Что такое счастье для всех

Счастье.… Сколько неоднозначного и волшебного заложено в этом слове, сколько непостижимого кроется в смысле этого чувства. На протяжении многих столетий мудрецы и философы пытались отыскать смысл данного понятия и дать общее представление о том, что же оно в себя включает. Но никто так и не смог вывести точную формулу достижения счастья и определить его однозначное понимание.

Как определить счастье

В древнегреческих писаниях счастье - это судьба человека, которому покровительствуют боги. Аристотель определил это явление как душу, живущую в добродетели.

В психологии данный термин означает психологическое состояние человека, при котором он ощущает удовлетворение от своей жизни.

Так что же такое счастье? Определение этого понятия занимало многие умы. Как его обозначить, и существуют ли его определения? Каждый человек дает собственное понимание этому человеческому чувству. Люди самостоятельно определяют критерии, по которым причисляют себя к счастливым или несчастным.

Если соединить различные мнения о том, что составляет данное понятие для разных групп людей, то можно определить, что это:

  1. Гармония.
  2. Семейный очаг.
  3. Возможность самореализации.
  4. Любовь.
  5. Финансовый успех.
  6. Карьера и успех.

Достижение этого возвышающего над всем чувства - это душевное выражение человека, когда его наполняет радость, восторг и позитивные чувства и эмоции.

Ценность женского и семейного счастья

Часто можно слышать размышления о женском определении этого понятия. Какой смысл несет понятие "женское счастье"? Это теплый уютный дом, любимый человек рядом, детские руки, протянутые к маме. Кажется, что именно эти составляющие вобрали в себя весь смысл понятия, поскольку отражают все грани бытия женщины. Как бы ни отрицали, а именно тепло и любовь близких нам людей делают нас по-настоящему счастливыми, наполняет жизнь смыслом. Кроме этих факторов, для женщины абсолютное счастье определяет возможность выразить свое предназначение в этом мире, найти себя в работе, жить в состоянии осознанности.

Близким понятием по значению предстает и термин «семейное счастье». Определить это состояние можно только такими словами: любовь, гармония, взаимоуважение и желание сделать что-либо важное и значимое друг для друга.

Семья - это и самопожертвование, ежедневная забота друг о друге, духовность, верность и терпение.

Непостижимое и безграничное понятие

Можно еще долго рассуждать о том, что включает это философское понятие, но главное - понимать, что у каждого оно свое.

Некоторые высказывают мнение о том, что счастья вообще не существует, или же оно недостижимое, как мираж. Другие же, продолжая эту мысль, считают, что человек видит его только в том, чего у него нет, а к тому, что у него уже имеется, быстро привыкает, и оно, если даже и способно наполнить его позитивными эмоциями, то лишь на короткое время. Третьи, исходя из того, что человек может быть или только несчастным, или только счастливым, утверждают: счастье состоит в отсутствии страданий. По их мнению, нищий, у которого есть здоровье, гораздо счастливее больного короля.

Если считать счастьем простое удовлетворение своих потребностей и желаний, то тогда это может быть что угодно. Для голодного человека это может стать кусок хлеба, для замерзающего бедняка в холода - место возле огня, для человека, страдающего от болезней, - избавление от недугов. Такое душевное состояние доступно каждому. И чем сильнее мы ощущаем какую-то потребность, тем больше радости нам может принести ее удовлетворение.

Глубина познания счастливой жизни

Но если под этим состоянием понимать не эти простые удовольствия, радости, а то, что называется счастьем жизни, то оно означает наибольшее удовлетворение самой жизнью, осуществлением своего человеческого предназначения, достижения жизненной цели. Так как люди неоднозначно понимают свое жизненное предназначение и свои жизненные цели, поэтому и представления об этом феномене они имеют, соответственно, разные. И все же, несмотря на различие, существуют некоторые общепринятые суждения. Это, например, то, что счастье человека не может состоять в том, что приносит вред или несчастие другим людям, оно может быть лишь в том, что делает счастливыми и других людей. Поэтому, чем больше человек приносит пользы другим, тем более радостные ощущения может он сам испытывать.

Иногда счастье - это просто просыпаться от яркого солнца, чувствуя его лучи на своем лице, брать от него тепло и отдавать его своим любимым. Данное чувство - это нести в своем сердце любовь к своему дому, мечтать, строить планы, загадывать самые несбыточные мечтания и жить верою, что они сбываются.

