Нагулянный ребенок как называется. Регулярная армия XVIII-XIX вв. и незаконнорожденные дети…

Каких детей наш закон считает незаконными или, как теперь он называет их, "Внебрачными"?

Внебрачными детьми наш закон называет:

Детей, рожденных незамужнею;
детей, рожденных от прелюбодеяния, т.е. от связи лица, состоящаго в законном браке с посторонним лицом;
детей, рожденных по смерти мужа или же по признанию брака недействительным до дня рождения ребенка.
Со дня смерти мужа, или расторжения брака до дня рождения ребенка, признаваемого внебрачным, должно пройти никак не менее 306 дней.

Примечание: Исчисление срока в 306 дней должно производиться со дня смерти мужа или дня расторжения брака, а не со дня разлуки супругов.

Внебрачный ребенок не имеет отца, но чье-нибудь имя он должен носить?
Внебрачный ребенок, если ему не дано отчества при совершении метрической записи, именуется сообразно имени своего восприемника, т.е. имя восприемника становится отчеством внебрачного.
Внебрачный ребенок именуется фамилией, одинаковою с отчеством, но если пожелает мать и отец этой матери, если, конечно, он находится еще в живых, ребенок может именоваться фамилиею матери, принадлежащей ей по рождению.
Может ли мать внебрачного ребенка требовать от его отца средства на воспитание этого ребенка?
Отец этого внебрачного ребенка обязан, сообразно своим имущественным средствам и общественному положению иатери ребенка, нести издержки на его содержание, если ребенок и его мать в том нуждаются. Эти денежные обязательства не прекращаются со стороны отца до совершеннолетия ребенка. Мать ребенка тоже участвует в издержках на воспитание своего ребенка и тоже соответственно своим имущественным средствам, которыя принимаются судом во внимание при определении той суммы, которую должен выдавать отец ребенка на его воспитание. Если мать ребенка потребует от его отца выдачи за прошлое время содержание ребенка, то отец обязан возместить ей произведенные на этот предмет расходы, но не более как за год протекший до того дня, в который предъявлено ему со стороны матери это требование.
Обязанность содержать внебрачного ребенка, как со стороны отца, так и со стороны матери прекращается и ранее его совершеннолетия, но этом законом допускается только в том случае, если дочь выйдет замуж или ребенок станет зарабатывать достаточно, чтобы прокормить себя.
Раньше было сказано, что мать внебрачного ребенка может требовать для себя содержания от его отца, но только в некоторых случаях. Что же это за случаи и как они формулированы законы?

Выдача матери внебрачного ребенка на его содержание определенных средств из кармана отца ребенка, не исключает его обязанности помогать матери, если уход за ребенком лишает мать возможности добывать для себя средства к существованию.
К этому прибавляется обязанность отца внебрачного ребенка, в случае недостаточности средств его матери, оплатить необходимые расходы, вызванные разрешением ее от беременности, а также доставить ей насущное содержание до самого момента ее выздоровления. Если отцом ребенка не выполнено это законное обязательство, то мать его ребенка может требовать с него судом, однако закон в этом случае устанавливает определенный срок для вчинения иска - не более года со дня разрешения от бремени.

Примечание: Если материальные дела отца внебрачного ребенка изменились в лучшую после того, как суд определил сумму, которую он должен выдавать матери своего ребенка, то закон допускает новое требование со стороны матери об увеличении содержания ребенка.

Закон следовательно не избавляет отца внебрачного ребенка от денежных отношений его и его матери обязательств, но дает-ли закон такому отцу родительские права?
Отец, доставляющий средства на содержание ребенка, имеет право надзора за тем, как содержится и воспитывается ребенок. Если-бы по этому вопросу вышли между матерью ребенка и его отцом какия-либо разногласия, то они разрешаются подлежащим опекунским управлением.
Итак, дети родившееся в браке признаются законными, а если будет доказано, что муж в этот период был не способен к брачному сожительству, то здравый смысл говорит, что и дети ему принадлежать не могут?
Когда брак расторгнут, по совершенной, надлежащим образом доказанной, неспособности мужа к супружескому сожитию, то дети, рожденныя при существовании этого брака, признаются также незаконными. Однако дети, рожденныя от брака, расторгнутаго по причине прелюбодеяния матери, признаются законными, если их рождение не было скрыто от мужа и если нет достаточных доказательств их незаконности
О детях узаконенных

Всем хорошо известно, что незаконные или, что одно и тоже, внебрачные дети могут быть узаконены. Как это свершается и в каких случаях узаконение будет действительным и возможным?

Для христианского населения постановлены следующие правила о детях узаконенных:
А) Внебрачные дети узаконяются браком их родителей.
Б) Узаконенные дети почитаются законными со дня вступления их родителей в брак и пользуются с того времени всеми правами законных детей.
В) В случае признания брака родителей незаконным и недействительным, а также в случае его расторжения, права узаконенных этим браком детей определяются на том же основании, как и права детей, рожденных в браке.

Примечание: Закон этот распространяется и на живущих в России иностранцев, и на раскольников, но не на губернии Прибалтийского края и не на евреев.

Г) Для признания детей добрачных узаконенными, требуется постановление о сем суда, но этот закон не касается Прибалтийского края.
Д) Возможно узаконение ребенка - и после смерти родителей если о том ходатайствуют опекуны.
Е) Узаконенному ребенку принадлежит право на наследство, открывшееся в промежуток времени между браком родителей и узаконением. Если имение или вообще наследство поступило уже к родичам родителей узаконенного, то он может потребовать возвращения наследства. Но если наследство открылось после брака родителей, но до узаконения и при этом самое узаконение последовало по истечении давности срока, т.е. 10 лет, со дня пропечатания о вызове наследников и если к тому наследству уже утвердились другие наследники, то узаконенный не вправе требовать поворота к себе этого наследства.

