Лепка из пластилина: чем полезно это занятие для детей. Как научить ребёнка лепить из пластилина

выбрать тему вопроса --------------- Семейные отношения Дети и родители Любовь Дружба Секс, интимная жизнь Здоровье Внешность и красота Межличностные конфликты Внутренний конфликт Кризисные состояния Депрессия, апатия Страхи, фобии, тревоги Стрессы, травмы Горе и утраты Зависимости и привычки Выбор профессии, карьера Проблема смысла жизни Личностный рост Мотивация и успех Отношения с психологом Другой вопрос

Есть ли проблема в том, что ребёнок всем играм предпочитает лепку из пластилина? Лепит все время "запойно" можно сказать. Если оторвать от этого занятия - проявляет недовольство, обижается. Может быть что то компенсируется бессознательно таким образом? Может как то помочь ребёночка?

Ответы и советы психологов

Психолог-психоаналитик

Я психолог психоаналитической школы.В 2005 году закончил Восточно-Европейский институт психоанализа в г.Санкт-Петербург.Специализация-клинический психолог-психоаналитик.Занимаюсь частной практикой. Практический стаж по специальности-10лет.

Онлайн консультации

По е-майл

Личные встречи

Здравствуйте,Ольга.Во первых,подозрительным является частое и долгое изолированное поведение ребенка от родителей.Уже это может указывать на недоверие ребенка к родителям.Он не хочет показываться Вам на глаза и контактировать с Вами.Вероятно,он боится Вашего доминирования и недовольства им.Поэтому,он выбрал безопасный способ проведения досуга.Второе-С пластилином можно делать все,что захочется.Это значит,другого способа удовлетворения своих запросов у ребенка нет.И только с пластилином он может чувствовать себя свободно и в безопасности.Это так же может указывать на ограничение интересов ребенка и ограничение его свободы,которое мешает его развитию.Это его способ защититься и развиваться.



Ольга, самое главное, что способствует здоровому развитию ребенка это любящая (в том числе, заботливая) и при этом спокойная мама. Вы внимательны к своему ребенку и это, безусловно, важно. Теперь вопрос по поводу вашей тревоги - если предпочтение лепки это единственное что вас настораживает (то есть, ребенок развивает по возрасту), то, может быть у вас растет будущий скульптор?...я имею ввиду, что наличие предпочтения может быть выражением какой-то способности, которую важно увидеть и развивать. Если же есть что-то еще, что вас настораживает (поведение, общение с другими детьми, эмоциональное состояние и т.п.), то есть повод обратиться за консультацией к детскому психологу и разобраться с причинами.

В том случае, если иных, кроме лепки, причин беспокойства нет, но ваша тревога (беспокойство, озадаченность) так и не проходит, то лучше (полезнее и для вас и для ребенка) обратиться к специалисту для выяснения причин именно вашего состояния, т.к. иногда так бывает, что тревога возникает по поводу каких-то жизненных обстоятельств, которые не осознаются, но выражается через приемлемую для психику сферу жизни.



Психолог. Психотерапевт

Практикующий психолог с 25 летним стажем. Психологические травмы, страхи, неврозы. Лечение онкологических и аутоиммунных заболеваний методом Имагинативной психотерапии тела. Мужчина и женщина. Детско-родительские отношения. Психотерапия очная 2200 руб/1,5 часа

Онлайн консультации

Чат на сайте

По е-майл

Личные встречи

Ольга, здравствуйте! Думаю ваши переживания напрасны. Кто-то "запойно" собирает Лего, кто-то играет в Барби...

Это очень хорошо, что у ребенка есть любимое занятие. А с помощью любимого занятия, можно развивать и моторику, и воображение, и речь, мышление, причем все его характеристики... Главное правильно организовать увлечение

Сколько вашему ребенку лет?

С точки зрения современного психоанализа, это возможные проявления восполнения потребностей возраста от 1 до 3 лет. Но если в психологическом статусе ребенка все хорошо, то беспокоится не о чем. Радуйтесь, что у ребенка есть увлечение, да еще такое полезное

P.S. У каждого человека есть какие-либо предпочтения и фиксации на определенном поведении, которое отражается в деятельности. Если они полезные, то замечательно - их не надо убирать, а то получите взамен непонятно что...