Также можно сказать, что это ощущение жизни, возможности радоваться каждой прожитой минуте, необходимо с благодарностью принимать то, что дарит жизнь каждый день. В этом и раскрывается смысл понятия "счастье жизни".

Любовь как составляющая счастливой жизни

Для определения этого феномена хочется вспомнить простую фразу из кинофильма «Доживем до понедельника», где герой пишет в своем школьном сочинении, что «счастье - это когда тебя понимают». Люди рассуждают о материальном благополучии, о достижении финансовых благ, но не понимают самого важного в жизни. Достаточно просто понимать человека, чтобы его существование наполнилось смыслом. Особенно важно достичь взаимопонимания с близкими и любимыми людьми.

Для ощущения полноты бытия человек должен любить без остатка, не ожидая ничего взамен. И чтобы почувствовать удовлетворение жизнью, необходимо быть любимым, кому-то нужным.

Смысл любви может заключаться не только во взаимоотношениях между двумя людьми, он может рассматриваться и в широком понимании. Это означает, что, отдавая свою любовь ближнему, природе, пространству, человек достигает наивысшего счастья.

Стремление к счастью

Стремление к достижению этого всепоглощающего чувства связано у человека с путями, которыми он его достигает. Внешний путь к этому состоянию связан с тем, что люди хотят иметь семью, верных друзей, материальное благополучие. При этом счастливые моменты продлятся недолго. Далее человек стремится к получению других элементов. Такой путь открывает кратковременные ощущения.

Вторая дорога - это внутреннее развитие. При таком выборе люди духовно развиваются, духовно обогащаются, происходит личностный рост.

Счастье - это главное желание в жизни человека. Люди не успокоятся до тех пор, пока не поймают «синюю птицу». Все на свете стараются найти его - и существует единственный верный путь обрести это состояние. Для этого человеку нужно научиться управлять своим мышлением. Данное ощущение не связано с внешним воздействием, оно зависит от внутреннего порядка. Человек счастлив или несчастлив не потому, что имеет, и не благодаря тому, кем является, где находится. Состояние определяется тем, что человек об этом думает.

Истинное счастье для человека

В повседневных заботах люди постоянно находятся в поиске этого непостижимого чувства. При этом во всех случаях оно зависит от различных условий. И если эти условия не совпадают с нашим представлением о нем, то мы считаем, что мы несчастны. Чем больше мы желаем его достичь, тем труднее обрести.

А что же необходимо для достижения полноты жизни? Все достаточно просто - нам нужно получить то, что придаст нам уверенности в будущем, даст нам покой и умиротворение. Нужно научиться пониманию своего внутреннего мира, чувствовать и наслаждаться настоящими моментами.

Для того чтобы обрести настоящее счастье, важно осознавать себя здесь и сейчас. Научившись этим простым истинам, люди в итоге смогут получить то свое индивидуальное и важное для самого себя. И это ощущение не будет зависеть от воздействия внешних факторов.

Цитаты о счастье

Говорят, что несчастье - хорошая школа, может быть. Но счастье есть лучший университет (А. Пушкин).

Величайшее счастье, доступное человеку, состоит в том, чтобы влюбиться в такую идею, которой можно посвятить безраздельно все свои силы и всю свою жизнь (Д.Писарев).

В часы больших переживаний и тревог сердце наше похоже на родничок, который очищается от ила, тогда познается истинная цена человечности, познается и счастье (М. Стельмах).

Счастье - это уметь бороться, уметь смеяться, уметь работать и идти в ногу со всеми, кто за счастье воюет (В. Терешкова).

Человек, делающий других счастливыми, не может сам быть несчастным (К. Гельвеций).

Счастье жизни в нравственности, в любви, в доброте сердечной (И. Тургенев).

Человек счастлив лишь тогда, когда он на своем месте (Л. Вовенарг).

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок (А.Толстой).

, серотонином и дофамином . Их синтез и круговорот в организме нарушаются при эндокринных , бактериальных и вирусных заболеваниях. Серотонин является нейромедиатором головного мозга , который вырабатывается в шишковидной железе человека. Если эндорфины влияют, в основном, на кратковременные состояния эйфории и радости, то серотонин, его регулярная выработка и процессы захвата в нейронах, в большей степени создают фон счастья и долговременной удовлетворенности. Другой гормон и нейромедиатор, тесно связанный с серотонином, - дофамин . Дофамин является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит частью «системы поощрения» мозга .

