Проектор 4 6 описание. Как быть проектором и как взаимодействовать с проектором

Роль Проекторов - направлять других людей. Все их способности, весь их мистический дар заключается в том, чтобы считывать возможности и потенциал других и с помощью правильных вопросов или подсказок направлять их энергию в нужное русло. В консалтинге с применением Дизайна Человека принято считать, что руководителем любого значимого для бизнеса подразделения должен быть именно Проектор. Способность "считывать энергию" - заслуга ауры Проектора, четкой, фокусированной на одном человеке в одну единицу времени. Аура любого Генератора - это словно попасть в чьи-то объятия, теплые и дружественные. При этом такая аура безадресна - она привлекает всех подряд. Аура Проектора - это словно телекамера направленная на одного человека. Именно эта аура делает Проекторов одновременно очень привлекательными и отталкивающими, поскольку также похожа на пистолет, направленный прямо на тебя.

К сожалению, при всей глобальности задач и широте возможностей, большинство Проекторов находятся в "непробужденном" состоянии и далеки от реализации своих целей, поскольку заняты лишь одним - привлечением к себе внимания. Можно сказать, что "пробудившегося" Проектора легко узнать по двум критериям: во-первых, он перестает врать, не навязывает себя и не ищет внимания, а во-вторых, 80% его обращений к другим людям составляют спокойные вопросы в манере Сократа, а не директивные указания. Награда за это - успех.

Тема ложного "я": горечь

Интуитивно понимая, что рядом с другими людьми он чувствует себя лучше, более сильным и наполненным энергией, Проектор с ранних лет учится… манипулировать. Цель манипуляций проста - получить доступ к энергии другого человека. Проекторы могут пытаться это делать весьма экстравагантными способами - от тонких полунамеков до настырного навязывания себя в качестве друга, собеседника или партнера. Кроме того, что это неприятно и иногда даже болезненно для других людей, это также бессмысленно. Ни один Проектор не может получить энергию таким образом. Окружив себя неправильными людьми, Проектор часто чувствует горечь и обиду - люди, которые рядом, не понимают и не ценят истинных талантов и возможностей Проектора. И это наполняет его обидой, печалью и разочарованием. Чем старше Проектор, тем больше у него внутри горечи.

Горечь - тема "ложного я" Проектора. Обозленный на весь мир старик, спивающийся, ругающий политиков, не имеющий друзей - это, чаще всего, Проектор. Проекторы вообще мастера обвинений всего вокруг, своего рода это форма защиты от горечи внутри. Плохо все - босс, работа, друзья, страна, последний фильм. В чем же секрет? Секрет в том, чтобы получить очень личное и персональное "приглашение": в отношения, дружбу, работу, близкие контакты. Ждать, пока… заметят.

Поэтому первое, что можно порекомендовать любому Проектору - это заткнуться и перестать привлекать к себе внимание. Перестать приглашать самого себя и других во что либо. Самые важные уроки Проектор получает молча. Читая книги, смотря фильмы, просто наблюдая за собой или другими людьми. Чаще всего, только находясь в молчании и состоянии "мне ничего не нужно от этого мира", Проектор может получить "приглашение".

Стратегия: ждать приглашения

Приглашение нередко звучит формально. Но за словами "Я приглашаю тебя… (в свой бизнес, жить со мной…)" стоит мощный карт-бланш: я вижу тебя, я принимаю тебя, я хочу только тебя и никого больше. Настоящее "приглашение" чаще всего неожиданно - его не ждешь. Оно очень радостно и приятно. Оно решает массу вопросов и открывает новые возможности. Оно соответствует скрытым ожиданиям Проектора, а еще чаще превосходит их. Оно показывает, что человек тебя "купил" таким, как ты есть на все 100%. Как правило, большинство Проекторов знает, что такое настоящее "приглашение" и как его отличить от просто красивых слов.

Проектор Рэндольф Ричмонд, отвечающий среди прочего за сертификацию профессиональных аналитиков Дизайна Человека, в одном из интервью так описал "приглашение":

"В свое время мне довелось узнать, что такое настоящее приглашение и как оно действует. Тогда еще мир не знал о дизайне человека. Я работал врачом в какой-то посредственной клинике, моя работа была мне малоинтересна, как и все происходящее вокруг. Окружающие казались мне идиотами, к моим идеям никто не прислушивался, вечерами я тихо спивался. Но затем случилось что-то. Главный врач клиники уходил на пенсию. Правление должно было назначить нового управляющего - процедурой тайного голосования. И выбрали меня. Я пережил незабываемое ощущение того, как за твоей спиной из ниоткуда появляются крылья. Судите сами. Я не был самым лучшим врачом. У меня всегда был не самый покладистый характер. Мои навыки организации работы не отличаются каким-либо изяществом. Более того, я много пил и люди об этом знали. И тем не менее, они выбрали меня.

Я проработал на должности главного врача этой клиники 30 лет. Пить я бросил почти сразу же. Ну, и что вам сказать? Уже через пару лет клиника расцвела: я добился фантастических бюджетов от правительства, мы отбирали лучших врачей, с бытовой точки зрения в ней было одно удовольствие находиться (ну вы понимаете: правильные диваны в приемной, куча зелени, люди, которым не безразличны страдания других). Попасть в нашу клинику стало считаться редкой удачей. Отбросив скромность, скажу, что в этом была моя заслуга. Я это сделал. Члены правления пригласили меня сделать это и, фигурально выражаясь, позволили управлять энергией клиники и ее персонала. И я управлял. Подумайте о Наполеоне, которого пригласил французский народ спасти страну. Подумайте о Кеннеди, которого выбрали американцы. Все, что проектор умеет делать - это управлять энергией других, энергией людей, которые признали этот его уникальный дар. Но этот дар бесполезен, пока проектора не заметят и не пригласят."

"Приглашение" для Проектора должно ответить только на четыре вопроса: "Кого любить?", "С кем жить?", "На кого работать?" и "С кем дружить?". Это смыслообразующие вопросы. Не нужно впадать в крайности: ждать приглашения зайти в магазин или пойти на встречу вовсе не обязательно, если, конечно же, на этом не настаивает внутренний авторитет Проектора. Разумеется, не все приглашения нужно принимать, а за каждым правильным приглашением последует другое.

Ждать приглашения проектору мешает его самый большой страх - остаться незамеченным. Вопрос "Кто меня заметит, если я буду просто сидеть и ждать этого приглашения?" предсказуемо задает каждый Проектор. Да, нет гарантий, что каждый Проектор получит свое признание, но можно быть уверенным: направляющая и фокусирующая аура Проектора и стоящий за ней потенциал чувствуется на расстоянии. Тот, для кого она будет комфортна, обязательно даст знать. И наградой для Проектора будут так значимые для него правильные отношения, друзья, работа и пространство для жизни.

Проектор в отношениях

Проектор должен принять формальное приглашение - это для него единственный путь войти в отношения. Так, например, если женщина интересуется мужчиной-Проектором, она может пригласить его к себе домой поужинать, и наоборот. При этом, если вы пригласите его в "МакДоналдс", они получат впечатление о несколько другом качестве энергии, чем получили бы в дорогом ресторане. Здесь важна природа приглашения. Если вы не приглашаете Проектора, а просто спрашиваете или говорите, что хотите быть с ним, то такие отношения будут полны горечи для него.

