Когда у ребенка начинают резаться зубы? Внутриутробное развитие плода по неделям. Как помочь ребенку начать говорить


Наверное, каждая мама хорошо знает, как должен развиваться грудной ребенок, во сколько месяцев держать головку, а во сколько самостоятельно сидеть. Ситуация меняется, когда ребенок достигает возраста 1 года. Лишь немногие родители могут ответить на вопрос, типа «Когда ребенок должен научиться кататься на велосипеде или завязывать шнурки?» В этой статье мы постарались ответить на наиболее распространенные родительские вопросы.

Необходимо помнить, что каждого ребенка индивидуально и навыки вашего малыша могут отличаться от нормативных. Если только ваш ребенок не отстает от какого-то навыка на несколько месяцев либо отстает по нескольким навыкам сразу, поводов для беспокойства нет. Дети, родившиеся раньше срока, могут чуть отставать от детей, родившихся в срок. Как правило, к двум годам эта разница сглаживается. Но если помимо того, что ребенок «отстает» по нескольким пунктам, у него есть и другие тревожные симптомы: он редко улыбается, чрезмерно капризен, произносит слишком мало звуков или слишком редко, родителям следует обратить на это внимание врача.

В возрасте 1 года (12-14 месяцев) ребенок обычно:
· Ходит, либо делает 2-3 шага без поддержки.
· Хорошо стоит.
· Кладет предмет в коробку.
· Ставит друг на друга два кубика.
· Реагирует на простую команду, не сопровождающуюся жестами (например, «Дай!»).
· Кроме «ма-ма» и «па-па» говорит еще от 1 до 6 слов.
· Много лепечет.

Учеба: Уже в этом раннем возрасте можно начать учить ребенка буквам, цифрам, цветам и формам. Не думайте, что это слишком рано. Даже если полное понимание приходит немного позднее, эта информация так или иначе откладывается в мозгу ребенка. Разумеется, учеба должна быть ненавязчивой и происходить в игровой форме с помощью картинок, стихов и игрушек.

В 1,5 года (16-18 месяцев) ребенок:
· Хорошо ходит и бегает.
· Любит карабкаться по лестнице.
· Пьет из чашки.
· Пробует самостоятельно есть ложкой.
· Указывает на называемые взрослым знакомые предметы.
· Понимает несколько простых фраз.
· Показывает на игрушке нос, рот и глаза.
· Чиркает карандашами.
· Поднимает, наклоняясь, игрушку и переносит ее с места на место.
· Выражает жестами или звуками любовь, удовольствие, возбуждение.
· Отдает предпочтение любимым игрушкам.
· Говорит по крайней мере 15 слов.

Пустышка: Если вы давали ребенку пустышку, то лучше убрать ее от ребенка не позже полутора лет. До этого возраста применение пустышки считается, в общем, безвредным. У детей, которые сосут пустышку до 3-4 лет, могут впоследствии возникнуть проблемы с речью.

Первые обязанности: В этом возрасте начните приучать ребенка к - убирать за собой игрушки, класть белье в корзину для грязной одежды или приносить салфетки к обеденному столу. И если сначала ему понадобится ваша помощь, вы будете удивлены, как быстро он научится делать все это самостоятельно. По мере взросления ребенка добавляйте к этому новые обязанности, такие как: поливать , вытирать за собой, если опрокинул стакан с водой, застилать свою кровать и относить в мойку грязную посуду (пластиковую).

Первое посещение зубного врача: Первый визит ребенка к зубному врачу должен состояться примерно через 6 месяцев после появления у первого зуба. В дальнейшем посещайте врача раз в полгода-год, особенно если у ребенка есть проблемы с зубами – пятна на зубах или неправильный прикус.

Первый велосипед: Его можно купить ребенку уже сейчас. И даже если умение крутить педали придет позднее, ребенок может с удовольствием кататься взад-вперед, отталкиваясь ногами от земли, или наслаждаться ездой, когда вы сами толкаете велосипед.

В 2 года ребенок:
· Хорошо бегает и прыгает.
· Строит башню из 4-6 кубиков.
· Кидает и пинает ногой мячик.
· «Кормит» с ложечки куклу.
· Самостоятельно поднимается и спускается по лестнице.
· Знает свое имя и говорит о себе в третьем лице, называя по имени.
· Показывает на себе нос, рот и глаза.
· Разглядывает картинки в книге.
· Может самостоятельно снять некоторые предметы одежды.
· Говорит от 15 до 50 слов (отклонения от этих цифр вполне нормальны).
· В своей речи использует несколько словосочетаний из двух слов.
· Начинает контролировать мочевой пузырь и кишечник.

