Трудно поверить, что малыш, которого еще вчера возили в колясочке, стал уже совсем большим, и ему пора идти в детский сад. Но все равно нам приходится с этим смириться. В 3 года ребенок обычно становится социально активным и может посещать детский коллектив. Без переживаний здесь, конечно же, не обойтись. Как подготовить ребенка к детскому саду?
Любой ребенок при поступлении в детский сад непременно переживает стресс, связанный с адаптацией. Способности к адаптации у детей младшего возраста очень и очень невелики, из-за чего резкий переход малыша в абсолютно новую для него социальную среду никогда не проходит безболезненно, даже если внешние признаки этого не так очевидны. Затяжной стресс может нанести вред здоровью ребенка и затормозить его физическое и психоэмоциональное развитие.
Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо знать, как подготовить ребенка к детскому саду грамотно, все продумать и действовать максимально эффективно в интересах крохи.
Саму идею посещения детского сада взрослому требуется обыграть в зависимости от личности ребенка. Кому-то поможет подчеркивание его нового социального статуса - ты теперь большой и идешь в детский сад, как взрослый. Ребенку, который любит общаться, лучше всего рассказать, что дети в детском саду весело играют.
Перед первым расставанием постарайтесь определить для себя, какое время ребенок может прожить без вас. Можно постепенно оставлять его с отцом, бабушкой, хорошо знакомой соседкой или вашей подругой, которой можно доверять. Ребенок должен привыкнуть к мысли, что мама уходит ненадолго и всегда обязательно возвращается.
О поступлении в детский сад нужно разговаривать в позитивных тонах - описать, как там интересно, сколько игрушек, какие бывают праздники и занятия. Ни в коем случае нельзя запугивать наказанием. Ребенок заранее должен доверять воспитателю, воспринимать его как близкого друга и "своего человека". Ни в коем случае нельзя угрожать малышу тем, что воспитательница будет наказывать за непослушание.
В то же время не следует каждый день настойчиво напоминать о том, что скоро ребенок идет в детский сад в обязательном порядке, т. е. не делать из этого слишком большую проблему.
Всегда отвечайте на вопросы малыша и рассказывайте ему как можно подробнее, чем ему там предстоит заниматься, и что в это время будет делать мама на работе. Дома можно поиграть в "воспитание детей в детском саду" - например, оставляйте его одного в детской комнате, потом заходите, показывайте на часы и говорите, что пришло время забирать сыночка или дочку домой.
Подготовку к детском саду следует начинать не позднее чем за два месяца до планируемой даты поступления. Всегда объясняйте ребенку, что вы вернетесь за ним, например, после того как он покушает и поспит. Так малышу будет легче вас дождаться. И никогда не нарушайте своего обещания. Привыкнув к мысли, что вы обязательно возвращаетесь, малыш легче сможет отпустить вас.
Дети в детском саду должны уметь общаться. Водите ребенка в парк, на детскую площадку, организуйте совместное катание на качелях или возню в песочнице. Если у вас есть родственники или знакомые с детьми, старайтесь посещать эти семьи и приглашать к себе. Если нет - гуляйте там, где собирается много мам с детьми. Общение со сверстниками - один из важнейших социальных навыков.
Отучайте малыша подолгу возиться с едой. На обед в садике отводится около получаса, и всегда оказываться среди отстающих ему будет неприятно.
Одевание детей на прогулку (особенно младшей группы) - это отдельная проблема. Сначала дети всегда путают шкафчики, по ошибке надевают чужие вещи, теряют и путают свои. Это создает массу хлопот нянечке и воспитателю. Простой способ помочь - подписать вещи своего малыша, особенно в начале года. Запасные вещи нужно убрать в пакет, а на полке шкафчика оставить только одежду для текущих потребностей, иначе возможны недоразумения.
Но главное - приучить ребенка одеваться самостоятельно. Дома предоставьте ребенку возможность освоить процесс с начала до конца, при этом проговаривайте порядок одевания вещей, а также просите ребенка подсказывать вам (якобы вы забыли).
Прием пищи - особо важный момент. Если вы до сих пор кормите ребенка из ложки, вариантов может быть только два - или приучать его есть самостоятельно, или оставить пока дома. У персонала не будет возможности накормить из ложечки каждого ребенка. Если ребенок не умеет кушать самостоятельно, скорее всего, в садике он наотрез откажется есть вообще.
Физически трехлетний ребенок вполне в состоянии кушать все, что угодно, сам. Кормление из ложечки воспринимается, скорее, как ритуал общения с мамой. При отсутствии мамы пропадает и ритуал - ребенок отказывается есть. Таким образом, начало детсадовский жизни может быть сильно осложнено. Пока ребенок еще дома - пусть ест сам. Наберитесь терпения. Малыш может сидеть за едой очень долго, измазаться по уши, но рано или поздно освоит этот нехитрый процесс, чем значительно облегчит жизнь себе и вам.
Первые дни в детском саду должны быть короткими. Вначале приводите ребенка на час, потом на 2 или 3, затем можно попробовать оставить его до обеда или уложить поспать в тихий час вместе с другими детьми. Таким образом, срок пребывания в группе будет удлиняться постепенно.
Позвольте ему взять с собой самую любимую игрушку. Расспрашивайте вечером не только о том, что делал сам ребенок, но и чем занимался его любимый мишка или зайка. Из ответов ребенка можно многое почерпнуть. Ведь, рассказывая о своем любимце, малыш всегда имеет в виду себя.
Уходя, расставайтесь быстро, уходите с веселым лицом.
Приготовьтесь к тому, что при первом расставании ребенок обязательно заплачет. Это нормально. Вам придется проявить твердость и уйти, чтобы не дать жалости захлестнуть себя и малыша.
