Уже после 13 лет у. Ох уж эти детки

А вместе с ним и новый возрастной кризис .

Рамки его достаточно размыты, он может начаться и в 10 лет, и в 15. Длится в среднем от трёх до пяти лет. Является наиболее серьезным и протекает более остро, чем предыдущие кризисные периоды. На этом этапе ваш ребенок , у него появляются свои взгляды на жизнь.

Кризис подросткового возраста отчасти напоминает кризис трёх лет («Я сам»), только здесь «Я сам» трактуется в социальном смысле. Изменения в поведении ребенка начинают происходить под влиянием роста организма.

Начинается период полового созревания. Говоря проще, «начинают играть гормоны». Подчас подростку приходится сложно справиться с ситуацией. Чувства и эмоции с трудом поддаются его контролю.

Этим объясняются вспышки раздражительности и агрессии. Меняется тело подростка, начинают формироваться вторичные половые признаки.

Симптомы кризиса 13 лет

В этот период у подростка происходит не только гормональная, но и психологическая перестройка организма. Одним из кризиса подросткового возраста является появление чувства взрослости. Подросток уже ощущает себя взрослым и старается всем доказать, что он уже не ребенок.

Появляются атрибуты «взрослой жизни» - манера разговора, одежда, стремясь быть похожими на взрослых, подростки начинают пробовать курить, употреблять спиртные напитки. Им кажется, что таким образом они могут доказать окружающим, что они взрослые. Хотя до настоящего взросления, еще, конечно, далеко.

В этом возрасте подростки стремятся как можно быстрее вырваться из под родительской опеки и стать независимыми как в материальном, так и в моральном плане. Очень важно родителям наладить с подростком доверительные отношения. Нужно постараться стать своему ребенку другом, чтобы он не боялся обсуждать с вами свои проблемы. Будьте более терпимыми к своему ребенку.

В таком сложном периоде ему очень важно ваше участие и поддержка, хотя он изо всех сил пытается доказать вам обратное. В этом возрасте у подростков может появиться так называемый «второй негативизм», как в трёхлетнем возрасте ребенок стремился к независимости - «Я сам», и теперь подросток хочет автономии и обособленности от окружающих. Этот механизм срабатывает в ответ на происходящие изменения в организме подростка. Включаются так называемые «защитные механизмы личности».

В этом возрасте взрослеющие дети вновь стараются узнать себя, занимаются самоанализом . Это может проявляться в написании дневников, некоторые подростки начинают заниматься творчеством, например, писать стихи.

Подростковый возраст

Из-за того, что с началом полового созревания тело подростка сильно меняется, он очень критично начинает оценивать собственную внешность. Подросток в зеркале видит совсем не то, о чём мечтал, из-за этого у них часто снижается самооценка, могут появиться комплексы.

Некоторые девочки переживают, что их фигура далека от идеала, они начинают стесняться самих себя, могут стать замкнутыми. В такой ситуации нелишней будет мамина поддержка, нужно объяснить девочке, что её фигура только начала формироваться, что нужно немного подождать, набраться терпения. Чаще говорите своей дочке, что она красивая, подчеркивайте её достоинства .

Объясните ей, как важно полюбить себя, ухаживать за собой.

Из-за чрезмерного самоанализа у подростков возникают внутренние конфликты, они очень переживают, что они не такие, как им хотелось бы. Из-за этого возникает неуверенность в себ е . Подростки очень ранимы, но часто они пытаются скрыть подобную «слабость» за маской агрессивности.

Общение становится ведущей деятельностью в подростковом возрасте. Частенько они собираются в определенные группы по интересам. Появляются новые увлечения, которые часто сменяют друг друга. Здесь очень важно, чтобы ваш ребенок не попал в компанию людей с дурными интересами.

Подростковый возраст – это возраст первой влюбленности и романтических отношений. Это очень яркое время, где всё переживается на пике эмоций. Этим объясняется резкая смена настроения. У подростков нет полутонов, у них либо всё хорошо и мир прекрасен, либо наоборот, может наступить вселенская тоска. Не стоит этого бояться, пройдёт время, и буря постепенно утихнет.

Пути решения

В этом непростом для ребенка возрасте очень важна поддержка родителей. Откажитесь от тотального контроля вашего ребенка, так как это может лишь усугубить ситуацию и испортить отношения с ребенком.

Старайтесь терпимее относиться к меняющемуся внутреннему миру вашего сына или дочери, общайтесь с ребенком на равных, без чувства превосходства, будьте ему больше другом, чем родителем, чтобы ребенок не боялся с вами обсуждать свои проблемы и сложности. Не нужно давить на ребенка чрезмерной опекой, поймите, что он взрослеет и вправе сам принимать решения. При необходимости вы можете ненавязчиво давать ему советы.

Безусловно, очень важно, чтобы ваш ребенок чувствовал психологическую поддержку со стороны родителей, чтобы не боялся прийти к вам за советом. Помогите вашему ребенку выбрать свой путь в жизни, даже если он несколько отличается от ваших представлений. Помните, что ваш ребенок имеет право на собственный выбор жизненного пути, вы лишь можете мягко направлять его и помогать при необходимости.

Подростковый кризис является сложным периодом и для самого подростка, и для его родителей. Постарайтесь вместе пережить этот нелегкий период, ведь он является необходимым звеном для развития зрелой и гармоничной личности.

