Как заставить дочь учиться. Возрастные особенности проблемы. Избавьтесь от назидательного тона

Нежелание учиться – популярная проблема в школьной среде. Многие родители ошибочно заставляют ребенка (подростка) учиться методом наказаний, принуждений, требований. Заставлять – не лучший вариант. Нужно замотивировать подростка и узнать причины школьной дезадаптации (нежелание учиться – один из ее элементов). О том, как пробудить в ребенке учебную мотивацию, и пойдет речь в данной статье.

Учебная мотивация выходит из системы , которая опирается на познавательные , цели, интересы, стремления, идеалы, установки . Учебная мотивация одновременно является устойчивой, раскрывая содержательные аспекты (осознанность деятельности, самостоятельность, обобщенность, доминирование, действенность), и динамической системой. Динамика системы мотивов зависит от индивидуальных особенностей ребенка: устойчивости, силы, переключаемости, эмоциональности – в общем врожденных особенностей психики. Оговорюсь, что в статье речь идет о здоровых детях с проблемами в мотивации, а не о детях с врожденно обусловленными трудностями, например, при .

Учебная мотивация:

  • определяет направление учебной деятельности;
  • позволяет найти способы реализации и достижения целей;
  • задействует эмоционально-волевую сферу личности.

Учебные мотивы бывают внутренними, внешними и личными. Внутренние – интерес к содержанию деятельности и самореализации, внешние – интерес к другим атрибутам деятельности, например, общению и играм на переменах, личные – личностные убеждения и потребности, самоуважение, авторитет.

Успех деятельности зависит от мотивации, а она:

  • от индивидуально-личностных особенностей ученика;
  • личности учителя;
  • специфики предмета;
  • организации деятельности.

Работать нужно над формированием внутренней и личной мотивации. А вот требованиями и принуждением можно добиться в лучшем случае внешней, формальной мотивации. Именно она служит ответом на социальные нормы, обязательства, принуждения, ожидания родителей. Но внешняя мотивация губительна для личности и крайне неустойчива.

Причины потери мотивации

Нежелание учиться вызывают:

  • «гормональная буря» в с сопровождающим ее кризисом идентичности и неопределенности будущего;
  • проблемные взаимоотношения ученика и учителя;
  • у учеников начальных классов;
  • неудовлетворительная продуктивность и успешность учебной деятельности;
  • индивидуально-личностные и возрастные особенности усвоения знаний, например, у девочек в 7-8 классе из-за полового созревания ухудшается восприимчивость к учебе;
  • непонимание цели обучения, процесс не представляет ценности;
  • страхи перед школой и сопровождающими ее отношениями, процессами.

Как сформировать мотивацию

Сформировать личную мотивацию позволит учет индивидуально-личностных особенностей и возможностей ребенка. Уже в начальной школе заметны отличия детей: особенности склада ума, . Не нужно требовать от всех детей одинаково хорошего усвоения всей школьной программы. Как и не нужно думать, что всем детям подходит единый набор методов и средств обучения.

Нужно выявить задатки ребенка и развивать их, не пытаться делать из математика литератора, а из спортсмена музыканта. Забудьте об оценках, это не показатель успешности ребенка. Оценки – часть внешней мотивации. Ваша цель – развить в ребенке интерес, направив его по адекватному его возможностям и способностям пути. Если ребенок учится в своем направлении, то проблем с мотивацией не возникнет.

Познавательные мотивы (интерес к усвоению знаний) формируются через специфику подачи материала. Даже если деятельность интересна сама по себе, нужно уметь корректно организовать процесс обучения. Оптимальный вариантпроблемное обучение. В каждой задаче должна быть проблема, вопрос, противоречие, которое ребенок захочет и сможет сам или с помощью родителей решить. Материал должен быть чуть дальше и сложнее возможностей ребенка: не прост (уже не интересно и понятно), но и не очень сложен (еще не интересно и не понятно).

Младшие классы

Забудьте о тотальном контроле и принуждениях, замените это доверием и взаимоуважением. Младшим школьникам ставьте маленькие задачи (в силу особенностей психики дети в начальных классах пока не могут думать о далеком будущем и больших целях). Обязательно хвалите за успех и разбирайте неудачи.

Средние и старшие классы

В подростковом возрасте (средние и старшие классы) важно дифференцировать процесс обучения. Похвала уже не поможет. Нужно заинтересовать ребенка. Целесообразно нанимать репетиторов по тем предметам, к которым у ребенка выявлены способности, а не наоборот. Помогите подростку определиться и выстроить личный путь, позвольте ему идти по этому пути, помогайте. Важно разговаривать с подростком и помогать решать второстепенные проблемы (любовь, профессиональное определение, дружба), чтобы они не мешали учиться.

