Что делать 8 месячный ребенок. Помощь родителей в развитии ребенка. Для мальчиков средними показателями являются

На восьмой месяц детки активны и жизнерадостны, общительны и любознательны. Они приобретают новые навыки, уже многое знают и умеют. Детки в данном возрасте всем интересуются и много двигаются. Они с радостью и умело повторяют действия за взрослыми, узнают близких людей, знакомые мелодии и вещи. В статье мы подробно рассмотрим, что должен уметь ребенок в 8 месяцев. Узнаем, сколько он должен весить и другие особенности развития.

Характеристика развития в 8 месяцев

В данном возрасте у крохи продолжают или только начинают прорезываться зубки. Поэтому можно наблюдать незначительное повышение температуры, нарушение стула, отказ от пищи. Грудничок может чаще капризничать и плакать, плохо спит. Чтобы снять воспаления и боль в деснах, используйте различные средства. Хорошо подойдут прорезыватели для зубов .

Из-за повышенной физической активности темпы роста ребенка 8 месяцев слегка замедляются. Мышцы уже достаточно окрепли, чтобы младенец мог легко сидеть и переворачиваться, стоять и ползать, в том числе назад и на четвереньках. Он умеет садиться, ложиться, переступать предметы и вставать, подтягиваясь за опору.

Ребенок интересуется и много времени изучает игрушки. Он легко отслеживает и провожает взглядом вещь, протягивает руки и хватает предмет. Малыш может удерживать игрушку и перекладывать из руки в руку. Если он уронит предмет, станет искать его. Кроме того, восьмимесячные детки умеют и любят катать мяч, перелистывать страницы книжек, трогать и жать разные кнопки. Исходя из этого, подбирайте игры и игрушки для крохи.

В восемь месяцев кроха уже пробует сам кушать с ложечки, брать в руки твердую пищу и откусывать кусочки. При этом стул ребенка становится оформленным, без резкого запаха. А дефекация происходит примерно раз в сутки.

Физическое развитие

Малыш в 8 месяцев прибавляет порядка 0,5 кг в весе и полтора сантиметра в росте по сравнению с показателями прошлого месяца. При этом учитывайте, что для каждого малыша характерно персональное развитие. Показатели могут отличаться от стандартов. Примерные вес и рост ребенка в 8 месяцев указаны в данной таблице.

Еще раз отметим, что нормы развития ребенка могут различаться. Это зависит от наследственности и особенностях организма, от питания и активности крохи. Более подробная таблица прибавки веса и роста ребенка по месяцам представлена .

Психическое развитие

Важно обратить внимание не только на физическое, но и на психическое развитие ребенка в 8 месяцев. Оно включает речевые навыки, память, мышление и коммуникацию, эмоциональное состояние и реакции, умственные способности.

Развитие речи в данном возрасте отличается появлением интонации. Ребенку легко удается повторять одинаковые слоги, типа “ба-ба”, “па-па”, “ма-ма” и так далее. Восьмимесячные детки жизнерадостны и активны, но к незнакомцам относятся настороженно. Память у крохи развивается, и он запоминает последние события. Он легко узнает знакомые лица, предметы и игрушки.

Если спросить у малыша, где находится хорошо знакомый для него предмет, он покажет рукой или пальчиком. В восемь месяцев он также может по просьбе помахать ручкой. Многие детки любят хлопать в ладоши и играть в ладушки. Кстати, малышам нравятся игры с повторяющимися действиями.

Развивающие занятия и игры для ребенка в 8 месяцев

  • Положите ребенка в пустую ванну на дно и включите медленный поток воды, чтобы он постепенно наполняла емкость. Это научит кроху подниматься на локти и колени. Это особенно полезно, если он еще не освоил ползание на четвереньках. Следите, чтобы малыш не захлебнулся!;
  • Используйте в процессе купания различные игрушки. Это плавающие резиновые зверюшки, формочки. Пусть он хлопает ручками по воде, нажимает на пищащую уточку или переливает жидкость из одной емкости в другую. Плавание и в стандартной ванне, и в бассейне с инструктором, крайне полезны для малышей в этом возрасте;
  • Развитие мелкой моторики предполагает использование различных игровых панелей с кнопками, пуговицами и замками, закрывающихся и открывающихся коробочек или сундучков, мягких книжек, пирамид с колечками. Многие такие игрушки можно легко сделать самостоятельно. Дайте ребенку потрогать и пощупать мелкие предметы. Они развивают и совершенствуют мелкую моторику рук и пальчиков;
  • Перед применением новых игрушек, покажите на собственном примере, как они действуют. Покатайте машинку, постучите барабан, соберите кубики и так далее. Дети в таком возрасте копируют поведение взрослых, поэтому они будут повторять за папой и мамой. Таким образом, вы научите ребенка правильно обращаться с игрушками;
  • Игры с предметами одной структуры помогут понять взаимосвязь связь между ними. Для этого складывайте и раскладывайте кубики, шарики, колечки и другие однородные изделия разных цветов;
  • Просматривайте фотографии и попросите малыша показать маму, папу, близких людей и самого себя. Используйте картинки с известными ребенку животными. Повторяйте и имитируйте звуки, которые они издают;
  • Чаще слушайте музыку с разным ритмом и пойте песни, танцуйте. Это развивает слух, чувство ритма и такта. Кроме того, танец способствует развитию координации и равновесия. Для этого также можно периодически поднимать малыша вверх и опускать обратно;