Примечание: Просьбы об узаконении детей, рожденных до брака, подаются Окружному суду по месту постоянного жительства родителей ребенка или местонахождения самого ребенка. Надо знать, что закон воспрещает подачу такого прошения через поверенных и требует лично принесенной просьбы. При просьбе должны быть представлены: письменное заявление отца и матери о том, что ребенок происходит от них, а также метрическое свидетельство о рождении ребенка и о браке родителей.
О детях усыновленных

Помимо детей узаконенных существуют еще дети усыновленныя?

Да. Своего ребенка, происшедшаго от незаконного брака можно узаконить, а чужого можно только усыновить, т.е. сделать своим юридическим сыном или дочерью.
Усыновлением называется такое юридическое действие, когда чужому ребенку или вообще, лицу передают права законного ребенка и вообще устанавливают юридические отношения отца к сыну.
Усыновление дозволяется лицам всех состояний, без различия пола, кроме тех лиц, которыя по сану своему обречены на безбрачие.
Усыновлять собственных незаконных детей, закон дозволяет. Также можно усыновить иностранца, а также лицо, уже усыновленное другим, если на то согласится это лицо; можно усыновить пасынка с согласия его матери; можно усыновлять и иностранно-подданному. Примечание: Право усыновление подкидышей или непомнящих родства представляется живущим в России иностранцам, не принявшим русского подданства, но с тем, чтобы усыновленные подкидыши, которых происхождение и крещение неизвестны, были крещены и воспитываемы в православном исповедании и чтобы, сверх того, они сохранили звание Российских подданных. Все ли однако имеют право усыновлять? Усыновление чужих детей не допускается, если у лица усыновляющаго есть собственные дети или узаконенныя.
Усыновитель должен иметь не менее 30 лет от роду, быть старше усыновляемого по крайней мере на 18 лет. Эти условия необходимы даже и тогда, когда усыновляется собственный незаконный ребенок. § Усыновление лиц христианского вероисповедания нехристианами, а нехристиан лицами христианского исповедания законом воспрещается. Можно-ли усыновить ребенка без согласия его родителей, но с согласия ребенка и, наоборот, без согласия ребенка, но с согласия его родителей? Для усыновления требуется согласие родителей усыновляемого, или его опекунов и попечителей, а также его самого, если он достиг 14-летнего возраста. Можно усыновлять лиц, коих родители неизвестны, или неизвестно их местожительство, или они бросили детей. Может ли усыновитель передать своему усыновленному свое отчество и фамилию и кроме того пользуется ли усыновленный правом на наследство?
Усыновитель может передать усыновленному свою фамилию, однако при том условии, если усыновляемый не пользуется большими правами состояния, чем сам усыновитель. Передача усыновленным своей фамилии, если усыновитель потомственный дворянин, возможна только с Высочайшего соизволения. Если же усыновитель является лицом женскаго пола, не вступившее в брак, и желает передать свою фамилию усыновляемому, то это допускается законом, но только в том случае, если против этого ничего не будут иметь родители усыновительницы.
Передача усыновителем отчества усыновленному может быть допущена только в тех случаях, когда усыновленный не имеет отчества вовсе, если он незаконнорожденный или подкидыш, или же, если ему в этих случаях дано отчество крестнаго отца, т.е. произвольно.
Усыновленный участвует в наследовании после родственников усыновителя только тогда, когда он имеет на это право по действительному, законному с ним родству.

Европейская конвенция о правовом статусе внебрачных детей

Государства-члены Совета Европы, подписавшие настоящую Конвенцию, Считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами, в частности путем принятия единообразных норм в области права;
Принимая во внимание, что во многих Государствах-членах предпринимались или предпринимаются усилия по улучшению правового положения внебрачных детей путем сокращения правовых и социальных различий в правовом статусе внебрачных детей и детей, рожденных в законном браке;
Признавая сохраняющиеся до настоящего времени значительные несоответствия в законах Государств-членов в данной области;
Считая необходимым улучшение положения внебрачных детей и полагая, что разработка некоторых единообразных норм в отношении их правового статуса будет способствовать достижению этой цели и одновременно унификации законов Государств-членов в данной области;
Считая, однако, необходимым создание условий поэтапного перехода для Государств, не готовых к безотлагательному принятию положений настоящей Конвенции, Согласились о нижеследующем:

Статья 1

Каждая из Договаривающихся Сторон обеспечивает согласование собственного законодательства с положениями настоящей Конвенции и оповещает Генерального секретаря Совета Европы о мерах, принятых для достижения этой цели.

Статья 2

Установление материнства во всех случаях внебрачного рождения ребенка основывается исключительно на факте рождения ребенка.

Статья 3

Отцовство в случаях внебрачного рождения ребенка может быть подтверждено или установлено путем добровольного признания или судебного решения.

Статья 4

Добровольное признание отцовства не может быть отклонено или оспорено в той мере, в какой внутреннее право государства предусматривает соответствующие процедуры, за исключением тех случаев, когда лицо, желающее признать или признавшее ребенка, не является его биологическим отцом.

Статья 5

При осуществлении действий по установлению отцовства допустимым является использование научных доказательств, которые могут способствовать установлению или опровержению факта отцовства.

Статья 6

1. Отец и мать внебрачного ребенка несут одинаковую ответственность по его содержанию, как если бы ребенок был рожден в законном браке.
2. В тех случаях, когда обязанности по содержанию ребенка, рожденного в законном браке, переходят к тем или иным членам семьи по отцовской или материнской линии, аналогичный порядок сохраняется и в отношении внебрачного ребенка.

