Советские девушки — правда жизни

Мода в Советском Союзе – тема, занимающая многих исследователей и историков костюма, и не меньший интерес вызывающая у обычных женщин, хранящих вырезки и выкройки из советских модных журналов. В послереволюционные 1910-е-1920-е годы люди в основном носили ту одежду, которую могли себе позволить. Однако, как это часто бывало, даже в тяжелые годы разрухи и безработицы женщины старались хорошо выглядеть, пуская в ход разные ухищрения…

Символы времени и курс на Запад

Октябрьская социалистическая революция, ставшая переломным моментом в истории страны, не могла не отразиться и на моде, которая после 1917 года изменилась кардинально.

В советском государстве не было места роскошным нарядам, которые шили для себя представители дворянского класса и буржуазии царской России. В Стране Советов каждый гражданин был строителем нового общества, и думать о моде ему не пристало: главной задачей промышленной отрасли было объявлено создание удобного костюма для работников, желательно, подходящего и женщинам, и мужчинам.

После революции, Первой мировой и гражданской войн мужское население в стране сократилось, а женщины были вынуждены освоить традиционно мужские профессии – теперь они шли на флот, в милицию, в армию, а также занимались тяжелым физическим трудом. Все это повлияло и на фасоны одежды – девушки носили модели «унисекс» и заимствовали из мужского гардероба обувь, головные уборы, рубашки и брюки.

В моду вошли сшитые во время Первой мировой войны для авиационных батальонов кожаные куртки, которые и мужчины, и женщины носили с кожаными фуражками; не менее популярными стали подпоясанные ремнем гимнастерки. Мужчины надевали их с брюками, женщины - с прямыми юбками из сукна.

Модными были платья из холста, блузки из ситца и матерчатые куртки. С любой одеждой девушки повязывали красную косынку – еще один символ времени, - которая теперь завязывалась не под подбородком, а на затылке. Послереволюционная мода подчеркивала равноправие мужчин и женщин, в равной степени участвовавших в построении нового мира.

Фрагменты картин Георгия Ряжского «Делегатка» (1927) и Кузьмы Петрова-Водкина «Девушка в красном платке» (1925)

Советская мода 1920-х годов формировалась в условиях жесткой нехватки ткани, поэтому одной из главных задач швейной промышленности стало создание единой для всех моды.

«Взамен всех видов платья устанавливалась единообразная форма верхней русской рубашки и для мужчин и для женщин. С такой же точностью был установлен фасон женской юбки. Какие-либо отделки, складки, строчки и манжеты категорически воспрещались », - писал заведующий производственным отделом Москвошвея.

Власти послереволюционной России твердо решили избавиться от всякого наследия прошлого и от элементов России царской, в том числе всего, что касалось стиля одежды. Несмотря на это, над универсальным костюмом для советского гражданина работники швейных фабрик трудились не один год. Производителям одежды была поставлена задача: создать костюмы для пролетариата, которые должны быть не слишком узкими и приспособленными для работы.

Александр Дейнека «Текстильщицы». 1927 год

Так как других ограничений у художников не было, при работе над новой прозодеждой они пустили в ход фантазию и ушли в конструктивизм. Новые модели отличал геометричный крой и такие же рисунки на ткани. Сшитая в мастерских одежда была чем-то принципиально новым, однако привлекла внимание простых граждан, а не обеспеченных дам, по-прежнему предпочитавших одеваться согласно дореволюционной моде.

Отсюда и главный парадокс моды тех лет: работая над одеждой для рабочих, художники экспериментировали и пробовали новые ткани и рисунки, а обшивая партийную элиту, шили по старинке, исключая всякие нововведения.

В начале 1920-х годов отчетливо чувствовалось влияние западных фасонов на советскую моду. В частности, это было связано с повсеместной отменой корсета и нововведениями парижского кутюрье Поля Пуаре. Особенно прижилось в Советском Союзе платье-рубашка с низкой талией, не подчеркивающее фигуру, а, напротив, скрывающее линию талии, бедер и груди. Такой фасон был популярен все десятилетие, со временем менялась лишь длина юбки, постепенно поднимавшаяся выше колена.

В 1921 году, когда при НЭПе стал возможен частный бизнес, в страну попали не только заграничные журналы, но и привезенная с запада одежда. Столичные модницы сразу взяли на вооружение веяния мировой моды. В буржуазной среде женщины снова стали носить муфты, меховые воротники и шляпы-котелки.

Мужчины тоже следовали моде – популярными были фетровые шляпы и боты, костюмы из коверкота и фраки. Однако все это относилось лишь к узкому кругу обеспеченных людей, в то время как большинство граждан одевалось по-другому: прямые длинные юбки и туфли на ремешке для девушек, косоворотки, брезентовые штаны и парусиновые туфли для мужчин.

Поэт Владимир Маяковский и Лиля Брик на отдыхе в Ялте

В период НЭПа особенно сильно чувствовалось желание людей веселиться и «прожигать» жизнь – женщины пристально следили за всеми новинками и особенно за парижскими вечерними нарядами.

Популярный за границей образ женщины-вамп, укутанной мехами и украшенной бриллиантами, в Советском Союзе адаптировали актрисы, блиставшие с экранов ослепительными туалетами и драгоценностями, недоступными пролетариату.

Советские мастерицы пытались копировать одежду, привезенную из других стран, однако индивидуальные модели и одежда на заказ также была доступна очень ограниченной части населения.

Конструктивизм и парижские фасоны ушли в прошлое в конце 1920-х, а точнее, в 1928 году, когда политика НЭПа была свернута. Власти больше не намерены были терпеть проникновение западных мод на улицы советских городов, и сделали все возможное, чтобы граждане выглядели одинаково.

Фабрики отшивали грубые пальто и платья простого кроя, а последних художников-приверженцев конструктивизма подвергали жесткой критике. Александр Перелицын и Вера Муницына, возглавлявшие художественный совет организации «Союзхлопкосбыт», были одними из последних модельеров, пытавшихся в 1920-е годы привнести в фасоны и крой одежды что-то новое.

«Это очень «левые» ребята. Всякий рисунок - художественный, но простой, без выкрутас, они называют контрреволюционным… И все, что носим с вами… - все это сплошная контрреволюция. Кучка халтурщиков и пошляков, прикрываясь псевдореволюционной фразой, пачкала материю… Здесь была устроена своеобразная ситцевая трибуна, где получили возможность выступать чуждые нам люди, профанируя, вульгаризируя наше социалистическое строительство », - говорилось в одном из фельетонов в газете «Правда», окончательно определившем судьбу советского конструктивизма в моде.

Согласно сохранившимся справочникам, в 1923 году в столице работало 204 мастерские, специализировавшиеся на мужской одежде и только 32 женских ателье. Почти все известные мастерские в то время находились в центре: в Столешниковом переулке, на Петровке, Покровке, Тверской и Малой Бронной.

Родители летчика-космонавта СССР Владимира Михайловича Комарова - Ксения Игнатьевна и Михаил Яковлевич. Москва. 1925 год.

В это же время появились первые советские журналы мод. Издание «Ателье», созданное при первом советском «Ателье мод», согласно редакционному письму, ставило своей целью «деятельное и неутомимое стремление к выявлению всего, что творчески прекрасно, что заслуживает наибольшего внимания в области материальной культуры».

Материалы для журнала готовили самые известные художники и авторы того времени, а на страницах «Ателье», помимо эскизов и статей, можно было увидеть фотографии знаменитых актрис в дорогих нарядах, выполненных, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию, из качественных тканей.

В журнале был напечатан эскиз популярного платья-бутона скульптора, художницы и модельера Веры Мухиной. Свое название наряд получил из-за драпированной юбки из белой ткани, напоминавшей лепестки цветка. Образ дополняла широкополая красная шляпа и трость.

Издание имело большой успех у читателей, а тираж его составил две тысячи экземпляров. Однако второй номер журнала уже не вышел. Содержание «Ателье» было раскритиковано журналистами другого издания - «Швейник», а в 1925 году большие изменения произошли и в самом «Ателье мод», работники которого после назначения нового руководства стали шить наряды для знаменитостей и жен чиновников.

Еще один журнал, издававшийся в 1920-х, - «Искусство одеваться», первый номер которого вышел в 1928 году и начинался со статьи Анатолия Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?». Среди рубрик журнала - «Полезные советы», «Прошлое костюма», «Курьезы мод». Читателей призывали участвовать в дискуссиях о костюме для советского рабочего, в которых подчеркивалась необходимость создавать свои, а не парижские моды.

В журнале «Домашняя портниха», также вышедшем в 1928 году, печатались выкройки и модели одежды с пояснениями. В это десятилетие появилось еще несколько изданий, среди которых «Швейная промышленность», «Модный журнал», «Четыре сезона», «Вестник моды», «Модели сезона», «Женский журнал». Большинство изданий просуществовало недолго, однако некоторые выпускались несколько лет, пользуясь неизменным успехом у читателей.