  • Обязательно перелистывайте странички, и читайте книги с ребенком. Они должны быть с яркими и красочными иллюстрациями. Можно оборудовать полку, куда кроха сможет дотянуться сам. Сложите туда любимые книги ребенка, чтобы тот в любое время мог их достать;
  • В процессе прогулки обращайте внимание на различные звуки, которые издают птицы и животные, машины, самолет и так далее. Называйте источник звука и попробуйте повторить его вместе;
  • На глазах ребенка спрячьте игрушку или другой знакомый предмет и просите найти вещь. В этом возрасте ребенка можно ненадолго садить в манеж, ходунки или стульчик для кормления. Кстати, сегодня выпускают устройства-трансформеры, которые сразу включают функции ходунков, стульчика, колыбели и даже качелей;
  • Для правильного и нормального развития регулярно выполняйте гигиенические процедуры, принимайте солнечные и воздушные ванны, гуляйте, делайте массаж и гимнастику.

Нарушения в развитии

Обратим внимание на то, что развитие у каждого ребенка индивидуальное. И это касается не только веса, роста и других физических показателей. Если кроха еще что-то не умеет делать, это не значит, что у него проблемы со здоровьем.

Одни детки приобретают конкретные навыки раньше, другие – позднее. Но существует ряд умений, которые детки в восемь месяцев должны выполнять обязательно. Родителям следует обеспокоиться, если ребёнок на восьмом месяце жизни не садится, не ползает назад и не пробует это делать, даже не пытается вставать у опоры и не способен простоять несколько секунд, держась за опору или за взрослого двумя руками.

Беспокоиться нужно, если в 8 месяцев мальчик или девочка не хватает предложенную игрушку и не удерживает в руках, не перекладывает предмет из одной руки в другую. Если дети не произносят слоги и не проявляют никаких эмоций. При перечисленных случаях нужно обратиться к педиатру.

Питание восьмимесячного ребенка

Физическое развитие и питание неразрывно связаны друг с другом. В возрасте восьми месяцев малыш еще может оставаться на грудном вскармливании, однако число таких кормлений и полноценных прикладываний к груди сокращается до двух раз в сутки. В остальных случаях докармливайте кроху грудным молоком либо искусственной смесью после основного прикорма. Причем норма приемов пищи составляет шесть раз в день.

В рацион ребенка уже включены многие овощи, среди которых кабачок, брокколи и цветная капуста, картофель. Теперь можно ввести морковку и тыкву. Продолжайте давать безмолочные кашки и фруктовые пюре. Среди новой пищи начинают вводить растительное и сливочное масло, мясное пюре, фруктовый сок, творог и яичный желток.

Вводите каждый продукт осторожно и постепенно, следите за самочувствием и реакцией грудничка. Пищу дают в измельченном виде. Так, она усваивается легче. Кроме того, зубки у крохи только появляются, и он еще не умеет жевать. В блюдо можно добавлять молочную смесь или грудное молоко, масло. Но не кладите сахар, соль и специи!

Для первого мясного прикорма подойдет измельченная вареная индейка или курица, смешанная с овощным пюре или безмолочной кашей. Соки делайте из яблока или груши. В первое время смешивайте напиток наполовину с водой. Постепенно снижайте долю последней и переходите на полноценный сок. Подробное меню, как и чем кормить девочку или мальчика в восемь месяцев, вы найдете по /.

В восемь месяцев ваш ребенок становится все более самостоятельным. Теперь ему не нужно звать маму или папу, чтобы сесть или добраться до игрушки. У него это прекрасно получается без посторонней помощи. Он уже научился управлять мышцами спины и шеи. Но несмотря на растущую независимость, ребенок по-прежнему нуждается во внимании родителей.

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

В восемь месяцев ребенок умеет:

Самостоятельно садиться;

Жестом попросить игрушку;

Становиться на ноги, придерживаясь за опору;

Повторять простые слоги;

Находить и доставать закатившийся под кресло мяч;

Ползти вперед;

Понимать слово «нет»;

Играть в прятки (ребенок знает, что мама не исчезла, а просто спряталась под одеяло);

Делать несколько шагов вперед, когда его поддерживают под мышки;

Следить за упавшим предметом.

Как научить ребенка жевать?

На восьмом месяце у детей продолжают прорезываться зубы, у некоторых детей их уже 4-5 зубов. Поэтому пользоваться блендером уже нет необходимости. Учите ребенка жевать. Предлагайте ему сухарики, мелко нарезанное мясо, кусочки овощей и фруктов - все это стимулирует ребенка кусать и пережевывать.

Правила поведения за столом для детей восьми месяцев

А еще педиатры и опытные мамы знают: в 8 месяцев малыш уже настолько сообразителен, что легко запомнит правила поведения за столом. Конечно, пока рано класть возле его тарелки вилку и нож. Но некоторые уроки этикета уже можно ему преподать. Пусть кроха привыкает к тому, что перед едой надо мыть руки. Следите за тем, чтобы у ребенка всегда был чистый слюнявчик и чистая посуда.

