Нестандартные формы воспитания в начальной школе. Система форм воспитательной работы. Формы групповой деятельности

Воспитательный процесс, как любое социально-пси­хологическое и культурологическое явление, имеет форму. Так как субъекты организованного процесса индивиду­альны и неповторимы, то сочетание методов и подбор средств, обусловленные индивидуальным своеобразием пе­дагога (либо педагогического коллектива в качестве сово­купного субъекта), определяет неповторимость и своеобра­зие формы воспитательного процесса. Поэтому форму воспитательного процесса можно определить следующим образом.

Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Форма логически вытекает из аналитической педагогической оценки средства. Отобранное средство диктует форму, и педагог прямо следует за этим диктатом, лишь шлифуя форму, придавая ей завершенный вид.

Вопрос о классификации форм воспитательной работы обсуждается давно. Основы решения этого вопроса заложены Е.В. Титовой в работе «Если знать, как действовать», интересны наблюдения С.Д. Полякова, представленные в книге «Психопедагогика воспитания», а также Л.В. Байбородовой и М.И. Рожкова, изложенные в учебном пособии «Воспитательный процесс в современной школе». Любую форму воспитательной работы, согласно Е.В. Титовой, можно отнести к одной из следующих больших групп: мероприятия, дела, игры. Первые и вторые, по ее мнению, различаются по субъекту организации деятельности (взрослые и дети).

Так, согласно определению Н.Е. Щурковой, воспитательное мероприятие – это отдельный единичный акт педагогического инициирования физической и духовной активности детей путем организации и проведения группового дела, содержание которого имеет социально-ценностный характер и в ходе протекания дела, благодаря ценностному содержанию, обретает личностный смысл для каждого ребенка. При этом необходимо отметить, что воспитательное мероприятие – это всегда «групповое дело» (группа что-то «делает»: поет, пьет чай, моет пол, читает стихи, слушает гостя, размышляет над вопросами жизни), поэтому тот, кому не по душе методический термин «воспитательное мероприятие», может использовать другой термин «групповое дело».

Дело – общая работа, важные события, осуществляемы и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Воспитательное дело – это организация яркого, наполненного трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни сотрудничества. В воспитательных делах сливаются формы, средства и способы взаимодействия воспитателей со школьниками. Главные отличительные особенности ВД – необходимость, полезность, осуществимость. Воспитательный процесс состоит из цепи непрекращающихся воспитательных дел.


Предложение рассматривать в качестве особой формы воспитательной работы игру также не вызывает возражений. Действительно, целый ряд форм имеет признаки игры (воображаемая ситуация, роли, правила). Например, ярмарка, ситуационно-ролевая игра, вечер общения в импровизированном кафе, игра-путешествие, парад, продуктивная инновационная игра немыслимы без игровых атрибутов.

С. Д. Поляков, опираясь, на подход к классификации форм совместной деятельности Л.И. Уманского, выдвигает в качестве основания для их типологии характер взаимосвязи субъектов действия. Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бои», «хеппинг».

«Защита» - каждая группа (или школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема.

«Эстафета» - совместная деятельность группы школьников (или отдельных участников), совершаемая в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом.

«Бой» - соревнование между группами (отдельными школьниками), с использованием, например взаимообмена заданиями (классический пример - КВН).

«Хеппинг» - одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без целей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

По степени сложности ученые выделяют простые и составные формы воспитания . К простым формам относятся беседы, экскурсии, рассказы и т. д. К составным формам воспитания ученые относят уроки-конференции, уроки-КВН и т. д. Комплексные формы сочетают в себе простые и составные. К ним относятся дни открытых дверей, недели и т. д. Кооперативные формы характеризуются распределением функций между участниками.

Также все формы можно разделить на индивидуальные, групповые, коллективные (субботники, смотры).

Интересным представляется разделение форм воспитания на традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам относятся классный час, так как он характеризуется закрепленным положением в распределении рабочего дня, беседы, экскурсии, КВН и другие. Нетрадиционных форм ученые выделяют более 200 видов. Многие из них представлены в книге Н.Е. Щурковой «Собрание пестрых дел»: «ринги», «конверты», «качели» и многие другие.

Лариса Дахова
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

Возраст - один из факторов, влияющий на характер адаптации ребенка к новым условиям. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к маме и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Обычно ребенок адаптируется к жизни в среде своей семьи. Чем младше ребенок, тем значимее и важнее эта связь для него. Малыш видит жизнь из “рук” родителей, именно они играют главную роль в создании того образа мира, который позволит ребенку со временем выйти из “гнезда”, найти свое место среди людей, научиться жить в ладу с самим собой и окружающими.

Состояние здоровья - Физическое состояние как фактор, влияющий на адаптацию. Прежде всего характер адаптации связан с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями, он лучше справляется с трудностями. Дети нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и плохой сон, испытывают, как правило, большие трудности в период адаптации. Частые заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима и достаточного сна приводит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и, как следствие этого, - заболевание.