Проектор должен ждать, и должен быть готов ждать приглашения. Приглашение должно быть прямым, а не косвенным вида "Я думаю, он хочет пригласить тебя" или "Я думаю, он интересуется тобой" - такое не работает. Оно должно быть непосредственным и формальным: "Я приглашаю вас танцевать". Проекторы созданы для того, чтобы их замечали и приглашали, и в этот мир они пришли для того, чтобы получить правильного партнера.

Любой Проектор может "клюнуть" на видимость приглашения. Также приглашения имеют свойство заканчиваться. Проектор всегда чувствует, когда у другого, того что рядом, больше нет энергии для него или она начинает подаваться с ощутимыми перебоями, в обмен на что-то. Большинство Проекторов мастера поддерживать иллюзию приглашения, убеждая себя "у нас такой период отношений", "нам нужно просто реже видеться, чтобы мы успевали соскучиться", "мы сходим к психологу" или "мне нужно научиться принимать этого человека со всеми его тараканами". Нет ничего страшного в том, что приглашение закончилось. Это означает, что одна из совместных целей Проектора и Генератора была выполнена и теперь время ждать следующих задач, которые наверняка могут быть лучше, интереснее и необычнее. Особенно, если оба проживают Свой Дизайн.

Проектор-ребенок

Ребенок-Проектор нуждается в распознании, ему нужно быть распознанным в том, чем он является. Его нужно в буквальном смысле пригласить на танец жизни, пригласить в любовь, в карьеру. Если снова взять в качестве примера ребенка, которого спросили, хочет ли он играть в теннис или нет, то Проектора следовало бы формально пригласить любым способом. Более того, ребенка с Дизайном эмоционального Проектора нужно не просто пригласить, а сделать повторное приглашение без каких-либо попыток заставить принять приглашение сразу. Неэмоциональный же ребенок, который растет в эмоциональной среде, будет постоянно обусловлен волной эмоций, которую он станет постоянно отражать и притягивать.

В юные годы Проектора обуславливают быть энергетическим типом. Природа этой обусловленности такова, что он застревает, делая разную работу и находясь в различных отношениях, которые, по сути, никогда ему не подходили и не предназначались. Вместо того, чтобы получить доступ к возможностям манифестирования и генерирования, которые, как правило, для него имеются, Проекторы, в итоге, приходят к тому, что чувствуют себя истощенными. Их жизненный опыт набил им оскомину (озлобляет их, делает угрюмыми и раздражительными), и они полны горечи.

Роль проекторов в истории

Исторически Проекторы имели возможность реализовать свой потенциал в самую последнюю очередь, потому что миром всегда правили энергетические типы. В своей массе их не замечали, но постепенно утверждающееся новое положение дел позволит им занять свое место администраторов.

В нашей футбольной команде Проекторы - это полузащитники. Их сила - направлять всю игру, координировать игроков, наблюдая, где энергия может быть использована наиболее результативно, то есть, когда можно забить гол.

Известные проекторы: Нельсон Мандела, Дж. Кеннеди, королева Елизавета II, Фидель Кастро, Иосиф Сталин, Ошо, Мик Джагтер, Барбара Стрейзанд, Мерелин Монро, Вуди Аллен, Стивен Спилберг, Леди Ди, Бертольд Брехт.

Проекторов около 20%, они принадлежат к неэнергетическому типу и не имеют постоянного доступа к энергии. На практическом уровне это означает, что Проектор может во вторник проснуться полным сил и желания что-то делать, а в среду не понимать, почему его тело отказывается быть бодрым, и уже пятая чашка кофе не действует, в четверг снова испытать прилив сил и прожить день в активности, и т. д.

Роль Проекторов — направлять других людей. Все их способности, весь их мистический дар заключается в том, чтобы считывать возможности и потенциал других и с помощью правильных вопросов или подсказок направлять их энергию в нужное русло. В консалтинге с применением Дизайна Человека принято считать, что руководителем любого значимого для бизнеса подразделения должен быть именно Проектор. Способность "считывать энергию" — заслуга ауры Проектора, четкой, фокусированной на одном человеке в одну единицу времени. Аура любого Генератора — это словно попасть в чьи-то объятия, теплые и дружественные. При этом такая аура безадресна — она привлекает всех подряд. Аура Проектора — это словно телекамера направленная на одного человека. Именно эта аура делает Проекторов одновременно очень привлекательными и отталкивающими, поскольку также похожа на пистолет, направленный прямо на тебя.

К сожалению, при всей глобальности задач и широте возможностей, большинство Проекторов находятся в "непробужденном" состоянии и далеки от реализации своих целей, поскольку заняты лишь одним — привлечением к себе внимания. Можно сказать, что "пробудившегося" Проектора легко узнать по двум критериям: во-первых, он перестает врать, не навязывает себя и не ищет внимания, а во-вторых, 80% его обращений к другим людям составляют спокойные вопросы в манере Сократа, а не директивные указания. Награда за это — успех.

Тема ложного "я": горечь

Интуитивно понимая, что рядом с другими людьми он чувствует себя лучше, более сильным и наполненным энергией, Проектор с ранних лет учится… манипулировать. Цель манипуляций проста — получить доступ к энергии другого человека. Проекторы могут пытаться это делать весьма экстравагантными способами — от тонких полунамеков до настырного навязывания себя в качестве друга, собеседника или партнера. Кроме того, что это неприятно и иногда даже болезненно для других людей, это также бессмысленно. Ни один Проектор не может получить энергию таким образом. Окружив себя неправильными людьми, Проектор часто чувствует горечь и обиду — люди, которые рядом, не понимают и не ценят истинных талантов и возможностей Проектора. И это наполняет его обидой, печалью и разочарованием. Чем старше Проектор, тем больше у него внутри горечи.

Горечь — тема "ложного я" Проектора. Обозленный на весь мир старик, спивающийся, ругающий политиков, не имеющий друзей — это, чаще всего, Проектор. Проекторы вообще мастера обвинений всего вокруг, своего рода это форма защиты от горечи внутри. Плохо все — босс, работа, друзья, страна, последний фильм. В чем же секрет? Секрет в том, чтобы получить очень личное и персональное "приглашение": в отношения, дружбу, работу, близкие контакты. Ждать, пока… заметят.

Поэтому первое, что можно порекомендовать любому Проектору — это заткнуться и перестать привлекать к себе внимание. Перестать приглашать самого себя и других во что либо. Самые важные уроки Проектор получает молча. Читая книги, смотря фильмы, просто наблюдая за собой или другими людьми. Чаще всего, только находясь в молчании и состоянии "мне ничего не нужно от этого мира", Проектор может получить "приглашение".

Стратегия: ждать приглашения

Приглашение нередко звучит формально. Но за словами "Я приглашаю тебя… (в свой бизнес, жить со мной…)" стоит мощный карт-бланш: я вижу тебя, я принимаю тебя, я хочу только тебя и никого больше. Настоящее "приглашение" чаще всего неожиданно — его не ждешь. Оно очень радостно и приятно. Оно решает массу вопросов и открывает новые возможности. Оно соответствует скрытым ожиданиям Проектора, а еще чаще превосходит их. Оно показывает, что человек тебя "купил" таким, как ты есть на все 100%. Как правило, большинство Проекторов знает, что такое настоящее "приглашение" и как его отличить от просто красивых слов.