Если есть возможность, пусть первые дни в садик ребенка водит другой человек: папа, бабушка или няня. Но вечером забирайте его обязательно сами - в первые дни это необходимо.
Если уже прошло две недели, но ребенок все время плачет при расставании, требуется посоветоваться с воспитательницей. Возможно, малыш просто-напросто не готов к тому, чтобы на весь день расстаться с мамой. Тогда вам придется рассмотреть вопрос о переносе начала посещения детского сада на следующий год или позже.
Бывает так, что сама мать еще не готова отдать ребенка в детский сад. Своим поведением она вольно или невольно демонстрирует тревожность, чем заряжает и ребенка. Разумеется, адаптации это никак не поможет. Самым разумным в такой ситуации будет передача на время полномочий отцу или другим родственникам, которые смогут отводить малыша без излишних эмоций.
С детским садом необходимо поддерживать тесную связь. Разговаривайте с воспитательницей, будьте в курсе всего, что происходит с вашим малышом. Когда он не у вас на глазах, ребенок может вести себя совершенно иначе, чем дома. Разговор с воспитательницей способен на многое открыть вам глаза, а вы, со своей стороны, поможете ей лучше понять вашего ребенка.
Не следует забывать, что в первые дни может все быть благополучно, а трудности появятся через две-три недели или через месяц. Ребенок неожиданно может начать категорически отказываться от утренних сборов в садик, страдать ночными кошмарами или часто болеть. Это связано с тем, что новизна впечатлений и радость общения с новыми друзьями уже исчерпана, накопился стресс, ребенок в полной мере ощутил потерю всех прежних привилегий.
Помните, что полная адаптация возможна не раньше чем через пару-тройку месяцев. Все это время нужно стараться сглаживать большинство различий между прежней и новой жизнью малыша Уделяйте ему как можно больше внимания, старайтесь по выходным и вечерам готовить его любимые блюда, проявляйте интерес к его занятиям в садике и выслушивайте все, что он захочет сообщить. Хвалите и берегите детские рисунки и поделки. Одним словом, проявляйте в этот период максимум терпения, доброжелательности и не бойтесь идти на некоторые уступки ребенку.
Самое главное - быть другом своему ребенку. Доверие и взаимопонимание - основа прочных отношений, при которых малышу легче перенести любой стресс.
Первый момент- это режим.
Первого сентября сразу видно тех деток, которых разбудили раньше, чем они привыкли. Они сонные, грустные, капризные, ну и, конечно же, не отпускают маму. Если вы обычно будите ребенка в 9-10 часов утра, то ни в коем случае нельзя с бухты-барахты 1-го сентября поднимать ребенка в 7 утра. Толку от такого похода в садик будет ноль.
Здесь есть два варианта решения проблемы:
Постепенно подстраиваться под режим детского сада. За неделю или две до начала посещения садика вы постепенно начинаете будить ребенка раньше и выходите на необходимое время. Так же не забываете перестраивать и дневной сон. В саду дети младших групп обедают в начале первого и ложатся спать.
Совмещаем перестройку режима и детский сад. Можно договориться с воспитателями (написать заявление), что вы будете сначала приводить ребенка к часам 10-11, это получается на прогулку. И просто в первые две недели вы будете будить ребенка все раньше и раньше.
Второй момент: дневной сон.
Часто в каждой семье есть какой-то ритуал укладывания не только на ночь, но и на дневной сон. Перед садом постарайтесь минимизировать этот ритуал перед дневным сном. Ведь воспитатели не могут разорваться, чтобы гладить всем спинки, лежать рядышком и прочее. Если ребенок спит с какой-то игрушкой, то можно принести ее на первое время в садик, чтобы ребенок чувствовал себя комфортнее.
Третий момент: одевание, раздевание.
Вы когда-нибудь видели, как 20 карапузов одеваются на прогулку? Скажу честно, это зрелище не для слабонернвных.
В начале сентябре многие дети еще плохо выучили, где их шкафчики, не слушают няню и воспитателя, которые говорят, что сейчас надо делать.
Часто можно увидеть картину, когда какой-нибудь шустрый малыш вытащил все из своего шкафа, а другой надел сапоги, будучи в одних трусах, а третий вообще не понимает, что происходит, а четвертый надел вещи соседа, а у соседа истерика, что взяли его вещи, а нянечка и воспитательница носятся, как электровеники, между этими карапузами. В общем, в начале учебного года переодевание на прогулку – это ужас ужасный.
Чтобы избавить своего ребенка от лишнего стресса, а персонал сада не приближать к нервному срыву, подписывайте вещи детей. Ведь в начале года воспитатели еще не знают, во что вы обычно одеваете ребенка, и если дети перепутают вещи, то вполне может получиться, что ваш ребенок пойдет на прогулку в чужой одежде.
И еще один момент: часто родители приносят вещи с запасом и, чтобы воспитатели не путались, что надо одеть на ребенка именно сегодня, убирайте лишние вещи в пакет или рюкзачок в шкафу, а на полочке оставляйте только одежду на сегодня. В противном случае, не стоит потом винить воспитателей, если они наденут на вашего ребенка лишнюю кофту, ведь они не знают, насколько закаленный у вас ребенок, и как вы его обычно одеваете.
И, самое главное: учите своего ребенка одеваться самостоятельно. Ребенок может не уметь еще надевать колготки или кофту, но ребенок должен знать последовательность надеваемых вещей. То есть, ребенок не должен натягивать колготки поверх шортов, или пытаться надеть сапоги без штанов. Дома давайте ребенку возможность одеваться самому. И учите порядок надеваемых вещей: сначала сами постоянно проговаривайте последовательность действий, потом просите ребенка вам подсказывать («Ой, я забыла, а что надо надеть сначала?»)
Четвертый момент - это обед.