Умение общаться со взрослыми и сверстниками -

Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к детскому учреждению, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.

Сформированность предметной и игровой деятельности -

Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с предметной и игровой деятельности. В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью, которые имеют избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие с предметами и с игрушками более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь всё его внимание сосредоточено на предмете. Конечно, любой ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно - легче общаться с посторонними, чем ребенку, владеющему одним только опытом личностного общения. Это означает, что процесс адаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками делового общения, связанного с предметами. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому учреждению. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к детскому саду, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Их действия с предметами чаще имеют характер манипуляций, игры с сюжетными игрушками не увлекают их, они бедны по содержанию и по составу игровых действий. Возникающие трудности либо оставляют ребенка равнодушным, либо вызывают слезы или капризы.

Приближенность домашнего режима к режиму детского сада- В период адаптации важно предупреждать возможность утомления или перевозбуждения, необходимо поддерживать уравновешенное поведение детей. Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка меняется все: режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища - очень хотелось бы, чтобы воспитатели к моменту прихода нового ребенка в группу знали как можно больше о его привычках и старались по возможности создать хоть некоторые условия, схожие с домашними (например, посидеть с ребенком перед сном на кровати, попросить убрать игрушки, предложить поиграть в лото).

Условия уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Использование традиционных форм работы с родителями

Каковы основные формы традиционные сотрудничества ДОУ с семьей? Охарактеризуем главные из них.

Беседы

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Посещение семьи ребенка

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости, и предусматривают более частные задачи.

Для приобщения родителей к педагогической литературе целесообразно создавать папки-передвижки, подбирая в папки статьи на определенную тематику. Однако следует помнить, что всякий раз нужно побеседовать с родителями по прочитанной литературе, выяснить, что заинтересовало, что можно позаимствовать для воспитания ребенка.

Дни открытых дверей

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.)

Родительские собрания

Родительские собрания проводятся групповые и общие.

Общие собрания организуются 1-2 раза в год. Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая совместно с родительским комитетом и воспитателями. На них обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего ДОУ, задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста. Предусматриваются выступления родителей.

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

Консультации

Консультации близки к беседам. Главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Выставки – это наглядная форма предоставления информации. Они знакомят родителей с ожидаемыми или уже прошедшими мероприятиями в группе, детском саду (акциями, конкурсами, экскурсиями и праздниками).

Родительские конференции

Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.

По-прежнему значимым вектором работы остается проведение совместных с родителями Праздников и развлечений. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья» и праздники, посвященные Международному женскому дню 8 марта, 23 февраля, 9 мая и др. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, талантов.

Одной из форм сотрудничества с родителями является Работа с родительским комитетом. Родительский комитет работает на основе Положения о родительском комитете. Он совместно с руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества ДОУ и семьи. Представители родителей, постоянные помощники педагога входят в общий родительский комитет ДОУ.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ .

К ним относятся:

Сайт детского сада

На сайте содержится информация для родителей: о направлении работы ДОУ, об оказании услуг. С помощью сайта учреждения родители могут получить интересующую их информацию, связанную с адаптацией детей; высказать свои пожелания, написать отзывы о работе ДОУ. Сайт направлен на выявление интересов и запросов родителей.

В каждой группе педагогами оформляются Фотовыставки и фотомонтажи, где размещается информация о жизни группы, успехах отдельных детей, конкурсах. Там же помещаются фотографии, продукты коллективного детского творчества.

Проведение акций

Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя, как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по - новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция "Подари книгу другу". Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

Одна из форм информационно-аналитической работы – почта доверия. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно.

Проведение мастер-классов - Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрания подводится итог.

«Круглый стол» с родителями

Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Презентации

– помогают родителям познакомиться с основными формами работы детского сада с семьей в период адаптации. Полученные знания родители могут применять в воспитании детей в семье, тем самым облегчить адаптационный период пребывания своего ребенка в ДОУ.

Выпуски семейных газет и плакатов

Газеты и плакаты помогут сделать интересный семейный опыт доступным для всех желающих, а тех родителей, которые не очень интересуются проблемами воспитания, тем или иным способом вовлечет в совместную с воспитателями и детьми работу. Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, "Выходной день семьи", "Моя мама", "Мой папа", "Я дома" и т. д.

Проведение тренинга и деловой игры

В процессе этих игр участники не просто "впитывают" определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.

Продолжая тему познавательных нетрадиционных форм работы с семьей, хотелось бы подробнее остановиться на совместных прогулках и экскурсиях. Ежегодно педагогами планируется несколько масштабных экскурсий. Всегда первыми помощниками в их организации выступают родители. Ничто так не сближает, как совместное интересное дело, направленное на благо детей, их развитие. По итогам всегда издается буклет с фотографиями, по возможности делается видеозапись. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием.

