Как воспитывают детей в китае. Роды в Гонконге. Избыток рожениц. Педагогические устои Норвегии

Когда-то в китайских семьях было много детей. Мао Цзэдун призывал брать пример с Советского Союза и повышать рождаемость. Теперь все по-другому. Из-за проблемы перенаселения страны китайским родителям стало очень сложно воспитывать больше одного ребенка официально. Для этого надо заплатить государству кругленькую сумму. В зажиточной провинции Чжэцзян, например, она доходит до $130 000.


Плакат из 80-х годов 20 века "Одна семья - один ребёнок"

С одной стороны, лозунг «В одной семье – один ребенок» решает многие проблемы. С другой стороны, на воспитании детей он сказывается не лучшим образом. Теперь каждый китайский школьник – это маленький император, центр вселенной своей семьи.


Маленький император

Если на улице Шанхая вы встретите плачущего ребенка, не спешите его жалеть. Скорее всего, он не ушибся и не расстроился оттого, что кто-то из сверстников над ним посмеялся, а просто не получил того, чего хочет. Будьте уверены: пройдет буквально несколько минут – и гнев маленького императора сменится на милость, потому что прибежит мама с игрушкой или мороженым.

Китайские родители часто жалуются, что их дети вырастают эгоистичными и несамостоятельными. Однако они признают и свою вину в этом. Папа, мама, дедушки, бабушки постоянно опекают малыша. Неважно, хорошо ли себя чувствуют они сами, голодны ли они сами, главное, чтобы маленький император был доволен. Результат налицо: многие дети начинают помыкать взрослыми, капризничают, не стесняясь окружающих, а иногда ведут себя просто неприлично.


Ожирение - очень распространенная проблема у китайских детей

Одной моей знакомой «посчастливилось» преподавать английский язык шанхайским детям. Как-то к ней в группу привели нового мальчика лет четырех-пяти. На попытку преподавателя познакомиться он ответил плевком в лицо. Как потом говорила моя знакомая, ей повезло, что она носит очки. Мама попросила своего отпрыска извиниться и предложила девушке салфетку, однако никаких суровых воспитательных мер не последовало.

Чрезмерная опека продолжается и тогда, когда «ребенку» уже больше двадцати лет. Родители покупают юношам и девушкам квартиры в том же районе, а часто и в том же самом доме, где живут сами. Если сын или дочь уезжают учиться в другой город, мать и отец настаивают на том, чтобы по окончании учебного заведения дети вернулись в отчий дом.

Нередко родители устраивают за своего ребенка и его личную жизнь. По выходным в парках, даже в дождь, можно увидеть пожилых женщин и мужчин, которые собираются на «ярмарку женихов и невест». Они обмениваются информацией о своих детях и стараются устроить им встречу: ведь у молодежи совсем нет времени, чтобы заниматься этим самостоятельно.

Некоторые молодые китайцы действительно не способны обходиться без помощи родителей. Они привыкли, что мать и отец стирают им одежду, готовят еду и решают все проблемы за них. Действительно, трудно стать самостоятельным, когда родители готовы завязывать тебе шнурки на ботинках до тринадцати лет. А ведь в Китае можно увидеть и такое!

Однако, несмотря на все это, как только ребенок отправляется в школу, для него настают тяжелые времена. Каждый год в Китае выпускают огромное количество специалистов с высшим и средне-специальным образованием. И каждый из них должен бороться за рабочее место и доказывать работодателю, что именно он (или она) является лучшим кандидатом на должность. Поэтому китайские дети могут быть непослушными и капризными, но они обязаны учиться.

Все начинается в детском са­­ду, куда ребенка отдают обычно в пять лет. Здесь, как и в российских детсадах, детей готовят к школе. Некоторые малыши уже в этом возрасте начинают изучать английский язык. Однако далеко не каждая китайская семья может позволить себе оплатить такие занятия.


Классы в Китае переполнены

В школу дети идут в семь-восемь лет. Система образования в Китае несколько отличается от русской. Обучение в начальной школе длится шесть лет. За это время ребята должны научиться читать и писать на китайском языке, освоить азы математики. Кроме того, они начинают изучать китайскую литературу и обязательно английский.

Китайским детишкам уже в начальной школе гораздо сложнее, чем европейским. Чего только стоит их родной язык! Приходится осваивать иероглифы, учиться читать и писать.

А ведь написание иероглифа лишь иногда подсказывает его чтение. Кроме того, чуть ли не каждого китайца можно считать своего рода билингвом. В китайской школе преподавание ведется на путунхуа, государственном языке Китая, за основу которого взят пекинский диалект. Но ведь не во всех китайских семьях говорят на государственном языке. Чем южнее находится город, тем отдаленнее местный диалект напоминает путунхуа. В шанхайском диалекте, например, даже нет тонов, тогда как в путунхуа их четыре.

Таким образом, если дома у ребенка говорят на местном диалекте, изучение китайского в школе для него превращается в занятие иностранным языком.

В средней школе, где обучение также длится шесть лет и делится на две ступени (три года непосредственно средней школы и три года обучения в старших классах), к уже перечисленным предметам добавляются физика, химия, биология, история, идеология и политика, география. В шанхайских школах дети изучают два иностранных языка. По всем этим предметам школьники сдают экзамены в конце каждого учебного года.

Самый сложный экзамен – конечно же, выпускной, так как его результаты предопределяют дальнейшую судьбу школьника.Если баллы высокие, парень или девушка зачисляются в университет. Состоит этот экзамен из нескольких частей (по математике, китайскому языку, истории и другим основным предметам), и сдают его в письменной форме. По окончании школы дети также сдают устный экзамен по английскому языку с аудированием, практические экзамены по физике, биологии, химии и экзамен по информатике.

Китайские дети проводят довольно много времени в школе. Занятия начинаются в восемь часов утра и заканчиваются около четырех часов вечера с перерывом на обед, примерно в полдень. Как правило, каждый день школьники посещают около семи занятий: четыре с утра и еще три после обеда. Обедают они в школьной столовой, где готовят традиционный для китайских столовых набор – мясо, жареные овощи, пампушки маньтоу, различные виды китайских пельменей и, конечно, рис или лапшу.

Некоторые дети, однако, предпочитают обедать на улице. В это время китайские переулки пестрят красными галстуками: школьники покупают у уличных торговцев лапшу, лепешки с луком и жареные блины. Такое зрелище у русского человека вызывает улыбку: очень уж напоминает наше советское прошлое – пионеры, октябрята…

Наверное, сейчас вам вспомнились не только пионерские галстуки, но и шерстяная форма с белым фартучком, которую в России теперь увидишь разве что на «Последнем звонке». В Китае школьники до сих пор носят форму, однако она обязательна далеко не во всех учебных заведениях и может отличаться, в зависимости от района и школы. Например, в районе Хункоу в Шанхае школьников можно узнать по синей форме с белыми полосками на воротничках. Этим они чем-то напоминают маленьких морячков.

Школьная форма может меняться из года в год. Студент Шанхайского университета иностранных языков Шэнь И вспоминает:

За время обучения в школе форма в моем шкафу менялась 18 раз. Это всегда был примерно один и тот же набор – брюки, рубашка, джемпер, которые отличались только цветом и мелкими деталями. По-моему, только красной и розовой формы у меня не было, просто потому, что я не девочка.
Однако по понедельникам форма обязательна для всех школ. В этот день перед началом занятий все ученики присутствуют на школьной церемонии поднятия флага. Выглядеть в этот момент нужно торжественно и нарядно.

