Конспекты занятий по изо 1 мл гр. Примерное распределение программного материала на год. Методы и приёмы

По ИЗО деятельности

Конспект занятия по рисованию
в 1 младшей группе
«Красивые цветы для пчелки»

Составила: воспитатель МДОУ Георгиевского детского сада
общеразвивающего вида Межевского района Костромской области
Маркова Марина Витальевна.

Программное содержание:

  • Поддерживать интерес к изобразительной деятельности;
  • Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги;
  • Закрепить знания красного и зеленого цветов;
  • Развивать воображение;
  • Воспитывать аккуратность.

Материал: альбомные листы, пальчиковая краска, салфетки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам в гости прилетела пчелка и села на цветок. Посмотрите на него, какой он красивый. Какого он цвета? (красный) Вот ножка, на которой он стоит. Она называется «стебель». А это листики. Какого цвета стебелек и листики? (зеленые). Подойдите к цветочку и потрогайте пальчиком. А теперь давайте его понюхаем. Ах, как вкусно он пахнет!

А теперь мы немножко поиграем:

«Наши руки как цветочки,

Пальчики как лепесточки.

Солнце просыпается-

Цветочки раскрываются.

В темноте они опять

Будут очень крепко спать.

Ребята, сейчас проходите за столы.

Пчелка очень хочет, чтобы мы нарисовали ей много цветочков. Вы хотите ей помочь? А какие краски нам понадобятся? (красные и зеленые)

Посмотрите внимательно, как я буду рисовать.

Рисовать цветок я буду ладошкой. Для этого я опущу ладошку в красную краску и приложу ее к верхней части листа. А теперь я вытру ладошку тряпочкой. Дальше мне понадобится зеленая краска. Я обмакну пальчик в краску и нарисую от цветочка сверху вниз зеленую линию – стебель. Вот и получился цветок. А теперь и вы попробуйте нарисовать на своих листах бумаги цветы. Обмакните ладошку в красную краску…

Молодцы, ребята! Хорошо постарались. Сейчас пчелка полетит и посмотрит на ваши цветочки.

А теперь пойдем мыть наши ручки, чтобы они были чистые.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей матрёшки.
2. Развивать интерес детей к народному творчеству.
3.Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
4. Воспитывать любовь к народному искусству.

Формы и средства обучения:

Образно-художественная, игровая, практическая, музыкальные, наглядные.

Приемы:

Рассматривание подлинной игрушки – матрешки, беседа, художественное слово, загадка, физминутка, пояснения, поощрение, самостоятельная деятельность детей .

Материал и оборудование:

Демонстрационный: Игрушки Матрешки с традиционными видами росписи (Семеновская, Загорская, Полхов Майдан), мольберт, силуэт матрешки тонированный в бежевый цвет, кисти, краски, баночки с водой.

Ход организованной образовательной деятельности:

Звучит русская народная мелодия «Во поле береза стояла». На фоне музыки…

Воспитатель: Здравствуйте, дети, здравствуйте!

Дивное диво я нынче принесла

Диво чудесное, расписное,

А ну, отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … .

(Ответы детей — матрешка)

Конечно, это Матрешка! Какая замечательная игрушка! О ней, как и о народных героях слагают легенды. Нашу Матрешку знают и любят во всем мире – ни один турист не уедет из России без куклы-сувенира.

Как вы думаете, сколько лет Матрешке? (ответы детей)

Воспитатель: На самом деле ей более 100 лет. Ребята, как вы думаете, почему эту игрушку назвали Матрешкой? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, потому что в те времена очень распространенным женским именем было имя – Матрена, именно от него и получила свое название Матрешка.

Из чего делают матрешку?

Ответы детей: Из дерева.

Воспитатель: Из дерева делают заготовку, а потом расписывают красками и покрывают лаком. (Воспитатель обращает внимание на матрешек). Ребята, а давайте прочитаем стихотворение о матрешке.(дети рассказывают)

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста
А внутри она пуста.
Разнимается она на две половинки
В ней живет еще одна кукла в серединке
Эту куколку открой –
Будет третья во второй.
Половинку отвинти.
Плотную, притертую –
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую
Вынь ее да посмотри
Кто в ней прячется внутри
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая
А внутри пустая
В ней живет – шестая
А в шестой – седьмая
А в седьмой – восьмая
Эта кукла меньше всех
Чуть побольше, чем орех
Вот поставленные в ряд
Сестры – куколки стоят
— Сколько вас? – у них мы спросим
И ответят куклы восемь.