Проектор Рэндольф Ричмонд, отвечающий среди прочего за сертификацию профессиональных аналитиков Механики Человека, в одном из интервью так описал "приглашение":

"В свое время мне довелось узнать, что такое настоящее приглашение и как оно действует. Тогда еще мир не знал о механике человека. Я работал врачом в какой-то посредственной клинике, моя работа была мне малоинтересна, как и все происходящее вокруг. Окружающие казались мне идиотами, к моим идеям никто не прислушивался, вечерами я тихо спивался. Но затем случилось что-то. Главный врач клиники уходил на пенсию. Правление должно было назначить нового управляющего — процедурой тайного голосования. И выбрали меня. Я пережил незабываемое ощущение того, как за твоей спиной из ниоткуда появляются крылья. Судите сами. Я не был самым лучшим врачом. У меня всегда был не самый покладистый характер. Мои навыки организации работы не отличаются каким-либо изяществом. Более того, я много пил и люди об этом знали. И тем не менее, они выбрали меня.

Я проработал на должности главного врача этой клиники 30 лет. Пить я бросил почти сразу же. Ну, и что вам сказать? Уже через пару лет клиника расцвела: я добился фантастических бюджетов от правительства, мы отбирали лучших врачей, с бытовой точки зрения в ней было одно удовольствие находиться (ну вы понимаете: правильные диваны в приемной, куча зелени, люди, которым не безразличны страдания других). Попасть в нашу клинику стало считаться редкой удачей. Отбросив скромность, скажу, что в этом была моя заслуга. Я это сделал. Члены правления пригласили меня сделать это и, фигурально выражаясь, позволили управлять энергией клиники и ее персонала. И я управлял. Подумайте о Наполеоне, которого пригласил французский народ спасти страну. Подумайте о Кеннеди, которого выбрали американцы. Все, что проектор умеет делать — это управлять энергией других, энергией людей, которые признали этот его уникальный дар. Но этот дар бесполезен, пока проектора не заметят и не пригласят".

"Приглашение" для Проектора должно ответить только на четыре вопроса: "Кого любить?", "С кем жить?", "На кого работать?" и "С кем дружить?". Это смыслообразующие вопросы. Не нужно впадать в крайности: ждать приглашения зайти в магазин или пойти на встречу вовсе не обязательно, если, конечно же, на этом не настаивает внутренний авторитет Проектора. Разумеется, не все приглашения нужно принимать, а за каждым правильным приглашением последует другое.

Ждать приглашения проектору мешает его самый большой страх — остаться незамеченным. Вопрос "Кто меня заметит, если я буду просто сидеть и ждать этого приглашения?" предсказуемо задает каждый Проектор. Да, нет гарантий, что каждый Проектор получит свое признание, но можно быть уверенным: направляющая и фокусирующая аура Проектора и стоящий за ней потенциал чувствуется на расстоянии. Тот, для кого она будет комфортна, обязательно даст знать. И наградой для Проектора будут так значимые для него правильные отношения, друзья, работа и пространство для жизни.

Проектор в отношениях

Проектор должен принять формальное приглашение — это для него единственный путь войти в отношения. Так, например, если женщина интересуется мужчиной-Проектором, она может пригласить его к себе домой поужинать, и наоборот. При этом, если вы пригласите его в "МакДоналдс", они получат впечатление о несколько другом качестве энергии, чем получили бы в дорогом ресторане. Здесь важна природа приглашения. Если вы не приглашаете Проектора, а просто спрашиваете или говорите, что хотите быть с ним, то такие отношения будут полны горечи для него.

Проектор должен ждать, и должен быть готов ждать приглашения. Приглашение должно быть прямым, а не косвенным вида "Я думаю, он хочет пригласить тебя" или "Я думаю, он интересуется тобой" — такое не работает. Оно должно быть непосредственным и формальным: "Я приглашаю вас танцевать". Проекторы созданы для того, чтобы их замечали и приглашали, и в этот мир они пришли для того, чтобы получить правильного партнера.

Любой Проектор может "клюнуть" на видимость приглашения. Также приглашения имеют свойство заканчиваться. Проектор всегда чувствует, когда у другого, того что рядом, больше нет энергии для него или она начинает подаваться с ощутимыми перебоями, в обмен на что-то. Большинство Проекторов мастера поддерживать иллюзию приглашения, убеждая себя "у нас такой период отношений", "нам нужно просто реже видеться, чтобы мы успевали соскучиться", "мы сходим к психологу" или "мне нужно научиться принимать этого человека со всеми его тараканами". Нет ничего страшного в том, что приглашение закончилось. Это означает, что одна из совместных целей Проектора и Генератора была выполнена и теперь время ждать следующих задач, которые наверняка могут быть лучше, интереснее и необычнее. Особенно, если оба проживают Свой Дизайн.

Проектор-ребенок

Ребенок-Проектор нуждается в распознании, ему нужно быть распознанным в том, чем он является. Его нужно в буквальном смысле пригласить на танец жизни, пригласить в любовь, в карьеру. Если снова взять в качестве примера ребенка, которого спросили, хочет ли он играть в теннис или нет, то Проектора следовало бы формально пригласить любым способом. Более того, ребенка с Дизайном эмоционального Проектора нужно не просто пригласить, а сделать повторное приглашение без каких-либо попыток заставить принять приглашение сразу. Неэмоциональный же ребенок, который растет в эмоциональной среде, будет постоянно обусловлен волной эмоций, которую он станет постоянно отражать и притягивать.

В юные годы Проектора обуславливают быть энергетическим типом. Природа этой обусловленности такова, что он застревает, делая разную работу и находясь в различных отношениях, которые, по сути, никогда ему не подходили и не предназначались. Вместо того, чтобы получить доступ к возможностям манифестирования и генерирования, которые, как правило, для него имеются, Проекторы, в итоге, приходят к тому, что чувствуют себя истощенными. Их жизненный опыт набил им оскомину (озлобляет их, делает угрюмыми и раздражительными), и они полны горечи.

Роль в истории

Исторически Проекторы имели возможность реализовать свой потенциал в самую последнюю очередь, потому что миром всегда правили энергетические типы. В своей массе их не замечали, но постепенно утверждающееся новое положение дел позволит им занять свое место администраторов.

В нашей футбольной команде Проекторы — это полузащитники. Их сила — направлять всю игру, координировать игроков, наблюдая, где энергия может быть использована наиболее результативно, то есть, когда можно забить гол.

Известные проекторы: Нельсон Мандела, Дж. Кеннеди, королева Елизавета II, Фидель Кастро, Иосиф Сталин, Ошо, Мик Джагтер, Барбара Стрейзанд, Мерелин Монро, Вуди Аллен, Стивен Спилберг, Леди Ди, Бертольд Брехт.

Аура — Кто Ты?

Аура это частота. Невидимое глазу поле вокруг каждого существа. Мы живём каждый в своём коконе, и даже не подозреваем, какой сигнал выдаёт наша «капсула».

Кто Ты? - вот сигнал, исходящий от Проектора, сфокусированный и направленный вовне, в саму суть другого, от Я к Я.

Кто Ты? — вот каким образом Проектор приходит к себе — оказывая такую невероятную услугу другому: помогая узнать себя и реализовать энергию с удовольствием. Благодаря этой особенности своей ауры — сфокусированной и впитывающей — Проектор реализует то, что предназначено, через другого.

Если вы Проектор, оставьте «Кто Я?» Генератору — это их сфера интереса. Кто важен в моей жизни? — вот ваш вопрос по сути. Вот где вы можете обнаружить Себя.

Отсюда и название типа: аура, как прожектор, светит вовне и высвечивает там массу интересного. Проектор тип неэнергетический, его аура ищет доступ к энергии. Проектор обладает потенциалом распознать качества и аспекты другого человека, которые можно развить, использовать или извлечь из них пользу. И лучший способ для такого взаимодействия - один на один. Таким образом Проектор может оказать самое глубокое влияние.

Проектор намного уязвимее когда, скажем, по долгу службы пытается инструктировать больше одного человека одновременно. Его поле впитывает из фокуса и распознаёт индивидуально. Проектор, общаясь с несколькими людьми, постепенно сужает фокус внимания до 3-х, 2-х наиболее интересных, пока не придёт к одному.

Встретить своего, кому можно полностью отдать своё внимание — вот это дело. Вот к чему предрасположен Проектор.

Генетическая Подпись — Успех и Признание

Когда Проектор вмешивается в жизнь другого без приглашения — давая даже, может быть, ценнейший, но не прошенный совет — он узнаёт, что такое горечь. Многим Проекторам знаком этот вкус. Он подсказывает: стоп, пути дальше нет, подожди. Горечь это тема так называемого Ложного Я. В Механике Человека этим термином обозначается идентификация ума с тем, чем вы НЕ являетесь.

Проекторы испытывают горечь когда инициируют первый шаг. Или когда создают/поддерживают иллюзию приглашения. Так что горечь всегда сигнализирует о том, что энергия используется не корректно. Это мощная подсказка.

Вот что ещё очень важно. Находясь в окружении других, учиться вовремя остановливаться. Почувствовать, когда достаточно. Проекторы интенсивно отражают и усиливают энергию своими открытыми центрами. В этом их сила: они как бы «читают» другого. Отражают другого, впитывая информацию.

Если не понимать, как это работает, и раз за разом по привычке отождествляться с внешним источником энергии как со своим собственным, когда-то придётся платить по счетам. За энергию, которая бралась «взаймы» и благодаря которой работал наизнос, в кредит.

Скажу прямо: Проектор здесь не для работы. И попытка определиться через действие — это тоже игры ума Проектора.

Оказавшись вне источника энергии Проектор приходит в себя и чувствует реальное истощение. Привычка вкалывать нездорова. Оставьте это Генераторам - вот у кого сила. Но при этом — недостаток координации. И вот здесь Проектор как нельзя кстати. Мы нужны друг другу. И красота такого контакта — когда это происходит по взаимному согласию и с обоюдным уважением.

Работа

А что же работа? А как же работа? Чем заниматься Проектору, если «вы здесь не для того, чтобы работать»?

Стоп. Здесь как с инициацией. Не надо переводить это с русского на русский и получать «сидеть, ждать и ничего не делать».

Учитесь. Постигайте систему, которая вас зацепила.

Проектор создан для проектов, где нужно его руководство, где он сможет эффективно направить работать других, четко ставя задачи исходя из своего внутреннего ощущения того, что ИМЕННО ЭТОТ человек способен делать лучше всего и быть довольным собой. В этом суть контакта «инопланетянина» — Проектора с земным созидателем Генератором: успешные, особенные, личные отношения, питающие и того, и другого.

В коллективе Проектор может быть идеальным Альфа. Он может отвечать за руководство, исполняя роль менеджера, администратора, лидера команды или президента, как Барак Обама. Проектор важно понимать, за что он отвечает. У него есть способность проявить свой дар в любом проекте, где нужен СИСТЕМНЫЙ подход и КООРДИНАЦИЯ в том, что и как должно быть сделано.

Дары и трудности

Когда речь идет о неэнергетическом Типе, то первая вещь, которую необходимо знать, это то, что он обладает величайшим даром - способностью управлять энергетическими Типами. Он делает это прекрасно. И это то, для чего он здесь. Роль этих людей — управлять энергетическими Типами. Проекторы имеют талант распознавать тех, кто может что-то делать, и они здесь не для того, чтобы быть энергетическими Типами, а для того, чтобы читать их энергии. Это посредники между Манифесторами и Генераторами. Без Проекторов между этими двумя Типами не было бы баланса. Проекторы обладают талантом соединять их.

Проекторы — великие организаторы, и у них есть дар сводить людей. Они могут направлять энергетические Типы, так как они могут говорить им, как наиболее эффективно использовать их энергию. Проекторы совершенны в создании сети людей, потому что они знают, что такое энергия.

Все Проекторы хотят от жизни, чтобы их распознали энергетические Типы. В тот момент, когда Генератор или Манифестор распознают Проектора, он может пользоваться энергией распознавшего его человека, и он получает шанс начать проживать свою жизнь таким, каким он является на самом деле. Это означает, что он может начать распределять энергию. Таким образом, реализация личности Проектора и его достижения зависят от присутствия в его жизни правильных для него людей. Генетический дар Проекторов - в прочитывании людей вокруг него.

Проектор — это Тип, получающий признание окружающих больше других. Их всегда замечают. Некоторые из них проводят большую часть своей жизни, стараясь спрятаться, потому что их все время замечают и выделяют, и признают. Ловушка заключается в том, ЧТО признается другими. Проекторы редко замечаемы по тем качествам, которыми они истинно обладают. Другие люди замечают в них то, что им хотелось бы увидеть. Истинная же сущность остается нераспознанной, что приносит им горечь и обиду.

Проекторы постоянно признаваемы, но сами они при этом чувствуют глубокую растерянность из-за того, по какому признаку их признали. Давайте возьмем в качестве примера Проектора с каналом 41/30, каналом признания чувствования. Если кто-нибудь подойдет к этому Проектору и скажет: «у тебя такой красивый голос»,- то это будет не о нем, так как в этом случае Горло не определено. Или: «Ты такой смелый»,- тоже не то, потому что его Сердечный Центр, где «сидит» смелость, не определен. И у нашего Проектора останется чувство горечи, потому что он не распознан в точности. А если не замечено, не распознано качество, которое присуще ему, то он не может использовать свою энергию. Говоря буквально, ему нечего делать.

Неэнергетические Типы должны обладать энергией. Они имеют право на энергию. Но что случается с ними чаще всего. Так это то, что им приходится брать обусловленную энергию, поскольку их собственная энергия законсервирована. Для глубоко обусловленного Проектора очень трудно различить истинное и ложное распознание. Если Проектор с неопределенным умом принимает признание от человека, который говорит, как ему нравится, как мыслит этот Проектор, то он вполне может закончить ментальным заболеванием. Если Проектор в своей жизни принимает что-то, что ему не принадлежит - он заболевает от этого.