Модные девушки 20-ых

Одним из самых популярных художников по костюму, чьи эскизы публиковались в журналах, в первые годы советской власти была Надежда Ламанова, получившая признание еще в царской России.

Создававшая до революции наряды для царской семьи и бомонда и даже получившая звание «Поставщик Двора Ея Императорского Величества», после 1917 года Ламанова вынуждена была приспособиться к новым условиям – не только сменившемуся курсу в одежде, но и недостатку тканей.

Тяжелые обстоятельства модельер смогла обратить в свою пользу: именно с ее легкой руки творческая интеллигенция стала интересоваться кустарными тканями (в начале 1920-х Ламанова экспериментировала с холщовой тканью, полотенцами изо льна, одеялами, шторами).

Так, при новой власти, продолжая работать с женами чиновников, она занялась и массовым производством одежды. В условиях послевоенной разрухи шить костюмы приходилось из грубых и дешевых материалов, что требовало от модельеров огромного терпения и изобретательности. По просьбе Ламановой тогдашний министр культуры Александр Луначарский дал добро на создание «Мастерской современного костюма».

Также она руководила творческим процессом в первом советском «Ателье мод», где работала бок о бок с другими знаменитыми художницами, и участвовала в подготовке журнала «Ателье». Наряды от Ламановой часто демонстрировала муза Владимира Маяковского и известная модница того времени Лиля Брик.

С «Ателье» сотрудничала и дизайнер Александра Экстер. Ее работы выделялись среди остальных и были легко узнаваемы – Экстер создавала костюмы, руководствуясь принципами кубизма. Одна из самых популярных ее работ – сложный костюм, сконструированный из нескольких материалов и напоминающий кимоно. Эскизы Экстер были напечатаны на обложке «Ателье», а внутри журнала можно было найти ее статью «О конструктивной одежде».

«При выборе формы одежды следует считаться с естественными пропорциями фигуры; с помощью правильного конструирования одежды можно добиться ее соответствия формам и размерам тела. Рабочая одежда должна обеспечить свободу движений, поэтому она не может быть зауженной. Одно из главных требований к такому костюму – удобство в работе », - писала дизайнер. Для «Ателье» Экстер разработала варианты прозодежды и модные костюмы с вариациями на историческую тему. Александра Экстер в 1920-х эмигрировала во Францию.

Лиля Брик и Луэлла Краснощекова 1924

Известная художница Варвара Каринская руководила школой художественной вышивки ARS. Как и Ламановой, ателье ей помог открыть нарком просвещения Луначарский. Позже она организовала салон для столичной элиты Haute Couture, клиентами которого стали представители обеспеченной верхушки и жены нэпманов. Также в этой среде был популярен антикварный салон Каринской – там богатые дамы покупали украшения.

Варвара Каринская создала новую технологию вышивки по ткани и аппликации, благодаря которым материал напоминал живописное полотно. В 1928 году художница эмигрировала из Советского Союза, остановившись сначала в Германии, а позже перебравшись в Нью-Йорк, где стала хозяйкой самого популярного ателье. Еще одно признание таланта Каринской – премия «Оскар» за лучшие костюмы к фильму «Жанна д’Арк» 1948 года с Ингрид Бергман в главной роли.

Вестник моды (1926)

Если честно, нельзя так говорить, но судя по фотографиям тех лет, советские женщины были серыми, неухоженными и забитыми. Полные, похожие на теток уже в 30 лет, женщины-товарищи, рабочие лошадки: химзавивка, брови-ниточки и самый страшный эро-кошмар сегодняшнего мужика – повышенная лохматость.

С оветские фильмы и фотографии наших бабушек тому свидетели: советская женщина была серой и помятой. Раннее ожирение и старость уже к тридцати, жалкие потуги на элегантность при общей неухоженности. Кошмарная химзавивка, брови ниточками или брови Брежнева. Просто эротический кошмар! © - такой комментарий я поймала к одному из своих постов.

Конечно, судить женщину СССР по сегодняшним стандартам - все равно, что осуждать статую Венеры Милосской за заплывшие бедра, животик и вообще не фитоняшную фигуру. У нас - маникюры, педикюры, массажи от целлюлита и магазины на каждом шагу. Мы можем найти и купить все, что взбредет в голову. Мы можем даже заказать это из США! Советская женщина, наверное, от такой возможности в осадок бы выпала. Тем не менее, доля правды в словах автора - есть.