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте повторим, какие традиционные виды росписи мы с вами уже знаем. (ответы детей- Семеновская, Загорская, Полхов Майдан). В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек.
Отсюда и название – Семёновская матрёшка.
Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. Самый главный цвет - …

Дети: Жёлтый, зелёный, малиновый.

Воспитатель: Следующая матрёшка из села Загорск – Загорская матрёшка. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове…

Дети: Платок.

Воспитатель: А поверх сарафана…

Дети: Фартук.

Воспитатель: Эта матрешка хозяюшка, она ходит в лес по грибы и ягоды. В руках у нее….

Дети: корзинка с грибами или ягодами.

Воспитатель: И третья матрёшка из села Полхов – Майдан. У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук.

Воспитатель: Я предлагаю вам сегодня побыть мастерами по росписи матрешек, но вначале физкультминутка.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Дети усаживаются за столы, на которых лежат заготовки для росписи матрёшки.

Звучат русские народные мелодии в записи, дети с воспитателем расписывают матрёшек.

Воспитатель: Вот и готовы наши матрешки, давайте рассмотрим их и выберем самую красивую. А за такую замечательную работу положена награда. Вот я вам приготовила шоколадные медали, вы ее заслужили, потому что поработали на славу.

  1. Спирикова Ирина Петровна
  2. Воспитатель
  3. МБДОУ д/с № 20
  4. г. Тимашевск
  5. Конспект занятия по ИЗО в 1 младшей группе нетрадиционная техника рисования. Тема: «Дед мороз»

Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей по средствам нетрадиционной техникой рисования – «Рисование ладошкой» .

Задачи:

  • Образовательная: познакомить детей с техникой «Рисование ладошкой» .
  • Развивающая: развивать восприятие, воображение и память.
  • Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к материалам, правильно их использовать: по окончанию работы класть их на место.

Приоритетная образовательная область: художественное- эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие» , «Коммуникация» .

Оборудование: палитра, гуашь: белая, красная, розовая, черная. Кисточки, стакан с водой, влажные салфетки, листы А5 синего цвета.

Предварительная работа: рассматривание картин из серии «Зима» .

Ход НОД:

Здравствуйте ребята! На улице зима, и совсем скоро новый год! А кто к нам на елку придёт и подарки принесет?

(ответы детей)

Ну конечно Дед Мороз. Но ребята, он подарки просто так не дает, ему нужно стишки рассказать и сплясать, вы готовы?

(Ответы детей)

Ребята, а мы можем украсить нашу группу? А как?

(Дети предлагают, как украсить группу)

Да, мы повесим снежинки, картинки. А может нам украсить наши шкафчики? Скажите, какой у нас есть материал?

(Ответы детей)

А хотите, я вас научу рисовать ладошкой. И тогда мы сможем нарисовать вот-такого, Дет Мороза (показываю образец) .

Но для того чтобы у нас получился такой красивый Мороз, нужно произнести волшебные слова, повторяйте все за мной.

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз, (Присели)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте) .

Какие вы молодцы, теперь у нас все получится! Ребята обмокните кисть в белую гуашь, и раскрасьте свою ладошку, вот так. А теперь прикладываем ладошку на листок, и получается вот такой отпечаток. Это будет лицо и борода. Возьмите салфетку и вытрите ладошку. Нарисуем глазки, какого цвета у вас будут глазки, у меня черного. Подушку пальца обмокну в черную краску и поставлю вот такие маленькие точки. У вас получились глазки?

(Индивидуальная помощь детям)

А теперь нарисуем щечки, обмакнем подушечку в розовый цвет и поставим еще точки вот так. Нарисуем ротик красной краской. Ребятки, а шапку нарисуем? А расскажите у кого какого цвета будет шапка?

(Ответы детей)

У меня будет красной, я возьму красную краску и вот так пальчиком нарисую шапку, и белый бубон.

