Развитие детей. Методика раннего развития детей. Методика Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – бельгийская актриса, педагог по актёрскому мастерству, сторонник идеи раннего развития, мама девочек-погодок, создала свою собственную методику воспитания и обучения, которую успешно адаптировала на своих дочерях. Основной принцип методики Лупан сформулировала так – «Поверь в своё дитя».

Позже она выпустила книгу с одноимённым названием.

Скачать её можно перейдя по этой ссылке.

Когда Сесиль впервые стала мамой, она старалась развивать дочь Галю с первых дней жизни. Первыми уроками девочки стали занятия по плаванию: семья Лупан даже посещала специализированные занятия, которые проводил инструктор по младенческому плаванию.

Затем к этим занятиям добавились и музыкальные игры. Первым инструментом для знакомства с миром неречевых звуков стал ксилофон – мама для своей дочери проигрывала различные мелодии, ловила её реакцию на тот или иной звук.

И тут наступил судьбоносный день для Сесиль Лупан – она узнала о существовании , которая не оставила её равнодушной: она посетила целый курс семинаров Гленна Домана, восхищаясь талантами детей, с которыми занимались по этой методике. Воодушевившись увиденным, Лупан непременно начала полученные знания реализовывать на практике обучения восьмимесячной Гали. Но, увы, занятия перестали приносить плоды – девочку просто не интересовали карточки. Тогда Сесиль придумала свой способ знакомства с миром слов: карточки были повсюду, причём карточки ставились на те предметы, слово, которое они обозначали (например, если слово «кресло», то эта карточка стояла именно на кресле и др.).

Кроме того, Лупан пришла к выводу, что показ карточек лучше начинать тогда, когда ребёнок уже может произнести то, или иное слово. До года с малышом нужно как можно больше разговаривать, обогащать его сенсорный и тактильный опыт. Ну, и, конечно же, дарить много любви и ласки.

С двухлетнего возраста Сесиль рекомендует закладывать первые энциклопедические знания у ребёнка. Получение информации должно быть интересно самому ребёнку. Так, Лупан изначально давала сведения о необычных фактах, причём в игровой форме – актриса сама придумывала весёлые стишки, считалочки и забавы, в которых дети получали знания об истории, биологии, географии, живописи и других науках.

Когда родилась дочь Селина, Сесиль столкнулась с проблемой: девочке было не интересно то, что увлекало Галю. Тогда Лупан для младшей дочери разработала другую программу занятий, чутко прислушиваясь к желаниям Селины.

Едино осталось одно – все знания девочки получали через игру. Даже цифры и алфавит актриса сумела преподнести в занимательной форме. Причём каждая буква произносилась на распев, про каждую букву придумывалась невероятная история.

Для изучения алфавита по методике Лупан отлично подойдёт книга «Азбука превращений «, где каждая буква принимает тот или иной облик:

Сесиль Лупан для отработки навыков чтения рекомендует сделать первую книгу для малыша самостоятельно: наклеить фото ребёнка, например, где малыш ест. На соседней странице большими чёрными буквами написать имя ребёнка и действие, которое изображено на фото, например, «ВАНЯ ЕСТ». Подобных разворотов должно быть несколько.

Кроме того, Лупан учила детей не только читать, но и писать. А точнее – печатать слова на печатной машинке.

Обе дочери Сесиль на первых годах жизни прекрасно овладели несколькими иностранными языками. Лупан сама общалась с детьми на иностранных языках, показывала записи мультфильмов, пела песенки и организовывала игры. В каждодневную программу развития дочерей Лупан включала игры на логику и счёт. Причём считать Сесиль рекомендует всё вокруг (от 1 до 10). Так малыш быстро освоит числа, и охотнее будет выполнять с ними операции на сложение и вычитание.

Каждая увлеченная мама создает собственную уникальную систему воспитания ребенка, цель которой – гармоничное развитие и раскрытие детских талантов. Сесиль Лупан была именно такой мамой и воспитала двух девочек. Ее методика стала известна мировой педагогике благодаря публикации книги «Поверь в свое дитя: практическое руководство», а сама Сесиль ныне живет в Париже и продолжает читать лекции.

В своем научно-популярном труде автор излагает свой взгляд на методическую систему Глена Домана и предлагает, как улучшить ее, переместив вектор на естественный ход развития. Сесиль Лупан положила в основу этой адаптированной системы интерес ребенка и его эмоциональную реакцию на события и явления окружающего мира. Поскольку именно эмоции позволяют детям лучше запоминать информацию и прочнее фиксировать практический опыт.

Из этой статьи вы узнаете

Осознавать счастье материнства

В авторском тексте повсеместно сквозит мысль о том, что рождение ребенка – это чудесно, это высоко и важно. Вокруг этой мысли Лупан удалось сформировать крупное родительское сообщество во Франции, носящее то же имя, что и ее книга, – «Поверь в свое дитя».

Методологическая суть системы Лупан укладывается в несколько предложений. Внимательная мама не должна слепо исполнять требования методики, она должна соизмерять ее с возможностями и интересами своего ребенка, применять только необходимое и делать это без принуждения чада к тем или иным занятиям. Именно понимание желаний малыша должно лежать в основе взаимодействия между ним и мамой.

