Занятие на тему транспорт в подготовительной группе. Виды транспорта, конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Конспект

непосредственно образовательной деятельности с детьми

в специальной (коррекционной) группе

в образовательной области

«Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».

Тема:

«Наземный и подземный транспорт».

МБДОУ №9 «Звёздочка»

Воспитатель специальной (коррекционной) группы

Левчикова Т.И.

Ногинск 2012 год

Интеграция образовательных областей: «познание», «формирование целостной картины мира, расширение кругозора» , «коммуникация», «художественное творчество», «социализация».

Обучающие задачи:

  1. Закреплять знания детей о наземном транспорте, подземном транспорте;
  2. Закреплять части транспорта;
  3. Закреплять предложно-падежное управление.

Развивающие задачи:

  1. Развивать произвольное внимание, наглядно-образное и логическое мышление, общение.
  2. Развивать артикуляционную,тонкую и общую маторику, координацию речи с движением.
  3. Развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
  2. Воспитывать интерес к обучению и игре.

Используемые технологии.

  1. Здоровьесберегающие :снятие мышечного и нервного напряжения (физ. минутка),дыхательная гимнастика,пальчиковая гимнастика.
  2. Игровые : сюрпризный момент,игра «Чудесная корзинка», игра с мячом «Назови профессию»,игра «Автобус»,игра «Собери картинку»,игра «Что лишнее?»
  3. Личностно-ориентированные : коммуникативная игра, игровой метод с элементами проблемности.

Предварительная работа : рассматривание иллюстрации на тему «Транспорт», проведение д/и «Почини машину», чтение художественной литературы (Н.Носов «Автомобиль», В.Берестов «Про машину»), строительная игра «Наша улица».

Материал : предметные картинки по теме, мяч, наборы разрезных картинок, макет автобуса.

Организация деятельности.

Коммуникативная игра:

«Собрались все дети в круг

Я – твой друг, и ты- мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся»

К таким хорошим и пригожим в гости пришел Буратино. Он узнал, что вы любите играть, отгадывать загадки. Он принес вам «волшебную» корзинку. Но сначала расскажите Буратино как называется город, в котором мы живем (ответы детей),назовите улицы нашего города (ответы детей).Ребята, давайте посмотрим, что лежит в корзине? Это картинки, по которым надо рассказать Буратино, на чём можно добраться до детского сада («До д/с я доеду на машине»).

Картинки выставляются на доску.

Как можно назвать эти картинки одним словом? (транспорт)

Для чего нужен транспорт? (перевозить людей и грузы)

Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (пассажирский)

Назовите виды пассажирского транспорта. (автобус, трамвай, легковые машины, поезд, электричка, велосипед, мотоцикл, троллейбус)

Как называется транспорт, который перевозит грузы? (грузовой)

Какие грузы перевозит грузовой транспорт? (камни, песок, доски)

Назовите виды грузового транспорта. (самосвал, грузовые машины, поезд)

Эти картинки разделены на 2 группы: пассажирский и грузовой транспорт, а как можно их назвать одним словом? (наземный транспорт, он движется по земле).

По какому признаку эти картинки можно разделить на 2 другие группы? (железнодорожный, который движется по рельсам, и тот, который движется по шоссе)

Какой еще вид железнодорожного транспорта вы знаете? (электропоезд,метро).

Метро- это какой вид транспорта? (подземный)

Почему подземный? (перевозит людей под землей)

Дыхательная гимнастика: «Паровоз»

Ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух-чух», изменяя скорость движения,громкость и частоту произношения (пов. 5-6 р.)

Ребята, сейчас мы расскажем Буратино, почему так называют машины.

Игра: «Почему так называют?»

Молоковоз- (возит молоко)

Водовоз- (возит воду)

Бетономешалка- (бетон мешает)

Бензовоз-(возит бензин)

Грузовик- (груз возит)

Физкультминутка: «Мы шоферы»

(дети встают в круг)

«Едем, едем на машине

(имитируют движения рулем)

Нажимаем на педаль

(ногу сгибают,вытягивают)

Газ включаем,выключаем

(поворачивают воображаемый рычаг)

Смотрим пристально мы вдаль

(приставляют ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли

(руки сгибают в локтях перед собой,ладони раскрывают,наклоняют руки влево и вправо)

Вправо,влево,чистота!

Волосы ерошит ветер

(над головой шевелят пальцами)

Мы-шоферы хоть куда!»

(поднимают вверх большие пальцы рук)

Игра: «Назови части транспорта»

Машина- колеса,сиденье,руль,кузов,матор,кабина,фары.

Поезд- колеса,сиденья,вагоны,двери.

Велосипед- сиденье,колеса,руль,педали,фары,богажник.

Дидактическая игра: «Собери картинку»

Составление целого предмета из его частей.