Проекторы часто умирают от энергетических заболеваний, потому что они чувствуют, что нуждаются в энергии других людей, и от обиды, что их не распознали, стараются сами стать энергетическим Типом. Только когда они распознаны, они получают чистую энергию. Когда кто-то приходит к Проектору 41/30 и говорит: «Мне нравится, как ты чувствуешь!», то этот человек действительно разглядел его, и он получает доступ к энергии. Распознанные Проекторы бесценны для других, потому что их дар - приводить в движение. Если перед вами лежит карта Проектора, знайте, что всю свою жизнь этот человек живет с чувством горечи и обиды, потому что никто не может разглядеть его. Никто не любит в нем то, что на самом деле есть в нем Никто не распознает и не уважает в нем его истинную сущность. Вы должны сказать ему следующее: «Посмотри, единственное место, где ты можешь быть распознан другими, это твоя определенность. Когда ты слышишь, что люди произносят ключевые слова твоей определенности, знай, что они распознали тебя, потому что твоя определенность открывает твое качество и силу». Если вы обладаете логическим умом, и кто-нибудь говорит вам: «Мне нравится, как ты думаешь», это означает, что этот человек распознал ваш ум, и вы получаете от этого распознания доступ к энергии. Вы должны быть распознаны в том, кто вы есть на самом деле. В противном случае, энергия, которую вы берете, сделает вас больным, не только психически. Она поставит вас в неправильное для вас окружение, и вы привлечете к себе ауры, которые не будут для вас здоровыми. Проекторы, желающие быть Манифесторами или Генераторами, страдают от истощения и выгорания. Они генетически не оборудованы, чтобы быть энергетическими Типами. Каждый ребенок обуславливается своими родителями быть деятелем. Дети-Проекторы приходят в этот мир, и все, что они хотят - это быть замеченными. Родители говорят ребенку-Проектору: «Я знаю - ты можешь это сделать». Могут или нет, они в любом случае испытывают горечь, что их просят сделать вещи, которые они не могут делать.

Родители, не распознавшие своих детей, лишают их возможности ранней реализации их полного потенциала.

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос счастливым. Они думают, что могут сделать своих детей счастливыми и успешными, если покажут им, как быть Манифестором. Как идти и делать то, что хочется. Они делают это от невежества и непонимания механики. Родители, которые распознали в своих детях-Проекторах истинные качества, дают своим детям шанс выразить эти аспекты в их характерах. Истинное распознание родителями позволяет детям чувствовать свою силу истинных возможностей и выражать ее в этом мире. Такие родители никогда не указывают своим детям, что они должны делать и никогда не спрашивают их.

Вопрос Проектора: ЗАМЕТЯТ ЛИ МЕНЯ? Распознание важно для них оттого, что только таким образом они смогут сыграть свою роль в этой жизни: быть посредниками между Манифесторами и Генераторами. Проектор, если он не распознан, полон горечи. Итак, мы имеем людей, которых наказывают, людей, которые1 расстроены, и людей, полных горечи и обиды. Они чувствуют негодование, когда их не распознают. И способ, которым можно распознать Проектора — это распознание по его определенности. Если кто-то приходит к человеку с определенным каналом упорства, 28/38, и говорит: «Мне нравится твоя сила воли», то этот кто-то не распознал Проектора, который будет полон обиды от этого. Если кто-то другой говорит ему: « Мне нравится, как ты чувствуешь», то это будет фальшивый комплимент. Но если кто-то говорит: «Мне нравится твой задор побороться», то Проектор почувствует себя распознанным и ощутит уважение к тому, кто он есть. В момент, когда Проектор распознан, он немедленно получает доступ к энергии Генератора или Манифестора. В распознании они получают возможность производить или проявляться. Проекторы нуждаются в знании того, что только люди, которые распознали их, могут обеспечить их возможностями, в которых они нуждаются в своей жизни, чтобы наполнить ее. Ключ для Проектора состоит в том, чтобы ждать слов или указаний на то, что их реально увидели и распознали.

Зеркало Проектора

В отличии от Генераторов все остальные три типа, в том числе и Проекторы не имеют определенного Сакрального механизма в своем теле. Откликаться на жизнь нечем. Соответственно у них нет и возможности определить себя в себе. Проекторы, как и два других несакральных типа, никогда не смотрят в себя, потому как там внутри все равно ни хрена не видно. Фокус внимания Проекторов всегда в другом, в том, кто в данный момент в их энергетическом поле. Кто этот человек, какие у него желания, стремления, возможности, какой потенциал, в чем его сила, где его слабости? Кто он, этот другой? И именно те, кто окружают Проекторов, являются зеркалами их жизни. Проекторы смотрятся в другого и определяют себя. Что в другом гармонирует с ними, а что несет диссонанс. Видя определенные качества другого, Проектор может распознать их в себе или же понять их отсутствие у себя. В «Собака на сене» Лопе Де Вега слова Теодорро о пощечинах графини - «Разбила зеркало, в котором вся ее гордыня отражена в своем уродстве». Не всегда в другом видится приятное отражение.

В партнерстве Генератора и Проектора Генератор всю жизнь таскается со своим зеркалом в себе, но смотрятся в него оба и каждый видит себя. Проектор налегке. Генератор - энергетический тип, Проектор - нет. По силе и ноша. Здесь проявляется суть Стратегии Проекторов - приглашение. Зеркало это не твое и чтобы туда посмотреть необходимо разрешение хозяина. А разрешение возможно, только если ты способен видеть истинную картинку - вот здесь бриллианты, а вот здесь хлам.

Основная преграда для следования Стратегии с детства - страх что не заметят, страх что не признают, страх что не пригласят. Поэтому лезут ко всем сами, демонстрируя свои умения и навыки. Как результат - обида, горечь и отсутствие успеха в жизни.

Хорошо бы подождать приглашений и не лезть из кожи в гости, дабы не получить по соплям.

Зеркало, в котором отражается Проектор в другом.

Введение. Самая большая трагедия одной пятой части населения Земли, конкретно Проекторов (около 21% )
это непризнание.

Ведь они так хотят всем нам (оставшимся 79-ти
процентам) помочь, подсказать и направить. Им, с их проекторской высоты,
видно что-то такое, о чем мы даже не подозреваем. Проблема, причем
совсем неразрешимая, состоит в том, что мы, по крайней мере, Генераторы,
совсем не хотим внимать этим наставлениям
. Неприглашенный проектор
для нас навязчив и его советы, да что советы - просто речи неприятны, а
порою даже болезненны. В результате, действовавший из самых возвышенных
побуждений Проектор в лучшем случае будет молчаливо проигнорирован, в
худшем - получит от раздраженного Генератора «на орехи».

Самое интересное (из многочисленных жизненных наблюдений) может
наступить при разборе, скажем, какой-нибудь жизненной ситуации,
результат которой не совсем устраивает коллектив. Проектор, до этого
благородно «молчавший в тряпочку», все же ляпнет: мол, надо было
поступить так-то и так-то, а разъяренные Генераторы с криком «что ж ты
молчал, гад» будут готовы, буквально, стереть его в порошок.

Ситуация патовая, согласитесь. Без приглашения проектору и рта не
раскрыть. Если же он попытается задним числом намекнуть на то, что
имел-таки вариант решения, просто для того, чтобы в будущем на него
обратили внимание, то будет немедля обвинен в бездействии и все «собаки»
повиснут на нем навсегда.

Мы возвращаемся к тому, с чего начали: тотальное непризнание, круговая порука, безвыходная ситуация, патологическая горечь.
Некоторые мои знакомые Проекторы тихо спиваются. А что им остается? Они
же знают, даже не подозревая об HD, как ни подкати к Генератору - все
не в кассу. Если судьба привела нашего Проектора в начальничье кресло,
то подчиненные хоть и будут, стиснув зубы, выполнять «правильные»
распоряжения Проектора, не имея морального права огрызаться на
въедливого босса, все равно о взаимной любви не может быть и речи.

