Татьяна Флух
Сказка «Как лиса и волк узнали об электричестве»
Сказка как лиса и волк узнали об электричестве .
цели : дать детям представление об электричестве , электроэнергии ; расширять представления детей, о том где живёт электричество и как оно помогает человеку; закреплять правила безопасного поведения в обращении с бытовыми электроприборами ; воспитывать желание экономить электроэнергию , развивать интерес к познанию мира.
В одном лесу жила-была Лиса и всё бы ничего , если бы ни эта история, которая с ней приключилась. Однажды она решила наведаться в курятник, подкралась поближе и увидела, что в что-то светит –это горел свет. Отскочив от страха назад, она оборвала электрический провод и свет погас . В курятнике начался переполох. Ею овладело любопытство, захотелось потрогать этот проводок, но дятел, который сидел на электро -столбе и долбил себе дупло, успел вовремя предупредить Лису об опасности. Чтобы узнать ,что такое электричество , дятел посоветовал обратиться к Мудрой Совекоторая непременно ей об этом расскажет.
Лиса лукаво улыбнулась и решила воспользоваться советом дятла, а дятел поспешил отправить свою телеграмму о повреждении эл. провода людям, которые устраняют неисправности, электрикам . А Лиса уже спешит на урок к тётушке Сове в лесной школе. По дороге она встретила Волка и обо всём , что с ней, случилось, рассказала ему .
И вот они вместе пришли в школу, где уже на уроке сидели лесные звери и слушали её рассказ . Волк и Лиса тоже присели и начали слушать.
Электричество - наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Тётушка Сова рассказала о правилах безопасного обращения с электроприборами с помощью картинок . Затем познакомила с правилами :
1 .Выходя из дома необходимо выключать телевизор и магнитофон, утюг и другие бытовые предметы. Включённые и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод , нужно брать в руки только вилку.
3. Ни в коем случае нельзя подходить к оголённым проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4. Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам .
5. Нельзя вставлять в розетку никакие предметы. Гвоздики и пальчики…. В розетку не вставлять электричество опасно : это каждый должен знать.
6. Нельзя пользоваться электроприборами с повреждёнными проводами.
Лиса и Волк внимательно слушали и запоминали. В конце урока Тётушка Сова подарила своим ученикам волшебные предметы-электроприборы . Лиса -Патрикеевна выбрала себе электрический утюг ,чтобы утюжить свои наряды. Волку понравился электрический чайник . Он пригласил лесных жителей на чай.
Обобщить представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт,
Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,
Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Предварительная работа:
Игры:
Рассматривание альбомов:
«Мир вокруг нас»,
«Один дома»,
дидактические игры:
«Собери картинку»,
«Четвёртый лишний».
Взаимодействие с семьёй:
Консультации:
Программные задачи:
Воспитательные:
Развивающие:
Образовательные:
создающих комфорт,
Материал и оборудование:
Ход занятия
Воспитатель:
Если вы скучаете.
Если вы зеваете.
Или плакать хочется.
Или носик морщится,
Значит надо…
Значит надо…
Всех друзей сюда позвать
Значит надо…
Значит надо…
Веселиться и мечтать!
Психогимнастика.
Дети : Хотим.
Воспитатель
А на балу оказаться охота.
А надо еще приготовить обед:
Дети: Да, ей было бы легче.
Воспитатель:
Игра: «Ты –мне, я - тебе»
Пылесос – убирает пыль,
Утюг – гладит бельё. И т. д.
Воспитатель
И т. д.
Воспитатель :
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель:
Воспитатель:
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель:
Воспитатель:
Показывает DWD диск.
Воспитатель:
Дети: на ноутбуке.
Воспитатель:
Физкультминутка:
С мамой мы утюг купили.
Всё на полки уберем.
Пылесосом пол протрем.
Воспитатель :
Воспитатель:
Конспект занятия с детьми старшей группы по теме «Электроприборы» с использованием информационных компьютерных технологий воспитателя Берсенёвой Надежды Николаевны
Интегрируемые области: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Безопасность». Беседы: Конспект организованной образовательной деятельности
Предварительная работа:
Чтение художественных произведений:
«Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились»,
«Кот Барсик и стиральная машина»,
«Виртуальный мир и реальность» К. Нефёдова
Игры:
«Ток бежит по проводам», «Помогаем маме».
Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание альбомов:
«Мир вокруг нас»,
«Один дома»,
Энциклопедия для малышей «Чудо - всюду» Т. Д. Нуждина,
выполнение заданий в альбоме с наклейками «Правила безопасности»,
использование в игре игрушек на батарейках
пылесос, радиоприёмник, фен и др.
дидактические игры:
«Собери картинку»,
«Четвёртый лишний».
Взаимодействие с семьёй:
Подбор картинок для альбома «Бытовые электроприборы».
Консультации:
«Опасные предметы дома», «Как помочь ребёнку, пострадавшему от удара током».
Программные задачи:
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
Воспитывать умение работать в подгруппах, договариваться,
Вызвать чувство сопереживания, желание помочь.
Развивающие:
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами,
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать,
Обогащать речь существительными, обозначающими предметы быта,
Способствовать в игре развитию умений подбирать глаголы - действия к существительным,
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос.
Образовательные:
Обобщить представления детей о предметах, облегчающих труд человека в быту, создающих комфорт,
Расширять представления о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку,
Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.
Материал и оборудование:
Журналы с бытовой техникой, ножницы, клей, четыре альбомных листа, мяч, DWD диск, ноутбук.
Ход занятия
Воспитатель:
Если вы скучаете.
Если вы зеваете.
Или плакать хочется.
Или носик морщится,
Значит надо…
Значит надо…
Всех друзей сюда позвать
Значит надо…
Значит надо…
Веселиться и мечтать!
Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я Надежда Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька.) .
Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих я приглашаю поиграть.
Психогимнастика.
Покажите, какое бывает выражение лица у папы и мамы, когда они радуются, когда у них хорошее настроение.
А если они сердятся, хмурятся? А когда они над чем то задумались?
Вот такое же задумчивое лицо было у мальчика Вити, которого я сегодня встретила. А вы хотите узнать, почему у него было такое задумчивое лицо?
Дети : Хотим.
Воспитатель : Тогда слушайте, вот что он мне рассказал:
Про бедную Золушку сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится Золушке дом убирать,
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо еще приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка - всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую Фею.
А как вы, ребята, считаете, Золушке было бы легче справиться с домашней работой если бы у неё была бытовая техника?
Дети: Да, ей было бы легче.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть и вспомнить пользу электроприборов.
Игра: «Ты –мне, я - тебе»
Дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч, называя бытовой электро- прибор. Ребёнок, возвращая мяч, называя действия, которые этот прибор выполняет.
Пылесос – убирает пыль,
Холодильник – сохраняет продукты,
Стиральная машина – стирает бельё,
Утюг – гладит бельё. И т. д.
Воспитатель : А что будет, если вдруг все приборы исчезнут? Может их можно чем- нибудь заменить?
Саша: Вместо холодильника можно опустить продукты в погреб.
Вика: Вместо стиральной машины постирать руками.
Дима: Вместо пылесоса подмести веником.
Оля: Без утюга всего сложнее, но можно аккуратно расправлять вещи, не сильно выжимать.
И т. д.
Воспитатель : Оказывается можно обойтись без всех этих электроприборов или нет?
Дети: С ними легче, быстрее выполнять работу по дому.
Воспитатель : Вот над этим и задумался мой знакомый мальчик Витя. Как же Золушке помочь?
Воспитатель : Но где же мы возьмём настоящую бытовую технику?
А вы не забыли про Фею- крёстную? Может она поможет?
Дети: Можно послать картинки, а Фея превратит их в настоящие.
Воспитатель: А у нас есть такие картинки?
Дети: Можно вырезать из старых журналов и наклеить на листы бумаги.
Воспитатель: У нас есть четыре листа бумаги, на каждый можно приклеить несколько картинок.
Дети делятся на подгруппы, выполняют работу, договариваются. Воспитатель по необходимости помогает.