Не приучайте ребенка есть в окружении игрушек и книжек. Пусть он привыкает к тому, что за столом нельзя отвлекаться. Кроха будет знать, что пирамидки и куклы ждут его, и после обеда он обязательно поиграет с ними.

Развитие ребенка 8 месяцев

Страх восьмого месяца

В восемь месяцев у ребенка формируется привязанность: он стремится быть рядом с близким человеком. Ребенок тянется к родителям, ему необходимо чувствовать, что его любят. Поэтому психологи советуют чаще брать малыша на руки, обнимать. Также важно в этом возрасте наполнить жизнь ребенка новыми впечатлениями. Это вовсе не означает, что нужно читать ему энциклопедию. Достаточно показать, как надо нанизывать кольца на палочку, чтобы получилась пирамидка, или как складывать мячики в кастрюлю.

Ребенок с большим удовольствием знакомится со всем новым. До сих пор он нормально реагировал и на чужих людей. Но теперь ваш малыш не согласится пойти на руки к вашей подруге, которую не видел несколько недель. У ребенка появилось четкое разделение на «своих» и «чужих». Причем «своими» он считает тех, кого видит ежедневно. Психологи называют это явление «страхом 8-го месяца».

Что делать, если ребенок боится чужих?

Ребенок болезненно воспринимает появление в доме новых людей и не хочет с ними общаться. Специалисты успокаивают родителей: все это временно, скоро ребенок забудет свое недоверие. Если дома царят любовь и спокойствие, то страх исчезнет без следа. И малыш всем своим видом будет говорить: «Мы еще не знакомы? Так давайте познакомимся!»

Развивающие игры для детей 8 месяцев

В прошлом месяце вы начали знакомить ребенка с детскими потешками. Теперь он не просто прислушивается к ним, а повторяет за вами несложные действия, связанные с этими четверостишиями. Научите ребенка играть в ладушки. И начинайте каждое утро с этой приятной зарядки.

Ребенок восьми месяцев учится всему, копируя действия и слова родителей. Повторяя их движения, он посылает воздушный поцелуй и машет рукой, как будто прощается. Но он еще не понимает значения этих жестов и повторяет их не только когда кто-нибудь выходит из дома, но и когда приходит.

Приглашайте ребенка к диалогу. Смотрите ему в глаза (зрительный контакт очень важен) и повторяйте звукосочетания, которые малыш уже освоил. А он проговаривает их следом. Хорошее начало!

Упражнения для детей 8 месяцев

1. Встань-ка!

Исходное положение - сидя. Ребенок держится за ваши большие пальцы. Медленно раскачивайте его назад и вперед. Когда он отклоняется, то почти лежит. Наклонив ребенка вперед, рывком поднимите его вверх, и он сразу встанет на ноги.

2. Мостик

Ребенок лежит на спине. Согните его ноги в коленях и левой рукой зафиксируйте стопы. Правой рукой поддерживайте его под ягодицы и приподнимайте. Малыш будет немного выгибаться. Это упражнение укрепляет мышцы спины и брюшной пресс.

Что делать, если в 8 месяцев:

- ребенок не ползает

Не все дети ползают. Некоторые пропускают эту ступеньку в развитии и сразу пытаются встать и пойти, держась за опору. При этом активно ползающие дети могут научиться ходить позже, чем те, кто пытается из положения сидя сразу перейти в положение стоя.

Следует учесть, что ползать ребенку очень полезно. Ползание укрепляет мышцы спины и рук и помогает сформировать хорошую осанку.

Умение ползать не является показателем развития и не включается в обязательный перечень навыков, которые должен освоить ребенок до года.

- ребенок все тащит в рот

Все второе полугодие жизни ребенок пробует предметы на вкус, и вы беспокоитесь о чистоте вокруг. В рот ребенка может попасть мусор, кошачий корм, песок, земля, грязный снег… Все это, конечно, непригодно для детского организма, однако серьезного вреда ему, скорее всего, не принесет.

Ребенка надо оградить от ядовитых веществ, химии, клея, лекарств. Уберите подальше, под замок, все чистящие средства, порошки и таблетки. Ребенок в 8 месяцев способен дотянуться туда, куда вы и представить себе не могли. Он сразу потянет все в рот. В случае с клеем или таблетками даже минимальная доза может стать роковой.

Если ваш ребенок все же попробовал средство для мытья посуды, немедленно промойте ему желудок и дайте две чайных ложки эспумизана.

Следите за тем, чтобы ребенок не играл с мелкими предметами, которыми он может подавиться.

Эрекция у детей

Многие мамы маленьких мальчиков беспокоятся о том, что является ли нормальной эрекция в грудном возрасте. Педиатры считают это абсолютно нормальным явлением. Эрекция у грудных детей возникает в ответ на прикосновение к чувствительным половым органам. Мальчику может натирать подгузник, например. Или реакция возникает во время купания. Это никак не связано с сексуальным возбуждением в привычном понимании этого слова.

В восемь месяцев ребёнок еще маленький, но его активности в этот период можно позавидовать. Малыш уже многому успел научиться и приобрел самые важные навыки для своего дальнейшего развития в окружающем мире. Но он еще не настолько самостоятелен и требует особого внимания от своих родителей, которые хорошо должны знать, что должен уметь ребенок в 8 месяцев.

Физиология восьмимесячного малыша

Мальчик физически развивается всегда быстрее девочки, а вот девочка — интеллектуально. Так заложено природой, но есть определенные общие показатели для всех детей восьми месяцев.


Дети в восемь месяцев становятся настоящими исследователями, поэтому их интересует все, что они видят перед собой. Родителям рекомендуется быть максимально бдительными и внимательными, находиться всегда рядом с малышом. Пора позаботиться о безопасности ребенка и убрать все предметы, которые представляют опасность для него:

  • острые столовые приборы;
  • розетки, провода, рабочие инструменты;
  • бытовая техника;
  • предметы канцелярии;
  • мелкие детали игрушек и другие предметы.

Особое внимание нужно обратить на мебель, находящуюся в доме, она должна быть устойчивой. Острые углы мебели нужно покрыть мягкими уголками.

Ребенок, родившийся ранее срока, в восемь месяцев только учится сидеть и ползать, но при этом его психическое развитие ничем не отличается от ребенка, рожденного в срок.

Психическое развитие ребенка

Восемь месяцев – это начало первого возрастного кризиса. Время, когда родители понимают, что чадо становится более самостоятельным и кое-что может делать, поэтому между матерью и ребенком появляется некая отдаленность. Дитя, привыкшее к тому, что мать всегда рядом, не может смириться с тем, что она может отойти на пару минут или передать его в руки отцу или другим членам семьи. Для некоторых детей это тяжелая психологическая ситуация, поэтому малыш начинает паниковать, отказывается идти к кому-либо на руки, хочет быть только с мамой. Важно, чтобы в этот период родители не пытались перебороть ребенка, иначе в его психике навсегда будет заложен страх одиночества.

Так как физическая активность вашего малыша значительно увеличилась, то ему необходимо большее количество времени на восстановление сил. Сон в ночное время становится более продолжительным, а в дневное время — стабильнее. Ночью продолжительность сна ребенка может достигать 11 часов, днем ребенок спит меньше, но два раза в день. Суточная сумма часов, в которые ребенок должен спать, не может быть менее 14 часов, это база для нормального развития ребенка. У мамы появляется возможность самой восстановить свои силы и хорошо выспаться, а также успеть сделать все домашние дела. В этот период режим дня становится предсказуемым и стабильным.

Настало время, для того чтобы малыш приобрел полезные и очень важные навыки. В возрасте восьми месяцев ребенок старается все повторять за своими родителями, поэтому родителям нужно проводить время с ребенком эффективно. Можно начать работу над более серьезными навыками:

  • научить хлопать в ладоши;
  • кушать ложечкой;
  • пить из кружки с помощью родителей и самостоятельно пользоваться бутылочкой для питья;
  • научить надевать и снимать шапочку.

В восемь месяцев у ребенка начинает развиваться речь, он очень хорошо понимает речь взрослых. Он понимает и различает интонации, отличает просьбы от простого разговора, поэтому родители могут просить помощи у ребенка в сборе игрушек, приучая его к порядку. Также может указывать на необходимую игрушку по просьбе родителей или показывать на картинках и озвучивать животных, которые ему знакомы.

Реакция малыша на запреты в этот период может сопровождаться так называемыми «капризами», но это ошибочное мнение. У маленького человека начался процесс формирования потребностей, желаний, о которых он еще пока не может сказать родителям, потому что не имеет полноценного навыка речи. Если малыш отреагировал на ответ возмущением, слезами, это значит, что процесс развития проходит должным образом. Родителям важно определить грани и не применять строгих мер, чтобы устранить «капризы». Нужно разобраться, чего хочет ребенок, говорить с ним и спрашивать, он обязательно даст родителям ответ в форме положительных эмоций. Для родителей и ребенка это будет интересной игрой, которая обеспечит нормальные и дружелюбные отношения, основанные на понимании и доверии.

Моторика рук ребенка также начинает свое активное развитие. В основном она зависит от психологических процессов, отвечающих за логическое мышление. Когда ребенок берет одну игрушку, а следом вторую, и они находятся у него в обеих руках — видя перед собой третью игрушку, правильным решением ребенка будет положить одну, освободить руку и взять ею третью игрушку.

Первым особым и важным занятием малыша может стать перебирание мелких предметов, перекладывание их из одной коробочки в другую. Вы можете наблюдать, как ваша кроха может просидеть за этим нелегким, но таким интересным для него занятием более 15 минут, а после истечения некоторого времени вернуться вновь к нему. Это полезное времяпровождение, так как в ходе этого занятия у ребенка развивается моторика рук: для него еще очень сложно ухватывать маленькие предметы пальцами, но он старается, и у него это получается. Так же тренируются усидчивость, целеустремленность и внимание. Когда ребенок занят этим важным делом, маме следует находится рядом и следить, чтобы ребенок не пытался попробовать на вкус эти маленькие предметы.

Развитие речи

Речевое развитие малыша в 8 месяцев основано на повторении элементарных звуков и слов, которые произносят родители. Речевые игры с ребенком должны становиться более частыми и сопровождать общение до того времени, когда он научится правильно произносить все речевые звуки и полностью излагать свои мысли, желания.

Развивающие речь занятия и игры могут длиться целый день, для родителей это будет вовсе не сложно. Это не совсем те занятия, которые имеют свои сроки или определенные рамки, это простое живое общение с ребенком. В ходе этого занятия родителям рекомендуется комментировать все, что они делают, видят сами, и показывать это малышу. Главное — прекратить «сюсюкать» с ребенком.

В ходе общения с малышом в формате «сюсюканья» он слышит слова с искаженными звуками, которые откладываются в его памяти. Родители являются самым главным примером для своих детей, поэтому ребенок будет всегда повторять за ними звуки и слова так, как они их говорят. В год или в два дети могут неправильно произносить такие звуки: [с], [з], [ф], [ч], [ж], [р], [ш], [щ]. Скорее всего, все они будут звучать, как шепелявый [с], а звук [р] будет заменен на нечеткий [л], даже если родители разговаривают, соблюдая все нормы произношения. Так происходит потому, что речевой аппарат у малыша еще не развит, он физически не может его использовать так, чтобы произносить буквы правильно. Но слушая правильное произношение, ребенок быстрее приобретет умение правильного говорения.

Ребёнок 8 месяцев очень любит повторения тех сказок или рассказов родителей, которые ему понравились. Иногда, родителям приходиться по несколько раз перечитывать одни и те же сказки, повторять одни и те же стихотворения или рассказы. Задача родителей — не лениться и читать для своих детей, особенно тогда, когда им этого хочется. Родителям же на помощь придут книги, которые в наше время рассчитаны для детей самого разного возраста. Лучше всего выбирать книги в стихах для малышей, так как именно они привлекают большее внимание малыша за счет их мелодичности и ритмичности. Дети быстро запоминают маленькие стихи, и это очень важно, так как начинается развитие памяти, воображения и фантазии.

Что могут родители

Важно понимать: все то, что умеет ребенок в 8 месяцев, и то, что закладывают родители, — это фундаментальная база на всю жизнь для пока маленького человечка. В восемь месяцев ребенок становится настоящим исследователем этого мира, и родители обязаны ему в этом помогать. Большое количество внимания, терпения и сил нужно для воспитания и развития детей.

Теперь вы знаете, что является нормой для 8-месячного ребенка, и если вы заметили явные отклонения в развитии своего ребенка:

  • не садится;
  • не повторяет за вами звуки;
  • не откликается на свое имя;
  • не берет предложенные родителем игрушки (смотрит, словно ничего не происходит);
  • не удерживает в руках взятые игрушки;
  • не соответствует статистическим параметрам тела;
  • не проявляет эмоции;
  • отказывается принимать пищу или ест совсем мало,

тогда необходимым станет визит к детскому врачу, который поможет родителям обеспечить ребенку нормальное развитие, что в дальнейшем уменьшит риски более глобальных проблем со здоровьем малыша.

Что должен уметь ребенок в 8 месяцев? Двигательные навыки настолько совершенствуются, что малыш пробует самостоятельно садиться и ползать. Также в этом возрасте у ребенка возникает потребность в эмоциональной поддержке и постоянном общении.

Яркая примета этого возраста - страхи малыша. Ребенок может вдруг начать бояться шума пылесоса, бабушкиной шубы или дедушкиной бороды. Любая перемена в пространстве или во внешности близкого человека может напугать малыша. Психологи считают, что эти страхи вполне оправданы и говорят о формировании чувства безопасности и личностных границ у младенца. Не рекомендуется воспитывать смелость в столь нежном возрасте.

Моторные навыки малыша в 8 месяцев

Что должен уметь малыш в 8 месяцев?

  • Первые попытки ползать. Ребенок свободно и ловко делает переворот со спины на живот. Малыш старается принимать именно эту позицию, потому что она дает возможность видеть окружающий мир. Это положение также позволяет крохе передвигаться. Можно заметить, как грудничок пробует встать на четвереньки, но пока что стоит неуверенно, раскачивается. Чаще всего ребенок начинает ползать не на четвереньках, а по-пластунски. Не все восьмимесячные дети начинают ползать, но большинство, оказавшись на животе, активно двигаются всем телом, вытягивают ноги, подтягиваются на руках, вращаются в разные стороны.
  • Положение сидя. У старшего поколения бабушек почему-то сложилось мнение, что в 6 месяцев грудничок уже должен сидеть. Однако согласно международным нормам психомоторного развития младенец может самостоятельно сесть в период от 7 до 9 месяцев. Восьмимесячный малыш уже может свободно сидеть, при этом у него не должна округляться спина. Без поддержки взрослых младенец может усидеть около 5 секунд, после чего может завалиться набок или опереться одной рукой для равновесия. В сидячем положении у младенца обычно много позитивных эмоций. Ведь поза позволяет хорошо видеть все, что происходит вокруг него. Есть ли какая-то разница в сроках высаживания девочки и мальчика? Этот вопрос часто задают мамы. Медики утверждают, что пол никак не влияет на этап высаживания, и относят эту информацию к разряду мифов. Подробнее о том, когда ребенок начинает сидеть самостоятельно, во сколько месяцев можно сажать девочек и мальчиков, читайте в других статьях.
  • Подтягивание на руках. Можно провести такой эксперимент. Грудничок лежит на спине, перед ним нужно выставить большие пальцы, направленные друг на друга (в виде перекладины). Ребенок хватается за пальцы и пытается подтянуться, чтобы сесть. В этот момент не надо помогать крохе и тянуть его за ручки. В этом возрасте малыш прекрасно справляется с задачей самостоятельно и принимает вертикальное положение. Мышцы спины, живота, рук, шеи у грудничка уже хорошо развиты.
  • Развитие координации движения и равновесия. Ребенок может принимать различные позы, благодаря равновесию, дополнительной опоре рук, балансированию ногами. Для этого возраста характерно лежачее положение на боку с опорой на одну руку («поза садового гнома»), при этом другая рука у малыша свободна, он может ею манипулировать. Верхняя нога в этой позе также свободно двигается и создает равновесие. Зачем грудничку эти сложные трюки? Эти упражнения подготавливают малыша самостоятельно сесть из положения на животе и боку.
  • Закрепление навыка хватания и удерживания предмета в руке. В 7 месяцев грудничок уже умел одновременно брать два предмета в обе руки. Этот навык в 8 месяцев усовершенствуется. Если предложить крохе две одинаковых игрушки небольшого объема, он должен учиться брать их одновременно. Бывает, что малыш возьмет один предмет, увлечется им и забудет о другом. В этой ситуации нужно предложить ему вторую игрушку еще раз. В этом возрасте уже можно определить рабочую руку и сказать, будет ребенок правшой или левшой. Важно понимать, что никакой коррекции проводить не нужно. Но нагружать необходимо обе руки.
  • Мелкая (тонкая) моторика. Мелкая моторика (работа пальчиков) развивает мышление. Правая рука соответствует левому полушарию и связана с логическим, рациональным мышлением. А левая рука «дружит» с правым полушарием и отвечает за творчество и воображение. Когда малыш нажимает на кнопки пульта, крутит пуговицы на одежде, пытается сложить матрешку или пирамидку, работают не только его руки, но и мозг. Что должен уметь ребенок в восемь месяцев, если говорить о мелкой моторике? Кроха уже способен взять маленький предмет в руку и удерживать его только пальчиками, не вкладывая полностью в ладонь. Важно, чтобы этот навык вырабатывался одинаково на правой и левой руке.

Пришла пора перебираться с дивана или кровати в «нижний ярус», то есть на пол. Во-первых, это безопасно: отсюда малыш точно не упадет. Во-вторых, появляется возможность освоения новых территорий. Открытое пространство важно для психофизического развития грудничка. Но «нижний ярус» также нужно обезопасить: поставить заглушки на розетки, крючки на дверцы шкафов, убрать острые и тяжелые предметы, бытовую химию. Чтобы лучше увидеть опасности, следует опуститься вниз и взглянуть на мир глазами крохи.

Формирование базового чувства безопасности

У грудничка во втором полугодии жизни формируется важнейший в жизни, базовый механизм безопасности. Отсюда вытекает доверие миру, в котором он живет. Кто развивает это доверие? Конечно, мама. Она является зеркалом состояний малыша. И хорошо, когда мама отражает и позитивные, и негативные эмоции. Радостному и довольному ребенку она непременно улыбнется, а плачущего и обиженного приголубит и погорюет вместе с ним. Мама и ребенок находятся на одной эмоциональной волне. И чем больше эмоций у мамы, чем они искреннее, тем шире и приветливее становится окружающее пространство для малыша. Понимание эмоциональности в этом случае - не экзальтация, не восторг, а живое включение в переживания крохи. Эмоции делают любого человека живым и присутствующим, а это крайне важно почувствовать младенцу.

Психомоторные навыки ребенка в 8 месяцев развиваются интенсивнее, когда у малыша формируется механизм безопасности. Если мама будет с каменным лицом и в депрессии, у крохи повышается тревожность и чувство незащищенности. Он с меньшим желанием будет осваивать и познавать мир.

Психоэмоциональное развитие и общение

Какие реакции могут быть у ребенка в этом возрасте при общении с близкими и посторонними людьми? Как он воспринимает мир, осмысливает действия и явления, взаимосвязи между предметами?

  • Быстрое переключение внимания. Родители замечают, что грудничок этого возраста не может долго играть в одну и ту же игру. Интерес к старому занятию у него быстро пропадает, когда в поле зрения появляется новый объект. Психологи не рекомендуют перегружать малыша информацией и предлагать ему много новых игр сразу.
  • Отношение к незнакомцам. Настороженное отношение к незнакомым людям растет. В этом возрасте даже самый общительный малыш может проявить недоверие к незнакомцу. Это абсолютно нормальная реакция, которая говорит о формировании дистанции с людьми. Также дети могут проявлять избирательность: к одним незнакомым идут на руки, а к другим нет, одним начинают улыбаться, а при виде других - плакать. Многие дети в этом возрасте сильно привязаны к матери. И если она исчезает на какое-то время, испытывают тревогу и беспокойство.
  • Восприятие взаимосвязи предметов и действий, изучение свойств предметов. Малыш начинает улавливать, что если предмет исчезает, то не растворяется в пространстве, а перемещается. Теперь ему интересно все, что движется. Можно провести такой эксперимент. Один взрослый сидит за столом и усаживает кроху к себе на колени, а другой - выкладывает на стол игрушку (кубик, мячик, машинка). Как только грудничок потянется за игрушкой, взрослый толкает ее так, чтобы она перекатилась через стол и упала на пол. Малыш пристально следит за движением и наклоняется, чтобы рассмотреть игрушку на полу. Также в 8 месяцев дети умеют находить спрятанные предметы, перекладывать их, вкладывать один в другой.
  • Наблюдение за окружающим миром и явлениями природы. Во время прогулок в коляске ребенок теперь может находиться в сидячем или полусидячем положении. Пространство расширяется для него до «космических» масштабов. Теперь ребенок может наблюдать за движениями людей, животных, птиц, машин, чувствовать ветер, капли дождя, солнечные лучи на лице и т.д.
  • Возражение и проявление характера. В этом возрасте малыш может выразить протест, если ему что-то не нравится. Это может быть визг, крик, плач. Также у ребенка появляются любимые занятия и игрушки в зависимости от типа темперамента. Если ребенок проявляет в этом возрасте негативные эмоции - это абсолютно нормально. Но в большинстве случаев здоровый восьмимесячный грудничок все-таки радостный и довольный жизнью. Ребенок может повторять одни и те же действия много раз, если они приносят ему радость.
  • Прятки - любимая игра. Младенец в этом возрасте осознанно поддерживает игру в прятки. Когда кто-то из близких прячется за мебелью или под покрывалом, грудничок с нетерпением ждет появления и громко смеется, если ему говорят «ку-ку» и окликают по имени.