Что же делать? В случае с Проекторами, не проживающими свой дизайн, а именно о таких мы вели речь выше, только страдать.

К чему бы это все, спросит внимательный читатель? Наверное, это
скрытая агитация всем срочно взять прочтение и, доверяя внутренним
авторитетам, следовать своей стратегии. Отнюдь.

Как правило, жизнь среднестатистического Проектора, получившего на
руки персональную рейв-карточку, становится еще несчастнее. Ибо ему
открываются с одной стороны вещи, о которых он втайне подозревал, а с
другой стороны моменты абсолютно неприемлемые в нашем гиперскоростном
обществе. Под первыми подразумеваются уникальность проекторов, их
врожденное чувствование энергий окружающих с возможностью занимать
руководящие посты. Ну какой проектор, узнав это, не скажет с
героически-обиженным выражением лица: «я всегда знал это!». Под
неприемлемым имеется в виду ожидание приглашения. Звучит хуже, чем
повестка из военкомата. Правда, один молодой Проектор, из моих
родственников, воспринял этот шокирующий многих 18-летних юношей
документ буквально как приглашение и сейчас счастливый и довольный
проходит службу в рядах РА, где-то в Ленинградской области, забив на
навязанный родителями престижный московский вуз.

«Как ждать приглашения?!? » - со смесью удивления,
категорического несогласия и легкой трагедии в голосе произносят эту
фразу практически все Проекторы, узнавшие о себе эту страшную для них
истину. Один из клиентов так и сказал, как отрезал: «Я ждал всю жизнь, и я больше не могу себе этого позволить ».
«Теперь я могу только действовать» - добавил он же. И даже краткий
анализ его творческих и профессиональных успехов, показавший, что самые
заманчивые предложения он все-таки получал извне, не убедил его
нисколько. «Зато до этого сколько было сделано и сколько порогов
оббито», - привел он в качестве железобетонного аргумента.

Ждать приглашения это действительно трудно, с этим не поспоришь ибо
это так и есть. Истина, хоть и не в последней инстанции. Что же
посоветовать тем проекторам, которые все же поверили в эту, единственно
правильную для них жизненную стратегию. Сидеть и ждать, вот так
буквально? Нет, сидеть, сложа руки, совсем не обязательно. Ждать
активно, каждый день бегая к морю, в надежде на алый парус реющий над
горизонтом? Тоже нет - вы же не Ассоль-Вертинская, в самом-то деле, хотя
ее стратегия все-таки принесла огромный сочный плод в виде красавца
Грэя, в исполнении народного Василия Ланового. Ждать активно это
контрпродуктивно, так как вся энергия сливается в сам процесс ожидания, и
в результате несбывшихся надежд новая волна горечи, которая у
проекторов и есть верный признак «ложного Я». Мы же не знаем
какими именно тропами, в кой одежде и на каком авто к нам подкатит
счастье, сие неведомо и находится в юрисдикции Духа или, выражаясь
HD-языком, Программы.

Мне никогда не постичь природу проектора (я манифестирующий
генератор) , но я абсолютно точно знаю свои генераторские реакции,
которые попытаюсь описать. Давайте попробуем сделать какие-то выводы на
примерах.

Пример I-й.

Маленький неосознанный проектор и почти осознанный генератор.

Мой сын Майтрейя проектор (Эмоциональный с двумя моторами - Корнем и
Солнечным сплетением, профиль 6/2, каналы Блудного сына и Синтеза,
разъединенное определение), ему в его солидные 2,5 года это совсем не
интересно, но страдает от своей природы он уже как взрослый, хотя у нас с
ним, конечно же, полная взаимная любовь. Скажем, сыну хочется играть -
это нормально даже для ребенка-проектора:)))) он подходит с игрушкой,
книжкой или еще чем-то. «Вова, давай!», - заявляет он с полным детским
правом и, конечно же, моя родительская обязанность - немедленно
включиться в игру. Но внутри совершенно автоматическая и весьма
категоричная реакция «нет!» и желание отмахнуться, как от назойливой
мушки. Он маленький, симпатичный, трогательный и бесконечно «сладкий
малышастик», это признают все и я первый в списке, но реакция есть
реакция. Хоть ты милый юный проекторик, хоть взрослое проекторище -
безапелляционное «нет, тебя не приглашали» срабатыват тут же.

Конечно, я перебарываю себя и иду, что называется, «на поводу», но
тут начинают мучиться оба. Генератор, делающий что-то без отклика, вял и
не искренен, а проектор, тонко чувствующий чужие энергии, не получает
того, что хотел.

Другая ситуация: сынишка сидит играется в картинки, сам что-то
увлеченно напевает и перебирает - сдерживаться невозможно ни секунды. Я
бросаю все, будь это трижды важная и, главное, срочная работа и бегу
присоединиться к игре, которую сам же отверг пять минут назад. Сказать,
что меня привлек сценарий детской посиделки с порчей книжек фломастерами
нельзя. Может, меня умилил мой же малыш, такой красивый и увлеченный?
Тоже нет, еще не так давно я раздражался на какое-то его озорство, а вот
теперь все забыто, я сам подхватываю его, пуляю пластмассовые
вагончики, изгоняю карандаши из-под холодильника, чтобы самозабвенно
совместными усилиями уничтожить какую-то книжонку, которую сам, нет так
давно, отчаянно защищал.

Так работает Программа. Мы, генераторы, нуждаемся в проекторах, увлеченных чем-то своим, причем незамедлительно.

Мне легче, я знаю про хьюман дизайн, я пытаюсь быть осознанным, я не
прогоняю сына, который хочет играть, я объясняю ему, что я сам позову
его, когда наступит такой момент. А сколько их, маленьких, отвергнутых
неосознанно, автоматически, сидящих и грустящих, сжимая в руке машинку
или куклу. А их замечательные, в полном смысле этого слова, родители
даже не заметили, как отмахнулись от чада, все ждущего приглашения.
Кстати, как приглашать маленького проектора - это отдельная песня, и я
собираюсь опубликовать ее текст в виде новой статьи.

Как вы понимаете, Хьюман Дизайн это не панацея от всех
жизненных тягот и невзгод. Это всего лишь карта, хоть и большой
точности, того, где зарыты сокровища, но далеко не гарантия, что вам
удастся раздобыть достойный корабль и команду, проплыть опасные проливы и
уберечься от всех подводных камней.
Искусство
мореплавания преподается совсем в других школах, и многие, овладев
таковым, вполне удачно лавируют по волнам, а течения сами несут их к
тому самому острову. И мы сейчас рассмотрим на примере моего знакомого
об интуитивном проживания своего Дизайна.

Пример №2.

Почти осознанный взрослый проектор и другие.

Иван молодой взрослый человек, 27 лет, как говорят нынче в
эзотерических кругах «из пробужденных» и постоянно находящийся «в
персональном процессе». Ни разу за историю нашего знакомства не
навязывался в компанию, а всегда кем-то и с удовольствием был приглашен.
Молчалив, но опять же, после приглашения отвечает на вопросы подробно,
но строго по теме, не растекаясь ненужной мыслью по древу. После чего
вскоре незаметно, практически по-английски, исчезает, оставив у всех
легкое сожаление о том, что компания потеряла такого симпатичного члена.

