Функции сказок в сказкотерапии

Сказкотерапия

Сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок!

Кто из нас в далеком детстве не любил сказки? У каждого человека существует своя любимая сказка, которую в детстве родители перечитывали ему по несколько раз. Пожалуйста, оставьте на одно мгновенье все важные дела и вспомните свою самую любимую сказку. Вспомните не только ее название, но и самые интересные ее моменты. Какие чувства вызывает у вас эта сказка? Наверное, эти воспоминания вызывают у вас только положительные эмоции и сияющую на лице улыбку, не напрасно ведь эта сказка является вашей любимой.

Однажды, решив провести эксперимент, я поинтересовался у своего друга, какая сказка является его самой любимой, на что он ответил: “Моей самой любимой сказкой является сказка “Щелкунчик”. На просьбу объяснить, почему именно эта сказка является любимой, мой друг сказал: “Потому что эта сказка очень добрая, она окунает меня в мир прекрасного детства, помогает поверить в волшебство. Вспоминая события сказки, я ощущаю атмосферу тепла и беззаботности. Еще одной причиной является то, что добро в сказках всегда побеждает зло”.

Несмотря на то, что многие люди, сформировавшись как личности, надевают на себя маски серьезности и деловитости, в душе мы все остаемся немного детьми, верящими в победу добра над злом. Доказано, что верящие в сказку люди способны сохранять оптимизм в сложных ситуациях, смотреть на проблемы значительно проще.

Влияние сказки на жизнь человека тяжело переоценить, настолько значимым оно является. Сказка, по сущности своей, является собранием правил, знаний и жизненного опыта многих поколений. Более того, сказки обладают терапевтическим эффектом. С недавнего времени в обиход вошло понятие “сказкотерапия”. Сказкотерапия - это один из инструментов психотерапии. Это метод передачи человеку ценностей, правил и жизненных принципов, осуществляемый посредством создания и повествования сказок, отображающих и содержащих необходимую для передачи информацию. Наиболее часто термин “сказкотерапия” употребляется по отношению к работе психолога с детьми, однако это не исключает проведения мероприятий терапевтического характера с взрослыми людьми. Главное преимущество сказкотерапии заключается в том, что она способствует представлению сложных жизненных ситуаций, с которыми не в состоянии справиться человек, в виде сказки, способствующей более простому восприятию проблем, требующих решения.

Народные сказки появились на свет совсем не случайно, они являются результатом сотрудничества фантазии и жизненного опыта миллиона людей. Возможно, многие из них были написаны после решения человеком проблем личного и общественного характера. Если это на самом деле так, то присутствует смысл говорить о существование сказкотерапии в древние времена. Благодаря сказкотерапие дети и взрослые могут не только найти ответы на интересующие вопросы, но и сформировать иные, отличные от привычных взгляды на жизнь, понять основные ошибки своего поведения. В процессе прослушивания и анализа сказки у человека происходит формирование принципов жизни, от которых зависит дальнейшая судьба человека, сценарий его жизни. Сознание человека отфильтровывает важнейшие для себя эпизоды из сказки, выносит из них определенный урок.

В отличие от взрослых людей, у большинства из которых сформированы четкие и незыблемые правила жизни и определен характер человека, для детей сказкотерапия является одним из лучших методов формирования жизненных ценностей, определения категорий добра и зла, способа мышления. Посредством сказок дети приобретают представление поведения во взрослых жизненных ситуациях, что позволяет им вырабатывать в себе способность анализа и обобщения событий, которые произойдут с ними в будущем.

Сказка для ребенка представляет такую же ценность, что для взрослого человека набор правил и принципов поведения, просто детский мозг не в состоянии воспринимать настолько широкий объем информации, выраженный непонятным для него языком.

Приведем пример. Скажите взрослому человеку: “Командная работа способствует повышению эффективности труда, по сравнению с работой каждого человека в отдельности, вследствие достижения командой синергетического эффекта ее деятельности”. Как вы считаете, поймет ли вас человек? В большинстве случаев развитый понятийный аппарат человека позволит беспрепятственно понять смысл ваших слов. А как вам понравится задача сказать эту фразу ребенку таким образом, чтобы донести до него ее смысл? Как вы планируете объяснить ребенку смысл термина “синергетический эффект”? Вы скажете: “Это невозможно!”. Поверьте, это вполне выполнимая задача, если вы прибегнете к методам сказкотерапии. Вспомните, какая из сказок наиболее точно характеризует понятие “командная работа”? Безусловно, это сказка “Репка”. Помните “Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку”.

После прочтения сказки следует обсудить с ребенком основные моменты, которые должен для себя вынести ребенок из прослушивания сказки. С целью повышения эффективности обсуждения ребенку желательно задавать открытые вопросы, пытаясь получить на них наиболее исчерпывающие ответы. Диалог родителя и ребенка может иметь следующий вид:

Родитель: “Как ты считаешь, почему позвали мышку?”

Ребенок “Потому что им нужна была ее помощь, без нее они бы не справились”

Родитель: “Как ты думаешь, они бы смогли вытащить репку по отдельности?”

Ребенок: “Нет, если бы каждый из них пытался вытащить репку сам, у них ничего бы не вышло”

Родитель: “Исходя из прочитанной сказки ты считаешь, что люди должны работать вместе, помогая друг другу, или быть каждый сам за себя?”

Ребенок: “Конечно вместе”.

Вот так благодаря сказке можно развить в ребенке умение работать в команде и осознание необходимости совместной работы, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Основное правило, которого родителям следует придерживаться при обсуждении сказки с детьми - детей необходимо дослушать до конца, не прерывая их разговор и не игнорируя их желание общаться. Если это правило не будет соблюдено, то эффекта от сказки вы не добьетесь. Ведь это равносильно тому, если бы вы пришли на новое место работы, на абсолютно незнакомую для вас должность, вам прочитали инструкции и положения, а на просьбу показать принципы вашей работы на практике отвернулись бы и ушли.

Сказкотерапия используется как для передачи ребенку знаний, так и для профилактики психологических травм. При проведении профилактики психологических травм у детей родителям следует довериться профессиональным сказкотерапевтам, сами они с проблемой вряд ли справятся, психологические травмы - особый вид травм, особенно для ранимой неокрепшей детской психики. Вхождение в доверие ребенку с целью открытия внутреннего мира последнего является большой проблемой для сказкотерапевта в связи с тем, что дети, перенесшие психологическую травму, очень часто становятся замкнутыми в себе.

Для каждого случая психологической травмы приходится своя сказка, сказкотерапевты знают более тысячи сказок. Если случай травмы особенный и не имеет аналогов на уровне сказки, последняя может быть придумана ребенком и сказкотерапевтом самостоятельно. Примером лечения психологических травм сказкой может послужить сказка “Красавица и Чудовище”. Она направлена на помощь детям из семей, один из супругов которой склонен к алкогольной зависимости, что наносит огромный вред семье в целом и ребенку в частности. Смысл сказки заключается в том, что красавица должна расколдовать чудовище.

При психологической травме ребенка, связанной с проблемами в семье, очень часто используются куклы и игрушки. Благодаря куклам сказкотерапевт сможет проиграть с ребенком ситуацию, которая поможет понять реальные события и сделать их менее болезненными для психики ребенка. Популярность применения кукол в сказкотерапии связана с тем, что она наглядно показывает существующую проблему, которую ребенок будет в состоянии оценить и сделать конкретные выводы, а также с очень развитой фантазией детей, благодаря которой происходит сопоставление отображаемых в игре событий с реальной жизнью.

Еще один момент, который должен учесть каждый из родителей - выбор сказок для своего ребенка осуществляйте тщательно. Особенно это касается сказок, читаемых на ночь, так как многие дети настолько вживаются в сказку, что начинают отождествлять себя с главными героями, переживать за них, как за самих себя. Поэтому, сказки преимущественно выбирайте добрые, наполненные положительными эмоциями, и это обезопасит психику вашего малыша от стрессов. Помните, что во многих случаях ребенок повторяет жизненный сценарий своей любимой сказки. Очень важно, чтобы любимая сказка вашего ребенка была со счастливым концом.

Сказки – это не только отличный способ подготовить ребенка ко сну после долгого дня. Эти выдуманные невероятные истории позволяют общаться двум столь разным мирам – взрослым и детям – на одном, понятном всем языке. Сказкотерапия является прекрасным способом развития творческих способностей ребенка, который позволит расширить сознание и оптимизировать взаимодействие детей с окружающим миром.