  1. Посетите школьного психолога и выясните особенности своего ребенка: склонности, задатки, темперамент, свойства психики. Попросите составить программу развития.
  2. Примите своего ребенка таким, какой он есть. Не требуйте от него своих желаний, не пытайтесь прожить новую жизнь в его лице, не заставляйте реализовывать ваши несбывшиеся мечты и амбиции.
  3. Познакомьтесь с учителем и особенностями школьной программы. Родительское право и обязанность – дать ребенку хорошее и адекватное его возможностям образование. От личности учителя, особенно в начальной школе, зависит многое, в том числе мотивация учеников. Компетентен ли педагог, интересен, состоятелен как личность? Вы имеете полное право изменить место образования, если считаете, что в данном учреждении вашему ребенку не могут дать соответствующих знаний, умений и навыков.
  4. Поговорите с ребенком, спросите, что ему интересно, есть ли какие-то проблемы в школе, чем он хочет заниматься. Подберите вместе программу дополнительного образования, свяжите ее со школьной программой.
  5. Личный пример. Ценность обучения должна происходить из , как и уважение к профессии учителя и вообще труду. Детям свойственно перенимать привычки родителей. Если вы сами относитесь к школе как к вселенскому злу и мучению, радуетесь, что у вас это позади, а ребенку еще мучиться и мучиться, говорите это ему напрямую, то хорошего ждать не стоит. Важно объяснить значимость образования для дальнейшего обучения и работы, саморазвития.
  6. Не пытайтесь расставлять акценты на предметы, связанные с будущей профессией. В начальной школе можно понаблюдать за ребенком, выявить его склонности. В средней школе – ставить акцент на то, к чему есть способности. И уже в 9-11 классах определиться с профессией (сам ребенок решит) и, возможно, перефокусировать внимание. Хотя обычно, если акценты расставлены правильно, по способностям и интересам, то и профессия дальше находится сама собой именно по этому направлению. Расставляя акценты, не забывайте, что остальные предметы тоже нужно усваивать, раз они есть в программе, просто не стоит гнаться за высокими баллами и «насиловать» ребенка.
  7. . Оптимальный вариант, чтобы скрасить любую деятельность и сделать интересным даже самый скучный, но нужный материал – творчество. Младшим школьникам поможет наглядность и красочность, подросткам – ориентация на жизнь, причем актуальные в их среде веяния.
  8. Не бросайте ребенка в трудной ситуации, помогайте решать задачи, выполнять домашние задания, общайтесь. Не исключено, что пропажа интереса к деятельности – последствие непонимания получаемых знаний.
  9. Предоставляйте ребенку выбор из нескольких приемлемых для вас и подходящих для него вариантов. Во-первых, это создаст у него чувство хозяина жизни и пробудит ответственность, во-вторых, не вызовет подростковых реакций отрицания и оппозиции.
  10. Старайтесь избегать наград и наказаний за обучение вообще (это внешняя мотивация). Мотивировать школьника, например, деньгами – ошибочный путь, хотя любим многими родителями. В малых количествах критику использовать, конечно, нужно, но оценивать словами и только поступки ребенка, а не его личность. Притом порицаний все же лучше избегать, неудача сама по себе губительна для психики, лучше вместе разобрать причины и план действий, чтобы ситуация не повторилась. В начальных классах похвала обязательно должна присутствовать, так как взрослый и его оценка остается ведущей, хотя и вытесняется понемногу оценкой сверстников.
  11. Сотрудничество, взаимоуважение и доверие – основа успешного обучения. Эти компоненты должны присутствовать как в отношениях учителя с учеником, так и учеников с учеником, родителей с ребенком.
  12. Оценка – самый сложный элемент обучения. Как в школе, так и дома сравнивать нужно новые успехи ребенка с его прежними, а не одного ребенка с другим. Например, за прошлую работу ученик получил тройку и сделал десять ошибок, а за новое задание получил ту же тройку, но с тремя ошибками. Оценка та же, но успех налицо. И об этом успехе нужно говорить, нужно подчеркивать личный прогресс. Один родитель заругает: «Опять тройка! Что ты за бездарь!», чем окончательно убьет в ребенке интерес, мотивацию и веру в собственные силы. А другой скажет: «Ух ты, всего три ошибки. Это гораздо меньше, чем в прошлый раз. Ну и что, что тройка, мы с тобой еще чуть-чуть позанимаемся, и будет четыре. А если и не будет – ничего страшного, я горжусь тобой». И мотивация снова оживет, самооценка сохранится.
  13. Проанализируйте основные когнитивные способности ребенка: , внимание, . Если отмечена слабость в какой-то сфере, то подберите упражнения для тренировок.
  14. Важно качество обучения, а не количество. Нужно объяснить ребенку, что это необходимо прежде всего ему для саморазвития и дальнейшей жизни.
  15. Основная проблема школьного обучения – сухость знаний, их оторванность от реальной жизни. С этой проблемой активно борются, но повсеместного распространения новой политики обучения пока не наблюдается. Если учитель вашего ребенка не может преодолеть барьер между наукой и жизнью, то сделайте это сами. «Переведите» ребенку информацию, найдите ассоциации и связи с реальной жизнью и скорым будущим.
  16. Купите дополнительную литературу, справочники, словари, фильмы. Проведите связующую нить от знаний к кумирам ребенка. Да, для этого и самим придется покопаться в источниках, расширить собственный кругозор. Дайте ребенку максимальное количество средств для самореализации.
  17. Помогите ребенку составить распорядок дня, спланируйте время выполнения уроков и отдыха.

Послесловие

Учебная деятельность – ведущая деятельность младших школьников; социально-значимая деятельность – ведущая деятельность подросткового возраста. У подростков риск потери мотивации выше, так как конкуренцию деятельности составляет межличностное общение со сверстниками. А вот в младшем школьном возрасте ребенок испытывает потребность в обучении и с удовольствием будет усваивать новые знания, если они соответствуют его особенностям и интересам.

Без учебной мотивации будет неизбежно снижаться успеваемость, возникнут поведенческие нарушения, деструктивные проявления личностного потенциала и способностей. Пустоту непременно займут другие активности или пассивность, что тоже является отклонением.

Не бывает глупых или ленивых детей, бывают незамотивированные. Более того, каждый человек от рождения и талантлив, но раскрыть гениальность, к сожалению, удается не каждому. Губится она чаще всего именно в момент принудительно обучения, погони за оценками, чужими комплиментами и титулами, желаниями родителей, а не ребенка.

Многие дети в школе плохо учатся. Часто бывает, что ребенка переводят в следующий класс, чтобы не обострять ситуацию, хотя даже минимальных знаний у него нет. Учителям приходится, закрыв глаза, рисовать оценки, чтобы не снижать показатели. Такие дети не учатся знаниям, умениям и навыкам, положенным по программе, а «учатся не учиться», тем самым растрачивают попусту свой врожденный потенциал. Как заставить ребенка учиться с удовольствием и делать уроки, разберем в этой статье.

Почему дети плохо учатся?

Мы не будем говорить банальные вещи про разные способности у детей, так как считаем, что базовую школьную программу способен освоить ребенок с весьма скромными врожденными данными. Но почему-то ребенок, который в обычной жизни проявляет себя как наблюдательный, сообразительный и довольно умный, как только попадает в класс или открывает учебник дома, тут же превращается в исключительного тупицу.

Еще в 60-х годах прошлого века американский педагог Джон Холт отметил, что существует три главные причины детских неудач в учебе:

  1. страх,
  2. скука,
  3. разрозненность и бессмысленность школьных знаний.

Чтобы понять, как заставить ребенка учиться и делать уроки, рассмотрим каждую из этих причин и разберем, как конкретно она влияет на психику разных детей, используя знания тренинга «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Страх не дает воспринимать знания

Главное условие для развития психики ребенка - это . Это база, и если она недостаточно прочная, то будет страдать и его способность к обучению. Отношение учителя к ученикам, отношения между детьми, общая обстановка в школе - все это важнейшие факторы, влияющие на способность усваивать знания. Если в самой школе присутствуют драки между детьми, издевательства, насмешки, а учителя не могут создать дружный коллектив, то психическая энергия ребенка будет тратиться на борьбу за выживание, а не на учебу.

Страх перед учителем угнетает познавательную активность из-за боязни сделать ошибку и получить порицание. Ребенку, пока он маленький, очень важно угодить взрослому, так как взрослый - гарант его выживания. И если взрослый пытается хитростью или силой заставить ребенка учиться, то ребенок, не имея возможности открыто сопротивляться такому насилию, бессознательно начинает использовать различные защитные стратегии, хитрить, прикидываться тупицей.

