Существует ли "святая ложь"? XI. Так что же такое «честность»

Классный час на тему: « О правдивости и честности человека »

Тема: « О правдивости и честности человека »

Цель: Формировать нравственные качества человека; объяснить, что правдивость и честность - слова противоположные по значению лжи и нечестности, развивать индивидуальность и субъективность детей, творческие и коммуникативные способности, обогащать жизненный опыт.

Ход классного часа

I. Организационный момент. Эмоционально - психологический настрой на учебную деятельность.

Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе.

Давайте встанем и скажем:

«Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками).

«Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой).

«Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.

Молодцы, ребята! Еще радостнее становится оттого, что вы повзрослели еще на целых полгода, и с вами уже можно вести совершенно серьезные разговоры на любые темы. Сейчас давайте хором скажем девиз нашего классного часа:

«Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,

То и буду выбирать.

А потом и выполнять!»

Ребята, скажите, пожалуйста, чему же полезному вы научились на классных часах? (Ответы детей).

II. Целевая установка и определение темы.

Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа - прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы:

ложь - ………. нечестность - ……….

Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о честности и правдивости человека.

Готовясь к этому разговору, я провела анкетирование.

Первый вопрос звучал так: что значит быть честным человеком?

В основном, вы написали, что честный человек – это тот, кто не обманывает, не врет.

Второй вопрос: всегда ли я бываю честным? Некоторые из вас правдиво написали, что не всегда бывают честными? Спасибо вам за искренние ответы.

Третий вопрос: какие чувства я испытываю, когда кому-то солгал? Тот, кто хоть один раз в жизни кого-то обманул, написал, что ему было стыдно.

Четвертый вопрос: какие чувства испытываю я, когда меня кто-то обманул? Оказывается, что вам было обидно и неприятно.

Пятый вопрос: хотели бы вы поговорить на эту тему? Большинство ответили положительно.

По результатам анкеты я поняла, что тема честности вам интересна, она вас волнует. Поэтому я хочу, чтобы мы с вами в течение нашего занятия ответили бы на главный вопрос: зачем человеку быть честным?

Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде.

Честность и правдивость - слова, которые очень близко стоят к слову “честь”.

Что же такое честность и правдивость? «Так не честно!» - «Нет, честно!». Пожалуй, у всех у нас есть четкое представление о том, что честно, а что нет. Как вы считаете, что такое честность? Как вы это объясните, дома вы должны были подумать над этим, можно зачитать определение, которое вы нашли в словаре (дети объясняют)

Честность - честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность - нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость - склонность говорить, высказывать правду. Правдивость - положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом. Иначе говоря: (слайд 4)

Честность - это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость - это соответствие слов делам.

Ребята, эпиграфом к нашему классному часу являются слова известных философов. Читают эпиграф - О чем эти высказывания, как вы их понимаете?

Честность есть простейшее выражение правды

С. Смайлс

Будь хотя бы сам честен настолько, чтобы не лгать другим.

Ф. Бэкон

Задание 1.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал - вся задача была решена»

Ребята, как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?

Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.

«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», - сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную работу «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка - это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.

Вопросы для обсуждения:

1.Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?

2.Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?

3.Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)

4.А как бы вы поступили в подобной ситуации?

(Круг солнца с буквой Я на доске - присоединяю лучики с качествами )

Я – это каждый из нас, давайте определим, какими качествами характера должен обладать честный человек? Какие качества характера мы сейчас назвали, говоря о Гене?

(уважение к самому себе, смелость, пишу на доске под лучиками )

Задание 2. Работа в группах

Ребята, а сейчас объединитесь в группы по рядам. Каждый ряд получает задание: проанализировать ситуацию.

1 группа : представьте себе, что у вас дома есть красивая ваза, которой дорожат ваши родители, но вы случайно разбили её. Как вы поступите в этом случае? Как отнесутся к вам ваши родители после того, как вы признались и извинились?

Кл. рук-ль: Да, мама и папа - самые близкие вам люди. Они вас поймут, простят, потому что любят вас. Они видят, что их ребенок растет честным (доска круг) Что мы можем записать нашей честной личности? Любовь (пишу)

2 группа: Представьте себе. У вас есть самый лучший друг. Вы были свидетелем того, что он кого-то обманул. Что вы будете делать, выберите из вариантов:

Промолчите;

Поссоритесь;

Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.

(если вы промолчите, то вы, как и ваш друг, тоже будете нечестным человеком, настоящий друг должен говорить правду) (доверие, искренность )

3 группа : Вы нашли чужой сотовый телефон. Он вам нравится, как вы поступите?

Задание3. Собери пословицы

А следующее задание называется «Собери пословицу». Из перепутанных слов вы должны правильно собрать пословицу. (ребята работают на интерактивной доске)

Чему учат людей эти пословицы? (быть честными)(приложение 1)

Задание 4Творческое задание «Честные люди»
Прочитайте пословицу: « Где правда, там и счастье».
Показываю детям карточки с рисунами представителей разных профессий. Дети должны рассказать, как представители тех или иных профессий помогут людям стать счастливее, если всегда будут поступать правдиво. Например: честный повар будет готовить еду только из самых свежих продуктов; честный врач будет давать больным лучшие лекарства и т.д.(приложение 2)

III Заключительная часть

Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?

Если мы честны, то (круг) нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.

А сегодня честные люди нужны нашему обществу, нашей стране? (да очень нужны, об этом часто говорит наш президент В. В. Путин, что страна очень нуждается в честных, порядочных людях)

Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.

I V Итог

Кл. рук- ль: В жизни по-разному можно жить.

В горе можно и в радости.