Китайские школьники на перемене мало чем отличаются от русских. Так же играют, так же безобразничают. Но на занятиях им дисциплины не занимать. Особенно это касается школьников постарше. Вики Дюмер из Гамбурга – преподавательница немецкого языка в средней шанхайской школе Цзядин – делится своими впечатлениями:

У меня сложилось очень противоречивое мнение о китайских школьниках. На переменах они вели себя как обычные дети, разве что слишком много играли в детские игры (я преподавала школьникам 13–14 лет). Зато, как только звенел звонок на урок, они превращались в ответственных, сосредоточенных на учебе роботов.
После занятий детишек обычно встречают родители или бабушки с дедушками. Если ребенок уже учится в средней школе, он, как правило, добирается домой в компании школьных товарищей. Многие детишки с малых лет сами ездят домой на автобусе или велосипеде.

Китайский школьник гораздо больше занимается самостоятельно, нежели в школе. Самое любимое слово китайского студента zi xue (цзи сюе) – появляется в лексиконе юношей и девушек задолго до университета. Zi xue – это не просто выполнение домашнего задания, это самообразование, самосовершенствование в области знаний. Детишки, вернувшись домой после школы, повторяют иероглифы, самостоятельно учат новые, читают книжки, стараются заниматься английским языком.

Даже когда ребенку приходится помогать родителям по хозяйству или по работе, он все равно использует свободную минутку, чтобы еще что-то повторить или узнать. Очень часто можно увидеть такую картину во фруктовой лавочке: школьник лет десяти помогает маме взвешивать фрукты, а потом садится где-нибудь в уголке и принимается писать иероглифы.

Zi xue превращается в стиль жизни китайского школьника, а затем и студента. Если в Китае вы проснетесь пораньше и прогуляетесь по студенческому городку, то увидите наглядное доказательство этого.

Подростки и студенты просыпаются очень рано, у каждого есть утренние неотложные дела. Пока самые спортивные ребята совершают утреннюю пробежку, другие, расположившись на лавочках, лужайках и даже на футбольном поле, повторяют свежевыученную грамматику английского языка.

Если вы думаете, что при таком плотном графике у китай­­ского школьника остается время только на сон и прием пищи, позвольте вас разочаровать: кроме самообразования, существует еще множество дополнительных занятий. Во многих китайских семьях родители стараются найти для ребенка репетитора по предметам, представляющим особую трудность. Кроме этого, а также посещения курсов иностранных языков и компьютерной грамотности, дети занимаются различными видами спорта, в том числе и традиционными китайскими – ушу и гимнастикой тайцзи, учатся играть в облавные шашки, постигают азы классической китайской живописи.

Зная о том, что огромная нагрузка на ребенка неизбежна, особенно в таком мегаполисе, как Шанхай, родители стараются как-то подсластить пилюлю и всячески балуют детей, прощают им неприличные выходки. Главное, чтобы ребенок научился пробиваться в условиях жесткой конкуренции.

По-другому обстоят дела на периферии. Если, например, вы поедете в Юньнань, самую бедную провинцию Китая, вы увидите совсем других ребят. У большинства из них нет возможности получить высшее образование, а потому и нет надобности доказывать большому городу, что они лучшие из лучших.

Часто в сельскохозяйственных районах родители воспитывают больше детей, чем предусматривает китайское законодательство, просто не регистрируя «лишних». В таких семьях ребенку приходится заботиться о братьях и сестрах и помогать родителям по хозяйству. Нередко такие дети даже не ходят в школу, потому что их семье нечем заплатить за учебники.

Однако в каком бы китайском городе вы ни оказались, общим будет одно: возможность учиться, получать знания воспринимается детьми с благодаростью, как подарок небес. Может быть, в этом и заключается главный талант маленького императора?

По материалам сети Интернет.

Восьмилетний сельский школьник из Китая Ван Фуман прославился в соцсетях благодаря волосам, превратившимся в сосульки. Теперь его принимают в Пекине, с ним общаются чиновники, а сам он рад тому, что может наконец как следует согреться: впервые в жизни ребёнок узнал, что такое центральное отопление. А заодно Ван спас от холода всех детишек в своём районе.

Китайский мальчик, который в мороз пешком пришёл на экзамен и , стал героем социальных сетей и одной из главных новостей Китая на прошлой неделе. Выяснилось, что дело не только в отсутствии шапки. Оказалось, что дома у школьника вообще дела идут не очень: он растёт в бедной семье, а холод для него совершенно привычное дело.

Вану Фуману восемь лет, он третьеклассник. Мальчик живёт в сельской местности, а учиться ходит почти за пять километров в небольшой город Чжаотун в провинции Юньнань. Как пишут журналисты блога Shanghaiist.com , Ван живёт с бабушкой и старшей сестрой. Мать оставила семью. Отец - рабочий-мигрант, который только иногда присылает деньги и приезжает домой раз-два в год.

Семья живёт очень бедно. Дом старый, его продувает. У бабушки нет сил, чтобы вести хозяйство, дрова - в дефиците, а старая печка плохо греет и не держит тепло. На ней же приходится готовить еду. Дома дети обычно находятся в уличной одежде.

История Вана Фумана стала очень популярна в социальной сети Weibo, о ней стали рассказывать центральные телеканалы в КНР. Газеты прозвали Вана «ледяным мальчиком». На провинцию Юньань и её детей обратили внимание в Пекине.

На самом деле у Вана - хроническая гипотермия. Ему категорически не хватает тепла. Руки его опухают, пальцы не слушаются, ему тяжело учиться. Дело в том, что в школе, где учатся Ван и его сестра, тоже всё время холодно. Дети сидят в кабинетах в тёплой одежде. Здесь нет центрального отопления.

В итоге сам Ван отправился на внеочередные каникулы в столицу по приглашению министерства внутренних дел - чтобы погреться и посмотреть на то, какой может быть жизнь за пределами его городка.

Мальчика одели в тёплые новые вещи и показывают по телевизору, у него берут интервью, с ним встречаются важные люди. Больше всего Вана поразило то, что в помещении все раздеваются до рубашек и пиджаков. Он никогда в жизни не только не летал на самолёте и не ездил на современном поезде, но даже не знал о существовании центрального отопления.

Дома у нас очень холодно, а в Пекине очень тепло. Нам приходится ночью жечь уголь. В Пекине комнаты такие тёплые! Мне можно ходить только в одном комплекте одежды. Я первый раз такое вижу. Это чудо!

А бойцы пекинского спецназа устроили для него настоящую экскурсию по городу: дали пострелять в тире, прокатили на полицейской машине и даже на полицейском скутере.

Ван нарядился в форму. Даже самый маленький комплект ему пока что великоват.

«Ледяной мальчик» поиграл на тренировочном скалодроме, где готовят элитное подразделение китайской полиции.

И, конечно, побывал на площади Тяньаньмэнь, там, где мавзолей Мао.

Но самое главное - жители организовали централизованный сбор средств. За несколько дней для комитета по делам молодёжи и юношества провинции Юньнань удалось собрать больше 3 миллионов юаней - это почти 450 тысяч долларов или 26,5 миллиона рублей. Ван поблагодарил всех, кто помогал собирать средства, и чиновников, которые обратили внимание на проблему.

