Почему дети воруют и как с этим справиться. Основные направления коррекционной работы. Примеры из жизни, как образец для действия

Краткое содержание: Воровство в дошкольном возрасте. Случаи воровства в детском возрасте. Почему дети воруют?

Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин.

В отличие от подростков, среди дошкольников практически отсутствуют так называемые "кражи престижа", когда ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или, другими словами, "на спор". Также для детей-дошкольников нехарактерны групповые кражи.

Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство , можно выделить несколько групп:

1. желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);
2. желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
3. желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;
4. желание отомстить кому-либо.

Все вышеперечисленные группы мотивов не имеют под собой криминальной подоплеки.

Наиболее часто среди дошкольников встречаются кражи, мотивированные желанием завладеть чем-либо, принадлежащим другому человеку. Ребенок видит новую игрушку у сверстника, о которой он давно мечтал, и, воспользовавшись моментом, он ее прячет или уносит. Причина такого поведения кроется в особенностях сознания дошкольника: для него понятия "мое", "твое", "собственность", "чужое" абстрактны и малодоступны. Именно такие понятия постигаются ребенком через общение со взрослыми, через приобретение опыта в повседневной жизни. Именно взрослый раскрывает их смысл и содержание.

Вторая группа мотивов (желание сделать подарок кому-то из близких) также связана с отсутствием понимания отрицательной оценки краж у дошкольников. Ребенок стремится тем или иным образом сделать любимым людям приятное.

Третья и четвертая группа мотивов характерны для детей старшего дошкольного возраста на границе с младшим школьным. Эти мотивы, хоть и с отрицательной окраской, можно отнести к социальным. В 6-7 лет детям уже небезразлично их место в группе сверстников, и они способны целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого доступные способы. Это же касается и желания отомстить кому-нибудь, что может проявляться как во вредительстве (т. е. украсть у того, кто обидел), так и в желании доставить неприятности близким. Во втором случае ребенок уже хорошо понимает, на что он идет и для чего он это делает.

Взрослых часто удивляет и злит нелогичность поступков детей, в том числе это касается и воровства. "Зачем было забирать что-то, если заранее знаешь, что тебя поймают?" - удивляются они. Но они забывают, что дети-дошкольники обладают такими психологическими особенностями, которые, с точки зрения взрослых, и толкают детей на нелогичные поступки. Таковыми особенностями являются:

Импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;
- неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;
- узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;
- осознание своего существования "здесь-и-сейчас", непонимание временных перспектив.

Учет этих особенностей возраста необходим при организации работы с дошкольниками. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основании нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.

Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство присуще детям из неблагополучных семей. Но современная ситуация такова, что воровство наблюдается и у детей из так называемых благополучных семей. И в первом, и во втором случае воровство детей - последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях асоциальность самих родителей (пьянство, рукоприкладство и т. д.) толкает детей на кражи, низкий материальный достаток - вот основной стимулятор. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени. Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве воспитательных воздействий. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:

Отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой - "закрыть глаза" на проступок, и за угрозой наказания не следует;

Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку; такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка оценивается по-разному;

- "двойная мораль", когда действия родителей расходятся с делом;

Вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле "кумир семьи", подмены общения материальным обеспечением;

Тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.

Несмотря на кажущуюся полярность родительских ошибок, все они лишают ребенка возможности формироваться как полноценной личности, следующей в своих действиях нормам морали. Непоследовательность родителей в воспитании стимулирует ребенка к приспособленчеству, развивает зависимость от настроения окружающих. Ребенок учится манипулированию мнением взрослых, зная их слабые места. Это же касается и отсутствия согласованности в требованиях, предъявляемых ребенку. Нежелание или неумение взрослых договориться между собой приводит к открытым или скрытым конфликтам, которые невротизируют как их непосредственных участников, так и невольных, каковыми чаще всего являются дети. В таких семьях часто дети вообще перестают слушать кого бы то ни было из взрослых.

Следуя желанию соблюсти внешние приличия, некоторые родители демонстративно внушают детям, что "брать чужое нельзя", одновременно принося с работы то, что плохо лежит. Ребенок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он делает то же, что и папа с мамой.

Неумение или нежелание родителей пресекать негативные проявления личности или характера стимулирует развитие вседозволенности, когда ребенок не умеет или не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не желают общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов. Они искренне не понимают, почему нельзя брать то, что им хочется, даже если эта игрушка принадлежит другому. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-чадо".

Еще одна крайность - желание родителей контролировать каждый шаг своего ребенка - влияет на развитие личности не менее пагубно. Одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по каждому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми действия, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания. Это способствует развитию лживости, двойной морали.

В каждой из вышеперечисленных ситуаций происходит деформация личности ребенка под воздействием неправильного воспитания. Поэтому одним из первых шагов психолога на пути оказания помощи ребенку, уличенному в воровстве, должно стать выявление причин и мотивов проступка, а также выяснение особенностей семейного воспитания. В случае, если в ходе диагностики выявлены нарушения в системе воспитания и взаимоотношениях между родителями и ребенком, основной акцент должен делаться на работе с родителями, до сознания которых необходимо донести истинную причину воровства, объяснить возрастные особенности детей-дошкольников. Часто первой реакцией взрослых является отрицание и высказываемое желание принять кардинальные (обычно порка) меры, а также изменение в отрицательную сторону отношения к ребенку.

Психолог, принимая и понимая чувства родителей, должен стремиться настроить их на последовательную работу, касающуюся изменения стиля общения с ребенком. Также важно научить их адекватному реагированию на факт воровства.

Прежде всего четко высказать отрицательную оценку действиям ребенка (подчеркнем, действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство. Здесь же необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи. Также необходимо поставить ребенка на позицию этого человека, спросить, что бы чувствовал сам ребенок. Ребенок должен четко усвоить, что воровство в любом проявлении и с любой целью порицается как родителями, так и другими людьми. Если обобщить, то формула "воровать нельзя, воровство - это плохо" должна быть хорошо понята и принята ребенком.

