Взаимное воспитание. Пример эссе по высказыванию В. Сухомлинского «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание». Социальные ценности и нормы

Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] Свияш Александр Григорьевич

Взаимное воспитание в семье

Взаимное воспитание в семье

Если вы избежали духовного «воспитания» на стадии создания семьи, то, скорее всего, это воспитание вы получите уже в ходе семейной жизни.

Как вы знаете из личного опыта, семья является тем самым местом, где в полной мере проявляются все наши идеализации. В очень многих семьях имеется недостаточное взаимопонимание между супругами, что нередко приводит к обидам, ссорам, скандалам и разводам. В итоге очень много браков распадается. Почему так происходит?

Так происходит потому, что Жизнь подбирает людей в семейные пары таким образом, чтобы каждый из супругов разрушал ценности, которым придает избыточное значение второй супруг. Разрушение системы ценностей одного из супругов происходит путем отрицания его идеалов другим супругом. Именно в этом причина большинства конфликтов и взаимного непонимания многих людей, живущих семейной жизнью.

Конечно, далеко не у каждого человека есть идеализации, которые можно разрушить в семейной жизни. Поэтому часть семей живет вполне благополучно, без больших разборок и взаимного недовольства. Но это, по нашим наблюдениям, меньшая часть.

Другая, большая часть людей, идеализирует такие семейные ценности , как супружеская верность, домовитость и хозяйственность, порядок и чистота, благоустроенный быт, спокойная жизнь и другие подобные элементы благополучной супружеской жизни.

Несложно догадаться, что все эти качества ближе и понятнее лучшей, женской половине человечества. Именно женщины чаще придают избыточно большое значение этим ценностям.

А поскольку женщины это идеализируют, то мужчинам ничего не остается, как разрушать эти ценности. Мужчины просто вынуждены больше выпивать, ездить на рыбалку или охоту, заводить связи на стороне, там же тратить деньги, массу времени проводить на работе или с друзьями и т. п. Выполняя свою «воспитательную» задачу, они вынуждены совершать такие поступки, которые общественное мнение и мораль относят к негативным деяниям. Но, как мы уже указывали, мораль и задачи духовного «воспитания» часто расходятся.

Семейные ценности идеализируют не только женщины. Большинство мужчин тоже идеализируют их. Это проявляется в ревности, попытке контролировать поведение жены и детей, стремлении самому планировать семейный бюджет и будущее материальное благополучие. Эти ценности должны быть разрушены, и женщины по мере возможности принимают в этом участие. Они ищут связи на стороне, тратят деньги без счета, перестают следить за порядком в доме и т. д. В общем, супруги духовно «воспитывают» друг друга по полной программе . И, не понимая этого, обижаются друг на друга и часто разводятся.

Можно привести массу примеров, когда жене-чистюле достается муж, совершенно равнодушный к чистоте и искренне не понимающий ее переживаний из-за разбросанных по дому вещей или следов от его грязной обуви в комнатах (для усугубления ситуации он часто работает в местах, где просто невозможно быть чистым). Или мужу-аскету достается жена, патологически склонная к комфортной жизни (в которой ему обычно не находится места). Или жене из интеллигентной семьи, в которой повышать голос на собеседника считалось верхом неприличия, достается муж-матершинник, искренне не понимающий ее переживаний по поводу его ненормативной и эмоциональной речи. Или мужу, озабоченному сексом, достается жена, уверенная в том, что секс нужен людям только для воспроизведения рода, т. е. им нужно заниматься один раз в пять лет. Или жене, озабоченной своим духовным развитием, достается материальный муж, резко отрицательно относящийся к ее «сектантской» деятельности. И т. д.

Подобных примеров, когда муж и жена имеют прямо противоположные взгляды на один и тот же вопрос, можно привести множество. Жизнь соединила их вместе, а они не принимают «ошибочных» идей своего партнера по семейной жизни, конфликтуя и пытаясь доказать истинность только своей точки зрения. Не понимая, что ни одна из этих точек зрения не является более правильной, поскольку обе имеют равные права на существование.