Спасибо вам большое за то, что помогли. Когда я вырасту, я со всеми расплачусь.

Школе, где учится Ван, отдельно досталось 100 тысяч юаней (880 тысяч рублей) на систему отопления и ремонт. Теперь у многих бедных семей в Чжаотуне и окружающих сёлах появился шанс обеспечить себя теплом.

На прошлой неделе пользовательница инстаграма из Якутии по имени Настя напугала своих подписчиков фото, на котором , который сейчас стоит в области. Пока одни не понимали, как вообще можно пережить такие низкие температуры, другие просто любовались природным мейкапом девушки.

Меня всегда тянуло на восток... И чем старше я становлюсь, тем сильнее тянет. Я сменила когда-то обожаемое мной увлечение Скандинавией сначала на Китай, а теперь присоединила к нему еще и Японию. Это касается всех сторон жизни: от философии до еды.

Не так давно меня раскритиковали за мое отношение к воспитанию детей. Что ж. Я решила уточнить, что думают на этот счет так любимые мной ханьцы.

Эх! Понесло меня!.. Словно лучшие чайные листочки я отобрала источники информации, залила их своими знаниями и опытом, дала настояться и вот! Отборный экстракт! Присаживайтесь поудобнее, наслаждайтесь)))

Кратко.
История Китая, увековеченная в письменных источниках, насчитывает около 3500 лет и, согласно документальным свидетельствам, начинается с династии Шан, основание которой датируется 16 в. до н.э. Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до н.э.
Одним из наиболее значимых событий в мире в последней четверти прошлого века стал мощнейший рывок Китая. За первые 20 лет реформ Дэн Сяо Пина ВВП КНР вырос в 5 раз, доходы населения - в 4 раза, 270 млн китайцев сумели преодолеть порог бедности. Китайская экономика в 2005 г. заняла 4 место в мире после США, Японии и Германии. К 2030-м гг. Китай рассчитывает стать вторым по экономической мощи государством мира.
КНР - мощная ядерная и аэрокосмическая держава. По запасам ядерного оружия она третья, после США и России. В Китае создана широкая комплексная сеть исследовательских, конструкторских и производственно-испытательных структур ракетостроения и искусственных спутников Земли... Да и вообще, впереди планеты всей.

«Родители надеются, что их сын обязательно станет драконом, а дочь – фениксом»
家长都希望自己的儿子肯定会成为龙和一个女儿 - 凤凰

Традиционная модель семейной организации в Китае характеризовалась патриархальностью, патрилинейностью и патрилокальностью. Она сформировалась на основе конфуцианских представлений о семье и характере взаимоотношений между различными категориями родственников по крови и браку, культе предков и учении о сыновней почтительности сяо.

Китай на данный момент далеко не самая богатая страна, а большое количество детей и суровая конкуренция рынка труда не могли не сказаться на том, как воспитываются китайские дети. А сочетание с культурой Китая дало совершенно невероятный стиль воспитания, по которому можно определить всю страну целиком.

Есть у китайцев старая поговорка: "В трехлетнем возрасте видно, каким ребенок будет, когда вырастет." Именно поэтому, молодые женщины в Китае начинают воспитание своих детей с самого начала, то есть еще на стадии беременности. Будущие мамы слушают специально подобранную музыку, разговаривают с малышом, когда он находится еще в утробе. Некоторые беременные женщины в этот период смотрят только прекрасные картины, любуются красивыми предметами, стараются пребывать в спокойном настроении.

Считается, что если ребенок научился доносить руку до рта, значит его можно учить есть самостоятельно и пора отлучать от груди.

Обучение ребенка пению, рисованию, письму и счету начинается уже с полутора лет.

Китайские дети в возрасте 2–3 лет уже рассказывают десятки стихов, к 3-м годам знают около тысячи иероглифов и бегло читают, а в 4-е года учатся играть на различных музыкальных инструментах или посещают спортивные секции. Конечно, все это не без помощи системы образования и усилий родителей.

После рождения ребенка у родителей прибавляется хлопот. Они покупают книги, кассеты, диски для младенцев с тем, чтобы выработать у ребенка интерес ко всему. Когда детям исполняется два-три года, родители отводят их в детский сад и одновременно с этим записывают их на различные курсы, например, курсы английского языка, игры на музыкальных инструментах, живописи, танцев, гимнастики "ушу". Часто бывает так: едва покинув детский сад, малыши тут же отправляются с родителями на какие-нибудь занятия.

Самое любимое слово китайского школьника zi xue (цзи сюе) – это не просто выполнение домашнего задания, это самообразование, самосовершенствование в области знаний.

Составляющими системы образования в Китае являются дошкольное образование, начальная школа, неполная средняя школа, полная средняя школа, университет, аспирантура.

Учреждениями дошкольного образования являются детские сады, которые делятся на государственные и частные. Их посещают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Цель дошкольного образования – подготовка ребенка к обучению в школе, к продуктивному освоению школьной программы.

В начальной школе обучение длится шесть лет, начиная с шестилетнего возраста. Здесь закладывается прочный фундамент для дальнейшего обучения: постигаются азы грамоты, формируются начальные знания о природе и обществе, уделяется внимание патриотическому и физическому воспитанию. Основными предметами обучения выступают родной язык, математика (упор идет на эти предметы), естествознание, физкультура, музыка, мораль и этика, иностранный язык (с 3-го класса, чаще – английский). Кроме того, начиная с 4-го класса, две недели в году учащиеся проводят на работах в мастерских и фермах, а как минимум один день в неделю они заняты на внеклассных мероприятиях и в общественной деятельности.

Средняя школа в Китае состоит из двух ступеней – неполная и старшая.

Для того, чтобы поступить в среднюю школу первой ступени, ученики сдают сложнейшие экзамены, задания в которых обычно на порядок сложнее того материала, который положен по программе.

По достижении учащимися 12-13 лет они начинают обучение в неполной средней школе, или средней школе первой ступени. Обучение длится три-четыре года. Основными учебными дисциплинами на первой ступени являются родной язык, математика, иностранный язык, информатика, мораль и этика, физика, химия, политическая грамота, география.

Девятый класс – это заключительный этап обязательного школьного образования в КНР.

Средняя школа второй ступени в Китае – это полная средняя школа (старшая школа). Возраст учащихся, поступающих на вторую ступень, – 15-16 лет. Обучение здесь длится от двух до четырех лет – в зависимости от выбранного учебного курса: академический или профессионально-технический профили.

Задача общеобразовательных средних школ в Китае – сформировать рабочего человека либо хорошо подготовленного абитуриента для поступления в высшие учебные заведения.

Академический профиль – это, по сути, стандартная средняя школа, дающая возможность впоследствии поступить в вуз.

Профессионально-технический профиль представлен учебными заведениями нескольких типов: специальные технические, технические, профессиональные или сельскохозяйственные школы. Продолжительность обучения в специальных технических школах – 4 года. Программы рассчитаны на обучение специалистов таких областей, как сельское хозяйство, медицина, экономика, юриспруденция и др. Технические школы занимаются подготовкой специалистов сталелитейной, текстильной, топливной и фармацевтической промышленности. Срок обучения в профессиональных или сельскохозяйственных школах – три года, но они считаются наименее престижными.
По окончании учебного заведения многие выпускники получают работу по распределению.