Статья 7

1. В случаях одновременного установления отцовства и материнства в отношении внебрачного ребенка родительские права не могут автоматически переходить исключительно отцу ребенка.
2. Сохраняется право передачи родительских прав; случаи передачи родительских прав регулируются внутренним законодательством государства.

Статья 8

В тех случаях, когда отец или мать внебрачного ребенка не имеют родительских прав или опеки (попечительства) над ребенком, такой родитель может приобрести право доступа к ребенку в соответствующих случаях.

Статья 9

Внебрачный ребенок обладает такими же правами наследования имущества своих отца и матери, а также родственников по отцовской и материнской линии, как если бы такой ребенок был рожден в законном браке.

Статья 10

Вступление в законный брак отца и матери внебрачного ребенка имеет своим результатом получение им правового статуса ребенка, рожденного в законном браке.

Статья 11

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания Государствами-членами Совета Европы. Она подлежит ратификации, принятию или утверждению. Ратификационные грамоты, документы о принятии или утверждении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.
2. Настоящая Конвенция вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение третьей ратификационной грамоты, документа о принятии или утверждении.
3. В отношении любого подписавшего настоящую Конвенцию Государства, впоследствии ратифицировавшего, принявшего или утвердившего ее, настоящая Конвенция вступает в силу через три месяца после сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии или утверждении.

Статья 12

1. После вступления в силу настоящей Конвенции Комитет министров Совета Европы может пригласить любое Государство, не являющееся членом Совета, присоединиться к настоящей Конвенции.
2. Такое присоединение осуществляется путем сдачи на хранение Генеральному секретарю Совета Европы документа о присоединении, который вступает в силу через три месяца после сдачи его на хранение.

Статья 13

1. Любое Государство во время подписания Конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении может указать территорию или территории, на которых действуют положения настоящей Конвенции.
2. Любое Государство при сдаче на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении или в любое другое время впоследствии путем заявления Генеральному секретарю Совета Европы может распространить действие положений настоящей Конвенции на любую другую территорию или территории, которые упомянуты в заявлении, за международные отношения которых оно несет ответственность или от имени которых оно уполномочено действовать.
3. Любое заявление, поданное согласно предыдущему пункту, в отношении территории, упомянутой в таком заявлении, может быть отозвано в соответствии с правилами процедуры, определенными в Статье 15 настоящей Конвенции.

Статья 14

1. Любое Государство во время подписания Конвенции или сдачи на хранение ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении или подачи заявления в соответствии с пунктом 2 Статьи 13 настоящей Конвенции, может сделать не более трех оговорок в отношении статей 2 - 10 настоящей Конвенции. Оговорки общего характера не принимаются; каждая из оговорок не может затрагивать более одного положения.
2. Срок действия оговорки не может превышать пять лет с даты вступления в силу настоящей Конвенции для соответствующей Договаривающейся Стороны. Срок ее действия может быть продлен на последующие пятилетние периоды посредством заявления, направленного Генеральному секретарю Совета Европы до истечения соответствующего периода.
3. Любая Договаривающаяся Сторона может отозвать полностью или частично оговорку, сделанную ей в соответствии с предыдущими пунктами, направив заявление Генеральному секретарю Совета Европы, которое вступает в силу с даты его получения.

Статья 15

1. Любая Договаривающаяся Сторона может денонсировать настоящую Конвенцию в той мере, в какой это ее касается, направив уведомление Генеральному секретарю Совета Европы.
2. Денонсация вступает в силу через шесть месяцев после даты получения такого уведомления Генеральным секретарем Совета Европы.

Статья 16

Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет членов Совета Европы и Правительство любого Государства, которое присоединилось к настоящей Конвенции, о:
a. подписавших ее государствах;
b. сдаче на хранение любой ратификационной грамоты, документа о принятии, утверждении или присоединении;
c. дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со Статьей 11 Конвенции;
d. любом уведомлении, полученном в соответствии с положениями Статьи 1;
e. любом заявлении, полученном в соответствии с пунктами 2 и 3 Статьи 13;
f. любой оговорке, сделанной в соответствии с положениями пункта 1 Статьи 14;
g. любом продлении срока действия оговорки в соответствии с положениями пункта 2 Статьи 14;
h. снятии любой оговорки в соответствии с положениями пункта 3 Статьи 14;
i. любом уведомлении, полученном в соответствии с положениями Статьи 15, и дате вступления в силу денонсации.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Совершено в Страсбурге 15 октября 1975 года на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архивах Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы препровождает заверенные копии настоящей Конвенции каждому из подписавших ее или присоединившихся к ней Государств.

Незаконными детьми признавались по российскому законодательству в том числе:рожденные вне брака,хотя бы их родители потом и соединились законными узами;произошедшие от прелюбодеяния;рожденные более чем через 306 дней после смерти отца или расторжения брака разводом;все прижитые в браке, который по приговору духовного суда признан незаконным и недействительным.

Отношение к ним было презрительным и неприязненным. Такой ребенок являлся иным,чужеродным,по крайней мере наполовину.
Отсюда и название-половинкин сын.Неполнота родственных связей имела своим следствием представления о нем как о части природы,неизвестной находке,обнаруженной взрослыми.Именно эта идея лежит в основе самой обширной группы обозначений незаконнорожденного:боровичок,капустничек(Казанская губерния),
крапивник(повсеместно),луговой(Курская),подзаборник(Новосибирская область),находка (Смоленская и Воронежская губернии),Богданыч ("Бог дал").