Принципы Домана

Из методики своего вдохновителя Глена Домана Сесиль Лупан оставила для себя то, что сочла лучшим, — основные принципы построения занятий:

  • Родитель – мама или папа – лучший учитель и воспитатель.
  • Процесс обучения должен основываться на игре, которая не имеет права быть скучной или неинтересной для ребенка.
  • Никаких оценок, проверок, сверки с образцом.
  • Смена видов деятельности, появление новых элементов, динамика занятия помогают поддерживать внимание и развивать любознательность малыша.

Дополнив эти принципы практическими упражнениями, театрализацией и немалой долей интуитивного чувствования ребенка с самого раннего возраста и до школы, Лупан получила собственную систему, которой и обучает молодых родителей по сей день.

Подталкивать интерес ребенка

Методика Сесиль Лупан строится на том, что родитель должен не только присматривать за ребенком и пояснять или направленно обучать. Его задача много шире – провоцировать, мотивировать интерес малыша к изучению предметов и явлений окружающего мира. В обучении нет ни графика, ни конспекта занятий. Только малыш может определить, что его сегодня интересует больше: деревянные овощи на импровизированной грядке или разноцветные бусины для сортировки.

Мало просто дать ребенку информацию о цвете и форме предмета. Важно включить этот предмет в повседневную жизнь, показать, зачем он нужен, как работает или применяется, когда это происходит и насколько предмет безопасен.

Например, возвращаясь к теме овощей, можно продолжить урок на кухне и показать юному исследователю, какой вкусный салат можно сделать из капусты и моркови. Занятие плавно перетечет в обед. Плюс такого подхода – быстрое запоминание: информация сразу же будет проанализирована детским мозгом и принята как полезная и необходимая.

Самостоятельность малыша

Это еще один важный компонент в процессе обучения по методике Лупан. Нет необходимости постоянно сопровождать ребенка. Созревающая детская личность нуждается в пространстве и одиночестве для того, чтобы ранее освоенные уроки укоренились в памяти через игру с самим собой. К тому же в этой игре возникнут новые интересы и вопросы.

Конечно, это не значит, что не нужно следить за безопасностью ребенка. Но вторгаться в его мир и самостоятельные рассуждения точно не стоит. Зато, когда он закончит игру или строительство пирамиды, не лишней будет похвала с поцелуями и объятиями, в которых маленькие дети особенно нуждаются.

Двигательная активность и интеллектуальное развитие

Предсказуемо и то, что движение и учение должны присутствовать в жизни крохи в гармоничном сочетании. Упражнения по счету, азбуке, логике и изобразительному искусству в течение дня и недели могут перемежаться зарядкой, подвижными играми, верховой ездой, плаванием, прогулками в лесу и помощью по дому.

Каждому возрастному этапу, как и в большинстве других методик, у Лупан отводится определенная роль и задачи. Поддерживая естественный персональный интерес ребенка, нужно все же соизмерять уровень подачи информации с интеллектуальными возможностями малыша по возрасту.

Первый год жизни

Кроха только начал свой путь в новом для него мире, и основная цель – показать ему возможности этого мира. Автор предлагает двигаться в четырех направлениях:

  • Формировать положительное самосознание через родительское внимание, объятия, поцелуи, разговоры, прикосновения. Необходимо поощрять успехи и поддерживать в неудачах.
  • Развивать анализаторы (органы чувств): зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Здесь на помощь родителям приходят разнообразные игрушки, прикормы, дидактические материалы, готовые развивающие наборы.

Игрушки тоже растут. Начните с подвесного мобиля в кроватке. Но следите, чтобы игрушки в нем не были слишком пестрыми. Предпочтение – одноцветным простым фигурам: желтое солнышко, красная птичка, зеленое яблоко. Чем проще объект, тем легче восприятию зацепиться за отдельные его свойства. Именно в этом нуждаются детские органы чувств. Когда кроха научится сидеть – играйте на ковре с крупными предметами и музыкальными инструментами.

  • Важно стимулировать двигательную активность и улучшать двигательные навыки. От хватания и удержания до ползания и хождения – все взаимосвязано в процессе формирования психики и тела. Обязательна гимнастика и подвижные игры на любимом ковре. А вот использование манежа – существенный минус, по мнению Лупан. Впрочем, вы можете применять его очень ограниченно — лишь для безопасности малыша. Все, что удалось освоить дома (равновесие, прыжки, шаги), можно и нужно переносить в новые ситуации, например на прогулку.
  • Развитие лингвистической основы. Действительно важно заложить основные речевые функции именно на первом году жизни. В этот период мозг младенца очень восприимчив к артикуляции, интонации, семантике слов. Чем чаще речь обращена к чаду, тем выше вероятность, что он скоро и сам начнет ею пользоваться.

От года до двух

Не следует навязывать малышу свое внимание в этот период, но ощущать поддержку и присутствие взрослых ему необходимо постоянно. Проводя самостоятельное исследование мира, кроха должен быть постоянно в безопасности. Внимательный родитель при этом всегда вовремя вмешается, чтобы объяснить, подсказать или поощрить.

Развитие речи продолжается бурными темпами. И сейчас важно, чтобы речь взрослых была максимально грамотной, эмоционально окрашенной, но не утрированной. То есть не надо переигрывать. Читать стихи, петь детские песенки, разучивать их с малышом – важная рекомендация в методике раннего развития Сесиль Лупан.

Выбирайте простые короткие стишки. Разучивайте их под хлопки или другие динамические действия. Включайте в деятельность не только мозг, но и тело малыша.