Программы средней школы в Китае ориентированы на умственное, физическое, нравственное и художественное воспитание учащихся. Основными учебными дисциплинами в средней школе КНР являются родной язык, родная литература, математика, история, физика, химия, биология, география, иностранный язык, политическая грамота, физиология, физкультура, музыка, изобразительное искусство.

Учебный год начинается в сентябре, длится 9,5 месяцев и состоит из двух семестров. Каникулы – с января по февраль и с июля по август. Занятия – 5 дней в неделю.
В ходе обучения по академическому профилю средней школы учащиеся сдают несколько типов экзаменов, один из которых – выпускной.

Для получения аттестата о школьном образовании учащиеся обязаны сдать экзамены по предметам: китайский язык, математика, иностранный язык, физика, химия, политология, история, география, информатика и биология.
Единый выпускной школьный экзамен (аналог российского ЕГЭ) проводится в мае одновременно по всей стране. Оценка знаний выпускников осуществляется по 100-балльной шкале.

В китайских школах звонок собирает жаждущих науки в 7.30 утра. Надо успеть позавтракать, большой перемены после второго урока не дождешься. Поэтому не позже, чем в 6.30 даже недалеко живущему школьнику будильник поет на ухо бодрую песенку: «Цзао шан хао!» Первый урок - гимнастика тай-чи. Здесь ученики занимаются тем же, чем и пенсионеры в 5 утра на набережной: высвобождают созидательную жизненную энергию в организме. В 11.30 - перерывчик, довольно ощутимый (3 часа), но придуманный никак не для самопроизвольного времяпровождения. За это время необходимо добраться до дома, плотно пообедать и хорошенько поспать. Китайскому ребенку даже в голову не придет променять дневной сон на компьютерную стрелялку. Иначе ему просто не выжить в этом «познавательном» марафоне. Иногда дети спят в школе: засыпают по звонку, лежа на парте, и просыпаются по звонку.

В 14.30 родные классы вновь заключают детей в свои прочные кирпичные объятия, на этот раз до пяти вечера. В 17.00 школяра можно назвать вольной птицей, но всего лишь на два часа. Семейный ужин - святое дело! А в 19.00 неунывающий велосипед отвезет своего прилежного хозяина на трехчасовое самосовершенствование. Туговатую лямку самообразования юные китайцы обычно тянут в библиотеке. За ними не наблюдают видеокамеры или учителя, или родители. И тишина гробовая. Учитель, конечно, присутствует, где-то там попивая зеленый чаек, но не для стойкого стояния над нежной детской душой, а чтобы ответить на возникающие вопросы.

После библиотеки школьники спешат домой, где их ждет объемистое домашнее задание.

В последнем классе средней школы, где детей готовят к экзамену в старшую школу, в день не менее 8 – 9 уроков: пять уроков в первой половине дня, четыре урока во второй. Каждый день на последнем уроке контрольная работа a.k.a.

Во многих средних школах есть интернаты для проживания учеников. В интернат запрещается проносить электронные устройства, то есть все айфоны, айпады и компьютеры дожидаются своих хозяев дома, где последние проводят свои выходные – ученики возвращаются домой в пятницу вечером, а в воскресенье вечером снова в общежитие.

Увидеть китайского ребенка школьного возраста днем на улице - такое возможно только летом. Но не пасующим в беззаботном упоении пинг-понговый шарик. Даже летом голодные до азбучных истин дети спешат вкусить от древа познания. по закону дети не обязаны летом посещать школу. Но если ребенок решит похвастаться тем, что в их школе нет летних занятий, все сидящие рядом китайцы неодобрительно закачают головами: «Это плохая школа»…

Родители учащихся средней школы обычно приглашают на дом репетиторов. За это им приходится выкладывать кругленькую сумму.

К школьному спорту в Китае тоже относятся серьезно, китайские подростки уверенно побеждают на олимпиадах. Принципы местного воспитания прямо толкают их к этому: победа любой ценой, жесткая дисциплина, занятия «через не могу»… Тут сложно не стать лучшим спортсменом.

Система высшего образования в Китае включает в себя университеты, колледжи и профессиональные высшие школы.
Высшие учебные заведения в КНР ориентированы на развитие науки, техники и культуры, на подготовку высококвалифицированных кадров, на формирование конкурентоспособного образования в рамках мирового образовательного процесса. В целях полного удовлетворения потребностей модернизации экономики усовершенствован перечень учебных специальностей, сделан акцент на политические, экономические и юридические науки, финансы, машиностроение, архитектуру, электронику, компьютерные технологии, легкую и пищевую промышленность.

Иметь высшее образование в Китае очень престижно. В системе национальных ценностей и приоритетов образование занимает, пожалуй, ведущее место.
Высшее образование имеют шанс получить выпускники средних школ с академическим профилем и выпускники специальных технических школ.
В зависимости от результатов, полученных на выпускном школьном экзамене, абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в тот вуз, категория которого соответствует набранным баллам.

Для поступления в вуз абитуриенты обязаны сдать специальный экзамен по семи предметам.

При поступлении в отдельные университеты конкурсы составляют 200-300 человек на место, а потому зачисление в вуз становится для абитуриента настоящим достижением.
В Китае преобладает платное высшее образование, но и на «коммерческую основу» поступить не так-то легко – все абитуриенты идут на общих основаниях. У одаренных молодых людей есть шанс получить высшее образование бесплатно. Кроме того, в некоторых случаях за обучение платит предприятие, на котором работал студент. Одаренные студенты пользуются и некоторыми льготами в виде государственной стипендии или субсидий от предприятий и организаций.
Срок обучения в узкопрофессиональных вузах с краткосрочным курсом обучения (неполные колледжи, или колледжи короткого цикла) – два-три года. Выпускники этих учебных заведений – дипломированные специалисты среднего звена для работы в различных отраслях промышленности.
Колледжи с четырехлетней программой бакалавриата принимают выпускников специальных технических и обычных средних школ. По окончании обучения выпускникам выдается диплом по специальности либо присваивается степень бакалавра.
Получение степени бакалавра в университете занимает 4-5 лет.
Обучение в аспирантуре может осуществляться с отрывом и без отрыва от производства. Подготовка аспирантов делится на две категории: подготовка специалистов с ученой степенью магистра (срок обучения – два-три года; возраст аспиранта – не более 40 лет) и подготовка специалистов с ученой степенью доктора наук (продолжительность обучения – три года; возраст аспирантов – не более 45 лет).

Логическая цепочка причин, по которым возможен столь самоотверженный и непосильный труд на образовательном поле, до боли проста и понятна: собственное прекрасное будущее в условиях экономической глобализации зависит от твоего рабочего места (кресло директора компании или скамейка в коридоре ожидания трудовой биржи…). Острая конкуренция при трудоустройстве нипочем только прилично образованной личности, то бишь от результатов вступительных экзаменов в вузы всецело зависит судьба человека, и если учесть, что число мест в них строго ограничено, а желающих присесть даже не в десятки, - в сотни раз больше, - выходит, что для китайца успешная карьера начинается уже в школе, если не в детском саду. Страна, сияющая сегодня фейерверками разноцветного неона, весьма озабочена воспитанием креативных детей. Плюс еще традиционно высокий престиж образования и важность сохранения «лица» семьи, просветленного конфуцианской мудростью.

«Тому человеку, кто был твоим учителем хотя бы один день, ты обязан до конца своих дней»
你欠了他的余生来谁是你的老师至少有一天的人
Уважение к учителю, уважение к старшим по возрасту и уважение к старшим по положению людям – три основополагающих момента в воспитании детей.

От детей требуют покорности и исполнительности, этим воспитывают ответственность и дают знать, где твое место. Ученики уважают учителя, приветствуют его стоя и провожают из класса тоже стоя. Любое действие ученик совершает только с позволения учителя.

Школьников кое-где еще могут бить по рукам и дать затрещину, если он переходит некоторые рамки (например, если он болтает на уроке или играет). В классах во время уроков обычно гробовая тишина. Выйти в туалет во время урока не позволят. Урок идет – терпи. Не пускают на уроке отвлекаться. Поэтому, если у ребенка проблемы с недержанием - надевают памперсы.

Дети выходят из школы после уроков ровными рядами, построенные парами, с учительницей во главе. Прощаются с учителем во дворе и расходятся по домам. А в маленьких городках и до дома школьники идут цепочкой. За воротами расходятся два «ручейка» налево и направо. И постепенно растворяются во дворах.

Почитание предков – одна из основных ценностей китайского общества. Соответственно, почитание родителей – это то, на чем зиждится вся система воспитания подрастающего поколения в Китае. «Основной ценностью в китайской культуре является идея ”сыновьей благодарности”, что в более широком смысле означает почитание, уважение и чувство признательности не только к родителям, но и ко всем предкам. В Китае дети обязаны не только слушаться своих родителей, но и заботиться о них».

Проблемы воспитания в китайских семьях совсем не такие как у нас. Представьте ситуацию, мама заходит в магазин и говорит ребенку: «Подожди», и ребенок ждет час, а то и два без капли переживаний. Представьте, если бы подобное сказала наша мама и что бы за эти два часа успел сделать ребенок.

Покорность и самопринижение – два основных фактора в воспитании китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью везде и повсюду, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Вроде бы все вполне нормально, но в тоже время считалось, что пол грязный, и ребенку не разрешали ползать по полу. Большую часть времени малыш сидел на стуле, случалось, что даже привязанным. Со временем стили воспитания изменились, но покорность и принятие всего со смирение остались как основные принципы.

Конфуцианство

Все - от императора до простого человека - сходятся во мнении о том, что воспитание ребенка - прямая обязанность родителей. Следует оценить то, что в течение нескольких тысяч лет, на протяжении развития традиций китайского народа, очень ценилось правильное домашнее воспитание и всегда считалось, что воспитывать детей - долг родителей. Те родители, которые лишь вырастили детей, не воспитывая их должным образом, не считались полноценными родителями. Еще в древнем китайском стихотворении было сказано, что «вырастить, но не воспитать - вина отца». Если человек хотел быть полноценным родителем, он должен был придерживаться принципов традиционного воспитания. Считалось, что человек должен воспитывать своего ребенка не только в юном возрасте, но и на протяжении всей своей жизни. Со временем понятия о воспитании детей постепенно расширялись.

Домашнее воспитание всегда было важным не только для детей и семьи, но также и для развития общества и страны в целом, так как полагалось, что страна должна быть одной большой семьей. Ребенок должен был осознать с раннего детства, что он должен заботиться не только о своей семье, но и обо всей стране.

B первую очередь ребенка приучали достойно вести себя в обществе, а уж потом его учили правильно выполнять свои обязанности, действовать. В Китае говорят: «Если хочешь добиться успеха на работе, нужно вести себя как достойный человек («стать человеком»)». По теории Конфуция, человек прежде всего должен обладать «жэнь» - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления «жэнь» - справедливость, верность, искренность и т.д.

Чтобы Дети стали самостоятельными, их с детства необходимо приучать к труду и правильному обращению с деньгами. Родители не должны откладывать материальные средства для будущего своих детей, чтобы дети не надеялись на эти деньги. Также дети не должны пользоваться социальным статусом своих родителей.

Согласно китайским традициям можно выделить важные положительные качества человека: самостоятельность, трудолюбие, любознательность, любовь и уважение к родителям и родственникам, верность своей стране, патриотизм, качественное выполнение работы, смелость, неконфликтность, честность, вежливость. Эти качества являются основным содержанием в традиционном воспитании.

Уже в древнем Китае люди знали значимость семейного воспитания в период дошкольного возраста, знали, что воспитание гораздо легче, чем перевоспитание.

Еще один принцип любовь и строгость: не баловать ребенка, показывать правильные образцы, знать добро и зло.

Также в воспитании ребенка важной является хорошая окружающая среда. В любой литературе, связанной с воспитанием, говорят об одной матери «Мень», которая переехала трижды, чтобы иметь хороших соседей, которые могли бы положительно влиять на развитие ребенка. Древние ученые считали, что окружающая среда, это «воспитание без слов».

Оформление личного качества честности в раннем возрасте особенно сильно, если у человека оформилась неверность, потом он не скоро отделается от этого. Правдивость не дана человеку готовой, она должна быть приобретена и усваивается первоначально только наблюдением над жизнью окружающих, так же как и речь ребенка.

Постоянные и последовательные примеры родителей имеют положительное влияние. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Родители должны воспитывать детей не только на словах, но и своими положительными примерами поведения.

До политики «планового деторождения» в китайских семьях обычно имели несколько детей, любить каждого в многодетной семье важно. Согласно старинным взглядам китайцев, чтобы обеспечить себе спокойное существование, глава семьи должен заботиться о непрерывности своего рода. Ему необходимо иметь сына, желательно при жизни видеть его женатым и даже имеющим своих детей, а если возможно, то и правнуков.

Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство - это большая семья, а семья малое государство.

Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа специального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца. Конфуций разработал учение о «сяо», сыновней почтительности. Смысл «сяо» - служить родителям по правилам «ли», похоронить их по правилам «ли» и приносить им в жертву по правилам «ли».
Конфуцианский культ предков и нормы «сяо» способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремление к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню.

И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицу, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы «потерять лицо», а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства.
Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех.
Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов - словом, это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев, влияло на их убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни.

В феодальном Китае вся китайская нация, носившая название «сто семейств», рассматривалась как одна большая семья, отцом и матерью которой был император. Все подданные этого большого семейства должны были проявлять к императору сыновью любовь и почтительность. С самого раннего детства китаец приучался верить, что отеческая власть принадлежит как главе малого семейства, т.е. отцу, так и главе большой семьи, т.е. императору. Эта традиция сохранилась и поныне. Традиция воспитания подчинения и уважения старшим прививается с детства. Эта традиция является обязательной как дома, в школе, в обществе, так и на работе.

Не менее сильной культурной традицией в деле воспитания детей в Китае является стремление родителей дать своим детям максимум, в надежде такой же максимум от детей получить. Для Китая, как ни для какой иной страны в мире, характерно постоянное давление на ребенка, которое оказывается с единой целью: добиться максимального успеха в жизни, стать первым среди равных, а лучше – среди первых.

В Китае взрослые внушают детям, что жизнь сурова, и надо много работать, много знать и прекрасно выглядеть. Назвать располневшую дочку жирдяйкой или сообщить ребенку, что у него не голова, а мусорная яма, китайская мама не погнушается.