Брошюры, листовки и буклеты .

Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут эти формы письменного общения. Они помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем. Родители могут обращаться к пособиям в течение всего года. Их можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать родителей информацией об особых мероприятиях, изменениях в ДОУ.

Выставка семейных реликвий – это такие предметы в семье или роду, которые передаются из поколения в поколение (бусы, шкатулки, амулеты, статуэтки и др.). Сегодня не часто случается услышать о семейной реликвии. Может быть потому, что люди стали забывать своих предков, свои семейные традиции. Выставка семейных реликвий помогает с ранних лет понять детям, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.

Основные идеи темы

Понятие о формах воспитательной работы. Многообразие форм воспитательной работы и попытки их классификации. Требования к отбору форм воспитательной работы с воспитанниками. Технология проведения отдельных форм организации воспитания (беседа, диспут, игра, читательская конференция, собрание, устный журнал, кружки, научные общества, технические и гуманитарные центры, клубная деятельность учащихся, творческие мастерские, детские центры). Тенденция развития современных форм воспитательной работы. Нетрадиционные формы воспитания. Технология проведения беседы и диспута.

Основные понятия темы

Форма воспитательной работы, внешкольная воспитательная работа, внеклассная работа, методика проведения форм воспитательной работы, критерии отбора форм воспитания.

Методические указания по теме. Студент должен ознакомиться с многообразием форм воспитательной работы, условиями их выбора и способами организации. Ему необходимо овладеть умениями отбирать содержание и формы воспитания, адекватные педагогическим целям и задачам. Студент должен усвоить различные технологии организации и проведения форм воспитательной работы (беседы, диспута, конкурса, игры, собрания, устного журнала и т.д.).

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте общую характеристику организационных форм воспитательной работы.

2. Раскройте специфику организаторских приемов и воспитательных средств.

3. Докажите обусловленность выбора форм воспитания задачами и содержанием воспитательного процесса.

4. Какие вы знаете традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы?

5. Определите требования к технологии проведения форм воспитательной работы.

СРС. Студентам предлагается проанализировать современные формы воспитательной работы в школе, наиболее популярные формы и жанры российского и регионального телевидения, воздействующие на формирование сознания, ценностных ориентаций и моделей подражания детей и молодежи.

НИРС . Студенты готовятся к обсуждению и защите реферативных работ. Экспертная комиссия из числа старшекурсников приглашается для определения лучших работ с последующей рекомендацией авторов к участию на факультетской научно-теоретической конференции студентов-исследователей.

Послесловие к лекции: «Приглашение к размышлению». Ознакомьтесь с некоторыми установками из мини-курса для учителей американского психолога Джеральда Джампольски:

1. С сегодняшнего дня я не выношу никаких категорических оценок.

2. Давать и получать – это по существу одно и тоже. Все, что я даю, так или иначе, возвращается ко мне.

3. Я освобождаю от осуждения себя и всех, кого я знаю.

4. Я отказываюсь от всех мыслей, которые причиняют мне боль.

5. В моей жизни ничего не происходит само по себе. Я получаю только то, к чему сознательно или бессознательно стремлюсь сам.

6. Для того чтобы почувствовать полную свободу, я освобождаюсь от мыслей о прошлом и будущем, и учусь жить только настоящим.

7. Вот список слов, употребления которых я стараюсь избегать:

Невозможно;

Не могу;

Если только;

Продумайте для себя жизненные установки, которые помогут вам жить в согласии с собой и окружающими.

Сущность формы воспитания в школе. Форма воспитания – внешнее выражение содержания воспитания, отражённое в актах, приёмах (действиях), операциях, процедурах, средствах, ситуациях взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации. В отличие от метода, который характеризуется содержательно-процессуальной (внутренней) стороной процесса, форма (лат. «наружный, внешнее очертание») отражает внешнюю сторону организации воспитательного процесса. Целесообразно отобранная форма реализации метода воспитания обеспечивает в конечной итоге эффективность всего воспитательного процесса в школе.

Форма воспитания может иметь различную модификацию в зависимости от целей, задач и методов воспитательной работы. Например, экскурсия может осуществляться как с целью ознакомления с достопримечательностями города, так и с целью закрепления какого-либо учебно-воспитательного материала.

Метод дискуссии (столкновение различных точек зрения, позиций, взглядов с целью выявления истины) может проводиться в различных формах воспитательной работы, каждый из которых отражает свои правила, условия и порядок проведения. Например, диспут как форма дискуссии предполагает наличие ведущих или организаторов, которые умело направляют обсуждение в русло заблаговременно выделенных, оглашенных через школьное радио или освещенных в классных стенгазетах, положений (вопросов) предстоящей дискуссии. При этом организаторам и ведущим диспута важно знать, что спорных положений, вокруг которых завязывается дискуссия, может быть не более пяти, иначе спор обретает расплывчатый характер. Суд как другая форма дискуссии предполагает наличие таких персонажей, как судья, прокурор, адвокат, присяжные и т.д. Значительно облегчают поиск истины (особенно с исторической точки зрения) справочные бюро, информбюро из числа педагогов или наиболее компетентных воспитанников класса, группы. Суд как форма воспитательной работы приобретает особенную актуальность при выработке у детей адекватной оценки исторических событий развития человечества, политических событий современности, нравственных ценностей современного общества.

Системно-структурный анализ формы воспитания. Системный анализ позволяет определить форму воспитания как совокупность актов, организаторских приемов (действий) и воспитательных средств взаимодействия между субъектами воспитания.

Под организаторскими приемами принято понимать действия, позволяющие решить конкретные организаторские задачи. К организаторским приемам можно отнести жеребьевку или свободный выбор, обязательные задания или задания по выбору, аукцион лучших идей или обсуждение всех предложений и т.д.

Организаторские приемы способствуют решению задач распределения поручений, порядка проведения, вовлечения игроков, размещения участников (круг, полукруг или в ряд), правильной оценки их действий и т.д.

Эффективность организаторских приемов усиливается благодаря приемам педагогического воздействия, стимулирующим активность и личностноеотношение детей к участию в совместной деятельности.

К приемам педагогического воздействия можно отнести авансирование успеха, доверие, мнимое сомнение, увлечение и т.д.

Под воспитательными средствами понимаются предметы материальной или духовной культуры, окружающая среда или условия, используемые для достижения воспитательных целей.

Воспитательные средства могут быть прямого (непосредственного) и косвенного (опосредованного) воздействия. К первым можно отнести организационные правила и условия, регулирующие поведение и деятельность участников (приветствия команд, условия выхода из игры, мажорный фон, поддержка болельщиков, «непререкание» с судьей). Ко вторым относятся элементы музыкального, художественного, иллюстративно-наглядного, светового оформления (музыкальные заставки и паузы, устные журналы, кино и видео сюжеты, дизайн, костюмирование).

Структурный анализ воспитательной формы позволяет выявить определенную логику и поэтапность организационных действий. Наиболее обобщенная структура любой формы включает в себя три неотъемлемых этапа:

Подготовка;

Проведение;

Однако многие формы обладают более сложной структурой, которая может включать в себя, например, предварительную подготовку, групповое планирование, коллективно-групповую подготовку, групповую рефлексию, коллективную оценку.

Классификация форм воспитания. В педагогике существуют несколько вариантов классификации форм воспитания. Одна из них разработана в логике деятельностного подхода, и подразделяется аналогично классификации методов воспитания на четыре группы:

Формы и методы формирования сознания личности ребенка;

Формы и методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Формы и методы стимулирования поведения и деятельности;

Формы и методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения (Ю.К. Бабанский).

Значительный интерес представляет классификация форм воспитания, в основе которой лежит логика возрастания их воспитательных возможностей (Е.В. Титова). Данная классификация подразделяется на следующие группы форм воспитательной работы:

Мероприятия;

Основанием для подобного классифицирования являются: зависимость от целевой направленности воспитательной формы, объективные воспитательные возможности формы и позиции участников воспитательного взаимодействия.

Мероприятия , с точки зрения автора, представляют собой события или ситуации в коллективе, организуемые педагогами с целью воспитательного воздействия на детей. К видам данного типа форм можно отнести беседы, лекции, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки и т.д. Мероприятия предпочтительны и целесообразны в случаях решения сложных просветительских, обучающих и организаторских задач, когда необходим высокий уровень компетентности педагогов или приглашенных специалистов.

Данная типология правомерно дополняется играми, наилучшим образом способствующими исполнению и отработке детьми индивидуально-значимых и социально-значимых ролей, обучению их действиям и привычкам общественно значимого поведения.

Таким образом, под играми понимается воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе в целях отдыха, развлечения или обучения. Игры отличаются многообразием видов: деловые, сюжетно-ролевые, спортивные, организационно-деятельностные и т.д.

Мероприятия и игры, как правило, проводятся кем-либо для кого-либо в целях воспитательного воздействия или взаимодействия. Вместе с тем они могут быть менее целесообразными, если дети в состоянии самостоятельно организовать творческое взаимодействие. В данных случаях эффективнее организовывать коллективные дела.

Дело трактуется как общая работа, осуществляемая и организуемая членами коллектива на пользу себе и всем. Дела характеризуются самой высокой деятельностно-созидательной позицией детей, опосредованным педагогическим руководством и гуманистической направленностью на развитие личности и коллектива. Некоторые формы данной классификации представлены на рис 13. Система форм воспитания Е.В. Титовой.

Особую значимость в данной типологии форм воспитательной работы имеют коллективные творческие дела, разработанные И.П. Ивановым. Они, с точки зрения большинства педагогов, обладают наибольшими воспитательными возможностями, так как предоставляют каждому ребенку шанс внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, интеллектуальные и т.д.), укрепить коллектив и коллективные отношения как основу личностного развития ребенка, эмоционально окрасить ситуации взаимодействия между субъектами воспитания. Таким образом, переход форм из одного типа в другой сопровождается не только усложнением их организации, но и возрастанием воспитательных возможностей форм воспитательной работы.

Воспитательный эффект используемых форм взаимодействия во многом зависит от профессионализма, компетентности и творчества воспитателей, организаторов и игротехников школы.

Воспитательная работа в школе, к сожалению, страдает от таких недостатков формотворчества, как стереотип отработанных и регламентированных форм и сценариев, предпочтительность готовых сценариев как результат репродуктивного подхода к педагогической деятельности, однообразие форм как следствие закостенелости педагогического мышления воспитателей.

Традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы. В школе сложилась определенная система традиционных форм воспитательной работы. Хорошей традицией стали, например, выступления агитбригад, КВН, конкурсы художественной самодеятельности, фестивали, трудовые операции. Наряду с этим, мы должны отметить, что школу всегда украшали нестандартные формы воспитательной работы. Например, замечательной педагогической находкой коллектива Павлышской школы В.А. Сухомлинского была такая форма семейного воспитания школьников, как «Яблоня матери». Достойным вкладом в копилку форм воспитательной работы московской школы № 825 В.А. Караковского стали такие мероприятия и дела, как ежегодное обращение к людям Земли, интеллект-аукцион, защита генеалогического древа семьи и др.

Практика показала, что оригинальные и нестандартные формы, обладающие безусловной притягательностью и привлекательностью для детей, с одной стороны, и большими воспитательными возможностями, с другой, впоследствии становятся доброй традицией в воспитательной работе школы. Далее наглядно представлены некоторые традиционные и нетрадиционные формы воспитательной работы в современной школе (рис. 14. Традиционные и нетрадиционные формы воспитания).

Критерии отбора форм воспитательной работы. В основе отбора эффективных форм воспитательной работы в школе лежат следующие критерии:

Целесообразность (например, соответственно целям и задачам экологического воспитания: от экологии души человека к экологии его разума, от экологии души и разума человека к экологии окружающей его природы, от экологии природы к экологии ноосферы планеты, воспитательная работы школы наполнена такими формами, как зеленые и голубые патрули по очистке лесов и рек региона, участие в международных акциях гринпис, проведение Дня птиц, операций «Навстречу весне», «Золотая осень» и т.д.;

Разнообразие форм и приемов воспитательной работы;

креативность форм воспитательной работы, пробуждающих нестандартное, оригинальной решение проблем воспитательного взаимодействия;

Соответствие воспитательных форм психолого-физиологическим, возрастным, индивидуальным особенностям детей;

Соответствие форм особенностям развития коллектива и коллективных отношений;

Привлекательность и эмоциональная окрашенность форм воспитательной работы;

Последовательное усложнение форм воспитательной работы;

Постоянное усиление воспитательных возможностей формы.

Технология проведения беседы. В педагогике слово «беседа» обозначает какспособ взаимодействия между субъектами воспитания, так иформу – внешнее отражение этого взаимодействия в конкретных временных, пространственных, организационно-процессуальных нормах и правилах (во сколько, где, с кем, в какой последовательности и т.д.).

Беседа как метод воспитания используется с давних времен. История донесла до нас со времен афинской школы сократическую беседу, со времен средневековья - катехизическую беседу, со времен советской педагогики – идейно-политические и нравственно-этические беседы, ныне широкое распространение получают различные варианты эвристической беседы. Как бы не менялись разновидности беседы, суть сохраняется неизменной – беседа была и остается одним из самых действенных методов воспитания. Этому способствует, прежде всего, заложенный в ней мощный психолого-педагогический потенциал воздействия на личность ребенка: максимальная доступность, убедительная аргументация, интенсивность, ассоциативность, экспрессивность, ясность выражений, широкие воспитательные возможности. Благодаря этому, беседа как метод выполняет разнообразные функции: информационную, мотивационно-побуждающую, контролирующую, коммуникативную, поисково-исследовательскую и т.д.

Технология проведения беседы как формы воспитательного взаимодействия включает в себя пять взаимосвязанныхфаз (этапов) :

1. Начальная фаза беседы.

2. Фаза передачи информации.

3. Фаза аргументирования.

4. Фаза опровержения доводов слушателей и убеждение в правоте ваших мыслей.

5. Заключительная фаза беседы.

14. С истема форм и методов воспитания

Методы воспитания - это взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания.