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Глава 4 Родители и подростки: взаимное отражение

Из книги Как управлять другими, как управлять собой. автора Шейнов Виктор Павлович

Взаимное расположение в пространстве Сотрудничающие или хорошо знающие друг друга люди предпочитают располагаться сбоку друг от друга. Таким образом, подобное расположение ассоциируется с благорасположением беседующих.При официальных переговорах, при приеме

Из книги Сценарии жизни людей [Школа Эрика Берна] автора Штайнер Клод

Взаимное согласие Требование взаимного согласия включает предложение со стороны терапевта и принятие предложения со стороны клиента. Предложение должно быть ясно сформулировано. Терапевт предлагает изменить несчастливое положение дел клиента, и, чтобы грамотно

Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер Клод

Взаимное согласие предполагает взаимные усилия В любой ситуации, где один человек помогает другому, неизбежно образуется временное неравенство сил. Однако человек, которому помогают, каким бы беспомощным он ни казался, всегда имеет возможность участвовать в

Из книги Два мира детства: дети в США и СССР автора Бронфенбреннер Ури

Информированное взаимное согласие Взаимное согласие предполагает, что обе стороны сознательно и искренне соглашаются с условиями контракта. Терапевтическое согласие предполагает обращение за терапевтическими услугами, их предложение и принятие. Предполагается, что

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Глава 1. ВОСПИТАНИЕ В СОВЕТСКОЙ СЕМЬЕ В настоящей главе излагаются как наблюдения самого автора, так и сведения, почерпнутые из книг по уходу за ребенком. Книги, отрывки из которых мы в дальнейшем будем неоднократно цитировать, хорошо известны в Советском Союзе и

Из книги ШИЗОИДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И САМОСТЬ автора Гантрип Гарри

Из книги Управляя изменениями [Как эффективно управлять изменениями в обществе, бизнесе и личной жизни] автора Адизес Ицхак Калдерон

(б) Взаимоотношения как взаимное «пожирание» Теперь мы в состоянии по-настоящему понять ту ужасную дилемму объектных отношений, в которую попадает шизоидная личность. Из-за своей ненасытной и неудовлетворенной потребности в любви и вытекающего из этого

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

Воспитание и обучение в семье Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я вынес из этого осмотра полное убеждение, что первоначальное воспитание и учение детей, по крайней мере до 8-летнего и даже до 10-летнего возраста более на месте в семье, чем в

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Взаимное уважение Вы впервые заговариваете с человеком о несоответствии между ожидаемым и случившимся, и если ваш тон, выражение лица или слова демонстрируют неуважение, оппонент ощущает, что с ним происходит что-то плохое. Вы его не уважаете. Говорите с ним невежливо.

Из книги Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение автора Янг Ларри

Поддерживайте взаимное уважение Вы собираетесь заговорить о том, что человек не выполнил своего обязательства? Наверное, ему либо недостало мотивации, либо не представилось такой возможности. А ведь слышать такое неприятно никому. Если проблема серьезная – скажем, дело

Из книги Нежные мальчики, сильные девочки… автора Гусева Юлия Евгеньевна

Взаимное расположение в пространстве Установлено, что, при прочих равных условиях, конфликты чаще возникают между людьми, находящимися друг напротив друга. (Неслучайно слово «противостояние» означает конфликт.) Поэтому для разговора лучше садиться рядом или под углом

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Смысл высказывания В. Сухомлинского заключается в том, что брак составляет основу первоначальных семейных отношений. Автор убежден, что именно в браке регулируются взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Я полностью согласна с автором.И правда в браке происходит процесс самовоспитания и воспитания. Умение слушать, понимать, проявлять уважения к своему партнеру является основой хорошего брака – «это исторически меняющая форма отношений между мужчиной и женщиной», семьи.

Воспитание в браке происходит на протяжении всей семейном жизни. Но что же такое воспитание и самовоспитание? Воспитание –это комплекс технологий, направленных на формирование личности. Самовоспитание-это сознательная деятельность, направленная на более широкую реализацию себя как личности. Существуют различные виды брака – юридический т.е гражданский, фактический-длительное открытое сожительство мужчины и женщины, но без юридической регистрации и церковный. Так, брак, в котором люди умеет понимать друг друга, выслушивать, находить компромисс, будет благополучным. Такой союз является основой крепких семейных отношений.

В качестве аргумента можно привести роман Л.Н Толстого «Война и мир» Так, семья Ростовых является ярким примером семьи, в которой все ее члены умеют друг друга выслушивать, понимать и поддерживать.Кроме того, семья Ростовых очень гостеприимна, добра к другим людям.

Все вышеперечисленные факты говорят о том, что в семье каждый воспитывает друг друга. Семья Ростовых является образцом для других семей в романе.

Другой пример можно привести из истории взаимоотношений Николая второго и его жены Александры. Николай и Александра – пример брака, построенного на любви друг к другу, а не по расчету, что является редкостью для монархов. Переписка этих двух любящих сердец является уникальным архивом, кладом истинной любви, основанной на канонах православной этике. В этой семье родилось пятеро детей. В современном мире нечасто можно встретить людей, которые могут сохранять такие высокие и легкие отношения после двадцати лет совместной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что В. Сухомлинский был прав. В браке необходимо воспитание и самовоспитание. Именно в семьях, где присутствуют эти элементы, царит гармония и процветание.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2018-03-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Адаптация к семейной жизни предполагает обретение новых для них статусов мужа, жены, а также освоение новых ролей. С момента вступления в брак начинается новый этап жизни молодоженов, они создают семью, а сохранение ее крепкой и дружной требует много усилий: доверия, понимания, а также взаимного воспитания и самовоспитания.

Член Академии педагогических наук В. Сухомлинский полагает, что в браке всегда идет процесс взаимного воспитания и самовоспитания. Я полностью согласна с мнением автора, поскольку брак – это добровольный союз между мужчиной и женщиной, который предполагает наличие взаимных прав и обязанностей. Приобретение и выполнение прав и обязанностей неизбежно сопряжено с взаимным воспитанием, самовоспитанием. В дружной семье, связанной узами домашнего быта, моральной и материальной ответственностью происходит взаимное влияние супругов, а также воспитание детей. Именно семья, родители является первичными агентами социализации ребенка, выполняющие важнейшую функцию – воспитания. Семья, с одной стороны – это социальный институт, с другой – малая социальная группа, члены которой связаны узами брака, кровнородственными связями и взаимной правовой и моральной ответственностью. Члены семьи стараются совмещать свои мировоззрения, идеалы, интересы, тем самым проводя процесс взаимного воспитания – целенаправленного формирования личности в целях подготовки ее к участию в семейной жизни, в данном случае, и самовоспитания – выработке человеком у себя качеств, которые представляются ему желательными. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание. Вспомним знаменитое произведение Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором описаны взаимоотношения, проблемы воспитания в семьях Ростовых, Болконских, Курагиных.

Данное высказывание можно подтвердить иными высказываниями автора о воспитании и самовоспитании: «Каждое мгновенье той работы, которая называется воспитанием, – это творение будущего и взгляд в будущее», «Самовоспитание – это человеческое достоинство в действии» или «Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».

Как свидетельствует статистика, современное общество характеризуется высоким процентом разводов. Очень часто в наше время браки распадаются по разным причинам. Одна из них – это отсутствие взаимного воспитания и самовоспитания.

Фундаментом счастливого и долгого брака, а также прочной семьи является воспитание и самовоспитание. Воспитательная функции семьи не может быть заменена никаким другим институтом. По мысли Аристотеля, “семья есть первый вид общения” и важнейший элемент государственного устройства, где счастливая жизнь должна строиться в соответствии с добродетелью и законодательством о браке.

Эссе на тему «В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание» (В.А. Сухомлинский) обновлено: Июль 31, 2017 автором: Научные Статьи.Ру

Views: 12098

В данном высказывании В. Сухомлинский поднимает вечно актуальную проблему воспитания в семейной жизни.

Как известно, брак – это форма взаимоотношений мужчины и женщины, предполагающая оформленный официально союз с целью образования семьи. Согласно определению из учебника по обществознанию, семья - это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью. Логично предположить, что между людьми, создавшими семью, всегда будет проходить взаимное воспитание.

Об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели-классики. Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». В этом произведении представлена счастливая семья Николая Ростова и Марьи Болконской. Конечно, бывало, что один из супругов делал то, что не нравилось другому. Например, Николай Ростов мог при недовольстве своими мужиками распускать руки. В первое время он не видел в этом ничего плохого, но на второй год своей женитьбы его взгляды изменились. Николай понял, что неправ, и рассказал обо всём жене. Графиня Марья заплакала, и Николаю стало очень совестно. Он пообещал, что больше никогда не сделает этого. Теперь он, как правило, не давал воли своему гневу, хоть это и давалось ему с трудом. Раза два в год он даже срывался, потом опять обо всём рассказывал жене и обещал не повторять этого. Очевидно, Николаю было очень тяжело, но благодаря жене он всё же стал лучше следить за собой. Приведу другой пример того, как эти супруги становились лучше благодаря духовной работе. Бывало так, что Николай Ростов начинал говорить о делах, которые графиню совершенно не волновали. Но она понимала, что он рассердится, если поймёт, что она его не слушает, поэтому графиня Марья делала огромные усилия, чтобы слышать и понимать его – а это тоже большая работа, которая способствует улучшению взаимопонимания, воспитанию любви между супругами. Николай и Марья Ростовы не были бы так счастливы, если бы не работали над своими отношениями. Таким образом, в семье не должна прекращаться работа над собой и помощь в такой работе супругу, поскольку лишь тогда можно построить по-настоящему крепкую и счастливую семью.

Приведу ещё один пример, который показывает: для построения счастливой семьи между супруги должны заниматься саморазвитием и способствованием саморазвитию другого. Я прожила уже 18 лет со своими родителями и смело могу утверждать, что за это время они сильно изменились, во многом благодаря семейной жизни. С течением времени мой папа, который по темпераменту человек довольно вспыльчивый, становился всё более спокойным и терпеливым, потому что осознал, что иногда проявление эмоций может обидеть его жену или детей. Мама, которая тоже человек довольно эмоциональный, научилась терпимости. С каждым годом отношения в нашей семье становятся всё лучше, нас можно назвать счастливой семьёй. Следовательно, суть семейного счастья заключается в самовоспитании и воспитании супруга.

В заключение важно отметить: основная цель семьи заключается как раз в саморазвитии и способствовании саморазвитию другого, в жизни семьи на первом месте должна стоять взаимопомощь супругов в путешествии на вершину под названием «Любовь».

А какова Ваша точка зрения?

Формат

Пример №1

«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать».

2. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления.

3. Я полностью согласен (не согласен) с данным высказыванием.

4.Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления.

5. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

Приветствуется дополнительная информация:

2) имена его предшественников, последователей или научных противников;

3) описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
4) указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

5) указания на альтернативные варианты решения проблемы.

И так, тема выбрана. Следующий шаг – это правильно структурировать свои мысли. В целом, структура эссе может выглядеть следующим образом.

Пример №2

«Под кучей денег может быть погребена человеческая душа»

(Н. Готорн, американский писатель, XIX в.)

1. Еще раз написать название темы и имя автора.

I абзац

Высказывание Н. Готорна, американского писателя, указывает на проблему безнравственности человека. Данная проблема актуальна и для современного общества. В наше время безнравственность настолько сильно «влилась» в личность человека, что она приводит к совершению преступлений.

II абзац

Представление точки зрения автора по проблеме. Выдающийся американский писатель Н. Готорн в своем высказывании говорит о влиянии денег на жизнь человека, на его характер, на его нравственные качества. С точкой зрения Н Готорна нельзя не согласиться. Становясь богаче, человек «теряет» свои моральные и нравственные качества. Получая деньги, человек получает власть. И получив власть над другими, человек лишается всякой разумности.

III абзац (теоретическое обоснование точки зрения)

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей общества. Нравственное сознание человека - отражение в сознании человека отношения к нравственным нормам. Данное высказывание можно подтвердить высказываниями (мнениями) известных людей (приводятся примеры - цитаты) О нравственности человека рассуждали многие деятельные личности, например, Карлайль Томас, который утверждал, что «Наличные – не единственная связь человека с человеком». Существуют высказывания о том, что «деньги не имеют никакой морали», «деньги портят человека». И сложно этому противостоять. Ведь на самом деле так оно и есть.

IV . Примеры
Проблема влияния денег на личность затрагивалась и известными писателями. В своей повести «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов раскрывает сущность людей, которые во главе всего ставят цель – любой ценой заполучить богатства. Так, брат главной героини ради получения коня решил отдать свою родную сестру цыгану, при этом придумав план, по которому причастить его к совершению бесчеловечного поступка условно было нельзя.

V . Аргументация (собственный опыт).

Влияние денег на человека можно наблюдать и в повседневной жизни, стоит лишь включить телевизор. На любом канале можно увидеть новости, в которых говорится о преступлении, совершенном из корыстных целей. Сколько показывают судебных разбирательств, в которых родственники идут на крайние меры (убийство в том числе) ради получения завещания.

VI . Вывод
Возвращаясь к затронутой теме, могу сказать, что проблема безнравственности в стране, как и была, так и останется до тех пор, пока государство не установит надзор за соблюдением моральных норм, так как проблема безнравственности слишком велика и без вмешательства государства ее не «уничтожить»

Пример №3

«В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание»
(В. А. Сухомлинский)

I абзац

Выбранное мною для рассмотрения высказывание выдающегося украинского педагога и кандидата педагогических наук В.А. Сухомлинского относится к социологии. Социология-это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития. Данное высказывание указывает на проблему взаимного воспитания и самовоспитания в семье. Данная проблема актуальна для человека во все времена и, конечно, в нашем современном обществе. Адаптация к семейной жизни предполагает приспособление супругов к новому для них статусу мужа и жены, связанным с ними ролями. С момента вступления в брак начинается новый этап жизни молодоженов, они создают семью, а сохранение ее крепкой и дружной требует много усилий: доверия, понимания, а так же взаимного воспитания и самовоспитания.

II абзац

Член Академии педагогических наук В. Сухомлинский полагает, что в браке всегда идет процесс взаимного воспитания и самовоспитания. Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что как только люди вступают в брак, они должны осознать, что с этого момента у них начинается новая жизнь, что впереди их ждет большая ответственность. В дружной семье у супругов постепенно сближаются потребности, интересы, желания, намерения. Муж и жена оказывают друг на друга влияние, тем самым взаимно воспитывая. Каждый из них хочет приносить пользу своей семье, старается создать свой семейный очаг, становясь все лучше и лучше, то есть происходит процесс самовоспитания.

III абзац

Как мы знаем из курса обществознания, семья-это организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моралью, ответственностью. Брак же- это добровольный союз двух лиц, которые хотят узаконить свои отношения. Супруги в браке совмещают свои мировоззрения, идеалы, интересы, тем самым проводя процесс взаимного воспитания- целенаправленного формирования личности в целях подготовки ее к участию в семейной жизни, в данном случае, и самовоспитания- выработке человеком у себя качеств, которые представляются ему желательными.