Старайтесь не подменять собственный живой голос на аудиосказки или мультипликационную озвучку. Если уж приходится использовать мультфильмы для отвлечения чада, отдавайте предпочтение старым советским мультикам с хорошей музыкой, сценическими голосами и добрым сюжетом.

От двух до пяти

Бег, прыжки и новые способы управления собственным телом – вот то, что необходимо открыть малышу на этом этапе. Занятия спортом, танцами, плавание, походы выходного дня, лазанье по импровизированным или настоящим скалам – все это обязательно понравится и пойдет на пользу. В старшем возрасте привить ребенку любовь к движению и спорту будет гораздо сложнее.

В развитии речи отдайте предпочтение хорошим поэтическим упражнениям: от Бианки и Маршака переходите к Пушкину, Лермонтову, Есенину. Читайте сказки и стихи о природе, учите ребенка понимать образы, метафоры. Неплохо, если четырехлетке показать, насколько выразительной может быть музыка. Начните с «Полета шмеля», к примеру.

Алфавит из книги Сесиль Лупан. Перепробовав немало методик и техник, Лупан пришла к выводу, что изображать гласные буквы нужно красным, а согласные черным цветом, а размер символов на первом этапе их освоения должен быть не менее 2 см. В методике Лупан каждая буква – это история-вопрос в картинке: «Кто укроет Бобика?» — «А-а-а-а!»

Уделяйте время прогулкам всей семьей, общению с домашними животными и социальным играм со сверстниками. Позвольте наблюдать за ребятами постарше, подающими хороший пример того, чему можно научиться уже совсем скоро.

От пяти до семи

Если очень кратко охарактеризовать этот возрастной этап, то дошкольники отличаются началом формирования специальных интересов. Например, одни дети увлечены изучением бабочек, другим нравятся драконы и динозавры. Задача родителей – добавить гармонии в развитие. Интеллектуальные нагрузки нужно уравновесить физическими, а периодам углубленного изучения любимой темы противопоставить общение и творчество.

Будьте проще! Держите баланс между завлекающей интонацией и увлеченным рассказом. Дети в преддошкольном и школьном возрасте лучше воспринимают настоящую увлеченность рассказчика, чем утрированные эмоции. Объясняете ли вы, почему трава зеленая, или читаете сказку, будьте естественны и старайтесь переживать события вместе с малышом.

Довольно часто к пяти годам становится актуальной проблема звукопроизношения. Чистота речи – результат труда над ней. Упражняйтесь в скороговорках и стихах вместе с ребенком. Достоинство семейного чтения еще и в расширении словарного запаса, причем у всех участников. Привлекайте старших детей к играм с младшими, учите их сотрудничать между собой и со старшими членами семьи. Заведите традицию играть в настольную игру всей семьей – это делает детей спокойнее, увереннее в «тылах». Общайтесь с детьми и познавайте мир заново вместе с ними.

Система Сесиль Лупан имеет лишь один видимый недостаток, который одновременно является и ее достоинством: работа с растущим ребенком строится на рекомендациях автора, а не по строгим ее указаниям. У родителя остается пространство для маневра, поле для творчества. Именно это позволяет методике так гибко подстроиться под нужды любого малыша.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан является автором довольно популярной на сегодняшний день книги «Поверь в свое дитя» . В обычной жизни это актриса из Бельгии и одновременно женщина, которая воспитала двоих детей, двух дочек. Является одной из последовательниц Г.Домана, в принципе ее основная работа и является переработанной методикой Домана, касающейся развития детей. Методика Лупан не признает жестких принципов, которые способны ограничить индивидуальность ребенка.

Для Сесиль Лупан ребенок не считается сосудом, который родителям необходимо наполнять, для нее это огонь, который родители должны зажечь. Методист из Бельгии считает, что основное внимание при развитии детей необходимо уделять их творческому и личностному развитию. Важно большое внимание уделять и эмоциональному развитию детей.

Если говорить кратко об основной идеи методики Лупан, то суть ее заключается в том, чтобы занятия с детьми способствовали развитию тех склонностей, которые являются врожденными. Родители должны понять к чему у ребенка есть предрасположенность, интерес. Насилие и принудительные занятия строго запрещаются. Также важно со слов методиста научить ребенка обрабатывать и стремиться обобщать ту информацию, которую ребенок получает. Для примера можно привести карточки Домана, на которых дается изображение овощей (овощи просто перечисляются). По методике Лупан ребенок должен понять, что все, что изображено на этих карточках относится к овощам.

Распорядок дня для занятий с детьми в возрасте от года до трех лет

Сесиль Лупан считала, что каждый день в жизни малышей должен быть непохожим на другой, а изменение возраста должно влечь за собой и изменение организации занятий с ними. Родителям не стоит забывать, что ребенок порой может совершенно внезапно потерять интерес к какому-либо предмету на любое время от недели до года. Этого можно ожидать в любой момент и не стоит из-за этого расстраиваться. Необходимо постоянно стимулировать интерес малыша.

И так, каков же распорядок дня по методике Сесиль Лупан для годовалых малышей ? Как только ребенок проснется, сделайте с ним элементарную зарядку и проведите небольшое занятие по развитию речи. После всего можно и картинками заняться. Основными моментами в течение дня должны быть: прогулки с малышом, купание (как подготовка к плаванию) и туалет. Если вы хотите научить малыша иностранному языку, то начинать можно с четырех месячного возраста и желательно, чтобы занимались с ребенком не родители. Поначалу хватит и одного занятия. Ежедневно работайте с картинками, которых много в различных детских книжках, возвращаясь и рассказывая уже изученное несколько раз.

