пальчик, где ты был?

С этим братцем суп варил

Недавно стали мамой малыша?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

И еще одну потешку предлагаю посмотреть в этом видео, обратите внимание на плавность речи и растягивание гласных звуков.

Говоря о том, как правильно развивать ребенка в 4 месяца , ни в коем случае не стоит упускать из виду развитие мелкой моторики и , в частности, тактильных. В мы с вами уже обсудили несколько интересных игр для развития этой сферы. А сегодня я предлагаю вашим малышам еще 2 занятия, которые особенно порадуют мам-рукодельниц.

Игра «Моток ниток» для ребенка 4 месяца

Это занятие я нашла в книге Уильяма и Марты Сирз «Ваш малыш от рождения до двух лет». Они предлагают давать малышу для ощупывания мотки ниток разной толщины и фактуры. Действительно, четырехмесячный ребенок с большим интересом исследует эти новые для него объекты, запуская свои любопытные пальчики в самую середину мотка.

Конечно, не стоит забывать о безопасности. Не давайте малышу чересчур тонких ниток, а лучше всего, как советуют авторы, нарезать нитки на кусочки по 15 см и связать их посередине в виде пучка. Так или иначе, я не рекомендую оставлять ребенка без присмотра с этой игрушкой. Но вы вполне можете сесть рядом с малышом и уделить некоторое время своему хобби.

Тактильные мешочки для ребенка 4 месяца

Последняя игрушка, которой мне хотелось бы завершить рассказ о том, как развивать ребенка в 4 месяца , тоже предназначена для развития тактильной чувствительности ребенка. Сшить ее под силу даже самой неопытной швее.

Вам понадобятся кусочки ткани – лучше отдать предпочтение достаточно плотной ткани или сделать двойные мешочки, чтобы быть уверенной в том, что наполнитель не рассыплется. В качестве наполнителя вы можете взять крупы (их нужно предварительно промыть и прокалить в течение 10 минут на сковороде или в духовке) – гречку, рис, горох, фасоль, манку, чечевицу, кукурузную крупу, вишневые косточки, пуговицы, бисер, бусины, гайки, мелкие шурупы и т.п., в общем, — любую мелочь.

Сделайте парные мешочки с одинаковыми наполнителями, чтобы через несколько месяцев играть с малышом в замечательную игру «Найди пару на ощупь». А пока просто дайте возможность вашему четырехмесячному ребенку ощупывать тактильные мешочки и обогащать свой сенсорный опыт.

Если же шитье — это не ваше хобби, то вы можете использовать разнофактурные лоскутки тканей, а идеи игр черпать из статьи « «.

Другие игры для сенсорного развития вы найдете в .

Развитие зрения и слуха ребенка

Игра «Ку-ку» для ребенка 4 месяца

Продолжаем играть в полюбившуюся малышу игру. Теперь вы уже можете попробовать набрасывать полупрозрачный платок на малыша – он со смехом будет скидывать его с себя. Также пришло время прятаться зайкам и мишкам. Но есть один нюанс. Пока еще крохе трудно осознать тот факт, что предмет, исчезнувший из поля его зрения, все еще продолжает где-то существовать.

Поэтому, чтобы игра удалась, прячьте предмет таким образом, чтобы его краешек слегка выглядывал и выдавал его присутствие под пеленкой, коробкой или шляпой, которую он использует в качестве укрытия. Вы также можете разнообразить игру, пряча под пеленкой музыкальные игрушки. Четырехмесячный малыш уже имеет достаточно развитый слух и способен отыскать источник звука в комнате.

Мой первый барабан

В музыкальном развитии вашего крохи в этом месяце может произойти настоящий прорыв. Я имею ввиду знакомство с настоящим музыкальным инструментом. Это будет барабан. Вы можете купить его в детском магазине или сделать самостоятельно, натянув на жестяную банку (например, от печенья) воздушный шарик (подробности ).

Проследите, чтобы звук инструмента не был слишком резким, громким и пугающим. Покажите малышу, как можно ударять по барабану ладошкой и кулачком, и кроха будет с упоением стучать по барабану, а также барабаном по полу и мебели. Не расстраивайтесь! Самое главное, что сейчас ваш малыш развивает свой музыкальный слух и чувство ритма, а также учится устанавливать логические взаимосвязи между своими движениями и звуком.

Ваши будут проходить еще интереснее, если вы дадите крохе возможность испробовать свои силы на «инструментах» из разного материала – дайте ему деревянную, пластиковую, плетеную, металлическую (только не очень тяжелую) миску или банку и покажите, как можно стучать по ним. Вы можете соорудить целую барабанную установку из жестяных банок и позволить крохе барабанить по ним, поддерживая его под мышки в вертикальном положении.

Зеркало

Продолжаем наше близкое знакомство с зеркалом. Четырехмесячный ребенок с большим удовольствием играет с безопасным зеркальцем, подвешенным в его кроватке или коляске. Но гораздо интереснее будет, если вы присоединитесь к игре и переместитесь к большому зеркалу, захватив с собой пару любимых игрушек малыша.

Держа малыша на руках, берите его за ручку, ножку, ушко и т.д., называйте и показывайте эти же части тела в его зеркальном отражении. Затем показывайте эти части тела на игрушках и их отражении. В ходе игры увеличивается словарный запас, малыш учится узнавать свое отражение в зеркале.

Мишка прячется

Для развития пространственной координации полезно поиграть с ребенком в такую игру. Когда малыш находится в кроватке или манеже, привлеките его внимание к игрушке (например, мишке или кукле). Пусть мишка поздоровается с крохой, спляшет или пошагает по бортику кроватки. Потом скажите «Пока!» и спрячьте мишку за бортиком. Теперь пусть мишка появится с другого края кроватки и оттуда поздоровается с ребенком. Порадуйтесь вместе с малышом, когда он найдет игрушку взглядом. Повторите еще 1-2 раза, а в конце занятия дайте мишку в руки малышу для исследования и самостоятельной игры.

Вернисаж для ребенка 4 месяца

Если стены вашей квартиры все еще никак не выдают присутствия здесь ребенка, самое время это исправить. Стены могут стать самым настоящим развивающим пособием для малыша любого возраста. Так что, раз вас интересует, как развивать ребенка в 4 месяца , задумайтесь о том, как вы будете крепить к стенам плакаты, рисунки, фотографии, карточки и т.д.

Что еще почитать