Не стоит отдавать в сад ребенка, которого вы до сих пор кормите с ложечки. Есть два варианта: или не ходить в сад, или приучать ребенка кушать самому.
Объясню - почему. Во время адаптации у многих детей происходит небольшой регресс: они могут перестать сами засыпать, сами кушать, одеваться. А если ребенок до сада сам даже не ел, то велика вероятность, что в саду он будет вообще отказываться есть. Это связано с тем, что к 3 годам ребенок физически вполне может самостоятельно есть все, что угодно, а если его кормят с ложечки, то это воспринимается ребенком обычно как ритуал совместного времяпрепровождения с мамой. Соответственно, если нет мамы - нет ритуала - нет приема пищи. Конечно, со временем ребенок начнет в саду кушать, но это сильно усугубит процесс адаптации. А зачем нам это нужно?!
Давайте ребенку кушать самостоятельно! Пусть он весь чумазый, пусть сидит по полчаса, но ребенок должен кушать сам.
Дорогие родители, вы, наверное, заметили, что это все чисто «технические» моменты, но они подготавливают почву для адаптации детей к условиям садика. А насколько благоприятной будет эта почва - зависит полностью от вас.
Помните, что у воспитателей всего две руки, и они не могут быть все время только с вашим ребенком: и кормить, и одевать, и укладывать его спать. Воспитатели могут лишь помочь ребенку, направить его действия в нужное русло. Но для того, чтобы они могли это сделать, вы должны хорошенько подготовить почву.
Что следует сделать заранее, чтобы подготовить ребенка к детскому саду?
В первую очередь, чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, надо создать желание у ребенка ходить в детский садик, чтобы он сам этого хотел.
Чтобы ему было интересно, что же новое там есть. То есть, нам надо рассказывать про детский сад разные хорошие вещи. Например: «В садике много новых, интересных игрушек», или «Там много друзей». Если ребенок пойдет в группу с каким-то знакомым ему ребенком, можно сказать: «Ты там будешь с Пашей вместе играть». Но не надо делать акцент на том, что ребенку придется оставаться без мамы.
Как можно усилить этот эффект? Можно играть в детский сад, обычно деткам это нравится. Цель таких игр – познакомить ребенка с бытом в детском саду. Мы берем игрушки (кошечек и тому подобное, Лунтика – любимые игрушки ребенка) и предлагаем: «А давай сегодня наши игрушки пойдут в детский садик! Вот эта игрушка будет воспитательницей, а Лунтик и Крош будут у нас детками, которые пришли в садик. Они будут играть и воспитательницу слушаться». И начинаем моделировать ситуацию с самого утра: «Вот Лунтик пришел в детский садик, поздоровался с воспитателем. В группе он увидел много игрушек, поцеловал на прощание маму и пошел играть. Вот он немного поиграл и стал завтракать в садике. Потом они немного позанимались, нарисовали красивую картину, которую Лунтик подарит маме» и продолжаем в таком ключе.
Мы можем это делать маленькими частями. Если ребенок уже умеет играть в развернутые сюжетно-ролевые игры, можем целый день проговаривать. Можем проигрывать именно момент расставания, к примеру: «Мама привела маленького котенка в садик, а он начал мяукать, маму не отпускать. Мама расстроилась, но ей все равно надо было идти на работу. Мама ушла, а котенок все плакал. Но потом посмотрел по сторонам, увидел играющих бельчонка и зайчонка, это было так весело и интересно! Он стал вместе с ними играть и не заметил, как пролетело время». И, допустим, вводим речь воспитательницы: «Ты поиграй с ребятами, и мама быстрее придет», - то есть, такие фразы, которые вы потом будете говорить ребенку. » А на следующий день котенок уже не плакал, а играл с ребятами и знал, что мама придет с работы и принесет ему молочка». Это касаемо игр, которые помогут подготовить ребенка к детскому саду.
Следующий момент, который может помочь подготовить ребенка к детскому саду.
Мы рассказываем ребенку сказки и истории про его любимых героев, про себя в детстве, про то, как герои ходили в детский садик. Если у вас есть положительные воспоминания о детском садике, расскажите о них: о том, как было интересно, что было много друзей, игр, о том, как устраивали праздники и т.п.
Развернутость этих игр и рассказов зависит от возраста ребенка: чем он старше, тем более развернуто мы можем ему рассказывать. Если ребенку около двух лет, мы ему рассказываем отдельные элементы.
Чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, очень важно рассказывать ребенку именно про распорядок дня.
Почему? Когда мы прощаемся с ребенком, мы ему говорим: «Я приду после того, как ты пообедаешь (поспишь)». Ребенок должен понимать, когда это будет. В его головке должна уложиться эта схема, что сначала он покушает, поиграет, позанимается, погуляет, и вот он будет обедать, а после мама придет. Чтобы так было, ребенку надо заранее об этом говорить, а не только первого сентября. Чтобы в его головке это успело уложиться. Нужно обязательно это проиграть, можно коротко.
Также помогает подготовить ребенка к детскому саду такой способ:
Рассказываем ребенку про то, что будет делать мама, пока он будет в садике. Естественно, описываем это с выгодами для ребенка (мама заработает много денежек и сможет купить…)
Вот это, наверное, все самые простые и эффективные способы подготовить ребенка к детскому саду.
Удачной вашему малышу адаптации в детском саду!
Чтобы ребёнок быстрее освоился в детском саду, меньше болел и ходил туда с хорошим настроением, не портя нервы ни себе, ни своим родителям, к посещению дошкольного учреждения его надо готовить загодя. Целенаправленно и постепенно, так как эту работу невозможно быстро проделать за неделю до начала посещений детского садика. Также не стоит пренебрегать подготовкой, даже если Ваш ребёнок бойкий, самостоятельный и общительный – лучше перестараться и не допустить психологической травмы на всю жизнь у родного дитя.