Во второй год жизни мы добавляем ко всему вышеперечисленному новые занятия. Когда будете прогуливаться с малышом, всячески побуждайте его к бегу. При просмотре книжек пересказывайте их ему по несколько раз. Можно уже в это время составлять таблицу с первыми словами малыша. Уроки иностранного языка можно проводить ежедневно, по два небольших занятия в день. Пойте с ребенком детские песни на разных языках, это позволит развивать активное слушание. Попробуйте подготовить первую совместную книжку, которую он сам придумает. Уже можно начинать учить алфавит в песенном виде и заниматься уроками рисования.

Когда ребенку исполнится три года , приступайте к изучению счета и рассказывайте малышу о живописи, о разных известных художниках. Выучите несколько детских песен по теме «история родной страны». Работайте над тем, чтобы ребенок придумывал и составлял свои книжки.

Постарайтесь сделать так, что бы ребенок в возрасте трех лет хотя бы час находился в игровой группе детей, которые немного старше его. Отличным вариантом будут занятия танцами или музыкой.

Составлять план занятий необходимо при индивидуальном подходе к каждому ребенку в отдельности, учитывая его интересы и способности. Мы привели примерные направления деятельности малышей в возрасте от года до трех лет.

Игры по методике Сесиль Лупан

Для начала стоит заметить, что на самом деле игр довольно много, и все они имеют различное направление. Вот на каких бы хотелось остановиться:

Игры в воде


Игры на ориентирование в пространстве

Игры, обучающие счету

Игры на развитие логического мышления

1.
Логическое формулирование. Эта игра поможет ребенку научиться логически мыслить. Пример игр:

Дети играют.

Что делают дети? — играют.

Кто играет? — дети.

2. Поиск недостающего предмета. Разложите перед ребенком три любых предмета. Затем попросите малыша закрыть глаза и уберите любой из них. Спросите, чего не хватает. Количество убираемых предметов необходимо постоянно увеличивать.

3. Игра на развитие воображения при помощи геометрических фигур. Возьмите за основу любую геометрическую фигуру и подумайте вместе с малышом над тем, что можно нарисовать, используя ее.

Игры на развитие музыкального слуха


Многие из вас, наверное, подумали, что это, довольно, странные игры. Поскольку все и так вполне понятно, и малышу может показаться скучным. Поверьте, это совершенно не так. Вы заметите огромный восторг и интерес у своего ребенка, сыграв хотя бы в одну такую игру Сесиль Лупан . И не забывайте хвалить своих деток за то, что у них что-то получается и совершенно неважно что.

Сесиль Лупан, педогог по актерскому мастерству, создала свою собственную систему раннего развития детей, которая основывается на методике Глена Домана. Свою методику она апробировала на своих двух дочерях, а результаты превзошли все ожидания. Сесиль Лупан написала книгу «Поверь в свое дитя», где поделилась советами и дала рекомендации родителям о воспитании детей.

Методику Сесиль Лупан нельзя назвать научной, скорее речь идет о естественном и разностороннем развитии детей, при котором учитывается их индивидуальность, интересы и наклонности.

Основная мысль методики заключается в том, что родители лучшие педагоги для своего ребенка, и только они знают как правильно развивать свое чадо. Но при этом ребенку не нужны черезмерная забота и опека, а нужен здоровый интерес со стороны родителей.

Основные принципы обучения по методике Сесиль Лупан

1. Составление еженедельного расписания занятий с ребенком. В ходе обучения можно будет корректировать расписание в зависимости от успехов или затруднений в освоение малышом составленной программы.

2. Обучение не цель, а средство гармоничного развития ребенка. Малыш должен играть и общаться с родителями, а развивающие занятия лишь дополнение и не стоит ими злоупотреблять.

3. Подготовтесь к занятию заранее. Вы должны приготовить дидактический материал, прежде чем предложить малышу выполнить какое-то задание, чтобы ребенок не поторял интерес от долгого ожидания.

4. Задания и дидактический материал должны быть интересны ребенку. Если вы видите, что заинтересованность ребенка угасает, то остановите занятие и займитесь чем-то другим, а через какое-то время можно снова предложить малышу позаниматься, не настаивая при этом, чтобы не отбить охоту к обучению.

5. Развивайте творческие способности ребенка. У малыша в ближайшем доступе должны быть карандаши, мелки, краски, пластилин. Создаваите вместе с малышом ваши шедевры.

6. Развивайте познавательную деятельность малыша. Любопытство ребенка всегда должно быть удовлетворено. Постарайтесь ответить на все вопросы, которые задает малыш, даже если вы очень устали, так как для ребенка очень важно разобраться в окружающем его мире, понять что как работает и для чего нужно. Ваша задача стимулировать его любопытство, подтолкнуть ребенка задать вопрос, на который вы можете развернуто ответить. Например: покажите малышу книгу с машинками и спросите у него, знает ли он, почему они могут ездить. Выслушайте его мнение и дополните своим. Да машинка без колес не поедит, но также она не поедит без двигателя, руля и т. д.

7. Учите малыша терпению. Дайте понять ребенку, что с его мнением будут считаться тогда, когда он научится уважать мнение других людей. Например: если в магазине малыш захотел дорогую игрушку, то он должен спросить у мамы, может ли она купить понравившуюся ему игрушку сейчас, а если нет то когда. Нужно объяснить, что он ее обязательно получит на день рождение, так как маме надо накопить на нее деньги.

8. Игра - основной инструмент обучения. Изучение алфавита, счета, цвета, геометрических фигур, животных и т. д. проводить в игровой форме, так как игра - ведущий вид деятельности дошкольников. В игровой форме малыши лучше усваивают обучающий материал, а самое главное дети получают удовольствие от игры.

9. Чувства ребенка всегда на первом месте. В желание максимально развить интеллект не стоит забывать о чувствах малыша. Ребенок, растущий в окружение любящей семьи и имеющий положительные представления о себе, будет быстро развиваться и изучать окружающий мир, а в дальнейшем сможет стать успешным и счастливым человеком.

«И не следует забывать, что любовь к малышу – это тяжелый труд, ежедневный, ежесекундный…», - пишет в своей книге Сесиль Лупан.

После рождения второй дочери Сесиль поняла насколько дети бывают разными, и как важен в обучение и воспитание ребенка индивидуальный подход. Ведь то, что хорошо для одного малыша, может оказаться совершенно неприменимым для другого. Поэтому Сесиль Лупан советует не слепо следовать ее методике, а лишь найти то что подходит вам и вашему малышу.

Сесиль Лупан в своей книге описывает конкретные игры и упражнения по физическому развитию, чтению и письму, логике и счету, музыке, рисованию, иностранным языкам, истории, географии, плаванию новорожденных по методу Клэр Тиммерманс и верховой езде.

Занятия с ребенком в первый год жизни по методике Сесиль Лупан

Первый год жизни очень важен для малыша, от того как он пройдет зависит дальнейшее развитие ребенка. Поэтому главная задача родителей окружить ребенка любовью и заботой.

Процесс воспитания в первый год жизни сосредоточивается на четырех основных задачах:

1. Помочь ребенку обрести положительное осознание самого себя и своего окружения.
Следует проявлять свою любовь к ребенку как словесно, так и физически, поощрять любые усилия, сделанные им, радоваться его успехам, не давать малышу плакать (по принципу "плачет, и пусть, ничего с ним не сделается" - это совершенно недопустимо).
Испортить малыша в возрасте одного года еще нельзя, он только начинае понимать как можно манипулировать людьми. Задача родителей научиться чувствовать когда ребенок просто капризничает, а когда он действительно нуждается в помощи.
Ребенка не следует ставить в жесткие рамки, будьте гибкими в вопросах воспитания, позвольте ему самому открывать мир в условиях свободы и доброжелательности.

2. Помочь развивить малышу все пять чувств.

Упражнения для развития зрения:

Состояние высвобожденной двигательной активности. Когда вы играете с грудным малышом, его головку нужно поддерживать, тогда ребенок сможет спокойно рассматривать ваше лицо или предмет, который вы ему показываете.

Гримасы. Лица других людей очень интересуют новорожденного, и чтобы развить его любопытство, сделайте следующие манипуляции, поверните ребенка лицом к себе и строите ему рожицы (например, открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза), произнося при этом различные звуки.

Одноцветные предметы. Игрушки ребенка должны быть яркого цвета. Начните знакомить малыша со стандартными цветами: черным, белым, красным, зеленым, желтым и синим. Показывайте игрушки и говорите какого они цвета. Пример: "Давай построем башню из красных кубиков." Посмотри какая красная башня у нас получилась".

Украшение кроватки. Используите игрушки, различные ткани, бумагу и другие безопасные материалы для украшения стенок кроватки, так как малыш часто просыпается и ему будет что рассмотреть и потрогать.

Зеркала. Повесте специальные детские зеркала по бокам и в изголовье кроватки ребенка: в них он будет видеть свои движения, и это позволит расширить его кругозор.
Мобиль. Можно купить уже готовый мобиль или изготовить самим (привяжите длинную резинку, к которой подвесьте разные предметы (игрушку, чайную ложку, погремушку, кольцо и т.п.) так, чтобы ребенок легко мог их достать. Когда ребенок подрастет замените мобиль гимнастическим набором для кроватки.

"Шахматная доска". Для того чтобы ребенок научился фокусировать свой взгляд сделайте на ватмане или толстом картоне шахматную доску (80 х 60 см), расчерченную на клетки (5 х 5 см) - черные и белые. Выкладывайте эту "Шахматную доску" перед малышом как можно чаще.

Иллюстрированные карточки. Сделайте карточки размером 30 х 30 см. На одних карточках нарисуйте кружки (около 15 см в диаметре, ярких цветов), на других - черные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал, трапецию, параллелограмм, ромб). Также сделайте карточки, только большего размера, с изображениями животных, знакомых предметов и т.п. Раскладывайте карточки вокруг ребенка и постоянно меняйте их, не должно быть слишком много или слишком мало карточек, примерно около шести.

Играйте с ребенком. Посадите малыша к себе на колени или на подушки (следите за тем, чтобы головка не болталась) и покажите ему 3-6 карточек одного типа. Меняйте их быстро, чтобы ребенку бросались в глаза различия, поскольку именно они заставляют малыша фиксировать взгляд.