Она никогда не похвалит дочь или сына за второстепенную роль в школьном спектакле и за оценку «хорошо»: он должен играть только главные роли и получать только лучшие оценки. Если это случается – ребенку достается восторг семьи, который побуждает его добиваться следующих вершин.

Запретов у китайских детей и подростков много: если ребенок играет на музыкальном инструменте, пропускать занятия нельзя, еще нельзя уделять друзьям слишком много времени, нельзя позволять себе играть в компьютерные игры и так далее.
Зато выросший китаец никогда не скажет своим родителям, как европеец и русский: «Зачем вы заставляли меня так много заниматься? У меня не было детства!»

Китайские родители, считают, что дети обязаны им всем (так называемая «конфуцианская сыновья почтительность»). И дети воспитываются с постоянным чувством обязательства перед папой и мамой, дедом и бабулей.

Китайцы ценят силу, а не слабость, часто относятся к детям как ко взрослым людям, ругают их почем свет стоит, требуют. Не стесняются в выражениях, называют вещи своими именами: «Ты ленивый! Ты жирный!» При этом они тратят кучу денег на воспитание и образование детишек, порой всю жизнь с момента рождения чада копят на его будущую учебу в институтах. Китайские родители все решают за своих детей! Поэтому девочки здесь не ходят в походы с ночевкой и не заводят бойфрендов во время учебы в институте. Здесь не бывает семейных студентов! Китайцы начинают готовить ребенка к будущей «войне за выживание» с самого малого возраста. Поэтому и не приходится удивляться их выносливости. С детства многие знают, что конкуренция – это жестокая вещь. Не хочешь учиться – будешь работать за «еду», как раб. И в итоге мы видим, чего добился Китай! Огромное количество китайцев в науке, бизнесе, культуре сейчас по всему миру, заняты и в США, и в Европе, и идут все вперед!

Не благодаря ли таким методам образования, просвещения и воспитания поколений граждане КНР сообща добились громадных, признанных всем миром успехов в спорте, экономике, науке, технике, да в чем угодно еще?

Со стороны кажется, что все победы Китая основаны на патологическом патриотизме, личном честолюбии каждого отдельного человека и четком выполнении народом задач партии и правительства КНР. Китай – это по-настоящему мощная «машина» и великая держава, и, по большому счету, благодаря каждому из ее граждан.

И в конце я хотела бы привести отрывок из книги "Боевой клич матери-тигрицы" ("Battle Hymn of the Tiger Mother") живущей в США китаянки Эми Чуа (Amy Chua), профессора права в Йельском университете.

«Многие люди удивляются, как китайским родителям удается воспитывать таких успешных детей. Что делают эти родители, чтобы вырастить таких умных математиков и виртуозных музыкантов, что происходит в их семьях, и можно ли устроить то же самое в своей семье. Я могу рассказать, потому что я сама сделала это. Вот вещи, которые моим дочерям Софии и Луизе никогда не разрешалось делать:
· ходить на вечеринки с ночевкой
· заводить дружков
· участвовать в школьных спектаклях
· жаловаться на то, что им не дают участвовать в школьных спектаклях
· смотреть телевизор или играть в компьютерные игры
· самостоятельно выбирать себе факультативные занятия
· получать оценки ниже "пятерки"
· не быть "учеником номер 1" в каком-либо предмете, кроме физкультуры и драмы
· играть на каком-либо инструменте, кроме пианино и скрипки
· не играть на пианино или скрипке

Несмотря на всю нашу борьбу с культурными стереотипами, есть множество исследований, которые показывают заметные и даже поддающиеся оценке различия между китайцами и людьми Запада в отношении воспитания детей. В одном таком исследовании, где участвовало 50 американских матерей и 48 матерей-иммигранток из Китая, около 70% западных мамаш заявили, что "требовать от детей выдающихся успехов в учебе нехорошо" и что "родители должны стараться сделать обучение приятным".

В тоже время, почти никто из китайских матерей не поддержал такие идеи. Вместо этого они сказали, что их дети должны быть "лучшими учениками" и что "успехи в учебе отражают правильное воспитание". А если ребенку не дается учеба, это ошибка родителей, которые "не делают свою работу".

Согласно другим исследованиям, на обучающие занятия со своими детьми китайские родители тратят примерно в 10 раз больше времени в течение дня, чем западные родители. В то же время западные дети больше занимаются в спортивных секциях.
Китайские родители понимают простую истину: никакое занятие не будет приятным, если ты не научился делать это хорошо. Чтобы достичь совершенства в любом деле, нужно работать, а дети сами по себе никогда не хотят работать - вот почему не нужно идти у них на поводу. Это требует от родителей упорства, потому что ребенок будет сопротивляться; вначале всегда трудно, и именно поэтому западные родители быстро сдаются. Но если не сдаваться, колесо китайской методики начинает крутиться. Упорная практика, практика, и еще раз практика - вот что важно для совершенства; правило "повторенье-мать-ученья" в Америке очень недооценивают.

Как только ребенок достигает успеха в чем-нибудь - будь то математика, музыка, конструирование или балет - он получает в ответ признание, восхищение и удовольствие. Именно так воспитывается уверенность. И та деятельность, что раньше была неприятной, начинает приносить радость. А это, в свою очередь, стимулирует еще более упорную работу.

Китайские родители легко справляются с вещами, которые ставят в тупик западных родителей. Однажды в юности, когда я повела себя неуважительно по отношению к матери, мой отец назвал меня "мусором" на нашем родном диалекте. Это сработало. Я почувствовала себя ужасно, мне стало стыдно за свой проступок. Однако это вовсе не повредило моей самооценке. Я точно знала, как сильно меня любит отец. И я вовсе не стала считать себя мусором.

Будучи взрослой, я однажды проделала то же самое с моей дочерью Софией, назвав ее "мусором" по-английски, когда она вела себя ужасно по отношению ко мне. Когда я упомянула эту историю в гостях, меня немедленно подвергли критике. Одна из присутствовавших женщин по имени Марси так расстроилась, что зарыдала и вскоре покинула нашу компанию. А моя подруга Сюзан, хозяйка дома, долго пыталась реабилитировать меня в глазах других гостей.

Это факт: китайские родители могут делать то, что невероятно - или даже не очень легально - для западных родителей. Китайская мать вполне может сказать дочке "Эй ты, жирная, ну-ка сбрасывай вес!" В той же ситуации западные родители сюсюкают, ходят вокруг проблемы на цыпочках и используют отвлеченные слова типа "здоровье". Тем не менее, их дети оказываются у психотерапевтов с разными расстройствами и негативной самооценкой. Однажды я услышала, как западный папаша фальшиво подлизывается к своей взрослой дочери, называя ее "прекрасной и невероятно умной". Позже она призналась мне, что именно от этих слов почувствовала себя как мусор.

Китайские родители могут приказать своим детям учиться на "пятерки". Западные родители могут только просить, чтобы ребенок постарался сделать "лучшее, что у него получится". Китайская мать говорит: "Ты ленивый, все твои одноклассники обошли тебя". Тем временем западная мать будет бороться со своими противоречивыми чувствами относительно слабых достижений ребенка, будет пытаться убедить себя, что она не расстроена из-за провалов своих детей.

Я много думала о том, каким образом китайским родителям удается такой подход. Мне кажется, это связано с тремя большими различиями в сознании китайских и западных родителей.

Во-первых, я заметила, что западные родители очень обеспокоены самооценкой своих детей. Они переживают о том, как будет чувствовать себя ребенок в случае неудачи, и они постоянно пытаются уверить своих детей в том, как они хороши - невзирая на посредственные результаты в тестах или прослушиваниях. Иными словами, западные родители озабочены психикой ребенка. А китайские - нет. Они подразумевают в своих детях силу, а не хрупкость. И в результате ведут себя совершенно иначе.
К примеру, если ребенок принес домой "пять с минусом" за контрольную, западный родитель скорее всего похвалит его. Китайская мать в такой ситуации придет в ужас и спросит, что случилось.

Если ребенок пришел с "четверкой", многие западные родители все еще будут его хвалить. Некоторые выразят неодобрение, но все равно постараются сделать так, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта; они не назовут его "дураком" или "уродом". Между собой западные родители будут переживать, что ребенок не очень хорошо учится, или ему не нравится данный предмет, или может быть расписание уроков неудачное, или вообще вся школа плохая. Если оценки ребенка не улучшатся, западные родители, возможно, пойдут жаловаться директору школы на неправильную программу или на неквалифицированного учителя.

Если китайский ребенок явится домой с "четверкой" - чего вообще никогда не должно случиться - это приведет к атомному взрыву криков и выдиранию волос. А затем страшно расстроенная мать-китаянка возьмет десятки или даже сотни заданий по данному предмету и будет выполнять их вместе с ребенком - до тех пор, пока он не получит "пять".
Китайские родители требуют отличных оценок, потому что верят, что их дети могут получить такие оценки. Если не получается - значит, ребенок недостаточно работал. Именно поэтому в ответ на плохие оценки они будут критиковать, наказывать и стыдить ребенка. Китайские родители верят, что их ребенок достаточно силен, чтобы выдерживать эти наезды и совершенствоваться благодаря им. А когда ребенок достигнет успеха, родители щедро одарят его дома плодами своей родительской гордости.

Во-вторых, китайские родители считают, что их дети в долгу перед ними... практически во всем. Причина такого отношения не очень ясна, но возможно, это смесь конфуцианского "сыновьего благочестия" и того факта, что родители приносят себя в жертву детям. И действительно, китайские матери проводят долгие часы в траншеях этой войны за детское образование, лично занимаясь уроками и постоянно следя за своим ребенком. Так или иначе, есть общепринятая истина, согласно которой китайские дети должны потратить жизнь на то, чтобы воздать должное своим родителям - подчиняясь им и вызывая их гордость своими достижениями.

Западные родители, как мне кажется, не считают своих детей "вечно-обязанными". И даже мой муж Джед придерживается другой морали. "Дети не выбирают родителей, - сказал он мне однажды. - Они даже не выбирают, когда родиться. Это родители дают им жизнь, и значит, родители обязаны помогать детям. А вот дети ничего родителям не должны. Они будут должны только своим детям". Эти слова поразили меня как ужасный пример западного мышления.

В-третьих, китайские родители верят: только они знают, что нужно их детям в жизни - и потому отвергают все собственные желания и интересы детей. Именно поэтому китайским девочкам не разрешается заводить бойфрендов в старших классах или ходить в походы с ночевкой. Не поймите меня неправильно. Такое отношение не значит, что китайским родителям наплевать на своих детей. Ровно наоборот! Они отдадут жизнь за своих детей. Просто это совершенно другая модель родительства.

Западные родители очень беспокоятся о самооценке детей. Но самая худшая вещь, которую вы можете сделать для самооценки ребенка - это позволить ему сдаться. А с другой стороны, лучший способ поднять самоуважение - это сделать что-то, о чем ты раньше думал, что не можешь.

Сейчас выходит много книг, где азиатских матерей изображают консервативными, черствыми, зашоренными людьми, которые игнорируют интересы своих детей. Со своей стороны, многие китаянки втайне уверены, что заботятся о своих детях и готовы пожертвовать им гораздо больше, чем западные родители - которым наплевать, что ребенок плохо учится. Я думаю, здесь есть перегибы с обеих сторон. Все ответственные родители хотят лучшего для своих детей. Просто все по-разному понимают это "лучшее". На Западе уважают личность детей, поощряют их самостоятельность и собственные интересы, обеспечивают позитивное закрепление уроков и дружественную образовательную среду. Тем временем китайцы считают, что лучшая защита детей - это подготовка к суровому будущему, осознание своих сил и вооружение такими умениями, привычками и самоуважением, которых никто не сможет отобрать...»

И еще немного видео

Китай - одна из самых многочисленных стран мира. Это сложилось исторически. Многие семьи в этой стране многодетные. Территория Китая хоть и большая, но населения на ней в избытке. Из-за этого власти страны приняли решение повлиять на демографическую ситуацию, издав указ "Одна семья - один ребенок".

Особенности этого указа

Эта политика была введена в стране в 70-е годы прошлого столетия. Она связана с тем, что в это время в Китае было много Из-за этого снизилась экономика страны и уровень жизни населения. Негде было расселять многодетные семьи - им просто не хватало квадратных метров для жизни. Как следствие, такие семьи требовали попечения о них государства, льгот и так далее. Поэтому для семей, где рождался только один ребенок, было предусмотрено все лучшее, что могло на тот момент дать государство. А для тех, у кого по какой-либо причине рождались еще дети, штраф составлял от 4 до 8 средних годовых доходов того региона, где жила семья. Родители в прямом смысле слова выкупали детей.

"Одна семья - один ребенок" - политика в Китае - преследовала цель сокращения населения к 2000 году до 1,2 млрд человек. Вводились административные меры, активно пропагандировались средства контрацепции, стали популярными аборты. Но почему же Китай оказался таким населенным?

Исторические предпосылки к многодетности в Китае

Китай славился многочисленным населением еще со времен самураев. Они активно занимались освоением земель, тогда как их жены следили за семейным бытом и рожали детей. Эта традиция стала активно продолжаться после Второй мировой войны. В это время власти страны увидели, что много людей погибло в мире, в своем государстве нужно было поднимать экономический уровень развития, и давалась установка на многодетность. Активно поощрялось рождение в семье 3-4 детей.

Когда население стало расти быстрыми темпами, были предприняты попытки эти темпы снизить, вводились различные ограничения для семей. Но самой крайней мерой влияния на демографическую ситуацию в стране стала политика "Одна семья - один ребенок" в Китае. Она была официально принята в 1979 году.

Особенности учета населения в Китае

Эта политика уже на тот момент имела свои подводные камни и недочеты. Все связано с особенностями учета количества населения и отношением к женскому полу. В Китае нет регистрации рожденных детей, а учет ведется только по количеству умерших в семье человек за 1 год. Такой подход не удовлетворяет запрос точного количества населения в стране, поэтому оно больше, чем статистические данные.

Политика "Одна семья - один ребенок" сразу же столкнулась с проблемами на гендерном уровне. В этой стране не такое отношение к женскому полу, как в Европе. Женщины там на порядок ниже, чем мужчины по статусу и правам. Поэтому, когда в семье первой появлялась девочка, родители подпольно стремились получить разрешение на рождение второго ребенка. Получалось, что власти решали, кому рожать второй раз, а кому не стоит.