Видео по теме

В философии

Показательной является и следующая цитата:

Ведь для полноты жизни человека, которая называется счастьем, недостаточно материального благополучия и физического здоровья. Высшие радости жизни - это радости духовной жизни. Но восприятие и понимание последних прямо пропорционально степени развития сознания. Улучшение материального положения масс должно сопровождаться развитием их сознания, их духовной жизни.

Психология

Согласно известному психологу Джону Готтману, успех и счастье во всех сферах жизни, в том числе в семейных отношениях, определяется осознанием своих эмоций и способностью справляться со своими чувствами. И это качество называют «эмоциональный интеллект » .

Ряд психологических исследований показывают, что счастье напрямую связано с развитием такого качества как осознанность .

Экономика

В религии

Никон Оптинский: «Счастью моему нет предела…»

В индуизме олицетворением счастья является богиня Лакшми .

См. также

Примечания

  1. Счастье // Этимологический словарь Фасмера
  2. Счастье // БСЭ
  3. Далай-лама XIV . Два пути к счастью. // Буддийская практика: Путь к жизни, полной смысла = How to Practice. The Way to a Meaningful Life / Пер. А. Капанадзе.
  4. http://iph.ras.ru/uplfile/histph/yearbook/2011/hphy-2011_stoliarov.pdf с. 126
  5. Тугаринов В. П. Философия сознания (современные вопросы) М., «Мысль», 1971. Стр. 7.
  6. Мария Хайнц. Позитивный тайм-менеджмент: Как успевать быть счастливым. - М. : Альпина Паблишер , 2014. - С. 35. - 128 с. - ISBN 978-5-9614-4795-8 .
  7. , § 3. Способы и средства самопознания / Глава 3. Самопознание как процесс цели, мотивы, способы, результаты / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития.
  8. Джон Готтман, Джоан Деклер . Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей М., «Манн, Иванов и Фербер», 2015. Стр. 17.
  9. Brown K. W., Ryan R. M. The benefits of being present: Mindfulness and its role in psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84. P. 822-848
  10. 10 правил счастья - Все новости
  11. Что такое Счастье
  12. Осипов Алексей Ильич - Счастье Это. . . - Youtube

Литература

  • Айдинян Р. М. Трактат о счастье СПб.: Алетейя, 2008. - 88 с.
  • Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. М.: Питер, 2003. The Psychology of Happiness, 2nd edition, Michael Argyle.
  • Батин В. Н. Категория счастья в этике Юма // XXV Герценовские чтения. Научный атеизм, этика, эстетика. - Л.: 1972.
  • Бахтин М. В. Вечные ориентиры счастья. Полное собрание сочинений. - М., 2001-2003 г. Том 1.
  • Брюкнер Паскаль. Вечная эйфория: Эссе о принудительном счастье /Пер. с фр. Н.Малевич. - СПб.: Издателство Ивана Лимбаха, 2007. - 240 с.
  • Воркачев С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт . - М.: ИТДГК «Гнозис», 2004. - 192 с.
  • Далай-лама XIV . Искусство быть счастливым . - 1999. , в соавторстве с доктором Говардом К. Катлером
  • Джидарьян П. А. Представление о счастье в российском менталитете. - М.: 2001.
  • Имянитов Н. С. Счастье как несбыточная мечта // Химия и жизнь. 2006. - № 8 - С. 42-47.
  • Кошелева О. Е. Ракурсы «щастья» в России XVII-XVIII веков // Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. - М.: ОГИ, 2002. С. 108-117.
  • Маралов В. Г. § 1. Понятие самопознания / Глава 1. Общая характеристика самопознания / Раздел 1. Психология самопознания / Часть I. Теоретические основы самопознания и саморазвития // Основы самопознания и саморазвития. - 2-е, стер.. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с. - ISBN 5-7695-0877-9 .
  • Новиков М. И. О счастье. - М.: 1965.
  • Ойзерман Т. И. Понятие счастья в системе И. Канта // Историко-философский ежегодник-99. - М.: 2001. С. 149-161.
  • Попов Б. Н. Взаимосвязь категории счастья и смысла жизни. - М.: 1986.
  • Свенцицкая И. С. Счастье и горе у древних греков // Казус 2002. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. - М.: ОГИ, 2002. С. 16-25.
  • Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. - М., 1981.
  • Diener E. Subjective well-being // Psychological Bulletin, 1984.
  • Diener E., Seligman M. E. P. Very happy people // Psychological Science, 2000.
  • Diener E., Suh E., Lucas R.E., Smith H. Subjective well-being: Three decades of Progress // Psychological Bulletin, 1999.
  • Galati, D., & Sotgiu, I. Happiness and Positive Emotions. In: A.Delle Fave (ed.) Positive Psychology. Special issue of Ricerche di Psicologia, anno XXVII, N 1, 2004, 41-62.

Ссылки

  • «Счастье» - статья в Новой философской энциклопедии .

СЧАСТЬЕ

Татаркевич В., О С. и совершенстве человека, пер. с польск. , М., 1981.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СЧАСТЬЕ

состояние полного, высшего удовлетворения, абсолютного отсутствия желаний, осуществить который стремятся путем разумного и совместного действия (см. Эвдемонизм). «Высшее из возможных в мире и являющееся конечной целью наших стремлений физическое благо – это счастье, при объективном условии согласия человека с законами нравственности – это быть счастливым» (Кант. Критика суждения). В стихотворении Шиллера « Счастье» мы читаем:

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СЧА́СТЬЕ

переживание полноты бытия, связанное с самоосуществлением.

Первонач. значение слова С. – удача, благоприятная участь (ср. этимологию этого слова: др.-греч. εὐδαιμονία, букв. – покровительство богов, а также в рус. яз.: "с-частье", т.е. "часть", "участь", "доля"), в дальнейшем расширилось – стала означать к переживанию, чувство С., в отличие от эвтихии, обозначающей благоприятствие обстоятельств и благосклонность судьбы. С. оказалось одним из осн. принципов антич. миропонимания и ряда учений нового времени (см. Эвдемонизм , Эпикуреизм).

С субъективной стороны С. всегда выражает стремление к переживанию, жажду ощущать , способность к постоянному напряжению душевных сил. Напротив, представление об идеале жизни как об отсутствии всякого переживания (атараксия , нирвана) свидетельствует об ослаблении жизненного начала, омертвении или усталости (о противоположности С. идеалу стоической невозмутимости см. у Пушкина: "На свете счастья нет, но есть и воля" – "Я думал: вольность и покой замена счастью. Боже мой! Как я ошибся, как наказан..."). Способность к С., как и способность к "продолжительному страданию" (Камю), выражает глубину личности. С. как подъем жизненной и творч. энергии – свидетель верности жизненной истине. Связанное с творч. духом (будучи беспрерывным творчеством жизненных состояний, способствующим созидат. деятельности) С. противоположно тому состоянию безразличия и вялости, к-рое так характерно для застойности внутр. сил, подавленности человеч. потенций. Как творч. стихия С. есть осуществление внутр. свободы, глубочайшего личного "хотения". Установка на отказ от С. есть предательство личности, заглушение в себе животворных истоков. Существование, превращенное в долг, оказывается истощением и профанацией жизни; отказ от переживания бытия как смысла и блага приводит к внутр. опустошению. Именно в результате жизненных подтасовок и извращенного способа существования, связанного с духовной немощью личности, С. подменяется императивом, жизненных сил – функционированием, внутр. волевой – гипнозом дела или инерцией хозяйственных хлопот.

Утрата способности к С. – показатель деградации личности, душевного хаоса, бессилия найти главную линию в жизни. Бессчастное характерно для неврастенич. богемы и для духовного мещанства, неспособного к концентрации личности, к жизненному стилю, не озабоченному гарантированием обеспеченной повседневности. Мещанский растекается в вещности, в обладании вещами ("мещанское счастье" – это , означающая лишь опред. штамп благополучия). Отделенное от подлинного смысла и личного достоинства, С. превращается в и теряет свою преобразующую, сублимирующую силу. Психология потребительства нашла свое в концепциях гедонизма и утилитаризма.

С. живет только в обмене, в передаче от одного к другому. Им нельзя владеть как домом или поместьем, обособившись от всех. Достоевский писал: "Сильно развитая личность, вполне уверенная в своем праве быть личностью, уже не имеющая за себя никакого страха, ничего не может и сделать другого из своей личности, то есть никакого более употребления, как отдать ее всю всем, чтоб и другие все были точно такими же самоправными и счастливыми личностями" (Собр. соч., т. 4, 1956, с. 107). Существующее в общении С. и есть само , отдача себя, т.е. , поэтому , с к-рым связано С., никогда не , но всегда лицо.