Любые занятия малыша, связанные с тактильными ощущениями, способствуют развитию мелкой моторики рук, интеллекта, объемно-пространственного мышления. Специалисты считают, что лепка среди всех видов художественного творчества является самой хорошо осязаемой. Ведь рисунком или аппликацией из бумаги можно только полюбоваться эстетически, если работа удалась. В противном случае уже не удастся внести серьезные исправления. А пластилин дает широкие возможности творчества, когда ребенок ощущает его вес, объем, текстуру, учится слаженно действовать обеими руками, до бесконечности корректируя задуманный образ.

С какого возраста давать ребенку пластилин

Иногда родители не позволяют ребенку пользоваться пластилином считая, что он еще слишком мал для этого занятия. Действительно, малыш 1,5–2 лет зачастую просто отщипывает мелкие кусочки и норовит их куда-нибудь прилепить, будь то плательной шкаф, телевизор или мягкая мебель. Однако этот возраст и есть самый подходящий для знакомства с пластилином и такое может случиться только при отсутствии контроля со стороны взрослых. Не стоит жалеть времени на занятия с ребенком, ведь ему нужно показывать даже самые простые приемы лепки.

Сначала понадобится картон, чтобы ребенок мог на нем создавать абстрактные объемные картины, просто расплющивая кусочки пластилина. В полтора года малыш только знакомится с его пластическими свойствами. Затем он сможет овладеть простыми приемами лепки и начнет скатывать из пластилина шарики и колбаски, которые будут использоваться как отдельные детали для очередной поделки. На первый взгляд, ничего особенного, но именно в эти моменты ребенок развивает сенсорную чувствительность и воображение. Слепить нечто осмысленное самостоятельно малыш сможет годам к трем, но это при условии, что пластилин попадет ему в руки гораздо раньше.

Комплексное воздействие лепки на общее развитие ребенка

Важно, чтобы занятия лепкой сопровождались положительными эмоциями, похвалой со стороны взрослых. Только в этом случае ребенок полюбит этот процесс, даже если не все будет получаться. Научившись владеть пластилиновой массой, ребенок будет с желанием оттачивать приемы лепки с помощью глины, теста, мокрого песка. Психологи уверены, что лепка благотворно воздействует на нервную систему ребенка в целом, делая его спокойней и эмоционально устойчивей.

Родители, прививающие любовь к лепке, поймут, как они были правы, когда их ребенок пойдет в школу. Развитая моторика пальчиков позволит быстрее справиться с навыками письма. Замечено, что от этого умения напрямую связано и развитие речи. Ученые доказали, что речевая область развития мозга связана с импульсами, поступающими от кончиков пальцев. Недаром дети, занимающиеся музыкой, более успешны в общеобразовательной школе, даже если не обладают особым музыкальным даром. Лепка оказывает не меньшее влияние на мозговую активность.

Приступая к очередной поделке из пластилина, ребенок вынужден задумывать мысленно фигурку, которой нет перед глазами. Развитая фантазия сыграет значительную роль в знакомстве с окружающим миром, повлияет на развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти. Уделив всего полчаса в день для занятий с ребенком лепкой, родители заложат прочный фундамент для дальнейшего развития интеллекта.

Среди многочисленных детских забав лепка из пластилина с детьми является не просто увлекательным, но и очень полезным делом. В процессе создания объемных фигурок детки учат сочетания цветов, запоминают геометрические формы, развивают координацию движений пальцев, к тому же занятия с пластилином займут крошек на длительное время, что позволит вам посвятить свое время иным делам.

Лепить из пластилина малышам будет удобно за столом, подходящим по высоте

Подготовка к занятиям лепкой

В первую очередь, следует подготовить место для занятий лепкой. Лучше всего, если это будет уголок с напольным покрытием из кафеля, ламината или линолеума, поскольку ковровые дорожки отмывать от пластилина довольно трудно.

Немаловажным моментом станет и выбор мебели. Удобнее всего проводить занятия за столом, уровень столешницы и высота стула при этом должны соответствовать росту и возрасту малыша. Если в процессе обучения вы используете видео, постарайтесь, чтобы кроха также следил за процессом создания конструкций из пластилина, учитывайте расположение стола для лепки по отношению к экрану с видеоклипами.

Отдельного внимания заслуживает выбор пластилина, для самых маленьких деток не рекомендовано использовать обычный школьный вариант материала, поскольку он не очень хорошо мнется и противопоказан для применения внутрь. Начинать занятия лепкой стоит примерно с 1,5-2 лет, когда ребенок уже понимает, что можно, а что нельзя. И в этом случае лучше предостеречь его и выбрать безопасный, а может, даже и съедобный тип пластилина. Для этого есть два варианта:

  • готовый магазинный детский пластилин – выполнен из парафина или воска, смешанного с яркими пигментами. В зависимости от степени твердости он бывает трех видов – самый твердый предназначен для строительных работ и изготовления профессиональных эскизов, а материал средней и повышенной мягкости рекомендован для обучения малышей лепке;
  • домашний пластилин – представляет собой специальным образом замешанное тесто, обычно это смесь муки, соли и воды, благодаря чему состав получается упругим и податливым, при этом абсолютно безопасным для организма ребенка.

Выбирая пластилин для самых маленьких детей, стоит отдать предпочтение домашнему варианту, поскольку проглатывание кусочков такого материала не приведет к негативным последствиям, в отличие от попадания в организм магазинного пластилина.

Перед тем, как начинать учить малыша лепить фигурки, стоит изучить ознакомительное видео. Следуя советам опытных педагогов, вы сможете обучить своего ребенка основам лепки, что в дальнейшем поможет ему без труда научиться создавать сложные конструкции.


Помимо обычного детского пластилина в брусочках и воздушной массы в баночках в продаже имеются так называемые шарики для лепки

Виды детского пластилина

Наряду со стандартной формой пластилина для детей школьного возраста имеется несколько типов материала специально для самых маленьких. В зависимости от состава и цветового оформления вы можете выбрать:

  • моделин – мягкий эластичный материал, чаще всего поставляется в прямоугольных брусочках. Перед началом работы следует его немного разогреть (к примеру, положить на батарею), чтобы увеличить податливость;
  • масса для лепки – воздушный пластилин, очень мягкий, его можно использовать без предварительного разогрева, единственный недостаток – на открытом воздухе (т.е. без герметичной упаковки) он быстро засыхает и становится непригодным для дальнейшего использования;
  • шариковый пластилин – самый распространенный вариант для маленьких детей, поскольку его специфическая структура (пластилин представляет собой массу небольших шариков из поролона, соединенных между собой клеевой основой) позволяет не просто создавать объемные поделки, но и смешивать для них самые разные цвета и оттенки. Используемые в таком материале красители абсолютно безвредны для здоровья, а оставшиеся на пальчиках нити клея легко снимаются или смываются обычной водой.

Чтобы определить, какой именно вид пластилина выбрать, стоит изучить несколько видео наглядными процессами лепки, это позволит вам понять основные плюсы и минусы каждого материала.


Лепка из пластилина развивает у детей мелкую моторику, но помимо этого имеет и ряд других полезных особенностей

Польза лепки из пластилина

Досуг маленького ребенка должен быть максимально разнообразным. Переполненному энергией организму обязательно необходимы активные занятия, однако наряду с этим следует приучать малыша и к спокойному проведению времени.

Вместо просмотра мультфильмов и других видео на планшете (что очень популярно среди деток любого возраста) попробуйте предложить крохе заняться таким интересным и увлекательным занятием, как лепка из пластилина. Процесс создания фигурок из бесформенного кусочка мягкого материала обязательно заинтересует малыша, и вскоре он порадует вас своими первыми произведениями искусства.

Лепка из пластилина очень полезна для малыша:

  • это помогает развивать мелкую моторику, значит, у ребенка стабилизируется координация движений;
  • хорошо развитая моторика конечностей помогает детям быстрее заговорить;
  • регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности;
  • благодаря занятиям лепкой у ребенка укрепляется память – как зрительная, так и слуховая;
  • процесс создания новых форм из стандартных кусочков мягкого материала помогает развивать логическое мышление детей.

Как видно, такое нехитрое занятие, как лепка, при своей простоте и финансовой доступности оказывает немалое действие на формирование основных навыков у малыша, к тому же помогает нормализовать его психическое состояние и развивает всестороннее мышление.


Чтобы создавать более сложные композиции, ребенок должен сначала освоить основные навыки: научиться скатывать шарики, колбаски, изготавливать плоские элементы

Основные упражнения лепки из пластилина

Обучать деток лепке из пластилина проще всего на основе готовых видео – уроков, где подробно описана последовательность действий для создания того или иного элемента.