Первое «творчество»: К двум годам у ребенка существенно улучшается координация «глаза-руки». Поэтому в этом возрасте многие малыши любят рисовать («калякать»), раскрашивать, строить из кубиков, составлять картинки из простых паззлов и кубиков.

«Взрослая» кровать: В возрасте двух лет пора переселять ребенка из детской кроватки в большую кровать. В этом возрасте многие дети пытаются выбраться из своей детской кроватки, перекидывая ногу через поручень. Это может быть опасно.

Первый четвероногий друг: Не заводите домашних животных, пока ребенку не исполнится 2 года. В этом возрасте ребенок может с интересом следить, например, за рыбками в аквариуме, без особого вреда для них и для себя. С такими питомцами, как кошка или , лучше подождать, пока ребенок не научится быть более осторожным и понятливым, то есть пока ему не исполнится хотя бы 3-4 года.

В 3 года ребенок:
· Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.
· Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).
· Ездит на трехколесном велосипеде.
· Понимает и выполняет комбинированные команды из двух частей («Подними лопатку и положи в ведерко!»).
· Строит фразы из 4-5 слов.
· Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т.д.)
· Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.
· Хорошо понимает обращенную к нему речь (в разумных пределах сложности).
· Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.
· Знает названия по крайней мере 6 частей тела.
· Играет и/или общается с другими детьми.
· Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).

К 3 годам у ребенка существенно улучшаются навыки речи. Уделите больше внимания разучиванию стишков и песенок, читайте с ребенком больше книжек, внимательно рассматривая и обсуждая картинки.

В 4 года ребенок:

· Уже хорошо контролирует свое тело. Он становится настоящим «специалистом» в области застегивания и расстегивания пуговиц, шнурков, молний, пугая вас стремлением к полной самостоятельности и независимости. Он так же умело пользуется ложкой и вилкой. В этом возрасте совершенно нормально, если ваш пухлый малыш превратится в долговязого «живчика». Не пугайтесь, постепенно за несколько лет детский жирок ребенка «растает» и сменится мышцами. Рост и вес ребенка должны увеличиваться равномерно. Если вес растет быстрее, чем рост, то ребенок может быть склонен к полноте. Обратите внимание на внутренние бедра и верхние предплечья ребенка – если жирок там висит складками, это тоже признак лишнего веса. В этом случае стоит пересмотреть ребенка и давать ему более полезную и здоровую пищу, а также активней вовлекать его в подвижные игры. Если ребенок за полгода заметно не вырос, проконсультируйтесь с врачом: некоторые дети могут испытывать недостаток гормона роста.
· Словарь четырехлетки может содержать уже 1000 слов! Он уже может строить фразы из 6-8 слов, а его речь уже понимают в достаточной степени посторонние люди.
· В этом возрасте дети начинают интересоваться своим телом и различиями между мужчинами и женщинами. Поэтому такой популярной становится игра «в доктора».

Шнурки: Ребенок должен уметь завязывать шнурки к тому времени, когда начнет посещать детский сад, в любом случае к 4-5 годам. Ботинки на липучке, конечно, удобнее, но тогда развитие мелкой моторики рук вашего ребенка (например, умение писать) займет гораздо больше времени.

Плавание: Ребенок может научиться плавать самостоятельно уже в 4 года. В этом возрасте можно записать его в бассейн. До 4 лет у ребенка, в среднем, еще недостаточно развиты соответствующие навыки и координация.

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.

  • 2 месяц

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.

  • 3 месяц

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.

  • 4 месяц

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.

  • 5 месяц

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.

  • 6 месяц

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.

  • 7 месяц

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.

  • 8 месяц

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.

  • 9 месяц

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.

  • 10 месяц

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.

  • 11 месяц

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.

  • 12 месяц

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.

Генетика

Такая наука, как генетика сегодня очень важна и достаточно развита, как технологически, так и теоретически. Практически каждый из нас хотя бы раз слышал о возможности расшифровывать ДНК и о том, что ее анализ может дать полную картину всевозможных дефектов физического и психологического развития будущего ребенка.
Также анализ ДНК позволяет делать прогнозы относительно некоторых черт внешности ребенка: цвета волос, глаз и прочего.

При этом многие не знают, что на данный момент расшифровано только 5 % человеческого генома, то есть, многое еще лишь предстоит открыть. Но, генетика не может ответить на вопрос о том, в кого ребенок пойдет характером. И, как бы нам этого не хотелось, никогда не даст! Почему? Все просто до ужаса: формирование характера напрямую зависит от воспитания.

Психология

Можно поискать истину в другой науке, пытаясь понять, как и когда у ребенка начинает формироваться характер. Эта наука – психология, обладающая большим массивом информации о том, как формируется характер малыша. И если генетики имеют только одну расшифрованную хромосому, если быть точнее – ее малую часть, то психологи обладают ответами на вопросы о воспитании, а также наследовании ребенка характеров родителей и даже очень дальних родственников.
В младенчестве дети чаще всего похожи на пап, так «задумано» природой, которая позволяет папе сразу увидеть в ребенке себя и сформировать отцовский инстинкт.

Беременность

Здесь надо идти по порядку. Начнем с того, что разберемся в вопросе формирования характера во время беременности, вернее его части. Большинство ученых не сходятся во мнении. Одни считают, что беременность и ее течение очень важны в развитии характера и достаточно сильно влияют на формирование некоторых возможностей будущего человека. Поэтому будущим мамочкам советуют слушать классическую музыку, читать «животику» сказки. При этом никто точно не может сказать станет ли ребенок музыкантом или писателем, но ученые доказали, что музыка делает будущего малыша более спокойным и уравновешенным.
Во время беременности женщина должна получать только положительные эмоции! Главный совет будущим мамам: превратите свою беременность в сказку для себя и своего малыша, пусть она будет красочной и беспечной. Пусть вам в этом помогут окружающие и в первую очередь родные.

На кого похож?

Попробуем на время забыть о понятии «характер» и о том, как и когда он формируется. В первые годы жизни малыша не стоит упоминать это слово по некоторым причинам.

Новорожденный малыш больше является биологическим существом, чем социальным. Когда бабушка твердит, что у ребенка папина улыбка, то это свидетельствует только о том, что малыш точно так же сворачивает губки в трубочку, как папа. Улыбнуться по настоящему малыш сможет не раньше чем в 3-4 месяца и то неосознанно. Первая улыбка ребенка не имеет социального значения.

Характер является приобретенной характеристикой, принимаемой ребенком, когда он начинает разбираться в поведении и повадках взрослых, которые копирует. До года ребенок не подобен на подобные подвиги.

В психологии характер – это отношение целенаправленное и осознанное отношение человека к окружающему миру. Ответственность и сознание приходят к ребенку совсем не в первый год жизни и это известно всем родителям.

Рыжий, рыжий, конопатый…

Генетика прописывает типы передачи генов относительно типа доминантности. Будущие родители могут делать предположения по поводу цвета глаз и волос ребенка. В основном, темный цвет как у радужки глаз, так и у волос является доминирующим. Именно это дает основания полагать, что дети родятся брюнетами, если кто-то из родителей имеет темный цвет волос. Хотя не стоит исключать элемент случайности, которая и движет эволюцией всех живых существ на земле.

Обжорство по наследству?

Если судить по гастрономическим пристрастиям генетически похожих детей, например, близнецов, можно смело утверждать, что гурманство и обжорство передаются по наследству от родителей. Увы, но на это не может повлиять воспитание, среда обитания и окружение. Ничего!

Весь в папу!

И что же все-таки такое этот характер? Все предельно просто. Если ваш ребенок вежлив на улице, уступает место старушкам, ответственно относится к делам и обходителен со старшими, можете считать что это вы собственными руками, а вернее поступками сформировали у своего ребенка идеальный характер. При этом не так страшно, что ваш мальчик раскидывает носки по комнате, как его папа – это не черта характера, а недостаток большинства мужчин, с которым женщины борются из спокон веков.
За формирование характера ребенка ответственны только родители (а также бабушки и дедушки), так как он формируется по их образу и подобию. Когда ребенок взрослеет, то на его характер влияют сверстники, которых он может копировать. Хотите вырастить хорошего и благовоспитанного ребенка посмотрите на себя в зеркало, возможно, то что вас не устраивает в характере малыша – это и ваша проблема тоже? Вы можете подкорректировать любую черту характера вашего ребенка, главное поставить цель и настойчиво к ней двигаться и в первую очередь собственным примером.

Совет

Если ребенок совершает ошибку, вы должны проявить строгость, но при этом показать малышу, что вы хорошо к нему относитесь. Ни в коем случае не говорите ему, что он плохой, лучше расскажите, как вы его любите, и именно поэтому его поступок так сильно вас расстроил.