Власти всегда стремились прежде всего к контролю над противозаконными половыми связями. Согласно Кормчей книге, женщина считалась виновной в убийстве,когда оставляла младенца
на дороге или в каком-либо безлюдном месте.Наказанием для нее было церковное покаяние. Однако такое наказание не было действенным.Наказывали и ссылали,как женщин,убивавших младенца
,так и произведших изгнание плода. Наказание максимально ужесточилось в XVII веке. Так, например, в Соборном уложении 1649 г была установлена смертная казнь для женщин, лишающих жизни своих незаконнорожденных детей, но отношение к убийству собственных законных чад оставалось снисходительным.

Создание большой регулярной армии в XVIII веке увеличило и количество незаконнорожденных детей. Целенаправленная деятельность по призрению "государственных младенцев" начала осуществляться при Петре I, когда были изданы указы о запрете детоубийства незаконнорожденных (1712, 1715) и их воспитании. В Москве и других российских городах были открыты госпитали для зазорных (незаконнорожденных) детей, в которых с целью снижения количества детоубийств была введена практика"тайного
приноса" младенцев через окно, с целью сохранения анонимности принесшего младенца. Незаконнорожденные дети должны были по взрослении отдаваться в гарнизонные школы, а потом пополнять ряды российской армии.Однако переполнение "гошпиталей" безродными детьми привело к тому,что мальчиков с 10 лет стали определять в матросы или отдавали детей на фабрики.

Екатерина Великая также стремилась сократить сферу свершения детоубийств,открыв специальные приюты для подкидышей.И. Бецкой
разработал целую программу воспитания и социализации
"приносных детей". Правила приема в воспитательный дом были следующими:брали всех детей с одним лишь вопросом-крещено ли дитя и какое ему дано имя. За каждого ребенка доставлявшему платили 2 рубля. Караулам предписывалось оказывать всяческое содействие приносящим детей ночью. При каждом воспитательном доме был открыт секретно-родильный госпиталь, где роженицы имели право не называть свое имя. Позволялось даже рожать в маске.Однако, положение подкидышей и в этих воспитательных домах оказывалось незавидным.

Многие из них погибали в первый же год жизни из-за нехватки кормилиц,а искусственное вскармливание было весьма несовершенным. Например, в первые четыре года существования московского дома выживал лишь каждый 5-й ребенок. В провинции ситуация была еще хуже и смертность детей была непомерно высока. Так, в Архангельске из 417 принятых детей умерли 377.
Уже с 1821 года из-за недостатка средств правительство стало ограничивать устройство воспитательных домов в провинции. Начались и поиски путей ограничения приема детей: установили прием только младенцев; отменили плату за принос безродного ребенка.Большинство же детей стали отправлять на вскармливание
и воспитание в благонадежные крестьянские семьи, сначала до 9 месяцев,потом до 5 лет,затем до7 лет.В конце концов "казенный
ребенок" оставался в крестьянской семье до совершеннолетия и в 17 лет мальчиков причисляли в казенные крестьяне.

Денежное вознаграждение, выплачиваемое доставившему ребенка в воспитательные дома,привело к возникновению промысла по торговле детьми.Торговки приносили в воспитательные дома детей
,скупая по деревням новорожденных у многодетных крестьянок. Младенцев перевозили как котят - в кошелках и корзинах под скамьями вагонов последнего класса,а смертность среди них была
семь из восьми.Под видом "зазорнорожденных" нередко попадали и
дети законного супружества. Власти вынуждены были прекратить тайный прием детей в воспитательные дома,а с 1867г разрешалось
принимать детей только в первые десять дней после рождения.

Как же призревались подкидыши в провинциальных губернских учреждениях?Приюты для подкидышей перешли в ведение губернских
земств от Приказа общественного призрения в том же 1867 году. Незаконнорожденные дети, брошенные родителями, передавались полицией в богоугодные заведения, где они вскармливались кормилицами,а затем раздавались желающим или безвозмездно, или
с платой по 1 рублю 50 копеек в месяц до 5 лет и по 70 копеек до 12 лет.В отчетах врачей указывалось,что часто в отделениях отсутствовало белье,"если не считать ужасных рубашечек и тряпок, в которые скручивали детей. Детское белье шилось из обрезков и остатков больничного полотна и имело рубцы, врезавшиеся в тела несчастных.Ребят отдавали в те семьи,где не
было своих детей, при наличии у приемных родителей земельного надела. Но смертность и розданных детей была очень высокая - 76 процентов.

Указами XVIII- XIX веков незаконные дети были рассортированы по различным ведомствам в зависимости от состояния и сословной
принадлежности их матери: одних приписывали в посады и цехи, других прикрепляли к помещикам, к фабрикам, заводам, третьи отбывали рекрутскую повинность- зачислялись в кантонисты или солдаты.Незаконные дети солдаток часто принадлежали помещикам и были приписаны к ним по ревизским сказкам. Если помещики действительно содержали кого-нибудь из этих детей, то законодательство разрешало им закрепощать такого ребенка. Правда,это было возможно только в том случае,если родители или
родственники не могли обеспечить его пропитание. В реальной жизни такое ограничение было невозможно отследить, и правительство,допуская подобное,указало в законе 1816 г, что все солдатские дети (законные или незаконнорожденные), по ошибке приписанные к гражданскому ведомству или помещику в течение первых шести ревизий, должны были оставаться в своем настоящем положении.

Интересно,что в метрических книгах данные о матери записывались только у незаконнорожденных. Иногда фамилия незаконнорожденного образовывалась от имени деда или крестного
отца. В данных о крещении до конца 1880-х годов тщательно фиксировался факт незаконного происхождения ребенка.Даже у женщин, состоящих в браке, ребенок мог быть записан "прижитым блудно". В случае рождения ребенка, свадьба матери которого состоялась менее чем за 9 месяцев до его рождения, вносилась запись, что он незаконнорожденный, поскольку мать "венчалась, будучи беременною девицей".Таким образом, венец не покрывал грех.