Вовремя есть и вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною солнце достать (солнце )

И подарить его людям! (Сергей Островский)

Спасибо вам за честность, искренность. Был ли наш разговор полезным для каждого из вас? О чём заставил задуматься?

Рисунок «Солнышко правдивости»
Солнышко правдивости без лучиков. Всякий раз, когда вам захочется, кого-либо обмануть вспомните о своем солнышке и старайтесь поступить честно, а затем подрисовать к солнышку лучик. В конце недели по солнечным лучикам сосчитаем, сколько раз за неделю солнышко правдивости помогло вам быть честными.

Поистине, честность на сегодняшний день в мире - самый дефицитный товар. Нет такой страны на земле, где бизнесмены бы не воровали, где политики бы не обманывали, а простые граждане всегда соблюдали бы букву закона. И как ни пытаются бороться с коррупцией и обманом, через кампании и даже расстрелы, ничто не помогает.

Мир погряз во лжи и обмане. И когда разгорается очередной коррупционный скандал; когда опять начинается война по «распространению демократии»; когда детей отбирают из семей «ради их же блага»; когда «не подмажешь - не поедешь»; когда кто-то живёт в доме за миллион «зелёных», а ветераны ютятся в том, что трудно назвать домом; когда «современные и креативные» требуют «честные выборы», угрожая «свалить из этой страны»... тогда возникает естественный вопрос о честности: откуда она появляется и куда уходит, можно ли «прописать» её постоянно или она долго не задерживается на одном месте, как её воспитать и возможно ли это вообще?

Российские либералы, к примеру, считают, что все европейцы очень честны в обычной жизни - «там даже полиция взяток не берёт!»

Обожествление североатлантической цивилизации дошло у российских либералов до такой степени, что даже коррупционные и иные скандалы высшего руководства экономически развитых стран и поток самокритики граждан этих стран в СМИ ничего не меняют во взглядах российских «хомячков». «В Европе и Америке люди честные, там голоса избирателей не крадут!» - тупо повторяют свою мантру либероиды. Поэтому, мол, и надо брать пример честности с запада.

Что ж, давайте проясним, откуда взялась честность на западе, что это за честность, какова её природа и возможно ли и нам в России такую же честность развить.

Обсуждая проблему честности в мире, мы отмечаем её периодическое отсутствие у политиков и бизнесменов, у врачей и юристов, у полицейских и учёных, у автомобилистов и прохожих... Получается, что отсутствие честности иногда характерно для всех слоёв населения, для всех профессий, для всех народов. Все мы бываем честными, но иногда совершаем нечестные поступки. Кто-то совершает больше честных поступков, кто-то - меньше, в зависимости от обстоятельств и личных убеждений.

Коррупция есть во всех странах мира. Есть она и в полиции всех стран, только для каждой страны существует свой процент коррумпированных полицейских. А вот подсчёт этих процентов зависит, в том числе, и от честности счетоводов. И здесь вступает в силу политика, которую на любимом российскими либералами западе не напрасно называют «грязным делом», которая все цифры может менять, как ей заблагорассудится. Какая тут может быть после этого честность?

Разум так уж устроен, что человек не может всегда говорить правду. Разум всегда «взвешивает» информацию, дозируя количество правды и лжи. На то и дан разум человеку, чтобы понимать, когда можно говорить правду, а когда - не стоит.

Как же и когда разум приобретает эти способности манипулирования правдой? Ведь не рождается же человек с такими способностями! Полицейские, бизнесмены, политики не родились обманщиками и лгунами. Наши дети до определённого возраста абсолютно честны и лишь постепенно научаются не всегда говорить правду, когда их спрашивают о чём-либо.

Дети не лгут - до определённого возраста они ещё не умеют врать. Детский мозг ещё физически недостаточно развит для полноценного функционирования разума. Пока разум только просыпается, дети не лгут. Но как только мозговая биологическая ткань в голове человека созревает для полноценного функционирования разума, первое, что делает проснувшийся разум, - начинает дозировать исходящую от него информацию, начинает играть информацией. Проснувшийся разум начинает использовать информацию в своих целях, соизмеряя в ответах правду и ложь.

Если в первом классе практически все дети слушаются учителя и честно отвечают на поставленный учителем вопрос, работая без списывания и без подсказок. То через десять лет обучения в российской школе уже практически невозможно найти ученика, кто никогда не списывал бы и не пользовался бы подсказками.

Как получается такое? И почему это происходит?

Наверное, происходит естественный процесс, когда просыпающийся разум ребёнка, познавая мир, начинает играть информацией, изучая реакцию людей . Именно в это время ребёнок открывает для себя и приобщается к определённому набору ценностей, которые и определяют его дальнейшее поведение. И если в это время позволить просыпающемуся разуму принять ложь за истину, тогда из ребёнка вырастет обманщик.

Честность воспитывается с детства. Понятие честности закладывается в человека в семье, с детского сада, со школы. Основные навыки манипулирования информацией человек (разум) получает в процессе обучения, общаясь с родителями, сверстниками, со взрослыми. Именно обучение в школе проявляет, закрепляет, закладывает или разрушает в человеке нормы нравственности, честности.

Какое явление в процессе обучения в школе яснее всего говорит о честности в детском мышлении? Конечно, списывание, подсказки.

Списывание - это всегда ложь и обман. Обман себя, так как ученик остаётся неучем, получая за удачное списывание «переходящую» отметку. Обман учителя, так как учитель оценивает не настоящие знания и ставит оценку незаслуженно, ненароком поощряя обманщика обманывать дальше. Обман других детей, так как «списыватель» незаслуженно получает место среди «успевающих», развращая других возможностью получения хорошей оценки с помощью лжи и обмана. В конце концов, списывание - это обман общества, страны и государства, так как с помощью «липовых» оценок человек строит свою жизнь, карьеру, будучи невеждой. Сколько таких неучей и лгунов мы наблюдаем в повседневной жизни!