Дети собирают разрезные картинки, называют вид транспорта.

Игра с мячом: «Назови профессию»

  1. Кто управляет автобусом? (водитель)
  2. Кто управляет трамваем? (вагоновожатый)
  3. Кто управляет поездом? (машинист)
  4. Кто управляет грузовой машиной? (шофер)
  5. Кто продает билеты в автобусе? (кондуктор)
  6. Кто проверяет билеты в электричке? (контролер)

Ребята, Буратино спросил у меня, любите ли вы отгадывать загадки?

Загадки.

Поезд едет под землей,он катает нас с тобой (метро).

В поле лестница лежит,дом по лестнице бежит (поезд)

Держусь я только на ходу,а если встану,упаду (велосипед)

Дом по улице идет,на работу всех везет (автобус)

Буратино хочет проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду называть слова, а вы должны угадать,какое слово лишнее.

Игра: «Что лишнее?»

Поезд,трамвай,кукла,автомобиль.

Виноград,велосипед,машина,автобус.

Мотоцикл,шоколадка,автомобиль,поезд.

Молодцы,ребята! Вы очень внимательные!

А сейчас, мы покажем Буратино,как мы умеем играть пальчиками.

Пальчиковая гимнастика: «Поезд»

(Дети сидят на стульчиках,выпячивают ладони перед собой,выпрямляют,раздвигают пальчики,затем прижимают ладони друг к другу.Большие пальчики соединяют,а остальные соединяют «лучиками»)

Это наш веселый поезд

Много в нем вагонов дружных

Всем на свете очень нужно

(быстро соединяют пальцы в замок и разъединяют)

Раз- вагончик

(загнуть один пальчик вниз)

Два – вагончик

(загнуть второй пальчик вниз)

Три,четыре,пять,шесть

(загнуть по одному четыре пальчика)

Есть места,где можно сесть

(загнуть мизинчики)

Проходите по порядку

(разгибать пальчики по одному)

И поехали ребятки

(потрясли всеми пальчиками)

(Е.Евдокимова)

Я вас приглашаю вместе с Буратино прокатится на автобусе.

Итог:

Игра: «Автобус»

Водитель занимает место в кабине. Кондуктор (воспитатель) предлагает пассажирам войти в автобус,дает билеты,выясняя, кто куда едет. (Я еду в магазин) Воспитатель спрашивает у детей: «Почему автобус едет медленно? (он везет людей)», «Что вы видите из окна автобуса?» Кондуктор объявляет конечную остановку. Дети выходят из автобуса. «Ребята на чем мы ездили? О каком транспорте мы сегодня говорили? Какое задание было самым трудным? Буратино мне сказал,что ему очень понравилось с вами играть,он узнал от вас много интересного,но ему пора домой. Для вас он оставил в подарок раскраски»

Литература:

  1. КРО « Ознакомление с окружающим миром» (И.А. Морозова, М.А. Пушкарева)
  2. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической

группе для детей 5-6 лет. (Л.М. Граб)

  1. « Транспорт,какой он?» (К.П. Нефедова)
  2. Коррекционная работа воспитателей в подготовительной группе (В.В. Коноваленко)
  3. Программа дошкольного образования « От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева)

Задачи:

«Речевое развитие»:

Закрепить навыки чтения.

«Физическое развитие»:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Транспорт»

Цель: обобщить знания детей о транспорте (виды транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения)

Задачи:

«Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный транспорт;

Показать детям значимость использования транспорта для облегчения жизни человека;

Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта.

Закрепить знания о правилах безопасного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

«Речевое развитие»:

Активизировать словарь детей словами – названиями транспортных средств, профессий людей, управляющих этими транспортными средствами;

Совершенствовать речь как средство общения;

Совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи;

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику;

Закрепить навыки чтения.

«Художественно – эстетическое развитие»:

Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;

Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста;- учить выразительно, исполнять литературное произведение;

Совершенствовать изобразительную деятельность детей: стимулировать и поддерживать самостоятельное определение замысла, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы, создавать из элементов целостную композицию.

«Физическое развитие»:

Формировать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности

Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью; развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей; используя здоровьесъберегающие технологии В. Ф. Базарного (режим динамических поз; солевые мешочки; рукотворчество; «мигающие огоньки») .

Методы и приёмы:

Наглядные (рассматривание картин, иллюстраций)

Словесные (вопросы, рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседа)

Практические.

Предварительная работа:

Д/и «Для чего нужен специальный транспорт», «Что здесь лишнее», «Азбука золотых дорог», «Дорожные знаки», «Пешеходы и транспорт»

Чтение художественной литературы: С. Маршак «От кареты до ракеты», Н. Носов «Автомобиль», Г. Юрмин «Любопытный мышонок»

Конкурс на лучшую конструкцию автомобиля будущего;

Выставка «Машины на нашей улицы» (совместное рукотворчество родителей и детей,

Сюжетно-ролевые игры: «Автомастерская», «Автосалон», «Путешествие по городу».