При этом ребенку впоследствии чаще всего давалась фамилия мужа
матери, но отчества у него не было. Анализ метрических книг Тамбовской губернии показывает, что матери незаконнорожденных особенно часто являлись временно проживающими в этом селе. Очевидно,они таким способом старались скрыть факт незаконного рождения ребенка.При крещении подкидыша в метрические книги записывалось, к чьему двору и при каких обстоятельствах был подкинут младенец. Возраст подкидыша никого не интересовал, а датой рождения записывалось то же число, что и дата крещения. Фамилия подкидышу давалась по фамилии хозяина двора или крестного отца,при этом в последующих записях,например о смерти ребенка, также записывался двор, к которому он был подкинут.

Стремясь скрыть позор, женщины часто стремились избавиться от нежелательного ребенка. Современники отмечали, что "изгнание плода практикуется часто,прибегают к нему вдовы и солдатки,для
этого они обращаются к старухам ворожейкам,которые их учат,как
нужно извести плод.Некоторые солдатки шли даже на убийство своих новорожденных,чтобы скрыть незаконное рождение.Так, например,Екатерина Сатина из села Рамзы Кирсановского уезда в 1839г скрыла беременность и роды,не позвала повивальную бабку
,ребенка зарыла в землю, но потом сама призналась. Еще имела четверых законных детей. Женщина была наказана церковным покаянием и десятью ударами плетьми.

По подсчетам С.Максимова,в XIX веке убийство детей было вообще
самым распространенным женским преступлением в России. Автор исследования называл и причины детоубийства: зимние стоянки громадного количества солдат, из которых значительная часть покидает на местах родины и в постойных городах своих жен - солдаток.Но все же большинство женщин в силу религиозного воспитания и нежелания губить живую душу на убийство не решались, а стремились куда-нибудь подбросить ребенка. Очень часто матери подбрасывали своих детей ко двору,где у одной из женщин был или только что умер грудной ребенок.Расчет делался на жалость и физическую возможность выкормить ребенка.

Если в XVIII веке незаконнорожденные были позором и встречались лишь в среде солдаток, которые годами не видели своих мужей, или в среде дворовых, которые приживали детей со своими хозяевами, то в XIX столетии такие дети стали массовым явлением.Современники отмечали,что основная масса незаконнорожденных приходилась на представительниц низшего класса:"Женщины же высшего класса преспокойно отправляются за границу,там рождают своих незаконных детей и там же оставляют их на попечение бедных семейств за высокую плату. Одинокая же служанка, вдова крестьянка и солдатка вынуждены родить там, где застали их родовые боли".

Общественное мнение по-прежнему было нетерпимо к незаконным рождениям.Женщине,родившей вне брака,грозили позор, презрение односельчан,а без помощи родителей или родственников-и нищета.
Случаев усыновления было очень мало,так как крестьяне не знали
законов об усыновлении, боялись больших издержек, отказа в получении на приемыша земельного надела от сельского общества
Неудивительно,что при подобном отношении к внебрачным детям
"незаконные" рождения составляли в год в среднем около 2 процентов.По мнению ряда исследователей,действительное число внебрачных рождений у крестьян было выше, так как незамужние крестьянки стремились рожать таких детей в городе, где новорожденный регистрировался,отдавался в "люди" или оставлялся в приюте. На рубеже XIX- XX веков в Центральной России внебрачная рождаемость не превышала в среднем за год 2,5- 3 процента.В Петрограде к 1915 г "гражданские браки" -а дети,рожденные в них,признавались незаконными,-составляли уже 10 процентов.

Сложившаяся в России система призрения подкидышей и незаконнорожденных детей мало способствовала ограничению детоубийств, и не случайно солдатки, около трех процентов в составе российского населения составляли более половины осужденных за это преступление.На рождаемость в солдатских семьях оказывали влияние несколько факторов.Привычное демографическое поведение российского крестьянства диктовало вероятность большого числа рождений,однако длительная разлука
,порой на десятилетия, очень редкие встречи при возможном отпуске солдата или поездке жены на время к месту дислокации воинской части мужа формировали особый тип сексуальных и семейных отношений.Часто и муж, и жена искали партнеров на стороне,но если для мужчины это в худшем случае заканчивалось венерическим заболеванием и поркой в казарме, то женщине приходилось расплачиваться за случайную связь кризисом семейной жизни,осуждением и отвержением ее ближайшим окружением и обществом в целом. Один из курских священников оставил весьма интересные наблюдения о брачном поведении солдаток, сохранившиеся в Тенишевском архиве: "Выходя замуж в большинстве случаев лет в 17-18,к 21 году солдатки-крестьянки остаются без мужей.Крестьяне вообще не стесняются в отправлении своей естественной потребности,а у себя дома еще менее.Родится ребенок, и родится как-то не вовремя.Вычисления кумушек не совпадут ни с возвращением мужа из солдат,ни временной побывки его.Злословие не пощадит такую мать,ее мужа и ребенка. Это и будет причиной всех мучений жизни ребенка и его матери.Еще только чувствуя его,мать уже проклинает ребенка
,как вещественное доказательство ее вины.Она знает, что у нее уже не будет ни одного счастливого дня.Вечные попреки и побои мужа,насмешки домашних и соседей если и не сведут ее преждевременно в могилу,то мало утешительного дадут в тяжелой ее жизни.И родится на свет божий ни в чем не повинный ребенок с проклятиями.Он никого не любит из своих родных,да и те дают ему почувствовать, что он представляет что-то особенное от остальных детей.Инстинктивно он ненавидит своего отца,так как его тятька не усомниться назвать его "выблядком",а с ранних лет начинает смутно осознавать, что тятька ему не отец. Мать же,единственное лицо, могущее согреть его своей любовью и сделать из него равноправного члена деревни, вечно униженная, боится даже приласкать его и возбуждает в нем только сожаление
,вместо детской святой и горячей любви".