При мне сразу несколько милейших красавиц в течение месяца-полутора
признавались ему первыми в глубочайшей любви, вдруг опрокинувшейся на их
головы. Вдобавок столь жгучей, что они, поправ девичью скромность,
делали такие решительные шаги первыми, ибо терпеть не было никаких сил.

Когда же речь зашла о Дизайне, я с удивлением выяснил, что Иван -
Проектор (эмоциональный, как вы видите, с индивидуальными каналами
Борьбы, Эмоциональности/перепадов настроения и Вдохновения, коллективным
каналом Суждения и племенным каналом Сдачи/Дизайн передающего).

Потом оказалось, что таким приятным парнем нарасхват он был далеко не
всегда, а, наоборот, до какого-то момента жизнь отчаянно не клеилась.
При всем том, что он приличный парень из интеллигентной столичной семьи,
Иван был выгнан из дома непреклонным отцом еще подростком в десятом
классе! Будучи абсолютным физическим красавцем - двухметрового
атлетического сложения, модельным лицом, с шикарными кудрями и
проникающим взглядом - с девушками у него категорически не складывалось,
и даже деодорант AXE был бессилен, что-либо изменить. А приятели,
которым он оказывал одну коммерческую услугу специфического свойства,
пользовались его природной добротой, но без зазрения совести кидали на
деньги.

Собственно, трансформация началась с изгнания из родных пенатов.
Устроившись еще школьником на стройку ночным сторожем, он фактически
оказался продолжительное время «в своей энергии». Сумел подготовиться и
поступить в МГУ. А после был приглашен в отношения одной женщиной,
немного старше его, но многому научившей подростка, только начинающего
собственную жизнь. Она же, увлекающаяся эзотерикой открыла ему, что
есть существования «путей к себе» и не только в виде одноименной
популярной торговой сети. Через пару лет после окончания универа он,
обладатель модной специальности с возможностью работать удаленно,
поселяется в горном Тайланде. Там находит своего мастера, научившего его
особому дыханию, и с упоением отдается практикам по исцелению и
познанию себя, выбирая из влюбленных в него красавиц и друзей,
названивающих без конца с заманчивыми предложениями работы и отдыха.

В чем секрет Ивана? В следовании стратегии? Да, действительно он ей
следует, абсолютно интуитивно, не ведая о ней теоретически. Не только
ожидая приглашения, но дожидаясь определенной ясности, никогда не спеша с
ответом. Мне он всегда вежливо отвечает по телефону: «спасибо, я не
знаю, но я тебе перезвоню, в ближайшее время». И никто его не учил этому
единственно правильному поведению для проектора-эмоционала. Откуда же
все это? А вот оттуда, из школы мореплавания, обучение в которой он
успешно проходит.

Иван правильно дышит, много медитирует, и предается своим интересам.
Живет один, с удовольствием находясь в чьей-то компании четко распознает
момент, когда нужно вернуться в свою энергию. И оставить его в гостях
нет никакой возможности. Уходит отдыхать или ложится спать вовремя, не
перетусив, и просыпается тогда, когда силы полностью восстановлены.
Течение жизни за это несет его максимально корректно в нужную сторону, а
он чувствует себя абсолютно счастливым и очень нужным, потому что
проживающий свой дизайн Проектор так неудержимо привлекателен для
остальных типов, что ему попросту не остается времени на ожидания
приглашения, ему нужно время, чтобы выбрать наиболее правильное из
множества имеющихся. Приходит на ум перифраз булгаковского Воланда «Не надо просить, сами придут и все дадут » - может быть, он точно знал, что Маргарита была Проектором.

Я не знаю, кто у Ивана родители и как они воспитывали его. Ведь
общеизвестная трагедия Проекторов, что большинство из них растили как
Генераторов. И вот надрессированные действовать, вдобавок, в силу своей
природы заинтересованные в других больше, чем в себе, они с трудом могут
заставить себя обратить свой взор внутрь. И в ожидании правильного
приглашения заняться исключительно собой. Для многих это невыносимо или
даже немыслимо. Что же делать? Как хотя бы начать двигаться по
правильным рельсам? Совершенно случайно в экспериментальном порядке я
выяснил пару триксов, которые могут быть применены «испорченными»
воспитанием Проекторами.

Очень умные собиратели информации.
Лучше всего даётся ментальная деятельность.
Нравится учиться.
Потенциально способны быть проводниками, гидами для других.

Любопытны, любознательны в отношении людей.
Хотят знать о них.
Проницательны, деликатны от природы.
Способны видеть суть другого человека.
Его сильные и слабые стороны.
Могут давать ценные советы.

Не предназначены для постоянного деланья, ежедневной рутинной работы.
Довольно хрупкие внутри, даже если выглядят большими и мощными.

Искажение настоящей природы Проектора приводит к состоянию горечи.
Непризнанные Проекторы обижены на всех.
"Я умный. Всё и всех вижу (почти). Всё знаю.
Почему никто не прислушивается к моим советам!?!?"
Обида накапливается.
Высказывается своим.
Не высказывается чужим.

Проекторам кажется, что они незаметны.
Стараются привлечь к себе внимание.
Первыми приглашают людей в свою жизнь.
Раздают ценные советы когда не просят.

Способность Проектора проникать внутрь человека, постоянный фокус внимания, могут смущать.
Ощущаться некомфортно, навязчиво.
Восприниматься как бесцеремонное внедрение в личное пространство.
Видят проблемы и решения для других.
Однако не знают, что делать со своей жизнью.

Чтобы избежать чувства горечи и обиды на всех, Дизайн Человека предлагает Проекторам ждать приглашения во взаимодействие.
Затем осознавать свою реакцию на приглашение.

Что хотят Проекторы?
В чём их счастье?

Быть признанными другими за ум и проницательность.
Быть успешными во взаимодействии с людьми.
Направлять Генераторов делать эффективнее.
Делать их руками.
Не делать самим.
Жить сладкой жизнью рядом с удовлетворёнными Генераторами.

Главный жизненный вопрос Проектора: кто этот человек?
Что он делает?
Почему так делает?

Проектор не создан смотреть внутрь себя.
Всегда смотрит наружу в отличие от Генераторов.
Поэтому в состоянии горечи обвиняет окружающих.

Истощенный работой не видит сути другого.
Соревнуясь в деятельности и выносливости, не может направить Генераторов.

Проекторы считают Генераторов бестолковыми растратчиками энергии.
Чтобы получить доступ к их энергии, манипулируют.
Тонко, изощрённо.
Указывают, что и как лучше делать.
Результат: Генератор расстроен.
Устал от навязчивых советов Проектора.
Проектор отравлен расстройством Генератора.

Взаимодействие Проектора и может быть невероятно обогащающим, плодотворным, взаимовыгодным.
Условия:

  • приглашение Проектора Генератором
  • направление Генератора с учётом его интересов и желаний
Внутри типа Проектора самое большое разнообразие.
С учётом внутреннего авторитета бывают:
  • Эмоциональные.
  • Спонтанные.
  • Эго Проекторы.
  • Проекторы с самопроецируемым авторитетом.
  • Ментальные Проекторы. Обладают блестящим умом. Решения относительно собственной жизни принимать особенно трудно. У них есть отличный от большинства способ принятия решений.
Чем больше центров - моторов определено в карте (Корневой, Эмоциональный, Эго), тем труднее признать: реализация не в энергии.