Оборудование: мультимедийное оборудование, дидактическая игра «Читаем слова», массажные коврики, наборы для детского творчества.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Д/и «Читаем слова» (дети прочли слова: машина, самолёт, ракета, пароход)

Как можно назвать эти предметы? (транспорт). Сегодня мы поговорим о транспорте.

Д/и «Узнай звук» (в аудиозаписи звучат звуки - колёс легкового автомобиля, грузовика, мотоцикла, сирена скорой помощи, гудок поезда, гудок корабля в море и т. п.)

Отработка шагового алгоритма при рассказывании стихотворения «Мы ехали» на массажных ковриках (здоровьесберегающая методика В. Ф. Базарного) :

Мы ехали, ехали, к горке подъехали,

Мы ехали, ехали, к яме подъехали

Мы ехали, ехали, к речке подъехали,

Мы ехали, ехали, к детскому саду приехали.

Ребята, почему мы так быстро добрались до детского сада? (Мы соблюдали и выполняли правила движения) .

Вспомните и расскажите, какие вы знаете правила движения -Сегодня мы вспомним всё, что мы знаем отранспорте. Работа с алгоритмом транспорта:

Как можно назвать транспорт по месту его передвижения?

Как называется транспорт, который перевозит пассажиров, грузы?

Послушайте стихотворение «Транспорт» Е. Алябьева

Различный транспорт перевозит людей и грузы каждый час,

И по горам, и в деревнях, и под землёй, и на морях.

В пустыне, даже небесах. Воздушный транспорт в небе служит, как птицы с небом дружит.

Летают быстро самолёты и, как стрекозы, вертолёты,

И даже в космос от земли Людей уносят корабли. В глубинных водах водный транспорт, людей и грузы перевозит,

Через моря и океаны по рекам далеко он ходит.

Плывут большие пароходы и баржи тянут тонны груза,

На белоснежных теплоходах туристы едут куда нужно. Подземный транспорт под землёй работает в больших тоннелях.

Метро – людей там перевозит, чтоб к месту прибыли быстрее. А на земле людей и грузы везут по рельсам поезда,

А по дорогам бесконечным в машине едет кто куда,

Автобусы, такси, маршрутки, огромные грузовики – чего тут только не увидишь, так быстро едут все они.

Все перевозочные средства для человека так важны.

Людей доставят к месту, грузы. Они всегда, везде нужны. -В каждом населённом пункте существуют оперативные службы, которые обеспечивают спокойствие его жителям. Это полиция, служба газа, скорая помощь, пожарная служба. У этих служб есть служебные машины.

Назовите эти машины. (Ответы детей, -Есть специальные номера телефонов, по которым можно вызвать эти машины, если кто – то заболел, или начался пожар, или пахнет газом, или где то нарушен общественный порядок. Эти телефоны должен знать каждый.

По телефону 01 вызывают (ответы детей)

По телефону 02 вызывают (ответы детей)

По телефону 03 вызывают (ответы детей)

По телефону 04 вызывают (ответы детей)

По телефону 112 вызывают (ответы детей)

Но никогда нельзя вызывать эти машины в шутку, ради забавы. Как вы думаете почему? (Ответы детей)

Строительные, уборочные машины являются специальными механизмами, чтобы выполнять различные действия в помощь человеку (-Ёщё существуют машины для перевозки продуктов -Ребята, объясните, почему так говорят - снегоуборочная машина, молоковоз, бетономешалка, автокран? (ответы детей) .

Физкультминутка «Транспорт»

Встали, потянулись. (Руки вверх, голову поднять – прогнуться – глубокий вдох) .

Заводим мотор. (Поворот туловища влево - вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.)

Проверяем ремни безопасности. (Наклоны влево - вправо, руки скользят вдоль туловища.)

Проверяем тормоза. (Руки за спиной, вращательные движения стопой левой-правой ноги поочередно.)

Поехали. (Ходьба на месте, переходящая в бег.)

Игра «Разрешается - запрещается» (использование здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного «Мигающие огоньки»). Дети берут на себя роль пешеходов и в соответствии с сигналами светофора («Мигающие огоньки») выполняют движения: красный - стоят, желтый - хлопают, зелёный - топают.

Ребята, как вы думаете, транспорт существовал всегда в таком виде, к которому мы привыкли? (ответы детей) .