Продолжение следует.

В возрасте 10 - 11 лет в организме ребёнка начинаются существенные физиологические и психологические изменения, которые необходимо учитывать при общении с ребёнком и родителям и учителям.
Бурная работа желез внутренней секреции вызывает процессы полового созревания, что сказывается на работе всего организма.
Рост костей и кровеносных сосудов не всегда соответствует росту сердечных мышц, поэтому в этом возрасте медики часто фиксируют шумы в сердце ребёнка. Гормональная перестройка организма влияет на снижение памяти, интеллектуальных способностей ребёнка. Работа желез внутренней секреции повышает возбудимость нервной системы: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослые фиксируют повышенную раздражительность, вспыльчивость, чрезмерную обидчивость, резкость в проявлении эмоций у детей этого возраста.
Резко усиливается негативные эмоциональные проявления в домашнем поведении детей 10-12 лет, особенно 11 лет. На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности. Поведение, похоже, распадается на куски. По отношению к родителям, особенно к матери, ребёнок ведёт себя грубо и вызывающе. В выражении эмоций одиннадцатилетние впадают в крайности. Тревоги и страхи у этих с виду наглых мальчиков и девочек довольно сильны и могут стать источником внутреннего чувства несчастливости.

Вне семьи, особенно в семьях своих друзей, эти дети могут выглядеть совсем иначе -дружелюбными, благовоспитанными и жизнерадостными. В школе отмечается наибольшая неровность в усердии и успешности, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость, забывчивость, взрывчатость и уход в фантазии, «сны наяву». Не случайно учителя, работающие с этой возрастной группой, зачастую чувствуют себя укротителями или служителями зверинца.

Ребёнок в этом возрасте испытывает тщательно скрываемую от взрослых, но очень сильную потребность в одобрении и поддержке. В этом возрасте психологи отмечают наиболее низкую самооценку детей, нередкое неприятие самих себя, низкая ценность самих себя для себя.

Если в начальной школе ведущей для ребёнка деятельностью было учение, и всё, что касалось школьных дел было в центре интересов ребёнка, то теперь ситуация постепенно меняется. До этого возраста ребёнок связывал оценку себя со своей учёбой. Хорошо учится - значит хороший. Одноклассники также оценивали его по успехам в учении.

Теперь всё будет зависеть не от того, как он учится, а от того, какими способами сумеет утвердиться среди сверстников. Ребёнок начинает борьбу за свой личностный статус в классе, во дворе. Ведущей деятельностью становится общение. Поэтому, после уроков у него находятся какие-то дела с друзьями, вечером его не загнать домой. Он кому-то звонит, куда-то пропадает и не считает нужным ставить в известность родителей о своих делах. «Как дела в школе» - «Хорошо», «Ты куда уходишь?» - «Мама, отстань, я с ребятами».

Ребенок начинает проверять границы дозволенного. И порой эти границы расширяются до статей уголовного кодекса. Поэтому, "отстань, мама", должно родителями анализироваться. И не стоит успокаиваться, что Ваш сын или дочь дружит с "хорошими" ребятами, которые плохому не научат.

Дело в том, что на ребят, которые хорошо себя ведут и прилежно учатся, рано усвоив науку конформизма, взрослые быстро перестаю обращать внимание. А что у него в душе? Какие ценности он выбирает, какие убеждения присваивает? Под влиянием каких эмоциональных переживаний ценности культуры становятся фактами сознания? Все это скрыто от взгляда взрослых. Поэтому, они искренне недоумевают, как это благополучные девочки из хороших семей зверски избили свою одноклассницу?

Те ребята, которые хорошо учатся «заучки», уже не пользуются уважением сверстников. Идёт перераспределение ролей: «лидер», «не то, ни сё», «козёл отпущения». Каждый должен самоутвердиться заново.

Основным психологическим противоречием этого возраста является одновременное стремление быть как все, иметь то, что есть у других, носить то, что носят ровесники, и потребность выделиться, быть замеченным, признанным. Мнение других ребят о нём является мотивом для работы над собой. Всё это сопровождается ещё не сформированным чувством вкуса и меры. Мальчики утверждают себя за счёт дружбы со старшими по возрасту ребятами, жаргона, курения, вызывающего внешнего вида, грубости или паясничества, дурашества, услужливости более сильному.

Повышенная требовательность нормативного поведения может привести к инцидентам. Взрослый - уже не авторитет. Поступки взрослого анализируются с точки зрения морали референтной (значимой) для ребёнка группы. Из всех ценностей, ранее навязываемых ребёнку взрослым, он теперь начинает выбирать свои собственные. И эти, собственные, пусть пока ещё размытые ценности, ребёнок начинает отстаивать. Он пререкается со взрослыми, возражает родителям, может затеять бессмысленный, с точки зрения взрослого, спор. Дети этого возраста не особенно склонны к сотрудничеству со взрослыми.

Среднее звено школы встречает ребёнка многообразием требований, оценок, ярлыков. То, за что хвалит один учитель, может порицать другой. Да и вообще, мнение учителей и родителей постепенно уходят на задний план. Ребенок вступает на «ничейную землю" (термин Г. Цукерман) в возрастной психологии.