Страх препятствует способности к обучению у любого ребенка, но особенно разрушительно страх действует на чувствительную психику маленьких учеников со зрительным и звуковым векторами.

Ребенок со зрительным вектором потенциально - блестящий интеллектуал. Но так как зрительный вектор наделяет своего обладателя особо обостренной чувствительностью, то страх, который он испытывает от возможности не угодить учителю неправильным ответом, во много раз сильнее, чем у других. Ребенок с кожным вектором может заплакать или устроить истерику «на ровном месте». Если ребенок со зрительным вектором боится учителя, то хороших знаний от него ждать нечего. Хотя, возможно, благодаря своей врожденной наблюдательности он и научится правильно угадывать ответы по выражению лица учителя или другим косвенным внешним признакам. Если у ученика есть еще и анальный вектор, то от страха он может впадать в ступор, тем самым окончательно перейти в категорию неуспевающих.

В любом случае для зрительного ребенка особенно важно иметь эмоциональный контакт с учителем. Для него любовь или нелюбовь к предмету полностью определятся тем, насколько хорошие или не очень отношения с учителем.

Самое страшное, когда учитель начинает орать на детей, криком пытаясь заставить их сосредоточить внимание. Ребенок со звуковым вектором от учительского крика в буквальном смысле теряет голову.

Громкие звуки, а особенно крик с негативными смыслами, губительны для звуковика: блестящий абстрактный интеллект именно от крика утрачивает способность к обучению, закрывается в своем внутреннем мире, уходит в недоступный взрослым мир фантазий и грез. Внешне такой ребенок может выглядеть туповато-замкнутым, аутичным.

Но даже если ребенок без верхних векторов имеет, например, анальный вектор, а его учительница - кожный, то, не понимая, что ему нужно больше времени для анализа, она начинает его торопить, дергать, засыпать дополнительными «легкими» вопросами, тем самым вгоняет его в ступор. Следующий раз, чтобы не испытывать чувства неловкости, он может сразу же «пойти в отказ» - молчать и вообще ничего не отвечать. И наоборот, шустрые кожники своей активностью могут доводить размеренную учительницу с анальным вектором до белого каления, и тогда ей очень трудно будет разглядеть в них их прекрасный логический склад ума.

Скука вызывает тупость

Возможно, для многих взрослых это будет открытием, но дети приходят в школу не для того, чтобы учиться, а потому, что их туда отправили родители. Большинство учеников ходят в школу не по собственной воле, а потому, что так надо, и они не могут оттуда выйти раньше положенного времени. Поэтому их задача - провести это время как можно с меньшими энергозатратами для себя.

У детей еще не развита система долгосрочной мотивации. Они не знают, зачем им нужно зубрить таблицу умножения, учить сложные правила правописания или решать задачи про пешеходов, которые без конца ходят из пункта А в пункт Б. И если детям неинтересно, то они незаметно для себя отвлекаются. В окно, на соседа, на игрушку, на собственные мысли.

Если скука длится долго, а так обычно и бывает в школе, дети разучиваются малейшей концентрации разума и чувств. Им становится все равно. Лишь бы ответ в задаче сошелся, а учитель отстал со своими глупыми вопросами. Чтобы хоть как-то выдернуть себя из состояния скуки, ученики начинают баловаться и драться или попросту достают телефон и уходят в компьютерную игру.

Для ребенка со звуковым вектором учеба в школе может быть скучна по другой причине: его мозг недогружен и может гораздо больше. То, что предлагает школьная программа, для него слишком легко и поэтому скучно. То, что другому ребенку нужно отрабатывать в нескольких упражнениях, он понимает с первого раза, а большего объема ему не предлагают. Он улетает в своих мыслях или уходит внутрь себя, то есть не слышит вопрос учителя, не следит за происходящим в классе, за что опять получает порцию неудовольствия, крика или насмешек.

Школьные знания не связаны между собой и с жизнью

Дискутировать на эту тему можно много. Что нужно в школьной программе, что не нужно, в какой последовательности изучать, как эти знания будут взаимосвязаны и как пригодятся в жизни. Каждый профессионал будет отстаивать свою область.

Главное, что нужно отметить, это то, что дети - прекрасные психологи. И если мы, взрослые, бьемся над вопросом, как заставить детей учиться в школе, то они уже давно поняли, как можно нас, взрослых, обмануть. В зависимости от их векторального набора арсенал их защитных стратегий будет различаться.