Ещё каких – то сто лет назад автомобиля не было. Для перевозки грузов использовались сильные, но небезопасные для жизни людей животные. Слонов, верблюдов, ослов, лошадей, буйволов, собак. Однако не всегда вьючные животные были под рукой, да и жалко их было переутомлять. Позже люди изобрели экипаж с мотором – локомобиль. Локомобиль топили углем, и он еле тащился по дороге,

Ребята, это портрет Генри Форда, В пятнадцать лет Генри начал конструировать и собирать первую машину, потом вторую, третью. И каждая следующая машина становилась удобнее и красивее

Генри называл машины по своей фамилии. Его сын и внук также стали изобретателями «Фордов», Сегодня эти удобные автомобили ездят по всем дорогам мира.

Ребята, вы много знаете о транспорте, соотносите его по месту передвижения, различаете транспорт грузовой и пассажирский, много знаете об аварийных службах. А вот дети младшей группы только начали изучать транспорт. Я предлагаю нашим малышам сделать и подарить альбом о транспорте.

Продуктивная деятельность детей по изготовлению транспорта с заранее вырезанных форм.

Ребята, давайте рассмотрим все ваши работы и расскажем – к какому виду по месту передвижения относится транспорт; кто им управляет.


9.00 музыкальное развитие

10.10 речевое развитие

«Составление описательных рассказов о транспорте и технике»

П.С: Учить составлять сравнительно – описательный рассказ о самолёте и автобусе с опорой на схему.
Учить употреблять предложения с противоположным союзом «а».
Закреплять у детей употребление существительных в творительном падеже. Развивать навык связного монологического высказывания.
Развивать логическое мышление, произвольное внимание, память и её процессы.
Воспитывать у детей умение внимательно слушать рассказы других детей.

часть
- Дети, к нам пришло письмо от Лунтика.
(высыпать из конверта на стол картинки с предметами транспорта).
Он обращается к нам с просьбой рассказать ему, на чём можно добраться в гости к друзьям в другой город, страну.
Давайте поможем ему: каждый возьмёт себе картинку со стола и скажет полным ответом, на чём можно доехать, доплыть, или долететь.
- Как назвать все эти предметы, одним словом? (транспорт)

Ребята, Лунтик только на картинках видел автобус и самолёт и поэтому их постоянно путает. Давайте ему поможем разобраться, чем они похожи и Чем они отличаются друг от друга. Ну, а сейчас сядет на стульчик тот, кто ответит мне на вопрос:
- Без чего не бывает автобуса? (назвать части автобуса)
- А теперь посмотрите на этот автобус, подумайте и назовите части, которые мы ещё не назвали.
- Скажите, что общего есть у автобуса и самолёта, что есть у того и у другого?
- А чем они отличаются друг от друга?

2 часть
- Давайте ещё раз повторим всё, о чём вы сейчас рассказали, и каждый из вас попробует составить рассказ об автобусе и самолёте, сравнивая их. Каждый ваш рассказ я буду записывать, а потом мы их отправим их Лунтику в письме по почте. А помогут нам рассказать об автобусе и самолёте наши помощники подсказки – картинки, с которыми вы уже знакомы.
- Итак, будьте внимательны, старайтесь рассказать как можно больше. А пока один из вас рассказывает, другие дети внимательно будут слушать, не перебивать и не поправлять рассказ, а после его окончания смогут добавить что-то или исправить. (Вариант – один начинает, другой заканчивает)
(Выслушиваем 2-3 детей, анализируем)

Физкультминутка «Самолёт»

Летит самолёт высоко – высоко.
Ему на посадку идти нелегко!
Лётчик за кругом делает круг….
Ему самолёт и товарищ, и друг!
На взлётную полосу летит самолёт.
Вперёд побежал - и закончен полёт.
Двери открылись, под трапом земля.
И пассажиров встречают друзья.

(выслушиваем ещё 2 -3 рассказа, анализируем)

игра «Кто, чем управляет?»

Лётчик, пилот управляет…. самолётом,
- шофёр управляет … машиной, автобусом, автомобилем,
- машинист управляет… поездом,
- капитан управляет… кораблём,
- велосипедист управляет… велосипедом,
- космонавт управляет… ракетой,
- лодочник управляет… лодкой,
- мотоциклист управляет … мотоциклом и т.д.

Итог: . О чём мы сегодня составляли рассказы? Научились сравнивать и различать автобус и самолёт, чем помогли Лунтику. Спасибо, вы были очень внимательны и старательны. Ваши рассказы я запечатаю в конверт и обязательно ему отправлю по почте (в конверте наклейки – подарок от Лунтика).

«Транспорт. Кто работает на транспорте»

Цыганова Любовь Валерьевна.

Цель: Познакомиться с разными видами и функциями транспорта, а также с профессиями, связанными с транспортом.

Задачи урока:

Систематизировать и расширять знания детей о разнообразии и видах транспорта, их значении для человека;

Упражнять в умении классифицировать транспорт по видам;

Вспомнить основные правила дорожного движения.

Расширять кругозор.

Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к окружающей природе.

Проанализировать полученную информацию и сделать вывод об основных функциях транспорта (перевозка грузов и пассажиров, транспорт специального назначения)

Материалы : картинки транспорта, загадки, кроссворд на доске, картинка светофора, листы бумаги, простые карандаши

Ход НОД

Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадки и узнаете тему нашего занятия.

Еду в нём на верхней полке

К морю, к солнышку, на юг.

А колёса без умолку:

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (Поезд.)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернётся - под лучами

Отливает серебром. (Самолёт.)

Под водой железный кит -

Днём и ночью он не спит,

Днём и ночью под водой

Охраняет мой покой. (Подводная лодка)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус.)

По волнам дворец плывёт,

На себе людей везёт. (Корабль.)

Как можно назвать одним словом всё, что изображено на картинке?

Сегодня мы познакомимся с различными видами транспорта, научимся делить на группы, рассмотрим, как влияет транспорт на окружающую среду.

Что такое транспорт? (Транспорт - средство передвижения человека на любые расстояния.)

Для чего нужен транспорт? (Чтобы быстро передвигаться, чтобы перевозить груз, чтобы облегчить труд.)

На какие группы по месту передвижения можно разделить транспорт?

Есть разные виды транспорта - одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи - плавают по морям и океанам. Весь транспорт можно разделить на такие виды:

1. Воздушный - к нему относятся самолёты, вертолёты, воздушные шары, ракеты, дирижабли.

2. Наземный - к нему относятся автомобили, пожарные машины, велосипеды, поезда, автобусы, мотоциклы, трактор, трамвай, экскаватор.

3. Водный - корабли, лодки, катера, яхты, подводные лодки, моторная лодка, парусник.

4. Подземный - к нему относится метро.

Каждый транспорт приносит пользу человеку. Какую? (Одни помогают строить дома, другие перевозят грузы и пассажиров. На работу люди добираются на автобусах и трамваях. Многие пользуются личным транспортом).

Трудно представить нашу жизнь без транспорта. А представьте себе, что может случиться, если исчезнут такие машины как скорая помощь, пожарные и другие машины? (ответы детей)

Всегда ли автомобили приносят пользу?

Как автомобили вредят природе? (Ответы детей: сигналом своим распугивает животных, бензин из автомобилей попадает в водоемы и загрязняет их, выхлопные газы загрязняют воздух.)

Что же нужно сделать, чтоб решить проблему с загрязнением транспортом окружающей среды?

Какие виды транспорта не загрязняют окружающую среду?

Какую помощь можете предложить вы?

Конструкторы уже создают транспортные средства, не загрязняющие окружающую среду. (Показ иллюстраций, где изображены автомобили будущего: электромобили)

Физкультминутка:

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть...

- Ну, вот немного отдохнули и можно двигаться вперед.

Игра «Соображайка».

Внимание, сейчас будут появляться картинки, ваша задача внимательно их рассмотреть и определить, что объединяет эти картинки. Готовы, начинаем:

(автобус, поезд, теплоход, самолёт)

- Дети- Все эти транспортные средства объединяются тем, что они перевозят людей.

- Хорошо, а как же называют людей передвигающихся на этих транспортных средствах?

- Пассажиры.

- Значит, какой это транспорт?

-Пассажирский.

- Дети- Все эти виды транспортных средств перевозят грузы.

- Значит какой это транспорт?

- Грузовой.

-Очень хорошо, а сейчас небольшая загадка: (Знакомство с автомобилями специального назначения)

Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет
на помощь, —
Набери скорей ноль-три...
И приедет...
(Скорая помощь)

- Итак, что же это за машина? Пассажиров она не возит, да и грузы перевозить не её задача. Для чего нужны такие машины? Это автомобили специального назначения: Скорая помощь, пожарная машина, милиция, МЧС, аварийная машина, служба газа, и другие.

- Отгадайте следующие загадки:

Ходят шумно поезда

И сигналят иногда

Нам гудками или свистом,

А ведут их... (машинисты)

Вижу в небе самолет
Как светящийся комочек,
Управляет им пилот,
По другому просто... (лётчик)

Выезжает на дорогу

Он обычно спозаранку,

На педаль поставив ногу

И рукой крутя баранку. (шофёр)

Он водил вокруг Земли
И суда, и корабли,
Повидал он много стран,
Мой знакомый... (капитан)

Он в автобусе сидит
И внимательно следит,
Чтоб у всех билеты были,
Чтоб купить их не забыли. (кондуктор)

Как воздушная принцесса,

В форме лётной... (стюардесса)

Как можно объединить всех этих людей? (их профессии связаны с транспортом)

- Ребята, давайте попробуем отгадать кроссворд и узнаем, какое слово в нем спряталось.