Если под рукой нет обучающего видео, для начала вы с крохой можете потренироваться создавать самые элементарные геометрические фигурки:

  • шарики – отрывая руками кусочки материала, скатывайте из них шарики между ладошками. В процессе создания формочек можно показать ребенку, как создать другой оттенок – возьмите два разных по цвету куска пластилина и разотрите их друг с другом;
  • колбаски – пластилиновые шарики раскатываются на столе руками по типу обычного теста до образования продолговатых трубочек;
  • плоские элементы – для этого пригодится пластиковый нож и округлая палочка. Придавливая палочкой готовый шарик на поверхности, формируйте нужную вам плоскость, после чего обрежьте лишние части ножом.

Из таких элементов можно создавать сложные и необычные конструкции, комбинируя простые детали между собой, совершенствуя и дополняя их.

Видео уроки лепки из пластилина

Похожие материалы



Лепка – один из способов самовыражения, доступных для ребенка, и порой с помощью пластилина ребенок «рассказывает» о том, для чего не находит слов: о своих страхах и обидах, глубоких переживаниях и эмоциональных потрясениях. Именно поэтому совместные занятия лепкой так важны для взаимопонимания ребенка и родителей, а фигурки, слепленные ребенком, нужно оценивать не только с точки зрения их аккуратности и привлекательности.

Детские рисунки и поделки часто заставляют родителей беспокоиться, но порой дело лишь в некоторой неумелости, неспособности правильно передать то, что хочется. Но бывают и случаи, когда действительно стоит обратиться к психологу, – вот о них мы и поговорим.

Ребенок не проявляет инициативы, лепит только то, что вы скажете, старается точно повторить слепленные вами фигурки. Возможно, это свидетельствует о том, что малыш боится принимать решения и брать на себя ответственность. Данная черта свойственна детям послушным и «удобным», не умеющим проявлять инициативу, а часто – еще и не отдающим себе отчета в собственных желаниях. Понаблюдайте за малышом: если он действительно затрудняется сказать, чего хочет, предпочитает выполнять распоряжения, боится совершить ошибку – это может быть признаком проблем, и консультация психолога не помешает.

Фигурки, которые лепит ребенок, явно агрессивны: присутствуют разнообразные шипы, делается акцент на зубы и когти, в руки или лапы вкладывается какое-то оружие. Возможно, все дело в том, что ребенок просто лепит героя любимого мультфильма или компьютерной игры (не будем отрицать, что сейчас многие дети играть начинают раньше, чем лепить), но побеседовать об этом все же стоит. Возможно, ребенок чувствует себя незащищенным, пытается обороняться, ощущает давление со стороны окружающих и поэтому постоянно пребывает в напряжении.

Фигурки, которые лепит ребенок, непропорциональны: у них слишком большая или слишком маленькая голова, огромные или, напротив, крошечные глаза и так далее. В принципе любое явное нарушение пропорций, если оно присутствует как повторяющийся мотив во время лепки на свободную тему, это повод для беспокойства. Слишком большие глаза или огромный рот говорят о страхах, которые испытывает ребенок, слишком большие уши – о том, что ребенок очень серьезно обеспокоен мнением окружающих. Слишком маленькие глаза свидетельствуют о внутреннем дискомфорте, нежелании видеть происходящее вокруг, слишком маленькие уши – признак того, что ребенок постоянно пребывает в состоянии самозащиты, носит «броню», крошечный рот заставляет предположить, что малыш скрывает свои эмоции.

Ребенок уделяет очень много внимания украшению фигурок, мелким деталям. Это – признак повышенной озабоченности мнением окружающих, желания хорошо выглядеть в чужих глазах. Конечно, многие взрослые живут с этой проблемой и считают это совершенно нормальным, но нужно помнить, что дети реагируют на все куда острее, критику воспринимают гораздо более болезненно. Поэтому склонность ребенка к чрезмерному декорированию пластилиновых фигурок – признак возможных проблем с самооценкой.

Ребенок ломает слепленные фигурки. Понятно, что пластилиновые фигурки не предназначены для вечного хранения, и то, что они разбираются на «запчасти» и «детали», – совершенно нормально. Но если в том, как ребенок сминает фигурку, чувствуется агрессия, стоит насторожиться. Возможно, таким образом малыш просто выплескивает негативные эмоции; в этом случае нужно выяснить, что стало причиной их появления. А возможно, ребенок символически «уничтожает» своего обидчика (кстати, этот метод используется в арт-терапии) – постарайтесь выяснить, что же происходит с малышом.

Ребенок требует сохранять все слепленные фигурки. Возможно, с их помощью малыш пытается компенсировать какой-то внутренний дефицит – например, общения с ровесниками или вашего внимания.

Что еще почитать