Этнографы часто отмечали, что жена изменяла солдату-мужу и имела незаконных дете. Специальные социально-демографические исследования также свидетельствуют, что именно солдатки составляли основной контингент женщин, рожавших незаконных детей.Регулярность присутствия данной категории среди рожениц свидетельствует о том,что родственники, даже со стороны мужа, не стремились регламентировать поведение солдаток, как, к примеру, поведение незамужних дочерей.Солдатки,по наблюдениям современников, "в громадном большинстве случаев ведут жизнь страшно распутную.Понятно,что муж таковой, вернувшись, сейчас же узнает про это и начинает жену наказывать, т.е. бить. Еще хуже бывает, если он находит прижитых ею за это время детей. Тогда семейное счастье разрушено навек".Кроме того,вернувшиеся
со службы рекруты,обнаружив незаконнорожденного ребенка,имели
право отказаться от него,передав на воспитание в другие семьи
,как сироту.

За воспитание такого "сироты" воспитателям выплачивалось по пять рублей серебром в год.Конечно,положение солдатских детей
,оставшихся сиротами,было незавидным. Несмотря на компенсацию воспитателям таких детей, в повседневной практике призрения солдатских сирот было мало хорошего.Многие из них,по признанию
самого МВД, были принуждаемы своими воспитателями просить милостыню и с юных лет приучались к бродяжничеству.
Разъяренные мужья могли поступать со своими женами как им заблагорассудится:истязать и избивать их постоянно, унижать и постоянно напоминать о "грехе". Обычное право крестьян было равнодушно к судьбе несчастной женщины: расправы солдат с неверными женами нередко заканчивались убийством.

Женщине-солдатке нередко приходилось скрывать рождение не только незаконных, но и законных детей.Женщины-солдатки стремились скрыть рождение мальчиков, которым была уготована участь отцов.Примечательно,что даже беременная в период призыва мужа в рекруты женщина лишалась естественного права на своего ребенка,так как если мальчик рождался,то автоматически записывался в кантонисты. К солдатскому сословию законодательство причисляло и всех незаконнорожденных
детей, произведенных на свет рекрутскими женами, солдатками, солдатскими вдовами и их дочерьми. Таким образом, военное министерство стремилось обеспечить себя дополнительными солдатами, ибо все солдатские сыновья (кантонисты) подлежали обязательному призыву.

При рождении детей у солдаток в метрических книгах особо оговаривались сроки отпуска мужа или ее поездки к мужу в армию
,чтобы доказать законность появления ребенка на свет и отнесения его к солдатскому сословию. "Рапорты и ведомости уездных городничих о количестве солдатских детей за 1815- 1816
годы" доказывают, что большинство детей солдаток признавались незаконнорожденными, а имена их отцов не указывались. Фамилии и отчества часто давались таким детям по их крестному отцу.

Источник- http://www.istrodina.com/

Дети в гражданском браке

Разъясните, пожалуйста, отношение церкви к понятию байстрюк (ублюдок). Является ли таковым ребенок, родившийся без венчания или хотя бы достаточно росписи матери с отцом в ЗАГСЕ? Не могу самостоятельно доказать некоторым современным женщинам, что гражданский брак - это грех! И что говорит об этом Святое Писание?

Ко всем детям Церковь относиться одинаково. Греха детей в том, что они родились вне брака не существует. Поэтому можно говорить только о грехах родителей. Здесь, действительно, можно определённо сказать, что внебрачное сожительство - это грех.

Грех не только отлучает человека от Бога, но разрушает его жизнь. В данном случае он, конечно, сказывается и на детях, которые являются плодом незаконного сожительства. Разумеется, ребенок, с самого своего зачатия находясь в атмосфере греха и противозаконности той жизни, в которой он живет (как с точки зрения закона Божиего, так иногда и относительно гражданских законов) может ощущать себя как бы вне нормального общества. Лишенный настоящей семьи он многое недополучает в детстве и часто чувствует свою ущербность. В современном мире это, правда, не так заметно, ибо в разрушенных и не полных семьях воспитывается большинство детей. Но на самом деле дети при этом не получают, может быть, главного, что необходимо в детском возрасте: опыта доверия, тепла и любви в семье. А особенно плохо детям, которые при этом чувствуют ущербность своего положения. Например, у папы есть другая семья, которая почему-то настоящая, он в ней живет и воспитывает других детей, а ко мне приходит только навестить. Или одного из родителей, а то и обоих, у ребенка вообще нет.

Надо сказать, что Церковь признает всякий законный брак, и венчанный и не венчанный. Само собой разумеется, что странно было бы двум верующим людям вступить в брак и не венчаться. Это свидетельствовало бы о том, что на самом деле они находятся вне церкви В этом смысле уклонение от венчания – грех. Когда человек приходит к вере и кается в своей прошлой жизни вне Церкви, он может раскаяться и во вступлении в брак без венчания, как следствия неверия и отрицания Церкви. Но из этого отнюдь не следует, что брак его вдруг стал не настоящим. Бывает, что один из супругов приходит к вере, а другой пребывает в неверии, но это не означает, что верующий супруг должен расторгать брак. Посмотрите Первое послание апостола Павла к Коринфянам, глава седьмая, стихи 12-16. Это то, что говорит об этом Священное Писание.

Мысль же приравнивать законный, хотя и невенчанный брак к блуду истекает не из Священного Писания и учения Церкви, а из нашей чудовищной гордости и злобы. Надо сильно ненавидеть людей, и считать себя вправе их судить, чтобы всё население страны объявить блудниками, а детей ублюдками. Ведь большинство браков у нас в России (если даже оставить в стороне весь остальной мир) уже более восьмидесяти лет остаются невенчанными.