Механизм движения зрачка необходимо развивать , чтобы повысить у ребенка остроту зрения. Можно ускорить процесс, заставляя работать диафрагму зрачка: пойдите с ребенком в темную комнату, зажгите и потушите свет несколько раз подряд.

Бытовые сцены. Ребенок должен находиться в гуще семейных событий, малыш должен наблюдать как вы делаете домашнии дела, как общаются между собой все члены семьи.

Упражнения для развития слуха

Приучайте малыша к звуковым контрастам. Напевайте разнообразные мелодии, разговаривайте с разными интонациями, звукоподражайте.

Высокие и низкие звуки. Научите ребенка различать звуки, покажите какие звуки самые высокие, а какие самые низкие. Например, при помощи голоса изобразите высокие и низкие ноты, зазвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в большой колокол; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь, и т.п.

Не следует создовать вокруг ребенка идеальной тишины даже когда он спит, но с другой стороны огородите малыша от постоянного шума.

Прослушивание музыки, песен, сказок с проигрователей на разных языках.

Упражнения для развития осязания и хватания

Тактильные ощущения. Гладьте, массируйте кожу малыша, прикасайтесь различными предметами (перышком, расческой, мячиком с попурышками и т. п.) при этом называйте какую часть тела вы трогаете.

Лоскутное одеяло. Сделайте одеяло из различных кусочков тканей по фактуре и цвету (бархата, атласа, тюля, грубого полотна и т.п.).пусть малыш трогает это одеяльце и получает различные тактильные ощущения.

Яркие рукавички. Для развить хватательного рефлекса нужно сшить или купить яркие, разноцветные рукавички. Надевайте их на ребенка, и он будет концентрировать внимание на своих ручках и понимать, что при помощи их он может что-то взять или захватить.

Развитие хватательного рефлекса. Дайте малышу какой-нибудь предмет, а потом потихоньку отнимайте его из рук. Важно, чтобы ребенок как следует вцепился в такой предмет. Если ему понравится эта игра, дайте ребенку палочку и научите его висеть на ней. Затем приучите малыша брать и отдавать предмет.

Упражнения для развития вкуса и обоняния

Для малышей свойственно все новое пробовать на вкус и нюхать, не запрещайте ему делать это. Ваша задача следить за безопасностью предметов, которые он берет в рот и нюхает.

Домашние запахи. Познакомте ребенка с запахами кухни, ванной, балконом и другими комнатами.

Запахи трав. Наполните мешочки из тканиразличными травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, мята, лаванда, базилик и т.п.). Напишите на них название того вещества, которое в них хранится. Дайте ребенку понюхать мешочек и назовите то, что в нем лежит. Возможно, вы удивитесь, когда увидите, что малышу больше нравится запах морских водорослей, чем ванили. Не бойтесь подбирать для таких занятий запахи, которые вам кажутся неприятными.

Расширяйте ассортимент продуктов для малыша. На тарелку положите кусочки различной еды: яблока, банана, булки, масла и т. п. Называйте ту еду которую выберет ребенок.

Предметы для жевания. Дайте младенцу предметы различной плотности, которые бы он мог грызть или жевать.

Развитие речи и поэзии по методике Сесиль Лупан

Занимайтесь с ребенком развитием речи с момента рождения. Расскажите малышу обо всем, что он делает, видит, слышит, что происходит или будет происходить, что для чего используется и как называется и т. п. Разговаривайте с ребенком на любые темы, даже если он вас не понимает.

В качестве методического пособия применяйте иллюстрированные карточки для визуального развития речи.

Сочиняйте короткие истории. Придумайте историю о своей руке, которая прячется в варюшке; о своем ухе, которое все слышит; наконец, о самом малыше, который должен кушать кашку, чтобы быть сильным и т. п.

Устное идентифицирование. Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это.

Ваша речь должна быть четкой, правильной и разнообразной. Пользуйтесь синонимами, антонимами и сравнениями.

Повторяйте все звуки, которые произносит ребенок. Надо дать понять малышу, что он сам может разговаривать. Заведите с ребенком диалог: повторяйте все звуки, которые он произносит, и просите его воспроизвести их еще раз. Благодаря этим упражнениям ваш ребенок заговорит намного раньше сверстников.

Если ребенок не выговаривает отдельные звуки, ему нужно объяснить, что он говорит неправильно и показать как правильно должно произноситься. Например, ребенок говорит "лесипед" - попросите его сказать отдельно слог "ве", затем "ло" и только потом "сипед", и, наконец, медленно-медленно - "ве-ло-си-пед". Поощряйте малыша за его успехи.

Благодаря коверканью речи в каждой семье есть такие слова, которыми пользуются только они. Такие слова, заслуживают благодушное отношение и служат для того чтобы посмеяться. Но нельзя допустить чтобы ребенок делал это специально и постоянно, ему следует рассказать как правильно произносится это слово.

Показывайте ребенку развивающие мультики. Повторяйте и объясняйте ему происходящее на экране. Это поможет развить у него восприятие длинных текстов и будет способствовать концентрации внимания.

Читайте как можно больше детям книжек, рассказывайте стихи, тем самым вы будете развивать творческие способности вашего малыша.

Песенки, считалки, повторяющиеся куплеты, напевайте ребенку с самого рождения: "Баю-баю-баю-бай, спи мой милый засыпай.." и т. п. или сочините свою собственную песенку, и она обязательно понравится вашему малышу.