Период самоутверждения проходит у всех по-разному. Упрямство, настаивание на своём, пусть даже ошибочном мнении, совершение поступков, прямо противоположных требованиям взрослого - всё это имеет один смысл: ощутить собственное существование, испытать собственную независимость, познать свои возможности, их силу и пределы, утвердить своё жизненное авторство - субъективность. Из многообразия моральных требований и норм общества подросток выбирает те, которые впоследствии станут основой его личности - системой личностных смыслов.

Следует учитывать подготовленность сознания современных детей просмотром телесериалов и чтением любовных романов к возможности переживания сильных чувств по отношению к противоположному полу. В то же время, полярное расслоение интересов наблюдается у девочек сильнее, чем у мальчиков. Среди детей этого возраста невооружённым взглядом можно увидеть девочек, ещё ощущающих себя детьми, и девочек - девушек, чьи интересы уже давно вне сферы учебной деятельности. Разница между физическим и психологическим возрастом огромна. В 5-6 классе разрыв в психофизическом возрасте между девочками с ранним половым развитием и мальчиками с поздним развитием нередко достигает 6 лет. Образ ровесников, как равных, оказывается несостоятельным. Девочки ищут общения с более старшими мальчиками.

Человек в этом возрасте активно экспериментирует с самим собой. Он проверяет собственные способности в разных сферах: в общении, в любой деятельности. Проверяет свою храбрость, привлекательность, силу воли. Это бурное и весьма рискованное экспериментирование. Ребёнок поглощён постоянной оценкой самого себя. Он впервые начинает задумываться над тем, какие качества его характера помогают или мешают ему в жизни, старается исправлять себя, не имея порой для этого необходимых знаний и умений.

Его начинает интересовать психология. Личностные структуры ребёнка кристаллизуются, и многое социальные и личностные характеристики дают основания для надёжных прогнозов на 4 - 6 лет вперёд.

Задачами развития личности в этот период является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы.
Успешным можно считать то воспитание, которое даст ребёнку средства этой социализации, поможет выделить эффективные для общения стороны растущей личности и поможет скорректировать недостатки, ведущие к межличностным противоречиям.

В противном случае, неудачное самоутверждение ребёнка спровоцирует развитие одного из следующих типов характера:
жестокий, сильный, агрессивный (утверждался жестокостью в ответ на жестокость: «все люди - гады!»;
жестокий, сильный, циничный (утверждался на бессердечном использовании человеческих слабостей: «люди - мусор», «на дураках воду возят»);
слабый, лицемерный, подлый (утверждался за счёт подлости, лживости, лицемерия, интриг: линия поведения строится в зависимости от обстоятельств и характера партнёра, сильному уступает сразу, со слабым нагл и жесток);
слабый, потерявший достоинство («шестёрка»). Вынужден искать покровителя и приспосабливаться под него. Способен на любое преступление, лишь бы не вызвать гнев «хозяина». Утрачены представления о нравственном и безнравственном.

В этом возрасте поведение ребёнка определяется двумя ведущими потребностями:
1. Потребность в общении, которая проявляется в неделовом общении на уроках, дети долго не расходятся после школы, пишут друг другу записки, ведут дневники друзей, заполняют всевозможные анкеты.
2. Потребность в самоутверждении, которая проявляется в выборе одежды, украшений, причёски, наличии поклонников у девочек, видеотехники, компьютера, престижных игр у мальчиков.

Поэтому родителям очень важно суметь в этом возрасте перестроить свои отношения от отношений авторитета - послушания, к отношениям партнерства с ребёнком. Иначе семью ждут бои и нарастание враждебности. Со стороны взрослых нужна чуткость и предупредительность в своих действиях.

Наиболее благополучно будут чувствовать себя дети этого возраста в тех семьях, где ребёнок избавлен от удушающей родительской любви, в отношениях между родственниками присутствует тепло и понимание в сочетании с ясными, совместно вырабатываемыми правилами поведения и достаточно строгим, но не догматичным контролем за их выполнением. Родители могут оставить за собой право контролировать выбор образования и внешкольных занятий ребёнка, но пусть сверстники определяют стиль одежды и отдыха, эстетические пристрастия. Наибольшую зависимость от сверстниковой компании обнаруживают те ребята, чьи родители либо излишне авторитарны, либо слишком снисходительны.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Если вы хотите остаться друзьями с вашими детьми, не потерять их доверие в этот непростой период их жизни, выполняйте следующие заповеди семейного воспитания:
1. Любовь долготерпива. Как часто мы говорим: «Сколько же можно терпеть дурной характер моего ребёнка?» Ответ: «Беспредельно».
2. Приходите на помощь детям в трудных для них жизненных ситуациях. Но помогая, не ругайте обидчиков, а помогите ребёнку разобраться, почему он оказался в такой ситуации.
3. Не завидуйте тем родителям, у кого дети, на ваш взгляд, лучше, чем ваш ребёнок. Зависть рождает агрессию по отношению к вашему ребёнку. Бог подарил вам такого ребёнка, принимаете этот дар с благодарностью.
4. Не укоряйте ребёнка тем, что вы очень много для него делаете. Это оскорбляет. Часто на ваши напоминаниях о своих вложениях в ребёнка дети отвечают: «А кто тебя просил?»
5. Не лишайте ребёнка свободы выбора. Пусть сам решает, что носить и с кем дружить. Все запреты объясняйте, мотивируйте ребёнка думать не только о своих желаниях, но и о ваших.
6. Не ставьте себя выше своих детей. Избегайте в общении с ребёнком высокомерия и чванства.!
7. У ребёнка есть не только обязанности, но и права. Он иметь право не слышать оскорблений и унижений со стороны родителей, имеет право выражать свое мнение и быть услышанным.
8. Не раздражайтесь. Не снимайте своё раздражение на ребёнке. Когда мы выходим из себя, то теряем контроль над собой и теряем всё. Раздражительность - самый страшный враг семейного воспитания.
9. Умейте прощать и забывать. Не стоит корить ребёнка за те ошибки, которые он совершает. Развитие - драма, и наша задача не усугублять эту драму, а помочь пережить с наименьшими травмами для психики.