Маленький тиран

Когда у малыша появляются первые капризы, и он начинает проявлять свою настойчивость, упрямство и сопротивление словам и просьбам родителей – это еще не говорит о том, что у вашего ребенка не самый простой и хороший характер. Хотя именно по этому поводу мамы начинают переживать, что растят тирана, а папы резво берутся за ремень. Вот только делать этого не надо! Так как данные проявления у трехлетнего ребенка это не проявление характера, а его формирование и то каким этот характер будет на прямую зависит от родителей, от того, как они себя ведут, что говорят. Вышеперечисленные признаки свидетельствуют о возрастном кризисе ребенка, которому так и положено себя вести в данный период. Малыш изучает границы дозволенного. Ваша задача – обозначить эти границы. Сделайте это тактично, но твердо.

Вы можете или написать свой.

Еще вчера вы не могли нарадоваться на своего ребенка. И вдруг все изменилось. Дочь или сын стали закатывать истерики, грубить и упрямиться. Ребенок стал просто неуправляемым. Что же произошло?

Все очень просто. Ваша кровинка плавно «въехала» в переходный возраст. Это очень сложный этап не только в жизни маленького человека, но и всей его семьи. Сколько переходных возрастов у детей случается за всю жизнь и как пережить этот непростой период? Ведь очень важно не только наладить взаимоотношения, но и не упустить ребенка.

Варианты возрастных изменений поведения

В переходном возрасте дети ведут себя весьма неадекватно. Эти этапы становления и роста ребенка сопровождают весь период его взросления:

  • 2,5-3 года — период первой социальной адаптации, первый опыт самостоятельного общения в коллективе (яслях или детском саду);
  • 6-7 лет — время проявления самостоятельности, осложняется сменой детского коллектива (из садика в школу);
  • 13-14 лет — пресловутое половое созревание, становление личности, постепенная адаптация к взрослой жизни.

Когда у ребенка начинается переходный возраст, многие родители просто теряются и не понимают, как реагировать на происходящие изменения. Панацеи в этом вопросе быть не может. Все зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка, воспитания, характера привычного общения с окружающим миром и людьми. Длительность перехода также бывает разной. Одни адаптируются к новым условиям за несколько месяцев, другим может понадобиться 1,5-2 года.

Упрямые трехлетки

Переходный возраст у детей 3 лет может начинаться как раньше, так и позже означенного срока. Все зависит от индивидуальных особенностей. В этот период кроха впервые начинает осознавать себя как личность, устанавливать границы дозволенного. У него впервые начинает формироваться собственное «я». Еще вчера ваш малыш был ласковым и послушным, а сегодня перед вами - упрямый, постоянно плачущий и капризничающий вредина.

Яркие проявления кризиса трехлеток

Пропустить такое изменение просто невозможно, признаки слишком очевидны. Переходный возраст у детей 3 лет выглядит приблизительно так:

  1. Кроха постоянно капризничает, ноет, требует все больше игрушек и маминого внимания. Кажется, что малыш никогда не бывает удовлетворен окончательно.
  2. Ребенок не слушается и демонстрирует свое равенство со взрослыми.
  3. Настойчиво пытается самостоятельно выполнять различные действия. Если ничего не выходит, плачет и закатывает истерику, но от помощи взрослых упрямо отказывается.
  4. Упорно пытается подчинить себе родителей. При малейшем сопротивлении закатывает истерику, вынуждая подчиниться.
  5. Многие ранее любимые вещи и люди вызывают отрицание: любимый мишка заброшен в угол, обожаемая бабушка воспринимается как чужой человек.
  6. Абсолютно не воспринимает слова «нельзя» или «нет». При попытке принудить к чему-либо устраивает публичные истерики.
  7. Совершенно не слушает объяснений, убегает от родителей, бросая их посреди дороги.

Как реагировать родителям?

Итак, вы убедились, что у ребенка переходный возраст. Как себя вести с маленьким деспотом? Прежде всего нужно запомнить, что крик — неподходящее оружие в борьбе с возрастными изменениями. Родителям придется собрать все нервы в кулак и проявить максимум терпения.