В школьном списывании яснее всего раскрываются представления детей о честности. Ученик понимает, списывая, что поступает плохо, но делает это, пытаясь мелкой ложью избавиться от необходимости совершать волевые усилия над собой для достижения определённого результата. И став взрослыми, такие дети переносят во взрослый мир извращённое понимание того, как надо учиться и жить.

Списывание и подсказки - отрицательные явления. Это признают все учебные системы мира. Действительно, списывание явно говорит о нечестности человека - с помощью лжи такой человек получает лучшие баллы, позволяющие ему занимать более высокие места в обществе. Можно сказать вполне определённо, что нечестность, приобретаемая через списывание в школе, порождает нечестность во взрослой жизни , когда человек с помощью лжи строит свою благополучную жизнь за счёт других. И тогда честность оказывается в проигрыше, что становится развращающим уроком для окружающих.

К каким же ценностным системам приобщаются дети в разных странах? Каким образом в разных странах пытаются искоренить списывание и подсказки? Каким образом воспитывается честность у молодых граждан?

В России списывание и подсказки официально осуждают и пытаются бороться с ними. Правда, почти безрезультатно - как могут успешно бороться с подсказками и списыванием люди, которые сами когда-то прошли эту же школу?

Школьниками российскими подсказки и списывание часто героизируются: «нет выше доблести, чем списать под носом учителя!» Иногда дети подсказывают из принципа «сам пропадай, а товарища выручай». Взаимовыручка, чувство локтя, чувство коллектива, чувство товарищества, дружба - всё служит российским детям для оправдания лжи списывания и подсказок. Ребята понимают, что «списывать и подсказывать нехорошо», но есть более высокие нормы, которые необходимо соблюдать в первую очередь. Российское списывание и подсказки происходят из менталитета российского, основанного на коллективизме и соборности. Здесь ложь и обман осуждаемы, но не отвергаемы, так как помогают сохранить дружбу, коллектив, общество.

Бытовая мелкая нечестность соседствует в российском обществе с честностью, которая всегда есть в людях - «помогая товарищу (подсказывая) и списывая, сам остаюсь честным и справедливым «по жизни». Такие люди считаются ценными друзьями и сотрудниками. Иногда такая честность позволяет даже сделать хорошую карьеру, так как честные люди, на которых можно положиться, всегда нужны бесчестным руководителям.

Ложь списывания и подсказки в школе представляются слишком ничтожными поступками по сравнению с дружескими отношениями с одноклассниками, по сравнению с всеобщей справедливостью, с честностью по отношению к стране и государству. В результате всё общество смотрит сквозь пальцы на эти нарушения, хотя и осуждает их формально. Со временем, по мере взросления человека, маленькая ложь списывания и подсказки становится большой ложью коррупции и других правонарушений. Но при этом всё равно остаётся ощущение дружеского единства российского общества: мы все добровольные подсказчики и «списывалки» - мелкие лгунишки - составляем его. Но при этом кто-то из нас полагает, что «надо бороться с коррупцией», кто-то борется «за честные выборы», а кто-то стал крупным лгуном, присваивая себе, так или иначе, богатства окружающих и называя это «честным бизнесом».

Нынешние борцы за честность российской избирательной системы, сами «списыватели» и подсказчики, лгут, прикрывая свои «потаённые мыслишки» хлёсткими фразами. Откуда честность будет на выборах, когда школьник не видит ничего зазорного в собственном списывании и списывании соседа за партой, подсказывает сам и пользуется подсказками друзей, отвечая на вопросы учителя? До тех пор, пока это будет продолжаться, борьба за честные выборы сама будет нечестной.

Не изменив «списывающую» ментальность наших детей, мы никогда не получим честного гражданина, мы никогда не получим честное общество. Начинать борьбу «за честные выборы» надо не с установки камер слежения на избирательных участках, а со школы. А точнее, с идеологических представлений, которые необходимо внедрить в детскую ментальность, с идеологии, которая не позволяет списывать и подсказывать . Вопрос в том, где взять такую идеологию?

По многим свидетельствам, списывание и подсказки в школах Америки и Европы распространены много реже, чем в России.

Говорят, там с детства учат детей не подсказывать и не списывать под страхом суровых наказаний. Западная система обучения направлена на выявление и поощрение самых способных и развитых детей с помощью честных экзаменов. Поэтому в школах поощряется доносительство и слежка детей друг за другом с целью недопущения списывания и подсказок.

«Каждый сам за себя» - вот принцип западного обучения. С самого раннего детства человек приучается к честной конкуренции, а честная конкуренция не может совмещаться с нечестными действиями - подсказками и списыванием. И тогда каждый ученик оказывается сам заинтересованным в том, чтобы быть честным, иначе ЕГО рейтинг понизится из-за того, что он попался на списывании; и ученик сам следит за окружающими учениками, чтобы они тоже были честными, иначе ЕГО рейтинг опять же понизится из-за нечестности других.

Такая система взаимного и само контроля направлена не на воспитание честности самой по себе, а на действительно честное ранжирование детей по способностям для участия во взрослой конкуренции ради карьеры. В результате общество получает «честных» молодых людей, привыкших всего добиваться самостоятельно своим трудом, но для которых честность - это не цель «жить по правде», а только средство в конкурентной борьбе друг с другом . Такие граждане честно участвуют в жизни своего общества и государства, оставаясь нечестными по отношению к тем, кто живёт за пределами их уютного честного мирка.