Данное высказывание можно подтвердить иными высказываниям автора о воспитании и самовоспитании: « Каждое мгновенье той работы, которая называется воспитанием,- это творение будущего и взгляд в будущее», «Самовоспитание-это человеческое достоинство в действии» или «Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство».

IV абзац

Очень часто в наше время браки распадаются по разным причинам. Одна из них отсутствие как раз взаимного воспитания и самовоспитания. Например: как известно, в последнее время очень часто начали заключаться ранние браки. В раннем возрасте люди еще не совсем готовы к новым ролям мужа и жены. Они часто не понимают друг друга, часто ссорятся, в их семейной жизни не происходит процесс взаимного воспитания и самовоспитания. И в итоге брак, довольно часто, распадается.

V абзац

Могу подтвердить высказывание автора на личном опыте. Мои родители развелись, когда мне было пять лет. И произошло это именно из-за того, что у них отсутствовали общие цели, интересы и стремление к воспитанию друг друга. А без этого, как мы уже убедились, долго брак не продержится. Всегда должен идти процесс взаимного воспитания.

VI абзац

Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод, что автор в своем высказывании был полностью прав. Воспитание друг друга и самовоспитание является фундаментом счастливого и долгого брака.

Пример №4

«Идеология – остатки неких чувственных догм, абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств»
(В. Парето)

Данное высказывание указывает на проблему сущности идеологии в современном мире.

Впервые термин «идеология» ввел французский философ А.Д. де Траси. И в любом современном обществе политика нуждается в идеологии, которая мобилизовала бы активность людей, сплотила бы их в единое целое и умело им руководила. Выбранное мною для рассмотрения высказывание можно отнести к политической психологии. Политическая психология, изучающая политическое сознание, рассматривает его как реакцию субъекта на ту часть реальности, которая связана с политикой.

Выдающийся итальянский экономист и социолог, представитель математической школы, Вильфредо Парето полагает, что идеология – это совокупность абсолютных истин, общественных суждений, которые базируются на связи чувств и фактов. Я согласна с точкой зрения автора и считаю, что нельзя однозначно сказать, что идеология – это и есть истина или идеология - сплошная ложь. Любая социальная группа старается создать такие условия в обществе, благодаря которым она могла бы удовлетворить свои потребности.

Приведем теоретическое обоснование данной точки зрения. Идеология – система основополагающих идей, понятий, суждений и представлений, в соответствии с которыми формируются политическое сознание и жизненная позиция не только личности, но и общества в целом. Идеология рассматривается как форма политического сознания. Политическое сознание – это совокупность мыслей и переживаний субъектов политического процесса относительно самого процесса. В качестве доказательства своей позиции могу привести высказывание британского философа и социолога Карла Маннгейма, который утверждал, что идеология – это «добровольная мистификация».

О сущности идеологии говорится во многих русских произведениях. Например, в своей пьесе «На дне» Максим Горький противопоставляет три правды о жизни, о роли человека в ней. В ней говорится о том, что человек может верить, может и не верить. Все зависит лишь от представлений о сущности его существования на земле.

Могу подтвердить на жизненном опыте, что идеология – это есть личное представление человека, которое формирует его сознание. Никто не сможет заставить меня признать какую-либо идеологию, если она противоречит моим установкам в жизни. Я знаю, что свобода личности – это главная ценность и никто не вправе ее отбирать.

Возвращаясь к заявленной теме, могу сделать вывод о том, что идеология – неоднозначное явление в общественной жизни. Политическая идеология представляет собой духовное образование определенной социальной группы, которое складывается из различных представлений о мире.

И так:

1) начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что мне кажется спорным»;

2) в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе;

3) основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы;

4) целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль;

5) в заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Что еще почитать