Поскольку С. зависит от внешнего мира, от внешнего субъекту бытия, оно может оказаться и недостижимым. С. невозможно без того, чтобы все силы души находили себе применение и выражение, чтобы у личности была возможность "протратиться" (см. М. Цветаева, в журн.: "Новый мир", 1969, No 4, с. 195). Отсутствие ситуации, соответствующей по напряжению личности, а потому необходимой для полного ее самовыражения, отсутствие ответного понимания, разделенности создает ощущение трагизма. Т. о., С. предполагает готовность к страданию (в то время как на удовольствие, сопряженное с возможным неудовольствием, с мелкими неприятностями, не требует никакого мужества). В неизбывности тоски, вызываемой одним представлением об утере того единственного, избранного, что сообщает смысл существованию, это единственное противо-полагается мизерности всего остального жизненного контекста: "... Нет невзгод, а есть одна ..." (Шекспир В., Сонеты, М., 1963. с. 108).

В подлинном С. воплощается не только замысел личности о жизни, но и как бы замысел о жизни личности (внутр. личности, в отличие от наркотической иллюзии – суррогата С). С этой т. зр., возможно полное преодоление трагич. отчаяния как осуществление внутр. идеи вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам и посредством сублимации страдания.

Классики марксизма подвергли критике индивидуалистич. представления о С., стремление к нему в отрыве от обществ. целей: именно сознательное служение обществ. прогрессу, революц. борьбе за переустройство общества, за лучшее будущее всего человечества наполняют человека тем смыслом и дают ему то глубокое удовлетворение, без к-рого немыслимо ощущение С. Т.о., революц. марксизма связывает представления о С. с борьбой (см. также К. Маркс , в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 31, с. 492).

Т. Маринина. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ - понятие, обозначающее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Как слово живого языка и феномен культуры счастье многоаспектно. Польский исследователь В. Татаркевич выделил четыре основных значения понятия счастья: 1) благосклонность судьбы, удача, удавшаяся жизнь, везенье; первоначально, по-видимому, такое понимание превалировало над другими смыслами, что отразилось в этимологии слова (праславянское Sbcestbj восходит к древнеиндийскому su “хороший” и изstb “часть”, что означало “хороший удел”, по версии - “совместная часть, доля”; древнегреческое ευδαιμονία буквально означало покровительство доброго гения); 2) состояние интенсивной радости; 3) обладание наивысшими благами, общий несомненно положительный баланс жизни; 4) чувство удовлетворенности жизнью.

Философско-этический анализ счастья начинается с разграничения в его содержании двух принципиально различных по происхождению компонентов: а) того, что зависит от самого субъекта, определяется мерой его собственной активности и б) того, что от него не зависит, предзадано внешними условиями (обстоятельствами, судьбой). То в счастье, что зависит от человека, получило название добродетели. Именно в связи с понятием счастья формировались человеческие представления о добродетели и осуществлялось ее философско-этическое осмысление. В ходе ответа на вопрос, в чем заключается совершенство человека, которое ведет к его счастью, было выработано понятие морального совершенства и нравственных (этических) добродетелей.

Соотношение добродетели и счастья, точнее, роль и место нравственных добродетелей в составе факторов, образующих счастье, стало центральной проблемой этики. Различные решения этой проблемы в истории европейской этики могут быть сведены к трем основным традициям.

Первая традиция видит в нравственных добродетелях средство по отношению к счастью, которое выступает в качестве цели. Счастье, отождествляемое в одном случае с удовольствием (трактовка, развиваемая в гедонизме), в другом - с пользой, успехом (утилитаризм), в третьем - с отсутствием страданий и безмятежностью души (Эпикур), становится критерием и высшей санкцией индивидуальной человеческой морали. Эта традиция получила название эпикурейской или собственно евдемонистической (см. Евдемонизм).

Вторая традиция, получившая название стоической, рассматривает счастье как следствие добродетели. По мнению стоиков, нравственное совершенство человека не зависит от его судьбы, конкретных обстоятельств жизни и совпадает с проистекающей из разума внутренней стойкостью; т. к. индивид через разум связан с космосом в целом, нравственное совершенство само по себе оказывается счастьем. Согласно такому пониманию, человек счастлив не в индивидуальных и особенных проявлениях своей жизни, а в ее родовой сущности, совпадающей с разумом.