Кожники научатся обманывать и хитрить, зрительники - считывать малейшие сигналы из внешнего мира, ученики с анальным вектором станут упрямыми «тормозами», а звуковики замкнутыми «зомби».

Заставлять ли ребенка учиться?

Тип защитной стратегии позволяет нащупать ниточку причины, по которой ребенок не хочет или не может учиться в школе. Если мы правильно определим причину, можно будет постепенно переходить к ее устранению, не нарушая психику ребенка. Силой заставить современного ребенка учиться уже не получится, слишком много отвлекающих факторов. Можно только, понимая закономерности, сформировать такие условия, при которых он сам начнет хотеть учиться. Это вполне возможно, тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает такое понимание .

«… с учебой наладилось, идем на результаты четыре в четверти по русскому языку, остальные предметы на пять!!! Ну а в школе, видя изменения, говорят, просто подрос. Нет, не просто подрос! Просто - системная мама. Сегодня я понимаю свои ошибки и знаю, как их избежать, знаю, что так необходимо моему ребенку для нормального развития. И это только начало…»

«… Я сказала ему, чтобы он не переживал, что не успевает в школе понять так быстро, как другие ребята...зато, то, что он запомнит, будет в его памяти навсегда. Мне кажется, он стал уверенней, как-то расправился. С чтением я тоже делаю ход конем))), читаю ему перед сном (сам он не очень обожает читать, хотя читает неплохо). Сначала психовал, сейчас сам просит почитать. Рассчитываю, что затянется и сам потом захочет...»

Начните с главного

1. Спокойно и беспристрастно проанализируйте ваши отношения с ребенком. Есть ли между вами эмоциональный контакт, а у ребенка чувство защищенности и безопасности? Какие у него отношения в школе с учителями и с другими детьми? Что представляет собой учитель?

2. Задачи, которые необходимо решать по школьной программе, постарайтесь связать с реальной жизнью.

Например, задачи на площадь: попросите посчитать, сколько трубок обоев нужно купить для ремонта.

Попросите его набрать для вас текст на компьютере или сочинить рекламный проспект за небольшую сумму.

Жизненных задач, в которых бы требовалось знание школьной программы, можно придумать множество. Важно, чтобы ребенок понял, что школьные знания нужны в жизни.

Являясь мамой четверых ребятишек, трое из которых уже ходят в школу, вопрос мотивации к учебе становится очень актуальным. Сегодня мы поговорим на тему – как заставить ребенка учиться. Нужно ли заставлять, принуждать учиться, устраивать тотальный контроль? Или есть другие, более эффективные способы привить у сына или дочери любовь к знаниям?

Поэтому, прежде чем упрекать и наказывать детей за плохие отметки и нежелание учиться, нужно понять, не предъявляете ли вы к ним повышенных требований?

Важно знать склонности и таланты своего чада и развивать именно то, к чему лежит его душа. Начинать готовиться к школе нужно в дошкольном возрасте. Навыки самоконтроля, способность удерживать внимание, достигать небольших целей формируются до 7 лет, тогда школьнику будет легче учиться. Научиться читать еще не самое главное, важно уделять внимание именно познавательным навыкам .

К сожалению, в школах не учат семейной жизни и воспитанию детей, поэтому несколько поколений совершают одни и те же ошибки – чрезмерно контролируют своих детей, не хвалят за успехи, излишне наказывают за промахи.

Даже для маленьких детей важно, чтобы они могли сами контролировать свою деятельность. Тотальный контроль и непредоставление школьнику самостоятельности обычно заканчивается, когда родители и бабушки с дедушками начинают учиться за ребенка, оказывая ему «медвежью» услугу.

Контроль должен быть разумным, но и пускать учебную деятельность на самотек не стоит. Дети должны чувствовать; их школьная жизнь и успехи вам не безразличны. Найдите золотую середину.

Для успешного овладения учебным материалом важно найти школьнику правильную мотивацию. Именно она является той энергией, благодаря которой он хочет хорошо учиться, достигать целей.

Если будете чрезмерно контролировать детей, давить, наказывая за малейшую оплошность, то в ваших отношениях исчезнет доверие и теплота. А мотивация начнет стремительно слабеть. Дети будут избегать наказания, юлить, обманывать, искать массу причин, чтобы не делать уроки. Поэтому найти мотивацию для своего маленького школьника – важный этап в воспитании.

На страницах блога я писала, как расположить ребенка к школе. Обязательно почитайте заметку. А пока рассмотрим рекомендации детских психологов.

Психологи дают следующие советы по мотивации:

  • Нельзя заставлять учиться, тем самым вы подавляете волю, не учитываете личность маленького человечка.
  • Прежде чем наказывать детей за двойки, нужно выяснить причину плохих отметок.
  • Нагрузка на школьника должна сопоставляться с его склонностями и способностями.
  • Мотивация в первом классе и в старших классах отличается, важно учитывать возрастные особенности.
  • Начиная с 10-11 лет нужно общаться с детьми, как с другом. Представьте, что перед вами ваш друг, стали бы его унижать и бить за двойки?
  • Стремитесь раскрыть таланты своего чада, особенно те, которые пригодятся для будущей профессии.
  • Хорошо, если дети уже в младших классах знают, кем хотят стать, тогда появится цель, к которой нужно идти.
  • Иногда полезно поговорить с педагогами, возможно предмет в школе преподается недостаточно интересно?

Как заинтересовать детей учиться в 1-4 классе? Младшие школьники очень чувствительны к похвале. Им важно знать, что близкие их ценят. Они еще практически не зависят от мнения сверстников, а вот одобрение близких и родных людей им очень важно.

Ученика в 8 лет можно заинтересовать учебой, если не наказывать за каждую двойку или тройку. Гораздо эффективней будет замечать все хорошее у сына (дочери). Не делайте все уроки за детей, не «стойте над душой».

Поставьте себя на место маленького человечка, вам было бы комфортно выполнять свою работу, если над вами стоит начальник и ругает «под руку», грозился дать подзатыльник, или проявить другое насилие?

Тотальный контроль относят к агрессии против личности, поэтому ребенок, если он еще не до конца подавлен, старается всеми доступными методами вырваться из негативных условий.

В 9 лет и даже в 10 лет обязательно необходимо мотивировать детей похвалой, но можно уже добавить другие стимулы. Не стоит материально поощрять детей, платить им за хорошие оценки и штрафовать за плохие, как делают многие родители.

Дети начинают думать не о полученных знаниях, а о материальной выгоде. Многие учатся в этом возрасте манипуляциям, «давят на жалость», лишь бы педагог не поставил двойку. Поэтому лучше стимулировать детей другими бонусами. Например, совместным отдыхом, интересными развлечениями.

Дети в этом возрасте еще не привыкли ставить цели на длительный период, поэтому им можно ставить небольшие задачи, на выполнение не требующие много времени. И обязательно похвалите сына или дочку, если они достигли намеченного.

А если не получилось, вместе проанализируйте, почему. Очень важно установить доверительные взаимоотношения с детьми, говорить с ними об их проблемах и страхах, а не только контролировать и наказывать. В некоторых случаях отсутствие похвалы для младшего школьника является самым лучшим стимулом сделать в следующий раз лучше, проявить старание.

Посмотрите следующее видео, детский психолог объясняет о причинах; почему ребенок не хочет выполнять домашнее задание и что необходимо делать родителям в таких случаях:

В 11 лет дети вступают в сложный возрастной период – подростковый. Родители уже не являются беспрекословным авторитетом, дети начинают прислушиваться к мнению ровесников. Мотивировать к знаниям детей в 12 лет, в 13 лет уже сложнее. Одной похвалы часто недостаточно. В средних классах, особенно если учителя-предметники не уделяют должного внимания способу подачи материала, ученикам становится скучно. Поэтому родители должны сами замотивировать школьника к изучению предметов.

Если школьник уже знает, кем хочет стать, а это важно в этом возрасте, то поступление в престижный вуз – хорошая мотивация и стимул начать углубленно изучать предмет. Возможно, стоит подыскать репетитора. Сегодня существует мнение, выбирают репетитора не по тем слабым предметам, к которым ученик испытывает трудности в обучении, а наоборот имеют наибольшие склонности.

Тогда сын или дочка смогут сосредоточиться на том, что им действительно пригодится в карьере и успешной дальнейшей жизни.

У подростков в 14 лет может резко пропасть интерес к учебе. Поэтому будьте к этому готовыми. Наверняка многие наслышаны про истории, когда успешный ученик скатывается до двоек и троек, начинает прогуливать учебу. Подростки могут связаться с плохой компанией, поэтому родителям важно поддерживать дружеские отношения с детьми, быть в курсе, с кем дружит их любимое чадо.