Вот несколько советов:

  • Ребенок — ваше отражение. Чем спокойнее будет вести себя мама, тем быстрее ребенок станет повторять за ней и успокоится сам.
  • Не критикуйте. Каждое правильное действие сопровождайте похвалой. Если что-то не выходит, не вешайте ярлыки.
  • Позволяйте ребенку принимать решения. Он может сам выбрать штанишки в детский сад или подобрать имя для хомячка.
  • Покажите свою любовь. Не ругайте малыша за мелкие шалости. Похвалите вымытую за собой чашку, даже если ее придется перемывать снова.
  • Не сравнивайте кроху с чужими детьми. У детей такого возраста просто нет чувства соперничества.
  • Позволяйте ребенку иногда победить, особенно в тех моментах, которые не так уж и принципиальны. Хочет примерить старую мамину юбку? От этого ничего страшного не случится.
  • Признавайте за ребенком право быть взрослым. Расскажите ему, как ведут себя взрослые. Старайтесь доступно объяснить все сто тысяч «почему».

Особенности развития первоклашек

Если переходный возраст у ребенка-трехлетки благополучно миновал, родители могут немного расслабиться и отдохнуть. Но только немного. Буквально через пару лет их ждет новый виток развития событий.

С началом школьного возраста ребенок проходит сложную перестройку периферической нервной системы, испытывает эмоциональное перенапряжение, быструю утомляемость. Но при этом выказывает особую подвижность и активность.

Переходный возраст ребенка 7 лет чаще всего связан с появлением нового вида деятельности — учебы. Вчерашний детсадовец стремится побыстрее стать взрослым, пойти в школу. При этом он до сих пор мыслит образами. В этот период детям достаточно трудно долгое время концентрировать внимание на одном предмете. Чем ярче образ, предложенный учителем, тем легче ребенку запомнить то или иное понятие.

Признаки кризиса 6-7 лет

Переходный возраст у детей 6 лет также проявляется достаточно ярко. Основными признаками этого этапа становления личности являются:

  • непослушание, попытка игнорировать просьбы и указания взрослых;
  • кривляние и передразнивание окружающих, чаще всего родственников;
  • плохо мотивируемые приступы гнева (крики, истерики, швыряние игрушек);
  • разделение собственного «я» на внутреннее и публичное;
  • манерничанье, гримасы, позирование всегда и везде, копирование поведения взрослых;
  • требование от взрослых признания собственной «взрослости».

В этот период ребенок становится очень «неудобным». Нарушаются устоявшиеся взаимоотношения «взрослый - ребенок», и родители обращают внимание исключительно на момент послушания. Слишком большие усилия, приложенные в этом направлении, могут сломать психику чада, сделать его вялым, безвольным, выработать привычку бездумно подчиняться более сильному или взрослому человеку.

Как договориться с «новым» ребенком?

Переходный возраст у ребенка 6-7 лет требует особенного подхода. Взрослым необходимо пересмотреть свой подход в воспитании:


Половое созревание

Переходный возраст у детей 12 лет связан с началом полового созревания, формированием взрослой модели поведения. Подросток начинает анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, критически оценивать поступки и слова окружающих его людей. Ребенок ищет свое место в социуме, сознательно принимает или отторгает различные моральные устои.

Переходный возраст у ребенка такого возраста сопровождается бурным ростом, перестройкой гормонального фона и заметными физиологическими изменениями. Все это оказывает заметное влияние на психику подростка, делает ее лабильной, неуравновешенной. Отсюда эмоциональные взрывы, частые перепады настроения.

«Вишенкой на тортике» часто являются всевозможные подростковые недуги. Кости, мышцы, сосуды просто не успевают за общим стремительным ростом организма. Отсюда - частые головокружения, потливость, гипоксия, обмороки, учащенное сердцебиение, боль и ломота в суставах и мышцах. Ну а традиционные угри на лице и вовсе не добавляют оптимизма.

Почему так происходит?

Физиологические процессы, скрытые от глаз окружающих, вызывают у подростков ощущение дискомфорта, эмоционального перенапряжения, тревоги и усталости. Добавляют «приятных» минут повышенные учебные нагрузки. При снижении успеваемости родители часто усиливают давление.

Ребенок часто «теряет себя», старые ориентиры больше не действуют, а куда двигаться дальше, он еще не понимает. Нарастает чувство растерянности, внутренней тревоги, потери собственного «я». Собственного жизненного опыта подростка еще слишком мало для принятия взвешенных решений, а обратиться за советом и помощью к взрослым мешает чувство гипертрофированной самостоятельности.

Эти непонятные подростки

Как домашние могут понять, что у ребенка переходный возраст? Что делать? Как помочь не потерять себя?