Закрепление позитивного опыта в этом возрасте крайне важно. Рекомендуется уже сейчас хвалить ребенка и подбадривать его, если при освоении нового вида деятельности, у него что-то не получается.

Речевое развитие

В 8 месяцев малыш умеет не только громко лепетать и вскрикивать, но и «говорить» шепотом. Ребенок открывает для себя, что можно произносить звуки с разной силой и интонацией. Речевые навыки, которые сформировались в 7 месяцев, усовершенствуются.

  • Слоговые цепочки. В этом возрасте грудничок способен воспроизводить различные комбинации закрытых и открытых слогов: «да-да», «ма-ма», «дай-дай», «та-та», «ба-ба», «ма-ба», «ге-хе», «йэ-йэй» и другие варианты. Некоторые слоговые цепочки становятся более устойчивыми и произносятся с четкой артикуляцией. Для лепетной речи, ближе к концу второго полугодия жизни, характерно обеднение слоговых цепочек. Это нормальный процесс доречевого развития.
  • Мелодический лепет. Малыш уже умеет воспроизводить интонацию родной речи, ставит ударения в слогах, имитирует звуки речи взрослых. Также важное открытие этого возраста - обозначение объектов окружающего мира слогами, то есть лепетная речь становится осмысленной.

Грудничка нужно стимулировать к активной вокализации. Обычно дети начинают лепетать, когда пребывают в хорошем настроении, чем-то увлечены, общаются с близкими людьми. Также стимулировать малыша к лепету может речь его сверстников.

Что может ребенок в 8 месяцев? Моторные навыки этого периода: попытки самостоятельно усаживаться и ползать, уверенное захватывание и удерживание мелких предметов пальчиками, совершенствование координации движения и равновесия. В этом возрасте малыш осознает причинно-следственные связи между предметами и действиями, быстро переключает внимание, любит играть в прятки, наблюдать за движением и уже проявляет характер.

Распечатать

Что умеет ребенок в 8 месяцев?

С 8 месяцев проходит следующий этап действий с предметами – этап «соотносящего» действия. Малыш уже умеет соотносить предмет с определенным местом в пространстве. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает на определенное место, нанизывает крупные предметы, перемещает предметы в определенном направлении, закрывает крышку коробочки, употребляет предмет в качестве оружия.

У ребенка 8 месяцев появляются более тонкие движения пальцев – давайте ему коробочки разной формы. Ребенок может самостоятельно снимать и них крышки, с помощью взрослого закрывать. Можно предложить крохе доставать игрушки из мешочка, сшитого из яркой ткани, и складывать обратно.

На новый этап переходит понимание речи и диалог с взрослым. Теперь малыш прекрасно понимает и выполняет такие просьбы, как «дай ручку», «вытяни ножку», «наклони голову», «дай игрушку». Особое удовольствие доставляют ему игры и потешки, где надо выполнять какие-либо простенькие действия: хлопать в ладоши, качать головой, махать ручками, топать ножками.

Ребенок начинает показывать взрослому то, до чего ему хочется дотянуться, что хочет потрогать. Он может долго смотреть в окно на проезжающие мимо машины или падающие снежинки. Еще больше обостряются различия в восприятии окружающих. В незнакомой обстановке без мамы ребенок испытывает страх, порой близкий к панике. Это не регресс, а прогресс в развитии.

Малыш уже настолько эмоционально зрел, что прекрасно разделяет «свое» и «чужое», «знакомое» и «незнакомое». Беспокойство родителей должно вызывать как раз не наличие, а отсутствие подобных страхов, или, по крайней мере, негативных эмоций в отношении посторонних людей – это говорит об определенной задержке психического развития (не стоит путать с медицинским диагнозом!) или о создании повышенно «тепличных» условий для ребенка.

Задача родителей – научить малыша соблюдать правильную дистанцию в отношении посторонних людей, так, чтобы он научился не бояться и чувствовал себя уверенно, но при этом знал, что слепо доверять всем подряд тоже не стоит.