Воспитатель : Ваша работа закончена. Какие же электроприборы Золушка получит в подарок?
Дети перечисляют бытовую технику, изображение которой они наклеили.
Воспитатель : Как вы думаете, теперь Золушка успеет на бал.
Дети: Да, она быстрее справиться с работой и не очень устанет.
Воспитатель: Ребята, в сказках, конечно, много волшебства. А какое волшебство заставляет работать всю бытовую технику?
Дети: Электрический ток. Он бежит по проводам, когда мы включаем в розетку.
Воспитатель: А ведь наша Золушка не знает, что электрический ток может быть опасным.
Показывает DWD диск.
Воспитатель: Вот здесь правила, которое необходимо соблюдать, чтоб не случилось беды. Может этот фильм тоже подарить Золушке. А при помощи чего мы можем посмотреть этот фильм?
Дети: на ноутбуке.
Воспитатель: Совершенно верно. И теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре - Хлопают в ладоши
С мамой мы утюг купили.
Будем гладить, а потом Имитируют глажку белья
Всё на полки уберем.
Ну, а с папой мы вдвоем Имитируют уборку
Пылесосом пол протрем.
С делами управимся - Хлопают в ладоши
К телевизору усядемся Приседают
Воспитатель : А теперь мы подаренный Золушке диск о правилах безопасности в работе с бытовыми приборами и об опасности для детей если они будут включать их без разрешения взрослых посмотрим фильм « Уроки тётушки Совы для её друга Домовёнка»
Просмотр презентации «Наши домашние помощники».
Воспитатель: Теперь мы сложим ваши работы и диск в конверт, подпишем его и отправим Золушке.
Ребята, я надеюсь, вы тоже будете помнить и выполнять правила обращения с электричеством.
А я знаю, что в нашей группе есть предметы, в которых прячется неопасное электричество. Может, мы с ними поиграем?
Дети расходятся по группе, находят игрушки на батарейках. (Машины, руль, фонарик, «говорящая азбука») .
Рядом с лесом, где жил наш Мишутка, было небольшое озеро. Однажды на озеро приехали странные люди. На огромной грузовой машине они привезли металлический короб из которого во все стороны торчали толстые и странные веревки. Люди между собой называли этот короб генератором и решали, где его лучше установить.
Мишутка наблюдал за ними из-за густых кустов малины и старался запомнить слово, которое они все время повторяли. Потом он тихонько выбрался из зарослей и бегом побежал к маме.
Мама, мама, на наше озеро приехали люди и привезли с собой... Ну, скажи, как оно называется? Гератор, негетор, таратор. - Мишутка пыжился изо всех сил, но слово было такое трудное, что вертелось на языке и совсем не хотело складываться в правильные звуки.
Генератор, Мишутка, это генератор.
Мама, а зачем он нужен? - Пыхтел медвежонок и старательно повторял:
- Этот гера-геранатор. Генератор. Уф, получилось!!! - И он довольный заулыбался.
Он нужен для того, чтобы получилось электричество. Ты знаешь, что это такое?
Нет, - засопел медвежонок.
Ну, слушай. Мы с тобой живем в лесу, питаемся медом, который нам дарят пчелки, разными корешками и ягодами. Смотри, как много их растет в лесу. А осенью ложимся спать и спим до самой весны, пока солнышко не начинает ярко светить. Нам не надо, чтобы было светло в нашей берлоге потому, что мы весь день проводим на улице. И пищу мы едим сырую.
А вот люди - они совсем не такие. Спят они только ночью, пищу варят на печке, а днем ходят на работу. Живут они в больших домах, где и пользуются электричеством. Оно к ним прибегает по тоненьким проводам и зажигает в каждой квартире лампочки.
Мамочка, какие-то ты слова неправильные говоришь! А что такое лампочки?
Ох, Мишутка, ну до чего же ты любопытный! Лампочки - это такие маленькие, стеклянные штучки разной формы. Они могут быть круглыми, похожими на яблоко или вытянутыми, как сливы, или в виде спирали, похожие на змею, но чаще всего у них форма груши.
А длинными, как палки, они могут быть? - Мишутка поудобнее уселся на траве.
И как палки, и как звездочки. Разные-разные.
Интересно, а как же это ликтричество, ой, электричество попадает в лампочки?
Ох, ты и торопыга. Слушай меня и не перебивай. Все-все, что нас окружает, состоит из малюсеньких атомов. Атомы - это такие домики, где живут несколько братиков. Одного зовут Ядро, он самый старший, самый послушный и всегда совершает положительные поступки. Ядро сидит в домике и никуда из него не убегает. Поэтому его называют положительно заряженной частичкой. А его братики - неслухи, зовут их Электронами. Они постоянно прыгают, бегают и никого не слушают. Назвали их отрицательно заряженными частичками. Когда Электроны сильно расшалятся, они начинают прыгать с одного атома на другой, вот тогда и возникает электричество.
Электричество - это энергия и передается она по проводам в виде электрического тока. Ток любит, чтобы все вокруг было ярким и красивым, поэтому он заряжает своей энергией лампочки и другие приборы. Они начинают гореть и работать.
А почему он любит, чтобы все было яркое?- У Мишутки от любопытства зачесался нос.
Наверное, потому что слово электрон, из которого получается ток, произошло от слова янтарь. А янтарь - это маленькие кусочки смолы. Они светятся и блестят, как солнечные лучи.
Мамочка, спасибо, ты так все интересно рассказала, я все-все понял. Можно я сбегаю на озеро и посмотрю, провели люди туда электричество или нет? - и Мишутка от нетерпения стал прыгать на месте.
Ох, торопыга, беги, только недолго. Скоро наступит ночь и я буду волноваться.
На берегу стоял большой шатер, к нему от генератора тянулось много проводов. Все стены и крыша шатра была украшена сотнями маленьких лампочек. Мишутка от удивления разинул рот и в это время какой-то человек махнул рукой и закричал:
Включай.
Вы не представляете, какая в лесу наступила красота. Разноцветные огоньки бежали друг за другом, переливались то красным, то зеленым светом, потом на секундочку гасли и еще ярче вспыхивали ярко-желтыми и оранжевыми молниями. Откуда-то появлялся голубой цвет, вспыхивал и становился ярко-сиреневым. Все так искрилось и блестело, что Мишутка не мог оторвать глаз от этого зрелища. Потом он тихонько прошептал:
- Ой, как красиво!!! А что же здесь будет?
А вот, что здесь будет, я вам расскажу в следующий раз.
Жил поживал пылесос. Каждый день он чистил всю квартиру от пыли и мусора и был этим очень горд. Какой же я молодец! Если бы не я, то весь дом зарос бы грязью. Я современный, мощный. А какой у меня дизайн. Я такой весь глянцевый, обтекаемый. Моему корпусу позавидовал бы любой автомобиль последней марки, - сам себя нахваливал пылесос.
Рядом с ним по соседству в кладовке скромно в углу стоял простой всем известный веник. Стоял и молча слушал хвастовство своего соседа.
Зачем ты здесь нужен? – обратился пылесос к венику. Ты просто древний, никому не нужный предмет. Тебя давно уже на помойку надо выкинуть. От тебя нет никакого толку, только место занимаешь! – возмущался пылесос.
Но веник никак не реагировал на обидные слова пылесоса. Он был слишком умен и не поддавался на провокации.
В один весенний день, когда вся природа обновляется, хозяйка решила устроить в доме генеральную уборку. Пылесос старался изо всех сил. Все вокруг блестело. Но вот незадача! Он никак не мог добраться до огромного клуба пыли, который скопился под шкафом. Ножки шкафа были низкие, и щетка пылесоса никак не могла туда добраться. И с одной стороны, и с другой старался подобраться пылесос. Он пыхтел как паровоз, и от напряжения его корпус стал горячим.
Сбавь свой пыл, - вдруг услышал за собой пылесос. Это был веник. – Давай помогу, хоть ты этого и не заслуживаешь, - обратился он к соседу по кладовке.
Пылесос отъехал в сторону. Не успел он и глазом моргнуть, как веник вымел всю грязь из-под шкафа.
Тут пылесосу стало стыдно. Он понял, что был не прав, когда говорил плохо о венике. Пылесос извинился, И с тех пор пылесос и веник всегда убирали квартиру вместе!
Познавательное путешествие-знакомство «Электричество и электроприборы»
Сценарий познавательного путешествия
Кривякова Елена Юрьевна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ центр развития ребенка – детский сад №315 г. ЧелябинскаОписание:
Вашему вниманию предлагается сценарий познавательного путешествия. Раздел «Ребёнок и окружающий мир». Сценарий познавательного путешествия направлен на расширение и обобщение знаний об электричестве и электрических приборах, воспитание безопасного поведения по отношению к электричеству и электроприборам, интереса к окружающим в быту предметам, использование полученных знаний в игровой деятельности. Подготовленный материал будет полезным для педагогов дополнительного образования, воспитателей логопедических и общеобразовательных групп.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Социализация».
Виды детской деятельности:
игровая, познавательная, коммуникативная, экспериментальная.
Цель:
Развитие интереса к явлениям и предметам в окружающем мире. Расширение знаний безопасного поведения.
Задачи
Образовательные:
1. Расширить знания об электричестве и электроприборах.
2. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
3. Пополнить словарь детей новыми понятиями «гидроэлектростанция», «аккумулятор», «электрический ток».
Коррекционно-развивающие:
4. Активизировать речь и мыслительную деятельность детей. Способствовать умению четко и грамотно формулировать свою мысль.
5. Автоматизировать звукопроизношение у детей при звукоподражании.
6. Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение.
7. Развивать социальные и коммуникативные навыки детей в совместной деятельности.
Воспитательные:
8. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умения слушать товарища и принимать мнение другого.
9. Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством.
Ожидаемый результат:
повышение интереса к окружающим предметам в быту и использовании полученных знаний в повседной жизни.
Предварительная работа:
беседа «Путешествие в прошлое электрической лампочки»; заучивание загадок и стихов об электроприборах; рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов; подбор предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания, для выставки; рассказы детей из личного опыта.
Оборудование:
- разрезная картинка с изображением электрической лампочки;
- карточки из дидактической игры «Эволюция транспорта и окружающих нас вещей» на примере группы «осветительных приборов»;
- свеча;
- мультимедийная система;
- игрушка набор для проведения опытов по разным отраслям знаний «Электрическая сирена» из серии научных игрушек «Изучаем окружающий мир»;
- выставка предметов, работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания;
- мольберт;
- мягкие модули;
- модели с изображением правил безопасности при работе с электроприборами;
- эмблемы с изображением лампочки по количеству детей.
Методы обучения и воспитания:
художественное слово (стихи и загадки), демонстрационный материал, использование элементов технологии ТРИЗ (приемы: «хорошо - плохо», моделирование), экспериментирование.
Условия проведения:
просторный зал, в котором можно свободно передвигаться; стульчики по количеству детей; стол, на котором расположена выставка; мольберт с перевернутыми моделями безопасного обращения с электроприборами.
Ход мероприятия:
Вступительное слово воспитателя (стимулирование к предстоящей деятельности)
:
Дорогие ребята! Я рада вас всех видеть здоровыми и веселыми. Сегодня нас ждет необычное путешествие, в котором мы узнаем много интересного. А для начала …
Проблемная ситуация:
обратите внимание, что лежит на столе? Похоже, это разрезанные части картинки. Возьмите каждый по одной части, попробуйте вместе собрать общую картинку (дети собирают)
.
Что получилось? (электрическая лампочка)
.
Воспитатель:
Скажите, а всегда ли люди использовали для освещения лампочки? (ответы детей)
.
Погружение в проблему:
Предлагаю вам окунуться в прошлое и проследить, как люди освещали свои жилища в разное время.
Дидактическая игра «Эволюция окружающих нас вещей»
Воспитатель раздает детям эмблему с изображением электрической лампочки.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам