Для чего нужен психолог в детском саду? Каковы требования к нему, и какие функции он имеет право выполнять? Эти вопросы задают себе многие родители. Маленький человечек попадает в непривычную, странную и новую для него обстановку детского сада. Вокруг много детишек и взрослых, следует подчиняться распорядку, самостоятельно кушать и играть с другими детками, учиться общаться со сверстниками и взаимодействовать со взрослыми. Помочь ребенку адаптироваться и проследить за его состоянием должен педагог-психолог в детском саду. Для многих малышей такое учреждение – первый серьезный стресс. Чтобы избежать неприятных последствий, не стоит оставлять кажущиеся на первый взгляд проблемы маленьких воспитанников без внимания.
Педагог-психолог в детском саду является очень важным специалистом для деток, их родителей и персонала учреждения. Родителям не стоит пугаться, если с их ребенком работает психолог - он не врач и не ставит диагнозы деткам. Его задачи иные.
Трудится психолог в трех направлениях:
Стоит рассмотреть подробней, какие функции выполняют психологи в детских садах. Они следующие:
Психолог помогает адаптироваться каждому ребенку к условиям детского садика. Как правило, большинство детей не могут сразу осознать, где они находятся, что вообще происходит и как себя вести. Ребенок находится в состоянии стресса, и задача психолога – поработать с ним, чтобы условия детского садика стали для каждого малыша естественными и комфортными.
Работа ведется как с коллективом в целом, так и с каждым ребенком. Для осуществления этих функций создается дневник психолога в детском саду. В нем специалист отмечает пункты плана по адаптации младших детсадовцев и ребят, попавших в учреждение в более старшем возрасте. Он расписывает план мероприятий по работе как с малышами, так и с родителями, и воспитательским составом.
Задача этого этапа – помочь каждому ребенку осознать себя частью коллектива и почувствовать себя комфортно в условиях детского садика.
В рамках этой функции психолог в детском саду проводит диагностику психотипа ребенка, его способностей и наклонностей, возможных проблем. Для того чтобы успешно работать с каждым малышом, следует знать, чем он живет. Также осуществляется диагностика знаний и умений (насколько хорошо дети могут ходить на горшок, пользоваться столовыми приборами, вести себя в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и проч.).
Помимо базовых навыков, потребностей и особенностей малышей, психолог в процессе диагностики выявляет проблемы каждого ребенка. Это могут быть:
С учетом результатов выстраиваются занятия психолога в детском саду с малышами. Если потребуется, он направит ребенка на консультацию к узкому специалисту.
Психолог – это в первую очередь педагог, задачей которого является всестороннее развитие каждого ребенка. Для выполнения этой задачи психологи в детских садах:
Психолог работает путем общения. Консультации психолога детского сада могут носить характер:
В рамках каждой консультации рассматриваются определенные нюансы. Психолог может консультировать по таким вопросам:
Вся консультационная работа психолога базируется на помощи деткам и их родителям расти и развиваться вместе.
В рамках аналитической работы психолог:
Психолог детского сада решает и проблемные ситуации. В его компетенцию входят:
Как правило, для психолога установлены четкие ограничения и прописаны функции, которые он выполнять уже не имеет права. Рассмотрим их подробней.
Функции психолога не распространяются на:
Советы психолога в детском саду направлены на помощь в адаптации, развитии и взаимодействии ребенка с окружающим миром. Они не носят явного лечебного характера. Также запрещены на законодательном уровне любые действия, которые могут причинить вред психическому либо физическому здоровью малыша.
Поэтому психолог детского сада – это специалист, который помогает малышам, их родителям и персоналу жить дружно, учиться вместе и чувствовать себя легко и комфортно.
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом - это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса - педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят , часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов - это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают . Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое сопровождение.
Задачи
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно - образовательного процесса:
1. Оказание психологической помощи детям:
2. Сотрудничество с родителями в решении психологических проблем детей:
3. Сотрудничество с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем воспитанников:
4. Консультирование администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим вопросам
В ДОУ функционирует 11 групп: 9 групп общеразвивающей направленности и 2 группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР
Возрастная группа | Что делает психолог? |
(2 - 3 года) |
|
II младшая группа (3 - 4 года) |
|
(4 - 5 лет) |
|
(5 - 6 лет) |
|
старшая группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР (5 - 6 лет) |
|
«Психологическая служба ДОУ» или «Зачем в детском саду педагог-психолог?»
Когда подходит время отправлять ребенка в детский сад, мы все чаще сталкиваемся с тем, что на базе детского сада работает педагог-психолог.
Кто он? Чем занимается? И самый главный вопрос, зачем? С моим ребёнком все в порядке и ему психолог не нужен.
Общее заблуждение родителей состоит в том, что психолог навешивает ярлыки психической несостоятельности их детей. Развеивая эти мифы, хотелось бы остановиться на вопросе, чем же занимается психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр, логопед, воспитатель. А что же делает детский психолог в детском саду? Этот вопрос будоражит, волнует, а иногда и пугает родителей.