1.А в т о б у с

2.Т р а м в а й

3.К о л е с о

4.К а т е р

5.Т р о л л е й б у с

6.ф а р а

7.Д о р о г а

8.П а р о х о д

1. Дом по улице идет

На работу нас везёт.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

2. Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

3. Кто сумеет догадаться?

Вот идут четыре братца

По наезженной дороге,

Но они совсем не ноги.

Никогда не расстаются,

Два следа за ними вьются.

4. На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный и скорый.
Среди военный кораблей
Известен легкостью своей.

5. По асфальту идет дом,
Ребятишек много в нем,
А над крышей вожжи,
Он ходить без них не может

6. Первый мой вопрос простой:
Что пробьет туман густой

Чьи волшебные лучи
Освещают путь в ночи?

На машине их две пары…

Догадались? Это....
7. Всем она давно знакома -
Ждет послушно возле дома,

Только выйдешь из ворот -

Куда хочешь поведет.
8. Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел
Не с ума ли он сошел

Вспоминаем главное правило пешеходов:

Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера.
Красный свет - проезда нет.
Желтый - будь готов к пути.
А зеленый свет - кати!

- А теперь послушайте наказ от светофора

  1. Мчатся, поднимая ветер хлесткий,

Тысячи машин во весь опор,

Потому на многих перекрестках,

Как друзей вас встретит светофор.

  1. Подчиняйтесь всем его приказам,

Он вокруг внимательно глядит,

Стойте, если взглянет красным глазом,

А зеленым взглянет - путь открыт.

А напоследок поиграем в игру «Правда или нет». Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то на своем листочке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «-». Готовы?

1. Транспорт - это средство передвижения. (+)

2. Автобус - вид воздушного транспорта. (-)

3. Корабль является наземным транспортом. (-)

4. К подземному транспорту относится метро. (+).

5. Лодка - это транспорт, который передвигается по воде.(+)

6. Транспорт приносит только вред человеку. (-)

7. Весь транспорт делится на 4 группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)

8. Шум автомобиля может испугать зверей. (+)

9. При выбросе выхлопных газов загрязняется воздух. (+)

10. Водный транспорт передвигается по земле. (-)

Давайте проверим.

Ребята, давайте вспомним чем мы сегодня занимались.

Какие виды транспорта мы знаем?

Что такое специальный транспорт?

Какой вред может наносить транспорт?

Назовите профессии, связанные с транспортом.

Молодцы, наше занятие подошло к концу.