За счёт чего происходит воспитание честности у детей? Какие идейные принципы заложены в различные системы воспитания?

В сознание европейцев с детства внедряется принцип индивидуализма, когда «ты мне друг, но истина дороже». Западный, капиталистический, буржуазный индивидуализм основан на либеральной идеологии, отрицающей веру в Бога (формальная католическая вера и сверхформальный протестантизм не в счёт). На западе человек служит не Богу, а богатству, деньгам, Мамоне. Этим всё определяется.

Либеральная честность, культивируемая на западе, используется ради личного обогащения человека за счёт других, ближних и дальних. Формальная открытая честность для «внутреннего потребления» там действительно существует и именно она «пудрит мозги» российским либералам. Но открытая всему миру честность в западном обществе отнюдь не означает честность людей друг к другу в обыденной жизни - развратников и воров хватает и на «честном» западе.

И уж тем более глупо говорить о честности западной политической и финансово-экономической элиты - представители этих элит выступают по отношению к обычным людям с убеждением, что «имеют право» в силу своего положения на обман и ложь. Как часто политические и экономические деятели на западе приносят мнение общества в жертву своим амбициям и предпочтениям, начиная с отмены смертной казни для душегубов и кончая бомбардировками мирных жителей в «операциях по принуждению к миру». Честность на уровне обычной повседневной жизни, и бесчестность на высшем уровне принятия политических и экономических решений - это характеризует западный мир. И даром, что на западе «честные выборы», что все на западе голосуют честно, что честно осуществляется подсчёт голосов, если результаты голосования принципиально ничего не меняют в бесчестном обществе.

Честность в либеральном мире утилитарна, применяется только к своим, и служит лишь для избранного круга «цивилизованных» граждан. Честность в западных демократиях покупается, так как всё продаётся и покупается при капитализме. Можно с помощью денег сделать какие-то сферы относительно честными, но невозможно либеральное общество сделать честным по отношению ко всем людям планеты, так как именно за счёт грабежа и создаются богатства западного мира.

Западное богатство, позволяющее отстёгивать деньги на внутреннюю показную честность - честность внутри своих стран, основано на грабеже всех народов земли, основано на несправедливом мироустройстве, устроенном европейцами на планете. Вся «честность» западного общества базируется на тотальной нечестности его по отношению ко всем людям планеты .

Да, европейская честность позволяет проводить честные выборы, но губит природу, общество и человека. Нужна ли такая честность России?

«В России воруют» - это высказывание в большей или меньшей степени совершенно справедливо во все времена. Но при этом не надо забывать, что бесчестность в России всегда соседствует с понятием справедливости, внесённом в российскую ментальность православным христианством. Можно быть нечестными в каких-то бытовых случаях, оставаясь честными по отношению «к человечеству в целом».

Человек-вор в православном мире становится иногда героем, потому что «не щадит живота своего» ради страны, ради народа. На западе такое невозможно представить, так как там человек-вор живёт исключительно ради собственного удовольствия, ради денег, необходимых для личной комфортной жизни. И жизнь свою отдавать за что-либо западный человек не намерен, так как «живём лишь раз» - человек живёт ради удовольствий и благополучия собственного тела. В России же человек живёт ради правды и справедливости, и ворует тоже для своей комфортной жизни, но больше дорожит душой, а не телом, как на западе.

Вот почему на западе легче и удобнее жить - там честность на бытовом уровне позволяет создать комфортный и чистый мирок, люди живут здесь и сейчас, живут для себя, своего тела, для своего удовольствия. И вымирают в этом уюте из-за низкой рождаемости, потому что, именно, живут для себя, своего расслабленного блаженства, а не ради чего-то «внесвоеготелесного», не ради детей, например.

И вот почему, кстати, русская армия всегда была непобедима в столкновениях с Европой. Европейцы, такие же, как и русские, отчаянные рубаки, больше берегут своё тело, нежели душу, высшей ценностью считая земную благополучную жизнь человека, освобождённого от веры в Бога. Русские же, в соответствие с православной верой, всегда полагали высшей ценностью душу, а не тело - своё тело, свою земную жизнь можно отдать за честь и справедливость, за достоинство и свободу, за Бога и отечество.

Русская жизнь в веках всегда была не дороже правды, чести и справедливости, тогда как ничего дороже личной жизни для европейца нет. Вот почему, несмотря на прекрасный военный опыт и умение европейцев, несмотря на гигантские военные потери России в живой силе и технике, русские обычно побивали европейцев - тем нечего противопоставить самоотверженности и героизму русского солдата. Европейские опыт и знания всегда проигрывали русской православной вере в бессмертную душу.

И вот почему европейцы так ненавидят православие, справедливо считая его источником русской силы. Вот почему на протяжении многих веков либералы всех стран, включая и российских либералов, целенаправленно бьют по православию, по вере в Бога, так как путь к ликвидации России проходит только через ликвидацию национальной православной веры русских . И, похоже, в XXII веке они с этой задачей справятся.

Честность европейской цивилизации - это не российская честность.

Европейская честность - это либеральная честность, атеистическая и индивидуалистская. Честность, которая позволяет европейцам благополучно существовать за счёт угнетения остального мира, существующая за счёт привилегий, которые европейцы создали для себя, ограбив другие народы. Эта честность европейцев друг к другу куплена за счёт бесчестности европейцев по отношению к другим народам планеты. Европейская честность - это нечестность к природе земли, страдающей от бездумного капиталистического прогресса, это нечестность по отношению к людям планеты, страдающим в бедности от несправедливого мироустройства, это нечестность к самим коренным европейцам, вымирающим из-за низкой рождаемости.