Вряд ли вы не заметите начало изменений. В этот период вчерашний первоклашка меняется очень быстро, причем как физически, так и эмоционально. Вы можете поздравить свою семью с началом подросткового кризиса, если:

  1. Ребенок начал усиленно расти и за последний год прибавил более 10 см.
  2. У подростка начали проявляться вторичные половые признаки.
  3. Кожа на лице, спине или груди «расцветает» угревой сыпью и прыщами.
  4. Еще вчера спокойный и ласковый ребенок начинает проявлять агрессию, грубит, хамит и спорит чаще, нежели обычно.
  5. Стесняется проявления родительского внимания и ласки при посторонних.
  6. Становится невероятно обидчивым, бурно реагирует на то, что раньше и не замечал.
  7. Подросток страдает резкими перепадами настроения, стремится проявить свою индивидуальность (кольцо в носу, зеленые волосы, штаны с дырками и т.д.).
  8. Предпочитает проводить больше времени с друзьями, чем с родителями.
  9. Ребенок стремительно теряет самооценку. Из уверенного в себе лидера класса может за несколько месяцев превратиться в стеснительного и закомплексованного одиночку.

Чем «порадуют» мальчики и девочки?

Переходный возраст у ребенка напрямую связан с изменением гормональной активности. Это приводит к резким перепадам настроения, депрессии, агрессии, замкнутости или повышенной тревожности.

Подросток пытается отвоевать личное пространство. Из-за этого часто происходят конфликты, ведь ребенок пытается выйти из-под опеки взрослых.

Отношения в коллективе также начинают накаляться. Стремление к лидерству приводит к конфликтам между сверстниками. Это может стать причиной асоциального поведения. Стремясь продемонстрировать окружающим свою крутость, подросток может примкнуть к плохой компании, начать курить и употреблять алкоголь.

Сложные отношения в коллективе могут привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя изгоем. Он замыкается в себе, становится мрачным и угрюмым. В компании ровесников такой ребенок будет испытывать постоянное чувство унижения.

Большое значение придается вопросам внешнего вида. И парни, и девушки начинают проводить больше времени в ванной или перед зеркалом. Ранее безразличный к одежде ребенок начинает требовать супермодных дорогих нарядов.

Возникают проблемы первой неразделенной любви. Неудачный первый опыт общения с противоположным полом может наложить очень сильный отпечаток на формирование самооценки и личности подростка в целом.

Как помочь подростку принять себя?

Излишняя критичность, часто проявляющаяся в выражениях ребенка, направлена не только на окружающих, но и на него самого. Постарайтесь объяснить подростку, чем он хорош. Покажите его сильные и слабые стороны. Отмечайте успехи, хвалите и не давайте зациклиться на неудачах. Это поможет поднять самооценку юноши или девушки.

Не мешайте ребенку общаться со сверстниками. Помогите выстроить отношения в коллективе. По мере возможности один на один разбирайте происходящие конфликты, предложите несколько вариантов выхода из ситуации. Расскажите о своем опыте решения подростковых проблем.

Не смейтесь над новыми увлечениями. Хочет учиться играть на гитаре? Стойко терпите ежевечернее бренчание. Планирует вставить в нос кольцо? Обсудите и этот вариант. Не мешайте подростку самовыражаться, иначе он перестанет делиться с вами своими мыслями. Дайте понять, что вы будете любить дочь и с красными волосами.

Старайтесь как можно спокойнее относиться к эпатажным выходкам подростка. Позвольте ему «перебеситься». Конечно, если это не несет опасности окружающим и ему самому.

Разрешите подросшему отпрыску совершать собственные ошибки. Предупредите его о возможных последствиях и дайте возможность самостоятельно принять решение. Конечно, перед этим важно убедиться, что поведение ребенка не повлечет критических последствий.

Помощь психолога

Родители не всегда понимают, как правильно общаться с ребенком в такой сложный для него период. У них просто не хватает знаний, выдержки или свободного времени. Идеальным выходом может стать консультация психолога. Особенно это важно в таких ситуациях:

  • подросток очень сильно устает и даже отказывается от еды;
  • грубит всем взрослым без разбора;
  • буквально требует, а не просит карманные деньги;
  • демонстрирует суицидальные наклонности;
  • проявляет заметную агрессию;
  • не идет на контакт, замыкается в себе.

Всякий кризис — тяжелое испытание как для самого ребенка, так и для его родных. Специалист поможет наладить контакт и легче преодолеть сложный период. Родителям будет легче проявить чуткость, понимание и принять «нового» члена своей семьи.

Что еще почитать