Проект по теме: "Водный транспорт" в подготовительной группе


Автор. Макарова Надежда Леонидовна, воспитатель МДОУ детский сад комбинированного вида № 30 Кипень, Ленинградской области.
Описание. Предлагаю разработку проекта по теме «Водный транспорт» для детей подготовительной группы. Данная работа будет интересна педагогам дошкольных учреждений, которые работают с детьми этой возрастной категории.
Тема проекта «Водный транспорт».
Вид проекта.
Познавательный, творческий.
Участники проекта.
Дети, родители, педагоги.
Срок проекта.
2 месяца.
Актуальность.
Современные дети будут жить в новом обществе, которое выдвигает новые требования к человеку: активность, любознательность, стремление к познанию, творчеству, умение принимать решения, готовность к переменам. В ходе проектной деятельности мы сможем поддержать детскую познавательную инициативу, расширить знания по данной теме. В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей формируется умение рассуждать и устанавливать причинно – следственные связи, аргументировать решения. Работа над проектом позволит создать макет морских широт, придумать истории морских приключений. Мы получим возможность развивать стремление к познанию, умение работать в коллективе, высказывать и отстаивать свое мнение, быть самостоятельным, инициативным, воспитывать творческие способности, получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Предполагаемый результат.
Дети узнали историю судостроения. Расширили знания о разных видах морской техники, о назначении разных видов кораблей, о морских профессиях, о водных видах спорта.
Цель.
Расширение знаний детей о видах водного транспорта, о его назначении. Развитие у детей любознательности.
Задачи.
1. Познакомить детей с историей возникновения и развития водного транспорта.
2. Познакомить детей с различными видами водного транспорта.
3. Расширять знания детей о профессиях членов экипажа корабля: капитана, боцмана, матросов, врача, радиста, кока и др.
4. Развивать у детей навыки творческого рассказывания.
5. Развивать творческие способности в изобразительной и конструктивной деятельности.
6. Обогащать словарь за счёт слов: якорь, трап, фарватер, рында, компас, гавань, верфь, борт и др.
7. Научить создавать свои схемы судов и сооружать по ним различные виды транспорта.
8. Воспитывать культуру поведения во время отдыха на воде.
9. Воспитывать уважение к труду людей, работающих на морском транспорте.
Этапы работы.
Подготовительный этап.
Разработка плана проекта.
Подбор необходимой литературы.
Анкетирование родителей.
Опрос детей.
Подбор пособий для развивающей среды.
Основной этап.
Организованные виды деятельности.
ОНД Тема: «Водный транспорт».
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с названиями различных видов водного транспорта, выделив его среди разнообразных видов транспорта.
2. Расширять знания детей о значении транспорта в жизни человека.
3. Обогащать и активизировать словарь за счёт слов: капитан, боцман, штурман, радист, кок.
4. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова: море-моряк-морской, река-речник-речной и т.д.
5. Воспитывать уважение к труду людей, работающих на транспорте.
ОНД Тема: «История развития водного транспорта».
Задачи:
1. Познакомить детей с историей возникновения водного транспорта.
2. Расширить знания детей о том, почему человек изобрёл водный транспорт.
3. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.
4. Продолжать учить образовывать сложные слова и объяснять их значение: пароход, теплоход и т.д.
5. Обогащать словарный запас слов за счёт слов: индейских пирог, славянских ладей, галер, парусных кораблей, подводных лодок и т.д.
6. Воспитывать любознательность.
ОНД по ЭМП Тема: «Большое морское путешествие».
Задачи:
1. Закреплять знание детьми геометрических фигур: отличительные признаки треугольников, четырехугольников; сформировать обобщающее понятие «многоугольник».
2. Закреплять навыки счета, понятие числового ряда и знание порядка следования чисел в числовом ряду.
3. Совершенствовать навыки умения в решении задач.
4. Развивать приёмы умственных действий, речь, быстроту реакций, познавательный интерес.
5. Продолжать совершенствовать умение работать парами.
Чтение и пересказ рассказа С. Сахарного «Два радиста».
Задачи:
1. Учить понимать содержание рассказа.
2. Формировать оценочное отношение к героям рассказа.
3. Продолжать учить пересказывать содержательно (совместное пересказывание).
4. Воспитывать у детей умение слушать и слышать друг друга
ОНД по рисованию тема: «По волнам, по морям».
Задачи:
1. Учить изображать корабль с поднятыми парусами.
2. Развивать навыки рисования по-сырому.
3. Формировать навыки тампонирования смятой мягкой бумагой с наложением цвета на цвет.
4. Развивать чувство цвета и композиции.
5. Воспитывать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Аппликация тема: «Необычный корабль».
1. Учить детей выполнять аппликацию обрыванием.
2. Развивать навыки сочетания различных техник аппликации в одной работе.
3. Развивать творчество детей.
4. Воспитывать чувство коллективизма.
Пластилинография тема: «Корабль» по замыслу ребёнка.
Задачи.
1. Учить детей размещать композицию на листе картона.
2. Продолжать учить составлять пластилин нужного оттенка путём смешивания пластилина разных цветов.
3. Развивать навыки выполнять рисунок с помощью стеки, заострённого карандаша, отпечатывания различных форм.
4. Совершенствовать умение детей работать в подгруппах.
Индивидуальная работа с детьми.
«Придумай историю, которая произошла с твоим кораблём». Цель. Составление творческого рассказа. Развитие воображения.
Дидактические игры: «Путешествие Винни». Цель. Продолжать учить составлять рассказ по серии картинок.
«Как себя вести». Цель. Развитие у детей диалогической речи.
«Составь предложение». Развитие навыка построения предложения по схеме и определения схемы для данного предложения. Упражнять в построении предложений разных типов.
«Кто больше скажет о профессии». Цель. Соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы.
«Один-много» (пароход – пароходы). Цель. Продолжать учить детей образовывать существительные единственного и множественного числа.
«Мы плывём на корабле». Цель. Учить употреблять в речи прилагательные, сочетая их с существительными, обогащать словарь детей.
«Подбери слово». Цель. Упражнять в подборе синонимов и антонимов.
Игры на развитие внимания, мышления, воображения, памяти:
«Укрась слово», «Не ошибись», «Четвёртый лишний», «Да-нет», «Что изменилось».
Активизация мыслительной деятельности. «Составление схем своих судов», «Составление планов-карт».
Дидактическая игра «Собери корабль». Закреплять умение создавать различные конструкции.
Игры с разными конструкторами.
Работа в режимных моментах.
Чтение: «Это книжечка моя, про моря и про меня» В. В. Маяковский; «Акула» Л. Н. Толстой; «Техника – энциклопедия «Водный транспорт»; «Моя самая первая энциклопедия»; «На север» А. Ляпидевский; «Родной человек» В. Коржиков.
Заучивание стихотворений: «Кораблик» английская песенка; «Моряк» В. Степанов.
Беседы: «Что такое теплоходы, пароходы»; «Назначение разных видов кораблей»; «Зачем нужен семафор»; «Профессии людей, работающих на кораблях»; «Профессии людей, работающих в турагенстве»; «Разные виды водного спорта».
Загадывание загадок.
Разгадывание кроссворда.
Сочинение рассказов и оформление в книжки-самоделки на тему «Необычное путешествие».
Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация».
Опыты с водой:
«Какие предметы могут плавать»
«Смешивание в воде – стиральный порошок, речной песок, соль, пищевые красители».
Путешествие по глобусу.
Рассматривание и изучение географических карт.
Изготовление схем, карт- путеводителей для путешествия.
Конструирование из бумаги «Кораблик».
О.Б.Ж.
«Правила поведения на воде».
«Правила поведения на корабле».
Слушание музыки: «Шум моря», «Голоса птиц», «Сигналы кораблей».
Выполнение движений под музыку Шаинского «Чунга-чанга».
Хороводная игра «Теплоход».
Подвижные игры: «Моряки и акула», «Море волнуется», игры с мячом «Поймай и назови», «Скажи какой» и т. д.
Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Найди отличия», «Сосчитай сколько», «Измерь расстояние».
Игра «Чудесные вещи» (ТРИЗ). «Корабль будущего». Игра «Да-нет».
Самостоятельная деятельность детей (создание условий).
В книжном уголке рассматривание книг, иллюстраций, рисунков, фотоальбома о службе папы одного из детей в морфлоте, панно «На чем мы любим путешествовать».
Дидактические игры: «Морской бой», «Круги на воде», «Мы пираты», «Охотники», «Сказочное путешествие».
Собирание пазлов, разрезных картинок по теме.
Сюжетно-дидактическая игры: «Морской семафор», «Юные мореплаватели».
Сюжетно-ролевые игры: «Морское путешествие», «Пароход».
Игры с макетами и игрушками водного транспорта.
Конструирование морского транспорта из разных видов конструктора, используя готовые схемы, и схемы, придуманные детьми.
Строительные игры: «На нашу пристань заходили корабли», «Военный корабль», «Морской вокзал».
Лепка кораблей.
Выкладывание морского транспорта из природного материала (шишек, желудей, ракушек, семечек и т.д.).
Рисование морской техники через кальку, копировку. Обведение разных видов кораблей по точкам, по пунктирным линиям.
Игры в физкультурном уголке. Выполнение упражнений «Сильный, смелый, ловкий». Тренировки на тренажёре.
Взаимодействие с семьёй.
Информация в родительском уголке. Тема «История развития водного транспорта». «Современный водный транспорт».
Оформление панно на тему «На чем мы любим путешествовать».
(Фотографии или рисунки родителей с детьми).
Сочинение рассказов родителями совместно с детьми на тему «А если бы я сейчас отправился в путешествие».
Рассказ папы на тему «Как я служил на флоте». Рассматривание фотоальбома о службе.
Выставка макетов водного транспорта (самодельных и производственных).
Соревнование с папами «Мы сильные и ловкие».
Создание альбома с картинками о видах водного транспорта
Познавательно-исследовательская деятельность «Опыты с водой».
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры: «Морское путешествие» - бескозырки, воротники, штурвал, якорь.
Подарок в группу детям от родителей-тренажёр «Беговая дорожка».
Заключительный этап.
«Путешествие на загадочный остров». Сюжетно-ролевая игра.
Оценочный критерий.
В результате проведённой работы уровень знаний по данной теме выглядит таким образом: до начала проекта у 78% детей низкий уровень знаний, у 22%детей средний уровень и 0%-высокий. По окончании проекта детей с низким уровнем – 0% детей, со средним уровнем – 64% детей (успешно овладели данным материалом), с высоким – 26% детей.
Вывод.
В ходе проведённой работы дети узнали историю развития водного транспорта. Узнали, что транспорт изобретён человеком для удобства перемещения; о значении транспорта в жизни современного общества. Расширили свои знания названиями современной морской техники. Узнали о профессиях кораблестроителей и членов корабля. Познакомились с работой семафора. Дети научились изобретать свои корабли и составлять схемы для конструирования своих судов. Научились составлять схемы-карты для путешествий. Проведённые опыты с водой пополнили знания о свойствах воды. Сочиняли творческие рассказы по данной теме и оформляли их в книжки-самоделки.
Провели выставку рисунков на тему «Волшебный корабль», выставку макетов водного транспорта. Дети узнали о водных видах спорта. Закрепили правила поведения на воде во время отдыха. И отправились в «Путешествие на загадочный остров».
Список литературы.
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (Москва, 2014).
2. Скоролупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста».
3. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» (Москва 2009).
4. Нищеева Н. В. «Система коррекционной работы для детей с ОНР».
5. Агранович З. А. «Сборник домашних заданий в логопедической группе».
6. Ж. «Управление ДОУ» (2009г. №1,3).
7. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности».

Что еще почитать