Ребенок говорит о себе в третьем лице или путает пол. Что делать, если ребенок хочет, чтобы его называли чужим именем

Не всегда если ребенок просит называть себя другим именем, это является проблемой.
Вот нормальная ситуация, которая не требует особого внимания и коррекции:
👧 Оленьке 3 года. Она любит играть в сильванианов и ходить с родителями по игровым центрам. Когда аниматоры спрашивают Олю как его зовут, она представляется Мариной. Так зовут ее воспитательницу в саду. А иногда она говорит наклонившимся к ней тетям в костюме Мальвины (еще чуть-чуть и наклон станет слишком провокационным, учитывая длину юбки молоденькой аниматорши), говорит им, что она не девочка даже, а маленький котенок и ходить не умеет, только на четвереньках, что тут же и демонстрирует. Мама смущенно улыбается и представляет как будет забирать Оленьку из игровой комнаты, а та будет отказываться уходить пока мама не скажет «кис-кис-кис, иди сюда». Приехав к бабушке на выходные, Оля заявила, что она Свинка Пеппа, а бабушка соответственно — бабушка Свинья. Что бабушку вовсе не обрадовало, как ожидала Оленька, и заставило ее маму краснеть внешне, а внутренне радоваться обескураженному выражению лица свекрови. И все это было бы забавно, если бы не начинало напрягать маму Оли: «А вдруг с ребенком что-то не так?» И, конечно, это вопрос из серии топ-10 вопросов матери к самой себе.
Что происходит и что с этим делать?
👉 Отвечаю сразу — все в порядке. Детям в этом возрасте свойственно переживать период, когда они хотят попробовать разные роли. Они просят называть себя животными, именами знакомых детей и взрослых, сказочных героев и пр. Это связано с особенностью обучения и социализации, которые основаны на подражании. Представляя себя кем-то другим, они учатся эмпатии, пониманию других, как бы становясь ими (во взрослом варианте — поставь себя на его место). А также пониманию себя, изучению новых эмоциональных состояний и реакций. Иногда так они пытаются присвоить желаемое поведение, качества того человека/персонажа, который им нравится. Чуть позже они начнут играть в игры, изображая маму или папу.

👉 Если замечаете, что ребенок слишком уходит в фантазии, мягко возвращайте его в реальность, подчеркивая, что это игра: «Какая у тебя интересная игра, Оля!»
Оля!» «Расскажи, что любит делать котенок, которым ты притворяешься?»👉 Не позволяйте игре перетекать в реальность, ставьте границы: «Сейчас время идти обедать, Оленька. Мы сможем поиграть в котенка после обеда» или «Мы играем с тобой в это 5 минут и идем кушать».

👉 Продолжайте называть ребенка его именем в обычных бытовых ситуациях. Если называете другим именем, как он вас просил, то делайте это исключительно в рамках игры,
подчеркивая это. Чтобы было понятно, что вы играете.
Не стоит беспокоится если:
ребенок обычно отзывается на свое имя,не зависает слишком долго на одном персонаже, имена меняются,сохраняет подвижность, активность и позитивный настрой к жизни.

Зачастую случается так, что маленькие детки просят взрослых называть их чужими именами. Например, именем принцессы из недавно прочитанной книги, или именем главного героя любимого мультфильма.

Нередко так, что дети не только присваивают себе новое имя, но и ведут себя, таким образом, как и персонаж их нового имени. Конечно, такое «необычное» поведение способствует расширению границ фантазии, а с другой, вызывает беспокойство у взрослых.

С двух летнего возраста мальчикам и девочкам начинает не нравиться их настоящее имя. Иногда просьбами, иногда настойчивыми уговорами детки в играх меняют свое имя на новое.

Малыш может забыть, что 2 дня назад он называл себя чужим именем. Или если он постоянно откликается на свое собственное меня, то причин для беспокойства нет.

Но случается так, что малыш чересчур настойчиво требует (даже командует), чтобы его звали по-другому. Ребенок хочет быть не тем, кем он есть в реальности.

К примеру, ежедневно девочка Таня, как только встает, говорит, что она Куколка, и ничего не хочет делать, пока все не станут называть ее Куколкой. Девочка Таня не хочет идти кушать, собираться в садик, или идти на прогулку, пока все не станут ее звать так, как она этого хочет.

В данном (или похожем) случае, как отмечают большинство психологов, следует уточнить у ребеночка, почему она хочет, чтобы к ней обращались именно так.

Если вы столкнулись с данной ситуацией, дорогие родители, то вам следует понять, почему ребенок ведет себя данным образом.

Зачем малышу становиться другим человеком? Может все дело в нехватки внимания с вашей стороны, реакция на отсутствие тепла, заботы.

Малыш думает, что другого ребеночка вы будете любить больше, чем его. Также это может быть ревность. Не исключено, что малыш не любит тон (повелительный, категоричный, злой), с которым вы произносите его имя.

Из-за чего бы это не происходило, вам следует больше времени проводить с ребенком, говорить с ним, спрашивать о его чувствах, делиться своими.

Не бояться признаваться в любви к малышу. Когда малыш почувствует себя любимым и важным для вас, он снова начнет откликаться на свое имя.

  • Поясните малышу, кем он является в реальности.
  • Не стоит воспрещать в игровой форме, называть себя вымышленным именем.
  • Не называйте малыша нереальным именем вне игры.
  • Следует проводить больше времени со своим малышом, играть с ним, делиться чувствами и т.д.
  • Чаще сообщайте ребенку о том, что он вам нужен такой, какой он есть, и что вы его любите, не смотря не на что.

Другая информация по теме


  • 10 лучших игр для преодоления детской агрессии

  • Ночной сон грудных детей и детей постарше

  • Маленький драчун или что делать, когда ребёнок дерётся

У родителей всегда найдется повод для переживаний. Казалось бы, совсем недавно ребенок вообще не разговаривал, и вот, наступил долгожданный «прорыв» и малыш постоянно пытается что-то вам рассказать. Но о себе он почему-то говорит как будто со стороны: «Дима хочет пить» или «Катя надела платье». Нормально ли это, а если да, то до какого возраста? Как научить ребенка говорить о себе, как взрослый – «Я»? И что делать, если малыш зовет себя «Я», но при этом путает окончания, говоря «сделала» вместо «сделал»?

Когда ребенок начинает говорить о себе в третьем лице?

Все знают, что маленькие дети часто говорят о себе в третьем лице. Психологи связывают это с несформированным осознанием себя как отдельного человека, или неоконченной самоидентификацией.

Родителям не терпится научить малыша говорить, и они акцентируют его внимание на самых простых и важных словах: «мама, папа» и, конечно, имени самого ребенка. Известно, что первые слова у детей – это те, которые они слышат чаще всего. В сознании крохи закрепляются образы близких и понимание, как его зовут. Он может показывать на собственное отражение в зеркале, называя себя, например, «лялей» или своим именем. В полтора-два года формируется фразовая речь, и малыш начинает соединять слова в простые предложения. Вот в это время и начинается употребление детьми в речи словосочетаний типа «Возьми Катю на ручки».

Самоидентификация, или осознание ребенком своего «Я»

Ребенок осознает себя как личность постепенно. Считается, что лишь к собственному трехлетию дети психологически «сепарируются», или отделяются, от матери. Конечно, процесс это не одномоментный, однако обычно именно на возраст 3 года приходится кризис осознания себя как личности. Малыш начинает понимать, что он – не часть мамы, не какой-то абстрактный мальчик или девочка, а «Я». Он уверенно утверждает «Я хочу», «Дай мне». В трехлетнем возрасте дети настойчиво отстаивают свою самостоятельность, что может выражаться в капризах, негативизме, упрямстве, непослушании.

Если ребенок говорит о себе во втором лице

Примерно с середины третьего года жизни до 3 лет все малыши проходят некий этап самосознания. Активно пополняется словарный запас, ребенок, как губка, впитывает в себя всё, что слышит. Некоторые дети на вопрос: «Хочешь пить?» отвечают: «Хочешь». Это нормально для детей третьего года жизни, но специалисты утверждают – в три года подобного уже быть не должно. Речь трехлетки довольно понятна даже для посторонних, грамотно построена и содержит обозначение себя как «Я». Если у вашего ребенка есть отклонения от данных норм, рекомендуем обратиться к специалисту (неврологу, психологу).

До какого возраста ребенок говорит о себе в третьем лице?

Почти во всех семьях, где есть маленькие дети, с ними принято разговаривать определенным образом: «Сейчас мама Вову оденет, и Вова пойдет гулять»; «Маше понравилась кашка?»; «Мама и папа купят Дашеньке куколку». Такое обращение в чем-то оправдано с малышами, которым несколько месяцев от роду. Но мамы так вживаются в этот «отстраненный» образ, что продолжают говорить о себе в третьем лице и с двухлетками, да что там – порой и с четырехлетними детьми! Неудивительно, что дети, учась у взрослых, начинают повторять за ними: «Дай Кате яблоко» или «Саша хочет погулять». Родителям это кажется милым и даже забавным, но до определенного возраста. Если ребенок хорошо говорит, но называет себя по имени, это несколько режет слух.

Обычно дети перестают говорить о себе в третьем лице примерно к 3 годам. Психологи объясняют такую «революцию» детской речи взрослением и формирующимся самосознанием. Однако существуют примеры семей, в которых о детях никогда не говорили отстраненно, в третьем лице, и всегда обращались, как к остальным людям: «Ты хочешь пойти гулять?», «Какая игрушка тебе больше нравится?», «Я сейчас надену тебе штанишки». В остальном воспитание этих малышей ничем не отличалось от воспитания в обычных семьях: их так же сильно опекали, особо не поощряли их самостоятельность. Удивительно, но такие детишки не только никогда не говорили о себе в третьем лице, но и «кризис 3 лет» у них вообще никак не проявлял себя. Не было ни упрямства, ни негативизма, ни подчеркнутого «Я сам!».

Из приведенного примера становится понятно: проблема с переходом от третьего лица к первому в обозначении себя вполне может быть вызвана неправильным обращением к малышу взрослых. Представьте себя на месте ребенка! Говоря с ним, мама называет себя мамой, папа – папой, а бабушка – бабушкой. А при общении друг с другом родители говорят о себе совсем по-другому. К самому ребенку, даже в вопросах, обращаются: «Даша хочет кушать?». Вот и приходится малышу самостоятельно перестраиваться на «взрослую» речь, попутно переживая пресловутую самоидентификацию. Может, не стоит усложнять жизнь своим детям?

Некоторые психологи вообще не рекомендуют использовать в своей речи обозначение себя и ребенка в третьем лице. Таким образом, вы повысите шансы вырастить его независимым, уверенным в себе, активным и общительным. Если для вас обращение на «ты» и «я» – непосильная задача, рекомендуем хотя бы прислушаться к тому, как вы говорите с малышом. Попробуйте «разбавить» третье лицо первым. Говорите о себе «я готовлю обед», а не «мама готовит обед». Это определенно поможет вашему ребенку приблизиться к «нормальной» речи.

Ребенок (мальчик) говорит о себе в женском роде: это нормально?

Часто бывает, что мальчики говорят о себе в женском роде. Слышать из уст маленького сына фразы: «Я поела», «Я играла», «Я взяла» маме несколько странно, а некоторым даже страшновато. Девочки несколько реже говорят о себе в мужском роде, и обычно родителей это не так беспокоит. Причина подобной путаницы бывает банальна: мальчик проводит очень много времени с мамой, бабушкой или сестрой и попросту копирует их. Девочки говорят о себе как о мальчике реже, потому что обычно воспитание все-таки является женским делом. Исключение – когда девочка растет с одним папой или много времени проводит с братьями.

Не ругайте сына (или дочку) за «неправильное» произношение. Вообще не заостряйте внимание на этом вопросе. Просто продолжайте называть ребенка нормально, в соответствии с его полом. Если сын говорит: «Я построИЛА дорогу», ответьте: «Покажи, какую дорогу ты построИЛ! Вот какой ты отличный строитель!». Подчеркивайте в разговорах с ребенком разницу в поведении мужчин и женщин. Показывайте радость, если сын вам помог: «Ты настоящий мужчина, помогаешь женщине!». И не воспринимайте временные трудности с половой самоидентификацией у ребенка как проблему.

Когда ребенок начинает говорить о себе в первом лице и когда пора волноваться?

Родители, чьи малыши хорошо говорят, но постоянно называют себя в третьем лице, несомненно, интересует вопрос: «Когда ребенок начинает говорить о себе «Я»?».

Как уже было сказано выше, обычно дети перестают говорить о себе отстраненно к трем годам.

Если ваш ребенок в 3 года по-прежнему говорит о себе в третьем лице, не спешите паниковать, а прислушайтесь к собственной речи. Возможно, пора перестать недооценивать своего малыша и начать обращаться к нему, как к взрослому.

В 4 года редкие дети говорят о себе в третьем лице. Если же ваш малыш относится к таким детям, не спешите считать это признаком аутизма. Возможно, взрослые сами путают ребенка, говоря неправильно. Плюс, скорее всего, у него еще не до конца пройдет этап самоидентификации. Однако проконсультироваться у детского психолога и дефектолога все же не помешает.

Формирование правильного восприятия самого себя – важная часть жизни маленького ребенка. Желаем вам пройти этот период легко и не забывать о том, что малыш очень умен и восприимчив к речи взрослых.

Дети до трех лет очень часто говорят о себе в третьем лице, называя самого себя по имени: «Дай Маше кушать», «Степа хочет играть», и т.д. По мнению психологов и педагогов, использование такой формы обращения объясняется тем, что дети до определенного момента не осознают собственное я.

Способствует такому поведению ребенка и то, что взрослые часто говорят о себе в третьем лице: «Кто пришел? Мама пришла», «Обними папу!», а малыш учится строить фразы на их примере, копируя такие обращения.

Лишь когда ребенок минует кризис трех лет и начнет осознавать свою самость, он ощутит себя как личность и начнет говорить о себе в первом лице (я, меня, мною и т.д.).

Возраст, когда ребенок должен говорить о себе в первом лице

На самом деле, точного времени, когда это должно произойти, нет. Все строго индивидуально. Но большинство малышей все же проходит период самоосознания ближе к трем годам. В это время кроха впервые осознает себя как личность и начинает говорить: «Я хочу!» («Я буду», «Мне нравится», «Я желаю!»). До этого времени кроха может даже отрицать иные обращения, кроме собственного имени. Возраст трех лет – это то время, когда у малыша начинают формироваться такие важные качества, как стремление к независимости и самостоятельности.

Если осознание своего «Я» у крохи запаздывает

Часто матери, у которых имеются двое и более детей, высказывают тревогу, что младший ребенок никак не может начать говорить о себе «Я» к трем годам, в то время как старшие дети делали это уже в два с половиной года. На самом деле, до 3,5 лет волноваться не стоит. Но если к этому времени малыш по-прежнему называет себя только по имени и не хочет говорить о себе в первом лице, то самое время показать его детскому психологу. Есть вероятность, что у крохи задержка нервно-психического развития.

Как обращаться к малышу – в третьем или первом лице?

В семьях, где к детям обращаются в первом, а не в третьем лице, и где сами взрослые говорят о себе в первом лице (называют себя «я» – а не «мама» или «папа»), дети минуют стадию третьего лица. Они, по мнению большинства психологов, в подобном случае осознают себя как «Я» значительно раньше.

Кризис трех лет, когда кроха начинает проявлять свою самостоятельность и независимость, в подобных условиях также проходит значительно легче. Это очень важно, ведь многие малыши в этот проблемный период проявляют настоящую агрессию и демонстрируют окружающим упрямство. Дети, к которым сразу обращаются в первом лице, вырастают более контактными и независимыми, они с детства обладают чувством собственного достоинства.

Маленькие дети достаточно часто просят называть себя именем какого-либо принца, героя мультика, любимой зверюшки. Причем дети не только просят называть себя так, но они и вести себя начинают по-другому: так, как ведет себя настоящий носитель этого имени. В некоторых случаях подобное поведение способствует развитию фантазии, творчества, но иногда, если повторяется достаточно часто, настораживает родителей.
Начиная с двух лет, многим детям перестает нравиться их собственное имя. В своих играх и в общении со взрослыми и детьми они часто просят и даже заставляют окружающих называть себя по-другому - то именем соседской девочки или мальчика, то сказочным героем. При этом фантазия ребенка не имеет границ. Если это происходит в игре и ребенок быстро забывает о том, кем он был вчера или два дня назад, и при этом всегда отзывается на свое настоящее имя, тревожиться не стоит.

Но бывает и так, что ребенок настоятельно требует, приказывает, чтобы его называли по-другому, желая стать не тем, кто он есть на самом, деле. Например, ребенок каждое утро, проснувшись, заявляет, что он - тигренок. Он отказывается идти завтракать, умываться, гулять, пока окружающие не назовут его обязательно тигренком. В этом случае мы советуем родителям спросить своего сына или дочку, почему он (или она) хочет, чтобы его (ее) называли именно так. Затем следует терпеливо объяснить или внушить ребенку, что он - это он и никем другим быть не может. При этом необходимо настойчиво называть ребенка его собственным именем.
Кроме того, взрослым, окружающим малыша, следует задуматься, почему ребенок хочет быть кем-то другим. Может быть, ему не хватает внимания, тепла, ласки. Может быть, это следствие ревности к кому-то. Может быть, ребенка не устраивает назидательный тон, которым к нему обращаются родители. Бывает и так, что ребенок не может, вследствие своих физиологических особенностей, привыкнуть к непосильно быстрому или невыносимо замедленному ритму жизни в семье.
В любом случае родители должны постараться уделять ребенку как можно больше внимания, проявлять заботу о нем, больше разговаривать и советоваться с ним, не стесняясь говорить ему о своей любви. Почувствовав себя нужным и любимым, возможно, ребенок снова захочет стать самим собой.

ИТАК, если ребенок хочет, чтобы его называли другим именем:

1. Следует объяснить ребенку, кто он такой.

2. Нельзя запрещать ему в играх или фантазиях называть себя по-другому.

3. Не следует постоянно называть ребенка тем придуманным именем, которым он называет себя сам.

Необходимо уделять ребенку как можно больше внимания, играть с ним,

1.разговаривать, чтобы он захотел стать самим собой.

Не стесняйтесь говорить ребенку о том, что вы его любите таким, какой он есть.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СВОИМ ДЕТЯМ!!!

Воспитатель группы №8 «Пчелки» Бараненко Т.Н.

Что еще почитать