Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Деревья и Кустарники на нашем участке. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Дерево и его свойства

Задачи.

1. Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях.

2. Закрепить обобщающее понятие “деревья”.

3. Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев – лес.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия

I. Оргмомент

Сегодня мы с вами познакомимся с деревьями.

А какие деревья вы знаете?

Где растёт много деревьев?

II. Знакомство с темой

Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания. А какой чудесный в лесу воздух – целительный. Все деревья выделяют особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.

Не зря деревья называют зелёными легкими планеты.

Весной и летом деревья расцветают, ветерок переносит пыльцу, насекомые перелетают с дерева на дерево, опыляя растения, а к концу лета на деревьях образуются семена.

Осенью листья на деревьях высыхают, желтеют, опадают, устилая землю под деревьями пёстрым ковром. Это явление называется листопад.

Деревья бывают лиственными.

Почему их так называют?

Назовите лиственные деревья.

Бывают и хвойные деревья.

Почему их так называют?

Назовите хвойные деревья.

Посмотрите на деревья.

Что у них общее? Какое сходство? Что есть у каждого дерева?

Для чего дереву нужны корни?

Для чего нужна кора на стволе?

III. Физминутка. Дидактическая игра с мячом “Какой лист?”

Лист берёзы – берёзовый лист.

Лист дуба – дубовый лист.

Лист липы – липовый лист.

Лист осины – осиновый лист.

Лист клёна – кленовый лист.

Лист тополя – тополиный лист.

Лист рябины – рябиновый лист.

Хвоя ели – еловая хвоя.

Хвоя сосны – сосновая хвоя.

IV. Загадки

1. Весной роняет слёзы белая (берёза).

2. Стоит летом золотая, сладким мёдом налитая (липа).

3. Если дует ветерок, задрожит её листок (осина).

4. В каждый дом под новый год это деревце придёт. Зелёная и колкая оно зовётся (елкаю).

5. Прилетают в гости к ней стайка алых снегирей. По веткам они снуют, красны ягоды клюют (рябина).

6. Что же это за девица, ни швея, ни мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ель).

7. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели (дерево).

V. Дидактическая игра “Четвёртый лишний”

Клён, рябина, ель, тюльпан.

Берёза, дуб, шиповник, тополь.

Ель, смородина, рябина, дуб.

Осина, липа, ель, клубника.

Малина, клён, сосна, тополь.

VI. Заключение.

О чём сегодня говорили? Какие деревья вы запомнили? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Что есть у каждого дерева? Где растёт много деревьев? Для чего нужны деревья?



Интегрированное занятие «Чудо – дерево» в средней группе.

Программное содержание: Демонстрация уровня освоения программного материала (содержания) среднего возраста.
а) Закрепить умение интонировать первый звук в слове, называть его, делить слова на части.
б) Нахождение предмете с помощью различных фиксирующих значков (цвет, форма, размер).
в) Уточнять представления детей о животном и растительном мире.
г) Закрепить представления детей о строительных деталях. Упражнять в «чтении» чертежей деталей.
Используемый материал:
-Демонстрационный: интерактивная доска, дерево, 4 мешочка, чертежи строительных деталей, «чудесный мешочек», строительные детали (куб, призма, конус, цилиндр, кирпич, пластина, арка, полу-куб).
-Раздаточный: карточки с заданием, разнообразные мелкие предметы,

В – Ребята, посмотрите, что это у нас?
Д – Это дерево.
В – А у наших у ворот, чудо-дерево растёт.
Чудо-чудо расчудесное!
Ни цветочки на нём,
А листочки на нём,
И мешочки, на нём, словно яблоки.
А мешочки не простые, а с заданиями. За каждое выполненное задание, вы получите – частичку от картинки. Собрав картинку, вы сможете попасть в волшебный мир. А помогать нам будет, этот замечательный экран. И он уже готов к этому.
Сели.
В – Ну что ж, давайте сорвём первый мешочек. Алёна, тебе какой больше нравится? П осмотрим, какое задание в нём…..
«Назови слово, и скажи первый звук в этом слове»
В – Молодцы ребята. Давайте посмотрим, где-то должна появиться первая часть от картинки. Все частички, мы будем выкладывать на этом столе.