Учите вместе с малышом стихотворение. Для начала попросите ребенка дополнять ваши фразы. Например: вы: "идет бычек...", а малыш продолжает:"... качается...". А потом предложите ребенку начинать стихотворные фразы первым. Просите, чтобы он начинал фразу, предварительно напомнив ему начало стихотворения, вы повторяете ее, а ребенок затем говорит следующую строчку. Напимер: ребенок: "наша Таня громко плачет...", вы: " ...громко плачет...", ребенок: "...уронила в речку мячек...", вы: " ...в речку мячек..." и т. д.

Когда ребенок научиться рассказывать маленькие стихотворения Сесиль Лупан рекомендует переходить к поэзии. Лучше всего для этого подайдут басни Лафонтена и Крылова.
Водите ребенка в театр, а дома сами ставьте сценки по сказкам или басням.

Расширение словарного запаса ребенка должно стать вашей повседневной задачей. Поэтому следите за своей речью, разговаривая с малышом, избегайте жаргонных, вульгарных слов. Не допускайте, чтобы ваша мысль выражалась туманно и неопределенно. Почаще употребляйте синонимы используемых вами слов. В то же время не забывайте о простонародном говоре, он поможет ребенку войти в другую языковую среду. Если малыш с детства будет слышать не только правильную речь, это даст ему реальное и более полное ощущение языка.
Изготовьте карточки с редкими словами для расширения словарного запаса ребенка и систематически занимайтесь по ним.
Например:
Пчела - жужжит
Осел - ревет
Утка - крякает
Кошка - мяукает
Кузнечик - стрекочет
Петух - кукарекает
и другие звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми.
А также можно сделать карточки по другим темам.

Русский алфавит Сесиль Лупан

Сесиль Лупан известна многим мамам, как мама-автор методики развития и , в которой она описывает индивидуальный подход к развитию своих дочерей. В своей биографии она указывает, что оставила карьеру актрисы, посвятив себя воспитанию детей. Возможно этот шаг у кого-то вызовет симпатию к автору, но признаться меня это не трогает. В статье я даю свою оценку пригодности подхода Сесиль.

Начну с того, что эта статья не для экзальтированных родителей, которые использование любой методики раннего развития воспринимают за великое благо. Я в этом отношении придивчива. Мое мнение насчет подхода и автора однозначно — Сесиль в маразме ! (для ярых сторонников Сесиль поясняю: Сесиль с её крайне перегруженной программой просто не дала своим детям развиваться гармонично, как и многие другие родители, которые чрезмерно увлекались/ются различными методиками. Более подробно об этом с мнениями специалистов читайте в посте: ) Для того чтобы читатели могли сами оценить масштаб катастрофы и составить свое мнение относительно её подхода, я привожу в статье в сжатом виде нагрузку рекомендуемую Сесиль для малышей. Книга «Поверь в свое дитя» (предполагаю, что это единственный труд Сесиль который был опубликован), состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть содержит историю её знакомства с методиками развития, в том числе Домана, опыт Сесиль в грудничковом плавании, обучении чтению, письму. Вторая часть книги содержит сборник практических упражнений для занятий.

Сесиль Лупан | Упражнения для занятий с малышами по возрастам

  • Интересный факт, сама Сесиль в книге пишет, что её дочь Галя, с которой она так тщательно занималась, начала самостоятельно читать в 4 года 7 месяцев! Возникает закономерный вопрос — стоило ли с полутора лет мучить себя, ребенка и всю семью.
  • Подход не предусматривает развитие мелкой моторики, сенсетивных навыков и обычных игр не на эрудицию (прятки, догонялки и т.п.).
  • Во время прочтения книги не уходит впечатление, что автор описывается факты само собой разумеющиеся и в большинстве своём применяет упражнения, которые рекомендованы педагогами при изучении указанных дисциплин в рамках традиционного образования . Например, чтение потешек, стихов рекомендуется в любом источнике. Изучение басен практикуется в школьной программе.
  • При прочтении книги, не следует путать понятия личный и индивидуальный. Потому что индивидуальности в подходе мало, а личных переживаний и эмоций очень много. Я бы не стала называть индивидуальностью сдвиг возрастных рамок в изучении большинства предлагаемых материалов.
  • Так как личный опыт (включая истории, эмоции и другие отступления) сложно поддается процессу формализования, то первая часть получилась несистемной, с дублирующейся информацией в разных ее частях. Вторая часть также далека от точности пособий, издаваемых специалистами с педагогическим образованием. Можно встретить в разных частях книги рекомендации о выполнении в разных возрастах для одного и того же упражнения.
  • Ценность книги «Поверь в свое дитя» заключается в том, что она содержит личный материнский опыт и возможно этим и заслуживает внимание мам;
  • Простой доступный всем мамам язык, без педагогических понятий и терминов;
  • Многообразие рекомендуемых упражнений.

Свое отношение к подходу я обозначила еще в начале статьи. Надеюсь, её прочтение Вам позволило сформировать своё мнение, в этом и заключается мой посыл для читателей! Напоследок хочется привести к моей статье о методике Домана «Включайте головы и оставляйте амбиции. Дети — не игрушки. Если уж беретесь за обучение, то от желаний и интересов ребенка идите.»