Нахождение в коллективе сверстников тренирует и развивает следующие качества у ребёнка:
До начала посещения детского сада ребёнку обязательно нужно учиться общаться не только с членами своей семьи, но и с другими детьми и взрослыми. Родителям обязательно стоит рассказать малышу о детском саде, о том, чем там занимаются дети, о других детях, о режиме. Также необходимо заранее обратиться в конкретный детский сад, куда Вы собираетесь отдать ребёнка, узнать там, что необходимо для посещения конкретного дошкольного учреждения, и поинтересоваться режимом дня. Гуляйте с ребёнком рядом с детским садом, чтобы Ваш малыш мог привыкнуть к обстановке. И самое главное – делайте всё постепенно. Именно постепенность – залог успеха быстрой адаптации ребёнка.
Не забывайте про врачей, которые тоже занимаются подготовкой детей к детскому саду. За 2 или 3 месяца до начала посещения детского сада участковый педиатр и врачи- специалисты проводят диспансеризацию ребёнка. В зависимости от её результатов проводится оздоровление и лечение малыша. Много внимания врачи уделяют респираторным заболеваниям за пару месяцев до начала посещения детского сада. Часто в это время рекомендуется приём средств, повышающих иммунитет (например, витамины, сироп шиповника), а также закаливание, дыхательная гимнастика, обучение дыханию через нос, если ребёнок дышит через рот.
Родителей ребёнка врачи консультируют по мерам предупреждения стресса в период адаптации к детскому саду : сведение домашнего и садикового режимов, общение с детьми и взрослыми, приучение к разнообразному питанию, прекращение укачивания и кормления из бутылочки.
Наука утверждает, что у детей ближе к двум годам вырабатывается повышенная подвижность нервных процессов: это облегчает им процесс адаптации к новым условиям, заинтересованность в непривычных занятиях и игрушках, помогает лучше разбирать речь взрослых людей. С 10 месяцев до полутора лет процесс адаптации у детей проходит наиболее тяжело: в это время они ещё природно неспособны отбрасывать старые стереотипы и схемы и создавать новые. Поэтому малышей до полутора лет не рекомендуется отдавать в ясли.
Закаливание детей входит в программу подготовки к детскому саду и укреплению иммунной системы. Два самых важных тезиса при проведении процедур закаливания: постепенность и регулярность. Проступать к закаливанию рекомендуется в теплое время года и тогда, когда ребёнок совершенно здоров. Самый простой вид закаливания: ходить босиком сначала в помещении, потом на улице. Также существуют виды закаливания посредством воздуха, воды и лучей солнца.
Сначала имеет смысл перейти к хождению по полу в носках или чулках два раза в день, утром и вечером по 20-30 минут. При этом каждый день добавляется по 10 минут, пока время не станет равным одному часу. Только через месяц можно начинать ходить босиком по земле (не по асфальту, а именно по земле в саду, парке, на даче). Особенно эффективным будет хождение по мелкому гравию или по твёрдому земляному грунту. После каждой прогулки босиком растирайте и мойте ступни, делайте массаж икроножных мышц. Кожа ступни постепенно огрубеет и станет нечувствительна к холоду.
Виды закаливания детей 1-3 лет:
После прохождения подготовительных процедур врачи составляют эпикриз для детского сада с рекомендациями по питанию, режиму, профилактике заболеваний, физическим упражнениям.
Также мед. работники рекомендуют во время привыкания ребёнка к детскому саду по утрам смазывать ему носовые ходы противовирусными средствами (например, мазью «Анаферон», оксолиновой мазью, инфагелем и пр.). Если ребёнок подхватил острое респираторное заболевание, то возвращаться в детский сад ему рекомендуется лишь через две недели после полного выздоровления, иначе он может заболеть вновь.
Обязательно уделите внимание прививкам, которые должны быть сделаны до посещения детского сада. При этом со дня последней прививки должно пройти не менее месяца. Во время периода привыкания ребёнка к детскому саду прививки ему делать нельзя. К трём годам ребёнок должен быть привит четырежды – против дифтерии, коклюша и столбняка (АКДС), единократно – против туберкулёза, краснухи, кори, эпидемического паротита, пять раз – против полиомиелита. Также к этому возрасту дети могут быть привиты от гемофильной и меннингококковой инфекций, гепатитов А и В. Раз в год дети проходят реакцию Манту, при положительном результате которой необходима консультация врача-фтизиатра. Имейте в виду, что, если Ваш ребёнок ещё не привит всеми необходимыми прививками, это не может стать поводом к отказу в приёме в детский сад, потому что по закону семья имеет право решать самостоятельно прививать ребёнка или нет.
Однако на практике врачи часто препятствуют оформлению необходимых документов, даже если ребёнку не делали прививки по состоянию здоровья. Главврач может не подписывать медицинскую карту для детского сада или же её без прививок может не принимать заведующая детским садом, потому что за ней следит санэпидемстанция в выполнении этого негласного правила. Вам могут сообщить, что в садике кончились места, когда узнают, что Ваш ребёнок не привит. Такое положение дел обусловлено, во-первых, мнением, что непривитые дети являются источником самых разных болезней. Во-вторых, участковый врач получает премию за выполнение плана по прививкам. Но помните, что, отказывая Вашему ребёнку в посещении детского сада на основании отсутствия прививок, врачи и заведующие садом нарушают закон.
Детский сад может отсрочить время принятия детей без прививок в случае массового распространения инфекционных заболеваний или же при угрозе возникновения массовых эпидемий. Если мед. карту Вам отказывается подписать участковый врач, необходимо написать заявление на главврача поликлиники с точным указанием названия, даты и номера документов, на основании которых Вам отказались подписать карту. Сообщите, что следующим Вашим шагом будет обращение в Управление здравоохранения и в прокуратуру. В детском саде при отказе принятия карты пишите заявление на имя заведующей детским садом. Также поступайте в случае неожиданного отсутствия обещанного Вам места в детском саде: пишите заявление с просьбой уточнить причины, по которым место исчезло после сообщения об отсутствии прививок. Вам будут вынуждены отвечать письменно: непременно оставьте в письме адрес и телефоны. Далее следует обращаться в районные отделы дошкольного образования.
Диспансеризация включает в себя осмотр следующими специалистами:
Педиатр направляет на сдачу анализов крови, мочи, кала, в некоторых случаях на измерение артериального давления, электрокардиограмму, ультразвуковое исследование и даёт в случае необходимости направления к гастроэнтерологу, кардиологу, нефрологу и другим.
Психолог должен обсудить с родителями характер и поведение ребёнка и дать индивидуальные рекомендации по адаптации малыша к детскому саду.
За неделю до начала посещения детского сада ребёнку необходимо сдать анализы на дифтерийную палочку и кишечные инфекции, а за день до прихода в дошкольное образовательное учреждение необходимо взять в поликлинике справку об отсутствии контактов с инфекционными больными.
Дети с хроническими заболеваниями или с врожденными пороками развития направляются в детский сад по индивидуальному решению комиссии врачей-специалистов в каждом случае. Есть специальные детские сады с логопедическими группами для исправления дефектов речи, детские сады, где лечат детей с заболеваниями органов зрения, опорно-двигательного аппарата, нервной системы и другие. В некоторых детских садах по специальной программе занимаются с детьми, которые часто болеют (обычно подобные программы включают в себя занятия в бассейне, ингаляции, приём адаптагенов).
Что касается психологической и эмоциональной подготовки к детскому саду, то первое, что необходимо полностью исключить, - это угрозы и давление на ребёнка. Не нужно пугать его оставить в саду навсегда в случае непослушания, не нужно запугивать строгими правилами и воспитателями. Расскажите своему ребёнку, что в детском саду он найдёт много новых игрушек и товарищей по играм, что это место создано для того, чтобы дети приходили и играли. Можно поставить в пример старших братьев и сестёр, которые уже ходят в детский сад, потому что выросли.
Обязательно в первые две недели отводите в садик и забирайте ребёнка сами, не передоверяя это соседям или няне. Не расстраивайтесь, что при расставании с Вами ребёнок будет плакать – это является нормальной реакцией. Но если по истечении двух недель слёзы никуда не делись, это повод задуматься, не слишком ли рано Вы отдали ребёнка в детский сад. Попробуйте обсудить с воспитателями и заведующими эту ситуацию. Возможно, придётся отложить посещение детского сада на полгода или год. При прощании не уходите неожиданно, когда ребёнок отвлечётся: он потом заметит Ваше отсутствие и будет шокирован. Предупредите его заранее, что Вы уйдёте, и не делайте этого тайком. Прощание не затягивайте, не давая ребёнку всё больше и больше погружаться в жалость к себе.
Если матери самой слишком тяжело расставаться с ребёнком и видеть его слёзы, то стоит передоверить проводы ребёнка в детский сад папе. Дело в том, что мать своими эмоциями может и сама помешать ребёнку скорее адаптироваться в новых условиях.
Имейте в виду, что иногда признаки проблем в адаптации появляются не в первые дни посещения сада, а через пару недель или даже через месяц. Ребёнка могут начать преследовать кошмары, он может наотрез отказаться утром или после болезни идти в садик. Это связано с тем, что новая обстановка и новые знакомства уже перестали приковывать внимание ребёнка, гордость, связанная с осознанием взрослости, уже тоже отошла на второй план, и ребёнок совсем по-другому оценил изменения, произошедшие в его жизни. Возможно, родители, успокоенные его образцовым поведением, слишком быстро оставили малыша наедине с собственными переживаниями и стали меньше уделять ему внимания.
Полностью адаптироваться к детскому саду ребёнок способен лишь через 2 или 3 месяца после начала регулярных посещений дошкольного учреждения. Все эти три месяца необходимо сглаживать ситуацию и постараться показать ребёнку, что различий между его прошлой и нынешней жизнью не так уж много. В выходные старайтесь кормить его тем, что он хочет, ужинайте будними днями вместе, беседуйте с ним, забирайте сами его из садика. Расспрашивайте ребёнка о детском саде и о том, чем он там занимался сегодня, сохраняйте его поделки и рисунки, принесённые домой, внимательно слушайте рассказы. Это покажет ребёнку, что он по-прежнему важен для Вас и нужен Вам, что Вам небезразлична его судьба, а также будет стимулировать его тренировать речь и умение говорить. Если Ваш ребёнок хочет пригласить к себе домой друзей по детскому саду или подарить любимой воспитательнице цветы – это отличный признак, означающий, что малыш не видит большой разницы между жизнью дома и в саду.
Поддерживайте обратную связь с детским садом, время от времени разговаривайте с воспитателями о поведении Вашего ребёнка. Многие дети в садике ведут себя по-другому, Вам полезно будет узнать эту информацию, а также Вы, в свою очередь, сможете рассказать воспитательнице о том, что Вам известно о характере и поведении Вашего ребёнка дома. Иногда это позволяет решить ряд проблем, связанных с поведением и воспитанием маленького человека.
Старайтесь не исключать полностью детский сад из жизни ребёнка. Там он учится общению и социальным навыкам, усвоение которых в случае пропуска детского сада придётся перенести на школьное время.