В. – Как хорошо, Алина, отвечала, пойди, сорви второй мешочек. Ой, какое задание тут интересное. Выбирайте себе карточку. Подберите, к своей карточке, нужный предмет. А предметы лежат вот на этом столе.
(Во время выполнения задания, если ребёнок затрудняется, воспитатель задаёт вопросы: «А почему, ты берёшь этот предмет?»)
Справились? Положите карточку и предмет, который вы подобрали на этот стол. Посмотрите, всё ли правильно, нет ли ошибок? Молодцы! Раз всё правильно, где-то должна появиться вторая частичка от картинки.

В – Сорвём ещё мешочек? Игра: «Четвёртый лишний».
Деревья – цветок,
птицы – рыба, (почему лишний?)
все насекомые, (ловушка).
Что общего у всех насекомых?
Ну, всё вы знаете. Значит, пошли искать третью часть от картинки.

Ребята, кто это? Давайте превратимся в паучков и потанцуем.
Физ. минутка.
Музыка качаем головой.
Паучок ходил по ветке, вращаем руками.
А за ним ходили детки перебирая пальцами, вытягиваем руки
Дождик с неба вдруг полил. «брызги» пальцами.
Паучка на землю смыл, Хлопки по коленям.
Солнце стало пригревать. Руки вверх, покрутились.
Паучок ползёт опять. Топаем, руки на пояс.
А за ним, ползут все детки, Вращаем руками.
Что бы погулять на ветке. Топаем.
Музыка. Качаем головой.

В. — Остался последний мешочек. Майя, ты так красиво танцевала, иди, сорви. Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется (дети – «чудесный мешочек»)
— обследование детали
— название
— показать деталь детям
— предложить другому ребёнку, найти чертёж этой детали.
В. – Ребята, давайте назовём детали, которые остались лежать в мешочке.
Всё, детали закончились, значит где-то появилась четвёртая часть. Давайте её найдём.
В. – А теперь пора собирать.
Сбор картинки.
В. – Что же, у нас получилось?
Д – радуга.
Да, радуга показала нам путь в волшебный мир. А хотите узнать, что там интересного происходит? Давайте посмотрим.

Мультфильм.

Ребята, мы хотим вас поздравить, с тем, что вы переходите из средней группы «Росточки», в старшую группу, и вручить медали.
Вручение.
Мы желаем вам оставаться такими же дружными, весёлыми и хорошими ребятами.

Номинация: интересные занятия для детей 4-5 лет.

Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: АНО ДО «Планета Детства «Лада», д/с №63
Месторасположение: Самарская обл., г.о. Тольятти

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №32 муниципального образования Тимашевский район

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы на тему: «Деревья России»

Старший воспитатель МБДОУ д/с №32

Жукова Н.Г.

Конспект НОД «Деревья России»

Задачи

Образовательные:

Формировать представления о деревьях, их строении на основе знакомства с березой;

Упражнять в образовании приставочных глаголов, творительного падежа существительных, подборе родственных слов, образных сравнений;

Закреплять навык употребления предлогов в самостоятельной речи;

Учить составлять описательный рассказ по опорной схеме.

Развивающие:

Формировать интерес к русской природе;

Развивать внимание, память, мышление, графические навыки.

Воспитательные:

Формировать познавательный интерес к природе, символам России;

Воспитывать любовь к русской природе, бережное отношение к ней;

Расширять представления о самом почитаемом дереве в России – березе, ее значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.

Здоровьесберегающая: сохранять и сберегать здоровье средствами динамических, дыхательных упражнений, пальчиковой гимнастики.

Предварительная работы: беседа о символах России, природе родного края, просмотр презентации «Берёза-символ России».

Оборудование: Интерактивная мультимедийная доска, презентация «Польза берёзы», аудиозапись шума леса, аудиопроигрыватель, искусственное деревце березы, карточки с контурными изображениями листьев, береста или стилизованные под бересту листки бумаги с рисунком для развития мышления и внимания, бумажные или пластмассовые игрушки (птицы или насекомые) (по числу детей), предметы для украшения дерева (полотенце, ленты, венки, бусы и т.д.), лист ватмана, листы белой бумаги (по числу детей), черные и зеленые фломастеры, стаканы с березовым соком.