Методы подразделяются на приёмы. Методы воспитания тесно взаимосвязаны со средствами воспитания.

Классификация методов:

Традиционные:

1- я группа - меотды убеждения (беседа; школьная лекция; пример (как метод воспитания); диспут). Осн. Назначение - разъяснение норм общепринятых ценностей.

2- я группа - методы формирующие поведение (игра, как метод воспитания; соц соревнование; общественная деятельность; общественное поручение).

3- я группа. Методы поощерения и наказания. Их осн функция – стимулирование, поощерение.

Не традиционные (по Щукиной) :

1. группа. Методы формирования положительного опыта поведеня в деятельности (пед требование; общественное мнение; приучение; создание воспитательной ситуации).

2. Группа. Методы формирования сознания (разъяснение; пример; беседа; диспут).

3. Группа. Методы поощерения и наказания.

По Бабанскому

1. Методы формирования сознания личности (беседа; разъяснение; пример; диспут).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; создание воспитывающей ситуации; уважение).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование; поощрение; наказание).

По Васильевой

1. Метод выдвижения воспит.целей, задач и путей их достижения. Данный м-д приучает шк-ов ставить цели и выбирать ценностные ориентации.

2. Информационно-просветительский м-д. Приучает учащихся к выработке умений проводить беседы.

3. Труд как метод восп-я (формирование осознанного отношения к труду у каждого шк-ка).

4. Общение как метод восп-я. Рассматривает общение как вид деят-ти. Оно способствует осознанию шк-ком норм общественного поведения. Главная функция м-да заключ в воспитании отношения ч-ка к чел-ку.

5. Методы оценки (отличаются разными формами проявления: педагогическая; самооценка; оценка коллектива) Нрав оценка предупреждает слепое подражание. Через оценку формир идеал, в оценочных суждениях проявл отношение шк-ов к изуч предметам, по оценке судят об успехах или не успехах, о качественной стороне его деят-ти

В любом виде деят-ти проявляется ценностные ориентации шк-ка.

Методы воспитания - это пути целенаправленного, систематического, специально организованного воздействия на личность воспитуемого при условии активности самой личности. М-ды воспитания - это управление развитием личности.

М-ды восп по Макаренко – это инструмент прикосновения к лич-ти шк-ка. Сухомлинский – прикоснов к сердцу ребенка.

М-ды восп – способы взаимод педагогов и уч-ов с пом ктр происходит становление лич-ти шк-ка. Все м-ды должны быть обращены и к уч-лю и к уч-ку.

Формы воспитательной работы - это варианты организации конкретного воспитательного процесса и композиционное построение воспитательного процесса.

Мероприятие - организованное действие коллектива направленное на достижение разных целей.

Каждая из форм воспитательной работы решает свои воспитательные задачи, использует при этом интересы потребности личности и на этой основе формируют те или иные качества личности школьника.

Формы воспитательной работы:

1. Уважение к личности воспитуемого.

2. Признание его индивидуальности.

3. Признание его прав и свобод.

4. Учитель всегда должен обязательно опираться на потенциал возможности личности.

Классная форма воспитательной работы:

1. как организованны учащиеся (массовые, индивидуальные, групповые);

2. на направления воспитательной работы

· познавательно-развивающая деятельность (викторины, аукционы, деловые игры, смотры знаний);

· осуществление задач нравственного воспитания и самовоспитания (круглый стол, пресс конференции, диспуты);

· деятельность, связанная с профориентацией;

3. при формировании эстетического воспитания (вечера поэзии, музыкальные вечера, утренники, экскурсии в музей, прогулки на природу, танцы)

4. при формировании физического воспитания (спартакиады, походы, эстафеты, встречи со спортсменами)

Структура воспитательного мероприятия:

1. В классе создается временная группа, которая разрабатывает план данного мероприятия.

2. Идет обсуждение данного мероприятия.

3. Инициативная группа готовит список средств для проведения мероприятия.

4. Распределяет каждому задание, поручение.

5. Включение в деятельность.

6. Проведение подготовленного мероприятия.

7. Итоговый этап, обсуждение результатов; как избежать допущенных ошибок.

Ашигалиева Тогжан Тулешовна

учитель начальных классов

СОШ им. Ы Алтынсарина

Таскалинского района

Всем хорошо известно, что семья и школа составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и школа по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Воздействие семьи и школы на развитие личности детей школьного возраста осуществляется в принципе совместной деятельности воспитателей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, который требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Педагогу также необходимо раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребёнка на каждой возрастной ступени школьного детства и порекомендовать соответственные приемы воспитания. Правильно построенное общение родителей и воспитателей – это залог успешного воспитания школьника.. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе родителей и не дают желаемого результата. Идея недостаточности традиционных форм работы с родителями и необходимости целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения осознаётся сегодня и родителями, и специалистами: педагогами Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями , и нетрадиционные.