Многие родители ошибочно полагают, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств. Психолог в саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом - это не медицинская специальность. Детский психолог не ставит диагноз, не назначает лечение. Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Он может только предположить наличие какого-либо отклонения в развитии ребёнка и посоветовать консультацию у того или иного специалиста. Таким образом, педагог-психолог занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Цель работы психолога в ДОУ - сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и c ними. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов - это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка . Родители имеют право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду.
Основные виды деятельности педагога-психолога ДОУ.
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление условий, препятствующих полноценному развитию и становлению личности ребёнка-дошкольника.
Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии. Психодиагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Также проводится диагностика возможных проблем в обучении и воспитании ребенка.
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Важно предупреждать возможные осложнения и отклонения в психическом развитии и становлении личности детей.
Коррекционная и развивающая работа.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Задача коррекционной работы приблизить уровень психического развития ребенка к определенному возрастному эталону психического развития. В развивающей работе психолог ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Но данные проблемные ситуации рассматриваются только по отношению к ребенку, поскольку главная задача работы педагога-психолога в детском саду - это сохранение и укрепление психического здоровья малыша.
- Психологическое просвещение и обучение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.
Данное направление заключается в приобщении всех участников педагогического процесса к психологическим знаниям по вопросам детской психологии. Основной смысл психологического просвещения - знакомство педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, а также формирование потребности в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком.
Когда и по какому поводу следует обращаться к педагогу-психологу:
С какими проблемами можно обратиться к психологу ДОУ:
Очень важно, чтобы, вы, родители понимали: что психолог призван быть на стороне ребёнка.
К сожалению, невозможно решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада. Без участия родителей такая работа будет лишена всякого смысла. Именно поэтому важнейшим фактором, определяющим успешное решение проблемной ситуации является желание родителей взаимодействовать с психологом, педагогическим коллективом. Только совместная работа может привести к благополучному результату.
Но было бы неверно думать, что психолога нужно посещать только в случаях проблемных ситуаций. Если у вас в семье царит любовь и согласие и нет проблем, желательно просто прийти, чтобы выявить потенциальные возможности вашего ребенка: к чему он более способен, как лучше развить в нем гармоничную личность. У психолога, вы получите нужную и полезную информацию.
Психическое здоровье ребенка в первую очередь зависит от родителей !
Юлия Караманы
Система психологической поддержки детей в детском саду
Система психологической поддержки детей в детском саду .
Адаптация.
1. Создание позитивной установки, положительного впечатления о детском саде .
Помощь детей старших групп , включение в общение игровых персонажей (элементы новизны, сюрпризные моменты) .
2. Формирование чувства уверенности в окружающей обстановке и с взрослыми.
Проведение развивающих игр : «Найди игрушку» , «Чьи вещи» , «Как пройти» , «Птичка невеличка» .
3. Сближение детей между собой и педагогом.
- использование игр : «Давайте познакомимся» , «Чей голос» , «Расскажи стихи руками» .
4. Приближение жизни детей в группах к домашней обстановке.
Засыпание с любимыми игрушками, альбомы с семейными фотографиями, посещение детского сада родителями в любое время.
5. Налаживание более тесной связи с семьей.
Присутствие родителей на занятиях, прогулках, участие в играх; организация совместных праздников и развлечений с родителями.
6. Согласованность действий родителей и педагогов.
Соблюдение режима дня дома; соблюдение правил постепенного привыкания ребенка к детскому саду (сначала приход детей на прогулку , потом первая половина дня, на 9-й день из-за ослабления защитных сил организма дети остаются дома и т. д.)
Развитие навыков общения со сверстниками.
1. Умение общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) .
Использование игр без слов и без игровых атрибутов : «Добрые эльфы» , «Птенцы» , «Волны» , «Муравьи» , «Ожившие игрушки» .
2. Умение устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (контакт глаз, комплименты, обращение по имени) .
Применение психогимнастических упражнений : «Ролевая гимнастика» , «Скульпторы» ; использование игр : «Общий круг» , «Сороконожка» .
3. Использование вариативных речевых формул (слова приветствия, прощания, благодарности) .
Игры на словесное выражение своего отношения к другим : «Комплименты» , «Пожелания» , «Добрые волшебники» , «Конкурс хвастунов» , «Клубок» , «Цепочка слов» .
4. Развитое умение оказывать эмоциональную поддержку и просить ее , понимать эмоциональное настроение другого.
Рассматривание иллюстраций, чтение сказок и рассказов и беседа по ним, драматизации сказок, как в роли актеров, так и в роли зрителей, сочинение сказок : «Сказка по- новому» , «Салат из сказок» , «Продолжи сказку» .
5. Умение разрешать конфликтные ситуации и вести себя в них.