I . Вводная часть

Звучит аудиозапись шума природы. Входят дети.

П е д а г о г. Ребята, здравствуйте! Я предлагаю вам отправиться в путешествие, где нас ждёт много приключений, игр. И все они связаны с одним деревом. А что это за дерево, вы сейчас догадаетесь.

На интерактивной доске – деревья: ель, сосна (выше остальных деревьев), дуб, клен, береза.

Это дерево не самое высокое (исключается сосна), без иголок (исключается ель), без желудей (исключается дуб), его ствол не коричневый (исключается клен). О каком же дереве речь?

Д е т и. О березе!

П е д а г о г. Да, мы поговорим о березе и поиграем. В нашей стране к этому дереву особое отношение. Его очень любят и называют символом России. В нашем хуторе тоже есть берёза. Куда мы с вами можем отправиться?

Д е т и. Берёзка растёт в парке, её можно встретить возле школы и около детского сада, потому что береза растет по всей России: и на лугу, и в лесу. Берёза растёт даже на Севере.

П е д а г о г. Да, действительно так. Но это еще не все. Мы узнаем много нового и поймем, почему береза – символ России.

II . Основная часть

П е д а г о г. Сначала надо найти березу в лесу. Отправляемся в дорогу.

В центре групповой комнаты выставляется искусственное деревце березки.

Мы по лесу шли, шли. Через мостик…

Д е т и. Перешли.

П е д а г о г. К березе…

Д е т и. Подошли!

П е д а г о г. Вокруг березы…

Д е т и. Обошли.

П е д а г о г. За березу…

Д е т и. Зашли.

П е д а г о г. Из-за березы…

Д е т и. Вышли.

П е д а г о г. Давайте рассмотрим ее и назовем части дерева.

Дети называют части березы, цвет ствола, листьев.

Корректурная проба.

Педагог раздаёт детям картинки с изображением берёзок, акаций белых, ивушек плакучих.

П е д а г о г. В природе нашего края много деревьев. Обведите каждую берёзку в кружок, каждую акацию – зачеркните, а ивушку плакучую обведите квадратиком.

П е д а г о г. Это дерево мы считаем исконно русским, хотя его название знакомо большинству народов, населяющих Европу. Раньше это слово означало «белый, светлый». Слово-название коры березы – береста – имеет тот же корень. А теперь рассмотрите березку и придумайте красивые слова-признаки о ней, расскажите, какая она.

Д е т и. Береза стройная, высокая, нежная, белоствольная.

П е д а г о г. А с чем сравнивают березу?

Д е т и. С невестой, девушкой, красавицей.

П е д а г о г. Значит, береза стройная (высокая, кудрявая, как…)

Дети придумывают образные сравнения.

А вы сможете узнать листья березы? Сейчас проверим. Найдите на картинке только березовые листья и раскрасьте их.

На картинках изображены контуры наложенных друг на друга листьев деревьев. Дети находят листья березы и раскрашивают их.

Динамическая пауза «Березка»

П е д а г о г. А еще в старину вокруг березки водили хоровод.

Очень тихо звучит мелодия русской народной песни «Во поле берёза стояла»

За руки сейчас возьмемся,

Вокруг дерева пройдемся.

Как березка высока,

Как березонька тонка…

Если руки поднимаем,

До макушки не достанем.

Ветки тонкие свисают,

Даже землю задевают.

Если ветер налетает,

То березоньку качает:

Вправо, влево, взад, вперед,

А потом наоборот.

Только солнце пригревает,

Листья крону покрывают.

Запах листиков вдыхаем,

Ртом тихонько выдыхаем…

Как березоньку мы любим,

Никогда не позабудем!

Даже в дальней стороне

Будет долго сниться мне.Дети идут хороводом, держась

за руки.

Поднимают руки вверх.

Сужают круг,подходя к центру.

Встают на носки, поднимают

руки вверх.

Опускают руки, наклоняются

вперед.

Наклоняются вперед, назад,

вправо, влево.

Скрещивают ладони с

расставленными пальцами.

Складывают ладони лодочкой и

открывают их.

Делают вдох носом.

Делают выдох ртом.

Кланяются березке.

А еще березы считают символом семьи, потому что они часто растут целой семейкой. Вот и мы сейчас придумаем «семейку» слов к слову «береза».

Д е т и. Березка, березонька, березовый, березняк, подберезовик.

П е д а г о г. Березу ценят еще и за то, что она служит доброй помощницей для людей. Что делают из древесины березы?

Д е т и. Древесина станет столом, избой, музыкальным инструментом, посудой, лучиной.

П е д а г о г. А чем станет кора?

Д е т и. Береста станет лаптями, коробкой, бумагой.

П е д а г о г. А чем могут стать листья, почки?

Д е т и. Они могут стать лекарством.

П е д а г о г. Да, действительно. Русское название березы ученые связывают со словом-действием «беречь». В древности считали, что береза оберегает человека от злых сил. При простуде пьют чай из березовых почек. Березовый сок богат витаминами. А какая русская баня без березового веника? Березовый деготь входит в состав мазей, которые используют для лечения кожных заболеваний, также его добавляют в мыло. Березовый уголь принимают при отравлениях. Березовый гриб чага считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, применяется для улучшения аппетита и сна. Значит, чем для нас является береза?

Слайд-шоу «Польза берёзы»

Д е т и. Береза – это наш лекарь, доктор.

П е д а г о г. А еще, ребята, в старину бересту использовали как бумагу. Существовало так называемое берестяное письмо. Вот и мы представим, что перед нами такие надписи. Найдите закономерность и продолжите ряд.

Дети дорисовывают в каждом ряду знаки.

П е д а г о г. Березу называют кудрявой, раскидистой, белоствольной. Вокруг нее кипит жизнь: птицы вьют гнезда на ветках, летают бабочки, мошки, жуки.

Детям раздают игрушки птиц или насекомых. По заданию педагога или самостоятельно они помещают их в разных местах березки и комментируют свои действия, закрепляя изученные предлоги.

Д е т и. Жук сидит на березе. Птичка летит над березой. Муравей ползет под березой.

Игровое задание

Развитие логического мышления, знаний о месте обитания животных, рыб

Картинки

– Кого я встретил в лесу?
– Выбери свой маршрут (расположить карточки всевозможными способами)
Например:

Затем дети составляют рассказ о березе по опорной схеме.

Составление рассказа по опорным схемам (работа на интерактивной доске)

П е д а г о г. А сейчас, используя схему, мы расскажем о березке все, что узнали.

Дети составляют рассказ, закрепляя все изученное, по опорным схемам.

План

  1. Из каких частей состоит береза?

    Где растет?

    Как используются древесина березы, береста?

    Каковы лечебные свойства березы и ее частей?

    В каких художественных, музыкальных произведениях упоминается береза? (Образ березы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке).

III . Заключительная часть

Коллективная продуктивная деятельность

Дети из листов белой бумаги делают конусы и трубочки – «стволы березы». Фломастером рисуют чечевички. Наклеивают «стволы» на лист ватмана. Дорисовывают крону зеленым фломастером.

П е д а г о г. Теперь вы поняли, почему березу выбрали символом России?

Д е т и. Да.

П е д а г о г. Я хочу угостить вас березовым соком.

Дети пьют березовый сок.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование), «Чтение художественной литературы», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, продуктивная.

Цель: учить различать деревья и кустарники.

Задачи:

1.Учить детей разделять предложенные объекты на группы, опираясь на схему.

2.Учить выделять общие существенные признаки деревьев и кустарников (корень, лист ) и различия (у дерева один ствол, а у кустарника много).

3.Учить схематично изображать дерево, куст.

4. Развивать речь детей, обогащать активный словарь (название деревьев, кустарников, частей объекта).

5.Воспитывать интерес к миру растений.

Материалы и оборудование: схемы «Дерево», « Кустарник», предметные картинки деревьев и кустарников. На каждого ребенка: лист бумаги формата А5, карандаш.

Словарь: названия деревьев кустарников(береза, ель, сосна, клен, шиповник, сирень, черноплодная рябина ), частей объекта (корень, ствол, ветки, листья, хвоинки).

Предварительная работа: знакомство с понятиями «дерево», «кустарник» с помощью сказки - оживления «Как дерево с кустарником встретились», наблюдения в природе, рассматривание предметных картинок с изображением деревьев и кустарников.

Последующая работа: рассматривание предметных картинок «Деревья», «Кустарники». Д/и: «Деревья и кустарники», п/и: «Найди дерево(куст)».

1.Организационный момент.

В: - Дети сегодня к нам на занятие пришел Буратино.

Только посмотрите, какой он грустный.

Что случилось Буратино?

(Подносит игрушку к уху, делая вид,

что Буратино что-то шепчет).

В: - Оказывается, Буратино не знает, что такое дерево и что такое кустарник и все в школе смеются над ним. Давайте, поможем Буратино разобраться, какое же растение называют деревом, а какое кустарником.

Дети соглашаются помочь Буратино.

2.Чтение схем.

Воспитатель: - Вот посмотрите, перед вами 2 схемы.

Как вы думаете, какому растению

Подходит первая схема?

Дети: Это схема подходит дереву.

Воспитатель: - А как вы догадались?

Дети: Потому, что у дерева есть корни, один ствол и листья.

Воспитатель: - Правильно!

А какому растению подходит вторая схема?

Д: Это схема подходит кустарнику.

Воспитатель: - Почему?

Дети: Потому, что у кустарника есть корни, много стволов и листья.

Воспитатель: - По этим схемам сразу можно догадаться, что у дерева

И кустарника есть общего, а чем они отличаются.

Данил, как ты думаешь,

чем похожи деревья и кустарники?

Данил : У деревьев и кустарников есть корни и листья.

Воспитатель: - Саша, как ты думаешь,

Чем отличаются деревья и кустарники?

Саша: У дерева один ствол, а у кустарника много.

Воспитатель: - Вот Буратино, теперь ты знаешь, что такое дерево и что такое кустарник.

Ребята, Буратино немного устал и хочет с вами поиграть.

3.Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся.

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать.

Нужно на носочки встать.

Дети выполняют движения за воспитателем.

Воспитатель: - А теперь, Буратино, дети покажут тебе, какие в природе бывают деревья и кустарники.

4.Отгадывание загадок.

Деление предложенных объектов на группы,

опираясь на схемы.

Воспитатель: - Ребята, послушайте мои загадки и попробуйте догадаться, о каких они растениях.

1.Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он,

Кто скажите это? (Клен)

Клен-это дерево или кустарник?

Почему вы так думаете?

Дети: Потому, что у клена один ствол.

Под какую схему, мы поместим картинку с изображением клена?

Дети: Под схему дерево.

2.На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается. (Сирень)

Сирень-это дерево или кустарник?

Дети: Кустарник.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что у сирени много тонких стволов.

3.У меня иголки Длиннее, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

ветки только на макушке. (Сосна)

4. Я на розу так похож,

Разве что не так хорош.

Но зато мои плоды.

Всем пригодны для еды. (Шиповник)

5.Не заботясь о погоде

В сарафане белом ходит.

И в один из теплых дней.

Май сережки дарит ей. (Береза)

6.Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет.

Руки вымажет и рот. (Черноплодная рябина)

Воспитатель: - Ну вот, Буратино, теперь ты сам сможешь определить, где дерево, а где куст.

5.Рисование.

Воспитатель: - А на прощанье мы с ребятами хотим сделать тебе небольшие подарки. Дети, давайте нарисуем для Буратино дерево и куст, чтобы он не забыл все, чему его научили сегодня.

Посмотрите, как это сделаю я.

(Показывает детям схематичное изображение дерева и кустарника) .

6.Рефлексия .

В конце занятия дети дарят рисунки Буратино, поясняя, что именно изображено на его рисунке - дерево или кустарник.


Ольга Тыртышникова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Деревья и Кустарники на нашем участке»

Конспект НОД по познавательному развитию

в средней группе

ТЕМА : «ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ НА НАШЕМ УЧАСТКЕ »

Цель : Расширять и уточнять знания детей о деревьях и кустарниках нашей местности .

Задачи : познакомить с изменениями в жизни растений в разные времена года (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев деревьев и кустарников , закрепить названия частей дерева , образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал :

Картинки с изображением деревьев (дуб, рябина, клен, береза, ель,каштан, их листьями и плодами, картинки с частями дерева (корень, ствол, ветви, листья) , плоды (желуди, шишки, сережки, ягоды, крылатки) .

Раздаточный материал : натуральные листья и плоды деревьев , собранные детьми во время прогулки.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент :

Игра : «Повтори, не ошибись»

Дуб- рябина- береза; береза- ель-дуб; клен- рябина- ель; ель-дуб- клен; дуб- клен- ель и др.

Основная часть :

Беседа :

Что вы называли? (Деревья )

Где растут деревья ? (На улице, в лесу, в парке, в сквере)

Почему люди сажают деревья ? (Они приносят пользу людям)

Какие бывают деревья ? (Высокие, низкие)

Какую пользу приносят деревья (очищают воздух, плодами питаются звери и птицы)

Где растут деревья и не живут люди ? (в лесу)

Воспитатель :

Рассказ о частях, из которых состоит дерево .

(Выставление на стенд картин с изображением деревьев ) .

Назовите эти деревья (береза, клен, ель, дуб, каштан,рябина) .

ДЕРЕВО – это многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, которые образуют крону. Деревья появились на земле очень давно 390 млн. лет назад. Это самые крупные растения нашей планеты .

Вы назвали много разных деревьев . Назовите, из каких частей состоит дерево ? (корень; ствол, ветки и листья - крона) .

Да, правильно дети. Дерево , как и любой живой организм, состоит из отдельных органов : корня, ствола, веток и листьев.

Какую пользу приносят корни дереву ?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

КОРНИ прочно закрепляют ствол в земле, снабжают дерево водой и растворимыми в ней минеральными веществами. Без них дерево не могло бы жить . Главный корень уходит в глубокую почву, а боковые ближе к поверхности.

Ребята, а что вы знаете о стволе дерева ?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

СТВОЛ – это основа дерева . По нему вверх и вниз текут растворы питательных веществ. Ствол растет и в высоту и в ширину.

Теперь давайте посмотрим на наши белоствольные, удивительно красивые, любимые русские березки.

(Рассматривание двух картин с изображением березок) .

Маша, покажи ствол у этих деревьев . На какой картине ствол у березы тоньше, а на какой толще? (ответы детей)

А, кто из вас может рассказать стихотворение о русской березке?

2. Чтение стихотворения наизусть.

Стихотворение А. Прокофьева «Русская березка»

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Да, вы правы, ствол всех деревьев покрывает кора , которая защищает их. Как вы думаете, от чего? (от высыхания, от насекомых) .

Под корой находится сам ствол, который состоит из темных и светлых полосок – колец. Так узнают, сколько лет дереву – по ГОДИЧНЫМ КОЛЬЦАМ.

(Определение возраста дерева по годичным кольцам )

Ребята, у каждого из вас на столе лежат картинки с изображением ствола дерева . Найдите годичные кольца и определите, сколько лет дереву .

(Ответы детей) .

Вы знаете, что ствол, ветки и листья образуют крону деревьев .

Дети, какую форму имеют кроны деревьев ?

(Ответы детей. Дополнение, обобщение.)

КРОНЫ у деревьев бывают самой разной формы : круглой, овальной, треугольной. У хорошо знакомых нам деревьев нашей полосы : дуба, березы, каштана, липы, рябины, ели, сосны, они обычно состоят из крупных ветвей, которые в свою очередь разветвляются на множество мелких веток, покрытых листвой или хвоей.

Ребята, во время экскурсии по территории нашего сада , мы с вами рассматривали листья разных деревьев . Вспомните, какой формы бывают листья?

Какого цвета бывают листья? (Слушаю ответы, показываю листья)

ЛИСТ – источник жизни на планете.

Какую пользу приносят листья? – (выделяют кислород, поэтому легко дышать и сохраняется жизнь на планете) Вот какое добро приносят нам листья деревьев .

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Руки как ветки,

А мы как деревья ,

Теперь мы как будто в лесу.

Мы руки поднимем

И резко опустим,

Так ветер сбивает росу.

Чуть в стороны руки,

И плавно помашем,

Так листья летят с высоты.

И как они лягут,

Мы тоже покажем-

Руки сложить мы должны.

Игра «Узнай лист» .

В «Чудесном мешке» листья разных деревьев , вырезанные из картона на магнитной основе. Дети по очереди достают по листу, определяют, к какому дереву он принадлежит , и крепят его на магнитную доску.

Отгадайте, о каком дереве загадка :

Зимой и летом одним цветом (ель)

Не заботясь о погоде в сарафане белом ходит, а в один из теплых дней май сережки дарит ей (береза)

У какого дерева все детки в беретиках, когда с дерева упадут , своих беретиков не найдут. (Дуб)

У какого дерева листья резные , летом зеленые, осенью красные. (Клен)

Воспитатель выставляет на доску картинки- отгадки.

Воспитатель : а теперь послушайте последнюю загадку : Ягода красна, летом горька, а зимой сладка (Рябина)

Воспитатель : (выставляет картинку) Чем рябина отличается от других деревьев ?

Дидактическая игра «Собери дерево »

У кадого ребенка на подносе по одной картинке с частью дерева (корень, ствол, ветки, листья, плоды (ягоды) . Дети составляют на доске дерево .

Воспитатель : Чем это дерево отличается от всех других?

Дети : У всех деревьев от корня отходит один ствол, а у этого много стволов.

Воспитатель : Правильно. Это рябина (выставляет картинку) . Рябина- это кустарник . У кустарника нет главного ствола . От корня отходит много стволов.

Дидактическая игра «Один- много»

Один лист- много листьев

Один ствол- много стволов

Один плод- много плодов

Одна ягода- много ягод

Одна шишка- много шишек

Одна ветка- много веток

Игра «Да - нет» .

Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают «да» или «нет» .

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Ну а птицы гнёзда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки утепляют?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем мы сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать?

Дидактическая игра «С чьей ветки детки?»

В коробочках лежат листья и плоды деревьев . Ребенок достает из коробочки лист, определяет, с какого он дерева и прикрепляет на нужное дерево , называя (лист с березы- березовый) .

Составление рассказов- описаний по плану

Дети по очереди берут по одной картинке и составляют рассказы по образцу :

Образец :

Это береза. У нее есть корень, ствол, ветки, листья. Листья у березы летом зеленые, осенью желтые.

Плоды- сережки.

Итог занятия.

Беседа о пользе деревьев .

Как вы думаете, какую еще пользу приносят деревья ? (Ответы детей)

Деревья приносят большую пользу :

Их свежая зелень украшает города и селения;

От деревьев зависит существование многих животных, растений и человека;

Они дарят прохладу в жаркие дни; в тени можно укрыться, отдохнуть;

деревья дают древесину ;

Они служат топливом;

Из дерева делают мебель , бумагу;

Плодами деревьев питаются люди , животные, птицы;

деревья служат преградой ветрам, предохраняют почву от высыхания и помогают выжить полевым птицам и животным.

Закрепление законов охраны природы (забота о деревьях )

А, что мы с вами, можем сделать доброго и полезного для деревьев ? (Ответы детей)

Не вырубать, не ломать деревья ;

Не разжигать в лесу костры;

Не бросать в лесу мусор : банки, бутылки, пустые пакеты;

Поливать плодовые деревья , обкапывать их;

Ребята, если мы будем соблюдать эти законы, то нас всегда будут окружать красивые, здоровые деревья .

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Ребята о каких добрых друзьях мы с вами говорили? Давайте вспомним, из каких частей состоят деревья ? Какую пользу они приносят людям? Какие добрые и полезные дела мы – люди можем сделать для деревьев ? Что нового вы узнали о деревьях , растущих на участке нашего детского сада ?

Что еще почитать