Проекторов примерно 20% по статистике Дизайна Человека.
За ними будущее мудрого демократического управления энергией и ресурсами.
Придёт ли такое будущее?

©Татьяна Стефанова-Кауфманн, 2018 г.

Что определит сервис Эволюция:

    Дело жизни.

    То, что предназначено именно вам привнести в этот мир. Талант, который является вашей “визитной карточкой”

    Призвание в бизнесе.

    Какую роль необходимо вам занимать в бизнесе, чтобы вы процветали. Управленец, продавец, маркетолог, бизнес-стратег или создатель продукта. Эволюция опишет точно вашу сильную сторону в бизнесе.

    Практики для тела.

    Упражнения, которые выводят ваше тело в эффективное состояние. Ключ, который выводит вас из “ватного” состояния в продуктивное. Для кого-то это дыхательные практики, для кого-то пение, а для кого-то бег или суставные гимнастики.

    Мотивация по жизни.

    Импульс, который толкает вас к действиям, поступкам, словам. Правильное проявление мотивации позволяет вам всегда оказываться в нужное время в нужном месте. Ложная мотивация уводит с пути.

    Правильное питание для вас.

    Для кого-то полезно сыроедение и голодание, для кого-то это губительно. Кому-то полезно запивать еду, кому-то нет. Вы узнаете как питаться именно вам, что бы повысить свою продуктивность и интеллектуальные способности.

    Что вы рождены сказать.

    О чем писать, что бы аудитория к вам прислушивалась. Ваш стиль общения, мышления.

    Законы успеха.

    Проявление каких талантов ведет вас к успеху во всех сферах жизни. И наоборот, какие уроки жизни вас ждут, если вы не соблюдаете свои законы успеха.

    Отношения личные и деловые.

    Вы узнаете, каким качеством вы притягиваете в свою жизнь истинных союзников. А каким качеством наоборот отталкиваете людей, и притягиваете одни и те же ситуации в отношениях.

Код на скидку 10% от Сергея Доброго: skidka10

Дизайн Человека простыми словами. Проектор.

Человек – проектор.

В моей жизни много проекторов. И многие из них указали интересные направления моего развития, даже не зная о том, что они – проекторы, а я – . Даже с Дизайном Человека меня познакомила девушка-проектор, совершенно “случайно” рассказав о пройденном курсе, где вскользь упоминули о нём.

Тема ложного проявления проектора – горечь. Горечь от его не распознавания в жизни. Проекторы существуют в мире для того, чтобы контролировать энергию энергетических типов. Их работа в этой жизни – распознавать, кто может делать вещи для того, чтобы управлять организацией энергетических типов и эффективно использовать их энергию.

Представьте себе, каково это быть ребёнком-проектором, когда родители обуславливают его быть манифестором, инициатором. Как горько будет этому ребёнку. Он не распознан в своём истинном качестве. Для него инициировать или генерировать не является ни лёгким, ни постоянным занятием.

Их дар – распознавать манифесторов и ов, но самим не быть ими. Всё, что касается проектора, уходит корнями в тему горечи, и вся эта горечь имеет отношение к тому, распознаны они или нет. Распознаны в своём истинном качестве или не распознаны и приняты за то, чем они не являются. Именно недостаток распознания отравляет их жизненный опыт (наполняет их раздражительностью и угрюмостью).

Человек-проектор нуждается в том, чтобы распознали его ментальный дар и дар речи. Фактически это три верхних центра: теменной, аджна и горло.

А в ложном проявлении?

Проектор без моторов обычно распознаётся по высокому уровню его активности и энергии. Когда он распознан как тот, кем он не является, это приводит к истощению и горечи. Распознание – это улица с двусторонним движением, требующая распознания природы проектора также заключает в себе способность распознавать других.

Проблема в том, что, если проектор не знает о своём даре “считывать” других людей, а не пахать вместо них, то этот дар игнорируется. Более того! Он становится проблемой, мешающей тянуть лямку работы.

Ключ к проживанию Проектора

Каждый тип обладает своей природной естественной стратегией.

Манифестор информирует. Генератор отвечает, откликается, реагирует. А Проектор ожидает приглашения. Это механический образ действия, благодаря которому проектор действует в мире правильно. Это приходит только через приглашение. Приглашение является предложением энергии. Предложение доступа к генерированию или инициированию, при всём том, это должно быть приглашение. Вербальное или невербальное. Формальное или неформальное.

Проектор – неэнергетический тип. Это не , который может откликнуться на всё, что угодно. Для человека-проектора это очень специфический процесс. В качестве примера посмотрим на ребёнка- а, которого спрашивали, хочет ли он играть в теннис. Ребёнка Советчика следовало бы формально пригласить.

Приглашение для проектора

Формальное приглашение действует (может быть сделано) многими способами. Если вы хотите заинтересовать в чем -то ребёнка-Проектора, то вы должны пригласить его сделать это. Не сказать ему сделать это и не просить его сделать это, он ведь не манифестор и не . Им необходимо быть приглашёнными.

А уже принимать приглашение или нет – это дело ощущений в теле. Внутреннего авторитета. Даже если у проектора все центры открыты, кроме верхних, тело всё равно является внутренним авторитетом, отвечающим на вопросы “да” или “нет”.

Когда они взрослеют, они должны быть приглашены в свою карьеру. Они должны быть приглашены вступить в отношения. Как в старину, когда вы получали такие маленькие пригласительные открытки с чудесными рельефными рисунками. Это превосходно для проекторов. Те из вас, кто принадлежит к типу проектор, уже знают благодаря своему жизненному опыту, что наилучшее ощущение приходит именно с теми вещами, в которые они были приглашены. Это не значит, что вы всегда ждёте приглашения. Это касается ожидания действительно важных приглашений.

Дар распознания проектора

Проектор со свои даром распознания может распознавать энергетический потенциал других людей. Он может распознать их способность что -то делать (совершать, осуществлять, воплощать). Однажды распознанный дар проектора проявляется в его способности организовывать энергетические типы. Когда проектор верно распознан и приглашён, он получает доступ к этой энергии на столь долгий срок, сколь ему хочется. В этом – сила проектора.

Что такое приглашение? Взглянем на это выше обычных терминов, на уровень символизма. Это допуск человека-проектора в свою жизнь. Разрешение ему направлять вас, общаться с вами, подсказывать вам. Учить вас, в конце концов.

А что будет, если проектор учит кого-то без его согласия?

– Совет свой СЕБЕ ПОСОВЕТУЙ!!! – Обидно, да, только ведь посоветовать зашёл!

Проекторам и вообще людям с проекторскими каналами и воротами рекомендуется стратегия ожидания приглашения к общению. Не навязывать свои ценные знания тем, кто в них не нуждается. Делиться ими только с теми, кто об этом спрашивает.

Хотя ложное Я этих каналов как раз стремится своими знаниями спасти мир насильно: Без меня мир пропадёт! И встречает сопротивление мира. И генерирует горечь непризнания.

У проекторов она проявляется в чистом виде, а у ов с проекторскими каналами заканчивается фрустрацией. У меня у самого Солнце личности в проекторском канале 17-62, я это очень хорошо чувствую и постоянно проживаю. Если начинаю навязывать свои советы и объяснения, когда не просят – всегда чувствую сначала горечь непризнания, а потом фрустрацию.

Что еще почитать