Честность либерального атеиста основана исключительно на «земных способах» воспитания - это издревле известная всем система «кнута и пряника». Стукачество и доносительство в европейских школах как раз и призваны воспитать такую «честность». Но эта честность не распространяется дальше европейской общины, где действуют «кнут и пряник». Для остальных людей планеты - не европейцев - остаётся только кнут.

Цель европейской системы образования - воспитать законопослушного «честного» человека, который мог бы включиться в конкурентную борьбу «каждый сам за себя», в борьбу за европейские ценности. Эти либеральные ценности поощряют стукачество и доносительство в школе, индивидуализм и безбожие в европейском обществе, относительную честность в Евро-Америке и абсолютную бесчестность к природе земли и к народам планеты (включая самих коренных европейцев).

В школах запада честность среди детей культивируется для точного ранжирования детей. Она носит прикладной характер. Дети могут быть нечестными по жизни, но никогда не будут списывать, так как это чревато понижением их рейтинга, следовательно, торможением в карьере. Честность на западе ущербная, частичная, прикладная - честность для рейтинга, для карьеры, честность на продажу .

Российская честность - это нечто среднее между атеистическим «Кодексом строителя коммунизма» и православной христианской нравственностью.

В советской школе, в коммунистической системе ценностей, исключавшей религию и Бога, честность провозглашалась ценностью самой по себе , безотносительно к чему-либо. Просто надо всегда было быть честным в жизни. А почему собственно? Для чего нужна честность, если с помощью обмана, с помощью списывания и подсказок можно достичь тех же результатов, и даже больших, не утруждая себя трудом учёбы? Этот вопрос, в конце концов, и погубил великий Советский Союз.

Коммунистическая (атеистическая) идеология, не может ответить на «простой» вопрос: почему надо жить честно. Как не может ответить на этот же вопрос либеральная (атеистическая) идеология, основанная в эпоху Возрождения как отказ от веры в Бога. Потому что атеизм не в силах обосновать необходимость честности, также как не может обосновать вообще что-либо, поскольку отказ от Бога - это отказ от критерия истины . А потеряв истину, человек попадает в ситуацию полной относительности, когда «всё можно», когда «человек должен быть толерантным ко всему», когда любые извращения имеют равное право на существование с целомудрием.

«Человеку разумному» невозможно всегда и всюду оставаться абсолютно честным. Следовательно, человек вынужден использовать какой-то критерий, определяющий, что есть истина, с помощью которого можно дозировать правду и ложь в общении с разными людьми. Но такой критерий, чётко разделяющий истину и ложь, возможен только с верой в Бога . И если такой критерий отсутствует, как в атеистических странах либеральной диктатуры, то его место занимают различные «условные критерии», какие каждый человек для себя может выдумать сколько угодно.

Современный либеральный атеистический мир демонстрирует полное торжество относительности, когда невозможно определить, где правда, а где ложь, так как нет истины, потому что нет Бога. Вот почему россиянам порой трудно понять мотивы политики стран североатлантической либеральной цивилизации - для нас правда и ложь ещё не успели стать одинаково достойными понятиями. У русских ещё не вычистилась из ментальности божественная нравственность, привитая тысячелетием православия, определяющая правду, честность и справедливость.

И очень часто североатлантическая политика ставит россиян в тупик: как же так - при таком, на словах, человеколюбии, при такой красоте и чистоте Евро-Америки, европейские дела оказываются беспощадно кровавыми. Как совмещаются проповеди о гуманизме с насилием по навязыванию демократии в «отсталые» страны? Это лицемерие и есть результат воспитания европейцев в системе атеистических либеральных ценностей. В этом и заключается европейская честность.

Так чего же мы хотим? Честных выпускников школ - атеистов и индивидуалистов, как на западе, честных выборов и бесчестного правления? Или «списывателей» и подсказчиков, мелких воришек, разоряющих Россию, и одновременно «борцов за справедливость»? Как совместить европейскую честность с российской? Как, например, оправдать стукачество и доносительство детей друг на друга? Возможно ли без стукачества и доносительства избавиться от списывания и подсказок?

Россия идёт сейчас по стопам либерализма и россияне, также как когда-то европейцы, постепенно теряют веру в Бога, отучаются от божественной нравственности, теряют понимание правды и лжи. Однако, россияне ещё продолжают, по православной традиции, считать стукачество и доносительство нечестным и недопустимыми, что несовместимо с капиталистической рейтинговой системой оценки учащихся.

В России пока, из-за православного мировосприятия, въевшегося в гены российской ментальности, люди ещё не приучились совсем жить ради денег (хотя во многом этот путь уже пройден). Но по мере отказа от православной веры, от веры в Бога вообще, по мере либерализации России, российское общество будет постепенно становиться внешне по-европейски чище и честнее. И конечным итогом избавления России от нечестности по либеральным рецептам будут стукачество и доносительство учеников друг на друга, «как в Европе», честные выборы... и полное вымирание русских из-за низкой рождаемости, и далее - распад и уничтожение России.

Итак, есть только два пути воспитания честности.

Либо, продолжая либеральное развитие, постепенно перенимать европейские безбожные ценности и методы, воспитывая «честность для конкуренции».

Если мы хотим жить честно, утверждают русские либералы, «как на западе», тогда нам следует полностью перенять западные ценности, следующие из либеральной идеологии. Надо воспитывать детей в атеистической вере поклонения деньгам и богатству. Надо поощрять в детях индивидуализм, доносительство и стукачество. И тогда мы войдём в «царствие небесное европейской свободы и благополучия», и тогда у нас будут честные выборы. И тогда глупо сейчас протестовать против ювенальной юстиции, педофилии и скотоложества. Следует немедленно снять все ограничения на любые извращения, чтобы стать по-европейски демократической и свободной страной.