Третья традиция, по отношению к которой первые две могут считаться маргинальными, является синтетической. Она заложена Аристотелем и может быть названа его именем - аристотелевской; в Новое время наиболее ярко представлена Гегелем. Согласно этому пониманию, нравственные добродетели - это и путь к счастью, и самый существенный его элемент. Если в эпикурейской традиции счастье совпадает с природностью (в совершенстве ее индивидуально выраженной человеческой конкретности), ав стоической оно отождествляется с возвышением до разумно-невозмутимого отношения к природной эмпирии индивидуальной жизни, то аристогелизм трактует счастье как вторую природу, выступающую как совершенная деятельность, деятельный разум. Разумно преобразованной природе свойственны свои собственные удовольствия. Такой подход связывает проблему счастья с конкретным анализом видов человеческой деятельности, открывая тем самым возможность создания теории счастья. Существенными при этом являются вопросы о счастье индивида и счастье общества (государства), а также о собственно человеческом и высшем (божественном) уровнях счастья.

Этические учения античности, Средневековья, эпохи Просвещения исходили из образа человека, основным стремлением которого является стремление к счастью. В этом общем смысле все они были евдемонистическими. Различия начинались при конкретизации того, что такое счастье и как оно достигается. Согласно евдемонистическим учениям (в собственном смысле слова), человек достигает счастливого состояния непосредственно - в той мере, в какой он руководствуется своим желанием счастья и старается наиболее полно его удовлетворить. По мнению представителей других этических школ, ни в понимании счастья, ни в стремлении к нему нельзя руководствоваться чувством удовольствия, путь к счастью может даже предполагать отказ от него. Эту вторую традицию, к которой относятся , стоики, скептики, многие религиозные мыслители, нельзя, однако, считать антиевдемонистической. Она также признает первичность и существенность желания счастья, но при этом полагает, что в действительности счастьем является нечто , чем обычно принято считать. Следует поэтому от евдемонизма в узком понимании (как этической традиции, по преимуществу связанной с именем Эпикура) отличать в широком смысле слова как некую исходно-аксиоматическую установку этической теории. Это , в частности, выделение евдемонизма в широком смысле слова, важно для осмысления основополагающего значения счастья в системе моральных понятий. Счастье - фундаментальная категория человеческого бытия. В известном смысле самого человека можно определить как существо, предназначение которого состоит в том, чтобы быть счастливым.

В философско-этическом анализе счастья наряду с проблемой его соотношения с добродетелью важное значение имели вопросы о том, 1) относится ли счастье к сфере целей или является сверхцелью, императивом, и 2) может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие. Счастье - цель деятельности, оно находится в пределах возможностей человека. Но стоит представить себе это состояние достигнутым, как жизнь в форме сознательно-целесообразной деятельности оказывается исчерпанной. Получается парадоксальная ситуация: счастье нельзя не мыслить в качестве достижимой цели, но и нельзя помыслить таковой. Выход из нее чаще всего усматривают в разграничении различных форм и уровней счастья - прежде всего речь идет о разграничении счастья человеческого и сверхчеловеческого. Уже Аристотель выделял первую (высшую) евдемонию, связанную с созерцательной деятельностью, дианоэтическими добродетелями (добродетелями разума) и представляющую собой нечто редкое, божественное, и вторую евдемонию, которая доступна всем свободным людям (гражданам) и связана с этическими добродетелями. Он же пользуется двумя словами - ευδαιμονία и μακαριτας, различие между которыми в последующем приобрело терминологический смысл (счастье и блаженство).

Счастье заключается в чувстве удовлетворенности индивида тем, как в целом складывается его жизнь. Из этого, однако, не следует, что счастье субъективно. Оно не сводится к отдельным удовольствиям, а представляет собой их гармоничное сочетание, синтез. Даже как эмоциональное состояние счастье, по крайней мере отчасти, имеет вторичную природу и обусловлено определенными представлениями о нем, претендующими на общезначимость. Тем более это относится к оценкам в терминах счастья и несчастья. За субъективным чувством и представлением о счастье всегда стоит какой-то канон, образец того, что такое счастье и счастливый человек сами по себе. Говоря по-другому, в своем желании счастья человек всегда исходит из того, что такое же желание присуще и другим людям. Более того: счастье одних индивидов прямо зависит от счастья других. Весь вопрос в том, как широк этот круг обратных связей счастья. По Л. Фейербаху, евдемоиизм становится этическим принципом как желание счастья другому. Это значит, что счастье одних индивидов связано со счастьем других через нравственные отношения между ними, через посредство счастливого общества. Счастливый человек в счастливом обществе - такова одна из типичных и центральных тем философских трактатов о счастье.