Когда Вы решили отправить ребёнка в детский сад, прежде всего не нервничайте сами, чтобы тревога не передалась ребёнку. Не рассказывайте ребёнку о возможных проблемах, рассказывайте ему только хорошее, но не переусердствуйте и в этом, чтобы малыш не ожидал, что он попадёт в сказку наяву. Спокойно поясните, почему посещение детского сада необходимо ребёнку. Постарайтесь сформировать у ребёнка чувство гордости в связи с тем, что его определили в детский сад. Расскажите, как туда тяжело попасть (рассказ будет правдив из-за длинной очереди в детские сады) и упомяните, что многие дети не ходят в сад.
За два-три месяца до начала посещений детского сада Вам необходимо перестроить режим ребёнка так, чтобы он легко просыпался за полтора часа до выхода из дома утром (не позднее восьми часов утра). Если Ваш малыш не спит днём, то Вам нужно научить его лежать в постели спокойно. Можно рассказать ему о тихих играх и занятиях с самим собой, об игре в слова, научить его сочинению историй и фантазиям, повторению заученных стихотворений, внимательному осмотру окружающих предметов и запоминанию мелких деталей, игре на пальцах.
Постарайтесь кормить ребёнка в одно и то же время: при соблюдении режима сна и питания он сам собой будет посещать туалет по большому в одно и то же время. Также постарайтесь приучить ребёнка посещать туалет не тогда, когда он уже не может терпеть, а заранее: перед прогулкой, перед выходом из дома, перед сном, иначе в дальнейшем в детском саду у него могут выработаться комплексы. Оптимальное время для дефекации – после завтрака. Именно в это время наблюдается активизация работы кишечника. Утром обязательно оставляйте ребёнку запас времени, чтобы он мог спокойно посидеть на горшке.
Если с дефекацией есть проблемы, то до завтрака предлагайте ребёнку стакан холодной воды с одной или двумя чайными ложками мёда, варенья или сахара (при отсутствии у ребёнка аллергии на эти продукты). Холодная вода стимулирует работу кишечника. Этим же свойством отличаются следующие продукты: капуста, морковь, тыква, кефир, яблоки, финики, кабачки, шпинат, персики, дыня, чернослив, свёкла, подсушенный чёрный хлеб. Ежедневное употребление полутора-двух литров жидкости тоже поможет избежать запоров. Исключить следует следующие продукты: шоколад, какао, крепкий чай, гранат, манную кашу. Также, чтобы стимулировать работу кишечника, ребёнку необходимо давать поменьше груш, белого хлеба, пирогов, макарон, густых супов, риса, черники.
Обязательно научите ребёнка пользоваться туалетной бумагой для соблюдения гигиены, мыть руки, используя мыло, сморкаться в носовые платки. Он должен научиться есть вилкой, не разбрасывая еду вокруг себя и не хулиганя с ней, во время приёма пищи молчать, хорошо пережёвывая еду и не набивая жадно полный рот.
Вечером укладывайте ребёнка спать не позднее 21 часа.
Скорректируйте режим питания таким образом, чтобы ребёнок ел похожие блюда дома и в детском саду – это снизит вероятность капризов и отказа от еды. Не кормите ребёнка между завтраком и обедом, обедом и ужином. Если ребёнок по-прежнему сильно капризничает за столом, обсудите ситуацию с воспитателем и врачами.
Рассказывая ребёнку о детском саде, поведайте ему, по какому режиму он будет жить. Чем больше малыш узнает заранее, тем увереннее будет себя чувствовать. Доходите до конкретных деталей: решите, куда ребёнок будет складывать уличную одежду, кто и как поможет ему раздеться и одеться, чем он будет заниматься, когда поест. Через какое-то время вновь поднимите тему детского сада и проверьте, насколько ребёнок запомнил последовательность действий. Неизвестность пугает. А если малыш увидит, что в детском саду всё идёт в точности с его планом, ему станет легче и радостнее.
Обязательно проинструктируйте ребёнка, что ему делать в случае затруднений. Расскажите, что если он захочет попить или в туалет или ещё что-то, то ему следует подойти к воспитателю и сказать об этом. Но предупредите ребёнка, что все его желания и требования не будут выполняться мгновенно, так как в группе много детей и придётся ждать своей очереди.
Обратите внимание на поведение утром перед детским садам и прощание с ребёнком. Старайтесь отвлечь его мысли просьбами о помощи (поискать предмет одежды при сборах, понести пакет или зонт и пр.). Некоторые дети в отсутствие родителей отказываются даже есть и спать. Они не отвлекаются на игры, а тревожно следят за временем, ожидая прихода мамы. В таком случае постарайтесь чаще ставить ребёнка в ситуацию, чтобы отсутствие родителей стало ему необходимым, чтобы он мог захотеть этого сам. Например, при подготовке для родителей сюрприза или интересной игрой в то время, когда маме пора уходить. Сильную психологическую зависимость ребёнка от родителей провоцируют сами родители своими эмоциями и переоценкой собственной роли в мировосприятии малыша. Поэтому начните работу с себя и внушите себе, что Вы сами – это ещё не весь мир для ребёнка, хотя, безусловно, значительная его часть.
Когда Вы собираетесь уйти из дома на целый день или вечер, давайте ребёнку ответственные задания, чтобы отвлечь его от грусти и приучить к самостоятельности. Попросите его убраться в комнате, последить за порядком, самому следить за временем обеда или отходу ко сну (последнее, конечно, при негласном контроле взрослых). Вечером побеседуйте с малышом о том, как он справился с заданием, и обязательно похвалите его за успехи. Отметьте, что Вы сделали так много дел (перечислите, что именно) благодаря его помощи и присмотру за домом.
Придумайте ритуал для прощания. Например, целуйте ребенка в щечки, жмите руку или машите рукой, пока он заходит в двери садика. Так малышу будет проще и легче с Вами попрощаться.
