Пенсионный кодекс рф. ФЗ о трудовых пенсиях в РФ с изменениями — последняя редакция закона

Основания возникновения и правила реализации прав граждан на выплаты в связи с утратой способности осуществлять профессиональную деятельность регламентируются ФЗ-173 от 17.12.2001 г. Рассмотрим далее некоторые положения этого нормативного акта.

Ключевые понятия

В тексте нормативного акта трудовых пенсиях в Российской Федерации " используются следующие термины:


Субъекты права

Нормативный акт "О трудовых пенсиях в Российской Федерации " определяет конкретных лиц, имеющих возможность получать выплаты. Возможностью получать могут воспользоваться:

  1. Граждане, застрахованные в установленном порядке. При этом должны соблюдаться условия, предусмотренные нормами.
  2. Нетрудоспособные родственники застрахованных лиц в случаях, установленных ст. 9 ФЗ № 173.
  3. Иностранцы и лица, не имеющие гражданства, постоянно проживающие на территории страны. Исключение составляют случаи, предусмотренные в международном договоре или внутреннем законодательстве РФ.

Выбор выплаты

173-ФЗ (с изменениями) предусматривает следующие виды компенсаций:

  1. По старости.
  2. По инвалидности.
  3. Из-за потери кормильца.

Первые две выплаты могут содержать накопительную, страховую и базовую части. В пенсию, назначаемую из-за кормильца, включаются только два последних элемента. Порядок формирования накопительного элемента выплат по инвалидности и старости в настоящее время подвергнут корректировкам. Субъекты, которые по тем или иным причинам не имеют права получать пенсию, могут рассчитывать на социальную компенсацию. Она устанавливается в особом порядке. Правила и условия предоставления выплат социального характера регулируются в ФЗ "О пенсионном гособеспечении".

Финансирование

173-ФЗ (последняя редакция ) определяет, что в случае внесения корректировок в установленный порядок назначения выплат, требующих увеличения затрат, должны быть определены конкретные источники и правила компенсирования дополнительных расходов. В соответствии с этим, принимаются нормативные акты о внесении исправлений в положения о бюджетной системе. Формирование накопительного компонента осуществляется при наличии достаточных средств, учтенных в специальном разделе лицевого (индивидуального) счета застрахованного гражданина.

Элементы стажа

Закон 173-ФЗ устанавливает, что для расчета используются периоды рабочей либо иной профессиональной деятельности, которая осуществлялась на территории страны гражданами, застрахованными в установленном порядке. При этом в течение этих временных промежутков должны производиться отчисления в ПФР. Нормативный акт "О трудовых пенсиях в РФ " (173-ФЗ) допускает включение в стаж периодов осуществления деятельности за пределами страны. Это разрешается в случаях, предусмотренных нормативными актами или международными соглашениями, либо если за все соответствующие временные промежутки осуществлялись отчисления в ПФР.

Прочие периоды

Закон "О трудовых пенсиях" определяет, что наравне с рабочей или другой деятельностью, выполнявшейся на территории страны, засчитываются:


Указанные периоды будут засчитываться в стаж, если перед или после них субъект осуществлял рабочую или иную профессиональную деятельность, определенную в ст. 10 рассматриваемого нормативного акта. При этом не будет иметь значения ее продолжительность.

Расчет

Нормативный акт "О трудовых (173-ФЗ) устанавливает порядок определения размера страховой части выплат по старости. Он рассчитывается по формуле:

СЧ = ПК/Т, в которой:

  • страховая часть - СЧ;
  • величина расчетного капитала застрахованного гражданина, учтенная на дату, с которой ему назначается компенсация, - ПК;
  • число месяцев предполагаемого периода выплат, используемого для определения размера пенсии, - Т.

Последний показатель составляет 228 мес. (19 лет). Дополнительно нормативный акт "О трудовых пенсиях в РФ" (173-ФЗ ) устанавливает, что величина страховой части выплат по старости граждан не может быть меньше СЧ компенсации по инвалидности, если они получали ее не меньше 10-ти лет. В расчет принимается размер, установленный на дату, когда отчисления были прекращены.

Выплаты субъектам, выезжающим в другое государство на ПМЖ

Нормативный акт "О трудовых пенсиях в РФ" (173-ФЗ) допускает выплату по желанию гражданина, покидающего территорию страны, суммы, назначенной ему в установленном порядке, за полгода вперед. Дополнительно предусматривается еще несколько возможностей. В частности, субъект, который покидает страну, вправе написать заявление, в соответствии с которым отчисления будут осуществляться на имя доверенного лица, находящегося в России. Кроме этого, гражданин, уезжающий в другое государство на ПМЖ, может получать выплату на свой счет в отечественном или зарубежном банке. Отчисления могут совершаться как в рублях, так и в инвалюте. В последнем случае пересчет осуществляется по курсу ЦБ, действующему на дату выполнения операции. Закон "О трудовых пенсиях " допускает совершение переводов за границу начиная с месяца, который следует за периодом отъезда в другую страну. Но при этом выплаты должны совершаться не ранее дня, до которого была получена пенсия в рублях.