Навигация по записям

Сесиль Лупан | развитие детей : 13 комментариев

  1. Татьяна

    прочитала уже несколько Ваших статей, и, почему-то, все оказались какими-то резко-негативными. я согласна, что любую методику нужно подвергнуть здравой критике, прежде, чем применять, а не следовать ей фанатично, но про маразм — это явный перебор. тем более, что Сесиль Лупан не предлагает ничего, что можно было бы охарактеризовать данным словом. я знакома с ее книгой, и книгами других авторов, которых вы так же чрезмерно (на мой взгляд) критикуете, и ее методика направлена на подчекнуто-гармоничное и всестороннее развитие, не выходя за рамки. сложилось впечатление, что вы ищите супер-методику и скачете от одного автора к другому, разочаровываясь в каждом из них. такой методики нет, потому что мы все разные, и дети все разные, и нам остается только искать подходящее нам в каждой из них и придумывать свое(чем вы вполне успешно и занимаетесь, ваши подробные описания выбранных и адаптированных упражнений очень интересны. и, кстати, Сесиль Лупан именно это и советует. ее практическая часть — это упражнения которые вы можете позаимствовать и доработать, а не взять ккнигу и методично прогонять по всем упражнениям своего ребенка с утра до ночи), однако то, что методики эти не подходят вам целиком, не делает их плохими. получается, что вы агитируете других даже и не пробовать. кажется, что у вас вообще негативное отношение к раннему развитию, но вы зачем-то этим занимаетесь. не очень понятно… статьи у вас довольно интересные, но через чур категоричные. и вообще сайт очень хороший, весь вечер сижу изучаю)))

    Вы теоретик, а без практики ваша теория ничто, а в жизни все не так как в книжках. Это как если бы я со своими педагогическими образованиями рассуждала о том, что вендоры, сертифицированные специалисты Microsoft по технологиям серверных баз данных до сих пор пытаются втюхать нашим корпоративным IT-шникам решения на базе FC хотя iSCSI уже затыкают его и по скорости и, уж тем более, по цене.))))

  2. Ангелина

    Знаете, у вас нет ни необходимого специального образования, ни достоверного мамского опыта что бы писать статьи на педагогико-психологические темы. Вот будет вашей дочке больше (хотя бы) 10 лет или появится еще как минимум один ребенок — вам самой будет странно и смешно читать некоторые свои статьи)) Вы молоды и самонадеянны, а по книгам детей не учат и не воспитывают. У вас (в плане учебно-воспитательных мероприятий) все еще очень впереди — и первый год жизни вашего ребенка покажется вам детским лепетом по сравнению с объёмом и глобальностью дальнейшего развития.
    Семью Никитиных, методику Зайцева вам тоже допустимо сказать МАРАЗМАТИКИ?? Ведь отголоски каждой из этих методик можно встретить у Лупан. Может свою методику разработаете, а мы по полочкам разберем???

  3. Ангелина

    Уважаемый автор этой статьи!
    У меня сложилось так же четкое ощущение, что это вы в маразме. Отбиваете у интересующихся мамочек даже шанс ознакомиться с методикой Лупан, исходя из вашего понимания: современные педагоги-наваторы также маразматичны (например Шичида, Ибука и др). потому как закладка и развитие нейронных связей позволяющих мозгу быть гибким и объёмным происходит в большей степени в ограниченный для продуктивности период — детство до 5-7 лет, а раннее развитие ВСЕСТОРОННЕЕ как раз и способствует этому процессу. А про «накачивание энциклопедическими знаниями» очень рекомендую ознакомиться с работами Шичиды и вы сможете углубить свои знания в подобных вопросах. Ваш опыт (по всей видимости) все-таки не даёт вам право писать статью с громким разбором методики с основным напором на отрицание поскольку вы выкладываете свои мысли в «общаг» доступности материалов. Лишь параллельный сравнительный анализ может хоть как-то дать право на жизнь вашему подобному творчеству.
    С уважением

  4. Ирина Снаткина

    Интересно, эта книга в моем обширном списке книг к прочтению. Возможно, и до нее дойдет время и я смогу составить собственное мнение. А вообще я такие книги воспринимаю как источник интересных идей и игр с ребенком, но не как строгую систему и руководство к действию. А многие вещи делаются интуитивно: пение песенок и потешек, показывание картинок в книжках и их описание, совместная деятельность с мамой (по-моему, участие в обычных бытовых делах родителей, пусть и в роли наблюдателя поначалу, это вообще лучший способ развития ребенка)))) и прочее.

  5. Маруся

    Спасибо за такое подробное описание! Не сталкивалась с этой книжицей, и уже по всей видимости не столкнусь;)

  6. Ирина

    Я не читала книгу. И в вашем изложении она не выглядит такой уж катастрофой. К тому же надо учитывать что она несколько устарела. И возможно пару десятков лет назад не принято было вообще заниматься с детьми так как сейчас, или хотя бы вполовину.
    То что я увидела в методике Сесиль — это просто хорошо структурированное описание тех действий, которые каждый родитель совершает со своим ребенком. Просто она это рассортировала по предметам. Все мы показываем деревья, рассказываем истории, животных. Только мы не задумываемся идя в зоопарк, что у нас сейчас урок биологии. Или когда учим младенца частям тела, что у нас урок анатомии и т.д.
    А книжки я тоже хочу сделать, в видео про обучение чтению от Умницы тоже про них рассказывают.
    А про дуть в лицо это вы выделили или Сесиль? Мы тож дуем до сих пор.

Что еще почитать