Следите за отношениями и общением ребёнка с другими детьми. Насколько он проявляет инициативу в знакомствах и играх? Умеет ли что-то предложить группе детей? Если Вы видите, что у Вашего есть проблемы с общением, расскажите ему, как лучше себя вести, как подойти и поздороваться с ребятами, предложить им поиграть со своими игрушками или найти компромисс при отказе играть в какую-то игру и пр. Расскажите ребёнку, что брать с собой на улицу и уносить в детский сад он может только те игрушки, которыми готов делиться с другими малышами. Иначе он может сильно переживать за любимую игрушку, что рискует развить в нём жадность и поссорить его со сверстниками. Научите не отнимать игрушки у других детей, а вежливо просить и предлагать взамен свои.
Что касается одежды, в которую Вы оденете ребёнка в детский сад, то обратите внимание, что на ней не должно быть мелких крючков, кнопок, шнурков или пуговиц, которые помешали бы ребёнку свободно одеваться и раздеваться. Не одевайте детей в тесную им одежду. Ткань одежды, включая носки и колготки, должна быть натуральной: хлопчатобумажной, лёгкой шерстяной или в комбинации с вискозой. Позаботьтесь о том, чтобы перед и спинка одежды быстро и легко различались по рисунку или иному ориентиру. Также проверьте отсутствие тесного ворота у одежды и наличие карманов.
Итак, первые два месяца в детском саду посвящены привыканию и адаптации. Адаптация начнётся не когда-то потом, она началась уже тогда, когда Вы приняли твёрдое решение отдать ребёнка в детский сад. Регулярно обсуждайте с ребёнком его будущее посещение детского сада, рассказывайте и готовьте его к новому, знакомьте его с садом и старайтесь заинтересовать малыша.
Первый день, проведённый ребёнком в детском саду, очень важен для него. Постарайтесь сделать так, чтобы первое впечатление было положительным, выберите вместе с ним его место в детском саду, кровать и шкаф. Обсуждая вечером детский садик с ребёнком, акцентируйте его внимание на радостных и приятных событиях и впечатлениях.
Существует мнение, что первый день в детском саду с ребёнком лучше провести и его родителям. Но у этого есть и негативная сторона: во-первых, расставание всё равно неизбежно, его не отменили, а просто отложили. Во-вторых, другие дети могут завидовать и обижаться, почему чья-то мама присутствует в садике, а их нет.
В первое время посещения детского сада старайтесь не оставлять малыша на тихий час и забирать в заранее условленное с воспитателями время, чтобы они могли соответствующим образом психологически подготовить ребёнка к возвращению домой. Также заранее расскажите воспитателю о привычках и характере Вашего ребёнка. Как Вы его успокаиваете, что он любит, а что нет, какие сказки и сказочные герои являются его любимыми, какие игрушки ему нравятся. Часть игрушек или книжек дайте ребёнку с собой в детский садик. Это поможет ему быстрее ощутить домашнюю обстановку.
Хвалите ребёнка за старания и успехи в детском саду. Подробно выспрашивайте его и выясняйте, чем он занимался сегодня днём. Чаще ласкайте и обнимайте ребёнка, таким образом показывая свою поддержку и участие.
Если Вам что-то не нравится в детском саду или воспитателях, не разговаривайте об этом при ребёнке, это неэтично и может сформировать у него негативное представление о саде. Ребёнок почувствует, если Вы не уверены, стоит ли отдавать его в детский сад, почувствует и сыграет на Ваших эмоциях, чтобы остаться дома. Быстрее всего адаптируются дети тех родителей, у которых нет иного выбора, кроме как отдать ребёнка в детский сад.
Ускоряет привыкание и количество знакомых у Вашего ребёнка: как малышей, так и взрослых людей. Поэтому за полгода до начала посещения садика постарайтесь обзавестись как можно большим числом знакомых, беседуйте о них с ребёнком. Хорошо, если кто-то из детей ходит или пойдет в тот же садик, что и Ваш малыш, это прибавит ему чувства уверенности. Обязательно продумайте заранее, каким образом семья сможет помочь малышу и подстроиться под его адаптационный период в детском саду. Помните, что скорейшая адаптация ребёнка в детском саду требует длительной работы со стороны всей семьи.
Итак, вы решили отдать ребенка в детский сад . Ваша семья находится теперь на пороге другой жизни. Будем считать, что вы уже нашли подходящий детский сад и договорились о приеме малыша. Теперь на очереди следующий важный этап - адаптация вашего малыша. Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, очень важно заранее - месяца за 3--4 - заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду .
Когда малыш находится в коллективе, попадает в непривычные для него условия, он приобретает умения и развивает полезные качества:
Садик - это важная веха в жизни малыша. Именно в этот период родителям необходимо отказаться от греющего душу «мы» и перейти на «он» или «она», дать возможность своему чаду расти и развиваться своим путем. А если вы переживаете, что связь с близкими может быть потеряна, займитесь воспитанием семейных ценностей. Необходимо с детских лет прививать уважение к своим корням. Для этого нужно знать свою фамильную историю. Создать родословное древо, узнать подробности жизни прародителей и интересные истории из их биографии поможет Дом Родословия. Сотрудники компании помогут в создании семейной книги , в которой будет содержаться информация о вашем роде. Они предлагают специальные услуги – создание герба вашей семьи и получение именного диплома. Воспитание таких идеалов, как семейная гордость и крепкие узы родства, заложит прекрасный фундамент в общем развитии юного наследника.
С выбора дошкольного заведения и получения в нем места.
Для этого необходимо учитывать следующие моменты:
Для того, чтобы адаптация прошла успешно, необходимо обратить внимание на многие аспекты.