Первые страхи

В этом возрасте ребенок пугается резких, неожиданных звуков. Это также новая ступенька – в поле осознанного восприятия малыша теперь попадает одновременно много разных факторов. Познакомьте чадо с такими «шумящими» домашними помощниками, как пылесос, кухонная техника, стиральная машина – дайте послушать их звук, объясните, зачем они нужны.

Если ребенок продолжает их бояться, включайте из реже. Включив, уделите минутку крохе – обнимите, поцелуйте, скажите, что вы рядом и понимаете, как ему страшно, но вынуждены работать с пугающим прибором. Ругать малыша за его страх ни в коем случае нельзя – маленький человечек будет ощущать себя брошенным вдвойне!

К концу 8 месяца дети уже уверенно ползают, причем не обязательно вперед и на четвереньках. Есть малыши, которым больше нравится ползать на попке, или ножками вперед, пятится назад или боком. Все это – варианты нормы, и пугаться не следует. Поощряйте малыша к ползанию – оно способствует развитию мышечной системы, а также правильному формированию бинокулярного зрения, является профилактикой близорукости, улучшает координацию движений.

Активные тренировки

8 месяцев – время, когда многие родители сажают ребенка в «ходунки». Безусловно, это прекрасное изобретение… для родителей. А для малыша вряд ли. Его неокрепшие мышечная и костная системы получают излишнюю нагрузку, поэтому следует ограничить пребывание крохи в ходунках часом-полутора в сутки.

Чтобы не наклоняться постоянно, лучше приобретите «шлейку», в которой малыш сам будет регулировать, когда ходить. А когда опуститься на пол и отдохнуть. Чтобы ребенок тренировал тело и учился ходить, необходим массаж и ежедневная гимнастика. Какие-то движения малыш может и будет с радостью повторять за взрослым. А где-то ему понадобится ваша помощь.

Если у ребенка есть 4 зуба, пора переходить с пюреобразной пищи на мелко измельченную. Давайте крохе кусочки мягких продуктов – печенье, фрукты, огурцы, морковь, картошку, чтобы он мог тренироваться в откусывании и жевании.

Можно начинать приучение к горшку . Если малыш сидит уверенно, высаживайте его на горшок сразу после сна и после еды. Если ребенок категорически отказывается сидеть на горшке, не настаивайте, он освоит этот навык позже, около 1,5 лет. Если карапуз сидит на горшке охотно, не держите его на нем более 10 минут, даже если ничего не получилось. Если же результат оказался положительным, похвалите малыша. Не давайте игрушек сидящему на горшке ребенку, чтобы не отвлекать его.

Чем заниматься

Ползание – важнейший этап развития ребенка. Чтобы малыш научился сам садиться, вставать, ходить, сначала он должен встать на четвереньки. При пропуске или смене порядка основных движений есть повод задуматься о наличии функциональных нарушений со стороны нервной системы, о разбалансировании функций межполушарной координации. В силу пластичности детского организма эти нарушения могут пройти сами собой. А могут остаться и аукнуться проблемами с чтением и письмом, например.

Ползание – это еще и естественное упражнение, тренирующее все мышцы тела. Недостаточно тренированный малыш, рано встав, нередко получает кривые ножки, деформированную грудную клетку, перекошенный позвоночник.

К тому же хождение требует более жесткого контроля над телом, к чему мозг и нервная система могут быть еще не готовы. В дальнейшем это чревато недостаточной подвижностью мышечного корсета, различными телесными зажимами и, как следствие, психосоматическими заболеваниями , гипертонией и т.д.

Итак, что же делать, чтобы кроха лучше ползал? Подняться на колени и локти поможет следующее упражнение в ванне: положите малыша животиком на дно и постепенно наполняйте ванну водой. Вода будет поднимать ребенка под животик, заставляя встать. Будьте при этом очень внимательны, чтобы кроха не наглотался воды и не испугался!

Замечательно, если у вас есть домашний спорткомплекс с кольцами и горкой. Висы на кольцах или турнике тренируют мышцы рук (обратите внимание на захват – большой палец должен быть внизу перекладины). Сначала поддерживайте малыша, а потом страхуйте, разжав руки, но, не убирая их с тела крохи – когда он устанет висеть и соскользнет, вы мгновенно сможете его подхватить.

Поупражняйтесь с горкой (если ее нет дома, это можно делать на улице). Придерживая ребенка за талию, положите его вниз головой по склону и начинайте «спуск». Малышу ничего не останется, как встать на четвереньки…

Учитесь ходить «на руках»: поднимайте ножки младенца, чтобы он вставал на руки. Пораскачивайте малыша взад-вперед – ему наверняка понравится! Поверхность пола должна быть не скользкой (этим плох ламинат), но и не слишком мягкой (как пушистые ковры). Одежда ребенка должна быть удобной и не сковывающей движений (можно вообще обойтись без нее).

Ножки оставьте голенькими – носочки будут скользить, а ботиночки не дадут возможности жестко упираться всей стопой. Для ползания на паркет или ламинат можно постелить шерстяные одеяла и закрепить их по краям, чтобы не собирались. Получится удобно и для ребенка, и для вас. Ему тепло и не больно, если вдруг «клюнет носиком». А вы можете стирать эти одеяла хоть каждый день – и никаких проблем с гигиеной.

Что еще почитать