(дети рисуют шапки, индивидуальная помощь)

Вот какие красивые Морозы, у нас получились. Пойдемте скорее украсим наши шкафчики. А Мороз приедет увидит, как у нас красиво, и еще больше подарит подарков нам…

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член Международной педагогической академии, действительный член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Автор многочисленных трудов по различным вопросам дошкольной педагогики, истории педагогики, эстетического воспитания, развития детского творчества и художественно-творческих способностей, преемственности в воспитании и обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста, создатель и руководитель научной школы. Под руководством Т.С. Комаровой защищено более 90 кандидатских и докторских диссертаций.

Предисловие

Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств; успешное овладение рисованием, лепкой и аппликацией. Начинать приобщение детей к изобразительной деятельности в условиях дошкольного учреждения следует с 2–3 лет.
Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, для организации и проведения занятий по изобразительной деятельности во второй младшей группе.
В книгу включена программа по изобразительной деятельности для второй младшей группы, планирование работы на год и конспекты занятий по рисованию, лепке и аппликации. Занятия расположены в том порядке, в котором их следует проводить. Это не значит, однако, что воспитатели должны слепо соблюдать предлагаемый в книге порядок занятий. Изменение последовательности занятий – может быть продиктовано особенностями группы (например, дети воспитывались в дошкольном учреждении с первой младшей группы), региональными особенностями, необходимостью сократить разрыв между двумя занятиями, взаимосвязанными по содержанию и т.п.
Представленные в пособии занятия разработаны на основе следующих положений.
Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями. Особенно важное значение для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием, лепкой и аппликацией с игрой. Разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности и к игре. При этом необходимо использовать различные формы связи: создание изображений и изделий для игры («красивая салфетка в кукольный уголок», «угощение для игрушек-зверюшек» и др.); использование игровых методов и приемов; применение игровых и сюрпризных моментов, ситуаций («слепить мишке друзей» и т. п.); рисование, лепка, аппликация предметов для игр, на темы игр («Как мы играли в подвижную игру „Охотники и зайцы“ („Воробушки и кот“)» и др.).
Для развития детского творчества необходимо создавать эстетическую развивающую среду, постепенно вовлекая в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной, красивой обстановки группы, игровых уголков; включать в оформление группы созданные детьми индивидуальные и коллективные рисунки, аппликации. Большое значение имеют эстетическое оформление занятий; удачный подбор материалов для занятий, удобное и рациональное их размещение; доброжелательное отношение педагогов к каждому малышу, эмоционально-положительная атмосфера занятия; уважительное отношение взрослых к детским рисункам, лепке, аппликациям.
В основе развития любых способностей детей лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов и их частей поочередные движения по контуру кистей обеих рук (или пальцев), чтобы образ движения рук закреплялся и на основе его ребенок мог создавать изображения. Этот опыт следует постоянно обогащать и развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.
Для того чтобы выработать у детей свободу творческого решения, необходимо научить их формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, – сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями во второй младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество, в дальнейшем. Известно, что всякое целенаправленное движение может быть произведено на основе имеющихся представлений о нем. Представление о движении, производимом рукой, формируется в процессе зрительного и кинестетического (двигательно-осязательного) восприятия. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом. Движения руки при рисовании различаются по характеру (силе нажима, размаху, длительности), поэтому мы рассматриваем каждый вид изобразительной деятельности, включенной в педагогический процесс, отдельно. Вместе с тем, все виды изобразительной деятельности должны быть взаимосвязаны, ведь в каждом из них дети отражают предметы и явления окружающей жизни, игры и игрушки, образы сказок, потешек, загадок, песен и т.д. Овладение формообразующими движениями обеспечивает детям свободу творчества, снимает необходимость постоянного показа воспитателем способов изображения, позволяет активизировать опыт ребят («Как вы обводили пальчиками форму, так и будете рисовать»).
Создание изображений в рисовании, лепке и аппликации, а также формирование творчества основываются на развитии одних и тех же психических процессов (восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости), которые развиваются и в процессе изобразительной деятельности, если воспитатель помнит о необходимости их развития.
На всех занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей. Следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
Каждое занятие должно заканчиваться коллективным просмотром всех созданных ребятами изображений. Важно чтобы дети видели общий результат занятия, слышали оценку педагогом их работ, активно включались в доступный им разговор, оценку выразительных образов предметов, явлений; чтобы каждый ребенок видел свою работу среди работ других детей. В процессе оценки созданных детьми изображений важно обращать их внимание на наиболее интересные из них, вызывать положительные эмоции. Это способствует повышению их интереса к изобразительной деятельности.
При работе с детьми второй младшей группы воспитатели должны учитывать личный опыт каждого ребенка и всей группы в целом. Особенности каждой группы могут определяться возрастом детей (в одной группе могут оказаться ребята чуть постарше; дети, живущие в одном микрорайоне или в разных; группа может состоять из детей, перешедших в нее из первой младшей группы). Перед воспитателями стоит задача осмыслить особенности своей группы и скорректировать работу по изобразительной деятельности в соответствии с этим, усложняя задания в тех случаях, если группа состоит из детей, воспитывавшихся в первой младшей группе или из ребят, который в массе своей старше на 2–4 месяца. Усложнения могут состоять в использовании более широкого круга материалов (включение большего количества красок, жирной пастели, сангины), увеличения числа изображений (не одной елочки, куколки и др., а нескольких) и т. д.
В представленных в данном пособии конспектах занятий выделяются следующие рубрики.
Программное содержание. В этой рубрике указывается, какие задачи обучения и развития решаются на занятии.
Методика проведения занятия. В этой части последовательно раскрывается методика проведения занятия, постановка перед детьми изобразительной задачи и постепенное направление на получение результата.
Материалы. В этой рубрике перечислен весь наглядный и раздаточный материал, необходимый для создания изображений.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Эта часть конспекта раскрывает возможные взаимосвязи занятия с разными разделами воспитательно-образовательной работы, с играми и другими занятиями. Установление взаимосвязи и ее реализация позволит детям разносторонне познать предметы и явления, обогатит их опыт.
В конспектах некоторых занятий мы предлагаем варианты той или иной темы, вида деятельности. Это дает педагогам возможность понять, что одни и те же изобразительные задачи могут быть решены на разном тематическом содержании и в дальнейшем творчески относиться к выбору тематики занятий.
Во второй младшей группе еженедельно проводится 1 занятие по рисованию, 1 по лепке и один раз в две недели 1 занятие по аппликации. Всего в месяц проводится 10 занятий (4 по рисованию, 4 по лепке и 2 по аппликации). В учебном году 9 учебных месяцев, и, следовательно, около 90 занятий. В ряде месяцев 4,5 недели (если в месяце 31 день), и если в этом месяце прибавляется одно занятие, педагог может взять его из включенных в конспекты вариантов занятий или выбрать занятие по своему усмотрению.
Мы надеемся, что эта книга поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений в организации работы по обучению рисованию, лепке и аппликации детей 3–4 лет, в развитии их творчества.