Необходимые процедуры:
Перед тем как подробно уделить внимание каждому пункту, узнаем, что может произойти, если не будет подготовки ребенка в садик. В период привыкания могут быть обнаружены следующие нарушения:
Все эти изменения не зависят от прихоти малыша, каждый переживает по своему, поэтому взрослые могут только поддержать свое чадо и помочь ему заблаговременно адаптироваться.
Детские психологи считают оптимальным возрастом 2,5 – 3 года. К этому моменту вырабатываются навыки общения, осознается разница между сверстниками и старшими, появляется готовность принимать авторитет воспитателя. На этот же период приходится пик любознательности и активного познания мира, дошкольное заведение поможет утолить жажду новых знаний и получить необходимые навыки социального общения. Но не у всех мамочек есть возможность сидеть в декретном отпуске несколько лет, поэтому они принимают решение отвести малыша в дошкольное заведение раньше.
Если вы идете в садик уже в 1,5 – 2 года, то необходимо подготовить ребенка как следует, нельзя надеяться на самостоятельную легкую адаптацию. Нужно учесть, что в этом возрасте привыкание будет идти дольше, поэтому нужно запастись терпением и маленькими шажками идти к цели. Также особенностью возраста является то, что детки хоть и обладают некоторыми навыками общения, но скорее являются внимательными слушателями чем активными собеседнику, поэтому акцент нужно сделать на устных рассказах. Чаще рассказывайте о том, как там хорошо, как много игрушек дают воспитатели, как много ребятишек, с которыми можно играть. Остальные советы остаются прежними.
Этот термин в педиатрии отличается от процедур для взрослых людей. Не стоит спешить растирать снегом малыша. Чтобы укрепить его здоровье, необходимо лишь понемногу расставаться с привычкой укутывать свое чадо в три одеяла. Для начала, можно оставлять форточку в детской комнате приоткрытой даже в прохладное время.
При этом нужно соблюдать ряд условий:
Хорошо отразится на ребенке умывание прохладной водой. Снижать температуру нужно постепенно, пока отметка не достигнет 17° – 18°. Эта же цифра оптимальна для обливаний после принятия ванны. Пусть малыш купается в привычной температуре, но перед тем, как вечерняя процедура завершена, облейте его из ковшика более прохладной водой.
Займитесь физической подготовкой: водите его в бассейн, приучите к утренней зарядке, делайте ему массаж. Ежедневно устраивайте долгие прогулки на свежем воздухе и активные игры. Зимой играйте в снежки и катайтесь на горке, а летом – загорайте вместе и купайтесь в открытых водоемах. Основным правилом для каждой процедуры является постепенность. Начинайте прививать каждую привычку с нескольких минут, затем увеличивая время.
Большой проблемой для ребенка является вырабатывание привычки дневного сна и принятия пищи по часам. Помогите ему и сделайте это заранее, постепенно. Организуйте в семье ранний подъем, чтобы было легче собираться по утрам, для этого ложитесь не позднее 21-00. После пробуждения отведите малыша на горшок, чтобы пищеварение также подстраивалось под график. Этому также будет способствовать обязательный прием пищи в установленное время. Для этого вам нужно будет организовать в первую очередь себя – ваше чадо всегда оглядывается на старших. Труднее всего обстоит с дневным сном. Чтобы уложить непоседу в постель, нужно активно провести время до обеда, играть в подвижные игры, чтобы усталость взяла свое. Со временем организм сам будет контролировать внутренние часы.
В утренний ритуал умывания и сборов на прогулку должен быть максимально вовлечен малыш. Не нужно обращаться с ним как с куклой. Позвольте сделать ему выбор, какого цвета колготки сегодня надеть, это развивает его веру в собственные решения. Сюда же относится умение аккуратно кушать ложкой и вилкой, при этом не играя с едой. Приучите его пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом, а также сморкаться в платочек. Все эти навыки спасут его от сложностей в коллективе.
Трудно бывает расставаться с мамой. Чтобы это проходило безболезненно, оставляйте иногда его на несколько часов с родственниками или с подругой, у которой есть сын или дочка по возрасту близкие к вашему малышу. В 2 года как физически, так и морально подготовить ребенка к садику труднее, так что нужно делать это поэтапно. Поэтому не спешите оставлять его в первый день на долго. Для начала посмотрите вместе с ним, как играют дети: посидите в стороне, пока он будет на прогулке или в песочнице. Затем постепенно оставляйте его на 2, 3, 4 часа, пока он не почувствует себя защищенным в новом пространстве.
Когда уходите, делайте это быстро, не нужно долгих прощаний, это наводит на мысль о длительном расставании. Не показывайте свой собственный страх. Если вы не доверяете воспитателям, ребенок это почувствует и сам станет бояться. Обязательно обсуждайте с малышом каждый день, делитесь положительными моментами, хвалите за успехи, показывайте, что вы гордитесь им. Узнавайте о его переживаниях, помогайте советом, как избежать проблем, покажите, что вам не все равно.
Важно поддерживать родственную связь. Рассказывайте ему о крепких узах, которые связывают его с мамой, папой, бабушками и дедушками. Делитесь историями, в которых он – неотъемлемая часть. Займитесь чем-то общим, например, составлением генеалогического древа, где он является центром, к которому протягивают ветви близкие и дальние родственники. Компания «Дом Родословия» поможет вам в этом. Она предоставляет услуги по созданию фамильной книги , в которой будут объединена вся ваша семья с ее богатой историей. Вам будут предоставлены архивы и оказана помощь при работе с ними. Вместе с малышом можно познавать тайны прошлого своей фамилии, это объединяет и не дает ему почувствовать себя оставленным.
Детский сад – это важный период жизни ребенка, помогите пройти ему адаптацию безболезненно и приятно, тогда каждое утро он будет с улыбкой собираться к своим друзьям.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам