Решения проблемных ситуаций связанных с. Проблемная ситуация и задача. Проблемное обучение. Проблемные ситуации детям

В последнее время в теории и практике доказана целесообразность и перспективность использования такого средства обучения как педагогическая ситуация.

Беспалько В.П. трактует педситуацию, как «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами».

Учебная педагогическая ситуация будет выступать в роли средства обучения, если она будет создаваться учителем целенаправленно и решать дидактические задачи.

Проблемная ситуация (Векслер С.И., Махмутов М.М., Матюшкин А.М.и др.)

Существенной чертой проблемного обучения является *постановка проблемных вопросов, *постановка проблемных задач и *создание проблемных ситуаций, что в совокупности позволяет не только усвоить необходимые знания и умения в процессе обучения, но и развивает самостоятельность, творчество, активность, и главное – позволяет усвоить сам процесс получения знаний, их анализ и систематизацию.

Вопросы являются проблемными , если вызывают у учащихся интеллектуальное затруднение, и ответ на них не содержится в прежних знаниях ученика. Его нужно найти самостоятельно.

Проблемная задача – это познавательная задача , содержащая интеллектуальное затруднение в поисках неизвестного способа действия. Она содержит: *условие задачи, *указание на неизвестное, а также *неизвестен и способ действий.

Виды проблемных задач : *задачи с несформулированным вопросом,

*с недостающими данными, *с излишними данными, *с несколькими решениями, *с меняющимся содержанием, *задачи на доказательство, *на сообразительность, *логические задачи.

Сутью проблемной ситуации является столкновение имеющихся у учащихся знаний с незнанием, пробел между которыми необходимо восполнить самостоятельно. Основные типы возникновения проблемных ситуаций:

1)- если учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации;

2) – при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

3) – если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;

4) – когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием учащихся знаний для теоретического обоснования.

Способы создания проблемных ситуаций и организации проблемного обучения:

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достичь поставленной перед ними практической цели.

3. Расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Например, исследовательская работа на опытном участке, в мастерских и т.д.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, в которых проявляется противоречие между житейским представлением и научным объяснением фактов и явлений.

5. Выдвижение предположения (гипотезы), формулировка выводов и их опытная проверка.

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил в результате которых возникает проблемная ситуация.

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер, и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации, и тогда «выручают» других наук.

10. Варьирование задач, переформулировка вопросов.

СРС 6: на материале предмета подготовьте к проигрыванию примеры проблемных а)вопросов, б)задач, в)ситуаций.

Гуманитарно ориентированные ситуации (Данильчук В.И. Симонов В.М. и др.).

Ситуация, создаваемая учителем, в которую закладываются ценностно-смысловые и ценностно-эмоциональные аспекты независимо от предметного содержания. Подобная ситуация становится той обучающей средой, в которой ученик становится востребованным как субъект, как личность, выполняющая любую деятельность осмысленно. При этом, есть несколько способов введения гуманитарного компонента в создаваемую ситуацию:

Явный – непосредственное использование текстов и материалов гуманитарного характера,

Неявный – через косвенные процессуальные способы включения обучаемого в эмоционально- ценностное восприятие и переживание изучаемого материала.

Выделяют:

1) Предметно-ориентированные гуманитарные ситуации.

Они направлены на освоение учениками знаний и умений их применять. При этом,- формируется ценностно-смысловое отношение к знаниям, знания «преломляются» через себя, собственный опыт и отношение. Формируется внутренняя мотивация, личностный познавательный интерес. Возникает осознание необходимости межпредметной интеграции знаний.

2) Практико-ориентированные гуманитарные ситуации.

Это ситуации, в которых осмысливается возможность использования знаний в реальной жизнедеятельности. Создаётся некая модель действительности (экономической, профессиональной и пр.), и нужно в составе учебной группы решить проблему, принимая на себя условную роль.

3) Поисково – ориентированные гуманитарные ситуации.

Включение учащихся в поисковую, экспериментальную деятельность.

4) Гуманитарно ориентированные ситуации.

Направлены на осознание учащимися свободы действия и ответственности за свои поступки, дают возможность осознать самоценность человека и природы и т.д. Необходимо: - давать интегративное межпредметное знаниевое содержание; -организовывать коллективно-индивидуальную деятельность для решения задачи; -предусматривать возможность самореализации каждого ученика. Можно использовать задания-проекты, задачи с мысленным экспериментом и пр

СРС 7: Познакомьтесь с особенностью организации групповой проблемной работы в сфере воспитательного взаимодействия:

Поляков С.Д. Технологии воспитания.-М.:2002, С.46-58. Сделайте выписки, подготовьтесь к дискуссии или проигрыванию.

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.

Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Задачи
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать моральные и нравственные качества.

Игровые ситуации

Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.


Об уступчивости
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.
2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.
4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?


Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.


Обращение к взрослому человеку
Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.
3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.

Проблемные ситуации

1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3.Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.

Коломийчук Елена Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №23
комбинированного вида
Петроградского района Санкт-Петербурга

В современном мире от человека требуется не только владение знаниями, но умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным становится использование проблемного обучения. Очень часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления. Ребёнок стремиться мыслить по готовым схемам, предложенным взрослым. Многие дети боятся ошибиться при выполнении того или иного задания.

Использование в работе с детьми методов проблемного обучения положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Под проблемной ситуацией понимается - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Другими словами, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их найти.

Характерные признаки проблемного обучения:

· возникает состояние интеллектуального затруднения;

· возникает противоречивая ситуация;

· появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи;

· проблемная ситуация может возникнуть на этапе решения задачи, а иногда - в самом начале решения.

Проблемная ситуация не всегда становится проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили интерес. От мастерства воспитателя зависит, заинтересует ли детей новый материал, преподнесённый в виде проблемы, или нет.

Цель воспитателя - побудить ребенка к поиску верного решения поставленной проблемы.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

2.Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).

В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

В одном случае воспитатель может сам с помощью детей вести поиск. Поставив проблему, воспитатель вскрывает путь её решения, рассуждает вместе с детьми, высказывает предположения, обсуждает их вместе с детьми.

В другом случае роль воспитателя может быть минимальной - он предоставляет детям возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем.

Метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями детьми тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим методов.

Решение проблемных ситуаций на занятиях получили распространение и в работе с детьми нашей группы.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств. При создании и решении проблемных ситуаций мы применяем следующие методические приемы:

Подводим детей к противоречию и предлагаем им самим найти способ его разрешения;

Излагаем различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Побуждаем детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

Ставим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения), эвристические вопросы;

Определяем проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);

Ставим проблемные задачи.

Первым этапом процесса решения проблемы считается поиск средств анализа условий проблемы с актуализации прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?». На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е. выдвижение гипотез, поиск «ключа», идеи решения. На втором этапе решения ребенок ищет «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

Третий этап решения проблемы - доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения. Практически это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью, с выполнением вычислений, с построением системы доказательств, обосновывающих решение.

Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мы создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Предлагаю несколько проблемных ситуаций:

Проблемные ситуации на выведение следствий

Проблемная ситуация «Что произойдет?..»

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.

Из крана на кухне польется апельсиновый сок?

Из тучи вместо дождя станет падать изюм?

Люди придумают таблетки от сна? и т.п.

Проблемная ситуация «Почему это произошло?»

Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.

Во всем доме погасли все электрические лампочки;

Речка вышла из берегов и затопила луга и т.п.

Проблемные ситуации с использованием приема «мозгового штурма»

Цель: учить искать способы решения проблемных ситуаций с помощью приема «мозгового штурма».

Проблемная ситуация «Архимед»

Педагог предлагает детям проблемные ситуации. Дети должны дать как можно больше вариантов решения этих проблем.

Как без космического корабля слетать на Сатурн?

Как оживить куклу?

Как закрепить детали одежды без ниток?

Как вымыть руки без мыла? и т.п.

Проблемная ситуация «Про часы»

Педагог предлагает детям представить, что грабители похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Детям нужно решить проблему: как можно следить за ходом времени, пока в город не

завезут новые часы? Необходимо предложить несколько способов.

Проблемные ситуации на разрешение противоречий

Цель: учить формулировать и разрешать противоречия.

Проблемная ситуация «Как быть?»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились;

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?

Нужно слепить снеговика, а снега мало;

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как ей выйти из леса. Что делать?

При решении таких творческих заданий необходимо проведение предварительной работы с целью выявления, закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации.

Проблемная ситуация «История про Чучело, которое птиц и мышей пугать перестало»

Винни-Пух и Пятачок решили посадить горох. Весь день они трудились и радостные ушли домой. Но на другой день они заметили, что над грядками летают птицы и клюют семена, а ночью мыши съели часть гороха. Задумались Винни-Пух и Пятачок. Как сохранить урожай гороха, если Чучело стоит, но оно уже старое, а птицы и мыши привыкли к нему и перестали бояться. Подумаем вместе с ними. Что делать? Как им помочь? Что нужно сделать с Чучелом, чтобы птицы и мыши стали его бояться?

Проблемные ситуации на применение имеющихся у детей представлений о способах измерения объектов

Цель: учить находить варианты решения проблемной задачи, применяя имеющиеся знания.

Проблемная ситуация «Как приготовить завтрак для великана?»

Детям необходимо предложить различные способы измерения объема.

Проблемные ситуации на воплощение замыслов

Цель : учить создавать замыслы и выражать идеи в изобразительной деятельности.

Педагог выслушивает все версии, которые совместно обсуждаются, дети зарисовывают идею.

Включение таких приёмов в учебную и игровую деятельность, у детей значительно снижается чувство скованности, преодолевается застенчивость, возрастает познавательная активность, а, следовательно, возникает положительное, эмоциональное отношение к занятиям. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни.

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Колледж автомобильного транспорта №9»

(ГБПОУ КАТ №9)

Психологическое занятие

«Тренинг решения проблемных ситуаций»

Герасимович А. А. , педагог-психолог I категории ГБПОУ Колледжа автомобильного транспорта №9 (1-й Амбулаторный пр-д д. 8)

Москва 2014г

Концептуальный замысел

Анализ проблемы.

Возрастной период обучающихся нашего колледжа характеризуется значительными изменениями на личностном уровне. Ситуация усугубляется новыми требованиями, предъявляемыми социумом. В этот период в их фокус внимания попадают оценка личностных особенностей, наличие сходств и различий с другими молодыми людьми, профессиональные склонности и их дальнейшая успешная реализация, социальный статус в коллективе и многое другое. В связи с этим, на данном этапе у юноши возникают проблемы, с которыми он прежде не сталкивался. И, разумеется, попав в данную ситуацию, в связи с ограниченностью личностных ресурсов, скудностью опыта и некоторых социальных умений и навыков, он очень уязвим и нуждается в помощи и поддержке.

Умение решать проблемные ситуации, самостоятельно находить выход из трудных жизненных положений, или грамотно просить о помощи и поддержке, находить конструктивные пути решений в сложных кризисных условиях – все это важнейшие жизненные навыки, обуславливающие возможность социальной адаптации, эффективное приспособление к окружающей среде и, как следствие, социальную и личностную успешность каждого из нас. И как всякий навык, навык решения проблемных ситуаций, может быть приобретен и развит путем его отработки и тренировки.

Целью тренинга является формирование навыков эффективного решения проблемных ситуаций..

Задачи:

    Актуализация активной позиции участников в решении проблем;

    Формирование представлений обучающихся об адекватном отношении к проблемным ситуациям;

    Знакомство студентов с алгоритмом решения проблемных ситуаций;

    Обучение участников занятия построению стратегий разрешения проблемной ситуации;

    Демонстрация участниками нового опыта решения своих проблемных ситуаций.

    Оценка участниками эффективности предложенного алгоритма решения проблемных ситуаций.

    Формирование групповой сплоченности.

    Эмоциональная поддержка участников группы.

Целевая группа: Учащиеся, приглашенные на мероприятие по итогам психологических исследований агрессивности (опросник Басса-Дарки, тест Розенцвейга), тревожности (опросник Филлипса), уровня притязаний (моторная проба Шварцландера), а также все желающие.

Материалы: презентация «Шаги решения проблемных ситуаций», «гармошка «Решение проблемных ситуаций», бумага, ручки.

Время занятия : 1 час 30 минут.

Тренинг решения проблемных ситуаций:

    Введение

Ведущий обозначает тему встречи, ее актуальность, цели и задачи занятия.

Упражнение «Проблема для меня – это…»

Участники по очереди формулируют понятие проблемной ситуации, далее, ведущий резюмирует сказанное, дает определение, демонстрируемое в презентации.

Ведущий предлагает участникам точку зрения на проблемы в жизни каждого из нас как некоего естественного и неизбежное явления. Формирует представление о том, что проблемная ситуация это не что-то угрожающее, это нормальное положение вещей, и что решение любой проблемной ситуации ведет к личностному росту, развитию, получению нового бесценного опыта решения подобных проблем в перспективе.

Ведущий задает вопрос группе: «Как Вы думаете, вероятнее всего проблема решиться, по отношению к которой мы будем предпринимать какие-либо действия или ждать, что проблема решится сама?»

Важно сделать акцент на активной позиции по отношению к проблеме и принятии ответственности за решение на себя. Сформировать уверенность в том, что существуют эффективные способы решения. ак Вы думаете, вероятнее всего проблема решиться. групповой сплоченности, ятий. внимания подростка попадает его

Прочтение притчи «Урок бабочки»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.

II Основная часть

Ведущий задает группе вопрос: «Ребят, скажите, пожалуйста, есть ли в Вашей жизни проблема, с которой Вы не можете справиться, которые на данном этапе Вам не удалось еще разрешить?» Это может быть проблема связанная с учебой, с взаимоотношениями с родителями.

«Пожалуйста, найдите эту проблему и просто держите ее в голове, пока я буду рассказывать Вам следующий материал».

    ШАГ: Определение проблемы. При возникновении проблемы следует остановиться и спросить себя «Что происходит?», «Что не так?»

    ШАГ: Прояснение проблемы. На этом шаге важно точно выяснить в чем именно заключается проблема. Ответить себе на вопрос «Кто, что, когда, зачем и почему», Определить, чем именно угрожает данная ситуация, каковы могут быть ее негативные последствия. Поставить реалистичные цели решения проблем. Важно понимать, что цели должны быть реалистичными , чтобы мы не ждали чудес. Например, нельзя заставить одного человека чего-то захотеть.

    ШАГ: Выявление альтернатив. Определение различных путей подхода к проблеме. Важно помнить, что проблема имеет более чем одно решение. Барон Мюнхаузен говорил: «безвыходных положений не бывает» . Он, конечно был прав! Мало того, что безвыходных положений не бывает, у каждой проблемы есть минимум два способа решения, а то и больше. Некоторые люди попадают в ловушку, предполагая, что проблема имеет одно решение. Они не могут увидеть другие пути решения, потому что циклятся на одном способе. У них возникает так называемое «тонельное видение». Альтернатив должно быть как можно больше. Важно, также, помнить о том, что существует два типа проблем – проблемы, по поводу которых мы можем что-либо предпринять, и те, решение которых нам неподвластно, решить которые мы не в силах. Важно понимать разницу. С теми проблемами, которые мы реально не можем справиться – можно обойтись только одним образом – принять. Мы мало что можем сделать в отношении погоды, чувств и интересов другого человека. Важно также, чтобы выбранные альтернативы были реалистичными, чтобы мы не ждали чудес.

    ШАГ: Исследование альтернатив. Необходимо проанализировать последствия выбранных альтернатив. Ответить на три вопроса: «Что случится в лучшем случае?», «Что случится в хутьшем случае?», «Что случится скорее всего?»

    ШАГ: Решение. Выбор альтернативы и принятие решения на ее основании. Важно помнить, что за каждое нами принятое решение мы несем ответственность, и последствие нашего решения могут причинить кому-то боль.

    ШАГ: Действие. Важно помнить, что если ничего не менять, то ничего не изменится. Поэтому необходимо действовать. В действии проявляются наши способности, наши возможности. Мы можем принять какое-то решение, но дойдя до этапа действия можем просто его не выполнить по ряду причин (пойти на попятную). Например, двое поругались. Один на другого очень злится. Всю ночь первый думал: «Вот завтра подойду и все выскажу». И вот наступило завтра, а первый, что готовился к разговору всю ночь, не может решиться на запланированное действие. Он подходит к своему другу, но начинает говорить нечто совершенно иное – совсем не то, что запланировал. Почему это происходит? По ряду причин. В голове у него превосходно сложилась картинка. а реальности все оказалось совершенно по-другому.

    ШАГ: Оценка. После того, как произошло какое-то действие – необходимо оценить, что произошло. Каков результат. Ухутьшилось, улучшилось положение или осталось на том же уровне. Важно попробовать учиться на последствиях, получит новый опыт и сделать вывод насколько эффективен тот или иной способ решения проблемы. Если что-то не получилось, в следующий раз можно попробовать сделать по-другому. Многие люди просто повторяют решение проблем по нескольку раз одним и тем же способом и, разумеется, не достигают получившегося результата.

Далее, ведущий предлагает участникам поработать с решением проблем, выбранных в начале занятия, разбив группу на несколько подгрупп: подгруппа выбирает проблему, описывает каждый этап работы с проблемой по предложенному алгоритму. Затем каждая команда демонстрирует свое решение проблемы.

III . Заключение:

Шеринг. Подведение итогов. Выяснение степени важности, актуальности и интересности для обучающихся предложенного материала.

Ведущий благодарит участников за работу и делает вывод, что множество проблем можно решить, если решать их поэтапно.


Решение проблемных ситуаций

Ситуации взаимодействия взрослого с ребенком могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом. Какой из них можно признать конструктивным в конкретной ситуации? Давайте это сейчас и выясним.

(Материалом для моделирования родительского поведения могут служить собственный опыт родителей, заготовленные педагогом варианты проблемных ситуаций {приложение 3).)

Давайте проиграем заявленную ситуацию, при этом будем объяснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на нее.

(В каждой ситуации следует проанализировать мнения «за» и «против»; предложить модель поведения родителей в данной ситуации; определить ту модель, которую можно считать образцом для подражания в воспитании детей.

Данную часть встречи можно также провести в виде упражнения «Что делать, если...» или «Педагогическая кухня».)

V. Подведение итогов собрания

В заключение нашей встречи хочется познакомить вас с притчей о перевернутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»

Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности - в нас самих : в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир.

Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с осознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».

«Любить ребенка - не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости как детям, так и родителям» (А. Гаврилова).

Мы приготовили для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании.

(В качестве решения собрания родителям раздаются памятки (приложение 4).)

Рефлексия

(Родителям предлагается по пятибалльной шкале оценить результат встречи: полезность встречи; актуальность обсуждаемых ситуаций; атмосфера встречи.)

Упражнение «Пожелания»

(Участники стоят по кругу и, передавая друг другу символический предмет (например, зажженную свечу), заканчивают предложения: «Я желаю себе...», «Я желаю вам...»)

Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.

Любили тебя безо всяких причин

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется главной опорой твоей.

В. Берестов

Приложение 1. Круглый стол

(Примерные вопросы для обсуждения.)

- Что характерно для ребенка четвертого года жизни?

Прежде всего, физическое развитие, бурный рост. У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

- Какие качества свойственны детям младшего дошкольного
возраста?

Маленькие дети импульсивны. Чувство у них преобладает над разумом, они часто совершают поступки под влиянием сиюминутных чувств и желаний, поэтому так часто нарушают правила поведения.

Дети искренни и непосредственны, им трудно хранить секреты. Они могут сказать лишнее посторонним людям, поэтому взрослым не рекомендуется говорить в присутствии детей о том, что они хотели бы скрыть от окружающих. Например, мама показывает ребенку подарок для бабушки и говорит, что это секрет. Ребенок, только увидев бабушку, заявляет радостно: «Бабушка, у нас для тебя подарок, только это секрет!»

Какое качество ребенка проявляется в данной ситуации ?
Дети четвертого года жизни любознательны, они задают много вопросов взрослым.

Какие вопросы задают ваши дети?

Как вы на них отвечаете?

Чем любят заниматься ваши дети дома?

Наблюдаете ли вы игры детей?

В этом возрасте возрастает способность к самостоятельным действиям. Дети любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки.

Советы родителям

Нужно отвести ребенку место, удобное для игры.

Как вы понимаете выражение «трудный ребенок»?

Составьте словесный портрет трудного ребенка.

(Родители называют характерные слова, воспитатель записывает их на листе ватмана.)

Что может быть причиной проблем в поведении ребенка?
(Какие причины приводят к тому, что ребенок становится
«трудным»?)

Объединитесь в мини-группы и составьте список причин нарушения норм поведения детьми.

(Родители работают в течение 5 минут.)

Как решать выражение взросления без конфликтов?

Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности, появление у них новых интересов? Если да, то в чем они проявляются? Какова любимая фраза ребенка?

Приложение 2. «Семизвездие симптомов», характерных для поведения ребенка в период кризиса 3 лет

1. Негативизм. Это не просто нежелание выполнять какие-то указания взрослого, не просто непослушание, а стремление делать все наоборот, не подчиняться ни в коем случае воле взрослого. Например, мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему всегда разрешают, но сегодня говорят: «Иди катайся». Но он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.

2. Упрямство. Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский), т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» | Л/. Ермолаева). Например, ребенка, когда он уже проснулся, мама просит встать с постели, но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать в постели или хочется поиграть с игрушками. Однако ребенок заявляет: «Сказал - не встану, значит, не встану!»

3. Строптивость. Это постоянное недовольство всем , что предлагает взрослый. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше, он как бы отрицает тот образ жизни, который сложился у него до З лет.

4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

5. Протест - бунт против окружающих. Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, как будто он находится в состоянии жесткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6.Обесценивание ребенком личности близких. Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения.

7.Деспотическое подавление окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики и слезы. Ребенок хочет стать господином положения.

Таким образом...


  • Кризис 3 лет - это «бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте».

  • Самостоятельность и активность ребенка возрастают, изменяется отношение ребенка и к собственному «я», и к другим людям, окружающим его, продолжается процесс эмансипации ребенка.

  • Следствием проявления перечисленных симптомов могут стать внутренние и внешние конфликты, невротические проявления (энурез, ночные страхи, заикание и др.).

  • Кризис 3 лет - это прежде всего «кризис социальных отношений ребенка, он происходит по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей».

  • Кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка стремление к самостоятельности, когда они пытаются во что бы то ни стало сохранить прежний тип взаимоотношений,
    устраивающий их, когда они сдерживают самостоятельность и активность ребенка. Если же взрослые реагируют на изменения, происходящие в ребенке, если они заменяют авторитарный стиль взаимодействия с ребенком, гиперопеку на партнерское общение с ним, предоставляют ему самостоятельность (в разумных пределах), конфликтов между ними и трудностей общения может и не возникнуть или они будут носить временный, преходящий характер.
Приложение 3. Варианты проблемных ситуаций

Как бы вы, уважаемые родители, поступили в следующей ситуации?

1. Трехлетняя Наташа громкими воплями оглашает квартиру: «Хочу на улицу! Гулять еще! Хочу прыгать через веревочку!» Она цепляется за свое пальто, пытаясь не дать его снять с себя, не слышит уговоров мамы, что уже пора обедать и спать, что все дети тоже ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами.

Казалось, что мама вот-вот потеряет терпение, но она сдерживает себя, уходит в комнату, плотно закрывает за собой дверь, а Наташа остается в прихожей. Вскоре крик прекращается. Но как только мама открывает дверь, крики возобновляются с удвоенной силой. Мама снова возвращается в комнату и через приоткрытую дверь наблюдает за дочерью. Та, несмотря на свое возбуждение, следит в свою очередь за мамой : почему же она не берет на руки свою Натусю? Почему не уговаривает? Почему совсем не обращает на нее внимание? Крики затихают.

Мама спокойным тоном, как бы рассуждая вслух, говорит:

Теперь уберу в прихожей. Там грязно, сегодня еще пыль не вытирали.

Услышав это, Наташа сразу садится: ведь на ней новое платье, которое она надела в первый раз! Все еще всхлипывая, она спрашивает сквозь слезы:

А платье можно выстирать?

Мама хладнокровно молчит, продолжая делать вид, что занята двоими делами. Наташа снова:

А его можно выстирать?

Можно. Только после стирки оно уже не будет новым и таким красивым, - говорит мама спокойно.

Наташа поспешно встает с пола, отряхивается и, разглядывая платье, бежит к маме:

Сними...

Вот это правильно! Переоденем платье, вымоем руки, лицо
и будем обедать. Уже пора.

Вопросы для обсуждения

Как можно расценить поведение ребенка?

Многие родители говорят в подобных случаях: нервный ребенок, и начинают всячески утешать и уговаривать его. Правильно ли они поступают?

Как бы поступили вы в аналогичном случае?

Проанализируйте в описанной ситуации использованные приемы воспитания ребенка. В чем их педагогическая ценность?

Приведите примеры подобных проявлений у вашего ребенка (если они случались). Какими приемами педагогического воздействия вы пользовались?
2. Мать пришла на игровую площадку со своими двумя детьми - четырехлетним Сашей и двухлетним Игорем. Вот Саша насыпал горку песка и зовет маму посмотреть на «вулкан», мать лишь на секунду бросает взгляд в сторону сына. Саша направляется к брату и высыпает из его ведерка песок, который попадает
малышу в глаза. Тот начинает плакать. Мать строго отчитывает
старшего сына, хватает за руку и оттаскивает в сторону.

Задание. Предложите свой способ родительского поведения в данной ситуации.

3. Рассерженный ребенок шумно захлопывает дверь своей комнаты перед матерью (отцом), раздраженно крича при этом: «Уходи, ты плохая (плохой)!»

Задание. Отреагируйте на поведение ребенка так, как считаете нужным.

4. Все игрушки, с которыми играл ребенок, оставлены на полу разбросанными. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, раздражение.

Задание. Изобразите свою обычную реакцию и наиболее конструктивную, на ваш взгляд (возможно, это будет одно и то же).

5. Насупившийся ребенок обиженно выговаривает матери: «Да, мамочка, ты говоришь, что любишь меня, а сама не разрешаешь делать то, что я хочу...» В глазах малыша появляются слезы , он вот-вот разревется от обиды.

Задание. Изобразите свою реакцию в данной ситуации.

6. Девочка Таня во время обеда говорит: «Не хочу суп». Она постоянно высказывает бабушке свое недовольство тем, что суп теплый, «в нем пенки» и др. Бабушка идет у нее на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т. д. - все бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.

Вопросы для обсуждения

1Что в данной ситуации проявляется в большей степени -упрямство или каприз? Ответ обоснуйте.

2.В чем причины такого поведения ребенка?

3.Были ли у вас подобные ситуации?

4.Как вы из них выходили?

Приложение 4. Памятки для родителей

Как НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3 лет

1.По тому, на кого «направлен» кризис ребенка 3 лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее.

2.Запомните, что малыш страдает от кризиса сам. Но кризис 3 лет - это важный этап в психическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства. Поэтому, если вы увидели, что ваш любимец очень резко изменился, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте ему большую самостоятельность, чтобы он мог насладиться ею. Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет, действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено. И если есть хоть малейшая возможность, то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. Ведь это мы приучили к тому, что любое его желание - как приказ. И вдруг что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то ему отказывают. Мы изменили систему требований, а почему - ребенку трудно понять. И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с 3 лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, ваш ребенок не хочет кушать (хотя голодный). Не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок как большой садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, с мишкой полностью съедает обед. В 3 года самоутверждению ребенка льстит, если вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета и т. д.

Для нормального развития желательно во время кризиса 3 лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что радом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг.

Как НЕ НАДО вести себя родителям ребенка в период кризиса 3 лет

1.Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности.

2.Не надо говорить «да», когда необходимо твердое «нет».

3.Не надо пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.

4.Не надо приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией. И в то же время не подчеркивайте свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, - это чуть позже приведет или к безразличию ко всему, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

Как любить своего ребенка

Правило первое. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

Правило второе. Уметь говорить со своим ребенком так, как бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье. Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвертое. Достичь успехов в воспитании можно лишь тогда, когда родители - пример для подражания каждый день.

Правило пятое. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

Приложение № 5

Педагогический пробег «Здоровый образ жизни – в каждой семье»

Цель : Повышение уровня педагогической грамотности родителей по организации здоровьесберегающего образа жизни дошкольников.

Собрание ведут 2 воспитателя.

Ведущий 1: (слайд 1) Добрый вечер, дорогие друзья и уважаемые гости! Сегодня мы проводим встречу, которую посвящаем одной из важных тем наших дней – Здоровый образ жизни!

Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь не за какие деньги! (слайд 2)

Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализовываться в современном мире, а также не сможете воспитать своих детей здоровыми и жизнерадостными. (слайд 3)

Поэтому наша сегодняшняя встреча будет проходить под девизом «Мы за здоровый образ жизни!» (слайд 1)

Ведущий 2: Внимание! Внимание! Мы очень рады встрече с вами. (слайд 4)

И только сегодня, и только сейчас, родители вспомнят своё детство и будут не только зрителями, но и участниками нашей игры ««Здоровый образ жизни – залог долголетия».

Ведущий 1: (слайд 5) Человек рождается на свет, чтоб творить, дерзать. И чтоб оставить в жизни след….

Ведущий 2: Человек рождается на свет….. Для чего? Каждый ищет свой ответ!

Ведущий 1: Человек – он ведь тоже природа. В жизни его есть закат и восход….

Ведущий 2: Проблема в том 21 века – как уберечь на земле человека?

Ведущий 1: Если у вас нет здоровья, за деньги его не купить, но можно его в спортзале здорово укрепить. (Слайды 6, 7, 8)

(Разминка. Зарядка. Проводит руководитель по физической культуре)

Ведущий 2: А сейчас мы постараемся доказать друг другу и самим себе, что «Здоровым быть здорово».

В игре участвуют 2 команды, приветствуем участников: команда…БОГАТЫРИ…(слайд 9)

Девиз: «Когда мы едины, мы непобедимы».

Команда…ЗДОРОВЯЧКИ…(слайд 10) Девиз: «Не унывать, всё пройти и всё узнать».

Следить за нашим конкурсом будет строгое жюри в составе…….(слайды 11,12,13)

Заведующая детским садом ……………

Старший воспитатель……………..

Инструктор по физической культуре ………………….

Медицинская сестра …………………………………

Мы откроем шесть секретов,

Выполняя все секреты,

Без болезней будем жить

Ведущий 1: И так, начинаем игру: блок 1 «Здоровье».(слайды 14,15,16,17,18)

По утрам ты закаляйся,


Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.

Командам даются карточки с незаконченными пословицами о здоровье. Задание: закончить пословицы.

Чистота – (залог здоровья)

Здоровье дороже (золота)

Чисто жить – (здоровым быть)

Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)

Если хочешь быть здоров – (закаляйся)

В здоровом теле – (здоровый дух) (слайд 19)

Ведущий 2: Блок 2 «Здоровое питание» (слайды 20- 25)

Чтобы выглядеть здоровым нужно сильно постараться.