- проведение игр : «Волшебный магазин» , «Сравнения» .
6. Поднятие статуса «непринятых» детей в группе .
- психогимнастические упражнения и этюды : «Новая девочка» , «Кот Васька» , «Золушка» , «Баба - Яга» , «Соленый чай» ; обучение навыкам саморегуляции : «Возьми себя в руки» , «Врасти в землю» , «Заряд бодрости» , «Дыши и думай красиво» , «Гора с плеч» .
7. Организация межгруппового взаимодействия и общения.
Использование игр и упражнений на чередование напряжения и расслабления : «Шалтай – болтай» , «Выдержанный человек» ; организация совместных игр на развитие внимания к другим : «Общий круг» , «Эхо» ; развитие позитивной самооценки : «Горячий стул» , «Копилка нороших поступков» , «Мои достижения» ; разработка системы поощрений и наград за успехи (аплодисменты, медальки, значки) .
Личностно – центрированное взаимодействие с взрослыми.
1. Установление личного контакта с детьми.
Обращение к детям по имени в любой ситуации, занимание позиции на уровне глаз ребенка, использование тактильных прикосновений.
2. Владение навыками «ненасильственного» общения, язык принятия.
Улыбка, спокойное внимание, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание; исключение оценочности в общении; похвала, комплименты, согласие, сравнение с самим собой, отражение чувств ребенка.
3. Правильная тактика поведения в решении конфликтных ситуаций.
Избежание требований, нотаций, наказаний, иронических оценок, возмущений; использование предвосхищающих оценок, ориентация на детей (я думаю, что вы сами попробуете разобраться кто прав, а кто нет, дать понять ребенку, что независимо от поступка вы относитесь к нему хорошо; использование различных стратегий в разрешении конфликтов : стратегия на отреагирование, стратегия на переключение, стратегия на положительное подкрепление, стратегия на стимуляцию чувства юмора.
Создание условий эмоционально – психологического комфорта детей в детском саду .
1. Наличие правил, регулирующих поведение в детском саду .
Использование наглядных пособий, напоминания, записки и обсуждения, разработанная система санкций и поощрений .
2. Недопустимость интеллектуально – физических и психоэмоциональных перегрузок .
Предусмотренное время для индивидуальных контактов воспитателя с ребенком на основе неформального общения (беседа о чувствах, настроении) ; разгрузочные часы между занятиями высокой интеллектуальной и физической нагрузки; проведение в течении дня релаксационных пауз, упражнений и техник на снятие психоэмоционального напряжения ; организация каникул с использованием игрового и сказочного сюжета.
3. Обеспечение смены видов деятельности
Введение в занятия «минуток шалости» , «минуток смеха» и т. д.
4. Эмоциональная насыщенность и разнообразие.
Введение оздоровительных игр : «Цапля» , «Скачки» , «Скоморохи» ; включение в деятельность игровых персонажей, использование подвижных игр, дидактических, пластических, сказок.
5. Соблюдение длительности пребывания на воздухе.
Экскурсии, оздоровительный бег, организация психотерапевтических прогулок .
6. Учет индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также врачебных диагнозов (ЗПР, СДВГ, ММД и т. д.)
Разделение детей по подгруппам по результатам диагностики и проведение с ними коррекционно – развивающих игр и упражнений на развитие различных форм ручной деятельности, тактильной чувствительности, на развитие психических процессов , координацию движений; посещение секций и кружков.
7. организация детского сна ; комфортная организация питания.
Пение колыбельных песен, не принуждать ребенка есть.
Построение коррекционно – развивающей среды.
1. Создание возможности элиминации негативных эмоциональных состояний.
Наличие в группах «Уголков ярости» - дротики, боксерская груша и перчатки.
2. Наличие эмоциогенных зон.
Фотоальбомы, коллажи, выставки, наличие элементов культуры в среде – живопись и литература.
3. Наличие атрибутов и пространства для реализации потребности в движении.
Создание уголков здоровья в группах и оснащение их оборудованием : кегли, мячи, маты, мягкие модули. Для детей трех лет важно пространство для лазания, ползания, катания и активных игр.
4. Наличие в группах мест уединения и отдыха. Достаточная насыщенность развивающей среды, организованной с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей .
Игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, формирования полноценного сенсорного восприятия (материалы различной фактуры) . Игрушки для выработки моторных навыков, ловкости. Оборудование для занятия музыкой и ритмикой (шумелки, погремушки, трещалки) . Психотерапевтические материалы (предметы – заместители, ворсистые шарики , мячи колючие). Конструктивное творчество и оборудование для рисования, лепки, вязания. Для детей четырех лет создан широкий спектр предметов для сюжетно – ролевых игр (атрибуты, предметы с выраженным функциональным значением) . Для детей 5-6 лет важны атрибуты для игры со сверстниками. Материалы для развития мелкой моторики (бусы, семена, бисер, плоды) .
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам