Конспект занятия «Секреты этикета

Занятие по этикету в подготовительной группе

МДОУ № 4

ТЕМА: Правила этикета – залог успеха

ЦЕЛЬ: Продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил и норм этического поведения. Закреплять знания культурного поведения за столом. Продолжать обогащать словарь детей другими формами слов – приветствий. Развивать творческие способности детей, выразительности речи. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым, желание доставлять радость другому человеку.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети находятся в зале. Гости входят в зал под музыку «Улыбка». Гости садятся на стульчики.

Вос-ль: - Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте их поприветствуем.

Дети: - Здравствуйте.

Вос-ль: - Ребята, а как еще можно поприветствовать наших гостей, какими словами?

Дети: – Добрый день, доброе утро, мы рады вас видеть.

Вос-ль: - Ребята, а можно ли поприветствовать наших гостей словом «привет»? Ведь это тоже слово – приветствие?

Дети: - Не, это будет выглядеть неприлично. «Привет» можно сказать только самым близким людям (маме, бабушке, папе, дедушке, брату, сестре) или другу.

Вос-ль: - А Настя, например, может сказать Алеше «привет»?

Дети: - Да, потому что они друзья.

Вос-ль: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики.

Вос-ль: - И сегодня, ребята, мы находимся не просто в зале, а на телестудии, где будут снимать передачу «Пусть говорят». У нас в студии находятся гости, которые пришли к нам на передачу, вы – герои передачи и я Наталья Сергеевна – ведущая этой передачи. Нас будут смотреть дети с других детских садов. Ребята, у меня в руках есть микрофон, если появятся вопросы у вас или у гостей студии, поднимите руки, и я подойду.

И так, на нашей передаче «Пусть говорят» мы обсуждаем невыдуманные истории, а только те, которые касаются непосредственно нас самих. И тема нашей передачи называется «Этикет». Зачем нам нужен этикет? Мы с вами много говорили про это слово. И у меня к вам первый вопрос: Что такое этикет?

Дети: - Этикет – это правила поведения и вежливости в общественных местах.

Вос-ль:- Ребята, а о каких общественных местах вы имеете в виду?

Дети: - Правила поведения в транспорте, театре, цирке, детском саду, на улице, за столом, в гостях, в больнице и т.д.

Вос-ль:- Хорошо, вот например, вы приходите в гости, в детский сад или другое общественное место, кто первым, или какое первое слово вы должны сказать?

Дети: - Здравствуйте.

Вос-ль:- Конечно же «здравствуйте». Давайте снова вернемся к этому слову – приветствие, ведь это самое главное, самое первое слово, где бы мы не были.

Ребята, а кто знает, что означает это слово?

Дети: - Если человек здоровается, значит, он желает другому здоровье.

Вос-ль :- Действительно, когда знакомые люди встречаются друг с другом, каждый из них должен поздороваться, это слово приветствие, знак доброго уважения людей друг к другу. А означает оно все то же – пожелание здоровья – здравствуй, т.е. будь здоров, не болей.

Ребята, а вы знаете, что существуют такие племена, где люди здороваются носами, локтями, а на Руси есть такое красивое слово «здравствуйте».

А может быть кто – нибудь из вас нам расскажет стихотворение.

Дети:- Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро!

Солнцу и птицам,

Доброе утро-

Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Вос-ль: - Ребята, оказывается, правильно здороваться нас учат и наши русские народные сказки. Я вам предлагаю посмотреть и показать отрывок из русской народной сказки «Лиса и волк». А в этом мне помогут М.Кристина и Д.Алеша (дети инсценируют сказку, используя настольный театр).

Ребенок: - Встретились кума- лиса да серый волк. «Здравствуй, лисонька» - «Здравствуй, куманек».

Вос-ль: - Ребята, вы заметили, как лиса здоровалась?

Дети:- Хитренько, ласково.

Вос-ль: - А волк?

Дети: - По-доброму.

Вос-ль:- А у нас есть еще одна сказка, а как называется, вы сами назовете. А поможет мне ее показать Сережа К. и Настя Р. (инсценировка сказки)

Дети: - По мачехиному веленью посадил старик старухину дочь в сани, повез ее в лес, вывалил в сугроб под высокой елью и уехал. Старухина дочь сидит, зубами стучит. А Морозко по лесу потрескивает, с елки на елку подскакивает, да на старухину дочь поглядывает:

Здравствуй девица.

Здорово старик.

Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная?

Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко!

Вос-ль: - Ребята, как мачехина дочка отвечала?

Дети: - Грубо, невежливо

Вос-ль: - Вспомните, а как падчерица, Настенька отвечала Морозко?

Дети:- Здравствуй Морозко, здравствй батюшка. Ласково.