Но перед началом беседы родителям необходимо взять себя в руки, постараться справиться с охватившим их гневом, чтобы не обрушивать на голову ребенка свои отрицательные эмоции.

Общая стратегия поведения родителей будет зависеть от причин, которые должен помочь выявить специалист. Но в любом случае появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о нехватке ребенку ласки и внимания со стороны родителей. Если же после проведенной работы ребенок продолжает беспричинное и постоянное воровство, есть необходимость обратиться к психоневрологу.

Другие публикации на тему данной статьи:

Как мы уже отмечали выше, детские воровство и ложь относятся к так называемым «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко говорить на эту тему, им нелегко признаться психологу, что их ребенок совершил «ужасный» проступок - украл деньги или присвоил чужую вещь. Тем более они не хотели бы, чтобы об этом узнали в детском коллективе. В связи с этим, коррекционные занятия следует проводить в основном индивиду­ально.

9.1. Основные направления коррекционной работы

Коррекционная работа должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку сформировать такие черты лич­ности, которые помогут ему воздержаться от кражи или обмана. Эти черты должны быть прямо противополож­ными тем, что побуждают его к совершению проступка. Воровать и лгать не будут дети, благополучные в эмоци­ональном плане, у которых в достаточной степени раз­виты воля и нравственные представления, кто умеет сдерживать свои желания.

Считается, что воровство в детском возрасте (если это не психическое заболевание) - это несозревание социально-моральных норм, неразграничение понятий «свое-чужое». Чтобы восстановить у детей представле­ния о честности и правдивости, необходимо использовать любые социально-культурные подходы, которые пока­жут, что воровать - нечестно. Нами разработаны специ­альные опросники, с помощью которых дети обучаются правильному поведению. Это групповые занятия, наце­ленные на разграничение понятий «свое - чужое».

У детей также отсутствуют представления о послед­ствиях воровства. Они не знают, что воровство заканчи­вается наказанием. Конечный результат для них - в са­мом акте воровства. Чтобы «излечить» от него, психолог просит ребенка, например, нарисовать себя в тюрьме. Спрашивает, что он там будет испытывать. Один мальчик написал: «Я буду худым, не будет солнца, плохая еда».

Психически больной ребенок часто ворует, сам не зная для чего, и, сообщая об этом, как прежде, продол­жает воровать. Его практически невозможно остановить ничем. Запреты или наказания - бездейственны. По­мочь способен только специалист. Но если специалист считает, что ребенок вполне нормален, а он все время продолжает красть, причем все без разбора, что суме­ет, - следует задуматься, не подает ли он таким путем сигналы о том, что ему в жизни многого недостает, но больше всего нежности и ласки, в которых он испыты­вает подлинный, не мнимый дефицит, особенно в непол­ных семьях. (А. И. Баркан, 1996).

Бессмысленно вести разговор о проблеме детского во­ровства, не связав его напрямую с формированием строгих, даже непреложных запретов - табу. Сейчас эта задача существенно усложнилась. Как ни странно, одним из препятствий стал рационализм, вошедший сейчас в моду сильно отразившийся на принципах воспитания. Считается, что детям, даже малолетним, все надо объяснять. Мы думаем, что это заблуждение, как, впрочем, и любой «перегиб». Да, конечно, многое надо объяснять, но есть вещи, которые объяснять не стоит и даже вред­но, ибо это может расшатать «гранитные берега» основ человеческой этики. Например, как рационально объяс­нить, почему нельзя совершать убийство? Грех? А вы докажите! Кто это сказал? Бог? А вы докажите, что Он есть.

Заповеди в этом смысле иррациональны, то есть не­подвластны человеческому разуму, не находятся в поле его выбора.

«Не укради» - это заповедь. И выбора здесь нет. Нельзя - и все!

Понятно, что в нашей сегодняшней ситуации не очень: то легко воспитывать честность. И именно поэтому те­перь на это надо обращать гораздо больше внимания, чем раньше. Родители, как правило, это понимают. Они не понимают другого: как в условиях «размытых берегов» основ человеческой этики с этим справиться?

Безусловно, детское воровство - явление неприятное, «о вряд ли смертельное. Многие из вполне благополуч­ных сегодня взрослых наверняка вспомнят хотя бы один Подобный эпизод из собственного детства.

На вопрос: «Как избежать детского воровства?» не ответишь: «Возьмите ручку, записывайте рецепт». Но очевидно одно: ни запрет, ни страх наказания, ни что-то другое вовсе не уберегут ребенка. Его остановит только глубокое внутреннее чувство - стыд. Нельзя предста­вить себе: «Стыдно, но ворую», потому что стыд - это нежелание души мириться с плохим поступком или от­каз от его совершения.

- Мамочка, я сегодня учительницу обманула - ты только не говори никому!

Вот повод привить немножко стыда.

Одна мама ответит: - Да ладно! Учительница же все равно ничего не узнает.

И девочка станет хитрой.

Другая мама закричит: - Как ты могла?! Бессовестная, бесстыжая! И девочка замкнется, усвоив: делиться с мамой опасно.

А третья мама расстроится, поговорит с доче­рью спокойно, исповедь ее выслушает. И девочка начнет многое понимать...

Из таких повседневных «мелочей», взглядов и фраз складывается постепенно у ребенка нравственная шка­ла ценностей. Если для взрослых главное - деньги, квар­тиры, дачи и для достижения этого все средства хороши, им никогда не обмануть своих детей. Они быстро поймут мамину «правду» и начнут следовать ей в собственной жизни.

Психологи единодушны во мнении, что тенденция к воровству у детей не излечивается с помощью наказа­ния. Это верно, что общество учит уважать законы, при­бегая к суровым мерам. Но так же верно, что ни одна из них не применима к ребенку дошкольного возраста. Согласно закону, он еще не способен отвечать за свои по­ступки. И родители поступят правильно, если займут такую же позицию и будут считать проявления воровства у ребенка поступком безответственным. Воровство «из­лечивается» не только внушением и оценкой поведения малыша. Важно еще так повести разговор, чтобы он за­хотел вас понять и согласился с вашим мнением.

Воровство - относительно редкое явление среди ма­леньких детей, но оно составляет проблемы хотя бы по­тому, что ребенок еще не имеет никакого понятия о соб­ственности. Он знает разницу между «иметь» и «не иметь», у него есть желания, он может испытывать за­висть, но малыш еще не настолько независим, чтобы прийти к агрессивному самоутверждению, которое ле­жит в основе воровства. Подобное стремление может воз­никнуть в том случае, если среда, в которой он растет, освобождает его от авторитета родителей и вынуждает нарушить право чьей-то собственности. Так обычно слу­чается в семьях, где живут в скученности и тесноте, где родители не интересуются детьми, бросая их на произ­вол судьбы, а у старших детей есть немало дурных при­вычек, каким и подражают малыши.

Что делают родители, когда узнают, что ребенок ворует? Прежде всего, стараются понять, ворует ли он все­рьез или невинно уходит с чужими вещами в кармане. Это разные вещи. Совершив кражу, ребенок намеренно скрывает это от других, сознавая, что сделал что-то дур­ное, нарушил право собственности. Когда же, напротив, Речь идет о невинном присвоении (хотя и заслуживаю­щем порицания), достаточно обратиться к сознанию ма­лыша и разъяснить ему общепринятые правила. А если такое разъяснение ни к чему не приведет, родители должны задуматься о причинах плохого поступка. Обычно речь идет о серьезной неудовлетворенности ребенка, о ег 0 протесте и враждебности по отношению к авторитетам и, несмотря на независимость, с которой он бросает им вызов, это свидетельствует о неспособности контролиро­вать свои порывы. Ясно, что наказание лишь поддержит в ребенке все эти чувства. В то же время, если постарать­ся ободрить его, помочь ему понять и принять общество в котором он живет, и его образ жизни, то ребенок смо­жет избавиться от чувства враждебности и развить са­моконтроль.

И все же мы должны рассматривать воровство как один из симптомов самоутверждения ребенка в жизни. Однако точно так же, как мы не упрекаем его за то, что у него поднялась температура, мы не должны наказы­вать его и за кражу. Возвратим владельцу то, что он унес, постараемся выяснить, чего ребенку недостает дома, и попытаемся сделать все возможное, чтобы дать ему то, чего ему не хватает. Очень важно, чтобы между родителями и детьми сложились добрые отношения. Только тогда удастся внушить ребенку представление об истинной порядочности и честности. Есть люди, ко­торые считают, будто у каждого бывает желание ук­расть. Возможно, именно поэтому родители так остро реагируют на такое пристрастие у своих детей,- они открыто делают то, о чем взрослые могут думать лишь тайком. Если родители признают, что между ними и детьми не такая уж большая разница, они скорее пой­мут своих детей и быстрее установят с ними ясные и простые отношения.

Жалобы на детское воровство весьма распространены. И это первое, что нужно объяснить родителям (А. А. Венгер 2001). Обычно они считают, что столкнулись с редким и оттого особо тяжелым отклонением в детском раз­витии. Это представление вызвано тем, что рассказывать о воровстве собственного ребенка не принято, а следова­тельно, родителям не приходилось слышать об этом от своих знакомых. Чтобы они это осознали, полезно выяс­нить у них: «А вы сами рассказали своим знакомым о том, что ваш сын ворует? Нет? Вот видите, и они вам не рассказывают».

Многие жалобы на детское воровство просто неадек­ватны. Так, если подобная жалоба относится к до­школьнику, то ее правильная формулировка должна быть следующей: «Ребенок берет вещи без спроса» (или «Берет вещи, которые ему запретили брать»). Дело в том, что под воровством принято понимать сознатель­ное нарушение соответствующей моральной нормы, тогда как дошкольники еще вообще не владеют мораль­ными нормами. Относиться к «воровству» дошкольни­ка следует так же, как и к любым другим его проступ­кам; этот проступок ничуть не более серьезен, чем любое баловство.

Чем бы ни были вызваны кражи и в каком бы возрас­те они ни совершались, родителей надо предостеречь от обвинений типа «ты вор» или «из тебя вырастет вор» и т. п. Вообще, желательно отказаться от использования слов «вор», «воровство», «кража» и использовать более Мягкие выражения: «брать чужое», «взять то, что тебе не принадлежит» и т.п. Иначе у ребенка может сложить­ся негативная самооценка, которая будет побуждать его к дальнейшим правонарушениям («Раз я все равно уже вор, то я и дальше буду воровать»).

Другой аспект поведения родителей должен быть напрев, лен на предотвращение использования украденных денег или вещей и получения от этого удовольствия. Например если ребенок вытащил у мамы из кошелька деньги и успел их потратить, то надо отменить ближайшее запланирован­ное развлечение или предполагавшуюся покупку желанной вещи: предназначенные для этого деньги уже потрачены. Если пропажа обнаружилась вовремя и деньги были возвра­щены, то отменять развлечение или покупку не нужно, дос­таточно их на некоторое время отложить.

Если дома появляются вещи неизвестного происхождения, которые ребенок, по его словам, «нашел», то не надо устраивать разбирательств, выясняя, не украдены ли они у кого-либо. Однако в любом случае следует запретить какое бы то ни было использование таких вещей (даже если они действительно найдены). Если неизвестно, кто владелец этой вещи и кому она должна быть возвращена, то родители могут забрать ее себе, выбросить или кому-нибудь подарить (но не позволять, чтобы ее дарил ребенок: это может стать для него слишком привлекательным).

Для подростков кражи иногда служат средством получения денег на наркотики. Поэтому при наличии жалобы на кражи рекомендуется в процессе обследования проверить, нет ли каких-либо указаний на то, что подросток употребляет наркотики (косвенными показателями служат выраженная антисоциальная тематика, признаки нарушения влечений, ярко выраженные эмоциональные нарушения).

Следует затронуть еще один немаловажный момент, связанный с проблемой воровства (М. Кравцова, 2001).