Программа по изобразительной деятельности

Развивать эстетическое восприятие; обращать внимание детей на красоту окружающих предметов (игрушки), объектов природы (растения, животные), вызывать чувство радости. Формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить изображать в рисовании, лепке, аппликации простые предметы и явления, передавая их выразительность.
Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками, обведение предмета по контуру одной, затем другой рукой, следя взором за их действием.
Развивать умение видеть красоту цвета в объектах природы, одежде детей, картинках, народных игрушках (дымковские, филимоновские игрушки, матрешки).
Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда).
Учить создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликации.

Рисование

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; падающие на землю разноцветные листья; опускающиеся на землю снежинки и т.п.).
Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью в процессе рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.
Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.
Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (птичка, козлик, конь и др.), и предметов (блюдечко, рукавички), вырезанных воспитателем.
Учить ритмичному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап…» и др.).
Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинации разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).
Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т. п. (в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить детей располагать изображения по всему листу.

Лепка

Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.
Учить создавать предметы, состоящие из 2–3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективные композиции (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.

Аппликация

Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. Учить предварительно выкладывать на листе бумаги в определенной последовательности готовые детали разной формы, величины, цвета, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу.
Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.
Вызывать у детей радость от полученного изображения. Формировать навыки аккуратной работы.
Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических фигур и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Развивать чувство ритма.

К концу года дети могут
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного искусства, игрушек, объектов и явлений природы; радоваться созданным ими индивидуальным и коллективным работам.
В рисовании
Знать и называть материалы, которыми можно рисовать; цвета, определенные программой; народные игрушки (матрешка, дымковская игрушка).
Изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
Правильно пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и красками.
В лепке
Знать свойства пластических материалов (глины, пластилина, пластической массы); понимать, какие предметы можно из них вылепить.
Отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
Лепить различные предметы, состоящие из 1–3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
В аппликации
Создавать изображения предметов из готовых фигур.
Украшать заготовки из бумаги разной формы.
Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам, и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.

Примерное распределение программного материала на год

Сентябрь

Занятие 1. Рисование «Знакомство с карандашом и бумагой»
Программное содержание. Учить детей рисовать карандашами. Учить правильно держать карандаш, вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно на бумагу и не сжимая его сильно в пальцах. Обращать внимание детей на следы, оставляемые карандашом на бумаге; предлагать провести пальчиками по нарисованным линиям и конфигурациям. Учить видеть сходство штрихов с предметами. Развивать желание рисовать.

Занятие 2. Лепка «Знакомство с глиной, пластилином»
Программное содержание. Дать детям представление о том, что глина мягкая, из нее можно лепить, можно отщипывать от большого комка маленькие комочки. Учить класть глину и вылепленные изделия только на доску, работать аккуратно. Развивать желание лепить.

Занятие 3. Рисование «Идет дождь»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, видеть в рисунке образ явления. Закреплять умение рисовать короткие штрихи и линии, правильно держать карандаш. Развивать желание рисовать.

Занятие 4. Лепка «Палочки» («Конфетки»)
Программное содержание. Учить детей отщипывать небольшие комочки глины, раскатывать их между ладонями прямыми движениями. Учить работать аккуратно, класть готовые изделия на доску. Развивать желание лепить.

Занятие 5. Аппликация «Большие и маленькие мячи»
Программное содержание. Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения.

Занятие 6. Рисование «Привяжем к шарикам цветные ниточки»
Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш; рисовать прямые линии сверху вниз; вести линии неотрывно, слитно. Развивать эстетическое восприятие. Учить видеть в линиях образ предмета.

Занятие 7. Лепка «Разные цветные мелки» («Хлебная соломка»)
Программное содержание. Упражнять в лепке палочек приемом раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить аккуратно работать с глиной, пластилином; класть вылепленные изделия и лишнюю глину на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному.

Занятие 8. Рисование «Красивые лесенки» (Вариант «Красивый полосатый коврик»)
Программное содержание. Учить детей рисовать линии сверху вниз; проводить их прямо, не останавливаясь. Учить набирать краску на кисть, обмакивать ее всем ворсом в краску; снимать лишнюю каплю, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть в воде, осушать ее легким прикосновением к тряпочке, чтобы набрать краску другого цвета. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие.

Занятие 9. Лепка «Бублики» («Баранки»)
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с глиной, учить свертывать глиняную палочку в кольцо (соединять концы, плотно прижимая их друг к другу). Закреплять умение раскатывать глину прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызывать у детей чувство радости от полученных изображений.

Занятие 10. Аппликация «Шарики катятся по дорожке» (Вариант «Овощи (фрукты) лежат на круглом подносе»)
Программное содержание. Знакомить детей с предметами круглой формы. Побуждать обводить форму по контуру пальцами одной и другой руки, называя ее (круглый шарик (яблоко, мандарин и др.)). Учить приемам наклеивания (намазывать клеем обратную сторону детали, брать на кисть немного клея, работать на клеенке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью).

Октябрь


Занятие 11. Рисование «Разноцветный ковер из листьев»
Программное содержание. Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления. Учить детей правильно держать кисть, опускать ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю о край баночки. Учить изображать листочки способом прикладывания ворса кисти к бумаге.

Занятие 12. Рисование «Цветные клубочки»
Программное содержание. Учить детей рисовать слитные линии круговыми движениями, не отрывая карандаша (фломастера) от бумаги; правильно держать карандаш; в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Обращать внимание детей на красоту разноцветных изображений.

Занятие 13. Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»
Программное содержание. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы).

Занятие 14. Рисование «Колечки» («Разноцветные мыльные пузыри»)
Программное содержание. Учить детей правильно держать карандаш, передавать в рисунке округлую форму. Отрабатывать кругообразное движение руки. Учить использовать в процессе рисования карандаши разных цветов. Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Вызвать чувство радости от созерцания разноцветных рисунков.

Занятие 15. Лепка «Колобок»
Программное содержание. Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая глину между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с глиной. Учить палочкой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот).

Занятие 16. Рисование «Раздувайся, пузырь…»
Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образы подвижной игры. Закреплять умение рисовать предметы круглой формы разной величины. Формировать умение рисовать красками, правильно держать кисть. Закреплять знание цветов. Развивать образные представления, воображение.