Плюсы их вижу в следующем.Они:

Активизируют ребят;

Нетрадиционные формы ВР –одно из средств оптимизации воспитательного процесса

(из опыта работы)

В результате реформирования образования осуществляется качественное обновление содержания, форм и методов образования и воспитания детей.

Дети все хотят учиться. Вспомним, какими они приходят в 1 класс, как гордятся новой формой, портфелем, как переполняет их предчувствие радостной встречи со школой, с тайнами, которые их там ждут. Они любознательны, тянутся ко всему новому, необычному, обожают учителя, радуются учению, хотя толком еще не знают, что это такое.

Как сделать, чтобы детям было интересно учиться в школе?

Не каждый ученик может быть успешен в учебной деятельности в силу разных обстоятельств, но каждому надо дать возможность раскрыть себя в творчестве. В этом и состоит миссия учителя. Думаю, что мне это во многом удалось сделать больше даже как классному руководителю, чем как учителю.

В своей работе с учениками начальных классов я значительное место уделяю нетрадиционным формам воспитательной работы

Плюсы их вижу в следующем. Они:

Не сковывают учебный процесс;

Вносят разнообразие в школьные будни;

Активизируют ребят;

Я, как любой творческий учитель нахожусь в поиске оригинальных методических решений, стараюсь вовлечь детей в разработку и проведение мероприятия, сделать его увлекательным для них.

КТД (традиции)

  • Сюжетно-ролевая игра;
  • Конкурс;
  • Проекты
  • Встречи выходного дня;
  • Походы;
  • Экскурсии;
  • Семейная гостиная (социальная);

А для того, чтобы увлечь своих учеников, их нужно не просто наполнить знаниями, как "пустой сосуд", а зажечь в них ту "искорку", которая по степени разгорания вела бы их к вершине познания.

Работая в сотрудничестве с социальным педагогом, использую психологические тренинги «Учимся дружить»,«Учимся прощать», «Учимся общаться». Они позволяют детям побывать в разных житейских ситуациях. Неформальная обстановка (участники располагаются группами) способствует созданию благоприятных условий для общения и взаимодействия. Дети разыгрывают ситуации, которые потом вместе оцениваем, решаем, как поступить правильно. Приятно отметить результат-модель правильного поведения потихоньку приживается.

«Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция, - говорил Антон. Семёнович Макаренко. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы». Неотъемлемой частью работы по сплочению коллектива, традицией нашего класса стали КТД, как одно из звеньев воспитательного процесса в школе, и у нас они чаще проходят в форме праздников спортивно-игрового характера. Например, «Смотр строя и песни», «День именинника», «Выпускной в начальной школе».Не забываем мы и про шефство над малышами детского садика: совершаем вместе путешествие по мотивам известных сказок, в Город Чистоты и порядка. Среди КТД особенно важными дети считают так называемые социально-значимые дела: «Трудовой десант» - акция «Школа-территория чистоты», «Посади дерево!», работа над проектом «Школьная клумба», «Цветымалышам», а через такие мероприятия, которые мы объединили в «Маршрут добрых дел», осуществляем связь поколений. Изготавливаем панно и открытки для ветеранов. Не забываем с праздниками поздравлять дедушек, бабушек, мам и пап. Помним об учителях, которые сегодня на заслуженном отдыхе. Навещаем и поздравляем их. Делают это дети с огромным удовольствием.

В нашем классном коллективе уже есть традиционные Встречи выходного дня (библиотека, поход на лыжах, экскурсии). Эти дела сближают детей, доставляют им большую радость

Анализируя свою деятельность с детьми по проведению КТД, думаю, что мною уже заложено начало волонтёрского движения. Вижу результаты своей работы и в том. что КТД в наибольшей степени позволяет ребенку раскрыть свою творческую индивидуальность, обрести друзей, уверенность в себе, приобрести организаторские навыки. Даю возможность проявить их. Для того чтобы жизнь в нашем классе была наиболее интересной и плодотворной, мы вместе с детьми планируем мероприятия. Выбираем темы. Очень нравится детям, и уже есть определённый опыт работы в этом направлении,- проводить классные часы («Игры на перемене», «Знай и выполняй правила дорожного движения!», «Загадка, где ты?») Учащиеся выступают с ними перед сверстниками и на научно-практической конференции «Моя страна-мой Казахстан». Сейчас мы работаем над коллективным проектом «История в памятниках»

Особое направление ВР-патриотическое. На классных часах, посвященных годам Великой Отечественной войны дети эмоционально сопереживают вместе с ветеранами и очевидцами войны, которые рассказывают о тех тяжелых днях, принимают участие в митинге, посвященном Победе, вахте Памяти. Мы взаимодействуем с Советом ветеранов (берём шефство-выращиваем рассаду цветов и помогаем, например, посадить цветы возле дома, разносим газеты, оказываем посильную помощь).

Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”. Мои ученики – активные участники всех мероприятий: будь то праздничный концерт, юбилей школы, фестиваль. Например, ученик 2 класса Крачковский Михаил

ребенок, который находится на учете по ПМПК постоянно участвует на районных, областных конкурсах песен среди инвалидов, является победителем многих различных конкурсов. 8 октября Миша участвовал в областном конкурсе песен, 21 октября 2014 года по телеканалу «Казахстан-Орал» Миша выступал по телевидению с песней «Если б не было школ!»

Использую активно ещё одну форму ВР –конкурсы. Своих детей я увлекаю в разнообразные виды художественного творчества, здоровье”. Работы детей выставлялись на выставках в Районном ДК.

Особенно хочу остановиться на музейных уроках. У нас в школе есть музей- «Музей трудовой и боевой славы» Я для себя открыла очень интересную форму работы (причём как для уроков, так и для внеклассной работы). . Начав работать с детьми на базе музея, я заметила, что изучение однотипного материала, например, по литературному чтению по теме «Устное народное творчество», легче усваивается учащимися в музее, через игровую деятельность, инсценировки. Вхождение в образ, перевоплощение дают возможность проявить детям творческие способности. Например, при изучении материала о жизни наших знаменитых сельчан хорошие результаты даёт метод «погружения в прошлое». А использование музейных предметов на уроках (письмо, гильзы, фотографии) дало возможность проявиться в душе ребёнка чувству благодарности защитникам Родины и родного посёлка.

Я сначала сама проводила уроки в музее, а теперь сами дети пробуют себя в роли лекторов (не только для своего класса). Готовя краеведческий материал, мы теперь обращаемся в первую очередь к музейным материалам, а потом идём в библиотеку.

Тесное активное сотрудничество с библиотекой, библиотечный час -это ещё одна форма воспитательной работы, которую я провожу целенаправленно, начиная с первого класса.

Результат радует. Класс ежегодно побеждает в номинации «Самый читающий класс», есть и свои лидеры.

Успех будет неполным, если не будет сотрудничества с семьёй. Но как писал Антон Семенович Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я и в работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в школе. Например, «Мастер-класс» по вырезанию из дерева, интеллектуальная игра «Колесо удачи», «Мама, папа я- спортивная семья,» конкурс « Наши мамы», «Мы с папой-бравые солдаты». Особенно сближают «Семейные гостиные» Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

К нетрадиционным формам сотрудничества с родителями можно отнести следующие: родительские чтения, литературно-музыкальные вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации. Для того, чтобы нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в коллективе прижились, надо начинать эту работу именно в начальной школе.

Одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей является индивидуальная консультация.

Организация и проведение индивидуальных консультаций необходимо, в первую очередь, когда учитель в начальной школе набирает первый класс. Для того, чтобы ребенок быстрее и легче пережил адаптацию к школе, необходимо организовывать и проводить групповые индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Первую индивидуальную консультацию необходимо провести уже в конце августа или в начале сентября. На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной инициативе, изучив результаты обучения в детском саду или по рекомендации воспитателя дошкольного учреждения. Готовясь, к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребенком и классом. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать педагогу все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неформальной обстановке.

В ходе первоначальной консультации классному руководителю желательно получить ответы на следующие вопросы:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его любимые игры, увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации, которая проводится при первой встрече с родителями, можно предложить родителям заполнить, заранее подготовленную, анкету «Мой ребенок».

В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше информации.

Чем больше классный руководитель имеет о каждом ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для становления личности.

Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть устными или письменными. Письменные рекомендации будут весьма полезны для родителей первоклассников

И в заключении стоит отметить, что педагог, владеющий современными подходами к организации воспитательного процесса, сможет более эффективно взаимодействовать со всеми его участниками. А нестандартные формы работы во внеурочное время помогают учителю-воспитателю формировать личность интересную и неординарную. Как раз этого и требует наше время.

А про себя могу сказать, что, не напрасно я тружусь и званием Руководитель классный я горжусь. За особую награду считаю слова благодарности от уже взрослых, но всё ещё моих учеников, особенно от тех «классных» деток, с кем пришлось нелегко. Но мы были вместе, а это главное.

Литература.

  1. Артёменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы / З.В. Артёменко, Ж.Е.Завадская. - Минск, 2001. - 253 с.
  2. Быков, А.К. Методы активного социально-психологического обучения: Учебное пособие / А.К. Быков. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
  3. Воспитание. Второй класс / Под общей редакцией профессора М.П. Осиповой. - Минск, 2003. - 259 с.
  4. Кларин М.В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта// Педагогика. - 2000. - №7. - с. 15 - 19
  5. Решетников, Т.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей / Т.Е. Решетников. - М.: Владос, 2000. - 304 с.

Что еще почитать