Воровство - это такое явление нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы взрослые ни старались оградить его от подобных не­приятностей. Либо его обсчитают в магазине, либо ста­щат что-нибудь из кармана, либо позовут в соседский сад за яблоками. И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие так делают - и ничего?»

Став жертвой воришек впервые, малыш может очень болезненно переживать это. Он будет считать себя вино­ватым в том, что случилось, ему будет очень неприятно, даже противно (многие обворованные люди говорили о чувстве брезгливости как основной реакции на то, что с ними произошло).

Ребенок может даже перестать доверять людям, во всех незнакомцах ему будут мерещиться воры. Он может захотеть отплатить окружающим тем же, для него это станет своеобразной местью.

Поэтому необходимо обсудить в семье проблему воров­ства, выразить свое отношение к этому, научить детей оберегать свое имущество.

Ребенка необходимо учить не только уважению чужой собственности, но и бдительности. Он должен знать, что не все люди считают чужое неприкосновенным.

Причины или соображения, которые заставляют ре­бенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, дол­жны быть прямо противоположными тем, что побужда­ет его к ней. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.

Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживаются от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбеж­ным наказанием. Но это не единственная причина.

Учитель предложил учащимся первых и вторых классов послушать рассказ о мальчике Вите, ко­торого другой мальчик, Темка, звал воровать яб­локи у соседа (для которого продажа этих яблок была основным средством прокормить семью).

На глазах у Вити Темку жестоко наказывают, но он снова лезет в сад и опять зовет Витю с со­бой. Витя очень хочет попробовать яблок, но не решается пойти с Темкой.

Учитель спрашивал у ребят: почему Витя не идет воровать яблоки? 27% опрошенных сказали, что Витя побоялся наказания, 39% - что сочув­ствовал тому, кого собирались обворовать, 34% указали на моральные соображения (Вите стыд­но, он знает, что воровать нехорошо, и т. д.).

Результаты этого опроса показывают, что страх воз­мездия не является единственной и значимой причиной, удерживающей от совершения кражи даже семи-восьмилетних детей.

В сказке «Айболит» попугай Карудо выкрал у Бармалея ключ от темницы, чтобы спасти своих друзей. На детский взгляд - это поступок, сопряженный с риском и вызывающий восхищение. Взрослые могут понять и оправдать того, кто совершает кражу от безысходности, ради спасения своих близких (например, от голода).

Но ни обследование чужих сумок и карманов, ни попытки нажиться за чужой счет оправданы быть не мо­гут. Все это надо объяснить детям.

Но самое важное, это пример, который подают взрос­лые своим поведением. Первые и самые главные уроки нравственности ребенок получает в семье, наблюдая за поведением близких.

Очень полезно разбирать вместе с ребенком различные ситуации, связанные с нарушением или соблюдением мо­ральных норм (М. М. Кравцова, 2001). Например, на де­тей 6-7 лет сильное впечатление производит рассказ Н. Носова «Огурцы». Напомним содержание этого рассказа.

Мальчик-дошкольник своровал с колхозного поля огурцы, за компанию со своим старшим при­ятелем. Приятель, однако, огурцы домой не понес, так как опасался наказания, а отдал их все маль­чику. Мама мальчика очень рассердилась на сына и велела отнести огурцы обратно, что тот после долгих колебаний и сделал. Когда мальчик отдал огурцы сторожу и узнал, что нет ничего страш­ного в том, что один огурец он съел, ему стало очень хорошо и легко на душе. Именно на возможность исправить содеянное, на не­обходимость нести ответственность за свои поступки, на муки совести и на облегчение, испытываемое в резуль­тате улаживания проблемы, следует обращать особое внимание ребенка. Кстати, в этом же рассказе поднима­йся еще одна проблема. Когда мама велит сыну вернуть огурцы, тот отказывается, боясь, что его застрелит сторож. Мама отвечает, что пусть лучше у нее никакого сына не будет, чем сын - вор.

Такая «шоковая терапия» не всегда столь эффектив­на и довольно опасна в случае с эмоционально возбудимыми детьми. Оставляя ребенка один на один с проступ­ком, отрекаясь от него, можно только усугубить проблему вызвав вместо раскаяния и желания исправиться, отчая­ние и желание оставить все как есть или сделать еще хуже. В качестве свидетельства этого М. М. Кравцова (2001) приводит очень красочный пример.

Одноклассницы Маша, Катя и Алена рассмат­ривали магниты для доски на столе учителя. По­том они пошли играть. Через некоторое время вос­питательница продленной группы услышала, что девочки о чем-то спорят. Оказалось, что Маша и Катя увидели в руках у Алены большой магнит. Они решили, что Алена забрала этот магнит со стола учительницы.

Воспитательница попросила Алену показать магнит, та отказалась, мотивируя это тем, что это ее собственная вещь. Воспитательница на­стаивала, что если девочка не покажет магнит, значит, она его украла с учительского стола.

Маша с Катей тоже кричали, что Алена магнит украла. Девочка отказывалась показывать свой магнит, плакала. У нее началась истерика. Выру­чила ее классная руководительница, доброжела­тельным тоном успокоившая Алену и выяснившая, наконец, что магнит действительно принадлежит девочке. Свою настойчивость воспитательница объяснила нелегким характером Алены, которая вечно нарушает дисциплину, со всеми ссорится, очень упряма. Иногда даже одного разговора на эту тему достаточно чтобы зародить в ребенке комплекс неполноценности, который будет отравлять ему жизнь.

М. Кравцова (2001) работала с тринадцатилетней девочкой. Ее близкие были уверены, что она ворует деньги у отчима. Оказалось, что все кражи совершал брат отчима, старавшийся свалить вину на девочку (он даже инсценировал пропажу денег из своего кармана). И родные верили, что ви­новата девочка, потому что в пятилетнем возра­сте она украла у мамы деньги и накупила на них угощений своим друзьям.

Но однажды истинный вор все-таки просчитал­ся, все раскрылось. Девочка была «реабилитирова­на» в глазах родных. Однако в отношении детской души закон «лучше поздно, чем никогда» не рабо­тает. И никто не может сказать, какой невосполнимый ущерб был нанесен личности подростка несправедливыми обвинениями, ситуацией, когда все, кроме мамы (что, правда, уже немало), были настроены против ребенка, не верили ему. Не только возможность несправедливого обвинения Должна удерживать взрослых от «называния вещей сво­ими именами». Вспомните мальчика из рассказа «Огур­цы», о котором уже говорили. Самым страшным для него был не мамин гнев, не страх перед сторожем и его ружьем, а сознание, что он совершил нечто такое, из-за чего мама его больше не любит. Хорошо, что она хотя бы ос­кала ему возможность искупить свою вину, иначе воздействие отчаяния и безысходности было бы губитель­ным для детской души. Это разрушило бы уверенность в себе, создало у ребенка чувство собственной порочности

Идя по пути осуждения и наказания, родители тем самым закрепляют за ребенком репутацию вора. Даже если проступок был единственным, родные уже видят на ребенке печать порочности, в каждой его шалости и не­удаче им мерещится зловещий отблеск прошлого. Они ожидают, что дальше будет еще хуже, и стоит ребенку оступиться, как они почти с облегчением восклицают: «Вот оно, пожалуйста! Мы знали, что так все и будет, чего еще можно от него ожидать?!»

Создается впечатление, что ребенка как бы подталки­вают к противоправному поведению. Маленький чело­век, попавший в ситуацию непонимания и неприятия, может озлобиться, его кражи могут уже иметь совсем иной - криминальный - смысл. Сначала это будет по­пытка отомстить обидчикам, почувствовать свое превос­ходство над ними, а затем уже может стать и способом удовлетворения материальных потребностей (М. Крав­цова, 2001).

Помимо бесед родителей, учителей, психолога, боль­шое значение в коррекционной работе с ворующими деть­ми имеют различные виды психотерапии, в том числе игротерапия, арттерапия, сказкотерапия и др., и не толь­ко с дошкольниками и детьми младшего школьного воз­раста, но и с подростками.

Арттерапевтические упражнения включают в коррекционное занятие, так как они ориентированы на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, на естественное проявление мыслей, чувств, настроений в творчестве, принятие человека таким, каков он есть, вместе со свойственными ему способами самоисцеления и гармонизации. Кроме этого, изобрази­тельная деятельность является мощным средством сближения людей, своеобразным «мостом» между пси­хологом и ребенком. Арттерапевтическая работа в боль­шинстве случаев вызывает у детей положительные эмо­ции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Продукты изобразительного творчества являются объек­тивным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответ­ствующих исследований и сопоставлений.

В данной статье говориться о том, как родители могут распознать и в дальнейшем бороться с воровством ребенка.

Иной раз многие родители обращают внимание на то, что из кошелька исчезают деньги, а среди игрушек их ребенка они видят чужие вещи.

Детское воровство является очень распространенным явлением, с которым нередко сталкиваются взрослые.

Если малышу еще нет 4 лет, и он уже был замечен в воровстве, то родителям пока не стоит беспокоиться. Потому что такие детки пока не делят вещи на свои и чужие. Однако, если ребенку уже от 4 до 6 лет, и он был замечен в присвоении чужих вещей, то это уже можно считать воровством. И родителям уже нужно волноваться по этому поводу, объяснять ему без крика и ругани, что воровать нельзя.

Основными причинами воровства являются:

1. Ребенок не знает, что вещь, которую он взял, принадлежит другому человеку. Например, учительнице, соседу либо сверстнику. В данном случае, родители обязаны поговорить с ним, о том, что этого не стоит делать, при этом приводя аргументы и яркие примеры из жизни.

2. Иногда ребенок без разрешения берет чужую вещь благодаря эмоциям, из-за импульсивного порыва. Потому, что он не может устоять перед вещью, о которой он всегда мечтал, но ему родители не покупали. А тут можно просто протянуть руку, и получить долгожданную вещь. В данном случае, родители обязаны вырабатывать у ребенка силу воли, учить жить, а также играть, при этом придерживаться правил. А еще объяснять, что не всегда можно подчиняться эмоциям.

3. Бывает, что хозяин вещи применял ее как доказательство своего преимущества. В этом случае взрослые обязаны объяснить своему малышу, что воровство является очень плохим методом, для отстаивания собственного достоинства.

4. Иногда малыш занимается воровством, если не чувствует родительской ласки и любви. Даже если семья имеет материальный достаток. Тем самым стараясь привлечь к себе внимание. И если родители не смогут изменить свое отношение к ребенку, то в итоге они и их ребенок, просто отдаляться друг от друга.

Что же стоит делать родителям, если ребенок попался на воровстве?

В первую очередь, после того, как преступление раскрылось, и ребенок не отрицает вину, родители обязаны его за это наказать, но не физически. Просто нужно разъяснить малышу, зачем он обязательно должен исправить собственную ошибку.

Затем следует убедиться, что он раскаивается и ему очень стыдно. И постараться найти для него наказание, которое будет соответствовать содеянному. Даже когда малыш сам вернет ворованную вещь, уже можно посчитать неплохим наказанием. Он поймет, что воровать нельзя. После того, как ребенка простят, ему не стоит постоянно напоминать о его проступке. Так как он посчитает, что потерял доверие родителей и сам перестанет им доверять.


Коррекция детского воровства

1. Не стоит ребенка провоцировать. То есть родители не должны оставлять на видном месте ценные вещи, которые могут соблазнить ребенка. Он же не всегда может контролировать собственные желания.

2. Следует обязательно с ребенком вести разговор по поводу денег. Он не всегда понимает цену вещам, не знает, сколько они стоят. Поэтому нужно попросить его купить какую-нибудь вещь, а также разъяснить, как зарабатываются деньги, взять на свою работу и провести там небольшую экскурсию. И всегда надо советоваться с ним, при покупках, при этом рассказывая, куда и на что траться деньги семьи.