Идеология того времени предписывала однозначное отношение к половому вопросу: советская женщина - это, прежде всего товарищ в строительстве социализма. А товарищ на стройке - это такой мужик, который поможет тебе кирпичи таскать. Так что официальный идеал красоты в советском обществе был примерно вот такой:


Был, правда, и «бытовой» идеал - накрашенная модница с ухоженными руками - но его клеймили и осуждали всячески, достаточно посмотреть на судьбу Анфисы в «Девчатах» или, помните, ту самую «не виноватая я» в Брильянтовой руке? Этот шизофренический разрыв между официальным и социальным идеалами красоты, наверное, женщин с ума сводил. Но что все-таки так уродовало советскую женщину?


Работа. Тяжелая работа, много. Правда, феминизм в стране победившего феминизма... не победил - по дому вкалывала тоже женщина. Очаровательная повесть «Неделя как неделя» рассказывает, как главная героиня мечется между работой в НИИ, своими двумя детьми, домом, магазинами с дефицитом и мужем. Муж этот описан как положительный персонаж, но, если приглядеться, не слишком помогает жене. Беготня в стиле электронной игры «Ну, погоди!» старила женщину с бешеной скоростью. О правильном питании, SPA, восьмичасовом сне и отсутствии стрессов речи даже не шло.


У советской женщины, как правило, были дети. Это считалось само собой разумеющимся. То есть сначала она переживала роды, которые тогда были на порядок тяжелее и опаснее - сейчас медицина вроде пытается повернуться человеческим лицом и даже развиваться. Затем она фигачила по дому и одновременно заботилась о детях, обзаведясь свежими растяжками и обвисшей грудью. А далее - пошла, мать, на работу! Советская родина нуждается в тебе!


Взамен женщине советская Родина не предлагала ровным счетом ничего. Все приходилось добывать через знакомых или ждать, когда в магазин «выбросят», и брать с боем: одежду, обувь, белье. Запросто приобрести можно было только полный отстой. Те, кто соглашался на отстой, тоже находились, но выглядели совершенно одинаково.

Советская промышленность предпочитала заниматься войной, а не любовью: в основном производилось оружие, а бытовые товары - как получится. Так что замазать восторги жизни в СССР женщине было особо нечем. Не забудьте, мы говорим о женщине среднестатистической, без блата, которой негде было «достать» и некогда было «урвать». А значит, у нее была тушь «Ленинградская», в которую перед использованием надо было поплевать, крем «Балет», косметический вазелин, помада со странной сладковатой отдушкой, пара разновидностей духов и пинцет для бровей. Ну, и огурцы для масок. Никакой сахарной эпиляции, без спа и салонов. Хорошо развиты были только парикмахерские, где в основном женщинам делали это (кстати, не обольщайтесь, на фото - модели, а не просто женщины):


Да, кстати. Советская женщина пыталась как-то следовать моде. Но силы были очень ограничены: даже модные женщины получались совершенно одинаковыми: если в моде «бабетта» - на улицу выходят миллионы «бабетт», в моде пиджаки «с подплечиками» - женщины изобретают эти «подплечики» из подручных средств. Словом, быть красивой советской женщине помогал разве что строго рекомендованный всем советский оптимизм.


Несмотря на все это - советские женщины были красивыми. Очень разные, и очень натуральные. Да, они не соответствуют «золотому стандарту» нашего времени - чтобы до шестидесяти лет было гладко, упруго и без морщин, чтоб молодой любовник «на пенсии» как у Мадонны.

Но зато у них было что-то другое. Что-то нами потерянное, нежное, важное.
Настоящее.

Итак, в Топе опять какой-то гражданин рассуждает о том, что советские женщины были очень некрасивыми и очень рано старели.
«Убогая одежда и обувь, плохое питание - одна картошка с макаронами, нехватка витаминов.
Тряпки вместо тампонов, советская "косметика". Пыточные зубные кабинеты. Лишний вес, никакого ухода собой. Никакого фитнеса и путешествий.

Женщины в 30 вообще выглядели как сейчас 40-летки ».

Ну, я так тоже могу.
Вот фото сегодняшних красоток с сайтов знакомств – здесь они изо всех сил стараются понравиться.





А это фото советских женщин.


Ну, и кто лучше?
Какими бы «страшными» не были мои ровесницы в молодости, они хотя бы не представляли себя как товар, который надо выставить на продажу, а сегодня у части молодых женщин такая тенденция есть.
Но я, конечно, не собираюсь делать вывод о привлекательности девушек 2018 года и 1978, допустим, года по этим снимкам.

Очень большое значение имеют, например, сами фотографии. Когда мы в 10-м классе получили памятное групповое фото, сделанное в фотоателье, мы чуть не заплакали: такими некрасивыми и старыми мы все выглядели. А ведь об этом снимке специально договаривались, выбирали ателье, платили фотографу. Мы все туда пришли, нас снимали по одному, а потом свели на общее фото.

Я даже сделала для себя другое фото. У меня были фотографии всего класса на комсомольские билеты (дубли) и я их наклеила на лист. Там все выглядели гораздо лучше, потому что там снимали другие фотографы.

Другой момент тот, что сегодня девушки стараются выглядеть как можно дольше как можно моложе. А мы, наоборот, стремились скорее повзрослеть. Мы стригли косы, чтобы сделать взрослые прически, надевали взрослые платья, а сегодня девушки ходят в шапках с ушками животных и с мишками, прикрепленными к рюкзачкам. Все жду, когда они с пустышками ходить начнут.

Вообще, весь 20 век девушки все раньше созревали физически и все дольше старались выглядеть совсем юными.

При этом менархе сегодня наступает в среднем раньше, чем в начале 20 века. Со второй половины 20 века девочки в среднем созревают раньше. Это связано с лучшим питанием и условиями жизни. Также имеет значение вес девочки. В среднем он должен достичь хотя бы 48-50 кг, чтобы месячные начались. Так что во многом раннее начало месячных связано с увеличением среднего веса девочек в развитых странах.

Ожирение среди подростков приняло характер эпидемии. Число случаев ожирения среди российских подростков выросло вдвое за последние десять лет. В структуре эндокринной патологии у детей на ожирение приходится 24% случаев.

Средний возраст начала половой жизни в 2006 году был 16 лет, а в 1993 – 19.5 лет. Гинекологические заболевания у 15-летних девушек в 2000 году были 24%, а в 2016 году – 40%.

Какую девушку, женщину считать красивой? На мой взгляд, в первую очередь, здоровую. А со здоровьем становится все хуже. Последнее поколение, рожденное без гормонов, кесарева сечения и выращенное без антибиотиков, было поколение наших матерей. Те, кто выжили в естественном отборе, были относительно здоровыми. Например, моя свекровь была красивой женщиной: высокая, статная, с отличным цветом лица. Кстати, она никогда не красилась и очень много работала.
Жаль, что у меня нет сканера дома, чтобы показать ее фото. Понимали бы что эти блогеры.
Выглядела молодо она очень долго и очень долго за ней ухаживали мужчины. Сейчас ей 91 год.
И мама моя тоже долго выглядела хорошо и молодо.
Не знаю, удастся ли сегодняшним красавицам выглядеть так же, как они к 70-ти, например, годам. Уже мое поколение по моим наблюдениям значительно слабее, а молодые больнее, чем мы были в их возрасте – это вам все врачи скажут.

Так что, увы, дела обстоят вовсе мне так радужно, как кажется некоторым блогерам.

Но кое-что все же стало лучше. Например, современные средства ухода за волосами позволяют носить красивые длинные распущенные волосы – и это хорошо.
Ортодонты работают – меньше девочек с неправильным прикусом, хотя их и раньше было немного.
Эффективны средства, борющиеся в возрастными прыщами.
Наконец, и пластические операции стали более распространены.
Все это замечательно.

Но обобщать, что кто-то кого-то красивее я не буду. По мне, так все молодые – красавицы.

Меня удивляет стремление некоторых блогеров доказывать, что сегодня они и едят лучше, и живут веселее, и их девушки много лучше девушек прошлого.
Вот этому блогеру хорошо ответил кто-то из моих ровесников: «Считаете, что ваши девушки лучшие, ну и женитесь на них. А наших - не трогайте. Что не ясно? Не лезьте к нашим девушкам .».
Но ведь не отстанут. Будут до последнего утверждать, что их мамы и бабушки были с рождения старыми и страшными.

Безусловно, отличается от современного. Но и воспитание молодежи в СССР имело свои оттенки, которые отложились на задворках памяти нынешних бабушек и мам. Психолог и публицист Людмила Петрановская во время лекции «На стыке тучных и тощих лет: семьи и люди» рассказала, как жилось женщинам в Советском Союзе.

Так, до 1960-х годов с двух месяцев женщины должны были обязательно выходить на работу. Соответственно, мамам нужно было и отдать туда совсем крошечного ребенка. По словам Людмилы Петрановской, именно . Ведь дети, росшие практически без родителей, во взрослой жизни не хотели такого же участия своим детям.

Жизнь женщины в Советском Союзе тоже имела свои последствия. В рамках лекции Людмила Петрановская рассказала, как жилось мамам в СССР и какие это имело последствия.

Примерно до середины 1960-х годов была жесткая установка на отдирание детей от родителей, на обращение с родителями как с нанятым персоналом для выращивания детей.

Отдельно — отношение к матери как, во-первых, к инкубатору, во-вторых, еще вечно виноватому инкубатору. Немало написано про практику советских роддомов, когда совершенно непонятно зачем, для чего, с какой целью, без всякой рациональной, разумной, логической причины женщина проходила через издевательства, сопоставимые с помещением в концлагерь или тюрьму.

Ее раздевали догола — неизвестно зачем, отбирали все личные вещи — неизвестно зачем, запрещали одеваться — неизвестно зачем, полностью отсекали от семьи — невозможно было никак ни видеться, ни обратиться. И при этом обычно звучал такой текст: «Как давать, так знала, а как рожать, не знаешь». То есть практика рождения ребенка подавалась как наказание за то, что ты, сволочь такая, еще и сексом занималась, вот теперь ужо-то узнаешь.

Это было почти нормальным — запугивание молодой матери тем, что она «угробит ребенка» от малейшего неправильного движения: «Что ты делаешь, ты угробишь ребенка».

Рассказывание всяких историй, как кто-то угробил ребенка, — то есть, загоняние в вину, в состояние неуверенности в себе, неполноценности, виноватости, проклятости по всем параметрам. Это носило характер почти магического обряда, чем-то похожего на мрачную инициацию с непонятной целью.

При этом постоянная тема — что твой ребенок тебе не принадлежит, что ты его рожаешь для государства, что, когда надо будет, он должен будет пойти и умереть ради государства. Эта повсеместно распространенная тема очень сильно влияла на чувства родителей, на их способность защищать своих детей, на их способность вообще как-то отвечать за ситуацию с ребенком, с семьей.

Это то, что мы получили в наследство к концу советского периода, то, что сейчас проявляется в работе с психологами взрослых людей, когда они все это вспоминают. По их рассказам достаточно легко восстановить состояние их родителей — людей, которые постоянно пребывают в абсолютно беспросветном катастрофическом стрессе, которые перед всеми виноваты, которые не знают, как строить свою жизнь, которые сами — когда начинаешь спрашивать про детство, их родителей, то есть, бабушек-дедушек — имели часто очень тяжелое детство.

Вот один очень яркий пример с моей последней группы для мам, которые хотят разобраться с какими-то своими проблемами.

Молодая мама рассказывает, что ее мама постоянно запрещает ребенку кричать. Кричать не в смысле сердиться, а просто громко кричать. Детям свойственно вопить, орать. Как только ребенок начинает быть слишком громким, бабушка очень нервничает и требует, чтобы он это перестала. И в какой-то момент, дочь спросила: «Мама, почему нельзя ребенку кричать?». И бабушка как-то зависла. Говорит: «Нечего кричать. Не надо».

На следующий день приходит бабушка и говорит: «Ты представляешь, какой мне сон сегодня приснился странный: идет война, и мы с тобой сидим в кустах, прячемся от врагов. Вокруг стреляют, вокруг враги. Вдруг я вижу внучку, она идет по дорожке и громко кричит. И я в ужасе во сне понимаю, что ее сейчас убьют, потому что нельзя так делать — вокруг стреляют. Надо сидеть в кустах и молчать».

И действительно, эта бабушка 1939 года рождения, и одно из ранних, первых воспоминаний, — это когда они сидят в кустах, и родители ей говорят «молчи», потому что они прячутся.

То есть тяжелый детский опыт приводит к тому, что происходит запечатывание травматического опыта, который не осознается. Ведь наши старшие поколения не получали никакой помощи в том, чтобы осознать этот опыт, прожить его, хоть как-то это пережить и упаковать внутри себя.

Что в этой ситуации происходит? В этой ситуации в психике просто капсулируется травматичный опыт, который там так и лежит. И он влияет на ситуации, которые психика воспринимает как тригерные, то есть чем-то похожие на исходную травматичную. И дальше, не понимая, не осознавая, человек просто реагирует на аналогичные ситуации.

В этом случае это просто очень ярко, потому что очень похоже. И был достаточно высокий уровень осознания, потому что, как минимум, на уровне сна, на подсознательном уровне, психика человека знала, что происходит.

Бывает гораздо более забетонированный случай, когда и во сне, и в иносказательном смысле не очень просто туда добраться. Я знаю десятки историй, когда тяжелый детский опыт бабушки влиял на то, как она воспитывала маму. То, что сейчас маме кажется неоправданной жестокостью, холодностью, черствостью, на самом деле напрямую вытекает из этих диссоциированных травм бабушки.