И помните притчу о безусловной любви:
Мать качает младенца в колыбели и поёт: «Я люблю тебя, мой малыш». Через несколько лет ребёнок шалит и капризничает, а мать повторяет: «Я люблю тебя, мой малыш». Сын вырос, выкрасил волосы в оранжевый цвет, начал курить, а мать по-прежнему ему твердит: «Я люблю тебя, сынок». И вот взрослый сын у постели умирающей матери, обливаясь слезами, шепчет: «Я люблю тебя мама. Только ты умела любить меня любым и всегда понимала. Как я буду жить без тебя, мама?»

По достижению 10-летнего возраста подросшие дети начинают новую жизнь. С появлением первых изменений в физиологии начинает постепенно меняться поведение детей. Анализ психологии детей и подростков еще раз доказывает, что практически каждый год в жизни ребенка является определенной ступенькой в его развитии.

Современные подростки в компании

Путь от чистого ребенка до подростка

Каждый этап взросления ребенка обладает интересными особенностями. Зачастую родителей пугает такая перспектива неизвестности, их просто шокирует поведение подростка. В некоторых случаях они теряются и не знают, какие действия им предпринять. Поэтому им необходимо знать, какие изменения происходят в организме подростка в 12-13 лет. А также необходимо четко осознавать, чем же отличается психология взрослеющего ребенка в 13 и 16 лет. Все дело в том, что многие родители не видят в своем ребенке уже взрослого мальчика или девочку, невзирая на их «солидный» возраст.


Подростковый возраст - признаки

Чтобы не возникало подобных проблем с оценкой детей, нужно понимать, что человек, достигший возраста 12 лет, перешел в категорию подросток.

Начиная именно с этого периода, родителям нужно начинать более серьезно воспринимать своего ребенка, принимая во внимание все особенности, которыми характеризуется психология этого переходного возраста.

Изменения у подростков в 12 лет

12 лет – это период активных физиологических и психологических изменений в жизни ребенка. Именно в этот период подросток начинает связывать себя с взрослым поколением. Это может проявляться в виде перенимания чужих манер, чтобы казаться немного старше. Мальчик в 12 лет начинает обращать внимание на свое нынешнее физическое состояние. Вопрос о том, как он выглядит, обретает для него особую важность. Девочка в этом возрасте начинает активно заниматься своей внешностью. Тут начинаются первые эксперименты с косметикой.


Проблемы внешности начинают беспокоить подростков

Родителям не стоит паниковать от таких перемен, а лучше позаботиться о здоровье их подростка, приобрести ей натуральную косметику с отсутствием химии.

Первичный этап подросткового взросления может сопровождаться некоторой медлительностью, это абсолютно нормальное явление, пугаться его не стоит. Эта особенность появляется у подростка из-за изменений в связи памяти и мышления. В этот момент происходит более осознанное запоминание и осмысление пройденного материала. Мальчик в это время начинает активно прислушиваться к взрослой критике в свой адрес. Этот повышенный интерес к мнению окружающих может спровоцировать множество надуманных страхов у подростка.


Эмоциональная сфера подростков - особенности

Рассвет подросткового периода

Психология подросткового периода поистине многогранна и порой непредсказуема. 13 лет – это возраст, когда детский организм переживает изменения гормонального фона. Именно поэтому у подростка может происходить быстрая смена настроения. Если мальчик вдруг становится шустрее, резче в суждениях, то это вовсе не значит, что в семье растет «трудный» ребенок. На самом деле все обстоит иначе. Эти изменения у детей являются вполне нормальным психологическим фактором.

Выросший ребенок начинает интерпретировать себя в качестве взрослого человека, имеющего свои собственные мысли, желания.


Подростковый кризис- кризис становления личности

Подобное поведение принято считать нормой, несмотря на то, что многие родители от таких перемен начинают паниковать. Это первые шаги детей к предстоящей самостоятельности и отделению от родителей. Конечно же, примириться с этим фактом родителям бывает очень непросто, порой, даже невозможно. Они совершают в этот период непоправимую ошибку, стремясь подавить любые стремления и чаяния ребенка. Это может привести к необратимым последствиям.

Подростковая психика очень хрупкая и восприимчивая в этот период, важно, чтобы ребенок вынес из этого какой-то определенный опыт, а не чувствовал себя связанным по рукам и ногам.


В этом возрасте появляются первые личные трагедии и тайны от родителей

13 лет – это период, когда усиливается влечение к противоположному полу, особенно это часто наблюдается со стороны девочек. Мальчик начинает ощущать нечто подобное немного позже, но интерес к противоположному полу у них тоже присутствует. В этот период все подростки очень самокритичны, их внешность беспокоит их очень сильно, появляется желание быть похожим на их кумира, обладающего идеальной фигурой, шикарными волосами и выразительными глазами.

Ох уж эти детки!

Этот период непростой как для подростка, так и для их родителей. Простое знание особенностей психологии подростка не способно спасти никого. Знание и практическое применение этих знаний - совершенно разные вещи.

Девочка раньше начинает предъявлять свои права на свободу, чем подросший мальчик.


Девочка «взрослеют» раньше мальчиков

Они добиваются этого таким способом, как они этого понимают, начинают проверять на практике, действительно ли имеют место те запреты, которые ставили их родители. Именно в 12 лет многие родители начинают вести со своими детьми тонкую политику. Ребенку в 13 лет уже не скомандуешь «садись за уроки», а с другой стороны пускать ситуацию на самотек тоже не является выходом. Тут главное, что нужно сделать, - создать доверительные отношения с подростком.

Совет для родителей: Все, что раньше находилось под строгим запретом, потихоньку отвоевывается ребенком. И это нормально, не стоит пугаться этого.

Только таким способом каждый из нас проходил этап взросления. Необходимо вспомнить себя в этом возрасте. 12 лет – это время активных проб и множества ошибок. К сожалению, многие родители глубоко заблуждаются, что могут в этом возрасте что-то запретить. Закладка всех жизненных ценностей и приоритетов происходит в возрасте от 3 до 5 лет.


Как проявляется чувство взрослости у подростков

А 12 лет – это время пожинать плоды того воспитания. Если ваш мальчик отказывается мыть посуду или заправлять постель, это не означает, что он не способен это сделать. Скорее всего, таким образом он выражает свой протест неизбежному взрослению, либо гигиена и порядок не в его ценностях. В это непростой период важно сконцентрироваться на главном, опустив все мелочи. Важно не переусердствовать с родительским давлением, чтобы подобный протест не укрепился на всю оставшуюся жизнь.

Влияние компании на подростка

Именно в это время велико желание подростка подражать своим друзьям, с которыми он находится в тесном контакте. Чем больше воюют родители со своим подростком дома, тем больше он будет тянуться к тем, кто находится на улице. Даже очень порядочные взрослые хоть раз пробовали закурить либо выпить в подростковом периоде. Важно знать, чем живет ваша девочка или мальчик? Что их связывает с компанией?


Подростки и сверстники - социальный аспект возраста

Совет родителям: доверие, еще раз доверие. Нужно быть твердо убежденным и выражать то, что вы твердо верите в то, что все неурядицы – это просто случайность, ваш мальчик знает, как вести себя правильно в данной ситуации.

Если вы будете паниковать и прокручивать в голове самые страшные сценарии, то ваш сын неосознанно может оправдать ваши худшие ожидания. Такова психология детей, от нее никуда не денешься, через этот период проходят все.

Укрощение строптивой девочки

Девочки, не имеющие дома права на свое личное «нет», начинают активно протестовать на людях.

К сожалению, лучше выяснение отношений в стенах дома, чем вынесение проблемы на всеобщее обозрение. А родителям нужно запастись терпением в этот период, это нужно пройти, это первый ощутимый сигнал взросления. А послушные папины и мамины дочки остаются инфантильными на всю оставшуюся жизнь.


Подростковый кризис часто приводит к девиантному поведению

Подростковый период у детей существует с целью выработки необходимого жизненного иммунитета – попробовать многое, чтобы сделать правильный выбор. Это период, когда у детей наблюдается разочарование в их родителях, присутствует непонимание. Именно тогда и создаются основные жизненные ценности, которые сопровождают человека всю жизнь.

Подростки стараются сделать все наперекор родительской воле, активно выражая свою надуманную независимость.


Подросткам надо набраться терпения на пубертатный период

Родителям на этот период придется запастись терпением. Подросток в этот период испытывает скрытую потребность в одобрении и поддержке со стороны родителей. Именно в этот период у подростков наблюдаются пониженная самооценка, принятие и оценивание самих себя, низкая значимость для самих себя.

Первые проявления личности

Здесь самое главное зависит не от того, как подросток учится в школе, а от того, какими способами он сможет утвердиться в собственном дворе. Подросток начинает активно отстаивать свои позиции в классе и во дворе. Основной деятельностью в этот период является общение. От того, как он утвердится среди сверстников, зависит его дальнейшее положение в обществе. Он все больше времени проводит со сверстниками. Начинается перераспределение ролей в обществе, заучки не пользуются должным уважением, в обществе начинается распределение ролей на лидеров, козлов отпущения, нейтральных лиц. Ими движет желание получить признание своих сверстников, быть похожими на них, но в то же время они хотят выделяться среди них.

У детей этого возраста проявляется конфронтация во время сотрудничества со взрослыми, что приводит ко многим инцидентам во время взаимодействия. Мнение остальных ребят о подростке является главной мотивирующей силой для дальнейшей работы над собой. Мальчишки начинают самоутверждение за счет дружбы с более взрослыми подростками, употребления жаргонов, курения, вызывающей одежды, проявления грубости, дурашества либо чрезмерной услужливости более сильному.


Подростки начинают купить, чтобы казаться взрослее

Совет родителям: для вас очень важно в это время перестроить отношения со своими повзрослевшими детьми от родительского авторитета, всеобщего послушания, к дружественным, партнерским отношениям.

Иначе от своих детей ничего, кроме вечного противостояния и войны ожидать не стоит. Взрослые должны проявить чуткость и предупредительность в своих действиях, нужно избегать необдуманных срывов гнева и агрессии на своего ребенка, даже если он сам раздул конфликт из-за расхождения во взглядах. Помогая ребенку справиться с трудностями, не ругайте обидчиков, а постарайтесь выяснить, почему он в такой ситуации оказался.


Главное - наладись с подростком доверительные отношения

Наибольший комфорт в этот период будет ощущаться у детей, выросших в семьях, где дети избавлены от чрезмерной родительской опеки, в отношениях ощущается тепло и понимание вместе с ясными, совместно прорабатываемыми правилами, строгим контролем над их выполнением. Родители имеют право контролировать выбор профессии и дополнительных занятий их ребенка, а эстетические предпочтения могут исходить от сверстников. Предоставьте это им. И ни в коем случае не ставьте себя выше своего ребенка, избегайте высокомерия при общении с ним, тогда и пережить этот период будет намного легче.

Похожие материалы

Что и с какого возраста вправе делать наши дети? Ребенок растет, а вместе с ним растут его права, а затем и обязанности. Давайте распределим их по возрастной шкале.

0 – 9 лет

Факт рождения ребенка сразу же дает ребенку право на имя, отчество и фамилию, право жить и воспитываться в семье, на медицинскую и социальную помощь и прочие основополагающие права, и накладывает на его родителей обязанность по его содержанию и воспитанию. Одновременно дает право одному из родителей получить отпуск по уходу за ребенком до достижения им сначала 1,5 лет, а затем и 3-х лет, а также возникает право родителей на получение государственных выплат и пособий и налоговых льгот.

Далее возникает право ребенка на посещение детского дошкольного учреждения. Но это право реализуется на усмотрение родителей. Как сказано в ст. 18 Закона «Об образовании» (с 01.09.2013 г. он перестает действовать в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений».

А вот получение школьного образования уже является как правом ребенка на это образование, так и обязанностью родителей обеспечить посещение школы ребенком. Родители обязаны привести ребенка в школу в возрасте не младше 6 и не старше 8 лет. Естественно, речь не идет об отдельных случаях, когда ребенок не может начать обучение по состоянию своего здоровья, либо осуществляет обучение на дому. Закон «Об образовании» не содержит понятия «школьное образование», он называет такое образование общим и разделяет на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование (ст. 19 Закона «Об образовании»). Общее образование является обязательным. Требование об обязательности получения такого образования сохраняется до достижения ребенком до достижениям им 18-летнего возраста. Исключения из общего правила допускаются в возрасте 15 лет, о чем будет сказано ниже.

0 – 6 – 13 лет

Положения Гражданского кодекса РФ заставляют нас сделать отступление, и обратить внимание на детей с совершенно разными возрастными значениями.

В гражданском праве есть такой термин – «дееспособность». Это способность любого человека своими действиями приобретать осуществлять свои права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Дееспособность бывает полная, она достигается в России с наступлением возраста 18 лет, и частичная.

Статья 28 Гражданского кодекса РФ определяет особенности частичной дееспособности малолетних, т.е. детей до 14 лет. Общее правило статьи таково – все сделки за малолетних совершают их родители или иные законные представители. Однако из каждого правила есть исключения. К таковым указанная статья относит право малолетних в возрасте от 6 до 14 лет:

– совершать самостоятельно мелкие бытовые сделки (попросту говоря – сходить самостоятельно в магазин за продуктами, т.к. сделка должна быть на незначительную сумму, и являться обычной, бытовой, каждодневной);

– право совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального оформления или государственной регистрации. По сути это означает получение чего-либо в дар. Однако перебирая варианты этого «чего-либо» с учетом требования об отсутствии необходимости государственной регистрации или нотариального оформления такой сделки, приходим к выводу, что это может быть либо движимое имущество (компьютер, велосипед, собака и т.д.), либо транспортное средство (автомобиль, что само по себе нехарактерно, учитывая возраст ребенка), либо акции, облигации, иные активы и денежные средства (не во всех случаях, т.к. есть ограничения). Естественно, что ребенку можно подарить и недвижимость, но вот принять такой дар он сам не сможет, только через законного представителя. Малолетние также вправе получать публично обещанную награду, поскольку она является сделкой, направленной на безвозмездное получение выгоды.

– право совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными несовершеннолетнему для определенной цели или для свободного распоряжения. По сути это те же мелкие бытовые сделки, только либо из «карманных денег», либо с целью купить определенную вещь (новые кроссовки, новые наушники, и т.д.)

10 лет

С достижением ребенком 10-летнего возраста у него появляется ряд весьма специфических прав. Статья 57 Семейного кодекса РФ гласит, что ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Мнение ребенка также учитывается в ходе любого судебного или административного разбирательства. При этом Семейный кодекс не одержит указания на минимальный возраст, начиная с которого ребенок обладает этим правом (право выражать своё мнение). В Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 12) закреплено, что такое право предоставляется ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды.
Однако именно с 10 лет учет мнения ребенка становится обязателен. Тем самым закон исключает возможность споров о том, может или не может ребенок старше 10 лет сформулировать свое мнение.

В случаях, предусмотренных СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Это изменение имени и фамилии, восстановления в родительских правах, согласие усыновляемого ребенка на усыновление, изменение фамилии, имени и отчества усыновляемого ребенка, и т.д. (статьи 59, 72, 132, 134, 136, 143 СК РФ). На практике мнение ребенка подлежит учету и при рассмотрении таких важных вопросов как лишение родительских прав и определение места жительства ребенка с одним из родителей в случае их раздельного проживания, определения порядка общения ребенка с близкими родственниками.

Само слово «согласие», используемое законом, условно, т.к. мнение ребенка, т.е. его согласие или несогласие, может быть принято, а может быть проигнорировано, если суд придет к выводу, что мнение ребенка противоречит его интересам. В основном это относится к мнению детей, как раз перешагнувших 10-летний возраст, и понимающих взрослые вопросы по-своему. Естественно, что ребенок в возрасте 14-15 лет сможет выразить свое мнение мотивированно и с приведением неких доказательств своей правоты.

14 лет

С наступлением 14-летнего возраста ребенок получает целый «букет» самых различных прав. И не только прав. Самое первое и очевидное – у ребенка появляется новый документ – паспорт гражданина Российской Федерации. В соответствии с «Положением о паспорте гражданина Российской Федерации» паспорт обязаны имеет все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 14 лет и проживающие на территории РФ. Документы, необходимые для получения паспорт, должны быть сданы в соответствующие органы не позднее 30 дней с даты, когда гражданину исполнилось 14 лет.

Проживание без паспорта является административным правонарушением. Вот только привлечь 14-летнего к административной ответственности еще нельзя. Поэтому в случае отсутствия паспорта у лица в возрасте от 14 до 16 (именно «до») административную ответственность несут его родители, равно как еще за целый ряд прегрешений своих взрослеющих детей.

К административной ответственности привлечь нельзя. А к уголовной – можно. Далеко не за все преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, но за целый ряд наиболее распространенных и тяжких. При этом уже не первый год ведется дискуссия о возможности снижения возраста привлечения к уголовной ответственности за убийство и причинение телесных повреждений различной степени тяжести. Предлагается снизить возраст до 12 лет. Связано это с большим количеством диких и жестоких убийств, совершенных подростками в возрасте от 9 до 14 лет.

Вернемся к хорошему. Статья 63 Трудового кодекса РФ допускает возможность заключения трудового договор с учащимся, достигшим возраста 14 лет для выполнения в свободное от учебы время легкого труда. Для этого требуется согласие одного из родителей (закон никак не регулирует ситуацию, когда второй родитель против трудоустройства ребенка) и органа опеки и попечительства.

Та же статья ТК РФ предусматривает, что и до достижения 14-летнего возраст возможно заключение трудового договора, но только в организациях кинематографии, театрах, цирках, концертных организациях. Трудовой договор в таком случае подписывается от имени несовершеннолетнего его родителем. А почему договор подписывает не сам ребенок? Объяснение этому можно найти в уже известной нам статье 28 Гражданского кодекса РФ и в разделе этой статьи, озаглавленном «0-6-13».

Статья 26 Гражданского кодекса РФ определяет особенности частичной дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Вопросам частичной дееспособности посвящено множество научных трудов и практических комментариев. Мы же не будем углубляться в теорию гражданского права и остановимся на самых принципиальных и знаковых особенностях дееспособности лиц старше 14 лет.
Прежде всего, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих родителей (или иных законных представителей). Таким образом для совершения сделки либо иного юридически значимого действия необходим документ, подписанный как самим несовершеннолетним, так и документ, подписанный его законным представителем. Возможно совмещение этих двух документов в одном, всё зависит от требований того органа, в который представляются соответствующие документы.

А пункт 2 той же статьи 26 дает перечень сделок, которые подростки вправе совершать самостоятельно. Прежде всего это всё те же мелкие бытовые и иные сделки, которые вправе совершать малолетние в возрасте до 14 лет.

А вот кроме этого несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать сделки по распоряжению своими заработком, стипендией и иными доходами (например, от занятия предпринимательской деятельностью, использования прав на результаты интеллектуальной деятельности, дивиденды по акциям и др.). Относительно применения этой нормы возникает немало вопросов, в частности возможно ли отнести к таким доходам некую конкретную выплату. Так, письмом Федеральной службы страхования РФ от 25 апреля 2000 г. N 02-18/07-2804 "Об обзоре ответов на вопросы по применению Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ" был дан положительный ответ на вопрос о том, вправе ли несовершеннолетние распоряжаться суммами страховых выплат по потере кормильца.
Также несовершеннолетние в этом возрасте вправе самостоятельно вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Если в отношении права «вносить» всё ясно, то в отношении права «распоряжаться» такой ясности нет. Норма права, вполне однозначно сформулированная законодателем, есть, а ясности нет. Причиной тому внутренние инструкции банков. Прекрасно понимая, что расходование несовершеннолетним денег с его же счета может привести к некоей конфликтной ситуации с его родителям, и ради мнимой чистоты банковских операций банки перестраховываются, требуя согласие органа опеки и попечительства на снятие таких денежных средств. На вопрос «откуда такое требование?» операционистка ответит: «У нас инструкция, а все вопросы – в головной офис». Особенно преуспел в составлении таких инструкций Сбербанк России.

Также несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно осуществлять свои авторские права, однако данная норма находит нечастое применение в жизни.

В целом надо отметить, что вопросы, связанные с правом несовершеннолетних старше 14 лет самостоятельно совершать те или иные юридически значимые действия, возникают постоянно. Причин по сути две: слишком общая формулировка положений ст. 26 ГК РФ, и желание конкретных органов и должностных лиц перестраховаться (даже в случае весьма явного нарушения нормы того же ГК РФ).

Также отдельные случаи регулирования дееспособности несовершеннолетних старше 14 лет можно встретить в отдельных законах. Так, в соответствии с абз. 2 ст. 2 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

Возвращаясь к возможности самостоятельного распоряжения своими доходами следует отметить, что предусмотрена (пункт 4 статьи 26) возможность в судебном порядке ограничения или лишения права несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами. В качестве оснований для этого рассматривается расходование несовершеннолетним заработка, стипендии или иных денежных средств на приобретение спиртных напитков, наркотических средств, азартные игры, участие в религиозных сектах, а также другие систематические расходы, влекущие причинение физического, психического, морального вреда нормальному развитию подростка. Срок данного ограничения или лишения определяется судом. В противном случае такое положение действует до приобретения подростком полной дееспособности.

15 лет

Радикального изменения объема прав несовершеннолетнего с наступлением 15-летия не происходит. Отметим два взаимосвязанных момента.

В соответствии с положениями ст. 19 Закона «Об образовании» по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования.

Также по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения.

Во взаимосвязи с вышеизложенными нормами Закона «Об образовании» находятся положения статьи 63 Трудового кодекса, которые устанавливают, что лица, достигшие 15-летнего возраста, вправе заключить трудовой договор (самостоятельно, без чьего-либо согласия, как это предусмотрено по достижении 14-летнего возраста) для выполнения легкого труда в случаях оставления общеобразовательного учреждения либо обучения по иной, чем очная, форме обучения.

16 лет

Одно из самых крупных изменений – лицо, достигшее 16-летнего возраста, может быть привлечено к административной ответственности. Также расширяется круг деяний, за совершение которых возможно привлечение к уголовной ответственности.

16-летний граждан наконец-то достигает возраста, с которого допускается заключение трудового договора без чьего-либо согласия и дополнительных условий. Об этом нам говорит всё та же статья 63 Трудового кодекса. Кроме того, для лиц, не достигших 18-летнего возраста, не устанавливается испытание при приеме на работу (испытательный срок). Это установлено статьей 70 ТК РФ. Статьей 242 ТК РФ ограничены пределы материальной ответственности работника, не достигшего 18 лет. Также ТК содержит главу 42, которая посвящена особенностям регулирования труда работников в возрасте до 18 лет.

По достижении возраста 16 лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах, а именно Жилищным кодексом РФ, Федеральными законами от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах", от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах", а также Законом РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" и др.

Также по достижении 16 лет возможно снижение брачного возраста и эмансипация.

Снижение брачного возраста, установлено в 18 лет, возможно, как это отмечено статье 13 Семейного кодекса, «при наличии уважительных причин». Перечня этих причин, даже неполного, закон не содержит. Практика выработала свой перечень таких причин: беременность или рождение ребенка; призыв жениха в армию; обстоятельства, угрожающие жизни одного из будущих супругов и так далее. Наиболее распространенной причиной безусловно является беременность невесты. Разрешение на снижение брачного возраста выдается органами опеки и попечительства. Поскольку законом не указываются конкретные причины, орган опеки и попечительства в каждой конкретной ситуации определяет, является ли та или иная причина уважительной.

Эмансипация, т.е. объявление несовершеннолетнего лица полностью дееспособным (а мы помним про общее правило - частичную дееспособность лиц в возрасте от 14 до 18 лет) предусмотрено положениями статьи 27 Гражданского кодекса РФ. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства при согласии обоих либо единственного родителя, если несовершеннолетний работает по трудовому договору либо занимается предпринимательской деятельностью.

Вступление в брак до достижения возраста 18 лет приводит к тем же последствиям, что и эмансипация - гражданин приобретает дееспособность в полном объеме. При этом полная дееспособность не утрачивается, если брак расторгнут до достижения лицом 18 лет.

Немного об ответственности

С увеличением прав ребенка, которые он может осуществлять самостоятельно увеличивается и объем его ответственности. А вот объем родительской ответственности за ребенка с возрастом уменьшается. Ответственность различается на административную, уголовную, и гражданскую. Гражданская ответственность в свою очередь подразделяется на ответственность по сделкам, заключенным несовершеннолетними, и ответственность вследствие причинения вреда. Об административной ответственности несовершеннолетних и их родителей мы уже говорили, про уголовную – умолчим, а вот материал о гражданской ответственности – впереди.

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Что еще почитать