Заниматься чаще спортом, спать и правильно питаться.
Ешьте овощи и фрукты, в них так много витаминов .
Что полезно для здоровья и для сил необходимо.
Не забудьте о петрушке, лишь она украсит блюдо.
Что вы скажете подружке, если вдруг вам станет худо?
Кто поможет организму, неужели медицина?
Лишь здоровое питание - вот, что вам необходимо.

Задание: необходимо определить в каких продуктах питания имеются витамины А, B, C, D- предлагаем вам картинки с продуктами питания, которые необходимо разложить в пакеты. (слайды 26-29)

Ведущий 1: Блок 3 «Спортивный». (слайды 30- 32)

Чтоб успешно развиваться


Нужно спортом заниматься
От занятий физкультурой
Будет стройная фигура

Кроссворд. Загадываются загадки о спорте, поочередно каждой команде, представитель от команды заполняет кроссворд.


1. Утром раньше поднимайся,

Прыгай, бегай, отжимайся,

Для здоровья, для порядка

Людям всем нужна … (Зарядка)

2. За полем он следит всегда,

Была чтоб честная игра! (Судья)

3. Хочешь ты побить рекорд?

Так тебе поможет … (Спорт)

4. Он с тобою и со мною

Шёл степными стёжками.

Друг походный за спиною

На ремнях с застёжками.(Рюкзак)


5. Крепко натянута сетка,

Рядом стоит вратарь,

Что же это за место,

Куда направлен удар? (Ворота)

6. Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса.

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой … (Велосипед)

7. Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки,

А несут меня не кони,

А блестящие …(Коньки)

8. Чтоб большим спортсменом стать,

Нужно очень много знать.

Вам поможет

здесь сноровка

И, конечно … (тренировка)

Ключевое слово – ЗДОРОВЬЕ! (слайд 40,41)

Блок 4 медицинский

Блок оценивается по 1 баллу за правильный ответ. Поочерёдно каждой команде задаётся вопрос. (слайд43)

1.Знаком ли кашель эскимосам? (нет, за полярным кругом нет бацилл)

2.Кто родной брат кашля? (насморк)

3.Застенчивость – это болезнь? (нет)

4.Болезнь грязных рук. (дизентерия, гепатит (желтуха), туберкулёз, желудочно- кишечные заболевания)

5.Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (холера, дизентерия, гепатит, гельминты)

6.Как избежать солнечного удара? (носить головной убор, обильное питьё, меньше находится на солнце)

7.Записки, понятные только аптекарю. (рецепт)

8.Врач разговорного жанра (логопед)

9.Специальность Айболита. (ветеринар)

10.У кого давление всегда на высоте? (гипертоник)

Ведущий 1: (слайд44, 45,46) Игра «Чёрный ящик». В коробке лежит предмет гигиены, который нам очень полезен. Каждая команда называет предметы гигиены, не повторяясь, по очереди, а потом посмотрим, кому удалось угадать предмет, та команда дополнительно получает 2 балла.

Ведущий 2: (слайд47) Блок 5 практический «Играем вместе с детьми»

Блок оценивается по 3-х бальной системе.

Задание: Вспомнить подвижные игры, в которые вы играете вместе с детьми или играли в детстве и необходимо провести одну из них. Назвать игру, и правила.

Ведущий 1: (слайды 48- 52) Блок 6 практический «Скорая помощь зелёной аптеки».

Зелёная аптека.


Здесь всё как на ладони.
Живая картотека:
Ромашка, клевер, донник,
И хвощ, и земляника,
И пижма, и крапива,
Полынь, душица, вика,
Берёза, липа, ива…
Растут у огорода
Чабрец, кипрей и мята…
Волжская природа
Дарами так богата.
От болей и простуды,
От нервов и ломоты –
От всяческих недугов
Мы выберем здесь что-то.

Заварим в день ненастный


Чай, собранный с любовью.
И травок дух прекрасный
Даст силы и здоровье.

Предлагаем каждой команде заварить чай из трав. Дать ему название, описать рецепт, объяснить, чем полезен.

Подведение итога игры.(видеозапись детей)

Ведущий 2: (слайд53, 54,55) Человек на свет родился, встал на ножки и пошёл!

С ветром, солнцем подружился, чтоб дышалось хорошо!

Ведущий 1: Приучал себя к порядку, рано утром он вставал.

Бодро делал он зарядку, душ холодный принимал.

Ведущий 2: Каждый день он бегал, прыгал, много плавал, в мяч играл,

Набирал для жизни силы, и не ныл он, не хворал.

Ведущий 1: Утром рано все вставайте, душ прохладный принимайте,

На зарядку становитесь, кашей с маслом подкрепитесь!

Что еще почитать