Специалисты, применяющие этот способ лечения, могут избавить ребенка от множества страхов, тиков, проявления агрессии, энуреза и многих других недугов тем, что будут работать не с симптомами, а с причинами, по которым у ребенка возникли те или иные проблемы.

Методика сказкотерапии: функция сказок

Каждый родитель может использовать метод сказкотерапии в воспитании собственного ребенка. Есть прекрасные сказки, созданные авторами именно с целью мягкого воздействия. Они не слишком назидательны, но поучительны за счет своей персонализации. Проект , например, дает возможность взрослым создать с помощью команды профессионалов собственную именную сказку, где в главных ролях будет сам ребенок, его родные и даже, при желании, домашние питомцы. Подробнее .

Сказки обладают несколькими функциональными особенностями:

1. Текст сказок способен вызвать эмоциональный резонанс и у детей, и у взрослых. Сказочные образы воздействуют сразу на 2 уровня психики – сознательный и подсознательный.

2. Как и в истории, основным и наиболее ценным в сказке считается качественно подобранная метафора. Ее идея может заключать в себе описание жизненно важных явлений, постановку целей, жизненно важные ценности или описывать внутренний мир автора, если рассказывается авторская сказка.

3. Сказка несет собой символическую информацию о том, как научиться прощать и как правильно построить отношения с окружающими, как приобрести дружбу и любовь и ценить их, какие этапы придется преодолеть для самореализации девочкам и мальчикам, женщинам и мужчинам, с какими трудностями можно столкнуться по жизни и как научиться их преодолевать, кто создал наш мир и как этот мир устроен, какими ценностями нужно руководствоваться по жизни, а также какие изменения происходят с людьми в разные периоды жизни.

Типы сказок

Принято выделять 6 основных видов сказок , каждые из которых имеют свое предназначение и особое терапевтическое воздействие:

1. Художественная сказка. Эти сказки заключают в себе многовековую мудрость, которую народ вкладывал в них благодаря собственному горькому опыту. Сюда же относятся авторские истории, которые представляют собой по сути те же сказки, притчи, мифы. Художественная сказка оказывает дидактическое, психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие. Изначально она создавалась вовсе не для лечения, однако сегодня данный тип историй успешно используется огромным числом психотерапевтов.

2. Народная сказка. Самые старые народные сказки принято называть мифами. Самой старой основой сказок и мифов считается единство природы и человека. В древнем сознании было принято оживлять человеческие отношения и чувства (горе, любовь, страдание и т.д.), персонализировать их. Такой же подход используется и сегодня в методике сказкотерапии.

Сюжет

Среди огромного многообразия сказочных историй можно выделить следующие сюжеты:

  • Сказки о животных и о взаимоотношениях с ними. Интересен тот факт, что дети до 5 лет отождествляют себя с животными и стараются во многом на них походить, поэтому в данном периоде жизни им будут более понятны и близки именно сказки о животных, жизненный опыт, заключенный в историях о зверях.

  • Бытовые сказки. Они часто рассказывают о сложностях в семейной жизни, а также предлагаются решения конфликтов. В этом типе сказок главный упор делается на здоровое чувство юмора и на лидирование здравого смысла относительно неприятностей и невзгод. Они знакомят нас с небольшими семейными хитростями, которые позволяют сделать жизнь лучше. Такие сказки оптимальны при работе с подростками.
  • Сказки о превращениях, трансформациях. Все мы знаем грустную историю о Гадком утенке, который в конце концов завоевал свое место в жизни и коллективе. Такие истории прекрасно подходят для работы с теми, у кого занижена самооценка, или же для работы с приемными детьми.

  • Страшные сказки. В этих сказках присутствует разная нечисть – вурдалаки, ведьмы, упыри и прочие. У всех народов в детской субкультуре отводится особое место сказкам-страшилкам, которые позволяют детям самостоятельно лечиться. Такой метод самотерапии предлагает ребенку множество раз воспроизводить и переживать страшную ситуацию в сказке, благодаря чему дети избавляются от накопленного напряжения и овладевают новыми способами реагирования на проблему. Чтобы повысить стрессоустойчивость ребенка и избавить его от напряжения, рекомендуется рассказывать страшилки группе детей и подростков (не младше 7 лет). Однако, проводя такое занятие, необходимо соблюдать 2 важных правила: рассказ должен производиться «страшным» голосом, а конец истории должен быть очень неожиданным и очень смешным.

  • Волшебные сказки. Эти сказки идеально подходят для детей 6–7-летнего возраста. Именно волшебная сказка помогает создать в подсознании «концентрат» мудрости и усвоиться информации о духовном развитии личности.

Работа с народными сказками должна оканчиваться тщательным анализом и обсуждением. Как только спрятанные смыслы и мораль будут проработаны и привязаны к реальным жизненным ситуациям, можно начать использовать дополнительные способы работы со сказкой: драматизацию, изготовление сказочных кукол, песочную терапию, рисование.

3. Авторская художественная сказка. Для успешной борьбы со внутренними переживаниями лучше всего выбирать авторские сказки. Несмотря на то, что в них находится слишком большое количество собственных проекций и переживаний автора, это позволяет ребенку глубже проникнуться проблемой и найти способ ее решения. Например, сказка «Две лягушки» Л. Пантелеева помогает взрослым и детям, которые потеряли интерес к жизни, силы которых на исходе, которые теряют надежду. Эта сказка учит бороться за свое здоровье и за жизнь, до последнего бороться за цели, потому что у каждого из нас есть хотя бы один шанс и необходимые внутренние силы, которые помогут справиться с любыми встречающимися на нашем пути трудностями.

4. Дидактическая сказка. Нередко в форме этих сказок оформлены различные учебные задания. Например, есть математические задания, написанные в виде дидактической сказки. Решить пример в таком задании – значит пройти испытание, справиться с трудностями. Если решить ряд примеров, это может привести героя к успеху и окончательно справиться с проблемой.

5. Психокоррекционная сказка. Собственно, это сказка, помогающая скорректировать те или иные шаблоны поведения детей. Но для того, чтобы она привела к ожидаемому результату, необходимо придерживаться основных принципов при ее создании:

  • В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но завуалированная, без прямого сходства с ней.
  • В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.

Сказка должна быть представлена в строгой определенной последовательности:

  • Жили-были – символизирует начало сказки, знакомит с действующими героями. Для ребенка 3-4 лет рекомендуется рассказывать сказки про игрушки, маленьких человечков или зверей. С 5 лет можно рассказать сказку про принцев и принцесс, волшебников и фей, солдат и др. Уже с 5-6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Для подростков подойдут бытовые сказки и притчи.
  • И вдруг… Но вот однажды… – происходит столкновение героя с проблемой, которая напоминает проблему ребенка.
  • Из-за этого… – намекает на то, какого достижения не происходит, чего ребенок мог бы добиться без этой проблемы.
  • Кульминация – собственно, непосредственная борьба героев с трудностями.
  • Развязка – обязательно положительная.
  • Мораль сказки – герой извлекает поучительный урок из своего опыта, его жизнь кардинально меняется.

Психокоррекционные сказки предназначены для мягкого, ненавязчивого, не агрессивного воздействия на детей. Коррекция здесь играет роль замещения непродуктивного способа поведения продуктивным. Благодаря им взрослые могут объяснить ребенку, что вообще происходит в его жизни, смысл событий.

Чтобы создать психокоррекционную сказку самостоятельно, необходимо действовать согласно следующему алгоритму:

a) Выбрать героя. Который будет близок к личности ребенка, но в то же время существенно отличаться. У героя должны быть схожие черты характера, возраст, пол.

b) Описать жизнь сказочного героя таким образом, чтобы ребенку удалось уловить сходства с его собственной жизнью.

c) Создать проблемную ситуацию , в которую попал сказочный герой, при этом она обязательно должна быть схожей с проблемой ребенка, описать чувства и переживания, которые испытывает сам ребенок.

d) Описать процесс поиска героем способа решения проблемы. Здесь необходимо усугубить ситуацию, подвести к логическому завершению поиска, что поможет подтолкнуть героя к нахождению правильного решения и к переменам. Сказочному герою могут попадаться второстепенные герои и существа, которые попали в ту же ситуацию. При этом герой со стороны может наблюдать, как существа находят выход из проблем. Здесь может появиться «мудрый наставник», который объяснит герою смысл происходящих событий. Ваша задача – показать ребенку ситуацию и ее решение с нескольких сторон, предоставить ребенку альтернативу, разные модели поведения, помочь ему отыскать положительные стороны в происходящем.

e) Герой сказки осознает ошибки в своем поведении и становится на правильный путь.

Не обязательно обсуждать с ребенком психокоррекционную сказку, можно ее просто прочитать, предоставив ребенку возможность самостоятельно размышлять над ее смыслом. Таким образом ребенок находится наедине с собственными мыслями. Если у него появятся вопросы или желание обсудить сказку, вы всегда должны быть готовы ответить ему, а при необходимости – проиграть сюжет с помощью рисунков, кукол, фигурок или песочницы.

6. Психотерапевтическая сказка. Этот тип сказок раскрывает для ребенка скрытый смысл происходящих событий. Такие истории помогают ребенку увидеть происходящее под другим углом. Они не всегда могут быть истолкованы однозначно и у них не всегда должен быть счастливый конец, но они обладают удивительной глубиной и проникновенностью. Это своего рода риторический вопрос, обдумывание которого будет стимулировать личностный рост ребенка. Многие сказки этого типа освещают проблемы жизни и смерти, пути и любви, отношение к приобретенному и потерянному.

Психотерапевтическая сказка порой помогает там, где остальные техники психотерапии будут совершенно бессильны. Их используют, если проблема затрагивает философию взаимоотношений и событий.

Основные методы сказкотерапии

1. Рассказывание и сочинение сказки

Любой сказочный рассказ уже сам по себе обладает терапевтическими свойствами. Причем рекомендуется именно рассказывание сказки, а не ее прочтение. Так как именно во время рассказа у взрослого есть уникальная возможность наблюдать за переживаниями ребенка в процессе занятий с ним.

Сказку можно рассказывать не только взрослому – он может подключить к этому процессу и самого ребенка или даже предложить ему самостоятельно рассказать сказочную историю. Это поможет взрослому узнать о всех спонтанных эмоциональных проявлениях, которые бушуют внутри ребенка и при этом могут совершенно никак не проявляться в его поведении.

Некоторые психологи говорят о том, что если ребенок неожиданно прерывает рассказ и предлагает совершенно необычное окончание, при этом его ответы торопливы, голос понижен, на лице появились признаки волнения (бледность или прилив крови, подергивания), он отказывается отвечать на вопросы, он хочет начать сказку с самого начала или пытается опередить события – все это можно отнести к патологической реакции и может быть четким признаком невротического состояния ребенка.

2. Рисование сказки

После прочтения рекомендуется нарисовать сказку, слепить ее при помощи пластилина или глины, представить в виде аппликации. Во время работы с цветным пластилином, картоном, бумагой ребенок сможет выразить все свои эмоции, волнения, мысли и чувства. Так он сможет избавиться от беспокойств и тревог.

Здесь совершенно не стоит обращать внимание на качество изображения. Нередко, если детьми обуревают очень сильные чувства, на их рисунках появляются разные чудовища, он рисует темными красками, рисует огонь. После вторичного прочтения сказки и предложения снова порисовать на эту тему, можно заметить, что ребенок будет рисовать уже более спокойно, будут использованы более светлые краски.

3. Изготовление кукол

Этот метод сказкотерапии требует особого внимания. При этом невероятно большую роль играет сам процесс изготовления кукол.

Многие специалисты сходятся во мнении, что любое, даже самое банальное изготовление куклы приравнивается к процессу медитации , потому что в процессе производства (шитья) изделия случается изменение личности. Кроме того, в ходе процесса у детей существенно возрастают способности к концентрации, развивается воображение и мелкая моторика рук.

Во время изготовления куклы у ребенка включается механизм проекции, замещения или идентификации, а это значит, что только сам процесс помогает ребенку добиться невероятных результатов.

С точки зрения психоаналитики кукла выполняет роль предмета, на который выплескивается вся инстинктивная энергия. Еще Фрейд говорил о том, что поведение человека на уменьшение бессознательного напряжения. Поклонники Юнга связывают изготовление куклы с возможностью реализации такой возможности психики, как самоисцеление.