Про счастье написано столько статей и книг! Казалось бы, раз так много информации по этой теме, то люди, изучив ее, должны, нет, просто обязаны быть счастливы. И все-таки, многие люди чувствуют себя несчастными. Почему?

Как вы считаете, что такое счастье? Ответьте себе на этот вопрос.

Вот некоторые ответы, которые я нашла в интернете:

«Это когда ты любишь, и тебя любят. Еще когда любовь и доверие взаимосвязано».
«Счастье - когда ты всем нужен».
«Счастье - это гармония!»
«Счастье - это когда не надо врать, что тебе хорошо…»
«Состояние души. А уж каждый создает своё «состояние» из отдельных удовлетворений своих стремлений и желаний, люди разные и у каждого свои приоритеты для счастья».

Ответы абсолютно разные. Нельзя сказать, что чей-то ответ правильный, а чей-то нет. У каждого человека свое понимание счастья.

Можно лишь выделить основные критерии для определения счастья:
- любовь
- семья
- успех
- внутренняя гармония
- самореализация
- финансовое благополучие

Вообще счастье – это философская категория. Первым исследователем счастья был Аристотель. Древнегреческий философ утверждал, что счастье – это «деятельность души в полноте добродетели». Добродетель определялась как то, что ведёт к счастью.

Восточная философия утверждала, что счастье недостижимо в материальном мире. Далай-Лама говорил: «К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь - внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду , более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь - это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в чёрных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях».

В психологии счастье – это когда человек полностью удовлетворен своей жизнью. В позитивной психологии есть формула счастья:

Счастье = глубокое удовлетворение жизнью + максимум положительных эмоций + минимум негативных эмоций.

Но как достичь счастья? Этот вопрос для каждого человека является главным.

Каждый человек сам несет ответственность за себя и свою жизнь, в том числе и за решение быть счастливым или нет. Существует парадокс. Каждый человек хочет быть счастливым, но в то же время считает, что поиск счастья – это стремление к эгоизму. Это не так. Именно счастливый человек способен больше заботиться об окружающих его людях, больше проявлять любви.

Можно ли научиться быть счастливым? Да, несомненно. Насколько легко научиться быть счастливым? А это зависит от многих факторов.

Как говорят результаты современных исследований, уровень счастья человека предопределен генетически примерно на 50 %. Еще около 10 % составляет влияние жизненных обстоятельств (возраст, пол, национальность, семейное положение, состояние здоровья, профессия и др.). И 40 % счастья – это следствие наших мыслей и действий.

Каждый человек имеет с детства сложившиеся стереотипы поведения и реакций, определяющие его восприятие мира и происходящих событий. Чаще всего в восприятии действительности преобладают отрицательные эмоции. Чтобы перестроить личность и психику на положительное восприятие мира, необходима упорная и регулярная работа.

Первые шаги для работы над собой:

  1. Научитесь определять, что является причиной плохого настроения: какая-то возникшая проблема или усталость и переутомление.
  2. Разрешайте себе отдыхать.
  3. Помните, что понимание проблемы – это первый шаг на пути ее преодоления.
  4. Обращайте внимание на моменты, когда вы находитесь в хорошем настроении, старайтесь как можно дольше наслаждаться им, запоминайте их.

Таким образом, можно сделать вывод.

Счастье не зарабатывается и не заслуживается трудом. Счастье – это настроение , при котором человек испытывает приятные эмоции и чувства, а также при котором долгое время им владеют приятные мысли.

Мы привыкли жить, откладывая счастье, ожидая его когда-то в будущем. Если мы живем все время в ожидании счастья, то не радуемся жизни сейчас. Мы ждем, когда же купим квартиру, когда найдем хорошую работу, когда вступим в брак, когда выполним определенную задачу и одержим очередную победу. Но как ни странно, мы счастливыми себя не чувствуем, купив квартиру, найдя хорошую работу…Наоборот, чувствуем разочарование.

Ощущение счастья – это состояние психики, склад ума, который стал привычкой. Если такую привычку не выработаем, то можем счастья и не испытать. Поэтому будьте счастливы просто так.

Что еще почитать