Попытка же спорить об этом с современными женщинами, и пытаться доказать им, что они все блудницы, а дети их ублюдки, выглядит просто как неудачная шутка. Христианская проповедь и вообще не может состоять в том, чтобы осуждать и доказывать. Она может состоять лишь в свидетельстве нашей доброй жизни (Матф.5:16). Исправляя именно свою жизнь по заповедям Божиим, вы обрадуете Ангелов Божиих на небесах (Лук.15:10), и принесете великое благо не только себе, но и тем людям, которые вас окружают. Может быть, смягчится сердце даже у некоторых современных женщин, - когда они увидят воочию семейное счастье, которое приносит жизнь в заповедях Божиих, благословленная в таинствах Церкви. Хотя я бы посоветовал вам особенно много о современных женщинах не думать, ибо для души это пользы не приносит.

Родился в грехе

Существует ли какой-то груз ответственности перед Господом самих детей в этой ли жизни, в загробной ли, за то, что родители были не в браке. Меня больше вот это беспокоит. Дети-то не виноваты, что их родители не удосужились принять (сознательно или нет) христианский образ жизни. Будет ли к такому ребенку, хоть он и байстрюк, такое же отношение, как и рожденному в браке, именно со стороны иных сил - и светлых и тёмных, кстати, тоже? А то ведь, как говорят бабушки в церквах, - родители в грехе, и дети будут всю жизнь и Там, и здесь мучиться. Обществу сейчас всё равно (к сожалению?), а вот высшим силам-то как? Понятно, что любому человеку воздастся по делам его, но вся наша жизнь состоит из нюансов и недомолвок, которые в конечном итоге и формируют общую картину и жизни, и смерти.

Послушаешь бабушек в храме, - и вся жизнь действительно может представиться путаницей нюансов и недомолвок. Однако то, что от Бога, приносит душе простоту и ясность. Господь не является источником зла, и никого не карает, а тем более детей, которые в грехах родителей совсем не виноваты. Грехи родителей могут в значительной мере осложнить, или даже искалечить жизнь их детей на земле, и в этом смысле можно сказать, что из-за них дети мучаются. Но Господь за грехи родителей детей не судит, и даже наоборот – кому меньше дано, с того и спрос будет соответствующий (Лук.12:48). Об этом я уже вам писал. Вы рассуждаете несколько странно: мол, я то понимаю, что дети не виноваты, и жалею их, а вот понимает ли это Господь, и не накажет ли их напрасно? Опасения эти совершенно не обоснованны, ибо у Бога неизмеримо больше понимания и любви, чем у нас, людей. Он Сам есть любовь (1Иоан.4:8). Да поможет всем нам Господь верить в эту любовь, и ничем не смущать своё сердце.

Введение

Актуальность изучения данного вопроса состоит в том, что правовое положение незаконнорожденных детей практически не изучалось в нашей правовой науке. Автором не было найдено ни одного специализированного труда по этой тематике. Нет так же твёрдых определений по понятиям внебрачный и незаконнорожденный ребёнок.

Большинство цивилистов, исследующих семейное правоотношения, лишение родительских прав рассматривают в качестве основания прекращения родительского правоотношения. Родители лишаются, прежде всего, права на воспитания детей со всеми связанными с ним правомочия: устанавливать место проживания ребенка, решать вопрос о его обучении, общаться с ним, быть представителем его интересов. Лишения родительских прав - санкция за неправильное поведение родителей в отношении детей, направленная на защиту интересов детей и перевоспитания родителей.

Эта проблема носит комплексный характер, и ее можно условно разделить на четыре группы: терминологические проблемы; законодательные проблемы; не разработанность документаций; нехватка норм материального (отцовского) права.

Основной целью курсовой работы является изучение института незаконнорожденного ребёнка в российском законодательстве.

Объектом данного исследования является незаконнорожденный ребёнок.

Предметом исследования является правовой статус незаконнорожденного ребёнка.

Главными задачами курсовой работы является: законодательная база установления происхождения детей, история развития законодательства, опыт зарубежных стран, нормативно-правовая база установления происхождения детей, правовые основания установления материнства, установления материнства в судебном порядке, установления отцовства в добровольном и судебном порядке, а так же, при применении методов репродукции человека и выявления пробелов и проблем правового регулирования искусственного оплодотворения.

Данная курсовая работа состоит из 2 глав, введения, заключения и списка использованных источников.

Теоретические аспекты незаконнорожденных детей

Понятие незаконнорожденный ребёнок и внебрачный ребёнок

Как такового твёрдого понятия "незаконнорожденный" в законодательстве нет. Вообще любой ребёнок является в любом случае законнорожденным. Именно поэтому правильнее будет использовать термин "внебрачный". Юридически он более правильный.

Внебрачными или незаконнорожденными (рождёнными вне брака) детьми наш закон считает:

Детей, рожденных не в зарегистрированном браке;

Детей, рожденных по смерти мужа или же по признанию брака недействительным до дня рождения ребенка.

То есть, внебрачный или незаконнорожденный ребёнок -- выражение, которое используется для описания человека, родители которого не состояли в законном браке на момент его рождения. Со дня смерти мужа, или расторжения брака до дня рождения ребенка, признаваемого внебрачным, должно пройти никак не менее 306 дней. Исчисление срока в 306 дней должно производиться со дня смерти мужа или дня расторжения брака, а не со дня разлуки супругов.

На данный момент российское законодательство не разделяет детей на законнорожденных и незаконнорожденных, у всех детей права и обязанности абсолютно одинаковые. Единственное, где используется термин внебрачный это в вопросе установления отцовства.

Внебрачный ребенок, если ему не дано отчества при совершении метрической записи, именуется сообразно имени своего восприемника, т.е. имя восприемника становится отчеством внебрачного. Внебрачный ребенок именуется фамилией, одинаковою с отчеством, но если пожелает мать и отец этой матери, если, конечно, он находится еще в живых, ребенок может именоваться фамилиею матери, принадлежащей ей по рождению.

Отец этого внебрачного ребенка обязан, сообразно своим имущественным средствам и общественному положению матери ребенка, нести издержки на его содержание, если ребенок и его мать в том нуждаются. Эти денежные обязательства не прекращаются со стороны отца до совершеннолетия ребенка. Мать ребенка тоже участвует в издержках на воспитание своего ребенка и тоже соответственно своим имущественным средствам, которые принимаются судом во внимание при определении той суммы, которую должен выдавать отец ребенка на его воспитание. Если мать ребенка потребует от его отца выдачи за прошлое время содержание ребенка, то отец обязан возместить ей произведенные на этот предмет расходы, но не более как за год протекший до того дня, в который предъявлено ему со стороны матери это требование.

Выдача матери внебрачного ребенка на его содержание определенных средств из кармана отца ребенка, не исключает его обязанности помогать матери, если уход за ребенком лишает мать возможности добывать для себя средства к существованию. К этому прибавляется обязанность отца внебрачного ребенка, в случае недостаточности средств его матери, оплатить необходимые расходы, вызванные разрешением ее от беременности, а также доставить ей насущное содержание до самого момента ее выздоровления. Если отцом ребенка не выполнено это законное обязательство, то мать его ребенка может требовать с него судом, однако закон в этом случае устанавливает определенный срок для учинения иска - не более года со дня разрешения от бремени.


Институт брака в нашем обществе сохраняет свои позиции. Поэтому понятие «внебрачные дети» несет в себе какой-то порочный смысл.

В связи с этим существует убеждение, будто дети, рожденные вне официального брака, имеют меньше прав, чем рожденные в браке. В частности, они ограничены или лишены наследственных прав.

Так ли это?

Внебрачные дети и закон о наследовании

Семейное и гражданское законодательство не делит детей на основании того, рождены они в браке или нет – для них определены одинаковые права и обязанности, в том числе, в сфере наследства.

Согласно статье 1142 Гражданского кодекса, законными первоочередными наследниками являются дети наследодателя, а также родители и муж/жена.

При этом ни слова не сказано о том, какие именно дети:

  • рожденные в браке и вне брака;
  • родные и усыновленные / удочеренные;
  • совершеннолетние и несовершеннолетние;
  • проживающие совместно или раздельно с наследодателем.

Все они имеют равные наследственные права. В том числе, дети, родители которых были лишены родительских прав.

Единственное условие для наследования детьми после смерти родителей – родительство (отцовство и материнство) должно быть признано, установлено или доказано.

Дети, претендующие на наследство, должны предъявить нотариусу доказательство родственной связи с родителями – свидетельство о рождении или усыновлении/удочерении, а также судебное решение об установлении отцовства.

Установление отцовства

Если с установлением материнства практически не бывает сложностей, то вопрос установления отцовства поднимается гораздо чаще. Неслучайно Семейный кодекс РФ определяет порядок установления отцовства.

Через ЗАГС

Согласно статье 48 СК РФ отец и мать, не заключавшие брак, должны подать в орган ЗАГСа совместное заявление. В свидетельство о рождении ребенка вписываются сведения об обоих родителях. Таким образом мужчина подтверждает свое отцовство.

Если мать умерла, признана недееспособной, лишена родительских прав, если место пребывания матери неизвестно – заявление подает только отец. На это должно быть дано согласие органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия необходимо решение суда.

Через суд

Если мужчина не признает отцовство, оно может быть установлено или опровергнуто через суд. В том числе, посмертно (например, если ребенок претендует на наследство после смерти человека, отцовство которого не установлено).

Судебная процедура установления отцовства регулируется Семейным кодексом РФ – статьями 49 и 50.

Если ребенок родился у мужчины и женщины, не состоящих в законном браке, им следует подать совместное заявление в ЗАГС. Если совместное заявление не подавалось, установить отцовство можно через суд.

С соответствующим заявлением в суд могут обратиться…

  • Отец или мать;
  • Опекун / попечитель;
  • Лицо, на чьем иждивении находится ребенок;
  • Сам ребенок, достигший совершеннолетия.

Суд принимает любые доказательства происхождения ребенка от отца. Это могут быть письма, записи телефонных разговоров, свидетельские показания, а также заключение генетической экспертизы.

Таким образом, даже если мужчина не признавал своего отцовства над рожденным вне брака ребенком (не подавал с матерью ребенка совместное заявление в ЗАГС), его отцовство может быть признано через суд. Причем, как при жизни, так и после смерти. Сделать это может не только мать, но и сам ребенок, претендующий на наследство.

Наследование внебрачным ребенком по завещанию

Из вышесказанного понятно, что внебрачные дети являются такими же наследниками, как и рожденные в браке.

Но это по закону – при отсутствии завещания.

Если же наследодатель оставит завещание, наследовать его имущество будут только те, кого он назначит наследниками.

Так, отец может исключить своих внебрачных детей из числа наследников, и завещать все имущество только детям, рожденным в законном браке. Или наоборот – завещать все внебрачным детям. Или поделить наследственное имущество поровну.

Иными словами — распорядиться наследством по собственному усмотрению.

Обязательная доля

Однако не стоит забывать об обязательной доле в наследстве. Это часть наследства, которую получают лишенные завещанием законные наследники первой очереди (дети, супруги, родители). Важное условие для получения обязательной доли – несовершеннолетие или нетрудоспособность (инвалидность и пенсия).

Что еще почитать