Не только процесс изготовления куклы, но и процесс управления, манипулирования ею позволяет осознать проблему, глубоко подумать над ней, а также найти оптимальное решение. Создание куклы помогает снять нервное перенапряжение.

При воссоздании ситуации при помощи кукол необходимо соблюдать ряд условий:

  • Звуки и речь нужно направлять только ребенку.
  • Голос должен быть достаточно сильным, дикция – четкой.
  • Голос и речь должны быть адаптированы под внутреннюю характеристику героя.
  • Движения взрослого должны соответствовать смыслу произносимых куклой фраз и интонации.

С помощью кукол можно решить целый список проблем, особенно при занятии с опытными специалистами:

  • провести психодиагностику,
  • достигнуть саморегуляции и эмоциональной устойчивости,
  • приобрести необходимые социальные навыки, овладеть опытом социального взаимодействия,
  • развить самосознание,
  • развить коммуникативные навыки, речь,
  • развить мелкую и грубую моторику,
  • разрешить внутренний конфликт,
  • провести профилактику или коррекцию страхов,
  • найти внутренние механизмы сопротивления болезни,
  • откорректировать семейные отношения,
  • способствовать становлению психосоциальной идентичности девочек и мальчиков.

4. Мастер сказок

Здесь работа идет при использовании архетипических карт, в основе которых лежат Универсальные Архетипы. Автором данной методики является психолог Т. Д. Зенкевич-Евстигнеева.

Согласно этой методике, существует 10 основных архетипов , на основе которых можно использовать 50 сюжетов сказок. Эти архетипы представлены в следующем виде:

  • Государство,
  • Дорога,
  • Творец,
  • Помощник,
  • Доброе сердце-холодное сердце,
  • Сезонность,
  • Тело боли,
  • Распутье,
  • Авгиевы конюшни,
  • Божественное вымя.

Собственно, архетипы изображены в виде колоды 50 карт. Каждая карта обладает своим уникальным значением. К колоде прилагается инструкция, которая помогает истолковать общее значение выбранной карты, предлагает вопросы для размышления, дает задания для детей и взрослых.

Сказкотерапевтическая диагностика

Психодиагностику состояния ребенка можно провести, например, с помощью использования определенных кукол и сказок, которые позволяют выявить те или иные проблемы.

Для диагностики семейных отношений психологи рекомендуют использовать гибкие резиновые куклы, потому что статичная кукла может фрустрировать малыша (разочаровать его).

Выявить глубокие проблемы у подростков и старших детей поможет непосредственное изготовление кукол. Для этого можно использовать обычную фольгу.

После знакомства с куклой или ее изготовления нужно проводить диагностическую беседу. Она может представлять собой то же рассказывание сказки ребенком, помещением им куклы в некую ситуацию.

Во время рассказывания истории или сказки ребенок бессознательно объединяет свои мысли с мыслями куклы, вкладывает в нее свои переживания и рассказывает тем самым взрослым. Дело в том, что в большинстве случаев дети не идентифицируют себя с людьми – они склонны к идентификации со сказочным персонажем или животным, потому что в них больше развит образный мир.

Во время рассказа ребенка взрослый может задавать интересующие вопросы, ответы на которые помогут взрослым понять, каково эмоциональное состояние ребенка, его фантазии насчет дальнейшего развития событий.

Песочная терапия

Сказкотерапия – это огромная свобода для творчества. В ней можно применять техники множества направлений психологии: арт-терапии, гештальт-терапии, психодрамы.

Песочная терапия помогает эффективно влиять на психологическое развитие ребенка, а также корректировать отдельные его поведенческие реакции. Этот метод сказкотерапии подходит для работы с детьми любого возраста.

Ребенку предлагается работать с подносом с сухим ил влажным песком, где он может по своему усмотрению размещать маленькие предметы или создавать картины. При помощи контакта с песком ребенок воплощает в физическую форму свои самые глубинные чувства и мысли.

Основной инструмент ребенка в этом методе – творческая символическая игра и активное воображение. Этот способ занятий помогает ребенку самостоятельно выстроить связь между бессознательным и сознательным, между эмоциями и разумом, между физическими и духовными явлениями, между невербальным и вербальным.

Песочная терапия помогает не только диагностировать проблемы, но и корректировать их, способствовать развитию и проводить терапию. Ребенок учится с ее помощью самопознанию, самовыражению, самоактуализации, учится снимать напряжение.

Кататимный поход в сказку

Разработчиком этого метода сказкотерапии считается Я. Обухов , который совместил элементы сказкотерапии с символдрамой. Существует 4 фазы, из которых состоит занятие:

  • Предварительная беседа. Длится от 15 до 20 минут. Здесь ребенку предлагают рассказать о своей любимой сказке. Взрослый задает вопросы о том, когда ребенок впервые познакомился с этой сказкой, от кого он про нее услышал, при каких обстоятельствах это происходило, какие моменты вызывают самое большое волнение, как ребенок относится к каждому персонажу сказки.
  • Релаксация. Длится от 1 до 5 минут. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и расслабиться – это и есть основная цель данного этапа занятия.
  • Представление образа. Длится около 20 минут. Взрослый предлагает ребенку увидеть себя в его любимой сказке и рассказать об увиденном.
  • Обсуждение. Длится от 5 до 10 минут. Здесь происходит обсуждение самой сказки, взрослый предлагает ребенку нарисовать представленный образ. Сам рисунок можно обсудить на следующем занятии.

В отличие от предыдущих методов, у этого подхода есть определенные противопоказания . Его нельзя применять с детьми, обладающими острым или хроническим психозом или близким к психозу состоянием, с церебрально-органическими синдромами в тяжелой форме, при недостаточном интеллектуальном развитии детей (при IQ ниже 85 баллов), с недостаточно мотивированными детьми.

Помните о том, что разные сказки подходят для решения разных проблем. А если вы решили самостоятельно заняться этим способом диагностики, корректировки и устранения проблем у ребенка, то помните самый главный принцип: одна сказка – одна проблема. Не стоит в один рассказ закладывать все имеющиеся у ребенка страхи и проблемы, иначе сказка не возымеет никакого действия. Ребенок должен сосредоточиться на одной ситуации, самостоятельно найти из нее выход.

Если у вас есть возможность, потренируйтесь перед началом проведения сказкотерапии с ребенком. Заранее хорошенько продумайте план сказки. По возможности запишите готовую сказку на аудио и прослушайте ее – это поможет вам понять, где в вашей сказке находятся слабые места, которые могут не ускользнуть от внимания умных детей.

Помните также о том, что ваша сказка – это своеобразная поддержка ребенка в сложной ситуации. Таким образом вы даете ему понять, что вы прекрасно понимаете его переживания и чувства в данный момент, что вы всегда готовы помочь ему справиться с ними, но вместе с тем крайне важно научиться решать проблему самостоятельно. А ведь для этого достаточно только направить мысль ребенка в нужное русло!

Для того чтобы начать применять сказкотерапию, необходимо тщательно подготовиться – просто взять и на ходу сочинить историю нельзя, иначе в лучшем случае она может просто не возыметь воздействия на ребенка, в худшем – усугубить проблему, заставить ребенка уйти в себя. Также необходимо тщательно готовиться для того, чтобы уметь толковать полученные результаты правильно.

Прогностические возможности сказкотерапии

контрольная работа

1. Определение понятия "сказкотерапия". Типология сказок

Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, известного российского психолога - аналитика, "сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка".

В информационных источниках определение "сказкотерапия" используют в разных контекстах, т.к. сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Дадим несколько определений понятию "сказкотерапия" в зависимости от области использования.

Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Это древнейший способ социализации и передачи опыта.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как повествование, рассказ, нарратитв. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Сказкотерапия - это некий процесс самостоятельного написания сказок, обсуждение уже существующих или драматизация, инсценирование их, направленный на лечение и помощь клиенту. Все это затрагивает несколько важных уровней психики человека: проявляются социальные установки и архетипы, выходят наружу какие-либо детские переживания и тревоги, а также выявляются и активизируются актуальные желания и намерения человека на данном этапе жизни (то есть можно ясно рассмотреть, какие в данный момент у него существуют тревоги, основные переживания и чем вообще он сейчас живет, чем поглощен). В результате создаются благоприятные условия, в которых клиент практически самостоятельно находит решение своих жизненных трудностей и проблем.

В отечественной психологии исследованию сказок посвятили себя Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, С.А. Черняева, А.В. Гнездилов. Ими собран и обработан огромный сказочно - метафорический материал, как авторских, так и дидактических сказок, историй, притч, который используется не только психологами, но и педагогами в учебно-воспитательном процессе

С методологической точки зрения, сказкотерапия является направлением практической психологии, которое использует как основной инструмент метафорические ресурсы сказки, чтобы наиболее мягко и эффективно отразить еще не осознанное пространство внутреннего мира клиента и дать возможность "встретиться" с ним в "безопасной" форме, либо с целью еще более глубинного познания своей личности клиентом, либо даже с целью коррекции нежелательных и деструктивных проявлений в его жизни.

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, которая включает в себя художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия - это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.

В связи с этим ею выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии (в историческом контексте):

1 этап - устное народное творчество;

2 этап - собирание и исследование сказок и мифов (К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.);

3 этап - психотехнический (применение сказки как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности);

4 этап - интегративный, связанный с "формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков

Как справедливо указывает сама Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, художественные сказки имеют и дидактический, и психокорреционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.

Сказка в сказкотерапии обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую.

Рассмотрим эти функции.

Акцентуация характера как одна из предпосылок формирования девиантного поведения у подростков

Вандализм. Граффити как одно из проявлений вандализма

Термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами...

Воспитание детей с отклонениями в поведении

Предметом нашего изучения являются только те аспекты поведения личности, которые можно квалифицировать как отклоняющееся поведение. Целесообразно выделить те специфические особенности отклоняющегося поведения личности...

Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии

Классики психологии неоднократно обращались к анализу сказок. Еще К.Г. Юнг заметил, что персонажи сказок, как и мифов, выражают различные архетипы и поэтому влияют на развитие и поведение личности. Другой классик, Э. Берн, указывал на то...

Исследование мышления животных

Прежде чем переходить к определению и описанию мышления животных, сформулируем определение мышления человека, данное психологами. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности...

Классификация психотренингов

2.2.2 Виды социально-психологических тренингов Выводы по второй главе Заключение Список использованной литературы Введение В наше время...

Классификация психотренингов

В широком смысле понятие "психологический тренинг" используется для обозначения разнообразных форм групповой психологической работы, хотя параллельно существуют такие понятия как групповая психотерапия, психо-коррекционные группы...

Сказкотерапия - это активно развивающееся направление в психотерапии. По словам Станислава Раевского, известного российского психолога - аналитика, "сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке...

Прогностические возможности сказкотерапии

В одной и той же сказке можно увидеть много разных смыслов. Потому то много мнений, и многие из них противоречат друг другу. Чтобы правильно рассказывать детям сказки, нужно понимать о чем они...

Психологические механизмы формирования социальных стереотипов

Проблема социального стереотипа имеет обширную историографию. В западной психологии, политологии и социологии теории стереотипов разрабатываются, в основном, на макротеоретическом уровне...

Психология паники

психологическая паника Паника, согласно Г.М. Андреевой, - это «определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации» ...

Психотерапевтическое значение духовности в консультировании

Духовность - свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Душа - 1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. 2. То или иное свойство характера...

Технологии убеждающего воздействия и их применение в деловом общении

Общество -- это единый организм, составляющие которого тесно взаимосвязаны. Иными словами, человек является неотделимой частицей общества, в то время как нить, связующая всех людей, - это общение...

Управление педагогическими конфликтами в дошкольном образовательном учреждении

Конфликт - постоянный спутник человека, по сути дела - лишь одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один из механизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться в борьбе с оппонентом...

Учет типологии личности ребенка старшего дошкольного возраста педагогом в процессе воспитания

Человеческий опыт или отдельное переживание, которое каждый человек осуществляет своим специфическим образом, отличным от других, издавна являлось основой и предпосылкой для многочисленных систем типологий...

Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник совсем недавно.

Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии. Давайте попробуем отделить их один от другого.

1) Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.

2) Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.

3) Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.

4) Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:

Обсуждение уже существующей сказки;

Самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;

Инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);

Арттерапевтическая работа по мотивам сказки;

Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый - все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:

1) Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т. д.

2) Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.

3) Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.

Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические, психокоррекционные, прогностические.

Что еще почитать