И сейчас у мамы, которая была уже в более благополучном состоянии, хватает рефлексии, самоконтроля, чтобы следить: то, как она реагирует на ребенка, ведет себя с ним, — это неправильно, неадекватно, она так не хочет. Другой вопрос, что она не может с этим справиться.

Жизнь женщин в СССР значительно отличалась от той, которую ведут современные россиянки. Частыми факторами, которые ее сопровождали, были дефицит, нехватка самых необходимых товаров и продуктов. При этом женщина всегда остается женщиной, поэтому и в те времена все мечтали выглядеть привлекательно. Как им это удавалось, и какими они были, советские женщины, расскажем в этой статье.

Женщины в СССР даже в те времена, когда настоящей проблемой было найти хорошую косметику или новую модель платья, все равно умудрялись наводить марафет. Тени в то время заменял гуталин, пудра была больше похожа на дуст, а вместе косметического карандаша пользовались самым обычным.

В период тотального дефицита женщины СССР терпели огромные неудобства ради красоты и привлекательности. Например, популярностью пользовалась химическая завивка, которая украшала голову едва ли не половины советских работниц. Смотрелась она, прямо скажем, специфически, к тому же, была очень вредной для самих волос. Но модницы все равно предпочитали жертвовать здоровьем ради стильной прически.

Не наблюдалось в то время большого разнообразия среди красок для волос, в основном, в продаже были басма и хна.

Среди парфюмерных изделий для женщин СССР, фото которых есть в этой статье, больше всего ценились духи "Красная Москва". Да и других альтернатив практически не было.

Отдельно стоит упомянуть про такую особенность советских женщин, как золотые зубы. В СССР они не считались признаком провинциальности или плохого вкуса, а сразу демонстрировали окружающим, что у человека есть деньги.

Внешний вид

Нижнее белье женщин в СССР не отличалось сексуальностью, оно было добротным, удобным, но совершенно бесформенным. Стоит признать, что винить за это женщин не стоит, особого выбора у них тогда просто не существовало, практически всю страну обеспечивал белорусский трикотаж.

Верхняя одежда была более разнообразной, но вариантов тоже было не так много. Норковые и каракулевые шубы советских модниц (на ретро-фото женщин в СССР их можно хорошо рассмотреть) были очень тяжелыми, а драповые пальто отличались весьма странным кроем.

Особым шиком считалось приобрести сапоги из Чехословакии, которые долго служили, хоть и не отличались привлекательностью. В среднем, на зарплату советского инженера можно было купить югославские сапожки, которые были настоящим чудом для того времени.

Как и в наши дни, женщины времен СССР хотели оставаться стройными и подтянутыми. Но методов липосакции тогда не знали, не существовало в Советском Союзе и порошков с таблетками для похудения. В то время все было намного сложнее.

Самое главное - отсутствовала информация о диетах и здоровом питании, получить ее было практически не откуда. Единственный способ - это передача неких способов из уст в уста, при этом никакой уверенности в их эффективности и безопасности не было. Например, в 60-е был популярен яблочный уксус для поддержания стройного тела, его, кстати, некоторые используют до сих пор. Для этого уксус разводили в воде или чае, выпивая такую смесь утром и вечером. Определенный результат можно было заметить, но скорее у женщин из-за него возникал гастрит, чем стройная фигура. В сладкий чай добавляли английскую соль, что также приводило не только к похудению, но и к проблемам с желудком.

Со временем большой популярностью стала пользоваться гимнастика, которую изначально внедряли на предприятиях для поддержания хорошего физического состояния рабочего коллектива. Многие женщины переняли ее и у себя дома. Обручи, приседания, хула-хуп помнят многие, кто хотел похудеть в советское время. Если подходить к этому с энтузиазмом, то гимнастика давала неплохие результаты.

Хватало и тех, кто пускался в крайности, практически голодая, чтобы заработать себе тонкую талию.

Семейная жизнь

В СССР официальное замужество стало очень востребованным после Великой Отечественной войны, потому что мужчин в стране просто не хватало. Девушки часто создавали семью, не особо взирая на внешность или достаток жениха.

Особенно тяжело приходилось вдовам фронтовиков, многие из мужей официально считались пропавшими без вести, а нередки были случаи, когда через много лет после получения официальной похоронки, солдат возвращался домой. Поэтому многие продолжали ждать своих любимых, оставаясь одинокими.

Стоит отметить, что в Советском Союзе было принято всерьез подходить к созданию семьи. Брак из корыстных целей легко могли осудить. К тому же, гражданский брак, хоть он, конечно, и существовал, был распространен значительно меньше, чем сейчас. Жить с мужчиной без штампа в паспорте считалось неприличным.

Определенную роль в этом играло и государство, которое оказывало помощь молодым семьям, а вот холостяков и бездетных, наоборот, обкладывало налогами.

Возможно, из-за этого в СССР детей заводили с большей охотой, чем сейчас. Советские женщины намного сильнее современных мечтали о своей семье и ребенке. Причем часто одним чадом пара не ограничивалась.

Многодетных мам было много даже в тяжелые послевоенные годы. Несмотря на все трудности, они умудрялись справляться, воспитывать здоровых и крепких мальчишек и девчонок.

Женская работа

К женскому физическому труду в советское время относились иначе, чем сейчас. Ведь во время войны и после победы требовалось помогать мужчинам, которых всегда не хватало. Когда большинство представителей сильного пола отправились на фронт, женщины встали за станки, чтобы обеспечивать армию снарядами и боеприпасами.

Стоит признать, что это сказалось на их внешности, женщины стали выглядеть грубее, но тогда об этом, конечно, не думали. После войны тоже пришлось непросто, необходимо было восстанавливать разрушенную страну, заново отстраивать города, строить новые заводы и предприятия.

Герои в юбках

Высшей наградой в СССР - звания Героя Советского Союза - удостаивались и женщины. Всего женщин-героев в СССР насчитывалось 95. Только одна из них была удостоена этого звания дважды.

Это - вторая женщина-космонавт. Она стала первой в мире женщиной, вышедшей в открытый космос. Свой первый космический полет она совершила в 1982 году. С этим полетом связан удивительный факт. По данным французской прессы, советские руководители космической отрасли тогда признали, что на борту станции "Салют-7" состоялась первая в истории попытка интимной близости в космосе. Только неизвестно, кто был предполагаемым партнером Савицкой. Вместе с ней в полете находились Александр Серебров и Леонид Попов. Официально эта информация так и не была подтверждена, сама Савицкая в интервью обходит эту тему стороной.

В 1984 году она стала первой женщиной, которая вышла в открытый космос.

Звание Героя Советского Союза имеет и первая женщина в СССР и в мире, отправившаяся в космос, это Валентина Терешкова. Она до сих пор остается единственной на планете женщиной, которая совершала полет в одиночку.

В космический полет она отправилась 16 июня 1963 года на корабле "Восток-6". За пределами земного притяжения она провела почти трое суток, если быть точным - 2 суток 22 часа и 50 минут. После этого женщин в космосе не было много лет не только в СССР, но и в остальном мире. Следующей стала Савицкая спустя 19 лет.

Женщины-преступницы

В Советском Союзе хватало не только женщин-героев, но и тех, кто нарушал закон. Как известно, в СССР действовала смертная казнь, к высшей мере наказания приговаривали и представительниц слабого пола.

Казни женщин в СССР не были распространены, но происходили. Всего их было три за все послевоенное время.

Это Антонина Макарова - палач Локотского округа в годы Великой Отечественной войны. Она действовала на территории образованной Локотской республики на стороне фашистов и русских коллаборационистов. На ее счету около полутора тысяч расстрелянных человек, окружающие дали ей прозвище Тонька-пулеметчица.

После войны ей удалось скрыться, арестовали Макарову только в сентябре 1978 года. Все эти годы она спокойно жила, завела семью, работала в швейном цехе, даже регулярно попадала на доску почета. Суд приговорил ее к расстрелу, в августе 1979 приговор был исполнен.

Берта Бородкина была руководительницей треста столовых и ресторанов в Геленджике. По версии следствия, промышляла спекуляцией в особо крупных размерах, имела прозвище Железная Белла.

Считается, что за все время она получила товаров и денег на сумму около миллиона рублей. В 1982 году ее приговорили к расстрелу за взяточничество и спекуляции.

Третьей стала Она работала посудомойкой в столовой школы №16 Киева. В 1987 году сразу несколько учеников и сотрудников были госпитализированы с пищевым отравлением. Двое взрослых скончались, 9 человек оказались в реанимации.

Оказалось, что незадолго до этого умерла медицинская сестра, которая должна была контролировать качество еды. Ее смерть вызвала подозрения. При эксгумации в тканях были обнаружены следы талия.

Во время обыска у Иванютиной была обнаружена "жидкость Клеричи" - токсичный раствор, который применяют геологи. Выяснилось, что ее семья пользовалась им много лет, применяя в корыстных целях и из личной неприязни. Всего удалось установить девять ее жертв. По решению суда Иванютина была расстреляна.

Что еще почитать