Вос-ль: - Ребята, эта сказка дошла до нас с незапамятных времен, с тех лет, когда люди еще не умели писать, чтобы записать саму сказку, она просто передавалась от одного человека к другому, как говорится из уст в уста – от мамы к дочке, от бабушке к внучке. Но уже тогда, в давние времена, люди знали, что друг с другом надо говорить вежливо, с уважением, и желать друг другу здоровья.

Вос-ль: - Но, а сейчас мы немного прервемся на небольшую музыкальную паузу (дети поют «Здравствуй - говори» и выполняют движения под музыку).

Вос-ль: - Мы немного отдохнули, а сейчас я предлагаю сесть на свои места.

Ребята, у нас в студии накопилось много вопросов по этикету. Дайте поможем на них ответить.

1. –Ребята, один мальчик на улице увидел своего воспитателя, но она была на противоположной стороне дороги. Он на всю улицу закричал «Марья Ивановна, здравствуйте!» правильно ли он поступил?

2. – Ребята, мне подарили ненужную некрасивую вещь. Что мне сказать тому, кто ее подарил?

3. - Ребята, как мне быть, если я опоздала в театр.

4. – Как мне поступить, если я вошел в автобус и увидел, что на задней площадке стоят мои друзья, надо ли здороваться с ними? Если надо, то как это сделать?

5. – Однажды я пришла в гости к ребятам и увидела, как они безобразно вели себя за столом. Я ушла. Правильно ли я сделала?

Вос-ль:- Как раз по этому поводу у нас есть кое-что интересное. Я предлагаю всем внимательно послушать и посмотреть (рассказ воспитателя сопровождается картинками).

Вос-ль:- Почему Катя ушла?

Дети: - Ребята вели себя безобразно.

Вос-ль: - А, что они делали неправильно?

Дети: - На горячий суп дуть нельзя, а надо помешивать ложкой, чтобы скорее остывал. Локти на стол класть нельзя, на столе должны быть только запястья. От котлеты надо отламывать кусочки вилкой. Косточки от компота нужно класть на блюдечко. Нельзя разговаривать с полным ртом, если тебе задали вопрос, сначала нужно проживать и проглотить пищу, а потом отвечать.

Вос-ль: - А какие правила этикета вы еще знаете?

Дети: - Перед едой нужно мыть руки. Гарнир: картошка, котлета и другие овощи нужно кушать вилкой. Нож нужно держать в правой руке, а вилку в левой руке. Выходя из-за стола сказать «Спасибо» и т.д.

Дети: - Ребята, ответьте мне теперь на вопрос, что было бы с людьми, если бы не было правил этикета.

Дети: - Ответы детей.

Вос-ль: - Был бы беспорядок. Как здорово, что они существует.

К сожалению, наша передача подходит к концу и в заключение наши герои программы хотели бы дать несколько советов другим детям.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В автобус вы поможете,

Взобраться инвалиду.

Ежели вы вежливы

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами.

И ежели вы вежливы

То в разговоре с тетей

И с бабушкой, и с дедушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Вос-ль: - Ребята, что нам нужно сказать нашим гостям.

Дети: - До свидания.

Вос-ль: - Берегите себя и своих близких.

«Встречаем гостей»

Разработчик:

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 6 г. Минеральные Воды

Кудрявец Сусанна Владимировна

Театрализованное занятие по этикету

Тема: «Встречаем гостей»

Цель: знакомство с правилами речевого поведения при встрече гостей, с правилами поведения за столом, развитие коммуникативных способностей детей.

Оборудование: аудиопроигрыватель, аудиозапись мелодий песен «Разноцветная игра», «Доброе слово», «Улыбка», декорация праздничного стола.

Ход занятия.

Группа ребят исполняет «Песенку об очень важном»

Музыка А. Захаровой. Стихи Л. Рыжова.

Во дворе и школьном классе,

Дома и когда в гостях

Прост и вежлив оставайся –

Это вовсе не пустяк.

С языка сорвётся грубость,

Или глупость, или гнев –

И обидеть можно друга,

Коль забудется припев:

Припев:

Вместо окрика злого

Лучше доброе слово

И улыбку не надо стеречь

Жизнь устроена мудро:

Это вовсе не трудно –

Берегите, пожалуйста, речь!

Этикет – не этикетка

И не новенький костюм,

Это – жизненная сметка,

И воспитанность, и ум.

Он всегда и всюду нужен

На любой твоей тропе.

С этикетом если дружен,

Значит, помнишь ты припев:

Припев тот же.

Учитель: Сегодня на занятии вы, ребята, познакомитесь с правилами приёма гостей, узнаете о том, как надо вести себя за столом, как сделать, чтобы гостю у вас было уютно и нескучно.

Итак, первое с чего мы начнём, это представление гостю незнакомых ему людей.

Взрослые и дети по-разному ведут себя во время знакомства. Взрослые называют полностью свою фамилию, имя и отчество, а дети – только фамилию и имя. Когда люди знакомятся, они должны быть приветливы и дружелюбны. Поэтому, услышав фамилию и имя нового знакомого, говорят: «Очень приятно» или «Очень рады». Взрослые пожимают друг другу руки, а дети чуть-чуть наклоняют голову и сразу поднимают её. Это этикетные движения и этикетные жесты.

Сценка «Знакомьтесь, пожалуйста!»

Учитель: В одном большом городе жила-была одна дружная семья. Однажды к ним в гости пришла мамина подруга Нина Михайловна. Что сказал папа?

Папа: Разрешите представиться – Муратов.

Меня зовут Александр Ильич.

А это отец наш – Илья Фомич.

Позвольте представить, будем знакомы,

Самую старшую в нашем доме:

Муратова Мария Донатовна.

Нина Михайловна: Очень рада! Очень приятно!

Бабушка: Мы тоже гостям всегда рады.

Нина Михайловна : Гостеприимство для гостя награда.

Папа помогает гостье снять пальто. Все проходят в комнату. Нина Михайловна садится в кресло. Внезапно вбегает Федя, за ним входит Нюша.

Федя: Тётя, знакомьтесь со старшим братом.

Я главный в доме – Федька Муратов.

А та, что развесила ушки-хлопушки,

Салага и плакса – сестра моя Нюшка.

Нина Михайловна удивляется. Папа отводит Федю в сторонку и беседует. Федя возвращается и подходит к гостье.

Федя: Простите, пожалуйста, мне нездоровится,

Да я и не знал, как надо знакомиться…

Я – Фёдор Муратов, а это – Нюша –

Девочка умная и послушная.

Нина Михайловна: Рада знакомству с Федей и Нюшей. Хочу угостить вас душистыми грушами.

Федя хватает сразу две груши и ест с большим аппетитом, а Нюша берёт одну грушу.

Нюша: Спасибо. И вы угощайтесь. Вкусно.

Нина Михайловна: У вас хорошо и уютно, как дома!

Приятная встреча! Будем знакомы!

Обсуждение сценки.

Почему папа представляет гостье всех членов семьи?

Какие слова говорят при знакомстве?

Хорошо ли вёл себя Федя?

Как он исправил свою ошибку?

А, что следует сказать, когда вас угощают?

Как вёл себя при этом Федя?

Учитель: Очень важно соблюдать правила приличия за столом. Сейчас ребята-консультанты познакомят вас с некоторыми из них.

1-й ребёнок : Не рекомендуется сидеть слишком далеко или слишком близко от стола и класть локти на стол. Этим можно стеснить соседа. На стуле нужно сидеть прямо, не нагибаясь слишком низко над тарелкой. Не полагается тянуться через стол.

2-й ребёнок: Взяв салфетку, предназначенную для индивидуального пользования, нужно развернуть её и положить на колени, чтобы предохранить костюм или платье от капель, брызг, крошек. После еды салфеткой можно коснуться губ, вытереть ею концы пальцев. Закончив еду, салфетку не складывают, а кладут на стол.

3-й ребёнок: Не эстетичная манера есть вызывает раздражение у окружающих. Необходимо следить за собой во время еды, соблюдая установившиеся правила. Есть с аппетитом – это не значит, есть торопливо. Если блюдо нравится, можно доесть его до конца, но некрасиво выглядит кусочек хлеба на конце вилки, которым иногда очищают тарелку от еды. Не сумев съесть соус с основным продуктом – мясом, рыбой, лучше оставить его на тарелке.

4-й ребёнок: Нужно знать, что нельзя своим ножом, вилкой брать кушанье из общих тарелок, ваз, подносов, блюд. Для общих блюд подают специальные вилки, ложки и ножи, которые отличаются своей формой и размерами. Ими можно брать кушанье себе на тарелку.

5-й ребёнок: Но существуют продукты, которые берут руками. Это хлеб, печенье, пирожные, фрукты, кусковой сахар (если для него не положены специальные щипцы). Такой порядок принят не случайно: их не надо делить ножом или вилкой, они не пачкают пальцев. Кроме того рука касается только одного куска, который затем и кладут себе в тарелку или в чашку.

Учитель: В русских семьях принято угощать гостя чаем. Нину Михайловну угощает бабушка.

Сценка «Простите, пожалуйста!»

Бабушка: Пожалуйста, чай, конфеты, варенье.

Потом мы послушаем Нюшино пенье.

Извольте откушать домашний пирог,

Отведать печенье, пирожное, сок.

Нина Михайловна: Спасибо хозяйке - Марии Донатовне.

Как говорят, угощение знатное.

Тают во рту и пирог, и печенье.

Вышло на славу и ваше варенье.

Очень красива посуда чайная…

В это время Федя опрокидывает вазочку с вареньем на платье Нины Михайловны. Он бросается к гостье, слизывая варенье, опрокидывает чашку.

Нина Михайловна: Знает мальчик или нет,

Что такое этикет?

Федя пожимает плечами.

Федя: Наверное, это милиционер, который следит за порядком. Сейчас его вызовут. Что я натворил! Нужно попросить прощения. Какие слова я должен сказать? Сейчас вспомню…

Бабушка: Нина Михайловна, не надо сердиться.

Проказнику следует извиниться.

Вместо него я прошу прощения

За Федино глупое поведение.

Бабушка помогает Нине Михайловне избавиться от пятна, папа объясняет Феде его ошибки. Все возвращаются в комнату.

Федя: Я был неловок. Прошу прощения.

Я виноват я прошу извинения.

Нина Михайловна: Что ж, Федя, тебя от души я простила

Пятно уничтожили содой и мылом.

Пусть Нюша служит тебе примером:

Хорошие у неё манеры.

Учитель: В гости ходят не только взрослые, но и дети. К маленькому гостю нужно быть внимательным: предложить игру, занять разговором; если хозяин или гость поёт, танцует или читает стихи, его нужно внимательно слушать, не перебивая.

В гости к Нюше пришла её подруга Маша.

Нюша: Здравствуй, Маша, проходи,

Нашей гостьей будь

Если хочешь, посиди,

Чтобы отдохнуть.

Если хочешь, посмотри

Новенькую книжку.

Если хочешь, покачай

Плюшевого мишку.

Появляется ухмыляющийся Федя.

Федя: Нюшка – погремушка,

Машка – деревяшка!

Как у нашей Нюшки

На носу веснушки!

Как у нашей Машки

Чуб, как у барашки!

Нюша грозит брату. Федя делает виноватое лицо.

Федя: Ладно-ладно, я больше не буду, примите меня играть!

Входит бабушка.

Бабушка: Нюша, Машенька, ребята! Не могли бы вы спеть для нашей гостьи?

Нюша: С удовольствием!

Маша: Давайте нашу любимую песенку «Улыбка».

Дети исполняют песню.

Нина Михайловна: Как приятно слушать мне пение детей!

Учитель: А потом Нюша и Федя предложили гостям весёлый танец.

Ребята исполняют танец «Разноцветная игра» (см. Приложение)

Обсуждение сценки.

Что вы можете сказать о поведении Феди за столом?

Как ребята встретили свою подругу?

А какие интересные занятия для своих гостей можете предложить вы?

Учитель: Незаметно прошло время. Гостям пора домой. Все прощаются с гостями.

Сценка «Прощание с гостями»

Дедушка: Всего вам доброго!

Бабушка: Всего хорошего!

Папа: Рады были познакомиться!

Мама: Надеюсь, мы скоро встретимся, приходите в гости, пожалуйста!

Нюша: Спасибо за груши. До свидания!

Федя: До свидания. Нина Михайловна, простите меня. Я вёл себя плохо. Но когда вы придёте к нам в следующий раз, я буду вежливее. Приходите в гости, пожалуйста.

Нина Михайловна: Спасибо за хлеб-соль, за приятный вечер. Было очень весело. Приходите и вы в гости всей семьёй. Буду очень-очень рада. До новых встреч!

Обсуждение сценки.

С какими словами прощания познакомились в этой сценке? Какие ещё слова прощания знаете вы?

Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие по этикету. Я думаю, знания, полученные на этом занятии, помогут вам организовать встречу гостей

Вежливость для взрослых и для детей важна,

Вежливость – чудесная, добрая страна.

Вежливости надо с детства всем учиться,

Вежливость, ребята, волшебства частица!

Если будем вежливы

Каждый день и час –

Станет мир счастливее

Ольга Ярова
Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости».

Занятие по этикету в старшей группе «Путешествие по острову Вежливости » .

Цели :

Воспитывать культуру общения : умение приветливо разговаривать друг с другом, вежливо обращаться .

Дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у девочек и мальчиков умение общаться между собой.

Систематизировать правила доброго, вежливого поведения . Обобщить и расширить знания детей о хороших и плохих поступках.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Ребята, вы любите путешествовать ?

Давайте сегодня мы с вами отправимся в путешествие по острову Вежливости и проверим , насколько вы вежливы и воспитаны . Вас ожидают различные задания, с которыми, я думаю, вы без труда справитесь.

Прежде чем отправиться в путешествие вы должны решить , что возьмете с собой. ЧЕСТНОСТЬ, ДРУЖБА, ВЗАИМОВЫРУЧКА, ВЕЖЛИВОСТЬ . ДОБРОТА. НЕВОСПИТАННОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ТРУСОСТЬ.

Итак, в путь. Усаживайтесь поудобнее, закрывайте глаза и представьте, что мы плывем на большом корабле.

Как весело, как весело

Отправиться с друзьями.

И в это путешествие

Гостей зовем мы с нами!

А вот и наша первая остановка «Добрые слова» . Посмотрим, какие задания нас здесь ожидают.

1. Ответьте на вопросы :

1. Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день) . Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас.

2. Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи) .

3. Какие вежливые слова еще вы знаете ? (Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю)

4. В каких случаях нужно говорить «спасибо» ?

5. Когда мы произносим волшебное слово «пожалуйста» ? (В ответ на спасибо, и если просим о чем-нибудь) .

6. Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово

расходиться с делом).

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо , с улыбкой.

2. Стихотворения про вежливые слова .

Здравствуйте.

Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

Здравствуйте, -

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Добрый день.

Добрый день! - тебе сказали,

Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали -

Теплоты и доброты.

За что мы говорим «Спасибо» ?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали сколько раз.

3. Игра «Вежливая просьба » .

Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста» . Кто ошибается – выбывает из игры.

4. ЗАГАДКИ :

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему : «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает : «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала : «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала : «…» (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна :

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи : «…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали : «…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал : «…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали : «…» (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю : «…» (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит : «…» (Спокойной ночи)

Девочка Рита возле дорожки

Стол накрывает собаке и кошке.

Плошки расставив, скажет им Рита

«Ешьте! Приятного вам …» (аппетита)

2 остановка «Верные друзья» .

А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? (МУЗЫКА) Он самый добрый и вежливый . Его любимая фраза : «Ребята, давайте жить дружно!» (ответы детей)

Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей, как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо .

1. Сценки : «Мальчик оказывает любезные услуги девочке» .

Для этого распределим роли.

Мальчик подходит вместе с девочкой к двери. Пропускает ее вперед.

Мальчик уступает в автобусе место девочке.

Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

Мальчик делает комплимент девочке.

Мальчик знакомится с девочкой.

Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них, или вежливо отказаться , сказав спасибо.

Я думаю, в нашей группе все дети будут дружить и никогда не ссориться.

2. Игра : «Веселые да-нетки» .

Я буду называть вам ситуации, а вы молча показывать красный или зелёный кружок. Красный означает, что вы не согласны с моим утверждением, а зелёный – что вы согласны с ним.

Никогда не делись игрушкой с другом.

Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Не старайся всегда быть первым .

Злись и завидуй, когда проигрываешь.

Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно .

Никогда не уступай, спорь по пустякам.

Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

Умей принять помощь, совет и замечание друга.

Если друг попал в беду, не помогай ему.

Решай споры словами, а не кулаками.

А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда :

Никогда не груби своим товарищам.

Не называй обидными словами.

Не давай прозвищ.

Не толкайся и не дерись.

3. Физкультминутка «Быстро встаньте» .

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

3 остановка «Хорошие поступки» .

Что такое быть добрым?

Доброта – вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри :

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

1. Задание «Опиши поступок» . Перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков.

Дети рассматривают картинки, обсуждают их содержание.

По какому пути мы пойдем? По дороге хороших или плохих поступков?

Почему мы пойдем по дороге хороших поступков?

Хорошие, добрые поступки могут быть большими и малыми, а могут быть

повседневными.

Какие хорошие поступки вы совершали?

Выбирается один ведущий, которому завязывают глаза. Дети поочереди называют вежливые слова , а ведущий должен угадать, кто сказал веждивое слово. Через два-три слова ведущий меняется.

Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость .

Ребята, хочу напомнить вам, чтобы вы не забывали про улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Улыбайтесь друг другу чаще!

Вы выполнили все задания. А теперь пора возвращаться.

Раз, два, покружись,

В своей группе очутись !

Вот и закончилось наше путешествие . С возвращением Вас!

Игра «Сердечные пожелания» .

А нам осталось только попрощаться с нашими гостями, поблагодарить их за внимание. До свидания!

Мною представлен конспект непосредственно-образовательной деятельности социально-коммуникативной и духовно-нравственной направленности по ознакомлению с правилами этикета в старшей группе «В царстве вежливых наук».

Данный конспект составлен для детей старшей группы в соответствии с разработанным мною комплексно-тематическим планированием по ознакомлению дошкольников с правилами этикета и отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования.

В ходе образовательной деятельности происходила интеграция областей по социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому развитию; художественно-эстетическому развитию, физическому развитию.

· Принцип воспитывающего обучения

· Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).

· Принцип сознательности и активности (поддерживалась мотивация и интерес).

· Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

· Принцип психологической комфортности (были использованы тренинговые упражнения)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

  • Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы.
  • Формировать элементарные представление о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других;
  • Учить правильно, называть нравственные качества настоящего товарища; воспитывать доброжелательное отношение к товарищам; дать представление о специфических сторонах общения девочек и мальчиков и формировать у ребят умение общаться между собой;
  • Закреплять правила поведения в общественных местах и учить речевому общению в коллективе.

Материал: маски с различным эмоциональным состоянием (добрая, грустная, удивленная); мягкая игрушка – котёнок; лепестки (по количеству детей); аудиозапись звуков поезда, теплохода, самолета; странички книги «Правила этикета»; презентация «Добрые слова».

Литература: Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете., Безгина О.Ю. Речевой этикет старших дошкольников., Насонкина С.А. Уроки этикета., Давай познакомимся! тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет / автор-составитель Пазухина И.А.

Предварительная работа: просмотр развивающего мультфильма «Лунтик и его друзья. Изучаем правила»

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

Ход:

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Мы отправимся сегодня

в Царство вежливых наук.

Ребята, наши старые знакомые, Лунтик и его друзья, приглашают совершить путешествие в Царство вежливых наук, чтобы познакомить вас с правилами этикета.

А вы знаете, что такое этикет? (правила вежливости и культуры поведения).

А что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком? (Воспитанный человек разговаривает вежливо, всегда говорит волшебные слова, никогда никого не обижает, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит свое слово).

Молодцы, ребята. Правильно. Этикет, как порядок поведения создан людьми для приятного общения, для проявления своим поведением уважения и любви к окружающим людям. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми.

Лунтик уже побывал в Царстве вежливых наук и записал все правила в книгу «Правила этикета», чтобы рассказать о них своим друзьям. Только когда он уже собрался возвращаться подул сильный ветер и все странички книги разлетелись по всему царству. Поможем Лунтику собрать странички книги? (Да!).

Ребята, вы готовы отправиться в царство этикета?

Да!

Тогда нам пора отправляться в путь. А вы знаете, что в дальние края можно путешествовать мысленно?

Как это?

Очень просто. Нужно только закрыть глаза и представить, как мы едим на поезде, плывем на теплоходе, летим на самолете или мчимся на северных оленях. Итак, в путь. Закрывайте глаза и занимайте места в вагоне (аудиозапись звуков поезда).

А теперь откроем глаза. Приехали.

Станция «Добрые слова».

Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей?

Привет, здравствуй.

А вы знаете, что здороваться можно по-разному? Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?

Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день, кивнуть головой, улыбнуться, пожать друг другу руки…

Молодцы, ребята, много знаете приветственных слов. У всех людей на земле есть свой обычай приветствия. В русском языке есть прекрасное слово «здравствуй». Ребята, как вы думаете, что оно означает?

Будь здоров.

Правильно, слово «здравствуйте» очень старое. Связано оно со словом «дерево». Когда-то давно, люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево. И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.

Здравствуйте!

Ой, кто это сказал?

Ребята, посмотрите, это же котенок, он хочет с вами поиграть. Становитесь скорее в круг.

Игра «Вежливый ребенок»

Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг игрушки-котенка и приговаривают:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам, котята,

Рады видеть вас всегда.

Ребенок, остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов («как я рад тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «как хорошо, что мы встретились» и т. д.)

А вот и первая страничка нашлась (показываю детям страничку «Правила приветствия»)

Вежливо здороваться вы умеете, а какие вежливые слова вы еще знаете?

Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу прощения, благодарю…

Молодцы, а сейчас ребята прочитают для нас стихи о добрых, вежливых словах. (Стихи сопровождаются показом презентации «Добрые слова»).

1-й ребенок:

Добрый день!

Добрый день! – тебе сказали.

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

2-й ребенок: Доброго пути!

Нам желают доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

3-й ребенок:

Здравствуйте!

Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

4-й ребенок:

Пожалуйста .

Отменить, что ли,

Слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что

Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

5-й ребенок:

Спасибо.

За что мы говорим спасибо?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы –

Кому сказали? Сколько раз?

6-й ребенок:

Простите.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

7-й ребенок:

Добрые слова.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и новы,

Но я еще повторю все равно:

Добрые люди, будьте здоровы!

Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов.

Ребята, а может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?

Да.

Когда, по-вашему, это бывает?

Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой.

Давайте мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста».

(Воспитатель показывает разные движения, а дети должны их повторить лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.)

А теперь, чтоб узнать, как вы поняли, что такое «волшебные слова», решим задачу: «Пожалуйста! »

«Леночка сидела в автобусе. Она все время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Леночка испачкает ей пальто.

Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя себя вести – сделала замечание старушка, сидевшая напротив.

А что я сделала? – возразила Леночка. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись, стала смотреть в окно»

И девочка, и старушка произнесли слово «пожалуйста». Можно ли назвать Леночкино «пожалуйста» волшебным? Почему?

Потому что слово «пожалуйста» Лена произнесла грубо, как бы передразнивая старушку.

Вы решили мою задачу, ребята. Хорошо, что вы знаете волшебные слова. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Запомните это, ребята. Вот и вторая страничка нашлась – она называется «Волшебные слова».

Ребята, пришло время немного отдохнуть. Сделаем зарядку.

Мамам дружно помогаем.

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

(Наклоны вперед, движения, имитирующие полоскание.)

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки.

(Потягивание – руки в стороны.)

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки.

(Потягивание – руки вверх.)

Молодцы. Наше путешествие продолжается. Закрываем глаза, пересаживаемся на теплоход (аудиозапись звуков теплохода).

Станция «Любезные услуги». А живет здесь герой знакомого вам мультфильма. Отгадайте, кто это? Он самый добрый и вежливый. Его любимая фраза: «Ребята, давайте жить дружно!»

Конечно же, это кот Леопольд.

Посмотрите на маски и выберите ту, которая больше всего подходит Леопольду.

Почему вы выбрали именно эту маску?

Потому что Леопольд очень добрый и веселый кот.

Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А друзей – как мы уже знаем – нужно беречь. Нужно заботиться о них. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.

Вежливый мальчик обязательно уступит в автобусе свое место девочке.

Он никогда не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки.

И, конечно же, рыцарь никогда не станет обижать девочек.

Давайте рассмотрим ситуации. «Мальчик оказывает любезные услуги девочке».

Ты подошел к двери вместе с девочкой. Как ты поступишь?

Мальчик уступает в автобусе место девочке.

Мальчик помогает девочке нести тяжелые предметы.

Девочки должны уметь принять эти услуги и поблагодарить за них или вежливо отказаться, сказав спасибо.

Сейчас мы с вами поиграем в игру, в которой мальчики будут помогать девочкам, а девочки благодарить мальчиков за их помощь.

Игра «Лужа».

Воспитатель, проходя мимо детей сидящих на стульях, говорит слова: «Иду, иду, иду, дружка себе найду», останавливаясь перед одним из детей, спрашивает: «Хочешь играть со мной? Тогда пойдем вместе» Дальше они идут вместе, декламируя «Идем, идем, идем, дружка себе найдем!» Постепенно собирается цепочка из детей. Все образуют круг.

Ай, гугу, гугу, гугу - хоровод движется вправо, с последним словом

Не кружися на лугу - дети слегка приседают, держась за руки.

На лугу то лужица, - Опускают руки, поворачиваются лицом к

Голова закружится - центру, берутся руками за голову и качают

Ой, вода! ой вода! - головой, с последним словом поворачиваются

Вот беда так беда! - спиной к луже.

Прыг-скок, прыг-скок! - делают несколько прыжков от центра и останавливаются.

Прыгал, прыгал и скакал, - с последним словом дети приседают,

Прямо в лужицу попал! - «попадают в лужу».

После последних слов мальчикам нужно быстро вскочить с пола, подбежать к девочкам, взять их за руки и помочь им «выскочить из лужи». Девочки благодарят своих спасителей (игра повторяется 2-3 раза).

Я думаю, в нашей группе все дети всегда будут дружить и никогда не ссориться. А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов:

Никогда не груби своим товарищам.

Не называй обидными словами.

Не давай прозвищ.

Не толкайся и не дерись.

А вот и третья страничка нашлась. Она называется «Верные друзья».

А сейчас мы вместе поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья».

Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.

Кто привык у вас к порядку, утром делает зарядку?

Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?

Кто из вас, скажите дети, кулаками машет,

слезы мажет по лицу и кричит: «Сейчас побью! »

Кто из Вас, скажите братцы, друг другу помогает

Товарищей не обижает?

Мы бедные игрушки, поломанные!

Мы бедные игрушки, не сложенные!

Нелюбимые и забытые.

Кто на полки нас посадит? Кто на место отнесет?

Кто нам платьице поправит, в косы ленты заплетет?

И еще один вопрос: кто себе не моет нос?

Кто из вас, ребята, хочет: аккуратным, чистым быть.

С мылом, щеткою, водою обязательно дружить?

Молодцы, ребята. А мы продолжаем наше путешествие на самолете (аудиозапись самолета). Закрываем глаза.

Следующая станция «Цветочная поляна».

Мы с вами на волшебной поляне. Вам нужно выбрать подходящие лепестки и выложить цветы вежливости (дети выкладывают цветы). Какого цвета лепестки вы взяли для своего цветка?

Солнечные, яркие, красные, розовые, радостные…

Я тоже выложила свой цветок. Он похож на цветок вежливости?

Нет!

А как бы вы его назвали?

Цветок грубости!

Да, действительно. Вы выполнили все задания, и нашли еще одну страничку. А теперь пора возвращаться. Раз, два, покружись, в своей группе очутись.

Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами побывали, что мы с вами повидали? (ответы детей).

А еще мы помогли Лунтику и его друзьям странички книги «Правила этикета».

Не забывайте, ребята использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны помнить, что живете на свете не одни. Вас окружают другие люди, ваши близкие, товарищи, и вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.

Все берутся за руки и проговаривают:

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно светло.


Елена Гармаш
Конспект занятия «Этикет в гостях»

Подготовила : воспитатель 2 группы Гармаш Елена Анатольевна

Занятие «Этикет в гостях »

Цель : Познакомить детей с правилами этикета .

Задачи :

Научить детей быть гостеприимными хозяевами и приятными гостями ;

Развивать познавательную активность;

Воспитывать культуру общения, навыки взаимопомощи, сотрудничества.

Предварительная работа :

Проработана литература;

Создание наглядной мультимедийной продукции (презентация)

Оборудование :

Ход занятия:

Вводная часть

Основная часть

Воспитатель : Поговорим об этикете . Этикет -это определенный свод правил поведения. Когда вас пригласили в гости . Нужно соблюдать правила этикета . Чтобы их вспомнить я предлагаю вам сыграть в игру «Правила этикета » .

Игра «Правила этикета »

Дети становятся возле стульев, воспитатель бросает мяч каждому ребенку, дети отвечают на вопросы.

1. Как поступить, если тебя пригласили в гости ? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)

2. Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

3. Прилично ли опаздывать в гости ? (неприлично)

4. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

5. Как нужно одеваться если тебя пригласили в гости ? (красиво, нарядно)

6. Как нужно пригласить на день рождения : за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

7. Как нужно вести себя в гостях ? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

8. Как нужно вести себя за столом (не разваливайся на стуле, не клади локти на стол, ешь аккуратно, рот вытирай салфеткой, не разговаривай во время еды)

Воспитатель : Ребята вот мы и вспомнили правила этикета в гостях . Я предлагаю вам посмотреть поучительный мультфильм про сказочных героев.

Просмотр мультфильма «Букет цветов»

Обсуждение мультфильма с детьми.

Воспитатель : Ребята я предлагаю вам прослушать стихотворение.

Воспитатель читает стихотворение.

Извини, пожалуйста,

Прости, И разреши.

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы –

Таблицы умножения –

Есть еще таблица –

Таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два :

“Спасибо” и “Пожалуйста” -

волшебные слова!

Всюду, где нескромному

Укажут от ворот,

Вежливый попросит

И пройдет.

Перед словом вежливым

Двери отворятся!

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку,

Как дважды два :

“Спасибо” и “Пожалуйста” -

Волшебные слова.

Воспитатель : Ребята знаете эти слова? Какие это слова?

(Ответы детей)

Воспитатель : Эти слова добрые, волшебные, я предлагаю вам вспомнить эти слова. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебные слова»

Дети становятся в круг и по часовой стрелке передавая мяч по кругу говорят доброе слово. Начинает игру воспитатель.

Воспитатель : Молодцы ребята как много волшебных слов знаете, значит пришло время пригласить вас за стол.

Воспитатель приглашает детей сесть за приготовленный сервированный стол.

Воспитатель :

Ребята вы сели за стол, возьмите салфетку положите ее на колени. А теперь угощайтесь.

Когда берете еду из общих блюд, нужно брать кусочек который лежит ближе к вам.

Если нужно порезать еду на кусочки, нож следует держать в правой руке а вилку в левой.

А вот если вы нечаянно уронили на пол вилку или нож, нужно извиниться и попросить подать другой прибор.

Когда вы уходите домой, нужно обязательно сказать спасибо.

Воспитатель : Конечно, главная задача гостей -не как можно больше съесть, а хозяина-откармливать гостей . Главной целью дружеской встречи является атмосфера-приветливые жесты, взгляды, улыбка.

Ребята наше занятие подошло к концу и я хочу спросить вас о чем мы сегодня говорили на нашем занятии , может что-то новое вы узнали для себя?

(Ответы детей)

Воспитатель : Ребята научившись правильно вести себя в гостях и не доставлять хозяевам неудобств, вы всегда будете желанными гостями , куда бы ни пришли.

А сейчас я попрошу вас оценить наше занятие .

Перед вами доска и три вида смайликов. Если вам понравилось наше занятие -то приклейте улыбающийся смайл на доску, не очень понравилось равнодушный а если не понравилось грустный смайлик.

Публикации по теме:

«Педагогический этикет» МКОУ «Верх-Чебулинский детский дом» 2013г Методическое объединение Тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ» Требования современного этикета складывались.

Конспект занятия «Салфеточный этикет и складывание салфеток» Тема: САЛФЕТОЧНЫЙ ЭТИКЕТ Салфеточный этикет от доисторических времен до наших дней Цели: Ознакомление с историей салфетки. Дать информацию.

Конспект НОД по этикету для детей средней группы «Этикет для малышей» Конспект НОД по этикету для детей средней группы. Тема: «Этикет для малышей» Разработала старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №15 «Веселый.

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Этикет с малых лет» Конспект открытого занятия в 1 младшей группе «Этикет с малых лет» Цель: формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

Конспект занимательного дела «Мальчики и девочки» по недельной тематике «Этикет» в средней группе. Мораль и нравственность - один из самых основных способов регуляции деятельности человека. В детстве усвоение социальных норм происходит.

Что еще почитать