Алкоголизм и наркомания среди подростков – проблема, которую проще предотвратить. Постоянная гиперопека, контроль и жесткие наказания могут подтолкнуть подростка в плохую компанию, тогда ему будет не до учебы. Поэтому расстановка правильных приоритетов в жизни, постановка целей в спорте и учебе важна в этом возрасте.

Причем родители не должны навязывать профессию подростку, проецировать на него нереализованные амбиции, а действительно раскрыть таланты и способности своего сына или дочери.

Обычно родителям, бабушкам и дедушкам не хватает психологических знаний, умений и навыков. Как помочь им мотивировать детей? К счастью, сегодня есть масса книг, методик, облегчающие процесс воспитания. Важно сейчас вырастить ребенка успешным и уверенным в себе.

Мне лично, как многодетной маме, очень помогает в воспитании, развитии детей-школьников очень интересная и полезная книга;Воспитание без стресса; автором является Марвин Маршалл. Свой отзыв и рецензию на данную книгу я писала в отдельной статье.

У большинства родителей не всегда получается ходить к психологам. Уделяйте как можно больше своим детям времени. Достаточно заниматься один час в день с чадом, чтобы школьник стал более успешным, легче усваивал материал, а самое главное – сам захотел учиться.

Напоследок, дорогие читатели блога, хочется дать еще один совет – будьте примером своим детям. Если хотите, чтобы дети полюбили книги, сами читайте и любите их, постоянно узнавайте новое, проявляйте интерес к новой информации и знаниям, не останавливайтесь в развитии. И дети сами за вами подтянутся.

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрастевредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на . Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Не секрет, что многие дети не хотят учиться. Справедливости ради нужно отметить, что школа сегодня предоставляет лишь "услуги образовательного характера", а это значит, что теперь никто не будет заниматься с отстающими школьниками бесплатно после занятий, как в советское время. Продлёнки, где педагоги помогали детям делать уроки, тоже канули в Лету. Как же быть?

За успехи ученика во все времена отвечает нерушимая "триада": педагоги, родители ребёнка и он сам. Причём очень важно с первого класса привить сыну или дочери ответственность за самостоятельное обучение, то есть ваше чадо должно быть способно выполнять учебные задания, в том числе в одиночку, без пристального надзора папы и мамы. И это самое сложное. Ведь сегодня столько отвлекающих факторов!

Современные гаджеты и мессенджеры почти отменили живое общение. Игровые приставки заменили детям беготню во дворе и к тому же, в отличие от игры в футбол и прогулки по парку, дали иллюзию, что можно быстро и без затрат стать крутым. И не понять мальчишкам и девчонкам, что всё это - лишь похитители их времени, которое им так важно потратить на обучение.

А если ко всему прочему добавить тот факт, что современные родители пропадают на работе, чтобы заработать деньги, картина становится совсем безрадостной.

Но всё не так печально. Мама и папа по-прежнему являются нерушимыми авторитетами для своего ребёнка, и они всегда должны знать, как повлиять на чадо.

Бери пример с кумира

Расскажите ребёнку, как много его кумир учился для того, чтобы стать успешным

Фото: © РИА Новости/Константин Чалабов

Выясните, кто является примером для вашего ребёнка. Может быть, это ваш родственник - светило науки или храбрый военный, дослужившийся до высоких чинов? Или у вашего несмышлёныша есть кумир из мира политики или шоу-бизнеса? Хорошо, если это не футболист, с трудом закончивший школу, а высокообразованная личность вроде Билла Гейтса или Владимира Путина. Расскажите ребёнку, как много его кумир учился для того, чтобы стать успешным человеком. Чадо любит читать? Отлично. Пусть возьмёт пример с того же Джея Гэтсби, который ещё в детстве составил подробное расписание дня, чётко определив тот путь, который привёл его в итоге к большим возможностям.

Составьте совместно с сыном и дочкой его индивидуальный распорядок дня, недели, года. К примеру, график в будни должен включать в себя часы, в которые ребёнок делает домашние задания, а также часы посещений кружков и секций. Обязательно оставьте в ежедневном графике время для игр и "ничегонеделания".

Далее отдельно разработайте план ежеквартальных достижений ребёнка. Чего он хочет добиться через три-четыре месяца? Возможно, оказаться в первом ряду в своей танцевальной студии? Выясните, почему до сих пор он не там. Возможно, у него лишний вес. Придумайте вместе, как его сбросить. Может быть, отказаться от мучного и сладкого? Дело пойдёт намного быстрее, если к "худеющему" марафону присоединитесь вы, родители.

Иллюстрируйте наглядно достижения ребёнка. Это может быть плакат с яркими говорящими фото в формате "было - стало". Пусть ваше чадо радуется, что ему, который ещё несколько месяцев назад стеснялся выйти к доске, вручили благодарность за лучший доклад. Повесьте награду на стену.

Фиксируйте любые достижения в образовании ребёнка, пусть и дополнительном. Те же спортивные успехи вдохновят его на свершение подвигов во всех образовательных сферах.

Понимаете, ведь страшно не то, что ребёнок плохо учится, - рассуждает педагог со стажем Дарья Плешкова. - Страшно то, что падает его уверенность в себе, а это обязательно аукнется во всех областях жизни человека.

Нет "домашки"? Нет гаджета

Если ребёнок самостоятельно и успешно решил домашнее задание, дайте ему возможность поиграть

Тут вам потребуются стальные нервы. Но, взявшись за дело, не давайте слабину. Гаджет - это не то, что постоянно должно находиться в руках у ребёнка. Поощряйте его следующим образом: если чадо самостоятельно и успешно решило домашнее задание, дайте ему возможность поиграть на приставке. Нет "домашки" - нет игрушки. Точка.

"Платить" ли за пятёрки? Это спорный способ, но кто-то успешно реализует его в своей семье.

Я сам стал отличником благодаря такой системе, - делится Константин Кочетков, ныне преуспевающий веб-дизайнер. - Причём если сначала меня привлекали "плюшки", которые можно было приобрести на заработанные таким образом средства, то потом достижение заметных успехов в учёбе превратилось в настоящий умственный азарт. Благодаря хорошим отметкам моя самооценка заметно выросла, и мне уже не хотелось ронять её на прежнее место.

Может быть, ребёнок - гуманитарий и питает отвращение к точным наукам, но преуспевает в остальных? Что делать в этом случае? Тут на поверхности два варианта: найти ему сильного педагога (возможно, репетитора), с которым у школьника сложатся отношения взаимной человеческой симпатии. Второй вариант - оставить всё как есть, если ребёнок проявляет значительные успехи (и усердие, что немаловажно) в другой области. В конце концов, не всем же быть отличниками.

Родители - друзья

Чаще общайтесь с классным руководителем, спрашивайте о самых незначительных мелочах школьной жизни самого ребёнка

Фото: © РИА Новости/Алексей Филиппов

Самое страшное - если ребёнок в принципе испытывает негатив к школе в целом. Если ему не хочется туда идти, если он вертится на всех уроках и категорически отказывается выполнять домашнее задание без вас - это уже настоящая проблема, требующая решения.

Чаще общайтесь с классным руководителем, спрашивайте о самых незначительных мелочах школьной жизни самого ребёнка. Покажите ваше чадо психологу - возможно, дело не обойдётся одной такой встречей, и этого не нужно пугаться или стыдиться.

А вдруг причина отвращения мальчика или девочки к школе кроется в таких вещах, о которых вы даже не догадываетесь. Может быть, ребёнка дразнят одноклассники за немодную одежду или дефект речи. А может, у него отбирают деньги старшеклассники, а вы и не в курсе. Часто о таких вещах подростку под силу рассказать только малознакомому человеку, которым как раз и является психолог.

Спокойствие в семье

Ребёнок должен твёрдо знать, что семья - это бастион, в котором он всегда пребывает в любви и безопасности

Родителям не помешает устроить ревизию и себе. Вы-то сами были примерным учеником? Внимательным, целеустремлённым? Нет? А не думаете ли вы, что сын или дочка прекрасно знают об этом от членов вашей же семьи? Увы, что посеешь, то и пожнёшь, гены никто ещё не отменял.

Ну и наконец, какие отношения в вашей семье? Одна ли вы команда? Или каждый сам за себя? Думаете, это неважно и никак не отражается на успеваемости ваших детей? Ха-ха. Они, как губка, впитывают в себя все эмоции. И как бы ни было больно вам в этом признаться, но, если ребёнок чувствует холод и напряжение между самыми близкими ему людьми, он не может учиться хорошо. Его голова всё время занята тем, придёт ли в хорошем настроении сегодня мама, не накричит ли папа.

Обязанность родителя - прежде всего обеспечить ребёнка душевным комфортом. Ребёнок должен твёрдо знать, что семья - это бастион, в котором он всегда пребывает в любви и безопасности. Где члены семьи поддерживают друг друга, несмотря ни на что. И помогают расти нравственно, умственно и духовно.

Что еще почитать