Либо надо действительно возвращаться к Богу, к православной христианской вере в полном объёме, воспитывая в молодом поколении подлинную честность.

Подлинная честность может быть только у действительно верующего в Бога человека , так как именно «Господь создал всех людей равными», а значит, ко всем людям надо обращаться с правдой. Честность действительно православного человека не допускает лжи между людьми, что автоматически исключает списывание и подсказки, несправедливость и притеснения. «Жить не по лжи» - это жить с Богом в сердце. Такой человек не допустит обмана ни на выборах, ни в бизнесе, ни в политике (и тогда политика, освободившись от атеизма, перестанет, наконец, быть «грязным делом»).

Да, путь действительного избавления от нечестности, от списывания и подсказок существует и лишь один единственный: надо дать детям веру в Бога, приобщить их к нравственности Христа . И тогда Бог в душе человека не позволит ему лгать, списывать и подсказывать. Тогда не ради единоличного обогащения, не ради выигрыша в конкурентной борьбе будет процветать в школах честность, а ради спасения души, ради высшей правды и справедливости. Это и будет подлинная честность, вызванная не опасением людского наказания, не боязнью конкуренции, а свободным выбором верующего в Бога человека. И только на основе такой честности возможно воскресение России для благополучной жизни на земле, как, впрочем, и всего мира.

Без возвращения Бога в систему образования народа, в России никогда не будут «честные выборы», а скоро не будет и самой России.

Каждый родитель несет ответственность за своего ребенка.Не все можно предусмотреть заранее, но вести воспитательные беседы на разные темы с ребенком следует обязательно, тем самым, предупреждая неприятности и обучая ребёнка.

"Береги честь смолоду" – гласит народная пословица

Эта пословица для ребенка, прежде всего, о его честности. Насколько ребенок честен с вами? Ровно на столько, на сколько Вы смогли выстроить с ним доверительные отношения. Да, ребенок начинает врать в первую очередь дома своим родителям, потому, что им не доверяет или боится сказать правду. Знает, что его никто не постарается понять, простить, принять таким, каким он есть - его просто накажут.

Прежде чем говорить с ребенком о честности, следует подумать о своей реакции на проступки ребенка. Если ваша реакция всегда шумно-активная, агрессивная, в осуждающем ключе, то вести беседы о честности с ребенком и не следует заводить. Детское вранье само не рассосется, оно имеет обыкновение прогрессировать и принимать патологические свойства. А вырастить вечно врущего человека никто никогда не желает.

Не кричите на ребенка, даже если он тысячу раз не прав, завоевывайте его доверие и авторитет.

Доверительные отношения с ребенком – это труд взрослого родителя. Прежде всего, следует искоренить страх ребенка перед родителями за свои проступки. Проступки следует обсуждать, вместе делать выводы и исправлять последствия. Беседа с ребенком ведется, исходя из опыта и объема знаний ребёнка, учитывая его мнение.

Взрослые знают, что ошибаются все, и знают, как ошибки можно исправить. Ребенок должен получить урок исправления ошибки, сделать поучительный вывод из ситуации. Когда ребенок сможет доверять родителям, с ним возможны беседы о чести, достоинстве и неправде. Обратите внимание на то, что ребенок иногда просто фантазирует и поговорите об этом тоже.

Есть такая мудрая пословица – «Повинную голову меч не сечет», она, конечно, предназначена для родителей. Пришел ребенок к вам, признался – будьте добры, примите его смелый шаг, как благородный поступок. Отнеситесь к такому признанию как к признаку доверительных отношений со своим ребенком. Как к заслуге вашего воспитания. Спокойно прореагируйте, похвалите за признание и решайте вместе, как исправить ситуацию. Обсудите варианты дальнейших действий, как можно было бы избежать подобных неудобных ситуаций.

Объясните своему любимому ребенку:

Честному человеку жить легче, у него нет страха разоблачения.

Честному человеку всегда доверяют и его уважают.

Честный человек – это порядочный человек.

Ложь всегда обнаруживается и чаще в самые неприятные моменты.

Ложь – причина неуважения и недоверия к человеку.

— Я не ломал эту машинку! Она сломалась сама!

— Я не брал мороженое из холодильника! Наверное, это сестренка его съела!

— Я не сделал домашнее задание потому, что не знал, что нам задавали!

Подобных примеров можно привести величайшее множество. В основе их всех лежит попытка ребенка сознательно ввести в заблуждение родителей с целью получения собственной выгоды. Удивляет то, что уже в таком раннем возрасте дети совершенно четко понимают как можно обхитрить родителей, какие аргументы можно привести в свое оправдание. С годами тактика лжи усложняется, аргументы и оправдания становятся все правдоподобнее, а ложь все утонченнее. Интуитивное чувствование опасности наказания включает в детском сознании неведомые механизмы, нередко заставляющие родителей поверить в ложь. Накопленный опыт удавшегося обмана делает неправду безотказным оружием, пускаемым в ход в случае необходимости.

Для лгущих детей в возрасте до пяти лет многие родители делают скидку на их возраст: считается, что в таком возрасте ложь еще не возможна как осмысленное деяние. Психологи предлагают нам не волноваться, утверждая, что детская ложь не представляет опасности, так как является попыткой выражения собственных фантазий ребенка, не умеющего отличить фантазии от действительности. Тем не менее, этот возраст — то время, когда дети активно "нащупывают" разные способы "сделать жизнь легче". В эти годы у ребенка появляется круг обязанностей и запретов, на которые он должен обращать внимание, соответственно возрастает потребность в способах "упрощения жизни". Наблюдения говорят, что чем больше требований предъявляются к малышу, тем больше вероятности обмана с его стороны. Но действительно ли это настолько безопасно? Что если ложь становится регулярной? Как отличить "детскую ложь" от уже недетской? Что такое ложь вообще? Как, в конце концов, вырастить честного человека? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Что такое ложь?

Прежде чем рассуждать о неправде со стороны детей, следует несколько слов сказать о лжи вообще. Понимая природу лжи как таковой, мы будем способны понять ее в детском исполнении.

Говоря простым языком, ложь — это заявление, не соответствующее действительности, произносимое с целью получения какой-либо выгоды. Почти всегда ложь вызывает чувство опасения и осуждения совести. Особенность лжи в том, что она всегда вступает в диссонанс с врожденным чувством правды: мы можем почувствовать ложь других, мы чувствуем себя дискомфортно, когда сами говорим неправду. Но следует сказать, что практика лжи вырабатывает в нас определенный навык и делает обман автоматическим. Есть люди, которые "врут как по написанному", совершенно не испытывая никаких угрызений совести, не боясь разоблачения, но, напротив, получают удовольствие от обмана. Здесь можно вспомнить интересную иллюстрацию: некто сказал, что совесть — это такой треугольник с острыми углами, находящийся в нашей груди. Когда мы совершаем плохие поступки (в том числе лжем), этот треугольник начинает вращаться, причиняя нам боль. Но если долгое время не обращать внимания на его вращение, углы треугольника постепенно стачиваются, совесть превращается в диск и может вращаться сколько угодно, не причиняя страданий. Это, конечно, иносказание, но действительно есть о чем задуматься. Практика осознанных бессовестных поступков заглушает голос совести, оставляя нашему естеству все меньше и меньше человеческого, позволяя животным инстинктам занимать ведущие позиции в нашей жизни.

Мотивацию лжи можно искать во многих аспектах человеческого естества:

  • в страхе перед наказанием,
  • в лени,
  • в попытке избежать трудности,
  • в дурном примере и т.д.

Здесь следует отметить, что ложь всегда является ложью: выражена ли она вербально (вслух, в каком-либо утверждении или отрицании), или же в безмолвии в тот момент, когда следовало бы говорить в полный голос. Дети и взрослые не имеют различия в побуждениях к неправде: и у детей и у взрослых можно наблюдать все перечисленные выше побудительные мотивы неправды. Отличия лишь в масштабах неправды и в способности скрывать неправду. Вспоминается история о том, как старшая сестра разоблачала ложь своего пятилетнего брата, просто глядя ему в глаза. Ребенок не мог выдержать прямого взгляда и сознавался в обмане. К сожалению, с возрастом все меняется, и простым взглядом уже не обойтись.

Ложь можно смело назвать вредной привычкой, формирующейся со временем. И для искоренения этой вредной привычки, как и любой другой, требуется время и усилия.

Существует ли "святая ложь"?

Распространено мнение о том, что неправда, в зависимости от ситуаций, может быть не таким уж плохим делом. Например, тяжело больному человеку говорят не тот диагноз, который есть на самом деле, во избежание переживаний и ухудшения состояния здоровья. Считается, что ложь оправдана в соответствии с принципом "цель оправдывает средства". Итак, может ли ложь ради благого дела быть оправдана?

Кто-кто сказал, что неправда может стать всеобщей, но святой она не будет никогда. По крайней мере, это заявление справедливо по отношению родителей, говорящих детям неправду как бы "для благих целей". Вспомните, как часто детей пугают различными страшилками для того, чтобы облегчить процесс воспитания. Зачастую детям обещают подарок, чтобы добиться их расположения, но когда дело доходит до исполнения обещания, родители умышленно "забывают" обо всех посулах. Кто не говорил детям, что занят и не может с ними поиграть, а вместо этого проводил время в телефонном общении или "висел" в Интернете? Такая "святая ложь" — нисколько не святая. Это — грубое и эгоистичное манипулирование детской волей, подающее дурной пример. Опасность такого подхода состоит в том, что дети быстро разгадывают этот подход и мгновенно его усваивают. Не нужно удивляться, если ребенок будет обманывать вас, исходя из своих собственных "благих" целей.

Шутка и ложь — где границы?

Нередко можно наблюдать следующее: человека вводят в заблуждение, говоря искаженную информацию (типа: "у тебя спина в муке"), а затем, когда человек реагирует на это заявление, все дружно хором смеются, считая, что шутка удалась. Где же граница между шуткой и ложью? Есть ли опасность в этой практике во взаимоотношениях с детьми?

Всякая шутка подразумевает наличие, по крайней мере, двух вещей:

  • чувства юмора у шутника и "жертвы", которое позволило бы правильно понять розыгрыш;
  • добрых дружеских отношений между сторонами, дающих основание подобным действиям.

Взрослые, неоднократно в своей жизни пережившие розыгрыши и шутки со стороны друзей, имеют некий "иммунитет" и переносят шутки нормально (если только это не совсем уж глупые шутки). Дети, в отличие от взрослых, такого не имеют. Они всякое сообщение будут воспринимать за чистую монету. Поэтому в присутствии детей нужно умело пользоваться этими инструментами построения отношений (шутками, розыгрышами и т.д.) чтобы не поселить в детском разуме сомнение в вашей честности.

Честность — активная позиция

Что значит быть честным? Значит ли это только не говорить неправду? Нет, не только. Также как быть добрым — не только не делать злых поступков, быть честным — не только не лгать. Честность — это жизненная позиция человека, его отношение и восприятие реальности. Честность — набор принципов, формирующих моральный облик человека.

Проблема в том, что мы часто пытаемся вписаться в рамки общепринятых норм честности, не являясь внутренне честными людьми. Это значит, что мы можем предъявлять высокие требования только к действиям и поступкам, но не заботиться об атмосфере в семье. Другими словами, мы будем делать вид честных людей, будучи внутренне всегда готовыми на неправду. Это состояние легко проверить в кризисных ситуациях, когда принципы человека проходят экзамен. К примеру, если я считаю себя честным человеком, готов ли я при любых обстоятельствах не давать взятку инспектору ДПС? Если не готов отстаивать свои позиции либо готов до определенных границ, то это и есть степень моей жизненной позиции. В Библии есть прекрасное заявление на этот счет: "Честный и мыслит о честном, и твердо стоит во всем, что честно" (Книга Исаии, 32 гл.). Заметим здесь две ступени активной позиции: мыслит и стоит. По-видимому, второе без первого не представляется возможным.

Для того чтобы дети не учились лгать нам, нужно иметь в семье атмосферу честности. Нужно, чтобы они понимали, что ложь — явление, органически чуждое вашей семье. Что вы не только боретесь с поступками, но образ и ваш образ мыслей не допускает нечестности. Если между супругами не будет отношений открытости, доверия, правдивости, детей бесполезно принуждать и наказывать. Они неосознанно стремятся быть похожими на родителей.

Практические шаги к воспитанию честного ребенка

Итак, необходимо направить свои усилия не на преодоление порока, а на не допущение его появления. Вот несколько советов, что нужно сделать для воспитания честности у ребенка.

  • Никогда, ни при каких обстоятельствах не обманывайте ребенка. Даже если вам кажется, что это так необходимо в данной ситуации.
  • Открыто выражайте свою позицию по отношению к неправде.
  • Не создавайте в семье атмосферу полицейского государства: за малейший проступок — наказание. Наблюдения показывают, что именно в такой обстановке дети врут гораздо чаще, чем в семьях, где доверие и любовь стоят на первом месте.
  • Популяризуйте честность. Пусть дети читают книги, смотрят мультфильмы, слушают аудиорассказы, в которых правда всегда побеждает. Прежде чем включить новый мультик, "пролистайте" его и попытайтесь понять: а что же он проповедует? Вклад в формирование каких ценностей внесет этот видематериал? Помните, что книги, аудио-, видеопродукция — это инструменты формирования личности.
  • Беседуйте с детьми на тему честности. Не уклоняйтесь от ответов на их вопросы. Не думайте, что все состоится само собой: воспитание — активный процесс.
  • Не обманывайте супруга. Этим вы дадите для детей основу подражания вам как родителям.

Владимир Ворожцов

Ответственность за своего ребёнка полностью лежит на плечах родителей. Иногда получается так, что ребёнок ставит родителей в неприятную ситуацию. Для того чтобы это происходило как можно реже, нужно проводить воспитательные беседы.

Как обстоят дела с честностью? Насколько малыш честен с родителями? Ответ прост: настолько, на сколько у родителей получилось построить с малышом доверительные отношения. Ведь ребёнок начинает лгать изначально дома родителям, по той причине, что он им не может доверять. Он понимает, что его никто не захочет выслушать, понять, если надо - простить, его просто накажут.

До того, как начать разговор с ребёнком о честности, следует вспомнить о своих реакциях на поступки ребёнка. Если реакция всегда агрессивная, с криками, то разговоры о честности с ребёнком сначала будут безрезультатны. Детская ложь сама не рассосётся, это в большинстве случаев прогрессирует и принимает патологические свойства. Хотя никто не хотел бы вырастить постоянно врущего человека.

Не повышайте голос на ребёнка, даже если он неправ, необходимо завоевать его доверие и авторитет. Когда у родителей есть доверительные отношения с детьми - это очень важно. Нужно полностью искоренить страх ребёнка, связанный с его проступками. Их можно обсудить, вместе с малышом сделать выводы и попытаться исправить последствия. Разговор должен быть основан, учитывая опыт старшего человека, но нельзя игнорировать мнение самого ребёнка.

Если малыш пришёл к родителям и признался в проступке, нужно понимать, что это смелый шаг. Нужно отнестись к этому признанию, как к признаку доверительных отношений. Это заслуга воспитания каждого отдельно взятого родителя. Нужно научиться спокойно реагировать, хвалить за признание и вместе решить, как можно повлиять на ситуацию и решить её.

Нужно объяснить малышу:

    Если человек честен, ему доверяют и его уважают.

    Ложь всегда раскрывается и часто в самый «неподходящий» момент.

    Лгущего человека не уважают и ему не доверяют.

    Ложь неприятна даже в мелочах.

    Лгуна презирают всегда и везде, в любом коллективе, с ними стараются не общаться и не иметь общих дел.

    Маленькая ложь влечёт за собой большую и за этим следует неминуемое разоблачение.

    Всякая тайна, обязательно станет известной, и чаще это происходит в самый неподходящий момент.

Маленькая памятка для родителей.

Нельзя лгать ребёнку и тем более при нем - он должен получать от родителей поучительные уроки. Родитель должен стать наставником и тогда воспитательные разговоры не будут вызывать у него противоречивых чувств.

Нужно задать малышу вопрос: а хотел ли бы он, чтобы ему лгали, или поступали в отношении него нечестно? Ведь никто не хочет быть обманутым. А для того чтобы с ним были честны, он должен вести себя точно также.

Что еще почитать