Как дети связаны с экономикой страны?

В результате политики "Одна семья - один ребенок" власти все-таки добились некоторых положительных моментов. Возрастной состав китайцев изменился, также несколько поменялся подход к финансированию семей. На одного ребенка государство тратит гораздо меньше средств, чем на троих или пятерых. Вследствие этого, остро не стоит вопрос о повышении заработной платы, тем самым сохраняется дешевый труд при повышенной работоспособности населения. Кроме этого, женщины, освободившись от обязанности следить за маленькими детьми, раньше могли выходить на работу, что также благоприятно сказалось на экономическом росте государства. К тому же властям не приходилось думать о том, как кормить и учить вторых и последующих за ними детей.

Все это хорошо, и даже был идеальный период для страны, когда детей уже мало, а стариков еще мало. Но политика "Одна семья - один ребенок" (Китай) уже со временем показала и свои обратные стороны. Начались проблемы, которые не сразу просчитали.

Избыток пожилых китайцев

Когда был период малого количества пожилых китайцев, никто не задумывался о том, что будет потом, и власти были довольны политикой "Одна семья - один ребенок". Проблемы начались уже ближе к 2010-м годам: население перераспределилось, людей в возрасте стало на порядок больше. За ними теперь нужно было ухаживать, но делать это стало некому. активно работает, а молодежи мало.

Страна также оказалась не готова к пенсионной политике, при которой государство берет на себя обязанности по содержанию пожилых людей. Поэтому даже в 70 лет многие китайцы вынуждены были трудиться, чтобы заработать себе на жизнь.

Появилась проблема одиноких пожилых людей. Возникла дополнительная нагрузка на социальные службы по досматриванию этих людей. Получалось так, что в одном домохозяйстве иногда оставался один человек, который уже не мог справиться с физической нагрузкой.

Проблема детского эгоизма в связи с такой политикой властей

Вторым подводным камнем политики "Одна семья - один ребенок" стала детей. С одной стороны, возможности правильно воспитать одного ребенка, дать ему все необходимое, гораздо больше, чем предоставить все это для семерых. Но многие заметили, что дети стали слишком эгоистичными. Даже был такой пример, когда мать забеременела вторым ребенком, и первая девочка-подросток поставила ей условие: либо мама делает аборт, либо девочка заканчивает жизнь самоубийством. Это было связано с эгоистичным желанием получать от родителей все внимание и не делить его с кем-либо еще.

Проблема селективных абортов

Учитывая отношение китайцев к женщинам, а также введенное ограничение на количество детей в семье, не удивительно, что родители хотели иметь мальчика. Но пол не предскажешь, поэтому многие стали искать возможность как можно раньше определить, кто у них будет, чтобы освободиться от нежелательной девочки.

Появились незаконные услуги по осуществлению УЗИ для определения пола плода, хотя это и запрещено законодательством. "Одна семья - один ребенок" - политика в Китае - привела к селективным абортам, которые стали привычным явлением среди китаянок.

Проблема поиска супруги для молодых китайцев

Как следствие, после повального рождения мальчиков намного уменьшилось количество девочек в стране. Сначала в этом также не видели никакой проблемы. Гораздо лучше иметь мальчика в семье, который потом станет кормильцем. Политика даже в некоторых кругах изменила свое название: "Одна семья - один ребенок с высшим образованием". Родители гордились возможностью дать именно сыну качественное образование, так как у них появилась возможность обучать его.

Но годы идут, девушек в стране все меньше, парней много, и появилась еще одна проблема - поиск супруги или просто пары. В Китае на этой почве стал процветать гомосексуализм. Причины для этого в большинстве своем крылись именно в избытке мужского населения. Некоторые статистические данные показывают, что молодежь, практикующая однополые связи, готова вступить в традиционный брак, если будет такая возможность. На данный момент количество мужского населения преобладает над женским аж на 20 миллионов человек.

Роды в Гонконге. Избыток рожениц

Политика, позволяющая иметь не более одного ребенка в семье, определяет квоты на рождение малыша. Поэтому большинство китаянок, которые решились на второго ребенка, вынуждены были ездить на роды на другую территорию - в Гонконг. Там законы менее строгие, и никто не вводил никаких квот. Но проблема возникла в самом маленьком государстве. Ведь количество китаянок большое, а вместительность роддомов рассчитана на официально зарегистрированное В результате не все местные жительницы имели возможность рожать детей в комфортных условиях - в больницах постоянно не хватало мест. Власти обоих государств начали бороться с "материнским туризмом".

Будущее страны с этой политикой

Политика воспитания только одного ребенка в Китае привела к возникновению нового негласного праздника для населения - дню двойняшек. Для семьи считалось большим событием рождение близнецов, так как это давало им право воспитывать своих двух детей. Как бы власть ни старалась предотвратить это, но против природы не пойдешь. Когда будущие родители узнавали, что у них будет двойня, их счастью не было предела - это освобождало их от штрафа за второго ребенка и увеличивало семью аж на два маленьких чуда. В стране стали устраивать фестивали двойняшек по этому поводу.

Но этот закон не распространяется на малочисленные которые не превышают 100 тысяч человек на население всего Китая. Этим людям также повезло - они имеют право рожать столько детей, сколько захотят.

Анализируя все проблемы и подводные камни принятого в конце 70-х годов двадцатого века закона об одном ребенке на семью, власти Китая пришли к выводу, что необходимо как-то смягчить его формулировку и дать возможность населению рожать не только одного ребенка. В результате "Одна семья - один ребенок" - политика в Китае - отменена. Это случилось в октябре 2015 года.

Руководство страны утвердило новый закон о разрешении семьям иметь двоих детей. По их прогнозам, это решит проблему с селективными абортами, не будет такой погони за мальчиками в семьях, и многие позволят себе растить еще и девочек. Кроме этого, будет не такое резкое сокращение молодого населения, а на замену двум старым родителям придут двое молодых детей. К тому же не все китаянки могут иметь детей, а некоторые так и останутся с одним ребенком. Поэтому демографическая ситуация существенно не изменится с принятием нового закона.

"Одна семья - один ребенок": отмена политики

Конечно, ходят слухи о жестокости властей Китая по отношению к деторождению. Немного легче вздохнуло население этой страны, когда с 1 января 2016 года политика о рождении одного ребенка в семье была окончательно отменена. Но чем это продиктовано? Усиленной заботой о моральной составляющей населения. Все дело в том, что этот закон, действующий около 35 лет, стал сильно противоречить экономическим интересам страны. Именно поэтому политика "Одна семья - один ребенок" отменена. Что дает это стране и молодым родителям?

Некоторые с опаской относятся к этой отмене, так как допускают мысль о бэби-буме. Но бояться резкого изменения демографической ситуации не стоит. Дело в том, что в последние годы (с 2013-го) уже состоялось послабление политики - разрешалось иметь двоих детей в тех семьях, где хотя бы один из супругов рос один в семье. Таким образом, китайцы постепенно были подготовлены к отмене политики.

Для молодых семей отмена - это глоток свежего воздуха. Ведь на законодательном уровне им разрешили воспитывать не "маленьких императоров" - эгоистичных детей, а двоих полноценных членов общества, умеющих находиться в коллективе.

Что еще почитать