Обучающая игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Перейди дорогу

Назначение : Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна. Подобные игры помогают сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении.

Цель:

Обучение правилам дорожного движения, основам безопасного поведения на улице. Воспитание грамотного и ответственного участника дорожного движения.

Задачи:

1. Учить оценивать дорожную ситуацию, предвидеть возможную опасность.

2. Контролировать свои действия на дороге, осознавая ответственность за последствия своего поведения.

3. Быть внимательным и осторожным.

4. С уважением относиться к другим участникам дорожного движения.

Материалы и оборудование:

Демонстрационные карточки, макет автомобильной дороги, игрушечные машины и человечки, набор дорожных знаков.

Ход игры:

Детям предлагаются для рассмотрения 14 карточек с изображением ситуаций по правилам дорожного движения

Дети изучают и рассказывают, что изображено на карточке, пытаясь раскрыть увиденное ими нарушение правил дорожного движения и последствия неправомерного поведения участников дорожного движения. Воспитатель выслушивает рассказы детей и дает правильный комментарий, при этом можно выставлять на демонстрационной доске соответствующий дорожный знак.

Карточка №1

Ситуация: Мальчик выбегает на проезжую часть, погнавшись за мячом.

Вывод: Если мяч выкатился на проезжую часть, бежать за ним нельзя. Перейдя дорогу по пешеходному переходу можно дойти до мяча и поднять его, когда рядом не будет машин. Выбегать на проезжую часть опасно не только для самого пешехода, но и для других участников дорожного движения.

Карточка №2

Ситуация: Мальчик идет по тротуару мимо арки, из которой выезжает машина. Водитель не видит мальчика и может совершить наезд на юного пешехода.

Вывод: Чтобы себя обезопасить, мальчик должен остановиться у края тротуара, прислушаться и осторожно заглянуть в арку. Никогда нельзя выходить на проезжую часть из-за препятствия.

Карточка №3

Ситуация: Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте, потому что его внимание привлекли друзья на другой стороне дороги.

Вывод: Даже увидев друзей, мальчик не должен забывать, что находится на дороге. Чтобы попасть на противоположную сторону нужно воспользоваться пешеходным переходом.

Карточка №4

Ситуация: Девочка переходит дорогу в неположенном месте, обходя автобус.

Вывод: Переходить дорогу можно только в специально отведенных местах, выход на проезжую часть в любом другом месте является очень опасным.

Карточка №5

Ситуация: Мальчик перебегает дорогу по пешеходному переходу, но перед близко идущим транспортом. Он нарушает правила безопасного перехода.

Вывод: Он нарушает правила безопасного перехода, так как нельзя выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности.

Карточка №6

Ситуация: Зеленый свет светофора только что сменил красный, мальчик хочет успеть перебежать дорогу, не видя, что легковой автомобиль уже тронулся с места.

Вывод: Мальчик должен был дождаться следующего включения зеленого сигнала и только после этого начать переход.

Карточка №7

Ситуация: Мальчик переходит перекресток по диагонали и становится причиной ДТП. Пытаясь объехать ребенка, зеленый автомобиль попадает в аварию.

Вывод: Нельзя переходить перекресток по диагонали.

Карточка №8

Ситуация: Изображена схема безопасного перехода проезжей части по наземному пешеходному переходу.

Вывод: Остановка на середине проезжей части опасна, поэтому нужно внимательно изучить обстановку еще до начала перехода, стараясь выбрать такой момент, когда можно будет совершить переход без остановок.

Карточка №9

Ситуация: Мальчик едет в автобусе на нижней ступеньке. Двери автобуса чуть приоткрылись, и мальчик может выпасть на проезжую часть.

Вывод: Опасно находиться на нижней ступеньке автобуса, обязательно нужно проходить в салон.

Карточка №10

Ситуация: Мальчик едет в автобусе, не держась за поручни. При торможении он теряет равновесие и падает, толкая других пассажиров.

Вывод: Всегда во время движения нужно держаться за поручни, это поможет избежать травм.

Карточка №11

Ситуация: Девочки на заднем сиденье автомобиля путешествуют, не пристегнувшись ремнями безопасности. Кроме того, они мешают водителю.

Вывод: Дети до 12 лет обязательно должны сидеть на заднем сиденье автомобиля пристегнутыми ремнями безопасности. Во время движения нельзя отвлекать водителя.

Карточка №12

Ситуация: Автомобиль еще не припарковался и не остановился, а мальчик уже торопиться выйти, причем на проезжую часть.

Вывод: Никогда не открывать дверь, пока автомобиль полностью не остановится и водитель не разрешит выйти. Нельзя выходить на проезжую часть.

Карточка №13

Ситуация: Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части.

Вывод: Кататься на роликах можно в специально отведенных местах, где нет запрещающих знаков. Кататься нужно в местах, где наименее людные участки, внимательнее относиться к другим пешеходам.

Карточка №14

Ситуация: Мальчик совершает наземный переход, ведя велосипед за руль.

Вывод: Велосипед - транспортное средство. Велосипедист является водителем. Переход пешеходный, значит и вести себя надо как пешеходу: надо спешиться и перевести велосипед на другую сторону дороги, держа за руль.

Управление образования Администрации города Костромы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 комбинированного вида города Кострома

ул. Почтовая, дом 8,

Обучающая игра

по правилам дорожного движения

для детей старшего дошкольного возраста

«ПЕРЕЙДИ ДОРОГУ»

(в рамках конкурса «Азбука дорожной безопасности»)

Старший воспитатель МДОУ –

Пояснительная записка.

Мы живем в обществе, где жизненно необходимо соблюдать определенные нормы и правила поведения дорожно-транспортной обстановки. Зачастую виновниками и пострадавшими дорожно-транспортных происшествий являются дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улице, дороге, в транспорте и учить правилам дорожного движения.

Как рассказать дошкольникам о правилах дорожного движения? Как жизненно важную информацию представить в доступной их пониманию форме и научить пользоваться ею в различных ситуациях? Несомненно, одной из самых эффективных форм является игра. Ведь игровая деятельность – это ведущая деятельность дошкольника. В игре он реально может прожить определенную роль. В игре легче обучать, так как, чтобы стать участником игры ребенок должен усвоить определенные правила. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Полученные знания о правилах дорожного движения в детском саду находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным. Игра меняет эмоциональное состояние ребенка (как правило, в сторону улучшения), побуждает детей к активности, снимает или уменьшает интеллектуальное или физическое напряжение, является сильным средством для самореализации ребенка.

Если вы хотите научить ребенка безопасному поведению на дороге, то играйте с ним. Игра «Перейди дорогу» как раз одна из таких игр.

План-конспект игры «Перейди дорогу»

Цель игры : систематизация знаний дошкольников по вопросам безопасного поведения на дороге.

Задачи:

· Воспитательные:

Воспитывать сообразительность и находчивость;

Воспитывать желание выполнять ПДД в жизни;

Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

· Обучающие:

Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;

Активизировать знания детей;

Обучить детей различать дорожные знаки (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные), предназначенные для водителей и пешеходов;

Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспорта.

· Развивающие:

Развитие наглядно-образного мышления на основе задач с использованием условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве;

Развитие познавательного мышления;

Развить интерес детей к проблеме безопасности.

Ожидаемый результат:

1. Дети овладеют базовыми правилами поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

2. Появится желание дисциплинированно и сознательно выполнять правила дорожного движения.

3. Разовьется отрицательное отношение к нарушению правил дорожного движения.

Оборудование:

1. Пешеходный переход (восьми полосная зебра) на макете дороги.

2. Шестигранный мягкий кубик (16см.×16см.) Каждая грань куба отмечена картинкой определенного раздела. Разделов в игре 6:

Пешеход

Дорожные знаки

Дорожные ловушки

3. 6 конвертов с вопросами по каждому разделу игры.

4. Внешние атрибуты инспектора ГИБДД (пилотка, жезл)

5. Отличительные значки для зрителей игры.

https://pandia.ru/text/78/493/images/image007_18.gif" width="357 height=292" height="292">

6. Свидетельство знатока дорожных наук.

https://pandia.ru/text/78/493/images/image009_1.jpg" alt="C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\картинки к игре по пдд\f108ce0d8e6b.jpg" width="114" height="113">

1. Кто такой пешеход? (Человек, находящийся вне транспортного средства на дороге и не производящий на ней работу)

2. По какой части улицы должен двигаться пешеход? (Тротуар, пешеходная дорожка, обочина)

3. С какой стороны нужно обходить стоящую машину и автобус? (Жди пока транспортное средство уедет или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где дорога хорошо просматривается)

4. Назови правило перехода проезжей части. (Прежде, чем переходить улицу пешеход должен убедиться в полной безопасности. Подойти к краю тротуара, у знака перехода. Остановиться, прислушаться. Посмотреть налево, направо, налево. Если нет транспорта слева, можно пройти до середины улицы. Приостановиться. Посмотреть направо, налево, направо. Если нет транспорта справа, можно пройти вторую половину улицы до противоположного тротуара. Переход улицы закончен).

5. Почему пешеходу нужно быть внимательным, даже если он переходит дорогу на зеленый свет?

6. Какое главное правило при переходе проезжей части? (Я должен видеть, и меня должны видеть).

7. Почему опасно переходить проезжую часть бегом, даже по пешеходному переходу? (На бегу внимание рассеянно, может не заметить приближающийся транспорт, человеку трудно наблюдать и оценивать ситуацию на дороге).

8. В какие игры можно играть на проезжей части? (Ни в какие).

2. Улица

https://pandia.ru/text/78/493/images/image011_0.jpg" alt="C:\Documents" width="113" height="114 src=">

1. Какие помощники есть у пешеходов и водителей? (Дорожные знаки, светофор, регулировщик)

2. Какие группы дорожных знаков ты знаешь? (Информационно-указательные, предупреждающие, запрещающие)

3. Какие дорожные знаки встречаются по дороге в детский сад?

4. Назови знак разрешающий переходить дорогу? (Пешеходный переход)

5. Назови знак, который поможет в пути, если проголодаешься? (Пункт питания)

6. Означает ли знак "Осторожно, дети!", что можно выбегать на дорогу без опаски? (Нет. Этот знак для водителя, чтобы он был осторожен и сбавил скорость).

7. Какой формы в России запрещающие дорожные знаки?

(Круглые.)
8. Что означает дорожный знак, широко известный под названием «кирпич»? (Проезд запрещён).

4. Пассажир

1. Назови правила поведения в транспорте? (Крепче держись за поручни. Нельзя высовывать руки и голову из окна транспорта. Нельзя разговаривать с водителем во время движения. Нельзя ходить по автобусу во время движения. В автобусе нельзя громко разговаривать, шуметь, кричать, мусорить).

2. Расскажи, как правильно ждать транспорт? (При ожидании пассажирского транспорта нельзя стоять на самом краю тротуара, можно оступиться или поскользнуться и попасть под колесо. Не входи и не выходи из автобуса, когда двери уже закрываются.).

3. Можно ли разговаривать с водителем во время движения? Почему? (Нет. Водителя во время движения отвлекать нельзя).

4. Что нужно сделать, если после выхода из транспорта тебе нужно перейти дорогу? (Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт. Поэтому выбегать из-за него нельзя ни спереди, ни сзади. Надо дойти до перехода или дождитесь, пока автобус отойдет от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу).

5. Для чего в машине нужен ремень? (Для безопасности. Если вдруг автомобиль резко затормозит и ты будешь не пристегнут ремнем безопасности, то можно сильно стукнуться или вылететь из машины).

6. Как должны ездить дети в автомобиле? (В кресле безопасности)

7. Какая опасность для пешехода может возникнуть, когда автобус подъезжает к остановке? (если много людей может возникнуть давка и есть опасность, что кто-нибудь нечаянно толкнет тебя под колеса транспортного средства, подъезжающее транспортное средство может занести на тротуар и задеть или сбить человека).

8. Почему опасно задерживаться при выходе из транспорта? (водитель может не заметить пассажира, закрыть двери и потащить пассажира зажатого дверями. Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку).

5. Велосипед

1. Как называют водителя велосипеда? (Велосипедист)

2. Что должно быть всегда исправно у велосипеда? (тормоза, звуковой сигнал, красный светоотражатель)

3. С какого возраста лет можно самостоятельно ездить на велосипеде по проезжей части? (С 14 лет)

4. Назови места, где можно кататься на велосипеде? (на закрытых площадках и велосипедных дорожках).

5. Какой знак разрешает велосипедное движение. Как он выглядит? ("Велосипедная дорожка" : в синем круге нарисован белый велосипед).

6. Назови все велосипедные правила? (Нельзя ездить на велосипеде на проезжей части. Не следует ездить на велосипеде по тротуару: он предназначен для пешеходов. На велосипеде можно ездить там, где есть специальный знак "Велосипедная дорожка". Катаясь надо правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, сбавлять скорость, объезжать маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей.

У перекрестка нужно остановиться, сойти с велосипеда и, дождавшись, когда светофор разрешит движение, ведя велосипед за руль, перейти на ту часть улицы, куда вы хотите попасть. Так же вести велосипед нужно через рельсы).

7. Сколько человек может ехать на велосипеде? (один)

8. Почему нужно надевать шлем при езде на велосипеде? (Использование шлема защитит от травм головы. Шлем должен соответствовать стандартам безопасности и быть удобным).

6. Дорожные ловушки

1. Где можно играть детям? (Во дворе или на игровой площадке)

2. Можно ли оглядываться, если тебя окликнул товарищ при переходе через проезжую часть? (Нет)

3. Назови, что спасает от дождя, но мешает при переходе через проезжую часть? (Капюшон, зонт)

4. Чем опасны кусты и деревья на улице? (Кусты и деревья - это предметы, которые закрывают обзор, мешают наблюдать за движением на проезжей части).

5. Почему стоящая машина может быть опасна? (Стоящая машина закрывает обзор, мешает наблюдать за проезжей частью. Она может закрывать приближающий автомобиль, водитель которого не видит пешехода).

6. Может ли движущаяся машина скрывать опасность? (Да. Часто на дороге едут рядом несколько машин. Одна закрывает другую. Пеше ход может не заметить скрытую машину, которая сзади. Если пешеход пропустил первую машину, надо подождать. Когда она отъедет по дальше, иначе можно не заметить встречную ма шину и попасть под нее).

7. Почему улицы, по которым редко проезжают автомобили могут быть опасны? (Пешеходу кажется, что дорога пуста и он мо жет начать переход, не посмотрев по сторонам. Но машина может внезапно появиться - выедет из двора или переулка, вывернуть из - за поворота. Поэтому при переходе через дорогу надо всегда внимательно смотреть по сторонам).

8. Можно ли играть на тротуаре, кататься на роликах и велосипеде по тротуару? (Нет. Когда играешь, можешь забыть, где находишься, можешь выбежать на проезжую часть, или у тебя укатится игрушка. Ты можешь помешать идущим пешеходам: толкнуть пожилого человека или столкнуться с детской коляской).

Фотографии игры:

https://pandia.ru/text/78/493/images/image016_1.jpg" alt="E:\P2230021.JPG" width="404" height="302 src=">

Людмила Кудряшова
Конспект занятия с детьми средней группы «Улица полна неожиданностей»

Цель:

формировать у детей представление о необходимости четко знать и соблюдать ПДД, о роли светофора на перекрестках, познакомить с необходимыми знаками, узнавать их и знать их значение.

Программное содержание:

Закрепить знания детей о сигналах светофора;

Продолжать закреплять правила поведения на проезжей части;

Развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД;

Упражнять в ориентировке в окружающей обстановке;

Закрепить в речи названия дорожных знаков.

Интеграция образовательных областей :безопасность, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Словарная работа: светофор, пешеход, тротуар.

Оборудование и материалы: изображения светофора и дорожных знаков, каждому ребенку дорожный знак.

Предварительная работа: чтение и разучивание стихов о правилах дорожного движения, беседа о правилах дорожного движения, рассматривание дорожных знаков.

Ход занятия.

Ребята! Вы пока ещё ходите по улице с папами и мамами, но скоро вам придётся ходить по улицам самостоятельно. По дорогам движется много машин, и переходить улицу в неположенных местах, там, где захочется, опасно. Со стороны может показаться, что на улице царит полный беспорядок: по проезжей части едут автобусы, машины. На тротуарах полно спящих людей. На самом деле все движение по улице происходит по строгим правилам-правила дорожного движения.

Ребята, сегодня я встретила Незнайку и пригласила его к нам в гости. Незнайка совершенно забыл о правилах дорожного движения.

Незнайка : А мне не обязательно это знать!

Незнайка, а как же ты переходишь дорогу, если не знаешь что такое светофор и для чего он нужен?

Незнайка: А зачем знать? Я просто перебегаю дорогу где хочу и когда хочу!

Ребята, разве так можно? А вы знаете что такое светофор? Зачем он нам нужен?

Незнайка, ты не боишься попасть под машину?

Незнайка: Нет, не боюсь! Я храбрый и быстрый, я быстро бегаю где хочу и когда хочу!

Ребята, разве можно перебегать дорогу где хочешь?

Дорогу можно переходить только по пешеходному переходу (показывает знак) и только на зеленый свет.

Незнайка: Ребята, я не знаю, а покажите мне как выглядит этот знак и что такое светофор. Какие у него цвета загораются в кружочках.

Незнайка, мы тебя научим правильно переходить дорогу!

«Выходя на улицу, приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное внимание.»

Показывает светофор

Дети рассказывают заранее выученные стихотворения:

1. Каждый знает, что без правил

Без дорожных не прожить.

Все должны мы на дороге

Осмотрительными быть.

2. Если жёлтым глазком

Светофор подмигнет,

Приготовьтесь,

Он сигнал подаёт!

3. Там, где транспорт и дорога,

Знать порядок все должны.

На проезжей части строго

Игры все запрещены!

Незнайка: Ребята, скажите мне, пожалуйста, где можно перебегать перекресток посередине и как быть, если я очень спешу?

Нельзя перебегать дорогу в неположенном месте. Нужно всегда соблюдать правила дорожного движения, об этом должны помнить все - и пешеходы, и водители.

Незнайка: А на какой цвет можно переходить дорогу?

Незнайка: А если я хочу пойти на красный, мне нравится красный.

Нельзя, Незнайка.

Незнайка: Почему?

Ребята, давайте посмотрмм как незнайка запомнил на какой свет светофора надо переходить дорогу.

Игра «Сигналы светофора».

воспитатель показывает красный кружок

Самый строгий красный сигнал

Путь для всех закрыт.

воспитатель показывает зеленый кружок

Зеленый сигал вспыхнет впереди

Скажет он: «Препятствий нет, смело в путь иди».

Дети свободно перемещаются по группе на зеленый кружочек, останавливаются - на красный.

(дети повторяют эти строки)

Ребята, а теперь я расскажу вам и Незнайке какие правила и дорожные знаки вы еще должны знать.

На улице встречается много разных дорожных знаков. Они рассказывают о том какова дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Каждый знак имеет свое название и установлен в таком месте, где он необходим. Давайте с ними познакомимся:

(показывает дорожные знаки)

1. Вот обычный переход

По нему идет народ

Здесь специальная разметка

«Зеброю» зовется метко!

Белые полоски тут

Через улицу ведут.

Воспитатель: Как, вы думаете, почему полоски на зебре белые?

2. Видишь, знак вон там висит?

Этот знак нам говорит

Чтоб в беду не угодить!

Нужно здесь переходить

Тут подземный переход,

Здесь надземный переход -

Он тебя переведет

Под землею, над землёю - это ясно

Идти людям безопасно.

3. Младший брат глядит в упор:

«Пешеход, смотри, постой»!

Лишь зелёный человечек

Разрешает путь домой,

Пешеходный светофор.

4. В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено!"

5. Посреди дороги дети,

Мы всегда за них в ответе.

Чтоб не плакал их родитель,

Будь внимательным, водитель!

6. В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Дидактическая игра «Собери дорожный знак».

Незнайка: Спасибо, ребята! Сегодня я так много узнал, и вы научили меня правильно переходить улицу. Теперь я знаю, что даже если я сильно тороплюсь, дорогу перебегать нельзя!

А еще нужно быть вежливыми друг с другом, и относиться с уважением к таким машинам на дороге, которые спешат на помощь людям. Например - "Скорая помощь" едет спасать людей, которые заболели. А Пожарная машина спешит на пожар. Этим машинам все должны уступать дорогу.

Незнайка: Наверное, Скорая помощь спешит к тем людям, которые не соблюдали правила дорожного движения.

Ребята, почему все должны соблюдать ПДД?

Если все будут соблюдать правила на дорогах и не нарушать их, то порядка станет больше.

Как часто вы переходите дорогу на красный свет? А перебегаете в неположенном месте? Будем надеяться, что не особенно часто, ведь это совсем не безопасно. Но у вас есть прекрасная возможность перейти огромное количество дорог в неположенных местах в Crossy Road! Не бойтесь, что игра научит вас дурному поведению и нарушениям правил дорожного движения — скорее наоборот, ведь каждый ваш забег непременно закончится лепёшкой под колёсами проезжающего автомобиля или поезда. Почему? Потому что Crossy Road на PC и Mac — это бесконечный раннер, в котором вы, управляя кубической курочкой или одним из сотни других персонажей, пытаетесь остаться в живых, переходя бесконечные дороги, заполненные легковыми автомобилями, грузовиками, поездами и прочим транспортом. Время от времени вам придётся даже пересекать реки, прыгая по брёвнышкам! Выход всегда есть, но успеете ли вы вовремя среагировать и увернуться от летящего на вас гоночного болида? С каждым пройденным метром дороги становятся всё живее и через них всё труднее пробираться, но если быть достаточно ловким, то всё возможно! Локации игры также разнообразны и сменяют друг друга — сперва вы можете идти через дороги посреди леса, затем перебраться на шоссе, а затем прыгать через болота — вы не устанете от одинаковых мест! Каждый удачный забег принесёт вам монетки, которые можно тратить на покупку различных персонажей для игры — и персонажей здесь не меньше сотни! Начнёте вы, как уже говорилось выше, с курочкой, но затем откроете доступ к рыбам, крокодилам, кошкам, собакам, астронавтам и даже известным персонажам других игр! Иногда персонаж может немного изменить визуальный облик игры — так, например, Пакмэн добавляет в игру так называемый “глитч 256”, который превращает пространство за вами в распадающиеся цифры, а сама дорога делается двумерной и сочетает в себе сине-чёрные цвета — прямо как в оригинальной игре Pac-Man! Это и многое другое вы сможете увидеть, пробуя играть за различных персонажей в Crossy Road!

Что еще почитать