Занятие 17. Лепка «Подарок любимому щенку (котенку)»
Программное содержание. Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать доброе отношение к животным, желание сделать для них что-то хорошее.

Занятие 18. Аппликация «Ягоды и яблоки лежат на блюдечке»
Программное содержание. Закреплять знания детей о форме предметов. Учить различать предметы по величине. Упражнять в аккуратном пользовании клеем, применении салфеточки для аккуратного наклеивания. Учить свободно располагать изображения на бумаге.

Занятие 19. Лепка по замыслу
Программное содержание. Закреплять умение детей передавать в лепке образы знакомых предметов. Учить самостоятельно определять, что им хочется слепить; доводить задуманное до конца. Воспитывать умение и желание радоваться своим работам.

Занятие 20. Рисование по замыслу
Программное содержание. Учить детей самостоятельно задумывать содержание рисунка. Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в рисовании красками. Воспитывать желание рассматривать рисунки и радоваться им. Развивать цветовое восприятие, творчество.

Ноябрь


Занятие 21. Рисование «Красивые воздушные шары (мячи)»
Программное содержание. Учить детей рисовать предметы круглой формы. Учить правильно держать карандаш, в процессе рисования использовать карандаши разных цветов. Развивать интерес к рисованию. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным изображениям.

Занятие 22. Аппликация «Разноцветные огоньки в домиках»
Программное содержание. Учить детей наклеивать изображения круглой формы, уточнять название формы. Учить чередовать кружки по цвету. Упражнять в аккуратном наклеивании. Закреплять знание цветов (красный, желтый, зеленый, синий).

Занятие 23. Лепка «Крендельки»
Программное содержание. Закреплять прием раскатывания глины прямыми движениями ладоней. Учить детей по-разному свертывать получившуюся колбаску. Формировать умение рассматривать работы, выделять сходство и различия, замечать разнообразие созданных изображений.

Занятие 24. Рисование «Разноцветные колеса» («Разноцветные обручи»)
Программное содержание. Учить рисовать предметы круглой формы слитным неотрывным движением кисти. Закреплять умение промывать кисть, промакивать ворс промытой кисти о тряпочку (салфетку). Развивать восприятие цвета. Закреплять знание цветов. Учить детей рассматривать готовые работы; выделять ровные красивые колечки.

Занятие 25. Аппликация на полосе «Шарики и кубики»

Тема: «Ёжик и грибы»

Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета.
Учить детей находить и показывать картинку с заданным изображением.
Закреплять умение рисовать пальчиками.
Упражнять в звукоподражании.
Формировать эмоциональный отклик на музыку, чувство ритма.
Развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения.

Оборудование:

Массажные колючие мячики и щетки.
Игрушка «ёжик».
Грибы (большие и маленькие), листья, шишки, яблоки.
Аудиозаписи: «Колыбельная» Моцарта, песня «Маленький ёжик».
Пластиковые тарелочки, пальчиковые краски.
Зубочистки, слепленные из пластилина ёжики.
Картинки с изображением зайца, кота, ежа.

Ход занятия:

Приветствие
В колыбельке золотой спало солнце за рекой.
Встало солнце поутру, разбудило детвору.
Пришли детки поиграть,
Стали хлопать и махать.
И Ваня здесь, и мама … здесь.
И Коля здесь …

Сюрпризный момент

Ой! Кто это здесь? ёжик! Здравствуй, ёжик! Дети, поздоровайтесь с ёжиком.

Игровой массаж «Катиться колючий ёжик»

Катиться колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошки бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения шариком между ладонями).
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
(движения по пальцам).

Игра «Позаботимся о ёжике»

Бежал ёжик по лесу, остановился, прислушался. Вдруг упал с дерева осенний листок и опустился прямо на ёжика. Положите листок сверху на ёжика. Встряхнулся ёжик и листок сбросил.

Слушание музыки «Колыбельная Моцарта»

Вот наш ёжик спать захотел. Спи ёжик и слушай колыбельную песню.

Динамическая пауза «Пошел ёжик в лес гулять»

Ёжик шел, шел, шел,
Ходьба.
И грибок нашел.
Каждый ребенок берет грибок.
Сел, поел и дальше пошел.
Присесть на корточки.

Ёжик шел, шел, шел,
Ходьба.
Яблочко нашел.
Каждый ребенок берет яблоко.
Сел, поел и дальше пошел.
Присесть на корточки.

Ёжик шел, шел, шел,
Ходьба.
Шишку он нашел.
Каждый ребенок берет шишку.
Сел, поел и дальше пошел.
Присесть на корточки.

Пальчиковое рисование «Укрась тарелочку для ёжика»

Дети украшают тарелочку пятнышками. Вот какая красивая тарелочка есть теперь у ёжика.

Игра «Собери большие и маленькие грибы»

Посмотрите, сколько грибов выросло в лесу после дождя. Есть грибы большие, есть маленькие. Давайте соберем много грибов, но разложим их в разные корзинки: большие грибы - в большую корзинку, а маленькие грибы - в маленькую корзинку.

Дима шел, шел, шел.
И грибок нашел.
Раз - большой грибок,
Два - маленький грибок,
Положи их в кузовок.

Упражнение «Иголки для ёжика»

Воспитатель показывает детям щётку и предлагает потрогать её.
Какая щетка на ощупь? Колючая. Иголки ёжика такие же колкие.
В пластилинового ёжика дети втыкают зубочистки.

Дидактическая игра «Найди ёжика на картинке»

Среди картинок с изображением зайца и кота, дети выбирают картинку с изображением ежа.

Звукоподражание

ёжик фыркает: фу-фу-фу.

Предпросмотр страницы №1

Игровое занятия для детей второго года жизни

Тема: «ёжик и грибы»

Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета.

Учить детей находить и показывать картинку с заданным изображением.

Закреплять умение рисовать пальчиками, лепить из соленого теста.

Упражнять в звукоподражании.

Формировать эмоциональный отклик на музыку, чувство ритма.

Развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения.

Оборудование:

Массажные колючие мячики и щетки.

Игрушка «ёжик».

Грибы (большие и маленькие), листья, шишки, яблоки.

Аудиозаписи: «Колыбельная» Моцарта, песня «Маленький ёжик».

Соленое тесто, фасоль.

Пластиковые тарелочки, пальчиковые краски.

Зубочистки, слепленные из пластилина ёжики.

Картинки с изображением зайца, кота, ежа.

Ход занятия :

Приветствие

В колыбельке золотой спало солнце за рекой.

Встало солнце поутру, разбудило детвору.

Пришли детки поиграть,

Стали хлопать и махать.

И Ваня здесь, и мама … здесь.

И Коля здесь …

Сюрпризный момент

Ой! Кто это здесь? ёжик! Здравствуй, ёжик! Дети, поздоровайтесь с ёжиком.

Игровой массаж «Катиться колючий ёжик»

Катиться колючий ёжик
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошки бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(круговые движения шариком между ладонями).
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да.
(движения по пальцам).

Игра «Позаботимся о ёжике»

Бежал ёжик по лесу, остановился, прислушался. Вдруг упал с дерева осенний листок и опустился прямо на ёжика. Положите листок сверху на ёжика. Встряхнулся ёжик и листок сбросил.

Слушание музыки «Колыбельная Моцарта»

Вот наш ёжик спать захотел. Спи ёжик и слушай колыбельную песню.

Динамическая пауза «Пошел ёжик в лес гулять»

Ёжик шел, шел, шел,

Ходьба.

И грибок нашел.

Каждый ребенок берет грибок.

Присесть на корточки.

Ёжик шел, шел, шел,

Ходьба.

Яблочко нашел.

Каждый ребенок берет яблоко.

Присесть на корточки.

Ёжик шел, шел, шел,

Ходьба.

Шишку он нашел.

Каждый ребенок берет шишку.

Присесть на корточки.

Пальчиковое рисование «Укрась тарелочку для ёжика»

Дети украшают тарелочку пятнышками . Вот какая красивая тарелочка есть теперь у ёжика.

Игра «Собери большие и маленькие грибы»

Посмотрите, сколько грибов выросло в лесу после дождя. Есть грибы большие, есть маленькие. Давайте соберем много грибов, но разложим их в разные корзинки: большие грибы - в большую корзинку, а маленькие грибы - в маленькую корзинку.

Дима шел, шел, шел.

И грибок нашел.

Раз - большой грибок,

Два - маленький грибок,

Вконтакте

Что еще почитать