Правила перевода назначенных сумм гражданам, выехавшим или выезжающим на ПМЖ за границу, определяются правительством РФ. В случае возвращения субъектов обратно, производится отчисление выплат, неполученных за время пребывания в другой стране. Однако граждане могут получить пенсию не более чем за 3 года, предшествовавшие дате обращения в уполномоченные органы с соответствующим заявлением.

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии и ;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии - теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.

"1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:";


Трудовая пенсия - это денежные перечисления гражданам, которые имеют определенный трудовой стаж и определенный возраст. Для женщины пенсионный возраст настает в пятьдесят пять лет, для мужчины - в шестьдесят лет. В закон о трудовых пенсиях №173-ФЗ в ноябре 2015 года были внесены изменения.

Краткий обзор Федерального закона под номером 173 «О трудовых пенсиях»

В Федеральном Законе под номером 173 содержится информация, которая касается категорий граждан, которые имеют иной порог пенсионного возраста. В нем содержится и определение пенсионных перечислений как компенсации зарплаты, которая могла бы быть получена, если бы не инвалидность и старение. В случае получения инвалидности, гражданину начинает досрочно выплачивается пенсия.

В данном материале Федеральный Закон под номером 173 будет рассматриваться обзорно, поэтому рекомендуется, для полного понимания ситуации с трудовыми пенсиями, ознакомиться с текстом самого ФЗ «О трудовых пенсиях», который вы можете свободно скачать в самом конце статьи.

Законодательство Российской Федерации разделяют пенсию гражданина на две составляющие:

Накопительная часть - это денежные средства, которые сохраняются за ним на специальном счету во время всего трудового стажа. Страховая часть пенсии - это денежные средства, которые складываются как гарантированная базовая выплата и собираются через индивидуальный страховой счет. Гарантом для базовой выплаты пенсии выступает законодательство РФ. Таким образом, при расчетах размера пенсионных выплат гражданину учитывается, в первую очередь, его стаж.

Какие бывают трудовые пенсии

Основным критерием по градации трудовых пенсий является показатель причины назначения. Также стоит отметить, что есть отличия и по размеру денежных перечислений. Итак, в категорию трудовых пенсий входят:

  • Пенсионные перечисления по старости. Как правило, ключевым моментом здесь является порог возраста пенсии, который устанавливается законодательным путем. Но в иногда (к примеру, при работе в особенно тяжелых условиях) гражданин получает возможность выйти на пенсию досрочно.
  • Пенсия в связи с инвалидностью. Такая денежная выплата полагается после потери трудоспособности.
  • Пенсия в связи со смертью. Родственники имеют право на получение финансовых средств из страховой части из-за перехода наследственных прав.
  • Пенсия в связи с потерей кормильца. Эту выплату получают граждане, имеющие статус нетрудоспособности. Также эти граждане должны быть иждивенцами покойного.
  • Пенсия, получаемая пенсионерами, осуществляющими трудовую деятельность. Такая пенсия - это стимуляция государства к тенденции более позднего выхода на пенсию.
  • Пенсия сотрудникам, работающим в северных областях Российской Федерации. Такая надбавка положена работникам в связи с экстремальным климатом работы.
  • Вторая пенсионная выплата. Определенные граждане Российской Федерации являются претендентами на назначение второй пенсии.

Для более подробного ознакомления с видами трудовых пенсий, рекомендуется ознакомиться с текстом ФЗ 173 «О трудовых пенсиях».

Получение трудовой пенсии в Российской Федерации

Данный аспект регулирует Законодательство Российской Федерации. Минимальный стаж, который гарантирует получение трудовой пенсии, равняется пяти годам. Если у гражданина нет трудового стажа или он меньше пяти лет, то государство осуществляет материальную поддержку - назначает социальное пособие. Как уже упоминалось, пенсия состоит из двух элементов, и чтобы получить эти две части, гражданин должен достигнуть определенного возраста. Если эти условия гражданином соблюдены, то ему необходимо собрать в Пенсионный Фонд следующие документы:

  • Паспорт;
  • Трудовую книжку;
  • Документ с места работы, который может подтвердить размер получаемой зарплаты;

Помимо этих основных документов, Пенсионный Фонд Российской Федерации может попросить предоставить и другие.

Изменения в пенсионном законодательстве (видео)

Представитель пенсионного фонда отвечает на вопросы журналистов.

Изменения в начислении трудовых пенсий в 2016 году

ФЗ под номером 173 претерпел в 2015 году некоторые незначительные изменения, которые следует учитывать:

  • С января 2015 года введена опция, по которой трудоспособное лицо имеет право воспользоваться 2 категориями денежного обеспечения - страховой и пенсионной;
  • В 2015 году была проведена индексация пенсий по периодам: первый период индексации - в феврале, второй период - апрель;
  • На сорок процентов повысился уровень средних минимальных пенсионных перечислений;
  • На восемь процентов выросла средняя пенсия в 2015 году;

Трудовые пенсии в будущем году снова будут индексироваться: первый раз - в феврале, второй раз - в октябре. Работающие пенсионеры получат индексацию пенсии в августе 2016 года. Конкретные размеры повышения трудовых пенсионных перечислений властями не оглашались - все будет зависеть от доходности Пенсионного Фонда в 2016 году.

Что еще почитать