3. Всегда развивать чувство собственного достоинства. Малыш обязан иметь свои личные вещи, с которыми он может делать все, что захочет. Даже если, что-нибудь поломает, потеряет либо испачкает. Через время он приучиться дорожить собственными вещами и поймет, почему другие люди всегда тревожатся о своих вещах.

Воровать могут не только дети из бедных семей, но также и из богатых. Просто взрослые, когда увидят в своем доме чужую вещь, обязаны выяснить причины этого плохого поступка со стороны ребенка, поговорить с ним и постараться, чтобы этот поступок не был совершен в другой раз. Следует просто научить малыша осознавать свои ошибки и обязательно показать ему, что его любят и доверяют.

Дети и воровство (Видео)

(Рекомендации для родителей, воспитателей и классных руководителей)

Детское воровство – одна из самых мучительных проблем, над причинами которой ломают головы тысячи недоумевающих родителей во всем мире.

«Если ситуация безвыходная, выходи через вход» - говорит народная мудрость. Зная причины воровства ребенка, можно благополучно с этим явлением бороться.

Каковы же причины детского воровства? Оказывается, причин этого явления множество, и первое, что необходимо знать всем родителям, – в каждом возрасте они свои.

Возраст

Причины

Возрастные особенности

Коррекция

Младшие дошкольники

1-3 года

Непреодолимое желание владеть понравившейся вещью.

Система морально-этических норм маленького ребенка еще только зарождается, а понятия «мое» – «не мое» для него еще абстрактны, а потому малодоступны пониманию.

    Ни в коем случае не называть малыша воришкой.

    Формировать моральные нормы - понятия «своё» и «чужое», «можно» и «нельзя», что «такое – хорошо, что такое – плохо».

Пример: Эта игрушка – чужая, и поэтому брать ее нельзя.

Поговорим о том, какие игрушки твои, а какие Сашины или Олины. Какие вещи твои, а какие мамины, папины. Расскажем ребенку, какие чувства испытывают люди, которые лишились любимой вещи. Таким нехитрым способом вы со временем сформируете у малыша понятия «можно» – «нельзя», «мое» – «не мое».

    Необходимо как можно раньше научить ребенка отстаивать, защищать свои собственные вещи от посягателей.

Дошкольники постарше и младшие школьники

4-7 лет

Привлечь внимание одноклассников, расположить их к себе. Или, наоборот, воровство как результат желания «жестоко покарать» своего обидчика.

В этом возрасте ребенку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы, и кража – один из них.

    Необходимо работать с причиной данного поступка, а причина здесь в несформированности навыков общения, часто в низкой самооценке (выходит, что личность ребенка ценится сверстниками не сама по себе, а только если у нее что-то есть – вот это ребенку и нужно объяснить).

    Стоит обсудить тему дружбы, поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр., – все это нужно объяснять ребенку, а еще лучше проиграть с ним соответствующие ситуации.

    Если причина воровства – вредительство, то лучший способ борьбы с ней – обсуждение и проигрывание с ребенком конфликтных ситуаций и адекватных способов их разрешения.

Младшие школьники

8-10 лет

Недостаток развития воли.

Ребенку в этом возрасте все еще очень тяжело на свое «хочу!» самому себе ответить твердое «нет». Детям пока еще трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.

Развивать волю ребенка:

    Никогда не делайте за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Или же пусть в его обязанность входит ежедневная покупка свежего хлеба, полив цветов, или присмотр за младшим братиком. Объясните как это важно для вас и для всей семьи.

    Чаще предлагайте ребенку самому ставить цели и учите достигать их, при этом проговаривайте, с помощью каких шагов эта цель может быть достигнута и в какие сроки. Начните с краткосрочных целей: что сегодня сделаешь? куда пойдем в воскресенье? И не меняйте его программу, позвольте ребенку ее реализовать.

    Запишите ребенка в спортивную секцию, ни что как не приучит его к дисциплине и порядку, а также сформирует его внутренние волевые качества.

Подростковое воровство

12-15 лет

Воровство - осознанный шаг, а то и хуже – вредная привычка.

Помните, что для подростковой среды очень характерны так называемые кражи престижа: ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения кражи поддержанием статуса в группе, другими словами, «на спор».

    Профилактику детского воровства начните с доверительной беседы. Только зная причины поступка ребенка, вы сможете успешно бороться с этим явлением.

    Четко выразим отрицательную оценку действиям ребенка с конкретным запретом на воровство («Ты сделал очень плохо, это называется кража, так поступать нельзя ни в коем случае»).

    Формируем правильную самооценку.

    Говорите с ребенком о краже наедине и в спокойной обстановке. Народная мудрость гласит: «Хвали при всех, ругай наедине» .

    Откажитесь от ярлыков типа «вор», «преступник», и слов «кража», «воровство». Замените их понятиями: «взять чужое», «брать без спроса». Применение подобных определений по отношению к ребенку может понизить его самооценку и в дальнейшем привести к новым правонарушениям.

    Убедите ребенка, в необходимости вернуть украденную вещь. Если ему будет стыдно или страшно это сделать самостоятельно, пойдите вместе.

    Не возвращаемся к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), в противном случае вы только закрепите данный поступок в сознании ребенка.

    Обсуждая случившееся, помним, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребенок будет скрывать все поступки, которые сочтет стыдными, плохими.

    Не бойтесь давать ребенку карманные деньги, это убережет его от желания воровать и научит экономить.

    Обращайтесь к специалисту.

Так или иначе, регулярные случаи воровства у подростка требуют особенно серьезного подхода, поскольку влекут за собой не только морально-нравственные последствия, но и правовые, часто не обойтись здесь без помощи специалистов.

Как предотвратить детское воровство?

Ответ и прост и сложен одновременно: любить свое чадо, на протяжении всего процесса взросления быть в непрерывном теплом, понимающем контакте с ним, делиться своим опытом преодоления различных трудностей.

Общение не должно ограничиваться разговором о том, как прошел день в школе. Быть внимательнее – значит проводить свободное время вместе: читать книги, в совместные игры, беседовать на различные «житейские» темы. Делитесь с ребенком своими мыслями, рассказывайте о собственном детстве, и переживаниях юности. Со временем вам откроется внутренний мир вашего чада, вы узнаете: о чем он мечтает, с кем дружит, какова сфера его интересов.

Очень полезно проводить совместные выходные дни, желательно с выездом на природу. При этом не плохо прихватить и парочку друзей вашего отпрыска – дело хлопотное, но оно того стоит. В совместной деятельности да еще рядом с товарищами, ребенок не только проникнется доверием и уважением к вам, но и будет преисполнен гордости за таких родителей.

Чтение на ночь – еще один способ наладить контакт с ребенком. Обсуждая прочитанные книги, обмениваясь впечатлениями, вы раскрываете свой внутренний мир ребенку, тем самым сближаясь с ним. Важно чтобы ребенок проникся доверием к родителям, ощутил искренность их намерений. И тогда в атмосфере любви и взаимопонимания проблема воровства уйдет сама собой.

Важно соблюдать следующие принципы:

    последовательность и непротиворечивость воспитания;

    слова родителей не должны расходиться с делом (бесполезно внушать ребенку, что брать чужое нельзя, а самим приносить с работы то, что «плохо лежит»);

    с раннего детства избегаем вседозволенности, приучаем ребенка к наличию определенных правил и границ поведения;

    отказываемся от тотального контроля над жизнью ребенка, вместо него поощряем детскую инициативу и обучаем навыкам планирования.

И помните слова американской писательницы Эрмы Бомбек: «Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает» .

Социальный педагог: Цыденова Г.Б.

Сталкиваясь с детским воровством, родители теряются и паникуют. Они лихорадочно пытаются выяснить, что делать, если ребенок ворует, и насколько все серьезно. Свидетельствует ли склонность к кражам об испорченности отпрыска или о его психическом отклонении. Родителям непонятна мотивация их детей, у которых есть все необходимое. Они ищут причины в себе, считая себя плохими воспитателями. Широко распространено мнение, что детское воровство характерно только для неблагополучных семей. Однако очень часто кражу совершают дети интеллигентных и материально обеспеченных родителей.

Понятие о своем и чужом формируется у малыша после 3 лет. Никому не придет в голову сказать, что двухлетний ребенок украл игрушку у другого ребенка во время игры в песочнице. Но у некоторых детей моральное развитие задерживается. Известны случаи, когда дети 7-8 лет не осознают, что нарушают общепринятые нормы, присваивая чужую вещь.

Моральное развитие состоит в усвоении нравственных норм и становлении таких моральных эмоций, как стыд, чувство вины, эмпатия (способность поставить себя на место другого человека) и совесть. Психическая реакция на нарушение формируется под влиянием взрослых. Если родители вовремя не объяснили малышу разницу между понятиями свое и чужое, то он будет демонстрировать асоциальное поведение. Ему трудно будет посочувствовать другому человеку и понять его эмоциональное состояние. Такой дошкольник будет расти слабовольным и безответственным.

Отсутствие необходимого воспитания нередко наблюдается у детей из благополучных семей. Люди культурные и интеллигентные часто не успевают разъяснить простые истины своему отпрыску из-за сильной занятости. О детях забывают в семьях, в которых родители постоянно выясняют отношения. Когда ребенок ворует, что делать, они не знают. Взрослые не всегда связывают свое поведение с поступками детей.

Пытаясь восполнить пробел в воспитании, школьник ищет ответы на свои вопросы у посторонних. Он формирует психические реакции на основе опыта общения с ними. Если авторитетами для него становятся люди, не соблюдающие нравственные нормы, ребенок копирует их поведение и совершает асоциальные поступки сознательно.

Иногда взрослые, сами того не подозревая, подают пример своим отпрыскам. Если ребенок видит, что папа что-то принес с работы, вынес из магазина товар без оплаты или взял на память столовый предмет в доме отдыха, он справедливо решит, что в воровстве нет ничего плохого.

Что делать, если ребенок не считает кражу плохим поступком?

Если факт кражи не подтвержден, существует вероятность ошибки. Безосновательные обвинения могут нанести серьезный вред детской психике. Особенно, когда они сделаны прилюдно. Даже если позднее ошибка будет признана, и ребенка реабилитируют в глазах его ровесников, травма все равно останется. Пережитый позор малыш будет долго и болезненно вспоминать.

Если родители подозревают школьника в воровстве или о краже сообщила учительница, нужно спокойно поговорить с ним дома наедине. Желательно, чтобы разговор состоялся без участия других членов семьи.

Во время разговора надо тщательно подбирать слова, стараясь не унижать ребенка и не обвинять его голословно. Если он категорически отрицает факт кражи, существует высокая вероятность, что он прав. Нужно выслушать его, затем рассказать подробно, почему красть нехорошо. После инцидента стоит понаблюдать за отпрыском, особенно в таких ситуациях, в которых он, вероятно, совершил кражу.

Если ребенок ворует деньги у родителей и пойман за руку, надо удержаться от искушения выплеснуть все накопившиеся эмоции. Категорически запрещается оскорблять воришку, бить его, приговаривая, что раньше ворам руки отрубали, или грозить тюрьмой. Нужно удержаться от использования слов: кража, воровство или преступление. Агрессивное поведение взрослых ожесточит малыша. Он убедится в своей испорченности и решит, что ничего изменить нельзя. Озлобленный ребенок может впоследствии совершить другие кражи, чтобы отомстить.

Необходимо выразить свое огорчение и недоумение. Многие дети болезненно воспринимают печаль матери. Сочувствуя ей, они, скорее, осознают свою вину. Следует поговорить с воришкой и спросить, чем мотивирован его поступок. Если малыш не хочет рассказывать, не надо настаивать. Обязательно нужно объяснить ему, почему красть нельзя.

Если родители сами позволяли себе брать чужие вещи, им надо признать свою ошибку. Искреннее раскаяние взрослых станет образцом поведения для их детей. Первые и самые главные уроки нравственности они получают в семье, наблюдая за поведением близких.

Воровство как способ привлечь внимание

Чтобы разобраться, почему ребенок ворует деньги у родных и близких семьи, нужно проанализировать свою жизнь и поведение ребенка. Причиной детского воровства может быть желание привлечь внимание.

Чаще всего такие кражи совершают младшие школьники и подростки. Но формируется подобное поведение обычно в раннем возрасте. Дети ощущают недостаток любви или полное равнодушие со стороны близких. Чтобы их заметили, они воруют вещи.

Первые кражи малыш осуществляет еще до поступления в школу. Они могут оставаться незамеченными или им не придают значения. По мере взросления ребенок ворует все чаще и делает это демонстративнее. Однако он настойчиво отказывается признавать свою вину и ведет себя так, как будто ничего плохого не произошло. Воришки не преследуют никаких целей, совершая кражу. Они делают это бессознательно и не могут объяснить мотивы своего поступка.

Такое поведение вызывает раздражение и гнев родных. Они готовы простить вора, если он раскается и попросит прощение. Но упорное отрицание отталкивает родителей от него. . Взрослые считают ребенка безнравственным чудовищем.

Дети, совершающие такое воровство, открыты и доброжелательны по отношению к окружающим. Они легко идут на контакт и делятся сокровенным. Это чуткие, уязвимые и неуверенные в себе подростки. Им нужна поддержка близких, которых они отталкивают своим поведением. Воровство — это крик о помощи, способ достучаться до взрослых.

Что делать, когда ребенок привлекает внимание воровством?

Необходимо припомнить, когда случаи воровства были замечены впервые. Возможно, в этот период семейная пара переживала период бурного выяснения отношений или . Наблюдая за разрушением отношений между родителями, кроха страдает и чувствует себя ненужным им. Даже если родители развелись спокойно, без ссор и оскорблений.

Сильный стресс иногда вызывает у малыша рождение брата или сестры. Неумелое поведение родителей, переключившихся на младенца и занятых им круглосуточно, разрывает первенцу сердце.

Усилить травму могла реакция на первую кражу. Если родители оскорбляли и унижали воришку, он мог укрепиться в своем мнении и озлобиться.

Чтобы исправить ситуацию, нужно дать ребенку то, чего он тщетно пытается добиться длительное время — внимание. Нужно всячески демонстрировать свою любовь, заботиться о нем, интересоваться его мнением, расспрашивать об отношениях в школе. Не следует его ругать за кражи и требовать признания вины. Надо создать комфортные для него условия, в которых он расслабится.

Если кражи не прекратятся или не станут реже, вероятно, процесс зашел далеко. В такой ситуации справиться с проблемой самостоятельно не удастся. Необходима помощь профессионала. Нужно посетить психолога вместе с ребенком. Если он категорически отказывается, надо проконсультироваться со специалистом без него. Советы психолога помогут выработать наиболее эффективную линию поведения в семье.

Кража как следствие недостаточного развития волевой сферы

Подавляющее большинство детей воруют чужие вещи в возрасте до 10 лет, осознавая свою вину. Причиной кражи является сильное желание завладеть понравившейся вещью вопреки укорам совести. Ребенок не может справиться с соблазном присвоить робота своего друга и совершает нехороший поступок. Однако он четко осознает, что робот украденный. Поэтому малыш обдумывает до мелочей, как скрыть кражу и куда спрятать робота. Такой поступок часто остается незамеченным.

Если воришка обнаружен, он находит различные оправдания своему поступку. Он рассуждает по принципу: «У Коли много таких вещей, поэтому ничего не случится, если заберу себе одну».

Неудержимое желание завладеть вещью может заставить малыша залезть в кошелек родителей. Такие поступки совершают дети, которых воспитывают в строгости. Некоторые взрослые сознательно не покупают сладости или игрушки, стараясь не идти на поводу у детей. Наблюдая, как его ровесники наслаждаются вещами, которых у него нет, малыш чувствует себя ущербным.

Дошкольники иногда могут брать чужую вещь, считая ее ничьей. Такое поведение может быть скопировано с действий родителей, присвоивших найденный в транспорте кошелек и радующихся своей находке.

Иногда ребенок ворует вещь товарища, чтобы отомстить ему за обиду. Плохой поступок может совершаться с целью доказать свое бесстрашие и самоутвердиться. В данном случае кража является проявлением воли. Воришка даже может демонстративно вернуть ворованный предмет хозяину.

Как правило, такие кражи являются единичными. Осознающий свою вину ребенок редко ворует повторно.

Что делать, если ребенок украл осознанно?

Надо попросить воришку поставить себя на место жертвы. Дети редко задумываются о том, какие эмоции вызывают у других их поступки. Пытаясь удовлетворить свои желания, они искренне радуются тому, что удалось сделать. Однако самому вору крайне неприятна мысль, что кто-то другой может покуситься на его собственность. В разговоре с ним нужно объяснить, как чувствует себя человек, у которого украли вещь. Надо спросить малыша, что он почувствовал бы, если бы у него пропала любимая игрушка. Обычно бывает достаточно одного такого разговора, чтобы в следующий раз малыш не поддался соблазну.

Если родители выяснили, что ребенок чувствует себя ущербным на фоне других, нужно чаще позволять ему покупать желаемое. Опасаясь избаловать детей, взрослые наносят им психологическую травму. Ее последствия могут проявиться во взрослой жизни человека и нанести ему больший вред, чем избалованность.

Родителям надо давать своим детям больше свободы. Не стоит бояться доверять им различные задания. Можно просить их делать домашнюю работу и готовить еду в присутствии взрослых. Если малыш не справится, он подумает, как сделать работу иначе. В случае успеха ребенок будет гордиться собой.

Нужно попросить малыша выбрать цель, поддержать его выбор и помочь ему составить план действий. Самостоятельность сделает детей более ответственными. Она приучит рассчитывать на себя и добиваться желаемого своими силами.

Что еще почитать